Статьи
Все всегда заканчивается хорошо. Если что-то закончилось плохо, значит, это еще не конец.
Пауло Коэльо
Среди всего множества экономических, политических, военных проблем, которые вынуждена решать Украина, особое место занимают проблемы тех людей, которые не по собственной воле вынуждены были оставить свои дома, часто разрушенные и разоренные, оставить какую-никакую работу, обеспечивающую пусть минимальный, но стабильный уровень жизни, и уехать в никуда. Даже те, кто имеет родственников и знакомых, способных и готовых помочь, не могут рассчитывать на бесконечно долгую поддержку. Так или иначе, нужно решать проблемы жилья, трудоустройства, садика или школы для детей, лечения для больных и стариков. И самое главное — большинство не имеет представления о своем будущем.
Сегодня государство и волонтеры (честь им и хвала!) решают сиюминутные совершенно безотлагательные проблемы — как вывезти, где разместить, как накормить. И это, конечно, правильно. При пожаре надо заниматься его тушением, а не рассуждать о том, как переставить мебель. Но кто-то должен думать и о восстановлении горящего дома. Иначе мы все окажемся на громадном пепелище.
Вчера
Над причинами уязвимости и восприимчивости жителей Донбасса (имеется в виду Донецкая и Луганская области) и Крыма к разнообразным уверениям в том, что именно жизнь в суверенном государстве Украина — основной источник всех их бед: безработицы, разбитых дорог, устаревшей структуры экономики, закрытых предприятий, бедности и т.д., еще долго будут ломать головы и политологи, и социологи, и психологи. Однако нужно признать, что здесь всегда были очень сильны пророссийские, точнее даже, просоветские настроения. Большинство жителей никогда не отождествляли себя с населением Украины, а, наоборот, всегда видели и подчеркивали свою "особенность". И дело даже не в языке общения — по-русски традиционно говорят и харьковчане, и киевляне, и запорожцы, и одесситы. Дело в том, что советские офицеры, в большом количестве поселившиеся в Крыму, всегда воспринимали себя гражданами СССР, признавая Россию его правопреемницей. А Донбасс заселен в основном рабочим классом, который всегда был гордостью советского государства. Еще в те времена появился тезис о том, что Донбасс кормит едва ли не всю страну, а уж всю Украину наверняка.
В 1991-м они поверили в то, что жизнь в независимой Украине будет богатой и сытой, что у них всегда будет хорошо оплачиваемая работа, и что только слабость центральной (тогда московской) власти не дает такой развитой республике, обладающей и мощной индустрией, и лучшими в мире черноземами, хорошо жить. Распад СССР сопровождался потерей сбережений, весьма немалых у небедных жителей Донбасса и Крыма, разрывом многих связей и крахом промышленности, прежде всего угольной и машиностроительной. И хотя за последующие два десятка лет на поддержку промышленности именно Донбасса ушли десятки миллиардов долларов, это принесло немного пользы простым рабочим. Достаточно сказать, что рост заработной платы в течение последнего десятилетия заметно отставал от среднеукраинских показателей (по данным Госстата Украины): в Донецкой области средняя легальная зарплата с учетом инфляции выросла на 156,2%, в Луганской — на 159,4%, а в целом по Украине — на 183,6 (в Крыму — на 166,8%).
В регионе, особенно в небольших монофункциональных городах, трудно найти работу — крупные предприятия сокращают спрос на рабочую силу, а малый и средний бизнес, который теоретически мог хотя бы частично обеспечить население рабочими местами, слабо развит даже по сравнению с другими областями, не говоря уже о европейских странах. На этом фоне получила распространение полулегальная или вовсе нелегальная занятость в т.н. "копанках", где условия и охрана труда не выдерживают никакой критики, а зарплаты ни на что не хватает.
Сформировалось четкое неприятие украинской власти и украинской политики, а союз с Россией стал восприниматься как возврат в СССР, к высоким зарплатам, к доступным социальным благам, к высокому социальному статусу. Причем ностальгия о советском времени каким-то непостижимым образом передалась молодежи. В результате сложились две сугубо региональные общности — жители Крыма и жители Донбасса — с ментальностью, стереотипами и поведением советского человека. При имеющихся различиях (крымчане гораздо более активны в экономическом отношении) в обеих общностях по-прежнему чрезвычайно развиты патерналистские ожидания, причем они в равной степени относятся и к государству, и к собственнику (директору) предприятия.
Этим умело пользовались т.н. региональные элиты, в первую очередь донбасская, формируя культ сильной личности, которую "никто не ставил на колени". В процессе приватизации произошло сращивание интересов компартийных функционеров, директорского корпуса и криминалитета. Это обусловило не только специфическое распределение и перераспределение собственности, но и значительную криминализацию общества. Мощным инструментом воздействия на центральную украинскую власть, рычагом защиты интересов этих региональных элит стали высокоорганизованные, сплоченные и хорошо управляемые шахтеры. Именно выступления шахтеров не раз приводили к смене самых высоких должностных лиц в Киеве.
Достаточно длительное доминирование Партии регионов на политической сцене страны в сочетании с влиянием шахтерских выступлений укрепило убежденность жителей Донбасса в своей выдающейся роли и непреходящем значении для Украины. Этим в большой мере и объясняется массовая поддержка тезиса о том, что после смены власти в начале 2014 года "Донбасс не слышат".
Постепенно сформировалась достаточно странная картина полного несоответствия социальных параметров развития региона экономическим.
Количественные параметры развития Донбасса выглядят вполне убедительно для аргументации приоритетной роли именно этого региона в промышленном развитии страны, в формировании экспортного потенциала и т.п. При этом разница между доходами и расходами превышает 25 млрд грн, и это без учета дотаций Пенсионному фонду.
Обращение к качественным показателям иллюстрирует тезис о том, что экономический потенциал абсолютно не используется во благо населения. Жители Донбасса менее образованны, при меньшем риске бедности бедные слои значительно больше страдают от нехватки средств, наконец, они значительно раньше умирают, чем население Украины в целом.
Конечно, далеко не все жители региона настолько отчетливо понимают, во-первых, то, что они живут хуже, чем население большинства других областей Украины, а во-вторых — чем это вызвано. Похоже, что большинство искренне верит в то, что их проблемы вызваны не, мягко выражаясь, недобросовестностью местных властей и собственников предприятий, а исключительно просчетами центральной власти.
Тесные связи большинства предприятий с Россией в сочетании с жесткой позицией ее руководства по поводу возможной ассоциации Украины с ЕС способствовали усилению пророссийских настроений. Рабочие закономерно испугались того, что продукция их предприятий окажется никому не нужной, что приведет к массовым простоям, банкротствам и безработице. В первую очередь, этим объясняется то, что восток (Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Луганская и Харьковская области) оказался единственным регионом страны, где сторонников вступления Украины в ЕС меньше, чем сторонников вступления в Таможенный союз (35,2 vs 46,8%); в целом по Украине 66,7 и 19,5% соответственно (данные Центра Разумкова).
Свою роль сыграли и доминирование российских СМИ, и позиция региональных элит, и предшествовавшая событиям на Донбассе аннексия Крыма. Ее бескровность, значительное повышение пенсий и зарплат в бюджетной сфере, агрессивная пропаганда обусловили массовые ожидания безболезненного перехода Донбасса под протекторат России (путем то ли непосредственного вхождения в состав федерации, то ли создания независимой республики по типу Абхазии и Южной Осетии). Едва ли население прибегло бы к вооруженным действиям без активной поддержки извне, но оно и не особенно демонстрировало свою поддержку усилиям Киева стабилизировать обстановку.
Революция достоинства, кардинально изменившая не только состав властных структур, но и внешнеполитический вектор, сыграла роль спускового механизма, но никак не была причиной беспорядков.
Стремление к обособленности, вплоть до автономии, как подчеркивают социологи, отражает в Украине не столько осознанные политические интересы, сколько своеобразную реакцию дистанцирования на приход к власти в Киеве представителей тех политических сил, которых региональное сообщество воспринимает как чужаков. Подтверждает этот тезис динамика отношения к регионализации жителей разных регионов Украины в зависимости от личности Президента страны (2009 г. — президентская каденция В.Ющенко, ассоциирующегося с западными областями; 2013 г. — президентская каденция В.Януковича, ассоциирующегося с востоком страны).
По данным Института социологии НАН Украины, в целом по стране доля сторонников регионализации за 4 года снизилась с 23,1 до 19,2%. Объясняется это, вероятнее всего, обещаниями В.Януковича привести государство к ассоциации с ЕС, успокоившими многих радикалов. Однако ярко выраженной оказалась региональная дифференциация настроений. Значительный рост удельного веса сторонников регионализации Украины в западных областях (с 8,1% в 2009 году до 21,9% в 2013-м) сопровождался столь же заметным его сокращением на востоке страны (с 51,0 до 35,2%). Совершенно очевидно, что снижение федералистских настроений среди жителей восточных областей связано именно с их уверенностью в том, что власть в Киеве — "своя". Именно поэтому такой резкой оказалась реакция на внезапную и — чего греха таить — не вполне соответствующую процедуре смену центральной власти.
Сегодня
По данным государственных структур, за различными видами помощи обратились более 50 тыс. человек, преимущественно матерей с маленькими детьми. Их поселили, как правило, в дома отдыха или летние лагеря, обеспечили питание, неравнодушные украинцы передают одежду, лекарства, игрушки для детей. Но люди живут не в квартирах с отдельной кухней, элементарными бытовыми приборами и прочим необходимым для семейной жизни. Нет, физически они живут так, как большинство из нас привыкло проводить отпуск. А сколько он может длиться? Даже в самом лучшем доме отдыха ребенку рано или поздно захочется той еды, которую мама варит дома. А маме, когда она хоть немного успокоится и поймет, что с оставшимися в Донецке, Луганске или Красном Луче членами семьи все в относительном порядке, захочется вести нормальный привычный образ жизни, иметь свои собственные деньги, а не надеяться на помощь. Но это невозможно в условиях дома отдыха. Хорошо, если удалось устроиться работать там же. А если нет? А где взять обувь и одежду на случай дождя или похолодания? Ждать, пока кто-то из отзывчивых сограждан принесет? Да и как долго можно жить в таких домах отдыха? Волонтерские организации обещают пару месяцев, на большее у них попросту нет денег. Государство, по-видимому, не будет никого выселять и в дальнейшем. Однако при такой скученной и абсолютно ненормальной жизни недовольство практически неизбежно. Люди устанут и начнут требовать отдельное жилье, хорошо оплачиваемую работу и т.д. А как все это обеспечить во время глубочайшего экономического кризиса, многократно усиленного фактически ведущейся войной?
Общаясь с представителями самых разных слоев украинского общества, трудно не заметить разницы в восприятии переселенцев из Крыма и из Донбасса. Согласно распространенному мнению, из Крыма уезжают те, кто не может смириться с российской оккупацией, для кого "украинскость" значит больше экономического благополучия. В отличие от них далеко не все переселенцы из Донбасса так уж привержены идее единой Украины, не все действительно осуждают и так называемый референдум, и все последующие события. По данным опроса, проведенного Центром Разумкова в июне 2014 года, 26,7% жителей восточных областей убеждены в том, что Украина должна стать федеративным государством, то есть, радикализация настроений жителей Донбасса действительно очень высока. Естественно, она характерна и для тех, кто сегодня находится в зоне АТО, и для переселенцев.
Есть и те, кто, мягко выражаясь, ведут себя не совсем адекватно, требуя только помощи и ничего не предпринимая самостоятельно (речь, конечно, не идет о матерях совсем маленьких детей). Разумеется, люди, не привыкшие к самостоятельности, не могут измениться в одночасье, взяв на себя всю ответственность за будущее свое и своих близких. Психология патернализма диктует совершенно иное поведение и иное кредо: государство должно мне обеспечить новое жилье, работу, зарплату, компенсировать материальные потери и т.д. К этому добавляется и реакция на невыносимые условия жизни тех, кто остался в охваченном военными действиями Донбассе. Не нужно переоценивать сегодняшнее отношение жителей освобожденных городов — они рады прекращению огня, восстановлению каких-то элементарных условий жизни (электричеству, воде и т.п.), но далеко не все искренне и глубоко изменили свое отношение к Украине. В полной мере это относится и к тем, кто покинул Донбасс. Даже волонтеры, рискующие своей жизнью для эвакуации этих людей, отмечают, что примерно половина до сих пор рассчитывает на победу ДНР-ЛНР. Природная искренность, неумение и нежелание скрывать свои мысли, не всегда приятные окружающим, часто провоцируют неприятные ситуации.
Говоря же о жителях регионов, принявших переселенцев, нужно отметить и сочувствие, и желание помочь. Конечно, такое отношение не повсеместно. Например, родственники непосредственных участников АТО часто менее доброжелательны. Да и трудно обвинять людей, чьи близкие ежеминутно рискуют жизнью на Донбассе, в отсутствии симпатии к тем, кто оттуда уехал, оставив своих мужчин воевать на стороне противника.
Есть и иные риски, так или иначе связанные с войной и громадными затратами на ее проведение, а в последующем — на восстановление региона. Пока на волне патриотизма люди обращают мало внимания на рост цен, тарифов, на то, что пенсии и зарплаты заморожены. А что будет осенью?
Уже сейчас заметны ростки разделения на "НАС" и "ИХ". На самом деле не имеет никакого значения, кто к какой группе относится. Важно то, что жители Донбасса искренне убеждены в том, что их не слышат, жители Крыма — в том, что их "сдали", а жители других регионов — в том, что, по крайней мере, первые в массе своей не являются украинскими патриотами и сами выбрали свою судьбу.
Завтра
Перспективы восстановления украинской государственности в Крыму весьма туманны, а значит, столь же туманны перспективы возвращения туда 12 тысяч покинувших полуостров. Более того, вполне вероятным представляется дополнительный отъезд, например, семей учителей украинского языка и истории. Возможно и сознательное изменение этнического состава населения Крыма российскими властями, что вынудит переезжать на материковую часть Украины крымских татар и этнических украинцев. Однако большинство этих людей, вероятно, будет готово — и психологически, и физически — переселяться в сельскую местность и заниматься там либо аграрным трудом, либо преподавать в школе.
Гораздо более сложной представляется судьба переселенцев из Донбасса, причем в связи с целым комплексом обстоятельств. Уже сегодня ясно, что многие не собираются возвращаться, не желая жить рядом с теми, кто поддерживал врагов украинского государства или тем более воевал против него. К сожалению для Донбасса, это наиболее образованные, самостоятельные и независимые люди, сумевшие в очень непростых (даже по украинским меркам) условиях создать и вести собственный бизнес. Эта группа уже в большей или меньшей степени адаптирована к жизненным изменениям и вполне экономически и социально интегрирована. По крайне мере настолько, насколько это возможно. И уж во всяком случае эти люди не требуют (да и не ждут) помощи от государства.
Но большинство переселенцев, конечно, планируют вернуться после того как военные наведут порядок и война закончится. Во всяком случае, этого хотят те, у кого уцелело жилье. Однако завершением АТО все не завершится.
Во-первых,нужно обеспечить максимальное участие жителей Донбасса в грядущих парламентских выборах, а для этого должна быть партия, в которой они увидят выразителей своих интересов. Сейчас трудно сказать, есть ли такая партия или ее нужно создавать и соответственно вносить изменения в законодательство о выборах, но без адекватного представительства жителей мятежного региона в высшем законодательном органе страны говорить об их интеграции совершенно бесперспективно. Согласно опросу, проведенному группой "Рейтинг" в июне 2014 года, 40% жителей Донбасса не намерены принимать участие в выборах в Верховную Раду при условии их прохождения на следующей неделе. Для сравнения: в Харьковской области так настроены 33% жителей, в Днепропетровской и Запорожской — 19%, а, например, в Киеве — 10.Но дело даже не в том, что разочарованные жители Донбасса не пойдут на выборы, что заметно снизит легитимность их результатов, — неизбежен долговременный очаг неудовлетворенности, в который будет кому подбрасывать дровишки.
Конечно, нужно обеспечить честность и прозрачность финансирования партий, доходов кандидатов и т.д. и т.п. Но это задачи ЦИК, и пусть она их решает.
К сожалению, раздаются эмоциональные призывы к насильственному лишению гражданства и даже высылке за пределы Украины тех, кто активно поддерживал сепаратизм и терроризм. Если бы наши власти, включая парламент, потеряв рассудок и чувство реальности, юридически оформили такое решение, то это сразу превратило бы Украину в диктаторское государство, а никак не в то, которое декларирует своей целью членство в ЕС. Соответствие европейским ценностям и европейским принципам предполагает, в том числе, и уважение к правам каждого. Нельзя игнорировать и неоднократные заверения Президента в амнистии всех сепаратистов, на чьих руках нет крови.
Во-вторых,необходимо провести всеобъемлющие местные выборы, поскольку власти значительной части городов и районов скомпрометировали себя поддержкой сепаратизма. Есть, правда, сомнения в том, что выберут более честных, более патриотичных. Ясно, что не обойтись без десепаратизации, то есть принудительного отторжения от власти всех, кто запятнал себя связями с террористами и сепаратистами. В отличие от процедуры люстрации, для которой еще не выработаны эффективные критерии, с десепаратизацией все более или менее ясно — в эпоху Интернета и широкого распространения социальных сетей скрыть поддержку сепаратизма чиновниками практически невозможно. Достаточно создать соответствующую группу (при АП или ВРУ) и широко оповестить население о том, что она уполномочена аккумулировать и передавать правоохранительным органам информацию о чиновниках. Сведения (фотографии, свидетельские показания и т.п.) хлынут потоком. Важно только, чтобы амнистия, предлагаемая рядовым гражданам, не запятнавшим себя кровью, не распространялась на чиновников, желающих занять какой бы то ни было пост во власти или занимавших его в прошлом. Малейшая поддержка терроризма (сепаратизма) должна стать основанием для насильственного отторжения от любой деятельности в органах местного самоуправления или государственной власти. В полной мере этот тезис относится к преподавателям (воспитателям) дошкольных, школьных, средних и высших профессиональных учебных заведений. В Украине пока еще никто не отменял Уголовный кодекс, которым предусмотрена ответственность, в частности, за призывы к свержению государственной власти и терроризм. Если нарушение закона будет означать неотвратимость наказания и это наказание будет распространяться на всех без исключения, ситуация так или иначе разрешится.
В контексте реформы административно-территориального устройства звучат предложения о частичном (полном) разделении территории Донецкой и Луганской областей между Харьковской и Днепропетровской. Аргументируются они тем, что такое решение в краткосрочной перспективе улучшит управляемость, а в долгосрочной — упростит изменение ментальности населения тех районов Донбасса, которые тяготеют к Слобожанщине и Центральной Украине. На самом деле, именно из-за приверженности жителей северных районов Луганской области украинской идее там и не реализованы идеи сепаратизма, так что в этом смысле изменение областного деления ничего не даст. Но зато это неминуемо будет воспринято как наказание жителями остальной части региона. Мы хотим получить синдром Варшавского восстания ХІХ столетия? Что еще должно произойти, чтобы основная масса украинцев восприняла кредо гениального француза Мари Франсуа Аруэ Вольтера: "Я не разделяю Ваших убеждений, но готов умереть за Ваше право их высказывать"? Вполне возможно, что с выборами местной власти стоит и подождать, по крайней мере до стабилизации ситуации, введя до того времени что-то наподобие прямого президентского управления. Резон в таких предложениях есть — вначале порядок, а потом выборы. Должен же опыт Афганистана и Ирака чему-то научить мировое сообщество. Однако в любом случае выборы проводить нужно, на условиях прозрачности и десепаратизации.
В-третьих,нужно восстанавливать разрушенные дома, дороги, предприятия. И если с объектами социальной инфраструктуры все более или менее понятно — дороги, жилье, детские сады, школы, больницы однозначно нужны, — то перспективы восстановления предприятий выглядят не так однозначно.
То, что экономика Донбасса давно требовала кардинальной реконструкции, не вызывает никаких сомнений. И дело даже не в том, насколько рентабельно то или иное производство. Нужно менять экономическую структуру региона, делать ее более современной, в большей мере ориентированной не на добычу руды, угля или производство полуфабрикатов, а на изготовление конечного продукта с высокой долей добавленной стоимости. Конечно, это задача не только государства; его роль сводится преимущественно к формированию достаточно привлекательных условий и правил игры, возможно, даже более привлекательных, чем на остальной территории страны. А все остальное должен сделать бизнес. Вот только где этот новый бизнес возьмет рабочую силу? Население Донбасса и менее образованно, и ориентировано совсем на другие, достаточно устаревшие, виды деятельности. Едва ли не слишком развитой человек сможет работать там, где требуется достаточно высокая и весьма специфическая квалификация. Значит, нужно думать о быстрой подготовке (переподготовке) кадров. Конечно, могут приехать специалисты из Днепропетровской, Черкасской, Харьковской или Львовской областей. Но тогда возникнет угроза безработицы для тех, кто из-за отсутствия необходимой квалификации не сможет работать на этих новых предприятиях.
Первоочередной задачей является строительство дорог. С одной стороны, это создаст столь необходимые рабочие места не только в строительстве, но и в сопутствующих отраслях, а с другой — обеспечит возможность населению работать и учиться не только в своем городе или поселке, но и в соседнем, с более развитой экономикой и более разнообразным спросом на рабочую силу.
Иными словами, нужно обратить себе на пользу ужасные последствия военных действий и не столько восстанавливать старое, сколько строить новое.
И здесь возникает дилемма — решать все эти задачи централизовано или передать все полномочия местному самоуправлению. Конечно, сама по себе идея оставлять все налоги в регионе с тем, чтобы жители сами определяли, на что их тратить, выглядит заманчиво. Особенно без учета экономической реальности.
Совокупные бюджетные расходы региона превышают доходы более чем на 25 млрд грн в год. Компенсировать такую сумму в регионе нечем. Прекращение дотирования, например, угольной отрасли означает не что иное, как масштабную безработицу со всеми вытекающими последствиями: массовой бедностью, необходимостью поддержки бедных и безработных, социальной напряженностью и т.п. Нельзя забывать и о том, что жители Донбасса потребляют товары, произведенные в других регионах, а значит, резкое падение их покупательной способности неизбежно запустит цепную реакцию.
Есть и проблема пенсионеров. В Донбассе сконцентрированы предприятия с вредными и опасными условиями труда, работа на которых дает право на досрочное получение пенсии. Можно много дискутировать по поводу целесообразности именно такого подхода, но у тех, кто это право "заработал", отнимать его нельзя. Так вот, на Донбассе сегодня проживает 2,1 млн пенсионеров (15,7% всех пенсионеров страны), и ни при каких обстоятельствах местных взносов в Пенсионный фонд на финансирование их пенсий не хватит.
Поэтому — хочет этого кто-то или нет — придется разрабатывать долговременную стратегию преобразования экономики Донбасса и централизованно ее финансировать.
А передача большой части полномочий от центральной и региональной власти на уровень местного самоуправления вовсе не означает, что все местные общины враз станут самодостаточными — такого нет нигде в мире; везде существует некоторое перераспределение бюджетных средств и соответственно дотации местным бюджетам так называемых "бедных" общин. Современное общество требует от государства соблюдения неких социальных гарантий всем своим членам независимо от пола, возраста, национальности, места проживания. Это один из базовых принципов существования в том числе и Европейского Союза.
Наконец, четвертое, и самое трудное — воспитание патриотизма, принятие основной частью населения идеи единой Украины. И этого достичь будет ой как непросто. Как переубедить массу взрослых людей, не очень образованных, плохо воспринимающих другие мнения, по-прежнему ориентирующихся на российское телевидение? Конечно, изменение экономической ситуации будет делать свое дело. Психология человека, имеющего нормальную работу, очень сильно отличается от психологии длительно безработного. Но нужно думать и о качестве школьного образования и воспитания, и о возможностях проведения свободного времени, и о грамотной пропаганде украинских ценностей. Давайте честно признаемся в том, что до сих пор мы — общество, государство, интеллигенция, средства массовой информации — этим вопросам должного внимания не уделяли. Вероятно, положительную роль может сыграть и организация разнообразных поездок жителей Донбасса в другие регионы — пусть сами убеждаются в том, что никто и нигде не запрещает разговаривать на русском языке, который никогда не будет иметь в Украине статуса государственного, пусть видят другой образ жизни, другую архитектуру, другую природу, пусть общаются с другими людьми.
Донбасс не может оставаться неким анклавом, он должен, наконец, превратиться в часть единой Украины.
Донбасс в цифрах
Количественные характеристики
- Территория — 53,2 тыс. кв. км, или 8,8% общей территории страны
- Население — 6,6 млн чел., т.е. 14,5% населения страны
- Валовой региональный продукт в фактических ценах — 229,5 млрд грн, т.е. 15,7% ВВП страны (2012 год)
- Объем реализованной промышленной продукции — 273,5 млрд грн, т.е. 24,6% общего объема реализации (2012 год)
- Объем прямых иностранных инвестиций — 4,0 млрд долл. США, т.е. 7,5% общего объема инвестиций
- Экспорт товаров и услуг — 16,7 млрд долл. США, т.е. 21,4% совокупного экспорта страны
Социальная помощь — 54,0 млрд грн, т.е. 17,9% общих затрат страны (2013 год)
- Взносы на общеобязательное социальное страхование — 2,6 млрд грн, т.е. 16,3% общих поступлений по стране (2013 год)
Качественные характеристики
- Средняя продолжительность жизни — 70,4 года (по Украине в целом — 71,4 года)
- Вероятность умереть в возрасте 40–60 лет — из каждой 1000 40-летних мужчин до 60 лет не доживают 263 (в целом по Украине — 238)
- Удельный вес лиц с полным высшим образованием среди работающих — 28,8% (в целом по Украине 36,2)
- Уровень бедности (показывает долю населения, чье ежемесячное потребление по стоимости ниже прожиточного минимума) — 18,6% (в целом по Украине 19,8)
- Глубина бедности (показывает, насколько потребление бедных слоев населения ниже прожиточного минимума) — 22,2% (в целом по Украине 20,3).
- Информация о материале
Считаю вопрос о наведении порядка в умах жителей Донбасса не менее важной задачей, чем задачу освобождения Донбасса от путинских террористов. А навести порядок в умах, не выключив в эфире и кабеле Дмитрия Киселева, к которому, как наркоман за наркотиками, тянутся сотни тысяч (надеюсь, что не миллионы) жителей Донбасса, очень сложно.
Мне позвонил Юрий Артеменко - Глава Национального совета по телевидению и радиовещанию. Сказал, что читал мой пост в Фейсбуке про добровольно-принудительное отключение российских телеканалов, которые, даже после освобождения от террористов продолжал вещать кабельный оператор в городе Новогродовка Донецкой области.
Как Вы помните, моего звонка с добрым словом и просьбой выключить российские телеканалы этому кабельному оператору оказалось мало, и мне пришлось попросить заехать к владельцу кабельной сети ребят из батальона Нацгвардии «Донбасс» - после чего, начало наведения порядка в сознании жителей Новогродовки Донецкой области было положено. По итогу «дружеской беседы» вредоносные российские телеканалы были полностью отключены в местной кабельной сети.
Юрий Артеменко сказал, что полностью разделяет и поддерживает все действия МВД, направленные на скорейшее наведение порядка на освобожденных от террористов территориях Донбасса и предлагает встретится, чтобы обсудить вопрос, о том, как, объединив усилия, вычислить всех местных кабельных операторов, которые, нарушая лицензионные условия, продолжают распространять в своих сетях сигнал российских телеканалов, запрещенных решением суда и решением Нацкомиссии.
Я немедленно согласился, так как считаю вопрос о наведении порядка в умах жителей Донбасса не менее важной задачей, чем задачу освобождения Донбасса от путинских террористов. А навести порядок в умах, не выключив в эфире и кабеле Дмитрия Киселева, к которому, как наркоман за наркотиками, тянутся сотни тысяч (надеюсь, что не миллионы) жителей Донбасса, сложно.
Мы встретились с Юрием Артеменко накоротке и набросали план совместной работы по наведению порядка с вещанием в кабельных сетях в освобожденном Донбассе и не только.
По согласованию с Юрием Артеменко, я опубличу некоторые важные для общества и кабельных операторов тезисы. Особенно они важны для тех, кто продолжает раздавать в своих кабельных сетях сигнал то ли из нежелания терять прибыль, то ли будучи в душе противником Единой, Независимой Европейской Украины.
1. Президент, Кабинет Министров, Нацрада по телевидению и радиовещанию и МВД наконец по настоящему независимой от РФ Украины будет делать все необходимое для наведения порядка в информационном поле Украины.
2. На сегодня запрещено вещание в эфирных и кабельных сетях следующих российских зомби-телеканалов:
"Первый канал. Всемирная сеть";
"РТР-Планета";
"НТВ- Мир" - я бы его назвал по правде - "НТВ-война"!
"Россия -24" - Привет Дмитрию Киселеву!
"TVCI";
"Россия-1";
"НТВ";
"ТНТ";
"Петербург-5";
"Звезда"- привет Минобороны РФ!;
"РЕН-ТВ";
Все кабельные операторы, которые продолжают вещать вышеуказанные телеканалы - нарушают закон и ответят за это!
2. Нацрада и МВД будут тесно сотрудничать друг с другом в вопросе контроля за вещанием кабельных операторов в каждом районе Украины. Для этого нами будут подготовлены соответствующие внутренние нормативные акты. Так как Нацрада не имеет своих представителей в каждом районе каждой области, а МВД имеет, мы обяжем отчитываться каждый райотдел милиции о том, как работают местные кабельные операторы и не нарушают ли они условия лицензии. Эта информация будет передаваться в Нацраду для принятия решений, относящихся к ее компетенции.
3. Контроль работы кабельного оператора будет идти по следующей схеме:
1. Есть лицензия, в которой указано, какие каналы имеет право вещать кабельный оператор - значит, он не имеет права вещать большее количество каналов, чем ему разрешено.
2. В Украине решениями судов и Нацрады по телевидению и радиовещанию лишены права на вещания ряд российских телеканалов (см. Выше). Если кабельный оператор не прекратил их транслировать в сети, то у него будет забрана лицензия, по решению суда конфисковано телекоммуникационное оборудование и по сегодняшнему законодательству он должен заплатить всего лишь штраф!
Я был сам шокирован, когда узнал, что в законодательстве в 2011 году была исключена уголовная ответственность за нарушение лицензионных условий. Это было правильно сделано для бизнеса в сфере торговли или производства, но совершенно не соответствует сегодняшним реалиям в условиях, когда украинцы, смотрящие российское зомбоТВ, берут в руки оружие идут брат на брата.
Я убежден, что за нарушение лицензионных условий в области трансляции ЗАПРЕЩЕННЫХ законом российских человеконенавистнических телеканалов - должна быть также введена УГОЛОВНАЯ ответственность!
А тот владелец кабельной сети, который умышленно продолжает давать вещать Дмитрию Киселеву и ему подобным негодяям - должен считаться соучастником в разжигании сепаратистской и террористической войны на Востоке Украины и также нести уголовную ответственность!
Мы в МВД уже готовим соответствующие изменения к уголовному кодексу.
3. В случае установления факта продолжения вещания кабельным оператором запрещенного российского телеканала - МВД и Нацрада, каждый в рамках своей компетенции, принимает решения о наказании виновного, а именно, лишение лицензии, уплата штрафа за нарушение лицензионных условий, конфискация оборудования, и так далее!
В будущем, после успешного внесения изменений в уголовный кодекс, я надеюсь, мы будем еще и уголовно наказывать подобного рода вредительство национальной безопасности Украины.
Я доложил о результатах встречи с Юрием Артеменко Министру МВД, Арсену Авакову, и он полностью поддержал все, что касается сотрудничества МВД и Нацрады по наведению порядка в информационном пространстве. Так что, решить вопросы по отключению российских телеканалов в кабельных сетях, работая в команде, мы сможем быстро.
Но это еще далеко не все!
Есть спутниковые каналы, которые вещают через "антенны-тарелки", работа которых не упорядочена пока ни одним нормативным актом.
Есть влияние российских эфирных каналов вещающих вдоль границы с РФ, и можете не сомневаться, когда мы вышвырнем террористов с территории Украины и отключим зомби ТВ в кабельных сетях, РФ поставит вдоль границы самые мощные эфирные передатчики какие только есть, которые смогут добивать минимум до Харькова или Луганска от которых до границы 40-50 км.
Юрий Артеменко мне рассказал о вопиющем случае, когда в одном из Киевских госпиталей, где лечатся наши раненные герои, по спутниковому ТВ вещал Дмитрий Киселев!!!
Представьте себе, что почувствовал раненный танкист или десантник, который проливал кровь, освобождая Донбасс от террористов, увидев с больничной койки в государственном госпитале Дмитрия Киселева с рассказом о распятии в Славянске трехлетнего мальчика на центральной площади.
После скандала российские каналы в этом госпитале естественно были заблокированы. Но судя по тому, что мне пишут Фейсбук-Френды, они продолжают вещать в тысячах школ, больниц, домов отдыха, гостиниц по всей Украине!
Мы с Юрием Артеменко предварительно обсудили план по разработке нормативной базы по запрещению в Украине продажи и установки телевизионных спутниковых тюнеров в которых не будет возможности блокировки принятия запрещенных российских телеканалов.
Пока такого законного запрета нет и технической возможности нет, я обращаюсь к неравнодушным гражданам - патриотам Украины - требуйте от персонала гостиниц, домов отдыха, а особенно от государственных учреждения больниц, санаториев, школ и других заведений и организаций - блокировать в спутниковых тюнерах вещание запрещенных российских телеканалов!
Мы с Нацсоветом со своей стороны, в сжатые сроки разработаем нормативную базу для блокировки спутникового вещания как минимум в общественных местах, и, может быть, замахнемся на обязательную блокировку спутниковых российских каналов в частных домах и квартирах.
Но для этого нужно будет принять Закон Украины, за который, мы надеемся, проголосует уже новая Верховная Рада.
Не проверял еще, но предполагаю, что в Израиле нашли способ запретить спутниковое вещание экстремистских палестинских спутниковых телеканалов террористической организации ХАМАС и других. Кто знает, как там обстоят дела, прошу написать в личку!
Точно знаю, что в Иране за включение у себя дома американских телеканалов типа CNN еще недавно была уголовная ответственность.
Да, это кажется немыслимым, что нам придется в Украине регулировать просмотр даже спутниковых телеканалов, но скажите, победил ли бы Советский Союз в войне с фашизмом, если бы советские граждане не были бы обязаны сдать полностью и без исключения все радиоприемники?
П. С.Историческая справка - в СССР за не сданный в 1941 году радиоприемник срок наказания был 10 лет лагерей.
П. П. С.Глушение эфирных каналов - это наиболее сложная в техническом отношении задача. Она решается запуском шумовых сигналов навстречу потоку вражеского зомби-эфира из РФ. Но у нас в Украине много радиоинженеров-патриотов и думаю, что эту задачу мы в обозримом будущем также решим!
П. П. П. С.Просьба ко всем не равнодушным гражданам расценивать этот мой пост, как манифест, а всем кабельным операторам, продолжающим незаконно вещать запрещенные российские телеканалы - как последнее китайское предупреждение!
Прошу Вас распечатывать этот мой пост и передавать или пересылать Вашим местным кабельным операторам, еще не понявшим, что в Единой, Независимой, Стремящейся идти в Европу Украине государство не позволит транслировать вредоносные и запрещенные Законом вражеские телеканалы!
- Информация о материале
Харьков, где еще относительно недавно проходили пророссийские митинги, а радикалы из России захватывали здание ОГА, теперь превратился в город, активно поддерживающий украинскую армию. Этакий прифронтовой мегаполис, где решается судьба многих людей, задействованных в антитеррористической операции на востоке страны.
Старенький микроавтобус направляется в зону АТО через оптовый рынок. Волонтер Юлия вместе с супругом закупает килограммы картошки, лука, моркови, пятилитровые баклажки с водой и прочую провизию. Все это они везут военным, которые дислоцируются неподалеку от Луганска. По дороге подхватывают в машину троих бойцов, проводивших кратковременный отпуск в Харькове, чтобы отвезти на передовую.
Дорога занимает больше пяти часов, но для Юлии эти поездки явно в радость. "Помогать – это приятно, – говорит она. – Кто еще о ребятах позаботится, если не мы?"
На блокпостах микроавтобус пропускают без задержек, а в полевых лагерях военные встречают волонтеров как лучших друзей. Военные знают, что именно они обеспечивают им комфорт в зоне АТО.
Из Харькова на восток Украины ежедневно ездят десятки волонтеров, чтобы привезти туда по возможности все, что нужно военным. По скромным подсчетам, сейчас в городе-миллионнике работает около тысячи активных волонтеров и координаторов. А тех, кто поддерживает украинскую армию финансами и другими ресурсами, – в разы больше.
"У нас в Харькове сейчас все поголовно волонтеры либо благотворители, – рассказывает Елена Рофе-Бекетова, одна из координаторов крупнейшей харьковской инициативы Help Army, к слову, правнучка известного харьковского архитектора Алексея Бекетова. – Все мои знакомые и друзья работают или с переселенцами, или с армией, или с ранеными в госпитале. Каждый находит приложение своих сил. Действительно, город захлестнула волна волонтерства".
Волонтеры Help Army организовались еще в марте, когда Россия напала на Крым, а армия оказалась деморализованной. Общественные активисты начали ездить на границу, поддерживать военных, привозить им еду и необходимые бытовые вещи. Сейчас группа состоит из 14 координаторов и около пятисот активистов-волонтеров.
"Мы начали с покупки носков и термобелья, – говорит волонтер Help Army Ирина Маркевич. – Нас спрашивали: зачем носки, если нужно оружие. Но ведь даже в отремонтированном танке в драных носках сидеть негоже, да и холодно.
Кстати, о технике: одна из наших координаторов, Татьяна Бедняк, еще в марте узнала, что БТРы под Харьковом стояли законсервированными более 20 лет, и наша группа своей первоочередной задачей поставила снабжение запчастями моторизированных бригад. Татьяна организовала поставки свечей зажигания, аккумуляторов, ремонтных комплектов двигателя и карбюратора, благодаря чему мы помогли расконсервировать технику, и в том числе отремонтировать 15 БТРов и более 18 единиц тяжелой техники.
А потом уже переключились больше на личную защиту. Но все равно много внимания уделяем технике, включая простые гаечные ключи и запчасти.
На самом деле мы понимаем, что помощь армии – это не что-то глобальное и необъятное. Она может заключаться в покупке обычных гаечных ключей".
"А некоторые наши координаторы, например Катерина Макаренко, – подхватывает Елена, – начали помогать с началом первой мобилизации в погранвойска. Катерина рассказала, что в тот момент не было никаких условий для проживания мобилизованных пограничников, а она со своими друзьями эти условия создала – палатки, одеяла, подушки, постели…
Все, в чем жили и на чем спали триста мобилизованных, было закуплено в начале марта.
А чуть позже, когда была создана группа Help Army, и Катерина стала одним из ее координаторов, было починено, и мы продолжаем чинить, поскольку это в наших приоритетах, – много военной техники.
Вообще, за плечами каждого из наших координаторов люди, группы поддержки и истории помощи. Много интересного могли бы рассказать и Андрей Таубе, который помогал добывать воду на горе Карачун, и Константин Камельтев – инициатор и бессменный ведущий акции "Нарисуй_солдату_мир", и Саша Ляпина, которая привозила нам "цветочки из горячей точки", и Андрей Шеин, "Красный_транспортер" которого хорошо знают не только в военных частях, но и группы помощи переселенцам, и многие другие".
"Больницы в зоне АТО поддерживаются руками героических людей"
Украинская армия, Нацгвардия и добровольческие батальоны ежедневно получают от волонтеров продукты питания, форму, спальники, защиту, автозапчасти, транспорт, приборы ночного видения, даже блиндажи.
Отдельный большой пласт работы – медицинское обслуживание раненых.
Этим блоком в Help Army занимается Виктория Милютина, детский врач по образованию, директор диагностического центра. По ее словам, человеку, далекому от медицины, трудно представить объем помощи, в которой нуждаются лечебные учреждения, принимающие раненых. Одному только военно-медицинскому клиническому центру Северного региона на базе военного госпиталя нужны огромные средства на современное медицинское оборудование.
"Мы помогаем центру, прежде всего, медицинской техникой, – говорит Виктория. – Харьковские волонтеры других групп поставили кондиционеры, души, каталки, благотворительный фонд "Мир и порядок" подарил 20 функциональных кроватей.
Задач очень много. И пока что мы справляемся только с 1/7 частью этого айсберга. Больницам постоянно нужны спицы, расходные материалы, поскольку, как говорил великий хирург Пирогов, война – это эпидемия травм. Кроме того, раненым нужна и психологическая поддержка, и с их родственниками и близкими нужно работать. Мы их расселяем, покупаем по возможности билеты, чтобы они смогли повидаться с родными".
Многие харьковчане самостоятельно помогают раненым, приносят белье, средства гигиены.
Волонтерская группа "Сестра милосердия АТО" под руководством Ярины Чаговец обеспечивает раненых всем необходимым в больничном быту. Когда раненым бойцам оказывают первую помощь, зачастую приходится разрезать форму, поэтому перед выпиской Ярина покупает ребятам форму.
Харьковский фонд "Мир и порядок" обеспечил военный госпиталь медицинским оборудованием и товарами на более чем полумиллиона гривен.
Виктория постоянно посещает военный госпиталь, ее знают многие раненые, поступившие из зоны АТО. Недавно она отправила в Винницу бойца, которого ласково называет Владиком. Ему оторвало кисть правой руки. Второй рукой он спас нескольких боевых товарищей. Другой подшефный Виктории, Петро, несмотря на то, что в бою ему перебило обе руки, смог вытащить девятерых раненых ребят, сам сел за руль и вывез их из-под огня.
"Все тяжелые ранения мы фиксируем, чтобы через полгода отправить ребят на протезирование. Мы никого не бросим", – уверяет Виктория.
Помимо военно-медицинского центра, волонтеры Help Army обеспечивают всем необходимым те госпитали и больницы, которые оказались в зоне антитеррористической операции.
Первый основной удар пришелся на больницу в Изюме, куда доставляли сотни раненых с огнестрельными ранениями – и Харьков поддерживал изюмских врачей. В Изюм до сих пор продолжают поступать раненые. В помощи нуждаются и больницы в Старобельске, Счастье, Артемовске, Дебальцево и других городах вокруг Луганска.
"Харьковские бизнесмены активно поддерживают украинскую армию"
"Волна волонтерства" захлестнула Харьков на самом деле не так давно.
До начала лета участники инициативной группы Help Army старались заниматься своей деятельностью, не привлекая лишнего внимания. Весной политическая обстановка в прифронтовом городе была неспокойной, поэтому армии помогали только самые отважные.
"Процесс активизировался, наверное, только после президентских выборов, – вспоминает Елена Рофе-Бекетова. – Тогда люди уже стали открыто помогать армии и привлекать к этому своих друзей и знакомых".
"Мне кажется, в какой-то момент все поняли, что нас очень многие поддерживают, – предполагает Ирина Маркевич. – К тому же, армии начал активно помогать бизнес. Благотворительность вышла на новый, массовый уровень".
Показательной волонтеры считают акцию, которые они провели вместе с киевским фондом "Підтримай армію України" в гипермаркетах "Эпицентр". Харьковчанам предлагали купить в гипермаркетах то, в чем нуждаются военные, и передать волонтерам для армии. За первые выходные горожане купили продукции на 32,5 тысячи гривен, за вторые – потратили более 40 тысяч гривен. Суммы относительно небольшие, но Елена считает, что важнее психологический аспект: это много значило для города, для роста патриотизма.
"Люди увидели, что армию поддерживают, и были рады получить возможность помочь и выразить тем самым свою позицию", – считает она.
Заслуга инициаторов Help Army не столько в том, что они занимаются сбором средств, а в том, что выстраивают логистику и собирают информацию о реальных нуждах армии. Собственно, свою инициативу волонтеры начали с выяснения потребностей военных.
"Поначалу покупали все за свои деньги, а потом, когда своих оказалось недостаточно, стали привлекать друзей и знакомых, – рассказывает Елена. – А сейчас мы постоянно держим связь с Киевом, Львовом, Николаевом. Общаемся с другими волонтерами и волонтерскими группами – Юрой Касьяновым, Арменом Никогосяном, "Армия SOS", "Крылья Феникса", "Автомайдан", "Волонтерская сотня" и другими.
Харьков стал стратегическим узлом волонтерских инициатив. Силами харьковских волонтеров помощь, собранная всей страной, доставляется на передовую. Кстати, помогают нашей армии не только жители Украины, но и граждане России, европейских стран, Израиля и США".
Группа Help Army занимается также привлечением средств. Предприниматели активно принимают участие в волонтерском движении.
"Постепенно все больше предпринимателей втягиваются в этот процесс, – считает Ирина. – Это люди, которые привыкли мыслить стратегически, и они понимают, что лучше кормить свою армию, чем чужую.
Я считаю, неважно, что является толчком к помощи, патриотизм или расчет. Главное, что солдаты одеты, обуты и накормлены. Важен результат. И здесь хочется благодарить всех, кто остался на своих рабочих местах и своим ежедневным трудом в тылу помогает обеспечивать армию на передовой".
"Мы сами виноваты, что больше 20 лет закрывали глаза на происходящее в стране"
Волонтеры понимают, что сейчас они выполняют работу, которую обязано делать государство. Но государственная машина с прохудившимся бюджетом висит на волоске над пропастью, и без помощи граждан защитить страну оказалась не способна.
"Мы начали заниматься помощью армии первыми, потому что от границы с Россией до центральной площади Харькова – меньше 30 километров. Мы находимся под угрозой вторжения – делится соображениями Ирина. – Да, многие говорят: этим должно заниматься государство. Конечно, должно. Но оно же не занимается.
Мы тоже виноваты в том, что наше государство в таком состоянии. Потому что больше 20 лет мы занимались своими делами и закрывали глаза на то, что происходит. Об армии никто не думал – и вот что получилось.
Это так же, как со здоровьем: когда за ним постоянно следишь, то не приходится принимать срочные меры и вкладывать в лечение большие деньги. А мы за "здоровьем" нашей страны не следили".
Уже сейчас волонтеры задумываются, что будут делать, когда закончится война. Виктория Милютина считает, что проблемы, открывшиеся сейчас в медицинской сфере, никуда не денутся: больницам нужно помогать и дальше.
"У меня нет иллюзий насчет медицины, эта сфера постоянно нуждается в волонтерах, – считает она. – А что касается армии, то она всегда будет нуждаться в поддержке. Нам будет чем заняться. Мы стараемся рассматривать критическую ситуацию как мотивацию для развития".
Также волонтеры считают своей будущей задачей контролировать государство, мониторить тендеры и закупки, связанные с армией, и влиять на принятие финансовых решений.
А пока на востоке Украины идут боевые действия, харьковские волонтеры прикрывают военных с тыла.
- Информация о материале
Накануне завершающейся стадии АТО на Донбассе полезно уяснить возможности войск «сопредельной стороны» на случай, если горячие головы в Кремле рискнут перейти красную черту и начать полномасштабное вторжение уже без всяких «зеленых человечков».
Эта «сторона» в последнее время концентрирует на разных участках общей границы части и подразделения своих регулярных войск. Так, по сообщению спикера информационного центра СНБО Андрея Лысенко, продолжается весьма интенсивное накопление Вооруженных сил Российской Федерации, каждый день приходят данные о новых подразделениях, перебазированных с Алтая, из Новосибирска, из Мурманска, из Татарстана и других территорий.
Сосредоточение сил происходит вдоль всей границы с Российской Федерацией. «Там лагеря полевые разбиваются, идет формирование инфраструктуры и подходят подразделения - и танки, и БТР, и люди. Все происходит так же, как и на первом этапе антитеррористической операции. Просто после этого Россия заявила, что это были только маневры, и отвела войска, а сейчас они опять их возвращают», - отметил Лысенко.
Сегодня мы рассмотрим лишь часть возможностей российских войск непосредственно на восточном участке российско-украинской границы.
Итак, с юга нашей страны в полосе от Крыма до северных границ Луганской области расположился Южный военный округ Российской Федерации. В своё время он был реорганизован в течение 2010 года на базе Северокавказского военного округа. И в результате превратился в один из самых мощных военных округов ВС РФ.
В его состав вошли Черноморский флот, Каспийская флотилия и 4-е командования ВВС и ПВО. Именно этот российский округ, особенно в свете его реорганизации в 2010 году, многими специалистами считается «главной военной угрозой» Украине. И совсем не зря. Ведь откровенно наступательный характер группировки его войск очевиден.
В состав округа входит две полностью развернутые общевойсковые армии с соответствующими армейскими комплектами войск - 49-я (штаб в Ставрополье) и 58-я (штаб во Владикавказе). А также два развернутых по полным штатам ударных штурмовых соединения - седьмая десантно-штурмовая (горная) дивизия (Новороссийск) и 56-я гвардейская десантно-штурмовая бригада (Камышин).
Кроме того, в состав обоих флотских объединений, которые включены в состав округа (ЧФ и Каспийская флотилия), входят соответствующие группировки морской пехоты. Они также способны вести наступательные, амфибийные действия на протяжении всего южного побережья Украины, как Черного, так и Азовского морей. Это - 810-я бригада МП ЧФ (Севастополь) и 77-я отдельная гвардейская бригада МП Каспийской флотилии (Каспийск). Для выполнения ограниченных тактических наступательных действий на побережье противника в состав обоих флотских объединений, а соответственно и войск округа, входит два отдельных батальона МП - 727-й (Астрахань) и 382-й (Темрюк), способных действовать как в автономном режиме, так и во взаимодействии с другими ударными силами и средствами.
В общем, на этом операционном направлении вооруженные силы Российской Федерации могут сосредоточить до 550 танков (поровну Т-72 и Т-90), более 1000 БМП и БМД, 250 БТР (в основном БТР-80) и до 800 единиц бронемашин МТ-ЛБ и БТР-Д. Эта группировка имеет также достаточно мощную артиллерийскую поддержку - до 450 САУ, 220 орудийных стволов буксируемой артиллерии, более 240 минометов и 250 РСЗО (в том числе мощные «Смерчи» и новейшие «Торнадо»).
Непосредственно в частях и подразделениях войск округа на вооружении находится более 150 пусковых установок ПТРК и 220 ПУ армейской ПВО (в том числе С-300В, «Бук», «Тор», «ОСА», «Панцирь-1С»). Непосредственно боевые порядки войск прикрывает около 60 ЗСУ «Тунгуска».
Откровенно наступательный характер имеют так же ВВС округа, в частности его ударная составляющая - до 100 фронтовых бомбардировщиков Су-24М, до 80 единиц штурмовиков типа Су-25 и до 100 истребителей (Су-27, МиГ-29 и новейшие Су-30).
Особенно мощно выглядит сосредоточенная на этом операционном направлении группировка армейской авиации - более 100 единиц ударных вертолетов, с высоким процентом новейших и модернизированных типов и образцов (в том числе не менее 10 Ка-52, более 30 Ми-28Н и не менее 50 Ми -24/35). Кроме того, войска округа используют до 12 единиц уникальных тяжелых транспортных вертолетов Ми-26 и до 60 единиц многоцелевых Ми-8/17.
Учитывая тот факт, что по замыслу российского командования войскам округа в случае начала операции против Украины придется действовать преимущественно на приморском направлении и в ее южных районах (местность доступна для всех типов и видов бронетехники, включая танки), было вполне логичным с его стороны включить в состав войск Черноморский флот.
Сегодня это - 2 подводные лодки (одна точно исправна, по второй разные данные), ракетный крейсер «Москва», большой противолодочный корабль «Керчь» (по отечественной классификации эсминец), 3 сторожевых корабля (фрегата), 5 малых противолодочных кораблей (корвета), 4 малых ракетных корабля (ракетные корветы), 5 ракетных катеров и 7 (!) больших десантных кораблей. Большинство кораблей в почтенном возрасте, но решать задачи еще способны.
Наличие в составе ЧФ РФ значительных по размеру десантно-амфибийных сил, включая почти эскадру десантных кораблей, способных доставить к побережью противника достаточно мощную группировку наземных войск, не может не наводить на определенные размышления. Особенно в свете того факта, что бороться с корабельными группировками российского флота (включая его десантные силы) непосредственно на их переходе в море украинским ВМС после «крымского погрома» практически нечем.
Кроме того, наличие в составе ЧФ собственных ударных авиационных сил - штурмовой и бомбардировочной эскадрилий и планов российского командования усилить их путем включения в состав авиации ЧФ бомбардировщиков типа Ту-22М3, несомненно, требует от украинского командования, в свою очередь, усиления системы ПВО на южном направлении.
Однако, военные риски для нашей страны совсем не ограничиваются исключительно южным направлением. Достаточно угрожающе, даже в мирное время, выглядят группировки войск российского Западного военного округа, который примыкает к Южному военному округу с севера и «отвечает» за северо-восточный участок нашей границы. Зона ответственности этой военно-административной единицы Российской Федерации намного больше, чем участок российско-украинской границы (включает в себя Балтийский регион и Кольский полуостров). Однако, тот факт, что наиболее мощные группировки этого округа сосредоточены именно против Украины (от Харьковской до Киевской областей), никаких сомнений в наличии наступательных планов у российского командования не оставляет.
Тем более, что, как показывают результаты последних «военных учений» вооруженных сил Российской Федерации, их командование способно быстро его усилить войсками из внутренних округов (например, переброской под украинскую границу соединений 2-й армии из состава войск Центрального военного округа).
Надо сразу отметить, что в состав войск этого округа, кроме 1-го командования ВВС и ПВО, а также Северного и Балтийского флотов, входят две «стандартные» общевойсковые армии - 6-я (Санкт-Петербург) и 20-я гвардейская (п.Мулино, Нижегородская область). Однако, состав и структура этих двух объединений довольно чувствительно отличаются. И совсем не в нашу пользу.
Ведь 20-я армия выглядит гораздо мощнее и «наступательней», чем ее северная «сестра». Если в состав 6-й армии входит только две «линейные» мотострелковые бригады (138-я и 25-я), то в состав 20-й гвардейской, которая и сосредоточена напротив Украины, количество «линейных» мотострелковых и танковых бригад вдвое больше (2-я гвардейская Таманская мотострелковая бригада, 9-я отдельная мотострелковая, 4-я гвардейская Кантемировская танковая и 6-я отдельная танковая бригады). Именно здесь мы видим настоящую элиту сухопутных войск вооружённых сил Российской Федерации - Таманскую и Кантемировскую бригады, которые оснащены новейшим оружием и являются наиболее вышколенными соединениями российской армии.
Учитывая тот факт, что в состав войск округа входят также 3(!) ударных гвардейских десантно-штурмовых и воздушно-десантных соединения (76-я, 106-я и 98-я дивизии ВДВ), нет сомнений в том, что на украинском направлении в случае необходимости российское командование сосредоточит не одну, а несколько ударных группировок. Кроме того, на данном операционном направлении и на других тоже могут действовать две бригады специального назначения (2-я и 16-я).
Кстати, подразделения первой из бригад, по данным СНБО Украины, УЖЕ замечены на украинско-российской границе. Они довольно активно поддерживают действия террористов на украинской территории, участвуют непосредственно в боестолкновениях с украинскими войсками, так же как и подразделения ряда других частей и соединений специального назначения ВС РФ.
Буквально два дня назад в районе населённого пункта Снежное украинскими войсками была уничтожена разведывательно-диверсионная группа противника, в состав которой входили военнослужащие 45-го отдельного полка специального назначения ВДВ ВС РФ.
В общем, в этой полосе украинского участка границы российские войска этого округа могут сосредоточить до 24-36 ПУ тактических и оперативно-тактических РК типа «Точка-У» и «Искандер», около 700 танков (из них по 100-150 Т-72 и Т-90, остальные Т-80), до 900 БМП, до 600 БТР (в основном БТР-80, или БТР-82), а также до 600 единиц гусеничных ББМ (МТ-ЛБ, БТР-Д).
Всю эту армаду может поддерживать и прикрывать до 600 САУ, до 300 РСЗО (в основном БМ-21М «Град», до 100 единиц «Ураган» и «Смерч»), более 100 минометов (в том числе самоходные типа 2С9 «НОНА»), более 60 ЗСУ типа «Тунгуска» (есть до 10 единиц «Шилка -23-4») и до 400 ПУ армейской ПВО (С-300В, «Тор», «Бук», «ОСА», «Стрела-10»).
Воздушная составляющая также выглядит мощно - до 90 фронтовых бомбардировщиков (из них 24 новейших Су-34, остальные Су-24), до 200 истребителей (Су-27, МиГ-29, частично перехватчики МиГ-31), до 80 ударных вертолетов типа Ми-24/35 и около 60 многоцелевых Ми-8/17.
Однако, с точки зрения оперативного использования всех этих наземных войск перед российским командованием могут возникать определенные проблемы. Главным образом связанные с неблагоприятной местностью в северных районах этой полосы.
Широкие заболоченные участки, лесные массивы, ограниченные по объёмам пропускной способности транспортные коридоры, особенно в бассейне левых притоков Десны и Днепра, наверняка заставят командование российских войск сместить главное направление своих усилий в южном направлении, по общей директрисе Белгород - Харьков.
Учитывая тот факт, что украинские войска способны в полосе Сумской, Черниговской и Киевской областей вести довольно успешную маневренную оборону при условии массовой поддержки местного населения сравнительно небольшими силами, такое решение российского командования, отработанное им в течение последних широкомасштабных учений, представляется вполне оправданным и логичным.
Но следует иметь в виду, что даже в таких условиях «легкой прогулки» у россиян не получится. Ведь все эти рассуждения вполне понятны и для украинского военного командования, которое способно предпринять в связи с этим определенные меры противодействия.
Кроме указанных направлений (условно говоря - южного и северного), существуют еще два направления, которые делают развертывание и оперативное построение русских войск в случае принятия решения на вторжение в Украину достаточно благоприятными для агрессора. Имеется в виду непризнанный анклав - Приднестровье и территория Беларуси, связанной с РФ союзническим договором.
Конечно, возможности сосредоточения и развертывания на этих территориях войск агрессора во многом зависит от внешнеполитической конъюнктуры в регионе и вовсе не является обязательным для исполнения. Тем более, что, с военной точки зрения, лишь Беларусь можно рассматривать как действительно угрожающее направление. Приднестровье, объективно говоря, является изолированным и весьма неудобным для разворачивания сколь-нибудь значительных наступательных группировок плацдармом.
Но в Беларуси высшее военно-политическое руководство страны вряд ли пойдёт на то, чтобы согласиться с использованием своей территории в качестве какого-нибудь значительного плацдарма для создания наступательных, агрессивных группировок ВС РФ.
Хотя, конечно, какие-то отдельные действия российских войск в ограниченных масштабах с её территории возможны (в первую очередь это касается ведения всех типов разведки, проведения диверсионных или демонстративно-агрессивных действий силами находящегося в этой стране контингента ВС РФ).
В конце две ремарки. В материале не освещался ядерный компонент российских ВС. Вероятность применения Россией ядерного оружия пока рассматривается как крайне низкая.
И второе. У нас не было цели кого-то напугать. Важно понимать, что Россия - серьезный противник. Полномасштабная война с ней - это колоссальное испытание. А те, кто призывает немедленно вторгнуться на её территорию, чтобы прекратить обстрелы украинских войск, действуют на эмоциях.
Накопление фактов агрессии со стороны России неизбежно вызовет реакцию мирового сообщества, особенно - после сбитого российскими террористами Боинга. Лишь после того, как мы будем уверены в полной поддержке действий Украины по пресечению агрессии на международном уровне, причем - поддержке не на словах, только тогда могут рассматриваться варианты действий на упреждение.
- Информация о материале
После почти месячного молчания Ринат Ахметов снова становится героем новостей. На этот раз вместо бессмысленного видеообращения, владелец СКМ начал действовать "делом", создав Гуманитарный штаб помощи жителям Донбасса. Презентация проекта прошла лишь вчера, на пресс-конференции в Киеве. Хотя, активные бои в зоне АТО идут уже больше двух месяцев. И за это время, по свидетельствам руководства других областей, Ахметов отказывал в оказании помощи своим землякам. Следовательно, если он так резко поменял мнение, жить "ДНР" осталось недолго. Поэтому бывший хозяин Донбасса и надеется с помощью старых уловок сохранить свое влияние в регионе. А, может, еще и орден получить. За "спасение Донбасса". При этом, бойцов сил АТО, очищающих восточные области от террористов, для него будто и не существует.
Запуск штаба помощи жителям Донбасса свидетельствует о том, что в целом, отношение главного спонсора Партии регионов к ситуации в родном крае остается неизменным. То есть, он по-прежнему считает усилия Киева по ликвидации террористов-наемников неприемлемым и все так же поддерживает "мирный путь решения проблемы". Иначе, вместе с созданием Гуманитарного штаба он заявил бы о намерении помогать раненным бойцам АТО, их семьям, семьям погибших силовиков.
Но Ахметов предпочитает не делать этого по нескольким причинам. Во-первых, оказание финансовой помощи действующим подразделениям сил АТО вызовет гнев России, а с ним и прямые огневые атаки террористов на подконтрольные СКМ предприятия в зоне боевых действий. Во-вторых, Ахметов боится, что такая поддержка нашим военным может вызвать непонимание со стороны части местных жителей, сочувствующих террористам. И, в-третьих, Ринат Леонидович настолько пропитан "региональным" духом, что просто не способен действовать нестандартно. Поэтому его проект помощи жителям Донбасса столь банален.
Это становиться понятно даже после беглого ознакомления с "гуманитарным планом" Фонда Рината Ахметова. Так, первым его пунктом заявлена организация эвакуации людей с зоны боевых действий. Хотя, согласно официальным данным и свидетельствам самих людей, оставшихся в контролируемых террористами населенных пунктах, основная часть местных жителей оттуда уже выехала. Остались только те, кто бояться бросить свои дома или им некуда ехать. То есть, по факту Ахметов проспонсирует выезд нескольких тысяч беженцев, что не так уж дорого, но его соратники будут на каждом углу кричать, что это они эвакуировали Донбасс.
Следующий пункт еще интересней – это доставка гуманитарной помощи в зону боевых действий. Как собирается организовать эту доставку, в Фонде не уточняют. Хотя, там, наверное, очень хорошо знают, с каким риском работают волонтеры, доставляющие многие недели такую помощь нашим бойцам в зону боевых действий. Не редко их похищают или даже убивают и вряд ли террористы сделают исключение для людей Ахметова. Поэтому, на практике доставка гуманитарной помощи будет, скорее всего, ограничиваться закупкой продуктов и доставкой их нашим тыловым блокпостам. То есть, в принципе проконтролировать этот процесс будет непросто, поэтому масштабы помощи можно будет преувеличить в разы.
Третий пункт вызывает не меньшее недоумение – размещения беженцев в детских лагерях и санаториях. Возникает вопрос: когда СКМ успела обзавестись санаториями и детскими лагерями? Как правило, все они принадлежат государству, которое и занимается размещением там беженцев. Поэтому, единственное, что в этом случае сможет сделать Фонд Ахметова, так это оказать переселенцам материальную помощь. Но и это вряд ли. Ведь если верить главе Одесской ОГА Игорю Палице, он еще в июне обращался к Ахметову с просьбой помочь донецким беженцам, которых приняла его область, но тот ответил отказом. Тогда самый состоятельный украинец ответил, что он платит налоги государству и именно оно должно взять на себя эти расходы. Как говорится, без комментариев.
Впрочем, мотивация Рината Ахметова по созданию Гуманитарного штаба становиться понятной, если учесть два важных обстоятельства. Во-первых, уже очевидно, что внеочередные парламентские выборы пройдут осенью этого года. Во-вторых, кольцо вокруг террористических сил "ДНР" и "ЛНР" с каждым днем сжимается все туже. Приняв эти факторы во внимание, Ахметов решил начать пиар-кампанию по возобновлению своего влияние на Донбассе. На днях его подруга и депутат Анна Герман даже заявила, что владелец СКМ совместно с другом и партнером Борисом Колесниковым готовы вложиться в восстановление пострадавших от боев населенных пунктов. Вероятно, в первую очередь имеются в виду угольные шахты и другие предприятия, подконтрольные Ахметову и пострадавшие от снарядов, ведь это же заветные рабочие места, о которых "регионал" постоянно твердил в своих видеообращениях.
Вот только Ринат Леонидович, судя по всему, несколько утратил ориентацию во времени. Уже очевидно, что после окончания войны жизнь на Донбассе прежней не будет. В том числе и для Ахметова, который потерял свой шанс стать сильным лидером региона. Ведь наемники-террористы стреляли не только в наших солдат, но и в мирных жителей. А в это время Ахметов пересиживал ужасы в столице. Поэтому снова везде расставлять своих людей ему не позволят сами жители Донбасса. Похоже, что владелец СКМ пока этого не понимает…
- Информация о материале
"Вторгнется или не вторгнется Путин?", — напряженно анализирует степень угрозы украинская власть. "Решится или не решится?" — озабоченно размышляют на Западе. При схожести этих вопросов, они все же разные. Отличается не только формулировка. Различна цена вопроса. Различна цена ответа.
Киеву уже сегодня необходимо понимать, как эффективно противодействовать вполне реальной прямой агрессии. Чтобы лишить потенциального оккупанта возможности зайти далеко. А для инерционного Брюсселя, сомневающегося Берлина и даже более поворотливого Вашингтона возможный ввод регулярных (замаскированных под "миротворческие") российских войск — лишь следующий этап в бесконечных раздумьях на тему "Как далеко готов зайти Путин?". Пока мы будем воевать, они будут определяться со своим отношением к войне. Для нас очевидно, что она уже идет. Для них неочевидно, что она может начаться. Здесь сама жизнь назвала войну войной и воюющие стороны — по именам. Там назвать вещи своими именами по понятным причинам стесняются. Для нас это новые потери. Для них — новые проблемы. Почувствуйте разницу.
Еще в марте Меркель призналась, что Путин утратил связь с реальностью. Почти полгода прошло, но и немецкий канцлер, и большинство ее европейских коллег надеются, что российский самодержец не утратил эту самую связь окончательно. Тем самым демонстрируя, что новую реальность в ЕС принять пока не готовы. Грохот взорванного "Боинга" пробудил Европу, но из состояния спячки она перешла в состояние дремоты. Тревожная бессонница — пока лишь наш удел. И новый этап санкций, и достаточно жесткая позиция генсека НАТО — прямое свидетельство постепенного пробуждения Запада. Но недавние заявления и лидера США, и того же Расмуссена говорят и об их неверии в то, что Кремль безнадежно окутан сном разума. Цивилизованный мир готов по возможности сдерживать Россию, но не готов открыто помогать Украине, если Россия вдруг не сдержится.
Из дипломатических источников известно, что и Меркель, и Обама регулярно обсуждают с Путиным украинскую проблематику. Причем главу немецкого правительства, насколько можно судить, в первую очередь искренне интересует, чего именно хочет насельник Кремля. Каковы его конечные цели в отношении Украины. Внятного ответа, судя по всему, фрау Ангела получить не может. А в гипотезу о великом собирании русских земель поверить до конца не хочет. Практичный бюргерский ум отказывается понять мятежную имперскую душу. Не помогает ни гедеэровский бэкграунд, ни казалось бы неплохое личное знание объекта. Европа с испугом пересмотрела свои взгляды на Россию. Но "старая Европа" живет по законам рацио. Не случайно резкие заявления о растерянности ЕС, о способности Путина идти до конца и о неприкрытой угрозе российского вторжения на минувшей неделе были сделаны представителями "новой Европы", польскими политиками, более чуткими к проявлению иррационального постсоветского мышления.
Насколько можно судить из общения с дипломатами, на Западе убеждены, что, невзирая на очевидные военные приготовления, "Путин не решится". Насколько можно судить из общения с украинскими должностными лицами, в Киеве допустимость того, что "Путин вторгнется" за последние дни возросла до 80%.
Банковая, насколько нам известно, выражает готовность избежать агрессии при помощи дипломатических механизмов. Украинский президент ищет способ организовать трехсторонние переговоры в формате "Порошенко—Обама—Путин". Меркель проведение подобного мероприятия приветствует, но с ролью посредника, по информации ZN.UA, пока не справляется. Склонить к полилогу не только Путина, но и Обаму ей пока не удается. Владимир Владимирович предпочитает держать свои планы в тайне, а Барак Хуссейн считает разумным подождать дальнейшего развития событий.
Прикидывая в уме возможные последствия гипотетического вторжения, украинские властьимущие считают подобное развитие событий меньшим из зол. Мол, лучше ужасный конец, чем ужас без конца. При этом речь, разумеется, идет не о конце украинской государственности, а лишь о конце войны на Донбассе.
Нам не известно, что именно думает по этому поводу Петр Алексеевич. Но ряд людей, входящих в его ближайшее окружение, считает агрессию Москвы не самой худшей развязкой.
Почему? В общих чертах ознакомим вас с их логикой.
1. Война, по выражению одного из собеседников, "несколько застопорилась". Вынужденный (и, слава Богу, относительно успешный) отход подразделений 24-й, 51-й, 72-й и 79-й бригад, а также кировоградских спецназовцев и пограничников из района Должанского, Дьяково и Краснопартизанска может означать, что планы "оседлать границу" в обозримом будущем трудноосуществимы. Сепаратисты и наемники имеют возможность бесперебойной подпитки пополнением, техникой, вооружением, боеприпасами, снаряжением, продовольствием.
Штурм мегаполисов, хорошо укрепленных и обороняемых большим количеством основательно вооруженных бойцов, может привести к большим потерям, как среди силовиков, так и среди мирного населения. В Донецке, например, по разным данным, находится от 300 до 500 тысяч "цивильных". Брать Донецк и Луганск без масштабного применения артиллерии и авиации — множить потери украинских военных. А широкое применение штурмовиков, гаубиц и систем залпового огня в городах существенно увеличит число жертв среди гражданских. В Киеве превращать Луганск в Сталинград, а Донецк в Грозный не готовы.
Завершение войны до наступления холодов выглядит сложной задачей. Да, с одной стороны, сепаратисты лишатся возможности использовать "зеленку". Но с другой, — в осенне-зимнее время серьезно осложняется возможность проведения разведки, эффективного использования артиллерии и, особенно, авиации; возникнут естественные проблемы с управлением, связью, тыловым обеспечением и осуществлением передислокации. Общеизвестно, наступать по грязи или снегу куда сложнее, чем обороняться.
2. Многие в Киеве почти уверены, что "Путин вторгнется". И почти уверены, что вторгнется локально. По нескольким причинам. Во-первых, появление подразделений ВС РФ в Донецкой и Луганской областях можно будет оправдать "гуманитарной" или "миротворческой" миссиями. А в иных регионах сделать это будет сложнее. Во-вторых, численность, структура и дисклокация, по словам наших собеседников, позволяют говорить о вероятности вторжения, в первую очередь на Донбасс. В-третьих, в Кремле якобы не заинтересованы в полномасштабной, затяжной войне. С большим количеством гробов. Там нужна короткая и победоносная. Даже на Донбассе уровень промосковских настроений оказался ниже ожидаемого Кремлем. Полномасштабное вторжение в условиях, как минимум, нелояльного отношения населения и способности украинской армии воевать (в это в Москве тоже не особо верили) может создать большие проблемы.
Посему. В Киеве считают вторжение на Донбасс вполне вероятным. Вторжение на юг — возможным. Вторжение в других регионах — маловероятным. Предполагается, что прямая агрессия будет иметь характер вторжения ограниченного контингента, не слишком обремененного бронетехникой. Мобильные подразделения, "маркированные" миротворческой символикой и прикрытые с воздуха, должны углубиться в нашу территорию на 70–80 км. При этом крупные соединения с тяжелым вооружением и техникой будут развернуты вдоль границы как средство военно-политического шантажа. В Киеве понимают, что в случае реализации этого сценария Запад может пойти на новые санкции, но при этом будет "висеть на руках" у нашей власти, принуждая не отвечать и не ввязываться в открытые боестолкновения. Опасаясь развязывания полномасштабной войны.
3. Отдельные лица "наверху" полагают, что ближайшая цель Путина — сохранение плацдарма на Донбассе. При помощи давления на Запад Кремль может добиваться частичного признания "субъектности" ДНР и ЛНР. Тактическая задача — выигрыш места. Стратегическая — выигрыш времени. Как считают наши источники, Путин может полагать, что время работает на него. Он, мол, рассчитывает на ухудшение экономической ситуации в Украине. Он не верит в масштабную финансовую помощь Киеву со стороны Запада. И уверен, что Запад не пойдет на оказание помощи военно-технической. Путин не отказался от похода на Киев, но он ждет лучших времен. Ему не нужен Донбасс, ему нужна Украина. И он готов подождать.
4. В Киеве понимают, что не воевать за Донбасс нельзя. Но сохранение Донбасса любой ценой может сделать эту цену неподъемной. Послевоенное (а войну еще надо выиграть) восстановление региона — сверхтрудная задача для страны, балансирующей на грани дефолта. Социализация, а точнее, патриотизация жителей двух областей была нелегкой задачей и в мирное время, а в послевоенное может оказаться непосильной. У многих война умножила обиды, у многих — превратила неприязнь в ненависть. То, что ненависть эту большинство будет скрывать, лишь усложнит задачу. Громоздкость экономического уклада региона, масштабный патернализм населения, его низкая мобильность и невысокий образовательный ценз, враждебность значительной части элит, близость России делает разрушаемый регион с потенциально безработным в значительной массе населением гирей на ногах государства при проведении любых реформ. (На которые власть, от себя добавим, пока, в общем, и не сподобилась).
5. Отсюда вывод, к которому часть властьимущих пришла. Забрала Россия Крым — пусть забирает Донбасс в нагрузку. Запад не будет против. А мы избавим себя от депрессивного, убыточного региона с разрушенной инфраструктурой и от сепаратистов, явных и скрытых. От социальной базы коммунистов и "регионалов". От рисков и потерь. От смертей здоровых мужчин, в чьих руках и мозгах нуждается страна. Забирайте. Но дальше не пустим. Обороняться проще, не ожидая выстрелов в спину.
Многие отчего-то убеждены, что без проблемных регионов со специфической экономикой и специфическим населением Украине будет проще и реформироваться, и интегрироваться в Европу. Что после ввода российских войск Запад будет убеждать не воевать за Донбасс. Но и в "серой зоне" уже не оставит. Потому что прямое вторжение россиян Запад напугает достаточно, чтобы взять нас под патронат. Военно-политический и экономический.
Насколько обоснованы подобные расчеты, на чем они реально зиждутся — судить сложно. Нельзя назвать подобную точку зрения доминирующей, но можно предположить, что она становится все более популярной.
Однако. Схема слишком умозрительная, чтобы оказаться реалистичной. Попытка думать за других похвальна, если не забывать, что реальный противник и потенциальный союзник способны делать то же самое. Нацеленный на почетное перемирие часто получает позорное поражение. Торгующий родиной может быстро оказаться на политическом кладбище. Оплаченное кровью не может служить ни подарком, ни взяткой. Оно бесценно…
- Информация о материале
Страница 756 из 1561
