Статьи
Год назад вступление в силу Налогового кодекса на первых порах вселяло надежду в то, что власть ввела, хотя и не вполне однозначные и не всегда справедливые, но в целом понятные и, самое главное, обязательные для всех, включая саму власть, правила игры в налоговой системе государства. Правила, которые не будут меняться в процессе самой игры в зависимости от настроения, целей и краткосрочных задач сиюминутного наполнения бюджета. А если и будут меняться, то хотя бы заблаговременно, в заранее установленном простом, но таком не милом сердцу украинской власти всех мастей законотворческом порядке.
Однако уже сейчас с уверенностью можно констатировать: надежды не оправдались. Старая украинская традиция регулирования налоговых отношений на уровне писем и разъяснений, идущих вразрез с нормами закона, вызывающих бурное негодование бизнеса, однако, по факту, имеющих большую силу, чем нормы закона, обрела новую жизнь в новейшей правоприменительной практике государственной налоговой службы (ГНС). И если до 2011 года такая практика могла быть объяснена разнородностью и противоречивостью налоговых норм, содержащихся в десятке различных несогласованных законодательных актов, то сегодня объяснить произвол налоговых разъяснений нельзя какими-либо объективными обстоятельствами.
За чертой между правом и злоупотреблением
Без всякого сомнения, конфликт интересов государственной налоговой службы и плательщиков налогов заложен в самой природе налоговых отношений. Он не может быть упразднен в принципе, и желание налоговой службы взыскать в доход государства как можно больше обязательных платежей настолько же понятно и объяснимо, насколько и нежелание плательщиков их платить. Государственная налоговая служба обязана работать над новыми возможностями пополнения государственного бюджета, изыскивая скрытые объекты налогообложения, выявляя и пресекая неправомерную оптимизацию налогообложения со стороны плательщиков и, конечно, истолковывая коллизионные нормы налогового законодательства исключительно в пользу государства. Это то, что лежит в основе деятельности налоговиков, то, что поручило им общество, и то, в чем мы не вправе их обвинять. Сталкиваясь со всегда объяснимым, но иногда не вполне обоснованным нежеланием плательщика платить налог, конфликт перерастает в судебно-правовую плоскость, где и получает, если даст Бог, справедливое правовое разрешение.
Но ситуация меняется, когда действия налоговой, направленные на достижение ее целей, переходят определенную черту, отделяющую реализацию права от злоупотребления им, а порою и правомерное действие от правонарушения. Когда ГНС действует, откровенно нарушая нормы права или давая свое, идущее вразрез с законами формальной логики и просто здравого смысла толкование правовых норм. Именно таковые проявления налогового цинизма со стороны органов государственной налоговой службы, свидетельствующие о правовом нигилизме ее чиновников, на самом деле не только не создают предпосылки для увеличения налоговых поступлений, но и дискредитируют саму идею справедливого налогообложения, лежащую в основе любой цивилизованной системы налогообложения. Таким образом, какой из сторон налоговых правоотношений приносит больший вред авантюризм отдельно взятых чиновников, желающих подменить нормы налогового закона собственным его толкованием, неизвестно. Полагаем, что в равной степени от таких действий страдают интересы и налогоплательщиков, вынужденных адекватно реагировать на налоговый произвол чиновников, и государства, вынужденного оправдываться в таких действиях как перед украинским обществом, так и перед международными организациями, оправдывая и без того небезукоризненный инвестиционный имидж украинской экономики на международной арене.
Вспомним хотя бы сентябрьское письмо (№828/3/15-1212 от 08.09.2011 г.) тогдашнего главы Государственной налоговой службы В.Захарченко, в котором он «прощал» убытки прошлых периодов всем налогоплательщикам, «спасая», как ему казалось 7 млрд. гривен недопоступлений в государственный бюджет. Реакция, последовавшая как со стороны налогоплательщиков, так и международных организаций, как со стороны оппозиции, так и некоторых представителей от власти, заставила Виталия Юрьевича неоднократно пожалеть о проявлениях единоличного нормотворчества, идущих вразрез с нормами закона. Отметим, что настолько же однозначная, насколько и масштабная реакция бизнес-сообщества на проявления налогового беспредела со стороны руководства ГНС Украины, заставила налоговую службу несколько пересмотреть свое отношение к убыткам прошлых периодов, однако, как оказалось впоследствии, не создала необходимых предпосылок для воздержания от подобных проявлений налогового нормотворчества в будущем.
Штраф уже облагается НДС?
На протяжении осени 2011 года количество злоупотреблений налоговиков своими правами, равно как и прямых нарушений ими правовых норм кратно возросло, более того приобрело новые формы. Сегодня мы можем говорить о массовости подобных злоупотреблений как об одной из основных характеристик современной государственной налоговой политики в Украине.
Чего только стоит многострадальный налог на добавленную стоимость (НДС). С непредсказуемостью и многообразием толкования ГНС норм, регулирующих его уплату, могут поспорить разве что толкования китайской Книги перемен. Но способ, которым удается чиновникам-толкователям находить скрытые тайные смыслы в незамысловатых и чисто славянских гексограммах книги пятой Налогового кодекса, вызывает недоумение не только у налогоплательщиков. Как, скажем, анализируя п. 188.1 статьи 188 НК, можно было прийти к выводу о том, что налогом на добавленную стоимость облагается штраф по договору за задержку оплаты или поставки товара? Воистину тут надо обладать толкиеновской фантазией и выдающимися креативными способностями. Ведь в норме, предписывающей относить к базе налогообложения НДС любые суммы, передаваемые продавцу в связи с компенсацией стоимости товара, нашли намек на то, что штраф за несвоевременную поставку товара (т.е. деньги, которые уплачиваются не покупателем продавцу, а наоборот — продавцом покупателю) являются компенсацией его стоимости! Равно как и штраф за несвоевременную оплату стоимости товара! Но именно к такому выводу пришла Государственная налоговая служба в письме (или «толковании») №6727/7/15-3417-26 от 19.11.2011 г. В духе лучших традиций чернокнижного толкования абсолютно немотивированный документ предоставляет возможность органам ГНС произвести доначисление «несвоевременно» уплаченного» в государственную казну налога на добавленную стоимость с сумм штрафов, а также штрафы (простите за каламбур), начисленные на сумму недоимки в связи с необложением налогом штрафов. Разве даже призрачные доходы госбюджета в виде доначислений соответствующих сумм недоимки могут сравниться с дискредитацией государственной налоговой политики вследствие принятия такого, мягко говоря, неоднозначного разъяснения?
Отказ и в добровольной, и в обязательной регистрации…
Еще пример. Все эксперты положительно оценили дополнение ст. 182 НК, согласно которому право на добровольную регистрацию плательщиком НДС получили лица, уставный капитал или балансовая стоимость активов которых превышает 300 тыс. грн. Но где между строк этой же ст. 182 налоговики обнаружили, что такое юридическое лицо к заявлению о регистрации плательщиками НДС должно прилагать документ, подтверждающий имущественное состояние учредителей, т.е. справку из органов государственной налоговой службы о поданной декларации, или заключение аудитора о финансовом состоянии юридического лица — учредителя? А как вам требование о предоставлении заключения оценщика о стоимости вклада, если вклад сформирован в натуральной форме?! Кто вообще возложил на ГНС полномочия по проверке правомерности формирования уставного капитала юридического лица? В каком законе в соответствии со ст. 19 Конституции Украины это записано? Такого закона нет. Зато есть письмо ГНС Украины от 01.11.2011 г., в котором заместитель главы этого уважаемого ведомства со ссылкой на общие положения НК, предоставляющие налоговикам право на сбор налоговой информации, рекомендует налоговым службам вытребовать соответствующую информацию по своей инициативе. Учитывая то, что полномочия налоговых органов выписаны в кодексе очень широко, предположим, что соответствующие документы могут быть вытребованы у плательщика. Но тогда возникает другой вопрос. А если у плательщика такие документы отсутствуют или не подтверждают его финансовое состояние, является ли это основанием для отказа в регистрации плательщиком НДС? Конечно, нет! Ответ очевиден для правовой системы, в которой установлен приоритет действия закона над его толкованием. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика украинской налоговой системы, в Украине ответ на поставленный вопрос далеко не однозначен.
Что уж говорить об общепринятой в 2011 году практике отказа в регистрации плательщиков НДС, подлежащих обязательной регистрации! Им просто массово отказывают в такой регистрации по формальным основаниям, т.е. в связи с нарушениями при подаче заявления о регистрации. Логика действий налоговой проста. Налогоплательщик, обязанный зарегистрироваться плательщиком НДС, обязан начислять налоговые обязательства начиная с 11 числа месяца, следующего за месяцем, в котором он достиг соответствующего объема налогооблагаемых операций. Регистрация плательщика нужна лицу исключительно для начисления налогового кредита по НДС, на сумму которого он имеет право уменьшить свое налоговое обязательство.
Таким образом, как и в случае с аннулированием регистрации плательщика НДС, государство получает выгоду, «прощая» плательщику начисленный налоговый кредит по НДС в полном объеме. Но если в случае с аннулированием регистрации налоговая, как правило, имеет достаточно для этого формальных оснований, и налогоплательщик, скажем, находящийся не по своему юридическому адресу, как правило, виноват сам, то в случае с отказом в регистрации лиц плательщиками НДС законных оснований у налоговой не много, в связи с чем налоговики, выполняя неформальное указание, вынуждены импровизировать, фактически выдумывая формальные основания для отказа в регистрации. Конечно, такой отказ можно обжаловать, но это займет много времени, на протяжении которого бизнес не может стоять. Вот и выстраиваются плательщики в длинную молчаливую очередь просителей к налоговому руководству.
Нивелирования предписаний закона его исполнением
«Практика налогового толкования» нашла свое наиболее сильное применение касательно НДС, однако им не ограничилась. Выше приведены только частные примеры злоупотребления налоговых правоприменителей в сфере налогообложения отдельными налоговыми платежами. Но подобные подходы распространяются на все сферы налогового регулирования. Так, письмом от 26.09.2011 года №2096/6/22-2314-115 налоговая служба фактически отменила для решений о проведении проверок плательщиков действие п. 56.1 ст. 56 НК, которым устанавливалась процедура двухуровневого обжалования решений налоговой службы. Теперь такие решения нельзя обжаловать в административном порядке. Основания для такой позиции государственной налоговой службы выписаны достаточно туманно и прикрываются более чем неоднозначной аргументацией. Хотя, казалось бы, чем рискует налоговая, рассмотрев жалобу (в пределах все той же системы налоговых органов) на решение о проведении проверок плательщика? И разве не полезней было бы для поддержания собственного имиджа и хоть какого-топодобия справедливости все-таки дать таким жалобам ход в пределах процедуры административного обжалования? Однако забота о собственном имидже, наверное, не самая приоритетная задача руководства налоговой службы, которое, наследуя худшие традиции ручного управления налоговой системой, созданные до провозглашения независимости Украины, а усовершенствованные после, активно внедряет практику нивелирования предписаний закона его исполнением.
Именно эта практика является сегодня наиболее опасной не только для украинской налоговой системы, но и для экономики в целом. Ведь Налоговый кодекс, принятый впопыхах в конце 2010 года, до сих пор имеет огромное количество коллизий и недоработок, являющихся источником конфликта между бизнесом и налоговой. Более того, сами по себе налоговые отношения крайне конфликтны по своей природе. Таким образом, точек приложения знаний и опыта профессионалов в ГНС более чем достаточно. Но когда эти знания и опыт используются в нарушение закона, когда налоговая консультация не разрешает конфликт норм, а создает его, очевидно, что ситуация развивается, мягко говоря, в неправильном направлении. Возможно, самое время напомнить сотрудникам ГНС Украины о пунктах 4.1.4, 56.21 НК, закрепляющих один из основных принципов налогового права — презумпции правомерности решений плательщика налогов в случае, если налоговая норма может быть истолкована в пользу как налогоплательщика, так и налогового органа? И это если допускается неоднозначное толкование вследствие несовершенства правовой нормы, а не порождается самим налоговым органом!
Так или иначе, сегодня тенденция регулирования налоговых отношений на уровне разъяснений еще может быть остановлена и это, конечно, зависит не столько от сознательности налоговых чиновников, сколько от того, насколько системно взвешенно и последовательно будут действовать представители налогоплательщиков, бизнеса. Ведь если каждое проявление налогового произвола не будет оставаться без внимания общества независимо от того, чьих интересов оно касается, зато будет подвергаться независимой оценке и критике, а также обжалованию в суде, шансов избежать установления тотальной диктатуры будет намного меньше.
- Информация о материале
Президент Украины Виктор Янукович направил в Верховную Раду Украины новый проект Уголовно-процессуального кодекса (УПК).
По словам советника президента - руководителя Главного управления по вопросам судоустройства Администрации президента Андрея Портнова, новый проект УПК, в частности, предлагает усовершенствовать процедуру судебного рассмотрения: отменяется институт возвращения дела на досудебное расследование, то есть суд заканчивает дело или оправдательным, или обвинительным приговором, сообщает Интерфакс-Украина.
Кроме того, важным элементом нового УПК будет оптимизация системы мер пресечения. Согласно положениям проекта кодекса, такая мера пресечения, как содержание под стражей, будет иметь исключительный характер. Портнов отметил, что для применения такой меры обвинительная сторона должна будет в суде доказать, что другие меры пресечения не смогут обеспечить надлежащее поведение подозреваемого.
Впервые также вводится такая мера пресечения, как домашний арест. К подозреваемому будут применяться электронные меры мониторинга.
Кроме того, предлагается новый подход к применению залога. Также устанавливаются конкретные сроки проведения следствия. Если преступление незначительной тяжести, то следствие должно быть ограничено сроком 6 месяцев, за более тяжкие преступления следствие не должно превышать во времени 12 месяцев. Соответственно, подозреваемый не может содержаться под стражей более 12 месяцев.
Портнов также сообщил, что проект кодекса определяет четкий перечень оперативно-розыскных действий. К тому же ликвидируется такая стадия, как дознание в уголовном процессе, – она объединяется с досудебным следствием. Кроме того, вводится суд присяжных: таким образом, лицо, которое обвиняется в совершении преступления, за которое предполагается пожизненное заключение, может потребовать, чтобы его дело рассматривал суд присяжных.
Из новшеств Портнов подчеркнул, что предлагается в судебном зале не отгораживать подсудимых от общего зала с помощью железной клетки - предлагается заменить ее стеклом или другим прозрачным материалом.
- Информация о материале
Вряд ли Джордж Оруэлл предполагал, что уже в начале XXI века его фантазии воплотятся в реальность, и всепроникающий электронный глаз тотального контроля будет держать под прицелом жизнь сотен миллионов людей. Живущих не в каких-нибудь тоталитарных режимах, а в самых что ни на есть демократических государствах.
Постбыворная Россия кипит митингами недовольных. Красные, либералы, националисты, монархисты, гомосексуалисты – на площадях собирается пестрый винегрет из людей, которые в другой ситуации просто начали бы бить друг другу морды. Но пока что они объединены претензиями к власти, поэтому изливают неприязнь не на стоящего рядом оппонента, а на Путина – благо сам он далеко, а потому не так страшен. Всё это очень интересно и еще долго будет темой для дискуссий о «пробуждении России» или «заговоре вашингтонских хомячков». Однако за увлекательной политикой практически незамеченной осталось гораздо более увлекательная наука и техника. Которая, к слову, находится гораздо ближе к реальной политике, чем рвущие глотки противники и сторонники Путина.
Как всегда бывает в таких случаях, возникает спор относительно числа участников митингов. Вопрос этот, как известно, довольно важный, поскольку ответ на него показывает, пользуется ли народной поддержкой власть или оппозиция, и насколько. Помните, как было с украинским Майданом? «Оранжевые» с восторгом уверяли, что на нем плясали не меньше миллиона украинцев, в то время как их противники возражали им цифрой в двадцать раз меньшей.
Однако в отличие от Киева 2004-го года, Москва 2011-го имеет одно очень важное отличие: практически все её жители, включая детей, стариков, гастарбайтеров и даже бомжей имеют при себе телефон мобильной сотовой связи. Один человек – один телефон, сигнал которого ловится антеннами мобильного оператора. Как известно, эта технология позволяет определить, в какой именно «соте» находится данный телефон, равно как и наоборот: сколько работающих телефонов находится на данном участке. Таким образом, появилась новая возможность определения количества участников уличных акций! Для этого МВД или ФСБ достаточно запросить у мобильных операторов данные по числу сигналов с «соты» места проведения митинга. Формула расчета простая: общее число телефонов (людей) на момент митинга минус среднее число телефонов (людей) в предыдущие дни. В остатке как раз и будет количество людей, пришедших именно на митинг.
Число, конечно, приблизительное, но куда более точное, чем традиционное определение численности народа на глаз. К тому же, у властей и оппозиции глаза считают по-разному, а в данном случае имеется документальное подтверждение данных, основанное на показаниях электроники. Более того, система сотовой связи позволяет определить не только то, сколько людей было на митинге, но и кто именно. По крайней мере, в России, где телефоны и «симки» продаются по паспортам, а значит, данные их владельцев всегда доступны для «органов». Поневоле оценишь нашу украинскую анонимность в сфере мобильной связи!
С помощью затребованной базы данных «органы» могут уточнить количество митингующих (вычтя из него телефоны своих сотрудников и жильцов окрестных домов), а остальными провести разъяснительную беседу на тему «Почему не стоит участвовать в проплаченных американцами антиправительственных акциях». Не были, не знаете? Но вот документ, что ваш телефон там был!
Однако существует куда более продвинутая технология, позволяющая с куда большей точностью определить и доказать местонахождение любого человека, занесенного в её базу данных. Это хорошо всем известная система видеонаблюдения. Для многих она всё еще представляется парой из обычной или управляемой (поворотной, с зумом) видеокамеры и системы видеозаписи, которую потом, если что, просматривают обычные человеческие глаза.
Но так было раньше. Сегодня возможности камер наблюдения значительно выросли. Они не только видят вас даже в темноте, но и могут определить температуру вашего тела – именно так во время пандемий планируется вычислять в толпе больных людей. А компьютер, обрабатывающий полученные с камеры данные, может сканировать лица прохожих и сопоставлять их со своей «картотекой». Причем наклеенными усами и париком вы его не обманете: биометрические параметры измеряются по форме черепа, чертам лица, надбровным дугам, носу, губам, подбородку. Скрыть вас от всевидящего электронного ока сможет разве что паранджа или мотоциклетный шлем. Таким же образом камеры наблюдения, установленные над дорогой, в паре с компьютером могут определять марку автомобиля и читать его номерные знаки.
Собственно говоря, данная технология давно уже не является сенсацией – в ней мы сразу узнаем телевизионные и тепловизионные системы наведения «высокоточных» ракет и бомб, которые, в частности, использовались во время бомбардировок Югославии в 1999 году. Просто сейчас она доведена до совершенства и может распознавать не только здания и военную технику, но и лица людей.
Кто же был автором этой технологии? Кто придумывал все эти способы слежения за своими гражданами? Неужели зловещий режим Саддама Хусейна или антинародная Джамахирия Каддафи? А может, все эти штучки изобрели в подвалах Лубянки арестованные Путиным ученые-диссиденты? Нет, замысел Джорджа Оруэлла о всевидящем «Большом Брате» был воплощен в жизнь в демократических странах Запада, где слежка за согражданами давно является привычным делом – раньше под предлогом борьбы с коммунизмом, а теперь под предлогом борьбы с терроризмом. Это западные компании (и их азиатские филиалы) производят все эти штуки, которые затем закупаются такими же демократическими республиками бывшего Союза. В том числе РФ и Украиной.
Помните, как когда-то мы с гневом возмущались тому, что советское КГБ прослушивало телефонные звонки и читала письма? Не всё, разумеется, а только у «подозрительных лиц» да в рамках случайно проверки, затрагивающей менее 1 % корреспонденции. Сейчас же успешно работают компьютерные программы, которые способны отслеживать 100 % информационного потока: электронную почту, блоги и форумы, посещаемые вами сайты, распознавать и проверять ваши телефонные разговоры. Как только в тексте обнаруживаются определенные «сигнальные» фразы или отдельные слова, машина передает его на анализ уже человеческому мозгу работника спецслужбы, который внимательно прочитывает, что вы там написали или наговорили.
И это ничуть нас не возмущает, мы по-прежнему продолжаем уверять самих себя, что живем в свободной стране и пишем ахинею про «советскую тоталитарную систему»!
Разумеется, многие из вас могут сказать: мы не поддерживаем оппозицию и не ходим на митинги, мы не обсуждаем в блогах планы революции и не являемся террористами – чего же нам бояться электронного глаза Большого Брата? Пускай смотрит на здоровье, нам скрывать нечего!
Ой ли? А если хорошо подумать?
К сожалению, значительная часть наших сограждан видят свои отношения с государством и властью исключительно в политической плоскости. А политика, в их понимании, это участие в бесконечных дискуссиях, а иногда даже в митинге протеста или поддержки. Сходил на митинг, поговорил про Тимошенко – и приобщился к политическому процессу. А можно никуда не ходить и говорить с мужиками исключительно про баб и водку, чтобы с гордостью подчеркнуть: я политикой не занимаюсь! Ну а раз мне нет дела до власти, то и я ей не нужен.
Но как говорил Анатолий Папанов, «…так может думать только полный, простите, дурак!». Потому что оно имеет большой интерес даже к «аполитичным» гражданам. И это интерес выражен вопросами: как сделать вас еще более управляемым, как вытащить из вашего кармана еще больше денег и как не допустить, чтобы вы этому сопротивлялись. Для этого, прежде всего, и создается система Большого Брата. А к политике вы рано или поздно придете сами, когда будете приперты к стенке экономическим беспределом власти. Вот тогда вы сами захотите выйти на уличную акцию – не за освобождение Тимошенко – нет, а требовать отмены каких-то законов или снижения цен. Но к тому времени протестовать будет не только бесполезно, но и чревато. Потому что тогда государство сможет, даже не задерживая вас физически, не только очень быстро вычислить вашу личность, но и очень больно наказать вас. Подчеркнем: без личного контакта с вами, так сказать, удаленно.
Всё очень просто: мы уже по самый подбородок завязли в тотальной системе контроля, осталось лишь немного времени, и мы навеки погрузимся в неё, как мастодонты в смоляную яму. Например, еще в 80-х годах мы могли вообще исчезнуть из поля зрения государства, при этом спокойно бродя по улицам его городов. Для этого было достаточно иметь паспорт с пропиской и трудовую книжку с «липовой» записью – чтобы от вас сразу отвязался дядя милиционер. Этим, к примеру, пользовались все «воры в законе».
Сегодня за нами следит система, которая не только контролирует наше местопребывание – она «мониторит» наше экономическое состояние, и активно движется к тому, чтобы внимательно отслеживать и контролировать каждую копейку, оказавшуюся в наших руках. Например, в Украине активно (а кое-где и принудительно) вводится система платежных карт, с помощью которых прекрасно видно не только перемещение финансов на вашем счету, но и место, где вы делаете покупки или снимаете деньги в банкомате. То же самое позволяет проделывать введенное правило обмена валюты по паспортам – теперь банку (и государству) известно, сколько долларов вы продавали или покупали, где, когда. Останется только нажать на вас и спросить, а откуда вы их взяли? Продали квартиру? Реформа БТИ поможет государству наложить лапу и на этот последний для многих источник денег.
Разумеется, всё это проделывается под благочинными лозунгами о борьбе с «теневыми капиталами», «экономической преступностью» и прочими проблемами нашего времени. Однако гораздо больше это напоминает древнеегипетский барельеф, изображающий выколачивание из народа денег. Особенно из тех, у кого они есть – то есть из малого и среднего бизнеса, запасливых пенсионеров, работников с хорошими зарплатами. Впрочем, украинское государство не гнушается выжимать последние соки даже из малоимущих, регулярно поднимая жилищные тарифы. Конечно же, под «убедительным» предлогом довести их (тарифы) до «экономически обоснованного уровня»! Хотя создается такое впечатление, что власть старается довести само население Украины до «обоснованной численности» – миллионов так пятнадцать, не больше.
При этом, как нетрудно заметить, все эти нововведения бьют по карману только нижней и средней категории украинцев. Олигархические кланы и семьи от всего этого надежно застрахованы, поскольку сами стоят у власти (или в очереди на её получение) и сами создают все эти законы и правила. Одни – для подданных, для «биомассы», другие – для себя. Для нас они уже хотят ввести систему контроля за расходами, а то вдруг мы утаиваем от власти лишнюю гривну, которой так не хватает для золочения президентского сортира! Себе же выписывают налоговые льготы, переводят миллиарды в оффшоры.
В Украине уже есть прецедент того, что людям не разрешают распорядиться собственными деньгами по своему усмотрению. Это история с финансовой пирамидой «МММ-2» и банком «Приват», который блокирует счета клиентов, участвующих в новой затее Мавроди. Спрашивается, на каком основании? Разве «МММ-2» (да и первая тоже) признана каким-то экономическим преступлением? Нет. Напомним, что Мавроди отсидел только за неуплату налогов. Разве гражданам Украины запрещено вкладывать деньги в те или иные финансовые проекты, даже если они являются сомнительными пирамидами? Нет. Тогда на каком основании? Да на том, что владельцам «Привата» просто не нравится Мавроди!
Возникает вопрос: а если тому или иному банку в Украине не понравится сеть супермаркетов, онлайн-игра или мобильный оператор, а может быть марка автомобиля – наши счета тоже заблокируют?
А ведь, повторим, в Украине происходит просто-таки насильственное насаждение «банковских услуг». Под лозунгами борьбы с «теневыми капиталами» и «зарплатами» в конвертах, сначала предприятия, а теперь и частных лиц обязывают вести всю финансовую деятельность исключительно через банки. И если ваши счета заблокируют – то вам останется только ходить по базару с кружкой.
Учитывая, что практически все банки принадлежат тем или иным олигархическим группировкам, и все они подчиняются законам и указам украинской власти, мы получаем в их лице исключительно эффективный метод наказания, который может быть применен к любому! Вы недовольны властью, вы протестуете, вы пытаетесь быть независимым от власти? Большой Брат видит вас, он найдет вас, где бы вы ни пытались спрятаться! И вместо дубинок спецназа и холодной тюремной камеры, он обречет вас на нищенское существование.
Честно говоря, видя всё это, начинаешь верить в предсказание Иоанна Богослова и понимать бабушек, не желающих получать «индивидуальные номера» и «биометрические паспорта», делающие нас заложниками Большого Брата или, может быть, Зверя?
- Информация о материале
Петр Коляда, свидетель по делу экс-министра внутренних дел Юрия Луценко, не верит в отравление бывшего президента Виктора Ющенко.
Свидетель Коляда был заместителем министра, начальником главного следственного управления МВД. По делу Луценко он допрашивался как свидетель в эпизоде, связанном с расследованием отравления кандидата в президенты Ющенко. По мнению обвинения, тогда министр Луценко санкционировал незаконную слежку за одним из фигурантов дела об отравлении – водителем экс-заместителя главы СБУ Владимира Сацюка Валентином Давыденко.
Обвиняемыми по этому эпизоду также проходят бывшие работники департамента уголовного розыска МВД Владимир Тарасенко и Олег Павленов.
Давая свободные пояснения, Коляда отметил: «В так называемое отравление я не верил, не верю. Просто нужно закусывать водку правильно, селедкой и огурцами».
«Это вы о чем?» – переспросил судья Сергей Вовк.
«Это я об этом деле. Я закрыл постановление о проведении там оперативно-розыскных мероприятий. Я сказал Тарасенко: ну чем вы там занимаетесь, какое отравление? Водку нельзя закусывать пловом из баранины, поскольку это приводит вот к таким последствиям. Меня еще в армии учили», – сказал он.
- Информация о материале
Перед самым Рождеством глава Киевской городской государственной администрации Александр Попов подписал распоряжением за номером 2,которым окончательно закрепил вариант финансирования строительства четвертой линии столичного метрополитена – на Троещину.
Согласно документу, заказчиком подготовительных работ по реализации проекта определено КП «Киевсистемоменеджмент» (которое всего лишь месяц назад называлось КП «Киевское инвестиционное агентство»). Само же строительство будет вестись не за бюджетные средства. Более того, сам Александр Павлович успел конкретизировать начинание, заявив, что четвертая линия метрополитена станет реальностью исключительно на условиях концессии. Иными словами, будущий концессионер в обмен на финансирование постройки линии, получит право ею управлять – и скорее всего все 49 лет. Так как инвестиции в строительство линии «под ключ», как в ноябре выразился замглавы КГГА Руслан Крамаренко, составят $1,5 млрд.
Кстати, со слов того же господина Крамаренко, по крайней мере два месяца назад на Крещатике имели только одну более-менее четкую перспективу относительно концессионера – им, скорее всего, станет Сбербанк России либо аффилированные с ним лица. Ранее часто фигурировала и китайская сторона, однако сомнительно, чтобы ребята из «Поднебесной» просто за гарантии окупаемости вошли в проект. Мировой опыт показывает, что Пекин если и выходит на внешние рынки с предложениями финансирования крупных инфраструктурных проектов, то на своих условиях. Во-первых, китайцы соглашаются только на так называемый «связанный кредит», как это стало с нацпроектом «Воздушный экспресс» (Китай дает кредит, а Украина, помимо возврата процентов по нему, соглашается и на китайского генподрядчика). А во-вторых, официальный Пекин всегда старается кулуарно «застолбить» за собой место в разработке тех или иных сырьевых активов страны-заемщика (как это уже произошло в целом ряде африканских, американских и азиатских государств).
«Действительно, приняты решения по схеме финансирования и по соединению ветки метро с городской кольцевой электричкой. Конечная станция метро будет на линии электрички. О метро по Подольско-Воскресенскому мосту пока речи не идет. Ведь еще идет его строительство. Пока что идет речь о том, что можно сделать быстро – связь пассажирских потоков через всю Троещину и далее на правый берег электричкой», – поделился с «Комментариями» глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта и связи Дмитрий Олейник.
Главные слова здесь – до линии городской кольцевой электрички. О том, что ранее метрополитен на схемах удачно «форсировал» Днепр по Подольско-Воскресенскому мостовому переходу – речи уже не идет. По крайней мере, в ближайшей перспективе об этом постараются не упоминать. И здесь не случайна сама терминология уже упоминаемого распоряжения КГГА. В нем, в частности, будущая линия метро упоминается исключительно как «четвертая ветка киевского метрополитена в направлении жилого массива Выгуровщина-Троещина», тогда как на всех без исключения старых схемах, она гордо именуется «Подольско-Выгуровской линией метро», под чем подразумевалось именно соединение обоих днепровских берегов.
К слову, то, что Крамаренко не случайно назвал сумму именно в $1,5 млрд., – или, в переводе на национальную валюту, порядка 12 млрд. грн., – доказывают и прошлогодние расчеты государственного проектного института «Укрметротунельпроект». Согласно им, строительство 9,7 км метрополитена от линии кольцевой электрички до депо в районе промзоны на ул. Пуховской через просп. Маяковского обойдется в 7,1 млрд. грн. В ценах минувшего года. А сроки строительства, благодаря подземному залеганию линии под проспектом, составят все 12 лет.
Но и это в данной истории не самое интересное. Механизм концессии предусматривает возврат концессионером своих затрат и, более того – выход на определенный уровень прибыли. Как именно структура, которая займется прокладкой четвертой линии метрополитена, будет возвращать осуществленные вложения, позволяет предположить российский опыт. Сегодня власти Москвы ведут переговоры либо непосредственно начали подготовку к реализации сразу нескольких проектов строительства «подземки» на условиях концессии. И «вердикт» российских чиновников и финансистов касательно путей возврата инвестиций однозначен. Это либо средства от оплаты проезда (что, в том числе, означает стоимость поездки, на порядок дороже, нежели на «старых» линиях); либо же права не только на подземную часть, но и на надземную (непрофильные доходы от аренды и/или строительства недвижимости на поверхности); либо и то, и другое.
Другими словами, просп. Маяковского со временем «обрастет» внушительным количеством объектов коммерческой недвижимости, которые будут в управлении все того же концессионера. А чтобы убедиться в том, что свободная земля под застройку там имеется, достаточно просто проехаться по проспекту и посмотреть на его нечетную сторону.
В результате, позволим себе предположить, долгожданное метро на Троещину мало того, что даже не доедет до Днепра, но и может превратиться в самое значительное «предвыборное достижение» Попова. Правда, всего лишь в виде концессионного договора. Зато землю на поверхности инвестор явно начнет осваивать по настоящему и с первых же дней после заключения договоренностей с властью.
- Информация о материале
Накануне согласованной даты очередного раунда украинско-российских переговоров по газу и третьего юбилея «газового соглашения Путин —Тимошенко» — 15 января 2012 года — страсти традиционно накалились. Тем более что «героиня» газовых договоренностей уже осуждена украинским судом на семь лет за превышение премьерских полномочий. А российско-украинская информационная война перешла в ту стадию, когда еще немного — и все средства будут хороши.
В 2009-м информационное противостояние Киева и Москвы закончилось прекращением поставок российского газа сначала для потребностей Украины, а через несколько дней — и для европейцев.
«Безгазье» закончилось в ночь с 19 на 20 января 2009 года подписанием двух скандально известных контрактов между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины».
Первый — «Контракт между ОАО „Газпром“ и НАК „Нафтогаз Украины“ купли-продажи природного газа в 2009—2019 годах». Второй — «Контракт об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины на период с 2009 по 2019 годы». И если о втором контракте в предыдущие три года вспоминали в основном в связи с доходами «Нафтогаза» от услуг по транзиту газа (сначала говорили только о слишком низком транзитном тарифе для «Газпрома», а в последнее время — в связи с тем, что россияне так и не дали гарантий по загрузке украинской ГТС, а теперь вообще грозят, причем финансово безнаказанно для себя, оставить украинские транзитные газопроводы «сухими» после ввода в действие на полную мощность «Северного потока» и строительства «Южного»), то первый упомянутый контракт стал поводом для «драки» уже с момента подписания. При этом в последние месяцы, переключая на него всеобщее внимание, «договаривающиеся стороны», очевидно, стремятся отвлечь всех от главного вопроса, который на самом деле они пытаются «порешать» без лишних глаз и ушей, — о дальнейшей участи газотранспортной системы (ГТС) Украины и украинского рынка газа в целом.
Объем и цена газа как способ отвлечь внимание от сдачи украинской ГТС
13 декабря 2011 года переговорщики по газу во главе с энергетическим министром Юрием Бойко вернулись из Москвы с почти согласованным вариантом будущего соглашения, в частности, о создании газотранспортного консорциума на относительно взаимоприемлемых условиях.
20 декабря с таким же «оглушительным успехом» прошли переговоры на уровне президентов России и Украины. «Оглушительным» в том смысле, что о содержании переговоров так никто и не обмолвился. Или все оглохли от звенящей тишины? Потому что в Москву вернулся российский пока еще премьер В.Путин? И, видимо, прямо заявил в ходе кратких и отрывочных переговоров с Н.Азаровым, что ему нужна победа в газовых переговорах с Украиной, а не ничья. То есть либо Украина отдает контроль над своей ГТС (а соответственно, и над «Нафтогазом Украины», и над украинским рынком газа, и над внутренним рынком вообще) «Газпрому» и РФ, либо никто ни о чем не договорится. Ни о газотранспортном консорциуме, ни о загрузке украинской ГТС, ни о снижении цены на российский газ, ни о сокращении годового объема импорта газа. Ни о поставках любой украинской — мясомолочной, кондитерской или металлургической — продукции. (Ну, за исключением счастливчика Пинчука и решения вопроса с продукцией ИСД, чьим большим болельщиком является кум Дмитрия Медведева — Виктор Медведчук.)
Похоже, что все происходящее после такого «заявления» Путина — только повод сгладить впечатление от предстоящей сдачи отечественной ГТС ему же. Ведь только в таком случае — получив полный и законный контроль над украинской трубой и рынком — «Газпрому» не надо будет суетиться насчет ускорения достройки «Северного потока» и поиска союзников-кредиторов для строительства «Южного потока». Не нужно будет беспокоиться о сокращении прибыли «Газпрома» и российского бюджета (а также причастных к ней сторон и личностей). Это, как выразился заместитель председателя правления, начальник финансово-экономического департамента ОАО «Газпром» Андрей Круглов, обеспечит российской газовой компании «устойчивость к кризисам» и «рост прибыли» (корпоративный журнал «Газпрома» №12 от 27 декабря 2011 года).
При том, что «братский» украинский народ сегодня получил самую высокую цену на газ не то что в Европе, в мире — 416 долл. с 1 января 2012 года с учетом 100-долларовой скидки.
«Газпром»: «Мы ожидаем увидеть в следующем году увеличение цены газа на основных рынках сбыта»
У зампреда «Газпрома» Круглова спросили:
— С какими финансовыми результатами группа «Газпром» планирует завершить 2011 год?
— В 2011 году наблюдается положительная динамика по ценам и объемам на основных рынках сбыта группы «Газпром». Таким образом, по итогам года мы ожидаем хороших финансовых результатов. В частности, EBITDA увеличится более чем на 30% и составит около 60 млрд. долл. по сравнению с 44 млрд. в 2010-м.
В прошлом году (2010-м. — Ред.) мы стали лидирующей публичной компанией мира по объему чистой прибыли. Этот статус мы подтвердили и по итогам шести месяцев 2011 года: чистая прибыль группы «Газпром» составила 772 млрд. рублей по сравнению с 495 млрд. годом ранее. До конца 2011-го мы планируем сохранить устойчивый рост чистой прибыли: ожидается, что по итогам года она вырастет до 40 млрд. долл. по сравнению с 32 млрд. в прошлом году.
Таким образом, благоприятная внешняя конъюнктура и строгий контроль за операционной деятельностью приведут к росту прибыльности компании.
Таких вот планов громадье. И где вы видите здесь «зазор» для ценовых уступок Украине? Да и на объемах Москва не торопится терять. Более того, пытается заставить «Нафтогаз» оплатить весь законтрактованный газ.
«Мы уменьшаем закупку газа в два раза»
Так заявил на пресс-конференции 11 января Ю.Бойко. По словам главы Минэнергоугольпрома Украины, уже
«с 1 января у нас отбор будет на уровне 27 млрд. кубометров газа» (за 2012 год. — Ред.). Отвечая на последовавший вопрос, как это согласуется с имеющимися газовыми контрактами с РФ, Ю.Бойко ответил: «Мы будем закупать газа столько, сколько нужно для нашей экономики. Если у наших партнеров будут вопросы, они могут их решать цивилизованным способом».
Цивилизованный способ — через Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма (Швеция). Так указано в пункте 8.2 (глава «Регулирование споров») «Контракта между ОАО „Газпром“ и НАК „Нафтогаз Украины“ купли-продажи природного газа в 2009—2019 годах».
Правда, в пункте 9.4 контракта купли-продажи газа (глава «Дополнительные условия») говорится: «Настоящий Контракт регулируется исключительно материальным правом Швеции». А это уже несколько иная история. Но о ней несколько позже.
Вернемся к заявлению Ю.Бойко, последовавшему аккурат после разрекламированного 10 января разговора нынешнего президента РФ Д.Медведева с главой «Газпрома» А.Миллером об «украинских друзьях» и о газе. В ходе которого тоже молвилось о «цивилизованном способе», к которому — при необходимости — прибегнут РФ и «Газпром».
Точно способ не назван. И не будь того самого вышеупомянутого контракта купли-продажи газа от 19 января 2009 года, «Газпром», наверное, прибегнул бы к проверенному способу — перекрыл вентиль. Евросоюзу заодно бы припомнил «газовые погромы» — выемки документов осенью 2011-го в евроофисах «Газпрома» и его аффилированных компаний… А не тут-тобыло — контракт, знаете ли, санкции за невыполнение газопоставок. И суверенное материальное право Швеции, которое может расходиться с требованиями контракта в том, что для суда достаточно устных подтверждений того, что все шло к конфликту и другая сторона отказывалась договориться на взаимных условиях.
Но и в рамках контракта Москва будет пытаться затянуть удавку, из которой Киев пытается выскользнуть. Украинская власть в который раз недооценила «Газпром», надеясь с ним «дотереться» вместо того, чтобы профессионально и юридически основательно договориться.
Не то чтобы Ю.Бойко совсем уж наобум выдавал желаемое за действительное, когда говорил о том, что уже с 1 января «Нафтогаз» ограничит годовой импорт до 27 млрд. кубометров. Просто между желаемым и действительным — Две БОЛЬШИЕ разницы: право на оферту и его реализация
У «Нафтогаза Украины» по контракту купли-продажи от 19 января 2009 года, как и у «Газпрома», есть право изменять годовое контрактное количество газа (ГКК) согласно пункту 2.2.3., который гласит: «ГКК, приведенное в настоящем п. 2.2 (52 млрд. кубометров в год. — Ред.), может быть изменено по соглашению сторон не позднее, чем за шесть месяцев до начала соответствующего года поставки. Соглашение Сторон по вопросу изменения ГКК должно быть совершено в письменной форме и может быть выражено в форме письменного подтверждения, сделанного одной из Сторон в ответ на соответствующее письменное обращение другой Стороны. При этом изменение ГКК не должно превышать 20% от количества, приведенного в настоящем п. 2.2».
И далее пункт: «В течение каждого года поставки Покупатель обязан отобрать и оплатить, или оплатить, если количество было предоставлено Продавцом, но не отобрано Покупателем, не менее следующего Минимального Годового Количества (МГК) природного газа: МГК = 0,8 х ГКК».
Это и есть принцип «бери или плати» в действии…
Согласно контракту купли-продажи газа годовой объем закупок «Нафтогазом» должен составлять с 2010 года не менее 80% от контрактных 52 млрд. кубометров газа. То есть, как заметил представитель «Газпрома» Куприянов, не менее 41 млрд. кубометров. И вполне понятна обеспокоенность главы «Газпрома» Миллера односторонним «заявлением Украины» о сокращении закупок газа до 27 млрд. кубометров. На основании каких документов? Но если россияне так уверены в своей правоте, то почему волнуются?..
Мотивацию «Нафтогаз Украины» высказал еще 11 января — высокая цена импортируемого газа (четвертый квартал — около 400 долл. за 1000 кубометров) даже «с учетом скидки, предусмотренной Харьковскими соглашениями». В 2012 году, отмечается в заявлении «Нафтогаза», потребности экономики Украины в этом энергоносителе значительно сократились. «В связи с этим и в соответствии с положениями контракта и в определенные им сроки «Нафтогаз Украины» направил в адрес «Газпрома» около десяти писем с просьбой согласовать поставки газа в Украину в 2012 году в объеме 27 млрд. кубометров, которые компания обязуется отобрать и оплатить согласно действующему контакту».
Формально «Нафтогаз» имеет право предупредить продавца газа — «Газпром» о своем намерении сократить объем закупок, а еще до этого заявлял о несогласии сторон. Но сделать это компания должна в письменной форме и в установленные сроки. Это и есть так называемое право на оферту. Которое, впрочем, является только теоретическим. До определенного момента. В данном случае — либо письменного согласия «Газпрома», требуемого контрактом, либо решения Стокгольмского арбитража, обязательного для обеих сторон.
И если дело действительно дойдет до Стокгольмского арбитража, то рассматривать он, очевидно, должен и будет спор и с точки зрения юридического соблюдения контракта, и руководствуясь материальным правом Швеции.
В контракте купли-продажи газа от 19 января 2009-го, кроме прочего, сказано (пункт 4.4 статьи 4 «Контрактная цена газа»): «Если какая-либо из сторон заявит, что обстоятельства на рынке топливно-энергетических товаров существенно изменились, по сравнению с тем, что Стороны обоснованно ожидали при заключении настоящего Контракта, и контрактная цена, указанная в пункте 4.1 настоящего Контракта (где базовой считается 450 долл. за 1000 кубометров газа. — Ред.), то Стороны вступают в переговоры по пересмотру контрактной цены в соответствии с положениями настоящего договора».
Далее говорится, что если в течение трех месяцев после соответствующего оформления заявления (намерения воспользоваться офертой) стороны не достигнут соглашения, им прямая дорога в арбитраж. А уж Стокгольмский арбитраж при хороших адвокатах (спросите у Д.Фирташа) способен принять взвешенное решение. Если, конечно, оно заведомо не договорное между представителями сторон (тоже спросите у Фирташа) в пользу одной из них и в ущерб интересам другой… Одностороннее решение воспользоваться офертой не может быть осуществлено. Это как если вы спросите разрешения у друга воспользоваться его машиной и возьмете ее без его согласия. Как это называется? Правильно — кража.
* * *
12 января, после высказанных главой «Газпрома» Миллером и представителем этой компании Куприяновым сомнений насчет одностороннего заявления НАКа, «Нафтогаз Украины» опубликовал свое письмо на имя А.Миллера от 20 мая 2011 года, в котором, сославшись на статью 2 (выше процитированную — «Предмет контракта»), обратился за согласованием заявки на поставку газа в 2012-м «в объеме 33,75 млрд. кубометров». Жаль, что документ предъявили только один. И с желанием сократить объем импорта всего до 33,75 млрд. кубометров.
Задолго до этого представители украинской стороны неоднократно публично говорили о невыгодности условий газовых контрактов для «Нафтогаза» и Украины. И по цене, и по объему. Не говоря уж о том, что есть претензии к «Газпрому» и в части технического соглашения, которое должно ежегодно подписываться. Но подписано ли? Оформили ли в НАКе свои претензии должным образом, нам неведомо…
Но, тем не менее, почему же министр Ю.Бойко говорит о сокращении закупок до 27 млрд. кубометров «газпромовского» газа? Уж ему-то доподлинно должны быть известны реальные условия реального газового контракта?..
Ответ можно попытаться найти в приведенных «Интерфаксом-Украина» 11 января данных ЦДУ ТЭК (Центрального диспетчерского управления): «В 2011 году на Украину было поставлено 44,7 млрд. кубометров импортного газа, в том числе 39,175 млрд. кубометров получил „Нафтогаз“ и 5,53 млрд. среднеазиатского газа выбрал независимый импортер Ostchem Holding Дмитрия Фирташа. С начала года (2012-го) Украина резко — почти в три раза — сократила отбор импортного газа. Если в конце 2011 года ежесуточные отборы составляли 100—110 млн. кубометров, то… к 9 января упали до 33,3 млн. Больше всего сократил закупки Ostchem — почти в шесть раз — с 23 до 4 млн. кубометров в сутки».
Если ошиблись в цифрах, то не мы. Как говаривал второй президент независимой Украины Л.Кучма, для РФ и «Газпрома» 1—2 млрд. кубометров газа — не в счет (не деньги…). Но приведенные выше цитаты позволяют догадываться о логике украинских переговорщиков во главе с министром Бойко.
Нюанс в том, что если исходить из того, что в прошлом году было подписано допсоглашение к контракту купли-продажи (о котором наверняка знает Бойко, но не знают граждане Украины) о согласованном сторонами сокращении поставок газа на 20%, то есть почти до 41 млрд. кубометров и еще почти 6 млрд. кубометров «списать» на Ostchem (вместо «Газпромсбыта Украины», как предусмотрено контрактом), а затем отнять еще около 20%, то с натяжкой можно выйти на задекларированный Ю.Бойко годовой объем импорта в 27 млрд. кубометров «газпромовского» газа в 2012-м. Ведь Д.Фирташ с туркменами о дешевом газе не смог договориться. А газ его химпредприятиям и контролируемым его группой обл- и горгазам нужен. Откуда он его возьмет? Из чьей годовой квоты газопоставок? Разумеется, НАКа…
* * *
«Переговоры будут продолжаться столько, сколько необходимо, чтобы найти приемлемую для нашей национальной экономики модель», — подчеркнул 11 января глава Минэнергоугольпрома Украины.
Также Ю.Бойко отметил, что в пятницу, 13 января, если у него не будет командировки, он планирует пойти на «час правительства» в Верховную Раду Украины и ответить там на вопросы депутатов, в том числе и по законопроекту «об аренде ГТС».
Напомним, еще в начале сентября, после того, как украинская сторона уведомила россиян о снижении объемов закупки газа, глава «Газпрома» Миллер заявил, что «Нафтогаз» в любом случае должен оплачивать ежегодно не менее 33 млрд. кубометров газа согласно подписанным контрактам на условиях «бери или плати». Откуда тогда глава «Газпрома» взял цифру 33?!
Не потому ли она прозвучала, что если бы стороны в соответствии с п. 2.2.3 контракта пришли к письменному (в любой форме) соглашению о максимальном (на 20%) снижении годового контрактного количества газа вообще или на определенный год, после чего оно (ГКК) составило бы 41,6 млрд. кубометров в год, то минимальное годовое количество газа составило бы 33,28 млрд. кубометров (41,6х0,8).
О реформе «Нафтогаза» замолвите слово…
Но все это, похоже, отвлекающие маневры, призванные прикрыть реальную суть происходящего. И, похоже, Ю.Бойко сознательно проговорился насчет «отчета» в пятницу в парламенте об «аренде» отечественной ГТС. Слово «аренда» — это такой эвфемизм: не напишешь же в законопроекте «сдача» или «манипуляция»… Так как еще 10 января спикер ВР В.Литвин сообщил, что Верховная Рада Украины решила сначала заслушать аргументы министра Ю.Бойко за принятие законопроекта о реформировании нефтегазового комплекса, а уж потом давить на кнопки за «аренду».
Никто не сомневался, что по мановению волшебной конечности Чечетова законопроект будет принят. Но тут нетипично заерзал Литвин: «В связи с тем, что фракция коммунистов предложила в пятницу во время часа вопросов к правительству выяснить все обстоятельства в связи с проведением переговоров (с РФ. — Ред.), заслушать информацию и получить ответы от министра топливно-энергетического комплекса Юрия Бойко… звучали предложения о целесообразности рассматривать законопроект о реформировании нефтегазового комплекса после того, как будут получены ответы от министра. Согласительный совет склонился именно к такой позиции». Он также отметил, что уже были проведены консультации с Кабмином, и там одобрили такую схему рассмотрения.
Вопрос не в том, почему случилась заминка, а в том, кто инициировал рассмотрение «арендного» законопроекта. По информации ZN.UA, накануне нового 2012 года в парламенте Украины произошла нетипичная, как для Партии регионов, история. Якобы вице-премьер А.Клюев не только призывал однопартийцев срочно внести на рассмотрение ВР законопроект о реформировании («аренде», как выразился впоследствии Ю.Бойко) газотранспортной системы и «Нафтогаза», но и якобы настоятельно убеждал «предводителя» регионалов в парламенте А.Ефремова «проголосовать» этот законопроект, чтобы срочно, до Нового года, иметь закон, развязывающий руки потенциальным «арендаторам» украинской ГТС — россиянам…
Принятие закона остановила Банковая. И теперь президент В.Янукович с нетерпением ждет возвращения А.Клюева с воднолыжного отдыха и его объяснений по поводу произошедшего. Не исключено, что когда этот номер ZN.UA верстался, такие объяснения А.Клюевым уже были даны…
Перед визитом Азарова в Москву Банковая видела схему так: с 1 января «Газпром» снижает цену на газ, а вскоре подписывается межправительственное соглашение по ГТС, и при его ратификации в Раде пакетом меняется все действующее, имеющее отношение к теме законодательство.
Но дело в том, что Путин так схему не видел: он отказался от снижения цены без урегулирования тем ГТС и внутреннего рынка, он отказался от согласованной схемы консорциума 40 —Украина, 40 — Россия, 20 — ЕС и потребовал, по данным ZN.UA, контрольного пакета. Словом, ушел в отказ.
* * *
В.Путин, похоже, разозлен и, возможно, даже оскорблен тем, что его коллегу по газовому соглашению от 2009 года посадили на семь лет за превышение полномочий премьер-министра Украины. И не в Юлии Владимировне дело, оскорбило другое — он ведь точно так же, как и она, освятил контракты… То есть экс-премьер Ю.Тимошенко должна отбывать срок за якобы совершенные ею действия, которые потянули в Печерском суде Киева на превышение премьерских полномочий. А Путин ставит себе эти договоренности в заслугу…
Но тут есть другой вопрос. А президент В.Янукович? Он не должен ничего — за бездействие?! Путину на нынешнем этапе все равно, кто будет у власти в Украине. Он сам хочет руководить — и там, и здесь. И судьба Януковича, и нынешней украинской власти его вовсе не заботит. Тем более что Путин еще способен считаться с равными смелыми противниками (или, если хотите, партнерами), но не с теми, кто при малейшем обещании (лишь бы пока не трогали газовые соглашения 2009-го?..) «за две полушки» фактически продал весной 2010-го России и Черноморскую военно-морскую базу в Севастополе, и шансы украинской газотранспортной системы.
Нет, конечно, минус 100 долларов с цены 516 долл. за 1000 кубометров — это деньги. Но где обещанные изменения в газовый контракт: отмена принципа «бери или плати» или хотя бы зеркальный принцип в транзитном контракте — «транспортируй (качай) или плати»? Где обещанный пересмотр базовой цены и самой формулы ценообразования на газ для «Нафтогаза Украины»? Где все это — обещанное Януковичу в Харькове?!
За Харьковскими соглашениями «имени Януковича» ничего не последовало. Полное бездействие в смысле отстаивания интересов Украины в тех же газовых аспектах. Хотя в юриспруденции есть четкие понятия как о превышении полномочий, то есть о действиях, превышающих данную меру власти, так и о бездействии. Зеркальные статьи…
- Информация о материале
Страница 1223 из 1561
