В последнее время отечественные чиновники и политики все чаще заявляют, что Украина готова полностью отказаться от российского газа. Министр энергетики Юрий Продан уверяет, что реверсные поставки из Польши, Словакии, Венгрии и других стран ЕС в самое ближайшее время могут покрыть сто процентов потребности Украины в голубом топливе (с учетом собственной добычи). Юлия Тимошенко немного поправляет «своего» министра: по ее мнению, подобное возможно только к 2020 году. К слову, тот же год и в том же контексте называл занимавший пост премьера Николай Азаров до судьбоносной смены курса с Запада на Восток. Но какой бы ни была дата, сам факт, что Украина будет сокращать зависимость от российского топлива, сегодня ни у кого не вызывает сомнений.

У экспертов в отличие от политиков пока больше вопросов без ответов о том, как Украине снизить свою энергозависимость от РФ до нуля. Последние пятнадцать лет ежегодный объем добычи газа в нашей стране находится в диапазоне 18–21 млрд. м3. При этом в прошлом году потребление составило 50,4 млрд. м3, и это абсолютный минимум за последнее десятилетие. То есть нам необходим дополнительный ресурс в объеме не менее 30 млрд. кубов, который мы можем получить либо из Европы, либо за счет увеличения собственной добычи.

По словам премьер-министра Арсения Яценюка, из Евросоюза в Украину технически возможно поставлять до 25 млрд. м3 природного газа в год (эту же цифру год назад называл тогдашний глава Минэнерго Эдуард Ставицкий). Однако эксперты считают, что без так называемого виртуального реверса (когда законтрактованное у «Газпрома» европейской компанией топливо, поставляемое через Украину, остается в распоряжении «Нафтогаза») можно говорить об объеме до 12 млрд. м3. Кроме того, даже не покупая напрямую топливо у российской монополии, Украина все равно остается зависимой от российского газа. А цена, которую украинский премьер-министр анонсировал как «на $100 дешевле, чем аналогичные поставки из России», может меняться — все зависит от того, насколько газ будет нужен самим европейцам. Да и в случае роста потребления до докризисного уровня европейский газ Украину не спасет.

Так что, безусловно, Украине следует максимально развивать собственную добычу. Мало кто помнит, но еще сорок лет назад Украина добывала по 68,7 млрд. м3 газа ежегодно. Но в конце 1970-х этот показатель начал снижаться из-за исчерпания уже открытых месторождений и сокращения объемов геологоразведочных работ, так как все средства были брошены на освоение месторождений в Западной Сибири. Тогда же были построены все основные магистральные газопроводы через Украину. К моменту обретения независимости мы добывали уже 24 млрд. м3. Эксперты уверяют, что потенциал в плане увеличения добычи огромен. Во-первых, по разным оценкам, запасы газа на глубоководном шельфе Украины могут составлять 4–13 трлн. м3. Правда, после аннексии Крыма мы можем если и не потерять часть нефтегазоносного шельфа, то как минимум отложить на десятилетие его разработку. Во-вторых, на востоке и западе Украины ресурсы сланцевого газа, по предварительным оценкам, составляют 5–8 трлн. м3, из которых 1,5–3,5 трлн. м3 — извлекаемые. Украина уже заключила договоры о разделе продукции с компаниями Shell и Chevron, которые взялись за украинский сланец и планировали через несколько лет суммарно добывать 10–15 млрд. кубов в год. Но это при условии, что работы будут идти по плану и власть не станет пересматривать ранее заключенные соглашения. Наконец, в-третьих, перспективной является добыча метана из угольных пластов (оценочные запасы до 12 трлн. м3) и газа из плотных пород (до 8 трлн. м3). Работа по всем трем направлениям должна увеличить добычу украинского природного газа почти до 45 млрд. кубов в год. Но и вложить при этом надо 300–350 млрд. грн.

То есть в кратчайшие сроки соскочить с российской газовой иглы можно только за счет дальнейшего снижения потребления газа. Здесь есть с кого брать пример. Например, зависимая от российского газа Европа сделала правильные выводы из газового кризиса 2008–2009 годов: кроме строительства новых газопроводов, интерконнекторов и подземных хранилищ газа страны ЕС озаботились переходом на альтернативное топливо. И речь не только об использовании солнечной и ветровой энергии и обогреве жилья паллетами, но и об угле. За последние три года цены на него снизились на треть, и при этом в три раза уменьшилась стоимость выбросов в рамках Киотского протокола. В итоге уголь стал той самой альтернативой, которая позволила сократить потребление газа на 10%. А вот в Украине пока наблюдается иная картина: если в 1990 году жилой сектор потребил 20,4 млн. т угля и угольных брикетов, то по итогам 2012 года — всего 3,8 млн. т. За тот же период потребление природного газа этой категорией увеличилось с 8,2 до 17 млрд. м3. Обратный процесс перехода на уголь, быть может, не очень популярен с точки зрения экологов, однако в ситуации, когда Украина находится в шаге от войны с основным поставщиком газа, выбирать не приходится. К слову, китайцы уже пару лет обещают нам помочь со строительством заводов по производству синтетического природного газа из угля, так что возвращение к этому ресурсу будет не таким уж болезненным, как живописуют пророссийские СМИ и эксперты.

65% девальвации курса национальной валюты — таков результат полуторамесячной работы Степана Кубива во главе Нацбанка и негласного кураторства со стороны премьера Арсения Яценюка. Причины — в бесконтрольной раздаче рефинансирования и боязни вводить мораторий на отзыв вкладов, отток которых с начала года составил около 27% всего объема депозитов в долларовом эквиваленте.

Финансисты уверены, что при текущей политике центробанка остановить падение гривни не представляется возможным: слишком уж буквально на Институтской воспринимают требования МВФ отпустить курс в свободное плавание и слишком боятся тратить валютные резервы, 1 млрд долл. из которых мог бы успокоить ситуацию.

Банкиры, недавно рукоплескавшие политике НБУ, сейчас растеряно молчат. Им не до критики — при курсе выше 13 грн/долл. большая часть банков не сможет выполнять требования Нацбанка по уровню капитализации. И если МВФ потребует сегодня проведения стресс-тестов коммерческих банков, большей части из них придется закрыться.

Рефинансирование от Нацбанка остается единственным спасательным кругом для банкиров, которые снова молчат о происходящем в Нацбанке – как и при "злочинной владе".

При этом нынешняя ситуация кардинально отличается от валютного кризиса шестилетней давности, когда у акционеров банков были накоплены резервы прочности, а портфели кредитов были возвратными. Сегодня вкладывать деньги в банковскую систему не готов никто.

Поэтому государству придется либо национализировать все без исключения банки, либо объявить мораторий на отзыв вкладов до конца президентской кампании. Проведение которой, очевидно, все равно не гарантирует успокоение ситуации в стране.

Работа Нацбанка при "доброчинной владе" вызывает ощущение дежавю — критики предыдущей власти, которые обвиняли ее в попытках замолчать экономические проблемы, сегодня действуют по тому же сценарию. Обвал курса гривни сопровождает отсутствие внятных и вселяющих уверенность в завтрашнем дне разъяснений главы Нацбанка, в то время как пресс-служба засыпает журналистов релизами о встречах господина Кубива "на высшем уровне".

При этом на совещаниях в Нацбанке с участием представителей коммерческих банков звучат просьбы "оказать информационную поддержку" заявлениями о качественной и прозрачной работе Нацбанка (точно такие же требования банкирам постоянно озвучивал экс-глава Нацбанка Игорь Соркин).

Судя по всему, самостоятельных решений господин Кубив не принимает – знающие люди говорят о его постоянных консультациях с Арсением Яценюком. Который вместо Кубива часто принимает решения о выделении рефинансирования (и снова дежавю). Активно посещает кабинет главы НБУ и председатель правления Приватбанка Александр Дубилет. Советует и рекомендует.

Узнать о состоянии умов в НБУ удается лишь по обрывочным слухам, которые исходят от людей, побывавших на Институтской. Так, по сведениям источников ZN.UA, в Нацбанке рассматривают возможность применения кипрского сценария для разрешения проблем крупнейших банков, которые из-за девальвации и оттока вкладов могут оказаться на грани банкротства.

Этот сценарий предусматривает капитализацию банков за счет крупнейших вкладчиков, которым будет "предложено" поменять их вклады, превышающие гарантированную государством сумму, на акции банка. Такое решение имеет прецедент на Кипре: представители тамошнего минфина, Центрального банка Кипра и тройки кредиторов на переговорах в Никосии договорились о списании 47,5% с депозитов свыше 100 тыс. евро в Bank of Cyprus и конвертации суммы списания в акции банка, которые затем были депонированы на счетах вкладчиков.

Пилотными банками для реализации подобной схемы могут стать Брокбизнесбанк и банк "Форум", хотя участники рынка считают это плохой затеей, которая вызовет панику крупных вкладчиков (а именно они являются причиной краха большинства банков). "Более рациональным решением будет разделение активов этих банков на "плохие" и "хорошие". Хорошие активы нужно затем обеспечить портфелем депозитов, которые подпадают под гарантии государства, и передать жизнеспособному банку. Плохие активы и депозиты свыше гарантированных сумм нужно оставить в банке и ликвидировать его по законной процедуре", — говорит один из финансистов. Ранее предложения санировать "Брокбизнес" и "Форум" звучали от "Альфа-банка" (Украина) и "Дельта Банка".

Что же касается курсовых вопросов, то позиция главы НБУ Степана Кубива (читай – Арсения Яценюка), по словам общавшихся с ним банкиров, остается неизменной: существует требование Международного валютного фонда о рыночном курсообразовании, и Нацбанк будет его придерживаться, не используя валютные резервы. При этом в НБУ, кажется, забыли, что одна из главных его функций — в обеспечении стабильности национальной денежной единицы. Хотя, помнится ли об этом в период, когда банки выбирают по 10 млрд. грн. рефинансирования в месяц – и будут брать дальше, осаждая высокие кабинеты с просьбами и подношениями (как же, наверное, не хватает в команде Нацбанка Михаила Гойхмана…).

"В последнее время Национальным банком ни один доллар США не был потрачен не по назначению или для поддержания валютного курса", — заявил председатель Нацбанка Кубив в прямом эфире "Первого Национального". Между тем валютные резервы центробанка как раз и существуют в том числе для поддержания прогнозируемого курса гривни и сглаживания чрезмерных колебаний. И при ежедневных объемах торгов в 300–400 млн даже 1–2 млрд долл. из резервов хватило бы, чтобы держать курс на уровне, например, 10,5 грн за доллар до прихода первого транша МВФ.

Впрочем, и объяснить новоназначенному главе Нацбанка это вряд ли кто-то может: смена власти так и не привела к появлению в стенах центробанка спецов по макроэкономике и монетарной политике: Гальчинский, Шумило, Савченко, Яременко, Роговой, Гребеник или даже тот же Стельмах могли бы подсказать Кубиву, как осуществлять монетарную и валютно-курсовую политику. Если бы решения принимал он сам…

Но вместо них в совете Нацбанка оказались Александр Биланенко, умеющий искать интересы в рефинансировании и друг Хомутынника, Виталий Ломакович, знающий толк в невозвратных кредитах и очень хороший знакомый Кубива, Трофим Ковальчук, разбирающийся в строительных схемах и приятель Левочкина…

Статус "органа ручного управления" подчеркивает назначение главой совета Нацбанка Станислава Буковинского, до этого времени бессменно работавшего секретарем набсовета центробанка. Таким образом, вместо специалиста по макроэкономическому прогнозированию, управлять "высшим разумом" Нацбанка будет опытный бюрократ. Безусловно, Станислав Альбинович сможет правильно и квалифицированно подготовить все необходимые решения совета — сомнений нет. Но будут ли они профессиональными и адекватными ситуации?..

Впрочем, обвинить в сложившейся в Нацбанке ситуации только господина Кубива было бы неправильным. Его можно лишь упрекнуть в слабости кадровой политики и отсутствии советников надлежащего уровня.

Профессиональные решения не нужны коммерческим банкирам, которые сегодня окружили главу Нацбанка своим вниманием и пытаются влиять на принятие решений в здании на Институтской. Так, по сведениям ZN.UA, решение не вводить мораторий на досрочный отзыв депозитов лоббировал в Нацбанке крупнейший Приватбанк, которому мораторий невыгоден из-за большого количества текущих счетов. В то же время именно Приватбанк на сегодняшний день является крупнейшим
получателем рефинансирования Нацбанка в этом году (12 млрд грн). На втором месте — Ощадбанк (6,6 млрд грн), на третьем — "Дельта Банк" (4 млрд), на четвертом — "ВиЭйБи Банк" (2 млрд), на пятом — "Финансы и кредит" (1,6 млрд грн). Общий объем кредитов рефинансирования, выданных банкам в этом году, — 36,2 млрд грн. Всего банки должны центробанку почти 109 млрд грн, или четвертую часть своих пассивов.

Как обычно, государственные деньги получают олигархические группы – владельцы которых продолжают выводить из Украины капиталы, выполняя обязательства своих банков за счет НБУ.

Среди получателей рефинансирования обращают на себя внимание банки Олега Бахматюка, который в приятельских отношениях с Кубивым, — "ВиЭйБи" и "Финансовая инициатива", которые вместе привлекли у Нацбанка 2,4 млрд грн. Эти банки являются рекордсменами по уровню ставок по депозитам физлиц и, по сведениям участников рынка, активно использовали средства рефинансирования для кредитования родственных предприятий и работы на межбанке.

Интересным фактом является выделение 1 млрд грн банку "Надра" Дмитрия Фирташа. До недавних пор его менеджеры сталкивались с жестким отказом в Нацбанке. Но отток средств стал настолько угрожающим, что в НБУ были вынуждены выделить "Надрам" финансирование, хотя адекватных залогов у банка уже нет. Кроме того, банк "Надра" еще не начинал возвращать 7,1 млрд грн стабилизационного кредита, возврат которого Нацбанку гарантировал нынче преследуемый американской Фемидой господин Фирташ личной гарантией.

Фактически бесконтрольную раздачу рефинансирования банкиры считают главной причиной роста валютного курса, с чем упорно не хочет бороться Нацбанк. "Что сейчас происходит? Банку условно нужно 300 млн грн, а Нацбанку обосновывается 500 млн грн. Разница идет на валютный рынок. Причем не через межбанк, а через черный рынок валюты. Его ведь никто так и не закрыл", — говорит директор компании "Интербизнесконсалтинг" Павел Бакланов.

Возможность зарабатывать на девальвации курса гривни до 5% в день приводит к полной остановке кредитования — даже короткие кредиты крупным предприятиям сегодня никто не выдает дешевле 40% годовых. "Банку проще прокрутить деньги через валютный рынок, чем кредитовать", — разводит руками Бакланов. При этом уровень невозврата валютных кредитов может приблизиться к 75%, так как большая часть валютных заемщиков не смогут покупать валюту по текущему курсу (к которому правительство "народного доверия" набросило 0,5-процентный сбор в Пенсионный фонд).

Не боящийся говорить правду экс-зампред НБУ Сергей Яременко считает, что текущее состояние банковской системы — это финансовая пирамида, пассивы которой раздуты для выполнения прежних обязательств, а активы не работают. В результате чего существует постоянная необходимость в подпитке кредитами НБУ, которые изымаются через отток вкладов и попадают на валютный рынок. Это, в свою очередь, стимулирует продолжение оттока депозитов, который нужно снова финансировать через кредиты Нацбанка.

При этом введенное с подачи крупнейших банков ограничение на выдачу валюты в эквиваленте 15000 грн в сутки стимулирует отток долларовых вкладов: вместе с падением курса гривни ежедневная сумма разрешенной к снятию валюты уменьшается. А желание забрать настоящие деньги из банков — увеличивается, равно как и желание обменять гривню на доллар.

Молчание Нацбанка и отсутствие четких ориентиров для бизнеса ставит финансовую систему на порог выживания. А сам Нацбанк оказывается со связанными руками, вынужденно продолжая рефинансировать проблемные банки. Ведь банкротство любого финучреждения из топ-10 приведет к массовой истерии вкладчиков, остановить которую будет крайне сложно.

В таких условиях курс будет и дальше двигаться вперед и вверх. До тех пор, пока у власти не появятся силы и смелость для введения жестких ограничений на снятие средств и выдачу рефинансирования.

Тем временем жертвами искусственно накручиваемых курсовых потерь национальной валюты уже становятся не только оставшиеся гривневые вкладчики банков, но и все рядовые украинцы, остатки благосостояния которых уже начинает съедать раздуваемая девальвацией инфляция. Так что мы все "дружно" платим за счет своих доходов и сбережений то ли за непрофессионализм нынешнего руководства Нацбанка, то ли за злой умысел, к которому причастен еще и узкий круг банкиров во главе с одним из прежних руководителей НБУ.

Не слишком ли высокой получается цена "народного доверия", и откуда тут взяться доверию к гривне?

Российкая оккупация Крыма стала причиной того, что с первого апреля ГП «Энергорынок» (выполняет функции оптового покупателя и поставщика) остановило закупку электроэнергии у крымских генерирующих компаний. Об этом на заседании Совета оптового энергорынка (ОРЭ) 2 апреля 2014 года сообщил заместитель директора по развитию ГП «Энергорынок» Владимир Евдокимов.

Крымская ТЭЦ, Донузлавская ВЭС, входящая в состав НАЭК «Энергоатом», «Ветряной парк Керченский» и другие (всего 22 предприятия) теперь не смогут поставлять электричество в Украину. Среди всех прочих, вне закупок остались 15 частных солнечных электростанций, владельцем которых считают Андрея Клюева.

В обратном направлении — транспортировка энергии — вопрос пока не решен. Электроэнергию в Крым будут поставлять компании «ДТЭК Крымэнерго» и «Севастопольэнерго», но если оккупанты не объявят об их национализации.

Теоретически, тепловые, ветровые и «солнечные» компании могут продавать свой товар потребителям в Крыму и по прямым контрактам. Это если руководствоваться украинским законом «Об электроэнергетике», который якобы еще имеет отношение к объектам на территории бывшей АРК. Но кто будет покупать электроэнергию за гривны на оккупированной территории, и через какие банки?

Кроме того, на «солнечную» энергию еще действовал заоблачный «зеленый» тариф, оставленный в наследство новой власти коррумпированными предшественниками. Тариф для солнечных электростанций, установленный Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), во второй декаде марта превысил 5,6 гривен за кВт — час. Это в 20 раз выше, чем действующий тариф для населения.

Вся эта куча денег на вполне законных основаниях выплачивается клюевским электростанциям счет других производителей. Ведь всю произведенную электроэнергию оптом покупает ОРЭ, и за счет сверхдешевой атомной энергии погашает сверхдорогую «солнечную» и ветровую. Такое решение не могло появиться без поддержки со стороны властей, и в свое время Клюев эту власть олицетворял. Даже в странах Европейского Союза «солнечный» тариф вдвое ниже, чем в Украине.

Последние два месяца Андрей Клюев находился в бегах, но сверхприбыли регулярно пополняли его счета. Для справки, на 1 января 2014 года установленная мощность «солнечной» энергетики, работающий по «зеленому» тарифу, который несравненно выше по сравнению с европейскими странами, выросла до 756,9 МВт. Умножьте эту цифру на 5,57 грн/кВт-час, и увидите, насколько выгодным может быть бизнес для приближенных к власти структур.

Потери потребителей от переложенных на них сверхприбылей частных структур впечатляют. Объемы перекрестного субсидирования на энергорынке Украины за прошлый год составили почти 40 млрд грн.

Представители энергорынка никак не могут понять, почему так долго власть не останавливала действие коррупционных схем, запущенных ради представителей предыдущей власти. Получается, если бы не оккупация Крыма, то несправедливый тариф на солнечную энергетику действовал бы до сих пор?

Вопрос о злоупотреблениях в электроэнергетике

Пора перейти к решительным действиям в одной из самых коррумпированных отраслей нашей экономики. На поверхности находятся факты, свидетельствующие о наличии злоупотреблений в электроэнергетике, не говоря уже о десятках ранее принятых проектах, где потенциально коррупционная составляющая тянет на десятки миллиардов гривен.

Вот некоторые вопросы к регулятору рынка.

Вопрос первый.Почему тариф для частной тепловой энергетики в марте оставался на рекордно высоком уровне — 63,5 коп/кВт-ч, тогда как для государственной атомной энергетики до 1 апреля НКРЭ удерживала убыточный тариф на уровне 23 коп? Следовательно, НАЭК «Энергоатом» был вынужден брать кредиты (в течение месяца более чем 700 млн грн) по ставке примерно 18%.

Сторонние наблюдатели называют процесс дорогостоящего кредитования откровенным вымыванием средств из отрасли. И хотя с 1 апреля тариф для ГП «Энергоатом» вырос до 27,82 коп/кВт-час, он все равно убыточен (доллар стоит более 11 грн, а стоимость ядерного топлива — в долларовом эквиваленте). А потому и в дальнейшем продолжится вымывание средств за счет кредитования.

Вопрос второй.Почему низкокачественный уголь с большим содержанием золы тепловым электростанциям (ТЭС) приближенные к прошлой власти компании продают по цене, эквивалентной $110-140 за тонну? В то же самое время высококачественный уголь в европейских странах стоит $80, а в Колумбии — $45.

И это при том, что в прошлогоднем бюджете на поддержку угольной отрасли предоставлено более 13 миллиардов гривен. Столько же предусмотрено и в этом году. Это те самые дотации, которые в этом году должны исчезнуть в «черной дыре».

Хорошо известно, что, несмотря на сложные горно-геологические условия работы украинских шахт, в 1970-е годы угольная отрасль была рентабельной. Объем добычи в 1976 году составил 218 миллионов тонн — почти втрое больше, чем теперь.

Длительный грабеж углепрома нуворишами привел к его убыточности. Эту убыточность покрывают из государственного бюджета, ежегодно наращивая объемы финансовых инъекций в виде дотаций. Один из руководителей отрасли в комментариях автору статьи еще 10 лет назад сообщал: активы одного из богатейших олигархов Украины ежегодно растут примерно на сумму государственной дотации угольной отрасли.

Почему в Украине отсутствует портал, где каждый участник энергорынка смог бы увидеть действующие цены на уголь? Почему их скрывают?

Вопрос третий.Почему монопольному экспортеру украинской электроэнергии (структуре Рината Ахметова) отменены дотационные сертификаты на цену электроэнергии, а другим поставщикам — нет?

Чрезвычайно выгодные закупочные цены на энергорынке Украины для ДТЭК обеспечило правительство — в марте 2012 года Кабмин принял постановление об отмене дотационных сертификатов при расчете цены на экспорт электроэнергии. Кабмин разрешил экспортировать электроэнергию в Словакию, Венгрию, Румынию и Польшу по оптовой цене без учета объемов дотаций для компенсации потерь, связанных с поставкой электроэнергии по регулируемому тарифу.

Условно говоря, в Украине Ахметов покупает энергию намного дешевле, чем должен. А продает по вполне рыночным ценам. Прибыль остается в ДТЭК.

По данным Министерства доходов и сборов, в 2013 году экспортировано электроэнергии на сумму $ 580 195 000 (в Венгрию, Беларусь, Молдову, Польшу, Словакию и Румынию).

Вопрос четвертый.Почему до сих пор не состоялась люстрация в государственных органах управления энергетикой?

Тепличные условия для Ахметова обеспечивали такие государственные структуры, как НЭК «Укрэнерго», НКРЭ и ГП «Энергорынок». Почему те, кто способствовал сверхприбылям частной структуре, нанеся колоссальный урон государству, остаются на руководящих должностях?

Схемы на энергорынке

Несмотря на вышеупомянутые коррупционные реалии, правительство в первоочередном порядке ввело шоковую терапию для «животеющего» населения. В частности, запланировано резкое повышение тарифов на электроэнергию.

А не целесообразнее ли было сначала остановить вымывание средств из отрасли, а уже потом говорить о необратимости «шоковой терапии»?

Украинская власть упорно не замечает того, что происходит в недрах энергетики. Хотя даже слова такой одиозной личности, как президент Беларуси Александр Лукашенко, достойны внимания: «В основе развала страны, происходящего в Украине, лежит развал экономики и страшная коррупция. Каким бы ни было состояние экономики в государстве, коррупция является той ржавчиной, которая разъест все», — говорит «бацька».

По оценкам Федерации работодателей Украины, в 2013 году чиновники получили более 160 миллиардов гривен взяток по коррупционным каналам в сфере госзакупок, органов налоговой, таможенной службы, судебной системы, госмонополий, при экспорте зерна, регистрации аренды земельных участков. По оценкам ФРУ, в 2010-2013 годах объем коррупции в экономике Украины превысил 500 миллиардов гривен.

Совершенно очевидно, что заявленный властью дефицит бюджета на этот год — 70 миллиардов гривен — можно покрыть средствами, освободившимися благодаря ликвидации некоторых схем. Потенциал для злоупотреблений в электроэнергетике — колоссальный, ведь годовой товарооборот измеряется почти сотней миллиардов гривен.

В частности, по данным главного банкира Оптового энергорынка Украины (уже 9 лет эти функции выполняет АО «Ощадбанк»), в 2013 году от потребителей поступило на текущие счета банка 97 миллиардов гривен — ежедневно примерно по 389 млн грн.

Продавать электроэнергию, требовать 100-процентных расчетов, но задерживать перечисление в адрес государства — одна из типичных операций бизнеса в энергетике. Уровень расчетов в 2013 году составил 97,6%. Крупнейшими должниками перед государством оказались ГП «Региональные электрические сети», «Киевэнерго», «ДТЭК Донецкоблэнерго» и «Луганское энергетическое объединение».

Далее, тепловая генерация постоянно требует дополнительных финансовых вливаний на закупку необоснованно дорогого и некачественного угля. Поэтому ГП «Энергорынок» берет кредиты в «Ощадбанке» — в среднем под 20% годовых, а затем раздает их генерирующим компаниям. В 2013 году кредиты «Ощадбанка» составили 26,7 млрд грн, следовательно, только за один год заработки банков «из воздуха» превысили 5 млрд грн.

По той же логике, ГП «НАЭК «Энергоатомгода» получил в течение 2013 кредитов на сумму 2,3 млрд грн, хотя проще было бы поднять тариф компании до надлежащего, то есть, не убыточного уровня, и тогда отпадет необходимость в дорогих займам. Но новая власть этого упорно не делает, и понятно почему.

Интересно также, что заявленный членами энергорынка объем дотационных сертификатов в 2013 году вырос до 37,7 млрд грн — это 29,2% в структуре средней оптовой цены на электроэнергию. Это так называемые объемы перекрестного субсидирования якобы убыточного тарифа. Те, кто производят дешевое электричество, компенсируют чрезмерные расходы государства на покупку дорогой энергии — так работает энергорынок Украины. Но в целом, эта сумма ложится тяжелым бременем на стоимость украинской продукции.

Казалось бы, если тариф такой убыточный, то целесообразно было бы производить больше дешевой электроэнергии на атомных станциях. Но делается все наоборот. С помощью диспетчерских ограничений со стороны НЭК «Укрэнерго» производство электростанциями НАЭК «Энергоатом» в 2013 году сокращен на 7,7% (на 6,9 млрд кВт-ч).

Доля «Энергоатома» в общей структуре прошлогоднего производства искусственно уменьшена до 43,1% — в пользу производства более дорогой тепловой генерации, львиная доля которой находится в частной собственности Ахметова.

 

 

Динамика цен продажи електроенергии

в Оптовый рынок электроэнергии производителями

 

 

Наименование показателя

Период поставки

 

с 11.03.2014 по 20.03.2014

грн./МВт.ч

Нарастающим итогом с 01.03.2014

грн./МВт.ч

Средняя цена продажи электроэнергии в ОРЭ производителями

456,44

463,72

в том числе:



ГП «НАЭК «Энергоатом»

231,91

232,24

ГК ТЭС

553,63

592,88

ГЭС, кроме ГЭС, работающих по «зеленому тарифу»

268,71

275,21

Производители, работающие по «зеленому тарифу»

2578,49

2316,25

в том числе:



ГЭС

1428,37

1428,87

ВЭС

1385,5

1385,5

СЭС

5605,5

5594,08

Производители электроэнергии из биомассы

1517,5

1517,5

ТЭЦ и другие

1003,85

1001,03

Данные ГП «Энергорынок»

 

 

С приходом новой власти ситуация не изменилась к лучшему — об этом свидетельствуют данные ГП «Энергорынок». Анализ цены в первой декаде марта на Оптовом энергорынке (ОРЭ) показывает, что средняя цена продажи электроэнергии производителями в оптовый рынок против предыдущего периода (с 20 по 28.02.2014) увеличилась на 8,48%.

Причина этого всегда одинакова: сокращение доли электроэнергии от ГП «НАЭК «Энергоатом» (с 49,57 % до 48,55 %), и одновременное увеличение удельного веса поставок в ОРЭ продукции от частной тепловой генерации (с 34,46 % до 36,73%). То есть, Ахметов при новой власти снова имеет привилегии.

Новая власть просто обязана пересмотреть свое отношение к такому мощному производителю, какой является государственная атомная энергетика, которая в течение десятилетий производила почти половину всей электроэнергии в стране.

Создается впечатление, что государственный НАЭК «Энергоатом» упорно ведут к банкротству, чтобы потом за бесценок передать его в частную собственность.

Властный истеблишмент Украины во главе с Януковичем, «руками» теперь уже бывших исполняющих обязанности президентов ГП НАЭК «Энергоатом» Виссариона Кима и Никиты Константинова, сделал все возможное, чтобы такая научно-емкая отрасль, как атомная энергетика, оказалась в полной зависимости от России. Они заложили основу, чтобы последний форпост нашей экономики через несколько лет стал жалким придатком мирового лидера в этой сфере — компании «Росатом».

Зашли в тупик практически все вопросы, касающиеся не только развития отрасли, но и возможности дальнейшего безопасного существования. Искусственно сдерживается тариф на электроэнергию от АЭС — много лет в нем отсутствует инвестиционная составляющая на развитие.

Новая власть обязана немедленно прекратить политику своих предшественников не только по отношению к атомной энергетике, но и в отношении других видов генерации. В государстве отсутствует энергетическая стратегия на перспективу. Принятая в 2006 году Стратегия до 2030 года провалена. Впоследствии ее решили возобновить, однако куратором процесса обновления Стратегии-2030 стал фонд «Эффективное управление» Рината Ахметова. Но и она оказалась не реальной для выполнения.

Надо отдать должное, что совместно с консультантами международной консалтинговой компании McKinsey & Company в предложенном документе основательно проанализирована ситуация во всех отраслях ТЭК, предложены конкретные пути развития украинского топливно-энергетического комплекса. Но документ не был привязан к прогнозу развития экономики государства.

Реализовать судьбоносный для Украины документ — невозможно, ведь в Украине в течение десятилетий власти скрывали реальный энергетический баланс, чтобы не всплыли на поверхность теневые сделки в топливно-энергетическом комплексе. Новая власть тоже пока молчит по этому поводу.


21 марта с. г. на веб-сайте Всеукраинского объединения «Свобода» был размещен законопроект «О гражданском оружии и боеприпасах» (он не зарегистрирован в парламенте, но условно назовем его законопроектом – прим. ред.). Проект поддерживается рядом народных депутатов, уверенных в том, что принятие подобного закона обеспечит защиту суверенитета и территориальной целостности государства, жизни и здоровья граждан, собственности, а также охрану общественного порядка и общественной безопасности, природы и природных ресурсов, укрепит международное сотрудничество в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия, урегулирует правоотношения, возникающие при обороте в Украине огнестрельного оружия и боевых припасов.

Следует отметить, что попытка достижения перечисленных целей отнюдь не нова. Проекты закона об оружии периодически регистрируются в Верховной Раде со дня провозглашения независимости Украины. Очевидно, это обусловлено международным опытом применения «оружейного» законодательства. Безусловным лидером по вооружению населения являются США. Право каждого гражданина этой страны на владение и ношение огнестрельного оружия гарантировано ее Конституцией. Сегодня на руках у американцев около 200 млн единиц огнестрельного оружия, что приблизительно составляет по два «ствола» на каждую семью. Из них около 30 млн единиц – полуавтоматическое оружие и 3–4 млн – современное автоматическое самострельное огнестрельное оружие армейских образцов типа М-16, АК-47 и др.

Солидарны с позицией США страны Прибалтики, Грузия и Молдавия. Их опыт убеждает в том, что предоставление гражданам права на гражданское огнестрельное оружие в течение года с момента принятия соответствующих законов снижает уличную преступность на 50–70%. Вместе с тем, статистика в перечисленных странах свидетельствует, что официально зарегистрированное гражданское оружие используется при совершении умышленных преступлений менее чем в 0,001% случаев от общего количества преступлений. Следует полагать, что в этом аспекте слова главы наблюдательного совета Украинской ассоциации владельцев оружия Георгия Учайкина о том, что осознание факта наличия оружия у оппонента является сдерживающим фактором для применения оружия против него, вполне справедливы.

Вооружать мудро

Чего же, собственно, хотят авторы «оружейных» законопроектов? Многие скептики полагают, что речь идет о бесконтрольном наводнении Украины огнестрельным оружием, однако это далеко не так. Каждый из законопроектов, зарегистрированный в Верховной Раде или размещенный на веб-страницах для публичного ознакомления, не только уточняет и расширяет список терминов, но и предусматривает процедурный механизм получения подобного средства защиты. Например, авторы проекта «О гражданском оружии и боеприпасах» готовы предоставить оружие лицу, получившему разрешение на оружие соответствующей категории. В разрешении предполагается указывать информацию о владельце, а также категорию (категории) оружия, которое лицо имеет право приобрести в собственность. Разрешение будет выдаваться сроком на 4 года. Вместе с ним лицу будет выдаваться оружейная карточка, содержащая информацию о приобретенном оружии – его номере, марке, модели и калибре.

Право на получение разрешения на оружие предлагается предоставить всем без исключения дееспособным, психически здоровым, несудимым гражданам Украины. При этом, учитывая особую ответственность, которая возлагается на владельца оружия, для получения разрешения на оружие гражданами авторы законопроекта намерены уполномочить КМУ устанавливать особый порядок прохождения медицинского освидетельствования для получения справки (заключения) учреждения здравоохранения.

Граждане, которые намерены приобрести оружие впервые, должны будут пройти курсы по подготовке владельцев оружия, и по их окончанию предоставить соответствующую справку органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере государственной регистрации прав на оружие. Курсы должны включать в себя теоретическую часть по знанию основ законодательства об обороте гражданского оружия, правил безопасного обращения с ним, изучение материально-технической части оружия, а также практическую часть. Прохождение курсов предполагается заканчивать экзаменом, который будет принимать представитель органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере госрегистрации прав на оружие, и представитель организации, которая проводит курсы.

Безопасность и самозащита

Подобная процедура позволит не только отсеять лиц, которые, став владельцами оружия, могут представлять опасность для общества, но и предоставит правоохранительным органам возможность создать реестр огнестрельного оружия, в который будут внесены все легальные единицы. Практический аспект этого заключается в том, что, как не раз говорил г-н Учайкин в своих интервью, если огнестрельное оружие было применено во время совершения противоправного деяния, по пуле можно будет в короткие сроки установить его владельца. Это невозможно в случае применения травматического оружия, поскольку идентифицирующих следов на резиновой пуле просто не остается.

Еще одним фундаментальным новшеством законопроекта «О гражданском оружии и боеприпасах» является попытка конкретизировать ст. 36 Уголовного кодекса Украины, указав, что «не будет превышением мер необходимой обороны применение оружия или любых других средств и предметов для защиты от нападения вооруженного лица или нападения группы лиц, или (в действующей редакции «а также») для предотвращения противоправного насильственного вторжения в жилище или иное помещение, независимо от тяжести вреда, причиненного тому, кто посягает». Впрочем, замена «а также» на «или» скорее ограничивает право гражданина на применение оружия, поскольку представляет собой исчерпывающую вариативность.

Среди аргументов, которые звучат против вооружения, наиболее весомыми являются следующие:

фактор коррупции, который предполагает, что документы, требующиеся для получения разрешения на владения оружием, могут быть приобретены нелегально;

фактор психологической неготовности населения Украины к массовому вооружению.

 

 

«Поскольку надлежащим образом организованное народное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право людей хранить и носить оружие не должно ограничиваться»

Вторая поправка к Конституции США

 

 

«Забрать у меня оружие потому, что я могу кого-то застрелить – это все равно, что вырезать мне язык, потому что я могу закричать «Пожар» в переполненном театре»

Питер Венетоклис

 

 

«Благодаря одному мечу другие не покидают ножен»

Джордж Герберт

 

Факты и цифры:

По данным организации Small Arms Survey (Женева, Швейцария), которая исследует вопросы оборота нелегального огнестрельного оружия в мире, в Украине в нелегальном обороте находится более 3 млн единиц огнестрельного оружия.

 

 

Введение в Великобритании жестких правил и ограничений относительно владения гражданским оружием привело к стремительному росту количества преступлений: за 5 лет стало на 88% больше преступлений с использованием насилия, на 101% – вооруженных ограблений, на 105% – изнасилований и на 24% – убийств.

 

 

Опыт Прибалтики, Грузии и Молдовы показывает, что предоставление гражданам права на гражданское огнестрельное оружие в течение года с момента принятия соответствующих законов снижает уличную преступность на 50–70%.

 

Мировыми лидерами во владении населением огнестрельным оружием являются США, Швейцария и Финляндия с показателем от 88 до 45 единиц гражданского огнестрельного оружия на 100 человек. В Украине этот показатель составляет 5,5 единицы.

После смены власти в Украине снова зазвучал вопрос передела собственности, точнее борьбы с незаконными действиями в этой сфере. Случаям рейдерства прошлых лет обязательно уделят внимание, обещает Государственная служба финансового мониторинга. "Важной темой должно стать изучение фактов использования должностного положения для противоправного завладения чужим бизнесом", - заявил и. о. генпрокурора Олег Махницкий.

По его словам, ранее предпринимались многочисленные попытки присвоить наиболее прибыльные предприятия в регионах.

"Рейдерство стало частью деятельности чиновников и правоохранителей, и этому надо положить конец", - заключил и. о. генпрокурора.

Сейчас "на карандаше" у правоохранителей 50 сомнительных предприятий и 33 физлица. Между тем, не исключено, что прокуратуре придется расследовать новые случаи рейдерства, полагают эксперты.

Возможные мишени

"В связи с кардинальными изменениями во всех сферах госуправления полагаю, что попытки рейдерского захвата предприятий возобновятся", - говорит ведущий адвокат международной адвокатской компании B.I.M. Игорь Сидоренко.

По его словам, возобновлению рейдерских атак могут способствовать реваншистские настроения выигравшей стороны политиков, а также персон, которые пострадали от рейдерства времен Ющенко и Януковича.

"Рейдерские захваты возможны хотя бы потому, что одни финансово-политические элиты сменили другие, но окончательно и бесповоротно новая модель еще не принята", - отмечает начальник департамента риск-менеджмента международной юрфирмы Integrites Евгений Тимошенко.

Эксперт прогнозирует, что смена собственников может произойти в угольной, нефтегазовой, пищевой и строительной промышленности, банковской отрасли.

Подстегнут рейдерские захваты ситуативная неопределенность с центрами влияния, выезд из страны и утрата контроля над имуществом деятелей из свиты экс-президента Януковича. Таких "брошенных" предприятий множество.

Например, "без присмотра" остался крупнейший машиностроительный холдинг Юрия Иванющенко "Азовмаш" - "Азовмашинвест холдинг".

Ранее 26% акций "Азовобщемаша" старший аналитик ИК "Арт-капитал" Алексей Андрейченко оценивал 30-35 млн долл при условии, что из предприятия не будет выводиться прибыль. Сейчас самая ходовая продукция группы - вагоностроительная - не производится, поскольку РФ ее не покупает.

Над трудовым коллективом нависла угроза роспуска, а отношения контроля между предприятиями группы весьма запутанны и непрозрачны.

Есть и менее известные предприятия, которые могут заинтересовать рейдеров. Так, в январе 2014 года владельцы Константиновского метзавода Андрей и Сергей Клюевы начали демонтаж оборудования предприятия.

Завод, расположенный в Донецкой области, давно не выпускает продукцию. Это предприятие не было включено в программу широкомасштабного налогового эксперимента, который проводился в 1999-2001 годах.

Нерешенные финансовые проблемы быстро привели к остановке производства. Нынешней зимой завод начали резать на металлолом. Это довольно выгодно, поскольку в Украине наблюдается устойчивый дефицит этого сырья.

По данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза", за тонну лома черных металлов на украинских заводах платят в среднем 2 250 грн без учета стоимости доставки. При демонтаже небольшого промышленного предприятия можно добыть около 20 тыс тонн металлолома за четыре месяца работы.

Если Клюевы не завершили демонтаж, то желающие поживиться ломом на руинах Константиновского метзавода обязательно найдутся.

В банковской среде опасаются, что объектами рейдерской атаки могут стать предприятия, которые взяли кредиты в валюте и не могут по ним расплатиться. В момент передачи этих бизнесов в собственность банков контроль над ними будет довольно слабым, а значит, они хорошие мишени для рейдеров.

В зоне внимания рейдеров могут оказаться и здания, расположенные в центральной части многих украинских городов. Таких строений в Украине много, например, здания научно-исследовательских институтов, отраслевых ассоциаций.

Несколько лет назад в Днепропетровске были попытки покушения на дом объединения "Металлургпром", расположенный в центре на площади Ленина.

Атаки удалось отбить с трудом, хотя "Металлургпром" - наиболее влиятельная металлургическая ассоциация, которая каждую среду собирает на балансовых совещаниях представителей всех металлургических, горнорудных, коксохимических, трубных и метизных предприятий страны.

По информации сотрудников "Металлургпрома", здание приглянулось предпринимателю Геннадию Корбану. Интересует ли оно его, сегодняшнего заместителя главы Днепропетровской ОГА, и сейчас, пока неизвестно.

Инструментарий рейдеров

"Вряд ли сегодня будут применяться какие-то новые технологии рейдерства. Скорее всего, в ход пойдет классика прошлого десятилетия, отработанная покинувшими страну "держателями правосудия", - полагает Сидоренко.

По его словам, это могут быть параллельные реестры акционеров, альтернативные собрания акционеров, фиктивное банкротство.

"Поскольку антирейдерское законодательство в последнее время усовершенствовалось, основными объектами рейдерских атак будут не корпоративные права, а имущество, например, недвижимость, правомерность приобретения которой можно оспорить", - уверен адвокат.

И все же эксперты рассчитывают, что большого "дележа" не будет.

"Революцию поддержали буржуазия и средний класс, следовательно, откровенной анархии не будет. Предприятия опальных противников протестов могут сменить собственника через продажу по более низкой цене или через выход из бизнеса, когда работать придется на общих началах", - говорит Тимошенко.

Наиболее показательна, по его мнению,ситуация с активами Сергея Курченко- возвращение нефтеперерабатывающего актива "Лукойлу" и слухи о возможной продаже банковских и медиа-активов. То же касается тех бизнесов, активное развитие которых имело место в последние пять лет при содействии властей.

Любая рейдерская атака невозможна без участия судов. "Держатели" судебной системы, к которым в первую очередь принадлежал экс-замглавы Администрации президента Андрей Портнов, исчезли из страны.

"Судьи напуганы разговорами о люстрации, поэтому откровенно беспредельных решений с их стороны ожидать не следует. В итоге, рейдеры будут лишены своего главного оружия", - констатирует Сидоренко.

Будут ли "рейдерить" олигархи

Самый резонансный вопрос, как всегда, об олигархах: Ринате Ахметове, Вадиме Новинском, Дмитрии Фирташе. Выступят ли они сами в роли рейдеров, или в центре корпоративной войны окажутся их предприятия?

Последние недели показывают, что владельцы крупных бизнесов сотрудничают с новым правительством и поддерживают его в борьбе с сепаратизмом.

"Активные попытки дележа, вроде реприватизации "Криворожстали", на данном этапе украинской истории чреваты существенными социальными недовольствами и дестабилизацией", - рассуждает Тимошенко.

По его словам, эти бизнесмены, в отличие от своих молодых "коллег", делают бизнес более прозрачным. "Сейчас их заводы работают, дают рабочие места, платят налоги. При новом собственнике завод может остановиться из-за неэффективности менеджмента", - полагает эксперт.

Украинские олигархи, поддерживающие перемены в стране, переосмыслили свое отношение к рейдерству, полагают эксперты. "Крупным бизнесменам нужны прозрачные правила игры и справедливое правосудие", - убежден Сидоренко.

Начиная с 8 декабря 2013 года в Украине, по приблизительным подсчетам, были снесены или разрушены 330 памятников Ленину. Такая же участь постигла три памятника Карлу Марксу, два памятника Кирову, памятник и мемориальную доску Дзержинскому, памятники Затонскому, Козицкому, Мануильскому, Островскому, Тарногродскому, Фрунзе, Щорсу.

Начало ленинопаду положило снесение памятника «вождю пролетариата» напротив в столице Бессарабского рынка 8 декабря. Повергла монумент группа молодых людей в масках при активном участии сторонников «Свободы», хотя многие представители Евромайдана поспешили дистанцироваться от этой акции. Певица Руслана Лыжичко заявила тогда: «Ни один памятник не стоит судьбы Майдана. Мы не хотим быть далекими от европейских стандартов и принципов гуманизма. В то время как наша мирная инициатива нуждается в сплоченности и объединении всех вокруг Майдана и мирных протестов для отставки преступной власти, уничтожение памятников и призывы к агрессии — не что иное, как движение в обратном направлении от евроинтеграции и гуманного общества».

Однако эти опасения оказались преувеличенными. Как раз с точки зрения интересов евроинтеграции избавление от символов тоталитарной эпохи оказалось весьма важным актом. Символическим. В европейских столицах это оценивали именно так, а не как вандализм. Уже вечером 8 декабря министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский одобрил снос памятника Ленину в столице Украины. В программе Fakty po Faktach на польском телеканале TVN24 он заявил: «Кто-то может сказать, что это недипломатично, но я считаю, что Ленин был одним из самых кровавых тиранов ХХ века, и лично рад, что очередная европейская столица не имеет его памятника».

Пик ленинопада пришелся на 21–25 февраля. Согласно имеющимся данным за период с 8 декабря по 20 февраля были снесены или разрушены двадцать памятников, а за один день 21 февраля — 50, за 22 февраля (в тот день парламент отстранил Януковича от должности) — 132, за 23 февраля — 64, за 24-е — 36, за 25-е — 18, за последующие дни — 24 (включая памятники другим коммунистическим деятелям). Несомненно, эти акции имели ритуальное значение: Украина обрывала связь с «совком».

Первая волна сносов памятников Ленину прокатилась на Западной Украине в 1990–1991 годах. 26 августа 1991 года в Киеве площадь Октябрьской революции была переименована в Майдан Незалежности, а 12 сентября там был демонтирован монумент в честь Октябрьской революции, крупнейшим элементом которого была фигура Ленина высотой 8,9 метра. Однако подавляющее большинство Лениных к востоку от Збруча оставались нетронутыми. Более того, с 2010 года их число стало заметными темпами расти. В одном только 2011 году с января по начало ноября, как похвастался тогдашний нардеп от КПУ Евгений Царьков, коммунисты отреставрировали и установили 80 памятников своему Ильичу.

За последние четыре месяца особенно много памятников коммунистическим вождям разрушено на Подолье: в Хмельницкой области — 48, в Винницкой — 39. Правда, в Виннице памятник Ленину был снесен еще в 1992 году (а площадь Ленина, на которой он стоял, была переименована в Майдан Независимости). Зато 21 февраля площадь Советскую в Виннице переименовали в Героев Майдана.

На Житомирщине снесены или разрушены 28 памятников, в Киеве и области — 29, на Черкасчине — 26 (там главный памятник Ленину был снесен еще в 2008 году), на Кировоградщине — 20. Причем в Кировограде не ограничились сносом памятника Ленину, там демонтировали памятник Кирову, площадь Кирова переименовали в Героев Майдана — и крепко задумались над переименованием города то ли в Елисаветград, то ли в Златополь, то ли как-нибудь еще.

На Днепропетровщине коммунисты потеряли 18 объектов своего поклонения, в том числе 25-тонный монумент Ильича в облцентре. Вечером 22 февраля, перед свержением вождя, депутаты горсовета переименовали площадь Ленина в Героев Майдана.

Ленинопад охватил и причерноморские области. На Одесчине пострадали 16 Лениных, причем некоторых из них коммунисты демонтировали сами и спрятали (главный памятник Ленину в Одессе, который стоял на Куликовом поле, был демонтирован еще в 2006 году и перенесен в парк им. Ленинского комсомола). На Николаевщине снесены 11 памятников, на Херсонщине — семь, причем 22 февраля в Николаеве и Херсоне были снесены главные Ленины этих областей.

На Левобережье рекордный результат зафиксирован на Полтавщине: там коммунисты лишились 41 памятника своим вождям, на Черниговщине — 26, на Сумщине — 13. В Сумах 16-тонный бронзовый памятник Ильичу был демонтирован еще в 2000 году и перевезен в урочище Дуровщина. 24 января мэр города Геннадий Минаев предложил ЦК КПУ выкупить памятник за 16 млн. грн., но коммунисты поскупились — и 22 февраля их вождь был повержен сумчанами.

Только в четырех областных центрах главные Ильичи красуются на прежних местах: в Харькове, Луганске, Донецке и Запорожье. Причем если в Харьковской области в разных городах и селах все же было снесено пять коммунистических памятников, в Луганской области — три и столько же — в Запорожской, то в Донецкой области — вообще ни одного.