Статьи
В немецком языке возникло новое слово «Russlandversteher», то есть «понимающий Россию». Корреспондент The Wall Street Journal Мэттью Камински пишет, что этой «понимающей» позиции политического и делового истеблишмента придерживаются более половины жителей Германии.
Само появление подобного слова прекрасно характеризует состояние взаимного недоверия между Россией и Западом, когда даже поддержка одной из сторон уже становится явлением. В то же время «понимающие Россию» что в Германии, что в других странах Европы или в Соединенных Штатах, скорее всего, знают и то, что это понимание не обоюдно. Российское неприятие Запада зачастую пытаются объяснить его врожденным агрессивным русским характером и всеобъемлющей государственной пропагандой. Но ведь так было не всегда. В начале 90-х, например, все было иначе, да и в начале нулевых тоже: откуда же выросло взаимное непонимание и недоверие?
Комплекс отчима
Ментальные отношения обобщенной России и Запада в широком смысле слова одно время чем-то напоминали жизнь с комплексом старшего брата, который сама Россия, например, испытывала к Украине. Только в этом случае россияне чувствовали себя младшими, а Запад представал в виде строгого отчима, который может погладить по голове и дать шоколадку, а может и пальчиком погрозить. Ребенок рос, становился все хулиганистее, и картина стала казаться другой: занудный отчим пытается поучать здоровенного пасынка, который сам хочет грозить пальцем, а шоколад, оказывается, ему и не нужен, ведь есть исконно русские пряники, а шоколад только развращает.
Взаимное недоверие, которое так ярко проявляется сегодня – родом из 90-х. СССР распался, коммунистический строй остался в прошлом, приказал долго жить Варшавский договор. А Североатлантический договор, в пику которому он подписывался, продолжал действовать и даже начал расширение на Восток, вбирая в себя бывшие станы соцлагеря и даже бывшие прибалтийские республики Союза.
Сам факт сохранения НАТО после распада СССР в России воспринимался так: Запад продолжает мыслить категориями холодной войны и воспринимать воспрянувшую от коммунистического сна Россию как возможного военного противника. Объясняя существование НАТО в качестве универсального инструмента безопасности, на Западе не смогли честно объяснить русским, против кого собираются использовать этот инструмент, если из двух противостоящих друг другу сверхдержав сохранилась лишь одна.
Когда двери в блок приоткрылись для Украины и Грузии, в России устами Владимира Путина не преминули заявить, что при выводе советских войск из Восточной Европы генсек НАТО обещал советскому руководству, что Альянс не будет расширяться дальше существующих границ. На что в пресс-службе НАТО вполне официально ответили, что никаких документальных свидетельств этих обязательств нет, и никогда не было.
Многие россияне искренне считали, что внесли самый весомый вклад в победу над коммунизмом (за что люди в Москве 20 августа1991-го погибли? За что диссиденты в лагерях мучились?), и рассчитывали на этом основании войти в «клуб победителей» по итогам холодной войны. А выяснилось, что с точки зрения западных партнеров они — все равно проигравшие. И, что особенно обидно, зря только победили… самих себя.
По сути, в России до сих пор не могут понять: а какой Запад хотел видеть Россию? Равноправным партнером? Развитым государством, но не сверхдержавой? Гигантским рынком сырья и сбыта? А, может, и в самом деле, пугалом, существование которого оправдывает дорогостоящие программы Пентагона?
Свист сочинского хлыста
Возможно, последним серьезным поводом обидеться на Запад (до крымских событий) была сочинская Олимпиада. Россия долго к ней готовилась. Стройка десятилетия должна была показать Западу: а мы можем не хуже той же Британии. И что в итоге? СМИ и социальные сети наводнили многочисленные новости и посты о спрятанных под подушками розетках и туалетах без перегородок между унитазами. Свист казачьего хлыста, бьющего по активистке Pussy Riot, прозвучал громче, чем хлопок стартового пистолета, предшествующего спортивным победам. Именно так и восприняли освещение околоолимпийской жизни в западных СМИ россияне. Сыграло, мол, извечное желание Запада щелкнуть Россию по носу, как мудрый отчим несмышленого пасынка.
Пушкин как-то написал, что правительство в России — все еще единственный европеец. И еще в начале нулевых Владимир Путин как раз и пытался быть тем самым европейцем. Сейчас даже не верится, что лет 15 назад в России всерьез задумывались о присоединении к тому же НАТО, пусть и на очень особых условиях. Но вышло так, что Запад заигрался на пресловутой «великой шахматной доске» и, что еще хуже, даже не скрывал удовольствия от собственной одиночной игры.
В итоге в России все чаще задавались вопросом: зачем же было вообще упразднять СССР, а от стандартного западного ответа о том, что порвать с тоталитарным прошлым стоило прежде всего ради самих себя и собственного демократического рыночного будущего, веяло холодом и обманом. Да и, честно говоря, идея «особого российского пути» — это не исключительно российская идея: далеко не все на Западе верили в то, что Россия в силу размеров и груза прошлого способна по-настоящему вестернизироваться. Тем более что в 90-е вестернизация чуть было не закончилась распадом страны.
Теперь на Западе уже понимают, что подойти к России со стандартным аршином либеральной демократии не получилось. В привычные рамки и модели она не вписывается, и, пожалуй, стоило бы выработать какие-то особые (в конце концов, в отношениях с Китаем научились же обходить стороной вопросы о соблюдении прав человека и демократических стандартах). Но недоверие дает о себе знать: Запад, и прежде всего США, опасается, что такой шаг будет воспринят в Москве как индульгенция и поощрение ее нынешних действий.
- Информация о материале
Создание зоны свободной торговли Украины с ЕС спровоцирует тектонические сдвиги в отечественной экономике. Отменяя пошлины на импорт для украинских товаров, Евросоюз требует от производителей внедрения высоких стандартов качества. Но это не только длительный, но и затратный процесс, влекущий за собой неизбежный рост цен на многие группы товаров. Пессимисты опасаются, что повышение стандартов производства окажется просто не по силам для многих украинских предприятий из-за банального отсутствия необходимых для этого ресурсов. А значит, вынудит их закрываться, заодно оказавшись и существенным сдерживающим фактором для выхода на рынки новых игроков. То есть неизбежен рост безработицы (особенно на и так проблемном Востоке страны).
Возникающие очевидные и непростые вызовы можно перечислять еще долго, но оптимисты уверены, что повышение качества продукции восполнится сторицей, так как существенно расширит рынки сбыта для украинских экспортеров как в Евросоюзе, так и по всему миру. Способна ли (и при каких условиях) украинская экономика воспользоваться открывшимся окном возможностей, или оно неизбежно в очередной раз закроется перед нашим носом?
Лучше быть богатым и здоровым
Согласно отчету Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ), анализирующему экономическую составляющую Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, внедрение технических требований Евросоюза может вызвать затруднения в первую очередь у мелких производителей, которые не смогут найти инвестиции для реноваций.
На сегодняшний день говорить о конкурентоспособности отечественных предприятий не приходится: изношенность основных фондов на украинских производствах превышает 60%, энергоемкость продукции вдвое выше, чем в Европе, а продуктивность труда — втрое ниже. При этом регуляторные нормы и система налогообложения в Украине все еще не соответствуют международным стандартам. По оценкам Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП), адаптация к новым условиям работы потребует приблизительно десяти лет и около 200 млрд долл. прямых инвестиций. Тогда как по данным Госстата, за весь прошлый год на технологические инновации украинские предприятия потратили лишь 9,6 млрд грн. При этом на приобретение новых технологий ушло не более 1% от названной суммы.
"Инвестирование в Украине существенно усложняется фактическим отсутствием механизмов защиты вложений и высоким уровнем коррупции, — считает Юрий Прохоров, вице-президент УСПП по вопросам поддержки экспорта. — Во всем мире бизнес занимается инвестициями ради сохранения и приумножения капитала. К сожалению, инвестируя средства в украинские производства, сохранить и приумножить не получается". Соответственно, и перспектива покупки сторонними инвесторами компаний, не сумевших работать в новых условиях, достаточно туманная.
Эксперт считает, что, прежде всего, пострадают предприятия, которые за годы независимости не смогли найти свою нишу на западных рынках и ориентировались на работу со странами СНГ. "У нас есть компании, работающие исключительно с одним поставщиком в России, как они будут работать дальше, непонятно, — говорит Ю.Прохоров. — Безусловно, это просчеты директоров этих компаний, расплачиваться за которые, увы, придется сотрудникам и их семьям".
Могут пострадать от введения стандартов ЕС и потребители. Товары, не соответствующие европейским нормам, будут вытеснены с рынка. Как правило, именно эти товары входят в низкий ценовой сегмент и потребляются бедными слоями населения. Производители, внедрившие европейские стандарты, почти наверняка поднимут цены, чтобы компенсировать затраты на повышение качества продукции.
Однако, по мнению экспертов ИЭИ, модернизационный потенциал соглашения с ЕС стоит того. "Исходя из опыта консультаций с производителями, сложность внедрения норм ЕС зависит в большей степени от желания компании выходить на европейский рынок. Стандарты ЕС — это стимул для обновления производства, а технический уровень большинства отечественных предприятий давно следует повысить", — комментирует ситуацию Игорь Бураковский, глава правления института.
Павел Шеремета, министр экономического развития и торговли Украины, реальных угроз для мелкого и среднего бизнеса не видит (или предпочитает не замечать?), считая, что при умелом управлении производители средней руки только выиграют, а сними и отечественная экономика. "Украина движется по европейскому пути развития, и в перспективе количество мелких и средних предприятий должно резко возрасти. Но важно не столько их количество, сколько их экономический вес, который с внедрением стандартов ЕС возрастет и позволит им стать крепким фундаментом украинской экономики", — говорит министр.
Речь, безусловно, не идет о мгновенных экономических изменениях, на адаптацию условий Соглашения о создании зоны свободной торговли с ЕС предусмотрено десять лет. В течение этого времени необходимо будет изменить производственные стандарты и внести соответствующие изменения в национальное законодательство, регулирующее безопасность продуктов, рыночный надзор, ответственность за реализацию некачественного товара. Украине придется имплементировать порядка трех сотен европейских законов. Но начинать работу придется не с нуля — на сегодняшний день уже утверждено более 40 технических регламентов, базирующихся на соответствующих европейских нормативных документах
Жертвы качества
Как правило, гармонизированные европейские стандарты состоят из двух частей, обязательной и добровольной, и могут применяться как в полном объеме, так и частично. Более того, применение гармонизированных стандартов не является обязательным. Изготовители имеют право выбирать любые другие технические решения при производстве, главное — чтобы были соблюдены обязательные требования Евросоюза. Соответственно, воспринимать внедрение стандартов ЕС можно не как обременительные условия сотрудничества, а как средство упрощения получения разрешений для работы на рынке.
По мнению экспертов ИЭИ, существенно упростит процедуру внедрения стандартов ЕС для украинских производителей взаимное признание сертификатов соответствия: экспортер может использовать в производстве свои стандарты при условии, что они соответствуют уровню стандартов импортера. Процедура признания соответствия длительная (до 365 дней) и трудоемкая, но производители все равно смогут ощутимо экономить на переоснащении производств.
В большей степени требования ЕС касаются контроля безопасности для потребителя и окружающей среды, практически не влияя на другие аспекты производства. Именно поэтому львиная доля стандартов затрагивает работу предприятий АПК и пищевой промышленности.
Например, изменятся условия содержания и обращения с животными, повысится качество растительной и животной продукции. Также животноводам необходимо будет предоставлять ветеринарным службам так называемый план биозащиты, содержащий огромный массив информации: от источников кормов до журнала посетителей предприятия и уровня квалификации его сотрудников. Очевидно, что сейчас только агрохолдинги готовы предоставлять стране-импортеру настолько обширную информацию о содержании скота. Кроме того, в Украине до сих пор нет законодательной базы об идентификации животных и качестве кормов, из-за чего в частности производители мяса птицы уже получили лицензии на экспорт в ЕС, а производители других видов мяса — еще нет.
Условно открытым для отечественных производителей остается и молочный рынок Европы. Более 60% молока в Украине производятся домохозяйствами, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить соответствие своей продукции санитарным требованиям ЕС и создать для скота европейские условия содержания. Эксперты ИЭИ считают, что решением для мелких молочников могло бы стать создание кооперативов или малых семейных ферм, однако такая мера требует и законодательного регулирования, и инвестиций.
"Правительство не может помочь мелкому производителю внедрять стандарты ЕС, у него просто нет для этого ресурсов. Наша задача открыть для производителей дополнительные рынки сбыта, дальше все уже зависит от их желания и умения работать, — объяснил свою позицию Павел Шеремета. — Поиск инвестиций для повышения качества продукции — это задача бизнеса и один из основных способов его развития. Внедрение стандартов ЕС — это, кстати, тоже инвестиция в развитие".
Несколько проще обстоит ситуация в машиностроении — нормативы ЕС предполагают использование так называемых стандартов покупателя. Заказчик устанавливает для экспортера критерии качества товара, а тот, в свою очередь, поставляет продукцию, соответствующую требованиям конкретного покупателя. С одной стороны, это усложняет работу, заставляя производителя каждый раз подстраиваться под новые требования, с другой — эта рыночная практика гармонизирует отношения между покупателем и продавцом и рассчитана на более длительное сотрудничество.
"Не стоит бояться того, что многие компании не выдержат нагрузки новых условий. Если компании производят качественный товар, они спокойно продолжат работать. Остальным производителям придется повышать качество продукции, что будет огромным плюсом не столько даже для потребителей, сколько для самих производителей, так как использование европейских стандартов качества только укрепит их позиции на рынках", — уверен Игорь Бураковский.
Три ступени к рынкам
Повышение качества продукции и соответствие производств нормам Европейского Союза действительно могут открыть перед отечественными производителями новые рынки сбыта. "Фактически все страны, с которыми сейчас сотрудничают государства Евросоюза, становятся потенциальными партнерами для украинских товаропроизводителей, — считает украинский министр экономики. — Конечно, все будет зависеть от их желания выходить на эти рынки, изучать их конъюнктуру, привлекать маркетологов, улучшать продукцию. Но потенциал, без преувеличения, огромен".
Для успешной работы на международных рынках важны три составляющие: имидж государства-экспортера, законодательная база и соответствие стандартов качества требованиям импортера. Причем многие экономисты считают, что соответствие технических стандартов производства стимулирует торговлю куда больше, чем отмена ввозных пошлин.
В прошлом году, например, существенно пошатнулся отечественный рынок твердого биотоплива. Польша, ключевой рынок сбыта для украинских производителей, отменила дотации для ТЭС, работающих на смешанном топливе. Спрос на топливные брикеты в Польше сократился вдвое, а отечественные производители, продававшие полякам более 80% своей продукции, так и не смогли выйти на рынки других стран ЕС. В Польше основные потребители биотоплива — предприятия, а в других странах ЕС — домохозяйства. Естественно, требования к качеству биотоплива, используемого в быту, намного выше, и украинский товар на рынки не пустили.
Внедрение стандартов ЕС и приведение украинского законодательства в соответствие с европейскими стандартами, безусловно, поспособствуют расширению торговых отношений украинских компаний с другими странами. "ЕС — один из крупнейших торговых агентов на мировом рынке. Сотрудничая с ЕС, Украина получает опыт, который поможет ей в работе с другими странами — партнерами союза. Кроме того, само присутствие страны на европейском рынке — это уже знак качества, даже незначительный экспорт в страны ЕС является положительным сигналом для мирового сообщества", — считает Игорь Бураковский.
Диверсификация рынков экспорта создает лучшие условия для ведения торговли, расширяет возможности преодоления негативных факторов, улучшает экономический климат. Очень многие украинские предприятия ориентированы исключительно на работу с РФ. Говорить о каком-либо комфорте сотрудничества не приходится, торговля с этой страной чрезвычайно зависима от политических настроений. На сегодняшний день становится очевидным, что украинским предприятиям необходимо искать новых торговых партнеров — с января по апрель нынешнего года объемы экспорта в РФ сократились на 22,6%.
Страны Европейского содружества успешно работают на рынках таких экономических титанов, как Китай, США и Япония. Поддерживают торговые отношения со странами Африки, ведут переговоры о подписании соглашения о свободной торговле с Меркосур и Центральноамериканским общим рынком. Используя регуляторные нормы ЕС и опыт выхода на рынки стран содружества, украинские производители вполне могут расширить географию своего экспорта. А высокие стандарты качества продукции помогут производителям справиться с конкурентными вызовами.
Не стоит зачаровываться, чтоб не разочаровываться
Тем не менее ситуация на внешнем и внутреннем рынках сбыта сложится непростая. Эксперты не отрицают, что многим производителям будет сложно работать в новых условиях. "Большая часть экспорта лежит на плечах именно крупных предприятий, многие из которых до сих пор работают по советским стандартам, используют устаревшее оборудование и ориентируются на торговлю с Россией, требования которой существенно мягче европейских, — объясняет Юрий Прохоров. — Многие директора таких титанов промышленности в растерянности". Средний и малый бизнес, по мнению эксперта, как раз в более выгодных условиях. Во-первых, эти предприятия создавались уже во времена независимой Украины, и их технологическая база новее, а в работе уже используются европейские стандарты. Во-вторых, небольшие производства требуют меньших вложений в развитие. Однако и это не является гарантией успешного внедрения стандартов ЕС. "Если компания не была ориентирована на европейский рынок, она так или иначе столкнется с проблемами, решение которых потребует существенных затрат", — считает представитель УСПП.
Не обещают кисельных берегов и компаниям, которые потенциально готовы торговать с ЕС. Европейский рынок — зрелый и очень диверсифицированный. Для успешной работы нашим производителям необходимо будет искать свою нишу и работать в условиях жесточайшей конкуренции. "Товар мало привезти в Европу, его еще нужно продать. Во-первых, подписание Украиной Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС еще не означает, что европейцы ринутся покупать украинские товары. Во-вторых, в Европе существуют еще и частные стандарты ритейлеров, и если компания хочет продавать товар в конкретной торговой сети, стандартов, изложенных в соглашении, ей будет недостаточно, и она должна будет выполнить определенные требования продавца", — объясняет Игорь Бураковский.
Но вхождение в зону свободной торговли с ЕС — это не только инструмент увеличения экспорта, это еще и инструмент привлечения технологий в экономику. Многие украинские компании давно работают со странами ЕС (34% всего украинского экспорта). Однако поставляют они в страны содружества исключительно сырье (75% всего экспорта в ЕС): черные металлы, руды, зерновые культуры и продукты растительного и животного происхождения. Евросоюз же импортирует в Украину до 70% высокотехнологичных товаров. Модернизация производств и ужесточение конкуренции могут стимулировать рост производства и экспорта готовой продукции. Вот только какой ценой?
В обозримом будущем создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС — если не удар, то точно вызов для отечественных товаропроизводителей, и только от их умения вести бизнес зависит, смогут ли они этот вызов достойно принять. Однако именно ЗСТ создает условия, необходимые для развития и роста отечественного производства и его выхода на новые уровни качества и рынки сбыта. "Мы ожидаем, что за следующие десять лет при благоприятных условиях ВВП Украины вырастет на 11–12%, — говорит Игорь Бураковский. — Но надеяться только на эффект от сотрудничества с ЕС наивно, ведь он возможен лишь в комплексе с эффектом от борьбы с коррупцией, эффектом от реформы налогообложения. Если Украина не проведет необходимые реформы, не оздоровит экономику, потенциал соглашения о ЗСТ просто невозможно будет реализовать".
- Информация о материале
Контроль над Украиной остается на сегодняшний день главной стратегической задачей Кремля. Южный поток, санкции, взаимоотношения с Евросоюзом и США – важно в стратегической перспективе. А вот с точки зрения тактики главная задача – вернуть Украину в сферу влияния. Тем более, вложено столько сил и средств, испорчены отношения с другими странами – жалко все это бросить. А на внутреннем рынке пропаганды отступление просто уничтожит рейтинг Владимира Путина. Так что отступать некуда – только вперед. Для Украины эти метания в Кремле ничего хорошего не сулят. К объективным проблемам в экономике добавятся интриги, заботливо подсунутые соседом.
В настоящий момент основной точкой приложения усилий Москвы является создание непризнанных республик. Донецкая и Луганская области в качестве новых федеральных округов Кремлю не нужны и даром. А вот в формате Приднестровья – отличный вариант. Камень на шее Украины, постоянная зона нестабильности будет лихорадить всю страну и не даст ей в ближайшей перспективе стать успешным европейским государством. При этом российское руководство легко может взять под контроль местные элиты и с их помощью влиять на общую политическую ситуацию в Украине.
Но это минимальная программа. Блокировать развитие непокорного соседа, мешать евроинтеграционным процессам и непрерывно показывать собственным гражданам, как плохо заканчиваются Майданы в частности и демократические выборы вообще – хорошо, но мало. Куда более соблазнительным выглядит вариант получения оперативного управления Украиной – путем законной смены власти. Убрать проукраинские и проевропейские силы на второй план, проложив деньгами дорогу к центру управления сторонникам «многовекторности» - вот такая стоит сегодня задача перед Кремлем.
Осенние выборы в Верховную Раду это тот самый шанс, который кремль не собирается упустить. В ход пойдет не только пятая, а шестая, седьмая и десятая колонны. Януковичей, Курченко и прочих беглецов выжмут до нищеты, еще и из российского бюджета подкинут фонды, но медийные пророссийские проекты, ориентированные на Москву политики и общественники ни в чем не будут нуждаться. Террористические организации тоже не останутся голодными – дестабилизация обстановки в интересах Кремля.
Куратором российских проектов в Украине, вероятнее всего останется бессменный Виктор Медведчук. Просто потому, что Путин и раньше не слишком доверял украинским политикам, а в последнее время тем более. А Виктор Владимирович все-таки не чужой человек. Это дает Украине неплохие шансы, потому что все это время проекты Медведчука проваливались с одинаковым успехом. Харьков, Одесса и прочие кандидаты в Новороссию, вопреки всем прогнозам экспертов «Украинского выбора», категорически отказались поддерживать сепаратистов. Да и в Донецкой и Луганской области только с помощью оружия и наемников удается что-то удержать. Но нас должны интересовать сейчас актеры второго плана. Кто поведет украинцев обратно в империю – вот ключевой вопрос.
Партия регионов Виктора Януковича и коммунисты Петра Симоненко провалили все, что могли. Отдельные персонажи типа Олега Царева или Вадима Колесниченко никакой пользы принести не могут – даже немного вредят. Значит, Путин будет играть новыми фигурами. Конечно, полностью сбрасывать остатки Партии регионов в качестве балласта никто не собирается – под чутким руководством Вадима Новинского и других пророссийских политиков будет создана новая политическая сила. За мир и стабильность вообще, за счастливый Донбасс в частности – эти процессы уже идут в Верховной Раде и на местах.
Все расходы лягут на плечи местных олигархов и Сергея Курченко – за что последнему дадут гарантию неприкосновенности от разозлившейся «Семьи». Это будут «помиркованные и конструктивные» силы. Особую надежду Кремль возлагает на «левую политическую нишу» - защита социальных стандартов, борьба за интересы трудового класса против олигархов. Благо, враждебные Кремлю олигархи уже есть и бороться необходимо. Тут нужны сразу два вождя – для активной мирной работы на уровне профсоюзов и для радикальных течений под лозунгами «хлеба и зрелищ» плюс «отнять и поделить».
С конструктивными левыми вопрос пока обсуждается – Петр Симоненко разочаровал Москву и собственного избирателя, а остаткам электората, голосующим «вот уже шестьдесят лет за коммунистов» совершенно все равно, как фамилия вождя. Эти люди на избирательных участках мучительно ищут в бюллетенях КПСС, а когда не находят, покорно голосуют за КПУ. Но после аннексии Крыма этот избиратель уже не даст вожделенных 3%, так что придется добавить новизны в процесс. Кто предложит Кремлю проходной вариант – тот и станет новым Симоненко. А старого вместе с КПУ вообще могут запретить через суд – на радость народу. Наталья Королевская? Свой в доску простой и бесхитростный Михаил Добкин? Полагаю, кастинг еще не закончен.
С радикальными защитниками рабочих, крестьян и доверчивой интеллигенции все уже ясно – социальные протесты возглавит Николай Рудьковский. Перевод валютных кредитов в гривневые для защиты заемщиков уже отработан, другие простые и понятные вещи не заставят себя ждать. Естественно, это будут не просто инициативы и законопроекты, а мощные батальные сцены с хорошей массовкой и освещением в СМИ. Да, это потребует не только интеллектуальных усилий, но и очень серьезного финансирования. Но рука дающего до осени точно не оскудеет. Отступать Кремлю некуда – слишком большие планы, чтобы вот так от них отказаться.
- Информация о материале
Вот смотрели, смотрели люди в течение недели разные фотографии прогуливающихся по Крыму «вежливых людей» в полном обмундировании, и знаете, что усмотрели? Что вооружение у них безусловно российское, часто эксклюзивно российское, но не так чтобы типичное для Российской армии. Много всяких новейших модификаций, которые еще не поступили на вооружение. Да и носят они свое обмундирование и оружие не так, как принято в Российской армии, а по натовским стандартам – оружие при патрулировании направлено стволом вниз, ну, или классический для американской армии ствол на локоть. В Российской армии так не носят. Там другая традиция.
И знаете, к какому выводу пришли наблюдательные люди? Они пришли к выводу, что «вежливые люди» – это не Российская армия. Это частные военные подразделения. Те самые, о которых Путин говорил два года назад, отвечая на вопрос депутата Митрофанова: «Считаю, что это действительно является инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства. Считаю, что над этим можно подумать и посмотреть». Впрочем, «Газпром», например, обзавелся своей частной армией еще в 2011 году, соответствующий указ подписал тогда премьер-министр России Путин В.В. Еще раньше это сделала «Транснефть».
Я не специалист и не готов утверждать, правда ли это, или просто очередной фантазм, рожденный этой безумной неделей. Но вот сама идея, что «вежливые люди» скрывают не свою, казалось бы, очевидную принадлежность к Российской армии, а как раз отсутствие этой принадлежности, кажется мне не только красивой, но и очень значимой.
Нет, я не про куда большую свободу действия частной армии, не про современные технологии обхода международных законов и общественного мнения. Это тоже важно и интересно, но я не про это. Я про сущностные основания происходящего в России и с Россией.
Даже если в Крыму действительно высадилась частная армия Путина В.В. и его окружения, которая решает частные задачи Путина В.В. и его окружения. Даже если это и вправду ВС РФ, это именно так. И дело не только в людях с автоматами.
Вот, например, Госдума. Идиотские законы, поток маразматических заявлений и предложений. Параллельно постоянный вброс компромата с дачами, счетами и прочими доказательствами жульнической и воровской сущности депутатов. Такой странный спектакль с актерами, изображающими обнаглевших, полоумных скотов – что скрывает этот кошмар? Да то же самое. Нет никакой Государственной думы, нет никакой госинституции – есть частная артель, в которую наняли людей на разные должности. Кто-то разыгрывает дурачков, кто-то решает вопросы, кто-то слушает указания и отвечает за исполнение. Наняли и в любой момент могут уволить.
Когда сотрудники госканалов и госизданий показывают нанятых актеров, которые в разных украинских городах рыдают, сообщая о страшных «бендеровцах», когда они несут белиберду про Навального, мерзких геев, американских детоубийц и проч. и проч. Они ведь функционируют не столько в режиме сотрудников государственной, общественной институции, сколько в режиме сотрудников пиар-службы частной корпорации, где врать, подтасовывать факты – штатная обязанность, где интересы инвестора – определяющая и единственная ценность.
Впрочем, не совсем. Люди есть люди, и кроме корыстных мотивов у них имеются еще мотивы человеческие. При всей важности интересов инвестора у них есть профессиональные и человеческие ограничения. Но в описываемой ситуации эти ограничения снимаются зазором между реальностью и фейком. Грубо говоря, не так просто погубить свою душу ради увеличения доходов какого-то инвестора, а вот ради интересов России уже можно. Собственно, для идеальной эффективности инвестору просто надо назваться Россией. Представить свои интересы как интересы России, не забывая, разумеется, давать четкие указания и платить деньги (или хотя бы обещать их).
Тут, правда, необходимо еще одно «впрочем». С интересами России тоже нельзя злоупотреблять – дело опасное, кому-то в голову может прийти своя трактовка этих интересов.
Вот те же «вежливые люди». Мало ли что придет в голову солдатам ВС России, они же не просто на работе, они отечество защищают. А вдруг они не захотят стрелять в тех же русских – украинская армия вообще-то не из «бендеровцев» состоит, а из тех же русских по большей части, многие из которых, как известно, не сдаются, и вообще могут оказаться верными присяге. Или, наоборот, обнаружив вдруг каких-то «бендеровцев» (они ведь и правда, наверное, существуют в каком-то виде), откроют огонь, когда интересы инвесторов совсем не про это.
В итоге все: Россия, интересы инвесторов, частные армии и артели, работа пиар-служб и весенние обострения – так перепутывается, что начинается кошмарный сон. Который сам уже начинает диктовать свою логику реальности. Дикую и опасную. Для всех.
Что-то похожее уже было сто лет назад, кстати.
- Информация о материале
Как известно, Петр Порошенко до избрания президентом Украины оставался внефракционным народным депутатом. Личный опыт и политические инстинкты подсказывают главе государства все преимущества наличия в законодательном органе нардепов, не зависящих от воли партийных вождей и не связанных никакими договоренностями, кроме личных обязательств.
Президент-искуситель
В проекте изменений в Конституцию, в достаточно сжатые сроки подготовленном президентом (что не могло не сказаться на качестве), бесспорно наиболее скандальным и далеко идущим по своим последствиям является предложение об отмене императивного мандата. По сути, речь идет об откате на десятилетие назад — в последний раз полноценная депутатская вольница существовала в Верховной Раде еще четвертого созыва, в 2002–2006 годах (см. справку «Кто все эти люди?»).
Резоны Порошенко просты и понятны: не связанные императивным мандатом народные избранники могут создавать правящую коалицию на индивидуальной основе, значительно упрощая президенту процесс создания нужного ему парламентского большинства. Ведь украинская политика живет по особым законам, далеким от математической и стандартной бизнес-логики: в ней вполне может сложиться ситуация, при которой «покупать» голоса депутатов «в розницу» обойдется гораздо дешевле, чем договариваться с «оптовыми поставщиками» — лидерами политических партий.
В выигрыше в таком случае окажется не только президент, но и рядовые депутаты. Во-первых, вырастет цена каждого голоса. Во-вторых, ликвидируется «промежуточное звено» — партийное руководство — между депутатом и источником распределения благ и ресурсов (Кабинетом министров, администрацией президента).
Но в еще большем выигрыше окажутся, образно говоря, «нерядовые депутаты». Речь идет о тех влиятельных и состоятельных политиках, которые могут позволить себе содержание депутатских групп и фракций.
Петр Порошенко играет наверняка: он соблазняет депутатов и лидеров «второго эшелона» отменой императивного мандата, чтобы получить их голоса в поддержку проекта Конституции, усиливающего влияние президента на силовой блок (ГПУ, СБУ, АМКУ, потенциально — Нацбюро расследований) и регионы. Получив желаемое, президент даже может позволить себе не педалировать тему прекращения полномочий парламента.
В случае же если нардепы заупрямятся — президент с чистым сердцем может требовать досрочных выборов, апеллируя к благоприятному для него общественному мнению. В такой ситуации в виде бонуса Порошенко еще и получит возможность провести в парламент «именную» политическую силу.
Было бы о чем жалеть
Отметим, что момент для нанесения удара по партийным структурам и их лидерам складывается для Петра Алексеевича очень удачно. Абсолютно во всех партиях, представленных в парламенте, происходит брожение, более того, перспективы каждой из них довольно туманны. КПУ и «Свобода» лишились электората, ПР разваливается, в «Батькивщине» — плохо замаскированный раскол, УДАР получил Киев, но таким образом остался обезглавленным в парламенте и так и не стал полноценной «партией президента».
С другой стороны, в своих бедах политические партии могут винить исключительно самих себя. Ведь если разобраться, то все они, за исключением разве что с натяжкой «Свободы», являются скорее фантомами политических партий в подлинном смысле, представляя собой бизнес-проекты различной степени успешности, да еще и зацикленные на персонах лидеров.
Вообще странно, что в ходе «революции достоинства» не был четко артикулирован вопрос о целесообразности сохранения нынешних политических партий как институтов в контексте построения нового государства и общества.
В процессе «розбудови держави» в далеком уже 1997 году тогдашними элитами было принято решение подстегнуть процесс партийного строительства (и политической структуризации общества) путем внедрения смешанной избирательной системы. Однако, как выяснилось впоследствии, вместо жизнеспособных партийных организмов Украина получила големов, паразитирующих на структурах незрелого общества с ограниченным доступом и коррумпированной государственной машины.
По большому счету, в новой Украине партийные структуры, впитавшие в процессе генезиса практически все недостатки Украины «старой», выглядят не только нелепо, но и представляют опасность для зарождающихся моделей взаимоотношения государства и общества.
Вот только путь, которым президент предлагает форсировать отмирание «старых» партий, сложно признать удачным. По сути, это возврат к другому варианту прошлого: пусть не такому мрачному, как последние четыре года, но не менее тупиковому.
- Информация о материале
В одной удивительной стране по ту сторону Атлантиды жил чудной народ "чухраинцы", который слишком долго чухался, когда надо было действовать. Остап Вишня этого прямо не говорит, но мы точно знаем, что под этим странным многомиллионным сообществом он имел в виду именно нас. 23 года украинец стоял и чесал затылок, не понимая парадоксальной логики, по которой невероятно богатая страна живет невероятно бедно. Вместе с тем ответ на эту головоломку был известен ему всегда — потому что воруют.
Нет в мире ни одного государства, у которого был бы абсолютный иммунитет от влияния коррупции. Ее можно встретить не только в Сомали или Эритрее, но и в несопоставимо более развитых Польше или Бразилии. И, вообще, назовите любую страну и точно найдете там проявления коррупции. Советский Союз говорил всем, что коррупция — удел загнивающего капитализма, но сегодня постсоветские государства являются наиболее коррумпированными в Европе, так и не дотянув до звания капиталистических. Очередной парадокс системы мировоззрения, и никто не разбирается, как же так получилось. Вместе с тем среди бывших социалистических республик есть одна, демонстрирующая тенденцию к ухудшению своего и так неутешительного коррупционного рейтинга. К сожалению, это Украина.
Один из ведущих мировых экспертов в сфере эффективности ведения бизнеса и управления Ицхак Адизес говорит, что Украина невероятно высоко подняла планку по показателям открытости и бесстыдства коррупции на своей территории. Откровенно говоря, не нужны нам аргументы какого-то иностранца, мы и так знаем, что у нас не просто коррупция, а царь-коррупция; эталон взяточничества/откатов/кумовства, место которому в Палате мер и весов. Субъективное впечатление Адизеса так и осталось бы его личным мнением (учитывая, что мало кто о нем вообще знает), если бы подобные заключения не повторяли и более авторитетные источники. Немного языком цифр.
Согласно Индексу восприятия коррупции (ежегодный рейтинг стран мира, составляемый международной организацией Transparency International и базирующийся на оценках предпринимателей и экспертов), Украина в 2013 г. заняла 144-е место среди 177 государств и является самой коррумпированной страной Европы. В сотню Украина в последний раз входила в 2006 г. и с тех пор стабильно держится в зоне аутсайдеров.
Индекс экономической свободы, ежегодно рассчитываемый изданием Wall Street Journal и исследовательским институтом Heritage Foundation, распределяет мировые государства по уровню свободы от коррупции на свободные, в основном свободные, умеренно свободные, в основном несвободные и деспотические. По результатам 2013 г., Украина заняла 161-е место из 178 государств и продолжает находиться среди деспотических стран на протяжении последних четырех лет. Следует напоминать, что мы снова плетемся в хвосте Европы?
С 1996 г. Институт Всемирного банка рассчитывает некий World Government Indicators (WGI) — популярный сегодня комплексный индекс управленческой картины в каждом государстве. Индикатор контроля уровня коррупции отражает эффективность государственной политики по предупреждению коррупции и меняется от –2,5 (контроль отсутствует) до 2,5 (абсолютный контроль). По этому показателю Украина получила всего минус 1,03. Кстати, мы еще и единственная страна в Европе, демонстрирующая яркую тенденцию к ухудшению ситуации начиная с 2010 г.
По данным исследования "Глобальный коррупционный барометр" (Global Corruption Barometer), по итогам 2013 г. Украина оказалась в группе государств, где наиболее пораженными коррупцией политическими институтами признаются система правосудия, правоохранительные органы, система государственной службы и парламент. Только один украинец из 20 отмечает снижение уровня коррупции на протяжении последних двух лет, тогда как 59% считают его возрастающим, а 36% — неизменным. Действия власти по противодействию коррупции признают неэффективными 80% украинцев (в 2010–2011 гг. таких было 59%). Думаю, достаточно.
В целом в Украине достаточно много проблем и угроз. В последние дни и месяцы отдельные из них особенно обострились и проявились. Однако именно к коррупции можно "притронуться", что и делают, по разным оценкам, не менее половины наших соотечественников. События нескольких месяцев конца 2013-го — начала 2014-го стали агрессивной реакцией общества не столько на узурпацию власти в государстве отдельными высшими должностными лицами, сколько на тотальную коррупцию, которая ее сопровождала.
Нобелевский лауреат по экономике Гэри Беккер отмечает, что коррупция распространяется везде, где государство присутствует в любом из аспектов экономической жизни. Если такое влияние на рынок осуществляется активно и регулярно, то у административной элиты вырабатывается привычка "разруливать" и "решать". Это уже говорю я и на Нобелевскую премию вовсе не претендую, тем более что не дадут.
В украинской экономике размер прибыли в основном зависит от государственных субсидий, налогового режима и регуляторной политики, а не от эффективности менеджмента или наличия предпринимательского духа. Иными словами, важно, получит ли та или иная компания государственный заказ, подпадет ли под действие квоты, получит ли помощь или загнется под грузом налогов, соберет ли необходимые разрешения с лицензиями и т.п. Бизнес реагирует на аппетит государства попытками повлиять на политические решения: бизнесмены покупают политиков в обмен на привилегии или дополнительные доходы. На авансцену выходит чиновник — представитель хитрой социальной группы "коррупционеров", которые и держат на плаву коррупцию как явление; маг-волшебник, способный превращать 2 тысячи украинских гривен зарплаты в автомобиль за полмиллиона и дом за пять; главный фактор стабильного улучшения благосостояния собственного народа.
Хрестоматийно правильный чиновник должен ориентироваться на результат (а не на процесс), качественно выполнять свою работу и нести за нее ответственность в случае необходимости. Вы знаете много таких экземпляров? В условиях отсутствия контроля за чиновниками, сокрытия информации и морального оправдания коррупции наиболее заметен ее бытовой уровень: система образования, здравоохранения, социального обеспечения, ЖКХ, соблюдение правил дорожного движения и т.п. В перечисленных сферах коррупция преимущественно не носит характер вымогательства, а приобретает формы взаимной выгоды, возможности избежать ответственности, незаконного обретения прав или привилегий. Взяточником является преподаватель, требующий со своих студентов "дар" в обмен на зачетный балл. Однако он не наделен властными полномочиями, чтобы называться уже коррупционером. И в этом заключается основное отличие между взяточничеством и коррупцией — последней нужна власть, как фотосинтезу солнце.
В Украине можно купить себе диплом юриста, учителя, любого менеджера и другие документы об "образовании". Это еще более или менее мягкая форма коррупции (по своему влиянию на общественную жизнь, но не по стоимости в валютном эквиваленте) — человеку просто нужна "корочка". В государстве, где столетие царит принцип "без бумажки ты букашка…", подобная логика имеет право на жизнь — таковы печальные реалии и подобные примеры можно приводить сотнями. Хуже, когда покупается диплом, например, врача. А еще хуже, когда народ жалуется на коррупцию, но сам продуцирует ее, считая будничным явлением, и верит — чтобы ехать, надо смазывать. Извечное чухраинское "как-то оно будет" сочетается с таким же древним "я так и знал". Никто не уверен, что попадет на прием к эскулапу, добросовестно прошедшему соответствующую подготовку, а не к специалисту, диплом которого не подкреплен знаниями.
Приватизация государственной резиденции "Межигорье" — успешное для отдельных лиц и убыточное для государства следствие коррупционной схемы. Закупка "Укрзалізницею" в 2011 г. декоративных статуэток по цене свечного заводика — откровенная растрата бюджетных средств, но она незаметна для граждан, которых больше интересует стоимость необязательных услуг в вагонах, чем интерьер кабинетов железнодорожных начальников. Попытка студента откупиться от необходимости учить предмет, ограничившись "закладкой" в зачетной книжке, — коррупция бытовая, но от этого не менее вопиющая. Этими примерами не ограничивается колоссальный коррупционный опыт Украины — мы не самые плохие в мире, но откровенно последние в Европе и с каждым годом "улучшаем" свои позиции. Ко всему этому мы давно привыкли. Вопрос коррупции долгое время в Украине был хорошей "отмазкой" для объяснения часто безграмотной политики в различных отраслях, точнее, повсюду. Но до недавних пор мы не до конца осознавали, что коррупция не только портит нервы и оскорбляет достоинство, коррупция — это не просто купленные водительские права или сданная сессия, коррупция значительно более опасна, потому что способна убивать.
Коррупция оставалась чужой войной, от которой можно было откупиться: граждане разного возраста и материального положения платили преподавателям, судьям, чиновникам, медикам, пожарным и другим инспекторам, таким образом решая свои проблемы или создавая себе выгоды. Все были довольны. До тех пор, пока за коррупцию пришлось платить жизнью. Первый звонок прозвучал в г. Макеевка в сентябре 2013 г., когда три человека погибли в пожаре на седьмом этаже жилого дома из-за отсутствия необходимого оборудования у пожарной команды. Ситуация повторилась в Харькове в начале 2014-го: во время пожара на местном ювелирном заводе погибли восемь человек, двое из которых — выпрыгнули из окна. Оказалось, что пожарники не экипированы надлежащим образом: нет лестницы нужной длины и спасательного брезента нужного размера.
Можно провести мониторинг и обнаружить, что стоимость одной пожарной машины с 30-метровой лестницей — 270 тыс. долл.; брезент можно приобрести за 200 грн; пневматические подушки безопасности могут обойтись приблизительно в 60 тыс. грн.
Осенью 2010 г. в том же Харькове на новопостроенной станции метро было решено установить десять лавочек общей стоимостью 630 тыс. грн, которые объективно столько не стоят. Если бы средства, выделенные на закупку таких лавок, были использованы не "по привычке", а на те же спасательные подушки, была бы спасена не одна жизнь. Вы еще сомневаетесь в смертельной опасности коррупции? Идем дальше.
Благородная миссия спасения жизни не лишена разрушительного влияния коррупции и в системе здравоохранения. Вымогательство в условиях относительной бесплатности давно стало спутником посещения лечебных заведений. Однако граждане совершенно сознательно идут на такие неуставные расходы, заключая своеобразный социальный контракт: пациенты получают услугу, врачи — вознаграждение, государство не понесет убытков. Эта цепочка лишена бюрократии: как только в ней появляется чиновник, последствия становятся катастрофическими.
Согласно аналитической записке, подготовленной для Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам расследования фактов нарушений законодательства при осуществлении государственных закупок (и еще куча слов длинного названия) экспертами ОО "Центр противодействия коррупции", ЮКАБ и ВБО "Всеукраинская сеть ЛЖВ", в 2012 г. Минздрав закупало препараты по завышенным втрое ценам. Переплата (читаем — растрата государственных средств) составила десятки миллионов гривен. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2013 г., и в половине нынешнего. Всю опасность таких расточительных закупок можно осознать на примере: общественными активистами выявлено, что вследствие завышения цен при закупке антиретровирусных препаратов (менее десяти наименований) на протяжении последних двух лет украдено более 55 млн грн.
С повышением интенсивности и остроты сепаратистских выступлений на Востоке страны возникла необходимость обеспечить правопорядок, защитить национальные интересы и права и свободы граждан, а также гарантировать территориальную целостность Украины. Выполнение сразу трех
одинаково важных задач совпало с политической нестабильностью, экономическим кризисом и откровенной угрозой со стороны одного из стратегических партнеров. Настоящий тест. Коррупция не была бы национальным чудом, если бы ее след здесь не проявлялся особенно четко. Вооруженные силы никогда не были приоритетным объектом для инвестиций государства, поэтому сформировалась внутренняя склонность командиров и рядового состава к "передислокации" того, что плохо лежит. Государство, которое стабильно входит в десятку крупнейших мировых экспортеров оружия, но нигде не воевало, кроме миротворческих операций, в критический момент оказалось не готовым к войне. Когда же она началась, оправдалась поговорка "кому война, а кому мать родна".
Страна, "успешно" разбазаривавшая свою армию, через
23 года столкнулась с необходимостью использовать ее по прямому назначению. Патриотизм и энтузиазм и, наверное, извечный казацкий дух сделали невозможное — за два месяца боеспособность войска возросла. И на этом фоне особенно остро видны проблемы: если расконсервированная техника довольно нормально едет, а далеко не новое вооружение неплохо стреляет, то провизия и обмундирование теряются, а виновного невозможно найти. Тем временем погибают десятки украинских солдат.
США в конце марта поделились с украинскими Вооруженными силами продовольственными пайками MRE (Meal, Ready-to-Eat), которыми питается американская армия со времен войны во Вьетнаме. По документам эта помощь прибывает в подразделения в зоне АТО, но по данным группы "Информационное сопротивление", информации СМИ и заявлениям самих солдат, в реальности военнослужащие ее не получают.
При этом специальные магазины торгуют указанным товаром по 120 грн. В одном из них это называется "пищевой рацион американской армии для походов, туризма, активного отдыха и страйкбола". Официально MRE не подлежит продаже гражданским лицам. Однако начиная с 2005 г. правительство США регулярно раздает его населению в районах стихийных бедствий. Покупка через всемирный аукцион Ebay также осложнена, поскольку специальный нагревательный элемент, которым комплектуется каждый кейс, запрещен для перевозки авиапочтой USPS, поэтому продавцы редко соглашаются на доставку за пределы США.
Так или иначе, следствием подобных мистификаций является полноценное питание украинских военных на Донбассе отечественными сухарями. Министерство обороны Украины опровергает свою причастность к исчезновению сухих пайков, но сам факт кражи подтверждается действительностью. В этом случае коррупция еще никого не убила, но здоровье подорвать вполне способна. Чего не скажешь, если тем же путем уйдут выделенные США 5 млн долл. на оснащение украинской армии бронежилетами, приборами ночного видения и дополнительными средствами связи.
Коррупция объективно непреодолима, потому что ее обеспечивает "человеческий фактор": где есть люди, там существует и вероятность того, что кто-то из них будет считать себя хитрее других при их молчаливом согласии. В Украине только ленивый не оправдывает наличие коррупции словами "все берут". Если принять это за аксиому, то все берут как раз потому, что им предлагают. Оба — и взяточник, и взяткодатель — не считают свой поступок аморальным, не испытывают личного стыда и не будут подвергнуты общественному осуждению. В значительной степени само общество виновато в том, что коррупция процветает и считается нормальным поведением. Ценой за такую лояльность является человеческая жизнь.
Возможно, изложенные выше материалы и не подтверждают этот тезис, но надо быть ловким адвокатом дьявола, чтобы доказать отсутствие связи между украденной броней и смертью солдата, которому она могла бы спасти жизнь. Коррупцию часто сравнивают с древнегреческой мифической Гидрой — существом, которое считалось бессмертным, поскольку на месте одной отрубленной головы появлялись две новые. Аналогия, безусловно, удачная, но она столь же наивного характера, как и вся антикоррупционная политика государства. Позволю напомнить, что Геракл нашел способ.
Гражданское общество в Украине силами своих институтов и активистов ежедневно доказывает возможность и необходимость противодействия коррупции: если преодолеть невозможно, то свести к минимуму — вполне. Если к этому процессу приобщатся еще и простые граждане, то можно ожидать, что и государство обратит должное внимание. "Зима, которая нас изменила" должна быть не только красноречивым лекалом для выступлений на ток-шоу или постов в социальных сетях, но и стать отправной точкой в народной антикоррупционной войне до победного конца. Иначе вечный двигатель под названием "коррупция" заведет страну в чащу, из которой просто не будет выхода.
- Информация о материале
Страница 769 из 1561
