Статьи
В одной умной местной телепередаче ведущий поинтересовался моим мнением насчет того, как же нам все-таки извести коррупцию. Я искренне спросил: "А зачем?".
И в самом деле, бежать тут надо очень медленно, чтобы ни в коем случае не догнать. Ведь если коррупцию мы ни с того ни с сего действительно поборем, страна наша этого счастья не выдержит.
Сегодня врачей, учителей, милицию, судей, налоговиков-фондюков и прочих чиновников содержат богатые. По крайней мере, те, кто богаче остальных. Это вовсе не так несправедливо, как представляется обществу, отнюдь не умеющему кормить их как-то по-другому. Ну не жить же им всем на голую сегодняшнюю зарплату!
А может, кто-то думает, что без всех этих профессий вполне можно обойтись? Не поверите: даже налоговики — необходимое звено любого мало-мальски цивилизованного общества. И тем более представители благородных социальных профессий, благородство каковых, правда, от тяги к выживанию немного уже поизносилось-прагматизировалось. Но без них — все равно никуда.
Так что, еще больше взвинтить налоги, дабы государство получило возможность содержать их всех само? Тут уж предприятия с предпринимателями не просто застонут, а завоют!
Умные интеллектуалы, правда, уверяют, что когда не будет коррупции, всех бюджетников можно будет содержать и без увеличения налогов. Мол, собираем и так немало, просто не туда деваем, куда надо.
Вынужден разочаровать: если не будет коррупции, мы не соберем и этого. Даже если налоговики не разбегутся, ну кто у них станет нарушать законы, чтобы нечто выбить, если ВСЕ выбитое пройдет мимо них?
Но если каждый будет блюсти законодательство, оно окажется абсолютно к этому не готовым: щели для избранных станут щелями общими. В результате традиционно платившие смогут не платить — как белые люди.
Одно только правило "все противоречие — в пользу плательщика" чего стоит!
Бывшие же белые люди, кстати, окажутся в ситуации противоположной, когда на них нежданно распространятся страшилки/убивалки, предназначенные серым массам. С непривычки изнеженные белые и уехать могут. Если, конечно, успеют.
А принцип из Налогового кодекса "не вы письмо покупали — не вам его и танцевать"? Это ж письма для всех тогда просто захлестнут налоговое законодательство, и от кодекса ничего не останется!
Далее. Не будет коррупции — налоги тут же упростятся! Раз мутная вода станет ненужной, в сложности уже не будет причины! А занятость? Народ, этой сложностью занятый, куда девать? Бухгалтеров, консультантов, проверяющих, аудиторов? Это же десятки, сотни тысяч!
Особенно актуальна коррупция в новых экономических условиях, которые никак не дождутся новой политэкономии. Труд производителя больше не создает стоимость. Стоимость создается исключительно трудом продавца. Если рынок товар не принял, он ничего не стоит, как и вложенный в него труд. Это как ничего не стоит труд, затраченный на решение кроссворда.
Продавец, умеющий продавать, вместе с покупателем образует рынок, который формирует цену. Под эту цену он может нанимать производителя и платить ему кусок этой созданной продавцом цены за подобную работу — создание некоего продукта, ничего без умения его продать не стоящего.
Наниматель рискует тем, что не вернутся его вложения, а нанятый — что не будет оплачен его труд. Все в одной лодке в море рынка. Ее пассажирам никто ничего не должен. Сам факт дружной гребли — вовсе не гарантия ее оплаты.
Рынок считает, что все товаропродуктосоздающие фабрики, заводы и прочие фирмы, пока ими созданное не находит покупателя, — это неспособные себя прокормить большие группы тунеядцев, что-то смастерившие от скуки себе на радость (как ресторан для самих поваров).
Не нравится? А тогда не надо было менять строй. А коль уж поменяли, все зависит от умения продавца найти покупателя, в связи с чем госзаказы становятся одним из двигателей экономики. И именно коррупция эти госзаказы в значительной степени порождает (а не только обеспечивает).
Без нее, как без советских НИИ, обнаружится, что не так уж эти заказы и нужны, что столько они не стоят, из-за чего их сфера весьма существенно сузится, обрекая рынок на резкое снижение спроса, а население — на безработицу. Опять проблема занятости…
— Так что же, — вспоминаю вопль телеведущего, — получается, нет выхода? Может, все-таки с чего-то нужно начать и что-то надо поменять?
Отвечаю с удовольствием: поменять надо НАС. Нам нужны не законы, а разъяснения, не зарплаты, а деньги, не как надо, а как принято, не как на бумаге, а как по жизни, не "что вы мне это рассказываете, я это и сам знаю", а "что делать, я спрашиваю, конкретно: кому дать и сколько?".
Другое дело, что это "сколько" выходит иногда дорого, поэтому и возмущаемся. Так это уже, извините, торговля, а не борьба с коррупцией.
— Вы жизни не знаете, зарылись в своих законах и не имеете понятия, что в мире делается! Снимите очки, посмотрите реально!
Разве эта фраза нам незнакома? Разве у нас всех путеводитель по этой жизни иной? Тогда мы, и правда, жизни не знаем. Только одно уточнение: не надо говорить насчет всего мира. Это не в мире, это — у нас. В бывшем СССР, да и то — не во всем.
В Грузии вот ее вроде как победили. Но, во-первых, в маленькой стране это легче, а во-вторых, благодарные грузины быстро отстранили от власти и президентскую политсилу, и самого президента. Ибо не всякому народу нравится, когда его меняют. Дескать, устои надо уважать.
Но ведь если менять, то менять все. В комплексе! Системно-взаимосвязанно! Полумеры ничего не дадут. Ментальность (да чтоб при этом уцелел сам институт государства), госзарплаты (а где их взять?), право (причем налоговое — это лишь один из примеров), образование (и кто тогда попадет в вузы в стране победившей безграмотности?), медицину (если бесплатно, то всем не хватит; если за деньги, то не тот уровень) — только коррупция пока все это и разрешает, будучи стихийным регулятором.
Кстати, дедушка Брежнев, когда его просили повысить зарплаты врачам и учителям, в ответ поучал, что знает жизнь: их и так народ прокормит. То есть даже всемогущий генсек не рискнул заменить обычаи каким-то законом, ссылаясь на ментальность как на нечто объективно непобедимое.
Вернусь в завершение к родному. Весь укрбизнес держится на принципе "нам — офшоры, вам — единый налог". Он прошел через все революции, охраняя экономику в кризисные годы, дает ей продохнуть и сейчас. Представляете, если этого всего — и не будет?! Аккуратнее бы…
Так зачем в таком случае ворчим? Зачем морочим друг другу голову, покушаясь на родную и дорогую (во всех смыслах) коррупцию? Эй, бывшие советские, любите ее, мать вашу!
Нашу.
- Информация о материале
Многие чиновники стараются восстановить нарушенные коррупционные схемы, утверждает директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. По его информации после некоторого периода затишья возобновились поборы в налоговой службе. "Мы вернулись в ситуацию декабря 2013-го - налоговики отказываются признавать кредиты по НДС, абсолютно по надуманным поводам снимают валовые расходы, шантажируют неприемкой отчетности",- рассказывает он.
Правда, суммы поборов заметно снизились, говорит Дорошенко, - на 30-50% в гривне и еще больше - в долларах. "Даже чиновники поняли, что сейчас вследствие тотального обнищания бизнесменов продолжать их "доить" нужно аккуратнее",- полагает Дорошенко.
О существенном облегчении говорят участники рынков, на которых последние годы вели экспансию ставленники ставленники беглого президента Виктора Януковича. К примеру, об исчезновении части проблем говорят нефтетрейдеры, которых последние годы вытесняла с рынка группа ВЕТЭК Сергея Курченко. Крупнейшие трейдеры, такие как Ромпетрол-Украина, группа Континиум, Галнафтогаз, БНК-Украина и Альянс-Украина, постоянно сталкивались с проблемами при растамаживании. Из-за этого клиенты предпочитали сотрудничать с ВЕТЭК, у которой проблем никогда не возникало. Благодаря таким конкурентным преимуществам к концу прошлого года группа Курченко заняла около 35% рынка импорта нефтепродуктов. После того как структуры ВЕТЭК стали объектом расследования генпрокуратуры, большинство клиентов вернулись к прежним поставщикам. У которых, к тому же, проблем на таможне стало намного меньше.
Стойкости таможенников радуются не только нефтетрейдеры."Чистка в таможне, устроенная Науменко, пока сказывается - таможня работает заметно лучше, и прежних поборов в сотни гривен с фуры пока нет",- говорит Дорошенко.
Аграрии рано радовались
В середине апреля парламент отменил норму об обязательной сертификации зерна, на которойзарабатывали нечистые на руку чиновники. Аграрии радовались недолго.
Чиновники тут же нашли способ компенсировать доходы от сертификации. "Размер поборов с тонны зерна сохранился на прежнем уровне - суммарно около $10. Но если раньше чиновники сельхозинспекции наживались на сертификации каждой партии зерна и зернохранилищ, то сейчас нужно платить, если хочешь, чтобы корабль выпустили из порта",- рассказывает один из зернотрейдеров на условиях анонимности.
Если трейдеры платить отказываются, то начинаются мелкие изматывающие придирки - то не так накладная оформлена, то у команды нарушения с документами, то еще что-то. "В итоге груз простаивает, а трейдер теряет деньги",- говорит собеседникЛІГАБізнесІнформ.
Осталась и схема, позволяющая чиновникам наживаться на сертификации сельхозтехники. Сертификат выдает специальная фирма, его стоимость - несколько тысяч гривен, в зависимости от цены ввозимой техники, рассказываетНиколай Миркевич, президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины. "Стоимость "услуг" этих фирм заметно выросла после падения гривны",- добавляет он.
После получения сертификата на технику, владелец должен ее зарегистрировать в МВД. "Чтобы это сделать, необходимо представить "заключение эксперта", которое выдает лицензированная фирма. Стоимость этого заключения - от 100 гривен и выше, при том, что оно вообще больше никогда и никак не используется - за работу техники всю ответственность несет собственник",- рассказывает Миркевич.
В процессе эксплуатации сельхозтехники появляется еще одна лазейка для коррупции - обязательный техосмотр. "Справка о техническом состоянии транспортного средства от лицензированной фирмы - от 100 гривен и выше",- говорит Миркевич.
И все эти фирмы-посредники во времена правления Виктора Януковича были связаны с Семьей. "Мы пока не выяснили кто новой бенефициар этой схемы",- говорит один из зернотрейдеров.
Защищает потребителей и не только
Сразу трое участников с разных рынков пожаловались корреспондентам ЛІГАБізнесІнформна Государственную инспекцию Украины по вопросам защиты прав потребителей и ее председателя Сергея Орехова. "Он (Орехов - ред.) и дальше предъявляет ничем необоснованные миллиардные штрафы, создает условия, чтобы к нему приходили и давали деньги. Такие штрафы может предъявлять АМК, но не Госпотребинспекция", - возмущается руководитель одной из крупнейших розничных торговых сетей, предпочитая, впрочем, не называть своего имени.
В пресс-службе Госинспекции по вопросам защиты прав потребителей пообещали прокомментировать обвинения в сторону своего начальника как можно скорее, но за прошедший с момента запроса день не справились.
Орехов прославился на всю страну, когда в разгар Евромайдана сделал заявление, в котором предостерег протестующих ходить и питаться на Майдан, так как можно подцепить кишечные заболевания. "После бегства Януковича он на какое-то время затих, но сейчас опять начал давить на рынок с прежней настойчивостью", - рассказывает собеседникЛІГАБізнесІнформуже с автомобильного рынка.
Возобновили работу многие обнальные площадки или налоговые ямы, созданные при прошлой власти, рассказывает директор КУА "Тройка Капитал" Дмитрий Никифоров. Новые-старые руководители площадок, уже договорившись или с руководством налоговых управлений, или с прокуратурой. "Расценки для минимизаторов также не изменились - площадка работает за 8-11% от сэкономленной или обналиченной суммы, - говорит Никифоров. - Но если раньше из этих процентов около 6% направлялось в бюджет, а 5% оседало в карманах коррупционеров, то сейчас в бюджет идет только 1%. Остальная сумма - премия за возросший риск". В итоге заработки у коррупционеров - увеличились.
Столица - пример для подражания
Киевские предприниматели, опрошенныеЛІГАБізнесІнформ,уверяют, что муниципальные чиновники пока ведут себя вполне прилично. "Чиновники пока не поменялись, остались прежние; но менять их таки будут, и они это понимают. Поэтому старые где-то с марта уже не берут, а новых еще нет",- говорит менеджер одного из киевских операторов наружной рекламы.
Новые лица в киевских коридорах не очень радуют предпринимателей. "В коммунальную сферу понемногу возвращаются те люди, которые отвечали за сбор денег во времена правления Тимошенко. Сейчас они вооружаются решениями ручных судов, в которых говорится, что их сместили незаконно, и пытаются занять прежние кабинеты. При этом не меняются даже ставки поборов",- рассказывает предприниматель, торгующий на одном из столичных рынков.
Продолжаются проблемы и у строителей. "Компании-консультанты, о которых ярассказывал еще в начале этого года, пусть и не все, но присутствуют и работают на рынке, а государственные инстанции все еще создают бюрократические препоны, блокируют обращения граждан и организаций, вынуждая тех отправляться к посредникам с теми вопросами, которые посредники решать не должны",- говорит глава Конфедерации строителей Украины Лев Парцхаладзе.
Большинство собеседниковЛІГАБізнесІнформутверждают, что делать выводы все еще слишком рано. "Говорить о каком-то перспективном продвижении в плане борьбы с коррупцией рано, так как не сформированы структуры власти",- считает совладелец ТРЦ Dream Town Александр Меламуд. Те же, кто занимает свои посты сейчас, ждут, когда будут сформированы правила игры, добавляет участник аграрного рынка.
- Информация о материале
Бегство первого лица страны вместе с другими высокопоставленными чиновниками, а также появление информации о размерах хищений и средств, выведенных из страны, поставили на повестку дня вопрос о возвращении в Украину капиталов окружения экс-президента. Однако факты говорят о том, что не все так просто.
Как обнаружить
Одной из существенных проблем реституции денег является процесс их обнаружения и идентификации. Средства выводятся по разным каналам и направляются в альтернативные активы при участии подставных фирм, в том числе и под видом коммерческих операций. Транcакции осуществляются с использованием юридических и физических лиц, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях. Средства переводятся в серый офшор, затем в черный, а оттуда через цепочку счетов оседают в белых офшорах — Швейцарии, Лихтенштейне, Люксембурге и т.д. Различное правовое регулирование в этих юрисдикциях тормозит и препятствует раскрытию всей схемы движения средств.
Поиск денег осложняется наличием различных вариантов их вложений. В случае с нигерийским диктатором Сани Абачи средства, например, направлялись в ряд проектов, реализуемых в рамках экономической помощи. В 2003 году в Ираке самолет стоимостью в несколько миллионов долларов числился за окружением Саддама Хусейна. Однако незадолго до начала иракской войны он оказался на балансе финансовой структуры в Лихтенштейне, а физически находился в Иордании. Возвращение самолета в Ирак потребовало вмешательства ООН и заняло продолжительное время. В 2006 году сын президента Экваториальной Гвинеи Теодорин Нгема Обианг-младший купил в Малибу дом общей площадью 1400 м2 за $35 млн. Сделка всплыла лишь потому, что вошла в десятку самых крупных покупок недвижимости того года по версии журнала Forbes.
Капитал режима включал в себя не только наличность, но и ряд активов, поэтому вариантов вывода денег из Украины для него существовало достаточно много. А поскольку до середины февраля действия экс-президента не вызывали особого резонанса у международной общественности, а, значит, и по ту сторону границы существовали заинтересованные в сохранении средств лица.
Как вернуть
Поскольку деньги диктаторов переводятся за рубеж, обвинительных приговоров на их родине оказывается недостаточно для того, чтобы убедить власти других стран вернуть замороженные активы. Необходимо доказать, что собственность непосредственно связана с совершением преступлений. После того как в 1986 году пал режим Маркоса на Филиппинах, а его самого выслали из страны, была создана комиссия по поиску и возвращению денег, похищенных диктатором. По самым скромным оценкам, стоимость активов и средства, ушедшие из государственной казны, составляли $10 млрд. Но, несмотря на многочисленные уголовные и гражданские иски, ни один обвиняемый не понес наказания. Адвокатам диктатора удалось на годы затянуть процесс и растерять улики. При этом за последние два десятилетия наследники Маркоса восстановили и укрепили свои политические позиции. Его жена Имельда Маркос попала в палату представителей, а дочь Име Маркос заняла пост губернатора провинции Илокос Норте. Сын — Фердинанд Маркос-младший стал сенатором и готовится принять участие в президентской гонке 2016 года. Ожидается, что комиссия по поиску денег диктатора вскоре будет распущена.
Лишь в феврале 2011 года в Берне вступил в силу закон «О возвращении активов, полученных политически уязвимыми личностями незаконным путем» (LRAI), что дало возможность возобновить процесс возврата средств властям Гаити. Документ позволил швейцарским судам быстрее принимать решения, опираясь на заданные критерии. В 2013 году правительство предложило новый проект, который объединил вопросы, касающиеся блокирования и конфискации средств, связанных с диктаторами, а также их возвращения на родину.
В процессе реституции крайне важным является наличие соглашений о правовой взаимопомощи между государством, из которого осуществляют платежи и страной получения этих средств. В случае отсутствия таковых рассмотрение дел ведется по законам последних, а законодательство «финансовых гаваней» содержит множество норм, которые могут быть использованы вкладчиками и бенефициариями для своей защиты.
Ситуация в Украине и вокруг нее говорит о том, что «деньги Януковича» если и найдут, то скорее всего их не смогут вернуть. Бегство из страны ключевых фигурантов и дестабилизация военно-политической ситуации не дадут возможности осуществить расследование, результаты которого помогут беспристрастно и объективно выиграть дела в судах иностранных юрисдикций. И Украина, скорее всего, пополнит список стран, которым не удалось возвратить деньги бывших правителей.
- Информация о материале
С 1 мая этого года повысились тарифы на газ для населения, а в конце апреля вступил в действие новый закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины» (относительно усовершенствования расчетов за энергоносители), который изменил отношения на рынке предоставления коммунальных услуг и механизм утверждения тарифов на услуги по централизованному отоплению, горячему водоснабжению.
По мнению авторов, закон создаст благоприятные основы для сбалансированного развития рынка жилищно-коммунальных услуг, улучшит отношения исполнителей и потребителей, повысит качество услуг и эффективность механизма формирования и установления тарифов на их предоставление.
Надо отметить, что законопроект № 4644, внесенный Правительством Украины 7 апреля (а 9 апреля внесен доработанный вариант народным депутатом, председателем Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Николаем Мартыненко), позиционировался как необходимый для получения кредита от МВФ, поэтому был принят Верховной Радой с молниеносной скоростью уже на следующий день.
Защитит ли новый закон права украинцев и улучшит ли качество коммунальных услуг в условиях повышения тарифов?
Отношения исполнителей коммунальных услуг и потребителей
Законом «Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунальной отрасли» Украина провозгласила курс на демонополизацию рынка управления жилищным сектором. Суть реформы заключается в том, что предприятия — природные монополисты (производители воды и тепловой энергии) должны продавать свои услуги «на входе в дом» (так как многоквартирный дом является общей совместимой собственностью владельцев помещений в нем). А жители должны сами выбрать способ обеспечения себя качественной холодной, горячей водой и отоплением — самостоятельно, через ОСМД, или наняв управляющую компанию. Однако на сегодня нет ни законодательных, ни экономических возможностей для реализации такой схемы. В части городов предприятия — природные монополисты (производители коммунальных услуг, согласно Закону Украины «О жилищно-коммунальных услугах») выступают одновременно и их исполнителями, то есть предоставляют услугу «к крану или батарее» потребителям. В части городов — ОСМД является коллективными заказчиками услуг у производителей или же исполнителями коммунальных услуг назначены ЖЭКи (коммунальные или частные). Тарифы для предприятий-монополистов на водоснабжение, водоотвод, тепловую энергию устанавливала Национальная комиссия государственного регулирования в сфере коммунальных услуг (НКРКУ), а для исполнителей на услуги по водоснабжению и водоотводу, горячему водоснабжению и централизованному отоплению — органы местного самоуправления.
Согласно новому закону, теперь исполнителями услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу будут только предприятия, «которые осуществляют хозяйственную деятельность по централизованному водоснабжению и водоотводу», централизованному отоплению и горячему водоснабжению, — «субъекты ведения хозяйства по снабжению тепловой энергией». Договор на предоставление услуг по централизованному отоплению, услуг по централизованному снабжению холодной и горячей водой, услуг по водоотводу (с использованием внутридомовых систем) в многоквартирном доме заключается между владельцем квартиры, арендатором или квартиросъемщиком и исполнителями этих услуг. Иначе говоря, исполнителями услуг будут предприятия — природные монополисты.
Вместе с тем, в соответствии с Законом Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» и другими нормативно-правовыми актами в этой сферы, определено, что «производитель услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу предоставляет услуги исключительно к внешнему срезу дома», то есть без использования внутридомовых сетей. Автоматически создается коллизия между нормами действующего законодательства, что неминуемо будет означать путаницу в применении этих норм на практике. Новый закон не предусматривает передачу функций по обслуживанию.
Стоит отметить, что обслуживание внутридомовых сетей входит в состав содержания дома и придомовой территории, и платится населением в квитанции организации, которая за это отвечает (ОСМД или ЖЕК). Внутридомовые сети являются общей совместимой собственностью владельцев помещений в доме, и только они имеют право ими распоряжаться. Новый закон не предусматривает передачу функций по обслуживанию сетей водоканалам и теплоэнерго. Поэтому за горячую воду в кране или тепло в батарее монополист отвечать не будет на практике никогда (а кто сможет доказать, что виноват производитель-исполнитель, который подал теплоноситель низшей температуры, а не ЖЭК, который не отремонтировал трубы в доме?)
В тех случаях, когда предприятия-монополисты не являются исполнителями, закон просто не срабатывает. Он не дает указаний на прекращение старых договоров или отмену решений о назначении исполнителей. Например, трудно представить, как в Киеве ПАО АК «Водоканал» будет отвечать за услугу по водоснабжению и водоотводу перед киевлянами, если исполнителями услуг на законных основаниях (ОСМД или ОМС) назначены ЖЭКи или ООО «Водоканал-Сервис» (дочернее предприятие ПАО АК «Водоканал»).
Механизм формирования и установления тарифов
Законом вносятся изменения в Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине», которые отменяют полномочия органов местного самоуправления устанавливать тарифы на услуги по централизованному отоплению, снабжению холодной водой, услуги по централизованному снабжению горячей водой, услуги по водоотводу (с использованием внутридомовых систем), так как тарифы на эти услуги устанавливаются НКРКУ.
Вместе с тем, соответствующих изменений в Закон Украины «О государственной регуляции в сфере коммунальных услуг» относительно дополнительных полномочий НКРКУ по установлению тарифов, на «централизованные» услуги не внесено. К тому же НКРКУ, как известно, устанавливает тарифы только для своих лицензиатов. Будет ли означать это, что все исполнители услуг (включая ЖЭКи) должны получить лицензию в НКРКУ? К тому же предоставление услуг не является лицензионной деятельностью, а соответствующих изменений относительно признания такой деятельности лицензионной не предусмотрено. Если нет, то кто будет устанавливать тарифы для исполнителей услуг-нелицензиатов? Или они будут работать на добровольных началах?
Отдельно стоит остановиться на «горячей воде». Согласно новому закону, исполнителем услуг по централизованному снабжению горячей водой объектов всех форм собственности является субъект ведения хозяйства по снабжению тепловой энергией (теплоснабжающая организация). Реализация этой нормы на практике на сегодня является невозможной, поскольку наряду с определением исполнителя услуги по снабжению горячей водой не был определен производитель горячей воды.
Сегодня в законодательных актах Украины отсутствует даже необходимая базовая терминология относительно горячей воды и горячего водоснабжения. Так, отсутствуют понятия «горячее водоснабжение», «горячая вода», «производство горячей воды», «производитель горячей воды», что является крайне необходимым для осуществления деятельности в сфере горячего водоснабжения и возможности осуществления хозяйственно-договорных взаимоотношений между соответствующими участниками отношений, связанных с горячей водой (поставщиками питьевой воды, теплоснабжающими организациями, жилищно-эксплуатационными организациями и потребителями).
Учитывая особенность сферы горячего водоснабжения, которая заключается в том, что горячая вода состоит из двух компонентов: воды и тепловой энергии, которые производятся разными предприятиями — водоканалами и энергогенерирующими компаниями, и, соответственно, находятся в разных плоскостях правовой регуляции, для преодоления кризисных явлений в жизненно необходимых для общества сферах коммунального хозяйства, эффективного устранения существующих пробелов в законодательстве, что будет гарантировать защиту прав и интересов потребителей горячей воды, а также устранения возможности злоупотреблений и безответственности со стороны всех участников данных правоотношений, необходимо принятие отдельного специального закона в сфере горячего водоснабжения.
Расчеты за энергоносители
Закон Украины «О теплоснабжении» дополнен статьей 19 относительно порядка оплаты тепловой энергии, для производства которой полностью или частично поставляется природный газ гарантированным поставщиком, осуществляемой потребителями тепловой энергии путем перечисления средств на счета со специальным режимом использования, которые открывают теплоснабжающие организации в уполномоченном банке.
Порядок распределения средств еще должен утвердить Кабинет Министров Украины, но в условиях, когда тарифы на тепловую энергию не зафиксированы на экономически обоснованном уровне и не прописан алгоритм распределения средств, которые находятся на счетах со специальным режимом использования, непонятно, каким для предприятий — потребителей тепловой энергии будет порядок начисления средств для выплаты заработной платы, уплаты налогов и обязательств перед социальными страховыми фондами, расчетов по кредитным договорам, которые тоже должны осуществляться в первоочередном порядке, а за невыполнение обязательств законодательством предусмотрены санкции вплоть до криминальной ответственности.
Как видим, законодательные новеллы не только не будут способствовать улучшению коммунальных услуг для населения, они углубляют монополизацию рынка и усложняют существующие проблемы. Единственным позитивом может быть то, что монополист не будет иметь возможности отказаться заключать индивидуальные договоры с жителями, если раньше он этого не хотел.
Но кому нужен такой закон, который под соусом «требования МФВ» совсем запутал все в и так запутанном жилищно-коммунальном хозяйстве, остается только догадываться. Одно можно сказать точно — с такими инициативами никто системно реформировать отрасль не планирует. А тарифы расти будут, к тому же существенно.
- Информация о материале
После того, как власть в области фактически перешла в руки боевиков, выяснилось, что контролировать правопорядок и соблюдать гражданское спокойствие в регионе им не под силу. Только за минувшие пару дней в местную милицию поступило более пятисот (!!!) заявлений и сообщений от луганчан об уголовных правонарушениях.
Лента новостей области сейчас больше похожа на военные, фронтовые сводки: похищения, разбойные нападения, грабежи, угоны автомобилей… «Реальная газета» приводит наиболее резонансные, характерные и яркие фрагменты нынешней криминальной мозаики Луганщины.
Инкассаторы, на выход
2 мая на перекрестке улиц Советская и Оборонная в Луганске 8 человек, вооруженных автоматическим оружием и одетых в камуфляжную одежду, под угрозой применения оружия открыто завладели служебным автомобилем ГАИ «Шкода-Октавия».
В 15:40 на блокпосту, расположенном на мосту через речку Северский Донец, (те же? – «РГ») 8 человек, вооруженные автоматическим оружием, одетые в камуфляжную одежду, под угрозой применения оружия остановили инкассаторский автомобиль «Фольцваген-транспортер» и в сопровождении угнанного автомобиля ГАИ приехали во двор областной госадминистрации. Работникам службы безопасности банка приказали покинуть автомобиль. В инкассаторском автомобиле находились деньги в сумме около 1 млн гривен.
На остановке изнасиловали молодую женщину
В Луганске 1 мая в Артемовский райотдел милиции ЛГУ обратилась женщина 1984 г.р. и сообщила о том, что в 20:15 на остановке общественного транспорта неизвестный мужчина изнасиловал ее.
Вооруженные люди продолжают похищать луганчан
4 мая в 14:00 в Ленинский райотдел милиции Луганска поступило анонимное сообщение о том, что в 13:55 возле ресторана «Сильвер» (ул. Демехина) трое неизвестных мужчин под угрозой применения оружия посадили в автомобиль «Ниссан» неизвестного и увезли его в неизвестном направлении против его воли.
До этого, 3 мая, с заявлением обратился 20-летний луганчанин и сообщил, что в 16:20 возле дома №4 на городке Пархоменко неизвестные в камуфляже и масках (15-20 человек) нанесли телесные повреждения ему и его брату 1989 г.р., после чего отвезли их в здание управления СБУ. В 20:00 3 мая заявителя отпустили, а его брата оставили в здании УСБУ.
Кроме этого, в субботу в дежурную часть поступило заявление от местного жителя 1981 г.р. о том, что он вместе с другом находился в караоке-баре «Печь» в городе Луганске. В бар вошли четверо неизвестных с оружием и насильно посадили в микроавтобус белого цвета его друга – местного жителя 1979 г.р., ранее неоднократно судимого, и увезли в неизвестном направлении.
На Лугани обстреляли двух рыбаков
В субботу 42-летнего луганчанина госпитализировали с огнестрельными ранениями передней брюшной стенки, левого плеча и предплечья: двое мужчин ловили рыбу, когда к ним подошли несколько человек в масках с оружием и открыли стрельбу по рыбакам. Мужчине удалось прыгнуть в реку и из последних сил переплыть ее. Поиски второго рыбака продолжаются.
Не рады гостям
5 мая в 13:05 в Ленинский райотдел милиции обратился гражданин Великобритании, наблюдатель ОБСЕ, и сообщил, что в ночь на 5 мая неизвестный повредил водительское стекло служебного автомобиля «Тойота Ленд Крузер», стоявшего возле дома на улице 16-я линия, и украл портфель, в котором находилась одежда заявителя.
Поговорили…
5 мая в 00:05 в одну из луганских больниц с огнестрельным ранением грудной клетки и правого плеча обратился гражданин 1969 г.р., который пояснил, что примерно в 23:00 4 мая возле супермаркета на квартале Солнечном неизвестный во время словесного конфликта выстрелил в него из неустановленного оружия.
Любишь кататься…
Один за другим появляются сообщения о захвате и угоне автомобилей:
3 мая в 18:00 возле сборного пункта областного военкомата неизвестные в камуфляже и с оружием незаконно завладели автомобилем ЗИЛ (3535 Ф4, зеленого цвета). 4 мая в 9:50 автомобиль был обнаружен у УСБУ и возвращен в воинскую часть.
4 мая в 17:30 в Ленинский РО обратился 47- летний луганчанин, и сообщил, что в ночь на 4 мая неизвестные лица незаконно завладели его автомобилем ВАЗ- 21099 (АН 4828 СО) черного цвета.
4 мая в 8:40 в Артемовский райотдел милиции обратился гражданин 1981 г.р. и сообщил, что в ночь на 4 мая неизвестные лица незаконно завладели автомобилем «Газель » (ВВ 4486 СЕ, зеленого цвета), стоявшим возле автосалона на квартале Луганском, 1а.
5 мая в Антрацитовский горотдел милиции обратился местный житель, и сообщил о том, что ночью неизвестный незаконно завладел его автомобилем ВАЗ-212140 (ВВ 5630 ВТ, белого цвета), который стоял возле дома № 4 по улице Парковой в городе Антрацит.
5 мая в Свердловский горотдел милиции обратился 51-летний гражданин, инструктор Свердловской автошколы общественного содействия обороне Украины, и сообщил о том, что в 10:00 возле дома по улице Жилова четверо вооруженных мужчин в масках и камуфлированной одежде под угрозой применения огнестрельного оружия завладели служебными автомобилями ЗИЛ-113 (19-86 Я1) и КАМАЗ-43105 (20-00 Я1).
5 мая в 11:25 в Ленинский райотдел милиции обратилась 26-летняя луганчанка и сообщила, что 4 мая в 14:00 неизвестные лица незаконно завладели её автомобилем «Киа Серато» (ВВ 2575 ВО, красного цвета), стоявшим возле дома №29 на улице Демехина.
5 мая в 12:00 в Артемовский райотдел милиции обратился гражданин 1981 г.р. и сообщил, что в ночь на 3 мая неизвестные лица незаконно завладели его автомобилем ВАЗ-2101 (Ц 1659 ВГ, зеленого цвета), стоявшим возле дома на улице Линева.
5 мая в 9:50 в Ленинский райотдел милиции обратилась луганчанка 1949 г.р. и сообщила, что в ночь на 5 мая неизвестные лица незаконно завладели ее автомобилем ВАЗ-2107 (585-46 АМ, бежевого цвета), стоявшим возле дома №6 по улице 3-й Донецкой.
В Свердловске по улице Зои Космодемьянской семь вооруженных боевиков «Юго-Восточной армии», используя автомобиль, перекрыли проезд движущимся автомобилям КАМАЗ и ЗИЛ. После того, как автомобили остановились, под угрозой применения оружия, боевики выбросили из кабины авто водителей и завладели машинами.
«Цепные» воры
4 мая в 19:30 в Стахановский горотдел милиции обратилась с заявлением 25-летняя местная жительница и сообщила, что в 14:30 на улице Б. Хмельницкого неизвестный открыто похитил у нее золотую цепочку. Его приметы: на вид 25-30 лет, рост 175-180 см, худощавого телосложения. Был одет в синюю футболку, темные брюки.
5 мая в Краснодонский горотдел милиции обратилась с заявлением женщина 1977 г.р. и сообщила, что в 20:30 в магазине, расположенном по улице Лютикова, неизвестный открыто похитил у нее золотую цепочку с кулоном.
Палки наголо
4 мая в 00:30 в Ленинский райотдел милиции с заявлением обратился гражданин 1957 г.р. и сообщил, что 3 мая в 20:00 на улице Советской в Луганске неизвестные нанесли ему несколько ударов палкой по голове и туловищу и незаконно завладели его мобильным телефоном, часами и золотой цепочкой.
Пополнили арсенал
4 мая в 21:00 в Ленинский райотдел милиции обратился 43-летний мужчина и сообщил, что у здания сауны на улице 3-й Донецкой неизвестные открыто похитили у него охотничье гладкоствольное ружье.
- Информация о материале
В статье "Путин и богатство народов: хотят ли русские войны?" речь шла о том, что в наше время, в отличие от прошлых веков, прирастая территориями, страна отнюдь не становится богаче, скорее, наоборот. Поэтому-то все бывшие великие империи, в конце концов, сделали выбор в пользу экономического благополучия, отказавшись от заморских владений. Кроме одной — Российской (позднее СССР, позднее РФ). Может быть, из-за того, что ее владения — не заморские, и граница между ними и метрополией часто весьма условна, а может, в силу иных причин, но процесс распада этой империи коренным образом отличается от других. Его трудно представить себе в терминах рационального выбора "владеть или отпустить", даже когда "отпустить" экономически выгоднее, как в случае Чечни.
Более того, не исключено, что российский обыватель, в отличие от европейского (в том числе и украинского), готов платить из своего кармана за то, чтобы "нас боялись", а его родина — расширялась. Он аплодирует стоя, когда распад империи удается немного оттянуть (как в той же Чечне) и, тем более, хоть чуть-чуть обратить вспять (как в Крыму). Хотя вряд ли он догадывается о том, что на самом деле крымская авантюра, скорее всего, значительно приблизила окончательный крах столь милой его сердцу державы.
И дело не только в санкциях за нарушение мирового порядка, о которых говорилось в прошлый раз. В конце концов, поскольку их применяют развитые страны, у путинской власти есть возможность списать ущерб на козни зловредного и якобы увядающего Запада, который, мол, навязал всем удобные для себя правила, чтобы сдержать более молодых конкурентов. Но даже если бы Запада не существовало, у патриотов России, в том числе и "имперцев", есть и другие, не менее, если не более веские причины для беспокойства. Для самой большой страны мира, фантастически богатой неосвоенными ресурсами, актуально не столько дальнейшее расширение, сколько защита и удержание существующей территории. А этому угрожают и внешние, и внутренние факторы, не имеющие ни малейшего отношения к Западу. Ведь как показали экономические и политические историки, чрезмерное расширение рано или поздно ведет империи к краху, и аннексия Крыма — как раз из разряда тех шагов, которые способны послужить спусковым крючком, катализатором этого процесса.
Деградация и распад наступают примерно по тем же причинам, по которым эффект масштаба в экономике, вопреки предсказаниям марксистов, не ведет к появлению одной гигантской монополии. О них стоит рассказать обстоятельнее, но в другой раз. Если в двух словах, то издержки управления растут быстрее, чем размер компании или страны, а иерархическое управление сталкивается с естественными ограничениями, и это на определенном этапе сводит на нет преимущества эффекта масштаба. По этим же причинам невозможно всемирное правительство, а большие страны страдают от проблем управляемости, которые усугубляются с ростом размеров и населения.
Вдобавок слишком большая страна наверняка неоднородна. Это имеет свои плюсы, в частности обеспечивает разнообразие, необходимое для гибкости. Но различие географии, культуры и, соответственно, интересов резко повышает издержки управления, ведь к каждой категории населения или региону приходится искать свои подходы. Особенно трудно таким неоднородным странам даются демократические решения: во многих случаях они не принимаются именно потому, что сталкиваются противоположные представления и, соответственно, предпочтения. В тех случаях, когда все стороны расположены к компромиссу, это не так уж страшно — разве что затягивается время. А вот если хотя бы одна из них воспринимает компромисс как слабость, то договориться вряд ли удастся. Авторитарные режимы могут быть решительнее, зато часто получают в ответ партизанские войны в отдельных регионах.
Поэтому крупные страны вынуждены идти на существенную децентрализацию власти, даже когда они весьма однородны (как Китай) и даже если это несет угрозу территориальной целостности (как Индия). Тем не менее слишком неоднородные страны раскалываются (как Югославия), несут большие издержки управления (как Бельгия) или страдают от внутренних конфликтов, включая терроризм и гражданские войны, как те же Индия, Египет, Судан, Ирак, не говоря уже о Сирии. Все эти проблемы, очевидно, не обошли стороной и Россию.
Но и децентрализация бессильна против третьего, "геополитического", фактора: войны (или гонки вооружений) на два или больше фронтов. Относительно небольшая страна без имперских амбиций в такой ситуации может играть на противоречиях окружающих гигантов, как, собственно, и делала Украина до последнего времени. Зато перед империей, если только у нее за спиной не море, эта проблема почти всегда встает в полный рост. Вот Великобритании повезло: она вообще расположена на острове, и то ее завоевывали норманны, хотя и давно. А, например, Польшу — разделили, Германия дважды терпела сокрушительные поражения, Оттоманская империя пала, когда ей пришлось воевать на всех фронтах…
России долгое время везло: со времен распада Орды у нее на востоке был своего рода open end — огромные малонаселенные просторы, из которых не исходило никакой угрозы, зато они служили и служат источником неисчерпаемых ресурсов. Однако в середине ХІХ века экспансия уперлась в интересы других держав и закончилась Крымской войной и потерей Аляски. Еще худшими были последствия в начале ХХ века: за поражением в Русско-Японской войне последовали революции, которые едва не привели к полному распаду империи. Американский социолог Рэндалл Коллинз, исходя из такой логики, в свое время предсказал, что за усилением Китая (вспомним конфликт конца 60-х вокруг островов на Амуре) и вторжением в Афганистан последует распад СССР — "величайшая геополитическая катастрофа ХХ века", по мнению Путина. Президента страны, которая сталкивается сейчас с ровно такими же проблемами противостояния одновременно на нескольких фронтах. Точнее, президента, который на наших глазах открыл эти фронты — ящик Пандоры, из которого практически неизбежно в назначенный час выползет "роковая змея", если вспомнить русскую классику.
Впрочем, казалось бы, нынешней РФ с ее военными расходами в размере 4,4% от ВВП далеко до СССР, где они были раз в пять больше (в относительных величинах). Однако военный бюджет удалось сократить, и, соответственно, направить средства на более насущные нужды только потому, что "холодная война" казалась навсегда оконченной. Сейчас этот фронт открыт заново. Мало сомнений, что гонка вооружений возобновится с новой силой — и исход ее предрешен: экономически нынешней России тяжело тягаться с НАТО, даже если учесть союзников по ОДКБ. Есть, конечно, еще ШОС, но его никак нельзя считать реальной помощью. О каком союзе России с Китаем может идти речь, если от него как раз и исходит самая большая угроза? Ведь ни для кого не секрет, что великий юго-восточный сосед издавна претендует, по крайней мере, на Восточную Сибирь и Дальний Восток. И вряд ли случайно сразу же вслед за российским законом, формально позволившим аннексировать Крым на основе "референдума", в Поднебесной был принят совершенно аналогичный закон.
Конечно, если попытаться провернуть подобную операцию прямо сейчас, то она вряд ли увенчалась бы успехом — ну, хотя бы уже потому, что Китай пока отстает от России по доходу на душу населения. Но это дело наживное: если в результате тотальной монополизации "чекистским кланом", усиленной действием санкций, рост России остановится (а то и пойдет вспять), а Китай сумеет сохранить темпы, то в течение следующих десяти лет соотношение будет уже в пользу Китая. А по совокупной экономической мощи его превосходство давно неоспоримо, и оно относительно легко конвертируется в военный перевес.
Поэтому крымский бумеранг очень даже может вернуться с другой стороны обширных российских границ, только стократно усиленный. Тем более что для Поднебесной империи, которая за тысячелетия успела превратиться в самое большое в мире национальное государство, десять лет — не срок. А за это время и демография спорного региона может поменяться в пользу непьющих, многодетных и никуда не уезжающих пришельцев. Так что разрушение мирового порядка обернется для России, как минимум, огромными — возможно, непосильными — расходами на сдерживание Китая. В частности, поэтому Россия, которая так залихватски нарушила обсужденный в предыдущей статье запрет на захватнические войны, на самом деле заинтересована в нем куда больше Запада.
Ну и, конечно, никуда не делся давно существующий кавказский фронт. Чечне приходится платить дань, Дагестан кровоточит, терроризм держит в напряжении всю Россию… Теперь к нему добавляется еще один фронт, украинский: хотя наша страна не собирается вторгаться к соседям, Кремлю придется как минимум держать немалый воинский контингент наготове и устраивать постоянные провокации, чтобы не дать Украине восстановить статус-кво и мешать ей вступить в НАТО, поскольку аннексия снова актуализировала этот вопрос и резко подняла поддержку Альянса в народе; а как максимум, если хватит безумия, — чтобы удерживать непокорную территорию со всеми вытекающими последствиями. Итого, вместо кое-как контролируемой напряженности на одном фронте и назревающей опасности — на другом, Кремль в одночасье получил три полноценных (тот же Кавказ, плюс Украина, плюс гонка вооружений с НАТО) и значительно приблизившийся четвертый — Китай, очень довольный прецедентом и готовый обратить его против самих создателей.
Однако и это еще не все. Ведь обо всех упомянутых выше проблемах давно и хорошо известно даже неспециалистам. Достаточно поверхностного знания темы плюс некоторой общей эрудиции и элементарной логики (на большее в данном случае автор и не претендует), чтобы понять, каким огромным рискам подвергает Россию аннексия Крыма. И при этом она не приносит ровным счетом никаких реальных дивидендов! Сам по себе полуостров — глубоко убыточен. Даже якобы экономия на прокладке "Южного потока" по Крыму вместо глубин, во-первых, не идет ни в какое сравнение с уже понесенными потерями; во-вторых, очень сомнительна в связи с высокой сейсмичностью самого полуострова и прилегающего шельфа (из-за этого, кстати, в свое время так и не запустили Крымскую АЭС) и, наконец, в-третьих, похоже, нет уже никакого "Южного потока", пал жертвой агрессии…
Не нужно быть большим стратегом, чтобы понять мизерное значение базы для флота, способного выйти на оперативный простор только с милостивого разрешения Турции (читай — НАТО). Хотя, впрочем, база и так была — теперь понятно, для чего она в первую очередь предназначалась… В общем и целом получается, что краткосрочные электоральные выгоды куплены ценой значительного усиления стратегической уязвимости. Не говоря уже обо всех прочих прелестях статуса страны-изгоя. Возникает вопрос: какой "мудрец" до такого додумался?
И вот тут мы сталкиваемся с еще одной, потенциально смертельной для нынешней РФ, проблемой: с качеством принятия решений в самом "центре". А ведь, вспоминая недавнюю историю, СССР мог бы, наверное, долго агонизировать, если бы его не добили несколько явно ошибочных решений, принятых "наверху", таких, как строительство БАМа, ввод войск в Афганистан, антиалкогольная кампания, "ускорение", экономическое раскрепощение государственных предприятий… Сейчас, похоже, аналогичные по безумству решения принимают Путин и его ближайшее окружение.
Впрочем, гипотезу о помешательстве Путина вряд ли стоит рассматривать всерьез. Не похож он, в отличие от Януковича, и на быкующего гопника-переростка, привыкшего полагаться на "чуйку" и не чувствующего предела ни своим амбициям, ни своей патологической жадности. Нет, Путин с юности учился профессионально просчитывать ходы, он знаменит хитростью и железной хваткой, в его распоряжении, по крайней мере потенциально, блестящие умы и школы аналитики, которые были сосредоточены в тогда еще советском Центре… Откуда же такая, на первый взгляд, самоубийственная политика?
Весьма правдоподобный вариант ответа предложили десять лет назад некоторые из упомянутых выше "умов" — Константин Сонин, профессор РЭШ, и его ученик Георгий Егоров. Они математически показали, почему диктаторы выбирают себе не самых умных советников, и в результате интеллектуальный уровень обеспечения управленческих решений при диктатуре имеет тенденцию к снижению. В области экономической политики характерной иллюстрацией этого результата можно считать Сергея Глазьева, главного экономического советника президента РФ: политика, основанная на его рекомендациях, последовательно терпит крах.
И "точки роста" вроде Сколково, и "единое экономическое пространство" (оно же ТС) — якобы просчитанные и подкрепленные теориями в недрах постсоветских академических институтов беспроигрышные (по мнению их сторонников) проекты экономически не принесли ничего, кроме позора. Вдобавок, конечно, коррупция играет свою обычную роль "топора под компасом", сбивая экономическую политику с курса в сторону более корупциогенных проектов, непревзойденным лидером среди которых, наверное, надолго останется олимпиада в Сочи. В результате государственная машина начинает давать сбой за сбоем, принимаются катастрофические решения, за которыми следуют еще худшие. Если этот вариант объяснения близок к истине, то нам остается ждать, когда коррозия сделает свое дело.
При этом уместно напомнить еще один урок краха СССР: вертикали власти рушатся мгновенно, как только их участники начинают понимать, что структура, с которой они связывали свои ожидания, не вечна. Собственно говоря, мы имели возможность наблюдать очередной такой крах воочию всего два месяца назад. Не исключено, что необходимость вселять подчиненным веру в будущее путем демонстрации силы на фоне неудач в других сферах как раз и толкает Путина на авантюры. Если так, то игры в империю могут закончиться еще раньше и еще хуже. Хотя станет ли от этого легче нам — еще большой вопрос. Ведь в этом случае Украина, избавившись от источника намеренной дестабилизации, может зато получить на своей восточной границе очаг нестабильности размером с Луну. Но такова уж судьба империй и их соседей…
- Информация о материале
Страница 799 из 1561
