«Мы, волчата, сосали волчицу

И всосали: «Нельзя за флажки!»

За флажки! Жажда жизни сильней!

За спиною я радостно слышу

Удивленные крики людей…»

В.Высоцкий. Охота на волков

 

В развитии украинской революции приближается новый критический момент, новая точка бифуркации, сравнимая по значению с 30 ноября 2013-го. Правда, сейчас, к счастью, в отличие от тех памятных дней, на повестке дня — уже не свержение преступного режима, а то, ради чего мы, собственно, его и свергали: реальные реформы, «перезагрузка» страны. Хорошо, что сейчас для этого, вообще говоря, можно обойтись без тротуарной плитки и покрышек. Ведь задача революции в узком смысле слова — сломать критические препятствия на пути исторического процесса, а создавать новые правила игры должны легитимные институты, непосредственно на Майдане это сделать невозможно.

Другое дело, что если деятели, которым революция поручила закрепить ее достижения, не справляются со своей исторической ролью или, тем более, мнят себя выше Истории, то выполнять их задачу будут уже другие. Ничего личного, просто эмпирический факт… Вот поэтому — а особенно из страха перед возможными превратностями судьбы — хотелось бы именно сейчас расставить некоторые важные точки над «і».

Анатомия нынешнего кризиса

Начнем с того, что реформы в Украине, как и в большинстве стран мира, обычно начинаются, только когда экономика заходит в тупик: так было и в 1994–1995-м, и в 1998–1999-м… Сейчас тоже произошло нечто подобное. Ведь в нынешнем экономическом кризисе виноват не Майдан и даже не российская агрессия: экономику планомерно подрывала преступная и недальновидная политика нескольких поколений «папередников», и рушиться она начала еще несколько лет назад. Уже тогда просматривались и контуры приближающегося кризиса, и очевидная неспособность тогдашнего правительства предотвратить его. Судорожно неуклюжие попытки отсрочить неминуемую катастрофу режима только приблизили ее, спровоцировав революцию, которая должна была бы, по классике, венчать собой экономический крах.

Но всякая революция, если она настоящая, создает проблемы уже тем, что пугает людей неопределенностью (помните, как спасали банковскую систему в 2004-м?). Зато в случае успеха — опять-таки, настоящей революции, а не Октябрьского переворота — экономика освобождается от оков, паразитов и балласта, начинает «дышать свободнее». И, соответственно, развиваться. У инвесторов появляются надежды, а они, как известно, в экономике иногда имеют свойство материализоваться и сами себя осуществлять. Тем более в свете подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и открытия доступа к величайшему рынку в мире. Однако, если бы Украина пошла по этой проторенной нашими западными соседями дорожке, для Путина это было бы концом его режима — и он сыграл на упреждение. Его стараниями мы получили все негативные последствия революции сполна, а вот с позитивными — пока плохо.

Война, которая вдобавок к внутренним потрясениям пришла на нашу землю, на самом деле обходится неизмеримо дороже, чем прямые расходы, о которых говорит правительство. Прежде всего, к ним нужно добавить нигде прямо не учтенную, но очень высокую для экономики цену мобилизации: вместо того, чтобы создавать блага, мужчины и женщины самого экономически продуктивного возраста вынуждены заниматься уничтожением себе подобных и разрушением материальных ценностей; они теряют время, здоровье, а порой и жизни... А те из них, кому повезет вернуться живым (как же хочется, чтобы это были все!), требуют лечения и психологической реабилитации, тоже недешевых. Все это во много раз увеличивает реальную экономическую цену войны. Ну и, наконец, ни один рациональный инвестор не вложится в воюющую страну, тем более когда ее противник явно (материально и количественно) сильнее. Поэтому об инвестиционном «трамплине», таком, который в свое время помог запрыгнуть в ЕС-овский поезд всем новым членам, нам пока даже мечтать рано.

Однако, кроме непосредственно боевых действий и всего, что с этим связано, у этой войны есть «второй эшелон», возможно, еще более опасный с экономической точки зрения, особенно в условиях краха государственных финансов. Напомним, что как раз сейчас пришло время платить по долгам, которых Украина набралась еще начиная с 2008 г.: вначале на то, чтобы легче преодолеть тяготы кризиса (особенно с прицелом на президентскую кампанию Юлии Тимошенко), потом — на Евро-2012, наконец, затем уже и просто абы дожить до выборов-2015, а там хоть трава не расти (см. рис. 1).

За флажки!

Ну и вот он, здравствуй, 2015-й… В текущем году планируется погасить заимствований на 158,9 млрд грн (61,3 млрд грн внутренних и 97,6 млрд внешних). Это около 11,0 млрд долл., или 10,0% ВВП. А отдавать-то нечем: экономика все эти годы не росла, мы так и не вышли на уровень 2007-го. Под радужные перспективы денег уже никто не даст: отчасти Путин постарался, отчасти устали уже давать под перспективы… Ну и правительство, в отличие от 1999-го, не демонстрирует убедительной политики. Впрочем, на то есть свои причины.

И снова цугцванг?

Задача принципиально осложняется тем, что государственный бюджет — инструмент больше политический, чем экономический. Все те же «папередники» последовательно, из поколения в поколение, раздували расходы — и в итоге его размер превысил все разумные пределы (госрасходы в 2014-м достигли половины ВВП, тогда как в 2004-м этот показатель составлял 37,1% ВВП — см. рис. 2). Частично это делалось ради того, чтобы из этого неоскудевающего источника прихлебывать самим власть имущим и раздавать «нужным людям», частично потому, что для собственной безопасности нужно было сытно кормить силовиков и бросать подачки «плебсу» — все в полном соответствии с логикой существования общественного порядка «с ограниченным доступом», описанной Нортом, Уэйнгастом и Уоллисом.

За флажки!

Напомню, что согласно этой теории стабильность «естественного государства» (по сей день актуального в большей части стран мира, включая Украину) держится на том, что оно покупает всевозможных возмутителей спокойствия — от «олигархов» до пенсионеров — с помощью разного рода привилегий и субсидий. Так, чтобы все они зависели от благополучия и силы этого государства и понимали, что не в их интересах против него бунтовать — неровен час, можно и потерять.

Но в итоге экономика не вынесла такого груза и начала тонуть, тем более что другой рукой правительство Януковича—Азарова усиленно уничтожало рыночные институты. Да так, что в 2013-м доля государственных расходов упала не от хорошей жизни — кризис уже не просто стучал в двери, а выламывал их ногами. А в минувшем году ситуация еще усугубилась неизбежной девальвацией и резким спадом — к описанным выше причинам добавился обвал цен на металлы. Однако сбросить балласт не дает война в сочетании с вышеописанной логикой.

Ведь если стабильность держится на привилегиях, то, соответственно, сокращая такие привилегии, государство рискует стабильностью. А когда за углом притаился враг, готовый воспользоваться любым массовым недовольством так, как он воспользовался им на Донбассе, тогда сокращение социальных привилегий и субсидий, ни больше ни меньше, угрожает национальной безопасности. С другой стороны, и «олигархов», получается, нужно «щемить» осторожно: как показал тот же Донбасс, у них тоже есть немало возможностей раздувать проблемы. Ну, или гасить их — за соответствующую плату, как вроде бы получилось в некоторых других областях.

Таким образом, постмайданное правительство Украины оказалось обложено флажками, как волк на охоте, и, по дьявольской идее имперско-гэбэшного загонщика, должно бежать прямо к нему в руки под свист и улюлюканье местных «ватников»: «Нуичеговыдобились своим [censored] Майданом?». А тогда никому не придется думать о «сохранении лица», западные лидеры устыдятся, увидев на месте Украины реальное failed state, каким и рисовали его «мудрые российские партнеры», лучше знающие, с кем имеют дело; а там можно будет втихую избавиться и от санкций…

Флажки расставлены достаточно тесно. Резать бюджет и/или поднимать налоги (хотя куда уже их дальше-то поднимать?) — значит, с высокой вероятностью получить бунт либо «плебса», либо «олигархов», а скорее всего, и тех и других. Не резать — значит, концы с концами не сойдутся, МВФ денег тоже не даст, отдавать старые долги будет нечем (а это дефолт), заполнять дыру в бюджете тоже нечем, а это значит «эмиссия—девальвация—еще больший дефицит», ну и так по замкнутому порочному кругу, пока не придем к тому же: социальной катастрофе. Не говоря уже о том, что по гуляющему социальными сетями меткому выражению, «судя по состоянию бюджета, Янукович по-прежнему ворует»: некоторые успехи, безусловно, имели место, но в основном старые «схемы» продолжают работать. Хотя, вероятно, часть из них сменила хозяев, часть, возможно, и нет…

Дело еще больше усложняется неформальным постсоветским социальным договором: мы прощаем «им» коррупцию, «они» нам прощают теневые доходы. Янукович уже пробовал затягивать пояса рядовым гражданам, нимало не умеряя собственных аппетитов, — нарушение социального договора стало одной из главных причин революции, собственно, сделало ее неизбежной. Продолжать в том же духе для нынешнего правительства — значит, кончить так же, только куда быстрее: народ уже знает, как это делается. Поэтому стандартные рецепты в духе сокращения социального государства сами по себе попросту не работают.

И суровая реальность…

Увы, предновогодняя налогово-бюджетная эпопея продемонстрировала, что в правительстве либо не понимают серьезности положения и продолжают, вопреки президентскому предвыборному лозунгу, жить по-старому, либо интеллектуальный потенциал азаровско-клименковских кадров настолько убог, что представляет угрозу национальной безопасности. Либо и то и другое… О деталях наспех принятых новаций сказано уже достаточно много. Но если посмотреть на все вместе «с высоты птичьего полета», то вырисовывается крайне неприглядная картина: идеология «реформ», насколько она вообще в них просматривается, направлена почти прямо противоположно описанному выше пути.

Бесспорным представляется только повышение рентных платежей за добычу полезных ископаемых, хотя пока нельзя сказать, насколько оно оптимально. Ну еще, пожалуй, обложение коммерческой недвижимости тоже можно назвать шагом в правильном направлении, хотя исключение для промышленности его выхолащивает. Да и вообще, любые дополнительные налоги надо было бы вводить или повышать исключительно как компенсатор для резкого сокращения налога на заработную плату (ЕСВ). Однако как раз этого по факту не происходит: громкие слова о 16% ставки взноса на самом деле больше напоминают старый (и уже запрещенный) прием с «бесплатными» кредитами — в обоих случаях нужно внимательно вчитываться в написанное мелким шрифтом.

В остальном правительство как будто специально дразнит по мелочам разные категории граждан: перефразируя наоборот французского министра Кольбера, вместо нескольких крупных перьев пытается выщипать у гуся кучу мелких, причем в самых болезненных местах. При этом якобы реформированный налог на прибыль, скорее всего, окажется еще более произвольным, а значит, допускающим и требующим вымогательства как планов, так и взяток! — чем он был. А НДС-счета, вокруг которых сломано так много копий, даже после всех поправок приведут к тому, что бизнесу придется безвозмездно прокредитовать правительство (при том, что доступных кредитов нет и не предвидится). А это грозит полномасштабной катастрофой, если только не удастся заставить если не Минфин, то депутатов прислушаться к независимым экспертам, которые давно предлагали механизм предотвращения злоупотреблений, в основном лишенный этого недостатка.

И самое худшее, что как ни напрягали свою фантазию чиновники, но не смогли придумать способа выкрутиться из создавшейся ситуации так, чтобы и расходы на оборону увеличить (вот уж что, к сожалению, неизбежно!), и «нужных» людей не зацепить. Наверное, потому, что такого способа просто не существует. В итоге имеем бюджет с совокупным (включая, в частности, «Нафтогаз», спасение проблемных банков и пополнение ФГВФЛ) дефицитом под 9% — это, даже если нереальный план по доходам удастся выполнить, все равно на 3% больше, чем оговорено с МВФ. А ведь многоопытный кредитор выставляет свои требования не зря: для того чтобы все профинансировать, придется «напечатать» рекордные 217 млрд грн, после чего предположение о среднем курсе в 17 грн/долл. явно имеет мало шансов оправдаться. Тогда придется печатать еще и еще — в общем, это бюджет финансовой катастрофы, сравнимой разве что с началом 90-х. Но тогда Россия была занята реформами, сопровождавшими их «разборками» и критично зависела от международной помощи…

Как выбраться из западни

Единственный способ выскочить из описанной выше ловушки — это выйти за пределы описанной выше логики «ограниченного доступа». Для этого нужно самым решительным образом покончить с системой неформальных привилегий, на которой он сегодня держится. Эта система, в свою очередь, держится на избирательном применении неисполнимых либо неоднозначных законов. Для того чтобы выпрыгнуть за флажки, достаточно убрать даже для начала не все, а хотя бы некоторые особо вредные возможности для привилегий: запретить все виды прямых и скрытых, бюджетных и внебюджетных субсидий предприятиям (социальные и даже псевдосоциальные вроде цен на газ можно перенести на конечных потребителей); реформировать принципы работы основных налогов с тем, чтобы они собирались без малейшей возможности произвола (предложения есть); сделать абсолютно прозрачными не только сами госзакупки, но и их исполнение; ну и, конечно, создать действенный справедливый суд и реально правоохранительные органы. А напоследок навести порядок в социальных расходах, убрав из них те, которые не связаны с обеспечением «предохранительной сетки».

Начать придется «с себя». Только не в смысле снижения официальных зарплат — этим уже никого не обманешь, и даже не только в смысле отказа от официальных льгот. Нет, в среде бизнеса очень хорошо известно, кто на чем «сидит», поэтому первыми должны пойти под нож НАСТОЯЩИЕ доходы «своих». Это, в свою очередь, даст моральное право и обеспечит политическую поддержку для урезания аппетитов «чужих» олигархов. Тогда откроется политическая возможность затянуть пояса и простым гражданам, которые уже не смогут в ответ упрекать верхи в коррупции. Иными словами, правительство должно найти в себе силы разрушить вышеописанный «социальный договор» последовательно сверху вниз, как полагается при сносе прогнивших строений, не дожидаясь, пока его — как умеет — дорушит народ снизу.

Для этого, прежде всего, реформы нужно поручить не бюрократам, а реформаторам. А это — совсем разные люди, начиная от необходимых каждой профессии личных качеств (осторожность у бюрократа — решительность и широта мышления у реформатора) и заканчивая очевидным для всех, кроме совка, конфликтом интересов: ну не может орган власти сам под себя выписывать положение о себе любимом! Не могут писать налоговые законы ни сами налоговики, ни курирующий их Минфин! Не говоря уже о том, что в сложившейся при старых порядках системе просто нет достаточного количества людей, способных мыслить в новых категориях. И Бальцерович, и Бендукидзе, и подавляющее большинство легендарных реформаторов были людьми со стороны. Причем не просто умными и образованными, а с собственным выстраданным четким видением реформ и собственной командой. Иначе новый человек либо долго не задерживается в кресле, либо становится игрушкой в руках своих многоопытных замов и советников, заложником все того же старого аппарата.

Кроме того, нельзя забывать, что реформы, как неоднократно подчеркивал один из немногих успешных отечественных реформаторов Александр Пасхавер, — это процесс социально-экономический. Нет ничего хуже и опаснее, чем подходить к нему механистически. Это не значит, что всех нужно обязательно «жалеть» — хирург не имеет права на такие эмоции, его задача спасти пациента. Но социальные процессы учитывать необходимо, поскольку общество — живой организм; образно говоря, хирург — не слесарь. Именно такой примитивный подход, среди прочего, сгубил «папередников».

Не стоит надеяться, что правительство само сделает все как надо: мы уже убедились, что даже когда, вроде бы, хотят, как лучше, получается, как всегда. И волшебник в голубом (ООНовском, что ли?) вертолете не спустится с небес реформировать нашу с вами страну. То есть еще долго, если не всегда, придется самим продумывать реформы, самим убеждать кредиторов и прочих благодетелей и самим же продавливать необходимые законы через Раду…

И, наконец, нужно заставить всех — прежде всего, себя самих — поверить в серьезность намерений. Ведь сомнения вполне закономерны: все описанное выше легче сказать, чем сделать, тем более что управлять иначе, как с помощью шантажа и привилегий, постсоветская элита попросту не умеет, не научена. Но другого-то пути бежать из цугцванга ни у нее, ни у нас с вами нет…

В прошлом году был окончательно похоронен миф об украино-российском братстве, но наши страны продолжают следовать параллельными курсами. В 2014-м Россия и Украина пережили милитаризацию, экономический кризис, затягивание поясов, обесценивание национальных валют и вместе с тем – патриотический подъем.

Кому-то могло показаться, будто патриотичные россияне и украинцы очень похожи.

Одни размахивают триколором, другие – желто-голубым флагом, одни ненавидят бандеровцев, другие – ватников, одни скандируют «Крым наш!», другие – «Слава Украине!»

При этом и первые, и вторые живут все хуже и хуже.

Но внешнее сходство обманчиво. В действительности 2014 год продемонстрировал принципиальную разницу между украинскими и российскими патриотами. Дело не только в том, что одни стремятся захватить чужое, а другие вынуждены защищать свое.

Отношение к своему тоже отличается. Массовый патриотизм пришел в Украину и в Россию примерно в одно время – в середине 2000-х, на фоне Майдана и путинскогоподъема с колен – но изначально принял разные формы.

Пассионарные украинцы всегда признавали, что хорошего в нашем государстве мало.

Никто не выдавал желаемое за действительное, никто не спорил с тем, что существующая Украина – очень бедная, отсталая и коррумпированная страна. Об украинском благополучии говорили исключительно в будущем времени – «ще нам, браття молодії, усміхнеться доля». За неимением ощутимых успехов приходилось смотреть только вперед.

Российский патриотизм жил настоящим.

Путинская Россия преподносилась как состоявшийся и успешный проект, как альтернатива Западу и цивилизационный ориентир для соседей.

Российские патриоты гордились тем, что живут в стране «Искандеров» и нефтедолларов, Газпрома и Роскосмоса, грузинского блицкрига и духовных скреп, Сочинской Олимпиады и московских зарплат. А с недавних пор – еще и в стране Крымнаша.

Украинское патриотическое кредо звучало так: «Я люблю Украину, поэтому у нас все будет хорошо». А российское – так: «Я люблю Россию, потому что у нас все хорошо».

Со стороны российская позиция выглядела более логичной и рациональной.

Мол, это вам не бессмысленные пляски с национальным флагом, а резонная гордость за державу! Если сумасшедшие хохлы любят свою страну непонятно за что, то здравомыслящие русские люди – за дело!

Патриоты РФ охотно изображали булгаковских интеллигентов, поучающих бестолкового соседа. Они упивались собственным превосходством, им безумно нравился снисходительный тон. Обосновывая свою любовь к России, они сыпали экспертными оценками, красивыми цифрами и глянцевыми картинками. И не сознавали, что обманывают самих себя.

Дело в том, что привязанность к родине – будь то Россия, Украина или любая другая страна – заведомо иррациональна. Она так же иррациональна, как привязанность к родителям и детям, которых любят не за конкретные качества, а за то, что они свои.

Поиск реальных и мнимых достоинств – нечто вторичное. Это подсознательная рационализация, стремление подкрепить свои чувства аргументами и фактами.

Однако украинский патриотизм никогда не нуждался в искусственной рационализации. Он был наивным, но искренним и естественным. Он мог жить на одних эмоциях, без дополнительной аргументации.

По сравнению с ним в российском патриотизме было не больше логики, а больше внутреннего притворства. Иррациональную привязанность к России-матушке заслонили демонстративной гордостью за великую Россию.

Любые факты, противоречившие этой позиции, вытеснялись из сознания.

А в 2014 году Украина и Россия почти синхронно рухнули в пропасть, и для патриотов с обеих сторон настал момент истины.

Патриотическая формула «Я люблю Украину, поэтому у нас все будет хорошо» способна пережить любые испытания.

Ей не страшны ни войны, ни утрата территорий, ни экономический коллапс. Чем хуже нам приходится, тем больше усилий нужно приложить ради любимой Украины, вот и все. Никакого конфликта с реальностью, никакого когнитивного диссонанса не возникает.

Зато патриотическая формула «Я люблю Россию, потому что у нас все хорошо» трещит по швам.

Чтобы ее поддерживать, мало эмоционального подъема – нужна прогрессирующая шизофрения и полный отрыв от действительности.

Поначалу российские патриоты игнорировали реальность с гордо поднятой головой, иронически улыбаясь и пожимая плечами: «Западу придется признать, что Крым наш», «Европа не станет вводить санкции себе в убыток», «нас это практически не затронет», «Россия от этого только выиграет», «мировая экономика зависит от наших энергоносителей», «нефть не будет дешеветь, это никому не выгодно» и т. д. и т. п.

Но по мере стремительного падения в тартарары рационализация дается все труднее.

Откровенный бред уже не замаскируешь под экспертное мнение, а растерянность и злобу не спрячешь за снисходительной ухмылкой. Самоуверенные снобы превращаются в паникующих истериков.

Если раньше величие России обосновывалось какими-то экономическими показателями, то сейчас – больными фантазиями о радиоактивном пепле.

Если раньше ура-патриоты сравнивали РФ с кризисной Америкой и загнивающей Европой, то теперь им остается лишь смаковать новости из воюющей Украины – мол, на украинском фоне у нас все благополучно.

Правда, многострадальный рубль уже нагнал гривну по темпам падения, так что даже эта последняя отдушина исчезает на глазах…

Привычный российский патриотизм фактически обанкротился, и наши соседи пребывают в замешательстве. Хотя, казалось бы, ничто не мешает перестроиться и озвучить правду, скрытую в глубинах патриотического подсознания: «Да, в России все очень плохо. Да, она депрессивная и отсталая. Да, она намного хуже нормальных западных стран. Да, она не лучше своих постсоветских соседей. Но она – наша родина, и за это мы ее любим!»

Увы, отказаться от фальшивого апломба не так просто.

Если россиянин любит свою страну лишь за то, что это Россия, а украинец – за то, что это Украина, то где же превосходство?

А без превосходства соседскому патриоту никак нельзя. Иначе он окажется патриотом совсем другой России, имеющей мало общего с нынешним кремлевским проектом.

Бывший глава компании «Укринтерэнерго» Владимир Зиневич – главный фигурант скандального дела о негорящем угле из Южной Африки. Именно его подпись стоит под контрактом с английской компанией Steel Mont, которым вот уже третий месяц занимается Генеральная прокуратура. На днях представитель ведомства заявил народным депутатам, что из-за его подписания государству был нанесен ущерб в размере 846 млн гривен – «Зиневич купил уголь плохого качества по завышенной цене, который не горел в украинских ТЭС».

В ответ защита Зиневича потребовала от парламентского комитета по вопросам противодействия коррупции провести повторное заседание и ознакомиться с расследованием дела с участием адвокатов и самого подозреваемого.

Пикантности этой истории добавляет и тот факт, что еще в конце прошлого года «Укринтерэнерго» подписала новый контракт на поставки угля из Африки все с той же Steel Mont, где в числе прочего заверила, что не имеет претензий к качеству ранее поставленного угля.

Владимир Зиневич практически сразу согласился на интервью, чтобы ответить на все вопросы, связанные со скандальным контрактом. Сейчас он находится под домашним арестом, и поэтому у него «появилось много свободного времени для общения».

На встречу с корреспондентом «Украинской правды» бывший директор «Укринтерэнерго» пришел с солидной папкой документов: различных экспертиз, заключений и мировых обзоров с ценами на уголь.

На столе все время нашего разговора лежит пульт контроля за находящимися под домашним арестом. По просьбе УП Зиневич демонстрирует и электронный браслет на ноге. «Я же не Петр Мельник», - отшучивается директор «Укринтерэнерго» на вопрос, пробовал ли он снять браслет в домашних условиях.

Каждый ответ на вопрос Зиневич подкрепляет документами. В итоге наша беседа затягивается почти на три часа.

– Давайте по порядку. Как вообще появилась идея покупки угля в ЮАР?

– В июле у нас уже сложилась ситуация, когда мы больше не могли вывозить уголь с территории, где проходила АТО. Министерство энергетики начало искать варианты поставок этого угля.

Мы посчитали, что дефицит составляет порядка 1 - 1,4 млн тонн в месяц. Это при том, что мы обеспечиваем экспорт электроэнергии и переток из России исключительно в объеме не более 25 млн Квт/ч.

Так и появился баланс необходимых объемов, которые нужно закупить. Единственным гарантированным источником поставок была Россия, других понятных ресурсов не было.

Мы понимали, что в России мы можем купить около 700 000 тонн угля в месяц. Больше ресурса там нет физически. Кроме того, существовали ограничения по железнодорожным перевозкам, погранпереходам и наличию подвижного состава в России. К тому же необходимо было учесть фактор зимы – в условиях морозов непогода будет мешать ритмичной выгрузке топлива. Еще один ключевой риск – мы понимали, что в нынешней ситуации Россия могла в любой момент прекратить поставки. Что в принципе и произошло немного позже.

На тот момент мы уже имели проблемы с обеспечением с поставками газа. Когда мы задались вопросом, где брать уголь, то поняли, что задача эта совсем непростая – таких углей с такими же параметрами как антрацит Донецкого бассейна в мире практически найти невозможно.

– Почему в итоге остановились на ЮАР?

– Мы начали отсеивать поставщиков, которые нам бы подошли. Смотрели на австралийский уголь, но все контракты там были расписаны на год вперед.

Проблема в том, что все компании, которые занимаются добычей угля, имеют долгосрочные контракты с трейдерами. Трейдер берет на себя обязательства выкупать у добывающих компаний определенный объем угля и обеспечивать сбыт продукции. Поэтому свободный незаконтрактованный низколетучий антрацит на рынке найти достаточно сложно.

У нас были предложения от других компаний из Китая и Вьетнама, но цена была высокой – самая низкая около 90 долларов за тонну в порту отгрузки. Учитывая, что во Вьетнаме нет глубоководных портов, привозка могла осуществляться судами по 40 000 тонн, фрахт бы стоил очень дорого и объем, который предлагали составлял всего 50 000 тонн в месяц. Этот объем для нас – пара дней работы ТЭС Центрэнерго.

Есть и другой параметр, который также усложняет задачу – у нас в стране 14 ТЭС, семь из них работает на угле марки Г и семь станций, так уж получилось, были построены в советские времена под местный антрацитовый уголь. В мире практически никто не использует такой тип угля для электроэнергетики – он неэффективен, он тяжело сжигается и требует «подсветки» газом. Такой тип угля, в основном, используется в металлургии и цементной промышленности

– Почему тогда не перестроить котлы на ТЭС под уголь марки Г - газовую группу? Эксперты, с которыми общалась УП, оценивали, что переоборудование одного такого котла обойдется в $1,5 млн…

– Это не так, никто вам не скажет, сколько это может стоить.

Для этого нужно полностью перестроить котел, там совершенно другая физика горения, совершенно другая система топливоподачи, другая пылесистема и многие другие технические элементы. Поэтому я очень сомневаюсь относительно суммы в $1,5 млн. И самое главное - это время. Для подобной реконструкции потребуется не менее двух лет.

Нам необходимо было искать пути выхода в кратчайшие сроки. В итоге мы остановились на ЮАР, потому что именно из ЮАР были предложения в необходимых нам объемах и качество угля там наиболее приближенное к нашим «тощим» углям.

Контракт мы подписывали таким образом, чтобы в любой момент можно было из него выйти. Поскольку на тот момент мы не понимали, когда может закончиться АТО – мы думали, что если завтра территории будут освобождены и пойдет донбасский уголь, то мы сразу же сможем отказаться от поставки из ЮАР. По этой причине мы не фиксировали цены и объемы.

Контракт предусматривал ежемесячное подписание спецификаций, в которых должны были определяться объем ежемесячной поставки и цена. Как мы, так и продавец могли не подписать (не договориться) об условиях поставки на следующий месяц и это автоматически бы приводило к остановке поставки очередной партии. Контракт был довольно гибкий и очень выгодный для нас.

– В качестве партнера по этому очень важному государственному контракту вы выбрали малоизвестную компанию Steel Mont, хотя были предложения от мировых игроков. От их представителей я слышала возмущение по поводу условий контракта в соотношении цена-качество. Почему выбрали именно эту компанию?

– Мы детально рассматривали каждое предложение по цене, качеству и условиям оплаты – их все уже публиковали в СМИ. Мы вели переговоры со всеми крупными мировыми трейдерами, но все они требовали 100% предоплату. У нас не было такого финансового ресурса, хотя нам поставили задачу купить, что бы ни произошло. А на каких условиях договоришься и где взять деньги – это были уже исключительно проблемы «Укринтерэнерго».

Условия компании были самыми приемлемыми – мы вносили только 20% от стоимости ежемесячной спецификации, при этом мы получали на встречу банковскую гарантию. Для нас это был крайне важный, ключевой параметр.

– Почему на такие условия согласился Steel Mont?

– Вы можете задать этот вопрос компании. Мы изначально им сказали, что у нас есть только определенное количество денег, на которые мы можем профинансировать данную сделку. Если вы готовы профинансировать, то мы можем обсуждать дальнейшие условия контракта. Никаких государственных гарантий у нас не было.

Недели две 24 часа в сутки мы в компании работали в авральном режиме над контрактом. Мы пытались снизить цену. На что нам после долгих дискуссий ответили: «Мы можем снизить цену, но если будет предоплата. Если же вы хотите, чтобы мы финансировали, нужно как-то компенсировать наши риски». В результате нам удалось договориться, что все страховые платежи и стоимость финансирования будут включены в базовую цену ежемесячной спецификации.

– Представители трейдеров, с которыми УП общалась на эту тему, в неофициальных разговорах утверждают, что вы выбрали эту компанию, поскольку Steel Mont отлично знает, как работать на украинском рынке. Проще говоря – они намекают на откат, который получили чиновники Минэнерго.

– Смотрите. Вот вы опубликуете интервью, и кто-то из читателей подумает, что вы взяли за него деньги. Вы как-то будете на такое реагировать? Как доказывать, что это на самом деле не так? Я никогда не смогу доказать этого, но буду оставаться честным перед самим собой. Могу сказать одно – мы торговались очень жестко, когда вели переговоры.

Если Steel Mont на этой сделке заработал доллара три как трейдер, это было бы хорошо. Если где-то они что-то оптимизировали – дешевле нашли фрахт или транспортировку – это тоже их бизнес, их бонус.

Есть еще эксперты, которые утверждают, что можно было обойтись без «прокладки» – то есть трейдера. Это не так – без связей, опыта Steel Mont мы бы не справились, до этого у Украины вообще не было опыта импорта антрацитовых марок угля.

Нужно было обеспечить диверсификацию, мы ее обеспечили. Почему никто из трейдеров не пришел и не захотел профинансировать сделку, а теперь рассказывает небылицы?

При этом цены у тех же трейдеров на тоже самое качество были как минимум на 5 долларов дороже за тонну того же самого угля из ЮАР и при всем этом еще и предоплата. В чем тогда логика?

– Как Steel Mont удалось привлечь кредитные средства швейцарского банка для реализации данного контракта? Вряд ли у кого-то было большое желание выделять деньги на финансирование…

– Потому что у трейдера была хорошая репутация. У них были и до этого кредиты. Тогда с Украиной из банков вообще никто не хотел связываться.

– Контракт на поставки угля из ЮАР был крайне важен, поскольку речь шла о большом объеме угля. Почему условия контракта до последнего держались в тайне и опубликовать их решили только после того, как вокруг поставок разгорелся скандал?

– В контракте есть оговорка по поводу условий конфиденциальности. Мы обязались перед нашим партнером не разглашать публично данные контракта. Это была позиция трейдера и его пожелание.

Но скажу, что после подписания контракта, первым, кому я передал все бумаги, были Министерство энергетики, СБУ, МВД. Все компетентные органы и вышестоящие организации, кто просил предоставить копию контракта и спецификации, получали этот договор без промедления. Я понимал важность этого контракта для Украины и изначально настаивал на публичности и прозрачности.

И это очень правильно, что мы не называли цену, потому что и без того ажиотаж, который мы создали на рынке, сильно мешал сделке.

– В контракте, который «Украинская правда» публиковала в октябре, фигурировала цена $86 за тонну. При том, что уголь на шахтах в ЮАР стоит до $30.

– Да, все верно. Остальная сумма – затраты на транспортировку. Только перевалка в порту ЮАР стоит около $12 за тонну. К тому же уголь в ЮАР перевозят не железнодорожными составами, а машинами. Это тоже сильно отражается на цене одной тонны. Цена $86 за тонну была самой низкой на тот момент. И эта цена полностью соответствовала конъюнктуре мировых цен на антрацит в тот момент.

– Если с ценой эксперты, опрошенные нами, действительно соглашались, то касательно качества их позиции разделились. Несколько человек, например, поинтересовались, как вам удалось найти уголь такого плохого качества – «наверное, все полы на складах подметать пришлось», говорили они.

– Пусть тогда эти умники подметут на 80 000 тонн угля и привезут его за несколько тысяч километров...

Я ездил лично в ЮАР и встречался со всеми добывающими компаниями. Вел переговоры с тремя известными их производителями – Tendele Coal Mining, Keaton Energy и Osho. С каждым встречался и вел переговоры по качеству угля.

Нужно понимать одно – В ЮАР нет такой большой добычи низколетучих антрацитов. И когда мы к ним приходили и просили поставить нам такой объем угля, они удивлялись, разводили руками и отвечали, что, извините, не можем – у нас уже заключены контракты.

Мы прошерстили все шахты – вот здесь, например, качество идеальное, то температура плавления 1600 градусов – могли ли мы покупать такой уголь? Это опасно, мы не могли покупать такой уголь.

У нас было три ограничения при выборе угля – температура плавления золы, летучесть и фракция. Всех этих требований мы придерживались в соответствие с техническими характеристиками работы наших ТЭС.

К тому же, если уголь такой плохой и некачественный, то почему ДТЭК принял решение покупать уголь из ЮАР, а буквально на днях «Укринтерэнерго» расплатилось за 5 и 6 судно?

– Насколько я понимаю, госкомпании удалось договориться по поводу снижения цены – в новом контракте тонна угля стоит уже $80.

– А сколько времени прошло? С того момента сильно подешевела нефть, что существенно сократило затраты на транспортировку и фрахт, поэтому трейдер и согласился снизить для Украины цену.

– Все-таки, если вернуться к качественным показателям, то уголь из ЮАР действительно был высокосернистым и показатели зольности также были достаточно высокими. Почему нельзя было купить обогащенный уголь?

– Если его обогащать, он бы потерял 70% от своей массы. В ЮАР бедный уголь, он не такой калорийный как в России или в Украине. Следовательно, это бы, в конечном счете, отразилось на его окончательной цене – тонна угля обошлась бы на $20 дороже.

А так у нас был качественный кузбасский уголь, который мы смешивали с углем из ЮАР. Ничего криминального в этом нет – мы и раньше использовали шихтование разного по качеству угля для работы ТЭС.

Но это не делается просто так.

Поэтому Институт угольных энерготехнологий получил задание найти оптимальную пропорцию использования африканского угля. Учитывая, что станции до этого не использовали уголь из ЮАР, требовалась разработка специальных технологических карт. Для этого было принято решение постепенного введения нового вида топлива в смеси с куззбасским углем – сначала сжигали в пропорции 2 к одному: две доли угля из Кузбасса и одна – юаровского, потом его доля была увеличена до пропорции 1:1. И он отлично горел. Позже перешли на 100% сжигание и топливо из Африки тоже горело.

Все заявления относительно того, что сжигание юаровского угля требовало «подсветки» газом, чистый вымысел – он отлично сгорел без «подсветки» мазутом или газом. Генеральная прокуратура взяла из данного отчета Института только ту часть, где указано, что если температура плавления золы выше 1200, то возможны проблемы с золоудалением. В данном случае ключевое слово «возможны». Никаких проблем с гидрозолоудалением при работе ТЭС не было.

У нас были все необходимые сертификаты качества от международной компании Incolab, и даже в этой ситуации нас обвинили в подделке. Если такая международная компания как Incolab занимается подделкой, то грош цена нам всем!

В стране – война, нужно сделать все возможное, чтобы у нас станции не отключались. А тут после этого скандала и заявлений Генеральной прокуратуры, поставки угля были приостановлены. И вам не кажется странным, что после приостановки импорта южноафриканского угля, Россия тоже внезапно заявила о том, что будет блокировать поставки топлива? Это совпадение или умысел с целью создания искусственного дефицита и навязывания всякого рода посредников?

И вообще – в каком случае убытки больше? Когда уголь не поставляется и заводы или фабрики стоят и начинаются веерные отключения, или когда из-за того, что угля нет, на некоторых ТЭС включают газовые блоки и жгут российский импортный газ?

– Вы пытались объяснить свою позицию президенту? Насколько я помню, именно с его легкой руки и было начато это расследование.

– Меня никто не спрашивал. Президент со мной не встречался, и практически сразу со стороны правоохранительных органов был обвинительный тон. Все как один повторяли мантру, что уголь не горит, и продолжают рассказывать о температуре плавления золы в котле.

Мое мнение – кто-то ввел нашего президента в большое заблуждение, кто-то плетет интриги. Что уже говорить, если после того, как у меня провели обыск, премьер-министр звонит министру Продану и спрашивает, правда ли что у меня нашли печать компании Steel Mont. То есть кто-то среди высшего руководства страны распространяет ложь, что у меня дома нашли печать, и я сам шлепаю себе контракты.

И президент убежден, что в этой сделке высокая коррупционная составляющая, потому что его кто-то в этом смог убедить. Фамилии я называть не хочу, но все то, что писали в СМИ по поводу всяких посредников, которые претендуют на поставки в большинстве своем правда.

Еще раз хочу отметить, что обвинительный тон был взят изначально. Писали, что у компании уставный фонд 2 фунта, позже выяснилось, что $2 млн. Генеральная прокуратура стахановскими темпами взялась за расследование данного дела – были допрошены все наши сотрудники.

– Сколько у вас лично было допросов?

– Три до момента задержания, когда после того, как я не пришел на допрос, меня из свидетелей переквалифицировали в подозреваемые. Кроме того, у меня были проведены обыски дома и на работе.

– Расскажите подробнее об этом?

– За несколько дней до задержания мне пришла повестка о том, чтобы я явился к следователю на допрос в качестве свидетеля.

Утром в день допроса я не очень хорошо себя чувствовал. При этом в повестке черным по белому написано, что в случае невозможности прийти на допрос, необходимо заранее уведомить следователя и перенести его. Я попросил сделать это моего адвоката, а сам утром поехал в больницу.

– Вы же знаете, что среди чиновников очень популярна ситуация, когда перед задержанием все резко начинают болеть. Вы что-то знали, вас предупредили о возможном аресте?

– Нет, мне никто ничего не докладывал. Я просто плохо себя чувствовал. Допросы продолжаются по 5-7 часов и поверьте, что это довольно неприятная процедура. Все-таки я месяц жил в состоянии стресса – корабли не оплачены, компания в состоянии дефолта, обыски, сотрудников постоянно вызывают на допрос. Я был тогда еще руководителем.

Я понял, что меня будут задерживать, только когда сотрудники УБОЗа пришли ко мне в палату, а я лежал под капельницей. Перед этим мой адвокат пришел к следователю ГПУ и лично уведомил, что клиент не может явиться на допрос и просит его перенести. Как это и требовалось в повестке. В итоге – в тот же день меня объявили в розыск, хотя все прекрасно знали, где именно я нахожусь.

Меня обвинили в том, что я заключил контракт по углю, который не соответствовал украинскому ГОСТу, и второе - что этот уголь не соответствует инструкции по эксплуатации котла Т210, который утвержден главным инженером станции по фамилии Салимон. При этом в том же самом ГОСТе сказано, что он не распространяется на уголь, который добывается за пределами Украины. А обвинения, что я нарушил инструкцию главного инженера ТЭС компании, в которой я не работаю, вообще выглядят абсурдом.

Доказательства по этому делу фальсифицировались стахановскими темпами. Сказали, что нужно посадить – значит, начальство лучше понимает.

Так вот из больничной палаты я отправился в Лукьяновское СИЗО, где пробыл 11 дней.

– Насколько я помню, суд назначил вам большую сумму залога – 365 млн гривен, а буквально через несколько дней вас выпустили без залога под домашний арест. Что произошло?

– На суде мне действительно судья объявил астрономическую сумму залога в 365 млн гривен.

Когда мой адвокат поинтересовался, откуда эта цифра взялась, прокуратура ответила, что это сумма всего контракта. Здесь вообще нонсенс! Товар поставлен, использован, электроэнергия произведена, деньги получены, претензий по качеству у потребителя нет. О каком ущербе или хищении вообще может идти речь?

Правоохранительные органы вообще себе взяли моду – они в качестве ущерба или суммы хищения называют всю сумму контракта. Все это делается, чтобы пустить людям в пыль глаза – чем больше сумма, тем лучше и складывается ощущение, что прокуратура действительно работает. Вы знаете все как в анекдоте – «Абрам, твоя дочь шлюха! Так ведь у меня сын?! Ну, так ты об этом теперь всем рассказывай!»

Мой адвокат подал на апелляцию, и через несколько дней она была рассмотрена. Судья апелляционного суда и вынес решение отпустить меня под домашний арест, поскольку состава преступления в моих действиях обнаружено не было, а сама процедура задержания и взятие под стражу проходила с огромным количеством процессуальных нарушений.

К этому моменту весь уголь, который мы закупили для ТЭС, уже сгорел. А пятое и шестое судно компании простаивали где-то возле берегов Мальты уже несколько недель. В итоге, «Укринтерэнерго» все-таки решило расплатиться и выкупить оставшуюся партию. Надеюсь, что хватило мудрости у новых руководителей разобраться.

Какие убытки понесет компания Steel Mont от этого контракта – одному Богу известно. Только сутки простоя у берегов Мальты стоят $15 000. А если к этому еще добавить репутационные потери? А кто сможет оценить потребителей и страны в целом убытки от веерных отключений? А то, что без угля Трипольская ТЭС больше месяца работала на супердорогом российском газе?

– Вы сейчас отстранены от своей должности на время проведения расследования. За месяц с небольшим у компании «Укринтерэнерго» уже четвертый руководитель. Как вы думаете, с чем это связано?

– Работа, наверное, вредная и нервная. Приходится или не делать неправильные вещи, или идти на сделки с совестью.

– Что вы имеете ввиду?

– Я имею ввиду ту информацию в прессе относительно сделки по импорту электроэнергии из России через кипрскую компанию.

– Предлагали ли вам подписать контракт на импорт электроэнергии с компанией Perlisio Limited, которую связывают с российским олигархом Константином Григоришиным?

– Нет. В то время, когда «Укринтерэнерго» вело переговоры по импорту электроэнергии через кипрскую компанию, я находился в Лукьяновском СИЗО и не мог принимать участие в этих переговорах. Но я никогда не согласился бы обсуждать подобную схему, поскольку не могу понять логики участия подобных непрозрачных компаний в сделках по импорту электроэнергии.

Это довольно-таки сложный бизнес и здесь нужно очень хорошо разбираться в деталях – формирование ежедневных графиков, определение оптимальных ценовых почасовых коэффициентов и многое другое. Эффективной может быть только прямая поставка от ИнтерРАО, как российского резидента. И никак иначе.

– Все-таки, возвращаясь к делу ЮАРовского угля – связываете ли вы начало расследования этого контракта с появлением на рынке неизвестных претендентов на поставки импортного российского угля, которых связывают с Сергеем Кузярой – советником бывшего министра энергетики Эдуарда Ставицкого?

– Безусловно. Именно с появлением схем, предложенных Кузярой, начался процесс развала наработанных контрактов по обеспечению Украины углем, как из России, так из других стран, в том числе из ЮАР. Что же мы получили в итоге – угля нет ни из России, ни из ЮАР, ни из Австралии; регулярные веерные отключения; переход станций на природный газ.

При этом Генпрокуратура по своей воле, или просто по непониманию, принимает в этом самое непосредственное участие. Лица меняются, а методы остаются теми же самыми.

– Обсуждался ли вопрос поставок антрацита с территории ЛНР и ДНР, когда вы еще были руководителем компании?

– Я не верю в жизнеспособность подобных коммерческих отношений на данном этапе. Все это будет связано с построением каких-то непрозрачных схем. Кто выступает поставщиком угля? Как обеспечить вывоз угля в больших объемах, минуя узловую станцию Дебальцево? Кто будет выписывать декларацию на НДС? К кому предъявлять претензии по количеству и качеству? Кто обеспечит гарантию бесперебойной поставки?

Слишком много вопросов и рисков, поэтому, мне кажется, что вести переговоры с ЛНР и ДНР по поводу поставок угля – недальновидно и не имеет смысла в ближайшей перспективе. Дай Бог, чтобы я ошибался!

– Вы упомянули, что 11 дней просидели в Лукьяновском СИЗО. Расскажите о своих впечатлениях?

– Жизнь есть везде. Я за это время увидел насколько несправедлива наша система, когда очень много невиновных людей сидят там и ничего не могут сделать, чтобы доказать, что они не преступники. Есть люди, которые признаются и раскаиваются. Есть те, что в поисках правды уже опустили руки. А есть люди, которые борются против системы.

Вы знаете – это очень сложно находиться постоянно в закрытом пространстве, не понимая своей перспективы, и что будет завтра. В СИЗО я понял одну простую вещь – не все люди, которые сидят в тюрьме – преступники.

Я все-таки надеюсь, что система изменится и не будет такой обвинительной.

– На днях Генеральная прокуратура снова заявила о том, что контракт на поставку ЮАРовского угля привел к убыткам государства в размере 846 млн гривен. Откуда взялась эта сумма? Это цена всего контракта? Как вы собираетесь апеллировать к прокуратуре? И когда состоится ближайшее рассмотрение вашего дела?

– Я был в шоке от новых заявлений Генпрокуратуры. Возможно, у кого-то клавиша запала на калькуляторе. Однако, это не было бы смешно, если бы не было так грустно. Генпрокуратура абсолютно не стесняется делать громкие абсурдные заявления, и все СМИ в бурном восторге начинают распространять подобные заявления. С тем же успехом эта сумма могла быть и 2 млрд гривен, при том что вся сумма поставки не превысила 400 млн гривен, из которых только 80 млн гривен. было уплачено в бюджет в виде НДС при растаможке угля.

Важно, что они уже заявили, что есть многомиллионная «коррупция» и в дальнейшем отказываться от своих заявлений им будет «неудобно». Безусловно, я буду доказывать свою невиновность следствию – у меня просто нет другого выхода. У меня еще остаются надежды, что здравый смысл все-таки возьмет верх.

Правительство собирается привлечь в государственный бюджет в 2015 году 475,9 млрд. грн. доходов. Это почти на 100 млрд. грн., или на четверть больше, чем было предусмотрено на 2014 год. За последние три года ни одно из правительств не ставило себе таких амбициозных целей по увеличению поступлений в госбюджет.

Бюджетная математика

Доходы бюджета, по плану правительства, должны составить 475,9 млрд. грн., расходы - 527,9 млрд., при номинальном ВВП - 1,7 трлн. грн. (- 4,3 ВВП), дефицит бюджета - 63,7 млрд. грн. или 3,7% ВВП. (с учетом дефицита НАК Нафтогаз, средств необходимых на рекапитализацию банков и Фонду гарантирования вкладов и т.д. превысит 10% ВВП). Основной источник финансирования дефицита - Нацбанк Украины, другими словами - денежная эмиссия.

Доходы государственного бюджета на 2015 год, сформированные за счет налоговых поступлений, составят 365,6 млрд. грн. При этом объем уплаченного в бюджет налога на прибыль предприятий составит 33 млрд. грн., налога на доходы физических лиц – 42,3 млрд. грн. Общий объем рентных платежей составит 34,8 млрд. грн., включая ренту за пользование ресурсами для добычи природного газа - 21,7 мрлд. грн., добычи нефти – 6 млрд. грн., добычи других полезных ископаемых – 2,55 млрд. грн. Рента за транспортировку энергоресурсов запланирована в объеме 4,5 млрд. грн.

Более трети налоговых поступлений должен обеспечить налог на добавленную стоимость – 157,8 млрд. грн, при объеме запланированного к возмещению НДС 56,1 млрд. грн. Общий объем сборов акцизного налога – для товаров, произведенных в Украине и ввезенных на территорию Украины - запланирован на уровне 60 млрд. грн. Объем экспортных и импортных пошлин составит 31,7 млрд. грн. Около 1,5 млрд. грн. должны составить конфискованные средства и средства от реализации имущества, полученного с использованием коррупционных схем.

По задумке премьер-министра Арсения Яценюка, реализовать столь амбициозные поступления в бюджет, в том числе, поможет детенизация экономики.

Яценюк отметил, что в 2015 году Кабинет министров рассчитывает увеличить доходы бюджета за счет легализации бизнеса и налоговой дисциплины крупных предприятий-налогоплательщиков. По словам главы правительства, Кабмин сделает все необходимое для того, чтобы большой бизнес не шел в тень и платил налоги. Причем справедливость налоговой системы Украины будет обеспечиваться путем повышения налоговой нагрузки на граждан и компании с высокими доходами, а также посредством борьбы с «налоговыми ямами» и теневыми зарплатами. Однако, на практике реализация этих планов выглядит весьма сомнительно.

Бюджет на доверии

Один из ярких примеров, демонстрирующий, почему ставка на детенизацию может не сыграть – снижение единого соцвзноса с коэффициентами 0.4 и 0.6 (на 2015 и 2016 год) от действующей ставки (41%), который Яценюк обозначил как легализация зарплат или ЕСВ 16.4%.

К сожалению, 41% не превратится в 16.4% по той простой причине, что мало кто сможет применить обещанный понижающий коэффициент 0.4. ведь для этого предприятие должно выполнить сразу 4 условия. Во-первых, показать среднемесячную общую базу для начисления ЕСВ в 2,5 раза выше, чем была среднемесячная в 2014 году. Второе - увеличить среднюю зарплату на 30%. Третье - средний платеж на 1-го застрахованного работника должен быть не меньше 700 гривен. Четвертое – средняя зарплата на предприятии должна быть не ниже трех минимальных.

Вряд ли у украинских бизнесменов будет настолько высокое доверие к государству, чтобы настолько резко увеличить объемы «белой» зарплаты, не побоявшись отката назад к старым нормам уплаты соцвзноса. Тем более, что на 2016 год налоговую скидку могут уменьшить, сделав коэффициент 0.6. То есть, те, кто в этом году повысит зарплату в расчете на скидку, вынуждены будут резко увеличить налоговые платежи со следующего года. В реальности детенизация возможна в том случае, если, помимо снижения налогов, у бизнеса будет обозримая перспектива роста. А сейчас такой перспективы нет.

Еще один весьма спорный момент в бюджете – надежды Кабмина на увеличение сбора налога на доходы физлиц. На фоне снижения плановых показателей по НДС и налогу на прибыль, именно НДФЛ должен стать компенсатором.

Увеличение сборов по НДФЛ до 42 млрд. грн. выглядит слишком оптимистично. Вдобавок оно больно ударит по простым украинцам. Яркий пример налог с пенсий, где произошло снижение порога, с которого начинается уплата НДФЛ с 10 тысяч грн. до уровня 3 минимальных зарплат. По сути, пенсионные выплаты – это не доходы граждан, это личные сбережения граждан, которые они накопили за годы работы и отложили в специальный страховой фонд. Облагать их налогом, тем более начиная с суммы в 3 500 гривен, выглядит весьма не здравой инициативой.

Ненамного лучше ситуация с зарплатами, где произошло повышение ставки с 17% до 20% для зарплат размером свыше 10 минимальных – то есть около 13 тысяч гривен. Учитывая инфляцию, в эту шкалу попал средний класс, который, как известно, является двигателем экономики. В итоге Кабмин лишает его возможности развиваться либо попросту загоняет его в «тень». Туда же с повышением валютного сбора в Пенсионный фонд с 0,5% до 2% уйдет и валютный рынок.

В итоге вместо обещанной либерализации Кабмин по сути увеличил налоговую нагрузку на население, и в результате надежды правительства на детенизацию экономики вряд ли оправдаются.

Главными вызовами в 2015-м для украинского бизнеса станут не война и кризис, а налоги. Решив привлечь в бюджет-2015 на 98 млрд грн больше, чем в 2014-м, правительство поломало через колено многих предпринимателей, поскольку реализовывать амбициозные планы по наполнению госказны будут именно налогоплательщики, а не Кабмин. Бизнесу придется отдавать последнюю рубаху, и никаких улучшений для его работы не будет. Налоговая реформа существенно повысила фискальное давление, при этом не упростив, а усложнив администрирование налогов и сборов.

Основными вызовами для бизнеса будут валютная нестабильность, постоянные изменения налогового законодательства, приводящие к невозможности планирования, и снижение покупательной способности населения. При этом большое число предприятий сейчас как никогда зависят от дополнительного финансирования, но приток инвестиций не ожидается. В прошлом году налоговое законодательство менялось трижды и, по мнению экспертов, еще будет серьезно меняться в году нынешнем. В таких условиях найти инвестиции невозможно, а если учесть, что отечественная судебная система все еще не способна эти инвестиции защитить, полагаться украинскому бизнесу придется только на собственные силы.

Выжить любой ценой

«Плохо, что правительство продолжает мыслить в фискальной, а не экономической логике. Отталкиваться нужно не от того, какой уровень налогообложения позволяет экономике выжить, а от реальной рассчитанной суммы налоговых поступлений. Но за основу снова берутся расходы бюджета, а затем устанавливаются налоговые нормы, необходимые для сбора такой суммы, — рассказал Валерий Пекар, соучредитель проекта «Нова Країна». — Результатом будет страшный фискальный кризис уже в начале весны: денег будет недостаточно для оплаты расходов. И что дальше? Новая эмиссия и новый виток инфляции? Прекращение финансирования армии, образования и других бюджетных сфер? Война требует немедленных реформ. И первое, что необходимо сделать правительству, — запустить экономическое развитие. Это возможно только при отмене всех регуляторных ограничений, введении простой, прозрачной и дешевой в администрировании налоговой системы». Но Кабмин, как известно, пошел другим путем.

2014-й покажется светлой полосой?

Падение промышленного производства, продолжавшееся в течение всего 2014-го, не остановится. Военный конфликт на Донбассе для промышленников уже не несет никаких новых угроз, все производственные цепочки, связывавшие предприятия других регионов с компаниями Донбасса, уже оборваны. Бизнес нашел новых поставщиков, другие рынки сбыта, начал работу в новых условиях. Тем не менее убытки промышленных предприятий за прошлый год составили 79 млрд грн.

Наибольший удар, конечно же, пришелся по металлургам. Убытки украинской металлургической отрасли по итогам 11 месяцев 2014-го выросли на 48% (против 11 месяцев 2013 г.), до 14,5 млрд грн. При этом объем реализации просел лишь на 15%. Сталелитейное производство также сократилось на 17% по сравнению с 2013 г. Это ожидаемая тенденция, учитывая, что часть предприятий находится на оккупированной территории, а часть все еще не может восстановить инфраструктуру и наладить поставки сырья. Наибольшие проблемы возникают с коксовым углем, который в прямом смысле слова стал заложником сепаратистов. Если учесть, что основные поставки импортного кокса идут из РФ, то и в будущем году с этим сырьем могут возникнуть серьезные проблемы.

В то время как металлурги пытаются выжить, мировые цены на их продукцию продолжают снижение, что также играет против отечественных производств. Эксперты Всемирного банка считают, что в перспективе обвал цен на сырье приведет к ускорению темпов роста мировой экономики и последующему увеличению объемов потребления сырья. Безусловно, перспективным направлением на внутреннем рынке для металлургов будет и будущее восстановление разрушенной инфраструктуры Донбасса. Вот только хватит ли отечественным предприятиям запаса прочности для того, чтобы дождаться этих перспектив? Ведь сейчас многим компаниям необходимо искать ресурсы, не только чтобы переждать «смутные времена», но и для удовлетворения фискальных аппетитов государства.

Продукция АПК составляет около 30% отечественного экспорта. На сегодняшний день сектор является одним из немногих реальных источников притока валюты в страну. В прошлом году производство в агросекторе выросло на 5%, сделав АПК единственной отраслью, продемонстрировавшей производственный рост. Министр АПК Алексей Павленко уже заявил, что планирует увеличить ежегодный урожай зерновых до 100 млн т (при нынешнем рекорде в 64 млн) и сделать Украину «мировой хлебной корзиной». Но случится это, по всей видимости, не в 2015-м.

Земельный налог был повышен, животноводы, садоводы и виноградари лишились дотаций от государства, также была введена импортная пошлина на средства защиты растений, семена, минеральные удобрения, сельхозтехнику и запчасти, которые уже и так существенно подорожали из-за обесценивания гривни. В корне был изменен механизм уплаты фиксированного сельхозналога, теперь все плательщики ФСН стали «единщиками» четвертой группы с ежегодной индексацией базы налогообложения.

По подсчетам специалистов Института аграрной экономики (ИАЭ), уточнение базы налогообложения обусловит увеличение сумм налоговых обязательств с одного гектара сельхозугодий более чем в 6,5 раза (!). Вдобавок втрое увеличена ставка специального режима прямого налогообложения для сельхозпредприятий. В результате аграрии, платившие в 2014 г. в среднем 6 грн/га, в 2015-м заплатят уже 115 грн/га. В ИАЭ подсчитали, что эти меры позволят дополнительно получить свыше 2,3 млрд грн налоговых сборов. Вот только выдержит ли отрасль такую нагрузку, если учесть, что речь в данном случае идет не об агрохолдингах?

Для животноводов год также будет непростым. За прошлый год поголовье крупного рогатого скота уменьшилось почти на 3%. В упадок приходит и свиноводство: еще до мая 2014-го сектор демонстрировал уверенный рост, но к декабрю поголовье сократилось на 1,6% (до 8 млн голов). Даже птицеводство, которое в 2013-м выросло на 11%, зафиксировало 2-процентный спад. Оставшиеся без дотаций животноводы точно не обрадовались введению запрета на подворный забой скота. Ведь львиная доля (70%) крупного рогатого скота приходится именно на малые формы хозяйствования, у которых сертифицированные пункты забоя просто отсутствуют. Фактически они поставлены перед выбором: лишиться основного источника доходов или вкладывать средства, которых нет, в развитие.

Отечественная легкая промышленность благодаря военным заказам не так остро ощутила последствия кризиса, и даже потеря многих предприятий Донбасса отрасль не обрушила. В прошлом году спад промпроизводства был около 5%, и это ниже 7-процентного падения в 2013-м. Но отрасль зависима от многочисленных импортных составляющих — текстиля, красителей, химических реактивов. Аналогов отечественного производства зачастую просто нет. А импортный сбор в сочетании с другими налоговыми новшествами сделает товары отечественного легпрома «золотыми».

Налоговый рай?

На фоне сложнейшей экономической ситуации предпринимателям придется работать в новых условиях налогообложения, которые никак не помогут им пережить кризис. Более того, наполнению бюджета они тоже не поспособствуют.

«Нашей экономике как воздух необходим приток капитала. Сейчас его отсутствие оправдывают войной, но это слабое оправдание. В действительности война не является определяющим барьером, основной барьер — это отсутствие структурных изменений в экономике, по сути, полная бездеятельность властей, — рассказал ZN.UA экономист Валерий Гладкий. — Финальным аккордом стало повышение налоговой нагрузки. На первом курсе любого экономического вуза рассказывают, что увеличение налогового бремени угнетает экономику. Фискальный прессинг можно было бы оправдать войной, если бы наша система госфинансов была эффективной. Но она такой не является, а значит, уплата большего количества налогов в итоге не приведет к увеличению капитальных расходов государства и развитию экономики». Фактически это игра в одни ворота.

Раскритикованная система электронного администрирования НДС все-таки заработала. До 1 апреля 2015 г. штрафы за нарушение срока регистрации применяться не будут, а налоговые накладные в ЕРНН будут регистрироваться без ограничений. Правда, пока возникает ощущение, что предприниматели не готовы к изменениям и не до конца понимают, как работать с новой системой. «Прошла уже половина января, а у меня ни один из контрагентов не зарегистрировал налоговую накладную в ЕРНН, — рассказала Александра Томашевская, эксперт столичного центра поддержки и развития бизнеса. — Такое ощущение, что все замерли в ожидании чего-то».

Суммы остатков бюджетного возмещения и отрицательного значения, задекларированные до 1 января 2015 г., будут учитываться путем увеличения размера суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные в ЕРНН (с одновременным увеличением налогового кредита на соответствующую сумму). Без проведения проверок — не более 6/12 налогового кредита, задекларированного в налоговых декларациях по НДС за последние четыре квартала. А остальных сумм — после проведения соответствующих проверок. Уже с 1 апреля размер суммы, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные в ЕРНН, автоматически увеличится на суммы среднемесячного размера налога, задекларированные плательщиком к уплате в бюджет за последний год.

Объект налогообложения по налогу на прибыль будет рассчитываться на основании данных бухучета посредством корректировки финансового результата (до налогообложения) и разниц, которые увеличивают или уменьшают финансовый результат до налогообложения относительно амортизации необоротных активов, резервов и финансовых операций. Но налоговые разницы будут определять плательщики, имеющие доход свыше 20 млн грн в год (не более 5% от общего их количества). То есть подавляющее большинство плательщиков смогут рассчитывать налог на прибыль по данным финансовой отчетности без определения налоговых разниц.

Реформа единого социального взноса (ЕСВ) предполагает снижение его ставки до 16,4%. Это шаг навстречу предпринимателям, которые должны вывести из «тени» «серые» зарплаты. Кроме того, для юрлиц и ФЛП вводятся штрафы в размере от 1 до 30 минимальных зарплат за допуск к работе без оформления трудовых отношений, оформление работника на неполную занятость при фактическом выполнении работы в течение полного рабочего времени, выплату зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ и налогов, с нарушением выплаты или в неполном ее объеме. Также увеличились размеры штрафов за нарушение порядка начисления ЕСВ.

При этом компании, платившие до сих пор белые зарплаты, оказываются в наименее выгодном положении. Понизить ЕСВ смогут только те юрлица, база начисления которых в 2,5 раза превышает средний показатель начисления этого взноса за 2014 г., средняя зарплата на предприятии увеличится минимум на 30% по сравнению с 2014 г., а средний платеж на одного застрахованного сотрудника после применения коэффициента понижения ЕСВ (0,4) составит не менее 700 грн. Но для того, чтобы платить 700 грн ЕСВ, компания должна довести показатель средней заработной платы до 4,5 тыс. грн.

На практике это применимо лишь для крупных городов, например, в Киеве, Донецке, Днепропетровске средняя зарплата колеблется от 3,7 до 5,4 тыс. грн. В других регионах картина менее радужная: в Херсонской, Черновицкой, Кировоградской областях средняя зарплата не превышает 2,6 тыс. грн, а в среднем по Украине — 3,5 тыс. Насколько вероятно, что в условиях экономического кризиса предприниматели станут поднимать зарплаты сотрудникам на 30%, в то время как само правительство повышение всех социальных выплат «заморозило» до декабря 2015-го?

Кроме того, правительство впервые ввело акцизы на грузовые авто. Теперь владельцы самосвалов и грузовиков в зависимости от объема двигателя и возраста автомобиля должны будут платить от 0,033 до 0,016 евро/см3. Например, за десятилетний грузовик с объемом двигателя в 6 тыс. см3 придется заплатить свыше 165 евро. А теперь представьте, если таких грузовиков у вас десяток, и чем они старше, тем больше суммы сборов. При этом обновить парк авто тоже будет непросто. Отменив сбор за первую регистрацию транспортного средства, Кабмин повысил все (!) автомобильные акцизы, сделав новые транспортные средства еще менее доступными.

По меньшей мере, странно, что после того, как рынок, пережив потерю Крыма и Донбасса, сам себя отрегулировал, правительство собственными руками подложило ему свинью в виде импортного сбора, способного не только омрачить жизнь импортеров, но и уничтожить отечественные производства. Временная и необходимая, по мнению Минфина, мера может существенно уменьшить объемы производства продукции из импортного сырья. Даже если производители решат не сокращать объемы, они будут вынуждены повысить цены, чтобы не потерять в рентабельности, что делает невозможным импортозамещение отечественной продукцией.

За прошлый год индекс потребительских цен вырос на 25%, а индекс цен производителей промышленной продукции — на 31. Несмотря на то, что бюджет 2015 г. предполагает уровень инфляции 13–15%, более правдоподобным выглядит ее уровень в 17–18%, о чем уже заявила глава НБУ, отметив, что, по всей видимости, инфляционный прогноз будет пересмотрен. Если учесть, что в
2014 г. инфляция достигла 24,9% (рекордный уровень за 14 лет), а бюджет будущего года предполагает повышение минимальной заработной платы и прожиточного минимума только с декабря, потребительский спрос в 2015-м будет сокращаться еще стремительней.

«По моему мнению, никаких результатов налоговая реформа не даст. Более того, я уверен, что уже в апреле будут вводиться новые изменения, так как правительство наглядно убедится в неэффективности принятых норм, а дыра в бюджете увеличится до невообразимых размеров, — считает Леонид Рубаненко, президент Союза налоговых консультантов. — Вопрос, поймет ли правительство, в чем причина этой неэффективности. Ведь они сознательно отвернулись от бизнеса и экспертов, лишь создав видимость общественных обсуждений и консультаций. Результат налицо».

Ложкой меда в бочке дегтя должен, по-видимому, стать мораторий на проверки. Но, во-первых, он, как и предыдущий мораторий, не распространяется на ГФС, а во-вторых, мораторий не отменяет штрафные санкции, что означает, что после его окончания бизнес все равно смогут проверить и оштрафовать за нарушения во время моратория.

«Позитивный эффект от моратория, действовавшего во второй половине прошлого года, по оценкам бизнеса, оказался практически нулевым, поскольку проверок со стороны фискальных органов и органов прокуратуры меньше не стало, — рассказала ZN.UA Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации. — Частичная отмена некоторых видов ревизий предприятий не решает проблему чрезмерного административного давления на компании. На мой взгляд, для улучшения ситуации необходим комплексный подход и постоянный диалог с бизнесом, которых пока нет».

Исследования ЕБА подтверждают, что мораторий второй половины 2014-го не дал ровным счетом никаких результатов. В конце прошлого года топ-менеджеры ведущих компаний оценили легкость ведения бизнеса в Украине на
2,5 балла из пяти возможных. А ведь еще в начале 2014 г. они поставили 2,72.

«Ключевым является понимание того, что сложившаяся сейчас ситуация — не безвыходная и не уникальная. Есть мировой весьма успешный опыт преодоления экономических кризисов, есть конкретные шаги для устранения кризисных явлений. Правительству просто нужно перестать рассказывать о сложностях и перейти к решительным действиям. И речь не идет о законодательных изменениях и введении новых норм, речь идет о политической воле и применении хрестоматийных мер выхода из кризиса. Пока такой политической воли нет», — считает Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный капитал Украина».

Палки, вставленные правительством в колеса бизнеса, аукнутся довольно скоро — раздутую расходную часть госбюджета покрывать будет нечем. При этом Украину ожидают существенные выплаты по внешним займам (свыше 10 млрд долл.), которые нынешние резервы покрыть не способны. То есть Украина критически зависит от существенного притока валюты, и без поддержки международных организаций обслужить все необходимые платежи невозможно. А для того, чтобы иностранные кредиторы продолжили сотрудничество с Украиной, необходимо убедить их в том, что действия правительства конструктивны и направлены на реальное реформирование как экономики, так и госфинансов.

В нынешней ситуации сделать это довольно сложно. И реакция международных доноров прямо об этом свидетельствует: в 2014 г. МВФ пообещал выделить Украине 17 млрд долл. Другие кредиторы (ЕС, США и Всемирный банк) незамедлительно повысили свои платежные обещания до 27 млрд долл. до 2020 г. Но на деле Украина получила чуть больше 8 млрд, из которых 4,6 млрд — средства МВФ. Причина одна — международные доноры, как и отечественный бизнес, не видят конкретных результатов, лишь слышат обещания и заверения. И нынешняя ситуация положение дел явно не улучшит.

Последовавшие за Майданом оккупация Крыма и необъявленная война с Россией предоставили целому ряду политиков и бизнесменов, приближенных к «Семье», уникальный шанс мимикрировать под новую политическую систему. В свете нынешних событий бывшие «регионалы» уходят в тень, отказываются от нарочитой публичности и часто сами собой выпадают из поля зрения украинцев и СМИ. При этом складываются тепличные условия для триумфа сторонников Януковича, которые, выучив нехитрые правила общежития с новой властью, начинают гордо поднимать голову.

Все сказанное можно отнести к народному депутату Владимиру Мисику, чей бизнес переживает неожиданный период процветания.

В свое время за короткий промежуток времени Мисик смог наладить производство собственных хлебобулочных изделий не только в родной Харьковской, но и в Сумской, Черкасской и Полтавской областях. И дело вовсе не в качестве продукции и честной конкуренции. Просто Мисик быстро понял, как в условиях формирующейся тогда олигархической системы нужно вести дела. Интуиция привела бизнесмена в Партию регионов, под знаменами которой он стал сначала депутатом городского совета, а потом и народным депутатом Украины.

Законотворческими потугами депутат Мисик себя никогда не обременял. За два года работы в парламенте по инициативе харьковского хлебопекаря законодательная база Украины пополнилась аж тремя правками к законам. Зато успел запомниться другим поступком - подарком Януковичу печально известного золотого батона.

Но эти два года Владимир Мисик был занят куда более важными делами, а именно расширением своей хлебной империи. Уже с лета 2012 года компания «Кулиничи» Мисика существенно потеснила с киевского рынка всем известный «Киевхлеб». Тогда, благодаря поддержке Николая Азарова, руками киевского главы городской администрации Александра Попова, Мисик смог за короткий промежуток времени искусственно угробить целый ряд хлебных заводов Киевской области, оставив без работы тысячи людей. Зато в столице практически на каждой остановке появились хлебные киоски компании «Кулиничи», кстати, с полным нарушением муниципальных норм.

Благодаря покровительству «Семьи» Владимир Мисик из провинциального бизнесмена превратился в национального олигарха, состояние которого только по официальным данным исчисляется десятками миллионов долларов.

Теплая дружба услужливого харьковчанина со своими политическими патронами нередко становилась достоянием общественности. Так, в 2012 году на крупнейшем только что построенном хлебозаводе Мисика в Васильковском районе красную ленточку перерезал лично Янукович. Естественно, ни земельные, ни административные вопросы друга «Семьи» при реализации этого проекта ничуточки не беспокоили.

Владимир Мисик, перебежавший из фракции Регионов в группу «Экономическое развитие», тем не менее, был со своим политическим «отцом» до последнего. В первых рядах голосовал за кровавые законы 16 января и всячески пытался оправдать применение силы со стороны власти. Тем не менее, после побега Януковича в Ростов был вынужден на время залечь на дно.

Пауза длилась недолго. Осознав, что настало время требовать вернуть должок, «Семья» начала спрашивать с таких как Мисик - обласканных прошлым режимом бизнесменов, которые теперь должны отработать прошлую лояльность.

При анализе мотивов хлебного олигарха нужно еще учитывать такой субъективный фактор как амбиции. Мисик в Харькове все время был в тени тандема Кернеса и Добкина, которые олицетворяли собой регионаловскую элиту первой столицы Украины. Он тоже там был, но далеко на втором плане, находясь в конфронтации с вышеупомянутым дуэтом. Сейчас, когда «Семья» и ее российские покровителя разочаровались в потенциале Кернеса и Добкина, именно амбициозный Мисик стал той фигурой, на которую делается ставка.

Что характерно - несмотря на Майдан и смену руководства силового блока, такие подобные бизнесмены, как ни в чем не бывало, проводят свои двуходовки, главная цель которых - разрушение нашей страны. Помогают им в этом не только хозяева из соседней страны, но и местные чиновники, до которых почему-то до сих пор не добралась люстрация. Сам же Владимир Мисик еще и умудрился во второй раз прикрыться депутатской неприкосновенностью, «выиграв» выборы на одном из харьковских округов.

В начале года «Кулиничи» попали в список предприятий, чьи товары призывали бойкотировать активисты. «Киевляне не покупают хлеб с логотипом ТМ «Кулиничи», поскольку знают, что данных хлеб замешан на крови и избиении детей на Майдане. Предприятие Азарова-Мисика начинает считать убытки», - отмечал активист Юрий Андреев. Однако вызывает удивление, что при этом правоохранительные органы до сих пор не обратили должного внимания деятельность данного предприятия и его владельца. Несмотря на то, что некогда высокопоставленный покровитель «Кулиничей» Николай Азаров находится в бегах, предприятие продолжает монополизировать рынок хлеба.

Весь 2014 год компания «Кулиничи», несмотря на кризис, активно захватывает новые куски рынка. Закрепившись в Киеве, Мисик начинает осваивать соседние области. Схема захода в регион простая. В разработку берется местный чиновник, на которого через старые связи «Семьи» нужным образом надавливают и должным образом мотивируют, и он через арсенал административных методов стелет ковровую дорожку перед компанией «Кулиничи» и полностью изживает местных производителей. Последний пример - Житомирская область, где, по информации местного издания «Житомир-Онлайн», благодаря действиям заместителя мэра Житомира Сухомлина, Мисик пытается захватить весь местный хлебный рынок. При этом Сухомлин, используя админресурс, прикрывается именем первого замглавы Администрации Президента Геннадия Зубко, что значительно ускоряет действие схемы. Экспансия только начинается - на очереди целый ряд областей центральной и восточной Украины. Как сообщают источники, именно захват Мисиком рынка хлеба в ряде крупных регионов является предметом торга новоизбранного депутата и именно этот вопрос является предметом обсуждения и неоднократных встреч Владимира Мисика и первого заместителя главы администрации Президента Геннадия Зубко.

В 2011 году Николай Азаров высказывался за то, чтобы сеть корпорации «Кулиничи» получила широкое распространение по всей стране. По абсурдному стечению обстоятельств его мечта может осуществиться в нынешней Украине, где, казалось бы, ни у Азарова, ни у связанного с ним бизнеса не должно было быть такой возможности.