Статьи
Опытный политик не спрашивает у людей, хотят ли они быть свободными. Он спрашивает, кого они хотят видеть начальником тюрьмы. А уж с чиновниками такой формат диалога в украинских реалиях предусмотрен по умолчанию. Только тотальный контроль и надзор – доверию в высших эшелонах власти нет места.
Казалось, что крепко спаянная группа «семейных» лишена этих недостатков. Сын президента и его молодая команда так уверенно шли рука об руку, что сомнений в монолитности этой группы «новых донецких» просто не возникало. И дело не в крепкой дружбе, а в количестве общих врагов.
Слишком многие посматривают в сторону «семейной» группы очень недобрым взглядом. А у молодой команды большие планы, интересные перспективы и тут не до конфликтов. Правда, ходили разговоры о том, что Арбузов с Клименко подумывают в перспективе править без Папы и Сына, но слухи к делу не пришьешь. Да и когда она будет – эта перспектива?
Тем не менее, похоже, что Сергей Арбузов перестал доверять своему соратнику. Возможно у него на то были свои причины или дело просто в желании все держать под контролем, но «свободное плавание» Александра Клименко подошло к концу. На днях Верховная Рада внесла изменения в Конституцию Украины, расширив полномочия Счетной палаты. Теперь ведомство будет осуществлять контроль от имени Верховной Рады по поступлениям средств в госбюджет. Ранее она контролировала только расходования средств госбюджета.
Ключевая формулировка для народа тут «Под контролем Верховной Рады». К тому же этот закон относится к разряду евроинтеграционных, за которые оппозиция голосует без проблем. Ну а Партия регионов уже получила свой «урок дисциплины» и тоже сбоев не дает. Плюс, спикер Владимир Рыбак пообещал, что при формировании состава Счетной палаты будут представлены кандидаты от всех парламентских фракций. Так и собрали конституционное большинство.
А теперь то, о чем депутатам не говорили. Назначенный на должность главы Счетной палаты Роман Магута имеет донецкие корни. Понятно, что этим в наше время трудно удивить, но тут как раз стоит повнимательнее взглянуть на его биографию. Свою карьеру он начал в 1984 году - работал ревизором контрольно-ревизионного отдела Донецкой областной конторы Стройбанка СССР. Карьерный рост и переходы пропустим, сразу перейдя к главному. С 1995 по 2007 год занимал руководящие должности в Донецком региональном управлении КБ "Приватбанк".
Тем, кто в курсе донецких реалий того времени уже ничего объяснять не надо. Остальным будет интересно, что именно в то время Сергей Арбузов возглавлял Константиновское отделение «Приватбанка». Если быть точным – с 1998 по 2003 год. Но главное, что в эти же годы его мама Валентина Арбузова руководила Донецким региональным управлением «Приватбанка». И считалась в регионе одним из лучших и влиятельных руководителей в банковской сфере. А Роман Магута занимал именно там руководящие должности. Эта команда сложилась еще тогда, когда Клименко и не помышлял о службе в налоговой.
Роман Магута прочно связан с семьей Арбузовых и теперь он будет держать под контролем каждый шаг главы Миндоходов Александра Клименко. И поддержку для своего ведомства от первого вице-премьера он уже получил авансом. В конце июля правительственным постановлением №522 председателю Счетной палаты было разрешено ежемесячно премировать работников в размере 90% оклада. Что характерно, это постановление Кабинет Министров принял на первом же заседании, которое возглавил первый вице-премьер-министр, когда Николай Азаров взял отпуск. Как говорят мудрые люди, за друзьями присмотр нужен гораздо более строгий, чем за врагами. Тем более, что амбиции Сергея Арбузова распространяются очень высоко. И в таких планах надежных друзей быть не может по определению.
- Информация о материале
"There is always free cheese in a mousetrap", – это высказывание часто приписывается баронессе Маргарет Тэтчер, так и не успевшей отметить свое 88-летие в октябре 2013 года.
У нас покойную Мэгги уважают, но бесплатный сыр любят еще больше. Бесплатное остается для украинского общества чем-то сакральным. О бесплатной медицине, бесплатном образовании и бесплатных квартирах постоянно напоминают фанаты СССР.
Означенные радости до сих пор фигурируют в украинском законодательстве. Да и среди прогрессивной общественности редко находятся смельчаки, выступающие против бесплатных благ. При случае всегда можно кивнуть на социалистическую Европу, куда держит путь Украина.
Конечно, до социальных стандартов ЕС нам далеко. Простой люд жалуется, что в Украине говорить о "бесплатной медицине", "бесплатном образовании" или "бесплатном жилье" можно только в кавычках – фактически все это фикция. Поборы процветают даже в бюджетной сфере с ее сомнительным качеством услуг. Раскошеливаться приходится и украинскому больному, и родителям украинского ученика, а уж получение даровой жилплощади и вовсе выглядит чем-то фантастическим.
Что ж, с нашей страной все ясно. Но стоит ли вообще употреблять перечисленные понятия без кавычек?
Будем рассуждать логически. Действительно бесплатная медицина – это врачи, не получающие оплаты за свой труд. Это лекарственные препараты, возникающие из ничего и не требующие производственных затрат. Это новейшая медицинская техника, материализующаяся чудесным образом.
По-настоящему бесплатное образование – это учителя и профессора, работающие даром; школы и университеты, появляющиеся из ниоткуда. Соответственно, бесплатные квартиры тоже должны строиться без каких-либо расходов, сами собой.
Увы, нечто подобное возможно лишь во вселенной конька-горбунка, скатерти-самобранки и молодильных яблок. А в нашем суровом материальном мире волшебства не бывает – как и бесплатной медицины, образования или жилья. При любом общественно-политическом строе все эти удовольствия остаются платными. Вопрос лишь в том, кто и как за них платит.
"За все платит государство!" – скажет недалекий обыватель. Но государство – это чиновники, сидящие в кабинетах и не производящие никаких материальных благ. Откуда у них возьмутся средства для оплаты медицинских или образовательных услуг? Особенно в странах вроде Украины, не избалованных дождем нефтедолларов?
Более продвинутый гражданин объяснит, что люди передают в бюджет часть заработанного, а государство направляет эти средства на общие нужды, в том числе на образование, медицину или социальное жилье. Иллюзия "бесплатности" тут же развеивается – очевидно, что любые государственные благодеяния оплачиваются населением.
Рассмотрим этот механизм поближе.
Вместо того, чтобы самостоятельно заплатить за обучение своих детей или купить медицинскую страховку, вы вносите деньги в общий бюджетный котел – в виде прямых и косвенных налогов. А потом государство решает, какие услуги и в какой форме будут вам предоставлены. Схема довольно запутанная. И если ваш бюджетный взнос сопоставим с вашим потреблением, она теряет всякий смысл. Намного проще и дешевле обойтись без государственного посредничества.
Правда, есть надежда поживиться за чужой счет. Экономисты любят рассуждать о так называемом "эффекте безбилетника", когда потребитель общественного блага старается уклониться от его оплаты. Обычно этот термин используется для обличения жадных бизнесменов, утаивающих от государства свои доходы. Но что такое сознательная тяга к "бесплатному"?
Это типичная психология безбилетника, желающего прокатиться за деньги сограждан. От "бесплатной медицины" или "бесплатного образования" может выиграть только человек, получающий больше, чем внес в общее дело. Иначе мнимая "бесплатность" ему попросту невыгодна.
Не стоит огульно обвинять наше общество в паразитических безбилетных настроениях. Многие украинцы просто не понимают, как работает налоговая система, и верят, будто деньги в государственной кассе появляются сами собой. Другие нетрудоспособны, одиноки и не могут оплатить проезд. Третьи действительно не прочь проехаться зайцем за счет соседа. Но одно дело – мечты, а совсем другое – реальность.
Запутанная система государственного перераспределения дает сбои даже в просвещенной Европе. А в Украине с ее бюрократическим всевластием и безудержным казнокрадством дела обстоят совсем худо. Никто не позволяет украинцам становиться безбилетниками. На практике мы вынуждены приобретать билет, а потом идти пешком.
За все "бесплатные" блага, гарантируемые государством, украинский гражданин платит дважды. Первый раз – в качестве налогоплательщика, пополняющего бюджет. Второй раз – в качестве частного человека, выкладывающего деньги за необходимое лечение, качественное образование или нормальное жилье.
Сегодня государственный симулякр "бесплатности" разорителен для большинства из нас. Но кто-то этого не чувствует, поскольку налоги, в особенности косвенные, изымаются из его карманов незаметно.
Кто-то все понимает, но тешится наивными мечтами о справедливой власти и светлом социальном будущем. А кто-то уже пришел к стихийному либертарианству и готов заявить: "Мне не нужно ничего бесплатного! Освободите меня от налогового бремени, и я буду платить за все сам".
Такая сделка выглядит вполне разумно. Вот только украинское государство на нее не пойдет. Хотите платить за все сами? Пожалуйста! Не желаете делиться с родной державой? Ну уж нет! Государственному аппарату и без вас есть на что тратить ваши деньги – прежде всего на собственное содержание.
Окончательный отказ Украины от "бесплатной медицины" и "бесплатного образования" весьма вероятен и даже неизбежен. Но власть не перестанет облагать граждан данью в прежних масштабах. Она лишь перестанет делать вид, будто эти средства идут на что-то "бесплатное".
Подобные трюки для государства – обычное дело. Одним из первых прямых налогов в истории Европы считаются так называемые "датские деньги". Собирать их начали в Англии в Х веке – чтобы откупиться от воинственных скандинавских викингов. Со временем чрезвычайный сбор превратился в регулярную подать, и англосаксонские правители стали направлять собранные средства на различные оборонные нужды. А потом Англию завоевали норманны, и новая власть продолжила взимать "датские деньги", расходуя их совершенно произвольно…
Это и есть принцип мышеловки. Попасть в нее легко – всегда найдутся какие-то благие цели, требующие принудительного сбора народных средств. А вот выбраться оттуда затруднительно: государственная машина входит во вкус и начинает выбивать деньги, уже не прикрываясь их целевым расходованием.
В Украине все еще поддерживается иллюзия бесплатных благ, имеющая скорее ритуальное, чем практическое значение. Но с каждым годом ломать комедию становится все труднее.
Рано или поздно придется расставить все точки над і. Украинскому налогоплательщику, вынужденному лечиться и учиться за свой счет, официально объявят, что так и надо. Это будет не отмена "бесплатного", а узаконивание фактического положения вещей.
Рядовой гражданин ничего не выиграет, но и ничего не проиграет. Он уже давно все проиграл: когда угодил в мышеловку государственного перераспределения. Символический кусочек сыра съеден, пойманная мышь надежно заперта, и открывать ловушку никто не собирается.
- Информация о материале
Несмотря на мягкую тональность заявлений Николая Азарова по российскому вопросу, контрастирующую с более жесткой риторикой Виктора Януковича и отдельных министров, давно очевидно, что западный крен Киева обусловлен чем-то более весомым, нежели внезапной любовью к европейским ценностям. В обостряющемся конфликте с Россией Киев впервые ведет себя достаточно стойко. И этот ресурс устойчивости ему предоставил Пекин. В определенном смысле можно говорить о мутации кучмовской политики многовекторности: КНР вытесняет РФ в качестве ее восточного вектора.
Российская официальная и неофициальная риторика постоянно позиционирует Китай как некоего союзника в крестовом походе против американской «исключительности» и европейского «падения нравов». Безусловно, Москва и Пекин являются партнерами в Совбезе ООН, активно торгуют, в том числе в военно-технической сфере. Существуют и масштабные планы расширения поставок российских энергоносителей в Поднебесную. Кроме того, Россию и Китай трудно причислить к демократическим странам — отсюда их подозрительность в отношении Запада.
Тем не менее за пределами этого ряда общих позиций Москву и Пекин ничего не связывает. Китай — страна с огромным населением, которое необходимо кормить в условиях кризиса прежней модели массового экспорта ширпотреба, — Россия же переживает потерю населения, ее экономика неспособна функционировать без иностранных рабочих рук. В России ликвидируют академию наук и строят общество «духовности» — в Китае развивается атеистическое общество, прагматически использующее силу традиции. Китай стремится в космос — Россия покидает его. Китай навсегда запомнил уроки изоляции — официальная Россия устало мечтает о ней. Наконец, материальный успех вызывает в Китае уважение — а в России он порицаем.
Однако многое из того, что разделяет Москву и Пекин, сближает Пекин и Киев. Дух наживы и инстинкт выживания роднит взрослеющий капитализм Китая и молодой капитализм Украины. И оба рвутся в Европу. Первый — для завоевания рынка. Второй — как минимум для сохранения нажитого непосильным олигархическим трудом.
Поэтому именно в Поднебесную устремился Виктор Янукович еще два года назад, осознав, что с заносчивым северо-восточным соседом не сваришь и каши из топора. С момента первого визита Президента в Китай роль этого гиганта в украинской экономической жизни постоянно возрастает.
Готовящаяся к подписанию ассоциации и соглашения о свободной торговле с ЕС Украина для КНР — отличная калитка в Европу, поскольку традиционный партнер Китая в регионе, Беларусь, изолирована от ликвидного Запада и законопачена в Таможенный союз, покалеченный идеологическими обидами Москвы и хищными интересами российских корпораций. Впрочем, Минск делает все, чтобы сохранить деловые связи с Украиной в полном объеме — премьер Мясникович опроверг любые возражения против ассоциации Украины с ЕС. Так что и здесь Китай ничего не теряет.
Роман Пекина с Киевом получил штамп международно-правового загса год назад: в конце 2012 года Украина и Китай подписали ряд масштабных кредитных соглашений. Прежде всего — о финансировании проектов в украинском агросекторе на $3 млрд. Параллельно был расширен перечень позиций украинского сельскохозяйственного экспорта в Китай.
Впрочем, если на мировом аграрном рынке Украина и Россия конкурируют относительно ровно, то подставленное нам Пекином плечо в сфере диверсификации больно бьет по интересам северо-восточного соседа, тоже охотящегося за китайскими деньгами.
Китайско-украинские проекты в сфере энергетики потянули на сумму почти $3,7 млрд. В частности, речь шла о переходе украинских ТЭС с газа на уголь, что уже приносит двойную пользу — рост добычи украинского угля и быстрое снижение энергетической зависимости от России.
Кроме того, в июне текущего года Экспортно-импортный банк Китая открыл финансирование Национального проекта «Воздушный экспресс». Общая сумма кредита составляет $372 млн. Во избежание повторения инцидента с «лыжным инструктором» осваивать средства намерены сами китайские компании, предсказуемо выигравшие тендер. Других денег на этот проект Владиславу Каськиву за два года собрать не удалось.
В свою очередь, Guangdong Provincial Communications Group намерен возвести в столице украинско-китайский торговый центр, а также фабрику. Объем инвестиций — около $350 млн. Любопытно, что российские комментаторы с большим интересом отнеслись к этой новости — в Москве аналогичный проект так и не заработал из-за бюрократических проволочек.
В сентябре Кабмин одобрил текст масштабного межправительственного соглашения между Украиной и КНР о технико-экономическом сотрудничестве. Подготовка предложений профинансирована китайским грантом. Дело в том, что по итогам визита в Киев члена политбюро КПК Лю Юньшаня Украина и Китай запланировали до Нового года подписать программу стратегического партнерства на период до 2017 года. Важное место в ней занимает авиакосмическая отрасль. Теперь очевидно, о каких альтернативных партнерах говорил месяц назад в Жуковском возмущенный нелепыми российскими инвективами руководитель «Антонова» Дмитрий Кива. Впрочем, такими партнерами могут оказаться и дельцы из ОАЭ, открывающих в Киеве полноценное посольство до конца года.
Успела на самолет Пекин — Киев и китайская государственная компания China Guangdong Provincial Changda Highway Engineering Co. Ltd. Она начала переговоры о своем участии в проекте строительства кольцевой дороги вокруг Киева. Столичные власти хотят заказать еще и подземные туннели — а это многие миллиарды инвестиций.
Итак, в сухом остатке: $10 млрд. товарооборота, $4,072 млрд. в одобренных инвестиционных кредитах и $3,350 — в прямых инвестициях. Это около 10% номинального ВВП Украины в 2012 году, или около четверти всех иностранных инвестиций Китая. Неплохо для новичка в реальной политике.
Но Китай — не Кипр. И расслабленного отношения к своим вложениям не потерпит. Несомненно, Пекин имеет инструменты воздействия на украинских власть имущих — стоит лишь вспомнить о томе поправок, которые Николай Азаровхотел бы внести в систему тарифов, согласованных во время вхождения Украины в ВТО. Переоценить вес Китая в этой организации трудно. А как насчет внезапного замораживания финансирования работающих проектов и вновь отрицательного сальдо и без того хрупкого платежного баланса нашей страны? И бросания Украины в клюв российского орла — в любом случае не представляющего для Китая серьезной угрозы?
Нетрудно понять разочарование российского политического истеблишмента. Ведь Пекин не только выбил из ветшающего «Газпрома» нужную ему цену на газ, но и увел из-под носа духовный центр бывшей империи. По иронии судьбы именно сегодня воплощается лозунг позднего «кучмизма» — «Вместе в Европу!». Только это второе место занято Китаем, глубже понимающим глобализацию и хорошо усвоившим русскую поговорку «скупой платит дважды».
- Информация о материале
На фоне очередного затяжного охлаждения отношений между Киевом и Москвой появление в украинско-российской повестке дня проблематики Черноморского флота России было предсказуемо. Хотя ЧФ РФ как боевая единица выполняет сугубо номинальную функцию, однако, базируясь на украинской территории, он серьезно влияет на ситуацию в Крыму. Этим рычагом давления и пользуется Кремль, создавая раз за разом конфликтные ситуации, принуждая украинское руководство к участию в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Российский же флот попутно решает свои насущные задачи. В том числе и переоснащая, вопреки существующим двусторонним соглашениям и украинскому законодательству, более современной техникой и вооружением свои подразделения, находящиеся в Украине.
Нежелание Москвы идти на политические и экономические уступки Киеву, стремление принудить Украину принять решение о вступлении в Таможенный союз привели к нынешней стагнации переговорного процесса по ЧФ РФ. Конечно же, заседания подкомиссии по вопросам временного пребывания Черноморского флота России на территории Украины проходят регулярно. Но с той же регулярностью стороны констатируют нулевой эффект каждого очередного раунда.
Переговоры стали для российской стороны неинтересными. С берегов Днепра Кремль ждет особенных предложений, ничего не обещая взамен. Единственный нюанс — сегодня Москва не хочет новой сделки формата "флот в обмен на газ", формулируя условия возможного компромисса как "газ и кредиты — в обмен на Таможенный союз". В этой ситуации решение некоторых спорных вопросов — исключение, нежели правило. И объясняется такой "прогресс" ситуативными интересами Кремля.
В августе, например, россияне после годичного перерыва решили возобновить уплату налогов на ввезенное для нужд ЧФ РФ топливо, и Россия перечислила в украинский бюджет около 1 млн долл. Причина подобной сговорчивости — очередной виток напряженности вокруг Сирии и стремление Кремля поскорее отправить корабли ЧФ и других флотов ВМС РФ в зону конфликта, дабы оказать военно-политическую поддержку режиму Башара Асада.
А сколько еще вопросов в перечне неурегулированных проблем, связанных с пребыванием российского Черноморского флота! Особую остроту для Москвы приобрел вопрос модернизации военной техники и вооружений части ЧФ России, базирующейся в Украине.
События последних месяцев вокруг Сирии показали, что России нечем создавать адекватный баланс сил в Средиземноморском регионе. Лишнее свидетельство тому — распиаренный поход к сирийским берегам самой старой боевой единицы ЧФ — 44-летнего сторожевого корабля "Сметливый", и попытки заполнить нехватку в российском ВМФ кораблей дальней морской и океанской зоны ракетными катерами Черноморского флота, не предназначенными для плавания на значительном удалении от мест базирования.
Поскольку переговоры по перевооружению ЧФ РФ зашли в тупик, в 2013 г. Москва решила по-своему решать отдельные вопросы модернизации, не обращая внимания на позицию Киева и нарушая базовые украинско-российские соглашения по военно-морской базе России, в т.ч. и принцип "тип на тип, класс на класс".
Так, в середине феврале этого года десантным кораблем "Азов", в нарушение законов и процедур, из Новороссийска в Севастополь был доставлен БТР-82АМ, новейшая модификация базового для ВС России бронетранспортера БТР-80. По прибытию в Украину новая техника провела около недели на борту десантного корабля и лишь 20 февраля, за несколько часов до посещения военного городка морских пехотинцев в бухте Казачья новым министром обороны РФ Сергеем Шойгу, была доставлена в расположение 810-й бригады морпехов ЧФ. И пока С.Шойгу вместе с руководством Севастополя обсуждал перспективы развития социальной инфраструктуры микрорайона для моряков-черноморцев, сами морпехи с удивлением рассматривали нежданно свалившееся на них чудо российского ВПК.
На официальном же уровне факт незаконного ввоза бронетехники на территорию Украины командование ЧФ РФ признало лишь в апреле. Через флотскую пресс-службу было заявлено о том, что "новый бронетранспортер БТР-82АМ, который должен заменить БТР-80, стоящий на вооружении российской армии, проходит испытания на полигоне морской пехоты в Севастополе", и что "главное отличие новой модели БТР-82АМ от предшественника — это автоматическая артиллерийская установка калибра 30-мм, значительно усилившая огневую мощь машины".
Автору статьи неизвестно, завершились ли "испытания" новинки на украинской земле. Но в планах российских военных на ближайшие годы значится поступление именно этого типа военной техники на вооружение базируемого в Украине подразделения морской пехоты ЧФ РФ.
Еще одним примером нарушения двусторонних соглашений по ЧФ России стал незаконный ввод в Украину нового судна Черноморского флота. В конце апреля из Новороссийска в Севастополь пришел рейдовый буксир нового поколения РБ-389. Официально заявленная цель прибытия — на ремонт. Однако, простояв непродолжительное время у причала, новая техника вспомогательного флота ЧФ принялась за работу, активно включившись в буксировку российских боевых кораблей и судов в акватории Севастополя.
В частности, уже седьмого мая РБ-389 был задействован для перешвартовки корабельного состава в парадный строй в рамках подготовки к празднованию 230-й годовщины со дня основания ЧФ. Впоследствии выяснилось, что операцию по перегону нового плавсредства на главную базу Черноморского флота в обход базовых соглашений по ЧФ РФ российская сторона готовила заблаговременно: еще в Новороссийске на корме буксира была отпечатана надпись "Севастополь" как порт приписки! Теперь нарушитель границы входит в состав отряда судов обеспечения вспомогательного флота ЧФ и покидать украинские территориальные воды не намерен.
Во время последнего обострения украинско-российских отношений, когда Москва начала экономический прессинг Киева, Кремль перешел к открытым формам противостояния при непосредственном участии ЧФ.
В первых числах сентября через российские СМИ командование ЧФ РФ распространило заявление о том, что Украина потребовала от России вывести из Крыма гидрографические суда Черноморского флота. Речь шла о ГС-103 и ГС-402, приписанных к Новороссийской военно-морской базе и находившихся на ремонте в Севастополе.
Срок разрешения на пребывание этих плавсредств в Украине заканчивался 30 августа. Тем не менее, по известным только командованию ЧФ РФ причинам, выход гидрографов в море и возвращение к местам постоянного базирования затягивался на несколько суток. Именно на это обстоятельство указала в своем обращении украинская сторона, предложив получить разрешение на продление сроков нахождения гидрографических судов ГС-103 и ГС-402 в Севастополе. Но российские адмиралы и политтехнологи посчитали излишним соблюдение элементарных юридических норм в международных отношениях. В штабе ЧФ РФ предпочли все сделать по-своему, начав против Киева информационную кампанию.
11 сентября Москва постаралась, без всякого на то разрешения, незаметно провести через морские ворота Украины очередной караван судов Черноморского флота. В этот день спасательный буксир "Шахтер" поспешил завести на буксире в Севастопольскую военно-морскую базу еще два вспомогательных плавсредства ЧФ — спасательный буксир СБ-4 и водолазное судно ВМ-86. Оба буксируемых судна приписаны к Новороссийску.
Но тут Киев возмутился и потребовал от незаконного каравана покинуть украинские территориальные воды и ждать развязки сложившейся ситуации за пределами морских границ Украины. Лишь после согласования проблемного вопроса внешнеполитическими ведомствами двух государств, 14 сентября спасательный буксир СБ-4 и водолазное судно ВМ-86, уже на законных основаниях, зашли в Севастополь на ремонт. Но после истории с буксиром РБ-389 мы уже не исключаем и того, что СБ-4 и ВМ-86 останутся на постоянной прописке в севастопольских бухтах…
А 12 сентября грянул скандал с отправкой из Севастополя в Средиземное море сторожевого корабля "Сметливый". Нарушение экипажем боевой единицы ЧФ порядка прохождения пограничного контроля, с подачи командования Черноморским флотом, было представлено российскими СМИ как провокацию и попытку Украины сорвать выход корабля на боевую службу. А что было на самом деле?
Согласно сообщению Главного управления Министерства доходов и сборов в Севастополе, сотрудники которого были обвинены россиянами в создании конфликта, "выход российского корабля "Сметливый" был задержан представителями пограничных властей из-за ошибок в документах, допущенных представителями российской стороны, ответственными за оформление документов о членах экипажа. Пограничники выявили в списке экипажа значительное количество ошибок — неправильное написание Ф.И.О. членов команды, серий и номеров паспортов, и удостоверений личности офицеров… Представители пограничных властей отказались вносить неправдивую информацию в программу "Гарт" о пересечении границы Украины. Администрация корабля, собрав с членов команды документы, удостоверяющие личность, начала составление нового списка команды".
До устранения ошибок "Сметливый" продолжал находиться в Севастопольской бухте у причала №14 и вышел в дальний поход только в 12.30 вместо запланированных 10.00. Однако в сообщении Главного управления Министерства доходов и сборов в Севастополе не было сказано об одной интересной детали: прежде чем корабль отчалил от причала, российским военным пришлось составлять одну за другой целых три (!) официальных бумаги.
Так, в изначально поданном украинским пограничникам списке из 302 членов экипажа и прикомандированных лиц ошибки в паспортных данных содержались у 50 человек. Характерной неточностью стало указание одних и тех же паспортных данных — серии и номера паспорта — для нескольких лиц.
Неохотно предпринятая командованием похода попытка исправить оплошности в официальном документе оказалась еще более удручающей: представленные для прохождения пограничного контроля новые списки на тех же 302 человека, содержали уже порядка 120 ошибок. На этот раз перепутали все — и номера паспортов, и Ф.И.О. участников похода. Только с третьей попытки, когда российским морякам удалось собрать паспорта членов экипажа, в режиме hot key был составлен новый crew-list, по которому "Сметливый" наконец отправился в Средиземное море.
Что же касается прозвучавших обвинений в "провокации", то украинская сторона склонна считать таковой именно действия моряков российского Черноморского флота. Официальные представители Украины констатировали: за всю историю прохождения пограничного контроля кораблями и судами ЧФ РФ такое колоссальное количество ошибок в одном документе появилось впервые. А ведь сторожевик «Сметливый", по заявлению российских военачальников, — один из самых ходовых кораблей на ЧФ России.
Таковы нынешние реалии взаимоотношений РФ и ее Черноморского флота с Украиной. Нет никаких сомнений, что российское руководство и далее будет активно использовать ЧФ России в своей игре: сегодня в Москве уверены, что все карты — у них, и "дожать" Киев не составит большого труда. Важно, по расчетам Кремля, грамотно завершить розыгрыш годами выстраиваемой комбинации. Отсюда и наглое поведение российского военного флота на украинской земле. Весь вопрос лишь в том, как дальше будет вести себя Украина и ее политическое руководство, сталкиваясь с блефом и угрозами северного соседа.
- Информация о материале
Все-таки Советский Союз в голове – это болезнь. Люди тонны книг про экономику написали, эксперименты по всему миру ставили – любые. Где-то пробовали трудовые отряды с горсткой риса и еженедельными двухчасовыми свиданиями с женой, где-то рабство. В разной форме массу моделей перепробовали. И пришли к простому заключению – свободный рынок и минимальное вмешательство государства в экономику – ключ к успеху и процветанию. Но этот путь нашего премьера категорически не устраивает.
В арсенале Николая Яновича совсем другие старые добрые советские методы. Плановая экономика, мешки с капустой и картошкой в подвалах, запас соли и спичек на антресолях. Борьба со спекулянтами с помощью милиции и прочие старые добрые и неэффективные методы. Казалось бы – пощади грабли, сколько можно на них наступать?! Но не унимается премьер. Как у нас пока еще талоны для пущей социальной справедливости не ввели – непонятно. Упущение Николая Яновича, которое он скоро исправит.
В контексте этой нехитрой идеологии Николай Янович и ориентирует работу всего правительства. На совещании под председательством премьера члены правительства заслушали доклады руководства Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской и Черновицкой областей, а также министра агропромышленной политики и продовольствия Николая Присяжнюка. Темой докладов было состояние выполнения задач и мероприятий государственной программы активизации экономики в агропромышленном комплексе, проведение осенне-полевых работ и обеспечение населения овощами, картофелем, фруктами, а также относительно цен на эту продукцию в регионах.
Казалось бы – совершенно лишние люди собрались. Начиная с профильного министра и заканчивая губернаторами. Никто из них не сеет, ни пашет, не собирает урожай и не везет его на рынок или в магазин. Частные агрохозяйства прекрасно работают без вдохновляющей роли партии и правительства, фермеры сами знают, что и как выращивать. Чиновников на пушечный выстрел к своей работе не подпускают и правильно делают. Нет, не унимается глава правительства.
«Руководителям регионов и крупных городов мы даем поручение принять меры по обеспечению населения овощами. Люди должны иметь возможность купить продукцию этого урожая по нормальным ценам», - говорит премьер. Неужели завтра губернаторы под руководством министра Присяжнюка в поля и фруктовые сады выйдут? Маловероятно. То есть принять меры это будет просто важное чиновничье указание фермерам, как работать лучше, собирать больше и продавать дешевле.
Но Азаров к логике глух и гнет свою линию. Он в очередной раз обратил внимание на важность проведения продовольственных ярмарок в регионах. Да работают рынки где нужно, система десять лет назад самоотрегулировалась, а построенные под Донецком и Киевом по высочайшему повелению мегарынки остались полупустыми. «Это не пустяковый вопрос - это вопрос важный. Поэтому, если нужно помочь в этом - обращайтесь. Таких площадок должно быть достаточно, чтобы наши граждане смогли сделать запасы на зиму», - добавил Азаров. Ну, две бочки квашеной капусты, полный подвал картошки – это Азарову привычно и понятно. И совесть в отдельном флаконе заначена от бдительной супруги в дальнем углу. Мы что, к ядерной войне готовимся? Как весь цивилизованный мир живет, не зная ничего про запасы овощей на зиму? Чем только губернаторы в США занимаются?
Премьер считает необходимым максимальное взаимодействие с органами внутренних дел, налоговой, прокуратуры, чтобы сделать невозможными махинации перекупщиков. Ну, это тоже знакомо. Все беды от коварных спекулянтов, которых нужно беспощадно искоренять. Чистый Советский Союз в голове. Незамутненный. Интересно, в таком возрасте и на такой должности это вообще излечимо? Мне кажется, что вполне излечимо. Нет, состояние ума Николая Яновича и его подход к экономике корректировке уже не поддаются. Но вот спасти страну от этого хождения по кругу очень даже можно. И нужно.
- Информация о материале
На последнем заседании Совета судей Украины были рассмотрены два обращения по вопросам разъяснения отдельных положений Закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» относительно работы близких лиц – от председателя Гайсинского районного суда Винницкой области Василия Ковчежнюка и судьи Чечельницкого районного суда Винницкой области Василия Задорожного.
Предметом разъяснения указаны следующие вопросы: имеют ли право дети судей, председателей судов и их заместителей работать вне непосредственного подчинения в аппаратах тех же судов, где работают их родители? Не станет ли такая ситуация основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения судьи с должности? Является ли законным препятствием для назначения судьи на административную должность работа его ребенка в аппарате этого же суда вне непосредственного подчинения? Кроме того, В. Задорожный просил пояснить, возможна ли работа ребенка судьи на должности его помощника либо на судебного распорядителя, секретаря судебного заседания в том же суде.
Дискуссия, которая разгорелась среди членов Совета, доказывает, что данные вопросы актуальны для всей судебной системы. Очевидно, при поисках ответов на них придется учесть и нынешнее отношение общества к представителям Фемиды. Можно ли установить полный запрет на работу родственников в одном судебном учреждении и не будет ли он равняться запрету на выбор профессии, анализировала «Судебно-юридическая газета».
Наследование профессии детьми от родителей считается положительной практикой во многих сферах. Медики, спортсмены, актеры, кулинары, экономисты, математики и журналисты – многие из них не просто желают, а настаивают, чтобы любимое чадо пошло по пути их специализации. Не являются исключением и юристы. Юридические компании, состоящие из адвокатов-родственников, только приветствуются, ведь это свидетельствует о стойкой приверженности профессии и богатой наработанной практике.
Однако для тех, кто решил связать свою судьбу с государственным механизмом, существуют определенные ограничения в вопросе родственных связей. И это естественно, ведь есть риск возникновения заангажированности при принятии решений от имени государства. А в судебной системе, не секрет, вопрос о таких связях является одним из наиболее острых.
Отметим, что изначально обращение председателя Гайсинского районного суда Винницкой области Василия Ковчежнюка с просьбой о разъяснении некоторых норм Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» 26 апреля с. г. поступило в Совет судей общих судов. Но ССОС счел затронутые в письме вопросы актуальными для всей Фемиды и 24 мая перенаправил его в Совет судей Украины.
Итак, г-н Ковчежнюк просит судейское самоуправление дать ответ на следующие вопросы:
1. Имеют ли право дети судей, председателей судов и их заместителей с учетом предписания ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 4 Закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» работать вне непосредственного подчинения в аппаратах тех же судов, где работают их родители?
2. Не является ли основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с должности судьи, председателя суда, его заместителя работа в аппаратах тех же судов, где они работают, их детей вне непосредственного подчинения?
3. Является ли законным препятствием для назначения на административную должность судьи работа его ребенка в аппарате этого же суда вне непосредственного подчинения?
Судья Чечельницкого районного суда Винницкой области Василий Задорожный со ссылкой на положения того же закона поставил вопрос о том, возможна ли работа ребенка судьи на должности его помощника или на должности судебного распорядителя, секретаря судебного заседания в том же суде.
Аппаратная зависимость
Для начала отметим, что утрата главами местных судов полномочий по кадровым вопросам в отношении работников аппарата была чуть ли не главным камнем преткновения во время судебной реформы 2010 г. Так, если ранее ст. 24 Закона «О судоустройстве» гласила, что председатель местного суда и его заместитель вправе принимать на работу и увольнять работников аппарата суда, присваивать им ранги госслужащих, применять к ним поощрения и налагать взыскания, то с принятием нового закона эти полномочия были переданы в другие руки. В итоге многие председатели жаловались на невозможность повлиять на отдельных нерадивых сотрудников – скажем, объявить выговор либо вовсе уволить их. Хотя когда дело происходило на заседании Высшего совета юстиции или Высшей квалификационной комиссии судей, по большей части такими жалобами руководители судов пытались оправдать собственные промахи в работе.
Основные принципы предотвращения и противодействия коррупции в публичной и частной сферах общественных отношений определены Законом «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Среди прочего, в нем употребляются такие термины, как «конфликт интересов», «непосредственное подчинение», «близкие лица», к которым относятся и дети.
Под непосредственным подчинением (ст. 1 указанного Закона) следует понимать отношения прямой организационной или правовой зависимости подчиненного лица и его руководителя, в т. ч. в виде решения (участия в решении) вопросов о принятии на работу, увольнении с работы, применении поощрений, дисциплинарных взысканий, возражений, поручений и контроля за их выполнением.
Конфликт интересов означает противоречие между личными интересами лица и его служебными полномочиями, наличие которого может повлиять на объективность или непредвзятость принятия решений, а также на совершение или не совершение действий при осуществлении служебных полномочий должностного лица.
Согласно с положениями ч. 1 ст. 9 Закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», профессиональные судьи не могут иметь в непосредственном подчинении близких им лиц или быть непосредственно подчиненными в связи с выполнением полномочий близким им лицам. Правовой статус работников аппарата суда определяется Законом «О государственной службе», о чем говорится в ч. 5 ст. 149 Закона «О судоустройстве и статусе судей». А ч. 1 ст. 30 закона о госслужбе предусматривается, что на государственных служащих распространяются ограничения, предусмотренные антикоррупционным законом.
Очевидно, в данной ситуации основной вопрос заключается в том, является ли карьерная зависимость работника аппарата от главы суда «прямой». Для этого необходимо проанализировать цепочку подчинения (см. рис.). Так, согласно ст. 24 Закона «О судоустройстве и статусе судей», председатель местного суда контролирует эффективность деятельности аппарата суда, вносит руководителю территориального управления Государственной судебной администрации представления о назначении на должности руководителя аппарата суда и его заместителя и об увольнении их с должностей, а также о применении к руководителю аппарата, его заму поощрения или о наложении дисциплинарного взыскания. В свою очередь, согласно ст. 148 указанного Закона, назначает и увольняет руководителя аппарата местного суда, его заместителя, применяет к ним поощрения или налагает взыскания, присваивает ранги госслужащего начальник теруправления ГСА по представлению председателя суда. А работников аппарата назначает и увольняет, а также применяет к ним поощрения и взыскания руководитель аппарата. Получается, что зависимость в этом случае непрямая, однако глава суда является одним из звеньев в цепочке назначения сотрудников аппарата, и участие в этом процессе хоть и косвенно, но принимает.
Что касается помощников судей, тут ситуация несколько иная. Так, согласно ст. 151 Закона «О судоустройстве и статусе судей», помощники судей прикрепляются для кадрового и финансового обслуживания к аппарату соответствующего суда, на них распространяется действие Закона о госслужбе. В ч. 4 данной статьи сказано, что судьи самостоятельно отбирают помощников, но назначается и увольняется такой помощник руководителем аппарата. Кроме того, помощники судей по вопросам подготовки дел к рассмотрению подотчетны только соответствующему судье. Согласно же п. 8 Положения о помощнике судьи, утвержденного ССУ, такой помощник назначается на время выполнения судьей полномочий судьи соответствующего суда. Очевидно, что в данном случае также имеет место определенная зависимость, но по отношению к тому судье, у которого помощник работает. Выходит, ответ на вопрос г-на Задорожного относительно возможности работы ребенка помощником у судьи-отца (вне зависимости от того, председатель тот или нет), скорее всего, будет отрицательным.
Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 9 антикоррупционного закона, в случае возникновения обстоятельств, нарушающих требования ч. 1 этой статьи (т. е. нарушения запрета на работу близких лиц), соответствующие лица принимают меры по устранению таких обстоятельств в 15-дневный срок. Если за это время такие обстоятельства добровольно не устранены, кто-то из близких лиц в месячный срок с момента возникновения обстоятельств подлежат переводу на другую должность, исключающую непосредственное подчинение. В случае невозможности такого перевода лицо, которое находится в подчинении, подлежит увольнению.
Запретят или не запретят?
Наибольшую популярность у парламентариев, как известно, имеют антикоррупционные инициативы – именно они лидируют среди законопроектов, подаваемых в Раду. Своеобразной «бомбой замедленного действия», о которой все уже успели забыть, является законопроект №2069 от 22.01.2013, предложенный народным депутатом Татьяной Слюз. Между тем, Комитет Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией на своем заседании 3 апреля принял решение рекомендовать парламенту принять его за основу, несмотря на то, что эксперты ВР его не одобряют.
Из предложенной народным депутатом редакции абз. 3 и 4 ч. 1 ст. 9 антикоррупционного закона следует, что близким лицам запрещается работать не только в одном госоргане, но и в любом из перечисленных органов, а также в суде любой юрисдикции в пределах одной административно-территориальной единицы. По мнению ГНЭУ, такие ограничения являются чрезмерными. Лица, работающие на руководящих должностях в правоохранительных органах, действительно могут иногда использовать свое влияние, чтобы склонить коллег из других правоохранительных органов способствовать их близким, работающим в системе этих органов, причем такое содействие не всегда правомерно. Однако они могут пытаться содействовать таким образом и более дальним родственникам, и друзьям, бывшим коллегам по работе и т. д. Руководствуясь идеей, на которой построен проект, всем этим лицам также следует запретить работать в системе правоохранительных органов и в судах. Но в таком случае возникает система чрезвычайно широких ограничений конституционного права граждан на труд.
В общем, на взгляд экспертов, работа близких лиц в одной системе государственных органов, если между ними отсутствует непосредственная подчиненность, содержит даже меньше коррупционных рисков, чем занятие аналогичных должностей однокурсниками, бывшими коллегами по работе и т. д. И предложенные проектом положения вряд ли дадут существенный положительный эффект в борьбе с коррупцией. Однако, как отмечает ВСУ, при реализации этих положений может возникнуть ситуация, что со своих должностей вынуждены будут увольняться люди, которые всю жизнь посвятили работе в правоохранительных органах.
Как бы то ни было, но парламент свой вердикт по законопроекту еще не вынес – он до сих пор ожидает рассмотрения.
Отвечать придется
Стоит сказать, что г-н Задорожный возлагает на ССУ большие надежды. Так, ранее он обращался к на тот момент министру юстиции Александру Лавриновичу, но ответ получил от его зама Андрея Седова, который после перечисления общеизвестных положений законов отметил, что письма министерств, других центральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами и носят лишь «разъяснительный, информационный характер».
Что же решит Совет? Как отметили члены ССУ, с одной стороны кажется правильным, чтобы подобные ситуации были исключены. Но с другой стороны, будет ли правильным запретить некоторым людям работать на определенных должностях с учетом права на профессиональную деятельность?
«Все-таки судьи на административных должностях должны избегать таких ситуаций, когда может иметь место конфликт интересов, – отметила член ССУ, судья Верховного Суда Галина Каныгина. – Однако когда лицо занимает должность судьи, а его ребенок – должность, не предусматривающую непосредственное подчинение, это не основание говорить о коррупции, и категорически говорить о недопустимости такой ситуации не стоит. Думаю, такие вопросы должны решаться в индивидуальном порядке».
К единому мнению члены ССУ в итоге так и не пришли, решив проанализировать вопрос более глубоко, в т. ч. с точки зрении поведения ребенка и отца. Как подчеркнула секретарь ССУ Татьяна Козырь, «возможно, отец сказал сыну: «Если ты сюда пришел, я ожидаю от тебя втрое больше, чем от остальных!» И за что тут наказывать?».
Отметим, что Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» относительно реализации государственной антикоррупционной политики» от 14 мая с. г. изменения внесены, в частности, в ч. 5 ст. 127 Закона «О судоустройстве и статусе судей», которая регулирует правовое положение и полномочия Совета судей Украины, – в виде дополнения п. 6 положением о том, что ССУ осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства по урегулированию конфликта интересов в деятельности судей КСУ и судов общей юрисдикции, председателя и членов Высшей квалификационной комиссии судей, председателя Государственной судебной администрации и его заместителей. Выходит, так или иначе, но судейскому самоуправлению ответ дать придется. И от того, каким он будет, может зависеть дальнейшая судьба не одной юридической династии.
Комментарии
Татьяна Козырь, секретарь Совета судей Украины
– Хочу сказать о том, как это воспринимает общество. Были даже такие позиции, что если отец – судья, то сын или дочь вообще не имеют права работать в судебной системе, а если он – председатель суда в одной области, то дети не могут работать даже в другой области. Но на мой взгляд, нужно придерживаться здравого смысла. Есть четкие предписания антикоррупционного закона о непосредственном подчинении. Когда-то, занимаясь трудовым правом, я нашла постановление Совета народных Комисаров УССР, которым было запрещено непосредственное подчинение родителей и детей. Еще слова «коррупция» не знали, а работа родственников в прямом подчинении друг у дуга уже была запрещена. Однако в жизни случается разное.
Необходимо изучить инструкцию: где пересекаются отец-судья и сын-помощник, имеется ли влияние. Если будет обнаружено, что отец консультируется со своим сыном и что-то решает по итогам таких консультаций, это предмет для разговора. А если ребенок выдержал конкурс и работает на совесть, за что выгонять с работы его или отца? Мы не говорим о династии, но говорим о взвешенности.
Владимир Колесниченко, член Высшего совета юстиции
– Если исходить из норм процессуального законодательства или Закона «О судоустройстве и статусе судей», председатель суда никоим образом не может влиять ни на судью, ни на работника аппарата, независимо от того, кем они ему приходятся. Председатель не принимает их на работу, не увольняет, не поощряет. Для этого есть руководитель аппарата и органы судейского самоуправления. А если отталкиваться от норм Закона «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» и Закона «О государственной службе», в ситуации, когда близкие родственники работают в одном суде, может быть конфликт интересов. Например, если суд состоит из 3 или 4 судей, двое из которых являются родственниками, из-за родственной связи невозможно сформировать коллегию. Такой ситуации допускать нельзя. Поэтому, на мой взгляд, недопустимо, чтобы родственники работали в одном суде.
Раиса Ханова, зампредседателя Совета судей Украины
– Совет судей Украины уже выработал определенную позицию по этому вопросу. С учетом международных стандартов, мы пришли к выводу, что судьям лучше избегать положения, при котором их родственники работают с ними в одном суде, дабы не подрывать доверие к правосудию. Если же такая ситуация имеет место, это не является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, т. к. нет прямого подчинения и соответственно конфликта интересов.
Анатолий Бабий, член Совета судей общих судов
– Лучше, чтобы ответ на данный вопрос был четко оговорен в Законе «О судоустройстве и статусе судей». На сегодняшний день законодательно такая работа не запрещается. Главное, чтобы один человек не был в подчинении у другого. В плане этики и морали, оценки обществом работы судей и их родственников это, конечно, социально значимо. Общество на такие ситуации смотрит, мягко говоря, неодобрительно.
Владимир Британчук, судья ВССУ
– Таких случаев очень много. Но если какая-то ветвь власти из трех введет для себя какие-то ограничения по родственному признаку, наверное, надо вводить аналогичные и для представителей других ветвей. Безусловно, суд – это орган власти, и должны быть исключены любые сомнения в законности и обоснованности судебных решений. В т. ч. не должны возникать вопросы родственных отношений.
Константин Кравченко, член Высшего совета юстиции
– Я думаю, что это немного неэтично, потому что все-таки какая-то зависимость будет существовать. У нас много примеров, когда работают супруги, но в разных судах, либо когда один из них прокурор, а другой – судья. Когда задают вопрос, может ли считаться такая ситуация основанием для увольнения за нарушение присяги судьи, это абсурд. Когда я начинал работать судьей, жена заканчивала тот же вуз, что и я, выбрала такую же специальность. Мы стали работать в юстиции, но оба – не в судебной системе. Маленький городок, маленький суд, и она стала адвокатом. Но недавно я столкнулся с тем, что в маленьком суде (5 человек) муж – председатель суда, а жена – судья. Впрочем, этот брак они только зарегистрировали, возможно, потом и поставят вопрос о переводе в другой суд. Все же нежелательно, чтобы родственные связи присутствовали в работе тех, кто представляет государство.
Елена Мелешак, председатель Шевченковского районного суда Киева
– Однозначно близкие родственники судей, председателя суда, заместителя председателя не могут работать с ними в одном суде. Это работа, а работа требует определенной ответственности, принятия решений, в т. ч. о привлечении к дисциплинарной ответственности. В ситуации же, когда родственники работают в одном суде, могут иметь место личностные, субъективные факторы. Такая ситуация может способствовать напряженности в коллективе, в котором должно быть единение и понимание того, что руководитель справедливо и непредвзято относится ко всем.
Елена Первушина, председатель Голосеевского районного суда Киева
– Проблему родственных связей в судах, на мой взгляд, стоит урегулировать более четко, ведь чем меньше будет вариантов для разночтения, тем легче будет соблюдать закон. Но ситуации бывают разные, многое зависит от мировоззрения и воспитания. Например, один председатель суда будет спрашивать со своего ребенка по всей строгости, а другой, наоборот, предоставит ему массу поблажек. Поэтому необходимо четко урегулировать этот вопрос: либо могут близкие родственники работать в одном суде, либо нет.
Павел Гвоздик, заместитель председателя ВССУ
– Мы в свое время занимались этой проблемой, и я хочу сказать, что она часто имеет еще более сложный характер, когда, скажем, есть заместитель – некий судья, а его сын также работает судьей. Безусловно, сложилось так, что общество нас сейчас ориентирует на то, что таких вещей следует избегать. С одной стороны, возможно, это является недопустимым для лица, которое занимает должность судьи, более того, судьи администрирующего. Но с другой стороны, когда речь идет о ребенке судьи, это означает, что мы вводим определенный запрет на профессию. В законе ограничения прописаны для тех, кто занимает должность судьи, для остальных таких ограничений нет. Очевидно, что мы не должны самостоятельно создавать таких препятствий и не должны относиться к этому с чрезмерной нетерпимостью. Единственное, что нужно делать нашим коллегам, занимающим административные должности, это избегать непосредственного подчинения себе своих детей. Если отец – председатель суда, а сын работает секретарем или помощником, вне непосредственного подчинения, я не вижу в этом катастрофы. Это обычная ситуация, которая время от времени возникает в жизни. В Ивано-Франковской области мы, например, решали такую дилемму путем разделения таких сотрудников по соседним районам. Однако это не всегда возможно, иногда – из-за проблемы с обеспечением жильем.
- Информация о материале
Страница 907 из 1561
