Пока экономика Украины уверенно приближается к дефолту, бывшие регионалы, пролезшие в постреволюционный парламент, тратят на «красивую жизнь» десятки миллионов гривен. Ситуацию усугубляет то, что тратят они не свои деньги, а кредитные средства, полученные от европейских финансовых структур на развитие бизнеса.

Со дня победы Революции достоинства и свержения режима Януковича прошел почти год. Однако, ситуация в стратегических для страны сферах жизнедеятельности не изменилась. Бывшие регионалы продолжают грабить украинцев и иностранных инвесторов, в судах процветает тотальная коррупция, реформы, обещанные правительством, остаются только на языках и бумаге.

Более трех лет представители «УкрСибБанка» - дочерней структуры ведущей в ЕС финансовой группы компаний BNP ParibasGroup и ЕБРР, пытаются защитить в украинских судах свои права. В частности — обязать владельца автомобильного холдинга «АИС», народного депутата Украины Дмитрия Святаша, вернуть полученный кредит и проценты за 6 лет. Общая сумма долга на данный момент составляет $1 млн в долларовом эквиваленте.

Афера Святаша и его партнера по нечистому бизнесу Владимира Полякова строилась на банальной схеме «развода» на деньги банковских учреждений. На фиктивные фирмы, созданные в структуре «АИС», за подписью подставных, не раз судимых директоров, в период 2007-2009 годов были оформлены кредиты «УкрСибБанка» на общую сумму более $100 млн. Целевое назначение кредита — развитие корпорации.

Вместе с тем, учитывая респектабельность заемщика, «УкрСибБанк» предоставил Святашу право пользования услугой овердрафт. Говоря простым языком, эта услуга позволяла заемщику списывать со своей кредитной карты на текущие расходы суммы, превышающие остаток на счету. Однако в установленные договорными обязательствами сроки Д. Святаш должен был вернуть на кредитную карту потраченную сумму плюс проценты.

Текущие расходы Святаша оказались более чем весомыми. За небольшой промежуток времени нардеп снял с кредитной карты сумму, эквивалентную $1 млн. Тратил эти деньги, в основном, на покупки предметов роскоши в дорогих магазинах и ужины в фешенебельных ресторанах. Однако возвращать кредит «УкрСибБанку» Святаш не собирался.

Банк решил перевести отношения с недобросовестным заемщиком в русло судебных разбирательств. Однако, во времена правления Януковича, суды под различными предлогами становились на сторону Святаша, принимая достаточно странные решения, направленные на затягивание процесса и постепенное освобождение одиозного регионала от платежных обязательств.

Более трех лет суды не могут сосчитать, сколько же потратил со своей кредитной карты Д. Святаш. Хотя для этого необходимо обладать навыками математики младших классов средней школы. Счета, предоставленные истцом, отправляются на все новые и новые экспертизы и пересчеты.

После Майдана, бегства Януковича и анонсированных новым премьер-министром Украины реформ — в том числе люстрации судей и правоохранительных органов, у французских банкиров появилась надежда наконец-то отстоять свои законные интересы в суде. Тем более, что новое руководство страны начало очень тесно общаться с европейскими финансовыми институтами на предмет выделения Украине кредитных ресурсов.

Однако, надежды пока так и остаются надеждами. В судах ничего не изменилось, коррупции не поубавилось. 21 января текущего года Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ), вместо рассмотрения иска «УкрСибБанка» по сути, удовлетворил ходатайство Д. Святаша и передал дело на рассмотрение Харьковскому апелляционному суду. Французских банкиров такое решение суда обескуражило, так как объективных причин для переноса дела из Киева в Харьков не было.

Столь странное решение играло лишь в пользу экс-регионала. Дело в том, что именно Харьков «подарил» Святашу путевку в новый созыв Верховной Рады Украины. А потому шансы на объективное рассмотрение дела харьковским судом призрачны.

Когда высшие должностные лица Украины начнут реальную борьбу с коррупцией в судах — остается загадкой. Как, впрочем, загадкой остается и то, когда тот же МВФ предоставит нашей стране очередной кредитный транш.

По мнению экспертов, судебный беспредел в деле «УкрСибБанка» может обернуться очень печальными последствиями для всей страны. По мнению эксперта Александра Охрименко, если собственники банка — французский BNP ParibasGroup и ЕБРР обратятся с жалобой в МВФ, ни о каком дальнейшем кредитовании Украины речь идти уже не будет. По крайней мере, до восстановления стабильности и реализации анонсированных премьер-министром А. Яценюком реформ по прекращению коррупции в судах. Впрочем, об этом уже четко заявила глава МВФ Кристин Лагард.

«Вы, главное, скажите своим читателям, что мы всегда готовы их защитить», - говорят мне бойцы 27-го реактивного артиллерийского полка, расположенного в Сумах. Так интригующе они отвечают на вопрос о боевых выездах и эффективности реактивной артиллерии, в частности установок «Ураган», которые являются главным вооружением Сумского полка. Но в связи с последними боями на Донбассе мой вопрос отпадает сам собой – уже даже «сепарам» понятно, что эффективна.

В интервью Цензор.НЕТвоеннослужащие рассказали, как волонтеры «подняли с колен» системы залпового огня «Ураган», какие запрещенные снаряды использует российская армия, почему командование полка не оказывает должную поддержку бойцам на передовой и почему артиллерии нужно в срочном порядке менять тягачи для систем огня.

Мы общались со:

- Старшим лейтенантом Николаем Цукановым, который в данный момент выполняет боевые и служебные задачи в «зоне АТО». Некоторое время назад офицер уволился из Вооруженных Сил Украины, однако вернулся на службу после начала агрессии со стороны России. Говорит, что контракт пока не подписывал.

- Старшим лейтенантом Владимиром Чепиком - заместителем командира батареи по работе с личным составом. «В миру» он работал начальником юротдела управления архитектуры города Сумы. Размышляя о природе этой войны, Владимир говорит об отношении с российскими родственниками: «Родственники из российской глубинки относятся с пониманием. А с родными в Таганроге мы прекратили общение после того, как моя жена запостила в «Одноклассниках» фотографию мальчика с надписью «Ось такий юний бандерівець»... Все войны заканчиваются, а память остается. Я не уверен, захочу ли я после войны возобновить общение со своими родственниками из России».

- Старшим солдатом Юрием Бутыриным - командиром отделения. Говорит, что дважды ходил в военкомат, просился именно в артиллерию, потому что ранее служил в 30-й артиллерийской бригаде. На днях в семье Юрия появился третий ребенок, что давало ему законный повод уйти из армии. Однако, он осознанно продолжает службу и не ждет дембеля.

Все три бойца относятся к так называемым мобилизованным добровольцам. На защиту Родины встали с первых же дней путинской агрессии:

Владимир Чепик: Когда началась заворушка в Крыму, мы поняли, что это только начало - пытались сформировать отряды самообороны. Ведь Сумская область пограничная. Потом стало понятно, что будет мобилизация. Я ранее не служил. Первые три месяца мне армия давалась тяжело, учитывая мою свободолюбивую натуру. Сейчас уже втянулся. Не исключаю, что после демобилизации будем также создавать отряды самообороны, чтобы враг у нас не прошел.

«Благодаря нашей работе неприступные форпосты брались за несколько дней», - сумской полк реактивной артиллерии

Иногда нас прямо спрашивают: «Где же вы раньше были?»

- Боитесь, что пройдет?

Владимир Чепик:Мы не боимся, а ждем. Наша область еще с 2004 года закаленная - будем защищать свою землю. На востоке население по этническому составу другое, а у нас абсолютное большинство считает себя украинцами.

Николай Цуканов:В Сумах небольшие микрогруппы пытались ходить с российскими флагами. Но местные жители им быстренько надавали по шапке. Я уверен, что если возникнет необходимость, Сумы встанут в полном составе и пойдут защищать свой дом.

Юрий Бутырин: На самом деле, сепаратистов рядом с нами много, хотя они могут не подозревать об этом. Такие люди живут по принципу «Своя хата с краю, ничего не знаю». Например, пускают салюты, не думая, что кому-то эти салюты напомнят старую рану. И никак не поддерживают армию.

- Реактивную артиллерию в этой войне применяют как последний аргумент? Насколько она востребована?

Николай Цуканов:Использование реактивных систем залпового огня может иметь широкое применение. Поражающая площадь «Ураганов» порядка 30-40 гектар, поражает цель на расстоянии порядка 36 км. В России есть модифицированные снаряды, которые на этой же базе долетают на 100 км. Любой профессионал вас заверит, что реактивная артиллерия очень необходима нашей армии. В условиях проведения антитеррористической операции основную роль в поражении противника выполняет именно она.

Реактивная артиллерия используется при выполнении различного рода задач: сковывают наступление противника, прикрывают отход наших войск. Поражают колонну, поражают цели больших размеров. При уничтожении малогабаритных целей ее не используют, поскольку это не рационально. С помощью наших систем можно также минировать местность противотанковыми минами, сковывая наступление противника.

Юрий Бутырин:Ребята на передке нам всегда благодарны. Иногда прямо спрашивают: «Где же вы были раньше?» Есть стратегические точки, которые брали не один месяц, и на которых полегло немало наших ребят. Благодаря нашей работе эти пункты брались за 5 дней.

«Благодаря нашей работе неприступные форпосты брались за несколько дней», - сумской полк реактивной артиллерии

- Не могу не поднять вопрос, который мусолится российской пропагандой, про то, что украинская артиллерия якобы стреляет по жилым пунктам…

Юрий Бутырин: Вы правильно сказали, что это выдумки российской пропаганды. По населенным пунктам мы не стреляем, даже если оттуда идет огонь. Мы вторая линия обороны, которая прикрывает первую. Были такие цели, которые находились в тылу врага - значит, нам нужно было закинуть снаряд не на поле боя, а намного дальше. В таких случаях мы стояли на самом передке, а уже за нами - минометы, гаубицы и пушки.

- Неоднократно поступали сведения о применении российской стороной снарядов запрещенного типа. Вам известны такие случаи?

Николай Цуканов:Насколько мне известно, российская сторона использовала фосфорные боеприпасы. Это я знаю со слов коллег, на себе я это, слава Богу, не прочувствовал.

Юрий Бутырин:Наши ребята видели. После отбоя сначала прилетали фугасы, а потом - кассетные бомбы. Это из расчета сначала уничтожить технику, а потом личный состав. Когда было наступление в секторе Д, мы отходили, я лично видел над головой разрыв кассетки. Скорее всего, она была выпущена из гаубицы. Тогда они промазали.

Главная потребность - сделать платформой для перевозки артиллерийской части КРАЗы

- Насколько в вашем подразделении налажено обеспечение личного состава?

Юрий Бутырин: По уставу подразделение хоть и оснащено оборудованием, на самом деле, этого недостаточно. Именно благодаря волонтерами мы получили хорошее обеспечение и спальными мешками, термобельем, берцами, одеждой и даже предметами быта. На плечи волонтеров также ложится и ремонт техники.

Нам для охраны лагеря нужны были радиостанции. Я всем через Фейсбук написал эту просьбу, обращался ко всем, кто может помочь. Так мы познакомились с волонтерами, которые помогают нам до сих пор. Позже с командиром дивизиона было договорено, что координацию работы с волонтерами осуществляю я.

Важно, что благодаря волонтерам шел постепенный ремонт техники. Есть такой Юрий Синько. Он пришел в полк и вместе с солдатами начал ремонтировать машины. Тогда машины стояли на хранении и не могли двигаться. А нам нужно было совершить марш. Благодаря этому человеку наши машины поднялись с колен.

- Украинские системы залпового огня стояли на коленях?!

Юрий Бутырин: На момент, когда нас отправили в зону АТО, большинство техники было в отличном состоянии, если сравнивать с тем, что было изначально. Сперва на марше машины очень ломались. В марте у нас был, думаю, самый крупный выход за всю историю полка - вышли все до единой машины. Только благодаря волонтерам. Не хватало запчастей. Плюс машины потребляют очень много топлива. Да еще и все ломалось.

Владимир Чепик:Батареи формировали как раз по ходу ремонта техники: одну отремонтировали - отправили, и так постепенно мы достигли того, что все батареи в строю.

На сегодняшний день главная потребность - перенести артиллерийскую часть системы на базу КРАЗа. Потому что сегодня мы перевозим орудия на ЗИЛах, а к ним очень трудно искать запчасти. Волонтеры выискивают их по всему миру в прямом смысле этого слова. К тому же, они берут много топлива.

Юрий Бутырин:Есть еще один нюанс. ЗИЛ разрабатывался как тягач в условиях севера. На снегу она себя прекрасно чувствует, на ней можно даже полицейские развороты делать. Но как только появляется слякоть, машина становится неходовой. Мы иногда даже не могли выехать из посадки. Приходилось ждать порой по нескольку дней, пока земля просохнет.

«Благодаря нашей работе неприступные форпосты брались за несколько дней», - сумской полк реактивной артиллерии

Бойцы на волонтерском складе в Сумах

- На высшем уровне вопрос замены тягачей поднимается?

Юрий Бутырин: У нас уже есть официально принятые на вооружение КРАЗы. Но пока это в единичных экземплярах. Я уверен, что Минобороны экономически более выгодно старую технику просто положить на поле, а потом уже доставлять новую.

- А само оружие не подводит?

Николай Цуканов: Артиллерийская часть одинакова. Менять нужно тягачи. Сейчас Минобороны действительно переходит с ЗИЛ-135 на КРАЗ. Это наиболее экономически выгодный вариант.

Лично у меня на ватных штанах бирочка 1975 года

- Как обстоят дела со вспомогательной техникой?

Юрий Бутырин:Опять-таки, благодаря волонтерам наша батарея обеспечена тепловизорами, биноклями, метеостанциями, оптическим прицелом для снайпера и дальномером к этому прицелу. По поводу лазерных дальномеров, скажу сразу, что в нашем полку они не нужны. Они пригодятся минометным батареям, которые стоят на передке. Мы же не использовали их ни разу. Поэтому если у кого-то есть желание помогать армии дальномерами, нужно выходить на ствольную артиллерию.

Тепловизор очень помогает в охране. Технику с его помощью видно очень далеко - металл нагревается и виден по тепловизору. А если тепловизором оборудовать беспилотник, то никакие масксети не помогут - вся техника, как на ладони. Что касается людей, то в густой посадке роль тепловизора там больше на слух, ну а в поле видно очень далеко. У нас был показательный случай, когда мы благодаря тепловизору распознали мирных людей. Мы видели, что на нас движется два человека, непонятно с какими намерениями. Но по тепловизору отследили, что они просто кукурузу ломали. Единственное, чего пока не хватает, - чем заменить ветровое ружье.

- Волонтеры-волонтеры… Чем вас обеспечивает Минобороны?

Юрий Бутырин:Постепенно оно нас обеспечивает, но не тем качеством, как хотелось бы. Чтобы сравнить работу Минобороны и волонтеров, приведу пример. Была поездка военнослужащих из моей батареи в другую часть за запчастями. Они два дня не могли попасть на территорию этой части из-за бюрократической волокиты. Мы позвонили Юрию Синько и сказали, что нужны карбюраторы. Заявка была тотчас же принята.

Владимир Чепик: Или заявка на аккумулятор. Минобороны на заводах забронировало все аккумуляторы. Я молчу о том, что волонтеры не могут их купить, но эти аккумуляторы по нашей просьбе не может купить даже директор компании, которая эти самые аккумуляторы производит!

- Если даже ремонт техники лежит полностью на волонтерах, то боюсь спрашивать о бытовых условиях…

Юрий Бутырин: По документам нам Минобороны выдало зимние комплекты одежды в середине декабря. Лично у меня на ватных штанах бирочка 1975 года. Бушлаты выдавали, как только мы пришли на пункт приема личного состава. Берцы выдали с задержкой - когда я уже успел переболеть воспалением легких.

Николай Цуканов: По спальникам и теплому белью докладывается, что они есть по факту. То, какого они качества и на какую температуру рассчитаны, - никого не волнует.

Юрий Бутырин:Летом мы жили в разных условиях. В зону проведения АТО приехали в августе. В перерывах между заданиями лично я спал просто в бронежилете и каске, потому что нужно было всегда быть наготове. Сейчас совсем другие условия - живем в помещениях. Благодаря волонтерам в базовом лагере и на выезде есть и обогреватели, и на чем готовить еду. Теплушки нет. Из транспортных машин у на столько ЗИЛ. Мы сами сделали тент из чехла, натянули дуги. Но туда все имущество батареи не помещается. На сегодняшний день пытаюсь найти к нашему ЗИЛу еще и прицеп.

- Насколько командование части содействует работе волонтеров?

Юрий Бутырин: Я догадываюсь, что командование не совсем хорошо относится. Руководство полка говорит волонтерам, что мы не нуждаемся в ремонте. И это в то время, когда мы звоним и просим те или иные запчасти.

Николай Цуканов:Это потому, что командованию они докладывали о том, что вся техника исправна. Поэтому придется отвечать, если это будет отличаться от реального положения дел.

Юрий Бутырин: Я считаю, что командир полка не проявляет должной инициативы и заботы о личном составе. Повторю, что вся заслуга по обеспечению военнослужащих одеждой и техникой лежит на волонтерах и на инициативе тех командиров, которые находятся на местах. Они реально видят ситуацию, участвуют в работе подразделения. Командир части не проявляет должной инициативы и в сотрудничестве с волонтерами: его подчиненные сообщали, что в помощи волонтеров не нуждаются. Хотя в то же самое время мы звонили волонтерам и говорили, что нам нужны те или иные запчасти. Я могу объяснить это тем, что командование отчиталось перед вышестоящими инстанциями в том, что все работает, а на самом деле это не так.

«Благодаря нашей работе неприступные форпосты брались за несколько дней», - сумской полк реактивной артиллерии

Я не надеюсь на то, что когда новый призыв наберут, нас отпустят

- Пытались ли донести до командира полка настоящее положение дел?

Юрий Бутырин: Я не вижу смысла. Если человек, не проверяя информацию, докладывает командованию, что мы готовы выезжать, значит, он на что-то надеется. Значит, его кто-то из нижестоящих уверил, что техника в рабочем состоянии. Есть ведь иерархия. Я вот сейчас сказал, что командир полка не обеспечивает работу с личным составом. Он, прочтя это, будет обращаться к нижестоящему командованию и в результате виноваты будут офицеры на местах, которые как раз и проводят работу с личным составом, и боевую, и профилактически воспитательную. Только благодаря таким офицерам и держится личный состав.

- Чего ждете от новой волны мобилизации?

Юрий Бутырин:Когда нас мобилизовали, отбора особого не было, всех подряд принимали. Если следующие три волны мобилизации будут на таком же уровне, то дела не будет. Если человек был трусом до армии, он таким и останется, если он до армии пил, то его уже не исправишь. Таким образом, у нас много людей отсеялось, много уехало в стройбаты - из полутора тысяч взяли 800 человек.

Поэтому я не надеюсь на то, что когда новый призыв наберут, нас отпустят. К тому же, новичков должны одеть, обучить, они должны между собой притереться. Мы притирались месяцев четыре до того, как попасть в зону боевых действий. И то, у нас было много отказников. Человек прямо говорил: «Хотите - арестовывайте меня, но я не поеду в АТО». Таким образом, те, кто поехали на передовую, фактически выполняют работу не только за себя, но и за тех, кто отказался ехать.

- Если бы было объявлено военное положение, дисциплину было бы легче налаживать?

Николай Цуканов:Было бы больше рычагов воздействия на личный состав, который ее нарушает. Сейчас максимум, что можно сделать - это лишить провинившегося военнослужащего премии.

Владимир Чепик:Дело в самом подходе. В армию нужно отобрать людей, которые готовы отдать государству всю свою жизнь. Я уверен, что когда придет время дембеля, будут агитировать остаться служить на контракте тех, кто хочет. Зарплату обещают поднять. То, что она должна быть высокой, это понятно. Но главное - найти людей, для которых деньги не были бы главной мотивацией. Миллионерами в армии не становятся. В Америке рядовой зарабатывает минимальную зарплату - там люди служат не из-за денег.

- Насколько в условиях войны целесообразно реформировать старую систему?

Николай Цуканов:На мой взгляд, проведение ряда реформ в ВСУ жизненно необходимо, уделяя особое внимание боевой подготовке, поскольку каждый военнослужащий должен быть профессионалом своего дела, твердо зная и автоматически выполняя все, что необходимо для точного выполнения боевой задачи.

Владимир Чепик:Времени еще прошло мало. Однако, наблюдая за происходящим, я ни от одного украинского политика не услышал внятного месседжа про профессиональную армию. За полгода могли бы с нуля создать хотя бы одно подразделение, куда набрали бы исключительно профессионалов. Все только говорят, что надо-надо.

За три месяца притирки я для себя сделал вывод, что, вероятно, не надо винить только Януковича в развале украинской армии. Она начала разрушаться гораздо раньше из-за отсутствия инициативы на местах. Занимались показухой, а все недочеты перед генералами скрывались. Говорят, это осталось еще с советских времен.

Юрий Бутырин: С моей точки зрения, на местах есть страх перед высшим командованием - боятся проявлять инициативу. Армия до сих пор живет такими принципами. Между собой армейцы называют ее УПА - «українська паперова армія». Из-за невероятной бюрократии. Те, кто находится на передке, сейчас говорят, что не смогут вернуться в такую армию.

Помощь 27-му артиллерийскому реактивному полку:

http://goo.gl/CUk37p - Карти VISA, Master Card.

Карты ПриватБанка:

4731 1856 0216 5711 Павел Нарожный

5168 7423 3717 0868 Юрий Синько

PayPal: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Фотоотчет о проделанной работе: www.facebook.com/sumyartpolk Источник: http://censor.net.ua/r321072

Народные депутаты приняли за основу проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно децентрализации полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля и совершенствования градостроительного законодательства», тем самым начав децентрализацию системы архитектурно-строительного контроля.

Коррупционная пирамида

Украина — постсоветское государство, унаследовавшее все плюсы и минусы годами создававшейся системы. Одной из отличительных черт советской модели регулирования была высокая степень централизации власти, то есть максимальная концентрация функций управления и контроля над всеми сферами жизни, в том числе и строительной отрасли, которая жестко контролировалась «сверху».

За годы независимости госархинспекция не утратила свой авторитарный стиль, а вдобавок приобрела сомнительную славу одного из самых коррумпированных ведомств. Застройщики неоднократно заявляли о вымогательстве взяток за получение разрешительной документации. Ситуацию усугубляло многоступенчатая пирамида согласований, на каждой ступени которой приходилось или мучительно долго ждать своей очереди или «решать вопрос».

Еще в марте нынешний спикер Верховной Рады, а тогда министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Гройсман заявил, что главная цель реорганизации архинспекций – вернуть их функции органам местного самоуправления.

«Все функции ГАСК уходят к общинам, для всех объектов. Но могут быть созданы дополнительные комиссии по принятию стратегически важных объектов в эксплуатацию. Можно привлекать специализированные институты, экспертизы. Но объективно ГАСК страны ничем не отличается от ГАСК местного. Там работают люди с той же квалификацией, не глупее, чем в центре», - отметил Гройсман в одном из интервью.

Строители в частных беседах признаются, что давно ждут возвращения архинспекций на места.

«Вариант существования этой структуры до 2008 года в целом устраивал гораздо больше чем сейчас. Тогда ГАСКи находились под управлением местных советов. Местные чиновники знали специфику работы в них и совместно со строителями могли планировать развитие территорий. Поэтому возвращение архгосконтроля на места – это правильная инициатива», - говорит сотрудник одной из харьковских строительных компаний.

В самой архинспекции признались, что децентрализация необходима.

«Сегодня у органов местной власти колоссальные проблемы из-за отсутствия полномочий в сфере архстройконтроля, - отметил глава ГАСИ Максим Мартынюк. – Они не могут контролировать строительство на своей территории. Поэтому от децентрализации мы ожидаем положительных изменений. Но после принятия закона полномочия на места будут передавать постепенно, по мере внесения дополнительных изменений в законодательную базу и готовности органов местного самоуправления взять на себя эти функции».

Законные основания

Принятый в первом чтении правительственный законопроект № 1546 позволит строителям быстрее и удобнее решать разрешительные вопросы на местах.

Законопроект предусматривает передачу исполкомам местных советов и подразделениям райгосадминистраций права создавать у себя органы архстройконтроля и предоставлять, получать и регистрировать документы, дающие право на выполнение подготовительных и строительных работ, осуществлять контроль и принимать в эксплуатацию законченные объекты строительства.

Также законопроект совершенствует процедуры представления деклараций о начале выполнения подготовительных и строительных работ путем установления исчерпывающего перечня оснований для их возврата и сокращает срок выдачи технических условий с 15 до 10 рабочих дней. Устанавливается и исчерпывающий перечень документов, предоставляемых для приема в эксплуатацию законченных строительством объектов.

Также снимаются ограничения по привлечению к контролю специалистов только научно-исследовательских и научно-технических организаций, аттестованных Минрегионом.

В итоге, разрешительные процедуры упростятся. Центр принятия всех решений смещается на места, и получение разрешений будет более оперативным, а вдобавок, произойдет минимизация коррупционной составляющей. Это в свою очередь, даст возможность застройщикам пересмотреть цены на квадратные метры в сторону уменьшения.

Все это, естественно, станет возможным, если чиновники местного самоуправления будут ориентированы на развитие своей территории.

Ничуть не умаляя определенных достижений украинской власти на политико-дипломатическом фронте российско-украинской войны, некоторых успехов в организации информационного противодействия пропагандистской машине Путина и вполне оформленного контрразведывательного сопровождения, невозможно пройти мимо некоторых белых пятен оборонного строительства. В силу того, что эти риски носят долговременный и стратегический характер и, естественно, взаимосвязаны между собой.

Вызов номер один — это оформляющийся курс на создание громоздкой призывной армии советского типа.

Вызов номер два — отсутствие признаков формирования внятной военно-технической политики государства.

В сумме оба вызова могут породить печальный результат — обнаружение через год-два, что единственным фактором сдерживания путинского Кремля, как и прежде, остается голый патриотизм народа.

«Многоточие шинели. Вместо мозга — запятая»

Кажется, ни у кого нет возражений, что Россия Путина в создавшихся условиях и дальше будет идти по пути постепенного наращивания масштабов провокаций и агрессии. Одержимость хозяина Кремля на фоне полумер Запада набирает обороты. Оттого военный кулак остается практически единственным аргументом Киева.

Не вызывает сомнений, что война Украины за независимость будет успешной, если она будет всенародной. Да, сегодня мобилизация необходима — как минимум как залог вовлеченности значительной части населения, включая неминуемую волну волонтерского движения. Правда, что невозможно создать профессиональную армию за год-два. Как невозможно за такой же период оснастить ее новыми системами вооружений. Но также известно, что не количество людей с автоматами, а современные системы и профессиональное их использование сможет обеспечить отказ Кремля от военной агрессии. Кстати, только такой подход может приблизить Украину к членству в НАТО или стратегическому союзу с США. Даже стотысячная, хорошо оснащенная профессиональная армия однозначно эффективнее призывного войска численностью в 300, или даже 400 тыс. Патриоты с автоматами — это вынужденная необходимость. Но патриоты-профессионалы с ракетами, современной авиацией и системами ПВО — надежнее. Только в рамках курса на профессиональную армию можно решить две глобальных задачи для армии: переход к бесконтактной войне и организацию успешных боевых действий ночью.

Для этого нужен четкий курс на построение такой армии (включая и структуры других силовых ведомств). Большинство представителей неправительственного Экспертного совета по вопросам национальной безопасности, созданного по инициативе Центра исследования армии, конверсии и разоружения, ратует за более серьезный подход к реформе оборонной сферы. Кроме известных в стране профильных экспертных организаций и оборонных аналитиков к данному форуму присоединился ряд директоров крупных оборонных предприятий и народных депутатов Верховной Рады Украины.

Специалисты сходятся на том, что предлагаемая Минобороны Украины концепция возвращения к призыву и увеличения численности ВСУ не решит задачу усиления обороноспособности страны. Более того, уже сейчас особенностью комплектования подразделений в зоне боевых действий должны стать разработанные механизмы стимулирования и схемы привлечения перспективных кадров в будущую профессиональную армию. Это не противоречит идее доразвертывания, доукомплектования военных частей, проведения мобилизации как временного мероприятия. Но уже к весне есть все возможности, чтобы порядка 40 тыс. задействованных в АТО людей в погонах стали ядром будущей профессиональной армии. С учетом изменения статуса, получения совсем иного денежного содержания и мотивационного пакета. Последнее должно включать возможности получения на льготных условиях жилья (бесплатно для семей погибших и Героев Украины), получение бесплатного образования, ранней пенсии по выслуге лет (а также пенсии вследствие ранения и пенсии семьям погибших), медицинское страхование, страхование жизни.

«Лучший вид на этот город — если сесть в бомбардировщик»

Вооружение профессиональной армии — самый крупный козырь, который со времен обретения независимости способен прикупить Киев.

«В развитии оборонного потенциала Украины следует разделить стратегические и оперативные задачи», — высказался в конце прошлого года Владимир Горбулин, советник Президента Украины и директор Национального института стратегических исследований. Он добавил: «Что же касается стратегической перспективы, Украине, в которой сохранилась школа ракетостроения, несомненно, следует ориентироваться на применение ракетных технологий». Да, есть некоторые нюансы ракетного строительства, сообщать о которых несподручно в де-факто военное время. Но есть и способы их решения. И если бы у оборонной промышленности был достойный хозяин… Его отсутствие выглядит более чем странным для такого ответственного периода. Гораздо более рискованным, чем длительное отсутствие секретаря СНБОУ или в свое время руководителя Антитеррористического центра. Потому что речь идет о гособоронзаказе (ГОЗ) на 2015 год. И если он будет подписан к началу июля, как в прошлом году, вопрос перевооружения армии вообще поднимать не стоит. Но даже если ГОЗ будет подписан в феврале, первый месяц нового года уже потерян. Именно поэтому эксперты который год твердят: ГОЗ должен приниматься на 2-3 года и ежегодно уточняться. Чтобы не было досадных провалов в работе оборонной промышленности. В настоящий момент нет ориентиров ни для промышленников, ни для спецэкспортеров, ведущих переговоры по приобретению иностранного оружия.

Почему нужен единый хозяин ОПК? Во всех кабинетах говорят о важности сбалансированного финансирования потребностей обороны, проработке проектов военно-технического сотрудничества (ВТС) с западными государствами — чтобы получить приток технологий для решения непосильных задач. Более того, в Коалиционном соглашении указано на необходимость скорейшего создания межведомственного органа по ОПК при Кабинете министров Украины (независимо от названия это должен быть центральный орган исполнительной власти со специальным статусом).

Сразу оговорюсь: загнать управление ОПК в Минэкономразвития и торговли (как намереваются некоторые менеджеры) — означает заведомо убить идею государственной координации оборонной промышленностью. Только построение жесткой межведомственной вертикали управления ОПК с вице-премьер-министром Украины на вершине пирамиды может позволить решить задачу координации для задач оперативного перевооружения предприятий ГК «Укроборонпром», Государственного космического агентства, Минобороны, отдельно стоящих научно-промышленных структур (типа ГП «Антонов») и ряда частных предприятий. Кстати, нелишне перевести управленческое звено «Укроборонпрома» с коммерческих рельсов на чиновничьи — включив в состав нового органа. На всякий случай. А также вывести из-под его юрисдикции спецэкспортеров, чем поставить точку над существующим нонсенсом. И ограничить роль государства следующими функциями: формированием и реализацией военно-технической политики в виде распределения ГОЗ и выдачи лицензий на ВТС (речь не только об экспорте и импорте оружия, а о совместных проектах, лицензионном производстве, закупке недостающих технологий). Только тогда можно будет получить внятный ответ по поводу реальных возможностей предприятий ОПК Украины, приоритетности и очередности программ закупок у своих и иностранных предприятий. А также приоритетности и очередности перевооружения подразделений различных ведомств. И тогда наступит справедливая эра государственно-частного партнерства, потому что три десятка частных оборонных предприятий производят две трети всей оборонной продукции страны. Частники традиционно более гибки и готовы потратиться — традиционно они проводят испытания нового оружия за свой счет. Они гораздо лучше чиновников знают, как запустить в стране производство редукторов и лопастей для вертолетов, как купить тепловизор у китайцев и т.д. До сих пор они находятся как бы вне системы, узнают о готовящихся решениях или ориентирах путем «внедрения своих людей в правительственные структуры». Проблема обоюдоострая: заказчики вооружений из наших силовых ведомств нередко попросту не знают, что способны производить частные предприятия. Известен случай лоббирования покупки израильской разведывательной машины, в то время как образец с такими же характеристиками есть у украинской негосударственной компании.

Сегодня же вследствие отсутствия хозяина никто не ответит, что важнее, модернизировать с французами пять вертолетов, чтобы они могли воевать ночью, или купить несколько десятков старых британских бронемашин. И взять в партнеры по апгрейдингу Ми-24 Францию или ЮАР (ведь при приблизительно равных характеристиках важна стратегия). Что более приоритетно — наладить серийное производство высокоточного артиллерийского боеприпаса «Квитник» (он хоть и адаптирован к стандартам НАТО, имеет ряд комплектующих российского происхождения), или оперативно завершить подготовку к серийному производству высокоточной системы для штурмовика Су-25. Что более важно –— снять с внешнего контракта пять новых танков «Оплот» (увеличив риски потери покупателя) или дать армии 20 «Булатов» (Т-64-Б). Опытные танкисты твердят: танковые дуэли с российскими Т-72 уверенно выигрывают «Булаты», а для введения в боевой строй новых дорогих «Оплотов» нужна подготовка наводчиков как минимум пару месяцев. Иначе их можно легко потерять.

Еще есть вопросы перевооружения сугубо военного времени, которые необходимо решать на ходу волевым решением — тем более что проект Закона «О производстве вооружений и военной техники» несколько лет пылится в столе у начальника управления Минэкономразвития и торговли. К примеру, ХК «Укрспецтехника», успешно отгрузившая военным четыре десятка РЛС «Барсук», оперативно сделала «защищенную» версию локатора — когда оператор может вести разведку из укрытия благодаря автоматическому опорно-поворотному механизму. Но, оказывается, военное ведомство не может закупить улучшенную версию до проведения серии испытаний — несмотря на то, что на реальной войне РЛС подтвердила характеристику. И таких примеров по всей линии фронта хоть отбавляй.

«Кремль маячит, точно зона; говорят, в миниатюре»

Сегодня НАТО и значительная часть западных оборонных компаний активно изучает возможности расширения ВТС с Украиной, включая вопросы передачи технологий, замещения поставок комплектующих и узлов, которые Украина получала от России. А также налаживания совместных производств. Несмотря на эту готовность западных оборонных компаний к ВТС с Украиной, для многих украинских менеджеров все сводится к организации оперативных закупок преимущественно недорогой номенклатуры вооружений. Кроме нескольких добротных эпизодов ВТС-работы с польскими компаниями (и то по инициативе предприятий), за 11 месяцев войны никто не озаботился возможностью налаживания совместных производств или получения критических технологий. А ведь некоторые, важнейшие для войны вооружения можно получить именно путем оперативного сотрудничества. Выше упоминался «Квитник», который, как выяснилось, довольно несложно довести до серии (без РФ) за счет ВТС с польскими партнерами. Этим просто никто не занимался, и это следствие отсутствия все того же решения.

Вряд ли Украина выйдет на уровень соревнования с РФ в уровне или масштабах перевооружения. Но этого и не нужно. Только на днях Путин заявил, что в 2015 году ВВС России получат более 150 самолетов и вертолетов. Не говоря о сотнях других систем — сухопутных, военно-морских. Но и не состязаясь с Кремлем в этой области, Украина может добиться условий гарантированного уничтожения 50–60 тыс. российских военных в случае начала Кремлем полномасштабной линейной войны (это критическая черта, ведущая к детонации внутри российского общества). При максимальном сохранении жизней украинских защитников. Вот для чего необходимо создавать факторы сдерживания.

Среди прочего, для этого давно пора доставать покрытые пылью законопроекты, которые во времена президентства Януковича априори не могли превратиться в законы. Это законы «О производстве вооружений и военной техники», «О военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами, «Об офсетных сделках» и еще ряд других.

Сегодня в парламенте появились свежие силы и готовность влиять на обороноспособность страны. И если, увы, исполнительная власть тормозит важнейшие для организации борьбы с агрессором решения, то, может быть, следует принять их на законодательном уровне, а путем резонного и законного парламентского контроля добиться их выполнения.

Очень желательно, чтобы этап новейшей истории развития украинской государственности изменил и подходы к оборонному строительству. Например, чтобы, среди прочего, депутатский корпус видел проекты основополагающих документов и законопроектов не накануне голосования, а хотя бы за несколько недель. И чтобы каждый осознал: чем раньше будет возобновлен оборонный потенциал Украины, чем скорее иссякнут шансы Путина выйти сухим из воды.

Наполнение доходной части бюджета в 2014 году оказалось катастрофически провальным. Как и предсказывала ЭП, недобор доходов в общий фонд госбюджета составил почти 20 млрд грн, а в госбюджет в целом - более 36 млрд грн. Если не учитывать, что в Украине произошла девальвация гривны в два раза, то особой катастрофы не наблюдается.

В общий фонд собрано 354 млрд грн, что на 9 млрд грн больше, чем годом ранее. Однако с учетом девальвации успехом это назвать нельзя.

Помимо количественных, есть качественные показатели. Они также не говорят в пользу налоговиков и таможенников.

Государственная фискальная служба полностью провалила задачи по улучшению администрирования налогов, а также по борьбе с уклонением от уплаты налогов, ликвидацией схем, легализации теневых сегментов бизнеса.

Да, исчезли вопиющие факты контрабанды топлива, которой занимался Сергей Курченко. Но разве это заслуга, которую новой власти стоит поднимать на флаг?

Недоработки по качественным характеристикам нашли отражение в официальных показателях. В целом ГФС собрала в общий фонд госбюджета 315,1 млрд грн при плане 334,8 млрд грн, то есть недобрала 19,7 млрд грн или 5,9%. В этом есть исключительная вина налоговой части службы.

С одной стороны, у руководителя ГФС Игоря Билоуса есть оправдание: Украина потеряла сначала Крым, а следом за ним - "кормильца всей страны" Донбасс.

К тому же, война ударила по прибыльности предприятий, и многие из них сработали в убыток. И все же коррупционные и преступные механизмы никуда не исчезли. Значит, можно было сработать лучше даже в столь суровые времена.

Таможенные подразделения ГФС собрали 120,3 млрд грн, недобрав в бюджет 3,8 млрд грн или 3% от запланированного. Однако в сравнении с 2013 годом все же принесли добавку - 11,9 млрд грн или 11%.

Добавка эта объясняется в первую очередь ростом курса доллара к гривне. Среднегодовой официальный курс доллара (а растаможка производится именно по официальному курсу) в 2014 году составил 11,87395 грн за долл, тогда как в 2013 году - 7,993 грн за долл. То есть курс доллара вырос на 48,55%.

С другой стороны, негативно на таможенные поступления повлияло падение импорта - оно ставило примерно 30%.

То есть при сохранении в 2014 году порядков, которые действовали на таможне в 2013 году (с серыми и контрабандными схемами, которые контролируются группами влияния "на местах"), арифметически сбор таможенных платежей должен был составить 112,7 млрд грн. Собрано все же на 7,6 млрд грн больше.

Примерно 1,5-2 млрд грн из этой суммы добавило введенное налогообложение фармацевтических товаров. Остальное, около 6 млрд грн, видимо, было собрано за счет улучшения администрирования. Это немного, но хоть что-то.

Однако следует иметь в виду, что за сбор таможенных платежей отвечает заместитель главы ГФС Анатолий Макаренко. Глава же службы Игорь Билоус руководит сбором налогов внутри страны, и главный провал - именно здесь.

Налоговые подразделения ГФС в 2014 году собрали в общий фонд госбюджета 194,8 млрд грн - на 15,9 млрд грн или на 7,6% меньше плана. Это на 1,9 млрд грн меньше, чем в 2013 году. И это при потребительской инфляции, которая к декабрю достигла 25% и росте цен производителей, который превысил 30%.

Дело не только в росте цен, который сам по себе без улучшения администрирования (то есть без закрытия криминальных схем уклонения от уплаты налогов) должен был добавить поступлений в казну.

Об объективности ожидаемого роста поступлений свидетельствует тот факт, что на 18,9% вырос объем поставок товаров и услуг, облагаемых НДС. При этом сбор НДС уменьшился на 8%. Это наиболее красноречивый показатель того, что с налоговыми ямами руководство не совладало.

Наконец, "почти не коррупцией" является возможность договориться с инспектором ГФС о том, чтобы доплаты и штрафы оказались не столь велики.

Следует также учитывать, что 2014 год был богат на изменения в налоговое законодательство.

1. Введен военный сбор - 1,5% с доходов физических лиц.

2, Введено налогообложение пассивных доходов физических лиц, включая проценты по депозитам, на уровне 15-17%.

3. Подняты ставки налогов:

- ставки акцизов почти на все виды подакцизных товаров в 1,25, 2 и более раз,

- ставка сбора за пользование радиочастотным ресурсом в два раза,

- ставки платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в 2-8 раз.

Только за счет этих мер бюджет должен был дополнительно получить 7-8 млрд грн. Билоус, вопреки своим многократным публичным обещаниям открыть информацию о результатах работы своего ведомства, продолжает ее скрывать.

Видимо, он действительно слабо влияет на ситуацию в ГФС, которая реально управляется несколькими группами влияния. Но и это не дает ему оправдания - ведь если руководитель ведомства не контролирует его, но молчит об этом и продолжает царствовать, он явно имеет для этого сильную мотивацию.

Немного из "тайного".

С начала 2014 года на 4 млрд грн выросли объемы НДС, не возмещенного на текущие счета плательщиков. При этом 6,8 млрд грн было возмещено "бумагой" - НДС-облигациями. То есть суммарно в 2014 году только по возмещению НДС налоговая залезла в "карман" плательщиков почти на 11 млрд грн.

А в декабре по указанию то ли Минфина, то ли налоговой возмещение НДС было противозаконно заблокировано: на счета плательщиков поступило лишь 1,2 млрд грн при плане 4,9 млрд грн.

Сделали это путем ручной "корректировки" реестров на автоматическое возмещение. Предприятия, по праву претендовавшие на "автомат", из реестров удалили.

Видимо, за счет манипуляции с возмещением удалось сильно наполнить бюджет за декабрь, но выбор инструментария более чем показателен. Безнаказанность порождает рост противозаконных действий.

По некоторым данным, в январе происходит то же самое, что в декабре. Кроме "своих" фирм, все заявители больших объемов возмещения исключены из реестра.

Превышение налогового кредита над налоговыми обязательствами, а это деньги, которые в любой момент могут быть заявлены к возмещению, выросло за 2014 год на 6,5 млрд грн. Оправдание руководителей ГФС, наверное, то же самое: "в бюджете нет денег".

Очень часто в 2014 году звучал тезис, что большинство предприятий сработали с убытками. Война, общее падение экономики - не лучшая среда для развития.

Пожалуй, исключением стали только экспортеры, и то они могли задерживать выручку на офшорных счетах и тоже официально работать с "минусом". Тем не менее, переплаты по налогу на прибыль за 2014 год выросли еще больше - на 11,5 млрд грн, приблизившись к 40 млрд грн.

Учитывая переплаты прошлых лет, ГФС незаконно заставляет бизнес кредитовать указанными способами госбюджет уже почти на 100 млрд грн. Астрономическая сумма, которая никогда не вернется плательщикам.

Хотя у налоговиков наверняка есть своя версия объяснения. Дескать, все уклоняются от уплаты денег в бюджет, а за счет переплат восстанавливается социальная справедливость. Хорошо звучит, но на практике всегда есть нюансы.

Теперь давайте займемся арифметикой, которая должна показать, насколько хорошо сработала ГФС в 2014 году. От собранной суммы доходов отнимем все виды выбитых с налогоплательщиков переплат и те 6-7 млрд грн, которые должны были сами собой поступить в бюджет за счет повышения налоговой нагрузки.

При этом суммы, которые должны были поступить за счет инфляции и роста объема поставок облагаемых НДС товаров и услуг, мы не будем учитывать, поскольку они примерно соответствуют объективному падению поступлений по налогу на прибыль вследствие падения прибыльности работы бизнеса.

194,8 млрд грн реально собранных налоговиками в 2014 году доходов минус 6-7 млрд грн естественного роста минус 11 млрд грн невозмещенного НДС минус 6,5 млрд грн свежих сумм превышения налогового кредита над налоговыми обязательствами и минус 11,5 млрд грн переплат равно158,8-159,8 млрд грн.

Это и есть реальная эффективность налогового направления ГФС. То есть провал в сборе налоговых платежей в 2014 году по сравнению с 2013 годом составляет целую пропасть - 19-20%.

Казалось бы, за такой катастрофический провал ответственность должны понести два главных лица: заместитель министра финансов Денис Фудашкин, курирующий налоговую политику, и глава ГФС Игорь Билоус, отвечающий за администрирование налогов и сборов.

Однако в действительности все в точности до наоборот. Оба добрых молодца продолжают занимать свои кресла. Более того, они продолжают мучить экономику своими законодательными инициативами, направленными на дальнейшее усиление фискального давления на легальный бизнес и простых украинцев.

Не говоря уже о том, что главный инструмент давления на олигархов - контроль трансфертного ценообразования- так и не был введен. У государства всегда есть уважительная причина, чтобы не трогать главных уклонистов от уплаты налогов.

В итоге, как можно оценивать налоговые новации 2014 года? Вот яркий пример. Отныне любой олигарх может приватизировать прибыль пребывающего в его собственности предприятия, уплатив лишь 5%.

При этом выплата дохода в виде зарплаты для простого украинца будет сопровождаться уплатой 20% НДФЛ, 1,5% военного сбора, до 5% ЕСВ с зарплаты самого работника плюс еще уплатой 40% ЕСВ работодателем. Вот, оказывается, как выглядит истинная социальная справедливость в понимании Кабмина.

Также в конце 2014 года появились изменения в Налоговый кодекс, за которые депутаты не голосовали. Речь идет о подозрении в совершении служебного подлога сотрудниками налогового комитета парламента в пользу олигархов.

Что же произошло в конце 2014 года? Некоторые пункты, которые ужесточают налоговый режим для отдельных операций исчезли или сильно изменились.

Наиболее ярко результаты подлога проявились в расширении льгот для институтов совместного инвестирования (ИСИ или в данном случае так называемых "венчурных фондов"), протягивании льготной ставки обложения дивидендов, выплачиваемых физлицам, и еще в некоторых моментах.

Об этом говорят вполголоса весь парламент и Кабмин. Но слышали ли вы публичные заявления ГФС, Кабмина или Администрации президента о том, что произошло нечто недопустимое? Мы тоже нет.

Россия провоцирует нас на вечную ненависть. Своими «парадами пленных», эфирами с допросами наших киборгов, постановками с участием местных жителей. Но мы должны устоять.

Украинцам хочется ненавидеть жителей Донбасса, особенно тех, кто живет все это время под властью оккупантов. И причин – зарубок на украинском сердце - на самом деле очень много. Они сильнее обнажаются после страшных дней, когда душа разрывается от боли, а глаза наливаются ненавистью и яростью.

Этого действительно не забыть.

Истеричные крики беснующихся женщин на пророссийских митингах в начале «русской весны» в Енакиево, Горловке, Макеевке, Донецке и других городов. Толпы местной гопоты, отсидевшей после разгула в 90-х, не реализовавших себя из-за лени и беспробудного пьянства городских гениев, проворовавшихся чиновников, которые выступали на разогреве у диверсантов перед штурмами управлений милиции и мэрий.

Пляски с воем и бездумная готовность ложиться под танки, на которых украинские солдаты заехали в Краматорск. Нечеловеческие мучения и избиения в камерах захваченных отделов СБУ и ОБОПов всех, кто с «ними не одной крови» и не ждал пришествия Путина на донецкую землю. Истерзанные пытками тела патриотов, выловленные в реках и найденные в посадках вблизи Славянска и Красного Лимана.

Сдержанное поведение шахтеров, годами получавших многомиллионные дотации от государства и хорошие зарплаты, но не решившихся стать преградой на пути диверсантов. Сбежавшие из городов мэры, предавшие Украину начальники милиции и СБУ, трясущиеся в страхе за свои заводы и пароходы олигархи, не пожелавшие открыто вступать в схватку за независимость своей страны.

Парады военнопленных на улицах Донецка и опять-таки беснующиеся в животной ненависти донецкие мужики, пинающие наших героев-киборгов для сюжетов российских телеканалов.

Да, причин ненавидеть предостаточно. Чего греха таить, мне самому иногда хочется откреститься от земляков, забыть о родном городе и начать все с чистого листа. Пусть пожирают себя сами, обвиняя во всех грехах кого угодно – киевских карателей и хунту, шоколадного короля и Кровавого Пастора, сбежавшего Батю, но только не самих себя, свое слабоумие и предательство.

Но затем я смотрю фотографии со знакомыми с детства «пятиэтажками» с вылетевшими стеклами, разрушенными подъездами и лежащими рядом телами мирных жителей в родной Горловке. Перечитываю статьи с доказательствами обстрела российскими наемниками жилых массивов, нахожу десятки похожих ситуации во время чеченских и грузинской войны. Раз за разом прокручиваю видео, на котором боевики устанавливают «Грады» на парковке возле двух супермаркетов и озаряют вечернее небо смертельными залпами, а наутро выясняется, что погибла семья в соседнем Дебальцево.

Тысячи людей стали вначале пешками, затем – пехотой, а теперь заложниками. Город – в беспросветном мраке. Сбежали в Крым и Россию те, кто по весне раскачивал сепаратистскую лодку. Убили тех, кто рвался в бой «За родину, за Славянск, за Путина». Остались без средств к существованию их семьи. Разрушены квартиры.

Российские артиллеристы возле окон их домов лупят куда глаза глядят, а затем экстренно уезжают. Чиновники, поддерживающие сепаратизм, отводят глаза или скрываются, когда у них интересуются об обещанных соцвыплатах, пенсиях, стипендиях, заработной плате.

Да, это расплата. За предательство своей страны, за призывы к Путину ввести войска, за желание вернуться в СССР.

После январского ада, наблюдаемого уже на протяжении недели в Горловке, многие вновь собрали чемоданы в надежде выбраться живыми из ловушки. Их ожидают километровые очереди на выезде из города. Слезы, мольбы и крики у пограничных постов из-за отсутствия пропусков. Искры ненависти в глазах украинцев, потерявших настоящих патриотов в этой войне. Необъявленной, но возникшей отчасти и по вине тех, кто в эти дни в срочном порядке бегут из оккупированных городов.

По-настоящему война никому не нужна, всем нужна ненависть. Эта фраза писателя Макса Фриша иллюстрирует нынешнюю ситуацию на Донбассе.

Россия провоцирует нас на вечную ненависть. Своими «парадами пленных», своими эфирами с допросами наших киборгов, своими постановками с участием местных жителей.

Но нам необходимо выиграть это сражение.

Власти в городах еще могут найти свободные помещения для расселения беженцев. Волонтеры – помочь с питанием и одеждой. Владельцы агентств недвижимости не брать комиссионные, а сами хозяева квартир не драть три шкуры. Директора предприятий не морщиться при приеме на работу с донецкой пропиской.

Россия уже списала этих людей – мирных жителей. Их боль и слезы - лишь материал для эфиров, разжигающих вражду. России не привыкать уничтожать надежды «заблудившихся» уроженцев Донбасса. Вскоре многие макеевчане, горловчане, дончане выберутся из российских окраин – Карелий и Бурятий, где они оказались в такой беспросветной дыре, что по два-три месяца собирают на билеты назад домой.

Они на собственной шкуре ощутили братскую любовь. Их Россия учит Украину любить.

Главное, чтобы Украина тоже не отвернулась.