Сегодня многие спрашивают себя или пытаются найти в медийном пространстве ответ на вопрос: какова конечная цель Путина относительно Украины? В чем его истинный мотив? Есть много мнений по этому поводу. Преимущественно они объясняют поведение Кремля сквозь призму истории, внутренней и внешней политики или геополитики.

Кремль, мол, пытается доказать мировым лидерам, что Украина остается в сфере его влияния. Или например: как бы там ни было, Кремль хочет как минимум "нейтрализовать" Украину, не допустив ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС и заблокировав ее вступление в НАТО.

Однако, по моему мнению, такая информация однобока и порой совершенно искажена. Не хватает сведений о том, что происходит с экономикой России на фундаментальном уровне и как это влияет и будет влиять на политику Кремля на всех ее участках - во внутренней и внешней плоскости, в геополитической игре.

Итак, приведу несколько ключевых тенденций, о которых надо знать.

Россия в зоне охлаждения

В мае 2012 года граждане РФ в очередной раз избрали Владимира Путина президентом. Не в последнюю очередь их ожидания были разогреты предвыборными обещаниями по увеличению зарплат, пенсий, инвестиций в гражданскую инфраструктуру, финансирование оборонного комплекса и т.д. Эти обещания просчитывались в Кремле на ожиданиях, что экономика будет расти как минимум на 5% в год.

Но дела пошли наперекор планам Кремля. С 2012 по 2014 год включительно каждый следующий год имел худшие показатели роста, чем предыдущий. Если в 2011 году экономика выросла чуть больше 4%, то в 2012 году - всего на 3,5%, а в 2013-м - только на 1,3%.

Что же касается этого года, то даже перед санкциями (перед тем вводились еще в ответ на аннексию Крыма и которые вызывали только шутки) ожидания были в диапазоне от нуля до 1%. После трагедии с самолетом Malaysia Airlines прогнозы скатываются все дальше вниз.

Таким образом, из-за макроэкономического "охлаждения" обещания Путина остаются пустыми, поскольку их выполнение откладывается. Есть часть обещаний, которые были выполнены, но за счет региональных бюджетов, которые, не имея дополнительных источников дохода, были вынуждены увеличивать свой долг для финансирования таких расходов. Стремительно растущая долговая нагрузка на регионы сейчас решено попытаться сбалансировать с помощью нового налога.

Что же касается реальной жизни, то охлаждение российской экономики уже проявилось в напряженности на рынке труда.

Уже в 2013 году поступало больше и больше новостей из России о сокращении штата негосударственных предприятий из-за снижения спроса на продукцию. Но каждый раз правительство РФ находило убедительные слова в разговорах с собственниками о сохранении "социального равновесия". На так называемом микроэкономическом уровне Кремль пытался избежать неприятных тенденций, то есть всячески демонстрировал социальную направленность.

Но на макроэкономическом уровне эти шаги имели один результат - ухудшали способность экономики РФ адаптироваться к новым условиям, которые складываются в мире.

Сейчас официальная российская статистика говорит, что занятость в целом по экономике улучшалась в течение последних нескольких лет, а безработица, соответственно, снижалась - в июне 2014 года до 4,9%. Это даже ниже показателей докризисных 2007-2008 годов - тогда экономика была на уровне 6%.

Такая комбинация - снижение безработицы и долговременное снижение темпов роста экономики - говорит о договоренности политических и бизнес-лидеров страны по поддержанию недееспособной экономической модели. Такое себе "принуждение к стабильности".

"Экономика РФ в рецессии". Запрещенная фраза

Власть всячески демонстрирует неприятие словосочетания "экономика РФ в рецессии". Казалось бы, что здесь такого? Но факт остается фактом - власти РФ почти тотально вытеснили его из медиапространства. Даже экономические журналисты и экономисты инвестбанков подчиняются этому табу.

Экономика РФ официально оказалась в рецессии во втором квартале 2013 года. Об этом в то время сообщила Федеральная служба государственной статистики РФ, показав "в минусе" два квартала подряд. Однако уже осенью эта информация была обновлена - данные пересчитали с учетом "обновленной методики" – таким образом, что факт рецессии просто исчез.

Перед этим "исчезновением" я имел разговор с коллегой-экономистом из Москвы, работающим в одном из крупнейших инвестиционных банков страны, который контролируется государством. Ответ на вопрос, почему компания не обращает внимания на официальную статистику о рецессии, была такая: мол, статистическая служба имеет неправильный метод расчета. И действительно - со временем эта "брешь" была устранена.

Вывод: Кремль является очень уязвимым в отношении всех проявлений негативного оценивания результатов его работы.

Даже сегодня, после публикации данных о ВВП во втором квартале 2014 года, очевидно, что теперь Кремлю трудно будет избежать официального объявления о рецессии. Но в очередной раз срабатывает табу, и в обиходе появляется фраза "техническая рецессия" (якобы это казус, не стоящий внимания).

На мой взгляд, фундаментальная проблема российской экономики заключается в долговременной потере конкурентоспособности из-за таких факторов, как политический популизм, расширение государственного сектора и, соответственно, сужение частного.

Высокие цены на энергоресурсы - нефть и природный газ - стали тем инструментом, который позволил этому случиться. Неэффективность стала нормой экономики. Алексей Улюкаев, министр экономразвития РФ, публично и довольно эмоционально признал это в своем выступлении на российском "Давосе" в Санкт-Петербурге, заявив, что "мы потеряли контроль над управлением расходами".

Говоря "мы", российский министр имел в виду всю экономику. Вместе со всем вышеприведенным это негативно отражается на инфляции, которая превышает 7% и является недопустимо высокой для РФ. Почему? Потому что основные торговые партнеры РФ - ЕС и Китай - имеют инфляцию в разы меньшую. Такая разница в инфляции является и будет оставаться бременем для экономики РФ в целом. С течением времени, если не провести кардинальные экономические изменения (читай, реформы), конкурентоспособность будет страдать, а зависимость от экспорта энергоресурсов будет расти.

Геополитический кризис как прикрытие

Проявлениями экономического кризиса в РФ являются все без исключения запреты в отношении импорта продукции из Украины и других государств.

Нам говорили осенью прошлого года, что они внедряются для блокировки нашего движения в Европу. На самом деле это - не что иное, как скрытый торговый протекционизм страны, которая страдает от более конкурентоспособной импортируемой продукции.

В конце концов, ярким проявлением экономического кризиса в РФ является динамика рейтингаподдержки Путина, который в течение 2013 года был дважды - в январе и ноябре - на историческом минимуме (!) в 24 пункта. Поскольку он олицетворяет власть в РФ, то, соответственно, у Кремля в конце 2013 года напрочь отсутствовал политический капитала хотя бы для начала длительных экономических реформ, которые среди прочего осуществят необходимую макроэкономическую коррекцию.

Идеология и мировоззрение Кремля не предполагают, что он прибегнет к либеральных методов реформирования экономики. Выбор пути реформ является отражением сущности российской власти.

Ничто так не популярно среди граждан РФ, как обуздание внешних врагов, которые мешают развитию национального величия.

Более того, нынешний геополитический кризис привел к расширению пространства российской власти для маневра внутри страны.

Поэтому аннексия Крыма и проект "Новороссия" стали тем инструментом, который - так же, как войны в Чечне и Грузии, - быстро поднял рейтинг Кремля до сногсшибательно высоких уровней.

Рост патриотизма и консолидация вокруг Кремля среди граждан РФ позволяют более мягко продвигать идею "покупай российское", даже если оно менее качественное.

Кроме того, центральный банк РФ, сдерживая нежелательную стремительную девальвацию рубля, все же уже дал ориентир рынку, что он будет достаточно толерантно относиться в недалеком будущем к ситуации, когда курс рубля будет понижаться до 40 руб./$. Главное, чтобы при этом влияние на инфляцию был минимальным.

Имеем еще один небанальный вывод.

По моему мнению, так называемые "мягкие санкции" Запада против экономики РФ были весьма желательны для Кремля. Они помогали продвигать определенные экономические изменения, которые без внешнего раздражителя разбивали бы рейтинг Путина среди избирателей.

Так что с "помощью Запада" Кремль попытался менять экономику. Другими словами - попытался выжить. Такая стратегия имела место и результат до тех пор, пока не произошло неожиданное событие.

Трагедия с малайзийским самолетом как "Черный лебедь"

Катастрофа Boeing-777 была неожиданностью для Кремля, потому что она стала фактором пробуждения для Запада. Есть такой термин - событие типа "Черный лебедь", то есть реализация сценария, вероятность которого до сих пор считалась чрезвычайно малой.

С одной стороны, Кремль не собирался отступать на Донбассе. Он все равно продолжал вести эту гибридную войну, но не пересекая тот воображаемый рубеж, за которым может начаться серьезное противостояние с Западом.

Путину нужен был конфликт с внешним врагом, который несет в себе только "мягкие" или "умеренные" санкции.

После трагедии с пассажирским самолетом, который скорее всего сбили с помощью российского оружия, Кремль, сам того не желая, перешел черту, за которой начинают действовать более серьезные санкции.

Торговые операции РФ с внешним миром уже закрыты для определенных видов товаров. Пока это не касается торговли энергоресурсами. Но определенные товары (продукты), импорт которых запрещен в РФ, как только позволят увеличить спрос на свою продукцию местным производителям, повлияют на инфляцию. Баланс этих двух факторов, по моему мнению, все же негативный для РФ. То есть следует и в дальнейшем ожидать растущего давления на инфляцию.

Санкции США и ЕС, то есть запрет на определенные капитальные операции, тоже являются достаточно серьезными для экономики РФ.

Однако у Кремля есть подушка валютной ликвидности, которая позволит некоторое время обходиться собственными ресурсами, избегая дефолтов, судов и замораживания государственных активов.

В такой ситуации в монетарной сфере РФ следует ожидать более длительного переходного периода из неконкурентоспособного состояния к более сбалансированному (конкурентоспособному). Ключевыми здесь будут усилия с целью обуздать инфляцию, которые, скорее всего, будут напрасными.

Все это обусловит дальнейшую длительную девальвацию рубля. Темпы роста экономики РФ в ближайшие несколько летбудут вялыми.

Выводы

Относительно политического и военного давления на Украину позиция Кремля является неизменной - ему нужен конфликт, тлеющий и незаконсервированный. Это удобный механизм Кремля для собственного самосохранения.

Между тем зависимость Украины от российского рынка означает "экспорт" в нашу страну российских экономических болезней.

Новой Украине нужно понять, что один из соседей и основных торговых партнеров - не только военный агрессор. Он также передает нам экономические проблемы, продуцируя рецессию и депрессию.

Украине в этой ситуации нужны быстрые шаги и быстрые изменения. Именно такой шанс дает стране ассоциация с Евросоюзом.

Подписание и, самое главное, выполнение этого документа позволят Украине уже в краткосрочной перспективе избавиться от зависимости от российского рынка и от эффектов, которые генерирует российская экономика.

В противном случае Украина будет оставаться заложником российской экономики, что не сулит ничего хорошего ни национальному производителю, ни потребителям.

– Юрий, вчера в передаче Виктора Топаллера «Рикошет» на нью-йоркском «Дэвидзон-радио» вы сказали, что Украине – кранты, Путин пойдет на Киев и далее на Прибалтику, и, скажем, Латвии надо включаться в боевые действия, и лучше их провести на территории Украины – так выгоднее для Латвии. Мол, все пусть перемелется на территории Украины, и Украина тоже перемелется, Украина – собственно, мелочи… Правильно я передала смысл ваших слов, хоть точно и не цитировала?

– Скажем так, я картинку показывал по цветному телевизору, а вы ее сейчас демонстрируете по черно-белому. Ничего нового по отношению к тому, что я говорю и пишу, начиная с марта этого года, я не сказал. Я определил срок начала Третьей мировой сентябрем 2015 года и считаю, что всё, что предшествует этим событиям – в том числе и российско-украинская война, – это подготовительные операции Путина. Главная война еще впереди. Подготовительный период большой войны это март 2014 – август 2015: Украина, Белоруссия, Латвия. И да, я считаю, что единственный для мира шанс остановить Третью мировую – если считать, что у человечества бывает шанс остановить мировую войну – это встретить агрессора на территории Украины и вести войну на территории Украины, имея Украину своим союзником, а не союзником покорившей ее и подчинившей ее себе России. Конечно, я не говорил, что Украина это «мелочь», потому что Украина – европейская страна размером с Францию, и по территории и по населению.

– Вы сказали, что поставку вооружения Пентагоном в Украину надо усилить. Мол, хоть украинская армия и никакая, но в последнее время она показывает зубки, – значит, есть смысл задействовать в месиве именно ее, зачем же гробить американских солдат. Да и Обама американцев в Украину не пошлет, на фиг ему Украина. Так? Это ваши слова?

– Двинувшись на восток Украины после блицкрига в Крыму, Путин, конечно, надеялся на столь же легкую победу. Надежда ведь всегда есть у всех. И изначально казалось, особенно если судить по российскому телевидению, что всё продвигается быстро и без особых проблем. Затем как-то забуксовало: Украина дала понять, что капитулировать не собирается. А план блицкрига на материковой Украине строился на том, что Украина капитулирует еще до президентских выборов. Но Украина стала сопротивляться: как может, как умеет, без армии (которой нет), без техники (которая давно заржавела), без доктрины (какая может быть у Украины доктрина в войне с Россией?). Ну представьте себе, что Чехия, добровольно разошедшаяся со Словакией, вдруг соберет армию и пойдет войной на Словакию исправлять «историческую ошибку». Бред, да и только. Вот в этом бреду мы и оказались благодаря Путину. И реальность этого бреда состоит в том, что помощь Украине никто не начнет оказывать пока, во-первых, Россия не начнет полномасштабную агрессию; во-вторых, не начнут гибнуть тысячами украинцы; в-третьих, не начнут гибнуть сотнями и тысячами российские военнослужащие. Только после этого Украине начнут поставки по мелочам. Воздушного и морского присутствия НАТО, думаю, не будет. И солдат в Украину тоже никто не пошлет. А в остальном помогут, если Украина будет держаться и не капитулирует.

Если рассуждать хладнокровно (что очень сложно), чем дольше будет длиться противостояние российской агрессии в Украине, чем дольше Украина будет держать удар, тем больше будет времени у НАТО собраться с силами и переосмыслить тот новый мир, в котором мы оказались в марте 2014 года, после оккупации Крыма. Потому что история XXI века разделится теперь на период «до» и «после» Третьей мировой; или на «до» и «после» марта 2014 года, если мы сумеем этой войны избежать – благодаря Украине. Сейчас всё зависит только от Украины, так как российскими выстрелами разбужена сегодня только Украина. Остальные пока мирно спят.

– Значит ли это, что приведенный вами сценарий – это сценарий похорон Украины? Он действительно таков? Реален? И заведомо был ясен Западу?

– Запад в данном случае не виноват. Пока что не виноват. Пока что во всем происходившем виновата Украина. И в том, что не использовала период с 1991 года для создания действительно независимого государства, не оглядывающегося вечно на Россию; и в том, что не смогла создать стабильную политическую систему. Потому что ситуация, когда президента каждый раз избирают с перевесом в один голос и половина страны считает, что выборы несправедливые, губительна для страны. Политические амбиции лидеров естественная и ожидаемая в конкурентной борьбе вещь. Но ведь должна же быть еще и государственная мудрость, а ее никогда не было, ни у одного из политических лидеров Украины. Я помню, как спросил у Юлии Тимошенко: «Скажите, Ющенко ваш союзник?» «Скорее, соперник», – ответила Тимошенко. Это было в 2004 году, еще до начала предвыборной кампании. Это был честный ответ, я был очень признателен за него Юлии Владимировне, потому что мне эти два слова прояснили всю последующую историю Украины: что на выборах победит Ющенко, победит благодаря поддержке Тимошенко; что в благодарность он назначит ее премьер-министром; что чуть позже он снимет ее с поста, потому что она продолжает оставаться его соперником; и что на очередных выборах Тимошенко будет пытаться стать президентом и проиграет, потому что уверена в победе.

В том, что Янукович победил на выборах, Запад не виноват. В этом виновата Украина. Ну про кланы, олигархов, коррупцию я вам рассказывать не буду. В этом, кстати, Запад тоже не виноват. В этом тоже виновата Украина. И в том, что памятники Ленину и улицы Ленина везде остались, и у них сегодня собираются сторонники вхождения в СССР (именно в СССР, а не в Россию, потому что люди, которые ратуют за аншлюс с Россией, считают, что они возвращаются в старый СССР) – в этом Запад тоже не виноват. Запад виноват только в том, что не предвидел марта 2014 года и отказывался верить, что Путин – офицер КГБ, пришедший к власти по заданию КГБ для реализации внешнеполитических и внутриполитических планов КГБ. Но этого, откровенно, никто не видел (кроме меня с Литвиненко).

А теперь про похороны Украины. Представьте себе Путина. Он сегодня пребывает в абсолютной уверенности, что и Америка слаба, и Европа еле дышит, что в России всё определяет ФСБ и администрация президента (подконтрольная ФСБ, благо генерал ФСБ Сергей Иванов ею руководит) и что изголодавшиеся по орденам, новым чинам и премиям армейские генералы по приказу полководца Шойгу двинут танки, куда скажут. Как вы думаете, находясь в такой эйфории, может он считать, что Украина, которой почти никогда и на карте не было, как независимого государства, окажется преградой на пути реализации великих планов Путина по захвату человечества? Не может он так считать. Он считает, что Украину сметут за летние месяцы, пока холода не наступили. Сколько Путин готов ради этого народа положить? Да вообще его это не волнует. В Чечне положили десятки, а то и сотни тысяч людей – своих и чеченцев, и никто не требует точных подсчетов жертв. Нет такого вопроса: а сколько потеряла Россия в этой гражданской войне? Никто точно не знает. Кадыров получает деньги из Кремля и на эти деньги посылает новых чеченцев то в Грузию в 2008-м, то в Украину в 2014-м. И украинцы, по мысли Путина, тоже за деньги будут потом своих посылать в Молдавию, Беларусь и Прибалтику и далее, куда скажут. Главное, чтобы деньги были. А деньги, если всех захватить, будут. Главное – чтобы всех захватить. Такой вот у Путина калькулятор в руках.

– От кого Украине надо спасаться – от России Путина, от Запада, от мировой олигархии, которая живет и работает исключительно на свой живот, или от мирового маразма – а значит, включать мозги и лететь к чертовой матери на Марс, искать другие галактики, а вы тут, Запад и Восток, хоть за*битесь?

– Сейчас от себя уже поздно спасаться. Этот поезд ушел, когда Януковича выбрали. А с марта 2014 года определено направление украинского главного удара: Россия. Другое дело, что для Украины это чисто оборонительная война, в то время как для России грядущая война – наступательная. Украина ведь на российские территории не претендует. Но для того чтобы Украину оставили в покое, нужно сменить режим в России, т.е. избавиться от Путина и его сторонников. Получается, что для победы в войне с Россией Украина должна спасти Россию от Путина. И это самый легкий и дешевый путь к военной победе над Россией.

– У вас корни – все в России? В Украине – нет? А вот, кроме путинской России и кроме «гибнущей» Украины, – реальных людей, жителей этих территорий – никого не любите, ни к кому не успели прикипеть? Вообще что для вас – страна, государство, гражданство? Может, это искусственные понятия? Стоит ли людям драть за госграницы сердца и глотки и омывать свои судьбы кровью, если они, люди, на фиг никому не нужны, даже таким, как они сами, а не только правительствам?

– Конечно, по общечеловеческой наивности мне кажется, что, если бы я управлял миром, я осчастливил бы максимальное количество людей и избежал бы максимального количества ошибок. Именно потому, что не мыслю в категориях границ, я не ввязывался бы в территориальные конфликты; из-за безразличия к религиям я избежал бы религиозных войн; а не разделяя классовых теорий, не наказывал бы бедных за их безденежье, а богатых за желание быть богатым. И подавляющее большинство населения мира, поверьте, точно такое же, как я. Суть в том, что в человеке – в любом человеке – есть хорошее и плохое начало. Примитивно рассуждая, есть люди, которых мы считаем добрыми, а есть – которых считаем злыми. Но и в злом человеке присутствует доброта (злой человек искренне может любить жену, ребенка, родителей, собаку); и в добром человеке может проявляться злоба, искры негодования и ненависти. Государственные тирании держатся на том, что с помощью имеющихся в их руках инструментов (например, власти или пропаганды) возбуждают, развивают и поддерживают в своих подданных исключительно плохое начало, и хорошее постепенно отходит на задний план и со временем исчезает. Задача любого диктатора натравить одну часть населения на другую. Ленин использовал для этого классовую теорию (богатых на бедных, горожан на сельских, бескультурных на образованных, большевиков на меньшевиков). Главное – найти линию для раскола. Ленин всегда ее находил, как и Сталин после него. Гитлер раскалывал по национальному принципу: немцы против евреев; немцы против поляков; немцы против французов; немцы против всех. Путин в этом плане не придумал ничего нового и пытается объединить опыт Ленина – Сталина и Гитлера. В Чечне бились с чеченцами; в Украине – с украинцами. Но когда доходит до противостояния США, Путину вспоминается прежде всего советский опыт, в основе которого лежит сталинизм 1923–1953 годов. Можно ли, скрестив худших диктаторов ХХ века – Гитлера и Сталина – стать супердиктатором в XXI веке? Мне кажется, что это невозможно. Никаких аргументов и доказательств в пользу того, что это невозможно, у меня нет. Но не вижу я Путина президентом государства, в состав которого входят (например) Украина, Молдавия, Белоруссия, Прибалтика и Армения – этот как минимум. Не вижу я такого «союза нерушимых республик свободных», даже когда зажмуриваюсь. Потому что единственный талант, которым обладает Путин, это гэбистская «разводка». Развести Борю с Володей, НТВ с ОРТ, Сибнефть с ЮКОСом, русских с чеченцами, чеченцев с грузинами, грузин с осетинами, Европу с Америкой (тут пока сложности), русских с украинцами, всех остальных – с русскими. Других приемов в карманах Путина нет, только «разводка».

– И что? Что вы предлагаете? Вам самому доставляет удовольствие анализировать войну, передел мира? А мирные процессы и борьбу с невежеством, тупостью войны – неинтересно? Ведь от вашего ответа тоже многое зависит. Вот представьте, Юрий: вам, Пионтковскому, Илларионову, другим сильным политологам вдруг опротивеет анализировать войну. Потому что – войну. Потому что война – дикость и к человеческой жизни новых лет уже не имеет никакого отношения. Уже даже информационные войны скоро почиют в бозе за ненадобностью и глупостью оных. Вам опротивеет, надоест журналистам, ТВ перестанет гоняться за картинками со стволами и кровью… Представляете? Таким образом, все пишущие-думающие покажут большую дулю всем правительствам вместе взятым. И, таким образом, перестанут работать на войну. Что тогда будет?

– Ой-ой-ой… Вы не хотите сказать, что войны возникают из-за того, что Фельштинский, Пионтковский и Илларионов их анализируют или даже предсказывают? Вы ведь не хотите сказать, что Путин прочитал мою статью «Третья мировая» и подумал: «А что, неплохая идея! А не рвануть ли мне действительно в материковую Украину, Белоруссию, Молдавию, Прибалтику? Не мелко ли для меня ограничиваться одним Крымом, как я изначально планировал?»

Послушайте, я вот тоже смотрю на нас троих – Илларионова, Пионтковского и себя, вывешивающих, как часы, новые и новые тексты на запрещенном в России Kasparov.ru, и на ум лезут одни пословицы да поговорки: «плетью обуха не перешибешь», «как об стенку горох», «как с гуся вода», «а Васька слушает, да ест» – это всё про Путина. Потому что ни власти, ни силы, ни даже денег у нас троих нет. Есть у каждого по компьютеру, стоящему в разных уголках земного шара, и все, что мы можем, это высказывать свою точку зрения и «вывешивать» ее в интернет, причем ни один из моих текстов в России ни в бумажном, ни в электронном виде никто не публикует, и между прочим (не знаю про Пионтковского и Илларионова, разумеется), но денег за все мои публикации мне тоже никто не платит, ни доллара, ни рубля, ни гривны. Я подозреваю, что мы занимаемся очисткой собственной совести: чтобы нам троим никто не мог сказать, что мы молчали и не предупредили мир о грозящей ему катастрофе. Мы предупредили: грядет катастрофа, давайте противостоять ей, кто как умеет; кто-то, как США и Европа, на государственном уровне, кто-то – на индивидуальном. Кто-то – с оружием в руках; кто-то – с пером. У нас троих – перья. Лучше бы, конечно, у нас были крылья. Но крыльев нет. Есть только перья.

– Ваши предложения на этот час, Юрий. Вот представьте себе, что вы руководите мировым правительством и вашему слову подчинятся все. Мое такое: отдать власть в руки программистов. Пусть они изобретут такой искусственный интеллект, за неимением человеческого, который будет способен останавливать глупые войны (а все войны как преступления с кровью – глупые, несомненно) в три счета. И пусть программисты правят, а искусственный интеллект работает. Пока искусственный ум не приведет в порядок мозги людей. Но это мое предложение. А ваше?

– На этот час, как вы предлагаете, у меня есть предложение, даже два. Они вызваны в том числе моими теплыми чувствами к киевлянам и Киеву, где я неоднократно бывал: перестать выплачивать России долги, в том числе за газ (потому что украинцы России уже ничего не должны), и любой ценой включить в Киеве только что отключенную горячую воду. Потому что без горячей воды войну можно только проиграть.

Поданный 8 марта на рассмотрение ВР правительственный законопроект «О санкциях» среди прочих предусматривает возможные меры по ограничению экспорта из Украины или транзита через ее территорию сырья и продукции двойного назначения. В первую очередь это – украинский кремний и гафний для производства электронных плат, применяемых в военной радиоэлектронике, а также, руды титана и алюминия, которые служат главным конструкционным материалом для оборонного авиастроения.

Критическое обогащение

С учетом ведущих позиций, которые Украина занимает в экспорте глинозема, титановых руд и кремниевых материалов, предложенные правительством меры больше всего опоздали по времени в отношении титановой промышленности. Уже через месяц, в сентябре, правительству предстоит найти новых потребителей для государственных Иршанского ГОК и Вольногорского ГМК, которые добывают сырье для производства титана и других редких металлов.

Их арендатор, «Крымский титан» и компания Дмитрия Фирташа Ostchem, минувшей весной в установленный законом трехмесячный срок были уведомлены о предстоящем разрыве договоров аренды. В случае разрыва отношений в сентябре, государству за несколько месяцев придется найти нового покупателя сырья для своих ГОКов. И ныне, когда ВР предложено ввести закон «О санкциях», с очень большой долей вероятности можно предположить, что покупатели руды поменяются.

По целому ряду причин очевидно, что структуры Дмитрия Фирташа или их основные экспортные компании-контрагенты, расположенные на Кипре, Австрии и РФ, вряд ли смогут брать участие в покупке или перепродаже на экспорт украинских руд титана, гафния и циркона.

В лучшем случае, конечные центры закупки этих стратегических материалов сместится от компаний Вены, Гамбурга и Соликамска, и перейдут на Дальний Восток. В таком случае, возращенные из аренды гиганты украинской добычи редких металлов смогут повторить путь единственного в Украине крупного частного титанового ГОКа, который расположен в Кировоградской области, и работает почти исключительно на азиатский рынок. В худшем случае, разрыв аренды в сумме с принятием закона о санкциях грозит ГОКам существенным сокращением производства, которое заметно ударит по экономике.

Исключить подобный негативный сценарий развития в 2015 году могло бы своевременное обновление Кабинетом Министров отраслевых программ, которые определили бы политику развития цветной металлургии и производства стратегических материалов, но сделать это перед разработкой закона «О санкциях» правительство так и не успело. Или не захотело.

Кремниевая долина

Полное отсутствие обновленных программ развития, после принятия закона о санкциях, обещает погрузить с зону риска еще одну стабильно работающую экспортную отрасль – производство кремнийсодержащих руд и кристаллического кремния для электронной промышленности. Долгие годы, почти все усилия государства по развитию этой отрасли концентрировались сугубо на отражении частных интересов компаний Андрея Клюева и Александра Едина. Результатом такого государственно-частного партнерства стало падение собственного производства, и гипертрофированный рост доходов от экспорта услуг аренды ростовых установок, выращивания кристаллов кремния на запорожском Заводе полупороводников и Светловодском «Силиконе». Географические направления работы этих предприятий предполагают, что их экспортные операции смогут стать объектами применения санкций. К тому же, никто не отзывал объявление в международный розыск их собственника Андрея Клюева. Таким образом, как и в случае с экспортом редких металлов, правительству Украины уже в ближайшие месяцы предстоит достаточно незавидная перспектива поиска новых экспортных рынков для этих предприятий – обозначить критерии поиска могло бы обновление разработанной в 2005-2007 годы отраслевой кремниевой программы. Но, этого тоже не было сделано.

Перемены, которые в самое ближайшее время ожидают украинский рынок экспорта товаров двойного назначения, далеко не ограничены только сектором производства стратегического сырья. Поиска новых экспортных направлений уже через несколько месяцев потребуют как минимум два крупных предприятия турбостроения, а также те заводы авиаракетной промышленности, которые работали преимущественно на российский рынок. Как и все остальные перспективные конечные адресаты закона о санкциях, эти предприятия требуют достаточно быстро разработанных и четких отраслевых программ политики государства. Вполне закономерно, что правительство Арсения Яценюка, которое со старта своей работы назвало себя «техническим», не имеет ни времени, ни кадровых возможностей для решения всех этих задач. Теоретически, оказать поддержку Кабмину могла бы президентская администрация и местные власти. Они как никто другой заинтересованы в стабильной загрузке мощностей предприятий, экспорт которых обещает стать объектом применения ныне представленных парламенту санкций. Однако грядущие парламентские выборы сводят такое сотрудничество между различными вестями украинской власти к минимуму.

Принятый Верховной Радой Закон "О санкциях" позволит Украине ответить стране-агрессору. Из финальной редакции документа были изъяты спорные пункты, касающиеся ограничения почтовой связи, закрытия средств массовой информации, ограничения телетрансляций. Некоторые правозащитники сравнили эти пункты с печально известными януковическими законами от 16 января. Вместе с тем, документ, предусматривающий свыше 25 видов санкций, позволяет блокировать активы, ограничивать торговые операции, приостанавливать и аннулировать лицензии, влиять на работу банков с иностранным капиталом и пр. Поскольку закон рамочный, никаких конкретных решений он не предполагает. Однако его принятие позволяет Верховной Раде, КМУ, НБУ и СБУ вносить на рассмотрение СНБО конкретные предложения о применении тех или иных санкций, и уже после согласия СНБО санкции будут вводится в действие указом президента Украины.

Примечательно, что, таким образом премьер Яценюк, инициировавший законопроект, снял с себя прямую ответственность за принятие решений, которые могут и будут негативно влиять и на украинскую экономику. КМУ подготовил список из 172 физлиц и 65 юрлиц Российской Федерации и других стран, на которых в первую очередь должны распространиться санкции. Однако под утверждающим их окончательным документом — президентским указом — будет стоять подпись Петра Порошенко.

Безусловно, экономические силы не равны, и Украина от введения санкций может потерять больше, чем Россия. Безусловно, действовать необходимо крайне осторожно, стараясь выбирать наименьшее зло для отечественной экономики, изможденной военным конфликтом, нереформированностью, коррупцией, а зачастую просто глупостью отраслевых пастухов. Однако не вводить санкции нельзя, ибо страна платит несоизмеримо большую цену: в Украине из-за активного вмешательства России каждый день гибнут люди, рушатся дома, закрываются производства, планомерно разрушаются промышленность и инфраструктура целого региона, ранее производящего около 25% всего ВВП Украины. В таких условиях ответить нужно. Да и как взывать к ужесточению санкций со стороны международного сообщества, если сама Украина до сих пор не решилась фактически ни на какие значимые меры?

Несмотря на то, что в данном случае Украина находится в наименее выгодном положении хотя бы потому, что на ее территории идет война, все же есть болевые точки, на которые можно надавить. Прежде всего, речь идет о транзите российского газа, тяжелом машиностроении, продукции ОПК и космической отрасли. Но именно эти "болевые точки" тесно связывают экономики Украины и России, и введение санкций отразится на обеих. Куда эффективнее и не так болезненно для нашей экономики, по мнению многих экспертов, вводить санкции против физических лиц, бить не по государственному карману, а по личному кошельку и имиджу. Как именно решат поступать правительство, СНБО и президент? Будут ли задеты чувствительные российские точки? Какие? Каков будет масштаб наших потерь? Какой объем мы сможем компенсировать за счет других рынков? Даже приблизительных цифр в правительстве еще нет, поскольку неизвестно, будут ли применяться санкции к целым отраслям, отдельным предприятиям или к их собственникам. Очень хочется думать, что хотя бы на принятии этих решений никто в верхах не наживется… А о том, почему четких ответов у власти нет спустя 165 дней войны, лучше даже не спрашивать. Пока же опрошенные нами эксперты сходятся во мнении, что построить экономический барьер между Украиной и Россией, прекратить сотрудничество и торговлю невозможно — слишком тесна связь экономик двух стран.

Павел Шеремета, министр экономического развития и торговли Украины:

Закон о санкциях — рамочный, в нем не упоминается ни одна страна или компания, речь идет о "стране-агрессоре", и хотя все мы знаем, о ком именно идет речь, говорить о чем-то конкретном можно будет только после того, как СНБО начнет принимать решения относительно санкций. В то же время, наибольшие потери, которые сейчас несет Украина, — не экономические. Украина каждый день теряет человеческие жизни. Поэтому проводить подсчеты относительно того, сколько потеряет наша экономика от введения санкций, на мой взгляд, просто неуместно.

Игорь Бураковский, руководитель Института экономических исследований и политических консультаций:

Любые экономические санкции — это прежде всего политическое решение. Искать в них рациональную с экономической точки зрения составляющую не приходится. Если Россия закрывает свой рынок для какого-либо вида товаров, то Украина симметрично должна закрывать свой рынок для товаров из России. Но прежде чем говорить о санкциях, нам нужно определить для себя статус России: это страна, которая мешает нам развиваться, это страна, поддерживающая терроризм, или это страна, осуществляющая прямую агрессию. Именно это политико-юридическое определение и должно определять глубину и обширность вводимых санкций. Грубо говоря, если мы воюем по-взрослому, то уже не стоит бояться последствий вводимых нами же санкций. Полное закрытие торговой границы между Украиной и Россией маловероятно. В самом жестком варианте, как мне кажется, возможна отмена режима свободной торговли, но и это большой вопрос. Тем не менее, все санкции имеют свои "за" и "против". Если говорить о банковской сфере, то российские банки, работающие в Украине, аккумулируют 1/8 всех активов нашей банковской системы. С одной стороны, эти банки являются для нас вражескими, с другой — они полноценные юридические лица, на них распространяется наше законодательство, они обслуживают украинцев, в них находятся вклады наших граждан. Естественно, вводить против них санкции не совсем правильно и разумно. Соответственно, система не так однозначна, и поделить всех на "своих" и "чужих" не получится.

Любые санкции имеют свою цену, но какой она будет, мы сможем определить, только когда увидим реальные намерения власти и их последствия. Пока говорить о том, что, дескать, вот мы им покажем, вот мы им докажем — рано. В принципе основная задача санкций — не "нагадить", а повлиять на партнера, чтобы он изменил тактику своего поведения, не важно — военного, политического, экономического. На мой взгляд, Украина, сама по себе, не может принять санкции, способные повлиять на позицию России. Поэтому наши санкции должны быть скоординированы и согласованы с международными. И если мы действительно хотим влиять на Россию, то должны влиять на нее через международные санкции, а они уже и так работают. Опять-таки, возникает вопрос масштабов санкций: что собственно мы можем сделать, достаточный ли наш потенциал? Есть такая поговорка: санкции — это молоток, а не шило. Они должны бить по голове, а не ковырять. Но при этом важно избрать наиболее действенный инструмент — не всегда прямой и обширный запрет так же эффективен, как более мягкие, но глубокие ограничения. Второй вопрос заключается в том, что санкции всегда крайне сложно вводить против автократических режимов. Ибо автократы плюют на свое население и его благосостояние. Реально ощутимым будет только введение санкций против самих автократов, только влияя на их личное благосостояние можно добиться какого-либо эффекта. И, наконец, главное, о чем следует помнить, говоря о санкциях: они никогда не бывают бесплатными, и страна, вводящая санкции, через определенный период времени обязательно будет за них платить. Как и в каком масштабе — зависит от множества факторов.

Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения группы "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU):

Есть положительные и отрицательные стороны введения санкций. Для Украины негативным будет то, что наши санкции определенно будут иметь ответ со стороны РФ (кроме того, что мы уже имели до этого момента времени). Положительно то, что конкретные действия властей Украины против военного агрессора — в плоскости экономических санкций, которые согласуются с аналогичными действиями развитых стран мира и вместе с активной фазой операции АТО помогают восстанавливать уверенность граждан Украины (и особенно представителей бизнеса) в наличии контроля над процессами в стране и в экономике в целом.

Не в последнюю очередь геополитическая агрессивность руководства России продиктована именно внутренними проблемами макроэкономического характера. По сути длящаяся уже несколько лет стагнация экономики РФ, которая в этом году, как ожидается, перерастет в падение реального ВВП, довлеет над экономикой соседних государств. Это вынуждает экономики соседей сталкиваться со снижением спроса от российских потребителей и промышленных заказчиков.

По нашему мнению, этот процесс в РФ усугубился после аннексии Крыма и еще больше — после трагедии с лайнером Малазийских авиалиний. Таким образом, падающая экономика РФ и геополитическая агрессивность Кремля порождает торговые войны, которые по отношению к Украине длятся с середины 2013 г., и, следовательно, предопределяет затяжное снижение товарооборота Украины с РФ.

Существуют два типа собственников/руководителей украинских предприятий, ориентированных на российский рынок. К первому типу относятся те, что более склонны пережидать кризисы, т.е. в меньшей степени готовы к риску. Ко второму причисляют людей, более склонных к риску и, соответственно, способных инвестировать или перестраивать свои операции таким образом, чтобы найти потребителей на более динамично растущих рынках. Бизнес с руководителями первого типа ожидает стагнация на производстве с последующим сокращением рабочего времени, замораживанием зарплат и сокращением персонала. Предприятия, которыми руководит второй тип собственников, возможно, ждет менее пессимистический исход.

За последнее время возле одного из многоквартирных домов в городе Чугуеве Харьковской области пострадали 5 женщин, которые впоследствии оказались на больничных койках. Кто виноват? – Бандиты? Насильники? Полтергейст? Все гораздо прозаичнее – дорога, точнее, ее отсутствие.

В ходе опроса жителей дома № 30 по ул. К. Либкнехта и домов №№ 18 и 20 по бульвару Комарова, который был проведен волонтерами общественных организаций «Центр правовых и политических исследований «ДУМА» и «Чугуевская правозащитная группа», удалось выяснить, что наиболее актуальной проблемой для граждан, проживающих в указанных многоквартирных домах, является неудовлетворительное состояние придомовой внутреннедворовой дороги. Которая превратилась в сплошные ямы и выбоины, движение по ней довольно затруднено, а на некоторых участках – почти невозможно.

Учитывая, что при отсутствии тротуара во дворе этих домов, данная дорога используется не только автомобилями, а по большей части – пешеходами – местными жителями и горожанами, которые идут в управление Пенсионного фонда в Чугуевском районе и другие учреждения, граждане часто подвергаются опасности для своего здоровья и жизни.

К примеру, относительно недавно пожилая гражданка Б., которая живет в доме по бульвару Комарова, 18, упала и сломала ногу. Уже в этом году – в апреле – 2 пожилые женщины из этого же дома упали и сломали руки. Кроме того, по словам опрошенных, падала и разбивала лицо старушка С., живущая в доме 20 по бульвару Комарова, а также на этой злосчастной дороге недавно упала и оказалась в больнице работница, разносившая квитанции за потребленную электроэнергию.

Как сообщили местные жители, после их неоднократных жалоб руководство города пообещало отремонтировать внутридворовую дорогу возле указанных домов «в III-м квартале 2014 года».

Учитывая вышесказанное и руководствуясь ст. 34 Конституции Украины и ст. 3, 4, 14 Закона Украины «О доступе к публичной информации», председатель «Центра правовых и политических исследований «ДУМА» Юрий Чумак обратился в горисполком с информационным запросом, в котором, изложив вышеописанную ситуацию, просил сообщить:

1) внесен ли соответствующий ремонт в план работы коммунальных служб города Чугуева на III квартал 2014?

2) когда и какими службами будет произведен ремонт внутридворовой дороги возле домов 18 и 20 по бульвару Комарова и дома № 30 по ул. К. Либкнехта?

Пришедший ответ не был неожиданным. В нем чиновники мэрии признавали, что возле указанных домов необходимо выполнить работы по укладке твердого асфальтного покрытия общей площадью 741 кв. м. и ремонт твердого покрытия тротуара (где они его там нашли – неизвестно) общей площадью 60 кв. м. Но тут же сообщали: «выполнение данных работ, к сожалению, сейчас невозможно».

Неожиданным оказалась причина «невозможности»: горисполком ссылался на постановление Кабинета Министров Украины от 1 марта 2014 г. «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета».

Но пытливый читатель, при желании, может ознакомиться с текстом данного «страшного» постановления, в котором говорится о мерах по экономному и рациональному использованию государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета.

Постановление указывает на необходимости:

- прекращения приобретения автотранспортных средств и недопущения использования для обслуживания одного учреждения более одного легкового автомобиля;

- прекращения осуществления расходов на оплату услуг мобильной связи;

- прекращения оплаты чартерных рейсов;

- недопущения принятия решений относительно увеличения численности работников подчиненных органов и учреждений;

- ограничения максимального размера месячной заработной платы (денежного обеспечения) руководящих работников 15 размерами минимальной заработной платы;

- разработки и утверждения ежегодных планов мероприятий по энергосбережению с обеспечением уменьшения расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей;

- прекращения осуществления расходов на проведение выставок, ярмарок, съездов, симпозиумов, конгрессов за счет средств общего фонда бюджета;

- обеспечения минимизации расходов на служебные командировки путем оптимизации количественного состава делегаций и сроков их пребывания, уменьшения расходов на оплату проезда, наем жилья и других расходов, связанных с командировкой…

И множество других пунктов, нацеливающих чиновников на то, что в условиях экономического кризиса нужно экономить именно на себе, родимых.

В общем, в указанном постановлении Кабмина нет ни слова о запрете выделять средства на ремонт дороги, на которой регулярно получают травмы и калечатся наши граждане.

Спрашивается: зачем же тогда Чугуевский горисполком выдает на-гора такого рода отписку?

По-видимому, посыл был прост и прозаичен: жильцов дома послали с их поломанными руками-ногами, переведя стрелки на центральную власть: мол, мы бы и рады, да Киев латать дороги не велит.

Но Юрий Чумак, движимый лозунгом «мы не привыкли отступать», совместно с многострадальными жильцами домов планирует добиваться решения данного острого вопроса. Чтобы «человекопад» в самом центре Чугуева наконец-то прекратился.

"Хочу предупредить всех, кто подвергается паническим настроениям. Все, кто скупает валюту по завышенному курсу на теневом рынке, скоро будут об этом сожалеть, так как НБУ стабилизирует систему уже в ближайшее время", - заявила глава НБУ Валерия Гонтарева 12 августа.

Межбанковский рынок сигнал оценил, и 13 августа передал регулятору привет очередным повышением курса доллара.

Если днем ранее американская валюта стоила 13,6 грн, то новая отметка - 13,65.

Как известно, еще месяц назад цена была кардинально другой - 11,73 грн за долл. Никто не ожидал никаких проблем.

В августе? После уже прошедшей девальвации с 8 грн за долл? При хорошем состоянии платежного баланса? При тотальном обеднении населения? Нет, самые ранние позывы к росту курса ожидали не раньше октября.

И вдруг - все полетело. Вместо того, чтобы гасить нелепую ситуацию, глава НБУ передает рынку послания в духе: "НБУ планирует пока применять рыночные меры. Впрочем, мы обсуждали с МВФ инструментарий административных мер".

Так поступал и предшественник Гонтаревой Степан Кубив. Обращения к доброй воли банкиров не дали ничего, кроме курса 14 грн за долл. "Убедить" банки удалось лишь при помощи административных мер.

И вот спустя несколько месяцев курс опять почти на отметке 14. Только НБУ, похоже, не против очередного витка девальвации. Он готовится валить курс совместно с Кабмином и подконтрольным тому "Нафтогазом".

Почему Нацбанк позволяет происходить девальвации? Вот главный вопрос, который задают себе банкиры.

Аналогичный вопрос должен задавать себе президент Петр Порошенко. Он лишь в середине июня заменил человека Арсения Яценюка (Кубива) на собственного представителя (Гонтареву). И точно так же, как неконтролируемая девальвация и огромные объемы рефинансирования били по имиджу Яценюка, так теперь неразбериха с курсом уничтожает поддержку Порошенко накануне парламентских выборов.

"Экономическая правда"уже писала, что регулятор имел непосредственное отношение к начавшейся девальвации. Глава НБУ туманно ссылается на нервозность, связанную с АТО в Донбассе. Интересно, что бы это означало?

Банкирывыдвигаюткуда более правдоподобные версии. Одна из них - игры с курсом происходят в угоду крупным экспортерам зерна. Другая - курс держат на высоком уровне, чтобыолигархи завелив Украину и продали валютную выручку.

Конечно же, рассматривается тот вариант, что крупные экспортеры просто не заводят валютную выручку в страну, либо же не продают ее. Но тогда где заявление НБУ, изобличающее такое поведение продавцов валюты? Кроме того, уже давно ходят разговоры, что в попытке избежать санкций крупнейшие олигархи Украины забрали с оффшоров и завели в Украину приличные суммы валюты.

Тем временем на горизонте замаячила реальная опасность еще более глубокого падения курса. 4 августа Кабмин принял неприметноепостановление 302, которым увеличил уставный фонд "Нафтогаза" на 63,3 млрд грн.

Как рассказал ЕП источник в компании, вся сумма уйдет на покупку инвалюты. По нынешнему курсу это почти 5 млрд долл. Для сравнения: весь объем торгов валютой на межбанке в последнее время составляет 200-300 млн долл в день.

НБУ вряд ли сможет продать весь этот объем из своих резервов. Он скован требованиями МВФ. Фонд дал новый кредит, по большому счету, чтобы Украина вовремя вернула ему же старые долги.

Резервы НБУ только в июле сократились на 1 млрд долл до критических 16,1 млрд долл, поэтому там планируют пополнять свои авуары за счет рынка.

"НБУ намерен пополнить резервы до конца 2014 года за счет покупки валюты. Ее источниками станут поступления от экспорта продукции АПК и средства инвесторов, заинтересованных в покупке НДС-облигаций", - уверяет Гонтарева.

На вопрос ЭП - есть ли у "Нафтогаза" договоренности с НБУ о покупке валюты напрямую из резервов в августе-сентябре - в пресс-службе газового монополиста отвечают уклончиво: "Нафтогаз", как и другие субъекты хозяйственной деятельности в Украине, приобретает валюту через уполномоченные банки".

"В данный момент Нацбанк не получал заявок от "Нафтогаза Украины" на покупку у него иностранной валюты", - подтверждают в пресс-службе регулятора. Значит, опасаются финансисты, "Нафтогаз" может начать скупать доллары на межбанке.

"Выход на открытый рынок покупателя с такими объемами неизбежно обвалит рынок, и курс гривны достигнет новых исторических минимумов", - предупреждает председатель правления одного из банков с иностранным капиталом.

Показательно, что постановление 302 предписывает "Нафтогазу" часть из полученных 63 млрд грн потратить на покупку 3,1 млрд долл для собственных резервов. В эквиваленте это около 40 млрд грн.

"Нафтогазу" обеспечить использование полученных облигаций внутреннего госзайма в хозяйственной деятельности в соответствии с уставом компании.

В том числе использовать средства, полученные от реализации облигаций, для покупки и бронирования 3 100 000 тыс долл на счету компании, открытом в Нацбанке, использование которых будет осуществляться по решению Кабмина", - говорится в постановлении за подписью премьера Арсения Яценюка.

Источники ЭП в "Нафтогазе" и госбанках утверждают, что и остальные примерно 20 млрд грн из уставного фонда также пойдут на покупку валюты для расчетов за газ.

Как известно, сейчас газовый монополист активно ищет новых поставщиков в ЕС. При этом купить его на условиях реверса можно только по предоплате.

"НАК давно не платит по банковским кредитам, и в этот раз нам дали понять, что погашений не будет", - утверждает член правления одного из госбанков. Так, на начало 2014 года долг НАК лишь по кредитам Ощадбанка превышает 15 млрд грн.

Интересно, что в последнее время "Нафтогаз" покупает иностранную валюту для расчетов за газ исключительно на межбанке.

"В течение последних трех месяцев крупный импортер НАК "Нафтогаз Украины" покупает на рынке иностранную валюту для оплаты реверса газа из Европы в нормальном режиме", -утверждаетГонтарева.

Все эти заявления регулятора вызывают у участников рынка тоску и уныние. На условиях анонимности они рассказывают, что на рынке паника сменилась беспомощным ожиданием резкого обвала курса гривны, который должен состояться в связи с выходом на рынок гигантского "пылесоса" в лице НАК.

Глубину возможно падения точно никто предсказать не может. По слухам, экспортеры уже около месяца не заводят валюту в страну, надеясь продать ее в ближайшем будущем по 15 грн за долл или даже дороже.

Ситуация сложилась таким образом, что скорость обвала курса зависит от скорости, с которой НАК будет конвертировать полученные ОВГЗ в гривну и пускать ее на межбанк.

Это, опять же, зависит от НБУ, который должен "напечатать" огромное количество гривны для выкупа облигаций в собственный портфель или портфель госбанков.

Похоже, процесс уже стартовал. 11 августаНБУ сообщил, что в понедельник портфель ОВГЗ регулятора увеличился на 2,1 млрд грн.

Скорее всего, речь идет о покупке Нацбанком облигаций, внесенных в уставный фонд "Нафтогаза". По крайней мере, при этом портфель ОВГЗ банков не снизился, а напротив - увеличился на 0,8 млрд грн. И только небанковские держатели облигаций уменьшили свой портфель на 0,6 млрд грн.

Ответы пресс-службы "Нафтогаза" на письменные вопросы ЭП

- Недавно Кабмин решил увеличить уставный фонд "Нафтогаза" на 63 млрд грн за счет ОВГЗ. Сколько из этих ОВГЗ будет конвертировано в гривны в августе и сентябре 2014 года?

- С целью исполнения статьи 16 закона "О государственном бюджете на 2014 год" в редакции закона от 31 июля 2014 года №1622-VII Кабинет министров принял постановление от 04 августа 2014 года №302 "Об увеличении уставного капитала национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины".

Согласно положениям указанного постановления, Кабинет министров среди прочего постановил увеличить уставный капитал Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины" на 63 272 276 тыс грн путем выпуска дополнительных акций существующей номинальной стоимости с сохранением 100 процентов акций в собственности государства.

Согласно пункту 3 постановления Кабинета министров от 04 августа 2014 года №302 национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины" необходимо обеспечить использование полученных ОВГЗ в хозяйственной деятельности в соответствии с уставом компании, в том числе использовать средства, полученные от реализации облигаций, для покупки и бронирования 3,1 млрд долл на счету компании, открытом в Национальном банке, использование средств с которого будет осуществляться по решению Кабинета министров.

Таким образом, "Нафтогаз Украины" будет использовать полученные ОВГЗ в своей финансово-хозяйственной деятельности согласно уставу, исходя из фактических потребностей компании в выполнении первоочередных обязательств, а также на основании соответствующих решений Кабмина.

- Сколько иностранной валюты "Нафтогаз" планирует купить для расчетов за газ в августе и сентябре?

- На данный момент компания располагает необходимым запасом валюты для обеспечения ближайших платежных обязательств.

- Есть ли у "Нафтогаза" договоренность с НБУ о покупке валюты из резервов, или валюта будет покупаться на межбанковском рынке?

- "Нафтогаз Украины", как и другие субъекты хозяйственной деятельности в Украине, приобретает валюту через уполномоченные банки.

Приложение. Председатель правления НБУ Валерия Гонтарева, выступление в Верховной Раде 12 августа (из стенограммы вечернего заседания парламента)

Гонтарева В.О.Доброго дня, шановні народні депутати! Я дякую вам за те, що ви запросили мене сьогодні до Верховної Ради, тому що якраз зараз я маю можливість звернутися до кожного громадянина України з цієї трибуни.

Зрозуміло, що всіх вас турбує питання валютного курсу та фінансової стабільності банківської системи. Тому почну з валютного курсу. Перш за все, що відбувається зараз на валютному ринку, та друге питання, що надалі має вжити Національний банк для стабілізації ситуації на валютному ринку. На жаль, як ви знаєте, останніми тижнями склалася нестабільна ситуація на валютному ринку. Цьому є об'єктивні та суб'єктивні причини. Головні – об'єктивні причини. По-перше, це воєнні дії на Сході країни, тому очікування суб'єктів ринку, що щоденно підкріплюється провокаційними заявами різних політичних партій щодо високої вірогідності початку повномасштабної війни з Росією, ці панічні настрої тільки поширюються. Наприклад, вчора ввечері декілька провідних банкірів зателефонували мені і сказали, що війна з Росією вже почалася, тому що російській конвой вже на території України. Але, як ви знаєте, це була гуманітарна місія, яка теж ще не відбулася. Тому все це провокує додаткове навантаження на курс гривні.

По-друге, це реальний, так званий, Business Interupption, який склався за розбалансуванням економічних показників щодо інфляції, щодо падіння ВВП, а також очікування жорстоких санкцій як з боку Росії, так і з боку України. Тому що любі санкції, які очікують, але ніхто ще не знає, що це буде, можуть привести до погіршення показників ВВП на майбутнє.

Тепер перейдемо до суб'єктивних факторів. Це цілком панічні настрої серед населення та представників бізнесу, пов'язані вони з об'єктивними факторами, які я вже навела. Так що це наша реальність. Але усі повинні пам'ятати, що Україна з квітня місяця цього року перед прийняттям програми Stand-by Міжнародного валютного фонду погодилася на дотримання гнучкого валютного курсу та переходу до режиму інфляційного таргетування. Але гнучкий валютний курс не означає free fаll або вільного падіння. Тому Національний банк вже тричі за останні сім днів виходив на ринок з інтервенціями щодо продажу валюти і щодо підтримки стабільності валютного ринку. Національний банк проводив інтервенції не по фіксованому курсу, а за рыночным курсом та згладжував панічну поведінку учасників ринку. Національний банк продав на ринку 150 мільйонів доларів за останні сім днів та планує надалs активно брати участь на валютному ринку. В той же час хочу зауважити, що згідно з існуючою програмою Stand-by Міжнародного валютного фонду Україна повинна додержувати мінімальних рівнів валютних резервів країни.

Більш того, хочу вам підкреслити, що це є prior action, то есть предварительное условие, на яких вона повинна виповнити, щоб отримати наступний транш Міжнародного валютного фонду. І можу вас... можу зазначити, що це не тільки погоджена вимога Міжнародного валютного фонду, це вимога всього світу, тому що це і є мінімальний рівень валютних резервів, це і є рівень фінансової стабільності в країні і всі програми міжнародної допомоги передбачають цей мінімальний рівень валютних резервів країни.

Ми маємо постійний зв'язок з Міжнародним валютним фондом. Це щоденні конференц-коллl. Наприклад, вчора я мала конференц-колл з Вашингтоном, де ми обговорювали ситуацію на валютному ринку.

Всім зрозуміло, що ніяких економічних чинників для курсу 13 або 13,50 не існують. Це тільки панічні настрої. Всі розуміють, що курс дуже відійшов від свого збалансованого рівня. Навіть беручи до уваги воєнні дії, збалансований курс на сьогодні залишився на рівні 11.50 – 11.90 гривень за долар.

Хочу зауважити, що при курсі 11.70, який ми спостерігали у липні-місяці, наш дефіцит поточного рахунку майже вирівнявся. А беручи до уваги надходження, заплановані тільки в цьому місяці, це 500 мільйонів від Світового банку та мільярд 450 мільйонів – наступний транш Міжнародного валютного фонду. Наш платіжний баланс буде профіцитним у цьому місяці.

Національний банк не збирається відсторонюватися від ринку та буде робити все можливе, щоби стабілізувати курс на його рівновісному або збалансованому рівні, який я вам вже навела. Тому, якщо тільки ринкові механізми, які сьогодні використовує Національний банк, не спрацюють, то Національний банк запропонує ринку доволі жорсткі адміністративні міри на час дії антитерористичної операції.

Але я як голова Національного банку щиро підтримую ринкові кроки, тому зараз Національний банк планує ще робити ринкові кроки. Але зараз ми стартували та обговорювали з Міжнародним валютним фондом інструментарій адміністративних заходів, і ми знаходимо з боку Міжнародного валютного фонду дуже конструктивну підтримку. Тому хочу наголосити усім, хто вдається до панічних настроїв, що всі, хто скуповує валюту по завищеному курсу або на тіньовому ринку сьогодні і скоро будуть про це жалкувати, тому що НБУ стабілізує систему уже найближчим часом. Я сподіваюся, що це буде з ринковими інструментами, але якщо ми не зможемо зробити з ринковими інструментами, ми будемо вводити жорсткі адміністративні міри.

Щодо фінансової стабільності банківської системи. Я думаю, що це буде питання вже наступного разу і це теж дуже важливе питання, тому що Національний банк, головна його мета, це фінансова стабільність. Фінансова стабільність банківської системи – це наша головна задача. Дякую.

Депутат Власенко С.В.

Дякую, шановний пане головуючий. Шановна пані Голова правління Національного банку України! У мене два питання. Ви тут нам довго розказували про об'єктивні причини зростання курсу гривні. Скажіть, будь ласка, чи не впливає… У мене два питання. От перше із них. А чи не впливає на зростання курсу гривні велике і розлоге інтерв'ю Голови правління Національного банку одному із основних інтернет-видань, в якому ця Голова Національного банку говорить про те, що вона не буде займатися стабільністю і підтримувати стабільність національної валюти. Я просто хочу вам нагадати статтю 99-ту Конституції, що це основне завдання Національного банку, це питання перше.

І питання друге, скажіть будь ласка, за час вашого головування який обсяг коштів було виділено для рефінансування банків і, зокрема, російських банків? Дякую.

Гонтарева В.О.Давайте, отличный вопрос, как раз вот в точку, давайте на него отвечать. Могу вам сказать одно, что ни копейки рефинансирования на поддержание ликвидности банков на сегодняшний день выдано не было, были сделаны традиционные тендеры под залог ценных бумаг, это механизм ежедневного поддержания ликвидности банковской системы. Банки с российским капиталом, украинские банки с российским капиталом, к нам ни разу не обращались за рефинансированием за это время, более того, поддерживали ликвидность у себя на достаточном уровне и держали полный уровень резервов совершенно на достаточном уровне и при этом у них отток депозитов был один из наивысших в стране около 50 процентов.

Что касается первого вопроса. Вы спросили интервью. Вот смотрите, я тоже самое только что сказала вам: у нас есть обязательные минимальные резервы которые мы обязаны поддерживать для Международного валютного фонда и не только для него, а для всего мира потому, что это и есть стабильность нашей валютной системы. Мы их поддерживаем, мы полностью выполнили prayer aktion, которые нам необходимы для получения 29 числа второго транша в размере миллиард четыреста.

Теперь вопрос какими деньгами …

У нас есть возможность, у нас есть, к сожалению уже мы потратили 150 миллионов, но у нас есть еще возможность не доходя до минимального уровня резервов, которое нам необходимо поддерживать, делать ещё интервенции, если на рынке будут панические настроения. Это ничему не противоречит, минимальный уровень резервов на сегодняшний день, находясь под программою Международного фонда, мы трогать не будем.