Статьи
Департамент капітального будівництва Харківської облдержадіміністрації 12 жовтня за результатами тендеру уклав угоду з ТОВ «Центр Енергобуд» на будівництво свердловини на підземному водозаборі в місті Люботин вартістю 1,83 млн. грн.Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
Роботи мають бути виконані протягом 2015-2016 років.
Планується буріння свердловини, її цементація та герметизація, будівництво підземної насосної станції, монтаж та підключення насосу, монтаж електросилового обладнання, тощо.
ТОВ «Центр Енергобуд» належить Андрію Ткаченко. В літку 2014 року він став членом Національної комісії, що здійснює державне регулювання у сферах енергетики та комунальних послуг (НКРЕКП). ЗМІ стверджують, що до комісії він потрапив по квоті голови Адміністрації президента Бориса Ложкіна. За цією квотою до НКРЕКП потрапили також Андрій Герус, Юлія Ковалів та Валерій Тарасюк. З цього переліку в комісії на сьогоднішній день залишився лише Тарасюк, решту витіснили ставленики Костянтина Григоришина.
Зараз ТОВ «Центр Енергобуд» фігурує у кримінальному провадженні, відкритому за фактами розтрати бюджетних коштів у великих розмірах керівництвом департаменту капітального будівництва Харківської ОДА.
Єдиним конкурентом ТОВ «Центр Енергобуд» на торгах було ТОВ «Компанія з водозабезпечення «Бурвод» Тимура Супруна, яке запропонувало виконати роботи на 47 тис грн. дорожче.
Харківську ОДА з лютого 2015 року очолює Ігор Райнін. До того він працював в Адміністрації президента, а по призначенні губернатором також став радником Бориса Ложкіна по регіональній політиці.
- Информация о материале
Похоже, главе парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нине Южаниной удалось одержать верх над главой Минфина Наталией Яресько. В вопросе налоговой реформы поддержку президента получил проект, поданный Южаниной. А это значит, что именно он имеет все шансы пройти зал заседаний Верховной Рады. В случае, если парламент примет этот документ, министр финансов грозится подать в отставку. Понять Наталию Яресько можно. Проект парламентского комитета предлагает множество новаций, которые могут существенно уменьшить доходную часть бюджета. При этом отвечать и перед кредиторами, которым Украина обещала не увеличивать дефицит бюджета, и перед украинцами, которым может не хватить денег в казне, будет Минфин в частности и Кабмин в целом. Очередные призывы «затянуть пояса» вряд ли найдут отклик у наших сограждан.
Авторы проекта заявляют амбициозные цели. Базовую ставку НДС собираются снизить с нынешних 20% до 15%, а налога на прибыль предприятий - с 18% до 15%. Народные депутаты ссылаются на международный опыт: аналогичные ставки налога на прибыль действуют в Литве, Латвии, Румынии и Болгарии. И экономики этих стран успешно растут. Приятным сюрпризом для налогоплательщиков может стать норма об отмене авансовых платежей по налогу на прибыль. Переплаты, накопленные на начало 2016 года, депутаты предлагают вычитать из суммы налога на прибыль предприятий в будущих периодах.
Эксперты считают такой план нереалистичным. «Причина банальна - расходы бюджета. Они слишком высоки и альтернативных путей его наполнения нет - ни приватизация, ни повышение акцизов, ни доходы от легализации игорного бизнеса не будут достаточными. О снижении ставок налоговможет идти речь только тогда, когда уменьшатся расходы, а это должно произойти не ранее 2017 года - когда закончатся процессы трансформации НАК «Нафтогаз Украины» и будут снижены расходы госбюджета на компенсации населению в виде субсидий (план на 2016 год - 40 млрд), а также уменьшатся расходы на госпредприятия и на содержание чиновников», - полагает заместитель ОО «Публичный аудит» Андрей Вигиринский.
Одна из серьезных новаций проекта - введение системы электронного администрирования реализации топлива. Продажа топлива на внутреннем рынке станет невозможной без электронных акцизных накладных. Они будут обеспечивать сквозной контроль над движением нефтепродуктов и тем самым помогут избавить рынок от контрабанды и фальсификата.
Базовую ставку на доходы физических лиц депутаты предлагают снизить до 10% (против ныне действующих 15% и 20%), при этом налог на дивиденды останется на уровне 5% при условии, что доход выплачивается плательщиками распределенной прибыли. В остальных случаях она составит 20%. Практически вдвое будет снижен и ЕСВ - до 20% (сейчас действует более 70 ставок - от 33,2% до 49,7%). При этом максимальную величину базы начисления ЕСВ (17 прожиточных минимумов) документ предлагает ликвидировать. Такой шаг должен привести к уменьшению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и создать стимул для легализации заработных плат (по разным оценкам сейчас объем теневых зарплат составляет порядка 200-250 млрд.грн.). Но практический результат может быть двояким. «Отмена налоговой социальной льготы позволит взымать налог на доходы физических лиц, по крайней мере, с той части заработной платы, которая декларируется официально. Это частично компенсирует потери доходов бюджета. С другой стороны, этот шаг приведет к увеличению налоговых обязательств физлиц, которые получают только легальные доходы. Для тех граждан, заработная плата которых на самом деле близка к минимальной, дополнительные отчисления в размере около 120 грн. могут оказаться вполне ощутимыми», - допускает Оксана Олехова, старший менеджер отдела налогового и юридического консультирования КПМГ в Украине.
Серьезные метаморфозы ожидают и «единщиков». Предпринимателей будут делить на три группы. В первую войдут лица, которые занимаются розничной торговлей, традиционными народными промыслами (перечень установит местный совет), предоставлением бытовых услуг. При этом оборот не должен превышать 250 размеров минимальной зарплаты (в 2015 г. - 344,5 тыс грн). Им можно будет не регистрироваться предпринимателями - достаточно подать заявление в местные органы власти. Размер налога для этой группы составит 10% минимальных зарплат в месяц (в 2015 году - 121,8 грн. в месяц). Вторую группу сформируют физлица, которые занимаются независимой профдеятельностью с доходом до 4 тыс. минимальных зарплат в год. Ставка НДФЛ для них составит 10% (сейчас 15%). Им также предоставят возможность упрощенного учета, право на амортизацию и перенесение убытков до полного их погашения. Остальные войдут в третью группу и будут платить стандартный налог на прибыль в размере 10%.
По-новому депутаты предлагают подойти и к транспортному налогу. Его ставка останется прежней - 25 тыс. грн. в год. Но объектом налогообложения предлагают сделать автомобили стоимостью более 1 млн. грн. и не старше 5 лет (сегодня - автомобили с объемом двигателя более 3 л и не старше 5 лет). Кто и по какому порядку будет устанавливать среднерыночную стоимость автомобилей - парламентарии не уточняют. Но очевидно, что уменьшить ее будет несложно. Даже сейчас эта сумма занижается при оформлении купли-продажи автомобилей. За счет этого участники сделки серьезно экономят на налогах.
Налоговая больше не нужна
Законопроект предусматривает серьезное сокращение полномочий Государственной фискальной службы (ГФС). У налоговых инспекций предлагают забрать функции контроля и оставить им только сервисную составляющую (помощь в уплате налогов, составлении отчетности, представление интересов плательщика в суде и налоговых органах). Таким образом ГФС может потерять право любой законодательной и нормативной инициативы, полномочия обобщать практику применения налогового законодательства, анализировать и осуществлять управление рисками для определения объемов налогового и таможенного контроля. Также предполагается «демилитаризация» налогового контроля - ликвидация налоговой милиции и создание нового правоохранительного органа (Службы финансовых расследований) в составе Минфина. К слову, после всех реформ именно ведомство Наталии Яресько должно стать монопольным центром принятия решений в сфере бюджетно-фискальной политики. Что касается фискалов, они будут действовать исключительно по правилам и процедурам, разработанным Минфином.
- Информация о материале
На сегодняшний день украинский бюджет зависит от экспортного НДС, а тот, в свою очередь, — от конъюнктуры сырьевых рынков, ситуация на которых год от года все хуже. Дешевеет металл, дешевеет зерно. Девальвация пока помогает держаться на плаву, обеспечивая выполнение и даже перевыполнение бюджетных показателей. Но дорогой ценой — провоцируя инфляцию, вытаскивая последнее из карманов обычных людей.
Именно на смену экономического курса должны быть нацелены, в конечном счете, реформы правительства. Если мы не откажемся от нынешней практики губительного поиска точек роста среди бесперспективных секторов экономики, поддержки производителей и прочих перегибов и перекосов постплановой экономики, то лишь усугубим нашу зависимость не только от стоимости сырья на рынке, но и от олигархата, продающего это сырье.
Эффективным способом перехода от сырьевого экспорта к экспорту товаров с добавленной стоимостью является развитие малого и среднего бизнеса. О поддержке МСБ говорят регулярно и повсеместно, но именно о поддержке, упуская из виду, что государство, прежде всего, заинтересовано не в удержании МСБ на плаву, а в их развитии. Чтобы предприниматель не застывал в зачаточном состоянии «единщика», а развивался и переходил на новые уровни.
К сожалению, для украинских политиков вопрос МСБ давно перестал быть экономическим и перешел в сферу политических манипуляций. На словах все хотят поддерживать и развивать малый бизнес — ведь это активный электорат, который пойдет и проголосует. Но никто не говорит, как именно это можно сделать. Декларируя желание развивать частное предпринимательство, государство создало все условия для того, чтобы этого не происходило.
Очень сложно иметь оборот, позволяющий отказаться от единого налога и перейти на общую систему. Как и отказаться от наемных физлиц-предпринимателей, начав платить 56% налогов с зарплаты каждого работника. Непросто искать рынки сбыта и расширять производство, если кредитование в стране фактически остановлено. Глава НБУ считает, что нуждающиеся сейчас в кредитных средствах бизнесы мертвы, и, выдавая им кредиты, банки будут множить свои токсичные активы. Но может ли экономика ждать, пока окрепнет финансовая система, и банки снова начнут кредитовать и под какой процент? А главное, какова будет доля инсайдерских кредитов, когда очистка банковского сектора закончится, и пристальный надзор НБУ ослабнет? Есть ли у нас гарантии, что, выйдя из кризисной ситуации, банковский сектор не вернется снова к своему привычному способу функционирования, поддерживая штаны своих же собственников и их многочисленных партнеров?
Пройти проложенным курсом
В 50-х годах прошлого столетия ВВП Польши практически был идентичен ВВП Испании. Уже в 90-х польский уровень ВВП был втрое меньше испанского, «благодаря» плановой социалистической экономике. Тогда Польша была одной из наибеднейших стран региона, средний доход на одного гражданина был меньше, чем в Украине. И, в отличие от Польши, наша страна имела тогда развитую и мощную промышленность, плодородные черноземы, крепкие экономические связи с соседними странами, а значит, больший потенциал и возможности. В итоге все эти плюсы сыграли против Украины, загнав ее в тупик, из которого срочно нужно искать выход. Не имея всех этих благ, еще в 90-е Польша осознала, что должна развивать малый и средний бизнес, производить товары с добавленной стоимостью, экспортировать услуги, а не сырье.
Конечно, в стране есть аграрные регионы, но на сегодняшний день именно они являются самыми бедными и дотируемыми правительством. Да, в Польше есть полезные ископаемые, в частности уголь. Но его добыча уже давно нерентабельна, и правительство в полный голос говорит о том, что нынешнее поддержание добывающей отрасли на плаву — это своеобразная социальная помощь 100 тыс. польских шахтеров и их семьям, не более.
Но если обратить внимание на структуру польского экспорта, станет понятно, почему за последние 25 лет ВВП на душу населения втрое превысил украинский. Основными факторами экономического роста в Польше были рост производительности во многом благодаря переходу капитала и трудовых ресурсов из государственного сектора в частный. А главное, ставка была сделана на развитие не сельского хозяйства и промышленности, а сферы услуг.
«Падение экономических показателей было лишь в 1990–1991 гг., далее наблюдался только рост, даже в 2008-м, тогда Польша стала единственным государством ЕС, продолжившим положительную динамику в период мирового кризиса. В 90-х свыше четверти трудоспособного населения работало в сельском хозяйстве, в сфере услуг — порядка 35%. В 2014-м ситуация изменилась принципиально — лишь 3% сотрудников заняты в сельхозпроизводстве, а в сфере услуг — свыше 64%. Количество занятых в промышленности не изменилось принципиально, но выросла производительность труда в секторе, благодаря притоку капитала и изменению управленческих подходов», — рассказал ZN.UA Рафал Тшечяковски, экономист Форума гражданского развития Польши.
С начала 90-х процент товаров с добавленной стоимостью в структуре экспорта вырос с 35 до 60%. При этом половина польских экспортеров — это компании с иностранным капиталом. Но началась трансформация польской экономики отнюдь не с западных «денежных мешков», внезапно захотевших инвестировать средства в прозябающее государство. Началась она с развития малого и среднего бизнеса, удельный вес которого в ВВП страны на сегодняшний день превышает 50%.
Большое в малом
«По нашим оценкам, развитие малого и среднего предпринимательства — очень важный фактор становления польской экономики. Украина должна использовать этот опыт. Именно благодаря той роли, которую начал играть малый и средний бизнес, экономика начала развиваться. Более того, развитие мелкого бизнеса не только важный экономический стимул, но и социальный. Именно он в итоге спровоцировал социальные, ментальные перемены в польском обществе, помог создать средний класс, позволил людям действительно почувствовать себя хозяевами на своей земле, ощутить независимость, автономность от власти, крупного бизнеса, олигархов. Не только обрести новые возможности для деятельности, но и ощутить ответственность за принятие решений. Развитие мелкого предпринимательства — это развитие общества. К сожалению, сейчас мы не видим ни желания со стороны украинского правительства развивать это направление бизнеса, ни осознания необходимости такого развития. Происходят какие-то мелкие, незначительные перемены, сокращаются разрешительные процедуры, отменяются некоторые лицензии, но, по-моему, этого недостаточно» — считает Рафал Садовски, эксперт Центра восточных исследований Польши.
В Польше, да и во всей Западной Европе основным двигателем экономики является именно малый и средний бизнес. Именно он обеспечивает рост ВВП, создает большую часть рабочих мест. Количество МСБ в Украине не ниже, чем в европейских странах, вот только в качество это количество не переходит. Если в странах ЕС малые и средние предприятия генерируют порядка 60% ВВП, то в Украине — лишь 10%. Только 5% украинского МСБ — собственно растущий бизнес, обладающий потенциалом. Большая же часть малого бизнеса имеет весьма отдаленное отношение к предпринимательской деятельности. Примерно 40% — это просто наемные сотрудники компаний, принятые на работу как ЧП-шники ради вполне законной оптимизации налогов. И неудивительно, в рейтинге Doing Business Украина на пятом месте в мире по уровню налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, и упрекать бизнес в том, что он использует легальную возможность для снижения этой нагрузки, сложно.
Свыше 50% МСБ — это так называемый бизнес для жизни и фрилансеры. Когда полгода назад встал вопрос об обязательном введении РРО для «единщиков», моментально натолкнувшийся на массовые протесты бизнеса, стало очевидно, что в Украине работает огромная прослойка предпринимателей, для которых 6 тыс. грн, необходимых на покупку кассового аппарата, — значительные траты. Эксперты все как один задавались вопросами: что же это за бизнес? Нужен ли он? Действительно, существование бедных бизнесменов — украинский феномен. Эти люди, не найдя работы и не надеясь на помощь центров занятости, занимающихся, чем угодно, кроме своих прямых обязанностей, нашли и заняли нишу, позволяющую им не скатиться за черту. Но прибыли их далеки от общего представления о заработках бизнесменов. Перспектив для развития такого бизнеса в нынешних реалиях нет. Но есть потенциал, не использовать который — преступление.
Бег на месте
Исследования говорят о том, что экономический эффект от работы малых предприятий возможен лишь при условии их роста, при выходе компаний на новые витки развития, динамичном переходе от стартапа к среднему предприятию и от среднего — к крупному. В украинских реалиях это происходит крайне редко. И это очень опасная тенденция, так как экономический эффект от работы малых предприятий как таковых относительно невысок: в большинстве своем они не создают достаточного количества новых рабочих мест, не развивают технологии, не стимулируют экономические изменения. И пока мы создаем условия только для беспрепятственного создания малого предприятия, без условий для его роста, то лишь увеличиваем нагрузку на экономику, ничего не получая взамен.
Поддержка МСБ со стороны государства ограничена. Система упрощенного налогообложения, призванная помогать малым, по сути, не дает им развиваться. Когда компания вырастает за рамки этой системы, она искусственно «сворачивается», делая все возможное для того, чтобы оставить себе предусмотренные государством льготы. В таких условиях привилегии, щедро обещаемые властями, несут существенные экономические риски — поддержка малого бизнеса ради сохранения его статуса становится вредоносной.
Прошедший в прошлом месяце Всеукраинский съезд малого и среднего бизнеса в очередной раз подтвердил, что концепции развития МСБ в Украине нет, да и сами предприниматели не понимают, что же им нужно для роста, кроме единого налога и продления моратория на проверки.
Правительство, в свою очередь, считает поддержкой осваивание средств иностранных доноров, например, создание 15 региональных центров поддержки МСБ стоимостью 55 млн евро, разработку системы грантовой поддержки малого бизнеса на период до 2020 г. и внедрение программы обучения предпринимателей в ЕС. По большому счету, каждая их этих мер даже в случае реализации эффективной не будет по одной простой причине — факторы, которые сейчас не дают бизнесу развиваться, останутся. А именно: давление со стороны налоговой, сложности налогового администрирования, неэффективная система сертификации, отсутствие защиты инвестиций, коррупция на всех уровнях, недоразвитая инфраструктура, недоступность «классического» кредитования и отсутствие альтернатив, таких, как стартовое финансирование. А гранты с высокой вероятностью получат «свои» фирмы. «Свои» же люди съездят на обучающие тренинги.
Абсолютную безграмотность проявляет и Минфин, который постоянно пытается перекроить группы плательщиков единого налога, стремясь сократить количество тех, кто использует «упрощенку» для налоговой оптимизации. Это вместо того, чтобы снизить налоговую нагрузку и сделать экономию на «зарплатных» налогах с помощью ЧП-шников невыгодной и непривлекательной. Как это вообще вписывается в те самые принципы справедливости и равенства, о которых замминистра Макеева говорит на каждом углу? Где же тут равенство, если в стране долгие годы существуют две принципиально отличающиеся системы налогообложения доходов физлиц и обе легальны? Где же тут справедливость, если, пытаясь этот перекос устранить, правительство не снижет налоговое давление ради выхода из «тени» крупного и среднего бизнеса, а начинает трепать еле живой мелкий бизнес?
И вот уже карманные эксперты Минфина начинают писать статьи, «научно» доказывающие, что снижение налоговой нагрузки станет преступлением, образует дыру в бюджете, приведет к рецессии. А сейчас мы, значит, процветаем.
В итоге ожидания экспертной среды от реформы, представление которой Минфин в очередной раз перенес теперь уже на ноябрь, невысоки. И шансов, что долгожданное снижение «зарплатных» налогов таки произойдет в нужном объеме, все меньше. Как и надежд на то, что проблемам МСБ будет вообще уделено внимание (ну, кроме очередной перетасовки групп). К сожалению, в налоговой сфере происходит именно то, о чем многие догадывались с самого начала, — создатели реформы привыкли ориентироваться исключительно на крупных налогоплательщиков, под них и реформу делают. Не понимая, что существующую модель нужно менять и другого шанса для перемен уже может не быть, они уделяют МСБ минимум внимания, воспринимая его скорее как обузу, а не потенциального драйвера экономики.
А ведь в СМИ уже просочились и более коварные планы Минфина — ликвидировать «упрощенку» как таковую, повысив налоговую нагрузку вдвое в 2017 г. и еще в 1,5 раза — в 2018-м. Таким образом, без ведения учета затрат налоговая нагрузка достигнет 12–24% с оборота. При этом Минфин предлагает вариант, предусматривающий контроль затрат, аналогичный системе учета прибыли, которая действует на общей системе.
Если эти планы будут реализованы, оптимизировать налоги с помощью упрощенцев будет действительно невозможно, налоговую нагрузку на фонд оплаты труда можно не снижать, «упрощенка» исчезнет, став абсолютно невыгодной. А вместе с ней исчезнет и тот самый «бизнес для жизни», благодаря которому уровень безработицы в Украине, несмотря ни на что, держится на весьма приличном уровне, а система соцобеспечения не взорвалась, выплачивая каждому второму субсидии и пособия.
* * *
Когда Польша начинала радикальные реформы, у правительства была цель — догнать ВВП Германии. До сих пор местные экономисты используют этот показатель как ориентир, вот, мол, при дальнейших реформах мы догоним Германию в начале 40-х, а без реформ — в конце. Германию, четвертую экономику мира.
А кого пытается догнать Украина? Какие у нее цели и ориентиры? Оставаться сырьевым придатком Европы, терзаемым местными олигархами? Оставаться страной, одна половина экономики которой находится в «тени», а вторая ищет способы в эту «тень» уйти? Оставаться страной с высокой налоговой нагрузкой и совершенно неэффективными бюджетными тратами? Оставаться бедной страной с высокими социальными стандартами? То, что нам подсовывают под видом реформ, не более чем фикция, мы не пытаемся изменить курс, мы не отклонились от него ни на градус. И сколько Лафферов ни назначь в советники Минфина, а правительственный вариант реформы все равно непозволительно консервативен. И сколько Миклошей ни приглашай к обсуждению, а масштабного макроэкономического взгляда на развитие украинской экономики у власти все равно нет. Нет понимания ключевых проблем, осознания масштабности необходимых изменений и необходимости хотя бы на шаг отдалиться от убогой квазирыночной модели развития.
- Информация о материале
Департамент інфраструктури Харківської міськради 5 жовтня уклав шість угод з КП «Міськелектротранссервіс» щодо капітального ремонту трамвайних колій та контактних мереж загальною вартістю 37,45 млн грн.Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
В 2015-2016 роках будуть замінені трамвайні колії, покладені залізобетонні шпали й зроблена підсипка щебеня. Крім того, буде реконструйована контактна мережа трамваю довжиною 5,61 км (в обох напрямках). А саме, буде проведено заміну опор контактної мережі трамвая, кронштейнів, контактного проводу, а також монтаж та встановлення секційних ізоляторів, спецчастин, повітряних ліній живлення та інше.
Єдиним конкурентом комунальників під час торгів було ТОВ «ВП «Інсайт». Засновником фірми є харків’янин Сергій Савченко, а директором і кінцевим бенефіціаром – Євген Курбатов.
| Об’єкт | Довжина, м | Ціна, млн. грн. |
| Капітальний ремонт трамвайної колії по просп. Тракторобудівників від будинку №86/137 до будинку №100 | 650 | 3,67 |
| Капітальний ремонт трамвайної колії по вул. Жовтневої Революції від будинку № 45 та по вул. Конєва до будинку № 8 по вул. Краснодонській | 385 | 4,01 |
| Капітальний ремонт трамвайної колії по просп. Тракторобудівників від вул. Блюхера до будинку №130 | 650 | 4,56 |
| Капітальний ремонт трамвайної колії по вул. Шевченко від вул. Луганської до в’їзду Вологодського 2-го | 925 | 6,52 |
| Реконструкція контактної мережі трамваю по просп. Перемоги від вул. Клочківській до кінцевої станції трамваїв «Проспект Перемоги» з облаштуванням зовнішнього освітлення | 5 600 | 13,10 |
| Капітальний ремонт трамвайної колії по вул. Конєва від будинку № 8 по вул. Краснодонській до будинку № 21 | 5 036 | 5,58 |
- Информация о материале
Донецкая и Луганская обл. – 10 баллов
В Донецкой и Луганской обл. сохраняется напряженная ситуация c некоторой тенденцией к улучшению. И хотя российско-террористические войска продолжают вооруженные провокации в зоне АТО, тем не менее, ряд признаков свидетельствует о настроенности Москвы на «политический формат» решения проблемы Донбасса. В данном случае мы не комментируем соответствие планов Кремля и руководства «ЛДНР» интересам Украины, лишь констатируем, что «военная составляющая» отходит на второй план (а значит, есть предпосылки к снижению уровня непосредственной террористической угрозы в регионе).
В частности, по данным группы ИС, рабочие группы московских «кураторов» террористических организаций «ДНР» и «ЛНР» начали отработку сценарного плана по проведению выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, которые, якобы, будут основываться на положениях законодательных актов Украины, а также на предложениях координатора «контактной трехсторонней группы по политическим вопросам» П.Мореля. В частности, на временно оккупированных территориях Донбасса Москвой предлагается проводить выборы по мажоритарной системе (без участия политических партий), а право быть избранными получат лица, которые проживают в пределах соответствующей общины не менее одного года (последний год, предшествующий проведению выборов). В состав территориальной избирательной комиссии, по согласованию с ее руководством, предлагается включать члена ЦИК Украины, а для аккредитации СМИ создать совместный пресс-центр, в который войдут украинские журналисты и представители временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей.
В контролируемых Украиной районах Донбасса отмечается дальнейший рост напряженности в контексте предвыборной кампании. В Краматорске в общественных местах фиксируется появление надписей сепаратитского содержания. Одновременно т.н. «оппозиционными» силами применяются нецивилизованные методы предвыборной борьбы – например, в ночь на 14 октября неизвестные испортили краской билборды (всего повреждено 26 билбордов) кандидата в мэры Краматорска М.Ефимова (народный депутат от БПП). Ранее неизвестными были повреждены детские площадки, готовые к открытию в рамках предвыборной кампании. В предвыборной борьбе «Оппозиционный блок» нагнетает ситуацию провокационными заявлениями – так, штаб Краматорской организации партии «Оппозиционный блок» (в частности, И.Ольхова и И.Полупан) заявил о том, что в ходе выборов «власть готовит массовые фальсификации», и сами выборы в городе якобы оказались «под угрозой срыва». Подобные действия способствуют дестабилизации обстановки. Характерно, что от «Оппозиционного блока» в горсовет баллотируется более 30 представителей «Новокраматорского машиностроительного завода» (владелец – Г.Скударь, имевший связи с В.Януковичем, способствовал проведению «референдума ДНР» весной 2014 г и активно поддерживал боевиков, после освобождения Краматорска от террористов силами АТО скрылся в России).
Также представители «Оппозиционного блока» в регионе открыто используют сепаратистские лозунги и призывы. Так, в г.Славянск кандидат в мэры от «Оппозиционного блока» В.Лях использует в своей предвыборной агитации слоган «Любить Славянск, как Неля» (ассоциация – исключительно с Н.Штепой, экс-мэром Славянска, привлечена к уголовной ответственности за сотрудничество с террористами). Подобная риторика т.н. «оппозиционеров» способствует разжиганию сепаратистских настроений и требует оценки со стороны правоохранительных органов.
Требуют правовой оценки и действия «Оппозиционного блока» в Мариуполе, где агитационные мероприятия «ОБ» с раздачей «подарков» проходят непосредственно перед началом заседаний ТИК (мариупольский теризбирком заседает в здании ДК «Металлургов», принадлежащем «Метинвесту» Р.Ахметова), что оставляет открытым вопрос возможности давления на членов ТИК. Зафиксированы случаи раздач известным жителям города и ветеранам почетных нагрудных знаков («Почетному труженику Приазовья») от имени кандидатов от «Оппозиционного блока». В избиркомах фиксируется давление на представителей иных партий, также под давлением «Оппозиционного блока» другим партиям не были представлены протоколы и документы по результатам жеребьевки избирательных квот.
Подобные случаи способствуют дестабилизации ситуации в регионе и требуют реакции «силовиков».
Одесская обл. – 8 баллов
Высокой остается угроза дестабилизации обстановки, обостряющаяся в контексте приближения местных выборов.
Возрастает напряженность и в политическом поле. Учитывая тот факт, что избирательная кампания выходит на финишную прямую, в Одессе и регионе заметно возросло количество проплаченных митингов различных политических партий. Как и предполагала группа “ИС”, в качестве информационных поводов т.н. «оппозицией» используются, прежде всего, социально-экономические проблемы Украины и война на востоке страны. В качестве информационного воздействия на электоральное поле, данные участники политического процесса местных выборов используют технологии пиар-кампаний парламентских выборов. Что говорит о желании так называемой «оппозиции» не только обыграть предвыборные технологии, но и явно демонстрирует их желание осуществить политический реванш – пока на местном, а затем на национальном уровне. При этом, что характерно, «мирные» лозунги «Оппозиционного блока», критика украинской власти, тезисы о необходимости досрочных выборов в Верховную Раду и т.д. фактически дублируют месседжи, навязываемые российскими СМИ.
В районах Одесской области со стороны представителей партии «Оппозиционный блок» фиксируется предвыборная деятельность в духе «Партии регионов» - прямой подкуп избирателей и давление на политических конкурентов. Показательным является случай в Ананьевском районе Одесской области, где заведующая Долинской центральной библиотеки, являющаяся кандидатом от одной из политических сил, получила ультиматум о том, что будет уволена, если не снимет свою кандидатуру. «Автор» ультиматума - председатель Ананьевского районного совета Н.Балан, возглавляющий районный «ОБ» (предупреждение прошло по линии отдела культуры Ананьевской районной государственной администрации).
Ощутимое влияние на ход общественно-политических процессов в городе оказывает мэрская гонка. Или то, что зачастую пытаются демонстрировать (имитировать) основные игроки борьбы за кресло Одесского городского головы. В ближайшие дни одесситов ожидают вал результатов социологических исследований, с явным заказным характером, усиление провокаций, в том числе и с возможным применением наиболее грязных методов (то есть, силовых).
Позитивное влияние на ситуацию в регионе оказывает усиление деятельности СБУ (направленной на соблюдение законности в ходе выборов), создание специальных штабов МВД для предотвращения любых негативных для одесситов сценариев в ходе избирательной кампании и непосредственно в день голосования. Также среди рисков, связанных с проведением выборов, следует отметить низкую готовность участковых избирательных комиссий, что может быть использовано в процессе подсчета голосов и утверждения итогов выборов.
Харьковская обл. – 8 баллов
Основные риски в Харьковской области связаны с предстоящими 25 октября местными выборами. Министерство внутренних дел назвало Харьковщину одним из 4 регионов за пределами зоны АТО (Харьковская-Одесская-Днепропетровская-Закарпатская обл.), где накануне или в день голосования возможны провокации. Оценки группы ИС, мониторящей ситуацию в трех из данных областей, совпадают по Харьковской обл. (как и по Одесской обл.).
В то же время, вследствие эффективной работы спецслужб, правоохранителей и местных властей, на уходящей неделе ситуация в Харьковской области была достаточно спокойной. Наиболее резонансным событием стало проведение в День защитника Украины Марша Героев при участии патриотических организаций. Многотысячная акция прошла без эксцессов. Участники марша прекрасно исполнили известную песню харьковских фанатов, многие из которых отправились добровольцами на фронт. В общем, российские пропагандисты не дождались погромов или других провокаций и были вынуждены обсуждать файеры и эмблему полка «Азов» из свечей.
Главным политическим сюжетом остается эпопея с регистрацией «Оппозиционного блока» на выборах в Харьковский облсовет. Череда взаимоисключающих решений областной ТИК и ЦИК завела ситуацию практически в тупик. Согласно последнего решения ЦИК, «ОБ» имеет право баллотироваться. Однако на утро 16 октября это не стало фактом. С каждым днем промедления физически обеспечить участие «ОБ» в выборах становится всё сложнее, поскольку надо будет снова проводить жеребьевку и печатать бюллетени. Это дает повод для опасений, что выборы могут быть сорваны, либо их результаты будут дискредитированы, что может повлечь за собой определенную протестную активность антиукраинских сил.
Среди заметных акций – очередной демарш активистов «Громадянськой варты», которые проникли на территорию КП «Центр обращения с животными». В СМИ неоднократно появлялась информация, что через это КП осуществляется вымывание средств городского бюджета командой Геннадия Кернеса. Нынешний «визит» активистов каких-либо серьезных последствий не вызвал.
На территории области резонансное событие случилось в Купянске, где медики на 4 часа перекрыли дорогу Чугуев-Меловое в знак протеста против невыплаты зарплаты, которую они не видели уже 5 месяцев. Напомним, что Харьковская область находится на 3 месте после Донецкой и Луганской по объему долгов по зарплатам. Так что эта тема также потенциально является опасной.
Одновременно возникают «точки напряжения» в соседних с Харьковщиной регионах, которые до последнего времени считались относительно безопасными в плане террористической/сепаратистской угрозы, и ситуация в которых не мониторится в рамках проекта «Светофор». Так, по данным группы ИС, в Сумской области представители «околоцерковной» структуры УПЦ МП - ОО «Сумской Спасо-Преображенский отдельный казацкий полк» (руководитель - атаман А.Борисенко) пытаются распространять среди местной молодежи пророссийскую монархическую идеологию. В частности, руководство структуры планирует провести «обряд посвящения» членов структуры из числа жителей г.Сумы (прежде всего из числа учащихся местных общеобразовательных школ). Мероприятие предполагается провести в Сумском Спасо-Преображенском кафедральном соборе УПЦ МП. Учитывая несовершеннолетний возраст кандидатов и возможность уклонения их от уголовной и административной ответственности за распространение сепаратистских настроений, лидеры общественной организации решили выдать им в качестве «символа» членства в структуре (вместо членских удостоверений) кокарды к казацким головных уборов образца времен царской России.
Днепропетровская обл. – 3 балла
Оправдывается предыдущий прогноз группы ИС относительно возможной актуализации в регионе угрозы «экспорта терроризма» из зоны АТО, которую на данном этапе украинские спецслужбы и правоохранители нейтрализируют, в целом контролируя ситуацию.
В частности, СБУ совместно с сотрудниками МВД задержали местного жителя - агента «спецслужб» террористической организации «ДНР» (бывший военнослужащий ГРУ ГШ ВС РФ). Террорист был задержан при попытке заложить взрывчатку в одном из общественных мест Днепропетровска. В ходе спецоперации у террориста изъято 11 килограммов пластида с электродетонаторами к нему и две боевые гранаты РГД-5 и Ф-1.
Также СБУ задержала еще одного террориста «ДНР», который пытался организовать диверсионную группу в регионе. 35-летний местный житель летом 2015 прошел специальную подготовку в тренировочном лагере боевиков на территории аннексированного Крыма и принимал активное участие в деятельности террористической организации. По заданию своих кураторов он пытался сформировать «партизанский отряд» для совершения диверсий и террористических актов, а также передавал боевикам информацию о дислокации и перемещения украинских подразделений, вел активную антиукраинскую агитацию. У террориста были изъяты две боевые гранаты Ф-1 и РГД-5, которые он пытался применить против членов оперативно-следственной группы. По результатам обыска его квартиры правоохранители изъяли еще две гранаты РГД-5 с запалами, средства общения и символику так называемой «новороссии».
В ближайшей перспективе возможен рост количества боевиков «ЛДНР», которые будут покидать зону АТО на фоне деэскалации конфликта на Донбассе через Днепропетровскую область (речь идет как о жителях региона, так и боевиках из числа жителей других областей). Данная тенденция будет способствовать росту напряженности в регионе.
По-прежнему отмечается активность в соцсетях «региональных» антиукраинских групп, ведущих антигосударственную пророссийскую пропаганду и провоцирующих граждан на протестные действия.
В политическом поле антиукраинские силы разыгрывают карту «реваншизма» и сепаратизма на фоне предвыборной кампании. Так, в Днепропетровске появились листовки с изображением беглого экс-президента Украины Виктора Януковича, в которых последний агитирует избирателей поддержать партию «Оппозиционный блок» на местных выборах, а мэром Днепропетровска рекомендует выбрать Александра Вилкула. «Я делаю все возможное, чтобы поскорей вернуться к своему народу, чтобы мы снова с вами строили счастливую и богатую Украину», — говорится в листовке от имени Януковича.
В другой распространяемой листовке от имени «Оппозиционного блока» авторы агитматериала обещают превратить Днепропетровщину «в новый Донбасс». В листовке отмечается, что программа Оппозиционного блока «Новая индустриализация» позволит создать в области «рабочие места, развивать города и районы». «Мы превратим Днепропетровщину в новый Донбасс – мощнейший и независимый промышленный центр! Сегодня Донбасс парализован, но нам нельзя останавливаться – мы должны создать новый индустриальный центр страны в Днепропетровске», – сказано в агитации. «Оппозиционный блок» официально отрицает свою причастность к данной агитации.
Подобные «предвыборные» ходы способствуют дестабилизации ситуации в регионе.
Запорожская обл. – 3 балла
Уровень угрозы сохраняется на прежнем уровне.
На фоне продолжения деэскалации конфликта на Донбассе остается актуальной угроза выезда за пределы зоны АТО и возвращения в Запорожскую область боевиков из числа уроженцев области, воюющих в составе террористических организаций «ДНР» и «ЛНР». Также возникает угроза активности в регионе боевиков и из других областей, возвращающихся из зоны АТО «транзитом» через Запорожскую обл.
Ввиду нацеленности Кремля на решение проблемы Донбасса путем навязывания Киеву своего «политического плана», что немалой частью боевиков воспринимается как «слив новороссии» и «предательство Путина», данные угрозы, связанные с «экспортом терроризма», в обозримой перспективе будут возрастать. На этом фоне Запорожская область наряду с Днепропетровской обл. может стать «буферной зоной», в которой украинские спецслужбы и правоохранители будут пытаться нейтрализовать данные элементы.
В политическом поле отмечается довольно низкая активность антиукраинских сил в контексте предстоящих выборов. В то же время, не исключены провокации с участием представителей политических движений пророссийской направленности.
Николаевская обл. – 3 балла
В Николаевской области отмечается достаточно стабильная ситуация, основная активность антиукраинских сил связана с предстоящими выборами.
Зафиксированы небольшие инциденты, в частности – взаимное обливание зелёнкой активистов противоборствующих партий. Однако в целом предвыборные баталии не выходят за рамки привычного «предвыборного процесса».
В то же время, остаются определенные очаги напряженности, связанные с активностью сепаратистских сил. 14 октября сотрудники СБУ задержали группу «художников», которые рисовали на заборах флаги так называемой «новороссии», а также надругались над флагом Украины. У троих задержанных изъяты антиукраинские листовки плюс гранаты РГД-5 и Ф-1.
Одновременно в регионе предпринимаются дополнительные меры по усилению безопасности. В частности, до конца октября, по заверениям местных властей, в Николаеве будет установлено 48 камер видеонаблюдения, в следующем году – еще 300.
Херсонская обл. – 4 балла
Уровень угрозы сохраняется на прежнем уровне. Основные угрозы связаны с реакцией антиукраинских сил на блокаду активистами оккупированного Крыма (см. «Светофор» за 09.10.2015).
Одновременно возникают угрозы, связанные с «экспортом терроризма» из зоны АТО. В частности, СБУ открыла уголовное производство в отношении задержанного жителя Херсона, который является террористом «ДНР». Данный гражданин в июне 2014 г. выехал в Донецк, где добровольно вступил в террористическую организацию «ДНР» и участвовал в боевых действиях, после чего выехал на территорию, контролируемую Украиной.
Таким образом, оправдывается прогноз группы ИС относительно того, что в ближайшей перспективе на фоне определенной деэскалации конфликта на Востоке Украины подобные случаи будут получать все большее распространение, при этом определенная часть «возвращающихся» из зоны АТО боевиков-жителей других регионов будут сохранять антиукраинскую активность и «по месту жительства». В то же время, данная угроза более актуальна для регионов, граничащих с Донбассом.
- Информация о материале
«Харківобленерго» зі скандалом купило лічильників на 34 мільйони, викинувши дешевше держпідприємство
АК «Харківобленерго» 7 жовтня уклала угоду з ТОВ «НІК – Електроніка» щодо поставки лічильників електричної енергії вартістю 33,61 млн грн.
Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
До кінця року планується придбати понад 54 тис. різних лічильників. Ціни на одиниці продукції не були вказані.
ТОВ «Нік-електроніка» засновано Ігорем Недоспасовим. Його конкурентом на торгах було ТОВ «Албат» Світлани Циганок та Едуарда Завізіона.
Крім того, документи для участі в торгах подавало державне науково-виробниче підприємство «Об`єднання Комунар», яке пропонувало поставити лічильники на 7,40 млн грн. дешевше, ніж переможець. Але пропозиція держпідприємства була відхилена через невідповідність умовам конкурсу листа гарантії проведення випробування. А ще тендерний комітет вказав, що «в позиції 2 відсутня пропозиція на максимальний струм 10 А».
У зауваженні до проведення торгів представник держпідприємства написав, що ТОВ «Албат» є фіктивним учасником конкурсу та узгодило свою цінову пропозицію з ТОВ «НІК-електроніка». На думку представникам «Об’єднання Комунар», вказані факти свідчать про наявність ознак порушення Закону України «Про здійснення державних закупівель» та Закону України «Про захист економічної конкуренції».
Після проведення тендеру держпідприємство подало скаргу до Антимонопольного комітету. Заявник вказав, що «Харківобленерго» вимагало поставку лічильників, які не відповідали існуючим ДСТУ. Підприємство ще раз підтвердило звинувачення, ТОВ «Албат» було фіктивним фіктивним конкурентом, роль якого звелася до створення кворуму на конкурсі.
Але теруправління АМКУ в Харківській області відмовило ДНВП «Об`єднання Комунар» у відміні результату торгів. В АМКУ вказали, що скаргу на конкурсну документацію треба подавати до проведення тендеру. Крім того, представники заводу подали скаргу на процедуру торгів не в день їх проведення, а пізніше.
Цього року ТОВ «Нік-електроніка» виграло тендерів на суму 411,33 млн. грн.
Нагадаємо, що Фонду державного майна належить 65% акцій АК «Харківобленерго», ще 29,79 % акцій знаходиться у володінні кіпрської компанії Garensia Enterprises Limited, яку ЗМІ пов’язують з Констянтином Григоришиним. Крім того, в декларації за 2014 рік мер Харкова Генадій Кернес також вказував, що володіє незначною кількістю акцій обленерго.
- Информация о материале
Страница 526 из 1561
