Таранівська сільська рада Зміївського району Харківської області  19 травня за результатами тендеру акцептувала пропозицію ТОВ «СБ Рембудсервіс» щодо реконструкції будівлі дитячого садка  вартістю 11,29 млн грн.

По це повідомляє «Харківський антикорупційний центр» з посиланням на «Вісник державних закупівель».

Реконструкцію планують завершити до кінця 2017року.

Конкурсна комісія відхилила три пропозиції, які були дешевші від пропозиції переможця.

Так, пропозиція ТОВ «СК» Лувр» на суму 9,26 млн грн. була відхилена через те, що фірма надала баланс та звіт про фінансові результати за перший квартал 2016 року, а не за 2015 рік.

Пропозиція вартістю 10,72 млн грн ТОВ «Рать» відхилили  у зв’язку з тим, що була відсутня копія ліцензії НБУ та не на всіх сторінках пропозиції містився відбиток печатки та підпис уповноваженої на підписання документів особи.

Пропозиція ТОВ «Будівельник», яке пропонувало виконати роботи за 10,70 млнгрн., відхилили через відсутність нотаріально завіреної копії ліцензії на право ведення відповідної діяльності з переліку робіт.

Таким чином, єдиним конкурентом «СБ Рембудсервіс» було ПП «Солметснаб», яке пропонувало виконати реконструкцію за 10,42 млн.грн. Але, «СБ «Рембудсервіс» запропонувало довший термін оплати робіт, а цей фактор складав в формуванні оцінки 30 балів.

Власниками ТОВ «СБ Рембудсервіс» є Катерина Гученко, Петро Єрмаков, Олександр Шепотько (керівник). Це підприємство є правонаступником ПАТ «СБ Рембудсервіс», власниками якого були Семен Сирота, Катерина Гученко, Петро Єрмаков. Раніше, з 2010 року посаду генерального директора «Рембудсервіс» займав сам Семен Сирота. А, бухгалтером в той час була Катерина Гученко.

З 2011 року Семен Сирота є директором КП «Харківське ремонтно-будівельне підприємство».

Кінцевими бенефіціарними власниками ПП «Солметнсаб» до березня 2016 року були Ігор Шкурко та Микола Лютий. Зараз власником та керівником є Олександр Горбач. Ігор Шкурко є заступником керівника в комунальному підприємстві «Харківське ремонтно-будівельне підприємство» Семена Сироти.

Важный законопроект подготовила народный депутат Ирина Фриз «О силах специальных операций Вооруженных сил Украины». Законопроект закрепляет статус ССО как самостоятельного вида ВСУ. Законопроект Ирины прошел согласование со структурами НАТО и является результатом труда рабочей группы по разработке законопроекта в Администрации Президента. Поэтому анализ документа позволяет обратить внимание на ключевые аспекты этой важной реформы, о которых не стоит упоминать в пояснительной записке.

Итак, в чем его суть и на что стоит обратить внимание?

  1. Определяются задачи ССО:

-проведение специальных операций - в том числе за рубежом;

-ведение специальной разведки;

-проведение информационно-психологических операций;

-организация движения сопротивления на оккупированных территориях;

-предоставление военной помощи.

  1. ССО получают автономное от ВСУ финансирование - свою отдельную закрытую строку в бюджете, распорядителем средств является непосредственно Минобороны.
  2. Статус Сил специальных операций резко повышается.

Высшее руководство ССО осуществляет сам Президент - Верховный главнокомандующий. То есть Президент может ставить задачи напрямую, без участия ГШ. Начальник Генштаба осуществляет только общее руководство.

Командующий ССО назначается и увольняется на должность министром обороны по согласованию с Президентом. Непосредственное руководство ССО осуществляет исключительно командование ССО - то есть подчинить части ССО, например, командованию Сухопутных войск не удастся.

  1. В ССО создается собственное подразделение внутренней безопасности.
  2. Командование ССО получает право отбора военнослужащих в ВСУ согласно требованиям, утвержденным Генштабом.
  3. Военнослужащие ССО получают денежное обеспечение в размере не менее двойного оклада военнослужащего ВСУ с соответствующим званием, должностью и выслугой.

Какие выводы?

Как видим, закон весьма лаконичен, и все организационно-структурные вопросы будет утверждать Генштаб. С другой стороны, закон по нашим феодальным понятиям здорово ограничивает масштабы влияния начальника Генштаба. Ведь у нас спецназ всю войну применялся как часть сухопутных войск, для решения задач преимущественно войсковой разведки, охраны, штурмовых действий в качестве легкой пехоты.

Здесь надо отметить, что это не интрига против Генштаба - это на самом деле внедрение нормальной мировой практики. Именно по такой схеме организованы ССО США. Децентрализация системы управления и повышение самостоятельности составных частей - это рационально и принято во всем мире. Это только в Украине Генштаб и Минобороны - два автономных ведомства, а в демократических странах командующий ВС подчиняется не президенту, а именно министру обороны. Везде структура управления едина.

Да, можно сказать - а почему такая структурная реформа проводится только в одном виде ВС? Почему не везде? Где наконец программа развития Вооруженных сил, экстренно разработать которую Президент Порошенко обязал ГШ и МО своим указом еще 15 октября 2014 года - полтора года назад?

Думаю, принятие закона об ССО логично именно потому, что разработать новую архитектуру реформы ВСУ руководство ГШ пока неспособно. И непонятно, способно ли что-то вывести начальника ГШ из летаргии в этом вопросе. Самого президента невыполнение его собственного указа тоже не очень беспокоит. Закон о ССО - это по сути попытка реформы снизу. То есть это попытка создать дееспособную модель в самом критически важном виде ВС, который может иметь, при грамотной организации, стратегическое значение. То есть немного опередить остальные структуры ВСУ и показать путь развития.

Для войны против РФ Украине необходима мобильная автономная структура, которая объединяет военных профессионалов и работает по своим закрытым регламентам на результат. Мы окружены российскими базами и непризнанными оккупированными РФ территориями. Против врага, ведущего необъявленную войну, надо действовать быстро, гибко и скрытно, минуя громоздкую систему согласований и координаций, которые убивают актуальность, инициативу, скорость и смелость.

Это на самом деле и есть типичный американский подход к проведению военной реформы.

Именно так американцы в Польше работали с отрядом «Гром», в Болгарии создали 68-ую бригаду спецназа, именно с бригады спецназа началась реформа ВС Ирака, Афганистана и всех других стран, которые входят в сферу американского влияния. И это также логично, потому что ССО - это инструмент современной интеллектуальной войны, войны точечных уколов с долгосрочными последствиями.

Чтобы наносить удары по оккупантам на Донбассе, в Крыму, Приднестровье, чтобы поддерживать национально-освободительные движения на территории РФ, необходимо создать эффективные инструменты решения такого рода задач.

Надеюсь, народные депутаты в самое ближайшее время поддержат законопроект о ССО - этим мы покажем нашим западным партнерам, что мы всерьез готовы к проведению военной реформы.

Крупнейшие мировые производители электроники и украинские дистрибьюторы требуют от премьер-министра ужесточить условия импорта техники.

Они хотят обязать операторов отключать незарегистрированные мобильные телефоны и обложить налогом заграничные интернет-покупки населения.

Свои требования инициаторы объясняют необходимостью борьбы с контрабандой и прогнозируемым увеличением налоговых поступлений.

Однако некоторые участники рынка потребительской электроники расценивают это как острое желание вендоров и импортеров монополизировать рынок Украины под благовидным предлогом.

Конечная цель таких новаций, полагают оппоненты, - заблокировать альтернативные каналы импорта более дешевой электроники и единолично диктовать цены на товары всей Украине, получая сверхприбыль.

С предложением ужесточить условия импорта выступила Ассоциация предприятий информационных технологий. Она лоббирует интересы 72 крупнейших производителей, импортеров и дистрибьюторов потребительской электроники, занимающих 90% рынка Украины.

Ассоциация 10 мая 2016 года направила премьеру письмо, в котором утверждает, что из-за теневого импорта госбюджет ежегодно не получает 3,6 млрд грн.

«В результате поставок электроники через границу без таможенного оформления или с занижением таможенной стоимости государство не получает импортный НДС и пошлины», - пишет АПИТУ.

По мнению авторов письма, из-за сокрытия прибыли при торговле нелегально ввезенными товарами без регистрации расчетных операций бюджет не получает налог на прибыль, а легальные импортеры несут убытки.

17 мая ассоциация провела «круглый стол» с представителями Государственной фискальной службы. На нем члены АПИТУ рассказали о масштабах ущерба от теневого импорта и об основных схемах такого импорта.

«Несуны» в законе

Виктор Щербяк, глава департамента продаж «Asbis-Украина», эксклюзивного украинского импортера iPhone, сообщил, что большая часть «яблочных» телефонов продается в Украине нелегально.

«За 2015 год сумма недополученного НДС от продажи нелегальных iPhone составляет 0,8-1 млрд грн. Есть много способов завозить сюда продукцию без уплаты НДС и таможенных пошлин. Все это продают частные предприниматели через онлайн-ресурсы, которые тяжело отследить», - утверждал Щербяк.

Его поддержал Андрей Скира, руководитель отдела аудио-видео «Samsung Electronics Украина». Он провел исследование с помощью прайс-агрегатора hotline.ua и пришел к выводу, что из 170 продавцов телевизоров Samsung 74 продают нелегальные товары, не сертифицированные для продажи в Украине.

Долю таких телевизоров он оценил 25% и увидел тренд к ее увеличению. «Разница в ценах на официальные и нелегально ввезенные товары составляет 30-220%. Мы оцениваем наши потери минимум 0,5 млрд грн в год, а потери бюджета - 30 млн грн в год», - отметил Скира.

В проникновении нелегального импорта он винит «несунов».

Так он называет граждан Украины, которые в руках переносят через границу товар, декларируя его для собственных нужд. За день такие «несуны» могут перенести из Польши в Украину без уплаты пошлин и НДС целую фуру электроники. Потом техника поступает в продажу по ценам, ниже официальных.

На вопрос, как это возможно, присутствующие на «круглом столе» представители ГФС только разводили руками, мол, такой «импорт» не противоречит законам.

Лейтмотивом заседания стала идея, что из-за теневого импорта госбюджет не получает миллиарды гривен, поэтому надо срочно предпринимать меры. Список таких мер ассоциация заранее подготовила и направила премьеру.

В частности, предлагается обязать мобильных операторов отключать устройства с незарегистрированными кодами ІМЕІ, обложить заграничные интернет-покупки свыше 22 евро НДС (сейчас покупки до 150 евро не облагаются налогами), ужесточить ответственность за размещение информации о контрабанде.

За «железным занавесом»

Между тем, продавцы электроники, не входящие в состав АПИТУ, возмущены ее инициативой. Они считают, что под видом борьбы с контрабандой ассоциация намерена с помощью правительства еще больше монополизировать право на импорт электроники в Украину. Ее цель - единолично диктовать розничным сетям цены на технику, вручную регулируя свои доходы на обнищавшем рынке Украины.

Многие компании в Украине заинтересованы самостоятельно официально импортировать электронику с международных рынков.

Они готовы предложить гораздо более низкие цены при том же качестве товара и уровне гарантийного обслуживания. Однако начать этот бизнес они не могут из-за неурегулированного принципа исчерпания прав на товарные знаки и бессмысленной системы сертификации.

Президент Unitrade Group Владимир Колодюк говорит, что готов официально завозить в Украину iPhone 6s на 128 Гб и продавать его на 85 долл дешевле, чем у других «белых» продавцов. Однако без разрешения эксклюзивных импортеров Apple в Украине - компаний Asbis и ERC - сделать это он не может.

Их эксклюзивное право на импорт техники Apple закреплено в Таможенном реестре объектов прав интеллектуальной собственности.

Формально реестр нужен для предотвращения поступления в страну контрафактных товаров. Однако из-за неоднозначности законодательства реестр стал «железным занавесом» для бизнеса. Все, кто в него не внесены, не имеют права завозить товар в страну. Таможня его просто не пропустит.

Внести компанию в реестр может только правообладатель, то есть производитель электроники, но вендоры ограничивают число импортеров в Украине. Поэтому в стране действует национальный принцип исчерпания прав.

Тем временем во всех цивилизованных странах действует международный принцип, когда товар без разрешения производителя может ввозить любой игрок.

Принцип исчерпания прав - болезненный вопрос для украинских офисов вендоров. LG и Lenovo отказались его комментировать. Только Samsung Electronics Ukraine не стала скрывать свою позицию.

«Международный принцип исчерпания прав открывает границу для неофициального импорта. Официальный импортер инвестирует деньги в построение сервисной сети, предоставление дополнительных услуг, несет затраты на маркетинг и, что очень важно, оплачивает все налоги и пошлины.

В то же время, неофициальный импортер осуществляет деятельность без значительных дополнительных затрат», - утверждают в пресс-службе компании.

Еще одним барьером на пути либерализации импорта остается сертификация.

Вся электроника, которая попадает в Украину, проверяется на соответствие национальным стандартам. Занимается этим ряд организаций, например, «УкрСЕПРО». Они выдают сертификаты стоимостью десятки тысяч гривен. Хотя вся эта электроника изначально сертифицирована для ЕС и США.

«Эти структуры получают сверхприбыли в условиях монопольного положения», - объясняет Колодюк.

«iPhone сертифицирован, но мы этим сертификатом воспользоваться не можем. Нам нужно купить за баснословные деньги свой сертификат.

Перед этим сертификационный орган попросит разрешения у правообладателя на испытание прибора. При этом нам заранее говорят, что на Apple, Sony и Samsung сертификат вам не дадим», - добавляет Колодюк.

Однако некоторые компании с помощью разных схем импортируют электронику. Они конкурируют ценой с официальными импортерами, из-за чего последние теряют деньги. Поэтому АПИТУ придумала, как усложнить жизнь «нелегалам».

История рассудит

«Думаю, это попытка просить больше, чтобы получить хоть что-нибудь. У меня ответ один: пока у нас не будет равного ценообразования для нашей страны и соседних стран, все попытки что-то запретить ни к чему не приведут», - комментирует требования ассоциации основатель Rozetka Владислав Чечеткин.

При этом в увеличении импорта товаров неофициальными поставщиками Чечеткин винит именно вендоров.

«Устанавливая разные цены на одни и те же товары для Украины и других стран, производители сами провоцируют поток контрабанды. Представители вендоров, которые не могут построить нормальное ценообразование, должны уйти на свалку истории. Это произойдет в любом случае», - уверен Чечеткин.

Вендоры, как и официальные дистрибьюторы, отвергают все обвинения. «Цены формируют различные игроки рынка на свое усмотрение», - говорят в «Lenovo Украина». А коммерческий директор ERC Владимир Костенко считает, что было бы странно видеть большой разброс цен в рознице.

«Составляющие цены известны. Значимый разброс может говорить об уклонении от уплаты налогов, отсутствии дополнительных сервисов, сомнительности происхождения товара или его комплектации», - утверждает он.

Единственное, что объединяет членов АПИТУ, вендоров, дистрибьюторов и их оппонентов, - это беззаветное желание отменить сертификацию электроники, признав европейские аналоги.

Считаю необходимым подробно рассказать об одном из определяющих элементов гибридной войны, который применяет против нас страна-агрессор — Российская Федерация. Элемент этот имеет сугубо уголовную основу.

Используя военные действия на Востоке нашего государства, влияя извне и изнутри на экономический и социальный кризис в нашем обществе, усиливая информационную агрессию через СМИ, враг, кроме этого, значительно усиливает свое влияние на уголовный мир, а через него — и на ухудшение криминогенной ситуации на территории нашего государства. Следует отметить, что в Украине прослеживается насыщение и активизация деятельности организаторов и руководителей преступных группировок, получивших гражданство и статус «вора в законе» на территории Российской Федерации. В связи с этим они находятся под влиянием спецслужб РФ и используются последними для сбора информации и дестабилизации криминогенной обстановки в регионах Украины.

Анализ состояния оперативной обстановки свидетельствует, что на территории Украины действует устойчивое иерархическое объединение лиц, которое содержит признаки преступной организации, создано для совершения тяжких и особо тяжких уголовных правонарушений, а управляется и координируется лидерами организованных групп (структурных частей преступной организации). Руководят преступной организацией лица, наделенные в уголовном мире самым высоким статусом «воров в законе», которые для усиления преступной деятельности сплачивают бандитский элемент, непосредственно планируют, организовывают и руководят совершением уголовных правонарушений его участниками.

Во время расследования мы арестовываем больше мелких воров или отдельные группы преступников. Нередко, имея вещественные доказательства, видео, официально предоставленные свидетельства, формирующие доказательную базу против этих лиц, Нацполиция лишена возможности закрепить доказательства преступных действий основных заказчиков тяжких уголовных правонарушений. Они всегда находятся в тени, а деньги, добытые незаконным путем, попадают к ним в виде «черного нала».

Известно, что средства из общего воровского финансового центра, т.н. «общака», «воры в законе» используют для совершения преступлений, решения бытовых и личных вопросов руководителей и участников преступной организации, подкупа коррумпированных представителей власти, легализации на территории Украины, учреждения и ведения бизнеса, в т.ч. незаконного. А еще — с целью лоббирования своих представителей к самым высоким органам власти для обеспечения крыши преступной организации, защиты ее интересов и уже созданного бизнеса путем создания собственного положительного имиджа и поддержания культа «воровской романтики», в частности с использованием интернет-ресурсов и социальных сетей; для учреждения разного рода псевдоправозащитных организаций и благотворительных фондов, которые через медиаресурсы могут, при необходимости, создавать негативные настроения в обществе, настраивать его против правоохранительных, судебных органов, а также органов власти; для обеспечения всего необходимого (в т.ч. приобретения техники, оружия, другого имущества, создания субъектов хозяйствования, банков) и т.п.

В состав преступной организации входят и другие участники организованных групп и представители криминалитета, которые активно поддерживают «воровское движение» и установленные правила поведения, платят средства в «воровской общак», обеспечивают поддержку, т.н. подогрев, своим приспешникам, отбывающим сроки в учреждениях исполнения наказаний, а также принимают непосредственное участие в совершении тяжких и особо тяжких преступлений на территории Украины.

Все преступные формирования пытаются расширить свои экономические основы, стремясь увеличить долю легальной экономической деятельности. Это может представлять особую общественную опасность. На почве сложной социально-политической и экономической ситуации указанная тенденция может со временем заостриться.

Все чаще поступает информация о создании лидерами уголовной среды собственной контрразведки, в состав которой входят настоящие профессионалы — бывшие работники правоохранительных органов, заблаговременно нейтрализующие активность специальных служб и подразделений. Кроме того, почти у каждого более или менее влиятельного «вора в законе» есть высокопоставленный покровитель, а иногда — и связи с представителями медиа, которые по заказу организовывают размещение нужных публикаций, в том числе таких, которые дискредитируют то или иное должностное лицо.

Пытаясь всячески избежать уголовной ответственности, вышеупомянутые лица используют услуги высокооплачиваемых адвокатов. В ход идут юридические ухищрения, фальсификации. Известны также случаи запугивания правоохранителей, привлечение частных охранительных структур и материальный интерес (взятки) представителей судебной ветви власти.

Нередко среди участников преступных организаций на почве перераспределения сфер уголовного влияния возникают конфликты, которые приводят к совершению заказных убийств, нанесению тяжких телесных повреждений, незаконному лишению свободы или похищению человека, намеренному повреждению имущества и т.п. Эти конфликты могут носить продолжительный характер, что, в свою очередь, приводит к обострению криминогенной обстановки.

Особенностью деятельности участников преступной организации в Украине, которая приобрела ключевое значение в течение последнего года, стала ее политизация, интеграция с террористической деятельностью, ориентация на достижение экономических целей путем установления территориального контроля. Указанная тенденция обусловлена агрессией РФ против Украины и активным использованием Российской Федерацией именно криминалитета для достижения политических целей в Украине.

Отдельные преступные группировки созданы для обеспечения экономических интересов олигархично-монополистического капитала и финансируются с неподконтрольной государственной власти части Украины. Противоправная деятельность участников преступной организации нацелена чаще всего на получение прибыли от незаконного использования легальной экономики и коррупционных схем, т.е. имеет целью системное разворовывание национального богатства.

Один из специфических признаков незаконной деятельности участников преступной организации — использование международных финансовых систем для вывода средств, полученных противоправным путем, в другие страны. Реципиентом этих средств чаще всего являются экономики стран ЕС и аффилированные с ними офшорные зоны.

Преступления, совершенные участниками преступной организации экономически-коррупционной направленности, имеют высокий уровень латентности и, даже когда обнаруживаются, как правило, не квалифицируются как содеянные в составе организованной преступной группировки. Преимущественно они учитываются в сфере общеуголовной преступности относительно лиц низового уровня.

Указанная ситуация вызывает критические последствия в борьбе с организованной преступностью, содействует недоверию населения к власти в целом и негативному имиджу страны на международной арене.

Т.н. воровское движение в Украине носит транснациональный и международный характер. На сегодняшний день установлены связи и в других странах, в частности Российской Федерации, странах СНГ, Европейского Союза и Объединенных Арабских Эмиратах.

В Верховную Раду Украины был представлен законопроект №1188 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно ответственности для «воров в законе» и преступлений, совершенных преступными группировками). Принятие этого закона могло иметь историческое значение как внутри нашего государства, так и на международном уровне. Но 17.05.2016 г. закон отклонили. Не голосовали (возможно, из личных или политических убеждений) депутаты, которые не поняли или не хотели понять важности такого решения. Это «Оппозиционный блок», «Відродження» (один голос — «за»), «Воля народа», фракция РПЛ.

Именно тогда в Праге (Чехия) проходила международная конференции Интерпола. Обсуждался на ней один из самых острых вопросов для международного сообщества: борьба с организованной преступностью. В национальном центральном бюро Интерпола создан проект Millenium, определяющий одной из своих задач именно борьбу с организованной преступностью в мире. Национальная полиция Украины пошлет туда двух опытных сотрудников департамента уголовного розыска. Наша цель — объединить с мировым сообществом усилия в борьбе с организованной преступностью.

Мы рассчитываем, что законодатели обязательно снова представят новый законопроект в парламент. Мы не отступим от своих убеждений, которые состоят в том, что за организацию и руководство криминалом несут ответственность т.н. воры в законе и уголовные авторитеты. А значит, наказание их должно быть суровым и неизбежным. Основой этих изменений вновь станет норма, согласно которой «вор в законе» приобретет свой соответствующий уголовный статус и в правовом смысле, с четким юридическим определением: «вор в законе» — лицо, являющееся организатором и руководителем преступного сообщества, которое базируется на достаточном авторитете в уголовной и тюремной среде, является активным сторонником уголовного образа жизни и морали, связано обязанностью преступного кодекса поведения и традициями уголовного мира, относительно которого формально выполнена процедура т.н. коронования, и которое руководит другими руководящими лицами преступных группировок согласно установленной в преступном сообществе иерархии».

Среди «воров в законе» и «уголовных авторитетов» есть граждане не только Украины, но также Грузии, Азербайджана, Армении, и больше всего — Российской Федерации. Необходимо совершенствовать наши законы в направлении лишения этих лиц гражданства, если те имеют такие преступные статусы и негативно влияют на криминогенную ситуацию. Следует отметить, что (даже без специального законодательства) Национальная полиция ведет сокрушительную борьбу против предводителей организованных преступных группировок: за последние два месяца соответствующими законными решениями Государственной миграционной службы мы уже депортировали с территории нашего государства четверых «воров в законе» и одного «уголовного авторитета», имевших иностранное гражданство нарушавших миграционное законодательство. Но они, изменяя паспортные данные, вновь пытаются попасть на территорию нашего государства. Это еще одно свидетельство того, что преступные намерения их кураторов — дать им рычаги для контроля и влияния на криминогенную ситуацию в нашей стране — являются системными и последовательными. Для дальнейшего недопущения таких случаев мы считаем необходимым внести законодательные изменения о возвращении в Уголовный кодекс Украины статьи «Незаконное пересечение государственной границы Украины». А еще считаем необходимым провести такие законодательные изменения: усилить ответственность за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, увеличить суммы залога во время избрания меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, или полностью лишать их такой возможности. Мы инициируем создание рабочей группы из представителей МВД, НП, ВРУ, ГПУ и международных организаций для доработки нового законопроекта перед регистрацией его в парламенте. Убеждены, что большинство наших граждан хотят жить без той заразы, которую несут в общество организованные преступные группы и их предводители.

Для меня вся эта работа — внутренний фронт. Молчать об этом мы не имеем права. У нас тяжелые времена в государстве. Мы победили, но пока что не наказали «вора в законе» В. Януковича. Но нам надо еще победить всех тех, кто тоже сейчас действует, как бывшая власть, и пытается извне и изнутри уничтожить наше государство.

ПАТ «Харківська ТЕЦ-5» 24 травня уклало угоду з ТОВ «Дніпромазутпостач» про поставку мазуту на 57,90 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».

До кінця року на ст. Куряж поставлять 7 тис тонн високосірчистого паливного мазуту М-100 по 8 271 грн. за тонну.

У лютому ТЕЦ замовила мазут по 8 998 грн./т, а згодом ціну підняли до 9 252 грн./т. Обидві ціни на той час були вдвічі вищими за ринкові.

За даними консалтингової групи А-95, ринкова ціна мазуту зараз коливається в районі 6 300 грн/т, а трейдери відзначають надлишок продукту в зв’язку з закінченням опалювального сезону.

Відтак можлива переплата за всю партію мазуту становить близько 14 млн грн. Кошти на паливо закладені у тариф ТЕЦ-5, відтак завищена ціна мазуту перекладається на кінцевих споживачів енергокомпанії.

Дніпродзержинська фірма «Дніпромазутпостач» була створена 28 березня і належить дніпропетровському ПП «Укртрансметал». Керівником  є Лада Маглиш.

До 2010 р. засновником і директором «Укртрансметалу» була Катерина Неронова, потім її замінила Юлія Заболотна. Нині ж фірмою володіє Валерій Чернов. Раніше йому належало вже ліквідоване бердянське ТОВ «Інтеройл Групп».

Усі вищеназвані фірми раніше не вигравали державних тендерів.

У лютому Міністерство енергетики та вугільної промисловості через суд витребувало в «Укртрансметалу» 18,60 км під’їзної залізничної колії від ст. Романківці до ст. Дністер у Чернівецькій обл. вартістю 1,02 млн грн.

Свого часу ТОВ «Донецька торгівельно-промислова компанія Амарант» Григорія Горлатова купило її  у ВАТ «Дністрогесбуд» на підставі фіктивного наказу Мінпаливенерго, а потім продало «Укртрансметалу». Останній у 2014-2015 роках здійснював незаконний демонтаж колії.

Кто в Верховной Раде «тормозит принятие важнейших для новой полиции законов? Какой процент тяжких преступлений в стране совершили АТОшники? Что общего у государства Ангола и батальона «Азов»? От кого в студенческие годы Троян отбивался табуреткой? Сколько преступников выпустил на улицы «закон Савченко»? Сколько страниц занимает типичное дело о краже курицы? – Большое интервью о том, чем живут украинские копы, не желающие быть «ментами».

В свои 36 лет Вадим Троян может похвастать биографией, от которой не откажется режиссер остросюжетного сериала. В этом сериале будут и Троян-следователь райотдела милиции, и Троян-член праворадикальной организации «Патриот Украины», Троян-бизнесмен и специалист по кадровой селекции, Троян-замкомандира батальона «Азов» и, наконец, первый заместитель руководителя Национальной полиции; человек, ответственный за криминальный блок.

Все эти ипостаси Вадима Трояна мы, так или иначе, затронули в нашей беседе. Но во главу угла поставили, разумеется, дела полицейские. И, несмотря на то, что Вадим Анатольевич в новой должности работает всего три с половиной месяца, выяснилось, что ему есть о чем рассказать.

«В Днепропетровске на день рождения приехало более 200 машин. а в них - знаменитые спортсмены, политики, журналисты, артисты»

- Месяц назад довелось общаться с шефом киевской полиции Андреем Крищенко. И он не стал скрывать, что в столице налицо рост уличной преступности: уличная преступность, грабежи и кражи из автомобилей. По многим причинам: война, недокомплект полицейских кадров, неблагополучие в обществе.

А что в Украине в целом? Схожая ситуация? Задаю этот вопрос, понимая, что в разных регионах ситуация может существенно различаться…

- Андрей правильно сказал: Киев и Киевская область - один из самых тяжелых регионов. К этому списку также относятся Одесская, Харьковская, Днепропетровская и Запорожская области. Вот 5 областей и один город, которые нуждаются в бОльшей профилактике. Причины понятны: восток, война, переселенцы, падение экономики. Все эти факторы влияют на криминогенную ситуацию.

- Вы перечислили все факторы?

- Не упомянул воров в законе. Важнейшая проблема. Недавно случайно наткнулся по телевизору на интервью со старым генералом милиции. Тот ругал нас: мол, какая же полиция неумелая; почему же они не борются с криминальными авторитетами?!

- Генерал не прав?

- Я вам скажу прямо: генерал лукавит. Он более 10 лет проработал в ответственных структурах и на больших постах. И теперь говорит, что он в белом, а все - в черном. Хотя это при них воры в законе получали статус граждан Украины. И ни один из воров в законе не был осужден.

- А сейчас?

- Вот как дело обстоит сегодня: мы депортировали четверых воров в законе, по закону мы не можем применить к ним никакую иную меру, потому что у нас нет уголовного наказания за то, что ты - вор в законе. А статус это серьезный: воров в законе назначают и коронуют в России, все воры в законе полностью подконтрольны ФСБ, все их указания, вся их политика - поступают от руководства ФСБ. Во время войны воры в законе получили полную поддержку, и еще недавно на территории Украины мы насчитывали 25-30 воров в законе. И по нашей информации, они здесь выполняли задания российских спецслужб - в том числе, по организации преступных групп, которые за счет грабежей и других преступлений финансировали «ЛНР/ДНР». Сейчас их меньше, многие уже выехали из Украины.

- Почему?

- Из-за того, что четырех мы депортировали; начали их «преследовать», как они это называют. Но это на их сленге, мы же выполняем свой долг, работаем.

- А постулат о том, что все воры в законе полностью подконтрольны ФСБ, - это соображение общего характера? Или оперативная информация?

- Абсолютно оперативная. Есть два типа вора в законе. Скажем, у нас в Украине есть воры в законе, которые никак не влияют на криминоген. Они просто здесь живут. А влияние их распространяется на другие страны, куда они ездят «работать». Особенно в Россию. Это четко прослеживается по отметкам о пересечении границы. Здесь они в тылу и живут честно.

- То есть подход такой: не гадить там, где живешь?

- Так и есть. И многие из проживающих у нас воров в законе - грузины. Это факт, игнорировать который нельзя. Поле деятельности у них - Грузия. Их когда-то из их страны депортировали - и принимать назад не хотят. И я понимаю, почему!

- Поделитесь своим пониманием.

- Потому что по грузинскому законодательству их там посадят за то, что они - воры в законе.

- Какими методами они пытаются остаться здесь? Деньги, информация?

- Надо говорить прямо: воры в законе влияют не только на криминальную ситуацию, а и на некоторых политиков и бизнесменов.

- Конкретные примеры можете привести?

- Скажу так: они делят страну на территории. На каждой территории имеется свой вор, который за нее отвечает. У него есть смотрящий за общаком, смотрящий за территорией. А над ними - вор, который смотрит за всем. Он ими управляет, раздает указания и принимает решения. Может сменить того или иного управленца. То есть, вор в законе на современном языке - это топ-менеджер. У него есть своя территория, и он за нее отвечает.

Давайте, я вам приведу яркий пример. Есть в Днепропетровске вор в законе, уже давно. Его все характеризуют как активного участника жизни области - политической, предвыборной... И вот к нему на день рождения приехало более 200 машин. А в них - знаменитые спортсмены, политики, журналисты, артисты. А вы спрашиваете, на кого воры в законе влияют... Влияют! Он может быть прозрачным и честным, но при этом - вор в законе!

- Имя назвать можете?

- Этого не нужно делать. Ну, как, представили ситуацию? Можно, конечно, зайти на этот день рождения. И при Советском Союзе я знаю, что было бы…

- Что?

- Заехало бы несколько воронков, всех бы туда загрузили и вывезли на допросы. И быстро бы все «раскололись». Но мы же живем в гуманной стране...

- А хотелось бы, чтоб как в Советском Союзе?

- Нет.

- А мне показалось, я почувствовал ностальгию в вашем голосе.

- Нет никакой ностальгии. Я о том, что страна знает проблему, но люди не хотят ее решать.

- Вы это о ком?

- Я очень расстроен тем, что на прошлой неделе в Верховной Раде был провален Закон о ворах в законе. Да, этот законопроект был сырой, нужно сказать правду. Но я ходил на заседания парламентских комитетов и общался со многими депутатами из разных фракций. Просил об одном: чтобы этот законопроект приняли в первом чтении, а потом направили на доработку. Создали бы экспертную группу из работников ГПУ, бывших и будущих генералов МВД. Мы договорились даже с консультационной миссией ЕС - на предмет оценки соответствия положений закона европейским нормам. И мы эту группу сейчас формируем, несмотря на то, что законопроект был отклонен. Не приняли этот - значит, напишем новый законопроект, назовем по-другому и подадим. Это большая ответственность перед страной, понимаете?

«Закон Савченко уже выпустил на улицы более 10 тысяч преступников»

- Кто вас подвел с этим законопроектом?

- Часть людей. Я же лично с каждым обсуждал эту концепцию, работала большая группа экспертов. И я же не политик... Подвели, наверное, те, кто заинтересован в провале, возможно, и те, кто сотрудничает с криминальным миром... То есть, имена-то я знаю, поскольку имею агентурную информацию. Но оглашать ее не могу. Не имею права.

Но то, как обошлись с этим законопроектом, - это очень жестоко. По отношению к людям, стране. У нас ведь уже напринимали... (пододвигает к себе лист бумаги. - Е.К.) …вот, 28 ноября 2015 года вступил в силу Закон Украины номер 838 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины в связи с усовершенствованием порядка начисления судом срока предварительного заключения в срок наказания.

В народе этот закон называется «Закон Савченко». И этот закон уже выпустил на улицы более 10 тысяч преступников.

- И сама Надежда уже говорит, что и не рада этому закону (беседа с Трояном состоялась до пресс-конференции Савченко, в ходе которой Надежда высказалась против отмены этого закона. - Е.К.)

- Конечно! Потому что она понимает, что, невольно опосредованно несет ответственность перед страной и людьми за то, что криминогенная ситуация усложнилась. Почему я так расстроен? Не столько из-за этого закона, сколько из-за того, что наши законодатели не смотрят на несколько ходов вперед. Не думают о профилактике. Вы упомянули рост преступности? Это не совсем правильное определение. Давайте поделим преступность на 5 видов преступлений: разбои, грабежи, квартирные кражи, автомобильные угоны и кражи из автомобилей.

- По кражам из автомобилей, как сказал мне шеф полиции Киева, количественный рост - самый большой...

- Так и есть. И вот что при задержании инкриминирует суд такому вору? 185-ую, часть первую: административный штраф. Понимаете, о чем я?

- Он пойдет на кражу снова и снова...

- Да! А сложнее всего сейчас с судами. Почему так все министры и бьются за судебную реформу. Судьи выпускают людей, задержанных за разбои! За тяжкие преступления! Это как?! Когда я был начальником УВД Киевской области, у нас было задержано несколько разбойных групп - с поличным, с доказательствами! И после этого их выпускают под подписку, дают условное... ну, что это такое?! В Киевской области после «закона Савченко» выпустили знаменитую разбойную группу Журавля. Выпустили! А до этого, куда они только деньги не заносили. И там, где их содержали, в Березани, и митинги проводили и еще много чего. Но держались, не выпускали - потому что понимали, сколько еще за ним числится эпизодов... И это зло, такие люди не станут честно зарабатывать деньги, не пойдут приносить пользу обществу. И за это тоже нужно отвечать!

Поэтому, возвращаясь к этому закону. Он важен! Важен для того, чтобы лишить криминоген ТОП-менеджмента. Важно, чтобы им не ставили задачи. Сами понимаете: если есть дисбаланс, систему потом можно привести в порядок.

- Вернемся к видам преступлений.

- Давайте. Вот, разбои. Посмотрим статистику. За период с 2001 по 2016 год больше всего разбоев было совершено в 2005 году - 6707. Это был - помните?- переходный постмайдановский период. Тоже криминоген, и опять-таки, на него влияла Россия. Это называется «один из методов гибридной войны»: дисбаланс в обществе социальный, экономический плюс криминогенный. Криминоген получает массу поддержки, в них вливают деньги и другие ресурсы. А сейчас криминоген по «закону Савченко» получит 20 тысяч солдат. И я пока не могу сказать, какой процент от этих людей вернется на прежний путь. Вот почему нужен закон об оперативно-розыскной деятельности, который до сих пор не принят! И я бегаю в эти рады, комитеты и выпрашиваю? И важный законопроект снова поставили на вечер. И я прошу министра, и к спикеру мы обращались, и к лидерам фракций - что нужно проголосовать. Ну, не может криминальный блок работать без оперативно-розыскной деятельности! А прокуратура нас блокирует - и все!

- О каком законопроекте идет речь?

- Об изменениях в Законе о Нацполиции. Суть их в том, чтобы полиция могла проводить оперативно-розыскную деятельность. Сейчас мы на это не имеем права, прокуратура ставит нам палки в колеса.

- Со спикером Парубием на эту тему говорили?

- Да, уже договорились, он ставит на вторник.

- А с Луценко? У него должна быть иная, чем у прежнего руководства ГПУ, точка зрения.

- Полностью поддержал нашу сторону! И поддержка таких людей, как министр, Генпрокурор, спикер - позволила вроде бы переломить ситуацию. Поддержал даже Кожемякин, который возглавляет парламентский комитет. Но это нужно было обежать всех и объяснить ситуацию.

«Оперативного состава на данный момент в трех областях не хватает 35-40%. а в целом по Украине недобор - 20%»

- По вооруженным разбоям. Вы, с одной стороны, воевали в зоне АТО, а с другой - являетесь замглавы Нацполиции. То есть ситуацию с поступлением в тыл оружия с фронта понимаете системно. Скажите, есть ли хотя бы приблизительная статистика по количеству таких нелегальных стволов?

- Это оценить сложно. Темой занимается военная прокуратура, и они до сих пор считают, сколько оружия мы потеряли в Крыму. Над этим до сих пор работает отдельная группа. И выполнить эту задачу почти невозможно. А сколько оружия мы оставили с той стороны? Мы же не понимаем, где оно. Знаете, какое оружие давали нам в самом начале АТО? На ящиках было написано «Made in Angola». И «Азов» тогда штурмовал Мариуполь именно этим оружием. У него были разбитые поршни и все остальное. Это то, что нам дали с киевских складов.

- И сколько пришлось воевать с такими стволами?

- Недолго. После первой же операции, когда увидели, что мы умеем, начали нас снабжать. Но больше было трофейного оружия. Хотя людей было все равно больше, чем оружия...

А по вооруженным разбоям давайте сравним. В 2014-м - 3600, в 2015-м - 3400. То есть в 2 раза меньше, чем в 2004-05 гг. Когда и милиция, вроде бы, все контролировала, и оружия было меньше.

- Странно...

- Да не странно! Я думаю, что сейчас, закончив в полиции реформу блока общественной безопасности с сервисом, ситуацию мы дополнительно улучшим.

- Тем более что сейчас вам здорово мешает недокомплект кадров. Кстати, сколько в целом по стране он составляет?

- Я не кадровик, поэтому всех цифр дать не смогу. Скажу по своей службе. Оперативного состава на данный момент в трех областях не хватает 35-40%. Это после аттестации.

- Это очень большой недобор...

- Да, очень большой. А в целом по Украине недобор - 20%. Поэтому нагрузка на розыскника большая. На следствие, говорят, еще больше. В том же Киеве на следователя приходится около 300 дел. Это очень много. Сумасшествие!

- И это связано с аттестацией?

- Да. Но здесь, я считаю, люди должны нас поддержать. Потому что так надо было сделать. Это нормальный переходный период, в нем нет ничего трагичного. Мы наберем нужное количество ребят до конца года. Потеряли в руководящем составе? Ничего - найдем молодых и вырастим!

- Про вас рассказывают, что в бытность главой УВС в Киевской области вы довольно жестко внедряли результаты аттестации.

- При мне 17 начальников райотделов лишились должностей. Хотя в жизни вообще-то по-разному бывает. И аттестация дает разные результаты. Скажем, есть хороший человек, на своем месте - но аттестацию не смог пройти. А другой человек ленивый негодяй, сами хотели его выгнать - но не успели найти замену и он прошел! Да еще дали ему повышение!

То есть бывают в жизни не только ум, но и хитрость, и фартовость. А бывает работяга, которому просто не повезло.

- Это людям переносить сложнее всего: несправедливость. Особенно в схожих ситуациях…

- Справедливость проста: жди следующей аттестации. Сейчас в Киевской области комиссия начинает свою работу. Пожалуйста, любишь свою профессию - докажи! Вспомни, как министр год назад принял решение ликвидировать УБОП. Волевое решение, сложное. Для него это был выбор: осудят, не осудят; повлияет на это криминоген, или нет?

- И как, повлияло?

- Не повлияло, он был прав! УБОП надо было реформировать, потому что основной их командирский состав ездил на рэндж-роверах и джипах. Смотреть на это было даже не смешно, а грешно и страшно! Они не защищали, а крышевали.

- Не боитесь, что уволенные люди станут противниками этой власти в целом и этой полиции в частности? Из-за чувства обиды, невостребованности?

- Нет, не станут. Большая часть - нет. И знаешь почему? Сужу по себе: я никогда не думал, что вернусь в эту структуру. А ведь я ее воспитанник, даже чуть-чуть в ней поработал.

- А когда ушли?

- В 2003-ем.

- И что, было ощущение полной несовместимости?

- Тогда преступность так гуляла, а власть продавалась, что мне страшно было работать в той системе. Я не понимал, зачем. Я учился, дорожил профессией, она мне нравилась. Я думал, что реально приношу пользу. Но когда увидел, как следователю в моем районе, на тот момент совсем молодому парню, бросали 50 дел - вы меня извините!.. Я ушел тогда по этой причине. Неблагодарная профессия - ты пашешь, отдаешь личную жизнь в прямом смысле этого слова, по выходным работаешь. И тебя ни о чем не спрашивают. Когда меня закрепили по ДТП, то меня в районе находили где хочешь. Потому что на ДТП со смертью надо было только мне лично выезжать.

- Вадим, а таких людей в полицию сейчас много вернулось?

- Да. По крайней мере, я многих знаю. И многие просятся. Видят, что пошли изменения - и просят: дайте нам возможность. Просят те, кто тогда ушел - в особенности в 12-13 годах, при Януковиче, когда приходило начальство с юга, востока. Приходило - и чудило…

«Помню, как мне пришлось продать в Харькове две квартиры и уехать. Мне сказали: в город не заезжать»

- А перелом в отношении населения к полиции вы видите? Либо же так: прошли первые восторги по поводу патрульной полиции - и снова стали говорить: «Мента только могила исправит»?

- Людей сейчас можно «заточить» на любой негатив. Потому что люди устали…

- …Как, впрочем, и последние 20 лет.

- Да. Я помню, как мне пришлось продать в Харькове две квартиры и уехать. Мне сказали: в город не заезжать.

- Почему?

- По ряду политических причин. Сейчас эти люди уже не имеют такого влияния, хоть и пытаются. А тогда - да…

- Михаил Добкин, «Оплот»?

- Да, они. Хотя в «Оплоте» у меня много друзей.

- В «Оплоте»???

- В старом «Оплоте», который был спортивной организацией. Это уже потом, когда появился Жилин, он перевел их на коммерцию, на свои цели. И мы перестали общаться. А до того момента были друзьями. И никто не интересовался политическими нюансами. Когда я еще только появился в университете (Троян закончил Харьковский национальный университет внутренних дел, специальность «правоведение» Е.К.), все знали о моих патриотических взглядах. Я до 28 лет разговаривал на украинском языке. В Харькове! И никто на это косо не смотрел.

- Ну, проблемы в университете у вас все-таки возникли…

- Да, пытались отчислить. У меня там была потасовка с одногруппниками. Александр Бандурка спас. Когда он прочитал мою объяснительную, то вызвал меня и спросил: « Синку, це правда - те, про що ти написав?» Отвечаю: «Чиста правда».

- А в чем была суть конфликта?

- Они двух пацанов с Сумщины просто загоняли за украинский язык. Я пришел, взял табуретку и вступился за хлопцев. Хорошие же хлопцы…

- А Бандурка тогда был ректором?

- Ректором. Он почитал, поговорил со мной, потом даже взял на поруки.

- Мне рассказывали, что и дружба ваша с будущим командиром полка «Азов» и нардепом Андреем Билецким началась как раз в студенческие годы. Что и в общежитии вы жили в одной комнате.

- Нет, неправда. Я закончил университет внутренних дел, а он - университет имени Каразина.

- Но вместе состояли в организации «Патриот Украины»?

- Он создавал «Патриот», а я занимался спортом и отвечал за спортивную составляющую. У нас был спортивно- вишкольний табір.

- Недоброжелатели про вас той поры говорят: крайне-правая организация. Ну, про то, что Билецкий сидел, известно всем. Но со временем людям свойственно меняться. У вас такая смена взглядов произошла?

- Я не изменился. Повзрослел ли? Да. Я каждый день учусь. Люблю учиться: мне нравится там, где есть противостояние, где есть развитие. Мне скучно на рутинной работе.

Я объясню нашу с Андреем тогдашнюю позицию. Тогда в Харькове процветало несколько организаций пророссийского толка. Российское национальное единство и остальные. Их финансово поддерживали из России, в них состояло несколько тысяч человек, и выступали они за русификацию Украины. Для Харькова это было актуально. Мы жили в общежитиях по 5-6 человек в комнате и для нас это было актуально, потому что общение на украинском языке не приветствовалось. Харьков же студенческий город, и мы объединились как студенты, а не как взрослые уже люди.

- И сколько вы пробыли в «Патриоте Украины»?

- Последний мой год там - 2008. Но и на тот момент я уже работал и не занимал в организации никаких должностей. Они сами развивались. А изначальная идея «Патриота Украины» была - быть патриотами. И чтобы патриотов в Харькове не щемили за украинский язык. Чтобы они могли защититься. Мы были одни, и было нам, уж поверь, очень тяжело.

- А нацистских взглядов, «Белые - превыше всего!» и тому подобного - не было?

- Да нет, это чушь, которую на нас вешали, поскольку пытались скомпрометировать! Посмотри даже высказывания Андрея тех времен: ничего такого не было! А нарезок из милиции, прокуратуры, СБУ было миллион, да. Потому что нас снимали все время.

Это открытая была организация, не тайная. Самое главное: мы прививали спорт и патриотизм. Это важнейшие два элемента. А повлияла на нас тогда, конечно же, Оранжевая революция…

- С милицией у вас конфликты в те времена были?

- У меня - лишь однажды, когда в 2008-ом в Киеве попал на марш. Тогда я уже работал, но приехал на марш УПА и казачества, поддержать ребят. В Киев тогда съехалось много тысяч людей. И тогда была чья-то серьезная команда. И на нас в прямом смысле напали возле СБУ…

- Интересное к вам должно быть отношение харьковских ментов. Во-первых, из милицейской среды, во-вторых, из подозрительной организации. В-третьих, проукраинских взглядов, что для Харькова, да еще и харьковского УВД, - нетипично…

- Я туда регулярно езжу. Конечно, все меня там знают, это же как село, многие со мной учились, уже повыростали на постах… Все знают, что я и в годы работы следователем был патриотом. Помню свое первое уголовное дело: арестантское, малолетка, по-моему, 8 эпизодов. Принес прокурору дело, написанное на украинском языке. (Улыбается. - Е.К. ). И оно в меня тогда летело, запущенное прокурором, через все столы… Это потом мы с этим прокурором подружились, а тогда он кричал на меня, молодого следака: «Ты что?!» А я отвечал: «Ребенок, мама захотели, чтобы на украинском. У нас по закону положено…»

«По данным Интерпола, за минувший год мы заняли третье место по работе с мигрантами»

- Арсен Аваков объявил о втором этапе реформы в МВД. Расскажите вкратце, как это будет выглядеть.

- Расскажу о своем направлении: криминальный блок. Хотим подать проект об объединении следствия и оперативного блока в единое подразделение. Привлекаем законодателей, создали общую группу разработчиков. Сотрудничаем с консультационной миссией ЕС. Суть проблемы в том, что в свое время ГПУ перетянула на себя следственное производство. Так нельзя; следствием должны заниматься мы, а они - надзирать, контролировать ход и законность. А они взяли на себя и одну функцию и другую. Теперь дела они забирают у нас когда хотят, а так работать невозможно! Следователь не может лично принять решение. Как результат - он не несет ответственности и почти не влияет на результат.

Криминальный блок нужно поделить на две составляющие. Первая: объединить следователей и оперативников, сделать их детективами. И чтобы по тяжким и особо тяжким преступлениям работала отдельная категория этих детективов. А самые простые преступления - назовем их слабыми или, говоря юридическим языком, криминальными проступками: кража курицы, легкие наркотики и пр. - останутся в ведении участковых или полицейских, имеющих право проводить определенный вид дознания. Чтобы такое дело можно было закрыть тремя-десятью бумажками. А то у нас сейчас по краже курицы нужно уголовное дело минимум в 100 страниц!

- А откуда пошла эта невероятная бюрократия?

- Чистый совдеп! И от этого нужно избавляться. Мы же говорим: на следователе висит около 300 дел! Потому он и перегружен, потому не успевает с положенные сроки!

- А если разделить преступления на тяжелые и проступки, это вам поможет?

- Смотрите, за 2005 год было совершено 50 тыс. краж. Из них тяжких - 28 тысяч, квартирных - 30 тысяч. Если же брать 2015 год, то краж всего - 22 тысячи, из них квартирных - 6 тысяч. То есть, выходит, 75% дел может закрыть любой дознаватель! А не ждать годами, пока дойдет очередь до такого-то дела.

Мы улучшим статистику, когда проведем ряд законопроектов, которые у нас в Раде до сих пор не рассматриваются. Слава Богу, Кабмин и спикер нас поддерживают и до конца лета постараются хотя бы 2-3 дня уделить полиции. Потому что у нас в Раде сейчас зависло 20 законопроектов! Из них 8 разработаны детально, их нужно срочно выносить в зал и голосовать. Без них мы не в силах выполнять многие из своих функциональных обязанностей.

- Да, это совок, который нужно истреблять, если мы хотим соответствовать требованиям Европы. Кстати, с Интерполом работаете?

- Да, и задерживаем лиц, разыскиваемых Интерполом; депортируем их. Скажу больше, за минувший год мы заняли третье место по работе с мигрантами. Представляете, как плотно работает в этом плане Украина?

В Интерполе есть такой проект: «Милленниум». Суть его в отделе, который занимается полным анализом всех воров в законе и криминальных авторитетов в мире. Отслеживается их передвижение, влияние на ситуацию. Это очень круто. И впервые за всю историю сотрудничества с Украиной генеральный секретарь Интерпола подтвердил мне, что Украине предоставят возможность иметь двух оперативников в центральном офисе.

- Кандидаты уже отобраны?

- У меня прошли собеседования, отобраны 8 кандидатов. Сейчас они проходят собеседования, и скоро двое наших оперативников будут работать в Интерполе. То есть те воры, которые бегут от нас или пытаются легализовать бизнес за рубежом, - быстро попадут в поле зрения людей, знающих их «заслуги» на родине.

- И, соответственно, мы будем иметь информацию о тех ворах, которые проникли к нам?

- Да. Потому что у них этот список расширен.

«Пока нехватку людей в пешем патруле перекрываем ребятами из нацгвардии»

- Переходим к вопросам читателей, озвученных на моей страничке в Фейсбуке. Оксана Брумберг спрашивает: «Как бороться с наркоманами в подъездах, может ли полиция что-то с этим сделать? Будут ли пешеходные патрули - по вечерам страшно ходить, особенно последние год-полтора по Киеву…».

- В отношении наркоманов я разработал план новой структуры. И один из законопроектов готовится к принятию. Его подал Андрей Кожемякин (народный депутат, глава профильного комитета. - Е.К.). Суть этого закона в том, чтобы можно было быстро и четко оформлять проступок, направлять его в суд. Потому что профилактика должна быть мгновенной. Укол нужно делать сейчас, а не через месяц. Если речь идет о мелком наркомане, то должен приехать участковый с группой быстрого реагирования. Оперативно все оформить, взять наркомана за руку, отвести в суд. Вот тогда в нашей работе КПД будет намного выше. Вот почему мы так нуждаемся в судебной реформе. Потому что сейчас суды все это блокируют. Мы готовы - а они не хотят.

Что касается пеших патрулей, то мы были их инициаторами. И нам даже Нацгвардия выделяла больше, чем положено, сотрудников на летний, и часть осеннего, периоды. Сейчас до июля должна закончиться аттестация - и уже к сентябрю мы закончим набор людей. Пока же мы перекрываем нехватку ребятами из Нацгвардии. Плюс к этому помимо пеших патрулей, у нас много машин, групп быстрого реагирования. К примеру, раньше в Киевской области было всего 17. Сейчас - 76. Чувствуете разницу?

- Владимир Шостак интересуется: «Чому в Європі, як тільки людина починає палити в громадському місці біля неї виникає поліцейський і штраф в сотні євро? А у нас паління на зупинках та дитячих майданчиках стало нормою? При тому, що з таких непокараних «малих» злочинів починається шлях ігнорування законів на «вищих» рівнях…».

- Правильно. И мы опять же возвращаемся к закону о проступке. Это нужно делать мгновенно и быстро. И очень важно, чтобы у нас были полномочия.

- Вас послушаешь - так все упирается в…

- (перебивает)…в законность. Ну, почему у нас эти проблемы? Почему уже министр говорит: «Я лично беру вас за руку и веду в Раду, и мы не уходим, пока этот закон не проголосуют»? Такое впечатление, что нам специально связали руки! И есть 20 законов, которые развяжут нам руки. Вот даже для пешего патруля должна быть инструкция по взаимодействию Нацгвардии, Службы охраны (ДСО) и всех остальных задействованных структур МВД. Сначала должна быть инструкция, потом выдается приказ. А чтобы принять инструкцию, нужен закон! Вроде элементарная вещь - но без инструкции Нацгвардия не может выйти и патрулировать улицы. Раньше она имела права, а сейчас выходит с одним полицейским. И другие службы не могут. Потому что кто такой эмчеэсник, чтобы патрулировать?

И уже все документы лежат в Минюсте на подписи. Только дайте нам закон, Президент подпишет - и пожалуйста!

- Вопрос от Григория Горотя: «Про події під ВР, коли загинули солдати Національної гвардії - шуму було багато про причетність політиків до цього, а результат? Чи хлопці просто заплатили своїм життям із-за розборок політиків?»

- Этим занимается ГПУ, а МВД только выполняет отдельные поручения по некоторым эпизодам. Но я не вхожу в эту группу, поэтому не могу комментировать ход следствия.

- Елена Василевская спрашивает: «Как обстоят дела с полицией на трассах? А то о появлении полиции в городах отчеты регулярные, но что происходит на дорогах между этими городами, - непонятно. Есть ли у Нацполиции возможность влиять на ужесточение наказания за нарушение ПДД, особенно вождение в нетрезвом виде и превышение скорости? Поскольку нынешнее положение вещей выглядит угрожающе…

- (Шутливо имитирует на лице отчаяние. - Е.К.) Один и тот же закон! Речь идет об отсутствии сервиса, и люди это видят. Вот этот один непринятый закон мог бы решить очень много вопросов. Понимаете, чтобы подписать структуру Нацполиции и ее функциональные обязанности, нам нужно принять закон. Без закона мы не можем. И я не могу многого требовать от ребят, потому что у нас нет дисциплинарного устава Нацполиции! То есть элементарная вещь, но без нее мы не можем ни поощрять, ни наказывать! Мотивировать не можем!

- Марина Насадюк интересуется: «Сколько уже вернулось ментов, восстановленных судами? Где они сейчас работают и как их планируют увольнять?»

- В моей структуре еще ни одного не вернули. Тут еще следует учитывать, что на момент увольнения они были милиционерами. А сейчас, есть совсем другая организация - Нацполиция. А восстановить его следует в прежней должности, которой просто не существует.

- Еще один вопрос от Марины: «Почему полицейские так долго общаются с неадекватными нарушителями и посторонними зрителями? Пример: пьяный борец с ребенком в машине - но на видео там еще видны долгие разговоры Нацполиции с населением. Т.е. ситуация опасная - бухой борец с джипом, в котором - ребенок и оружие, а полиция еще толпу (которая почему-то стоит рядом) убеждает в правомерности своих действий. Как бы дикость…».

- Скажу так: они - молодые ребята и, возможно, стараются быть толерантными, не жесткими. Потому что изначально пришли, чтобы защитить, а не демонстрировать силу и все то, за что ненавидели милицию. Возможно, морально они в тот момент еще не были готовы к жестким действиям. Но, поверьте, один-два таких случая - и полицейские уже действуют по-другому.

- Хочу вернуться к вопросу о вернувшихся в тыл АТО-шниках. Было много опасений, что те, кому не удастся встроиться в мирную жизнь, могут заняться вооруженным разбоем и рэкетом, грабить банки, обменники. Дескать, люди после фронта ничего не боятся, готовы на все. Есть такое?

- Вообще нет.

- А с чем это связано?

- Я думаю, это связано только с нашим менталитетом. Народ такой. Разбои совершают в основном этнические группы или рецидивисты. Мы - другие! Мы делали статистику за 2015 год: из 100 процентов тяжких преступлений не набралось и 1% преступлений, где бы участвовали АТОшники.

- Круто.

- Я и сам был поражен. И меня это радует. Это действительно показывает, за что мы воюем. Когда мне предлагали вернуться на службу в МВД, я не понимал, для чего. Я говорил: «Мне бы туда, в АТО…». А потом понял, для чего. В Киеве и области - больше всего участников АТО. На выходные город и область - вся в АТОшниках. В будни - 2 миллиона населения, на выходные - 4 миллиона. И когда, будучи главой УВД, я начал ездить по районам, то очень много встречал АТО-шников. Я почти всех лидеров их организаций знаю. Они меня все время спрашивали, чем помочь. Они эффективны, хотят служить. И многие пошли на работу в разные службы, в том числе наши. И я на всех выступлениях говорил: «Ребята, я согласился на этот пост, потому что здесь - вторая война. Война с криминалом. Нужно сейчас людей защищать здесь. Защищать свои семьи, свою улицу.

Мы там воевали - а здесь кто будет воевать? Продажные шкуры? Меняйте их, приходите к нам. Вы сражались там, вы знаете, почему это нужно делать. Я стою здесь, пока вижу команду. Я не карьерист: если увижу, что реформы блокируются, я уйду».

- Вот еще короткий и милый вопрос от читателя: «Когда начнут наводить порядок?»

- Ну, вот, приходи и наводи вместе с нами порядок - не знаю, как по-другому ответить! Дайте пережить кадровую реформу - и вы увидите: мы начнем набирать еще больше новых людей. И из них воспитывать будущую элиту людей в форме.