Статьи
Соответствующее распоряжение подписано в феврале. Что это: щедрый аванс от президента, награда за уже имеющиеся заслуги или укрепление позиций для выполнения серьезных задач? Ответы на эти вопросы мы искали в родном и для Райнина, и для Ложкина, и для министра внутренних дел Авакова Харькове.
Харьковское лобби
В Харькове отмечают: с возвращением Райнина областная администрация быстро восстанавливает позиции основного центра силы в регионе.
- Очевидно, что назначение Райнина запустило процесс нового структурирования местных элит. В этом остро нуждались сами элиты. С учетом ситуации в области, неопределенность, на кого держать ориентир, откровенно создавала дискомфорт в бизнесовой и политической среде региона, - отмечает наш собеседник, хорошо осведомленный о нюансах политической обстановки в Харькове. - Первый сигнал дал Президент - уже самой церемонией представления, на которой, кроме Петра Порошенко, присутствовали глава его администрации, министр внутренних дел и министр обороны. При этом нужно учитывать, что и Ложкин, и Аваков, и Полторак - харьковчане. Многие увидели в этом начало формирования харьковского лобби в госаппарате на национальном уровне. Идея создания такого лобби вынашивалась и даже проговаривалась вслух еще со времен губернатора Масельского, но реализовать ее Харькову так и не позволили. Теперь же тенденция налицо, и это оценили многие.
Еще один штрих - результативная спецоперация, которую провели после теракта у местного Дворца спорта 22 февраля. Напомним, и организатора, и исполнителей теракта задержали меньше чем через неделю после трагедии. Источники в харьковских силовых структурах утверждают, что на областном уровне действия силовиков координировал лично Райнин.
«Приручение» советов
Эксперты делают акцент на резком изменение диспозиций в местных советах. Последние сессии областного и городского советов четко показали: депутаты-регионалы начали всерьез задумываться о том, с кем им по пути.
Так, на последней сессии горсовета депутаты внезапно поддержали идею Райнина увековечить память Героев Небесной Сотни. Еще пару месяцев назад подобный вопрос вряд ли имел шанс вообще войти в повестку дня, учитывая, что две трети городского депутатского корпуса по-прежнему составляет фракция ПР, для которой все, что связано с Майданом, является самой неудобной темой.
Сессия областного совета 5 марта стала еще более показательной. Накануне состоялось заседание фракции регионалов, где депутаты получили установку «разрывать» все вопросы, которые выносятся ОГА. Однако на сессии вышло все наоборот. Несмотря на присутствие в зале нардепа Добкина, который является главой Харьковской ПР и пришел проконтролировать поведение «своих» депутатов, впервые за прошедший год по ключевым для областной администрации вопросам «за» голосовало подавляющее большинство присутствовавших на сессии – 80 и более из 93 депутатов.
Без каких-либо видимых сложностей внесли существенные правки в бюджет Харьковской области, которые, по оценкам специалистов, в полной мере подтвердили, что финансово-экономическая сфера и кризис-менеджмент – явно конек нового губернатора. Даже такой «болезненный»для отдельных фракций облсовета пункт, как выделение почти 15 млн гривен на мобилизацию и оборону, получил подавляющую поддержку депутатского корпуса. На этой же сессии приняли Программу территориальной обороны, которой у прифронтового региона до сих пор не было. 83 голоса «за» при 0 «против» получила абсолютно проевропейская стратегия развития области-2020, которая должна была стать особым объектом критики регионалов. После ее принятия Добкин покинул зал.
Прогнозируемый скандал вышел только с вопросом о признании России страной-агрессором. Его так и не смогли внести в повестку дня. Однако сенсации не получилось лишь на сторонний взгляд. 63 голоса «за» (две трети присутствующих в зале депутатов) при 30 «против» и неголосовавших стали неприятным сюрпризом для дирижеров региональских и коммунистических остатков в совете. Для включения вопроса в повестку дня не хватило всего 6 голосов. Мало кто сомневается: с такой динамикой на следующей сессии проблем с голосованием по этому вопросу уже не будет.
Партия сопротивления
Впрочем, говорить о тотальной поддержке губернатора в регионе, мягко говоря, пока рано. «Излишне активный» Райнин настораживает часть местных бизнесменов и бюрократов. И первые, и вторые хорошо расслышали посыл нового руководителя о борьбе с коррупцией. Пока недовольные затаились - в надежде, что до них дело не дойдет. Но, судя по установкам, полученным от областного руководства местными силовиками, пересидеть бурю на сей раз не удастся. К тому же, зная резкий характер Райнина, он вряд ли остановится на полпути. Это делает вероятным формирование местной партии сопротивления губернатору, и немалой. Как Райнин намерен решать эту проблему, пока не ясно, хотя, с учетом прогнозируемости ситуации, план у него, скорее всего, есть.
Ставка Киева
Так достаточно ли первых успехов Райнина в области для того, чтобы назначить его советником главы Администрации Президента по региональной политике? А в перспективеи «главным губернатором» Украины? Похоже, это только верхушка айсберга. Целый комплекс причин, объясняющих такую поддержку Райнина Киевом, таится в недрах самих АП и КМУ.
Еще до официального назначения нового главы Харьковской ОГА ходили слухи о том, что Борис Ложкин не хочет отпускать своего заместителя обратно на малую родину. В частности, об этом, по данным собственных источников, писал «Главком»: «Райнин стал важным звеном в Администрации Президента, и Ложкин не очень хотел с ним расставаться, но все-таки было решено укреплять важный харьковский плацдарм».
К тому же, Райнин выступает неким стабилизатором отношений между АП и КМУ в среде губернаторов, хотя в данной ситуации однозначно является человеком Президента.
По всей видимости, Киев делает действительно серьезную ставку на Игоря Райнина. Новые назначения не столько дают ему какие-то большие полномочия, по сравнению с коллегами, сколько подчеркивают: этому человеку доверяет Президент. Еще одно подтверждение такому выводу: в конце февраля Райнина единогласно избрали главой Харьковской территориальной организации «Блока Петра Порошенко». Теперь политическая судьба одного из ключевых регионов страны полностью в руках нового губернатора.
- Информация о материале
Чтобы понять, как отражать российскую агрессию, необходимо сформировать концепцию — какие основные угрозы создает российская армия для Украины, и каким будет характер боевых действий. На основе хода боевых действий в 2014–2015 годах попробую спрогнозировать дальнейшие события на фронте и вероятные угрозы и проблемы.
Возможен ли мир на Донбассе?
Цель Путина — дестабилизация Украины, создание пророссийского вектора украинской власти, легитимизация захвата Крыма и оккупации Донбасса. А это возможно только в том случае, если Украина официально признает такое положение вещей. Поэтому в действующей политической конфигурации мир недостижим.
Вряд ли будет прочным и перемирие. Ведь Россия не признает оккупацию Донбасса, а делимитировать границу с бандитами Украина не может — это будет означать признание российских наемников Захарченко и Плотницкого самостоятельной стороной конфликта. Проконтролировать условия перемирия и отвод тяжелых вооружений от линии разграничения могут только миротворческие силы — причем значительной численности. Но ЕС и Америка пока не готовы к вводу миротворцев. Миротворцами должны стать сами украинские войска. А значит — нам надо сражаться.
Конфликт низкой интенсивности выгоден Путину — война позволяет поддерживать кризис в Украине и отрезает ее от инвестиций, отвлекает ресурсы. Поскольку прямым военным вторжением всю Украину захватить Кремлю уже не по зубам, Россия рассчитывает на раскачку внутренних проблем и проведение локальных атак.
Санкции Запада начали работать, и последствия в результате полноценного вторжения для режима Путина непредсказуемы. Россия — не СССР. И ее ресурсы для ведения широкомасштабной войны очень ограничены.
Для того чтобы война прекратилась, либо Украина должна выполнить требования Путина, либо Россия начнет нести такие потери, при которых продолжение боевых действий станет невыгодным.
Чтобы завершить войну необходимо радикальное изменение обстановки как в военной, так и в политической, экономической и информационной сфере.
Кто-то один должен победить, а другой — смириться со своим поражением.
Вероятные направления ударов российской армии и характер боевых действий
На самом деле, исходя из описанной стратегии Путина, для российского командования не имеет значения продвижение на каком-то одном конкретном стратегическом направлении. Да, им интересен Мариуполь. Но на самом деле очевидно, что приоритетной целью РФ в войне является нанесение поражения нашим боевым частям. Утрата боеспособности, особенно в результате окружений украинских войск под Изварино, Иловайском, 32-м блок-постом, в Донецком аэропорту, Дебальцево, приводит к большим потерям украинских войск в людях и технике, позволяет нанести морально-психологический урон, а также захватить значительную территорию.
Несомненно, дальнейшая военная стратегия противника также будет представлять собой серию локальных наступлений.
Сейчас, в ходе очередного перемирия, противник будет вести разведку боем, чтобы обнаружить «точки связности» украинского фронта. То есть те объекты, где российские отряды могут навязать нам сражение на выгодных для себя условиях. В любом случае, сражения будут проходить в урбанизированной местности, поскольку города и села — это естественные очаги обороны и узлы коммуникаций.
Приоритетными направлениями ударов врага могут быть Счастье, Станица Луганская, Попасная, Артемовск, Авдеевка, Пески, Волноваха, Мариуполь.
По аналогии с предыдущими «перемириями» противник начнет проводить более активные боевые действия, осуществлять доразведку наших позиций, выяснять уровень боеспособности наших войск и сосредотачивать свои силы для нанесения удара.
Атаки будут локальными. Российские войска вторжения будут воевать во втором эшелоне противника, выступать как ударные части, мобильные резервы, а также осуществлять огневую поддержку артиллерией, обеспечивать радиоэлектронную и артиллерийскую разведку.
Российское командование старается проводить наступательные операции, только сохраняя инициативу, при благоприятной для себя тактической обстановке.
Жизни наемников из второразрядных подразделений не имеют для россиян значения. В ходе обороны Дебальцево украинские части докладывали о минимум пяти случаях атаки вражеской пехоты на наши опорные пункты днем, в полный рост, очевидно необученных подразделений.
К слову, такие же лобовые атаки фиксировались осенью 2014-го в Донецком аэропорту. Второразрядные части должны доказывать свою боеспособность и эффективность в бою, и тех, кто выживает и показывает, что способен успешно сражаться, переводят в ударные подразделения, которые ведут постоянные боевые действия. Квалифицированные военные специалисты получают зарплату, вполне конкурентоспособную по сравнению с частным сектором в России, поэтому в условиях кризиса российские вербовщики пока имеют резерв для пополнения.
Поскольку на войну вербуют добровольцев, это позволяет скрывать реальные потери и снизить недовольство общества большими жертвами.
Активизация боевых действий произойдет в конце весны, когда поля Донбасса снова укроет «зеленка», и это обеспечит скрытность перемещения войск.
Силы противника на Донбассе
В настоящий момент все управление, связь, логистика отрядами наемников находится в руках российского командования.
Ввиду резкого усиления боеспособности украинских войск и приобретения бойцами и младшими командирами значительного боевого опыта, россияне реорганизовали банды наемников в регулярные бронетанковые и пехотные подразделения.
Россияне сформировали из банд наемников 7 частей, названных бригадами и батальонами. Он выстроили систему управления, придали наемникам значительное количество командного состава из числа «отпускников» ВС РФ, организовали системное комплектование — создали ударные подразделения исключительно из добровольцев, в основном российских военных специалистов с боевым опытом и квалификацией. А основная масса, в которой свыше половины составляют завербованные местные жители, входит в состав пехотных подразделений с различным уровнем боеспособности, которые в основном могут вести только партизанские действия, осуществлять зачистки и охрану тыла. Таким образом, в бригаде наемников может быть несколько тысяч человек, но ядром в ней является ротно-тактическая группа, усиленная своими танками, бронетехникой, гаубицами, минометами, противотанковыми пушками, которая участвует в большинстве боевых операций бригады.
Сейчас наемники с помощью поставок техники и наемников из РФ спешно восстанавливают боеспособность после больших потерь в боях под Дебальцево и в Донецком аэропорту.
Однако стратегическая устойчивость врага объясняется наличием на Донбассе регулярных частей ВС РФ. Одновременно в боевых миссиях в Украине принимает участие не менее 5–6 батальонно-тактических групп регулярных войск РФ. Эти группы формируются на базе кадровых бригад, из состава которых вербуются контрактники, сержанты и офицеры. Большинство, конечно, воюют не по желанию, а по приказу.
Российские войска стоят во втором эшелоне. Их задача — прикрытие тылов и флангов ударных группировок наемников, они являются резервом на случай прорыва украинских войск, ведут многие виды технической разведки, радиоэлектронной борьбы, осуществляют огневую поддержку силами самоходной и реактивной артиллерии, в том числе крупнокалиберных систем.
Также Россия развернула на Донбассе современную систему армейской ПВО, таким образом, действия российской армии осуществляются под «зонтиком» ПВО.
Примером взаимодействия российских войск и наемников является Дебальцево. В первой линии российские части воевали только на ключевом участке наступления — в Нижнем Лозовом, Калиновке, Логвиново. Там попытки украинских подразделений деблокировать плацдарм были отбиты частями российской 5-й отдельной танковой бригады из Улан-Удэ (Бурятия).
Российские войска были выведены на передовые позиции только после того, как передовые отряды наемников проникли в Калиновку и Логвиново и обеспечили беспрепятственное продвижение российских частей. А вот контратаки украинцев отбивали уже россияне — находясь в тактически выгодных условиях.
Аналогичная схема взаимодействия и возможного прямого участия российских регулярных войск в действиях на фронте будет использована и в течение всего 2015 года.
По оценкам аналитиков можно вывести такие усредненные цифры:
Ударные подразделения наемников — части первой линии — составляют до 5 тысяч человек.
Подразделения второй линии, ограниченно боеспособные, — до 15 тысяч человек.
Неорганизованные банды — до 5 тысяч человек, получивших от российских спецслужб «на кормление» тыловые города и села.
Российские войска — всего до 10 тысяч военнослужащих, из них до 5–6 тысяч — ударный компонент сухопутных войск и десантников.
Сейчас в ходе перемирия противник производит поспешные действия по повышению боевой подготовки ударных подразделений наемников, пополнению их квалифицированным личным составом, осуществляет маневры с боевым слаживанием, пополняет и ремонтирует боевую технику.
Проблемы украинского командования
1. Руководство Генштаба и армии утратило всякое доверие у личного состава, и прежде всего полевых офицеров и солдат. Это главная угроза. Армия не хочет воевать под командованием невеж, лгунов и предателей. Почитайте интервью полковника Покуса — начштаба 20-го мотопехотного батальона, письмо офицеров 25-го, 40-го батальонов и 128-й бригады — это не фейк, письмо настоящее и факты в нем по большей части правдивые. Послушайте десятки других критических замечаний наших воинов. Руководство Генштаба следует гнать из армии за полную профнепригодность — гнать под суд. Правая рука начальника Генштаба Муженко генерал Назаров угрожает экспертам — заслуженным офицерам ВСУ, и Главнокомандующий Порошенко никак не защищает полковника с 35-летним стажем и уникальным опытом, который бросил все в Крыму ради Украины. И Назарова не бросают в тюрьму — фигурант уголовных дел продолжает командовать людьми. Это ли не позор для армии и военного командования? Это ли не демонстрация, что в Украине у генералов отсутствует всякая совесть, порядочность и всякое уважение к подчиненным?
2. Система управления. 30-тысячная армейская группировка разорвана между многочисленными штабами секторов и бригад. Дробление системы управления на сектора как в ходе полицейской операции является ужасающим архаизмом, совершенно не предусмотренным боевыми уставами в ходе войны. В мотострелковой дивизии СССР было 14700 человек, и во многих случаях такой дивизией командовал офицер в звании полковника. Украинская группировка численностью в две советских дивизии управляется множеством генералов и полковников. Эта бюрократическая система, с огромным количеством ступеней управления, парализует нормальное управление войсками, и управленческий аппарат не отвечает численности боевого состава. Руководство Генштаба постоянно вторгается в управление тактическими операциями, разрушает субординацию и систему управления. В ходе боевых действий в Донецком аэропорту начальник Генерального штаба Муженко лично взял на себя командование подразделениями 95-й, 81-й, 80-й, 79-й аэромобильных и 25-й парашютно-десантной бригад и ввел их в бой на участке ответственности сектора «Б», где сам Муженко за две недели до этого полностью поменял многих ключевых офицеров. Хаос и неорганизованность не позволили выполнить боевые задачи.
3. Общая численность войск в АТО остается мизерной — 30–35 тысяч из 230 тысяч военнослужащих по списку. Генштаб не предпринимает никаких мер по наращиванию численности боевого состава. Множество флажков на карте — и очень малые ударные возможности каждого флажка, каждого подразделения. Во время операции по деблокированию Дебальцево Генштаб попытался сосредоточить ударную группировку для захвата района Логвиново. Однако снова десантники, усиленные подразделениями 1-й танковой, 30-й и 14-й механизированных бригад, не смогли выполнить боевые задачи. Причина в том, что все украинские части идут на фронт неукомплектованными. Из состава бригады воюет одна-две батальонно-тактических группы, из состава батальона выделяются роты. Большая часть боевых задач на фронте выполняют подразделения, не превышающие по численности ротно-тактическую группу. Ни о какой концентрации сил речи не идет. В условиях борьбы с ударными отрядами наемников и российскими войсками отдельные роты уже не могут полноценно выполнять боевые задачи.
4. Реформа Вооруженных сил, которую одобрил президент, является просто профанацией со стороны Генштаба и грубейшей ошибкой военного руководства Украины. Результаты: создание двух новых штабов оперативных командований, нового штаба воздушного командования, увеличение численности генералов и генеральских должностей со 121 до 151, создание новых воинских соединений в условиях ужасающей неукомплектованности действующей армии. Увеличение общей численности военнослужащих до 250 тысяч человек, в то время как надо увеличивать не общую численность, а численность боевых механизированных частей — все это огромные ресурсные затраты, совершенно неоправданные в условиях войны, которые нашей армии и экономике совершенно не по карману. Продолжая давать старую технику плохо подготовленным и непрофессиональным, немотивированным людям, мы не усиливаем армию. А наоборот — увеличиваем количество бесцельных небоевых потерь. По новому штату Генштаб резко уменьшил огневую мощь и боевые возможности мотопехотных батальонов. Сокращен штат батарей в артиллерии — с 6 до 4 орудий, но при этом количество артиллерийских бригад увеличивается с 3 до 6. Притом, что средств артразведки до сих пор недостаточно даже в действующих бригадах, и нет полностью укомплектованных и оснащенных соединений, создаются новые артбригады. Также создаются новые пехотные бригады, притом, что не обеспечены техникой и мотивированным и подготовленным личным составом кадровые части.
5. Генштаб совершенно бездарно и расточительно относится к боевой технике, которая для Украины является невосполнимым ресурсом. 65% потерь бронетехники, 70% артиллерии, по данным ZN.UA из источников в Генштабе, потеряны в ходе окружений под Изварино, Иловайском, Дебальцево. В битве за Дебальцево, по нашим данным, потери украинских войск за время сражения составили 127 единиц бронетехники всех видов. Поскольку Генштаб не принял во внимание степень технической исправности техники и не обеспечил ремонт и запчасти. В ходе «организованного отступления» 70% потерь техники пришлось на попросту брошенные бронемашины, которые наши собственные войска были вынуждены уничтожать и выводить из строя, а также, увы, оставлять пригодными к использованию противником.
6. Отсутствует системная кадровая работа. Нет анализа эффективности боевых действий, не продвигаются успешные командиры, не заменяются некомпетентные. В результате в подразделениях нет слаженности и взаимодействия. Командиры — абсолютно безответственны, и начальник Генштаба Муженко просто манипулирует людьми, исходя из своих личных интересов.
7. Боевая подготовка на полигонах не обеспечивает боевое слаживание и взаимодействие на уровне батальон—бригада. Причина — отсутствие применения на фронте полнокомплектных батальонно-тактических групп и полнокомплектных бригад. Совершенно недостаточен уровень подготовки экипажей боевых машин и артиллерийских батарей. В современной войне боевая подготовка должна предполагать подготовку в рамках подразделения и части. Для этого надо выводить на полигон полностью всю бригаду и усиленно готовить. По свидетельствам российских военнослужащих, они посылают на войну контрактников, у которых минимум 9 месяцев службы за плечами и три месяца интенсивной подготовки в полевых лагерях под Ростовом. У нас штабы бригад и батальонов месяцами находятся на передовой, а бригада воюет сводными отрядами. Многие подразделения вообще не пересекаются и не воюют вместе. Бригады рассредоточены мелкими частями по передовой.
8. Отсутствует центр анализа развединформации и передачи ее в войска на передний край. Передовые части практически не имеют сведений о противнике из других источников, кроме собственного визуального наблюдения.
Обращение к Главнокомандующему
Украина ведет боевые действия благодаря потрясающе высокому уровню патриотизма и личной инициативе солдат и офицеров на фронте. Армия как институт, как система, как нормальная военная организация до сих пор отсутствует. Сражаются патриоты на своем энтузиазме и любви к Родине. И сражаются они в основном при обеспечении и поддержке волонтеров, а не государства.
Армии срочно необходима военная доктрина для войны на Донбассе, радикальное сокращение звеньев управления и количество руководителей — в 3–4 раза, резкое сокращение воинских частей с 1400 как минимум вдвое.
Надо формировать полностью укомплектованные и оснащенные боевые бригады для постепенной замены сборных отрядов на фронте полноценными соединениями. Посмотрите на противника — он укрупняет свои боевые силы, мы обязаны действовать на опережение.
Но самое важное — руководство страны, и прежде всего президент, должно прекратить себя обманывать, прекратить жить с психологией осажденной крепости. В вечной панике, что завтра его придут свергать. Петр Алексеевич, в нашей стране здравомыслящие люди, которые не собираются в условиях военной агрессии устраивать военный переворот. Все понимают значение демократических президентских выборов. Вам надо планировать стратегию действий, не борясь с фантомами и фальшивыми угрозами, а начать опираться на народ, на интеллект, и научиться доверять людям, а не только своим фобиям и советникам уровня Свинарчука. Вас поддержит весь народ, если вы станете проводить успешные реформы, которые будут прямо сегодня поднимать боеспособность армии, а не просто имитировать бурную деятельность с пайками и вещевым довольствием. Надо делать то, что советуют люди, которые воюют в окопах, на передовых опорных пунктах. А не ограниченные интриганы с феодальными замашками.
Человек с интеллектом ефрейтора, пускай многократно повышенный в звании, рассказывает вам, Петр Алексеевич, что его десантники защитят вас от любого переворота. Это бред. Во-первых, послушайте самих десантников, среди которых много добровольцев. И вы многое о себе узнаете — видео есть в интернете. А во-вторых, неспособен лгун защитить вас от народа. У лгуна, как всегда, все не заводится, все виноваты, кроме Генштаба.
Петр Алексеевич, у вас есть один путь — выиграть войну и войти в историю, или продолжать «сливать» войну и в историю вляпаться. На вашей стороне — весь народ, лучшие патриоты, все воины, которые хотят защищать Родину. Против вас — ваши страхи, подлецы и негодяи, которые, пользуясь вашими страхами, ограждают вас от разумных решений и системных реформ. Выбирайте, на чьей вы стороне. Армию можно и нужно быстро реорганизовать. Украина имеет большое численное превосходство над противником, наша мотивация гораздо выше. У нас нет столько железа и техники, как у Путина, но у нас подавляющее превосходство в качестве людей. Поверьте в людей, и это будет ваша самая главная победа.
- Информация о материале
5 марта в Украине произошло событие, грозящее стране гораздо более серьезными последствиями, чем события в Крыму или АТО, а по сути гражданская война на Донбассе. Коломойский рассказал то, чего никто не ожидал...
Но, как всегда и бывает с подобными роковыми моментами, прошло оно почти незамеченным. По крайней мере, ни ОБСЕ, ни ЕС, ни США, ни даже местные дозорные всех рангов и типов не ударили по его поводу в колокола.
А событие, между тем, стряслось небывалое. Война элит вокруг президента Порошенко перешла из статуса холодной в статус войны на уничтожение. Такого Украина не знала и в самые дерзкие времена.
На заседание Специальной парламентской контрольной комиссии по вопросам приватизации посетил губернатор Днепропетровской области, банкир и промышленник Игорь Коломойский. Он буквально с порога сообщил опешившим депутатам, что хочет рассказать о том, как происходила приватизация самых лакомых кусков экономики во времена президента Кучмы, какие и за что он, Коломойский, выплачивал взятки зятю президента Виктору Пинчуку и самому президенту, каким образом получили свои активы другие олигархи и во сколько они обошлись им в реалиях.
Коломойским названы десятки коррупционно приватизированных крупнейших энергоконцернов, добывающих, обрабатывающих предприятий, но прежде всего вскрылась скандальная продажа «Укррудпрома» — одна из самых загадочных в истории приватизации Украины. Стоимость концерна оценивалась независимыми экспертами в начале 2000-х в 40-50 миллиардов долларов, а он был продан за 500 миллионов.
В этой истории, подводит итог «Украинская правда», замешаны все крупнейшие олигархи, которые за счет специально прописанных условий приватизационных конкурсов смогли обзавестись важными сырьевыми активами. Они стали основой для формирования, к примеру, крупнейшего в стране металлургического холдинга «Метинвест», который контролируется Ахметовым и Новинским.
Собственно говоря, показаниями Коломойского перед парламентской комиссией дезавуированы итоги приватизации практически всей сердцевины промышленности Украины.
Коломойский предложил парламенту отменить результаты этой коррупционной приватизации и вернуть во владение государства несправедливо приватизированные активы на многие десятки миллиардов долларов. В том числе и активы самого Коломойского. Признания и предложения днепропетровского губернатора вызвали шок и ошеломление даже у самых либеральных депутатов парламента.
Вот цитата из стенограммы заседания:
Сергей Лещенко — народный депутат от «Блока Петра Порошенко»
Игорь Коломойский — губернатор Днепропетровской области
«Лещенко: У меня нет сомнений, что мы с вами единомышленники в вопросе восстановления справедливости при реприватизации, но скажите – вы же тоже были бенефициаром. Вопрос по поводу 5 млн в месяц, которые вы платили Пинчуку в 2004 году – вы считаете, что это была взятка или нет? Если взятка, это явка с повинной с вашей стороны?
Коломойский: Мы же знаем, что тот, кто дал взятку и первый пришел, сказал об этом — ему ничего за это не будет. (Смех)
Лещенко: То есть вы признаете, что за управление «Укрнафтой» давали 5 млн долларов в месяц
Коломойский: Да.
Лещенко: Кому именно, на какие счета?
Коломойский: Все предоставлено в английский суд, можем предоставить все сюда. Эти счета идентифицированы как счета Пинчука и Кучмы.
Лещенко: Оффшор?
Коломойский: Да. Но это не «Укррудпром», а «Укрнафта». Но это не только эти деньги. Мы платили эти деньги, а помимо этого платили дивиденды государству и налоги. Но за право получать свои дивиденды нас заставляли из своих дивидендов платить еще по 5 млн Пинчуку».
Таких вопиющих примеров Коломойским приведено множество. Что будет дальше делать парламентская комиссия с этими признаниями — не знает пока никто. Даже ее председатель, друг Коломойского и замгубернатора Днепра Борис Филатов.
Взрывчатка, которая накалялась во время Донбасской войны в зарубежных судах, брошена в открытый костер в Киеве. (Информационной справедливости ради следует сказать, что конфликт вынес из подполья сам Пинчук. В Высоком суде Лондона он начал процесс, оспорив покупку Криворожского железорудного комбината. Виктор Пинчук требует от Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова признать его владельцем завода и компенсировать ему многолетние убытки.)
Но одно дело далекий Лондон и прения на английском, другое — прямые обвинения в Раде бывшего президента Украины в получении взяток и демонстрация доказательств. Особенно на фоне того, что Кучма является одним из реальных приводных ремней Минского движения перемирия.
К чему приведет открытая война бизнес-элит в стране, находящейся на грани банкротства и дезинтеграции? История не знает случаев, когда подобный конфликт приводил бы, мягко говоря, к усилению государства, к победе в войне или хотя бы к росту его авторитета среди союзников. Не думаю, что Украина станет первым исключением из этого правила.
- Информация о материале
Про унікальних людей – військових пенсіонерів, які пожертвували власним спокоєм і домашнім затишком заради тренування необстріляних призовників, в ексклюзивному інтерв'ю розповів майор у відставці, київський адвокат, а нині інструктор Національної гвардії Олександр Франчук.
Посада інструктора цивільна. Олександр жартує, що її придумали спеціально для таких, як він, - хто не пройшов медкомісію, але рветься у бій. Перед тим, як офіційно стати інструктором, Франчук встиг розробити власний артилерійський блокнот, поволонтерити, повоювати на Донбасі і навіть побути охоронцем брата-підполковника.
Наразі в Нацгвардії з нуля створюють повноцінний і дієвий артилерійський підрозділ. Завдання з тренування майбутніх артилеристів лягає цілком на плечі Олександра та його колег. Ми запитали його, чому для Нацгвардії настільки критично мати власну артилерію, які його враження від нової хвилі мобілізації, як він, офіцер Радянської армії, реагує на привітання 23 лютого, та найголовніше, що змусило його проміняти затишний диван на спартанські умови війни.
Я на пошту ходив, як дід мороз з величезними торбами посилок - розсилав свої блокноти по всіх частинах
- Я з артилерією розпрощався у 1992 році. Коли Союз розвалився, то повернувся в Україну, побачив, що військові тут нікому не потрібні. Мені сказали приблизно таке: «Якби ти був лейтенантом, місце знайшлося б. Але ти майор, а на всіх майорів посад не наберешся». Я став юристом і ніколи навіть подумати не міг, що доведеться згадувати стрільбу. А тут війна… Мій молодший брат підполковник. Його з армії попросили десять років тому, не давши дослужити три роки. Він теж змінив фах. А тепер про нього згадали і мобілізували.
- Все ж таки, Ви спокійно собі могли допомагати брату дистанційно, збираючи гроші на екіпірування. Однак, Ви кинулися у самий вир війни. Чому?
- З того, що брат розповідав і що я сам бачив, хлопці вже забули як воювати. Я почав з волонтерської діяльності. По суті, у бійців окрім гармат нічого не було, навіть не мали на чому проводити розрахунки. Я постачав офіцерам те, без чого вони не могли спрямовувати вогонь: спеціальні блокноти, лінійки, сумки. Їх не було навіть у командирів батарей! Потім люди побачили, що я допомагаю бійцям, самі почали мені присилати маскувальні костюми, біноклі та інше оснащення.
Та найголовніше, була забута методика, як стріляти. Я скачав купу книжок по теорії артилерії, знайшов свої старі записи і почав те все згадувати. Спробував сконструювати власний варіант артилерійського блокнота. Я кинув клич, люди допомогли грішми і ми зробили близько 3 тисяч таких блокнотів для командирів гармат. Розіслали якомога більше по артилерійських частинах. Працівники «Нової пошти» вже мене впізнавали, бо я регулярно приходив до них, як Дід Мороз з величезними торбами посилок.
- Як потрапили саме в Нацгвардію?
- Влітку я відправив Авакову два листи з пропозицією створити у складі Нацгвардії артилерійський підрозділ, бо інакше хлопців просто поб᾿ють. Відповіді не було, але, можливо, моя думка потрапила, куди треба, або вона не лише до мене прийшла. Бо я дізнався, що на одному з полігонів почали тренувати мінометників для Нацгвардії. Вирішив і їм своїх блокнотів дати. Так познайомився з начальником артилерії Нацгвардії, він попросив допомогти йому провести стрільби з новачками, бо офіцерів для цього не було. З тих, що були призвані, жоден не є артилеристом: хтось з Внутрішніх військ, хтось із міліції. Потім я організовував для них волонтерську допомогу.
- На передову поїхали, щоб допомогти брату?
- Восени мій брат був відкомандирований на фронт. Він командував артилерійським взводом, який прикривав один із батальйонів територіальної оборони в секторі «С».
Я добре розумів, які склалися організаційні проблеми у артилеристів, а тому вирішив поїхати на фронт і допомогти своєму брату. Там не була нормально налагоджена артилерійська розвідка, погано була організована робота коригувальників, зв'язок поганий і таке інше. Знаю, що в батареях у складі власне артилерійських бригад ситуація краща, бо там принаймні є офіцери з цього роду військ. А командири батальйонів тероборони здебільшого не добре знають, як взаємодіяти та використовувати артилерію. Тому я вирішив, що маю бути там. Як я потрапив на передову, то окрема історія. Туди просто так не пускають, тож мене волонтери провезли.
Не розумію, як артилеристам можна давати наказ «Ні кроку назад»
- Тобто, Ви майже місяць провоювали без жодного статусу і, можна сказати, незаконно?
- Статус для мене був неважливий. Головне, що я був разом з братом. Його, підполковника, кинули на посаду лейтенанта. При цьому не забезпечили практично нічим. Майже всю екіпіровку йому та його бойовим товаришам забезпечив я разом зі своїми друзями. Йому важлива була моя моральна підтримка, та й усі справи вдвох ми вирішували швидше. Батарею з першого дня її перебування там обстрілювали з мінометів щодня. А ми навіть не знали, куди відповісти. Єдине, що могли робити, заховатися в ямі й чекати. Ми зв᾿язалися з бійцями, що знаходилися на блокпостах, місцевими партизанами, міліціонерами, щоб проводити бодай елементарну розвідку та аналіз оперативної обстановки. Зробили хороші інженерні укріплення. Підготували систему вогню для забезпечення прикриття наших блокпостів, організували постійний моніторинг метеорологічних умов та постійну роботу по метеобалістичній підготовці, організували самооборону вогневих позицій, збір розвідданих тощо. Якщо описати мою роботу коротко, то я, в основному, займався аналізом та прогнозуванням.
Ми оцінили місцевість, визначили танконебезпечні напрями і відповідно намітили та організували систему противотанкового та протипіхотного вогню. Замовили гранатомети, нам їх доставили швидко. Я раніше «муху» бачив тільки на малюнках. Коли я закінчував службу, їх ще не було. Відкрили інструкцію, там все чітко розписано, як поводитися з гранатометом. Так швидко його освоїли.
Потім ми організували взаємодію з батальйоном. Якраз на День Збройних Сил, 6 грудня, сепаратисти вирішили «поздоровити» наших бійців зі святом і майже зранку розпочали наносити мінометні вогневі удари по блокпостах. Це якраз тоді було перемир'я. Від командира батальону поступила команда завдати удар у відповідь. Першим і єдиним залпом наших гармат мінометний взвод ворога було знищено. У піхоти, яку накривали вогнем ці міномети протягом тривалого часу, стільки радості було! Хлопці побачили нарешті, що поруч є артилерія і що вона може одним залпом примусити замовкнути на кілька днів знахабнілих мінометників ворога.
Потім їм, мабуть, підвезли озброєння і боєприпаси, і вони знову почали регулярно з різних точок обстрілювати наші блокпости. Ми знайшли толкових місцевих жителів, які нам на карті показали, де розташовані ворожі міномети, також вогневі точки ворога почали засікати наші спостерігачі з передової. Крім того ми засікали в темний період секундоміром дальності до спалахів пострілів та заміряли кути, а потім все це аналізували і так знаходили цілі, які розташовувалися в основному на покинутих шахтах, за териконами.
В останній тиждень ми сєпарам добряче насолили. Це ми знаємо зі слів місцевих та з дописів на інтернет-порталах. Хлопці на одному з блокпостів так і сказали брату: «Николаевич, спасибо! Ты нам жизнь спас».
- Після того Ви ще встигли попрацювати охоронцем брата в лікарні.
- 24 грудня нас обстріляли спершу з мінометів, потім з «Градів». Потім вперше за весь час нас обстріляли з гаубиць. Причому били дуже точно, без пристрілки. Тобто, вони знали наші координати і професійно підготували дані для стрільби. Снаряди падали за 10 метрів від бліндажів, один влучив в бруствер окопу гармати.
Явно вони знали про нашу позицію все і мали мету нас знищити, але, мабуть, їм забракло боєприпасів, бо свою роботу вони не виконали, на мій погляд, лише тому, що не дотрималися норми витрати снарядів на таку ціль. Двійочники…
В нас були хороші укріплення, і тоді ніхто не постраждав. Після цього короткого вогневого нальоту ми отримали наказ відскочити на кілометр в сторону, тому що була підозра, що ворог повторить вогневий наліт, але вже масовано. Самі розумієте, що значить у моєму віці в темряві дертися по слизьких пагорбах і на БТР. А на кожному бійцеві автомат, ящик з гранатами... так під час маневру брат у темряві зламав ногу. Потім після передачі командування та з дозволу старшого начальника я повіз його до шпиталю в Дзержинськ. Лишився там його охороняти, тому що його запросто могли викрасти - це ж фактично підполковник, хоч і на посаді лейтенанта. Всю ніч я просидів з автоматом біля нього. Зараз він доліковується і після остаточної реабілітації повернеться на фронт, але вже у ролі підполковника, як і годиться. Ну а я треную артилеристів Національної гвардії в учбовому центрі.
- Які загальні враження від служби на передовій?
- Я можу говорити про те, що бачив на власні очі, і судити зокрема про роботу артилерії у складі батальйонів тероборони. Скажу чесно, так стріляли сто років тому, коли люди уяви не мали про комп'ютери та обчислювальні машини. Я сам дивуюся, як з таким рівнем оснащення та виучки ми вистояли. Зараз навіть втрачено досвід від радянських часів - найкращі батареї воюють на рівні посередніх батарей того часу, коли я служив. Та все одно це не порівняти з тим, що було влітку. Тоді наші артилеристи просто були відкритими мішенями, вони не мали змоги ефективно застосувати зброю і крім того їм не дозволяли стріляти у відповідь по території Росії, звідки вівся масований вогонь на враження. Як ми вистояли? Мабуть, завдяки патріотизму і бойовому духу вояків. Та небаченій відданій допомозі нашого народу!
Проблема у ставленні до артилерії. Я не розумію, як артилеристам можна давати наказ «Ні кроку назад». Артилерійські ж підрозділи повинні бути невловимі для ворога. В першу чергу в тактичному арсеналі артилерії повинен бути маневр. Маневр і маскування. Вони повинні постійно маневрувати, прикриваючи інші роди військ своїм вогнем, та бути невидимі для розвідки противника. Ось тоді вони будуть ефективними.
Тож артилерія повинна бути невидима та невловима для ворога. А вже потім вони повинні бути забезпечені охороною та прикриттям; достовірною інформацією про розвідані цілі; засобами зв'язку, які неможливо підслуховувати; технічними засобами корегування вогню.
А деякі наші батареї стояли на одному місці по півроку. Наприклад, коло Дебальцевого. Їх, звісно, засікли швидко і почали обстрілювати. Знаю випадок, коли наша батарея зманеврувала й ухилилась від ворожого вогню - вони відійшли на пару кілометрів. Однак потім вони отримали наказ повернутися на те саме місце, де їх накривали артилерійським вогнем, та ще й міномети туди підтягнули. І який результат? Їх знову обстріляли, внаслідок чого спалили тягач і прямим попаданням вбито солдата. То як це назвати? Потрібно докорінно міняти підхід до роботи артилерії.
- Власне, зараз Ви на практиці втілюєте ці зміни?
- Коли я все це побачив, найменші сумніви у необхідності створення артилерії при Нацгвардії та окремих батальйонах розвіялися. Тому на запрошення Начальника артилерії НГ України допомогти в створенні артилерійських підрозділів та організації їх бойової підготовки я відгукнувся зразу. Так я офіційно став інструктором. Крім мене інструкторами ще працюють колишні генерал і полковник. Ми становимо окремий відділ, який розробляє плани й методику бойової підготовки спеціалістів артилерії.
У найближчих планах створення ефективних артилерійських підрозділів ствольної та реактивної артилерії в структурі Національної гвардії України. Наше завдання напрацювати методику підготовки, методику взаємодії в різних видах бою в сучасних умовах з піхотними підрозділами. Ну й підготувати хлопців до важкої та небезпечної бойової роботи. Досвід артилеристів радянської доби необхідно враховувати, однак пристосовувати його елементи до умов сьогодення. Не лише так, як писали в старих радянських книжках, а спираючись на поточну ситуацію.
Командир жартує, що ми повинні підготувати й започаткувати свій День артилериста, щоб не святкувати разом з ворогом радянське свято, яке він собі присвоїв…
- Тобто адвокатську діяльність Ви залишили цілком?
- Статус адвоката я маю, але не займаюся адвокатською діяльністю вже понад рік. Це нікуди не дінеться, зараз не до адвокатської практики. Сьогодні нам усім треба не допустити ту орду сюди. Бо інакше не буде жодної діяльності, а не лише адвокатської. Мене часом дивує наша адвокатська спільнота, яка в своїй більшості живе мирним життям і не задумується про ту страшну небезпеку, яка зависла над нашою країною і нашим народом. Вони не розуміють, що «позиція страуса» не спасе, і війна може прийти в кожну сім'ю. Війна нікого не обмине! Це враження можна поширити на все суспільство. Я бачу, наскільки по-різному люди йдуть до війська. Одні крокують з вогнем в очах, а інші б'ються в істериці, прощальні листи пишуть. А вони можуть навіть не потрапити на фронт. Не треба нити й ховатися: кожен має зрозуміти, що ми воюємо за майбутнє наших дітей та онуків.
З днем 23 лютого мене привітав лише колишній товариш по службі з Росії
- Які враження від нового призову? Загалом, які успіхи на новій роботі?
- Практично відразу нам доручили тренувати вісім батарей. З того часу майже щодня з самого ранку і до вечора працюємо з хлопцями. Зараз можу сказати, що ми підготували по чотири батареї мінометників і гаубичників. Скоро облаштуємо повноцінний штаб. Потім готуватимемо офіцерів, далі на підході інші артилерійські підрозділи. І так поступово і впевнено ми створимо Артилерію Національної гвардії України.
Хлопці виявилися напрочуд здібними. Мені дійсно сподобалося з ними працювати. Бійці молоді, комбат їхній щойно закінчив військовий інститут. А головне - там зібралися однодумці. Щоб оснастити свою підшефну батарею якомога краще, я підняв всіх своїх знайомих. Від держави вони не отримали нічого, навіть гармати ми ремонтували власними силами. Наразі вони вже мають необхідне для того, щоб гідно виконувати завдання на передовій.
- Є дані про американську нелетальну зброю, яку отримує Нацгвардія. Вам доводилося з нею працювати?
- Я випробовував американський прилад, який сам знімає всі метеодані, робить всі поправки, а потім ці дані передає у вигляді розрахунків для стрільби. Дійсно, маючи таку махіну, всі мої планшети й блокноти можна викидати. Але вона коштує 25 тисяч доларів. На нашому озброєнні такого приладу немає. Можливо, він є у бійців на передовій. Не розумію, чому в інших підрозділах скаржаться, що вся техніка йде в Нацгвардію. Дали КАМАЗи й КРАЗи, інших поставок я не бачив.
- Ви не раз говорили, наскільки захоплюєтеся своїми колегами. Всі прийшли добровольцями?
- Так, більшість - колишні відставники. Є люди по 60-65 років. Мої друзі жартують, що в такому віці і з таким здоров᾿ям треба на дивані валятися і писати щось у Фейсбуці, сидячи вдома у капцях. А ми приїхали на мороз, де нема нормальних побутових умов, теплої води, живемо вісім осіб в одній кімнаті з бетонною підлогою. Та всі розуміють, що треба.
- Ви всі колишні радянські офіцери. Та напередодні 23 лютого на своїй сторінці у Фейсбуку прямо написали, що для Вас цей день більше не є святом. Хтось ризикнув привітати Вас цього року?
- Привітав сослуживєц з Росії. При тому, що до того ми з ним майже не підтримували контакт. Явно його хтось напоумив мені подзвонити і провести агітацію. Я подякував, кажу «І тебе зі святом». Далі відбувся приблизно такий діалог:
- Воюешь?
- Ну, как сказать. Что-то типа того.
- В своих людей стреляешь?
Ну то я його послав. Пояснив, що ті, хто приїхали сюди з Пскова чи Благовєщенська стріляти в наших хлопців, - це не «наші люди», а «їхні», і для нас вони загарбники. Чого з ним довго говорити? Я запам᾿ятав його як алкаша і, м᾿яко кажучи, не найкращого офіцера.
Для мене цей день завше був святом всіх, хто служив у радянській армії. Ну а тепер... після моїх пригод на фронті не хочу я святкувати в один день з окупантами та сепаратистами. Чи з тими скотами в Росії, які, знаючи мене особисто, 30 років не могли слова кривого про мене сказати, а зараз у соцмережах намагаються брудом поливати і називати фашистом. Із купи росіян, які служили зі мною, буквально три людини мені тихцем написали про підтримку. Але вони бояться висловити це публічно. Після таких одкровень про російських знайомих, яких я раніше вважав нормальними людьми, не хочу мати з ними нічого спільного, у тому числі і свят.
- Такі настрої - це наслідок цілеспрямованого зомбування людей пропагандою. Завершиться війна, все повернеться на круги своя. Ви вірите в те, що вони говоритимуть з Вами інакше?
- Зомбувати можна було 40 років тому, в часи СРСР - коли ти сидиш в тайзі і по телевізору дивишся дєдушку Брежнєва, який розповідає, що «у нас все хорошо». А зараз же вік Інтернету, легко можна перевірити, як воно «хорошо». Тому я роблю висновок, що російська влада дійсно перетворює свій народ на якийсь зоопарк, якщо стільки людей повелися на пропаганду. З іншого боку, люди вірять в те, у що бажають.
Коріння цього ще в радянській системі. Я служив на Далекому Сході 7 років. Вже тоді мені розповідали про «поганих хохлів». Я питав, чи вони бодай знають, в якій стороні ці «хохли» живуть. Відповідали: «Не знаю, и знать не хочу». Я їм пояснював, що я сам «хохол». У них була вбивча логіка: «Нет, ты врешь. Ты не хохол, а хороший человек».
Тому не треба шукати причин у ненависті до українців лише в подіях останніх років. Я не впевнений, що у росіян вийде позбутися цієї омани.
Про потреби, які виникають в ході підготовки Артилерії Національної Гвардії, можна дізнатися зі сторінки Олександра Франчука у Фейсбуці:
https://www.facebook.com/profile.php?id=100000716525972&fref=ts
- Информация о материале
Минзрав не готов менять систему закупок, аптеки не спешат отказываться от бонусов. Об эффективности лекарственных средств сегодня не думает никто, включая пациентов. Украинцы предпочитают лекарства, снимающие симптомы распространенных недугов, а не устраняющие причины.
Дальнейшее подорожание медикаментов приведет к переходу граждан на самые дешевые из доступных средств с сомнительной эффективностью. Об этом свидетельствуют серьезные изменения, начавшиеся этой весной сразу в двух основных каналах сбыта — аптечном и госпитальном.
Больницы без лекарств
Критическая ситуация с обеспечением больниц вакцинами и регулярные сбои в календаре прививок у грудничков чиновников не смущают. С вакцинами на 2015 год тоже полная неясность, так как работа по внесению изменений в законодательство, касающееся передачи закупок лекарств международным организациям, на данный момент не завершена.
С 1 марта лечебные учреждения уже остались без большинства препаратов из номенклатуры 2014 года. Причина — отсутствие новых задекларированных оптовоотпускных цен. Больницы и поликлиники не могут приобрести за бюджетные деньги лекарственные средства и изделия медицинского назначения изза пассивности поставщиков, которые до сих пор не утвердили изменения цен у регулятора.
«Учитывая неэластичность ценовой ситуации, в госпитальных закупках будут серьезные перебои, так как операторам будет невыгодно поставлять медикаменты по прежним ценам», — считает эксминистр здравоохранения Николай Полищук.
На практике это означает, что количество международных непатентованных наименований (по основному действующему веществу) сократится в два с половиной раза — до 474 МНН, а количество торговых наименований (товарных позиций с учетом формы выпуска, дозировки, производителя и номера в упаковке) уменьшится сразу в четыре раза — до с 7873 до 1870 позиций. В целом лечебные учреждения недосчитаются более чем 700 МНН, среди которых ряд жизненно важных препаратов. «Многие пациенты не получат своевременную терапию», — говорит директор Агентства медицинского маркетинга Юрий Чертков.
В результате государство сможет закупить максимум 33 млн. упаковок (менее 25% прошлогодней номенклатуры). Однако недостаточное финансирование при росте задекларированных оптовоотпускных цен на все препараты в среднем на 24% автоматически увеличит затраты, изза чего между лечебными учреждениями придется поделить 25–28 млн. упаковок лекарств (вместо 132,2 млн. в прошлом году).
Розничные пустышки
Попытка Минздрава отрегулировать торговорозничные надбавки на отечественные лекарства, оптовоотпускная цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку, дала противоположный эффект. Вместо ожидаемого снижения цен производители, вопервых, начали выводить из портфеля предложений низкомаржинальные средства и, вовторых, под предлогом подорожания субстанций пересмотрели отпускную стоимость препаратов.
Теперь же Минздрав только разводит руками и уверяет, что не имеет рычагов влияния на коммерческие предприятия и аптеки и может повлиять лишь на стоимость лекарств, закупаемых за бюджетные средства.
В то же время пациенты уже ощущают последствия обвала национальной валюты. Причем не только на своих кошельках (в качестве ценовых скачков на 30–130%), но и на собственном здоровье. По словам руководителя отдела ОТС представительства компании «Берингер Ингельхайм» в Украине Александра Буйникова, сейчас происходит активное сокращение ассортимента в аптеках, особенно это касается позиций, которые сложно реализовать в течение одного месяца.
При этом, по информации замдиректора департамента организации госконтроля качества лекарственных средств Людмилы Горовой, только за последний год количество запрещенных к реализации наименований препаратов, оказавшихся подделкой, выросло на 36%. В основном это подделки широко рекламируемых лекарственных средств зарубежного производства. «В лучшем случае — пустышки, в которых используются обычная сода и мел. В худшем — неизвестные химические вещества. Разумеется, улучшения клинической картины болезни после применения подобных препаратов, кроме разве что эффекта плацебо (самовнушения), больные не ощущают», — отмечает Юрий Чертков.
Запрет Кабмином регулярных проверок Гослекслужбой участников рынка без соответствующего разрешения правительства развязало руки мошенникам. В сельской местности, например, в последнее время активизировались торговцы с колес, предлагающие медикаменты неизвестного происхождения и сомнительного качества дешевле, чем в аптеках.
Рассчитывать на порядочность руководителей аптек — на то, что они наотрез откажутся от реализации фальсификата, тоже не стоит. Ведь оптовые цены на подделки априори дешевле.
По оценкам независимых экспертов, на сегодня доля поддельных лекарств в Украине составляет не менее 20% (Для сравнения: в европейских странах этот показатель не превышает 1–2%.)
Бестолковое вмешательство
В Украине регулируются наценки на 102 лекарственных средства и 15 изделий медицинского назначения, входящих в Обязательный минимальный ассортимент социально ориентированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений. Наценки на остальные препараты аптекари устанавливают самостоятельно.
Несмотря на то что чиновники пытаются контролировать и регулировать цены на медикаменты, они же сами и создают дополнительные предпосылки для их дальнейшего роста. В частности, по словам исполнительного директора ЕВА Анны Деревянко, изза установления дополнительного импортного сбора в размере 5% возникла реальная угроза ограничения доступности широкого ассортимента лекарств вследствие вынужденных задержек с их поставкой. Кроме того, участники рынка опасаются, что в связи с дефицитом валюты они не смогут оплачивать внешнеэкономические контракты и будут вынуждены вообще прекратить поставки в Украину большинства препаратов.
Юрий Чертков допускает, что вследствие политической нестабильности и непредсказуемости валютного курса возможна дефектура (отсутствие на полках) по целому ряду лекарств.
- Информация о материале
Земля является наибольшим достоянием людей, живущих на этой земле. Но не нужно забывать, что термин «люди» подразумевает существование во времени и пространстве. Да, земля была самым большим достоянием украинцев в прошлом, является такой сейчас и должна быть передана будущим поколениям украинцев.
Это означает, что все присущее понятию «земля» в широком смысле: плодородие, ландшафты, природные и исторические памятники, находящиеся на земле и в земле, реки и озера как составляющие земли — все должно быть пронесено нашим поколением и передано потомкам в неухудшенном состоянии.
Перед нынешним поколением украинцев возникают непростые вопросы, учитывая, что произошел переход от права коллективной собственности на землю к праву частной собственности:
— А можно ли частную землю продавать или отдавать в долгосрочную аренду негражданами Украины?
— А может ли частный собственник по своему усмотрению изменить целевое назначение?
— Сколько земли можно отдавать в одни руки?
— Можно ли продавать землю во время глубокого экономического кризиса?
— Может ли владелец или арендатор быть против создания на его земле объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ), если это общественная потребность?
— Несет ли землепользователь уголовную ответственность за ухудшение качества земли?
— Что важнее для общества — прибыль землевладельца или возможность передать землю в неповрежденном состоянии новым поколениям украинцев?
— Что важнее — право частной собственности или аренды либо особая ценность земли?
— Можно ли застраивать берега рек и их поймы в целом, и особенно в городах и поселках?
Это не исчерпывающий перечень вопросов, но направление, думаю, понятно. Если коротко, то это следующий вопрос: «Что важнее: прибыль сегодня и мне или сохранение земли для всех украинцев и навсегда?».
По поводу этих вопросов есть немало достаточно размышлений с абсолютно противоположным содержанием:
— Коррупционная составляющая процесса обретения прав на землю нуждается в упрощении процедуры смены владельца. А задача сохранения предполагает строгое соблюдение всех законных процедур и наказание виновных при выявлении нарушений.
— Вкладывание средств в землю и рыночные принципы владения ею предусматривают свободный рынок земли и бессрочное право владения. А опасность скупки земли отдельными юридическими и физическими лицами и деградация земли из-за неразумной эксплуатации наподобие беспрерывного засевания рапсом требует создания полного земельного кадастра, ограничения владения и тщательного надзора за использованием земли.
— Потребности граждан на отдых предполагают простую процедуру изменения целевого назначения земель сельхозназначения для строительства, а охрана водных ресурсов как фактора выживания нации и сохранение положительных ландшафтов как фактора психологической гармонии общества требуют запрета застройки берегов рек и пойм и отказа от приватизации островов.
Все эти проблемы и противоречия снимаются в том случае, если общество решит, что важнее для нации и будущего существования — мораль или прибыль.
Сразу же отмечу, что, по моему убеждению, главным фактором сохранения и развития Украины является Мораль, и именно она должна быть основой всей деятельности людей, бизнеса, власти.
Успешная экономика может быть только моральной. Успешная власть должна забыть о своих явных и скрытых интересах и служить людям. Президент, премьер-министр, министры, депутаты всех ветвей — это только менеджеры общества, а не царь, вице-царь, бояре, опричники. Это замечание очень принципиально потому, что сейчас речь пойдет о попытках продавить под видом борьбы с коррупцией, воплощения современных научных подходов к землепользованию законы, согласно которым землю можно будет бесконтрольно дерибанить.
Схема подобных манипуляций отработана до филигранности. Она заключается в следующих шагах:
— закону дается прогрессивное название: борьба с коррупцией, упрощение... оптимизация...
— среди большого количества правильных положений монтируются коварные правки, которые и отображают желание авторов.
Также предполагаю, что в безумном обвале гривни сознательно заложены предпосылки для скупки земель за бесценок. Когда нечего будет есть, землю отдадут за копейки.
Лоббисты дерибана подошли к реализации этого процесса творчески. Был подготовлен законопроект №1906 от 2 февраля 2015 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о предотвращении коррупции в сфере земельных отношений». Авторы этого законопроекта — очень уважаемые люди: Ю.Тимошенко, И.Кириленко, В.Ивченко (все — политическая партия ВО «Батьківщина»), Г.Заболотный (партия «Блок Петра Порошенко»). В этом законе вместе с безусловно правильными положениями заложена законодательная основа дерибана земли под идеей упрощения процедуры манипулирования землей. Из Земельного кодекса Украины были изъяты очень принципиальные пункты, а именно:
— ст. 20-7, которая указывала, что изменение целевого назначения земельных участков природно-заповедного и другого природоохранного назначения, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, находящихся в государственной или коммунальной собственности, возможно только по согласованию с Кабинетом министров Украины;
— ст. 38-4-в, в которой изложена норма о невозможности приватизации земель коммунальной собственности, в частности земель историко-культурного назначения, имеющих особую историко-культурную ценность;
— ст. 150-1-г, в которой дается определение земель историко-культурного назначения как особо ценных земель;
— ст. 186-3, в которой отмечается, что согласования проектов землеустройства отвода земельных участков, расположенных на территории земель историко-культурного назначения, памятников культурного наследия местного значения, их охранных зон, в исторических ареалах населенных мест и других землях историко-культурного назначения, выполняются соответствующими местными органами охраны культурного наследия;
— ст. 186-3, в которой отмечается, что согласование центральным органом охраны памятников проектов землеустройства отвода земельных участков, расположенных на территории памятников культурного наследия национального значения, их охранных зон и охраняемых археологических территорий, подлежит также согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны культурного наследия;
— ст. 186-3, в которой указывается, что происходит согласование соответствующими органами культурного наследия проектов землеустройства отвода земельных участков, расположенных на территории земель историко-культурного назначения, памятников культурного наследия местного значения, их охранных зон, в исторических ареалах населенных мест и других землях историко-культурного назначения.
Столь свободное обращение с особо ценными землями вызвало бурю сопротивления в природоохранных и культурноохранных общественных организациях. Появилась критическая статья Максима Левады «Тупые, Тупые и еще тупее». Интернет-пространство переполнено протестом. Это, вполне возможно, и заставило авторов сделать шаг назад. Закон был снят с регистрации и отозван. Но, как всегда, это означает только передышку. Очевидно, авторы закона решили зайти с другой стороны. Появились статьи ученых, доказывающие, что такие изменения не только не страшны, но даже прогрессивны. Так, А.Мирошниченко, уважаемый доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой земельного и аграрного права юридического факультета КНУ им. Тараса Шевченко, в статье «Хто має розпоряджатися землею: місцева влада чи Держкомзем? Про бійку нардепів, законопродавчий процес та корупцію» (texty.org.ua) и в комментарии к проекту закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о предотвращении коррупции в сфере земельных отношений» (реестр. №1906 от 02.02.2015 г.), опубликованном в amm.org.ua, считает, что «конструкция особо ценных земель» является устаревшей, неэффективной, коррупциогенной, и на этом основании должна быть изъята из действующего законодательства. Также он отмечает, что «любые попытки реформ в земельной сфере потерпят неудачу, столкнувшись с огульной критикой дилетантов и популизмом политиков».
Правда, он заранее соглашается с тем, что он «проплаченный автор, дерибанщик» и вообще «враг человечества». Понимая и воспринимая иронию последнего выражения, рассмотрим вопрос по сути, с точки зрения возможных последствий.
Анализировать необходимо с точки зрения осмысления того, что будет происходить на практике — не в теории, а именно на практике, если эти положения будут приняты как законы. Для этого попробуем понять суть ограничений, а все конструкции рассмотрим с точки зрения Морали и факторов выживания Украины и украинцев, а не как схемы прибыли отдельных граждан, даже если они миллиардеры, президенты, премьер-министры, депутаты.
Сначала осмыслим, а что же является наибольшей ценностью любой нации относительно земли. Это, безусловно, ее плодородие, так как это продовольствие для населения и экспортное богатство. Это вода, поскольку чистая вода — это основа выживания. Недаром в своем отчете комиссия ООН указала, что страна, которая не сможет обеспечить себя чистой питьевой водой, обречена на вымирание.
Это, хоть и может показаться странным, природные и исторические ландшафты как гармонизация психологического состояния человека. Известно, что разрушенные ландшафты провоцируют массовые психические расстройства. Недаром существует Европейская ландшафтная конвенция, прямо признающая ландшафт «ключевым элементом благосостояния человека и общества».
С землей неразрывно связана самоидентификация нации и, как результат, осмысление «кто мы и откуда». К тому же это источник миллиардных прибылей от туризма. Недаром говорят, что в Израиле хотя и почти не найдены прямые подтверждения событий, отображенных в Библии, количество мест с маркировкой «святые и исторические» зашкаливает.
Но это требует сохранения всех памятников, создания археологических культурных охранных зон, а не застройки и разрушения исторических памятных мест, как это происходит в Киеве. Некоторые власть имущие и бизнесмены считают, что святые остатки Десятинной церкви — это только строительная площадка для новостройки; остатки княжеских дворцов — это только кучи кирпича; культурные слои на Подоле в несколько метров — это мусор, мешающий строительству; поймы Десны, где зарождалась наша Украина, — это только места для коттеджных городков.
Если мы хотим передать нашим потомкам то, что нам, в сущности, не принадлежит, — историю, землю, ландшафты, то мы должны почувствовать ответственность, а не жажду обогащения.
Если изменение целевого назначения особо ценных земель будет упрощено, то застроят охранную зону Софии и Лавры, уничтожат еще сохраненные поймы рек и их берега; на плодородных землях появятся коттеджи. Существующее законодательство с большим трудом хоть как-то отбивается от хищности застройщиков, противостоит желанию крестьян заработать на продаже земли любой ценой, стремлению олигархов скупить все на корню. А теперь представьте, что существующие куцые ограничения (ограничения даже без ответственности) будут устранены.
Устранение или ограничение понятия «особо ценные земли» приведет к тому, что все будет приватизировано: заповедники и историко-культурные объекты, природные и исторические ландшафты. Рассчитывать на моральные качества застройщика очень наивно. Я еще не встречал застройщика, который бы не был всеми руками за сохранение, но только не на том месте, где он спланировал получить прибыль. Также я не встречал крестьянина, который не жаловался бы на ухудшение окружающей среды и вместе с тем не мечтал продать свой надел под что-либо. Единственное, что его сдерживало, — это невозможность изменить целевое назначение участка.
Кстати, я не обвиняю сельских жителей. Государство поставило их в такие условия, когда обрабатывать землю невозможно, а жить надо. Гарантом сохранения земли, воды, культурного наследия, природных и исторических ландшафтов должно выступать государство, а государство должно контролироваться гражданским обществом.
Таким образом, на тезис упрощения оборота земель, нивелирования понятия «особо ценные земли» я отвечу следующим образом.
Если мы исповедуем Мораль как главный фактор развития общества, если мы понимаем, что экология важнее экономики, а история важнее прихоти отдельных граждан, то мы должны, наоборот, поднять понятие «особо ценные земли» на качественно новый уровень. Мы должны резко увеличить количество земель природно-заповедного фонда и довести их до европейского уровня в 15–20% от общей площади. Мы должны расширить перечень особо ценных земель за счет земель водного фонда и прибрежных защитных полос. Мы должны ввести уголовную ответственность за разорение особо ценных земель под любым видом.
А что мы должны упростить, так это процедуру создания объектов природно-заповедного фонда, поскольку в нынешней ситуации согласовать землю под завещание с землевладельцем почти невозможно.
Теперь по пунктам, что нужно сделать в Земельном, Водном кодексах и законе о ПЗФ. Приведенный перечень мер стоит воспринимать не как исчерпывающие пункты, а как идеи, которые необходимо превратить в изменения к законам.
1. Надо провести полную инвентаризацию земель и создать исчерпывающий кадастр земель Украины.
2. Изменение целевого назначения особо ценных земель должно решаться исключительно вышестоящими органами государственной власти, а основанием изменения могут быть только обоснованные общественные потребности.
3. Нужно установить уголовную ответственность за использование особо ценных земель не по назначению и за ухудшение качества земель.
4. Необходимо, как минимум, удвоить размер прибрежных защитных полос:
— малые реки — 50 м;
— средние реки (озера свыше 3 га) — 100 м;
— крупные реки, водохранилища и озера — 200 м.
5. Усилить ответственность за строительство в прибрежных защитных полосах.
6. Распространить размер защитных полос и ограничения на города и поселки.
7. Для тех сооружений, которые уже построены в прибрежной защитной полосе, разработать отдельный закон, который включал бы (согласно существующему законодательству):
— снос всех сооружений, расположенных ближе соответственно 25, 50, 100 м до воды, или установление такого экологического налога, чтобы «мало не показалось»;
— ограничение высотности сооружений в 500-метровой зоне от рек и озер до 10 м.
8. Сделать невозможной продажу земель иностранным физическим и юридическим лицам.
9. Усилить ответственность за эксплуатацию земли, приведшую к ухудшению ее качества.
10. Создавать обязательно охранные зоны вокруг особо ценных природных объектов и объектов культурного наследия. Добавить сюда охранные зоны вокруг земель ПЗФ. Установить размер охранных зон не менее 2 км.
11. Отнести к особо ценным землям земли водного фонда и земли прибрежных защитных полос.
12. Изменить в законе о ПЗФ нормы, требующие согласования создания объектов ПЗФ с землевладельцем или землепользователем. Логика должна быть следующей. В случае научного обоснования ценности этих земель (с точки зрения то ли охраны окружающей среды, то ли ландшафта, то ли земель историко-культурного назначения), если создание объекта ПЗФ не ограничивает права собственника или землепользователя с точки зрения использования земли по ее целевому назначению, то его согласие на создание объектов ПЗФ не требуется.
В завершение замечу, что те, кто то ли сознательно, то ли нет хочет забрать у украинцев их главные богатства — землю, воду, историю, ландшафты, служат не Украине, а своему карману, следовательно, ориентироваться на них общество не может, кем бы они ни были.
Украинцы должны научиться жить и работать согласно девизу «Для Всех и Навсегда, а не сегодня и мне».
- Информация о материале
Страница 642 из 1561
