Спочатку МОН тихо скасував свій наказ, який був чинним 13 років — «Про затвердження примірного положення про батьківські комітети (ради)», а тоді мусив голосно пояснювати, що він не це мав на увазі. Тобто живемо, як і раніше. Користуємося наявними напрацюваннями, аж доки в новому законі не буде «деталізовано порядок створення органу батьківського самоврядування та його відносин і взаємодії зі школою та її засновником». Гаразд. А що ж тоді спонукало МОН ухвалити таке дивне рішення?

Раціональне пояснення існує.

Історія питання

За радянських часів батьківські комітети були радше формальністю. Держава мала монополію та чітку візію в питаннях освіти, і якісь там батьки до цього не мали жодного стосунку. Батьки звикли, що держава сама займається освітою їхніх дітей, і особливо в цей процес не лізли. У ті напівміфічні часи поборів фактично не було: подарунки вчителям учні робити своїми руками, навіть квіти не скрізь купували. Формально вони існували, бо як би інакше заступник директора з виховної роботи міг написати протокол, що «за рішенням батьківського комітету виділено кошти до Нового року»? Згадані кошти виділяла сільрада — на звернення цього самого заступника директора чи просто за звичкою. Ніхто цих протоколів не читав, вони існували тільки як побічний продукт радянської бюрократії.

Реальна влада почала переходити до батьківських комітетів орієнтовно з 1993 року. Тоді батьки побачили, що або доведеться взяти ситуацію у власні руки, або змиритися з тим, що їхні діти недоотримають у школі чогось важливого. Відтоді школа ввійшла у смак, і тепер, коли штори вже стали мемом («якщо на всі гроші, які батьки здали на штори, купити штори, то можна буде пошити чохол на всю школу, і ще залишиться на штори»), батьки почали замислюватися і бунтувати. З одного боку, апетити в сучасних учителів зростають разом із науковим прогресом: то потрібна інтерактивна дошка із проектором, без яких навчальний процес уже не той; то перша вчителька на випуск захотіла плазмовий телевізор як прощальний подарунок… З іншого — батькам якось не дуже приємно, що їх розглядають виключно як «козла, який за все заплатить». Якщо ми скинулися на всі ці штори, чому школа за замовчуванням сама приймає всі рішення щодо наших дітей, лише ставлячи нас до відома, а часто навіть не впускаючи до кінця уроків?

Ось цими питаннями і мали би займатися батьківські комітети.

Справжні.

Батьки як основні спонсори школи

Якщо мислити лінійно, потреби школи — це 100%, 20% із яких покриває державний бюджет, 50 — місцевий і 30 — батьки. (Не треба відразу вимагати пруфів — ці цифри не мають жодного стосунку до реальності, вони покликані лише проілюструвати думку.) І якщо держава почне покривати 50% або місцевий бюджет розщедриться до 70%, батьки можуть перестати здавати гроші. Але практика показує зовсім інше.

Тепер із реальними цифрами. У кількох містах — мінімум у Києві та Львові — школам прямо заборонили збивати гроші з батьків. Київ почав витрачати на освіту третину свого бюджету. Дуже багато коштів було спрямовано саме на капітальні видатки, вже два роки досить серйозні кошти виділено окремою статтею на те, що називається «дріб’язок» — побутові потреби: від 100 до 150 тисяч гривень було витрачено за цією статтею на кожний навчальний заклад (ці кошти розподіляли райони). Батьківські комітети збирають гроші насамперед на ці речі: мило, мийні засоби, папір, туалетний папір, картриджі, віники тощо. І те, що вже два роки ця стаття певним чином закрита, на батьків якось не дуже вплинуло.

Звичайно, рік-два нормальних асигнувань на освіту не може повністю вдосконалити матеріально-технічну, лабораторну, науково-практичну базу для здійснення навчального процесу. Занадто довго тривав процес руйнації і задалеко зайшов. Але чому батьки здають гроші з такою самою силою, що й раніше, тільки з поправкою на інфляцію? Кияни не дадуть збрехати: уже і прямо заборонили здавати гроші, і «гарячі телефони» на сайті КМДА повісили, щоб туди можна було звертатися, якщо у школі з вас гроші таки вимагають, але кожні батьківські збори — це як не новий додатковий підручник, то день народження директора…

«Батьківські комітети дуже часто, навіть не поцікавившись ситуацією із дріб’язком, за інерцією — з апетитами, які, на мій погляд, дедалі зростають — продовжують процес примусового збору коштів із батьків, — визнає Тетяна Шкурова, заступниця директора Департаменту освіти і науки, молоді та спорту Києва. — Тому я хотіла би звернутися не так до працівників освіти, як до батьків: ми маємо усвідомити, що йдеться про навчальні заклади комунальної власності територіальної громади м. Києва, на чиє функціонування виділяються кошти з державного бюджету (це субвенція на оплату праці освітян), а також із бюджету міста на покриття всіх витрат. Вони не є досконалими, але і межі досконалості немає. Тому треба якусь межу для себе встановити. Наприклад, у нас немає забезпечення охорони — і батьки спільно з навчальними закладами укладають тристоронні угоди з охоронними фірмами. Однак якщо йдеться про нагальні потреби, зрозумілі батькам, і при цьому незначна вартість та повна прозорість — гадаю, ніхто би не заперечував проти такої благодійності. Але якщо ми подивимося, на які потреби збираються кошти… Я вам прокоментую одне звернення. Новорічні свята, які всі намагаються зробити у школі цікавими для своїх дітей, зараз також поставлено на рейки культурно-бізнесового проекту. На День святого Миколая запрошується аніматор — це у прейскуранті однієї школи 2000 гривень, плюс 2400 гривень на подарунки дітям і 2000 на солодкий стіл — саме стільки мають витратити батьки 23 дітей одного 3-го класу на одне свято. Що це таке? Школа — це простір, де мають розвиватися творчі здібності дітей. І якщо це свято святого Миколая, до чого тут аніматор? Це має бути або учень цієї школи, якщо йдеться про загальношкільне свято, або якийсь хлопчик із цього 3-го класу, який і буде святим Миколаєм, і сценарій нехай вони напишуть — тоді є розвиток творчих здібностей у дітей, і грошей за це не потрібно. Ви розумієте, на що зміщується увага і бажання зробити якнайкраще для своїх дітей? А якщо батьки хочуть зробити солодкий стіл, нехай хтось один спече печиво, інший купить тістечка, а хтось не принесе нічого — і нічого страшного! Або вони поділяться: одні батьки приносять на це свято, інші — на інше».

А тепер про те, до чого тут податкова

«Сферичний кінь у вакуумі» мав би виглядати так. Усі батьки класу одностайно вирішили купити слоненя в живий куточок. Вони розділили вартість слоненяти на рівні частини мінус пільги для багатодітних родин та дітей учасників АТО і пішли до зоомагазину. Там, вибравши слоненя, яке всіх влаштовувало, кожен дістав із гаманця свою частину загальної вартості й поклав на прилавок. А потім таким чином оплатили ще й упаковку і доставку. (Щоправда, достатньо одного батька, який забажає розрахуватися карткою, аби поламати всю цю ідилію, але то вже таке.)

Зрозуміло, що ніхто так не робитиме. Тому батьківські комітети беруть на себе клопіт представляти всіх батьків класу/школи. Справа шляхетна — це вам скаже будь-хто, хто бодай раз ходив у зоомагазин по слоненя. Або в гіпермаркет по новорічні подарунки. Або куди завгодно з місією вибрати і купити всім так, щоб вони були задоволені.

Тут є одне «але». Де готівка, там корупція. Звичайно, ви можете домовитися із приятелем про якусь спільну покупку і просто дати на неї свою частку грошей — це ваша особиста справа. Але коли йдеться не про приятеля, а про людину, яка мотивує своє право розпоряджатися вашими коштами тим, що вона є головою батьківського комітету? Тут уже зовсім інший тариф…

Цікаво, що батьківські комітети взагалі не мають чітко визначеного статусу. Це залишає просто колосальний простір для маневру. Але, з іншого боку, членів батьківських комітетів нічого не захищає, оскільки їхню діяльність нічого і не регламентує, а з погляду чинного законодавства їхня діяльність — одне суцільне порушення. Нема жодного легального механізму прийому готівки головою батьківського комітету — хіба що зареєструвати ГО, щоб мати право підписувати чеки і/або відкрити рахунок, на який батьки зможуть скидати свої благодійні внески. Тут усе зрозуміло — можна забезпечити прозору звітність і дотримання законів. (Батькам залишиться тільки найняти бухгалтера для ведення фінансової звітності…) Можна сказати, боротьба з корупцією в самому зародку.

Упс!

Боротьба з корупцією + ГО = подання електронної декларації. Тому що «також під дію закону потрапляють громадські організації, які у своєму статуті не мають положення про антикорупційну діяльність, однак протягом своєї роботи над проектами вчиняли заходи щодо боротьби із корупцією у своїй сфері». Це позиція НАЗК. Ви знаєте багато охочих ускладнити собі життя поданням електронних декларацій?

Та що ж воно таке…

Закон є закон

МОН «скасував батьківські комітети», тому що йому це порадили розумні юристи. Адже «Про затвердження примірного положення про батьківські комітети (ради)» ні до чого не кріпилося — як уже було сказано вище, така спроба одним папірцем легалізувати батьківські комітети була спробою підмінити закон «Про об’єднання громадян». Виникла правова колізія, яку рано чи пізно мали помітити й усунути.

А тим часом набув чинності новий закон «Про освіту». У його тексті батьків згадано 42 рази і визнано учасниками навчального процесу (ура-ура-ура!). Крім усього іншого, цей документ дозволяє батькам брати участь не лише у фінансуванні школи, а й у розробці індивідуальної програми розвитку дитини та/або індивідуального навчального плану, та й узагалі «як безпосередньо, так і через органи громадського самоврядування колективно вирішувати питання організації та забезпечення освітнього процесу в закладі освіти, захисту їхніх прав та інтересів, організації дозвілля та оздоровлення, брати участь у громадському нагляді (контролі) та в управлінні закладом освіти у межах повноважень, визначених законом та установчими документами закладу освіти». Є сенс створювати батьківські комітети, правда?

Однак закон, як сам МОН попередив, рамковий. Тому очевидно, що до того, як він «обросте м’ясом» і стане зрозуміло, як саме його виконувати, залишатиметься… е-е-е… певна свобода його трактувань. Тільки, як цинічно заявило одне інсайдерське джерело, «смажити вас прийде не МОН, а податкова. Чим відмахаєтесь?».

Чесно кажучи, в цьому місці мав бути рецепт виходу із ситуації, але його нема. Поки що незрозуміло, що небезпечніше — легалізувати батьківський комітет, створивши ГО, чи перейти на підпільне становище. Одне точно тішить: країна у нас велика, а силові органи неповороткі.

Може, якось і перекрутимося до того часу, як МОН щось придумає…

Головне відкриття Рейтингу маніпуляторів та брехунів у лютому 2018 року – Олег Тягнибок, лідер партії «Свобода». Згідно з даними VoxCheck, майже половина його висловлювань, які містили фактаж, були правдивими. Порівняно з іншими політиками – це  третій за правдивістю результат.

Водночас в рейтинг досі не потрапили Арсеній Яценюк, Андрій Садовий та Святослав Вакарчук. Всі вони говорили надто мало фактологічних тверджень у лютому. Загалом за місяць VoxCheck перевірив 278 висловлювань політиків.

Фактчек-несподіванка лютого

Один з лідерів українських націоналістів вперше потрапив у рейтинг і відразу посів третє місце за правдивістю. За відсотком правди у висловлюваннях він майже наздогнав президента - 44% проти 54% Порошенка.

pravdoruby brehuny 4c038

Риторика Тягнибока має багато спільного з риторикою таких представників опозиції як Вадим Рабинович та Юлія Тимошенко. Політик критикує владу (72% негативних висловлювань) та говорить емоційно (78% цитат). Але на відміну від інших Тягнибок не маніпулює. Хоч у половині випадків перебільшує або говорить неправду.

Однією з улюблених тем Тягнибока у лютому була зовнішня торгівля. За місяць він кілька разів згадав про збільшення товарообігу між Україною та РФ, хоча й іноді плутав товарообіг з імпортом (перше – це імпорт плюс експорт) – як у цитаті нижче.

Перебільшення

«В минулому році зріс товарообіг між Україною та Російською Федерацією на 37%. При теперішній ситуації цього робити не можна» (Олег Тягнибок)

Імпорт товарів з РФ у 2017 році зріс на 37%, але товарообіг – на 27,4% – до $11 млрд.

Інші правдоруби лютого

Незмінний лідер рейтингу за обсягом правди – прем’єр Володимир Гройсман. У лютому чиновник перевершив сам себе – 88% правди у висловлюваннях (проти звичайних 60-70%). У принципі, щоб посунути його з позиції головного правдоруба, треба просто констатувати позитивні події – можна навіть не надто важливі.

Топ-тема у промовах Гройсмана за лютий – сільське господарство (8 висловлювань).

Перебільшення

«[Аграрний сектор] формує майже п’яту частину всієї продукції, яка виробляється Україною». (Володимир Гройсман)

В третьому кварталі 2017 року агросектор і справді формував близько 17% ВВП. Але в третьому кварталі йде збір урожаю, тому правильно розглядати результати року, яких на момент коли Гройсман говорив ще не було. Наприклад в 2016 році агросектор формував 13,8% ВВП, а не п'яту частину, а за результати 2017 році – близько 10%.

Прем'єр кілька разів наголошував на підтримці фермерів. Причому 11 з його 57 цитат починалися із займенника «ми» (тобто уряд): «ми прийняли», «ми передбачили», «ми маємо». Так він підкреслював здобутки Кабміну.

На другому місці у рейтингу правдорубів – Петро Порошенко. Порівняно з січневим моніторингом обсяг правди у його висловлюваннях практично не змінився: близько 54%. Президент почав менше перебільшувати, але більше брехав та маніпулював. Його улюбленими темами цього місяця стали зовнішня торгівля, інвестиції, безвіз та деолігархізація.

Неправда

«Те, що в рази збільшився зведений бюджет держави – звідки ці кошти взялися? З повітря? Чи за рахунок того, що нарешті в Україні олігархи почали платити податки, які вони раніше не платили?» (Петро Порошенко)

За 2014-2017 роки податкові надходження зросли в 2,2 рази. Але основною причиною стала не детінізація, а інфляція, яка за цей період склала 129%. Крім того, на доходи зведеного бюджету суттєво вплинули нові ставки ПДФО, акцизу та рентних платежів і покращення фінансового стану держпідприємств.

Маніпулятори та брехуни

Цього разу у топ-3 найменш правдивих опинилися ті ж самі політики, які були лідерами першого рейтингу VoxCheck, який вийшов у грудні 2017 року: Юлія Тимошенко («Батьківщина»), Вадим Рабинович («За життя») та Юрій Бойко («Опозиційний блок»). Єдине, що Бойко тепер на першому місці, а Тимошенко суттєво  на третьому.

Порівняно з січневим рейтингом Бойко став трохи правдивішим: 7,5% у лютому проти 6% у січні. Але й відсоток маніпуляцій в його висловлюваннях збільшився майже вдвічі: з 29% до 55%. Результат - перше місце за відсотком неправдивих висловлювань.

Ось один з прикладів (мова оригіналу збережена):

Маніпуляція

«Курс доллара был 8 грн за доллар, а сейчас 29. Поэтому обесценивание национальной валюты – это прямая заслуга сегодняшней власти». (Юрій Бойко)

Насправді для знецінення гривні були суто економічні причини.

У 2013-2015 рр. експорт з України впав майже вдвічі – з $82 млрд до $48 млрд: як через війну, так й через падіння цін на основні експортні товари України – зерно та метал.

При цьому резерви Нацбанку впали аж до $5,6 млрд у лютому 2015 року (коли курс долару доходив до 35-40 UAH/USD на готівковому ринку).

Тоді регулятор майже не виходив на ринок і не міг впливати на значні коливання курсу просто через брак валюти.

Викуп доларів населенням ще більше скорочував доступність валюти.

На другому місці з найменш правдивих знову Вадим Рабинович. У лютому його показник правдивості зріс з 3% до 10%. Але порівняно з іншими політиками у нього найвищий відсоток маніпуляцій. Наприклад, в ефірі Прямого каналу Рабинович казав таке:

Маніпуляція

«В прошлом году МВФ дал нам $1 млрд, а забрал у нас $1,3 млрд. За все это мы вырубали леса, убивали своих пенсионеров, медицину и т.д» (Вадим Рабинович)

Дані правильні, але таке відчуття, що Рабинович пропонує Україні не платити по боргах. До того ж, серед умов МВФ немає вирубки лісів чи вбивства пенсіонерів та медицини. Умови МВФ – реформи, і якби Україна проводила їх самостійно, гроші фонду давно були б непотрібні, бо економіка була б у значно кращому стані.

Замикає трійку найбільш неправдивих політиків Юлія Тимошенко. Вона не потрапила у попередній рейтинг, адже майже весь січень практично ніде не виступала. Цього місяця VoxCheck проаналізував 14 висловлювань Тимошенко (саме стільки вдалося знайти цитат, придатних для фактчеку). З них 20% були правдивими, решта – маніпуляції та неправда.

Неправда

«За останні 4 роки в 14,5 разів в гривнях збільшився державний і гарантований державою борг» (Юлія Тимошенко)

Згідно з офіційною статистикою, держборг зріс з 585 млрд грн в 2013 році до 2,1 трлн грн у 2018 (за відповідним курсом гривні). Це зростання менше, ніж у 4 рази і точно не в 14,5. Звідки ця шалена цифра?

Слова Тимошенко перевірив Майкл Щур, ведучий однойменного гумористичного шоу. Коли Тимошенко казала це на ефірі NewsOne, вона тримала у руках листочок. Так от на ньому ясно вказано, що це було зростання держборгу з 2008 року – коли Тимошенко очолювала уряд.

Про що розповідали Гриценко, Саакашвілі та Ляшко

На четвертому місці у рейтингу правдорубів – Анатолій Гриценко, екс-міністр оборони та лідер партії «Громадянська позиція». Порівняно з січневим моніторингом обсяг правди у його висловлюваннях практично не змінився: близько 40%.

Він і далі продовжує говорити про оклади військовим та фінансування армії, але до цих тем додалися ще вибори: політик розповідав, звідки йшли гроші на його президентську кампанію в 2014 році та про політичні рейтинги суперників (переважно говорив правдиво). Щоправда, у лютому фактчекери констатували більше випадків брехні у його промовах, ніж маніпуляцій – тоді як раніше було навпаки.

Ось приклад неправдивого твердження від Гриценка:

Перебільшення

«Україна брала участь в усіх – підкреслюю – в усіх воєнних операціях НАТО». (Анатолій Гриценко)

Насправді Україна брала участь в основних операціях та місіях Альянсу, проте не у всіх – наприклад, не брала в операціях НАТО в Лівії чи Македонії.

Міхеїл Саакашвілі у лютому в основному концентрувався на економічних питаннях. Щоправда, говорити про економіку фахово йому досить складно. Наприклад, в одному зі своїх дописів Саакашвілі написав:

Неправда

«Всього за 1 рік держборг України зріс на 34%! = 20 млрд. у.о. = розмір усіх золотовалютних запасів Нацбанку» (Міхеїл Саакашвілі)

Насправді держборг за рік зріс на $5 млрд або 7% (з $71,2 млрд до $76,1 млрд).

В свою чергу Олег Ляшко більше говорив про високі тарифи та субсидії для населення. Але, як і Саакашвілі, не розібрався, як правильно трактувати дані.

Неправда

«Дані Держстату показують, що дуже зросла кількість неплатежів за комунальні послуги» (Олег Ляшко)

Тоді як в реальності відсоток несплати населенням комунальних послуг зменшився.

Повну базу висловлювань політиків, перевірених VoxCheck у лютому, можна подивитися за посиланням.

*Автори проекту – Максим Скубенко, Яр Батог, Світлана Сліпченко, Олексій Крименюк, Юлія Жага, Софія Денисенко, Анастасія Руссу, Ксенія Омельченко, Марта Кобринович, Олена Стратій, Софія Коваленко, Вікторія Вишнівська, Ольга Павлюк, Олена Шкарпова

* * *

Як ми рахували

У першому Рейтингу маніпуляторів та брехунів VoxCheck слідкував за 20 політиками протягом двох місяців 2017 року. Тоді у рейтинг увійшли політики, які за нашою думкою та розрахунками були найвпливовішими в Україні.

У наступні місяці проект калібрував методику. Ми сфокусувались на найбільш популярних серед населення політиках - за даними соціологічних опитувань КМІС, Демократичні ініціативи та групи Рейтинг. VoxCheck також опитав чотирьох політологів на предмет найбільш та найменш впливових політиків на даний час.

До списку політиків, яких у лютому моніторив VoxCheck, увійшли 12 політиків. Олександр Вілкул вибув як другий у списку представник партії Опозиційний блок, тоді Юрій Бойко залишився - на сьогодні це один кандидатів, за яких готові проголосувати українці.

У щомісячний рейтинг потрапляють тільки ті політики, які за місяць сказали більше 10 висловлювань, що було можливим перевірити за публічними даними.

1.Петро Порошенко

2.Володимир Гройсман

3.Анатолій Гриценко

4.Олег Ляшко

5.Міхеїл Саакашвілі

6.Юрій Бойко

7.Вадим Рабінович

8.Святослав Вакарчук

9.Андрій Садовий

10.Олег Тягнибок

11.Арсеній Яценюк

12.Юлія Тимошенко

У майбутньому список політиків може змінюватися.

2 апреля Окружной административный суд Киева снял с рассмотрения дело о запрете деятельности Партии регионов. Как сообщает пресс-служба суда, в иске общественной организации «Всеукраинское бюро расследований» содержится просьба признать противоправным бездействие Министерства юстиции по данному вопросу. Кроме того, истец просил обязать Минюст через суд запретить деятельности на территории Украины Партии регионов (ПР) и отменить её государственную регистрацию.

По данным Единого реестра общественных формирований, на руководящих должностях ПР в настоящий момент числятся четыре человека. Секретарём президиума политсовета партии является Игорь Чичасов. Из декларации, которую он подал в Национальное агентство по предотвращению коррупции, следует, что по состоянию на февраль 2018 года он состоял помощником-консультантом народного депутата Алексея Билого (Оппозиционный блок). В Верховной Раде IV созыва Чичасов был помощником народного депутата Андрея Клюева. А Билый в своё время служил заместителем председателя Донецкой областной государственной администрации Виктора Януковича. С 2002-го по 2006 год являлся генеральным директором металлургического комбината «Азовсталь».

Членом политсовета и президиума ПР указан Евгений Демидко, сын покойного функционера партии Владимира Демидко. Ещё два члена политсовета — Ирина Титаренко, бывшая сотрудница организационно-кадрового отдела аппарата Донецкой областной организации ПР, и Алла Ивойлова — помощник народного депутата Бориса Колесникова в Верховной Раде VI созыва, руководитель пресс-службы Ровенской облорганизации ПР.

Какая-либо новая информации о деятельности Партии регионов отсутствует. Страница официального сайта не открывается, хотя ещё три года назад на нём вёлся обратный отсчёт времени до запуска новой версии. Со старой страницы идёт переадресация на информационный ресурс, на котором в хаотичном порядке собраны новости из РФ.

Кто куда

В сентябре 2014 года, за месяц до внеочередных парламентских выборов, Борис Колесников, возглавлявший на тот момент ПР, заявил, что партия на выборы не пойдёт. Более того, не будет объединяться с другими политическими силами, но выдвинет своих кандидатов на мажоритарных округах.

«Я не знаю, как Пётр Порошенко и Борис Колесников нашли общий язык, какие аргументы и рычаги давления применялись, чтобы Партия регионов на выборы не пошла. Тогда в обществе были главные запросы, чтобы не допустить на выборы коммунистов и регионалов. Как вы помните, с Компартией решили через суд. А как договорились по ПР, до сих пор неизвестно. Это стало сильным стрессом, уже были сформированы списки, кандидаты спокойно ждали дня голосования, а тут пришлось в срочном порядке искать варианты прохождения в Раду. Тогда Лёвочкин и Бойко, по сути, в последний день создали проект Оппозиционного блока, — рассказывает Фокусу один из бывших членов ПР, близких к её руководству.

Министерство юстиции выдало Оппозиционному блоку свидетельство о регистрации 181-п.п. от 23.04. 2010 года. Ранее под этими реквизитами была зарегистрирована партия «Троещина», которая позже переименовалась в «Закон и порядок», но никакой деятельности не вела. По итогам выборов 2014 года Оппоблок провёл по партийным спискам в Раду 27 народных депутатов, а ещё двое прошли по одномандатным округам. Более 60 бывших регионалов были избраны в Верховную Раду VIII созыва по мажоритарным округам, как самовыдвиженцы.

Весной 2015 года деятельность Партии регионов решили «заморозить» до лучших времен, а в мае 2016-го Борис Колесников был избран сопредседателем партии «Оппозиционный блок». Вторым сопредседателем стал Юрий Бойко. В руководящие органы вошли народные депутаты, члены парламентской фракции Оппоблока Юрий Воропаев, Вадим Новинский, Сергей Ларин, Сергей Лёвочкин, Алексей Билый, Александр Долженков, Наталья Королевская, Дмитрий Шпенов, Михаил Папиев.

Корзины с яйцами

Очевидно, что Оппоблок как проект не сможет одновременно удовлетворить политические амбиции Колесникова, Лёвочкина, Новинского. В команде Колесникова сейчас решают, как идти на выборы, — возможно, будет воскрешена ПР, создан другой проект или сделают ставку на одномандатные округа.

«Посмотрите, на согласительном совете 2 апреля сопредседатель фракции Юрий Бойко впервые сделал заявление о необходимой ясности по избирательному кодексу, раньше об этом никто не говорил. Думаю, что они хотят понять, по каким правилам пройдут следующие выборы», — рассказывает Фокусу один из членов парламентской фракции Оппоблока, просивший не называть его имени.

О расколе в Оппоблоке говорят давно. В 2016 году народный депутат Евгений Мураев вышел из парламентской фракции и возглавил партию «За життя» — такое новое название получила бывшая партия Всеукраинское объединение «Центр» (основатели — Андрей Деркач и Вадим Рабинович). Бывший председатель «Центра» Виктор Головко возглавил секретариат «За життя».

Осенью 2017 Новинский заявил о планах по созданию оппозиционной платформы во фракции Оппоблока.

29 марта текущего года пресс-служба народного депутата Вадима Новинского сообщила о создании общественного движения «Партия мира».

«Я верю, что наша инициатива найдёт отклик в сердцах миллионов. Верю, что мир станет реальностью, а «Партия мира» поставит точку в вакханалии мракобесия, охоты на ведьм, лжи, ненависти и низкопробной пропаганды, которыми власть кормит народ на протяжении четырёх лет», — приводит слова Новинского его пресс-служба.

В мае 2012 года президент Виктор Янукович подписал указ о предоставлении Вадиму Новинскому гражданства Украины «как лицу, имеющему выдающиеся заслуги перед Украиной». На промежуточных выборах в парламент он был избран по одномандатному округу №224 в Крыму, вместо Павла Лебедева, назначенного министром обороны в правительстве Николая Азарова. В Верховную Раду VIII созыва Новинский прошёл по списку Оппозиционного блока, в котором занимал 11-е место.

Согласно реестру общественных объединений Минюста, «Партия мира» зарегистрирована 2 февраля 2018 года. Её директором значится Максим Гольдарб. Он же вместе с Яковом Гольдарбом и Матвеем Холошиным являются основателями общественной организации. Максим Гольдарб с 2000 года занимал должности в прокуратурах Донецка и Донецкой области, а также в Киеве. После прихода Лебедева в Минобороны получил должность директора департамента внутреннего аудита и финансового контроля министерства. В 2014 году создал общественную организацию «Публичный аудит», в которой Холошин числится как один из экспертов. Яков Гольдарб — директор адвокатского объединения «Гольдарб. Эдвайс».

15 февраля 2018 года народный депутат Михаил Добкин сообщил о создании партии «Христианские социалисты». Политсила была зарегистрирована 14 марта 2016 года, свидетельство № 372-п.п. Согласно данным Минюста, её председателем является депутат Харьковского областного совета Артур Мартин. Ранее под этим свидетельством была записана партия «Блок местных общин» (председатель — Юлия Подолюх).

Созданная под выборы 2014 года Партия развития Украины, которую связывают с Сергеем Лёвочкиным, прекратила свою активность сразу после дня голосования. Партийный сайт не обновляется с сентября 2014 года. Председатель исполнительного комитета Сергей Ларин, согласно реестру Минюста, является сопредседателем политисполкома Оппоблока. Согласно тому же реестру, Лёвочкин является создателем общественной организации «Институт общественных исследований «Новая Украина». В реестре есть общественная организация «Новая Украина», её председателем значится бывший народный депутат от Партии регионов Валерий Коновалюк. В мае 2017-го на официальной странице политика на Facebook появился анонс предстоящего съезда. После этого страница не обновлялась.

Бывшие в разные времена членами парламентской фракции ПР Антон Киссе, Сергей Кальцев, Александр Фельдман являются сопредседателями партии «Наш край». Партии принадлежит свидетельство 198-п.п от 23.08.2011, под которым ранее значилась «Блоковая партия».

Бывший регионал, а сегодня сопредседатель самой крупной депутатской группы в Верховной Раде VIII созыва — «Відродження» Виктор Бондарь возглавляет одноимённую политическую партию. Партия зарегистрирована в 2004 году, первым председателем был ныне покойный Георгий Кирпа.

21 марта в Верховной Раде проходило голосование по законопроекту о присоединении Украины к Гаагской конвенции о защите прав детей и международном сотрудничестве в сфере усыновления (№0166 от 10.10.2017 г.).

Начиная с 2001 г., подобные законопроекты выносились на рассмотрение парламента уже шесть раз. Итог был один — не принято. Не стала исключением и нынешняя, седьмая попытка, что, в принципе, неудивительно — законопроект был вынесен в полупустой и абсолютно неподготовленный зал.

Речи с трибуны подавляющего большинства депутатов, выступавших как «за», так и «против» Конвенции, поражали своей эмоциональностью и дремучим невежеством в отношении обсуждаемых вопросов. Так, у ее защитников едва ли не главным аргументом звучало то, что Конвенцию не приняла Россия, которой на мозги давят «скрепы». Противников же больше всего пугал миф о том, что в результате украинских детей смогут усыновлять однополые иностранные пары. На самом деле эти вопросы определяются внутренним законодательством страны, отдающей своих детей на международное усыновление.

Апогеем мифотворчества стали заголовки в СМИ — «Рада отказалась упростить усыновление украинских детей иностранцами». Хотя Гаагская конвенция не имеет никакого отношения ни к упрощению, ни к усложнению процедуры усыновления. В ней идет речь об ином порядке хождения информации о ребенке, а также о профессиональном сопровождении процесса международного усыновления на стадиях до и после. Сегодня иностранцы могут усыновлять украинских детей с 5 лет, если к этому времени не произошло национальное усыновление. До 5 лет — только детей с заболеваниями, согласно списку, утвержденному приказом Минздрава.

В свое время я много писала о Гаагской конвенции по усыновлению детей. И на сегодняшний день не являюсь этакой ее противницей. Если уж Украина когда-то решила сохранять гражданство покинувших ее пределы детей до 18 лет, то обязана обеспечить и полноценный контроль над тем, как складывается их судьба на территории новой родины. Вопрос недостаточности такого контроля со стороны консульских служб Украины встает из года в год.

Однако Гаагская конвенция — не панацея. И она далеко не на верхних позициях списка важнейших украинских проблем, требующих немедленного решения. Для начала стоило бы навести порядок в приоритетном, национальном усыновлении, в процессе которого сегодня на всех уровнях есть очень большие проблемы, создающие искусственные препоны как в осуществлении права ребенка на семью, так и в желании потенциальных родителей это право обеспечить. И уже не раз за последнее время мне приходилось слышать цифры в национальном усыновлении — от 300 до 12 тыс. долл.

«С системой бороться сложно»

Три года назад эта пара потеряла единственного, уже взрослого сына. Они долго думали, прежде чем решиться на усыновление. Самым простым оказалось собрать необходимый пакет документов. А дальше — почти пять месяцев поисков, которые пока так и не увенчались успехом. «Я теряю надежду найти ребенка, — говорит женщина. — При том, что у нас с мужем нет каких-то запредельных требований. Мы ищем девочку в возрасте до 8 лет без серьезных заболеваний, с которыми не смогли бы справиться. Были готовы даже на то, что у нее окажется сестра или брат. Но все грустно. Детей нет. Ты можешь сорваться за 500 км, чтобы узнать, что диагноз в анкете не соответствует действительности, и при этом у ребенка есть масса асоциальных родственников, с которыми он хочет общаться.

Понимаю, что в системе все не так просто. Между собой кандидаты говорят о суммах за усыновление в 10 тыс. долл. Однако напрямую денег никто ни у кого не просил. Такое впечатление складывается, когда видишь, что детей придерживают, не дают направление, а потом вдруг заявляют, что направление на них уже выдано другим людям.

Много детей в приемных семьях и ДДСТ. Но родители-воспитатели категорически препятствуют знакомству с ними и сами не усыновляют. Многие усыновители так мучаются, а потом совсем бросают поиски. С системой бороться тяжело...».

Еще одна пара продвинулась в поисках чуть дальше и готова была забрать в свой дом двойню в возрасте 1,4 года. Но на месте выяснилось, что девочка здорова, а вот у мальчика  есть подозрения на поражение головного мозга и, как следствие, умственную отсталость. Точный диагноз, по словам специалистов, можно будет поставить только после того, как ребенку исполнится три года. Служба по делам детей готова была пойти на разделение детей, но главврач не разрешила, заявив, что у мальчика еще есть перспективы развития. Врач, с которым консультировалась пара, в этом сомневается. И здесь вопрос без ответа: справедливо ли лишать одного из детей (которые и так уже разделены, хотя пока находятся в одном учреждении) шанса на обретение новой семьи? Есть, правда, предположение, что главврач рассчитывает на международных усыновителей. В их поле зрения дети попадут через год. Диагноз мальчика — в списке Минздрава на усыновление до 5 лет.

Болевые точки национального усыновления-2017

О том, какие проблемы обострились в процессе национального усыновления за четыре военных года, я говорила с руководителем секретариата межфракционного депутатского объединения «Защита прав ребенка» Людмилой Волынец и национальным программным директором «СОС Детские деревни Украина» Дарьей Касьяновой. Эксперты в сфере защиты прав детей помогли нам вычленить наиболее болезненные проблемы последнего времени.

Проблема 1. Статус лишенных родительской опеки сегодня получает критически малое количество детей из тех, кто реально нуждается в поддержке государства. 90% из более 100 тыс. детей, находящихся в интернатных учреждениях, такого статуса, означающего, что их можно усыновить, не имеют. В 70% случаев они получают его на основании судебных решений. Но поскольку судебная ветвь власти сегодня находится в параличе, дела о лишении родительских прав рассматриваются по остаточному принципу.

Центры социально-психологической реабилитации (ЦСПР) в настоящее время заполнены на 150%. Около 20% исков, подаваемых органами опеки и попечительства в суд на лишение родительских прав, не удовлетворяются. Ребенка изымают из семьи, девять месяцев держат в ЦСПР, после чего суд отказывает в лишении родительских прав, предлагая еще поработать с родителями. Если ребенка хоть как-то возможно вернуть в биологическую семью, некоторые службы это делают. Большинство же пускают ребенка по кругу. Если ЦСПР в области только один, его отправляют в детское санаторное учреждение, например, в противотуберкулезное, где ребенок находится девять месяцев, а потом еще на девять месяцев возвращается в ЦСПР. Все это время продолжается борьба с судом, чтобы он все-таки лишил прав опасных родителей. В областях, где ЦСПРов несколько, дети кочуют из одного в другой по кругу, потому что возвращать детей в их семьи опасно.

Это новое явление, имеющее свои причины в военном и в мирных регионах, главная из которых в том, что после нескольких дел, проигранных Украиной в ЕСПЧ, по судам прошло негласное указание уменьшать количество лишений родительских прав.

Часто сами службы по делам детей не подают вовремя заявления на лишение родительских прав, потому что недоукомлектованы и отвлекаются на различные малопродуктивные программы, такие как наставничество (в прошлом году не заключен ни один договор) и патронат (26 таких семей на всю страну).

В конечном итоге все это, к сожалению, приводит к тому, что дети фактически находятся не в семье, но их родители не лишены родительских прав, а потому усыновлению они не подлежат. Несвоевременное предоставление детям статуса искусственно формирует дефицит для желающих их усыновить. При этом усыновительные настроения украинцев скорее возросли: до войны, когда в Украине проживало 48 млн чел., и сейчас, когда их осталось 42 млн, усыновить ребенка неизменно желали 1800 чел. Это естественный отклик людей на войну и на специфическую пропаганду деинституализации, когда бесконечно говорится о том, что детям плохо в интернатах, но при этом не говорится о том, чем их заменить.

Проблема 2 —поиск детей. По состоянию на 2007 г. в 100 из 450 районов Украины были интернаты, из которых происходило усыновление. Традиционно наибольшее количество детей, подлежащих усыновлению, находится в Донецкой и Луганской областях или в приближенных регионах — Запорожской, Днепропетровской и др. областях. Есть и определенное районирование кандидатов в усыновители: в одних областях их много, в других — мало; есть районы, в которых за последние семь-восемь лет не было ни одного кандидата. Однако такой картографией, на основании которой можно было бы планировать какие-то виды активности, в том числе поддержку кандидатов в усыновители, никто в стране не занимается.

Сегодня в Украине есть четыре основные базы детей, подлежащих усыновлению (Сиротству.нет, Магнолия ТВ, Минсоцполитики, «Зміни одне життя»), а также достаточно крупные региональные. Но усыновители часто жалуются, что информация, находящаяся на сайтах, либо устарела, либо дети находятся в приемных семьях и ДДСТ.

Отсюда проблема 3, которая в 2017 г. была самой острой для усыновителей, находившихся в поиске. В октябре 2016 г. были приняты изменения в постановления Кабмина о приемных семьях и ДДСТ. Теперь, если приемные родители не содействуют кандидатам в усыновители, их семьи могут быть расформированы. Неотработанная процедура приводит к слезам со всех сторон.

Часто усыновители сами не готовы к тому, чтобы идти в другую семью и забирать оттуда детей. Когда они все же на это решаются, начинается конфликт в открытой форме. Приемный родитель не в состоянии качественно подготовить к приходу кандидатов в усыновители ни себя, ни ребенка, ни других детей, которым нужно объяснить, почему чужие люди приходят к ним в дом устанавливать контакт. К сожалению, службы по делам детей не получили ни одного разъяснения, как это правильно делать. С этим связано много скандалов и травмирующих событий, в том числе для детей. Хотя за прошлый год из приемных семей и ДДСТ было усыновлено всего 48 детей, конфликтного потенциала хватит на тысячу.

Проблема 4 не нова — интернаты не хотят отдавать детей. По мнению их сотрудников, дети в семью не стремятся. Это уже традиционная тема — «защита» детей от национального усыновления и придерживание их для международного.

В связи с тем, что маленьких детей нет, украинцы стали усыновлять детей более старшего возраста — 8–9 лет. И все равно это происходит тяжело. Службы по делам детей, в присутствии которых в интернатных учреждениях должен состояться контакт между ребенком и кандидатом в усыновители, во многих случаях выполняют эту функцию недобросовестно, контакт устанавливать не помогают.

Проблема 5 — отсутствие подготовки усыновителей. Хотя соответствующая программа разработана и апробирована еще в 2012 г., сегодня двухмесячные курсы для опекунов есть только в Киеве. Усыновители могут их пройти по желанию.

Между тем в поисках ребенка немало зависит от готовности и зрелости самих кандидатов в усыновители. Многие к этому процессу внутренне не готовы. У них есть какой-то свой образ ребенка, который они нигде не могут встретить. Так происходит часто, особенно если ожидания внутри семейной пары не совпадают.

С усыновителями нужно работать, их можно переориентировать. Здесь могло бы помочь психологическое сопровождение. В результате семья, которая хотела девочку до трех лет, берет еще и ее брата до семи лет...

У подготовленных кандидатов, которые активно занимаются поисками, ездят по областям, процесс усыновления в среднем занимает от шести до девяти месяцев с момента, когда у них на руках уже есть все необходимые документы.

Проблема 6, о которой говорили всегда, но без конкретных примеров и доведения их до какой-то ответственности, — информацию о детях предлагают показывать за деньги. Называют суммы от 300 до 12 тыс. долл. Разница — в регионах и в возрасте ребенка (чем он меньше, тем выше сумма). Все эти случаи не подтверждены и чаще всего оказываются мифами. Поскольку тема ушла из поля доступности, вокруг нее опять затеваются домыслы. Когда начинаешь анализировать, что произошло, к кому обращались усыновители, оказывается, что люди получают такую информацию через сарафанное радио от тех, у кого нет реального опыта усыновления, или же вычитывают ее на форумах. Связано это и с ожиданиями самих усыновителей, которые нередко готовы платить за помощь в процессе усыновления, тем самым провоцируя такие предложения.

Проблема 7 — в информационном поле стали очень мало говорить о национальном усыновлении и развитии семейных форм воспитания как о приоритете. На передний план вышли другие, гораздо менее результативные направления — патронат и наставничество. Особенно это видно на региональном уровне. Весь прошлый год больше говорили о сложных материях, таких как деинституализация, развитие рынка социальных услуг — терминах, сложных для массового восприятия. Но если тема усыновления и приемных семей не на слуху, то, соответственно, она теряет свою актуальность.

Все эти объективные и субъективные факторы привели к тому, что количество детей, усыновляемых за последние два-три года украинцами, сократилось. Однако мы не спешим решать обозначенные проблемы внутри страны. Чем ближе к выборам, тем больше детская тема политизируется, переключая фокус с более насущных, внутренних вопросов профессионализма на более громкие, международные, которые по факту в списке приоритетов для страны занимают далеко не первые места.

Голова адміністрації Холодногірського району Максим Мусєєв отримав 52800 грн від Сімонова Михайла Юрійовича в якості орендної плати.

Про це стало відомо з декларації чиновника, розміщеної на сайті НАЗК.

Цікаво, що саме ця людина отримує підряди напряму від адміністрації Холодногірського району.

Так, за даними сайту «Прозорро», Сімонов отримав два підряди напряму від Адміністрації – 588 тис. грн. на капітальний ремонт санвузлів (цокольний поверх, 2 поверх) у будівлі Адміністрації та 157 тис. грн. - на поточний ремонт паркетної підлоги ІІ поверху, конференц-зали на ІІ поверсі.

Підряди підприємець отримав без аукціону за допороговою процедурою. А угоди підписав особисто Максим Мусєєв.

Крім того, ще один підряд Сімонов отримав від управління освіти тієї самої адміністрації. Мова йде про капітальний ремонт м'якої покрівлі неслужбових приміщень) в Харківській гімназії № 86 вартістю 165,6 тис. грн.

Також варто відзначити, що окрім адміністрації Холодногірського району Сімонов отримував підряди лише від Департаменту житлового господарства.

Мова йде про понад 30 угод на майже 2 млн. грн Всі угоди підписані за допороговою процедурою й майже всі стосуються проведення ремонтів на території Холодногірського району.

Також Мусєєв в декларації вказав, що отримував кошти від своєї помічниці Наталії Бєлоус та Олександра Волкова. Саме на них зараз записане ТОВ «Продтехзем», яким володів Мусєєв.

Удивительный мыслитель конца XVI — начала XVII века, голландец Гуго де Гроот (Гуго Гроций), отстаивал в то далёкое время идею о том, что даже если бы не было Всевышнего, то всё равно «естественное право» человека в его стремлении к общению и устройству гражданского миропорядка неизменно возникло бы само по себе, поскольку только это способно обеспечить выживание и сохранение человеческого рода. Неизвестно, представлял себе голландский гуманист или нет, сколько трений, бесконечных войн и болезненных метаморфоз вызовет фактически учреждённое им понятие Общественного договора, через какие немыслимые коллизии должна будет пройти в Истории его модель, дабы предстать нерешённой и по сей день в значительном большинстве даже развитых стран, не говоря уже о «задворках»?

Само понятие Общественного договора (в дальнейшем ОД) у нас совершенно дискредитировано (не спасает, конечно, и то, что эта ситуация охватывает всю территорию постсоветского пространства). Понятно, мы не говорим сейчас о «священной корове» — конституции. Это формальная часть ОД, она слеплена «выборовшими» её в боях за свои права народами европейских стран и США, где они — пионеры новых республик — писали её своей кровью... Нам всем она (готовенькая, только соблюдай!) досталась в 1996-м даром. Даром!

Но нас интересует здесь только его (ОД) неформальная часть. Это наши оценочные суждения, доминирующие в обществе взгляды и представления — все те неофициальные нормы и предписания, кои и формируют тело конкретной культуры... мы писали и говорили об этом раньше.

И что же не так с этим детищем Гуго Гроция? Почему он, ОД — перманентно проблемный, такой неуловимо скользкий, так тяжко реализуемый и сейчас, по прошествии пяти веков? Почему ОД, основание и религия гражданского общества, способного сокращать издержки и способствовать росту общественных благ (см. предыдущую статью) не только не способствует у нас установлению демократии и экономическому рывку (всегда, кстати, за ней, за демократией следовавшему), но фактически, топчется на одном месте уже почти три десятилетия, и не даёт нам — да, из-за его нерешённостей тоже! — насладиться (упиться?) европейским комфортом, благосостоянием и прочими «конкурентными преимуществами» европейцев, заставляющими нас жадно смотреть на наших более счастливых западных собратьев? А ведь в 2014-м, когда «паханат» был скинут, мы, наивные (не все, но многие) думали, что цель как никогда близка.

По всей видимости, главная проблема ОД носит хронический (а как скажут теперь истинные учёные — онтологический(!) характер, точнее проблему: договор наш — попросту неосуществим. Но почему же так? А потому, что никакого договора у нас нет... нет вообще!

Когда мы говорим о гражданском обществе и об ОД, то мы забываем о самой природе любого Договора. В договоре должны участвовать, как минимум, две стороны. Каждая из сторон имеет свой интерес, который она продвигает, и который удовлетворяется — полностью или частично — в результате достигнутого консенсуса. Договор — это обмен правами и обязательствами. Так вот, у гражданского общества часто нет никакого обмена с государством...

О чём можно договариваться со «стационарным бандитом», если он руководствуется принципом: «Мы посовещались, и я решил»? Нет предмета обмена, поскольку и нет полноценного диалога. Если одна из сторон милостиво разрешает второй «как-то жить», то это элемент насилия, а не соглашение.

Дальше — больше. По большому счёту, Общество должно иметь право что-то делегировать Государству: в частности, делегировать ему право управлять, право, так сказать, нами править. Но у государства на это ответ опять простой: либо вы играете по правилам, которые мы вам определили, либо... вы вообще не играете. Предмет обмена устранён. И это, кстати, касается не только гражданского общества, но и всего мелкого и среднего бизнеса точно так же: или — или...

Таким образом, ни гражданскому обществу, ни бизнесу нечего предложить нашему государству (ох, что уж говорить тогда о РФ!), поскольку для него эти оба «партнёра» практически удалены с политического поля!

Говорил и писал об этом ранее, но повторюсь: известно, что ОД, помимо своей конституциональной и надконституциональной части, делится условно на два радикально отличающихся контракта: на Гоббсовский (философ Томас Гоббс, XVII век) и на Локковский (философ Джон Локк — почти современник первого, чуть его младше).

Гоббсовский контракт — жёстко вертикальный, то есть, Власть спускает его обществу сверху; она сама права развёрстывает, она же их и свёрстывает — не слишком щедрой рукой (мягко говоря) она раздаёт права и полномочия населению и сама определяет, к примеру, кому богатеть, а кому нищебродствовать.

Локковский контракт куда гуманнее, он по своей природе горизонтальный, «партнёрский», склонен прислушиваться и другим игрокам и взаимодействовать с ними — с обществом и с бизнесом.

Рассматривая эти два контракта, сразу становится понятным, какие страны подпадают под тот или иной из них. Кроме того, следует знать, что все европейские демократии и США прошли долгую историю под гоббсовским, прежде чем очутиться под локковским аналогом.

Возвращаясь ещё раз к Майдану: народ (точнее, его прогрессистская часть, понятно), осознав своё право на самоопределение — а это тождественно праву быть субъектом Истории — предпринял решительные шаги, чтобы взять власть в свои руки. Ещё раз была сделана попытка переформатирования власти: мы — народ, вверяем вам, так сказать, «новым избранникам» власть, а вы отстраиваете общественно-политическую и экономическую систему так, как мы её вам «заказываем». Народ попытался сломать гоббсовскую и учредить локковскую структуру ОД, когда государство привлекается в качестве агента для обеспечения прав, о которых как бы договорились разные группы населения. Новые управленцы, топ-менеджеры, пришедшие к власти после Майдана, оказались носителями — внимание! — неограниченного мандата на управление, и какое-то время всё общество замерло в ожидании...

Ожидания (в социологии они называются экспектациями) были в очередной раз обмануты: «стационарный бандит» не изменил своей «природе»; конвенция так и не заработала; остался сговор олигархии теперь уже с новой властью.

Но, как пишет в комментах к одной моей статье известный блогер: не всё так сумрачно вблизи :) Наше гражданское общество ещё очень юное. Оно только что покинуло песочницу, где умилительно делало свои паcочки с 1991 года. Оно не знает (к моему удивлению, это не знают и наши эксперты вместе с политологами и аналитиками), что существует железный закон: старые политические институты вскоре после революции начинают своё реакционное наступление по всем фронтам. Идёт мощный откат назад, к «доброму старому», хорошо проверенному.

И тем не менее, окончательная победа неизбежна за новыми общественными силами, иначе не бывает. Откроем ещё один секрет, почему так. Потому что энергетика новых сил всегда выше старых, даже если эти старые силы привлекают для борьбы удесятерённые ресурсы.

Поэтому любые движения, формирующиеся под крылом новорождённого гражданского общества, должны наращивать усилия и оттачивать свой главный инструмент — перманентное политическое сопротивление.