Статьи
Україна — серед десяти країн, у яких забруднення повітря призводить до найбільшої кількості смертей.
Поки європейські країни забороняють дизель та додатково оподатковують старі автомобілі, ми відкриваємо двері для мільйонів імпортованих звідти старих авто.
Чи є у цьому логіка? Як зробити автомобілі доступнішими для населення і запобігти екологічній катастрофі?
Доступне екологічне авто
Скільки разів ви затримували дихання, коли повз проїжджали «Ланос» чи ледь «жива» вантажівка часів СРСР? Мені б хотілося, аби в містах не було шкідливих для людей та довкілля авто, але є реалії: низька купівельна спроможність населення, високі кредитні ставки, слабка інфраструктура громадського транспорту, відсутність велосипедної інфраструктури.
На думку ініціаторів законопроектів №8487 та №8488, це можна вирішити шляхом пільгового розмитнення автомобілів з ЄС. Чи вихід це у довгостроковій перспективі, якщо більшість країн переходять на електрокари та гібриди?
До 31 грудня 2019 року в Україні діє пільговий режим ввезення електромобілів, за яким ввезене авто розмитнюється і ставиться на облік за 10% від його вартості. Завдяки такій нормі ринок електромобілів в Україні за рік зріс майже удвічі. Попит стимулює створення інфраструктури електрозаправок.
Законопроекти №8487 та №8488 містять незначні привілеї для гібридних авто та електромобілів, але вони не роблять погоди для потенційного покупця, якому бензинове або дизельне авто все одно вийде дешевшим. Проекти не зберігають пільги з ПДВ та мит, а лише створюють бензинових та дизельних конкурентів.
При правильному підході ці ініціативи можна перетворити на «зелену» політику, яка зробить менш шкідливі для довкілля авто більш доступними для населення.
Що для цього потрібно?
По-перше — зберегти систему пільг при розмитненні електромобілів, щоб залишилася лише сплата за першу реєстрацію у розмірі 10% від вартості авто. Це дозволить ринкові зростати, а бізнесу — планувати будівництво відповідної інфраструктури. Це при тому, що держава не надає жодних пільг такому бізнесу.
По-друге — запровадити систему стимулювання купівлі електромобілів для тих, хто отримує «білу» зарплату та сплачує податки. Наприклад — повернути ПДФО або суму єдиного податку ФОП за останні 12 місяців, але не більше 150 тис грн.
Це допоможе особі з розміром зарплати 20 тис грн на місяць повернути 43 200 грн ПДФО і здешевить авто ще на 1 400 євро. Тобто машина вартістю 10 тис євро в ЄС коштуватиме в Україні 9 600 євро з реєстрацією.
По-третє — створити пільгову систему кредитування або лізингу електромобілів через «зелені» банки, змусивши виробників електромобілів нарешті офіційно їх продавати, оскільки це буде вигідніше. Нехай це будуть банки з європейським капіталом, а держава даватиме гарантії перед МФО за кредитні лінії.
Обидва законопроекти потрібно ухвалювати з урахуванням трьох норм.
Перша — ввезення авто стандартів «Євро-3» та «Євро-4» дозволити на невеликий період, до року, а потім заборонити «Євро-3» і «Євро-4» разом з «Євро-5» для дизелів. Це дозволить легалізувати «євробляхи» і стати на шлях заборони дизеля.
Друга — протягом двох-трьох років заборонити ввезення бензинових авто стандарту «Євро-5». Це стане кроком до заборони старих стандартів, переходу на стандарт «Євро-6», переорієнтування покупців на більш «зелені» рішення.
Третя — у довгостроковій перспективі, наприклад, з 2040 року, заборонити ввезення бензинових та дизельних авто. У результаті бізнес отримає зелене світло для розвитку ринку електротранспорту.
Небезпека ситуативності ухвалення рішення
Наукові дослідження свідчать, що понад 9 млн смертей на рік у світі зумовлені забрудненням повітря. Як і весь прогресивний світ, Україна прагне до низьковуглецевої економіки, яка блокуватиме використання викопних джерел енергії, сприятиме відновлюваній енергетиці та сталому споживанню.
Такі цілі закріплені у стратегічних документах та міжнародних зобов'язаннях.
Є два аспекти, на які треба звернути увагу.
Перший — шкода від старих автомобілів та авто на викопному пальному. Чим старіший автомобіль, тим більше шкоди довкіллю він завдає.
Джерело: Вікіпедія
У Німеччині, Швеції, Великобританії, Нідерландах, Норвегії, Франції вжиті різні заходи для зменшення шкоди від дизельних авто: від оподаткування до заборони. Україна не повинна популяризувати дизельні та бензинові двигуни в той час, коли світ відмовляється від них і переходить на електрокари та гібриди.
Другий — утилізація старих авто, які є потенційно небезпечними відходами.
У країнах ЄС середній термін експлуатації автомобіля — десять років. Потім власник повинен зняти його з реєстрації й утилізувати. Утилізаційний збір у ЄС сплачує власник, вартість утилізації — 45-200 євро. Збір потім повертається, але навіщо цим займатися, якщо вигідніше продати авто українцям за 500 євро?
В Україні системи утилізації авто нема. Її намагалися запровадити у 2013 році, але відповідний податок скасували через тиск автомобілістів і бізнесу.
Восени 2018 року Мінприроди планує подати до парламенту рамковий законопроект про відходи, передбачивши систему розширеної відповідальності виробника. В ідеалі потрібен і законопроект про утилізацію авто, оскільки частина елементів є потенційно небезпечними відходами, які вимагають специфічного управління та утилізації. Без цього можливе забруднення води та ґрунтів.
Мова не лише про «євробляхи», а й про старі авто, які отруюють наше повітря і життя. Ситуація схожа на те, що у вас на подвір'ї зібралося 200 пустих пластикових пляшок і вам пропонують купити ще 200 за півціни.
Життя після смерті
Вирішення проблеми нерозмитнених автомобілів з ЄС слід вписати у стратегічні цілі України. Думати про це потрібно не тільки у рамках виборів, а й враховувати наслідки для майбутніх поколінь. Українці за жодних обставин не повинні погоджуватися з перетворенням країни на цвинтар металу та іншого сміття.
- Информация о материале
Утром в понедельник министр инфраструктуры взбудоражил информационное пространство заявлением о прекращении железнодорожного сообщения с Москвой.
«Мы рассматриваем сейчас вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой», – сказал Владимир Омелян в утреннем эфире телеканала 1+1. Позже он уточнил изданию «Буквы«, что речь идет о пассажирских перевозках. Сообщать Фокусу более детальную информацию в пресс-службе министерства не захотели.
Отсутствие деталей дает основания предположить, что на сегодня заявление министра не имеет официальной подоплеки. И хотя опыт 2015 года, когда правительство перекрыло авиасообщение с Россией, показывает, что реальная политическая воля может привести к радикальным решениям, их от от отечественной власти уже не ждут.
Запоздалая политика
Информация о возможном прекращении железнодорожного сообщения между Украиной и Россией появляется в информпространстве не впервые. В мае 2017 года эту информацию распространили российские СМИ со ссылкой на свои источники в украинском Кабмине. Тогда и министр инфраструктуры, и Укрзализниця опровергли эту перспективу. Однако в декабре 2017 года министр уже сам анонсировал такую возможность, а заодно упомянул и автобусные перевозки: мол, нечего украинским гражданам ездить в соседнюю не очень дружественную страну.
Сегодня эта идея была озвучена снова, однако экспертами она воспринимается скептически.
«Я думаю, что сейчас такие заявления на украинцев влияют скорее нейтрально. Авиасообщение перекрыли еще в 2015 году, а заявления о прекращении железнодорожного сообщения звучат, но никаких шагов не предпринимается. Я думаю, это сугубо политическое заявление», – считает эксперт по транспорту, экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.
С Кавой согласен и директор программы «Инфраструктура» Украинского института будущего Владимир Шульмейстер.
«Лето, скучно, новостей мало, надо взбудоражить общественность», – отшучивается эксперт. По его мнению, даже принятие такого решения принесет совсем небольшие политические дивиденды тем, кто на него решится.
«Это не стратегическое принципиальное решение, а ситуативное. Оно обусловлено, скорее всего, какими-то политическими соображениями. Для политического решения – оно запоздалое и малоэффективное, которое если и нужно было делать, то раньше и резче. Политически – сомнительный маленький плюс и большой минус», – комментирует инициативы министерства Шульмейстер.
Помимо несвоевременности подобных заявлений, эксперты отмечают еще один минус, который может нанести ущерб имиджу Украины, в том случае, если все-таки для поездов в Россию закроют границу. Это может создать репутацию непредсказуемого и ненадежного партнера в других вопросах – например, транзите газа.
«Украина пытается убедить всех, что не нужно строить «Северный поток-2», потому что Украина – надежный транзитер российского газа. Но если что-то будет сделано для прекращения железнодорожного сообщения, я думаю, это будет плюс для сторонников «Северного потока-2». Это покажет, что Украина в вопросах транзита любых грузов – непредсказуема», – говорит Александр Кава.
Убытки для УЗ и увеличение смертности на дорогах
Пока что перспективы реализации решения весьма туманны. Однако если вспомнить ситуацию с угольной блокадой, то можно утверждать, что украинская власть способна делать неожиданные шаги.
Пока же в перекрытии железнодорожного сообщения с Российской Федерацией транспортные эксперты видят множество минусов как для «Укрзализныци», для которой этот вид перевозок один из самых выгодных, так и для обычных граждан.
«На поезда, которые ходят в Россию, цена сопоставима с самолетом – даже обычного ночного поезда. Стоимость очень высокая. Укрзализныця, скорее всего, на нем зарабатывает деньги. Это притом что на «пассажирке» УЗ несет каждый год 10 млрд убытка», – объясняет Владимир Шульмейстер. Он уверен, что для украинского перевозчика отмена десятка поездов в Россию будет невыгодной.
Кроме того, от такого решения будут страдать и обычные люди. Пересаживаясь на автомобили и автобусы, они будут подвергать свою жизнь дополнительной опасности, если учесть плачевную ситуацию со смертностью на дорогах как в Украине, так и в России.
«Что произойдет сейчас, если перекроют железнодорожный транспорт? Смоделируем ситуацию. Пассажиры поездов – это потенциальные клиенты под автомобильный транспорт и под автобусные перевозки. Эти люди пересядут на частные автомобили и пересядут на автобусы и маршрутки. Если сравнивать эти два вида транспорта, то железнодорожные перевозки значительно безопаснее. То есть это решение поведет к повышению опасности и, соответственно, смертности украинских граждан. Плюс увеличится нагрузка на дорогах и увеличатся очереди на КПП», – говорит Шульмейстер.
Экономическую выгоду, помимо отечественных автоперевозчиков в этом случае могут получить и железнодорожные компании соседних стран, например, Беларуси.
«Если это решение будет принято, то выиграют операторы третьих стран. В первую очередь, Беларусь. Потому что если сейчас летают через Беларусь, то так будут еще поездами ездить», – высказывает мнение руководитель «Центра транспортных стратегий» Сергей Вовк.
В Укрзализныце инициативы министра комментировать не стали. «Главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, который формирует и обеспечивает реализацию государственной политики в транспортной сфере, является Министерство инфраструктуры Украины. Укрзализныця, учитывая вышеизложенное, будет выполнять все решения, принятые на самом высоком государственном уровне», – заявили Фокусу в компании-перевозчике.
- Информация о материале
СКП «Харківзеленбуд» 27 липня за результатами тендеру замовило ТОВ «Інжинірингова компанія Планета Буд» реконструкцію саду ім. Т.Г.Шевченка за 294,14 млн грн. Про це повідомляється у системі «Прозорро».
До кінця 2019 року реконструюють рекреаційну зону саду Шевченка по вул. Сумська, 35.
Сума, виділена на цей тендер, майже вдвічі перевищує суму оголошених від лютого 2018 року тендерів комунального підприємства «Харківські теплові мережі» на ремонт тепломереж та необхідних для цього товарів (труб, фітингів, тощо) – 182,05 млн грн.
Нагадаємо, у лютому цього року в Харкові відбулось кілька значних поривів старих тепломереж, в наслідок чого у розпал морозів більше сотні будинків залишились без опалення на кілька днів. У квітні Харківська міськрада проігнорувала питання виділення коштів на ремонт тепломереж з міського бюджету. У липні заммера Ігор Терехов повідомив, що влада планує відремонтувати лише 6,7 кілометрів тепломереж за кредитні кошти Світового банку. Після його заяви, «Харківські тепломережі» оголосили тендери на ремонт теплотрас на окремих ділянках (перелік у таблиці нижче).
Будівельні матеріали для ремонту саду Шевченка були замовлені «Планеті буд» здебільшого по ринковим цінам.
За відомостями ресурсів без ПДВ, асфальтобетон щільний дрібнозернистий типу Б марки 1 коштує 1 855 грн./т, що загалом відповідає ринку та іншим тендерам. Лак «ефект мокрого каменю» Easywet Tenax купили по 1 080 грн./л. Це вписується у межі ринкових цін: в інтернет-магазинах він коштує по 980–1 338грн./л. Рулонний газон з невідомими характеристиками обійдеться у 150 грн./кв. м. У відкритих джерелах ціни рулонних газонів починаються від 52 грн./кв. м, що втричі дешевше.
Темно-сірі гранітні накривні плити 600х300х40 мм купили по 4 700 грн./кв. м. На ринку модульні поліровані облицювальні плити різних кольорів із різних родовищ коштують від двох разів дешевше – 910-1 940 грн./кв. м. У червні на тендері Дніпровської міськради товща темно-сіра гранітна плита родовища Кам’яна Піч Akam Blue Star 400х400х60 мм типу 8 з обробкою поверхні нержавіючим дробом коштувала в півтора рази дешевше – 3 012 грн./кв. м. А в травні Краматорська міськрада замовила товщі гранітні плити по 300х300х50 з термообробленою фактурою лицьової поверхні по 1 535 грн./кв. м.
Природний рядовий пісок – 357 грн./куб. м. Це принаймні на третину дорожче від середньої ціни піску на інших тендерах, яка становить 250 грн./куб. м.
Паркові опори заплановано купувати по 35 та 40 тис. грн. за штуку. За даними Харківського антикорупційного центру, дитячий ігровий комплекс «Бастіон» придбають за 656 тис. грн. На сайті компанії «Інтератлетіка», у якої міськрада регулярно купує дитячі комплекси, такий комплекс коштуєвдвічі дешевше.
Також придбали 20 якихось бронзових скульптурних виробів по 0,2 т за ціною 330 тис грн./шт. і 24 інформаційні стенди з невідомими характеристиками по 63 тис грн./шт.
Гарантійний строк становить п’ять років. На заробітну плату піде 23,35 млн грн., тобто 8% загальної вартості підряду. На прибуток відведено ще 2% – 5,66 млн грн. Ціна угоди на 1% нижча від очікуваної вартості закупівлі у 297,44 млн грн.
Київська »ІК Планета Буд» на чолі з Артемом Вікторовичем Гриценком належить Сергію Валерійовичу Мошенському. Це син та помічник колишнього нардепа Валерія Захаровича Мошенського(самовисування, потім – група «Суверенна європейська Україна»), власника великого столичного будівельного холдингу «Група компаній «Планета».
Усього з грудня 2017 року переможець отримав підрядів виключно нинішнього замовника щодо реконструкції саду Шевченка на 512,69 млн грн.
Нині єдиним конкурентом було київське ТОВ «Аспіт» Олександра та Віри Жабровець зі статутним капіталом 3 тис грн. За даними системи «YouControl», раніше партнером енергетика Олександра Жабровця там був Михайло Зотов. Із 2017 року фірма отримала три підряди Центру систем безпеки поліції охорони щодо кондиціонерів на 124 тис грн.
Суперник «Аспіт» зареєстрований по вул. Максимовича, 2 – в одному будинку з ТОВ «Мірамонт» і ТОВ «Чапаро». А ці дві компанії використовували спільний номер телефону +38 (044) 221-31-62 із ТОВ «Слейтер» і ТОВ «Ферворд», прописаними по вул. Окіпної, 8Б. У сусідньому будинку 8 зареєстрований нинішній переможець «ІК Планета Буд».
Оголошені у липні тендери на реконструкцію тепломереж Харкова
|
Об’єкт |
Очікувана ціна, грн. |
|
Реконструкція теплових мереж ділянки від МК-4525 до МК -4531 по вул. Динамівська, МК-4526 до МК -4526/2 по пров.Фанінський в м.Харків |
26 215 036,00 |
|
Реконструкція теплових мереж ділянки від МК-4948(ВТ-1) до МК-4949(ВТ-3) по вул. Шатилівська в м. Харків |
20 303 461,00 |
|
Реконструкція теплових мереж ділянки від МК-5307А до МК -5308А по вул. Валентинівська в м.Харків |
15 186 463,00 |
|
Реконструкція теплових мереж ділянки теплотраси від МК-9401 до МК -9402 по вул. Благодатна (коригування) |
13 386 310,00 |
|
Реконструкція теплових мереж ділянки від МК-9417Б до МК -9418 по 2-му Петренківському в’їзду в м.Харків |
12 296 789,00 |
|
Реконструкції теплових мереж ділянки від МК-9403/9 до МК-9403/11 по вул. Амосова в м. Харків |
11 448 083,00 |
|
Реконструкція магістральних теплових мереж від МК-9419Б (УТ-1) до МК -9420(УТ-2) по вул. Благодатна в м.Харків (коригування) |
10 638 236,00 |
|
Реконструкція теплових мереж ділянки від МК-9420 до МК-9422 по вул. Рибалко в м.Харків |
10 478 113,00 |
|
Реконструкція теплових мереж ділянки від МК-9419 до МК -9419А по вул. Краснодарська в м.Харків |
10 006 400,00 |
|
Реконструкція теплових мереж ділянки від МК-9420 до МК -9421 по вул. Благодатна в м.Харків |
9 291 011,00 |
|
Усього |
146 444 714,00 |
Окрім вказаних у таблиці тендерів, що тільки розпочались, з моменту великих аварій у лютому і до липня КП «Харківські теплові мережі» завершили закупівлі матеріалів та ремонтних робіт по мережам на 35,61 млн грн. Весь перелік закупівель тут – Харківські теплові мережі.
- Информация о материале
1 серпня НАБУ відзвітувало про закінчення слідства щодо 8 осіб, що причетні до розкрадання бюджетних коштів «Держінвестпроекту» на проектах «Олімпійська надія-2022» та «Якісна вода».
Підозри серед інших отримали давній друг Владислава Каськіва та два його брати, а ось сам глава Держагентства продовжує спокійно жити в Австрії і відвідини українського СІЗО йому поки не загрожують.
Притягти його до відповідальності можна лише внаслідок нового звернення до уряду Панами.
Керівник САП Назар Холодницький направив відповідне звернення, але в ГПУ натякають, що через те, як документ відправлений, можуть виникнути проблеми, які дарують Каськіву ще чимало місяців вільного життя.
Хоча в підозрах інших фігурантів справи Каськів і значиться як очільник схеми, представники НАБУ і САП вельми неохоче говорять про перспективи притягнення його до відповідальності.
Не він вів розрахунки через банк і не він підписував документи. Слідчі розраховували вхопити його через двох братів- поки не дуже успішно.
Сама ж схема розкрадань, яку розслідували спершу слідчі МВС, а потім детективи НАБУ, виписана більше ніж детально.
Головні дійові особи матеріалів НАБУ:
- екс-заступник голови «Держінвестпроекту», який також обіймав посаду радника директора ДП «Державна інвестиційна компанія» Сергій Шут;
- колишній працівник «Держінвестпроекту» Вадим Бей;
- колишній директор ДП «Державна інвестиційна компанія» Юрій Лутак;
- три директори приватних підприємств із ознаками фіктивності – Андрій Стельмах, Руслан Усов, Андрій Банцер;
- двоюрідний брат екс-голови «Держінвестпроекту» Олександр Матковський;
- колишній водій, помічник екс-голови «Держінвестпроекту» Сергій Моісеєнко.
У грудні 2010 Каськів був призначений керівником Державного агентства з інвестицій та управління національними проектами України. А восени 2011 Кабмін Азарова виділив на національні проекти більше ніж півмільярда гривень.
Жоден з проектів до зміни влади в 2014 не був реалізований, а Каськів запам’ятався лише скандалом з лижним інструктором, який підписав липову угоду на будівництво LNG-терміналу.
Коли Каськіва спалили на афері, він довго виправдовувався і кивав на руку Кремля. Але після кількох років розслідувань МВС, ГПУ, НАБУ у схемах видні руки хіба що родичів та друзів керівника Держінвестпроекту, а також рух коштів через офшори та банк нардепа і бізнес-партнера Дмитра Фірташа Івана Фурсіна.
З матеріалів судових реєстрів, що стосуються слідства у цій справі, виходить, що замість того, щоб залучити інвесторів під реалізацію проектів «Якісна вода» та «Олімпійська надія-2022, можновладці побудували власну сітку, через яку вивели бюджетні гроші на свої компанії.
Як саме, далі в матеріалі INSIDER.
Отож, у Каськіва в агентстві був заступник Сергій Шут, на якого він до цього по життю оформлював всі свої активи.
Там же працював заступник генерального директора, пізніше гендиректор ДП «Державна інвестиційна компанія» Юрій Лутак та начальник відділу кредитування та інвестицій ДП «ДІК» Андрій Леміш.
Влітку 2012 року вони фактично під конкурс створили ТОВ «Боржава резорт» і ТОВ «Будівельна компанія «Комбуд».
Директором ТОВ «Боржава резорт» було призначено колишнього водія Шута Сергія Лідова. Крім того, серед учасників ТОВки були сестра Шута Оксана Семикіна та двоюрідний брат Каськіва Олександр Матковський. Пізніше ще одним учасником компанії стало ТОВ «Боржава бальнеріо», оформлене на того ж Матковського та двоюрідного брата Шута Олексія Дядика. Директором фірми призначили троюрідну сестру Шута Віру Руль.
Як виявили детективи НАБУ під час розслідування, реєстраційні документи та печатку вказаного товариства зберігали Шут та рідний брат Каськіва Олександр.
Управляв рахунками «Боржава резорт» в київській філії АТ «Місто банк», що належить нардепу з групи Фірташа Івану Фурсіну, Олександр Матковський – двоюрідний брат Каськіва.
У липні 2012 року була створена ТОВ «Будівельна компанія «Комбуд», оформлена на водія Шута Руслана Усова.
Саме ці компанії і отримали гроші на «Олімпійську надію».
Пізніше керівники Держінвестпроекту знайшли свої фірми-прокладки і під інший проект «Якісна вода».
ТОВ «Верітас Ін» очолив шурин начальника відділу кредитування Леміша Падалка, а ТОВ «Приазовспецкомплект» знайомий Матковського Андрій Стельмах.
Створивши або очоливши підприємства в Україні, Каськів, його брат та двоюрідний брат, а також Шут і невстановлені особи створюють підприємства-нерезиденти в офшорах:
Septemero Holdings Limited (Республіка Кіпр), Korsk Enterprices Limited (Республіка Кіпр), Yonkers Marketing Limited (Республіка Кіпр), Monstarol Holding LTD (Республіка Кіпр), Talemba Holdings Limited (Республіка Кіпр), Adoramus Investment Limited (Республіка Сейшельські острови), Glenshaw Limited (Республіка Кіпр), Klikate Limited (Республіка Кіпр), Velma Operations Limited (Беліз), Wetherby Inernational (Республіка Сейшельські острови), Lambscroft Ventures Limited (Республіка Кіпр).
Зайвих людей для схеми не наймали: наприклад, розрахункові рахунки Korsk Enterprices Limited (Республіка Кіпр), Yonkers Marketing Limited (Республіка Кіпр), Talemba Holdings Limited (Республіка Кіпр), Adoramus Investment Limited (Республіка Сейшельські острови) в банках були відкриті водієм Шута - Усовим та водієм Каськіва - Моісеєнком.
Далі «Боржава резорт» та «Комбуд» створюють ілюзію господарської діяльності - «Комбуд» нібито зобов’язується виконати роботи із проектування та будівництва готельно – курортного комплексу з гірськолижною інфраструктурою загальною площею 234 475 кв.м, за що ТОВ «Боржава резорт» зобов’язується сплатити 376, 6 млн. гривень.
31 жовтня 2012 за ініціативою Каськіва на Кабміні скасовують постанову про порядок проведення конкурсу, що дозволяє Держінвестпроекту маніпулювати переможцями.
І вже за два тижні в рамках проекту «Якісна вода» ТОВ «Боржава резорт» отримує 135 000 000 гривень, а ТОВ «Верітас Ін» - 65 700 000 гривень.
У грудні 2012 ще одним переможцем конкурсу по «Якісній воді» стала фірма - ТОВ «ТД «Борисфен», яку ділки з Держінвестпроекту знову оформили на Стельмаха і видали на неї спершу 65, 7 мільйонів гривень, а потім ще 29.
У січні 2013 Шут, Леміш, Стельмах, Бей шляхом маніпуляцій зі зборами та підписаними документами, переводять «Борисфен» у 100 % власність Klikate Limited (Республіка Кіпр) .
А тепер дивимось, що далі відбувається з грошима. Майже 40 млн гривень, які отримала ТОВ «Боржава резорт» переводяться в 5 мільйонів доларів, і за них через кіпрську Septemero Holdings Limited купуються корпоративні права ТОВ «Проффіт консалтинг груп». Вся ницість історії в тому, що ця фірма була створена Каськівим і друзями ще в 2006 році. Одноособовим власником частки у статутному капіталі ТОВ «Проффіт консалтинг груп» було ТОВ «Грінфільд альянс» в особі директора Матковського та сестри Шута Семикіної, на яких так само оформлена і «Борджава резорт», яка отримала бюджетні кошти.
Інша частина коштів, отриманих в якості позики у ДП «Державна інвестиційна компанія», ТОВ «Боржава Резорт» перерахована на рахунок компанії «Talemba Holdings Limited», відкритий у «Trasta komercbanka», Miesnieky iela 9, Riga LV1050, Latvija, Riga», а саме:
22.04.2013 р. в сумі 8,96 млн.доларів США згідно договору купівлі-продажу часток у статутних капіталах від 28.03.2013 р. ТОВ «Соломія» та ТОВ «Воловецький завод продтоварів»;
9.10.2013 р. в сумі 2,35 млн.доларів США згідно договору купівлі-продажу частки у статутному капіталі від 27.09.2013 р. ТОВ «Карпатія Холдинг»;
30.01.2014 р. в сумі 3,2 млн.доларів США згідно договору купівлі-продажу частки у статутному капіталі від 23.01.2014 р. ТОВ «Фортуна Затишок».
ТОВ «Соломія» та ТОВ «Воловецький завод продтоварів» були куплені за 2 дні найнятим для цієї схеми чоловіком на прізвище Внуков.
«Карпатія холдинг» та ««Фортуна Затишок» через кількох підставних оформлені на водія Шута Усова.
Після того були скуплені 444 земельні ділянки в Закарпатській області.
Землі оформили на: ТОВ «Карпати Тур Груп» (ЄДРПОУ 33763180); ТОВ «Боржава СКІ» (ЄДРПОУ 33328793); ТОВ «Боржава Бальнеріо» (ЄДРПОУ 35745412); ТОВ «Боржава Резорт» (ЄДРПОУ 35104676); ТОВ «Профіт Консалтинг Груп» (ЄДРПОУ 34527841); ТОВ «Соломія» (ЄДРПОУ 32741187); ТОВ «Воловецький завод продтоварів» (ЄДРПОУ 00377868); ТОВ «Карпатія Холдинг» (ЄДРПОУ 38863606); ТОВ «Фортуна затишок» (ЄДРПОУ 38963105); ТОВ «Боржава Резорт Холдінг» (ЄДРПОУ 38865708); ТОВ «Боржава Девелопмент» (ЄДРПОУ 38910231); ТОВ «Думка» (ЄДРПОУ 32610424); ТОВ «Боржава Інвест» (ЄДРПОУ 38928102); ТОВ «Боржава Ленд» (ЄДРПОУ 38939512); ТОВ «Таурус Проперті» (ЄДРПОУ 38970070); ТОВ «Таурус Естейт» (ЄДРПОУ 38956632); ТОВ «Таурус Інвест» (ЄДРПОУ 38962929); ТОВ «Таурус Ленд» (ЄДРПОУ 38969992).
Як видно з дат, гроші відчайдушно освоювали в розпал Майдану.
Те ж саме відбувалося і з проектом «Якісна вода». 04.10.2013 «ТД Борисфен» отримав від Держінвестпроекту ще 17 мільйонів, а 29.01.2014 – ще 12 мільйонів гривень.
За цей час за ці гроші були придбані через підставних родичів, знайомих і кіпрські фірми. ТД «Борисфен» перерахував $9,77 млн «Korsk Enterprises LTD» (Кіпр) в якості оплати за придбання часток в українських компаніях – ТОВ «Аква Інвест Груп» і ТОВ «Джерела Поділля».
Увесь цей час - з 2013 до 2016 - «Боржава Резорт», ТД «Борисфен», ТОВ «Боржава Резорт Холдинг», ТОВ «Боржава Ленд», ТОВ «Боржава Девелопмент», ТОВ «Боржава СКІ», ТОВ «Грінфілд Альянс», ТОВ «Проффіт Консалтинг Груп», ТОВ «Таурус Проперті», ТОВ «Таурус Ленд», ТОВ «Таурус Інвест», ТОВ «Таурус Естейт», ТОВ «Свалява ленд», ТОВ «Думка», ТОВ «Фортуна затишок», ТОВ «Карпатія Холдинг», ТОВ «Карпатія Тур», ТОВ «Проект Фортуна» для ведення своєї господарської діяльності використовували один номер телефону оператора ТОВ «Інтернаціональні Телекомунікації».
11 липня 2018 детективи НАБУ звернулись до суду, щоб їм дозволили вилучити реєстраційну справу ТОВ «Боржава резорт» (код ЄДРПОУ 35104676) через загрозу її знищення чи зміни оригіналу документа.
Окремим пунктом слід згадати ще одну затрату - 21.08.2013 та 30.08.2013 брат Владислава Каськіва Олександр за прогнані через Archer Trading and Services Limited (Британські Віргінські острови) 320 000 доларів США та 17 902 доларів СШАкупує від імені «Glenshaw Limited» (Республіка Кіпр) вертоліт «Robinson R44» та літак «VIPER SD-4» (реєстраційний номер UR-PORA), «які в подальшому фактично експлуатувались на території України Каськівим В.В. в приватному порядку».
Але при всьому цьому, і тому, що в текстах підозр Каськів названий організатором злочинного угруповання, підозра на ного не написана.
Багато хто вважає, що свого часу так вільно проводити свої схеми Каськіву допомагало покровительство групи Льовочкіна-Бойка-Фірташа. Питання, хто і що допомагає зараз йому рятуватися від правосуддя?
- Информация о материале
Пока США и другие государства создают специальные ведомства по кибербезопасности и борьбе с фейками, Фокус узнавал, как в Украине защищаются и контратакуют в информационном и кибернетическом пространствах без помощи чиновников
«2 марта 2014 года в Севастополе снимал на камеру действия российских военных, которые окружили одну из воинских частей ВМС Украины. Они увидели, что я их снимаю с расстояния 20–30 метров, направили на меня автоматы и приказали убрать камеру, некоторые побежали в мою сторону. Тогда они меня не догнали, но их поведение, возгласы и угрозы дали мне понять, чего боятся анонимные оккупанты. У меня не было оружия и навыков эффективного противодействия вооружённым до зубов людям, но я имел видеокамеру и единомышленников, готовых срывать планы агрессора, раскрывая его действия. Я выложил на YouTube несколько видеороликов о российском вторжении, эти видео за первые сутки собрали сотни тысяч просмотров, а одно из них просмотрело почти 2 млн пользователей, его транслировали на украинском ТВ. Оказалось, что информация — это мощное оружие», — рассказывает Фокусу основатель международного разведывательного сообщества InformNapalm Роман Бурко.
Взять и сделать
При помощи двух волонтёров Бурко начал мониторить ситуацию в Крыму, анализировать полученные данные, писать в Facebook посты, разоблачающие действия подразделений российской армии. К работе над массивом информации приглашались все желающие, кто мог переводить подготовленные группой материалы на иностранные языки. Сначала был просто блог, но когда РФ начала вооружённую агрессию на Донбассе, запустился полноценный сайт. Чуть позже к InformNapalm присоединился волонтёр из Грузии Ираклий Комахидзе, который помогал идентифицировать российские воинские подразделения по фотографиям в соцсетях. Он приобрёл такие навыки после грузинско-российской войны 2008 года. В настоящее время в работе InformNapalm принимают участие волонтёры из разных стран — от Грузии и США до Швеции и ЮАР.
По словам Бурко, сообщество активно сотрудничает с международными организациями. Например, Bellingcat (британский веб-сайт расследовательской направленности) неоднократно делал ссылки на материалы InformNapalm в своих отчётах по сбитому пассажирскому лайнеру MH-17 и другим темам, связанным с российским вмешательством за рубежом. В Украине InformNapalm взаимодействует с Министерством юстиции и Министерством обороны. Для Минюста члены сообщества передают результаты своих расследований для включения дополнительных доказательств в иски против России в международных судах, а для оборонного ведомства — читают закрытые лекции по OSINT (Open source intelligence – разведка на базе открытых источников. — Фокус).
«Достижений за последние четыре года было много. Именно InformNapalm первым опубликовал и проанализировал «дампы» почтовых ящиков переписки из канцелярии помощника Путина Владислава Суркова, получившие известность как SurkovLeaks. Был обнародован список 116 пилотов ВКС РФ, которые бомбят Сирию, база данных кадровых российских военных и образцов российской техники на Донбассе. Наши доклады и видеопрезентации о доказательствах российской агрессии демонстрировались на сессиях ОБСЕ и парламентских ассамблеях ПАСЕ и НАТО. Недавно мы опубликовали «Список 1097», в котором проанализировали данные 1097 российских военных 18 отдельной мотострелковой бригады ВС РФ. Мы доказали, что их отправляли в Крым весной 2014 года, а позже некоторые из них — на Донбасс, для войны против Украины. Это лишь небольшая часть успехов команды. На это ушло более трёх месяцев работы», — рассказывает Бурко Фокусу.
По его утверждению, InformNapalm — полностью волонтёрское сообщество, не имеющее финансирования. Всю свою работу волонтёры проводят в свободное от основной деятельности время.
«Решения принимаются в кругу волонтёров. На содержание каких либо центров и аналитических групп у нас нет средств, поэтому работаем практически «на коленке», хотя, как показывает практика, наша деятельность крайне эффективна. Алгоритм простой: находим интересную зацепку и распутываем клубок путём поиска информации в открытых источниках. Ничего сложного, только внимательность и желание докопаться до истины», — делится с Фокусом технологией киберрасследований Бурко.
В 2016 году InformNapalm наладил сотрудничество с Украинским киберальянсом. По словам Бурко, это позволяет построить инновационную модель работы в информационной и военной сфере — взаимодействие нескольких небольших групп даёт возможность быстро обмениваться информацией и гибко реагировать на события, происходящие как в обороне, так и в наступлении. По сути дела, несколько небольших сообществ благодаря новой организационной структуре могут выступать полноценным участником в информационной и кибервойне почти наравне с государствами и международными структурами. К слову, материалы из электронной почты Суркова были добыты активистами Украинского киберальянса.
Группа ограниченного доверия
В отличие от InformNapalm, сообщество Украинский киберальянс (УКА) полностью закрыто от посторонних. Их официальный спикер, который называет себя Шон Таунсенд, на публичных мероприятиях появляется в маске, а на связь выходит только через социальные сети или электронную почту.
«У нас небольшая группа, которая требует взаимного доверия и высокой технической подготовки, новички у нас появляются нечасто. Мы не набираем людей, иногда приходят новые люди, но мы не даём заданий. Мы готовы помогать в новых расследованиях, но информацию они должны получить сами, мы можем помочь в технических аспектах, с публикацией, так было с группой Invisible Front и материалами по Бузиле (осуждённый за посягательство на территориальную целостность Украины одесский журналист Артем Бузила, освободился по «закону Савченко» и бежал из Украины. — Фокус), и только после нескольких успешных операций может идти речь о том, чтобы начать обмениваться информацией и проводить совместные операции. Случается это нечасто», — рассказывает Таунсенд Фокусу.
УКА неофициально взаимодействует со Службой безопасности Украины и Министерством обороны, говорит Таунсенд. Неоднократно полученная альянсом информация помогала выявлять шпионов, диверсантов, предателей либо предотвратить враждебные действия против Украины. Например, в декабре 2016 удалось сорвать хакерскую атаку против МВД. А вот с международным сотрудничеством пока не сложилось, отмечает собеседник Фокуса, например, с Bellingcat были споры по поводу приоритетов.
Проведение одной операции занимает у УКА от нескольких недель до нескольких месяцев. Всё зависит от того, насколько группа загружена другими задачами. Иногда всё необходимое можно найти в одном почтовом ящике. К примеру, FrolovLeaks (информация из почтового ящика пресс-секретаря Союза православных граждан, заместителя директора Института стран СНГ Кирилла Фролова. — Фокус), когда материалов оказалось столько, что из опубликованных статей (их было не меньше десяти) получилась бы небольшая книга. Если информации недостаточно, то требуется дополнительное исследование — в ход идут хакерские методы, OSINT, поиск дополнительных деталей в своих архивах.
«Решения принимаются сообща. Тяжело предугадать, какая тема привлечёт больше внимания. Мы намечаем цели, получаем информацию, анализируем её (в этом нам помогает InformNapalm), появляются новые цели. Мы движемся расширяющимися кругами, захватывая всё более широкий круг целей. В отличие от традиционного шпионажа, в котором важно получить конкретную информацию от конкретного человека, кибервойна — это работа по площадям. Когда информации накапливается достаточно и её разглашение не ведёт к негативным последствиям, мы её публикуем. Много внимания привлекли взломы почты помощника президента РФ Суркова, операции российского МИДа (фонд Горчакова) и Института стран СНГ в Центральной Европе. Откровенных провалов пока не было, если по какой-то теме недостаточно информации, мы можем просто отложить её на время и подождать», — делится подробностями с Фокусом Шон Таунсенд.
После войны
По общему мнению собеседников Фокуса, в дальнейшем методы кибервойны будут совершенствоваться, поэтому говорить о скорой победе сегодня не приходится.
«Во-первых, мне кажется, что война просто так не закончится. Россия, нарушив свои международные обязательства и развязав войну, в том числе полномасштабную кибервойну, выпустила джина из бутылки, и вернуться к довоенному порядку будет непросто или даже невозможно. Во-вторых, современный мир критично зависит от информационных технологий, и специалистам, имеющим навыки реальной киберзащиты, кибернападения и анализа информации, всегда найдётся чем заняться», — даёт прогноз Таунсенд из УКА.
«Когда я создавал InformNapalm, я надеялся, что война закончится за один-два года и мы сможем вернуться домой, в Крым, Донбасс (многие наши волонтёры — вынужденные переселенцы), но идёт уже пятый год войны и мне сложно прогнозировать, как я встречу мирную жизнь», — заключает Бурко.
2 августа 2018 года сенатор Линдси Грэм заявил, что фракции Республиканской и Демократической партий США подготовили проект пакета новых санкций против России. Документ включает ограничения на операции с российским госдолгом, инвестиции в энергетику и импорт урана, а также персональные санкции против чиновников и олигархов. Кроме того, предлагается применять секторальные санкции в отношении лиц, связанных с киберпреступлениями. Ожидается, что в рамках Госдепартамента США будет создано управление по киберпространству и цифровой экономике, которое будет заниматься международными вопросами, касающимися международной кибербезопасности, доступа в интернет и свободы интернета, киберпреступности и ответами на кибератаки.
- Информация о материале
Министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что его ведомство рассматривает возможность прекращения железнодорожного сообщения с Москвой, позднее объяснив, что в первую очередь в министерстве обдумывают прекращение пассажирского сообщения с РФ, но понимают, что есть много факторов «за» и «против».
Однако экономических оснований для такого решения нет, поскольку тарифы на железнодорожное грузовое и пассажирское сообщение с Россией и любой другой страной гораздо выше, чем на внутреннем рынке. Подобные решения могут быть связаны с предстоящей избирательной кампанией в Украине. Такое мнение высказал директор инфраструктурного направления в Украинском институте будущего, бывший замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.
Решение о прекращении железнодорожного сообщения с Россией имело бы две стороны: экономическую и политическую. Любые решения обычно принимаются при изменении каких-то внутренних или внешних обстоятельств. Снаружи — то есть в политической обстановке с Москвой — я никаких изменений не вижу. В течение четырех лет с начала боевых действий мы ничего не делали [для прекращения железнодорожного сообщения с Россией], и теперь в решении о каких-то изменениях [в этой сфере] присутствовал бы алогизм. Это означало бы, что есть какие-то внутренние причины в Кабмине, которые побуждают к таким действиям.
Прекращение железнодорожного сообщения с Россией могло бы быть связано с подготовкой к выборам и поиском инфоповодов у политических партий и политических персон, готовящихся к выборам.
Хотя, возможно, нужно дождаться официального заявления министерства и тогда комментировать.
Экономических оснований для отмены сообщения с Россией нет. Тарифы на железнодорожное грузовое сообщение с Россией и любой другой страной обычно выше, причем в разы, чем на внутреннем рынке. И это связано прежде всего с тем, что украинские олигархи удерживают низкие тарифы внутри Украины, тем самым уничтожая железную дорогу. По пассажирским перевозкам то же самое: у нас чаще всего на международные пассажирские перевозки тарифы выше. Поэтому экономических оснований у этого решения быть не может.
Я не вижу никаких изменений в политической обстановке с Москвой. Соответственно, изменения могут быть только внутренними. И они, если такое решение действительно есть, связаны, скорее всего, с подготовкой к выборам.
Если не учитывать того, что речь идет о сообщении с Россией, то «Укрзалізниці» как коммерческому предприятию следовало бы смотреть на пассажиропоток. И на тех направлениях, где спрос увеличивает предложение, пассажиропоток можно было бы увеличивать. А пассажиропоток в Россию до сих пор есть, потому что украинцы туда ездят зарабатывать. Кроме того, скорее всего, ездят еще и те, кто связан с предыдущей властью. Какие-то родственники тоже путешествуют.
- Информация о материале
Страница 12 из 1561
