Статьи
По дороге к Славянску, перед блокпостом, где теперь развеваются украинские флаги, — вереница машин. Едут автомобили с красным крестом и с надписью «гуманитарная помощь» — везут медикаменты и продукты в оставленный «ополченцами» город. Еще вчера эта дорога была пуста и напоминала путь в Сайлент-Хилл. И точь-в-точь как в одноименном хорроре, с наступлением сумерек здесь начинала выть сирена. Больше она не воет, потому что Славянск уже никто не бомбит.
По городу разбросаны сожженные машины и покрышки. Смотрю по сторонам: повсюду разгромленные дома и магазины. Многие здания сильно повреждены, хоть и не настолько, чтобы сравнить Славянск с Цхинвалом.
Возле большого супермаркета собралась толпа: здесь получают воду. Люди бегут вслед за машиной, которая везет гуманитарную помощь.
— Скорей, скорей! — кричит женщина, подгоняя свою знакомую с пустыми сумками.
Площадь перед горсоветом, вход в который по-прежнему завален мешками с песком, заполнило несколько тысяч человек. Периметр заняли бойцы украинской армии и Нацгвардии. Из горсовета выходят двое парней в форме. Спрашиваю у них, довольны ли они тем, что после двух месяцев военных действий взяли Славянск.
— Довольны ли мы? — ухмыляется один из них. — Не то слово.
— Мы здесь были два месяца назад, — говорит второй. И мрачно добавляет: — В плену.
Вокруг горсовета выстроились машины, груженные мешками с картошкой, луком, хлебом и колбасой. В воздухе сильно запахло лекарствами.
Несколько сотен человек толкается в очереди, чтобы получить хлеб. Каждый пытается пробиться вперед и получить свою буханку первым. Хлеба здесь не видели четыре дня.
— Что вы снимаете? Вот когда нас бомбили, надо было снимать! — кричит мне женщина.
— Вы издеваетесь, что ли? — поддерживает ее другая. — Мы тут изголодались…
— Да шо вы плачете, женщина, — говорит кто-то из толпы бабушке, которая в слезах тянет руки к парню, раздающему хлеб. — Отойдите, не позорьтесь!
— Выстроились, вы посмотрите на них. На показуху, что ли? Как будто не ели не знамо сколько, — комментирует проезжающий мимо на велосипеде мужчина.
Парня, раздающего хлеб, буквально сносит толпа.
— Колонна, два шага назад! — кричит он. Толпа не двигается.
— Отойдите, ну пожалуйста! — молит парень.
Возле машины, где раздают колбасу, женщина устраивает истерику:
— Не снимайте нас! Не снимайте!
Другая, прорываясь вперед, сокрушается:
— Они сначала в нас стреляли, а теперь кормят!
Мужчина в кепке с надписью «USA» пытается ее усмирить.
— Что вы орете, вам же сейчас ничего не дадут. Ну что за люди? Вы сначала тут бастовали против газа, а теперь что, против колбасы бастуете? — отмечает он.
Вдруг одна из женщин, стоящих в очереди за колбасой, падает в обморок. Она разбивает лицо, но, утерев кровь накидкой, быстро поднимается, хватает сумку, запихивает в нее какие-то пакеты и продвигается дальше к машине с гуманитаркой.
Смотреть на изголодавшихся, неумытых, запуганных людей жутко и больно. В середине апреля я была на этой самой площади и наблюдала, как женщины носят еду боевикам, которые совсем недавно заняли здание городского совета, и как они рассуждают про то, что им хочется жить в России. Хорошо запомнился молодой парень, который гулял по площади с коляской, не боясь людей с автоматами. Он переживал, что из-за конфликта между Украиной и Россией заводы в Славянске закроются, поскольку они тесно завязаны на российском рынке. Парень искренне надеялся, что Россия присоединит к себе Донбасс и здесь, в Славянске, сразу повысятся зарплаты и появятся новые рабочие места. Вот бы поговорить с ним теперь, после того как сотни мирных людей погибли от пуль и артиллерийских снарядов, а тысячи покинули свои дома.
Тогда, в апреле, на площади находились люди, окрыленные надеждой. Теперь же я вижу здесь разочарование и стыд. Одни стыдятся того, что вынуждены толкаться в очереди, чтобы ухватить себе хоть какой-то еды. Другие стыдятся своих грязных волос и одежды.
— Но ведь это не ваша вина, — успокаивает женщину приезжий.
— Нет, наша. Мы сами виноваты в том, что все это произошло, — печально констатирует она.
Многие из тех, кто вышел на площадь за гуманитарной помощью, когда-то выступали на пророссийских митингах и поддерживали «ополченцев».
— Вы же хотели в Россию, а видите, что получили? И не стыдно вам? — обращается одна женщина к другой.
— А вы уверены, что мы хотели в Россию? — отвечает та, чуть не плача. — Мы просто хотели нормальную зарплату, вот и все. Жить хотели лучше.
Местная жительница рассказывает мне, как набирала воду из бассейна и заряжала телефон от бензинового генератора, который поставили на улице. Ее знакомой, молодой девушке, при разрыве снаряда оторвало руку, а мать другой знакомой погибла.
— Зато все стали такие добрые и сплоченные! — с восторгом продолжает она. — Мы пекли пироги и разносили по домам, помогали друг другу. Никогда такого раньше не было. А сейчас мы просто рады оттого, что не стреляют и что ночью смогли наконец-то поспать.
Вместе со Славянском сепаратисты оставили и соседний Краматорск. Но ликования там нет.
На въезде в город — пустующие блокпосты с символикой «Донецкой народной республики». В самом городе — ни единой души и абсолютная тишина. Изредка над пустыми улицами разносится звук короткой автоматной очереди: где-то неподалеку еще идут перестрелки с партизанами. Люди затаились, осторожно выглядывают на улицу из окон. Они все еще чего-то ждут и боятся.
Теперь огромная территория — от Славянска до самых подступов к Горловке — превратилась в такой Сайлент-Хилл, где витают призраки звуков стрельбы и разрывающихся снарядов, призраки случайных смертей. Только с наступлением сумерек здесь уже не воет сирена.
- Информация о материале
Катастрофа малайзийского «Боинга» породила у многих украинцев надежды, что это событие станет кульминационным моментом, после которого западный мир однозначно станет на сторону Киева. Но уже сейчас все идет к тому, что этого не случится. Что ж, ничего удивительного — современный мир и в самом деле жесток к молодым государствам, которым приходится доказывать свое право на существование. В том числе и демонстрируя способность к компромиссам.
«Больной человек Европы»
Нам может не нравиться такая точка зрения, но с высоты положения относительно благополучного Запада Украина — проблемная страна, практически failed state. Хотелось бы ошибиться, но риторика тех же Германии и Франции подсказывает, что мы — головная боль для «золотого миллиарда». Да, об этом не говорят вслух осторожные дипломаты, но 40 миллионов человек в центре Европы, за двадцать три года так и не создавшие успешное общество, — это скорее проблема, чем повод для сочувствия. И лучше заняться решением этой проблемы самостоятельно, чем надеяться на внешнюю помощь. Эта «помощь» ведь может прийти и в виде «окончательного решения вопроса» с украинской государственностью. В конце концов, Запад уже показал, что заключенные с ним соглашения практически ничего не стоят — вспомните печальную судьбу Будапештского меморандума.
Есть объективная данность: мир подконтролен крупным игрокам. Все, что вкладывают в понятие «геополитика», призвано лишь задним числом объяснять право великих на выбранную ими ту или иную модель поведения. Другие страны в любом случае вынуждены вести себя с учетом их позиции. Переломить такую ситуацию тяжело.
Вернемся на два десятилетия назад: об этом как-то не принято вспоминать, но президент США Джордж Буш-старший во время визита в Советский Союз в своей речи в Верховном Совете УССР 1 августа 1991 года высказался против независимости союзных республик, поддержав идеи Михаила Горбачева о реформировании СССР. Сорок первый президент США выразил позицию Запада, где желали ослабления советской империи, но вовсе не распада ее на пятнадцать непредсказуемых субъектов. Многое ли изменилось с тех пор? Посмотрим правде в глаза: в тех же Штатах хватает политиков (и избирателей), которые считают, что проще было иметь дело с одной, пусть и враждебной, сверхдержавой.
Впрочем, не нужно и излишних самобичеваний. И раньше существовали страны, являвшиеся в большей степени источниками проблем и для мировых лидеров, и для соседей. Их судьба складывалась по-разному. Вот несколько примеров.
От самого факта создания Израиля тоже далеко не все были в восторге. В мае 1948 года государственный секретарь США Джордж Маршалл просил израильского лидера Давида Бен-Гуриона отложить провозглашение независимости Израиля, сказав: «Вас раздавят. Тогда не приходите к нам жаловаться».Однако Израиль одержал победу в войне за независимость. При этом на израильской земле мир так и не наступил, и периодически ведутся боевые действия (что происходит и сегодня в секторе Газа). За 64 года своего существования Израиль многократно был предметом споров и конфликтов ведущих держав мира. Однако еврейскому государству удалось найти свое место в мировой политике и удачно позиционировать себя как форпост западных ценностей на Ближнем Востоке. В этом статусе Израиль необходим, свою полезность доказал, и поддержка со стороны крупнейших игроков мировой политики ему обеспечена. Но есть проблема, из-за которой Украине придется действительно прыгнуть выше головы: географически мы находимся в Европе. А в Европе как-то не принято устраивать кровопролитные войны. В Югославии этого не поняли — и где теперь Югославия?
Бельгия — еще один пример компромисса. Ее появление на карте Европы не было продиктовано исторической необходимостью. Можно сказать, что в определенный момент Бельгия как независимое государство создавала меньше проблем Европе, чем недовольная и бунтующая провинция Нидерландов, с чем и согласился в итоге «концерт великих держав», признав ошибочность своего же решения на Венском конгрессе 1815 года. Точно так же, как и нейтралитет Швейцарии, Швеции, Финляндии — результат разумного компромисса. Швейцария взамен получила гарантии неприкосновенности своих банков, Швеция счастливо избежала участия в обеих мировых войнах, Финляндия — гарантии суверенитета в послевоенной Европе, жестко разделенной на два лагеря. А ведь шведы и швейцарцы, если вспомнить, в свое время славились своей воинственностью.
Слава нации?
Как бы странно это ни звучало, но существование государств-наций — это относительно «свежая идея» в масштабах человеческой истории. Принцип национального государственного суверенитета восходит к Вестфальскому миру 1648 года. С тех пор Европа (и не только) пережила множество переделов и изменений. Нынешний статус государств в Европе был закреплен Хельсинкским соглашением 1975 года — речь о так называемой нерушимости границ. Однако и этот принцип был проигнорирован, когда речь зашла о судьбе СССР, объединении Германии, разделении Чехословакии и распаде Югославии.
Придется признать, что нынешнее политическое устройство континента — едва ли не образец двойных стандартов. Македонцы и словаки могут иметь свое государство, а в отношении басков, шотландцев и каталонцев ведутся дискуссии. Разве не так? А за пределами Европы почти 40 миллионов курдов рассеяны между четырьмя странами — а ведь курдов даже больше, чем украинцев. Но в их отношении право нации на самоопределение так и не было соблюдено. Парадокс? Нет, суровый прагматизм мировых лидеров.
Появление на карте мира новых государств, как и исчезновение существующих, сегодня вовсе не выглядит невозможным. Поэтому надо учитывать, что любить и защищать Украину не обязан никто, кроме самих украинцев. Но значит ли это, что украинцы не могут извлечь пользу из стремления к компромиссу? Конечно же нет!
Неизбежность компромисса
Вопрос стоит ребром: Украине предстоит доказать свою состоятельность как государства. Великие державы (это не комплимент, а констатация факта) требуют от нас мира и компромисса со всеми сторонами конфликта. То есть разрешения кризиса путем взаимных уступок.
Каких конкретно? Речь, очевидно, будет идти о внеблоковом статусе, согласовании с Москвой проблемных моментов ассоциации с ЕС, расширенном самоуправлении для Донбасса, заморозке крымской проблемы. При всех эмоциях, которые вызывают эти пункты повестки дня, властям нужно быть готовыми к тому, что эти требования в той или иной форме будут выдвинуты.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель констатировала, что поиску диалога альтернатив не существует. «События показали, что нужно найти политическое решение. Я не вижу никакой другой альтернативы, кроме той, чтобы разговаривать с президентом России Владимиром Путиным. В нашем партнерстве есть трудности, и мы должны преодолеть их», — сказала она. Можно сколько угодно раз прокричать, что Меркель — это «новый Риббентроп», но продуктивнее было бы понять мотивы канцлера крупнейшей экономики Европы.
Новейшая история знает примеры трудных, но необходимых компромиссов. Из относительно недавних — Карибский кризис. В октябре 1962 году мир действительно стоял на грани третьей мировой. Путем очень непростых соглашений СССР и США договорились — но при этом разменной картой стали интересы Кубы и… Турции.
Но особенность дня сегодняшнего в том, что жесткого противостояния больше не существует: и сверхдержавам еще проще достигнуть соглашения за счет «рядовых государств». Пока что у нас есть шанс остаться субъектом переговорного процесса — но окно возможностей сужается, увы.
Простой пример: формат переговоров по украинской проблеме уже не предполагает обязательного участия в них Соединенных Штатов. У Берлина и Парижа нашлись аргументы для Вашингтона, которые позволили Бараку Обаме сохранить лицо и не ввязываться в разрешение украинского кризиса.
Украина может стремиться к перезаключению условного Будапештского соглашения — это в целом в общих интересах. На какие уступки придется при этом пойти? На этот вопрос частично уже ответил министр иностранных дел Украины Павел Климкин в своем недавнем интервью: «Есть вопросы, которые вообще не могут быть предметом для переговоров. Первое — Украина должна стать демократическим государством. И второе — как бы это патетично не звучало, у Украины есть европейское призвание, и она должна двигаться в сторону европейских ценностей и стандартов.На все остальное можно смотреть креативно».
- Информация о материале
Государственный служащий, распределяющий государственный заказ или принимающий решение о выделении земельного участка в пользу собственной офшорной компании или компании своей жены, находится в центре конфликта интересов. Считается, что, принимая это решение, чиновник, скорее всего, будет действовать в собственных, а не в государственных интересах. Поэтому он обязан задекларировать наличие конфликта интересов и самоустраниться от принятия решения. Еще более радикальный подход требует от чиновника избавиться от своего частного интереса вообще. Например, депутаты местных советов и мэры общин в Польше не имеют права владеть бизнесом. Во Франции, Португалии, Испании и Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии чиновник любого ранга (и члены его семьи) не имеет права владеть важными пакетами акций в компаниях, заключивших контракты с государством или подлежащих государственному регулированию. В этих странах лицо, избранное или назначенное на публичную должность, должно либо продать акции, либо передать их в независимое управление.
В Украине наличие конфликта интересов является препятствием для принятия государственных решений. Закон требует от чиновника "принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов". Но, начиная с 1 января 2014 г., чиновник также обязан избавиться от частного интереса на протяжении 10 дней после назначения или избрания на должность путем "передачи в управление другому лицу принадлежащих чиновнику предприятий и корпоративных прав в порядке, установленном законом".
Есть несколько причин, почему, несмотря на наличие этих норм, украинцы не заметили изменений в отношении чиновников к конфликту интересов.
Три причины, почему мы не видим изменений
Мы не видим изменений потому, что закон позволяет чиновникам прятать свой частный интерес за офшорами, а если по какой-либо причине его спрятать невозможно, чиновнику достаточно лишь имитировать передачу частного интереса в управление.
Во-первых, закон не требует от должностного лица декларировать названия конкретных компаний, где он владеет корпоративными правами или имеет иное влияние на принятие решений. Чиновник декларирует лишь общую нарицательную стоимость корпоративных прав в украинских компаниях, в которых он либо член его семьи непосредственно владеют корпоративными правами. Чиновник, инвестировавший небольшую сумму в сокрытие своего частного интереса за трастом или офшором, остается за пределами действия закона.
Во-вторых, закон не устанавливает требований к управленцу бизнесом, принадлежащим чиновнику. К тому же законом до сих пор не установлен порядок, согласно которому бизнесмен, избранный или назначенный на должность, обязан передать свой бизнес в управление другому лицу.
Наконец, механизм проверки наличия конфликта интересов и привлечения к ответственности за нарушение установленных законом запретов оказался неэффективным.
Все изменения, происходившие в последнее время в законодательстве в сфере конфликта государственных и публичных интересов должностных лиц, оставались лишь декларацией о намерениях государства бороться с этим явлением, дальше которой дело не пошло: за полгода действия новых правил общество не услышало ни об одном случае публичной передачи в управление бизнеса высоких должностных лиц, не говоря уже о случаях привлечения кого-то из них к ответственности за нарушение этого требования.
Предложения нового правительства: важных изменений не предполагается
6 июня т.г. Министерство юстиции опубликовало проект закона "О предотвращении коррупции" (далее - Проект), призванного дать ответы на указанные вызовы. Способен ли этот Проект наполнить декларации о намерениях реальным содержанием?
Рассмотрим правительственные ответы подробнее.
1. Информация о бизнесе, которым владеет чиновник или члены его семьи. Проект предлагает дополнить декларацию об имущественном состоянии чиновника информацией о названиях компаний, корпоративными правами в которых владеет субъект декларирования или член его семьи. Мы приветствуем этот шаг. Однако он все же не достигает поставленной цели. Несмотря на рекомендации Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Проект не требует декларировать т.н. бенефициарное владение, т.е. владение, основанное на трастовых договорах или иных похожих договоренностях, вследствие чего имя настоящего владельца компании не появляется в публичных реестрах. Обычно именно бенефициарные владения чиновники используют для оформления отношений собственности на принадлежащий им бизнес. Более того, Проект не требует декларировать даже прямое владение корпоративными правами иностранных компаний.
2. Независимость управленца и порядок передачи бизнеса в управление. Авторы законопроекта считают, что конфликт интересов существует лишь в той степени, в какой бизнес передается в управление непосредственно члену семьи или юридическому лицу, у которого работает член семьи. На такую передачу наложен запрет. Нет запрета на передачу бизнеса в управление любому другому, связанному с чиновником, лицу, например, компании, созданной прямо или опосредованно членом семьи чиновника, или в которой член семьи занимает руководящую должность, не находясь с компанией в трудовых отношениях (например, член наблюдательного совета). Выходит, что Проект в этой части ничего не меняет, а потому очевидно, что даже если порядок передачи бизнеса в управление будет принят, он станет лишь ширмой для сохранения чиновниками контроля над собственным бизнесом.
3. Механизм привлечения к ответственности. Сегодня наличие конфликта интересов расследуют правоохранительные органы, составляющие по результатам расследования протокол об административном правонарушении. Окончательное решение о наличии незадекларированного конфликта интересов принимает суд. Решение суда о наложении административного взыскания за административное правонарушение является основанием для увольнения чиновника с должности. В прошлом году за это правонарушение 187 чел. были привлечены к административной ответственности и уволены с государственной службы. Самый распространенный состав правонарушения - неуведомление о пребывании близких родственников в непосредственном подчинении должностного лица. Дела об экономических злоупотреблениях - одиночны, а фигуранты в таких делах - это, в лучшем случае, чиновники среднего звена государственного аппарата (главы департаментов министерств, председатели районных администраций и др.).
Проект, во-первых, предлагает существенно сократить расстояние от нарушения закона до увольнения за счет изъятия стадии доказывания в суде состава административного правонарушения. Нарушения антикоррупционного закона просто перестают быть составом административного правонарушения. Во-вторых, предлагается создать специальный коллегиальный орган исполнительной власти - Национальную комиссию по вопросам предотвращения коррупции, которая вместе с правоохранительными органами будет осуществлять проверку соблюдения требований антикоррупционного закона. По результатам проверки комиссия принимает предписание о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности в виде увольнения. Проект ничего не говорит о возможности обжаловать предписание комиссии в суде, но отмечает, что предписание является обязательным для выполнения, и устанавливает административную ответственность за его невыполнение.
Выводы
Репрессивный аппарат государства сегодня большей частью используется для того, чтобы преследовать чиновников среднего звена за трудоустройство родственников в том самом министерстве или ведомстве, где работает чиновник. Такое положение вещей необходимо менять. Предложенный Минюстом Проект делает несколько шагов в правильном направлении. В частности, мы приветствуем создание Нацкомиссии как органа, который сосредоточит свои усилия на выявлении конфликта интересов и привлечении виновных лиц к ответственности. Будущие члены комиссии должны четко понять, что ее создают для борьбы с иным злом, чем неконкурентные преимущества в трудоустройстве родственников должностных лиц. Государственные решения, принятые должностным лицом с нарушением требований о конфликте интересов, искажают конкуренцию из-за перераспределения ресурсов государства в пользу бизнеса, приближенного к государственному служащему. Предотвращение этих явлений и является одной из приоритетных задач комиссии.
Правительство должно предоставить комиссии адекватные инструменты для выполнения этих задач. Поэтому законодательные усилия следует сосредоточить на преодолении схем, используемых сегодня для развития масштабного теневого взаимодействия государственного чиновника и приближенного к нему бизнеса. К сожалению, мы не увидели в Проекте попытки хотя бы приблизиться к решению этой задачи.
Предложения
Проект Минюста следует усовершенствовать. Представляем рекомендации, что для этого нужно сделать.
1. Декларирование частного интереса в широком смысле. Необходимо обязать чиновника декларировать свой интерес в частном бизнесе в широком смысле. Декларированию подлежат не только прямое владение корпоративными правами в украинских компаниях, но и:
- владение значительными пакетами акций и корпоративных прав в иностранных компаниях;
- любое бенефициарное или доверительное владение бизнесом, прежде всего акциями в офшорных и иностранных компаниях;
- факт пребывания близких родственников чиновника (а не только членов его семьи) на руководящих должностях украинских и иностранных юридических лиц;
- наименование и имена лиц, перед которыми чиновник или члены его семьи имеют существенную задолженность.
2. Публичность баз данных о компаниях и их владельцах. Государство должно раскрыть для общества свои базы данных, где содержится информация о владельцах корпоративных прав. Сегодня публичный поиск в Государственном реестре юридических лиц ведется лишь по названию компании. Такое положение дел необходимо изменить. На запрос система должна выдавать перечень компаний, где физическое лицо владеет корпоративными правами, а также компаний, где физическое лицо находится в составе органа управления.
Идентификационный номер любого чиновника или судьи, а также их близких родственников должен быть публичной информацией. Должна быть обеспечена возможность поиска по этому номеру. Базы данных Антимонопольного комитета, НБУ и Нацкомфинуслуг относительно бенефициарных владельцев контрольных пакетов и значительного участия в украинских финансово-промышленных группах должны стать публичной информацией.
3. Независимость управленца. Закон обязан требовать действительную независимость управленца от чиновника. Перед заключением контракта о передаче бизнеса в управление чиновник должен обнародовать декларацию управленца об отсутствии прямой или опосредствованной зависимости от чиновника. Ни чиновник, ни его близкие родственники не должны прямо или опосредованно владеть правом голоса в управлении, находиться в его органах управления, иметь перед ним значительную задолженность, находиться в других деловых отношениях с управленцем, членами его органа управления и его крупнейшими прямыми или опосредствованными акционерами. Управленец должен обязательно иметь лицензию на управление имуществом, независимо от типа имущества, передаваемого в управление.
4. Соблюдение публичности и процессуальных гарантий в деятельности Нацкомиссии. Проект недостаточно регулирует вопрос сбора комиссией доказательной базы, являющейся основанием для принятия комиссией предписания о привлечении чиновника к дисциплинарной ответственности в виде увольнения. Процедура увольнения на основании предписания комиссии также не урегулирована. Если на предписание подана жалоба в суд, его действие должно быть приостановлено, а чиновник - отстранен от выполнения своих служебных обязанностей на время рассмотрения дела в суде с сохранением заработной платы. Если суд отклонил жалобу чиновника, безосновательно полученная заработная плата возвращается государству вместе с процентами за пользование кредитом. Если суд признал предписание незаконным, это предписание должно быть изъято из публичного реестра, либо решение суда должно быть опубликовано в реестре вместе с предписанием.
Считаем, что предложенные в Проект изменения позволят сфокусировать усилия правительства на решении приоритетных проблем на пути построения добросовестной государственной службы.
- Информация о материале
За неделю до бегства из страны Виктора Януковича собственница компании Киев-Арт Марина Пелых внезапно заторопилась на отдых. Жена Андрея Кравца, главы Государственного управления делами президента, взяла четырехмесячный отпуск, и уже 18 февраля 2014 года, как показывают данные госпредприятия Информационно-ресурсный центр, право подписи в компании перешло к другому человеку. В тот день на Майдане начались расстрелы.
Спустя некоторое время вслед за своим покровителем Януковичем семейство Кравец—Пелых покинуло Украину. По информации НВ, супруги выбрали не Россию, а итальянское побережье, пробыв там до начала лета.
Они вернулись в Украину в самый разгар боевых действий на востоке страны. Супруги, входящие в ближайшее окружение бывшего президента, продолжили вести бизнес, сосредоточенный в сфере столичной недвижимости.
То же можно сказать и о делах более известных представителей так называемой Семьи: несмотря на открытые против Януковича и его сына Александра уголовные дела и обвинения силовых структур в финансировании терроризма на востоке страны, бизнес экс-президента и приближенных к нему людей пострадал не так уж и сильно. И продолжает генерировать прибыль не где‑нибудь, а в Украине.
Два крыла
По данным Всемирного банка, ежегодно в странах с развивающейся экономикой отмываются и выводятся за рубеж $20–40 млрд. Янукович-старший помог Украине выбиться в лидеры этой статистики. Как ранее заявлял и. о. генпрокурора Олег Махницкий, команда экс-президента за четыре года легализовала и вывела за границу свыше $100 млрд, то есть примерно по $25 млрд ежегодно.
Даже если член ВО Свобода Махницкий несколько преувеличивает, переведенные за границу Семьей деньги, по подсчетам большинства представителей нынешнего высшего руководства страны, исчисляются десятками миллиардов.
Из этой суммы сегодня арестовано лишь $1,5 млрд.
Все остальное продолжает работать на Семью, в том числе в виде реальных украинских активов — предприятий, банков, недвижимости.
Бизнес-империя команды бывшего президента основывалась на двух столпах. Банковской деятельностью, проектами недвижимости, торговыми операциями с углем и другими товарами занималась корпорация МАКО Александра Януковича. Нефть, газ и медиа были заботой бизнесмена Сергея Курченко, владельца многопрофильной структуры ВЕТЭК.
Курченко и Янукович-младший, как и некоторые другие члены президентской команды, сегодня объявлены в розыск.
Сына экс-руководителя страны обвиняют в уклонении от уплаты налогов, а владельца ВЕТЭК — еще и в махинациях на рынке газа. Но если бизнес последнего от действий новой власти действительно пострадал, то у первого дела идут неплохо. По крайней мере в том, что касается официальной части.
МАКО порожняк не гонит
МАКО владеет миноритарной долей в винодельческой компании Артемовск Вайнери, производящей шампанское.
Несмотря на тяжелые времена, предприятие, чистый доход которого за 2013 год составил 444 млн грн, продолжает работать.
Неплохо идут дела и в банковском бизнесе, который по размеру активов занимал наибольшую долю в структуре группы, рассказывает Роман Водолазский, бывший финансовый директор корпорации.
В этой сфере пострадали лишь неофициальные активы МАКО.
«Мы сейчас не выдаем кредитов»,— с легким смущением отвечает менеджер киевского отделения Укрбизнесбанка (УББ). Она уточняет: с апреля кредитование им запретил Нацбанк.
УББ — финучреждение, которым некогда руководил бывший вице-премьер Сергей Арбузов и, как доказали журналистские расследования, подконтрольное старшему сыну Януковича.
Дела в банке пошли неважно сразу после смены власти. Ресурсов не хватало настолько, что в марте УББ стал привлекать депозиты физлиц на один-три месяца с минимальным порогом и под проценты выше рыночных. Кроме того, в помещении банка недавно проводились обыски.
Совсем иначе дела обстоят во Всеукраинском банке развития (ВБР). Он официально на 100 % принадлежит отпрыскуэкс-президента и продолжает работатьв полную силу под руководствомматери все того жеАрбузова. Финучреждение не просто существует,но в I квартале этогогода еще и вошлов топ-10 банков по приросту депозитовфизлиц и в первуюпятерку по динамике срочных вкладов.
«На момент моего ухода из МАКО [конец марта 2014‑го] ВБР имел очень хорошую капитализацию, что должно было позволить ему продолжить свою работу без каких‑либо перебоев»,— говорит Водолазский. Его слова подтверждают цифры. В 2013‑м активы банка достигли 6,5 млрд грн, более чем в 30 раз превысив показатель четырехлетней давности.
По мнению опрошенных экспертов, стоимость ВБР нужно оценивать в лучшем случае с мультипликатором 0,1 по отношению к величине его собственного капитала. То есть рыночная оценка детища Януковича-младшего составляет порядка 80 млн. грн.
В самом банке на запрос НВ о положении дел в банке в течение двух недель не ответили.
По словам Водолазского, после смены власти не замер и строительный бизнес МАКО: в Донецке корпорация заканчивает возведение жилого комплекса Дружба на улице Университетской и комплекса из трех домов на улице Артема.
Консалтинговая компания SV Development считает, что цена квадратного метра в них составляет $1 тыс. и $2 тыс. соответственно. В итоге общая стоимость этих объектов после сдачи в эксплуатацию составит $150 млн. Кроме того, Януковичу-младшему принадлежит уже построенный в главном городе Донбасса бизнес-центр Столичный, цена которого может достигать $50 млн.
Экс-директор МАКО отмечает, что сегодня заморожены лишь те направления бизнеса, в которых группа не имела существенных обязательств перед контрагентами.
«Заморозка» коснулась и энергетического бизнеса. Официально МАКО лишь перепродавала украинский уголь за рубеж. Но неформально эта сфера была представлена намного шире.
«Закупки угля всегда были вотчиной Семьи, там миллиардные контракты»,— утверждает Алексей Шалайский, руководитель проекта «Наші гроші», отслеживающего тендерные закупки.
По данным Forbes, Янукович-cын контролировал Донбасский расчетно-финансовый центр (ДРФЦ), а затем и преемника — компанию ЦОФ Комсомольская.
Обе структуры занимались обогащением и переработкой угля с государственных шахт на фабриках Узловская, Красная звезда, Комсомольская, Украина и Россия. ЦОФ Комсомольская вначале арендовала фабрики, а после стала их собственником.
За продажу переработанного ими угля госпредприятиям по завышенным ценам — а за прошлый год оборот таких операций Семьи составил несколько миллиардов гривен — Генпрокуратура возбудила уголовное дело против руководства ДРФЦ и арестовала счета предприятий.
По словам Шалайского, в этом году крупных закупок угля еще не было.
Кризис среднего возраста
А вот от официального бизнеса самого удачливого молодого бизнесмена Украины Сергея Курченко сегодня в стране мало что осталось.
В прошлом, по данным главы МВД Арсена Авакова, «аферы с нефтепродуктами» Курченко обошлись государству в 26 млн грн. Его структуры контролировали Одесский нефтеперерабатывающий завод, Херсонский нефтеперевалочный комплекс, Брокбизнесбанк, Реал Банк, медиахолдинг UMH.
На сегодня в Брокбизнесбанк (16‑е место по активам в 2013 году) и Реал Банк (47‑е место) введена временная администрация. Оба подозреваются в причастности к схемам по отмыванию денег и хищении кредитов рефинансирования НБУ.
Арестовано имущество Херсонского нефтеперевалочного комплекса и Одесского НПЗ. Ранее активы нефтеперерабатывающего завода у Курченко за долги забрал ВТБ Банк, однако украинский суд успел наложить на них арест.
В мае правоохранители заблокировали счета медиахолдинга Вести в рамках расследования об уклонении от налогов. Благодаря этому стало известно о причастности Курченко к этой структуре.
По данным реестра судебных решений, средства на развитие холдинга поступали через симферопольскую фирму Торггазстрим, входившую в структуру принадлежащей Курченко компании Газ Украины-2009.
Только в 2013 году на деятельность Вестей Торггазстрим перечислил свыше 90 млн. грн. Несмотря на активность правоохранителей, медиахолдинг продолжает работать.
Функционирует и главный медийный актив молодого харьковчанина — UMH, который издает, в частности, журналы Forbes и Корреспондент. В СБУ заявляли о махинациях при заключении сделки по покупке этого бизнеса, профинансированной Укрэксимбанком.
Однако дальше дело не пошло. Спецслужба добилась лишь запрета на въезд в Украину главы набсовета холдинга Юрия Ровенского. «Медиахолдинг UMH работает исключительно в рамках правового поля, поэтому претензий к его деятельности нет, равно как и к механизму его приобретения»,— сообщили по этому поводу в пресс-службе UMH, отказавшись раскрыть финансовые показатели деятельности холдинга.
По полной программе
Структура собственности активов Семьи крайне запутанная. Значительную долю в ней занимают компании, которые Янукович и Ко контролируют негласно.
Так, по заявлению губернатора Днепропетровской области и миллиардера Игоря Коломойского, в крупнейших украинских химических предприятиях — черкасском Азоте, северодонецком Азоте и горловском Стироле — есть как минимум 25‑процентная доля Семьи Януковича.
Часть скрытых активов экс-президента и вовсе находится прямо под носом у преследующих его властей — в центре Киева.
На вопрос НВ о том, что сегодня в Украине продолжает работать на Семью, Геннадий Корбан, замглавы Днепропетровской облгосадминистрации и один из представителей команды Коломойского, ответил: «Масса всего. Начиная от донецких шахт — государственных и негосударственных, обогатительных фабрик и заканчивая огромным количеством недвижимости и бизнеса в Киеве и по всей Украине, оформленных на кипрские компании». По его словам, семья одного лишь Кравца владеет сотней объектов недвижимости в столице.
По информации НВ, именно у завхоза Януковича сеть фитнес-клубов Спорт Лайф арендует помещения на Днепровской набережной и улице Волошской.
Два киевских ресторана KFC снимают помещения у компании Киев-Арт. Есть в «загашнике» семейства Кравец—Пелых и недвижимость на Крещатике: помещение в Пассаже под свое отделение арендует компания МТС. У Киев-Арт есть недвижимость и на улице Жилянской.
Исходя из оценки стоимости квадрата, предоставленной SV Development, рыночная цена этих активов превышает $30 млн. А с их аренды собственники могут получать свыше $200 тыс. в месяц.
Комментарий компании о ее деятельности раздобыть не удалось — указанный в регистрационных данных телефон уже не обслуживается.
Кравец — важная фигура в бизнес-империи Януковича. Близкие ему компании тесно связаны со структурами, обеспечивающими доход Семьи.
К примеру, одна из фирм—учредителей крупнейшей транспортно-экспедиторской компании Лемтранс, которой, по данным Украинской правды, совместно владеют миллиардер Ринат Ахметов и семья Януковича, ранее арендовала в Броварах офис у жены Кравца. Там же была прописана и фирма Дом лесника, владевшая охотничьими угодьями Януковича в Сухолучье.
Полная национализация
Финансовая разведка выявила 42 компании-нерезидента, зарегистрированные на Кипре, в Панаме, Великобритании, Белизе, Сейшелах и напрямую связанные с Виктором Януковичем, а также его ближайшим окружением, заявлял ранее премьер Арсений Яценюк. Но вряд ли это означает конец операции Экс-президент.
Государству предстоит долгая и упорная юридическая работа, направленная на то, чтобы вернуть хотя бы часть выведенных за границу средств.
Обольщаться не стоит: по данным Всемирного банка, на сегодняшний день размер возвращенных активов, украденных правителями-«клептоманами», составил лишь $5 млрд. Это в лучшем случае четверть той суммы, которую руководство развивающихся стран ежегодно выводит за границу.
Сами украинские беглецы не сидят сложа руки, а оспаривают аресты их имущества и судятся с партнерами. Например, МАКО подала в суд на Метинвест Ахметова, требуя 200 млн грн.
Пока что самый кардинальный сценарий борьбы с «бывшими» озвучил Коломойский, предложивший финансово наказать спонсоров сепаратизма. Для этого губернатор-миллиардер предлагает конфисковать их собственность, превратив ее в открытые акционерные общества.
Их акционерами, считает Коломойский, должны стать люди, пострадавшие во время проведения АТО, и родственники погибших.
По словам Виктории Сюмар, бывшего заместителя секретаря СНБО, эту идею в коридорах власти обсуждают, и у нее есть сторонники. Однако она сомневается, что национализация принесет положительный результат. «К этому настороженно будут относиться международные институции, для которых частная собственность неприкосновенна»,— говорит Сюмар.
Украинская экономика сегодня, мол, слишком зависит от международных структур, чтобы официальный Киев позволял себе столь радикальные шаги.
- Информация о материале
Еще один солдат Российских войск выложил видео и фото учений а затем передвижения к границе с Украиной.
Ванек Жеребцов на аватарку в Вконтакте поставил фото с уже известным нам солдатом Вадимом Григорьевым, который опубликовал фото гаубиц с подписью «Всю ночь долбили по Украине».
Исходя из информации на его странице, можно сделать вывод, что учение они проходили на Кавказе, а потом были переброшены к границе с Украиной.
В их базовом лагере они проходили учения на установках залпового огня «Град» и «Смерч».
Жеребцов опубликовал несколько видео с учений. Видео датировано 13 июня 2014 года.
На этом видео, эти же ребята снимают приближение шторма на их лагерь на Кавказе.
Также в феврале он опубликовал фото на фоне РСЗО «Смерч».
Ванек также опубликовал 14 июля фото маршрута передвижения:
Мы перевернули изображение, для наглядности.
На карте видно начальный пункт маршрута.
Военной колонной пару дней ходу, ориентировочно в это время и начались обстрелы позиций сил АТО на границе с Россией.
- Информация о материале
Завершение политической недели не внесло окончательной ясности в вопрос о том, что ждет в дальнейшем Верховную Раду, Кабинет Министров, правительственные законодательные инициативы и лично Арсения Яценюка. Более того – депутаты разбежались на «работу в округах и комитетах» до 12 августа. Хотя, не исключено, что им придется встретиться и раньше.
Мы решили разобраться в вопросе о том, кто и какие цели преследовал, начиная виток парламентско-правительственного кризиса, и что рискует потерять по его итогам.
Петр Порошенко и «УДАР»
Очевидно, что «УДАР» не только по собственной инициативе объявил о выходе из коалиции. Источники в парламенте сообщают, что в «роковое» утро в Верховной Раде побывал глава Администрации президента Борис Ложкин – и именно после встречи с ним фракция «УДАРа» объявила о своих решениях: «антисоциальные законы» не поддерживать, коалицию во имя скорейших перевыборов покинуть.
На самом деле, как сообщают знатоки кулуарных соглашений, «УДАР» накануне выдвинул ряд кадровых требований по включению своих креатур в состав Кабмина – Яценюк особо не возражал (тем более что в правительстве хватало кандидатов на вылет). Но все изменилось настолько резко, что ни сам Яценюк, ни спикер ВРУ Александр Турчинов не смогли сдержать своего крайнего раздражения и возмущения.
В чем интерес Петр Порошенко? АТО затягивается, а количество жертв на востоке страны растет. В этой ситуации досрочные выборы в максимально возможные сроки увеличивают шансы главы государства на успех в проведении в Раду максимального количества лояльных депутатов (не суть важно: в составе собственной партии или именного блока). Ведь украинцы, скорее всего, вспомнят, что президентскую гонку Порошенко выиграл вовсе не благодаря обещанию «жить по-новому», а благодаря технологии «один тур – это мир, два тура – война».
Кроме того, в сложившихся обстоятельствах (коалиция развалена, правительство в подвешенном состоянии, кто премьер – толком не ясно), именно в руках президента оказался сосредоточен максимум власти и влияния.
Существует также и версия о том, что Порошенко активно склонял Яценюка и Турчинова к созданию совместного политического проекта. Мол, «Батькивщина» - уже пройденный для вас этап. Но то ли Турчинов и Яценюк решили, что с «Батькивщиной» их политическое будущее более стабильно, то ли решили пуститься в самостоятельное плавание – и таким образом Порошенко то ли отомстил им за несговорчивость, то ли дал возможность пересмотреть свои взгляды.
«УДАР» же, судя по всему, рассчитывает, что доказав свою преданность президенту, он сможет воспользоваться его имиджевой, медийной и административной поддержкой на вероятных досрочных выборах. В противном случае «УДАРу» придется играть на одном поле с той же «Солидарностью» и делить голоса.
Арсений Яценюк и «Батькивщина»
«Батькивщина» пытается сейчас выжать максимум имиджевых выгод, делая заявления в духе: «Внутри страны создан второй фронт против Украины и нанесен удар в спину всем патриотам». На выборах это будет эффектным ходом: коалицию развалили предатели – не голосуйте за предателей. Такому политику как Юлия Тимошенко не привыкать озвучивать подобные тезисы.
Вся загвоздка, впрочем, как раз и кроется в том, что достоверно неизвестно, какое будущее для себя выберут Яценюк (и Турчинов). В любом случае, лично для Яценюка, выступившего с очень ярким заявлением об отставке, ситуация выглядит обнадеживающей. Если Рада найдет голоса за его отставку (что сомнительно), то он – «жертва предателей». Если не найдет – Яценюк останется премьером (что всегда считалось хорошей стартовой площадкой для предвыборной гонки). Впрочем, не исключено, что Порошенко и Яценюк найдут способ договориться к обоюдной выгоде, сделав крайними хоть бы и «ударовцев» со «свободовцами».
Для «Батькивщины» же уход Яценюка (и, возможно, Турчинова) из партии будет означать почти катастрофу. В этом случае скорейшие досрочные выборы могут быть и выгодны партии: премьер-«камикадзе» может просто не успеть реанимировать собственный политический проект должным образом, а главное – доходчиво объяснить избирателям причины своего ухода из «Батькивщины».
«Свобода»
А вот для «Свободы» нынешний политический маневр – едва ли не последний шанс надеяться на пристойный результат на парламентских выборах. Не секрет, что у партии – электоральный кризис, а Тягнибок на президентской гонке показал унизительный для себя результат. Причем голосами «Свободы» поживился вовсе не «Правый сектор», а Олег Ляшко.
Теперь же у соратников Тягнибока есть неплохая стартовая площадка для парламентского забега: мы, мол, боролись за идеалы Майдана (одним из требований которого и были перевыборы Рады), мы сделали все, чтобы добиться роспуска парламента, в котором засели… и далее по тексту.
Украина
Для страны нынешний развал коалиции означает, увы, одно: политики в очередной раз доказали неспособность договариваться. Ведь и вопрос роспуска нынешнего созыва парламента, и вопрос принятия нового закона о выборах – все это были задачи, вполне решаемые и без нынешних скандалов и истерик с развалом коалиции и взаимными обвинениями в предательстве.
А последние замеры общественного мнения, кстати, показывают, что лидером электоральных симпатий на гипотетических выборах является как раз Радикальная партия Ляшко. Но тут уж есть и вопрос к политической зрелости общества, которое надеется решить клубок сложнейших проблем при помощи радикального популизма.
- Информация о материале
Страница 763 из 1561
