Статьи
Петушиный бой, под названием «Как Порошенко Наливайченко снимал«, возбудил большое количество болельщиков. «Почему вдруг?!», «Порошенко избавляется от единственного борца с коррупцией!», «Президент чистит власть от людей Фирташа!», «Мы присутствуем при рождении новой звезды!» и т. д. Не увлекаясь тезисами, генерируемыми игрушками игроков, давайте попробуем разобраться в стыдной истории, которой стало публичное и скандальное выяснение отношений между президентом и главой спецслужбы в воюющей стране.
Все началось не 10 июня, когда, по версии источников приближенных к Петру Порошенко, президент предложил Валентину Наливайченко уйти с поста главы СБУ «в лес» — возглавить внешнюю разведку Украины — и выпускник Института им.Андропова с этим предложением якобы согласился, а потом передумал. И не 13 июня, когда, по версии источников приближенных к Наливайченко, глава СБУ передал в Генпрокуратуру задокументированные обвинения в адрес экс-замгенпрокурора Даниленко, чем (якобы) к вечеру субботы вызвал извержение Везувия на Банковой.
Более того, все началось даже не год назад, когда в повестку одного из первых закрытых узкокружных совещаний новоизбранным президентом Порошенко были включены два удививших доверенных лиц пункта: 1. Как распустить «Айдар». 2. Как снять Наливайченко.
Все началось тогда, когда Петр Порошенко на каком-то этапе своей жизни решил, что он — самый умный и его гений нуждается исключительно в послушных исполнителях. Будучи всегда честной с Петром Алексеевичем, сразу после его избрания на пост главы государства я позволила себе предостеречь его от самой большой ошибки, которую он может совершить — назначить на ответственные посты не профессионалов, а укладчицу «Птичьего молока» №1, укладчицу «Птичьего молока» №2, №3, №4 и т.д. Но природа взяла свое: Гелетей, Ярема, Гонтарева, Романов, Муженко... «Удлинители рук» появились в руководстве всех отраслей и направлений, входящих в сферу политических и коммерческих интересов президента. Причем шапка — «на огірки» — была брошена далеко за конституционные пределы кадровых президентских полномочий: Демчишин, Яресько, Абрамавичус, Квиташвили, Вовк. Поэтому, когда я слышу формально-верные утверждения «президент в сфере своей компетенции имеет право назначать того, кого считает нужным», акцент хочется поставить не на слове «своей», а на слове «компетенции» — куда более важном для страны, но менее значимом для президента.
Наливайченко — не «свой». Он даже не Фирташа, десяток людей которого президент под знаменем БПП завел в парламент. Наливайченко — общий. Он и Петра Ющенко с его «Petro Gas» по кулуарам «Нафтогаза» водил; и на всю страну заявлял, что не знает, кто стоит за «РосУкрЭнерго» — монопольным поставщиком импортного газа в Украину; и в деятельности Тендерной палаты никаких проблем не усматривал... «Славным парнем» Наливайченко считают и Тимошенко, и Левочкин, и Коломойский, и Ахметов. Валентин Александрович в коммерческих операциях был хорош в выполнении задач прикрытия, но не в карательных... А президенту во главе СБУ нужен был другой человек. Свой. Равно, как и во главе МВД. Плохое время на дворе. Смутное. Надо собирать власть.
Вернуть Конституцию 1996 года (как это в свое время сделал Янукович) Петр Порошенко не может. Концентрация власти должна была быть достигнута путем получения своего большинства в Верховной Раде. Но 226 мест БПП не получил. В итоге, коалиция треплет нервы; «Партия войны за деньги» переполовинивает потоки; мелкие политические вымогатели выкручивают руки, требуя для себя (как в очередной раз показало голосование за отставку Наливайченко) мэрских, прокурорских и таможенных кабинетиков, ковриков и будочек.
Кроме того, наливаются бешенством тощающие в экономическом кризисе олигархи. Конфликт президента с которыми его пиарщики называют «деолигархизацией». Впрочем, использовать подобные определения им вряд ли в ближайшее время что-то помешает. Не выйдет же Ринат Ахметов на пресс-конференцию с вопросами: «Меня тут просили кое-что передать... Вы не знаете куда отнести 30% ДТЭКа?»; «А где оставить 150 за сохранение прав на Симиренковское?» И тут Коломойский: «Суркисовские проценты «Плюсов» куда сложить?», а Фирташ ему: «А вот сюда, куда нам предлагали положить русские проценты «Интера». Бред, да!
А тут еще и местные выборы, на которых (со снижающиймся ретингом своей политической силы) президенту очень важно не провалиться, закрепиться в регионах.
Короче, задач — государственных и личных — много, ртов еще больше, врагов ничуть не меньше. А опереться, по большому счету, особенно не на кого: из «удлинителей рук» плохие подпорки для трона. Сгрести все это безответственно расползающееся хозяйство, называемое украинским политикумом, и заставить выполнять разноплановые задачи мегамозга могут помочь... силовики. Свои. В доску. Такие, как Виктор Шокин. И замену проводить нужно сейчас. Пока Петр Порошенко имеет статус безальтернативного лидера всех проводимых соцзамеров. 32–35% — это, конечно, не прошлогодние 55%. Но, тем не менее, занимающая вторую позицию Юлия Тимошенко, так удачно озаботившаяся тарифами, и близко не подобралась к президентскому показателю. А значит, положение временной безальтернативности нужно использовать для перегруппировки сил.
Именно в этой логике лежит ответ на правильно поставленный вопрос: «Почему антагонизм между Наливайченко и Порошенко именно сейчас из стадии тления перешел в стадию фонтанирования?».
В том, что руководство внешней разведки нуждается в замене, да и вся служба — в умном и жестком санитаре «леса», президент прав. Обратите внимание, в военный кабинет не вошел ни один руководитель украинских разведок: ни внешней, ни военной, ни финансовой. По данным ZN.UA, за период в 45 весенних дней глава государства получил 49 донесений от соответствующих структур каждый раз с новой «точной» датой начала широкоформатного наступления российско-сепаратистских войск на Востоке. Отписки, фактически для прокуратуры, на случай «если что», сильно напоминали заявления в милицию «быков», в 90-е начинавших свое утро с написания: «Я, Петренко В.П., нашел пистолет Макарова и несу его сдавать в отделение милиции»...
Но ведь президент посчитал необходимым отправить Наливайченко не столько в «лес», сколько в «депо» — политический тупик, которым для амбициозного экс-главы СБУ стала бы ссылка в СВР. Наливайченко прекрасно понимал, что, учитывая уровень доверия в их с президентом отношениях, через полгода он мог быть снят с должности главы внешней разведки без шума и пыли тихим указом президента. Более того, за эти полгода о нем все могли забыть. Ведь председатель СБУ, живущий в телевизоре, — это непрофессионально. А глава внешней разведки, пытающийся жить там же, — вообще глупо.
Помимо магистрального желания освободить важный пост от «чужого» в пользу «своего» и формально верной попытки ротировать руководство СВР, Петр Алексеевич надеялся купировать разрастание политических аппетитов Наливайченко. Особенно, учитывая не только лояльное отношение Соединенных Штатов к Валентину Александровичу, но и получение в районе Нового года информации о том, что за океаном не последние люди рассматривают Наливайченко как фигуру для взращивания альтернативы Петру Порошенко. По сути, на сегодня Валентин Наливайченко — последний YES-man, не разочаровавший американцев. Напомню, что при формировании действующего правительства вице-президент США высказал лишь два именных пожелания в отношении его состава: Яценюк и Наливайченко. Учитывая свежее заявление американского посла Пайетта о том, что коррупция украинскому государству угрожает больше, чем российские танки, надо полагать: в долгих перспективах нынешних государственных лидеров западные партнеры не уверены. И все же, в скорых выборах американцы большой пользы для шатающейся страны не видят. За распад коалиции грозят прекращением финансирования, не давая тем самым президенту возможности расширить свои кадровые владения в сторону еще и премьерства. При этом они все видят, все понимают, но донашивают свою ответственность за восторги от выбора, сделанного украинцами. Но ведь это не значит, что не ищут на кого перенести центр тяжести и ответственности за ситуацию в Украине в не таком уж далеком будущем.
Петр Алексеевич тоже косит глазом туда же, куда и западные партнеры. Многие считают, что его нервирует Садовой. Мол, пока мэр Львова в «скелі сидить», а его «Самопоміч» «греблі рве», рейтинг Андрея Ивановича ползет вверх. Президент в курсе «да», сказанного Садовым и каким-то американцам, и Хмельницкому, и Колесникову, и Корбану. И еще он в курсе, что многие это «да» почему-то воспринимают всерьез. Но на самом деле на Банковой уверены, что именно Садовой является идеальным спарринг-партнером для Порошенко на будущих выборах. Как Симоненко для Кучмы в 1999 году. Мэр западноукраинского города закапсулирован в исчерпывающем электорате. Он выберет «свое» и этого «своего» гарантированно не хватит, чтобы выбрать на всеукраинском уровне все остальное — победное для Порошенко.
Зародыш Наливайченко политтехнологами «Ирод и Ко» в качестве угрозы трону всерьез не воспринимался, но на всякий случай (в качестве дополнительного бонуса от освобождения места главы СБУ) учитывался.
Но вышло-то все наоборот. Наливайченко взбрыкнул. И, в результате президент:
— во-первых, допустил публичное пререкание и выяснение отношений с главой спецслужбы, что не делает чести обоим персонажам в мирное время, и уж тем более, в период, когда враг не у ворот, а во дворе;
— во-вторых, показал всем, как тяжело ему далось проведение через сессионный зал вопроса, формально находящегося в его компетенции. Демонстрация скудного запаса прочности не добавила Петру Порошенко веса в политикуме;
— в-третьих, вынудил всех спонсоров заинтересоваться Валентином Наливайченко в один день пересадив его из вазона для бонсая в питомник для взращивания конкурентов;
— в-четвертых, лишился возможности в ближайшее время практически взяться за Авакова. Похоже, зря харьковские мальчики бросились в режиме cito! гасить средствами физических лиц кредиты нерезидентов. В отличие от Наливайченко, Аваков имеет свою группу в парламенте и работает с залом системно. Этот вес президенту сейчас не взять;
Зато Порошенко получит во главе СБУ безотказного и.о. И.о. — они вообще безотказные, можно сказать, ручные. Они и есть не просят, наоборот, — носят. Артюхова президент, скорее всего, уберет из СБУ. Уж больно одиозен. А вот Грицак будет трудиться. Сотрудникам отечественной спецслужбы, тем, что лучше отличают агента от резидента нежели виргинский офшор от кипрского, я задала вопрос: «Грицак — это хорошо?». Ответ был категоричный и единообразный: «Для бизнеса — да. Для работы — нет». Поживем — увидим, как проявит себя на посту главы спецслужбы некогда прикомандирован-ный Службой безопасности к штабу кандидата в президенты Виктора Ющенко полковник Грицак.
Что касается самого Наливайченко, кажется, он так опьянел от воздуха свободы, что в своих заявлениях сразу же взял верхнюю ноту «до» пятой октавы, а под конец первого дня перешел на визг, слышать и воспринимать который смогли только летучие мыши. Впрочем, породистые главы СБУ давно закончились.
Обещания и угрозы «рассказать все после отставки» я слышала от десятка обладателей главного кабинета на Владимирской. И никому не помогли чемоданы компромата сделать публичную политическую карьеру. А уж родину сделать чище — тем более. Простой вопрос убивает все: «А чего же вы раньше молчали?». Впрочем, нет. Убивал. Сейчас главное, чтобы часы были недорогие.
Как глава СБУ, Валентин Наливайченко был «вовсе не величайший из королей, а всего лишь выдающийся». В отношении контрабанды, несомненно, Службой крышуемой, он был гораздо больше в теме, чем в доле. Для этого существовали специальные люди, назначаемые на ответственные посты без представления главы Службы безопасности Украины. Под свой контроль экс-глава смог забрать департамент контрразведки и департамент защиты национальной государственности. Ну и разумеется, «ухо». На Банковой уверены: в отношении происходящего в президентском дворце Валентин Наливайченко знал не меньше, чем Николай Мельниченко. Почему, собственно, своевременно и предпочел публичность готовящейся ссылке.
Пиару экс-глава СБУ уделял очень много внимания и времени. Сейчас это в тренде. Но, если бы широкой общественности удалось узнать, какие реальные возможности по купированию событий в Крыму и на Востоке были упущены главой СБУ в марте 2014 года, они бы ужаснулись. А Аксенов, Константинов, Губарев, Безлер, Пушилин — крепко бы выпили за здоровье Валентина Александровича.
Однако за полтора года Наливайченко кое-что реально сделать удалось. А именно: оживить и привести в чувство контрразведку (особенно военную) на нижнем уровне. Постепенно в потоке сказочных сообщений о задержаниях, разоблачениях и предотвращениях стали появляться реальные факты. И, как утверждают профессионалы, чем дальше, тем больше. Один из областных назначенцев, мельком (по делу) заехав в Киев, коротко поделился: «Знаешь, меня сняли с «потока», пришлось работать. Оказалось — интересно!».
Как рулевой Владимирской, Наливайченко не получил в пользование на годы амиакопровод; не создал отряд киллеров, залегендированных под «орлов Кравченко»; не выдал индульгенцию от правоохранительных органов Ринату Ахметову, назначив его царем Донбасса; не приглашал для участия в малой коллегии СБУ Семена Могилевича; не уничтожил дело того же Могилевича, накапливаемое оперативниками многие годы... Говорю же, ничего выдающегося. Наливайченко молчал, где надо. Но, когда возникла угроза смахивания его с доски, еще и с имиджевым негативом в нагрузку, Валентин Александрович решил, что пора выходить из тени.
Как политическая заготовка, Валентин Наливайченко попал на перекресток многих дорог: его любят американцы; он, как профессиональный разведчик, умеет нравиться людям; его считают правоцентристом, борцом с коррупцией и патриотом; у него прекрасные отношения со всеми владельцами электоратоманипулирующих СМИ; он может создать свою партию, расцвести в «Укропе» или прийтись ко двору в «Ударе». Он — амбициозная форма, чью пустоту могут заполнить крупные спонсоры, заполнявшие эту самую пустоту в «лидерах» Майдана — Яценюке, Кличко и Тягнибоке.
- Информация о материале
Харківський апеляційний господарський суд відмінив рішення Антимонопольного комітету про накладення штрафу 0,54 млн грн. на ТОВ «Паркінг+» за змову під час перемоги на тендерах вартістю 81,14 млн грн. Таке рішеннясуд прийняв 2 червня.
З матеріалів судової справи відомо, що в травні-червні 2014 року департамент будівництва Харківської міськради провів тендери на капітальний ремонт доріг, в яких прийняли участь п’ять компаній: ТОВ «Паркінг+», КП «Шляхрембуд», ТДВ «Спецбуд-3», ТОВ «Дортехстрой» та ПП «Бриз СПД». За результатами конкурсів «Паркінг+» отримав замовлень на 81,14 млн грн., а КП «Шляхрембуд» – на 153 млн грн.
В грудні 2014 року Антимонопольний комітет оштрафував всіх учасників торгів, окрім ПП «Бриз СПД», за антиконкурентну поведінку. Зокрема «Паркінг+» було оштрафовано на 0,54 млн грн. за погодження пропозицій з «Дортехстрой».
Рішення АМКУ грунтувалося на тому, що довідки, які були потрібні для проведення тендеру, були отримані двома компаніями в один день та за послідовними номерами. Крім того, ряд довідок та витягів для ТОВ «Дортехстрой» та ТОВ «Паркінг+» отримані однією особою, а саме юрисконсультом ТОВ «Паркінг+» Кушнарьовою Аллою Миколаївною.
АМКУ встановив, що фірми узгоджували свої дії як під час підготовки до тендеру шляхом обміну інформації, так і під час участі в ньому. Наприклад, переможці торгів пропонували виконання робіт без авансу, тоді як всі пропозиції інших учасників торгів містили умову авансового платежу 30% від суми замовлення та ін.
Але апеляційний суд вирішив, що АМКУ навів недостатньо аргументів, які б свідчили про змову фірм під час тендеру. Наприклад, представник ТОВ «Дортехстрой» повідомив на судовому засіданні, що за чисельністю робочого персоналу підприємство є досить маленьким, і не має у своєму штаті юрисконсульта. А тому в індивідуальному порядку звернулося до Кушнарьової Алли Миколаївни, для того щоб вона допомогла ТОВ «Дортехстрой» зібрати довідки.
Крім того, суд вказав, що в торгах по деяким лотам брало участь ще ПП «Бриз СПД», якого не було оштрафовано за узгодженість дій. Тож конкуренція мала місце.
А те, що довідки бралися в один день судді пояснили банальним співпадінням. Тому вирішили скасувати рішенняГосподарського суду Харківської області та територіального відділення Антимонопольного комітету про змову на тендері «Паркінг+» та «Дортехстрой».
ТОВ «Паркінг+» заснував і очолював до січня 2010 р. Володимир Чумаков, який є директором Департаменту будівництва та дорожнього господарства міськради, що організовувало згаданий тендер. Також Чумаков був радником мера Харкова Геннадія Кернеса з питань ЖКГ. Наразі офіційними власниками «Паркінг+» записано Галину Давидову, В’ячеслава Блінкіна та офшор з Віргінських островів «Валдхелм Tрейдінг корп.».
Давидова є партнеркою в декількох підприємствах Андрія Шаптали, з яким вони разом отримували землю по «кооперативній схемі».
Власником ТОВ «Дортехстрой» записаний Арамаіс Саакян.
- Информация о материале
Київський апеляційний господарський суд відмовив ТОВ «Союз членів трудового колективу» у праві першочергового придбання харківського державного підприємства ДП «Дортранстелеком» шляхом приватизації. Про це йдеться у рішенні суду від 12 травня.
Від імені трудового колективу 13 серпня 2013 року директор ДП Володимир Поляков звернувся до Регіонального відділення Фонду державного майна по Харківській області з проханням розглянути можливість включення підприємства до об’єктів, що підлягають приватизації і дозволити їм купити підприємство.
ФДМУ переправив листа до Міністерства інфраструктури, де повідомили, що приватизація є передчасною, тому що йде реорганізація підприємства.
17 вересня 2013 роки шістьма членами трудового колективу ДП «Дортранстелеком», четверо з яких належать до родини Полякова, було проведено установчі збори засновників ТОВ «Союз членів трудового колективу».Після цього представники ТОВ заявили, що вони мають пріоритетне право приватизувати єдиний майновий комплекс ДП «Дортранстелеком», на основі закону про приватизацію.
Після цього Поляков подав заявку на включення ДП «Дортранстелеком» до переліку об’єктів, що підлягають приватизації, але Фонд відмовив їм у цьому, знову пославшися на відсутність рішення профільного міністерства. Після цього ТОВ подала в суд, вимагаючи дозволу на приватизацію підприємства. Але і суд першої інстанції, і апеляційний вирішли в позові відмовити. Наприклад, апеляційний суд вказав, що міністерство не приймало рішення про приватизацію «Дортранстелекома», тож до цього ДП не можуть прийматися норми закону про приватизацію.
До складу засновників ТОВ «Союз членів трудового колективу» входять Наталія Золотарьова, Сергій Мартиненко, Володимир Поляков, Альона Полякова, Наталія Полякова, Ольга Полякова.
Державне підприємство «З сертифікації телекомунікаційних мереж транспортно-дорожньому комплексі» «Дортранстелеком» «входить до структури Держстандарту та займається сертифікацією обладнання. Зокрема, відповідності продукції прийнятим стандартам за системою УкрСЕПРО.
- Информация о материале
История украинских коалиций исполнена разочарований и предательств. Одна из главных причин, если не самая главная, заключается в пресловутом квотном принципе. Воздержимся от конкретных примеров. Каждый может вспомнить свои собственные чувства, не единожды испытанные. Когда лидеры вновь созданной коалиции, от которой народ ожидает свершений и прорывов, на несколько дней погружаются в тайные переговоры. И затем, стесняясь и запинаясь, наконец объявляют состав правительства, вызывающий недоуменные вопросы. Какие-то никому не известные фамилии, а если известные, то явно не соответствующие озвученным должностям. Вместо ожидавшейся мощной команды — набор дилетантов, которым понадобится полгода, только чтобы войти в курс дел.
Впрочем, новоиспеченные министры, которыми заткнули партийные квоты, имеют хотя бы то оправдание, что их должности — политические. То есть функция министра — ставить задачи в соответствии с программой своей партии и коалиционным соглашением, а искать способы выполнения задач он не обязан, это функция аппарата министерства. Эта теоретическая формула разбивается о практику в тот момент, когда озадаченный руководитель аппарата приходит к министру и сообщает, что специалисты постарались и нашли сразу два принципиально разных решения, а честь выбора между ними предоставляется ему, министру. После этого министр волей-неволей пытается вникнуть в подробности, просит объяснить ему «на пальцах» разницу между вариантами — словом, партийная спесь начинает сползать. Но действительно, аппарат (если он достаточно профессионален) способен смягчить последствия прихода дилетанта на пост министра.
Однако даже этого оправдания нет у дилетантов, забирающихся в кресла глав парламентских комитетов. Когда заседанием комитета руководит непрофессионал, правильные решения (насчет законопроектов или кандидатур на посты в других органах власти, которые надо согласовывать) затягиваются и откладываются, зато неправильные решения принимаются сразу. Эдакий «парламентский закон бутерброда».
Конечно, квотный принцип придумали не украинцы, он практикуется во многих странах Европы. Но там партии заботятся о том, чтобы на следующих выборах предъявить избирателям какие-то эффектные достижения за время пребывания в составе правящего большинства, и потому обычно претендуют на те посты, на которые у них есть сильные кандидатуры. А наши политические силы зачастую считают, что избирателей можно обмануть, и рассматривают посты в правительстве и парламенте как хлебные должности, дающие возможность заработать, отблагодарить спонсоров и, когда дело дойдет до выборов, использовать административный ресурс.
Такое использование квот приводит к тому, что участники коалиции с самого начала видят друг в друге не союзников, а конкурентов. Регулярно звучат взаимные упреки и обвинения. Доходит до того, что конкурирующие группировки внутри коалиции нарывают друг на друга столько компромата, что его хватает для возбуждения уголовных дел.
При таких взаимоотношениях между участниками не удивительно, что коалиции оказываются недолговечными. За годы независимости было множество примеров, когда политические союзы разваливались под тяжестью взаимных обвинений в коррупции и предательстве. Чтобы исправить ситуацию, нужно избавиться от квотного принципа и найти ему замену, которая не порождала бы столь много коррупционных соблазнов для коалиционеров.
Самым эффективным средством могло бы стать введение тайного голосования депутатов, входящих в коалицию, по всем кадровым вопросам, с обязательным выдвижением нескольких альтернативных кандидатур. Тогда появится больше шансов, что должности в Кабинете министров и руководящие посты в парламентских комитетах достанутся профессионалам. И что эти профессионалы будут пользоваться доверием не только выдвинувшей их партии, но и других участников коалиции. Тогда они будут служить фактором, скрепляющим коалицию. Да и народ не будет чувствовать себя в очередной раз обманутым.
- Информация о материале
Департамент житлового господарства Харківської міськради 29 травня акцептував пропозиції ТОВ «Міжнародна торгова компанія «Інтера» та ТОВ «КСІЛ-Україна» щодо придбання 239 комплектів дитячих гральних та спортивних майданчиків для прибудинкової території вартістю 7,14 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
Переможці конкурсу мають поставити гойдалки, пісочниці, гірки, тенісні столи та ін. Найдорожче коштують гральні майданчики, до складу яких входять гойдалка, гойдалка-балансир, пісочниця, двобаштовий комплекс, тенісний стіл – 66,24 тис грн.
На торгах були представлені дев’ять лотів, які між собою поділили дві компанії – ТОВ «Міжнародна торгова компанія «Інтера» та ТОВ «КСІЛ-Україна». Пропозиції ще двох компаній – ПП «Деревообробний завод «Брама» та «Торгівельний дім «Н’ю-лайн» було відхилено через проблеми з документацією.
Зокрема, в причинах відхилення пропозицій ПП «Деревообробний завод «Брама» було зазначено, що у довідці про досвід виконання аналогічних замовлень вартість договорів була вказано в гривнях, а не в тисячах гривень, як вимагалося умовами тендеру.
Стосовно «Торгівельний дім «Н’ю-лайн» організатори торгів повідомили, що технічні умови на «устаткування спортивне та ігрове для облаштування дитячих містечок» надано російською мовою, що суперечить умовам торгів.
Пропозиції відхилених компаній були дешевші на 20-30%. ТОВ «Торгівельний дім «Н’ю-лайн» належить Павлу та Ользі Кільовим, а ПП «Деревообробний завод «Брама» – Олександру Моренко.
ТОВ «КСІЛ-Україна» належить російському ЗАТ «Ксіл». Засновником ТОВ «Міжнародна торгова компанія «Інтера» є Роман Борко. Зараз компанія розташована у Києві, але ще нещодавно це підприємство було зареєстровано у Бучі (Київська область), за адресою: вулиця Інститутська, буд 17/24. За цією ж адресою знаходиться і російський концерн «Інтер Атлетика».
Компанії, які пов’язані з російським бізнесом, постійно виграють тендери у Харкові на поставку гойдалок та пісочниць. Наприклад, минулого року напередодні позачергових парламентських виборів вони отримали замовленьна 8,92 млн грн.
Нагадаємо, у жовтні в Україні пройдуть місцеві вибори, у тому числі й вибори мера Харкова. Міський голова Геннадій Кернес планує брати участь у виборах.
| Назва лоту | Переможець | Кількість | Ціна за одиницю, грн. |
| Придбання дитячих гральних майданчиків для прибудинкової території комунальної власності з 5 елементів (гойдалка, гойдалка-балансир, пісочниця, гірка, тенісний стіл) | ТОВ «КСІЛ-Україна» | 99 | 32725 |
| Придбання дитячих гральних майданчиків для прибудинкової території комунальної власності з 2 елементів (гойдалка, пісочниця) | «Міжнародна торгова компанія «Інтера» | 27 | 11858 |
| Придбання дитячих гральних майданчиків для прибудинкової території комунальної власності з 6 елементів (гойдалка, гойдалка-балансир, пісочниця, гірка, тенісний стіл, лавка) | «Міжнародна торгова компанія «Інтера» | 20 | 33940 |
| Придбання спортивних майданчиків для прибудинкових територій комунальної власності | «Міжнародна торгова компанія «Інтера» | 47 | 18000 |
| Придбання дитячих гральних майданчиків для прибудинкової території комунальної власності з 5 елементів (гойдалка, гойдалка-балансир, пісочниця, двобаштовий комплекс, тенісний стіл) | «Міжнародна торгова компанія «Інтера» | 19 | 66235 |
| Придбання дитячих гральних майданчиків для прибудинкових територій приватного сектору з 6 елементів (гойдалка, гойдалка-балансир, пісочниця, гірка, тенісний стіл, лавка) | «Міжнародна торгова компанія «Інтера» | 12 | 33940 |
| Придбання дитячих гральних майданчиків для прибудинкових територій приватного сектору з 2 елементів (гойдалка, пісочниця) | «Міжнародна торгова компанія «Інтера» | 5 | 11858 |
| Придбання дитячих гральних майданчиків для прибудинкових територій ЖБК, ЖК, ОСББ з 5 елементів (гойдалка, гойдалка-балансир, пісочниця, гірка, тенісний стіл) | ТОВ «КСІЛ-Україна» | 9 | 32725 |
| Придбання дитячих гральних майданчиків для прибудинкових територій ЖБК, ЖК, ОСББ з 6 елементів (гойдалка, гойдалка-балансир, 2 пісочниці, гірка, тенісний стіл) | ТОВ «КСІЛ-Україна» | 1 | 35110 |
- Информация о материале
Каждое последующее правительство хуже своего предшественника. Несмотря на мантру «жить по-новому», не стала, к сожалению, исключением из этого правила и Украина. В частности, в том, что касается отечественной туристско-рекреационной сферы. А она могла бы «одной левой» существенно помочь (прежде всего за счет многомиллиардных валютных и гривневых поступлений) с решением многих проблем — от повышения пенсий (чем сейчас озаботились Верховная Рада и финансовое министерство) до отказа от внешних заимствований (о чем не устают трепать языком депутаты самых разных окрасок).
«Папередники»
Почти полтора года, отдалившие нас всех от Революции достоинства, стали наглядной иллюстрацией подтверждения наихудших предположений даже болезненных оптимистов. Президент, которого привел к власти первый Майдан (2004 г.), известный своим неравнодушием к живописи и пчелам, не беспокоился о развитии внутреннего и иностранного (въездного) туризма. В принятом во времена Януковича постановлении Кабмина (от 17 марта 2011 г. №340) «Об утверждении порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для финансовой поддержки развития туризма и финансовой поддержки работы по созданию условий для безопасности туристов, развития туристической инфраструктуры международных транспортных коридоров и магистралей» предполагались, в частности, средства на «обеспечение повышения качества и уровня безопасности национального туристского продукта путем разработки и внедрения стандартов в сфере туризма и требований к объектам туристской инфраструктуры, гармонизированных с международным правом; проведение ориентированной на внешний и внутренний рынок рекламно-информационной кампании; обеспечение ведения учета и осуществление мониторинга туристских ресурсов путем создания и ведения реестров курортных территорий, объектов посещений (музеев, памятников архитектуры, культуры, истории) и туристской инфраструктуры, турагентств и туроператоров; обеспечение международной деятельности в сфере туризма путем финансирования туристских проектов по заключенным международным договорам» и еще немало подобного. Самоочевидно — необходимого.
В четвертом же квартале позапрошлого года действенной была и рабочая группа по созданию Государственной целевой программы развития туризма и курортов в Украине на период до 2022 г. (ее концепция была одобрена 1 августа того же года), на 40% состоявшая из туризмологов. Целью программы было определено «создание условий для увеличения потока туристов, создание конкурентоспособной развитой туристской инфраструктуры путем рационального использования туристских ресурсов», что, как следствие, должно было способствовать «увеличению объемов поступлений в бюджеты всех уровней от осуществления туристской деятельности».
И соответствующее Государственное агентство функционировало, и оно, несмотря на вполне справедливую критику, хотя бы выполняло роль своеобразного цербера для тех игроков отечественного турбизнеса, которые, в частности, пренебрегали правами туристов, по собственному усмотрению определяли звездность мест размещения и т.п.
А в ходе Киевского международного туристского форума, состоявшегося в конце 2012-го, присутствующий на нем генеральный секретарь Всемирной туристической организации Талеб Рифаи отметил, что важным шагом в формировании предпосылок для положительных преобразований в сфере туризма Украины было реформирование системы управления и переведения туризма в реальный сектор экономики. Генсек также указал, что внимание туристов все больше привлекают новые туристические направления, и у Украины есть все предпосылки уже в скором времени стать востребованным в мировом туризме государством.
«Реформаторы»
Своим постановлением «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 10 сентября 2014 г. под №442 (вступило в силу 16 сентября того же года) Кабмин ликвидировал Государственное агентство Украины по туризму и курортам — центральный орган исполнительной власти, который должен был обеспечивать реализацию государственной политики в этой сфере. Юристы деликатно назвали этот шаг абсурдом. На языке той же юриспруденции, если зарезать курицу, способную нести золотые яйца, то это будет трактоваться как неполучение прибыли (утраченная выгода). За «обезглавливанием» потенциально мощной отрасли экономики должно было бы стоять хотя бы публичное объяснение такого шага. Но «кулявлоб» на такие «мелочи» не с сегодняшнего дня не разменивается.
Забыта и Государственная целевая программа, несмотря на то, что наработано было немало. Ее же отсутствие сказалось на том, в частности, что в некоторых областях и не брались за создание региональных программ, объясняя это тем, что отсутствует национальная.
Именно заезжих реформаторов мы должны благодарить за то, что о туризме все же не забыли. В начале этого года нынешний руководитель Одесской ОГА М.Саакашвили (который, кстати, при своем представлении в Южной Пальмире отметил среди приоритетов необходимость увеличить количество туристов в этот город), указал на потребности развития этой отрасли. Поэтому соответствующее поручение получил экономический министр, который — очевидно, именно для этого — начал поиск советника по туризму (на общественных началах).
Итак, в начале апреля состоялись общественные слушания проектов программ развития туризма в Украине, которые были представлены победителями конкурса, организованного и проведенного Минэкономразвития. Из 30 предложенных программ комиссия выбрала для участия в следующем (финальном) этапе четыре кандидатуры, из которых и был избран советник. Но не один, а два. Ими стали (со временем, после личной встречи с А.Абромавичусом) А.Евченко (совладелец и управляющий партнер международной компании ArtBuild Hotel Group, в его компетенции — вопрос преобразования государственной системы управления в туризме и законодательные изменения) и одессит И.Липтуга (вице-президент АО «ПЛАСКЕ»; ответственный за рекламу, промоцию и маркетинг в туризме).
На этих слушаниях автор попытался привлечь внимание присутствующих к тому факту, что ни один из кандидатов не упомянул о науке. Вскоре один из них (теперь советник) упрекнул меня: наука не забыта. Любознательного читателя милости прошу посетить сайт Минэкономразвития и отыскать в представленных там «программах» именно эту дефиницию.
Лелеял также надежду, что хотя бы один из участников-слушателей учтет соответствие «программ» хотя бы словарному определению этого термина. Ведь любую программу нельзя представить без таких ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ составляющих, как мероприятие, срок исполнения и ответственный за это, объемы и источники финансирования.
Специфическим «профессионализмом» была отмечена и «Стратегическая сессия «Киев как мировой город», состоявшаяся 18 мая в столичном «Президент-отеле». Из вопросов, предложенных ее организаторами (Гражданская платформа «Новая страна» и КГГА), были и «туристические» («Каким Киев должны видеть и что о нем должны знать внешние и внутренние туристы?» и т.п.). О КПД этого мероприятия может свидетельствовать, в частности, то, что на вопрос его участника (а было их свыше ста) о том, зачем его пригласили (и таких было немало), один из организаторов ответил: «Стратегия (развития туризма. — И.В.) будет разрабатываться теми, кто будет принимать участие в ее разработке» (sic).
Обычно такие мероприятия организуются и проводятся по методике, напоминающей ту, которую использует «тренер миллионеров» Р.Флетчер. А именно: инициаторы обращаются к специалистам с просьбой высказаться по конкретным вопросам-проблемам и предложить свое видение их решения. После этого определяются лучшие ответы, и уже потом формируются группы участников (лучших из лучших), которых и приглашают. Следовательно, и время не тратят, и деньги экономят (на небольшом количестве участников). Ведь главное — результативность (кстати, в США благодаря Интернету офисы многих фирм и их секретари находятся в разных городах).
По сообщению «Укринформа», в начале апреля президент Порошенко дал поручение «вынести вопрос продвижения туризма в Украине на Совет коалиции, а также разработать соответствующие предложения относительно развития этой отрасли». Д.Шимкив (озвучивший эту новость) сообщил, что вопросом занимается Минэкономразвития. А.Евченко, к которому обратился с вопросом, ответил: «О Совете коалиции не знаю. Мы с Иваном (Липтугой. — И.В.) готовим для министра презентацию о первоочередных шагах и экономических целях на Национальный совет реформ, которая состоится во второй половине июня». Примут ли участие в этой подготовке ученые, мне неизвестно.
Печально, но КПД парламентского подкомитета (под названием, которое режет слух специалистам, а именно — по вопросам развития туризма, курортов и рекреационной деятельности) также находится на высоте плинтуса. Не потому ли, что и его руководительница из 12 представленных ею законопроектов только один (sic!) посвятила туризму? Да и тот, «созданный» в середине мая (не показательно ли?), касается проведения в октябре (!) соответствующих парламентских слушаний.
Не порадовало конструктивом и государственной дальновидностью и недавно созданное в Верховной Раде межфракционное депутатское объединение «Украина туристическая». Все (кто успел) его участники на презентации ярко продемонстрировали собственную местечковость: ни один даже словом не обмолвился об общенациональных проблемах.
«Патриотизмом науку не заменишь»
Никто из народных избранников (один из немногих случаев, когда коалицианты и оппозиционеры солидарны) ни разу не вспомнил и о созданном в 2002-м и де-юре существующем Научном центре развития туризма, основными приоритетами деятельности которого были определены, в частности, разработка научно обоснованных методик и методологий исследований в сфере туризма; мониторинг туристической деятельности в Украине и за границей и т.п.
Любая программа (стратегия/концепция) развития (не только) туризма (в котором, заметьте, продается не товар, а услуга), созданная, очевидно, с наилучшими намерениями, будет обречена, если будет игнорировать специализированную науку (туризмоведение) и результаты маркетинговых исследований, философия которых — «найди потребность и удовлетвори ее».
Убеждать же в том, что отечественная туриндустрия обязательно должна опираться на результаты научных исследований, это то же, что человеку доказывать потребность в дыхании (для нормального самочувствия). Но учитывают ли нынешние власть предержащие разработки более 100 вузов, которые готовят специалистов для этой отрасли (и которые, подчеркну, ждут от власти, прежде всего региональной, заказов на проведение соответствующих исследований)? Вопрос отнюдь не риторический.
Для того чтобы Украину открыли для себя не только иностранцы, но и ее граждане-невежды, им необходима информация. Какая? В марте-апреле этого года специалисты и магистры старейшей профильной кафедры столичного университета имени Шевченко провели опрос 800 граждан в более чем 40 странах и почти 1000 украинцев (в том числе и в Крыму). Социальный статус опрошенных — от школьников до домохозяек, половая структура — почти 50/50, возрастной ценз — 16–60 лет (преобладали 18–40-летние), восемь из десяти — горожане.
На вопрос «Что опрашиваемый/ая знает о туристическо-рекреационных ресурсах Украины, в частности, об объектах из Списка мирового наследия ЮНЕСКО?» почти половина опрошенных чехов и словаков ничего определенного не смогла ответить, то же касается и грузин, словенцев, испанцев и французов (среди последних трети опрошенных Украина вообще неинтересна), количество «невежд» среди граждан Южно-Африканской Республики, черногорцев, венгров, португальцев и австрийцев достигло почти 80%, почти столько же — среди норвежцев, таких же среди бразильцев оказалось три человека из четырех (как и латышей), все двадцать опрошенных британцев и ирландцев — ни сном, ни духом. Самыми знающими оказались россияне (что неудивительно) и поляки.
Те же, кто хоть что-то знает о туристических достопримечательностях нашей страны, получили информацию о них в основном из интернет-справочников (Википедия и т.п.): два из десяти австрийцев, почти треть французов, чехов и словенцев, большинство россиян, поляков, словаков, грузин, испанцев, латышей, норвежцев, южноафриканцев, венгров и бразильцев, а также все португальцы. Соцсети как источник пригодились португальцам (100% опрошенных), россиянам (85%), испанцам, полякам, а также словенцам, латышам, южноафриканцам и венграм.
Специализированные туристические сайты были источником информации для испанцев, португальцев и поляков.
Опрашиваемые, путешествуя по Украине, использовали для ориентирования и получения необходимой информации мобильные приложения (к смартфонам и планшетам), а также (значительно меньше) туристические карты и атласы.
Те же респонденты, которые выразили желание приехать в Украину, приоритетами (относительно посещаемости) определили Киев, Львов, Одессу, Крым, Карпаты и Закарпатье, Черновцы и Каменец-Подольский.
Опрошенные, которые ничего не знают о туристической Украине, причинами этого назвали отсутствие соответствующей информации в тех источниках, которыми они привыкли пользоваться.
На вопрос «Что, по мнению опрашиваемого, следует делать Украине для промоции отечественного турпродукта» иностранцы ответили, что неотложным является создание многоязычных специализированных туристических сайтов/порталов (очевидно, существующие их не удовлетворяют) и соответствующих страниц в соцсетях (в основном в Facebook, Twitter, Tumblr, Instagram, Weibo и др.), а также мобильных приложений, надлежащее наполнение популярных интернет-справочников (Википедия та др.) и сайтов дипломатических представительств Украины. Несколько меньше респондентов — «за» участие Украины в международных туристических ярмарках, выставках и т.п., а также надлежащую популяризацию в электронных туристических газетах и печатных СМИ своих стран.
Украинские же респонденты (почти все путешествовали по Украине, но уровень их осведомленности о ее достопримечательностях очень огорчает) подчеркнули важность для промоции отечественного турпродукта, прежде всего, специализированных туристических сайтов, затем интернет-справочников, мобильных приложений, соцсетей и участия в туристических выставках/ярмарках.
Государственники и политики
В свое время У.Черчилль, озвучивая прежде всего собственные наблюдения, заметил: «Политики отличаются от государственных деятелей тем, что первые думают о следующих выборах, а вторые — о будущих поколениях». Великий англичанин как в воду (сегодняшнюю Украину) глядел.
У нескольких руководителей областных советов и государственных администраций спросил (в соцсетях) об их отношении к тому, почему, несмотря на значительный потенциал, туристическая сфера на подконтрольных им территориях надлежащим образом (эффективно) не используется. А также о том, что (учитывая завершение в этом году срока действия соответствующих областных программ развития туризма) делает власть, чтобы программы на последующие пять лет были инновационными, реалистичными и эффективными. Отметил также, что научно-методическое сопровождение этих программ могла бы осуществлять старейшая в Украине профильная кафедра. Отсутствие конкретных (по сути вопросов) ответов может свидетельствовать только о том, что все мои респонденты — заложники. Кого/чего — не только они знают.
Тот же Черчилль заметил: «Политика так же увлекательна, как война. Но более опасна. На войне вас могут убить лишь однажды, а в политике — множество раз».
Но все же один (положительный) лучик появился: им стала соответствующая реакция руководителя Тернопольской ОГА С.Барны, которому прислал Концепцию развития туризма и курортов в области до 2020 г.
Надеюсь, что и призванная открыть глаза чужестранцам Генеральная дирекция по обслуживанию иностранных представительств также добавит к перечню предлагаемых туров еще немало интересных мест, которыми богато государство.
Послесловие. Создал в Facebook несколько «туристических» страниц («Туристська всячина: sapienti sat», «Тернопільщина туристська», «Закарпаття для подорожей та відпочинку», «Кам'янець-Подільський туристський») и радуюсь, что ежедневно несколько сотен завсегдатаев соцсети не только «лайкают» то, что им пришлось по душе, но и открывают для себя Украину. Потому что она этого заслуживает.
- Информация о материале
Страница 593 из 1561
