Противостояние министра инфраструктуры Владимира Омеляна с МАУ Игоря Коломойского стало одним из наиболее резонансных скандалов страны. На днях авиакомпания МАУ подала судебный иск против Мининфраструктуры, обвиняя чиновников в создании дискриминационных условий на рынке и утраченной по этой причине прибыли. Владимир Омелян в ответ пообещал подумать об ответном иске о расторжении договоров МАУ с аэропортами и напомнил Арону Майбергу о 400 млн грн авиационного сбора, якобы неуплаченных МАУ в бюджет.

Фокус выяснил у главы Мининфраструктуры подробности хода переговоров с Ryanair и его видение роли МАУ в их срыве. В беседе с корреспондентом Фокуса чиновник не стеснялся в выражениях. В частности, Омелян предполагает возможность сговора главы девелоперской компании UDP Василия Хмельницкого, в концессии у которой находится аэропорт «Киев» (Жуляны), и группы «Приват». Также министр утверждает, что топ-менеджмент «Борисполя» напрямую связан с МАУ.

- Сейчас в Украине небывалый рост авиаперевозок. По данным Государственной авиационной службы в первом полугодии этого года объёмы международных авиаперевозок украинских авиакомпаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 42%, до 4,1 млн пассажиров. Какая в этом роль правительства, а какая – объективных экономических факторов?

– Бесспорно, на увеличении авиаперевозок сказался объективный фактор постепенного оживления экономики страны. Но определённо есть и заслуга Мининфраструктуры. Мы полностью демонополизовали назначение авиакомпаний на маршруты Госавиаслужбой. В 2014 – 2015 годах каждое заседание комиссии ГАС заканчивалось скандалом: МАУ получало желаемые маршруты, остальные не получали маршруты, и все догадывались – почему. Сейчас заседания комиссии ГАС проходят под «аплодисменты» участников рынка. Все довольны и счастливы. Иногда возникают технические вопросы, но все они нормально обсуждаются.

Без подобной либерализации рынок бы развивался, но очень медленно. Но как только мы это сделали, по 2016 году получили прирост авиаперевозок в 30%, надеюсь по итогам этого года авиаперевозки вырастут еще на 50%.

Другой вопрос, что на мой взгляд, это далеко не те цифры, которыми стоит гордиться. В Украине летает лишь 5% населения. Абсолютно реально добиться того, чтобы регулярно летало 20 – 25% людей. «Борисполь» спокойно может принимать по 20 млн пассажиров в год, а не около 10 млн, как сейчас.

Всё, что нужно сделать для этого – удешевить билеты. Именно поэтому Мининфраструктуры участвовало в переговорах с Ryanair, – наибольшей авиакомпанией Европы, которая предлагает самые дешёвые билеты. Чтобы не было обвинений в коррупционных схемах, что мы приглашаем «компанию номер 3», «компанию номер 5», кого-то выдавливаем с рынка, мы решили вести переговоры именно с безоговорочным лидером отрасли. Но их заблокировали.

- Переговоры с Ryanair полностью провалены или они продолжаются? Недавно премьер Владимир Гройсман говорил о продолжении переговоров с ирландским авиаперевозчиком.

– Сейчас премьер-министр пробует возобновить переговоры. Его офис обратился к Ryanair с соответствующим предложением. Также есть прямое указание президента и премьера гендиректору «Борисполя» успешно завершить переговоры с ирландской авиакомпанией. Установлен чёткий дедлайн. Посмотрим, какой будет результат.

У нас единственная проблема – это МАУ, которая не хочет допустить прихода Ryanair в страну. Все остальное решаемо. Разговоры о том, что украинская авиация пострадает в результате прихода Ryanair, это рассуждения наподобие того, что при строительстве современного ТРЦ с фудкортами пострадают торговцы шаурмой. Да, они однозначно пострадают. Но потребитель хочет вкусно и недорого поесть, а не перебиваться непонятной едой.

- Вы утверждаете, что приходу Ryanair противится МАУ. Но переговоры ведет гендиректор аэропорта Павел Рябикин. Из ваших слов следует, что Рябикин лоббирует интересы авиакомпании Игоря Коломойского. Как получилось, что конкурсная комиссия избрала, а вы лично назначили руководителем аэропорта человека, связанного с МАУ?

– Не стану однозначно утверждать, что Рябикин лоббирует интересы МАУ, но то, что менеджмент аэропорта «Борисполь» на уровне заместителей и руководителей подразделений имеет непосредственное отношение к этой компании – факт.

Что касается конкурса, мы выбирали «лучшего из худших». Назначение Рябикина было политическим. У него есть большой политический опыт и определённый опыт работы в Министерстве инфраструктуры. И он взял на себя политические обязательства по привлечению лоукостов и увеличения части неавиационных доходов аэропорта «Борисполь». Он эти обещания пока не выполнил. Из-за этого к нему возникают вопросы.

Сейчас премьер анонсировал проведение конкурсов на должности менеджеров и членов набсовета крупнейших стратегических госкомпаний (Укрспирт, Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины, Электротяжмаш, Укрхимтрансамиак, Объединенная горно-химическая компания. – Фокус). При подготовке этих конкурсов я считаю ключевой задачей выбор качественного независимого рекрутингового агентства, которое будет подбирать кандидатов не из числа уличных музыкантов и прочего мусора, а из действующих СЕО частных компаний. Безразлично, будут ли это СЕО украинских компаний или зарубежных. Главное, чтобы это были действующие топ-менеджера, доказавшие свою эффективность не несколько лет назад, а в настоящий момент. Тогда мы будем выбирать «лучших из лучших».

- Какие у вас сейчас отношения с Рябикиным?

– Мы нормально общаемся, хотя я ощущаю при разговорах с ним некий дискомфорт. Я – человек слова и мне всегда казалось, что он – тоже…

- В инсайдерской среде существует версия о том, что приход Ryanair в Украину – это имиджевый проект «Народного фронта», по квоте которого вы и попали в кресло министра. Такую точку зрения косвенно подтверждает то, что в вашем совместном брифинге с коммерческим директором Ryanair Девидом О`Браеном весной этого года было анонсировано участие главы парламентской фракции «Народного фронта» Максима Бурбаки. Зачем политику было присутствовать на брифинге?

– Я исхожу из того, что делегирован в правительство «Народным фронтом». Поэтому любой мой успех – это успех «Народного фронта». К тому же Бурбак в своё время был главой Мининфраструктуры.

- Почему, на ваш взгляд, с Ryanair не договорился аэропорт «Киев» (Жуляны), который находится в концессии у UDP Василия Хмельницкого? МАУ там нет, а Хмельницкому бизнес-интересы Коломойского абсолютно безразличны.

– Разговоры о том, что Ryanair с самого начала хотел лететь в «Жуляны», – не более чем одна из активно раздуваемых легенд с целью дискредитировать приход Ryanair в страну. Ryanair изначально планировал выполнять полёты в Борисполь и Львов.

Полёты в «Борисполь», как ключевой аэропорт страны соответствует коммерческой стратегии Ryanair в последние годы. Действительно, несколько лет назад авиаперевозчик отдавал предпочтение небольшим региональным аэропортам, но сейчас ситуация изменилась. Ryanair летает именно в столичные аэропорты всех Восточно-европейских стран и ряда стран Южной Европы. Более того, сейчас компания заходит в базовый для группы Lufthansa аэропорт Франкфурта и планирует купить сетевую компанию Alitalia. То есть Ryanair это уже далеко не тот лоукост, который садится на ВВП заброшенного полевого аэродрома.

В Украине есть две качественные полосы – Львов и Борисполь. Во всех остальных аэропортах ВВП не в лучшем состоянии и имеют серьёзные ограничения. То есть интерес Ryanair к этим аэропортам вполне логичен.

Однако на первом этапе переговоров осенью прошлого года руководство «Борисполя» категорически заявило, что не готово принимать Ryanair. При предыдущем руководстве (и.о. гендиректора аэропорта Евгений Дыхне) влияние МАУ на аэропорт было стопроцентным. Поэтому Ryanair начал переговоры с «Жулянами».

Официальная позиция «Жулян» – так как у них существует верхняя планка пассажиропотока в 4 млн пассажиров в год, им интереснее принимать авиакомпании с более низким пассажиропотоком, чем у Ryanair, но по более высоким тарифам. Хотя, неофициально, 99%, что Майберг повлиял на аэропорт «Жуляны», который вышел из переговоров.

«Жуляны» вышли из переговоров в последнюю ночь перед пресс-конференцией с Ryanair, которую они назначили. Они вели переговоры три месяца, все позиции были согласованы, и вот в последнюю ночь они решают поднять тарифы в полтора раза. Так не бывает.

Как бы там ни было, для Украины ситуация сложилась не лучшая. Везде Ryanair ждут и приветствую, мы его выгоняем. Это весьма настораживающий сигнал любым инвесторам.

- МАУ подала против Мининфраструктуры иск, в котором просит суд расторгнуть договор Ryanair с аэропортом Львова и выплатить ей компенсацию в размере 20 млн грн за упущенную прибыль. Зачем, на ваш взгляд, МАУ втягивает Мининфраструктуры в судебные разбирательства? Чего хочет добиться Арон Майберг? Вряд ли речь действительно идёт о деньгах, для МАУ 20 млн грн не та сумма, чтобы раздувать из-за неё скандал?

– То, что происходит сегодня, – это сознательное блокирование развития авиационной отрасли. Вкладывается большой ресурс, чтобы остановить заход крупнейшего лоукоста Европы в Украине.

Мы считаем эти иски необоснованными. По той же логике все договоры МАУ могут признаваться недействительными. Пожалуй, министерству стоит подумать над таким встречным иском и лишить авиакомпанию того привилегированного положения, которое она имеет в аэропорту «Борисполь».

Я бы искренне посоветовал владельцам и руководству МАУ сконцентрироваться на вопросе уплаты в государственный бюджет 400 млн. сборов, которые они задолжали, на вопросах развития аэропорта Днепр и авиакомпании «Днеправиа», и многих других вопросах.

Лето, как известно, — горячее время для туристического бизнеса. В 2017-м этот сезон стал весьма непростым и для украинских туристов, и для туроператоров… Причина — так называемый безвиз, вступивший в силу 11 июня, как раз в начале летних поездок. Именно в этот день страны—члены Евросоюза ввели безвизовый режим для Украины, который на 99% коснулся именно туристов. Ведь одно из главных условий безвиза гласит: путешествуя без визы, вы не имеете права на оплачиваемую работу на территории ЕС, для этого, как и раньше, нужна виза.

Туроператоры не спешат с выводами и весьма сдержанно комментируют происходящее.

— В народе почему-то бытует мнение, что в связи с введением безвизового въезда в Евросоюз турагентства лишились ощутимого заработка от оформления виз, — рассказывает замдиректора одного из туристических агентств Олег Кожедуб. — На самом деле мы избавились от изнурительной «мозготряски»: теперь не нужно собирать справки, фотографии, кучу документов и ехать со всем этим в посольства или визовые центры. Большинство турагентств не взымали с клиентов дополнительную плату за оформление виз или она составляла чисто символическую сумму в 5 евро. Теперь хлопот стало намного меньше. Сегодня клиент приходит к нам с одним документом — биометрическим паспортом. И путевка за рубеж оформляется намного быстрее.

Заняв позиции наблюдателей, туроператоры ждут подвоха: не будут ли массово возвращать с границ украинских путешественников по безвизу? В таком случае, рынок услуг сохранится в прежнем виде. Если же безвиз начнет исправно работать, турагентства могут потерять значительную часть своих клиентов — они просто начнут ездить за рубеж самостоятельно, благо теперь путешествующим без путевки уже не нужно, как раньше, предъявлять массу документов.

Сторонники безвиза утверждают: в ЕС действует некий Шенгенский пограничный кодекс (Schengen border code), где четко прописаны порядок и правила пересечения границы иностранцами. В нем нет никаких дополнительных требований к туристам, путешествующим по безвизовому режиму. Вместе с тем, этой весной ужесточились правила въезда в еврозону даже для тех туристов, у которых была виза. Это значит, что на границах с Европой будут более тщательно досматривать, т.е. возрастет продолжительность прохождения пограничного контроля.

Ясно одно: первые же два месяца действия новых правил покажут, как все будет работать на самом деле. Но уже сегодня понятно, что туроператорам придется приспосабливаться к новой реальности. Освободившись от изнурительного оформления документов, туристы станут свободны в своем выборе, и нужно будет приложить очень много умения и красноречия, чтобы убедить их воспользоваться услугами своего турагентства. Крепко «сидевшие» на оформлении документов туроператоры вмиг оказались в мире стихийного рынка, где действуют свои законы. И выживут в нем те, кто сможет предложить клиенту более дешевый комплексный отдых (это и авиаперелет, и трансфер, и отель и многое другое), чем тот, который украинский путешественник сможет получить самостоятельно.

Есть и еще одна угроза для игроков украинского туристического рынка: в связи с введением безвиза на него могут выйти крупные европейские сетевые туроператоры. Единственное, что может их сдерживать — скромные финансовые возможности рядовых украинцев. Впрочем, в Украине есть и весьма состоятельные люди, которые могут стать их потенциальными клиентами.

В еще худшем положении оказалась индустрия визовых центров. Эти посредники с введением безвизового въезда лишаются значительной части своих клиентов, которые отныне будут ездить в Европу самостоятельно. Ведь намного проще доказать пограничнику цель своей поездки, чем оплачивать визу и работу посредников, да еще и долго ждать штамп в паспорте!

Операторы этого рынка ожидают, что спрос на шенгенские визы упадет на 80—90%. Уже сегодня они спешно перестраиваются на помощь в оформлении виз в страны, которые не являются частью шенгенской зоны, и куда требуется оформлять визы — в США, Великобританию, Австралию, Китай, страны Азии, Канаду…

Многие украинцы еще не сориентировались: куда же можно путешествовать по безвизу? Свободный въезд для наших туристов открыли 30 стран — все государства—члены ЕС (исключение составляют Великобритания и Ирландия), а также четыре шенгенских государства, не входящие в Евросоюз: Швейцария, Лихтенштейн, Исландия и Норвегия. Будут пускать по безвизу украинцев и страны, не состоящие в Шенгене, но являющиеся членами Евросоюза: Болгария, Румыния, Кипр и Хорватия, а также все европейские карликовые государства, например, Монако. Безвизовый режим с Украиной по отдельным соглашениям имеют также Турция, Македония, Албания, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина.

За прошедшие два с лишним года украинцы оформили около 3,7 млн биометрических паспортов. Тем не менее, со вступлением в силу безвизового въезда в ЕС, небывалый ажиотаж по получению «корочек» с чипом захлестнул всю страну. Посредники, не стесняясь, предлагают свои услуги в Интернете, а цены просто зашкаливают: получить вожделенный документ за 21 рабочий день через посредников стоит 2250 грн, за 4 рабочих дня — 3100, за 1 день — 4500 грн…

В то же время туроператоры советуют не спешить расставаться со старыми надежными паспортами: по закону, оформляя биометрический паспорт, вы имеете право оставить себе и старый документ. Нужно только предупредить об этом инстанцию, выдающую новый паспорт. Кстати говоря, никаких требований по замене старых паспортов или их запрете у ЕС нет. Если у вас есть мультивиза — продолжайте ею пользоваться, а биометрический паспорт станет вашим вторым документом. Не рекомендуют туроператоры расставаться со старыми паспортами пенсионерам и студентам, поскольку в Украине, действует соглашение о визовом упрощении, по которому они и некоторые другие категории граждан имеют право на бесплатную визу.

Несомненно, что в первые месяцы после введения безвиза будут возникать многие нюансы и вопросы, которые потребуют разъяснения.

— С введением безвизового въезда появляется много всяких тонкостей и возможностей, о которых нужно знать, — рассказывает совладелец одного из турагентств Валерий Гойзман. — Например, любителям долгих путешествий окажется весьма кстати то, что поехав куда-либо по визе, и имея в запасе биометрический паспорт, можно остаться на территории Европейского союза еще на 90 дней. Срок пребывания по национальной визе не учитывается в правилах безвиза. Можно также разъезжать из страны в страну: например, пробыв максимальные 90 дней в Хорватии, поехать на 90 дней на Кипр — в этих государствах, также как в Болгарии и Румынии, будет работать безвиз, но поскольку они не входят в Шенгенскую зону, период пребывания в них не учитывается. Оттуда можно отправиться на 90 дней в Шенген и т.д.

Родителям не стоит забывать, что их чадам тоже придется оформлять биометрические паспорта, хотя у малышей они будут без отпечатков пальцев — рука еще только формируется. Но биометрика заключается не в отпечатках (их порой не бывает и у взрослых по той или иной причине), а в чипе. Необходимость «чипования» малышей возникла потому, что с весны 2018 г. из Украины перестанут выпускать детей по паспортам родителей…

Аналитики рынка туристических услуг предостерегают: не стоит тешить себя иллюзиями, что въезд на территорию Еврозоны станет совсем безоблачным: например, вопрос о финансовой состоятельности остается актуальным. При безвизовом въезде нет необходимости брать с собой справку о доходах из бухгалтерии, выписку из банка о наличии счета и, тем более, документы о недвижимости. Требования о предъявлении налички на границе будут единичными, ведь и иностранные туристы не возят с собой крупные суммы.

По законодательству ЕС, отправляясь за рубеж без визы, необходимо иметь с собой либо наличные средства, либо документ об оплаченном проживании и билеты, либо финансовые гарантии приглашающего лица, либо кредитные карты. Именно последний вариант наиболее популярен в Европе. Однако не исключено, что вашу карту захотят проверить — на ней должна быть либо достаточная сумма для пребывания в путешествии (обычно речь идет о 50 евро в день), либо кредитный лимит. Кстати, на сайте Еврокомиссии есть перечень ориентировочных сумм для расчета стоимости пребывания, которыми обычно оперируют пограничные чиновники.

Если вы отправляетесь в Европу на неделю, вам нужно иметь около 350 евро, не считая стоимости билетов и отеля. Для среднестатистического украинца — сумма немалая, так что «открытые» границы продолжают быть доступны отнюдь не всем, теперь уже по чисто финансовым соображениям.

Что касается туроператоров, то они утверждают, что ехать по туристической путевке по-прежнему гораздо проще в плане возникновения каких-либо проволочек. И, вероятно, они правы…

Хотя разговоры о досрочных выборах в Украине ведутся уже долгие месяцы, официально до следующего голосования осталось еще два года – очередные выборы президента и народных депутатов состоятся в 2019 году. Впрочем, политические силы уже начинают подготовку, пока еще малозаметную для обывателя. Как происходит этот процесс и какие инновационные технологии будут использовать в избирательной кампании украинские партии и кандидаты, «Апострофу» рассказал Reputation Management expert Борис Тизенгаузен.

Изюминка будущих выборов

Идет плотная работа с лидерами общественного мнения, появилось бесчисленное количество институтов, организаций. Особенностью ближайших выборов будет то, что будут мощно использованы антикоррупционные организации – реальные и нереальные, их сейчас большое количество появилось. Это так называемые антикоррупционные торпеды, которые избранно уничтожают тех или иных кандидатов. И у меня есть информация, что многие антикоррупционеры будут сами баллотироваться в Верховную Раду.

Недавно на закрытой встрече я слышал, что по целому ряду перспективных политиков-депутатов придерживается компромат до выборов. Сейчас этого вброса не происходит, и в будущем нас ждет какая-то поистине мегавойна компроматов.

Контроль над СМИ – это в первую очередь то, что сейчас необходимо целому ряду политических сил. Мы видим, что происходит: покупаются новые радиостанции, покупаются новые сайты, площадки, редакционные группы и так далее, пара новых телеканалов начнет экспансию довольно мощную.

Что касается социальных сетей, я знаю сейчас о целом ряде проектов, в которых происходят лабораторные изучения электронного электората: как на него повлиять. Происходит покупка, прокачка, создание целых сетей лидеров мнения, которые будут законсервированы, но ближе к выборам начнут отрабатывать определенные повестки.

И важный момент – происходит покупка баз данных, абсолютно различных – от почтовых рассылок до пользователей тех или иных социальных сетей, владельцев кредитных карт, пользователей мобильных операторов и т.д. Да, электронные инструменты будут использованы, безусловно, тем более они показали свою частичную эффективность на выборах и во Франции, и в США.

Но основная битва, конечно, будет происходить в полях. Все эти старые добрые инструменты с полными тезками кандидатов, «каруселями». Недавно digital-специалист рассказал мне один из новых черных методов контроля голосования. Людям на паспорт клеится штрих-код, а недалеко от предвыборного участка ставится сигнальная рамка, как в супермаркете: если вы не оплатили и выходите – штрих-код срабатывает. Тут, наоборот, считывающее устройство фиксирует, что вы зашли на избирательный участок, пробыли там определенное время и вышли. И только после этого люди идут и получают какую-то часть своего черного гонорара в конвертах. Да, новые технологии уже на службе. Схема очень проста: люди приходят с паспортом, получают часть денег, голосуют, возвращаются, получают другую часть денег. Такой электронный логистический учет абсолютно четко показывает, кто голосует, а кто – нет. Другой вопрос, что нет гарантии, за кого человек там внутри проголосует. Но наших людей, как правило, так стращают и запугивают, что они голосуют как надо. Людям даже озвучивают такую информацию, мол, мы проверим, за кого вы там проголосовали. А обмануть пенсионера не составляет большого труда.

Гречки и прочие продпакеты, люди, которые ходят по домам – это все будет, безусловно. Единственное, мне кажется, что следующие выборы будут самыми грязными за всю историю нашей страны, потому что админресурс и силовики сосредоточены в руках людей, которые принадлежат к определенным политическим силам – и они будут преследовать свои интересы, скорей всего.

Цифровые инструменты будут использовать в основном продвинутые партии, потому что в регионах, небольших городах и пгт через Facebook крутить таргетированную рекламу смысла большого нет. Там проще собрать людей, провести с ними политзанятие – и отправить их на голосование. Но в крупных городах действительно этот инструмент сможет определенное влияние продемонстрировать, и лидеры общественного мнения, которые будут прокачивать за того или иного кандидата, особенно за тех, кому не хватает 1-2% или какого-то небольшого процентного окошка, будут использовать электронные инструменты.

На чем будут пиариться

На прошлых выборах ряд политических сил использовали тему Майдана, вооруженного конфликта, у нас куча комбатов прошли в Верховную Раду. В этом сезоне, скорей всего, будут сенсационные коррупционные разоблачения. Будет целенаправленное антикоррупционное выпиливание определенных кандидатов. Я думаю, что борьба с коррупцией будет основным инструментом влияния на определенных кандидатов. Но и никто не отменял вхождение списочное или по мажоритарным округам известных личностей, журналистов, актеров и так далее. Это было всегда. Их забрасывают для того, чтобы они победили – ну, просто потому, что лицо известное и есть определенный кредит доверия. Либо для того, чтобы они размыли кому-то электорат. Если мы понимаем, что есть проходной кандидат, мы ему в оппозицию ставим какого-то известного человека – и он очень четко отбирает у него нужные проценты для другого кандидата.

У нынешней власти, кроме безвиза и других позитивных событий, есть в запасе целый ряд инструментов. Прежде всего – это реальные посадки в тюрьму знаковых коррупционеров. По сравнению с Виктором Шокиным деятельность генерального прокурора Юрия Луценко гораздо активнее – он генерирует в десятки раз больше событий (он бывший журналист, он знает, как это надо подавать).

На вопрос – будет ли президент идти на второй срок или будет выдвигаться альтернативный кандидат – мне кажется, ответа нет еще в самой АП. Электоральная картинка изменится через полгода. Как ситуация с «Народным фронтом». Ребята сработали на короткий имидж. Получили непредсказуемо высокое количество голосов, но так же быстро сгорели. Где сейчас «Народный фронт»? Нигде.

Работа на короткий имидж перед выборами сработает. В этом помогут знаковые уголовные дела, знаковые посадки. Они работают по двум направлениям. Во-первых, они дают определенную пищу для размышления электорату. Во-вторых, они выбивают неугодных кандидатов.

Энергетическая империя четвертого президента Украины приказала долго жить. В 2016 году менеджмент «семьи» продал три углеобогатительные фабрики, а сейчас той же дорогой пошли две донбасские шахты Януковичей «Новогродовская» и «Россия». Их новый хозяин — «смотрящий» за углепромом Виталий Кропачев.

В разговоре с ЭП он подтвердил эту сделку и анонсировал другие, в частности выкуп угледобывающего бизнеса у бизнес-партнера Януковича Игоря Гуменюка.

Этого уже хватает, чтобы вписать Кропачева в лидеры области M&A последних лет. Однако скупка сырьевой базы — лишь промежуточный этап. Главная цель «смотрящего» — выкуп компаний так называемой большой генерации. Первой на очереди стоит государственная компания «Центрэнерго».

После Революции достоинства украинцы возлагали большие надежды на быстрые позитивные перемены. Но, к сожалению, постсоветская система круговой поруки оказалась прочнее, чем многие думали. Практически единственной сферой, где революция уверенно побеждает, остаётся внедрение цифровых технологий в процесс государственного управления. Большинство перемен, вызванных «электронной демократией», практически необратимы. Но предстоит сделать ещё больше.

Если на итоги реформ, проводящихся в Украине в течение последних трёх лет, посмотреть с точки зрения объективных показателей, можно увидеть парадоксальную ситуацию. С одной стороны, результаты реформаторских усилий выглядят очень и очень скромными, если не сказать больше. По показателю уровня институционального развития — а это главный фактор конкурентоспособности страны по версии Всемирного экономического форума — Украина оказалась на 129-й позиции из 138 стран. Уровень институционального развития является исходной точкой прочих реформ. Ведь он отражает способность государства учреждать и обеспечивать соблюдение благоприятных для общества и бизнеса правил игры, управлять процессом изменений.

Неудивительно, что в мировом рейтинге восприятия коррупции Украина традиционно застряла на последнем, в этот раз 131-м месте, рядом с Россией и Ираном. А недавнее исследование компании Ernst & Young наглядно подтвердило и так всем известный факт: не только чиновники, но и руководство крупных украинских компаний без зазрения совести готово давать взятки ради повышения своей прибыли. В этом антирейтинге Украина заняла первое место в мире.

Впрочем, это и так понятно и предсказуемо. Парадокс состоит в том, что при более чем скромных результатах в институциональном развитии Украина в 2016 году заняла 32-е место среди 193 стран — членов ООН по индексу электронного участия, значительно опередив Бельгию, Латвию и даже Швейцарию.

Объяснение парадокса достаточно просто, хоть и не лежит на поверхности. Дело в том, что за изменения в цифровой сфере взялся украинский «креативный класс», для которого цифровая среда понятна и естественна. Для сформировавшегося в 90-х годах отечественного истеблишмента и чиновников, наоборот, электронные сервисы — terra incognita. Они неадаптированы к миру современных технологий и не видят в нём серьёзной угрозы для себя. Данный разрыв и обусловил успех «электронных реформ»: именно в этом направлении «креативному классу» удалось достичь значительных прорывов. Грубо говоря, нерадивых чиновников решили не перевоспитывать, а просто-напросто «оцифровать».

За последние три года гражданским обществом был разработан и внедрён ряд инструментов электронной демократии, которые заложили фундамент для дальнейших сдвигов, способных стать фатальными для консервативной бюрократической элиты. Бюджеты участия и порталы государственных данных, система ProZorro и электронные декларации чиновников — все эти нововведения, пусть не так радикально, как хотелось бы, решают важные для общества задачи. В частности, расшатывают сложившуюся за два десятка лет систему управления со всеми её неписаными правилами и «понятиями», значительно увеличивают стоимость коррупции и повышают прозрачность принятия государственных решений на любом уровне власти.

Однако для форсированного наступления граждан на косность бюрократической системы этого мало. Необходимо как минимум ещё три важных шага.

Во-первых — узаконить императивность электронной демократии. Электронные петиции при всей их полезности лишь обращают внимание общества и чиновников на проблемы. Даже если проблему, поднятую петицией, уже нельзя просто проигнорировать, её по-прежнему можно «заболтать» и оставить в том же состоянии, прикрывшись законодательными отговорками. В отличие от петиций, референдумы, в частности, локальные и по местным вопросам, могут заставить власть подчиняться воле граждан.

То есть задача состоит в том, чтобы добиться законодательной возможности для граждан запускать референдумы по народной инициативе через интернет, как это уже работает с петициями. В США, Швейцарии и Германии жители путём референдумов активно вносят и принимют законы, изменяют конституции, ветируют решения органов власти, распускают парламенты, принимают международные соглашения и делают другие интересные вещи.

Во-вторых — сделать возможной массовую электронную идентификацию. Пользователей электронно-цифровых подписей в Украине лишь несколько миллионов человек — при том что только такая форма цифровой идентификации сегодня признаётся юридически значимой. Это обстоятельство не позволяет массово использовать все возможности электронной демократии. Ключевым решением является законодательное расширение сферы применения BankID (банковского профиля) для идентификации граждан, как это в своё время сделали у себя флагманы электронного правительства — Эстония и Финляндия.

Наконец, необходимо повысить цифровую грамотность населения. Сегодня украинцы используют интернет для того, чтобы смотреть фильмы, слушать музыку и читать новости. Однако в мире трансформирующая сила цифровых коммуникаций широко известна и очевидна. Именно она позволяет людям контролировать расходование бюджетных средств и процесс принятия решений. И самое замечательное то, что для бюрократической системы обойти «цифровую демократию» — задача практически невыполнимая. Для этого надо запретить или ограничить интернет. Но в современном мире это равноценно самоубийству.

Топ-5 электронных «перемог» 2014–2017 годов

Электронные петиции

Что сделано: электронные петиции запущены на всех уровнях власти. На сайте президента 900 тыс. пользователей подали или поддержали 30 тыс. петиций.

На что повлияет: требования людей стало гораздо сложнее скрывать и игнорировать.

Бюджеты участия

Что сделано: в 10 городах страны часть бюджета направляется на проекты горожан, которые отбираются по итогам электронного голосования. В Киеве — 62 проекта на сумму 50 млн грн.

На что повлияет: увеличение способности людей решать вопросы развития своих городов, минуя отговорки чиновников.

Порталы открытых данных

Что сделано: запущен единый портал открытых данных data.gov.ua, где сегодня доступно 14 675 наборов данных центральных и местных органов власти. Единый портал публичных финансов spending.gov.ua, в свою очередь, позволил любому желающему скачивать и независимо анализировать финансовую отчётность государственных органов.

На что повлияет: люди получили возможность отслеживать эффективность работы власти путём анализа цифр, выявлять «схемы», растраты и халатность.

Система публичных электронных закупок ProZorro

Что сделано: менее чем за год система сэкономила государству 22 млрд грн и заняла первое место в международном конкурсе систем госзакупок.

На что повлияет: бизнес получил возможность соревноваться за тендеры с монополиями, прозрачность процедуры усложнила реализацию коррупционных схем.

Портал государственных услуг

Что сделано: портал государственных услуг iGov.org.ua благодаря работе сотен волонтёров сделал доступными в онлайн 398 административных услуг.

На что повлияло: отныне граждане могут без очередей и поклонов получать от органов власти положенные сервисы.

В правительстве готовят законопроект «О пенитенциарной системе», который должен улучшить условия труда сотрудников и содержание осужденных в тюрьмах.

Изначально законопроект разрабатывался совместно с Реанимационным пакетом реформ и Консультативной миссией Европейского Союза в Украине. Но первая версия документа не подошла Министерству юстиции.

«Министр Павел Петренко не согласился, например, с тем, как прописали социальные гарантии для персонала пенитенциарных учреждений. Не поддержал, чтобы медицину обеспечивало Министерство здравоохранения (МЗ). Аргументация неоднозначная, но стало понятно, что МЗ не готово отвечать за тюремную медицину из-за недостатка ресурсов», — рассказывает представитель Консультативной миссии ЕС Вадим Човган.

В документе предлагалось также передать функцию реагирования на чрезвычайные ситуации от пенитенциарной службы в специальное подразделение Нацполиции. «Если заключенные не соглашаются с чем-то, то в месте лишения свободы начинается бунт. Тогда в учреждение заводится подразделение спецназначения, которое обыскивает заключенных. При этом известны случаи, когда заключенных брали на испуг с применением силы, чтобы усмирить», — объясняет Вадим Човган. Эксперт указывает, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) уже дважды осуждал Украину за массовые избиения в местах лишения свободы.

Суд вынес решения в делах «Давыдов и другие против Украины», «Карабет и другие против Украины», но власть так и не урегулировала работу подразделения спецназначения. Вадим Човган выступает за то, чтобы у пенитенциарной службы забрали подразделение спецназначения. «Система не должна решать, когда применять силу к неподчинившемуся заключенному. С этим пусть определяется Нацполиция как более независимый орган», — считает он.

Некоторые авторы законопроекта также предлагали ликвидировать оперативные подразделения в учреждениях отбытия наказания, но это не поддержали в Министерстве юстиции. «Пенитенциарные сотрудники находят среди осужденных неформальных информаторов, которые рассказывают, что происходит в учреждении. Они на сегодняшний день узаконены. Закон об оперативно-розыскной деятельности (ОРД) разрешает использовать «неформальных сотрудников». Высказывались различные позиции относительно этого. Некоторые выступали против, так как это якобы советчина и такого нет нигде в мире. Но оперативная работа — нормальная практика в других тюремных системах (так называемая intelligence). Правда, эта работа там отличается и никоим образом не стимулирует тюремную субкультуру, как это происходит у нас. Поэтому нашу функцию тюремной ОРД надо изменять, а не ликвидировать», — говорит Вадим Човган.

После консультаций в пенитенциарном подкомитете Верховной Рады эксперты начали повторно, вместе с представителями Министерства юстиции, нарабатывать законопроект. Выясняли, какие правозащитные новеллы выписаны в документе. В тексте проекта, как и в самой пенитенциарной реформе, декларируется отход от карательной цели в пользу реабилитации заключенных. Ведь наказание по сей день является официальной целью пенитенциарной системы.

Карандаши и животные в тюрьмах

Авторы законопроекта стремятся отменить безосновательные запреты и для этого в ст. 4 прописали, что ограничение прав и свобод осужденных и лиц, взятых под стражу, должны оговариваться законом. Такое ограничение должно преследовать обоснованные с точки зрения международных стандартов цели и быть необходимыми в демократичном обществе в понимании практики ЕСПЧ.

Впервые за историю уголовно-исполнительного законодательства создается так называемая лимитативная клаузула. Она предусматривает, что ограничения должны быть минимальными, а цели — обоснованными. Если для достижения цели можно применить более мягкие меры ограничения прав, то должны применяться именно они. Эксперты считают нецелесообразным запрещать цветные карандаши в местах несвободы. Они настаивают на справедливом балансе индивидуальных и общественных интересов.

«Например, до недавнего времени в тюрьмах нельзя было держать животных. Если жила кошка, которую заключенный кормил, то она была вне закона. Ее забирали, если администрация хотела задеть осужденного», — говорит Вадим Човган.

Эксперт также подчеркивает, что ограничение переписки и прослушивание телефонных звонков должны быть разрешены только в крайнем случае. Он замечает, что Украина из-за таких ограничений проиграла не одно дело в ЕСПЧ.

Одна из важных целей пенитенциарной системы, определенных в законопроекте, — снизить уровень преступности и количество повторных преступлений. Предлагается уважать права человека, создавать условия для социальной реабилитации и интегрировать осужденных в общество. «Это значит, что условия отбытия наказания должны приближаться к условиям жизни на свободе. Чем больше мы человека «зажимаем», тем сложнее ему будет приспособиться на свободе после таких ограничительных условий», — комментирует Вадим Човган.

Предлагается вручать письменные мотивированные решения, если администрация места несвободы ограничивает права осужденного или содержащегося под стражей. «Согласно закону администрация может «просматривать» корреспонденцию без ознакомления с содержанием. Но на практике письма читают. А мы предлагаем, чтобы копия решения о просмотре в каждом конкретном случае вмешательства в корреспонденцию присылалась осужденному. С таким решением у человека будет возможность обжаловать действия администрации», — объясняет Вадим Човган.

Учреждения пенитенциарной системы в своей работе должны учитывать рекомендации Европейского комитета по вопросам предотвращения пыток, практику ЕСПЧ, правила пробации Совета Европы, Европейские тюремные правила и документы, принятые ООН относительно пенитенциарной системы. «Раньше, говоря о правовой базе тюремной системы, вспоминали законы, подзаконные акты и указы президента. О пенитенциарных международных стандартах не вспоминали», — уточняет Вадим Човган.

Медицина

Министерство юстиции Украины не планирует передавать медицинское обеспечение в местах лишения свободы Министерству здравоохранения. Ведомство хочет создать отдельное государственное учреждение. План действий Нацстратегии в сфере прав человека предполагает, чтобы у этого учреждения был отдельный бюджет и независимый персонал, подчиняеющийся только Министерству юстиции, а не начальнику колонии.

Надежда пожизненников

Авторы законопроекта прописали также новый механизм условного освобождения, подобный тому, который действует в скандинавских странах. Он аналогичен механизму, заложенному в зарегистрированном в парламенте законопроекте №6344 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно адаптации порядка применения отдельных институтов уголовного права к европейским стандартам».

Сейчас веским основанием для досрочного освобождения является «исправление» — размытая с юридической точки зрения категория. Вместо этого, согласно проекту, осужденных должны освобождать автоматически после отбытия ими определенного срока, если нет высокого риска совершения ими новых преступлений на свободе.

«Ради объективности этот риск будет оценивать не администрация колонии, а служба пробации. Администрация будет обращаться к службе, если будет считать, что существует высокий риск совершения новых преступлений конкретным осужденным», — объясняет Вадим Човган. Служба будет определять риск по балльной системе. Окончательное решение о досрочном освобождении будет принимать суд.

Кроме того, документ предусматривает специальный механизм досрочного освобождения пожизненников. Предлагается пожизненное лишение свободы заменить определенным сроком. Для этого осужденный должен написать проект реинтеграции в общество и пройти тщательное оценивание рисков.

Как известно, ЕСПЧ в решении по делу «Винтер и другие против Соединенного Королевства» постановил, что содержание человека в месте лишения свободы пожизненно без реалистической перспективы освобождения является истязанием. Вадим Човган объясняет: это решение означает, что для осужденных пожизненно должна быть перспектива освобождения, чтобы они пытались исправиться и интегрироваться в жизнь. В различных странах до момента освобождения пожизненники отбывают наказание 15–25 лет.

«Из-за того, что в Украине нет такого механизма, мы находимся в состоянии постоянного нарушения ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод («запрет истязания»). Это только вопрос времени, когда будет решение Европейского суда относительно украинских пожизненников», — говорит эксперт.

Дома реинтеграции

Сегодня, когда заключенные освобождаются, некоторые из них не знают, куда идти и где жить. Из-за отсутствия жилья и работы бывшие осужденные совершают новые преступления. Иногда умышленно, чтобы вернуться в тюрьму.

«Так как там поселят и накормят. Поэтому авторы документа предлагают создать сеть домов реинтеграции — по одному в каждой области», — рассказывает Вадим Човган.

В этих домах бывшие осужденные сразу после освобождения смогут поселиться, получить питание, помощь с документами и работой.

Открытость для общественности

В первой редакции законопроект предлагал предоставить доступ общественности к следственным изоляторам — почти такой, как к уголовно-исполнительным учреждениям. Его авторы использовали список субъектов, имеющих право посещать СИЗО, что определено в ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса.

Вместе с тем документ устанавливает ограничение во время визитов общественности, чтобы избежать злоупотреблений в следственных изоляторах.

«Конфиденциально общаться с подсудимыми могут запретить в исключительных случаях. Это могут сделать в интересах следствия суд или следователь, осуществляющие уголовное производство. Такое решение может касаться, в частности, глав местной госадминистрации, народных депутатов, депутатов местных рад, членов общественных советов. Но оно не касается уполномоченного Верховной Рады по правам человека и его представителя по вопросам реализации национального превентивного механизма», — объясняет Вадим Човган.

По его словам, такое решение должно быть обоснованным и определять круг людей, которых оно касается. «В решении указывается срок его действия. Он должен быть как можно короче и не может превышать 30 дней. Копия решения выдается человеку под стражей или тем, кому запрещается посещение. Но это не означает, что нельзя контролировать условия содержания подследственных», — добавляет эксперт.

Однако и он, и другие правозащитники жалуются, что во второй редакции законопроекта сузили общественный контроль. «В предложенной редакции уже нет помощников народных депутатов, работающих на общественных началах. У народных депутатов нет времени ездить по тюрьмам. Этим вопросом занимались их помощники. В последней редакции предложена аккредитация журналистов и запрет фото- и видеосъемки объектов «в запрещенной зоне». Его не было в предыдущем варианте законопроекта. Я предлагаю оставить без изменений норму о совместном визите народных депутатов и журналистов без аккредитации и без предупреждения», — заявил правозащитник Харьковской правозащитной группы Андрей Диденко на пенитенциарном подкомитете Верховной Рады 20 июня.

По словам Вадима Човгана, в Министерстве юстиции согласились, что люди с судимостью не смогут мониторить места несвободы. Но вместе с тем останется полный перечень субъектов, имеющих право на общественный контроль. Такое сужение контроля он называет сюрпризом.

Заместитель министра юстиции Денис Чернышев заявляет, что есть вопросы, в которых он не уступит. Он соглашается на визиты помощников депутатов, работающих официально. «Никаких внештатных 50 человек», — заявил член правительства. Чиновник предложил правозащитникам определиться с критериями по СМИ, чьим представителям будет разрешен доступ в тюрьмы. Это, по его словам, может зависеть от тиража издания или охвата аудитории. «Нельзя делать из тюрьмы проходной двор», — сказал заместитель министра.

Кроме того, в законопроекте планируют предусмотреть статью с функциональными обязанностями пенитенциарной инспекции. Менеджер проекта Совета Европы «Поддержка пенитенциарной реформы в Украине» Ольга Сандакова рассматривает эту инспекцию как друга пенитенциарных учреждений. Внутренняя инспекция от Министерства юстиции будет содействовать улучшению качества менеджмента в местах несвободы. Это надо для предотвращения нарушения прав человека и затрат из госбюджета по решениям ЕСПЧ.

Предложено также ввести уголовную ответственность «за сокрытие от осмотра или попытку передачи» заключенным или арестованным запрещенных предметов. Сейчас предлагается штрафовать нарушителей в размере от трехсот до шестисот необлагаемых налогами минимумов доходов, либо до трех лет ограничивать или лишать свободы.

На пенитенциарном подкомитете разгорелась дискуссия вокруг ст. 391-1, которой хотят дополнить Уголовный кодекс. Евгений Нецветаев, заместитель руководителя отдела мониторинга пенитенциарных учреждений в Офисе омбудсмена, подчеркивает, что в статье слишком жесткая санкция. Вместе с тем представитель Государственной уголовно-исполнительной службы Андрей Нечипельский замечает, что уголовная ответственность наступает после того как на нарушителя уже накладывалось административное взыскание за такие же действия. «Если лицо снова совершает нарушение, то что плохого в привлечении его к уголовной ответственности?» — говорит он. Евгений Нецветаев замечает, что запрещенными для передачи предметами может быть все, что угодно, — даже еда не в заводской упаковке. «Если я познакомился с мужчиной из исправительного центра и подарил ему бутылку пива. При этом я не знал, что он отбывает наказание в виде ограничения свободы, то что тогда, — лишать меня свободы на три года?» — возмущается Андрей Диденко.

Глава пенитенциарного подкомитета призвал правозащитников и авторов инициативы прописать норму так, чтобы, с одной стороны, сделать невозможными системные нарушения, а с другой — чтобы санкция статьи соответствовала цели закона.

Права пенитенциарных сотрудников

Авторы документа прописали социально-экономические и профессиональные права пенитенциарных работников. В проекте статьи о целях и задачах будущей пенитенциарной системы появляется новая задача — «надлежащее организационное, материальное и прочее необходимое обеспечение сотрудников пенитенциарной системы».

Увеличивается продолжительность отпусков, предполагается право бесплатного проезда во время рабочих поездок в пределах региона, бесплатное медицинское обслуживание, четко регулируется возмещение платы за аренду жилья в случае, если у сотрудника нет собственного. Такие же социальные гарантии планируют ввести и для службы пробации.

«Многим людям угрожает потеря специальных званий. Для них, например, будет невозможен ранний выход на пенсию. Мы же прописали, что люди, начавшие работать в погонах и потерявшие звание из-за реформы, продолжают работать на тех же условиях. Кому-то до пенсии осталось 2 года, кому-то — 20. А новых сотрудников можно добирать уже на новых условиях пенсионного обеспечения», — рассказывает Вадим Човган.

Кроме того, документ предусматривает создание специального учебного заведения для людей, которые хотели бы работать в пенитенциарной системе.

«Был аргумент, чтобы обучение продолжалось максимум 2–3 года, но имело бы практический уклон. Как показывает иностранный опыт, чтобы быть обычным тюремным сотрудником, совсем не обязательно иметь высшее образование. Но пока что по этому поводу продолжается дискуссия», — говорит эксперт.

Вдохновители реформы хотят также обновить штат пенитенциарных работников, привлечь представителей других профессий.

Окончательный текст законопроекта в правительстве планируют наработать осенью.