Война развязана. Вторжение на территорию Донбасса состоялось и идёт уже долгое время.

Одни не могут иначе, другие – остановиться. Одним удобно делать на войне политику, другим – строить экономику.

Одни это начали, другие – дали начать.

Ценность жизни, ценность законов и прав человека, ценность мира, открытого общества и всеобщего блага – всё приносится в жертву.

Война – это массовые преступления, нарушения прав человека, убийства, пытки и похищения, ограничения и запреты.

И на всё это тратятся огромные деньги, отбираемые у мирных людей, у детей, у больниц, школ, дорог, благоустройства, инфраструктуры.

И мы погружаемся в эту войну все. Требуем расстрелов, смертных казней, убийств, допросов с пристрастиями. Многие из нас искренне думают, что таким путем война закончится быстрее. На самом деле так она не закончится никогда. Это аксиома.

Но эта война – еще и новая. Другая. В ней не с кем вести переговоры. С Путиным их вести бессмысленно в силу отсутствия его способности нести прямую ответственность за свои поступки. А с его полевыми командирами террористических отрядов переговоры бесполезны, поскольку они не способны представлять целостную политическую волю своей стороны. Нет у них никакой субъектности, даже если ее завтра признает хоть кто-нибудь. Злые умыслы переполняют номинальных лидеров, они не способны самоопределиться в реальной оценке собственного значения. Каждому из них нужна некая эфемерная полная победа над выдуманным врагом. Свой феодальный «русский мир» с неписанными законами и негласной зависимостью от Кремля.

Итак, мир с каждым днем безвозвратно дает себя втягивать в водоворот войны.

Нам, Украинской стороне, нужно побеждать каждый день не только на фронте, но и в тылу – в логистике, обеспечении, кадрах, подготовке, вооружении, реформах. Но и этого особо не происходит.

Украина с каждым днем превращается всё больше в боевой полигон, где имеют смысл исключительно интересы войны, а интересы мира приносятся в сознательную жертву.

Политическое руководство почти не занимается реальными реформами, конкурирует между собой за проценты личного влияния на электорат и тратит множество средств впустую.

Последствия известны. Бракованные бронежилеты, разворованная на заводах бронетанковая техника, заказы на российские КАМАЗы, американские сухпайки с непонятной судьбой, Министерство обороны, наполненное вражескими агентами и предателями, и диверсионные группы сепаратистов, которыми насыщены вполне мирные еще регионы.

Гражданское общество пока не способно давить на правительство каждый день. Нет организаций, ежедневно занимающихся масштабными и содержательными акциями общественного влияния, которые могли бы координироваться между собой. Низовая самоорганизация способствовала созданию целого ряда добровольческих батальонов, но не привела к реальному общественному контролю за государственными процессами.

Гражданское общество оказалось неспособным требовать конкретных изменений у всех элементов политической власти в каждом конкретном случае. Отдельные гражданские кампании с элементами успешного начала, оказались разрозненными. «Реанімаційний пакет реформ», «Нова країна», «Новий громадянин», «Чесно», «hromadske.tv» – все эти и многие другие общественные инициативы не объединяются полноценно между собой вокруг понятной системы изменений. Системы, вокруг которой было бы способно объединиться всё общество. С которой могли бы согласиться лидеры добровольческих батальонов, различные средства массовой информации и экспертные профильные общественные организации.

Что делать? Надо каким-то образом начать эту низовую самоорганизацию. Воспроизвести некий понятный порядок действия на локальных уровнях.

Думаю, что для начала стоит собрать заинтересованный актив и набросать хотя бы какой-нибудь понятный план первоочередных действий.

По ощущениям, 30-40 человек для развертывания такого плана самоорганизации для любого среднего города будет достаточно.

Что придется запланировать?

Кто-то конкретный должен будет сделать массу важных действий. С масштабными задачами способен справиться только организованный коллектив. У которого будет обеспечены логистика, деловодство, информационная политика, закупки, распределена ответственность и запланированы краткосрочные результаты.

Если такие объединения появятся во многих городах – они смогут стать реальной основой для дальнейших изменений.

Какие приоритеты у этих объединений? Те, о которых ранее уже все было неоднократно сказано:

- помощь армии и добровольческим батальонам;

- общественный контроль расходования бюджетных средств;

- акции общественного лоббирования необходимых реформ;

- информирование граждан о возможностях личного участия в самоорганизации, коллективной безопасности и общественного контроля.

Дойти нужно постараться к каждому. Во все дома, кварталы, микрорайоны и переулки.

Не стоит думать, что кто-то это сделает за нас

Правила обучения в отечественных автошколах и получения прав в ближайшее время могут измениться. ГАИ уже готовит соответствующие изменения в закон "О безопасности дорожного движения". Правоохранители обещают, что новые стандарты подготовки водителей будут соответствовать европейским нормам.

Нововведения закрепят законодательно, и они будут соответствовать европейским стандартам. В качестве аргумента в пользу европейской модели гаишники приводят тот факт, что в ЕС количество машин на душу населения вдвое больше, чем в Украине, в то же время аварийность - вдвое ниже, чем у нас. А так как ужесточение штрафных санкций за нарушение ПДД, которое за последние годы проводилось несколько раз, не помогло, решили, что все дело в изначально плохой подготовке водителей, которые априори не могут ездить без аварий. Наводить порядок на рынке автошкол начнут с преподавателей. Сейчас на этих должностях зачастую работают люди, которые просто умеют неплохо ездить, и знакомы с устройством авто. Тогда как в Европе, чтобы стать преподавателем автошколы, нужно пройти специальный образовательный курс, который длится около года и включает теоретические и практические занятия. В Норвегии и Финляндии претенденты на учительские должности учатся еще дольше - 1,5-2 года. Сама автошкола обязательно должна входить в профильную ассоциацию и иметь аккредитацию. Стоит отметить, что автошколы получают аккредитацию в ГАИ и у нас. Другое дело, что процесс этот формальный и право учить будущих водителей дают тем, кто имеет связи среди гаишников или хорошо платит (разрешение на открытие школы может стоить до $10тыс.).

Теперь инструкторов хотят обязать проходить специальные курсы, а автошколы - специальные проверки независимых комиссий, куда должны входить, кроме гаишников, представители общественности. Следующий шаг - корректировка учебных программ. Автошколы должны учить не просто управлению авто, а безопасному передвижению на нем в городской среде, для чего ученикам должны рассказывать, что делать, если ПДД нарушают другие участники движения, в том числе, пешеходы. Экзамены планируется сделать тоже по европейскому образцу. Они будут включать 40-50 теоретических вопросов, иллюстрированных реальными фото и видео сюжетами (главная задача экзаменуемого, опять- таки, указать, какой из участников движения нарушает правила и что нужно предпринять в создавшейся аварийной ситуации) и обязательная 30-45 минутная практика на улицах города (а не на учебной площадке, как это происходит сейчас).

Важное дополнение: если от одного и того же инструктора будут регулярно приходить плохо подготовленные ученики, ГАИ может поднять вопрос об аннулировании его лицензии. Не исключено, что это правило распространится и на автошколы. В случае с подготовкой профессиональных водителей, в том числе, для работы в такси, будут использовать другие, более углубленные программы, так как уровень аварийности среди них сейчас вдесятеро выше, чем среди частных автовладельцев. Гаишники пока не рассказали, что они придумают, чтобы пресечь коррупцию вокруг выдачи прав в своем ведомстве. Ведь не секрет, что водительское удостоверение у нас можно купить, даже не проходя обучение в автошколе. А тех, кто учится, изначально настраивают на то, что для сдачи экзаменов "без проблем" лучше заплатить (от $50 за теорию и практику). Пока этот вопрос не решат, все законодательные ужесточения будут чреваты для рядовых украинцев лишь одним - подорожанием как обучения в автошколах, так и получения прав.

Мы знакомы лично.

Она самая горячая ненавистница Путина. И самая горячая сторонница Украины.

Московская журналистка, которая просит не называть себя "потому что посадят". Так и говорит.

Она сдает деньги на АТО, здоровается "Слава Украине" и извиняется перед всеми украинцами за всех россиян.

У нее сильно болит за Россию, которой у нее уже фактически нет. Такая Россия не может быть Родиной.

Она написала этот текст для "Украинской правды", из которой и узнает новости об Украине и России. Но своего имени просила не называть.

* * *

Дорогой украинский народ, братья и сестры. В социальных сетях вы все чаще называете нас ватниками, а когда случилась авария в московском метро, вы писали, что так нам и надо.

Вы обвиняете нас в том, что почти никто из нас не выходит на улицы в знак протеста против той войны, которая из-за участия России уже происходит на Юго-Востоке вашей страны, и которую мы все уже полгода ждем в ее более кошмарном проявлении.

Вы, конечно, правы. И этот текст– попытка не оправдаться, а объяснить. Может, даже не вам, а самим себе.

Пока мы могли, мы выходили на митинги. Сейчас не можем. На днях вышло человек 200, и все. А остальные боятся.

Почему мы не можем сделать то, что смогли вы?

Я часто спрашиваю себя об этом, но не могу найти ответа. Самое первое, что приходит в голову – мы трусы и терять нам было больше, чем вам.

Мы боимся, вы нет. Вы свободны и боретесь за свою свободу. Мы – заложники. Вы победите, мы – проиграли и победим, только, если победите вы. Ваша победа – это наша победа. И поэтому вы даже представить себе не можете, как мы – жалкая кучка национал-предателей – эту победу ждем.

Мы сами не понимаем, почему нас так мало. Озираясь по сторонам, понимаешь: и этот пропал, и вот тот, и вот эта старая подруга вдруг начинает что-то кричать про "нашу Украину" и американскую угрозу, и вот этот рассудительный человек вдруг начинает авторитетно рассуждать, сколько Обама потратил на Майдан.

И мы с ними уже не спорим – молча считаем потери. Такое ощущение, как будто всех покусал вампир, а ты – неизвестно за какие заслуги – почему-то уцелел.

Вот я не самый умный на свете человек, но почему я все вижу в абсолютно беспощадном свете, что Путин – ху..ло, Крым оккупирован, Москва – столица Мордора, война – зло, и самое страшное – это даже не потеря Крыма, а превращение русских и украинцев во врагов.

А я все это вижу и молчу. И 7 процентов уцелевших от безумия тоже молчат. Но мы плачем, мы молимся, за вас, мы следим за вашими новостями, мы выучили украинский язык, чтобы читать ваши газеты и ваши фейсбуки.

Мы тайно переводим деньги на бронежилеты, каски и тепловизоры для вашей армии. Мы ждем вашей победы, потому что знаем, что освободив себя, вы освободите и нас.

Я думаю, что будь я гражданкой Украины, мне было бы легче. Стыд за родину, которую не выбирают, сидит в сердце как заноза и порой не дает дышать. Вам проще, вы дома можете говорить и писать что хотите.

Мы молчим. Иногда мы ездим в Украину и, если нас впускают ваши пограничники, гуляем по улицам ваших городов и дышим. Просто дышим воздухом свободы, который выкачан из наших городов. Вы даже себе не представляете, как нам не хватает вашего воздуха.

И конечно же мы просим у вас прощения. За весь этот ужас. По многу раз в день мы перебираем в голове разные факты и истории, чтобы понять, что мы сделали не так, как мы смогли допустить эту жуть.

Лично я не могу для себя ответить на этот вопрос, но виноватой все равно себя чувствую. Много раз у самых разных людей в Украине я просила прощения. Простите и вы. И, пожалуйста, победите! Слава Украине!

Обострившиеся политические противоречия Украины и России быстро выливаются в масштабную взаимную экономическую блокаду. Обе страны закрывают свои рынки для продукции соседа. Для РФ, ввиду масштабов внутреннего рынка, такой удар по экономике будет менее болезненный. А вот для ряда украинских предприятий, которые полностью сориентированы на постсоветский рынок сбыта, экономическая блокада РФ закончится летальным исходом.

Большое количество таких предприятий сосредоточены на Донбассе. И потеря российских рынков уже стала ударом для региона.

По данным Директора регионального филиала Национального института стратегических исследований в г. Донецке Юрия Макогона, больше всего пострадало машиностроение (снижение объемов производства более, чем на 40%), легкая промышленность, пищевая.

Эксперт считает, что в случае прекращения в ближайшее время боевых действий экономику Донбасса удастся возродить (вернуться к уровню, который был до начала АТО) не раньше 2016 года. Причем для этого необходимо восстановление экономических связей с Российской Федерацией.

«Если бы сейчас можно было поставить вопрос о том, что будут заморожены эти боевые действия, попытаются найти консенсус, то только в этом случае можно в 14-м году организовать экономико-реорганизационные меры по выведению экономики в более-менее стабильное состояние. Для того, чтобы в 15-м - 16-м году можно было бы вернуться к тому объему производства, какой был. То есть 2 года потеряны полностью», - подчеркнул Юрий Макогон.

По его мнению, для этого экономика Донбасса (как и всей Украины) должна ориентироваться и на восток (Россию, Таможенный союз), и на запад (ЕС, США и др. страны). Отказ от экономического сотрудничества с Россией в значительной мере затруднит возрождение Донбасса. Например, почти 40% внешнеэкономических связей Донецкой области связаны с РФ (в целом по Украине этот показатель составляет более 30%). Есть целые отрасли, которые чрезвычайно зависимы от поставок продукции северному соседу. Прежде всего, это касается машиностроения.

Например, как отметил Юрий Макогон, продукция Новокраматорского машзавода востребована лишь в России и других странах постсоветского пространства. Подобная ситуация и с единственным отечественным производителем тепловозов «Лугансктепловозом» - львиная доля его продукции поступает на железные дороги России, а не Украины.

Что касается предложений по перепрофилированию производства предприятий, ориентированных на российский рынок, то это очень сложная задача, тем более в условиях восстановления экономики.

«Это предприятия, которые работают по своим направлениям десятки лет, у них инженерные, технологические службы, оборудование настроено на выпуск конкретной продукции и они являются успешными в этом деле», - отметил Юрий Макогон.

На перепрофилирование предприятий, переориентирование их на другой рынок нужны колоссальные затраты (особенно с учетом соответствия евростандартам). И все это не будет гарантировать успеха - европейские или американские производители не собираются уступать рынок украинским новичкам.

После обострения отношений не все просто будет и с российскими партнерами. РФ уже подыскивает альтернативу сотрудничества с Украиной в оборонном комплексе. Но, считает Юрий Макогон, перспективы сотрудничества в «гражданских» отраслях сохраняются.

«Мы, безусловно, обречены на векторы сотрудничества и с Европой, и с Россией», - уверен эксперт.

Схожие прогнозы и у харьковского экономиста, эксперта общественного движения «Альянс Республика» Игоря Силинского. Исторически сложившаяся производственные интеграция между предприятиями Харьковской области и восточных партнеров, не позволяет на сегодняшний день допустить единомоментного полного прекращения отношений.

Если посмотреть на показатели внешнеторговых операций предприятий Харьковской области, можно отметить, что, к примеру, за период с января по май 2014 года, по данным ХОГА, экспортных оборот ХО составил 833,6 млн. долл., при этом, экспорт товаров в страны ЕС, хоть и увеличился на 29,8% по сравнению с тем же периодом 2013 года, все же составил всего $148,9 млн. или 17,8% от общего объема экспорта. Доля экспорта в страны СНГ кратно превышает этот Показатель.

По данным эксперта, от разрыва экономических взаимоотношений с РФ на Харьковщине сильнее всего пострадают машиностроительные заводы, а также предприятия производящие продукты растительного происхождения, минеральные и готовые пищевые продукты.

Экономист считает, что смещение направленности экспортных потоков - вопрос средне и долгосрочной перспективы, очень серьезных затрат на модернизацию производств, на выход на рынки западных стран и т.д.

«Многие предприятия - экспортеры в принципе окажутся под угрозой полной остановки текущей деятельности, а это - тысячи рабочих мест», - резюмирует Игорь Силинский.

Если обобщить потери во всеукраинском масштабе, то, по данным Минэкономразвития Украины, объем экспорта украинских товаров и услуг в Российскую Федерацию уже сократился на 24%. Министерство аграрной политики и продовольствия зафиксировало 35%-ное падение экспорта украинской агропродукции в РФ. И если сейчас не осознать, что переориентация на сытые мировые рынки займет многие годы и не перестать рушить многолетние связи с Россией, Украина с нынешнего экономического дна выберется очень не скоро.

Опасаясь за свою жизнь и безопасность, тысячи людей, оказавшихся в зоне АТО, оставляют почти все, что у них есть, и переезжают жить в другие регионы Украины. Часто в полную неизвестность, преодолевая огромное количество опасностей и страхов. На волонтера сегодня в этой связи смотрят с надеждой. Потому что он всегда на передовой. На государство — с опаской. Ибо непростительно долго раскачивается.

К тому же, последние обращения СНБО к жителям оккупированных городов покинуть свои жилища, а их только в Донецке более 750 тысяч (всего же около 3 миллионов), без уточнения — куда выезжать и кто им при этом может помочь, говорит о главном: государство не осознало масштаб проблемы, с которой столкнулось, и до сих пор не скоординировало свои действия.

Сразу скажу, что активность и неравнодушие обычных украинцев по отношению к своим попавшим в беду согражданам впечатляет и вдохновляет. Названия общественных организаций уже давно и громко прозвучали в медиа. Донбасс SOS, Крым SOS, Восток SOS сопровождают своих подопечных из оккупированного города до кабинета социальной службы, где люди могут обратиться уже за официальной помощью. Множество неизвестных простых украинцев помогают переехать, обустроиться и хоть капельку почувствовать себя как дома часто незнакомым людям, волей обстоятельств вынужденным покинуть оккупированную территорию или зону военного конфликта.

Тем не менее, масштаб проблемы таков, что ее немыслимо решить только волонтерскими усилиями. По данным УВКБ ООН в Украине, на 5 августа количество вынужденных переселенцев уже перевалило за 117 тысяч. Уменьшения потока переселенцев с востока в ближайшее время ожидать не приходится, поскольку военные действия в зоне АТО продолжаются. Во многих городах Донецкой и Луганской области не только опасно находиться из-за обстрелов и преступлений террористов, но и нет элементарно необходимых вещей для жизни — воды, еды, газа, света...

У проблемы переселенцев есть не только количественное, но и временное измерение. И хотя покидающие свои дома люди надеются, что это ненадолго и что они вот-вот туда вернутся, на самом деле подавляющее большинство из них находятся вдали от дома уже по нескольку месяцев и все больше понимают, что в ближайшее время возвращаться им будет некуда.

Даже если военная фаза операции на Донбассе завершится, неизвестно, сколько времени уйдет на окончательное восстановление порядка. Как долго займет восстановление разрушенных домов, школ, магазинов? Сколько времени и средств понадобится на восстановление инфраструктуры и промышленности? Ответ на вопрос, сколько лет продлится оккупация Крыма, найти еще сложнее. Но жизнь вынужденных переселенцев на это время не останавливается. Им нужно растить детей, учиться, работать и быть полноправными членами общества, особенно если их пребывание вдали от родных мест затянется на годы.

Украина — не первое государство, столкнувшееся с массовой миграцией населения вследствие оккупации части территории и/или военного конфликта. В международной практике различают беженцев, то есть граждан, решивших искать безопасности за границей собственного государства, и внутренне перемещенных лиц (или вынужденных переселенцев), то есть тех, кто решил не покидать территорию собственного государства. Ответственность за создание условий, в которых права вынужденных переселенцев будут защищены наравне с правами всех граждан, но с учетом особых потребностей, возникших в результате внезапного переезда, полностью ложится на государство, чьими гражданами они являются.

Казалось бы, очевидно, что, несмотря на множество стоящих перед страной вызовов, государство за несколько месяцев проведения АТО все-таки уже должно было создать законодательную базу для защиты прав переселенцев. Определить или создать орган государственной власти, который будет решать текущие проблемы, а также предлагать долгосрочные решения, связанные с пребыванием вынужденных переселенцев в местах временного проживания и их возвращением домой. Вести учет переселенцев, разъяснять жителям страны различные аспекты проблемы вынужденного переселения, привлекать внутренне перемещенных лиц к разработке решений их проблем. Однако ни специального закона, ни органа исполнительной власти пока нет.

В то же время, было бы несправедливым сказать, что государство вообще ничего не делает в вопросе переселенцев. Действительно, при Государственной службе чрезвычайных ситуаций создан координационный штаб для решения социальных проблем переселенцев. Работают его региональные представительства. В областях, прилегающих к зоне АТО, созданы транзитные пункты для переселенцев. Большое количество граждан получили временное жилье в санаториях и домах отдыха, находящихся в государственной собственности.

Существует государственная горячая линия и государственный информационный ресурс для желающих выехать. Есть постановления Кабмина и регуляторные акты министерств, направленные на решение некоторых проблем (таких как перевод детей в детские сады и школы, поступление в вузы, выплата пенсий). Но скоординированной государственной политики по отношению к вынужденным переселенцам в Украине нет. Уже хотя бы потому, что обращение СНБО к гражданам абсолютно оторвано не только от реальности — ну как вообще и куда можно сразу вывезти три миллиона людей, — но и от какой-либо информации, каким образом можно выехать хоть части людей и куда при этом обратиться.

С вопросом, почему так произошло, ZN.UA обратилось к первому вице-премьеру, министру региональной политики и ЖКХ Владимиру Гройсману.

— Очевидно, что наша страна еще никогда не сталкивалась с подобными проблемами. Процесс организовывался Кабмином с колес. Мы работаем и учимся. Делаем ошибки и исправляем их. Уже два месяца работает штаб при Государственной службе ЧС, куда входят представители министерств. Создан ситуационный центр "101", куда можно позвонить и получить всю исчерпывающую информацию.

Если человек принимает решение выехать, у него есть два пути — самостоятельно выехать или воспользоваться пятью коридорами и пунктами пропуска. Там можно переночевать и также получить полную информацию. Оттуда же человек может быть доставлен туда, куда ему необходимо.

Для того же, чтобы сориентироваться, куда ехать, где жить и определить ребенка в школу или детский сад, с 10 июля работает электронный ресурс для граждан http://vpo.gov.ua.Там достаточное количество предложений для расселения в разных областях Украины. Мы масштабно презентовали его в медиа. Наверное, было бы правильно, если бы средства массовой информации помогли нам и разместили постоянные тематические баннеры на этот счет. Там же полная информация о том, как найти работу, пусть даже не по специальности, не высококвалифицированную, а временную.

В отношении социальных выплат, переведения пенсий и прочего — отлажен механизм на уровне министерства социальной политики. То есть, система работает. Идеальна ли она? Думаю, что нет. Но, опять-таки, мы стараемся и без сожаления расстаемся с теми чиновниками, которые проявляют равнодушие.

Сегодня важные задачи — 1 сентября и расселение людей на период холодов. Конечно, надо надеяться на лучшее, но быть готовым к худшему. У нас по стране зарезервировано 3,5 тысячи жилых объектов. По ним уже готовы паспорта и 80% рапортуют о том, что готовы к зиме. Уже есть поручение создать совместную комиссию ГосЧС и ГАСК. Наши специалисты в ближайшее время выедут на места и подтвердят или опровергнут эту информацию.

Как вариант, на уровне штаба и правительства рассматривается и предложение о том, что вместо строительства воздушных замков и обещаний людям нового жилья пойти реальным оперативным путем и компенсировать временным переселенцам аренду жилья. Однако тем, кто действительно в этом нуждается и не может самостоятельно платить. Да, не в столице, в каких-то маленьких городах, зато стопроцентно.

Теперь самое главное — практически уже создан специальный отдельный центральный орган исполнительной власти, который будет заниматься проблемами переселенцев. На самом деле существующий штаб как временный оперативный механизм хорошо ли, плохо ли, но уже выполнил свои задачи. Нам потребуется не больше недели для того, чтобы у этого органа появился руководитель, — заключил Гройсман.

Безусловно, ответственность за ситуацию с переселенцами с Кабмином разделяет парламент.

Очень показательна в этом смысле ситуация с принятием закона, призванного защитить права переселенцев. Несмотря на то, что массовый переезд из Крыма на материковую часть Украины начался еще в марте, первый законопроект №4998 "Про забезпечення прав і свобод внутрішньо переміщених осіб" авторства Владимира Арьева был зарегистрирован в парламенте только 3 июня. Текст законопроекта был доработан при участии правозащитников и активистов организаций, занимающихся вопросами вынужденных переселенцев, и 19 июня Рада должна была вынести его на голосование. Абсолютно неожиданно для всех участников процесса в течение 52 секунд без обсуждения в первом чтении и в целом был принят законопроект 4998-1 авторства депутатов Валерия Пацкана и Сергея Соболева. Проект Арьева даже не рассматривался. В нарушение норм регламента законопроект 4998-1 не прошел необходимых парламентских процедур, а скорость его рассмотрения в зале была едва ли не рекордной.

Нарушение норм регламента при его принятии — далеко не единственная проблема этого законопроекта. Ознакомившись с его текстом, сложно отделаться от впечатления, что львиная его часть посвящена не столько защите прав переселенцев, сколько регулированию процедур выдачи и отмены удостоверения "вынужденного мигранта". Также интересен момент, что человеку могут отказать в выдаче удостоверения, если "отсутствуют обоснованные причины" для того, чтобы покинуть место своего жительства. Но кто и как будет решать, какие причины являются обоснованными? Если снаряд попал в твой дом — это обоснованная причина? А если в соседний — то уже нет? А если твой дом цел, но на твоей земле хозяйничают оккупанты?

Неправительственные организации, работающие в сфере защиты прав человека, раскритиковали законопроект за декларативность (законопроект даже не предполагает выделения государственных средств на его реализацию) и за то, что он не содержит процедур, которые помогли бы вынужденным переселенцам адаптироваться на новом месте. Обязательство разработать эти нормы возлагается на Кабмин, что как правило, ведет лишь к тому, что вопрос откладывается в долгий ящик.

В результате, прислушавшись к мнению общественных организаций, президент вернул законопроект в парламент с предложением его отклонить. Вопрос преодоления вето президента был внесен в повестку дня 24 июля, но развал коалиции и громкое заявление премьер-министра об отставке так и не позволили парламентариям рассмотреть его. Голосование состоялось только 12 августа, вето преодолено не было, и закон был отклонен. В Администрации Президента сейчас работают над другим законопроектом, в написании которого принимают участие эксперты международных и украинских правозащитных организаций, а также организаций переселенцев. В ближайшее время он должен быть зарегистрирован в парламенте. Остается лишь надеяться, что его принятие не затянется надолго, ведь его отсутствие значительно усложняет адаптацию на новом месте сотням тысяч граждан. Бюрократическая машина неповоротлива и зациклена на себе, она просто не в состоянии адекватно реагировать на проблему.

Наверное, можно было бы пойти и другим — коротким путем, о котором также сообщил ZN.UA Владимир Гройсман. Не дожидаясь большого громоздкого закона, принять постановление Кабмина, где существенно упростить и ускорить процедуру регистрации, а также определить статус и документ (справку), который бы реально помогал человеку, попавшему в экстремальную ситуацию, дрейфовать в кабинетах власти, а чиновнику указывал на приоритетность решения его проблем.

Пока же многие проблемы переселенцев остаются либо нерешенными, либо по ним принимаются полумеры. Например, министерство образования упростило процедуру перевода студентов из Крыма в вузы на материковой части Украины, но к студентам из зоны АТО эти правила неприменимы, и от них требуют полный пакет документов, который зачастую собрать невозможно, потому что в университетах обосновались террористы.

Нерешенным остается вопрос увольнения людей с места работы в зоне АТО, что необходимо для получения пособия по безработице — хоть какого-то источника дохода для людей, оказавшимся вдали от дома без денег и работы. Вопрос перерегистрации бизнеса без регистрации места жительства решить невозможно, но переселенцы зачастую живут, не оформляя регистрации, особенно если они проживают в квартирах волонтеров и вынуждены часто переезжать. Далеко не всем посчастливилось найти бесплатное жилье, а денег выделенных Кабмином на эти нужды, явно недостаточно. Список проблем можно продолжать.

Ни для кого из украинцев не секрет, что наше государство унаследовало советские традиции управления. В результате существует множество запутанных и бессмысленных бюрократических процедур, которые создают большие сложности для переселенцев. Обычно граждане отвечали государству тем, что эти процедуры обходили всеми возможными способами, но никогда еще не было такого, чтобы так много граждан столкнулись с одинаковыми проблемами одновременно.

И если сейчас им не помочь, не проявить участия, мы рискуем получить очередной социальный взрыв и раскол, а не единую Украину. Что на фоне еще продолжающейся АТО может окончательно подорвать наше и без того расшатанное государство.

Слово "Новороссия", которое почти не звучало в Украине в предыдущие годы, в последнее время упоминается пророссийскими и российскими политтехнологами, как заклинание. Похоже, это понятие надолго вошло в антиукраинский политический дискурс. При этом, многие в Украине совершенно не понимают, откуда эта самая мифическая Новороссия взялась. Ведь заговорили о ней только в 2014 году, а до того зачастую и слова-то такого не знали.

Откуда оно взялось, и что такое на самом деле "Новороссия"? Насколько перспективна она, как проект?

Уже сам факт массированного вброса в украинское медиапространство этого термина говорит об искусственности его происхождения. Несколько лет назад это слово практически не употребляли. Даже программа Word, в которой автор набирал этот текст, подчеркивает слово "Новороссия" красным, как незнакомое.

Статьи о Новороссии стали множиться в интернете, как колонии бактерий, только после памятного заявления Владимира Путина 17 апреля, которого вдруг посетила мысль, что южные области Украины были присоединены к ней большевиками "несправедливо".

В 2004 году мятеж региональных элит Юго-восточных областей, утративших власть и собравшихся на съезд в Северодонецке, также, как и теперь, привел к политическому кризису и всплеску сепаратистских настроений в Украине. Однако, призрак Новороссии в то время вызывать никто не додумался.

Контрреволюционеры намеревались провозгласить так называемый ПиСУАР — Юго-восточную автономную республику. Совершенно очевидно, что термин "Новороссия" является куда более благозвучным и удобным в использовании, нежели ЮВАР (а тем более ПСАР или ПСУАР), однако его словно не существовало.

Даже самые радикальные идеологи юго-восточного сепаратизма практически не обращались к нему при разработке своих деструктивных планов.

Например, известный противник украинской государственности и симпатик донецких сепаратистов Владимир Корнилов в качестве прообраза государственности Юго-востока Украины всегда воспевал ДКР — Донецко-Криворожскую республику, которая простиралась у него аж до Херсона.

Не признавали никакой Новороссии долгое время и нынешние члены "правительства ДНР". Донецкие сепаратисты, как известно, начали свою активную деятельность еще в 2006 году, когда была основана общественная организация "Донецкая республика", символика которой стала впоследствии символикой ДНР.

Как следует из брошюр, которые в то время распространялись сепаратистами, тогда их целью было создание Донецкой Федеративной Республики (!!!) на территории почти всего Юго-востока. Но вот узнаваемой организации или массового движения с названием "Новороссия" в Украине до 2014 года не было.

Налицо очевидный логический вывод — если бы проблема так называемой Новороссии, как отдельного, самобытного региона, действительно существовала, она проявилась бы гораздо раньше. Но глашатаи Кремля стали употреблять слово "Новороссия" только после того, как из России пришла соответствующая отмашка.

Сегодня бренд "Новороссия" активно раскручивается при помощи соответствующих пиар-технологий, например, через рекламные вирусы. В сети для таких искусственно внедряемых концепций употребляется название "forsed meme", то есть, некий мем, который искусственно и навязчиво продвигается среди пользователей.

Именно так сепаратисты распространяют соответствующие агитационные материалы, печатают газету "Новороссия", тиражируют придуманную ими символику несуществующего образования. Термин активно внедряется в обиход, буквально навязывается целевой группе.

Делается это понятно для чего. Новороссию вспомнили (а фактически — придумали заново) затем, чтобы обеспечить ложную самоидентификацию жителей Юго-востока Украины, оправдать навязываемую им идею региональной розни и создать новую национальную идентичность, альтернативную украинской.

До последнего времени попытки России и ее украинских сателлитов разжечь сепаратизм на Юго-востоке Украины стабильно терпели крах. Что не удивительно, ведь что предлагалось жителям условно пророссийских областей?

Считать себя русскими?

Но они очевидно не являются русскими. Во всех социологических опросах и переписях населения, жители юго-восточных областей в большинстве своем называли себя украинцами, за исключением Крыма. Более того, в сельской местности люди в основном говорят на украинском языке и суржике.

Бороться за автономию в составе Украины?

Но какую? ДНР, ДКР, ПиСУАР? Все это явно провальные идеи. Все вышеперечисленные проекты выглядят абсолютно беспомощно и не имеют никакого идеологического фундамента.

Автономия украинцев в украинском национальном государстве?

Это явный абсурд. Люди в Харькове и Днепропетровске крутили пальцем у виска, заслышав о том, что кто-то собирается включить их в некую "Донецкую республику".

Слепить хоть что-то удобоваримое из ДКР у ее популяризаторов так и не вышло в виду изначальной убогости материала. Стало ясно, что для того, чтобы в самом деле расколоть Украину и серьезно расшатать ее государственность, нужно что-то другое.

Такой альтернативой и стала "Новороссия".

Этот проект, по признанию отдельных политтехнологов, косвенно принимавших участие в его разработке, возник следующим образом.

Большинство российских маркетологов-криэйторов, как и все россияне, знают историю Украины только в российской интерпретации. То есть, фактически черпают свои знания о нашей стране из тех материалов, которые создавались до них такими же российскими пиарщиками. По этой причине они искренне убеждены, что Украина — искусственное государство, придуманное в австрийском генштабе назло России, чтобы "ослабить и расколоть русский мир".

Исходя из этого представления об Украине, они считают ее не страной, а удачным пиар-проектом, и свою работу строят на том, чтобы построить такой же искусственный проект внутри самой Украины. То есть выдумывают Новороссию и "новоросов".

Сейчас этот проект воплощается лишь на начальном этапе, но уже в скором будущем мы все станем свидетелями его дальнейшей эволюции.

Следующий ход — постепенное внедрение нового тезиса, что братьями русских и белорусов всегда являлись именно новоросы, а вовсе не украинцы, которые всегда были скрытыми врагами и иудами.

Собственно, в этом тоже нет ничего нового. До настоящего времени Москвой продвигалась фактически эта же концепция "хороших и плохих украинцев", в которой плохими были объявлены жители Западной Украины, а хорошими — все остальные. Но эта теория потерпела очевидное поражение, и после двух Майданов границу "хорошей Украины" пришлось отодвинуть подальше на юго-восток.

Исторический фундамент проекта "Новороссия" крайне ничтожен, что подтвердит любой не ангажированный Кремлем историк. Полноценной самобытной земли или республики с таким названием никогда не существовало.

Это подтверждается хотя бы тем фактом, что герб и флаг Новороссии пиарщики выдумали только в этом году. Причем, выдумали с явной издевкой, так как знамя Новороссии какой-то остряк просто передрал у американских конфедератов, подчистив с него фотошопом звезды.

Получается как бы ремейк американской войны Севера и Юга, в которой сепаратисты украинского Юго-востока с подачи неизвестного шутника выступают под флагом американских южан-работорговцев.

 

 

У Новороссии не существует ни исторической столицы, ни исторических границ. Каждый очерчивает ее абстрактную территорию на свое усмотрение, в зависимости от политической конъюнктуры и собственной фантазии.

Даже в лагере "новоросов" не существует единого мнения по поводу того, где начинается и заканчивается этот кусок земли. Да и как это определить?

Отдельного этноса, ареал обитания которого мог бы обозначить границы Новороссии, не существует. В разные годы на разных картах ее рисовали абсолютно от фонаря, как пятна на тесте Роршаха.

Вот, к примеру, карта, нарисованная членами организации "Донецкая республика" в 2006 году, и напечатанная в их брошюре. Тут Новороссия занимает относительно небольшой кусочек украинской земли возле Николаева и Одессы, а на большую часть ее территории претендует некий топографический уродец под названием ДФР.

 

А вот за спиной у Павла Губарева - более современная карта 2014 года. Здесь в состав Новороссии каким-то неучем безосновательно включена Слобожанщина, а также Крым, к этому моменту уже оккупированный Россией.

 

В Москве это хамство быстро заметили, объяснили сепаратистам, что с Крымом парни, что называется, "попутали рамсы". В Донецке отреагировали быстро, отказавшись от территориальных претензий к РФ. Карту решено было переделать. В газетах "Новороссию" публиковали уже без Крыма.

 

Откуда на самом деле взялось название "Новороссия"?

Так именовали Северное Причерноморье, присоединенное к Российской Империи в результате русско-турецких войн. Название собирательное, и относилось не только к землям южной Украины, но и к южным землям РФ (Кубань).

Новороссия, то есть "Новая Россия" - это дань тогдашней моде. По этому принципу называли свои колониальные владения все европейские страны. Так появились Новая Англия, Новая Каледония, Новая Зеландия, города Нью-Амстердам (позже переименованный в Нью-Йорк) и Новый Орлеан.

Все эти топонимы, разумеется, не фиксируют никакого исторического права первообладателей на эти земли, и являются лишь своеобразными памятниками колониальным завоеваниям. Термин "Новороссия", впрочем, не прижился, так как эта область была сразу же включена в границы Российской Империи.

Разумеется, люди, которые жили в этом диковинном краю, не подозревали о том, что они живут в Новороссии, и продолжали именовать свои земли на старый лад - Украиной, Запорожьем или Кубанью.

Новороссия никогда не вела национально-освободительной борьбы, не требовала автономии. Даже в Гражданскую войну, когда республики-однодневки множились, как инфузории, Новороссия никак не напомнила о себе. На ее территории возникали и умирали Одесская республика, ДКР, УНР, республика Гуляй поле, Донская казачья область, но провозглашать независимость Новороссии никому в голову не пришло. Даже батька Махно называл свою армию Украинской Революционной Повстанческой Армией, но никак не армией Новороссии.

Необходимо все же признать, что выдумка политтехнологов Кремля, несмотря на всю свою фантастичность, является перспективным брендом, который может ожидать успех. В отличие от курьезной Донецкой республики, от которой за версту веет Полиграфом Полиграфовичем, "Новороссия" вызывает у соответствующей публики романтические ассоциации.

Для пророссийской части украинского населения она вполне может стать равноценной альтернативой бренду "Майдан", также символизирующему новую жизнь и надежду на перемены. Очевидно, владельцы бренда вскоре смогут сделать немалый гешефт на продажах футболок, магнитиков, брелоков и ручек в России.

Само слово "Новороссия" состоит из двух слов, вызывающих позитивные ассоциации у жителей Востока — это, собственно, слово "Россия", которая всегда своя и родная, и слово "Новая", которое как бы отметает все недостатки России старой и обещает позитивные перемены.

Этот термин также понятен и удобен для Запада, так как говорит по сути сам за себя. Для европейцев вся история Украины — темный лес, поэтому они вполне могут принять на веру новороссийские сказки, не особо разбираясь в их происхождении.

Насколько успешным окажется проект "Новоросссия" в конечном счете будет зависеть от самих украинцев. Кремль сделал правильный ход — он предложил Юго-востоку Украины, в целом недовольному уровнем жизни, новый, альтернативный путь.

Если окажется, что Майдан не добился поставленных целей, не перезагрузил государство, не привел к реформации, многие разочаровавшиеся станут все больше поглядывать в сторону соблазнительных московских коврижек.

Ведь проект "Новороссия" также предлагает радикальную перезагрузку государства. И пускай за этой упаковкой скрываются все те же старые бандиты и казнокрады, многие могут купиться на яркий красный фантик, перевязанный синей ленточкой.

Ничего нового, обычный маркетинг.