Россия запускает «перезагрузку» во внешней политике, направленную на потепление отношений с Западом. Вне всяких сомнений, сегодняшнее заявление Владимира Путина о намерении помиловать главного политзаключенного России экс-главы корпорации ЮКОС Михаила Ходорковского рассчитано, в первую очередь, на внешнее пользование. В самой России Михаил Борисович, пробывший в местах не столь отдаленных последние десять лет, давно не имеет сколько-либо заметного влияния.

В последнее время взаимоотношения с Западом свелись к прямой конфронтации практически по всем международным направлениям. Показательными стали решения Еврокомиссии о переносе безвизового режима для жителей России и отказ президента США Барака Обамы посетить Олимпиаду в Сочи. Очевидно, псевдодемократический откат Кремля направлен на преодоление политической блокады. Тем более, что конфликт относительно «поглощения» Украины Кремль, судя по всему, считает урегулированным. Причем, в свою пользу.

Освобождение Ходорковского – не единственный реверанс Владимира Владимировича в сторону Запада. В частности, сегодня по амнистии выпущены на волю четыре фигуранта «болотного дела», которые содержались в СИЗО с мая 2012 года. Хозяин Кремля не преминул вспомнить и оппозиционера Алексея Навального, отметив, что тот не представляет угрозы для власти. Очевидно, этот пассаж должен свидетельствовать о временном прекращении репрессий относительно и без того слабой и разобщенной российской оппозиции.

Царские жесты Путина ставят в очень неудобное положение его партнеров в Киеве. Президент Украины после отказа от Ассоциации с ЕС оказался в глазах Запада человеком с очевидными авторитарными амбициями. На его совести содержание за решеткой самого известного политический узника Европы – Юлии Тимошенко. Освобождение Путиным Ходорковского, очевидно, послужит катализатором для поднятия вопроса об свободе Юлии Тимошенко. Иначе Виктору Януковичу грозит навешивание ярлыка «второго диктатора Европы» после «бацьки» Александра Лукашенко. Эта тема будет охотно подогрета украинской оппозиций, которая получает на руки шикарный аргумент: мол, даже тиран Путин выпускает своих врагов, а Виктор Федорович – нет.

По сути, теперь у Президента Украины остались два варианта: либо не обращать внимания на неожиданный «гуманизм» Путина, либо все-таки начать поиск решения вопроса Тимошенко. В первом случае, Янукович может уже в ближайшее время окончательно стать нерукоподоваемым на Западе, приведя Украину к полной международной изоляции. Во втором - Виктор Федорович тоже не остается в выигрыше. Он хоть и получит определенный позитив, но даст повод злым языкам говорить о «поводке» Москвы. Дескать, Янукович решил собезьянничать у Путина вариант улучшения имиджа.

Ошибка Януковича в том, что он безоговорочно доверился Путину. Получение кредитов и дешевого газа не означает, что Кремль будет спокойно подыгрывать Виктору Федоровичу и не станет продолжать расшатывать положение в Украине. В целом складывается впечатление, что помилование Ходорковского – ловушка для Януковича, подготовленная Кремлем. В отличие от «читинского арестанта», за 10 лет превратившегося в «политический труп», Юлия Владимировна живее всех живых.

"До комунізму стрімкі плаї —

Це Україна — зоря моя.

Партія — серце її,

Ум її — партія!"

Дмытро Павлычко

После нескольких попыток разгона Евромайдана наивные люди могут подумать, что теперь у Виктора Януковича будут проблемы с переизбранием в 2015-м. "Романтики революции", возможно сочтут, будто репутационные потери слишком велики, чтобы их можно было компенсировать судорожной мобилизацией и щедрыми предвыборными вливаниями.

Увы, их придется разочаровать. Для переизбрания у Виктора Федоровича уже все готово.

Многие обращали внимание на то, что предвыборная программа действующего президента составлена сразу на десять лет. Некоторые сделали вполне очевидный вывод, что он всерьез намеревается править два срока подряд. Но мало кто заметил, что подготовку к повторной каденции правящая команда начала сразу после своего прихода к власти в 2010-м.

Сейчас создание системы, на которую возлагается функция обеспечения второго срока Януковича, не начинается, а заканчивается.

Механизм решения этой задачи нов, как все хорошо забытое старое. И носит до оскомины знакомое название — "номенклатура".

После своего избрания главой государства Виктор Янукович официально оставил пост председателя Партии регионов. Считается, что он и в самом деле отошел от непосредственного руководства партией и вспоминает о некогда подчиненной ему махине от случая к случаю. Например, когда нужно обеспечить необходимый результат голосования президентских законопроектов в Раде. Или, скажем, собрать митинги в поддержку курса власти.

Имеющиеся данные заставляют говорить о том, что мнение это глубоко ошибочно. В действительности же партии отводится ключевая роль.

За прошедшие три года Янукович связал воедино две вертикали — административную и партийную. Мы снова говорим "партия", а подразумеваем нечто совсем другое. Подразумевать теперь при употреблении этого слова приходится всю систему власти во всем ее многообразии.

За пару недель до Майдана произошло не слишком заметное в масштабах страны событие: Борис Колесников сложил с себя полномочия председателя Донецкой областной организации ПР так как стал заместителем председателя Партии регионов. На посту главы региональной организации его сменил губернатор области Андрей Шишацкий. Пресса, интересующиеся политикой граждане и просто досужие сплетники искали в этом инциденте некий "внутренний раскол" правящей партии, рассуждали о пертурбациях и группах влияния.

Никакого раскола нет. Этот эпизод — часть глобального процесса, о котором до сих пор мало говорили. Хотя в открытых источниках достаточно информации, чтобы составить картину происходящего. И представить, кому и какая роль отводится в обеспечении второго срока Виктора Януковича.

Всего в Украине, как известно, 27 административно-территориальных единиц: 24 области, Автономная республика Крым, города Киев и Севастополь. В каждом из этих регионов есть местная организация ПР, общая численность которой составляет на данный момент почти 1,5 миллиона членов.

Впрочем, нас интересуют не все члены партии, а только ее руководящий состав. Изучив данные открытого источника (официального сайта ПР), можно легко убедиться, что из 27 региональных организаций — после рокировки "Колесников—Шишацкий" — только две возглавляют НЕ государственные служащие высоких рангов.

Исключение составляют Львовская и, что примечательно, Луганская области. Во Львове партийным строительством давно занимается Петр Писарчук, экс-народный депутат. В Луганске бело-синими руководит Александр Ефремов, глава парламентской фракции партии. О втором уверенно можно сказать, что его степень влияния на областную администрацию крайне высока.

Повторюсь, ВСЕ остальные областные, две городские и одна республиканская организации Партии регионов находятся под руководством государственных служащих высших рангов. Из 25 местных ячеек подавляющее большинство (а если быть точным, то 21) — под началом глав государственных администраций, которых в Украине принято называть губернаторами.

В этом правиле только четыре исключения. В Кировограде бывший губернатор Сергей Ларин пошел на повышение в администрацию президента, но остался председателем областной организации ПР. В Днепропетровске в такой же ситуации оказался Александр Вилкул, ныне занимающий пост вице-премьера в кабинете Азарова. На Волыни местный актив партии управляется не губернатором Борисом Климчуком, а его первым заместителем Александром Баклашенко. То же в Киеве — столичную организацию ПР возглавляет первый заместитель Попова, небезызвестный Александр Голубченко.

Итак, под непосредственным управлением отобранных лично Виктором Януковичем и его указами назначенных глав администраций находятся партийные организации бело-синих в Винницкой, Донецкой, Житомирской, Закарпатской, Запорожской, Ивано-Франковской, Киевской, Николаевской, Одесской, Полтавской, Ривненской, Сумской, Тернопольской, Харьковской, Херсонской, Хмельницкой, Черкасской, Черниговской, Черновицкой областях, а также в АРК (Могилев) и городе Севастополе (Яцуба). "Батина" гвардия, так сказать.

Как правило, партийная должность прилагалась к административной — новоназначенный губернатор вскоре избирался руководителем областной организации ПР. Но бывало и наоборот — скажем, Александр Ледида давно занимался делами ПР в Закарпатье, и кресло губернатора в его случае можно рассматривать как своеобразную форму благодарности за многолетнюю преданность.

Причем весенний призыв 2010 г. обновился лишь наполовину, то есть 13 "партийных" губернаторов занимают свои должности более трех с половиной лет. До недавнего времени было 15, но кадровый голод вынудил "выдернуть" в столицу Вилкула и Ларина. В последующие годы состав партийно-чиновничьего актива переживал точечные обновления, по две-три рокировки ежегодно.

Отметим также оперативность, с которой партийные и административные "погоны" вешаются на плечи президентских протеже. Василий Чуднов и Николай Скорик, назначенные 8 ноября 2013 г. руководить областными администрациями Ивано-Франковской и Одесской областей соответственно, были избраны главами региональных организаций ПР меньше чем через две недели.

Зная все перечисленное, легко прогнозировать возможные перестановки. Максимум, что может измениться, — нестандартные элементы подгонят под общий шаблон. То есть Ларина, Вилкула, Писарчука и Ефремова заменят Андрей Николаенко, Дмитрий Колесников, Олег Сало и Владимир Пристюк.

"Какую партию ни делаем — все КПСС получается", — афоризм Виктора Черномырдина снова актуален.

Архитекторы вертикали преследовали чисто прагматическую цель: обеспечить единство управления важнейшим процессом первой каденции Януковича — обеспечением второй каденции. И, надо признать, добились своего. Они создали систему, способную работать на результат любой ценой и с привлечением всех необходимых ресурсов.

В 2012-м система прошла обкатку на парламентских выборах. И со своей задачей справилась — при не самых оптимистических рейтингах и прогнозах обеспечила самую многочисленную фракцию в парламенте. В областях часто фиксировалось участие госслужащих в предвыборных мероприятиях. Настолько часто, что есть повод сделать вывод: областные администрации координировали процесс как избирательные штабы.

Полученный опыт был учтен и всесторонне проанализирован. Сделаны выводы, подготовлены ждущие своего часа методики и рекомендации.

Когда Партия регионов в третий раз выдвинет кандидатом в президенты Виктора Федоровича Януковича, съезд (или политсовет) возложит ответственность за результат на региональные организации и персонально — их руководителей.

При этом под контролем руководителей будут админресурс, бюджетные деньги, восприимчивый к давлению бизнес вкупе с трудовыми коллективами, социальная сфера, "карманные" общественные организации, профсоюзы, подконтрольные медиа, милиция, местные избиркомы из врачей-учителей-соцработников, "титушки".

Для кандидатов в 2015-м условия будут неравными априори. Исследование сформированной "номенклатуры" и приданых ей средств дает представление о степени неравенства.

Судя по приготовлениям, все будет куда мощнее и жестче, чем в 2004-м. Скорее всего, более точным окажется сравнение с 1999-м и проектом "Кучма-2".

Впрочем, не исключено, что и эта аналогия будет слишком мягкой.

Власть не может удовлетвориться лишь получением кредитов и более дешевого газа от россиян. Всего этого не хватит, чтобы наполнить нереалистичный бюджет на 2014.

Правительству придется искать дополнительные деньги самостоятельно. Резервов для их добычи не оставалось уже в 2013 году. Экономика Украины уже долгое время находилась в рецессии, спровоцированной "талантами" государственных управленцев. На это наложилась блокада ввоза украинских товаров в Россию, и сбор налогов стал делом совсем безнадежным.

Но 2014 год – предвыборный, а значит, повышенные обязательства должны быть выполнены любой ценой. Чтобы победить на выборах, Виктор Янукович должен раздать лояльной к нему части электората много денег.

Согласно проекту бюджета на 2014, на следующий год запланированы три повышения соцвыплат: в январе, июле и октябре. И, наверняка, еще одно повышение с 1 января 2015 года - в аккурат перед выборами.

Общее повышение в 2014 году составит менее 100 грн. То есть, правительство осознает, что денег нет. Но даже для незначительного роста выплат нужны средства.

Именно для победы Януковича правительство "проталкивает" более жесткие налоговые нормы.

В четверг 19 декабря Верховная Рада приняла сразу в целом законопроект главы бюджетного комитета Рады Виталия Хомутынника №3757 "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно ставок некоторых налогов". Подача законопроектов через лояльных депутатов - это обычная для Кабмина практика, чтобы избежать громоздкого процесса подачи официального правительственного законопроекта.

Проголосовав за налоговый закон, депутаты одним махом увеличили ресурсную базу госбюджета на 2014 год.

В частности, принятым законом перенесено на год снижение НДС с 19% до 17%, а налог на прибыль снижен с 19% не до 16%, а до 18%. Это был очень логичный шаг власти, не знающей, как наполнять бюджет даже при действующих ставках.

Что могло быть

Однако изначально, по состоянию на 17 ноября, планировалось принятие по-настоящему драконовских изменений. Они должны были выдавить все соки не только из бизнеса, но и из обычных граждан.

Видимо, на 17 декабря в Кабмине еще не было никакой уверенности в позитивных результатах переговоров в Москве. Поэтому налоговые изменения были включены непосредственно в законопроект о госбюджете, хотя это противоречит и Налоговому кодексу, и ранее принятым решениям Конституционного Суда.

Некоторые из положений того документа, несмотря на то, что он не был принят, достойны упоминания. Они демонстрируют направление "эволюции" чиновничьей мысли правительства Николая Азарова. И показывают, что теоретически нас может ждать в будущем.

Законопроектом предлагалось включить в состав дохода физлиц, облагаемого налогом на доходы, средства, полученные от продажи (обмена):

- объекта недвижимого имущества (от квартиры и дома до гаража и садового домика);

- и движимого имущества в виде легкового автомобиля.

На практике это бы означало не только изъятие государством 17% (!!!), полученных от продажи квартир, домов и другого вида своего недвижимого имущества. И это притом, что когда-то эта недвижимость, возможно, была куплена за деньги, а значит, один раз уже была обложена подоходным налогом. По той же ставке 17% облагались бы все другие доходы человека, продавшего имущество в течение всего года.

Другое ценное предложение касалось налогообложения не продажи, а самой недвижимости. Во-первых, предлагалось ввести налогообложение нежилой недвижимости - от офисных зданий до… гаражей.

Во-вторых, правительство хотело брать в качестве базы налогообложения не жилую площадь жилой недвижимости, а общую, которая обычно раза в полтора больше. Для нежилой недвижимости применялся бы аналогичный принцип. Такое решение существенно расширяло количество плательщиков налога, в первую очередь, за счет среднего класса.

"Упрощенцев", торгующих рядом товаров, предлагалось обязать вести не только книгу доходов, но и книгу расходов. Это, по сути, означает применение косвенных методов вычисления доходов человека в обязательном порядке. Тратишь больше, чем зарабатываешь – покажи "теневые" доходы.

А тех, кто торгует импортными товарами, обязали бы купить кассовые аппараты.

Был еще рад "акцизных" предложений: от трехкратного повышения акциза на пиво с признанием его алкогольным напитком (в смысле необходимости наклейки акцизной марки) до резкого повышения акциза на дизтопливо.

Получение кредита от россиян можно считать редкой удачей для Украины. Деньги остудили пыл новаторов, который в случае реализации мог бы привести к куда более серьезным протестам, чем те, что наблюдались в последнее время.

Что будет

Счастливое стечение обстоятельств не значит, что принятый в итоге закон лишен сюрпризов. Он начинается совершенно удивительной нормой: отменяется освобождение от налогообложения операций по импорту природного газа.

Это означает, что льгот лишаются НАК "Нафтогаз", Дмитрий Фирташ, Ринат Ахметов и даже Сергей Курченко! Все они будут платить НДС при "растаможке" газа.

Предположение, почему власть пошла на такой шаг, имеется. Видимо, Виктор Янукович решил поставить под контроль двух самых грозных олигархов – Ахметова и Фирташа. Дело в том, что оба они экспортируют конечный продукт, полученный в результате использования газа. А следовательно, будут заявлять ранее уплаченный на таможне НДС к возмещению. Вот здесь и можно будет "помариновать" их, решая, когда и сколько возмещать. В этом смысле, для "Нафтогаза" и Курченко введение НДС на импорт газа будет гораздо менее болезненным.

Следующая важная норма касается освобождения от обложения НДС зерновых и технических культур. Ранее такая норма содержалась в Налоговом кодексе, но действовала на временной основе - до 1 января 2014 года.

Смысл этой нормы заключается в том, что операции с зерновыми не облагаются НДС внутри страны. При этом, государство не должно возмещать НДС при экспорте культур. По нашей информации, двум близким к власти аграрным миллиардерам (их имена слишком известны) эта норма мешала, поскольку они не испытывают проблем с получением заявленного к возмещению НДС. Более того, они всячески старались от нее избавиться.

Большинство же зернотрейдеров сомневаются в том, что им удастся получать возмещение НДС. Зато они предчувствуют, как им придется плотно общаться с налоговиками, получать уголовные дела и испытывать прочие радости из-за наличия в цепочках поставок затесавшихся туда "налоговых ям". Поэтому в свое время эти трейдеры готовы были отказаться от ресурса в виде возмещения - лишь бы их не трогали.

Кстати, объем необходимого возмещения, деньги на которое следовало отыскать в бюджете в случае прекращения действия нормы, составил бы 11 млрд грн в год. И это без учета схем фиктивного возмещения, которые активно применялись на агрорынке до принятия Налогового кодекса. За такую сумму не грех побороться, даже будучи миллиардером.

В свое время, норму об освобождении перенесли в общую часть Кодекса, и сделали постоянной. Но при этом - то ли из-за нелепой случайности, то ли по заказу упомянутых выше товарищей - ее в корне исказили. Подозрения о том, что это не были случайные совпадения, подтверждается следующим наблюдением. На заседании налогового комитета обсуждалось лишь продление нормы об освобождении, а ее искажение произошло позже.

Теперь получается, что если экспортер покупает зерно у непосредственного производителя, при экспорте оно будет облагаться по нулевой ставке. И, следовательно, зерно будет заявляться к возмещению НДС. А в случае покупки у посредника, операция по экспорту будет уже освобождена от налогообложения, и никакого возмещения не будет. С экономической точки зрения, это полный абсурд. В обоих случаях зерно одно и то же, но его себестоимость получается разной.

Но это если говорить о цивилизованной экономике. Совсем другое дело, если подразумевается экономика коррумпированная. Тогда речь идет о том, что депутаты создали возможность возврата к схемам фиктивного возмещения. Для кого это делается? Не иначе, как в интересах группы заинтересованных в этом лиц. Чисто теоретически, если будет строиться подобная схема, то ее ключевым элементом станет получение подтверждения, что зерно куплено у производителя.

Грамотно сработало пивное лобби. Акцизы на пиво планировали увеличить, но не повысили вообще. А вот "винное" лобби в очередной раз подкачало. Акцизы на вина вырастут - на 14%.

Еще больше - на 76% - вырастут акцизы на спирты. Правда, произойдет повышение не с 1 января, а с 1 марта 2014. Столь значительное увеличение акцизов неизбежно приведет к тому, что в Украину станет очень выгодно завозить спирт "контрабасом", в частности, из России и Молдовы. Либо же спирты будут "втемную" разливаться на государственных спиртзаводах, но продаваться за наличные. В итоге, государство лишь потеряет там, где хочет найти.

Более чем в три раза вырастут ставки сбора за заготовку древесины основных лесных пород. Наверное, в целом этот шаг правильный, учитывая тот факт, что Украина является одной из наименее лесистых стран Европы. Однако чтобы правильные в теории шаги стали правильными на практике, нужно ликвидировать незаконную вырубку лесов, которая производится массово – в том числе, в бывшей Чернобыльской зоне.

К тому же, нужно делать повышение поэтапным, чтобы не наносить внезапный удар по деревообрабатывающему бизнесу. Помимо леса, имеется очень много полезных ископаемых, которые в нашей стране добываются исключительно частными лицами с уплатой мизерных платежей за такое счастье. А вот деревозаготовка формально находится в руках государства.

Наконец, властям опять не дают покоя операции с ценными бумагами. В 2014 года правительство запретило учитывать убытки от торговли ЦБ до начала года.

То есть, если вы в июле 2013 года купили акции по 10 грн, а к концу года они обесценятся до 4 грн, то про это можно забыть. Зато если эти акции в 2014 году подорожают до 5 грн, то государство будет считать, что вы заработали 1 грн на каждой ценной бумаге. Вот так ваши убытки превратятся в налоговые обязательства.

Пожалуй, всем интернет-трейдерам лучше продать имеющиеся у них акции до конца 2013 года.

В запале протестной борьбы, в уютных и обжитых угодьях Интернета быстро забывается, что украинцы — это не только нация Фейсбука, не только вышедший на площадь студент, предприниматель и журналист. Это еще и они -молчаливые люди, проходящие мимо протестующих, подняв воротник, опасливо перешептывающиеся в очередях "евроинтеграторы нас до ручки доведут". Люди, для которых Европа — морально разлагающийся, балансирующий на грани полного провала проект, почти такой же, как Украина, только еще ненадежнее ("у них и заводов почти не осталось"). Люди, которые, включая телевизор, с тревогой и надеждой ждут слов премьер-министра страны. Эти люди — тоже Украина.

Это мелкие предприниматели, которых эффективно поломали еще в начале 90-х, это подвизавшиеся в науке или образовании неудачники, не нашедшие места своим талантам, не сумевшие продать свою эффективность, а потому готовые продать лояльность; это тихие пассивные обыватели и чиновники провинциальных учреждений. Эти люди — тоже Украина.

Объединяет их одно: они не понимают вышедших на улицы, они боятся перемен, потому что любые перемены в их стабильном сегодня — это почти сразу глубокое пугающее дно. А самое главное — они не доверяют сторонникам евромайдана, потому что уверены: однажды те с легкостью уедут в Европу, за непроницаемый занавес другого языка, иной культуры, других способов жизни; их же оставят дрейфовать на

отколовшейся от цивилизации льдине. Эти люди — тоже Украина. И они ее новые бедные люди. Нищие духом и чувством собственного достоинства. Даже имея вдоволь денег или имущества, они переживают безотчетный страх вмиг все это потерять, потому что зарабатывают благо не ремеслом и трудом, а служением и преданностью и не умеют иначе.

Новые бедные люди бедны восприятием и чувством, потому что никогда не покидали обжитого пространства и привычной системы отношений; все иное вызывает у них страх и гнев.

Новые бедные люди не знают языков, не читают книг, не приобретали умного ремесла, их легко заменить роботами, а потому они не нужные за пределами своих обжитых пространств. И многие из них это хорошо понимают.

Новых бедных людей никто не уважал за то, что они люди, потому они подозрительны и от протянутой руки ждут удара, а не рукопожатия, не веря в добрую волю, не доверяют никому.

Новые бедные люди всегда голодны и не способны ждать, они готовы взять малое и сейчас, потому что большого и потом никогда для них не наступало.

Новые бедные люди слабы духом, слабы здоровьем, а потому злы — ведь злость позволяет скрывать слабость.

Новые бедные люди слабы так, что им легче примкнуть к сильному агрессору и пережить его чувство могущества как свое.

Новые бедные люди тревожны, поскольку не понимают, как связано дело и результат, причина и следствие, а потому их тревога почти всегда преобразуется в агрессию непонимания.

Новые бедные люди лишены сложных радостей и потому, перефразируя Чернышевского: "Новому бедному человеку в Украине дешевле выпить, чем поесть и одеться".

Новые бедные люди похожи на детей алкоголиков. Чтобы понять, будет ли пьяный папа бить или погладит, не нужно уметь говорить — важно развить звериное интуитивное чутье. Потому новые бедные люди глухи к словам, не верят словам, им сложно помочь, разговаривая с ними, приводя доводы и аргументы.

Новых бедных людей легко производить, причем в неограниченных количествах. Все что нужно — поддерживать их искусственную бедность. А потому нет необходимости тратиться на образование и культуру, стимулировать самозанятость, правовую компетентность. Их совершенно не нужно уважать, а вот унижать нужно, чтобы боялись и не любили себя еще больше, чем не любят и презирают их.

Новые бедные люди выгодны и дешевы в использовании.

Новые бедные люди — это добрая половина населения Украины. Они тоже — страна, и не замечать их присутствия, считать их призраком или клоном — неразумно. Вот они, здесь, уже сегодня стоят на площадях страны, не только потому, что их согнали, а потому, что между протестующими на евромайдане и ими — пропасть и зона отчуждения, поросшая сорняками. Никто через нее не ходит.

Сложно построить проект новой Украины, считая новых бедных людей досадной политической помехой, големом от власти, туманом трагического ноябрського утра. Они не исчезнут под лучами восходящего солнца. Они — тоже Украина.

И с этим нужно что-то делать.

Новости украинской таможни: в Сети «доброохотами» выложен список так называемых «модных компаний». Которые, начиная с 4 июня, будут спокойно, то есть через взятки и занижение реальной стоимости, официально «экспедировать» любые грузы. Контрабанда в Украине, как и грабеж, стала государственным делом.

Отныне через государственную таможню будут работать только эти компании-импортеры. Все остальные могут ходить по судам и весям в поисках справедливости. Чтобы, в конце-концов, прийти все же к этим компаниям с поникшей головой и кэшем в кармане.

Вот список «модных компаний», доведенный до каждого таможенника:

«ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ПРОМІНВЕСТ ТРЕЙДІНГ» (ТОВ «ПРОМІНВЕСТ ТРЕЙДІНГ»), код ІПН 38544530, місцезнаходження юридичної особи: 01103, м.Київ, Печерський район, вулиця Щорса, будинок 31, ПІБ керівника: МАТЮХОВ АРТЕМ ОЛЕКСІЙОВИЧ, тел. 0445725566.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «МЕТ ІНВЕСТ ПРОЕКТ» (ТОВ «МЕТ ІНВЕСТ ПРОЕКТ»), код ІПН 38544525, місцезнаходження юридичної особи: 01103, м.Київ, Печерський район, вулиця Щорса, будинок 31, ПІБ керівника: БУРХАНОВ РАДИК РАФІСОВИЧ, тел. 0445725566.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ТОРГОВА ГРУПА ІНВЕСТ ТРЕЙД» (ТОВ «ТОРГОВА ГРУПА ІНВЕСТ ТРЕЙД»), код ІПН 38544551, місцезнаходження юридичної особи: 01103, м.Київ, Печерський район, вулиця Кіквідзе, будинок 28, ПІБ керівника: ТЕРТИЧНИЙ АРТУР ВІТАЛІЙОВИЧ, тел. 0445725566.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ФІРМА ФІНАНС-КЕПІТАЛ» (ТОВ «ФІРМА ФІНАНС-КЕПІТАЛ»), код ІПН 38544567, місцезнаходження юридичної особи: 01103, м.Київ, Печерський район, вулиця Кіквідзе, будинок 28, ПІБ керівника: МАЗУР МИКОЛА МИКОЛАЙОВИЧ, тел. 0445725566.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ІНТЕР МЕТАЛ ТРЕЙД» (ТОВ «ІНТЕР МЕТАЛ ТРЕЙД»), код ІПН 38704381, місцезнаходження юридичної особи: 01103, м.Київ, Печерський район, вулиця професора Підвисоцького, будинок 5, ПІБ керівника: ГЛУХОВ ЮРІЙ БОРИСОВИЧ.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ЛАЙТІНГ ДЖЕНЕРАЛ КОМПАНІ» (ТОВ «ЛАЙТІНГ ДЖЕНЕРАЛ КОМПАНІ»), код ІПН 38704313, місцезнаходження юридичної особи: 01004, м.Київ, Печерський район, вулиця Крутий узвіз, будинок 6/2, літера А, ПІБ керівника: КОХ АРТЕМ АНДРІЙОВИЧ.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «А-МЕГА ПЛЮС» (ТОВ «А-МЕГА ПЛЮС»), код ІПН 38297110, місцезнаходження юридичної особи: 01004 65070, Одеська обл., місто Одеса, Малиновський район, вулиця 25-Ї Чапаєвської дивізії, будинок 8, ПІБ керівника: БРИНЦЕВ МАКСИМ ЮРІЙОВИЧ, тел. +380934247679.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ДИАЛ», код ІПН 20207447, місцезнаходження юридичної особи: 49099, Дніпропетровська обл., місто Дніпропетровськ, Ленінський район,вулиця Галина Сталь, будинок 5, квартира 124, ПІБ керівника: КОККЕЙ АНТОН В’ЯЧЕСЛАВОВИЧ, тел. (096) 0600073.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ТЕКФОН» (ТОВ «ТЕКФОН»), код ІПН 38392418, місцезнаходження юридичної особи: 04123, м.Київ, Подільський район, вулиця Межова, будинок 11/12,

ПІБ керівника: КРОПИВА ТЕТЯНА ІВАНІВНА, тел. +380936236689.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «НЬЮГРАУНД» (ТОВ «НЬЮГРАУНД»), код ІПН 38448816, місцезнаходження юридичної особи: 03126, м.Київ, Солом’янський район, вулиця Героїв Севастополя, будинок 34/2 ПІБ керівника: ОСИПОВ ВЛАДИСЛАВ ВОЛОДИМИРОВИЧ, тел. (063)7466918.

МАЛЕ ПРИВАТНЕ ПІДПРИЄМСТВО «ПОЛІФАРБ» (МПП «ПОЛІФАРБ»), код ІПН 31129959, місцезнаходження юридичної особи: 03126 65016, Одеська обл., місто Одеса, Приморський район, вулиця Водопровідна, будинок 1 А, офіс 1304, ПІБ керівника: БОЛЬБОТ ІРИНА ВОЛОДИМИРІВНА тел. 343964.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «БАТ ЛІГА» (ТОВ «БАТ ЛІГА»), код ІПН 38465501, місцезнаходження юридичної особи: 04060, м.Київ, Шевченківський район, вулиця Котовського, будинок 27, ПІБ керівника: БЛИЗНЮК ДМИТРО МИХАЙЛОВИЧ, тел. (066)2456036.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ГЛОБАЛ-ФРАХТ» (ТОВ «ГЛОБАЛ-ФРАХТ»), код ІПН 38110279, місцезнаходження юридичної особи: 04060 65058, Одеська обл., місто Одеса, Приморський район, проспект Шевченка, будинок 8/1, квартира 62, ПІБ керівника: ГАРКУША РОМАН ВОЛОДИМИРОВИЧ.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ОПТИМУМ ЛОГІСТИК» (ТОВ «ОПТИМУМ ЛОГІСТИК»), код ІПН 37951125, місцезнаходження юридичної особи: 49033, Дніпропетровська обл., місто Дніпропетровськ, Бабушкінський район, вулиця Чкалова, будинок 4, ПІБ керівника: ДРОЗД АНАСТАСІЯ МИКОЛАЇВНА, тел. 0567979829 тел. (067)6796688.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ЕТАЛОН-ЛОГІСТИК» (ТОВ «ЕТАЛОН-ЛОГІСТИК»), код ІПН 38110305, місцезнаходження юридичної особи: 65014, Одеська обл., місто Одеса, Приморський район, вулиця Маразліївська, будинок 48, квартира 1, ПІБ керівника: ТУМАНОВ МАКСИМ ОЛЕКСАНДРОВИЧ.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «СІТІЕЛЬ-ЦЕНТР» (ТОВ «СІТІЕЛЬ-ЦЕНТР»), код ІПН 38114603, місцезнаходження юридичної особи: 49033, Дніпропетровська обл., місто Дніпропетровськ, Бабушкінський район, вулиця 152-Ї дивізії, будинок 3, ПІБ керівника: НІКІТІНА СВІТЛАНА МИКОЛАЇВНА, тел. (067)6796688.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ЛОГІСТИЧНІ РІШЕННЯ «МУСТАНГ» (ТОВ «ЛОГІСТИЧНІ РІШЕННЯ «МУСТАНГ»), код ІПН 37951119, місцезнаходження юридичної особи: 49033, Дніпропетровська обл., місто Дніпропетровськ, Бабушкінський район, вулиця Чкалова, будинок 6 А, офіс 14, ПІБ керівника: ДРОЗД АНАСТАСІЯ МИКОЛАЇВНА, тел. 0567984688.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ПРО ЛАЙН» (ТОВ «ПРО ЛАЙН»), код ІПН 38644328, місцезнаходження юридичної особи: 65009, Одеська обл., місто Одеса, Приморський район, вулиця Посмітного, будинок 2, ПІБ керівника: МИХАЙЛОВ ЄВГЕН МИКОЛАЙОВИЧ.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «БЕНОР» (ТОВ «БЕНОР»), код ІПН 38644380, місцезнаходження юридичної особи: 65009, Одеська обл., місто Одеса, Приморський район, вулиця Посмітного, будинок 2, ПІБ керівника: ДОБРОВОЛЬСЬКА ОКСАНА ВІКТОРІВНА.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ЕСТА ПЛЮС» (ТОВ «ЕСТА ПЛЮС»), код ІПН 38643387, місцезнаходження юридичної особи: 65009, Одеська обл., місто Одеса, Приморський район, вулиця Посмітного, будинок 2 ПІБ керівника: ГАЛУШКА ДМИТРО СЕРГІЙОВИЧ.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «АРТРУМ» (ТОВ «АРТРУМ»), код ІПН 38644291, місцезнаходження юридичної особи: 65009, Одеська обл., місто Одеса, Приморський район, вулиця Посмітного, будинок 2, ПІБ керівника: ДІВНІЧ АНАТОЛІЙ ВАСИЛЬОВИЧ.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «АНТАГРО» (ТОВ «АНТАГРО»), код ІПН 38642980, місцезнаходження юридичної особи: 65009, Одеська обл., місто Одеса, Приморський район, вулиця Посмітного, будинок 2. ПІБ керівника: ЧІХІЧІН ЄВГЕН АНАТОЛІЙОВИЧ.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ФИНИНВЕСТ» (ТОВ «ФИНИНВЕСТ»), код ІПН 34380372, місцезнаходження юридичної особи: 65009, Одеська обл., місто Одеса, Приморський район, вулиця Армійська, будинок 8, квартира 11, ПІБ керівника: ІВАНОВА ЯНА ВІКТОРІВНА.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ДОНБАС ВОСТОК ТРЕЙД ІМПЕКС» (ТОВ «ДВТ ІМПЕКС»), код ІПН 37604296, місцезнаходження юридичної особи: 83085, Донецька обл., місто Донецьк, Будьонівський район, вулиця Прокоф’єва, будинок 9, ПІБ керівника: ТОКАРЄВ ІГОР МИКОЛАЙОВИЧ.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ДОНІМКОМ» (ТОВ «ДОНІМКОМ»), код ІПН 36934533, місцезнаходження юридичної особи: 83049, Донецька обл., місто Донецьк, Куйбишевський район,вулиця Куйбишева, будинок 58 Е, ПІБ керівника: ЗОРЬКІН СЕРГІЙ ОЛЕКСАНДРОВИЧ, тел. (050)9122519.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ДАРВИКОН-М» (ТОВ «ДАРВИКОН-М»), код ІПН 37811672, місцезнаходження юридичної особи: 65063, Одеська обл., місто Одеса, Приморський район, вулиця Сегедська, будинок ⅓, ПІБ керівника: МОСКОВЧУК АНДРІЙ ІВАНОВИЧ, тел. (050)9122519.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ГАЛИОНИС» (ТОВ «ГАЛИОНИС»), код ІПН 37810794, місцезнаходження юридичної особи: 65125, Одеська обл., місто Одеса, Приморський район, вулиця Осипова, будинок 33, ПІБ керівника: ХОРОШКО СЕРГІЙ ОЛЕКСАНДРОВИЧ.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «САНЛАЙТ-ТАО» (ТОВ «САНЛАЙТ-ТАО»), код ІПН 37810768, місцезнаходження юридичної особи: 65125, Одеська обл., місто Одеса, Приморський район, вулиця Осипова, будинок 33, ПІБ керівника: ЯКУБОВСЬКИЙ МАРКО КОСТЯНТИНОВИЧ.

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «БАТ ТРЕЙД ЛІГА» (ТОВ «БАТ ТРЕЙД ЛІГА»), код ІПН 38465585, місцезнаходження юридичної особи: 04050, м.Київ, Шевченківський район, вулиця Білоруська, будинок 28, ПІБ керівника: ЛУКАШОВА ОКСАНА МИКОЛАЇВНА, тел. (066)2456048.

Как сообщает источник «Аргумента», сегодня таможня работает, руководствуясь незаконной он-лайн базой с двумя ценами на всю номенклатуру товаров (десятки тысяч кодов). Рядовой таможенник, беря документы на оформление у «модной фирмы» (по списку, приведенному выше), разрешает оформляться по низшей цене и знает, что обязательно будет кэш.

Обычно сумма кэша оговаривается с начальством. Импортеры разные, и у разных (даже «модных») возможности зависят от вида груза. Например, в Украину ввозится ткань — взятка составляет от 50 до 80 тысяч долларов с контейнера одного только кэша. Мебельная фурнитура — 15-20 тысяч с контейнера. Тот, кто возит ткань, обычно не возит фурнитуру, но в конце-концов всех «загоняют» к «модным».

Если ты «не-модный», то оформление твоего товара будет не по нижней планке таможенной цены, а по высшей, с которой пойдет начисление таможенных платежей. Что в большинстве случаев совершенно убыточно для бизнеса вообще. Бизнеса, который хочет и имеет право платить таможенные платежи с цены, указанной в своих контрактах, а не незаконным «базам цен» таможни.

...Уже во вторник, 4 июня, к «модным» на таможнях отправляли оформляться. Не хочешь, документы или вообще на оформление не возьмут, или возьмут по наивысшей цене, а попутно еще заставят 2-3 раза делать досмотры, найдут какую-то лишнюю рекламную брошюрку и замордуют. если захочешь прийти с прокурором, чтобы приняли документы, то формально к таможне и придраться не к чему, т.к. вот есть ставка из «центра» (высшая), по ней и будем работать. А то, что рядом «контрабас» вовсю будет работать по низшим ставкам, никому не покажут.

А вот как выглядит «модное» оформление на практике. Все разбито на «платформы» (на таможено-контрабандистском слэнге) по видам груза и географии: ткань, мясо, рыба, овощи-фрукты, цветы, авто-запчасти, мебельная фурнитура и т.д.. В Одессе такая «платформа» имеет название «платформа Кауфмана» — по имени депутата-контрабандиста-смотрящего. На каждый вид груза уполномочена только одна фирма, и только эти фирмы будут «импортировать», остальные будут «сосать лапу». Тех, кто возмущается, могут вообще не взять в оформление даже через «платформу». т.е. искателям правды и законов простои транспорта и прочие убытки гарантированы.

Понятно, что публикуемый выше «модный» список не мог появиться без санкции Александра Клименко — Сергея Арбузова: когда репрессивный аппарат государства в руках кучки людей, именуемых «Семьей», никто не рискнет столь нагло «прибивать» всю таможню. Реорганизуя ее в инструмент вымогательства, разрушая государственные устои.

«Прибитие» таможни под «Семью» не может радовать таможенное начальство, преимущественно — ставленников Игоря Калетника. Эта шайка будет пропихивать в «модные» и свои фирмы (кто же от кэша откажется!), а это — война.

По информации сразу нескольких источников «Аргумента», экс-начальник таможни, а сегодня глава парламентской фракции коммунистов Игорь Калетник пригрозил, что если снимут начальника Одесской таможни (самой «хлебной»), то коммунисты не будут голосовать в ВР синхронно с «регионами». Угроза реальная и серьезная, война за «контрабас» крепчает...

В эту битву за таможню вовлечены и Левочкин, и Клюев, и Хомутынник, и фигуры поменьше — всякие там Рыбаковы... Выражаясь гнилым языком современной «элиты», идет война за то, «кто поставит своих смотрящих на таможнях и начнет сосать кэш».

На западной таможне государственность Украины уничтожают другим методом.

Там грузы (товары) перед границей с Украиной перегружают из больших фур в микроавтобусы. И ждут смен с «нужными» таможенниками, уполномоченными от начальников таможен на мзду.

Еще зимой ставка прогона микроавтобуса «в черную» с любым грузом составляла 800 евро с проходом вообще без всякого оформления. Сейчас ставку подняли до 1000 евро. Так, один экспедитор, отправляющий грузы на Украину, пожаловался «Аргументу», что вообще прекратил отправлять грузы на наши таможни официально.

Он вынужден работать только через схему «Польша — микробус — контрабанда». Иным, законным, способом (т.е. например, контейнером или фурой из Польши во Львов официально) через границу никто возить не хочет, так как не выдерживают конкуренции с «таможенной схемой». Созданной специально для того, чтобы сдирать «левак» с каждой тонны груза, пересекающего границу.

Но таможня — лишь один из «рубежей» общегосударственной системы поборов.

После западной границы или возле портов стоят «менты», УБЭПовцы, СБУшники — и все «доят» то, что пересекло границу: и «контрабасников», и «белых» (то есть умудрившихся пересечь границу легально, на законных основаниях). К водителю обязательно садится экспедитор с деньгами, и раздача дензнаков — беспрекословна.

Потом, после реализации товара в Украине, когда надо платить по контрактам за границу, а документов законных нет, т.к. завозился «контрабас», к услугам бизнесменов возникают «бабочки», «подснежники» и конвертационные центры. Которые сегодня работают под полным контролем налоговой!

И «терпил» уже «выдаивает» налоговая мафия.

Других вариантов отправить деньги на новые закупки по контрактам просто нет. Не кэшем же везти за границу...

Вот так, в общих чертах, работает вся эта «государственная» система поборов. Четкая система, не знающая сбоев.

Вот откуда у чиновничьей братии всех рангов и с любыми погонами дома огромные, шикарные «тачки» и Бриони с Гуччи.

И вот почему сегодня практически любой товар в нашей стране стоит значительно дороже, чем за таможенной границей Украины.

Но вернемся к морским рубежам Отечества. Во всех портах Украины ситуация с «контрабасом» одинаковая: в Одессе удельный вес контрабанды больше, т.к. рядом — гигантская «яма» для вывоза контрабаса — рынок «7 километр». За ночь работы вывозятся без документов (или по липовым документам) сотни контейнеров без всяких документов (или с подложными документами), и ночью же их можно успеть выгрузить в этой бездонной бочке «контрабаса» («7-й километр») — ни один проверяющий ничего не найдет. К утру на таможне будет даже подметено. И начнется фальсифицирование отчетности ночной работы — для баз данных таможни. За сутки все искажается, и следов никто не найдет.

Можно ли «накрыть малину»? Можно. Но только специалист высочайшего уровня знает, как взять данные из судовых-пароходных дел иностранных компаний и сличить реальность вывоза из порта с ввозом в порт на судах, чтобы выявить и доказать «левак». Ни в прокуратурах, ни в налоговых, ни в милиции, ни в судах таких спецов нет. Никто просто не понимает, что реально «замутили» таможенники... А еще это тысячи документов, которые надо годы проверять...

Но давайте пойдем дальше... поддержка отечественного производителя.

Например, поборами на таможнях (до 80 000 долларов с контейнера) убили швейный бизнес, так как ткань уже нереально возить через таможню. Что остается? Китайцы со своим швейным «контрабасом» на «7 километре». Отечественный производитель одежды выбит полностью, так как ткань, нитки, пуговицы и пр. он не может без взяток протащить через таможню официально.

Совсем недавно взялись за мебельщиков, которым нужна как воздух мебельная фурнитура. Ставки для импортеров мебельной фурнитуры подняли в 3-4 раза — все равно им деваться некуда, заплатят... А не так давно таможня «убила» кондитеров, потому что фактически какао, орехи, изюм и прочее могут ввозить по низким ставкам только фирмы Колесникова и Порошенко...

Таможня стала орудием убийства, уничтожения среднего и малого бизнеса в Украине — все должно принадлежать только нескольким властным «семьям», нескольким десяткам (сотням) упырей, и почти все эти воровские кланы — донецкие.

Большинство производств в Украине уже просто не может обойтись без импорта комплектующих, сырья и прочего. Но если тебе нужна таможня, то ты или платишь «платформам» (по сути — коррупционерам, ворам и бандитам), или закрываешься. Третьего не дано.

Заниматься экспортом также уполномочены только определенные фирмы, которые и будут получать НДС. На экспорте заработок только в виде 20% НДС — суммы «откатов» огромные.

Вывозят через аэропорт, например, в Прибалтику, посылку с гвоздями или замками, в документах пишут, что это сложный программный комплекс с ЧПУ для станков. Реально же только «выпускающий-оформляющий таможенник» знает, что там были гвозди...

Посылку оценивают в 60 млн. грн, т.к. «продукт» украинской инновационной промышленной политики очень «важен» для наших экспортных возможностей. «Прогнать» 60 млн. грн. через Прибалтику и «закрыть» поступление денег за «левый экспорт» — для конвертационных центров а-ля Клименко — без проблем. В результате у экспортера образуется кредит по НДС — 10 млн. грн.. При правильной постановке вопроса в следующем квартале экспортер их получит из бюджета... Расходы минимальные: только взятки в таможне и налоговой...

С этим уже столкнулись многие реальные экспортеры. Которых сегодня принуждают оформляться через «модных» для «мойки» НДС. Объясняют, что «вы все равно НДС у государства не получите. А мы получим и кинем вам косточку..., а не захотите, вообще никто документы у вас не возьмет».

Остается добавить, что Таможенная служба сегодня насчитывает почти 20 000 «бойцов». Бесконечные отделы контроля, борьбы с контрабандой, анализов рисков, таможенной работы и прочих.

А по сути вся эта гоп-компания просто отбирает у населения Украины таможенными поборами деньги с импорта и экспорта и распределяет себе «на карман». Нагло требуя для своего же содержания деньги еще и из бюджета.

Таможня в Украине — это рассадник коррупции и оплот организованной преступности.

Как эту систему сломать, а главных фигурантов «контрабаса» в масштабах государства привлечь к ответственности — тема нашей следующей публикации.

Москва заинтересована, чтобы украинские предприятия не работали, а экономика была в подвешенном состоянии. Такое мнение в интервью «Комментариям» высказал экс-министр экономики Украины (1992), Президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.

Говорят, что денег много не бывает. В чем проблема этих $ 15 млрд?

Нам просто столько не нужно. В 2014 году достаточно $ 4-5 млрд на погашение предыдущих долгов. Зачем аж 15? Это два госбюджета. Такую сумму Украина не сможет освоить, даже если бы имела самые лучшие проекты. С чего отдавать эти деньги, если бюджет, платежный и торговый балансы станут еще более дефицитными?

«Регионалы» заявляют, что этот кредит выгоднее МВФовского.

МВФ дает деньги на 15-20 лет. Их отдают постепенно, без нагрузки на экономику. А Москва дает деньги на 3 года. Мол, берите и быстро поворачивайте. Этот кредит вернуть практически невозможно. Обслуживать - невозможно. Кражи будут колоссальные. Потому что если строить некий мост через Керченский пролив, будут огромные «откаты», как это происходит с российскими газопроводами в Китай и Индию.

Московские соглашения предусматривают отмену части пошлин и квот на поставку продукции. Как это повлияет на торговлю между государствами?

Думаю, ничего пересматривать не будут. Украинские и российские предприятия выпускают аналогичную продукцию и выступают конкурентами. Поэтому россияне покупают украинское лишь в крайнем случае.

Дело в том, что Москва строит чисто протекционистскую экономику. Их сырьевые производства потребляют заниженные в цене газ, нефть, электроэнергию. Наши предприятия просто не могут с ними конкурировать. Уголь Кузбасса в 4 раза дешевле украинского. Пустим его к себе - тепловая энергетика перейдет на дешевое российское топливо. Шахты Донбасса сразу закроются.

Эта ситуация могла бы измениться со вступлением Украины в Таможенный союз?

Парадокс в том, что Россия и не собирается нас туда принимать. На границах с Украиной они собирают огромные экспортные пошлины, в первую очередь по газу и нефти. Это 70% доходов российского бюджета. Если мы войдем в ТС и не будем платить эту пошлину, российский бюджет надорвется.

С другой стороны, если Украина пойдет на сближение с Европой, будет открытая экономика, пересмотрят цены на транзит газа - «ляжет» российский «Газпром». Сейчас он платит Украине $ 2 за прокачку тысячи кубометров на 100 км. В Европе это стоит $ 12. Россиянам надо будет отдать Украине дополнительно $ 30 млрд ежегодно! Да «Газпром» лопнет, как мыльный пузырь.

России выгоднее держать нас в подвешенном состоянии - не принимать в ТС и не допустить сближения с ЕС.

Московскими соглашениями заявлены проекты в машиностроении, авиации, судостроении. Какова их перспектива?

Первое, чего добивается Россия, - чтобы Украина не была самостоятельным игроком на рынке сельхозпродукции. Потенциально мы можем поднять экспорт зерна с 25 млн тонн до 125. Это очень серьезная угроза российским производителям и огромные деньги. Вторая тема, которая их интересует, - наш военно-промышленный комплекс, который конкурирует с российским. Они хотят, чтобы мы выступали совместно. По сути в орбите стран Шанхайского договора - России, Китая, Монголии, Средней Азии. А это уже большая геополитика, которая может нам аукнуться.

Что, собственно, мешало раньше налаживать сотрудничество в той же авиаотрасли, кораблестроении?

Да ничего. Только желание наказать Украину. У них «заскок»: «Мы вам, самостийныки, разрушили финансовую систему в 90-е, построили аналогичные вашим производства - и это не конец».

К 2000 году инвестиции России в Украину составляли $ 40 млн. Сейчас - $ 2 млрд. Это - мизер. Российскому капиталу по сути подарили целые предприятия. Одесский нефтеперерабатывающий, Калушский нефтехимический, глиноземные, алюминиевые, судостроительные заводы – все они посадили на мель. Им выгодно, чтобы оно не работало, потому что конкурирует с российским.

Руководство Украины заявляет, что вот-вот будет мощная кооперация с Россией и все пойдет в гору. Такое слышали не раз, и все время не получалось. Возможно не было желания внутри Украины - на уровне владельцев компаний, руководства государства.

Все это бесперспективно. Поймите, что политическая система России авторитарная. Политической и экономической конкуренции нет. Предпринимательского поиска нет. Разведанные запасы нефти и газа закончатся через 10 лет. Россия не может ничего нам дать в принципе! У нее свои проблемы. Если не давать денег на агломерации за Уралом, они просто отделятся. Будут торговать лесом с Японией и Китаем.

По факту граждане России и Беларуси имеют более высокие доходы. Государства - выше ВВП. Люди видит, что в Беларуси лучше, и делают вывод, что их политическая и экономическая модель лучше.

Беларусь со времен Союза имела развитое сельское хозяйство и бытовое машиностроение. А у нас Донбасс с совершенно убыточными шахтами и безлюдными городами. В первом бюджете независимой Украины с 40 млрд рублей на содержание шахт направили 9 млрд. На Донбассе говорят, что у них заводы, они всех кормят. Но реально вся Украина платит НДС, акцизы и финансирует целые области на Востоке. Тернополь и Львов поднялись абсолютно без заводов. Появились мелкие предприятия, гостиницы. Их экономика сразу «конвертировалась» в структуру западной, где услуги весят больше материального производства.

Но будем исходить из реалий. Когда Украина готовилась подписать Ассоциацию с ЕС, блокирование Россией украинских товаров - это было серьезно. Это потери рабочих мест и поступлений в бюджет.

Вы знаете, все эти разговоры были скорее ширмой для того, чтобы пойти на политические уступки Кремлю. Мы поставляем в Россию в первую очередь технологическое оборудование для тяжелой и химической промышленности, энергетики, железной дороги. Это качественная продукция. В России нет причин отказываться от нее. Если не хотят модернизировать свои заводы, электростанции, могут отказаться: «Будем голыми и босыми, но у вас не купим». А что они скажут директорам своих предприятий, рабочим?

Могут купить оборудование в Китае, Германии.

Представьте квалификацию инженеров и рабочей силы на заводах Сибири. Там некому будет осваивать и обслуживать немецкое компьютеризированное оборудование. Людей надо переучивать в США или Германии. Это возможно в долгосрочной перспективе. Тогда как мы с Россией имеем общие технологические стандарты.

Но они действительно могут заупрямиться и не покупать, переучивать персонал.

Так что мы, из-за этого должны стать в ту позу, которую нам скажут? Если сотрудничеству препятствуют экономические барьеры, их не перепрыгнешь. Если политические - можно искать выходы.

Россия может себе позволить. У них серьезный резерв. Путин выделил из Фонда национального благосостояния кредит Украине. В Фонде $ 80 млрд.

Русские называют это «бюджетом будущего» и не трогают его. Планируют доплачивать из него пенсионерам, газопровод строят в Китай. А сегодня свободных денег у них нет. В бюджете России на 2014-15 годы заложен рост ВВП 0,5%. Минэкономики объясняет, что «Газпром» уменьшил инвестиции в экономику. Что происходит? Западные экономики пошли в рост - США на 3%, ЕС на 2% - но они не энергоемкие, потребление нефти не растет. Это плохая новость для России. Денег не будет. Москва пугает Украину, а сама не может заплатить за подъем нашего тяжелого машиностроения.

И на Западе ничего не светит. Патовая ситуация.

Почему? Западный капитал очень интересует наша качественная рабочая сила, инженеры, с которыми можно говорить. Еще в 1990-е сюда приезжали огромные делегации из США, чтобы сотрудничать в технологических отраслях и оборонном комплексе. Этим путем пошли чехи, поляки.

Это интересный момент, так как представители украинской власти не раз заявляли, что Восточноевропейские страны потеряли от вхождения в ЕС. Что Запад «положил» их технологические отрасли. Там остались одни отели.

У наших руководителей устаревшая информация. Нельзя сравнивать потуги российского частного или государственного заказа с потугами Запада. Что мы получили от Московских соглашений? 2-3 заводам пообещали, что у них что-то купят. И это еще если у русских будут деньги. Молчу, что сотрудничество с российской экономикой не поднимает наши технологии. А кооперация с «Аэрбасом» - это серьезно. «Фольксваген», «Рено» - они пришли в Восточную Европу через Чехию, Румынию. Польские верфи в Гданьске, которые были банкротами в 90-х, сейчас получают заказы от США на ремонт военных кораблей.

Еще есть страны Балтии, которые, как говорил вице-премьер Вилкул, подверглись «деиндустриализации» после вхождения в ЕС.

В Прибалтике нет таких математиков, электронщиков, как в Украине. У них вузов таких нет. А мы готовим высококвалифицированные кадры. Есть университеты по металлургии, аграрная наука, селекция. Есть воспроизводство рабочей силы. Европейцы предлагают: «Хотите подняться? Вот вам рынки, заказы - работайте». Президент Франции Ширак говорил Кучме: «Если в Украине не будет французского производства, я к вам не приеду». А какие рабочие места будут созданы за $ 15 млрд от Путина? Турки или китайцы будут строить непонятно для чего некий мост.

Всех интересует вопрос: что Путин попросит у Украины, когда придет время отдавать эти $ 15 млрд?

Сложный вопрос. Наше правительство и его бизнес-партнеры не имеют дальнего видения будущего на российском направлении. Мы не слышали, будет ли куплена какая-то отрасль, построят ли завод на миллион автомобилей. То есть не видим по этому кредиту никаких проектов, которые поднимали бы экономику.

Возможно, долг будут гасить продажей газотранспортной системы, других стратегических объектов. Иными словами - это кабала. Мы ложимся под Россию, которая не исповедует рыночную экономику, строит отгороженную от мира структуру и побуждает всех участников покупать только их продукцию. Пока росли цены на нефть, это получалось. Что будет дальше - большой вопрос.