Ежегодно в мире умирают от разных форм наркозависимости и передозировки наркотиков 200 тыс. человек (данные управления ООН по наркотикам и преступности), а от злоупотребления алкоголем и вызванных им заболеваний — 2,5 млн. человек.

Впрочем, эти цифры говорят только о причинах смертности, а не о продолжительности жизни больного. А это разные вещи. Героиновый наркоман, например, живет в среднем после начала употребления наркотика 6–7 лет, употребляющий дезоморфин — и того меньше, а вот алкоголик или бытовой пьяница может дотянуть до солидного возраста.

При этом, с одной стороны, наркомания считается гораздо большим социальным злом, чем алкоголизм. С другой — смертность от алкоголизма и его последствий лишь верхушка айсберга.

Наука знает… не все

Строго говоря, бытовое пьянство и алкоголизм как болезнь — разные явления. И если алкоголики еще хоть как-то поддаются приблизительному учету, то масштабы пьянства — лишь в очень далекой степени приближения. При этом потенциальный социальный вред и тех и других практически не отличим.

Государство способно точно подсчитать, какую цену оно взимает с любителей алкоголя за право употреблять спиртные напитки. Государственная монополия на производство спирта, акцизный сбор, оплата лицензии на торговлю спиртным и его производство — прямые и существенные доходы бюджета, а до 2015 года отдельно существовал сбор на развитие виноградарства и хмелеводства. Кроме того, как и любой другой вид деятельности, производство водки и вина облагается налогом на прибыль, а занятые в нем лица — налогами на доходы и соцвзносами. В итоге покупатель бутылки водки свыше половины ее стоимости отдает государству.

Есть и нюанс. Сам акцизный сбор (плата за возможность предаваться пороку) изначально и был задуман как экономический налог, регулирующий потребление алкоголя. Логика проста: повышаем сбор — уменьшаем потребление. Но в Украине (и не только в ней) акциз утратил свою суть и превратился в обычный фискальный сбор (с НДС, призванным избегать кризиса перепроизводства, произошла та же история).

Но вот социальный вред от употребления спиртного подсчитать практические нереально. Ведь пришлось бы учитывать ущерб от всех преступлений и правонарушений, совершенных под воздействием алкоголя, отрицательный эффект от разводов и неполных семей, от врожденных заболеваний, сиротства, ранней утраты трудоспособности и даже от невыхода на работу после праздников и просмотренных в компании собутыльников футбольных матчей.

Чтобы далеко не ходить за актуальными примерами, отметим, что пьянство оказалось настолько значимой проблемой в зоне проведения АТО, что на территории Донецкой и Луганской областей запретили продавать алкоголь украинским военнослужащим. Ущерб от «синих дивизий», как их саркастично окрестили более дисциплинированные боеспособные части, действительно не поддается никакому экономическому учету, когда на кону стоит безопасность государства и его граждан.

И запрет не поможет

Проверенное временем правило «там, где порок нельзя победить, его надо возглавить» довольно точно отражает отношение государства к производству и торговле алкоголем.

Но и попытки «победить» были, правда, они никогда не заканчивались удачей. Антиалкогольная кампания в СССР, получившая в народе название «горбачевщины», провалилась.

Сухой закон, действовавший в США с 1920 по 1933 год, дал еще более удручающие результаты. К примеру, количество заведений, где можно было достать нелегальное спиртное, в одном только штате Нью-Йорк оценивалось тогда в цифру от 30 до 100 тыс. А нелегальное производство и продажа алкоголя были обречены на интерес к этому бизнесу со стороны организованной преступности. По сегодняшним подсчетам, госбюджет США потерял за время действия сухого закона от 11 до 40 млрд. долларов.

Можно сказать, что любое общество (если только оно не связано религиозными запретами на употребление спиртного) вынуждено постоянно искать золотую середину между последствиями пьянства и ценой на алкоголь. При этом следует учитывать, что завышать цену до максимума, пытаясь свести пьянство к минимуму, бессмысленно: самогон, подпольные цеха и даже одеколон с настойкой боярышника придут на смену легальному продукту — а социальный вред от паленки окажется еще большим.

В начале апреля президент Порошенко инициировал дискуссию о создании рынка земли, а замглавы его администрации Шимкив потом неоднократно подчеркивал, что гарант «просто хочет обсудить вопрос». Но то, с какой невероятной скоростью начали развиваться события вокруг предстоящей земельной реформы, свидетельствует, что вопрос об отмене моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения был решен задолго до скромных приглашений к дискуссии.

Активно подключились к процессу околоправительственные общественные деятели и эксперты. Организация Agro.ReformsUA, созданная «вчера» и исключительно ради продвижения реформы, составила «дорожную карту» изменений. Другая общественная организация Easy business уже успела провести исследование на данную тему, наглядно демонстрирующее все преимущества снятия моратория и подтверждающее курс, выбранный Agro.ReformsUA. Практически ко многим пунктам предлагаемых в «дорожной карте» изменений уже, оказывается, есть наработанные законопроекты.

А 22 апреля с.г. стартовали «национальные обсуждения вопроса», причем не только в столице, но и в других крупных городах. И вот спустя какие-то две недели уже глава администрации президента Борис Ложкин прогнозирует снятие моратория на продажу земли с 2016 г., обещая, что рынок земли в Украине появится «очень быстро». Охотно верю…

Быстрый старт

Помимо собственно снятия моратория, реформаторы предлагают также устранить все ограничения по доступу на земельный рынок, упростить земельные торги и правила аренды земли, упростить и удешевить госрегистрацию земельных участков и прав на недвижимое имущество, повысить налог на земли сельхозназначения. Кроме того, пересмотреть бесплатную приватизацию, трансформировать права постоянного пользователя в право собственности юридического лица, ввести принцип единой юридической судьбы для земельного участка и размещенных на нем построек, а также отказаться от существующей системы разделения земель по целевому назначению. Изменения радикальные, каждое по сути своей неоднозначно и требует глубокого анализа. Но в наработках по реформе так часто встречается словосочетание «начать немедленно», что времени на подробный анализ реформаторы сами себе не оставляют.

Исследование, сопровождающее «дорожную карту», тоже неоднозначно. На вопросы о том, откуда появятся ожидаемые 1,5 млн новых рабочих мест и 90 млрд грн налоговых поступлений, его авторы отвечают уклончиво: смотрите, мол, в документах, которые мы использовали. Посмотрели — ничего подтверждающего не нашли. Нельзя утверждать о сборе 90 млрд налогов, не имея базы налогообложения, реестра налогоплательщиков, механизма администрирования. Названная сумма вдвое превышает сборы по налогу на прибыль в 2014 г., и хотелось бы понять, кто, как и каким образом заплатит эти деньги. Аналогичные вопросы и к прогнозируемым инвестициям в 50 млрд долл. и к рабочим местам, которые эти инвестиции, якобы, должны создать. В своих подсчетах исследователи от власти руководствуются стоимостью гектара земли в 5 тыс. долл., что раз в пять превышает ее нынешнюю цену в Украине. При этом они делают предусмотрительную оговорку: «достигнем цены в 5000 долл. в следующие пять лет». Как достигнем? За счет чего? А почему бы не открыть рынок уже после достижения этой цены? Чему сильно поспособствовала бы стабилизация экономической ситуации в стране.

Бесспорно, снятие моратория актуально и необходимо, но должно ли оно быть поспешным и сопровождаться сделанными «на коленке» подсчетами и прогнозами? «Предоставление права свободного отчуждения с/х земель без создания эффективных механизмов защиты мелких землевладельцев может привести к достаточно быстрой потере права собственности у большого количества граждан. В ситуации, когда уровень правовых знаний у населения невысок, а уровень доходов не позволяет обеспечить надлежащее сопровождение сделок, нечистые на руку игроки могут «стимулировать» процесс перехода права собственности. Простым обывателям, с достаточной долей вероятности, придется расстаться со своим имуществом, в том числе не всегда по своей воле, — рассказал ZN.UA юрист Александр Буртовой из ЮФ «Антика». — До начала новой реформы необходимо, как минимум, закончить предыдущую — завершить процесс оформления документации в отношении паев». Реформаторы апеллируют, мол, давайте начнем, а все вопросы с коррупцией, кадастром и оценкой земель будем решать уже в процессе. Простите, а куда мы спешим?

Гаражная распродажа

На сегодняшний день в Украине созданы идеальные условия для скупки земель фактически за бесценок. И немалую роль в этом процессе играет экономический курс, по всей видимости, не случайно избранный властью. ZN.UA уже пыталось привлечь внимание к тому обстоятельству, что избыточная поддержка именно сырьевого экспорта и тотальное игнорирование развития вторичной переработки в АПК приводят к обнищанию сельских жителей и обесцениванию украинских земель.

Не добавляет цены нашей земле и правовая незащищенность ее владельцев. Форсируя отмену моратория, государство помогает корпорациям обогатиться за счет одного из немногих оставшихся у Украины ресурсов — земли. Аргументируя тем, что права собственников ущемлены, площади сельхозземель сокращаются, инфраструктура неразвита, месячная арендная плата составляет

100 грн за гектар и 55% выплат за аренду собственники получают товаром, нам рисуют картину полной безысходности. И предлагают самый простой, быстрый и, пожалуй, самый неправильный выход из ситуации.

Сейчас большая часть паев сдается в аренду крупным сельхозпредприятиям, вот только сельские жители от этого богаче не становятся. Изменится ли ситуация, если арендаторы станут собственниками? Нет. А если это будут иностранные собственники? Тоже нет. На мировом рынке землю не покупают паями по 4 га, никого не заинтересует кусочек земли без четких границ среди пашни. Землю скупают полями, но для того, чтобы ее можно было в таком виде продать, нужно создать условия для объединения собственников и правовую систему, способную права этих собственников защитить. Нужно окончательно довести до ума все еще грешащий многочисленными изъянами кадастр (не стоит забывать, что вопрос межи для украинцев имеет сакральное значение), задуматься о ренте, которая бы позволила владельцам паев не остаться у разбитого корыта после продажи земли. На сегодняшний день ничего из вышеперечисленного нет, зато есть все условия для того, чтобы «мародеры» скупили паи, сформировали участки, пригодные для продажи, и потом на них заработали.

Скупить землю по дешевке на первичном рынке для ее дальнейшей перепродажи на вторичном (само собой разумеется, по многократно более высоким ценам) смогут, конечно, далеко не все. Простым людям (в том числе вчерашнему среднему классу) это окажется просто не по карману. В пролете рискует оказаться и подавляющее большинство крупных и даже крупнейших предпринимателей. Воспользоваться припасенными в офшорных кубышках валютными «заначками» им могут банально не позволить — здесь чиновникам очень кстати придется тот вышеупомянутый факт, что формирование цивилизованного земельного рынка будет все еще только «в процессе». И только «счастливые» обладатели админресурса смогут получить «льготный» доступ к последнему стратегическому ресурсу страны — земельному. Но воспользоваться правом «первой аграрной ночи» можно, только пока ты во власти. Отсюда, видимо, и такая спешка: запас времени с оглядкой на отчаянность ситуации в экономике может быть мизерным, а «бонусы» — ох как привлекательны! Вот и торопится сюзерен.

Эксперты рынка обращают внимание на тот факт, что сейчас, как и в 2012-м при Януковиче, уже значительно активизировался и набирает обороты процесс наращивания земельных банков и консолидации аграрного бизнеса, в том числе и через скупку управляющих компаний и предприятий-арендаторов крупных и не очень земельных угодий. Как три года назад, так и сейчас происходит это в ожидании отмены моратория на продажу земли. Только если Янукович собирался сделать это, выписав процедуры и правила исключительно под себя и свою «семью» (при этом, конечно, понимая, что не сможет поделиться с россиянами и китайцами, у которых тоже надеялся прилично занять), то Порошенко приходится считаться с мнением американских и европейских интересантов. Впрочем, его это особенно не останавливает. По сведениям источников ZN.UA, если еще не так давно за президентской семьей числился только 12-й по размеру земельный банк в стране (по подсчетам УКАБ, 112 тыс. га через контролируемое ею ООО «Агропродинвест»), то за последний год он, после смены владельцев немалого числа агрокомпаний, увеличился минимум в три раза, превышая уже 300 тыс. га. Текущая конъюнктура способствует — земля, как и арендующие ее предприятия в условиях тотального экономического кризиса и громких банкротств уступаются зачастую практически за бесценок.

«Стоимость земли определяется наращиванием производства и перераспределением прибылей. Но начать нужно с малого — изменения подходов к аренде земли, так как стоимость аренды влияет на цену. У нас механизм аренды перевернут с ног на голову, собственник фактически бесправен перед арендатором. Усилив права мелких собственников и создав реальные механизмы для их консолидации, государство позволило бы им принимать активное участие в процессе, влиять на условия аренды и использования земель. Объединенные собственники могли бы вести переговоры с холдингами на равных, нанимать юристов, консультантов. Таким образом, росла бы и ценность их земли, и ее арендная плата, и ее стоимость, — рассказала ZN.UA Елена Бородина, завотделом экономических и аграрных преобразований НАН Украины. — С другой стороны, необходимо бороться с бедностью в селе, создавать новые формы занятости, диверсифицировать источники доходов, развивать несельскохозяйственные виды деятельности. Фактически вопрос не в том, когда снимать мораторий, а в том, что сделано для того, чтобы мы могли его снять?».

Стоимость земли в Украине нынче катастрофически низкая, как и уровень жизни сельских жителей. При этом социальные стандарты государство заморозило, а инфляция, по оценкам НБУ, к концу года составит 30%. Декларируемая реформой цель — создание среднего фермерского класса — недостижима именно из-за низкой стоимости земли. Средняя цена гектара в ЕС — 16 тыс. долл., в Испании — 15 тыс., во Франции — 7 тыс., в Польше — 8 тыс. долл. (по данным Savills Research, CFF — см. рис.). А в Украине — 1 тыс. долл. (а стартует она от 500 долл./га и ниже). Это при том, что площади черноземов в Украине — одни из наибольших в мире (28 млн га), а из общего количества земель сельхозназначения (42 млн га) ежегодно обрабатываются 32 млн. Для сравнения, в той же Польше под сельхозпроизводство задействованы 14 млн га (в Германии — 12 млн га, в Румынии — 9 млн). То есть при огромном потенциале мы имеем мизерную стоимость, а это уже само по себе повод задуматься над тем, насколько в принципе целесообразно открывать земельный рынок именно сейчас. Ведь полученных от продажи земли денег собственникам паев элементарно не хватит ни для начала собственного дела, ни для получения кредита под залог земли, ни для приобретения жилья в городе.

Средний пай в Украине — 3,6 га. При нынешней цене от его продажи собственник хорошо если выручит порядка 80 тыс. грн — большие деньги для людей, живущих при хроническом безденежье, но мизерные как для начала собственного дела, так и по сравнению с настоящей стоимостью. При условии получения кредита под залог пая с такой стоимостью вырученных средств не хватит даже на покупку старого трактора, не говоря уже о другой технике, посевном материале, удобрениях, постройке складских помещений и проч. В итоге соблазн получить много денег здесь и сейчас огромен, а возможность эти деньги инвестировать в собственное дело — никчемная. Реформаторы защищаются: никто, дескать, не вынуждает людей продавать паи. А бедность не вынуждает? Зарплаты по 2,5 тыс. грн, в несколько раз повышенные тарифы на газ, замороженные до декабря соцвыплаты? 35% сельских жителей — пенсионеры, 44% — безработные. Люди будут вынуждены взять эти 80 тыс., чтобы просто выжить. На то, похоже, и расчет.

Честно говоря, чем больше поборники отмены моратория говорят о благе «простого селянина», тем больше их деятельность напоминает, во-первых, приватизацию середины 90-х, когда ваучеры предприятий продавались за копейку ради синицы в руке. А во-вторых — спланированную и оплаченную PR-кампанию с презентациями, публикациями и продвижениями в соцсетях. Кто же заказывает музыку на этом концерте?

Компрадоры-реформаторы

МинАПК, патронирующее внедрение реформы, представляет замминистра Рутицкая — та самая, из скандального агрохолдинга «Мрия». Группой Easy Business, принимающей непосредственное участие в процессе, руководит Даниил Пасько, работавший в свое время в Horizon Capital нынешнего министра финансов Наталии Яресько. В свое время Horizon Capital владел долями в холдинге «Агро-Союз», компаниях «Витмарк», «АВК», «Инкерман». Немалую роль в истории с открытием земельного рынка играет и окруженный советчиками из МФК министр экономразвития и торговли Абромавичюс, который делает все для поддержки экспортеров сырья и практически ничего — для развития вторичной переработки. В результате чего, напомним, украинская земля продолжает обесцениваться, а уровень жизни владельцев паев — снижаться. Супруга министра-экспата является генеральным директором холдинга «Агро-регион». Но East Capital Абромавичюса инвестировала средства не только в «Агро-регион» (хотя эта инвестиция на тот момент была самой крупной — 4,5 млрд евро), но и в небезызвестные «Украгропродукт» и «Астарту». При этом все мы понимаем, что и сам президент Порошенко, и приближенные к нему группы влияния также заинтересованы в том, чтобы запустить рынок земли по полной именно сейчас и в нынешних условиях.

Неслучайно контроль за учетом земли при новой власти по настоянию Петра Порошенко был передан из МинАПК под кураторство человека его команды — тогда еще вице-премьера по региональной политике Владимира Гройсмана. В октябре прошлого года в рамках админреформы Кабмин реорганизовал Госземагентство (ранее — Госкомзем) в Госслужбу Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, одновременно переподчинив его исключительно Министерству регионального развития и ЖКХ, возглавляемому тогда тем же Гройсманом. Примечательно, что сменили только вывеску и ведомственное подчинение, на этом реформирование Госгеокадастра замерло. Зато сразу после этого началась земельная реформа, хотя поначалу далеко не продвинулась, так как уже в ноябре г-н Гройсман пересел в кресло главы парламента. Но, сменив место сидения, Владимир Борисович вовсе не потерял интерес к земельному вопросу. Более того, по данным ZN.UA, консультирует его в этом вопросе Артем Кадомский — бывший первый замглавы Госземагентства времен Януковича и его основной мозговой центр. Так что, как видим, идея с открытием рынка земли свою актуальность для власти не утратила.

И тут мы подходим к главному противоречию реформаторов, отказывающихся признавать, что мораторий отменяют исключительно из шкурного интереса власть имущих. С одной стороны, Александр Боровик, заместитель Абромавичюса, не стесняясь говорит о том, что нужно открыть рынок, чтобы «хоть что-нибудь продать, так как в стране нет денег» (уровень Министерства экономического развития). С другой — г-н Пасько безапелляционно утверждает, что в Украине «нет ни одной финансовой группы с ликвидностью, достаточной для скупки земель». Постойте, а кто же обладает достаточной ликвидностью?

Джордж Сорос в интервью изданию Standard заявил, что готов вложить миллиард долларов (сумма на самом деле довольно скромная) в украинские сельское хозяйство и инфраструктуру. Да и с г-ном Абромавичюсом, принимающим непосредственное участие в разработке земельных инициатив, миллиардера связывают давние отношения. Г-н Сорос всегда интересуется кризисными экономиками, более того, сам бывает причастен к созданию этих кризисов. Ведь нет ничего выгоднее, как скупить обесценившиеся ресурсы. Именно Сорос принимал активное участие в экономической жизни латиноамериканских стран в конце 90-х прошлого столетия. В результате к 2009 г. площадь сельскохозяйственных земель Бразилии, Аргентины и Уругвая, принадлежавших Adecoagro, в которой Сорос является крупным акционером, превысила 283 тыс. га. Спустя некоторое время Adecoagro принялась избавляться от измученных варварским земледелием площадей, вот только стоимость продажи в десять раз (!) превышала закупочную. Конечно, среди местных жителей желающих вернуть себе землю было немного. В 2011 г. аргентинский сенат, чтобы остановить спекуляции Adecoagro, ограничил долю владения землями для иностранных лиц или компаний 1 тыс. га. Но экономические потери страны это решение не возместило. И украинским чиновникам впору бы задуматься, слыша о желании г-на Сороса инвестировать в нашу агропромышленность в разгар экономического кризиса… Речь не может идти о запрете покупки земли иностранными инвесторами, но она обязана идти о четких, прозрачных экологически выверенных и экономически выгодных для украинского села и государства условиях при покупке земли. Ведь государство заканчивается не завтра на рейтинге Порошенко или Яценюка, земля — это стратегический ресурс в том числе и для будущих поколений украинцев.

Примечательно и пристальное внимание инвестфонда Ротшильдов к долговым обязательствам Украины. По информации Bloomberg, именно в их интересах американским инвестиционным фондом Franklin Templton была скуплена значительная часть суверенного долга Украины. Чем расплатится государство за эти долги, если его финансовая платежеспособность будет сведена на нет окончательно? Шесть лет назад Джованни Сальветти, управляющий директор Rothschild&Cie в РФ и СНГ, без обиняков говорил, что интерес его компании в Украине выходит за пределы финансового сектора, и прежде всего Ротшильдов интересуют украинская фармацевтика и сельское хозяйство. При этом Rothschild&Cie не первый год сотрудничает с Порошенко, и неслучайно эта компания была выбрана президентом для продажи его активов и успешно их не продала до сего времени.

Наступая на африканские грабли

Такой интерес иностранных инвесторов к Украине тревожит, ведь в нынешних условиях распродажа земель — это очень сомнительная (мягко говоря) затея. При отсутствии как адекватных норм оценки, так и прозрачной процедуры продажи это грозит закончиться агроколониализмом африканского или латиноамериканского образца. Кого-то покоробят, а кого-то искренне возмутят подобные аналогии, но от этого перспектива не станет более привлекательной. Именно по такой схеме десять лет назад скупались земли в Камбодже, Гане, Эфиопии, Мали, Кении, Аргентине, Уругвае и Парагвае. Каждый раз этот процесс проходил под «чутким присмотром» местных правительств, которые разглагольствовали о взаимовыгодном сотрудничестве, вкладе развитых стран в местную экономику, внедрении передовых технологий, капиталовложениях и развитии рынков. Естественно, ничто из вышеперечисленного не оправдалось, для производителя земля — это ресурс и не более того, именно использованием этого ресурса и ограничились так называемые инвесторы.

Последствия агроколониализма катастрофичны. За счет передачи части пахотных земель снизилось производство продовольствия внутри стран. Интенсивные способы земледелия новых хозяев по принципу «не мое, не жалко» нанесли огромный ущерб экологии, испортив грунт, истощив подземные воды, загрязнив почву химикатами. Поэтому когда г-н Пасько говорит, что собственники земли будут относиться к ней бережнее арендаторов, поверить в его слова сложно.

Но главная беда агроколониализма в том, что население, жившее за чертой бедности, отдало свои паи корпорациям фактически за бесценок и лишило свои семьи одного из основных источников выживания. Власти этих стран точно так же, как сейчас украинское правительство, ради сиюминутной выгоды и «быстрых» денег пренебрегли развитием. И не этот ли сценарий нам готовят, сознательно развивая сырьевую экономику, обесценивая землю и труд землепашцев, открывая так поспешно рынок земли?

Известная сентенция гласит, что не надо приписывать злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Однако, даже осознавая безграничность глупости украинской власти, не стоит недооценивать ее изворотливость. Власть, как гамельнский крысолов, под песни о свободной торговле и дерегуляции настойчиво ведет украинскую экономику к полной деградации. Когда правительство Мадагаскара заключило с транснациональной компанией Daewoo Logistics договор об аренде 1,3 млн га земли сроком на 99 лет для выращивания кукурузы и пальмового масла, местные фермеры правительство свергли. Но это, увы, единственный пример, когда сценарий агроколонизации не сработал. В остальных же случаях схема оправдала себя на 100%, и этот грустный опыт нужно учитывать.

P.S. Во время инициированного Agro.ReformsUA публичного обсуждения на нынешней неделе земельной реформы дискуссия очень быстро скатилась до совершенно непотребного уровня. Мол, если вы против открытого рынка земли, то считаете всех сельских жителей дураками и пьяницами, неспособными распоряжаться своим имуществом. И если у вас нет земельного пая, то как вы можете высказываться «за» или «против» отмены моратория? Мол, давайте, кто-то за вас решит, можно ли вам продавать квартиру, вот тогда посмотрим, как вы запоете… Обычно за хамством и желанием показать зубы скрывается неуверенность. Люди, продвигающие реформу, не общественность, а самих себя убеждают в том, что поступают правильно, ведь продавать родину страшно. Особенно — по дешевке. Для принуждения к продаже необязательно к виску приставлять пистолет. Можно приставить платежку за газ, ценник в магазине или аптечный счет по выписанному врачом рецепту.

Идеологи немедленной продажи земли в нынешних условиях фактически отстаивают право туземцев продавать золото за стеклянные бусы.

И речь сейчас идет, еще раз подчеркнем, не о запрете продажи собственности как такой, а о том, чтобы не дать в очередной раз попользовать задыхающуюся в экономическом кризисе страну персонажам, пытающимся вынудить живущих на нищенские пенсии-зарплаты граждан и их государство продать за бесценок свой последний реальный актив. Никто не против цивилизованного рынка. Но он должен сначала стать цивилизованным.

Боротьба з корупцією – це завжди тонко. Боротьба з політичною корупцією – ще тонше. Але найтонше – це боротьба з політичною корупцією у виборчому процесі. Тою корупцією, яку в гіршому випадку ігнорують, у кращому – неохоче виправдовують «відсутністю альтернативи». Корупцією, яку поблажливо називають мастилом, що змащує коліщата й шестерні виборчого процесу, приводячи механізм у дію.

Таким «мастилом» є оплата праці членів виборчих комісій партіями й кандидатами.

До недавнього часу говорити про це явище було non comme il faut. Так само, як про педикульоз чи коросту. Для політиків ця тема є табуйованою із причин, про які йтиметься нижче. Експерти воліють обережно її оминати через брак емпіричних даних.

Моніторингово-аналітична група «ЦИФРА» разом з американським професором Еріком Херроном, West Virginia University, вирішила дослідити це явище за допомогою соціології.

На минулих парламентських виборах разом із Київським Міжнародним Інститутом Соціології було проведене опитування керівного складу окружних і членів дільничних виборчих комісій.

Поміж іншим, ми запитували в респондентів: чи знають вони членів комісії, які одержують матеріальну винагороду від суб'єктів виборчого процесу? 19% керівників ОВК і 25% членів ДВК дали позитивну відповідь.

Ми також цікавились, наскільки така матеріальна винагорода є важливою для членів комісій особисто. Для 28% керівників ОВК вона є важливою: для 6.8% – дуже важливою, для 21.3% – важливою. На це саме запитання половина членів ДВК відповіли позитивно: 14.2% – дуже важливо, 35.2% – важливо.

Наведені показники засвідчують, що оплата праці членів виборчкомів партіями й кандидатами є масштабним феноменом. Феноменом, важливим для значної частини членів виборчих комісій, особливо ДВК.

Результати дослідження провокують наступні запитання.

1) З яких джерел партії й кандидати одержують фінансовий ресурс для покриття цієї статті витрат у бюджеті виборчої кампанії?
2) Якою кількістю нулів вимірюються ці витрати?
3) Яким чином юридично оформлюється оплата праці членів комісій суб'єктами виборчого процесу?

Наразі відповіді на ці запитання можуть бути лише приблизними. Одна із причин – у поствиборчих консолідованих звітах про надходження й використання коштів політичні партії не подають витрат щодо оплати праці членів виборчкомів. Така стаття навіть не передбачена формою звіту. Тож про походження й об'єми цих коштів можна лише здогадуватись.

На даний момент беззаперечним є лише той факт, що всі ці кошти й розрахунки лежать поза правовим полем, яке регулює організацію й проведення виборчого процесу.

Проблема тіньової оплати праці членів виборчих комісій пересікається й взаємодіє із ще одним феноменом вітчизняних виборів – технічними партіями.

У даному контексті технічні партії означаються як такі, чиїм основним завданням у виборчому процесі є не конкурентна боротьба за владу, а «супровід» інших політичних гравців. Квоти цих партій використовуються претендентами на перемогу для підсилення своєї присутності у виборчкомах. Така присутність дозволяє здійснювати значний вплив на порядок денний роботи комісій, приймати рішення на користь потрібної політичної сили в спірних ситуаціях, полегшує можливості маніпуляцій із результатами голосування etc.

Пік використання технічних партій із ціллю наповнення комісій лояльними представниками був зафіксований на парламентських виборах 2012 року. Хоча, як демонструють результати досліджень МАГ «ЦИФРА», дострокові президентські й парламентські вибори 2014 року також були позначені присутністю технічних кандидатів і партій.

Формально технічні партії не пов'язані з тими, на кого працюють. І це ускладнює доведення взаємозалежності перших від останніх. Зокрема – у питанні оплати праці членів виборчкомів від технічних партій.

Нещодавно досить відверту оцінку означеній проблемі дала член ЦВК Жанна Усенко-Чорна: «Політична корупція – це те, що бере свій початок саме з виборів. Оті десятки політичних партій – технічних, які замість виборчих комісій формують практично злочинні ОПГ на тисячах виборчих дільниць... Я хочу сказати, що торгівля членами виборчих комісій – тіньовий обіг коштів – сягає сотню мільйонів доларів. Звичайно, це не офіційні цифри – їх ніхто не може поміряти. Можливо, Служба безпеки України й має відповідну інформацію.

Я хотіла б в цьому питанні відкрито риторично запитати представників СБУ і Генпрокуратури – все ж таки, то що в нас відбувається на ринку торгівлі членами виборчих комісій?»

Повторимось, ця заява члена ЦВК датується початком 2015 року – часом, коли позаду залишились дві загальнонаціональні виборчі кампанії.

Панорама буде неповною без останньої, але не менш важливої деталі. Для більшості членів виборчих комісій проблема одержання матеріальної винагороди від партій і кандидатів стоїть поза етичною площиною. Зрештою, так само як і поза площиною конфлікту інтересів стоїть для них питання представництва технічних партій.

Зменшення масштабів корупційної складової в системі виборчої адміністрації України потребує комплексного підходу й політичної волі. Комплексний підхід передбачає такі кроки.

По-перше, необхідно переосмислити роль та місце політичних партій у політичній системі країни, а також у виборчому процесі.

На практичному рівні це може конвертуватись в новий, жорсткіший набір вимог при реєстрації політичних партій. З іншого боку, альтернативним є варіант застосування механізмів очищення партійної системи від надлишкових організацій, які не відповідають статусу партії.

До прикладу, у Фінляндії діє норма, за якою політична партія автоматично втрачає реєстрацію в разі, якщо на двох парламентських виборах поспіль їй не вдається здобути хоча б один представницький мандат. В українських умовах таке «кровопускання» не лише б допомогло очистити партійну систему від технічних партій, але й створило б передумови для наповнення її реальним змістом.

По-друге, потрібно переглянути модель формування виборчих комісій.

Як продемонстрував досвід позачергових президентських виборів, суб'єкти виборчого процесу не завжди можуть забезпечити навіть мінімально необхідну кількість членів виборчкомів.

Досвід країн Східної Європи свідчить на користь більш диверсифікованих моделей, коли співучасть у формуванні виборчих комісій разом із партіями беруть виборчі комісії вищого рівня, органи місцевого самоврядування, профільні міністерства, громадські організації. Такий підхід гарантує кращу загальну інтегрованість виборчого процесу загалом і виборчої адміністрації, зокрема.

По-третє, держава повинна стати єдиним «роботодавцем» для членів виборчих комісій, який оплачує їхню працю.

Це дозволить позбавитись двох негативних явищ одночасно. Члени виборчих комісій будуть виведені з-під конфлікту інтересів між нормами виборчого закону й політично доцільністю, якою часто керуються партії. У свою чергу, політичні партії позбавляться необхідності залучати неофіційні кошти для оплати праці членів комісій і, як результат, приховувати їх у виборчій звітності.

По-четверте, важливою є ревізія кількісного складу комісій у бік зменшення.

Не лише в країнах Східної Європи, але й у деяких країнах пострадянського простору вибори на рівні виборчих дільниць організовуються кількістю членів комісій, що не перевищує 11-13 осіб на великих, більше 3000 виборців, дільницях.

З одного боку, це дасть можливість державі краще оплачувати роботу членів комісій за рахунок вивільнених коштів. З іншого, стимулює процес переоцінки функціонального навантаження на членів виборчкомів, – насамперед ДВК.

По-п'яте, найважливішим елементом, від якого залежатиме дієвість усіх перелічених вище, є контроль і система покарань.

Створення безпечних і комфортних умов для роботи членам виборчих комісій повинно супроводжуватись нетерпимістю по відношенню до будь-яких спроб персональних або колективних маніпуляцій у виборчому процесі або фальсифікацій результатів голосування.

Чим агресивніше діятиме така система на початку, тим менше необхідності в її використанні буде в майбутньому.

* * *

Наведений перелік кроків, спрямованих на зменшення масштабів корупційної складової в системі виборчої адміністрації в Україні, не є вичерпним. Проте достатнім для того, щоб розраховувати на позитивні результати.

Чинна адміністрація й силові органи оголосили «хрестовий похід» проти корупції. На цьому шляху перед ними обов'язково постане вибір – йти чи не йти на компроміси. Вибір залишиться за владою.

Але безкомпромісність завжди означатиме необхідність різати по живому.

В демократических государствах неотъемлемым фактором правовой системы и основным правовым институтом защиты личности, ее прав и свобод является адвокатура. Украина не исключение. И стремление власти к реформированию адвокатской деятельности, что подразумевает внесение изменений в действующий Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», вполне закономерно. Процесс этот очень сложный и трудоемкий. Много в этом плане уже было сделано, но и предстоит еще сделать немало.

Интеллектуальная консолидация

После Революции Достоинства внесение изменений в Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» было включено в Программу правительства. Чтобы эти изменения подготовить, еще в марте 2014 г. была создана рабочая группа при Министерстве юстиции Украины. Хотя свою работу эта группа не закончила, имелись значительные наработки и предложения, часть из которых нашла отражение в ряде законопроектов.

И все бы хорошо, если бы не одно «но» – в адвокатской реформе должны принимать участие и адвокаты. Интеллектуальная консолидация всего адвокатского сообщества, активное обсуждение наболевших вопросов, ошибок прошлого и спорных моментов является приоритетом при формировании законопроектов, связанных с внесением изменений в профильный Закон. Именно адвокатам необходимо вплотную работать с ним, ведь от того, какая будет рабочая платформа, зависит их будущее.

Адвокатура Украины избрала европейский путь развития и должна последовательно двигаться вперед. При этом реформирование адвокатуры должно соответствовать и внутреннему убеждению адвоката, ведь его деятельность похожа на работу врача, главный принцип которой – «Не навреди!» А для этого нужно, чтобы адвокат был социально, экономически и политически независимым человеком. Как этого достичь – вопрос не из легких. Но для того и проводится реформирование адвокатской деятельности.

В законопроекте №2270 от 2.03.2015 авторства народного депутата Дмитрия Лубинца («Блок Петра Порошенко») подчеркивается важность роли адвокатуры в современном демократическом обществе. Приоритетами на пути изменения адвокатского законодательства, согласно данному законопроекту, являются: изменение процедуры допуска к профессии; качественный отбор и подготовка кадров, адвокатская монополия; запрет совмещения деятельности адвоката с другими видами юридической деятельности; совершенствование системы органов адвокатского самоуправления; усиление прав и гарантий для адвокатов; реформирование системы адвокатской деятельности по европейским стандартам. При этом основным приоритетом является совершенствование правового обеспечения адвокатуры.

Цепная реакция

Когда запускается процесс реформирования определенного вида деятельности, автоматически затрагиваются многие ее аспекты. В данной случае это, среди прочего, и несовершенство системы налогообложения доходов от адвокатской деятельности. Поэтому Д. Лубинец внес также законопроект №1825 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно совершенствования применения упрощенной системы налогообложения самозанятых лиц), целью которого является отмена дискриминационного запрета адвокатам использовать упрощенную систему налогообложения. Кроме того, зарегистрирован законопроект №1826, направленный на урегулирование дисбаланса прав сторон обвинения и защиты в уголовном судопроизводстве и создание законодательной почвы для обеспечения реализации принципов состязательности в уголовном производстве. С этой целью инициированы изменения в Уголовно процессуальный кодекс Украины, которые усиливают роль защиты в процессе.

Допустить или не допустить

Важным этапом реформирования адвокатской деятельности является урегулирование вопроса о допуске кандидата к профессии адвоката. По обновленному законодательству процедура допуска к профессии должна состоять из нескольких этапов. Первый этап – тестирование, второй – прохождение стажировки, и третий, заключительный этап – сдача экзамена. Тестирование кандидатов должно быть компьютеризованным и состоять из тестовых и практических вопросов. Прохождение стажировки позволит кандидату более глубоко ознакомиться на практике с деятельностью адвоката. А сдача экзамена – это беседа кандидата с экзаменаторами и квалификационной комиссией о его понимании тактики, стратегии и этики адвокатской деятельности. И лишь по результатам всех трех этапов будет решаться вопрос, допустить или не допустить кандидата к профессии адвоката.

Такая процедура отбора позволит более глубоко оценить уровень подготовки кандидатов, исключать субъективный фактор при этом и не допустить непрофессионалов к адвокатской деятельности.

Монополия – «за» и »против»

Еще одним очень трудным и неоднозначным вопросом в реформировании адвокатской деятельности является адвокатская монополия. Здесь, как говорится, «сколько людей, столько и мнений». Многие настаивают, что во всех развитых странах вопрос с монополией адвокатуры давно решен, и поскольку Украина приступила к процессу реформирования адвокатской деятельности, ее введение просто необходимо. С одной стороны, это так, и найдется много доводов в поддержку введения монополии. Однако важно не забывать и о негативных моментах.

Первый и самый важный вопрос: готова ли Украина как государство ввести, а главное, обеспечить такую монополию? Не так давно была запущена программа создания центров бесплатной правовой помощи по гражданским и административным вопросам. Только в течение прошлого года, по данным Минюста, в такие центры обратились около 700 тыс. граждан, и государство смогло профинансировать этот проект лишь на половину запрашиваемой суммы. В стране сложная экономическая ситуация, и вопрос, как обеспечить бесплатной правовой помощью всех нуждающихся, если в суде интересы граждан будут представлять только адвокаты, а не просто юристы, остается открытым. Не приведет ли введение адвокатской монополии в таких условиях к коллапсу? Очевидно, для начала нужно выработать стратегию введения и адаптации адвокатской монополии, проанализировав все стороны медали.

Наполнять закон мудростью

Чтобы внесение изменений в закон действительно принесло пользу, над ними должны работать не только члены рабочих групп, но и непосредственно практики, которые его будут применять. Нужно наполнять закон мудростью. Он должен совмещать в себе опыт разных стран и предложения адвокатов по усовершенствованию определенных норм. И лейтмотивом его должны стать усиление адвокатуры как правозащитного института, рост влияния каждого адвоката на решения, регулирующие адвокатскую деятельность, и расширение профессиональных прав и гарантий адвокатов.

В частности, вышеупомянутым законопроектом предложено обеспечить адвокатам полный доступ к информации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Никаких ограничений в этом быть не может, поскольку это создает дисбаланс между возможностями защиты и обвинения. При этом усилены и гарантии адвоката – его офис не может быть подвергнут обыску, а адвокатская тайна является незыблемой.

Самоуправление

Одним важных при реформировании адвокатской деятельности является и вопрос совершенствования системы адвокатского самоуправления. Лишь слаженная работа внутренних органов адвокатуры позволит нормально функционировать всему организму. Важно акцентировать внимание на усилении роли конференций, собраний и съездов адвокатов, ведь именно там должны решаться самые важные вопросы адвокатуры. Кроме того, должно быть обеспечено саморегулирование профессии непосредственно адвокатским сообществом.

Чтобы воплотить все это на практике, в законопроекте Д. Лубинца предлагается слить региональные органы самоуправления в единую Национальную ассоциацию адвокатов Украины, но исключить обязательное членство адвокатов в ней, как и возможность принятия органами самоуправления неправомерных решений, которые негативно влияют на деятельность адвоката.

Главное в процессе реформирования адвокатской деятельности – консолидировать все усилия для достижения единой цели, совершенствовать и наполнять мудростью практического опыта каждое слово закона.

По мнению адвокатов, необходимо:

- предложить народным депутатам – инициаторам законопроектов о внесении изменений в Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» обратиться к региональным советам адвокатов с целью получить от них предложения и внести соответствующие изменения в существующие законопроекты;

- предложить народным депутатам объединить свои усилия с целью представления на рассмотрение ВР одного консолидированного законопроекта «О внесении изменений в Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», который учтет все имеющиеся предложения;

- объединить позиции, изложенные в законопроектах народных депутатов, с предложениями рабочей группы при Администрации Президента Украины для того, чтобы подготовить совместный текст законопроекта;

- направить консолидированный законопроект на обсуждение в регионы.

Волонтер Марина Комарова («Армия SOS «) – о дубовой нестиранной форме наших военных; беспилотниках и планшетах, спасающих жизни; о том, как в минуты стресса мигом передергивать затвор винтовки; а также про то, почему волонтерством не выходит заниматься «понемножку».Здороваешься с Мариной Комаровой - и в голову немедленно приходят вековые штампы: «Красота спасет мир», «Красота - это вечность, длящаяся мгновение» и тому прочая словесная дребедень.

Уже позже, общаясь с Мариной, обращаешь внимание на острый ум, работоспособность и недюжинную волю. Впрочем, у них там, в «Армии SOS «, других и не держат. Проверено опытом многократного общения.

«…И военный нам кричит: «Срочно педаль в пол – и валите как можно быстрее! Работает снайпер!»

Мы беседуем в кафе столичного ТЦ. Вокруг беззаботно снуют девушки с покупками, и, глядя на них, мне хочется спросить Комарову, случается ли у нее время для шопинга. И каково ей, крымчанке, переносить нынешнюю разлуку с родными.

Но начинается наш разговор с вопроса столь же специфического, сколь и актуального:

- Одна из последних записей в твоем Фейсбуке гласит: «В списке потребностей новая фенечка. Проволока армированная! Кто-то покупал уже? Делитесь паролями-явками». Ну, и как? Нашли армированную проволоку?

- (Улыбается) Практически - пока нет. Но люди накидали много советов, надавали контактов. Мне осталось все это обработать. Сегодня буду обзванивать и узнавать, где, что и почем.

- А потом ты выберешь лучший вариант по соотношению цена-качество - и что дальше? Как все будет выглядеть технически?

- Технически? Мне, например, дали контакты завода по производству проволоки. Этот завод идет на контакт с волонтерами, помогает. Я, правда, еще не знаю, в каком формате, поскольку с ними не созванивалась. Кто-то может просто поставить проволоку по себестоимости. Кто-то может сделать скидку. Либо же попросят часть партии оплатить. Будем оплачивать.

«Смотрю на их тазики женскими глазами - и понимаю, что постирать эту дубовую форму невозможно»

- А кому в данном случае понадобилась армированная проволока?

- Саперы из 81-ой бригады. Я так понимаю, для растяжек, минирования.

- Расскажи про обычный свой день. Какой круг проблем приходится решать волонтеру?

- Основная проблема, не теряющая своей актуальности, - форма и берцы. Это просто головная боль. Мне каждый раз кажется, что мы вот-вот с этим закончим, вот-вот всех оденем; вот, уже вроде и государство что-то начало делать… А по итогу - ничего. И приезжаем мы, например, в расположение 30-ой бригады, ребята стоят в поле. И они говорят: «У нас одна мечта - помыться».

И мы сейчас этим занимаемся. Вот, у Хоттабыча (известный волонтер. - Е.К.) есть автобаня, она сейчас в Харькове на ремонте, хотим привезти ее в 30-ую бригаду, чтобы они хотя бы нормально помыться могли.

Одеты они все в «разнобой», естественно, кто во что. И после того, как они помоются, у них нет второго комплекта формы, чтобы надеть на себя.

- Скажи, а почему так происходит? Ведь вроде бы еще прошлой осенью я слышал реплики: «Берцы и летнюю форму можно уже не привозить, лучше заниматься спецификой: тепловизорами, беспилотниками, коллиматорными прицелами». Выходит, формы и берцев в нужном количестве нет. Но почему? Воруют? Быстро изнашивается?

- Не то, что изнашивается. Вот, бэушная натовская, которую мы покупаем - долго носится. А наша изнашивается очень быстро. Даже та наша, которую Минобороны сейчас якобы закупает, - ею недовольны категорически. Садится после стирки, горит - просто не подходит!

Плюс условия, в которых все это приходится носить. Места дислокации - в полях, в грязи. Живут они в палатках, блиндажах и т.п. Много месяцев кряду грязи было - по колено. Стирать - холодно. И я смотрю на их тазики - и не представляю, как на этом холоде, в этом тазике, можно постирать дубовую форму!

- Может, логичнее тратить деньги не на форму с берцами, а на какие-то комплексы по стирке и мойке?

- Ну, вот я об этом сейчас задумалась. Потому что смотрю на ситуацию женскими глазами - и вижу, что постирать это невозможно. Опять же, где все это высушить, когда вокруг - толпа людей?

- То есть, в этих условиях ребята поносили эту форму с берцами - и хоть выкидывай?

- Да, она быстро изнашивается, пачкается и превращается в полный непотріб, который некуда деть.

«Беспилотники - это ценная информация при экономии жизней наших ребят»

- Сколько длится твой волонтерский рабочий день?

- Я встаю в 8. Значит, с 9 до 12 ночи.

- А как же время на книжки, фильмы, на то, чтобы прошвырнуться по магазинам? На это время есть?

- Нет. Я, вон, маникюр никак не могу сделать (смеется). Книжку я с лета мучаю одну-единственную.

- Какую?

- Фэнтези читаю, для разгрузки мозгов на данном жизненном этапе. Но если раньше я такую книжку прочитывала за 2 дня, то сейчас…

- А почему именно фэнтези? Столько мрачной реальности перед глазами, что хочется чего-то такого, чего не могло быть по определению?

- Да. Нахожу альтернативный источник реальности, чтобы немножко отвлечься.

- «Армия SOS « работает по множеству направлений, и выпячивать одно в ущерб другому - все равно, что спрашивать: что важнее для футболиста: скорость или удар? И все-таки спрошу: какое сейчас, на твой взгляд, важнейшее направление вашей работы?

- Важнейшие - беспилотники и еще одно направление, рассказывать о котором я, к сожалению, не могу.

- Ну, тогда хоть вкратце.

- Радиоразведка.

- Понятно, почему не можешь рассказывать. Скажи, а эти два направления сейчас важнее всего, потому что на фронте - относительное затишье?

- Да, нам надо понимать, как они готовятся, что происходит. Опять же, когда перемирие, очень активизируются ДРГ-шники (ДРГ - диверсионно-разведывательная группа.- Е.К.). Вот, мы последнюю неделю там провели - и нас везде предупреждали. Да и когда общаемся, то слышим сообщения по рации: «Зашла группа, 7 дрг-шников, будьте осторожны».

Наши, соответственно, тоже начеку: ловят их, тоже ходят на разведку. И одно из направлений - помочь нашим разведчикам. Чтобы они могли выполнять свою работу незаметно для противника и безопасно для себя.

- Некоторые люди бурчат: «Ну, мы понимаем сбор денег на коллиматорные прицелы, на тепловизоры. Но зачем эти беспилотники? Они же дорого стоят! Ну, запустил ты его - и что дальше?» Что скажешь в ответ на такие претензии?

- Это разведка. С неба можно увидеть то, что нельзя увидеть с земли. И это экономия жизней. Грубо говоря, группа разведчиков должна с риском для жизни зайти на вражескую территорию и разведать какую-то информацию. Но это же делает и беспилотник! И даже если его собьют, это - металл. Да, это еще и деньги, их жаль, но ведь это не жизнь людская! И сверху хорошо видны места дислокации техники противника, сколько там этой техники, и т.д.


- Часто ли сбивают наши беспилотники?

- Не то, что сбивают, сейчас появилась новая проблема: они перехватывают направление и угоняют наши беспилотники.

Был случай, когда у нас угнали беспилотник; потом он упал где-то на их территории, и наши разведчики сходили туда и смогли его забрать. Но бывало и так, что угоняли безвозвратно.

- Скажи, в самом ли деле наши беспилотники, летающие над оккупированной территорией в последние месяцы, отмечают колоссальную фортификацию, проведенную противником?

- Да, это правда. Строят окопы, блиндажи, укрепрайоны. Времени даром не теряют. И если мы в ходе перемирия непонятно чем занимаемся, то они готовятся. Мы приезжаем на передовую, и ребята делятся новостями. Они ведь тоже слушают частоты сепаров - и прекрасно знают, как там у них все происходит. В 7 утра подъем, рыть окопы… Дисциплина присутствует, их там хорошо готовят.

- А у нас такое укрепление ведется?

- Сложно сказать. Все зависит от бригады. Там, где правильное командование - там есть и дисциплина, и все на свете. Но не везде.

- Ты сама веришь в то, что перемирие продлится сколько-нибудь долгий срок?

- Нет, не верю. Им все равно нужно продвинуться как можно дальше. Ну, вот сейчас ни для кого не секрет, что делается буферная «серая» зона. И все наши ребята знают, что их будут потихоньку отводить, и что территории будут сдаваться. Но мы же прекрасно понимаем, что это не будет серая зона, они просто придвинутся по ней ближе. Им нужно урвать как можно больше земли для дальнейшей экспансии, дальнейших торгов.

И потом, Путину нужен сухопутный коридор на Крым. Потому что идея с этой Керченской переправой, по большому счету, неосуществима.

«Привезли артиллеристам планшет, те быстро сделали расчеты - и тут же «грады» качественно отработали по противнику…»

- Сколько тебе лет?

- 32.

- Замужем?

- Нет.

- Если отмотать твою жизнь на 2 года назад - как в такой же будничный четверг ты проводила свободное от работы время?

- Либо встреча с друзьями, либо поход в кино, игра в спортивный покер.

- Совсем другая жизнь. И много ли друзей из той жизни у тебя осталось?

- Ну, как, остались многие. Они говорят: «Мы тобой гордимся! Ты молодец!» - а сами поехали на Мальдивы (смеется. - Е.К.).

- А ты почему так не можешь, хотя бы отчасти? Чтобы посвящать волонтерству 2-3 часа - и продолжать себе играть в покер. Чтобы и для дела, и для себя…

- Ну, вот не получается у меня так. Это, кстати, и Крыма касается: если бы я знала, что стану известной, - взяла бы себе какой-то псевдоним. Подстраховалась бы, помогала скрытно - хотя бы для того, чтобы иметь возможность ездить в Крым, навещать семью (сейчас я такой возможности лишена).

Но я не знала, что все так случится. Все это началось с Майдана: я писала, люди меня читали, и этот маховик раскручивался. И теперь получается, что вся эта известность помогает собирать большие средства и больше помогать. Это большая ответственность, и бросить все это я тоже уже не могу. Потому что заработать такой ресурс для того, чтобы достучаться до людей - и от него отказаться…это грех, я считаю. Потому что многие пытаются, и у них не получается. А у меня получилось - и сказать, что я устала, мне хочется почитать книжку и поиграть в покер, я не могу.

Плюс у меня цель: не просто победа, как у всех. Мне же еще надо, чтобы Крым вернули (смеется. - Е.К.)! Я домой хочу!

- Не раз видел, как наши ребята на фронте радуются присланному грузу. Бывает, привезенное волонтерами здорово помогает буквально на следующий день. У тебя в последнее время такие случаи бывали?

- Говоря об основных направлениях нашей работы, я забыла упомянуть планшеты. И вот была ситуация, еще до перемирия, когда привезли артиллеристам планшет, тут же провели по нему расчеты - и буквально через час «Грады» очень качественно отработали по противнику. Как раз поступила важная информация - и благодаря планшету они быстро сработали.

- А какое обеспечение вы ставите на планшеты?

- Там идет разработанная нашими IT-шниками программа «Армия SOS» - военный геоинформационный софт с различными дополнительными функциями и баллистическими расчетами, используемый не только артиллерией, но и другими подразделениями. Например, разведкой. Как дополнение устанавливаются калькуляторыЯрослава Шерстюка. Планшет с таким программным обеспечением можно использовать и как дальномер. Только цена планшета ниже, а функций намного больше. Программа позволяет сократить время расчетов для стрельбы из артиллерийских установок, что позволяет быстро как отвечать на удары противника, так и оперативно наносить их первыми.

Саперы сейчас тоже заинтересовались планшетами, просят: им, как выяснилось, удобно выставлять на них заминированные участки.

- Неудивительно: еще с прошлогодней весны обе стороны потеряли координаты сотен заминированных точек…

- …Но мы предупреждаем: если вы попали в плен, планшет надо разбить, карточку - съесть (улыбается).

«Уезжая с фронта, больше всего боюсь, что в следующий раз могу этих ребят уже не увидеть»

- Многие люди, слыша термин «перемирие», успокаиваются и перестают помогать фронту. Скажи, что невозможно понять про фронт до тех пор, пока сам туда не поедешь?

- Я сейчас потихоньку начинаю понимать, отчего люди, услышав слово «перемирие», абстрагируются и перестают помогать. Они считают: если не стреляют - значит, все хорошо, и никаких потребностей ни у кого нет. Но они не понимают одной вещи: наши ребята там стоят на том же месте, в тех же условиях и с теми же потребностями. У них никуда не деваются житейские потребности: постирать форму, самому помыться, привезти себя в порядок и так далее. Перемирие не означает, что все перестали болеть, прекрасно себя чувствуют и живут в нормальных условиях. Да в тех же условиях они живут. И ты это понимаешь, когда приезжаешь туда. И перемирие давит на них, в моральном плане им тяжело: сидят и ждут непонятно чего. Им намного проще, когда стреляют: тогда они хотя бы понимают, что происходит. А так они месяцами находятся в одном и том же ареале обитания, общаются с одними и теми же людьми. И когда мы приезжаем, они рады - потому что можно отвлечь глаза, посмотреть на других людей.

- Приезжающим красивым девушкам, наверное, уделяется особое внимание?

- Не сказать, что особое, они в принципе рады приезжающим. Я, скажем, никогда не сталкивалась с какой-то фамильярностью; они действительно очень рады. Ни разу не прозвучало: «О, к нам тут красивая девочка приехала!» Просто приехала - и уже хорошо. Они всегда относятся с большим уважением, стараются как-то порадовать.

«…И военный нам кричит: «Срочно педаль в пол – и валите как можно быстрее! Работает снайпер!»

И мы, приезжая, не ведем себя как развеселые девочки. Держим дистанцию, все это понимают, и у нас происходит нормальное общение, не бывает никаких конфликтов.

- Тяжело уезжать оттуда обратно в Киев? Многие волонтеры говорят, что испытывают нечто вроде стыда: мол, приходится оставлять ребят. Хотя, казалось бы, им-то чего стыдиться?

- У меня другое ощущение: я боюсь, что больше могу их не увидеть. Что, вот, мы поговорили, я пообещала что-то в следующий раз привезти и уже думаю, где это достать. И при этом постоянно боюсь, что все это уже будет некому довезти.

- А ты позволяешь себе прикипать к кому-то душой?

- Нет, мы наоборот стараемся найти тех, кому еще никто не помог, помочь им. Были вот, к примеру, своего рода любимчики, которым я помогала, - из спецназа. Но я им помогла, полностью их обеспечила - и все. Мы дружим, общаемся, когда они на ротации - пьем кофе, у нас прекрасные отношения. Но чтобы было какое-то «усюсю» - такого нет. И любимчиков - а этим грешат многие волонтеры - я стараюсь не заводить. Потому что все начинаешь кидать на них, а другие остаются без помощи. Мы стараемся не переступать ту грань, за которой начинаются не потребности, а капризы: мол, я хочу не этот нож, а вот такой…

Вот если я такое слышу, я говорю: «Знаешь что? Не нужен тебе - я знаю, кому отдать, у них ножей вообще нет». Со мной такие номера не проходят.

«…И военный нам кричит: «Срочно педаль в пол – и валите как можно быстрее! Работает снайпер!»

- В передряги попадать доводилось?

- Ну, такие случаи потихоньку стираются из памяти…Самое страшное - это всегда первый случай. Когда в сентябре месяце мы сидели в 25-ой бригаде, был обстрел, и вот тогда было страшно. А нас еще попросили вывезти «трехсотых», и мы на убитом фольксвагене с незакрываемыми окнами прорывались по этой зоне, чтобы забрать раненого. Было страшно от сознания того, что в любой момент в тебя может попасть - и все.

Еще боюсь нарваться на ДРГ. Работают ведь группы, которые воруют конкретно волонтеров. Поэтому, естественно, ездим с регистрированным оружием, стараемся быть начеку, соблюдаем кучу мер безопасности. Но, как говорится, никто не застрахован. И совсем недавно была такая ситуация. Возвращались мы из одного места…а одно из правил гласит: не останавливайся, если в опасной зоне ты видишь машину якобы с поломкой. Как бы тебе этого не хотелось! Потому что тебя таким образом могут тупо ловить.

И вот мы смотрим: стоит машина, и вроде как военная, меняют колесо. И мы останавливаемся, потому что увидели знакомое лицо, и это наш военный. А он бежит к нам и показывает: не выходите из машины! Мы ничего не можем понять, открываем тихонечко бронированную дверь, и он нам: «Срочно педаль в пол - и валите как можно быстрее, работает снайпер!». Оказывается, им снайпер прострелил колесо.

- Ничего себе…

- А поскольку машина бронированная, то снайперы бьют по колесам…Ну, мы по газам! Дорога убитая, я не знаю, как мы там 160 км в час летели по этой простреливаемой местности, чтобы не попали.

И вот в самом конце слетаем с горки - и видим: в соседней полосе стоит камуфлированная машина. Мы проезжаем - и тут машина начинает перестраиваться в нашу полосу. А у нас скорость еще не сильно сброшена, и мы стараемся обогнать его и перестроиться в другую полосу. А он начинает нас резать! И вот тут у меня сердце и кольнуло: «Ну, все, приехали!» То есть, я понимаю, что нас тупо останавливает непонятно кто и непонятно зачем. И у меня случился острый укол страха, а потом мысль: что делать дальше?

А у меня винтовка «Зброяр», там очень неудобный затвор, и я до сих пор не могу научиться его быстро передергивать, не хватает сил… Но тут я впервые, с первого раза, очень быстро передернула затвор (хохочет. - Е.К.). Не сломав себе пальцы, ногти, все остальное. Просто как по маслу!

- И чем все закончилось? Это были наши?

- Мы этого так и не поняли; та машина уехала куда-то огородами. Но нарваться на нее сразу после истории со снайпером - приятного было мало…

Реквізити для благодійної допомоги армії

в рамках ініціатив групи АРМІЯ SOS

http://www.armysos.com.ua

-------------------------------------------------------------------------------

Загальна Картка Приватбанку: 5168 7420 1174 1463

Отримувач: Oleksii Savchenko

-------------------------------------------------------------------------------

Картка Приватбанку для збору коштів на БПЛА: 5218 5722 1125 3476

Отримувач: Oleksii Savchenko

-------------------------------------------------------------------------------

ПАО КБ ПриватБанк

Код отримувача (ОКПО, ЕГРПОУ): 14360570

Код банка отримувача (МФО): 305299

Рахунок отримувача: 29244825509100

ИНН: 3123917311

ОБОВ'ЯЗКОВО вкажіть призначення платежу: для поповнення картки

№ 5168 7420 1174 1463, Oleksii Savchenko

-------------------------------------------------------------------------------

Банківські Реквізити Благодійного Фонду «АРМІЯ СОС»

Назва Фонду: «АРМІЯ СОС»

Адреса: Україна, Київ, 01033, вул. Василя Яна 3/5.

Тел: +38-068-686-5439 / +38-044-223-4040

ЄДРПОУ / ДРФО 39363613

Банківські Реквізити.

Назва Банку: ПАТ Комерційний Банк «ПРИВАТБАНК»

Рахунок UAH: №26002056204356

Адреса Банку: Україна, м. Дніпропетровськ, 49094, Вул. Набережна Перемоги, 50. м. Дніпропетровськ, 49094, Україна (ЄДРПОУ 14360570, код банку 380269)

Тел Банку: 0800-500-003

Стоимость денег в Украине продолжает оставаться на очень высоком уровне. Это обусловлено тем, что главный индикатор их цены- учетная ставка Нацбанка сейчас составляет 30% годовых. В последний раз учетная ставка была зафиксирована на столь высоком уровне еще в 2000 году. А в докризисные 2004-2007 годах, когда украинская экономика, как считается, находилась на пике, Нацбанк фиксировал свою главную ставку на отметке 8-10%. Одной из целей повышения ставки до 30% было желание Нацбанка остановить девальвацию. Регулятор рассчитывал, что гривневые ресурсы будут обходиться так дорого, то спекулянтам будет невыгодно их привлекать для дальнейшего обмена на доллар. Таким образом планировалось уменьшить спрос на иностранную валюту на межбанковском рынке и, соответственно, ее стоимость.

Банкиры считают текучий размер учетной ставки отвечающим уровню инфляции и общей Учетная ставка меняется для достижения стабилизации финансового рынка и контроля уровня инфляции. «Повышение учетной ставки свидетельствует об ужесточении кредитно-денежной политики со стороны регулятора, что в общем-то оправдано в текущей ситуации. Однако, следует отметить, что влияние увеличения учетной ставки на инфляцию довольно опосредовано, так как инфляция вызвана в первую очередь подорожанием импортных товаров вследствие стремительной девальвации гривны»,- отмечает первый зампред правления UniCreditBank Тамара Савощенко.

Дорогое кредитование

Учетная ставка является главным индикатором стоимости всех денег в экономике. Поэтому ее повышение влечет за собой рост процентных ставок как по депозитам, так затем и по кредитам. В связи с этим банкиры сейчас фактически не могут кредитовать экономику, так как мало какой бизнес может обеспечить ту доходность, которую необходимо выплачивать по займам. «В связи с решением НБУ по увеличению учетной ставки до 30% средние ставки по срочным вкладам сроком на год, три месяца и полгода сравнялись и в гривне, и в долларах. Это приводит к тому, что короткие деньги, которые можно взять или разместить в НБУ, имеют именно такую стоимость. Но для долгосрочных ресурсов для предоставления кредитов для потребностей реального сектора экономики, а также для кредитования населения, такая ставка является очень высокой, так как в сегодняшних условиях вести бизнес с использованием кредитных средств с таким уровнем маржинальности очень и очень сложно»,- говорит член правления ОТП Банка Владимир Мудрый.

При этом участники рынка сетуют на то, что повышение цены денег вряд ли позволит улучшить ситуацию с кредитованием. «Кредитования как такового нет, отток вкладов населения учетная ставка не остановит. Инфляция также вызвана не повышением потребительской активности, а прочими факторами роста цен. Поэтому действие по повышению учетной ставки логичное, но вряд ли оно даст стабилизационный эффект,- говорит заместитель председателя правления Юнион Стандард Банк Ольга Гулькова.- Более того, оно уже вызвало повышение депозитных ставок банками для привлечения ресурсов. банки понять можно. Если НБУ дает ресурс под такую ставку, то можно попробовать привлечь такой ценой и спрятанные у населения депозиты. К сожалению, для нынешнего рынка такая цена ресурсов практически полностью перекрывает перспективы финансирования экономики банками. Реальный сектор и так был вынужден сократить маржинальность бизнесаи отработать кредит, выданный под высокую ставку, не сможет».

Ожидания снижения

Банкиры надеются на снижения главного индикатора, так как при ставке в 30% они не могут рассчитывать на дешевые ресурсы ни для себя, ни для своих клиентов. Однако сомневаются, что это произойдет в ближайшее время. «Здесь все зависит не только от решения регулятора, но и от ряда объективных макрофакторов. Еще недавно мы все очень сильно ожидали, что такое решение будет уже совсем скоро. Но вышли статистические данные по инфляции в реальном секторе, и при таком уровне инфляции со стороны НБУ нелогично было бы опускать ставку рефинансирования»,- говорит председатель правления Укргазбанка Кирилл Шевченко.

Поэтому ожидать, что учетная ставка снизится, можно разве что в среднесрочной перспективе. Однако это может случиться только при условии, если не в экономической или политической секторах не произойдет каких-то чрезвычайных событий. «Национальный банк при установлении учетной ставки ориентируется, прежде всего, на ожидаемый показатель инфляции, но принимает во внимание и другие соображения. В данный момент ситуация с инфляцией, которая уже достигла 45% и продолжает ускоряться, формально не дает оснований для снижения процентной ставки»,- говорит главный экономист Альфа-Банка Алексей Блинов.