Статьи
В июле в ВР Украины был зарегистрирован законопроект, который предлагает преобразовать украинскую милицию в полицию. Собственно, в том, что это произойдет, можно было не сомневаться еще с весны прошлого года, когда свою милицию переименовала Россия.
Уже традиционно спустя пару лет после соседки, как будто желая на чужом опыте убедиться, что нововведение пошло впрок, Украина тоже заявила о грядущей реформе правоохранительной системы. Да-да, именно реформе, публичной стороной которой станет переименование милиции в полицию. Пока, правда, соответствующий законопроект покоится в ВР, но силовое ведомство утверждает, что к переменам уже готово. А увидеть их воочию можно будет начиная с 19 ноября 2012 года, когда вступит в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс.
Этот документ кардинально перестраивает имеющуюся систему досудебного следствия. Например, предусматривает создание нового органа — государственного бюро расследований, которое заберет у прокуратуры следственные полномочия. Вводит суды присяжных, которые будут рассматривать дела по тяжким преступлениям, в том числе и тем, за которые предусмотрено наказание в виде пожизненного заключения. Разрешает такую новую меру пресечения, как домашний арест,
и регламентирует процедуры процессуальной сделки (между обвиняемым и прокурором) и примирения (между обвиняемым и потерпевшим). Заявитель будет становиться потерпевшим сразу после подачи в милицию заявления, минуя все стадии следствия и сбора доказательств. Ликвидируется возможность возвращения уголовного дела на дополнительное расследование, упраздняется институт возбуждения уголовного дела, сроки проведения следствия ограничиваются 6 или 12 месяцами, в зависимости от тяжести преступления. Все процессуальные (оперативно-розыскные и следственные) действия будут проводиться только после начала уголовного производства по делу. Кроме того, защитником в суде будет только адвокат, состоящий в едином реестре адвокатов. Создание этой базы данных уже тоже узаконено свежеиспеченным Законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», принятым парламентом в начале июля и уже подписанным президентом.
Следующим шагом, судя по всему, станет реформа милиции. «Сейчас трудятся 6 рабочих групп, идет постоянное обсуждение этих вопросов, существуют разные политические мнения на тему, каким должно быть МВД», — рассказал на пресс-конференции руководитель управления по связям с общественностью МВД Украины Владимир Полищук. А после 19 ноября на протяжении года будет активно проводиться работа по реформированию правоохранительных органов.
Суть перемен, уже облеченных в законопроект, не только в смене названия. По словам одного из его авторов, нардепа Василия Грицака, МВД станет гражданским ведомством, в котором будет департамент полиции. «Впервые на уровне закона вводится понятие контракта, четко расписаны права и обязанности полицейского, его социальные гарантии: пенсия, обеспечение жильем, медобслуживание, выплаты в случае получения увечья или гибели, в разы увеличена зарплата», — цитируют его информагентства. Полицейским планируется увеличить зарплату: рядовым и сержантам до уровня не менее 5 минимальных плюс доплата за выслугу, офицерам — до 7 плюс доплата. То есть рост доходов ожидается сразу на несколько тысяч гривен. Кроме этого, планируется уменьшить количество специальных званий: после старшего сержанта сразу будет идти младший лейтенант.
Измениться должно и поведение полицейских: теперь они не смогут ни с того ни с сего требовать документы у гражданина, а только если для этого будут весомые основания, например, обоснованное подозрение в совершении преступления, нахождении в розыске, нарушении общественного порядка и т.д. При этом полицейский должен будет объяснить причину, сейчас он делать это не обязан. Задержанный будет иметь право на один звонок, причем не позднее чем через час с момента задержания. Сейчас информируют родных сотрудники правоохранительных органов, причем четко не прописано, каким образом, а это важно, ведь можно и письмо отправить, которое придет через неделю. А вот кормить задержанных в будущем никто не обещает: в отличие от закона о милиции, 3-разовое питание в полиции в законе не прописано. Зато полицейский, в отличие от милиционера, законодательно будет обязан не только защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, но и оказывать неотложную медпомощь гражданам, пострадавшим от уголовных или административных правонарушений (если потерпевший ранен или избит хулиганом). Но и сам сотрудник полиции сможет свободнее пользоваться оружием и другими спецсредствами, если этого потребует обстановка.
В какую копеечку выльется реформа, пока, конечно, никто не подсчитывал. Хотя и без этого известно, что реформы никогда дешево не обходятся. Для России, у которой, в отличие от дефицитного украинского бюджета, казна с профицитом, реформаторские расходы особым бременем не были. Но у Украины каждый миллион на счету. Хотя, как считает начальник управления ГАИ ГУ МВД Украины в АРК Владимир Загинайло, не такие уж это большие расходы. «Вот посмотрите на мою форму, — рассказал он «1К». — На ней нет слова «милиция», то есть менять ее не потребуется. Может, некоторым службам, как патрульно-постовой, придется добавить нашивки да на автомобили наклейки, но это небольшие расходы. Зато для имиджа важно, ведь во всем мире полиция, и практически все страны постсоветского пространства уже переименовали милицию».
С исторической точки зрения, действительно, правильнее именовать стражей правопорядка не милицией, а полицией, потому что слово «милиция» изначально обозначало народное ополчение, не состоящее на постоянной службе, и только после известных событий 1917 года «рожденная революцией» превратилась в госструктуру. Полиция — государственная служба и от имени государства поддерживает порядок и борется с преступностью. Но, судя по всему, отнюдь не торжество исторической справедливости движет украинской властью, а желание защитить себя.
Еще один законопроект от тех же авторов — нардепов Василия Грицака и Валерия Коновалюка — предполагает создание в Украине, помимо полиции, еще и госслужбы правопорядка — специальной правоохранительной структуры с военным статусом. «Во многих странах ЕС правоохранительные органы с военным статусом (типа «жандармерия») и с гражданским статусом (типа «полиция») являются абсолютно независимыми структурами, у них есть функции досудебного следствия, но вместе с тем есть четкое размежевание сфер деятельности и влияния», — говорится в пояснительной записке. Появиться эта госслужба должна уже 1 января 2013 года, хотя законопроект еще только в профильном комитете.
Зачем такая спешка? Ответ на этот вопрос кроется в ее функциях. Новая служба заменит внутренние войска, но с более широкими полномочиями. Она призвана будет обеспечивать защиту конституционного строя от попыток его изменения или свержения, защищать власть от попытки ее захвата насильственным путем, в ее обязанности будет входить противодействие массовым уличным беспорядкам и вооруженным конфликтам на границе, борьба с терроризмом и даже отдельное от милиции патрулирование улиц. При этом главнокомандующего госслужбы правопорядка и его замов будет назначать лично президент Украины, то есть можно ожидать беспрекословного ему подчинения. А учитывая, что в конце октября в стране пройдут парламентские выборы, легитимная служба очистки майдана от протестующих может оказаться очень даже нелишней.
- Информация о материале
Сегодня мы все становимся свидетелями бесцеремонной попытки загнания малых и средних предпринимателей в "резервации" крупного бизнеса, который с чиновничьей помощью пытается отжать более мелких конкурентов, выжив их из более-менее привлекательных бизнес-ниш.
Выдержит ли малый бизнес это давление, готов ли смириться с судьбой "изгнанника" и не превратится ли Украина в один гигантский супермаркет без права выбора? Хочется верить, что нет.
Развитие экономики любой страны неразрывно связано с развитием, прежде всего, ее малого бизнеса. Именно он является пионером большинства тех процессов, которые в свою очередь выступают движущей силой в становлении полноценного экономического развития.
Все сегодняшние представители крупного бизнеса, так или иначе, начинали свое становление в виде всевозможных фирм и фирмочек, с начальным оборотом в тысячи гривен, арендованными помещениями на "выселках", устаревшим оборудованием, с честолюбивыми помыслами уж если не о мировом господстве, то об уровне мощного середняка своей отрасли.
По-статистике, около 60% начинающих бизнесов "гибло" в первый же год своего существования. Причины тут — разные. Из наиболее распространенных — недостаток оборотного капитала. Это ведь только для торговли пирожками в переходе достаточно иметь мешок муки и духовой шкаф. Для развития полноценного (пусть и малого) бизнеса, кроме стартового капитала, как воздух нужна "оборотка".
Другие причины неудач — отсутствие реального рынка сбыта (в первую очередь промашки в предваряющем развитие бизнеса полноценном исследовании рынка и качественном маркетинге), высокий уровень конкуренции в сегменте. А что уже говорить о непомерном фискальном давлении — эту тему не обсуждал только ленивый!
Еще около 20% "малышей", в последующие два - три года, либо пополняют горькую статистику "безвременно почивших" в первые 12 месяцев, либо трансформируются путем слияния с такими же, как они, изменяют профиль деятельности, ищут другие сегментные ниши...
Реальных успехов в бизнесе, из 100% стартовавших, достигают процентов 10-15, не больше. И только единицы, сегодня, на пятом-седьмом году своего существования, трансформируются в компании всеукраинского и даже европейского масштаба. Вполне европейский или даже мировой путь эволюции, вот только, правда, с чисто украинским "послевкусием".
Впрочем, именно "малыши" выступают катализатором очень многих процессов в реалиях украинской экономики, в первую очередь в сфере услуг, производства, сельского хозяйства, туризма и много го другого. Даже, казалось бы, в такой сфере, как оказание финансовых услуг малые банки, кредитные союзы, страховые компании, риэлторы и другие традиционно являются законодателями мод, формируя и направляя тренд рынка, по которому, словно трансатлантические корабли следуют "айсберги" бизнеса.
Аллегория из мира свежих морских муссонов и соленых брызг вполне уместна, поскольку именно "малыши" выступают в роли того самого буксира, который тянет за собой "лайнер экономики".
Так в чем же та сила, которой в избытке у представителей бизнеса малого и которой все больше не хватает "тяжеловесам"? Что заставляет нас, как потребителей, склоняться в выборе именно к "малышам"? Для меня незыблемым постулатом, в этой связи, является понимание того, что основными преимуществами (равно, как и основным отличием) является качество клиентского сервиса, перманентное стремление и развитие инноваций, проникновение в самые узкие ниши и сегменты, куда и "нос не суют" бизнес-тяжеловесы.
Чтобы мои утверждения не выглядели огульно, давайте рассмотрим несколько примеров, которые помогут в этом убедиться. Рынок гостиничного бизнеса: около 70% этого сегмента занято представителями малого бизнеса и банальными «частниками». Цены на услуги, разнообразие и, главное, качество этих услуг вполне сопоставимы с лучшими предложениями «топ-операторов», многократно превосходя основную, поистине "серую массу" прочно застрявших в "совковом" прошлом вчерашних "интуристов" и новомодных "Хилтонов а-ля Бердичев", так и не "вскарабкавшихся" до уровня сколь-нибудь приличного представителя этого направления бизнеса.
"Малыши", работающие на рынке изготовления мебели, "бьют" конкурентов даже в их традиционных "вотчинах" - крупных городах. В городах средних и особенно малых "счет вообще сухой" и явно не в пользу "крупняка". Сроки изготовления, цены, ассортимент и, что очень важно, возможность привлечения к ответственности за некачественный товар и услугу. То, чего большинство из нас абсолютно лишено, входя в сверкающие двери супер-, гипер-, и мега-маркетов. Пробовали бороться с ними, купив просроченную селедку, прилетев на отдых в трущобу, вместо обещанных пяти "звезд", не имея возможности вселиться в проинвестированное жилье?.. Есть смысл продолжать перечень?
Сегодня мы все становимся свидетелями бесцеремонной попытки загнания нас в "резервации" крупного бизнеса. И программы лояльности, скидочные карты — это лишь видимая часть хищной "физиономии" супер-деятелей мега-бизнеса. "Потребитель должен потреблять то, что нужно нам. В нужных нам количествах, по необходимым нам ценам и в том уровне сервиса, критерии которого установим мы сами!" - это реальный девиз и философия "тяжеловесов".
Для украинцев более приемлемой является модель той же Польши с их принципами построения бизнеса, где именно бизнес малый во многом определяет состояние экономики. Впрочем, приемлемость для нас, как потребителей, совершенно не означает, что такие "расклады" устраивают бизнес крупный. Скорее — наоборот.
И та "лобовая" атака власти, пытающейся выкорчевать "недомерков" многочисленными проверками, отчетами, бумажками, согласованиями и разрешениями - активно лоббируется и всячески поддерживается представителями бизнес-тяжеловесов.
Выдержит ли малый бизнес это давление, готов ли смириться с судьбой "изгнанника" и не превратится ли Украина в один гигантский супермаркет? Хочется верить, что нет. И "податковий майдан", как мне кажется, лучшее подтверждение тому, что малый бизнес готов показать крупному смачный "пролетарский кукиш". Я по-прежнему в это верю, на это надеюсь и готов этому способствовать, как мыслящий человек, как потребитель, как гражданин.
Наверное, одним из основных преимуществ малого бизнеса, которое помогает ему развиваться и одерживать не только локальные победы, но и с большим энтузиазмом, а главное жизнеспособностью смотреть в будущее, (что, кстати, очень явно проявилось как раз в период кризиса, когда основными пострадавшими оказались именно "тяжеловесы"), является преимущество в идеологии.
Кто на самом деле двигает любой бизнес на местах, хозяин, топ-менеджмент? Конечно, нет! Его двигает среднее звено и "рядовой пехоты Ваня"! И согласитесь именно от отношения и устремлений как раз "низов" зависит успешность или провальность конкретного бизнес проекта.
Сравните Ваши ощущения от посещений супермаркета и маленького семейного магазинчика. Сравнили? Вероятно, единственное в чем второй проигрывает первому — это только ассортимент.
Хотя мне, по большому счету, плевать, что в магазинчике "У тети Вали" нет в наличии омаров, двадцати видов овсяного печенья и собственного производства круассанов. Но я получаю там то, что мне действительно необходимо, а не надуманные и навязанные мне ценности и вымученные "резиновые" улыбки.
Сколько таких как я? Больше 90%, т.е. явное большинство. А нужно мне всего ничего: качественный продукт, трезвая цена и тихое "Спасибо! Будем рады видеть Вас снова!".
Вот так, как говорится, бизнес без ГМО: без Гигантомании, без Монополизации, без Обмана.
- Информация о материале
Создается такое впечатление, что экс-губернатор Харьковщины Арсен Аваков совершил в своей жизни две большие ошибки: заработал кучу денег и неплохо продвинулся в качестве оппозиционного политика. Такие люди, как правило, бывают подвержены всяческим напастям - не стал исключением и бывший глава области.
Очередная беда свалилась на голову Арсена Борисовича аккурат под прошедшие праздники. На сей раз недремлющее око правоохранителей повернулось в сторону банка «Базис», который уже много лет неразрывно связывают с именем экс-губернатора (правда, сам он заявлял, что уже не имеет к «Базису» никакого отношения и передал управление и акции в другие руки). В милиции решили, что «должностные лица банка», а заодно с ними и некие нечистоплотные «физические лица» присвоили миллионы и миллионы чужих гривен (впрочем, точную сумму пока никто не озвучил). В отношении этих «лиц» 22 августа возбудили уголовное дело, которое вылилось в шумный обыск сразу в нескольких офисах – в том числе в здании, где также находятся подконтрольные бывшему губернатору АО «Инвестор» и редакция издания «Главное».
В милиции поспешили расписать схему, по которой якобы действовали злоумышленники. «Выдавались кредиты физическим лицам, размером в миллионы. Залогом выступали векселя или имущество, впоследствии передавшиеся в другие предприятия, которые проходили процедуру банкротства, и таким образом имущество уходило «в никуда». А деньги переводились на счета других фирм и в конечном итоге - в оффшорные зоны», - рассказал начальник следственного управления областного главка милиции Зиновий Голован.
Милиция искала – причем по нескольким адресам сразу – документы и «другие вещи, которые интересны для следствия». Обвинений пока никому не предъявили, однако шороху навели – даже журналистов «Главного» согнали с рабочих мест и какое-то время не давали вернуться обратно. Хотя, как признали правоохранители, обыск в редакции не планировался.
К слову, сам «Базис» тем временем приказал долго жить – постановлением Нацбанка лицензию у него отзывают… И как это отразится в конкретных цифрах на финансовом состоянии харьковской оппозиции, пока сказать сложно.
Глядя на весь этот беспредел из далекой Италии, Аваков поспешил обвинить во всем сыр-боре своего политического оппонента Михаила Добкина. Разродившись едким комментарием на «Фейсбуке», Арсен Борисович предположил, что «Базисом» заинтересовался банк «Золотые ворота», совладельцами которого выступают «члены семьи Добкина и аффилированные с Кернесом (мэром Харькова Геннадием Кернесом, - ред.) люди».
Ответ Кернеса не заставил себя долго ждать. После обвинения экс-губернатора в истеричности, долго и проникновенно рассказывалось, как банк «Базис» не возвращал депозиты и не выплачивал проценты, из-за чего пострадали ни в чем не повинные клиенты – от крупных харьковских заводов до бедных студентов. А напоследок мэр ехидно пригласил своего главного политического «врага» обратно в Харьков.
Хотя сложно представить себе, чтобы Аваков на приглашение откликнулся. Прошлогодний обыск в офисе связанного с ним АО «Инвестор», уголовное дело по превышению служебных полномочий в «земельных» вопросах, поспешное отбытие в Италию «в командировку», объявление в международный розыск, задержание местной полицией и угроза экстрадиции – такое кого хочешь отпугнет от возвращения на родину.
Тем более, «хозяева» Харькова и области лишний раз видеть Арсена Борисовича точно не хотят - разве что в образе «суперзлодея», на которого можно гневно указывать пальцем. Ведь и у Михаила Добкина, и у Геннадия Кернеса он уже давно, как кость в горле (особенно нежную любовь к экс-губернатору питает Геннадий Адольфович - после весьма спорных мэрских выборов 2010 года, когда Авакову не хватило до победы менее 1 %).
Впрочем, за границей главный харьковский оппозиционер себя чувствует весьма безопасно – подобно своему опальному российскому «коллеге» Борису Березовскому, он ведет вполне светский образ жизни, регулярно напоминая о себе землякам через СМИ. И из оппозиционной обоймы Аваков не вылетел – даже несмотря на «изгнание», ВО «Батьківщина» включила его в список под более чем проходным номером 24. Так что, даже в «закошмаренном» виде отказываться от дальнейшей политической борьбы Арсен Борисович не собирается.
- Информация о материале
Министр обороны Дмитрий Саламатин солгал. Подтверждено документально, легко проверить — документы на сайте ZN.UA. В адрес народа ложь власти льется рекой, с этим уже как-то свыклись. Здесь особый случай — зафиксирована ложь внутри самой власти, причем на самом высоком уровне. Министр обороны, пытаясь избежать ответственности за срыв поставок оружия в Ирак и за экономические потери, которые несет страна от штрафных санкций, сознательно вводит в заблуждение Виктора Януковича — президента и Верховного главнокомандующего. Новация, однако.
Оружейный бизнес в мире считается вторым по прибыльности, после торговли наркотиками. В нынешней Украине не тот случай. Здесь важны объемы, общий оборот, на котором сотни миллионов зарабатывают посредники, зарубежные компании и украинские чиновники. Неплохо работают, очень даже прибыльно — на свой карман. А то, что вместо прибыли от оружейного бизнеса страна несет убытки, — сегодня мало кого беспокоит.
Украина теряет доверие партнеров, вполне платежеспособных и желающих покупать оружие наших производителей. Теряет рабочие места и высокотехнологичные отрасли промышленности.
Есть опасение, что так будет продолжаться и дальше. Пока оружейный бизнес отдан на откуп лживым министрам, готовым пойти на обман даже хозяина Банковой. И пока сфера экспорта вооружений будет тайной за семью печатями, которую стараются обходить стороной даже правоохранительные и контрольные органы.
Попробуем приоткрыть завесу и вскрыть нарывы. Совсем чуть-чуть, не касаясь особо острых проблем, прикрытых государственными секретами.
Затрагивая столь чувствительную тему, как торговля оружием, мы не ставили задачу нанесения ущерба национальным интересам или создания трудностей в реализации экспортных контрактов. Это уже сделали без нас — госчиновники, активно участвующие в дележе сверхприбылей оружейного бизнеса.
Пресса периодически публикует заявления бывшего руководителя «Укроборонпрома», а ныне министра обороны Саламатина о том, что в страну поступают миллиарды от продажи на внешних рынках отечественных вооружений и что Украина в десятке топ-экспортеров оружия. Если продажа оружия подается как успех команды Януковича, то почему так лихорадит предприятия оборонно-промышленного комплекса? Почему долги перед ними постоянно растут? Почему для списания этих долгов сотнями миллионов через парламент проталкивают отдельные законы? Почему для поддержки якобы прибыльной сферы «Укроборонпром» просит из бюджета-2013 огромные средства, почти миллиард гривен?
А где фактическая бумажка, броня?
В конце сентября 2009 года Украине удалось практически вырвать из рук конкурентов первый оружейный контракт с Ираком. Многие считают, что это была плата за многолетнее военное присутствие в этой стране украинского контингента. Люди, причастные к заключению контракта, не особо скрывали тот факт, что адресное выделение министерству обороны Ирака средств на закупку в Украине самолетов Ан-32 и бронетранспортеров БТР-4Е удалось организовать при помощи неких высоких посредников из США. Именно этими посредниками и военными чинами Ирака была согласована программа сотрудничества с Украиной на пять лет со стартовым бюджетом в 2,5 миллиарда долларов США. Было указано, что поставка наших самолетов и БТР станет своего рода «обкаткой» отношений заказчика, поставщика и посредника. В случае успеха — с перспективой наращивания поставок военной техники на многие годы вперед, общим объемом до 14 млрд. долл. Для Украины это был прорыв, раздвигающий горизонты возрождения отечественной оборонки.
Первые неприятности начались из-за опоздания с поставкой первой партии БТР — на шесть месяцев. Вместо ноября 2010 года первые изделия прибыли к заказчику лишь в марте 2011-го. Иракские военные тут же «включили счетчик» штрафных санкций, за каждую несвоевременно отгруженную партию БТР. Украина начала нести потери: за первую же партию техники мы недополучили около двух миллионов долларов.
Как утверждают наши источники в «Укроборонпроме», именно на этот период приходится бурная деятельность двух руководителей оружейного бизнеса, двух Дмитриев — Саламатина и руководителя «Укрспецэкспорта» Перегудова — по выстраиванию новой схемы реализации иракского контракта. Ключевым моментом стало устранение американского посредника, которого украинские чиновники «послали» далеко за океан «вместе с его вонючими коррупционными сенаторскими схемами». И внедрили в качестве посредника другого персонажа из оружейного бизнеса. При этом финансовые интересы посредника были ужаты, зато комиссионные для украинской стороны увеличены существенно. Для подтверждения этой информации Главная финансовая инспекция или Счетная палата Украины могут провести внеплановую проверку. Если им разрешат…
Все бы хорошо, но срок подписанного с Ираком контракта истек в марте 2012 года. Контракт остался невыполненным по вине украинской стороны. Назревает серьезный скандал. Кому-то предстоит отвечать.
К лету текущего года в Одессу для отгрузки доставляется вторая партия БТР — 62 штуки. Но отгружать военную технику нельзя, закон запрещает — поскольку старый контракт не действует, а нового нет. Руководители спецэкспорта засуетились. Перегудов завис в шпагате между Ираком и Украиной.
И тут ему на помощь приходит министр обороны Саламатин. 9 августа он пишет письмо Януковичу (текст на сайте). Докладывает о том, что Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Ирак решил инициативно встретиться с Саламатиным для выражения всяческой благодарности за активное сотрудничество в военно-технической сфере. Посол Ирака якобы заверил, что «за последние два-три месяца вокруг выполнения украинско-иракского контракта на поставку бронетранспортеров тучи развеяны».
И самое главное: со ссылкой на иракского дипломата, Саламатин письменно информирует (дезинформирует) Януковича о том, что «премьер-министром Республики Ирак Нури аль Малики был подписан соответствующий правительственный документ о продолжении вышеупомянутого контракта».
Так вот, нам абсолютно точно известно, что на момент письменного доклада Януковичу (9 августа) никакого «правительственного документа» не было. Нет его и до сих пор, на момент сдачи газеты в печать. Ни продленного старого контракта, ни подписанного нового — не существует в природе. И Саламатину с Перегудовым, который в середине августа неделю провел в Ираке, обивая пороги высоких кабинетов, об этом известно.
Нам удалось добыть один-единственный документ, которым закончился вояж Перегудова в Ирак (текст на сайте). Прочитайте сами.
Первое — это никакой не «правительственный документ», вместо подписи премьер-министра Ирака под ним стоит подпись даже не руководителя, а одного из чиновников военного ведомства.
Второе — никакой это не «документ о продолжении контракта», открывающий путь для продолжения поставок техники в рамках «безоблачных» отношений с Ираком. Это опус под названием «меморандум о взаимопонимании». В качестве обязательного условия продолжения сотрудничества с Украиной он требует предоставления украинским спецэкспортером гарантии оплаты в сумме 72 млн. 130 тыс. долл. в банке ТВІ, акцептированном минобороны Ирака. Кроме того, иракская сторона требует от украинской компании «Прогресс» предоставить государственные гарантии от украинского правительства касательно добросовестного исполнения украинским поставщиком обязательств по контракту. А далее в меморандуме вообще замечательная фраза, которая является венцом разоблачения Саламатина и Перегудова: упомянутые требования иракской стороны необходимы для того, чтобы лишь начать (!!!) разработку и согласования дополнений к контракту.
Третье — меморандум датирован 16 августа. Напомню, Саламатин письменно доложил президенту об «успехах» на иракском направлении неделей раньше, 9 августа.
И последнее — чтобы продолжить разговор с Украиной, меморандум требует предоставления Ираку банковских гарантий и гарантий правительства Украины не позднее 23 августа сего года. Нам достоверно известно, что в указанный срок никто никаких гарантий Ираку из Украины не направил. Нет их и по сей день!
Ложь нарастает снежным комом. Репутация страны ниже плинтуса. Янукович спокоен: ему доложили, что все в порядке, «картина маслом». Формально, Саламатин сегодня в стороне, он ведь теперь министр, а на «Укроборонпром» назначили другого руководителя, Сергея Громова. Похоже, именно его могут назначить стрелочником, кто-то ведь должен ответить за эту скандальную историю? Может его уволят из «Укроборонпрома», также как на прошлой неделе Саламатин в присутствии Громова вынудил уйти всех, кого Громов взял на работу?
Китайский откат
Еще один яркий пример «эффективной» деятельности саламатинских спецэкспортеров проявился на китайском направлении.
До прихода Саламатина в сферу торговли оружием в декабре 2008 года во исполнение «Соглашения между Правительством Украины и Правительством Китайской Народной Республики по военно-техническому сотрудничеству» у Украины появился весьма привлекательный контракт на поставку двух десантных кораблей на воздушной подушке (аналогичных кораблю проекта 12322 «Зубр»). Предполагалось, что Украина поставит Китаю техническую документацию, материалы, комплектующие, корпусные конструкции и оборудование для строительства еще двух таких же кораблей в КНР, а также окажет услуги по техническому содействию в строительстве кораблей и по обучению персонала и экипажей заказчика.
Наличие такого выгодного контракта, кроме получения страной валютных средств, позволило Украине сохранить уникальное предприятие судостроительной отрасли — ОАО «Феодосийская судостроительная компания „Море", специализирующееся на постройке кораблей и катеров из алюминиевых сплавов на воздушной подушке и на подводных крыльях.
Кроме того, загружены мощности крупных предприятий судостроительной отрасли — «Заря»—«Машпроект» (Николаев), «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» (Николаев), «Завод „Фиолент" (Симферополь), „Энергия", (Кривой Рог), „Гипроверфь" (Киев) и порядка
120 субподрядчиков по всей Украине.
На момент заключения контракта в отношении „Моря" была возбуждена процедура банкротства. И сегодня предприятие все еще находится в стадии санации, общая сумма его долгов достигала 340 млн. грн. Профильные заказы практически отсутствовали. Конструкторский, технологический и производственный персонал из-за невыплаты зарплаты в большинстве своем работал за пределами Украины. Основные фонды приходили в негодность.
Возобновление работ по строительству кораблей для Китая, на которые „Морю" выделено 190 млн. долл., позволило приостановить процесс развала предприятия и вернуть значительную часть квалифицированных кадров в Украину.
Однако та же история — выполнение работ идет со значительным отставанием от графика, предусмотренного китайским контрактом.
Уже понятно, что задержка в поставке первого корабля составит не менее восьми месяцев, а китайская сторона может выставить штрафные санкции на сумму около 7,5 млн. долл.
Реализуя схему по перераспределению комиссионного вознаграждения в свою сторону, руководители «Укрспецэкспорта» придумали в ходе выполнения контракта разорвать отношения с фирмой-посредником HOKOKLIMITED, оказывавшей реальное содействие в проведении переговоров и заключении контракта, и подписать соглашение на оказание агентских услуг с компанией RICHMAND ARIN LIMITED. Упоминая эту структуру, невозможно даже что-либо сказать о ее репутации. Этой репутации просто нет, поскольку фирма — фиктивная. Но это не помешало перечислить на ее счет около двух млн. долл., якобы для решения вопросов о неприменении китайской стороной штрафных санкций...
Еще более трогательную комбинацию по увеличению «призов» бывший руководитель «Укроборонпрома» придумал, направив в Китай некоего г-на Воронкова. Как утверждают наши китайские товарищи, на официальных переговорах в Китае под аудиофиксацию Воронков задал прямой вопрос: кто именно из представителей китайской стороны ожидает получения комиссионного вознаграждения за контракт? Абсолютно неважно, что Воронков еще не закончил свою по-детски невинную фразу, как все китайские участники переговоров уже прокрутили в своем сознании, что сказать важного своим близким и какую еду заказать перед казнью. В Китае, как известно, с коррупционерами в бирюльки не играют…
Вышло очень результативно. Вдруг в один миг как бы ничейной оказалась многомиллионная сумма средств. А с другой стороны, свой завышенный откат на китайском направлении будет последним, который смогут увести в тень украинские торговцы оружием, поскольку вряд ли после такого китайцы бросятся заключать новые контракты с Украиной. Зато в России результатам деятельности Дмитрия Альбертовича будут рады. А ведь речь идет об угрозе потери для страны 318 млн. долл…
Еще один «успешный» контракт с Китаем был заключен в декабре 2011 года, в период пребывания Саламатина у руля «Укроборонпрома». Контракт на общую сумму 44,7 млн. долл. предполагал поставку в Китай трех самолетов-заправщиков Ил-78 (после проведения их ремонта) и соответствующего авиационного имущества. Как оказалось впоследствии, уже после заключения контракта, минимально рентабельная цена контракта должна была составить 52,5 млн. долл. Следует отметить, что представителей «Николаевского авиаремонтного предприятия» на переговоры и подписание заведомо убыточного контракта не пригласили.
Кстати, Россия предлагала Китаю эти же самолеты по 25—30 млн. долл. каждый. Нет сомнения, что, даже перебивая россиянам сделку более привлекательной ценой, «Укрспецэкспорт» имел все шансы привезти контракт на эти самолеты по цене минимум 18— 20 млн. за штуку!
Подобная ситуация повторяется уже в августе сего года с заключением контракта на поставку пяти самолетов Ил-76.
В этом случае «Укрспецэкспорт» умудрился заключить контракт на сумму 50,8 млн. долл., потеряв на каждом самолете, по экспертным оценкам, от двух с половиной до пяти миллионов долларов. В итоге, ремонт самолетов на Николаевском заводе становится убыточным.
И в этом контракте, как оказалось, сидит тот же посредник, который участвовал в убыточной сделке по продаже трех самолетов Ил-78. По данным наших источников в «Укроборонпроме», сумма агентского вознаграждения для такого убыточного контракта была заоблачной — 16%, из которых на украинскую сторону пришлась ровно половина.
Что ни контракт, то проблема
Не знаем, какую пыль пускал в глаза президенту Саламатин, рассказывая о возможных миллиардных выручках, можем лишь отметить, что почти все самые крупные контракты «Укрспецэкспорта» сегодня являются проблемными. Если быть точным, в перечне проблемных — 62 контракта…
Помимо упомянутых иракского и китайских контрактов, на ладан дышат контракты на поставку БТР и танков «Оплот» в Таиланд, на сумму 256,2 млн. долл. и 156 млн. долл. соответственно.
Горит пакистанский контракт на сумму 20 млн. долл.
Неувязка вышла и с поставками танка Т-72М Эфиопии на сумму 137 млн. долл.
Уже понятно, что декларируемые Саламатиным миллиардные объемы экспорта оружия оборачиваются убытками для страны. И чем больше объемы — тем больше убытки. Повторим. Для страны. Для чиновников-посредников оружейный бизнес очень даже прибыльный. Пора уже разорвать этот замкнутый цикл лжи правительству и президенту. А самое главное — стране. Ей, ведь, в итоге расплачиваться…
- Информация о материале
Средневековый Крым славился своими рынками, в том числе и крупнейшим в Европе базаром в Кафе, где продавали людей. В середине XV века цены на сильных и здоровых мужчин-невольников начинались от 800 серебряных акче — за эти же деньги можно было купить три-четыре десятка овец. К сожалению, окончательно и бесповоротно работорговля в историю не ушла, на ней и в наши дни делают деньги.
23 августа отмечается Международный день памяти жертв работорговли и ее ликвидации. Это значимая дата для нашей страны, поскольку в этом году представители ООН снова назвали Украину одной из главных стран — поставщиков живого товара. По оценкам Международной организации по миграции (МОМ), за годы независимости Украины жертвами торговли людьми стали не менее 110 тыс. ее граждан. Портрет украинца — среднестатистической потенциальной жертвы торговли людьми — можно попытаться составить по данным, собранным МОМ. Это женщина, чаще из сельской местности, у которой за плечами колледж, техникум, ПТУ. У нее есть ребенок или дети, нет мужа, она не работает по специальности либо безработная, верит, что за границей может получать большие деньги за неквалифицированный труд.
Вербовщики теперь в Интернете
Как рассказал «1К» начальник отдела борьбы с торговлей людьми и преступлениями против морали ГУ МВД Украины в Крыму Андрей Чепель, с начала 2012 года были возбуждены 9 уголовных дел в сфере противодействия торговле людьми. А прокуратура изучает материалы, по которым может быть возбуждено еще одно уголовное дело.
В Крыму случались годы, когда количество выявляемых преступлений в этой сфере оказывалось намного больше, до полусотни в год. Но тогда, во-первых, вербовщики и сутенеры действовали нагло и открыто: к примеру, посетив международный терминал симферопольского аэропорта, даже непрофессионал мог легко вычислить целые группы девушек, которых отправляли за границу на весьма специфическую работу. Во-вторых, тогда по каждому преступлению — факту продажи человека могло быть возбуждено отдельное уголовное дело. Сейчас же «главным героем» расследования становится человек, который был организатором, исполнителем либо соучастником продажи людей, и в рамках одного уголовного дела объединяются все эпизоды с пострадавшими.
Андрей Чепель отметил, что заметно изменилась сама работа вербовщиков: практически ушли в прошлое поиски потенциальных жертв среди знакомых, друзей, соседей, односельчан. Теперь торговцы людьми переместились в Интернет. «Там существуют сайты и порталы по трудоустройству, люди выкладывают свои резюме с достаточно подробными данными, и вербовщику не составляет труда найти среди них подходящие кандидатуры», — пояснил Андрей Чепель.
Интересно, что об опасностях, подстерегающих украинцев при трудоустройстве за границей, знают, как показали соцопросы, 90% жителей страны. Но 70% наших соотечественников твердо уверены, что с ними ничего подобного произойти не может. Очень показательна в этом отношении история, произошедшая в этом году в Севастополе. 24-летняя девушка, познакомившись с вербовщицей как раз в Интернете, настолько доверилась ей, что согласилась вместе со своей «благодетельницей» отправиться за границу для устройства на несложную денежную работу. Вживую она увидела вербовщицу лишь в день отъезда и не оказалась в заграничном борделе лишь благодаря грамотной работе севастопольских милиционеров.
«Трудовые резервы»
По данным МОМ, еще 5 лет назад сексуальная эксплуатация перестала быть самой распространенной формой торговли людьми. По количеству жертв (украинцев, обратившихся за помощью в международные организации) ее догнало, а в 2010 г. уверенно перегнало трудовое рабство. В первом квартале 2012 г. потерпевших от трудовой эксплуатации МОМ зафиксировала более чем в 7 раз больше, чем от сексуальной. Как сообщила «1К» специалист по реинтеграции крымского женского правозащитного центра «Содружество» Анастасия Дядиченко, тенденции действительно сменились от сексуальной эксплуатации в сторону трудовой. И тому, что это не показывает статистика раскрытых преступлений, есть объяснение. Опыт центра «Содружество», который много лет помогает жертвам торговли людьми, показывает, что при разглашении конфликта «работодатели» чаще всего выплачивают деньги. И пострадавшие затем часто отказываются от сотрудничества с правоохранителями.
Зато Крым не остался в стороне от общеукраинской тенденции — роста количества пострадавших от торговли людьми внутри страны. То и дело СМИ сообщают об освобожденных пленниках, которых месяцами и годами держали в частных домовладениях, заставляя работать на стройках, полях, огородах, а то и служить домашними рабами или приносить деньги хозяевам попрошайничеством. Но в автономии своя специфика: стало больше случаев трудовой эксплуатации мужчин-иностранцев, жителей ближнего зарубежья. «Разница в уровне жизни делает Украину, в частности, Крым, привлекательной для, например, граждан Узбекистана или Таджикистана, которые приезжают сюда на заработки, — объяснил Андрей Чепель. — Они полностью зависимы от работодателей, трудятся очень много, в основном в сфере строительства или общепита». Недавно в суд первой инстанции после рассмотрения апелляции было возвращено уголовное дело в отношении крымчан, которые насильно удерживали и заставляли работать гражданина Узбекистана. Оказавшийся в неволе человек бежал от хозяев и добрался из Ялты в Симферополь, чтобы обратиться в милицию. Понятно, он не мог находиться в Украине бесконечно долго и давно уехал, а как пройдет новый круг судебных разбирательств без заявителя, сказать трудно.
Программы и помощь
Андрей Чепель упомянул, что крымчане все-таки стали чаще обращаться в милицию еще до того, как приняли меры для выезда на работу за границу. Они спрашивают, можно ли доверять той или иной фирме, действительно ли они смогут легально работать, интересуются, как можно подстраховаться, чтобы не стать жертвой торговли людьми. Возможно, не каждый такой обратившийся будет досконально следовать советам, но несложно выполнить разумный минимум: оставить родным ксерокопии своих документов и как можно больше информации о том, куда и зачем едет, как и при посредстве кого получил предложение о трудоустройстве, место вероятного проживания.
В марте этого года Кабмин Украины принял государственную целевую социальную программу противодействия торговле людьми на период до 2015 года. Уже в 2013 году на ее финансирование потратят 2,3 млн. грн. Основные усилия будут направлены на усовершенствование законодательства, создание единой системы мониторинга, оказание помощи жертвам торговли людьми и работу с самыми уязвимыми в этом плане группами населения.
Анастасия Дядиченко рассказала, что правозащитный центр «Содружество» совместно с Министерством образования и науки, молодежи и спорта с августа 2011 года реализует проект «Создание мультидисциплинарного механизма взаимодействия в АРК по идентификации, перенаправлению и оказанию помощи пострадавшим от торговли людьми». Он осуществляется в рамках программы противодействия торговле людьми представительства МОМ в Украине. Уже прошли пять двухдневных семинаров, где были обучены 68 представителей органов госструктур, правоохранители, представители общественных организаций. Все они участники системы взаимодействия по оказанию помощи пострадавшим от торговли людьми. На прошедших в 7 районах Крыма однодневных тренингах необходимые знания получили специалисты центров занятости, центров социальных служб для семьи, детей и молодежи (ЦСССДМ), врачи, психологи и завучи школ. Прошел обучение и 141 госслужащий, их знакомили с положениями нового закона, механизмом взаимодействия по идентификации, перенаправлению и оказанию помощи пострадавшим от торговли людьми.
Возвращение на родину для жертв современной работорговли вовсе не хэппи-энд. Им предстоит заново искать свое место в жизни и в обществе. Помощь — психологическую, медицинскую, юридическую, финансовую — им могут оказать во всех подразделениях крымских ЦСССДМ. У нас также действует реинтеграционная программа МОМ, в рамках которой лицо получает всю вышеперечисленную помощь. Иногда пострадавшим предлагают освоить какую-либо профессию — и, если для работы нужны какие-то инструменты, их приобретут; возможно и обучение по открытию своего дела.
- Информация о материале
В последнее время СМИ активно обсуждается использование видеоконференцсвязи в уголовном судопроизводстве. Столь пристальное внимание общественности к техническому новшеству, в первую очередь, привлекли громкие судебные процессы, связанные с некоторыми политиками. По мнению юристов, журналисты недостаточно внимательно изучили соответствующие положения УПК Украины, поэтому вокруг видеоконференцсвязи рождается много мифов. Об этом они рассказали на пресс-конференции, посвященной проблемам работы судопроизводства в режиме видеоконференций.
Законодатели пошли дальше Европы
В прошлом году в УПК Украины была введена новая норма (ст. 85-3), которая предусматривает возможность использования в уголовном производстве процедуры телефонной конференции и видеоконференции. Предыстория этой нормы такова: в 2011 г. был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с ратификацией Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной помощи в уголовных делах». Этим Протоколом были внесены изменения в две статьи Евроконвенции. Ратифицировав Протокол, Украина внесла в УПК соответствующие изменения. Однако, отмечают эксперты, вместо того, чтобы пойти путем, предложенным странами-участницами (т. е. лишь облегчить процедуру взаимопомощи в уголовных делах между странами), наши законодатели пошли дальше. Приняв новую норму, они предусмотрели применение телефонной и видеоконференции в случае невозможности явки участников следственного или иного процессуального действия в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд по месту производства по делу, а также при необходимости обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, или на других основаниях. Хотя в дополнительном Протоколе речь идет только о допросе свидетеля или эксперта.
Основные преимущества
В соответствии со ст. 85-3 УПК Украины, следственные действия во время видеоконференции с участием подозреваемого, обвиняемого и подсудимого проводятся только по их письменному согласию, о чем указывается в протоколе следственного действия. Т. е. без письменного согласия подозреваемого, обвиняемого, подсудимого провести видеоконференцию невозможно. Телефонная конференция может проводиться только в одном случае – во время проведения допроса свидетеля или эксперта и, опять-таки, только по их письменному согласию. Кроме письменного согласия участников, каких-либо иных оснований для проведения видеоконференции закон не предусматривает.
Во время телефонной или видеоконференции ведется звуко- или видеозапись. Например, если судебный процесс проходит в Киеве, а лицо, которое необходимо допросить, находится в другом городе и по каким-то причинам не может явиться в столицу, орган, в чьем производстве находится дело, направляет отдельное поручение правоохранителям того города, где находиться лицо, которое необходимо допросить. В обоих городах составляется протокол проведения следственных действий, к которому прилагается видеозапись этой видеоконференции.
Путь к манипуляциям
Использование видеоконференции в большинстве стран ограничено, в первую очередь, критерием тяжести преступления. При рассмотрении незначительных преступлений, таких как хулиганство, мелкие кражи и пр., когда люди находятся в местах исполнения меры пресечения (аналогах наших ИВС, СИЗО), эта процедура позволяет государству экономить время и средства на конвоировании таких лиц в суд и пользуется популярностью. Отечественные эксперты тоже возлагают огромные надежды на то, что такая новация обеспечит повышение уровня безопасности судебной деятельности, значительно сократит время рассмотрения дел, сэкономит средства. Ведь не нужен будет конвой для транспортировки лиц, содержащихся под стражей, сотрудникам органов внутренних дел не придется обеспечивать охрану в суде, уменьшится вероятность побега осужденных из-под стражи.
Однако украинские эксперты отмечают, что системы видеоконференцсвязи с успехом работают в тех государствах, где не стоит вопрос о применении пыток, где люди содержатся в достойных условиях. В таких странах существуют взаимное доверие и определенные стандарты работы, известно, при рассмотрении каких категорий дел допустимо использование видеоконференцсвязи, а значит соответствующее согласие лица не вызывает сомнений. В нашей стране такого доверия и стандартов нет, поэтому можно предположить, что, к примеру, в процессе опознания лица опознающему, который находится не в зале суда, могут давать «подсказки». Аналогичная ситуация может возникнуть и во время воспроизведения событий на месте происшествия. Более того, в Украине, отмечает адвокат, случается, что свидетель или потерпевший, придя в суд, в первую очередь хочет сказать, что на него на этапе досудебного следствия осуществлялось давление. В режиме видеоконференции не всегда есть возможность сообщить об этом.
Также, велик риск, что свидетеля можно заставить написать заявление о согласии давать показания посредством видеоконференцсвязи, и это может иметь очень печальные последствия для обвиняемого или подсудимого. Например, такое лицо, находясь в зале суда, в соответствии со ст. 85-3 УПК, не может возразить против того, чтобы свидетель давал показания через видеоконференцсвязь, а значит, не может посмотреть в глаза свидетелю. Защита не сможет показать суду, что на свидетеля кто-то давит, кто-то ему подсказывает, им манипулируют. В действующем украинском законодательстве не предусмотрено, что обвиняемый может опротестовать или возразить против видеоконференции. К счастью, отмечают специалисты, в новом УПК определено, что в случае протеста обвиняемого или подсудимого по поводу видеоконференции она не применяется.
Эффект отсутствия
Еще одной важной причиной, по которой не стоит применять видеоконференцсвязь при рассмотрении судами дел о тяжких или особо тяжких преступлениях, является разное восприятие гражданами суда и правоохранительных органов. Для большинства людей визит в суд – это более значимое событие, чем, например, посещение следователя. Допустим, на этапе досудебного следствия человек мог сказать неправду, а придя в суд и осознав, что несет ответственность за неправдивые показания, он скажет правду. Да и суд, наблюдая за поведением свидетеля, делает определенные выводы по поводу правдивости и точности его показаний. Во время видеоконференции такой возможности не будет.
Проанализировав все части ст. 85-3 УПК, эксперты сделали несколько выводов о видеоконференцсвязи в уголовном производстве. Первое: видео- или телефонная конференция может осуществляться только по письменному согласию подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, свидетеля, эксперта. Второе: такая конференция может применяться только в отношении отдельного следственного или процессуального действия, поэтому процедуру, предусмотренную ст. 85-3 УПК Украины, нельзя применить ко всему судебному процессу от начала до конца в любом уголовном деле. Третье: видеоконференцсвязь может применяться только в случае невозможности явки лица в тот район или населенный пункт, где осуществляется производство по делу или рассмотрение дела судом. Следственное или процессуальное действие в таком случае проводится по поручению органа или суда, в производстве которого находится уголовное дело.
- Информация о материале
Страница 1102 из 1561
