Банковские депозиты украинцев могут в одночасье превратиться в бумагу. В ближайшее время депутаты намерены принять законопроект №2845 «Об усовершенствовании механизма обращения финансового векселя». Среди прочих новаций документ предлагает внедрить в Украине выпуск банковских векселей, которые должны стать альтернативой безналичной гривне. Такие бумаги будут своего рода гарантией, подтверждающей обязательства банковского учреждения уплатить владельцу векселя определенную сумму в назначенный срок. Полномочия по контролю эмиссии ценных бумаг банками получит НБУ. Регулятор также сможет определять основные правила выпуска, обращения и погашения этих бумаг финучреждениями.

Введение финансовых банковских векселей де-факто позволит банкирам брать отсрочку для выполнения своих финансовых обязательств в денежной форме. Этот механизм может быть использован ими для расчетов друг с другом или соблюдения финансовых нормативов. Однако эксперты не исключают, что в случае необходимости банкиры начнут вручать бумаги и вкладчикам-физлицам. «Поскольку законопроект не устанавливает каких-либо ограничений для выдачи банковских векселей, в том числе и физлицам, финучреждения будут иметь право возвращать депозиты такими ценными бумагами. Возможность возвращать вклады в «иной форме» (то есть в неденежной) оговаривалась Центробанком еще в 2004 году в письме от 18.08.2004 г., №18-111/3249-8378, в котором он разъяснял банковские аспекты Гражданского кодекса Украины», — рассказал «k:» адвокат Игорь Реутов, руководитель департамента АФ «Грамацкий и партнеры».

По данным НБУ, на 1 мая 2013 года депозиты физлиц в украинских банках составляли 395,4 млрд. грн. В случае обострения в стране кризиса и возникновения новых проблем у финучреждений часть этих денег может вернуться к владельцам в виде ценных бумаг. Такой метод расчетов вполне может стать альтернативой мораторию на выдачу депозитов, который вводился Нацбанком осенью 2008 года. Его также могут задействовать, чтоб уберечь от банкротства Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ), если проблемы возникнут у крупного банка. Общая сумма средств, аккумулированных фондом на 1 мая 2013 года, составляла всего 5,4 млрд. грн. В то же время объем обязательств финучреждений первой десятки перед физлицами колеблется в диапазоне от 10 до 87 млрд. грн. Депутаты уже неоднократно вносили на рассмотрение законопроекты, предполагавшие экономию средств ФГВФЛ. Последней подобной инициативой стал зарегистрированный в конце апреля законопроект №2949 «О внесении изменений в Закон Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» (относительно суммы предельного размера возмещения средств по вкладам). Документ предложил снизить сумму предельного возмещения средств по вкладам до 12 минимальных заработных плат. Если законопроект будет принят, в 2013 году максимальный размер компенсации из фонда может упасть до 13 764 грн. Это в 14,5 раза меньше суммы возмещения, предусмотренной действующим законом (200 тыс. грн.).

Эксперты считают, что возможность банков рассчитываться с физлицами векселями спровоцирует на рынке новые скандалы. Если финучреждение прогорит, выданные им бумаги автоматически потеряют какую-либо ценность. «Если у банка возникнут финансовые проблемы и его активов не хватит для погашения задолженности перед вкладчиками, данные векселя автоматически утратят интерес для будущих покупателей. Как следствие у вкладчиков возникнут проблемы с возвратом своих средств. Банк также может объявить себя банкротом и погасить долги в пределах существующих активов, размер которых может быть значительно меньше суммы задолженности, по которой выданы векселя», — поясняет адвокат Денис Писанный, партнер юридической компании «TIC». Возможна также ситуация, при которой векселя будут либо погашаться за «откат», либо их будут погашать только нужным людям. В итоге векселедержатели будут вынуждены продавать их с большим дисконтом, теряя часть накопленных сбережений. «Если такие финансовые инструменты все же будут использоваться в отношениях с физическими лицами, они должны индоссироваться (передаваться) как и обычные векселя и приниматься в качестве оплаты за поставленные товары и услуги. Кроме того, было бы логично, если бы банковские векселя принимались самими финансовыми учреждениями в качестве исполнения перед ними денежных обязательств, например, погашение кредита», — отмечает Игорь Реутов. Однако будет ли у вкладчиков проблемных банков такая возможность, неизвестно.

Наше повествование — об одной малоизвестной ныне статье Закона "Об обязательном государственном пенсионном страховании": "Добровольное участие в системе общеобязательного пенсионного страхования" (ст. 12). Ее появление в обновленной редакции закона (2004) позволяло надеяться на прорыв во взаимоотношениях граждан Украины и государственной социальной системы. Ибо в непредвзятом понимании содержательная часть статьи может быть прочитана так: лица, по тем или иным причинам не имеющие отношений с Пенсионным фондом в общеустановленном порядке, имеют право заключить с фондом договор добровольного пенсионного страхования. Договор заключается на будущий период (не менее чем на год), но в момент заключения договора граждане имеют право внести пенсионные взносы за некоторый предыдущий период и таким образом восстановить пенсионный стаж.

Вроде как прорыв в отношениях государственного страхового фонда со своими клиентами: переход от существующих "надзорных отношений" к созданию "мягких" условий добровольного присоединения к общегосударственной страховой программе за счет своих собственных накопленных средств. В условиях, когда граждане зарабатывают средства где и как придется, это могло бы стать разумным компромиссом для тружеников теневой экономики (иногда имеющие статус безработных), трудовых мигрантов, разного рода "самозанятых лиц" (индивидуальная профессиональная деятельность, фермерские и домашние хозяйства) и т. д. и т. п.

Однако прорыва не произошло. Потому что есть содержательное видение статьи, приведенное выше, есть сама статья закона, а есть современное видение ситуации со стороны пенсионных органов.

История такова. Статья закона пролежала мертвым грузом без необходимых подзаконных актов практически до того момента, когда на пике финансового кризиса 2008 г. правительство Юлии Тимошенко озаботилось провалом Пенсионного фонда и вспомнило о "потребностях" зарубежных трудовых мигрантов. Немедленно появились инструкции об их добровольном (и даже заочном!) присоединении к этой программе. А самое главное — указывалось, куда присылать валюту для зачисления. В апреле нынешнего года данную нормативную базу усовершенствовало правительство Николая Азарова. Технические новшества касались того, на какой счет зачисляется валюта, каким образом конвертируется в гривню, по какому курсу засчитываются взносы и каким образом в обратном порядке (на основании суммы взносов) рассчитывается заработная плата (доход) для дальнейшего исчисления пенсии.

То есть в подзаконных нормативных актах государственная власть усиленно продвигает интересы двух категорий: украинских граждан, работающих за границей, и иностранцев, работающих в Украине. При том что сами эти категории в подобных услугах почти не нуждаются. Наши трудовые мигранты всячески пытаются закрепиться за границей и большинство из них свою пенсионную судьбу с исторической родиной не связывает. А если и связывает, то просит совсем о другом: о заключении межгосударственных соглашений, по которым взаимно засчитываются взносы, уплаченные в соответствии с законодательством других стран. Потому как при легальном трудоустройстве в чужой стране все равно приходится платить местные взносы. Да плюс еще здесь — "в добровольном порядке".

Точно так же, "в принудительном порядке", платят в отечественный Пенсионный фонд иностранные граждане, легально работающие в Украине. Хотя те из них, кто связал судьбу с Украиной, потихоньку становятся полноправными гражданами и платят на общих основаниях, а остальные вряд ли когда-либо обратятся за отечественным пенсионным пособием. То есть ситуация складывается примерно так: платите, платите — ваши деньги всегда нам пригодятся: мы зачислим их на ваше имя, а то, что из общего котелка их уже никто никогда не заберет, — так это ваша проблема!

Потому на прямой вопрос об официальной статистике — сколько лиц уже воспользовалось такой возможностью, каковы общие тенденции в этом вопросе, преимущества и недостатки подобной процедуры — ответа от Пенсионного фонда так и не последовало. Одни цитаты из нормативных актов.

Официальные разъяснения в отношении прочих категорий граждан, у которых по разным причинам не сложились отношения с Пенсионным фондом, напрочь отсутствуют. Завуалированный бюрократический ответ выглядит примерно так: статья 12 регулирует возможные отношения с фондом для граждан, на данный момент не подлежащих общеобязательному пенсионному страхованию. Если вы работаете в отечественной теневой экономике и официально числитесь безработным, то в этот период вы подлежите общеобязательному пенсионному страхованию, но у вас нет официальных доходов, с которых уплачивались бы взносы. Значит, вам — незачет. Надо работать легально. Вы скопили какие-то средства и теперь хотите финансово искупить прошлую вину, позаботиться о своем будущем? А закон не предусматривает для вас такой возможности. Надо было платить и отчитываться своевременно. Вы тут не за границей.

Почему так? Дело в том, что наши трудовые мигранты давно и уверенно сказали исторической родине, что ничего ей не должны. И поэтому с ними приходится договариваться. А вот местную "теневую экономику" мы еще "нагнем"! Мы ей покажем, что надо было своевременно получать "белую" зарплату и что такие смертные грехи не подлежат финансовому искуплению!

Прямого и ясного ответа на вопрос, каким образом к данной программе могут присоединиться самозанятые лица, члены фермерских и личных крестьянских хозяйств, студенты, безработные, мы не получили. Подозреваем, что для большинства этих категорий четкой процедуры не существует, а должностные лица Пенсионного фонда побоятся брать на себя излишнюю ответственность.

Более того, нам не удалось получить со стороны Пенсионного фонда стратегического видения ситуации. Теневая экономика в стране составляет около 50%. Теневая занятость стала социальной тенденцией. По мере приближения пенсионного возраста эти люди изменяют свою точку зрения и готовы на компромисс за счет собственных средств. Однако реального механизма такой финансовой договоренности (даже с возможными умеренными санкциями) нет и в помине. Пенсионному фонду не нужны ваши средства "задним числом" — сберегайте и обеспечивайте себя сами! А к нам можете обратиться лишь за социальной пенсией.

Подобное бюрократическое цитирование нормативных актов стало уже привычным, когда речь идет о сотрудниках налоговой службы. Подоплека этой позиции известна: "Вы нам должны". Безусловно и в неограниченном количестве. Но позвольте, мы обратились за консультациями в социальный фонд, постоянно балансирующий на грани сведения доходов и расходов. Почему никто не представил стратегическое видение ситуации? Это для нас загадка. Вынуждены предположить, что в балансе Пенсионного фонда уже давно существенную роль играют государственные дотации — настолько существенную, что возможные альтернативные варианты наполнения бюджета не представляют никакого интереса. Бюрократическое следование существующим инструкциям превыше всего.

Конечно, гораздо проще высочайшим решением назначить какой-нибудь глобальный дополнительный взнос с покупки валюты, машин, ювелирных изделий и прочих "предметов роскоши". Но в этом случае опять же неизбежен вопрос: подати в Пенсионный фонд — это налог или сбор? Если налог — то это безусловно и безгранично, а если взнос — то лично за себя и под последующие социальные обязательства. Именно такая игра понятий в отечественной финансовой реальности ставит в тупик специалистов МВФ, категорически возражающих против базирования всякого рода социальных страховых систем на податях с оборота.

Таким образом, за неимением разумных пояснений положений статьи 12 о личном добровольном государственном пенсионном страховании мы вынуждены привести их собственное толкование.

Договором о добровольном участии может быть предусмотрена одноразовая уплата застрахованным лицом взносов за предыдущий период. При этом сумма страховых взносов за каждый месяц не может быть меньше минимального страхового взноса. Вся сумма уплачивается одним платежом в течение 10 дней после заключения договора. Почему столь жесткие условия для стартовой суммы, при том что дальнейшие взносы будут вноситься понемногу как минимум год? Вероятно, в 2004 г. рьяный законодатель решил, что за оказание такой милости он вправе диктовать гражданам любые условия. И они согласятся, ибо нет альтернативы.

В договоре о добровольном страховании нельзя предусмотреть лишь уплату страховых взносов за прошлый период — необходимо последующее действие договора в течение года с планомерными ежемесячными взносами. Зачем такая обязательная увязка? Предполагаем, что злобный законодатель в 2004 г. предполагал использовать ее как инструмент "осветления" трудового рынка. Льготное право предоставляется вам однократно при условии, что в дальнейшем вы обязуетесь прилежно платить текущие взносы. Но что такое оговоренный срок в один год для общего пенсионного стажа — сущая мелочь! Должно ли это коренным образом перевоспитать человека? Сомнительно. На самом деле человек принимает для себя подобное решение исходя из совсем других побудительных мотивов. Действительно ли действенна подобная нормативная увязка? Или это только повод для глубокомысленных разъясняющих консультаций? Опять же — побеседовать по существу вопроса в Пенсионном фонде оказалось не с кем.

Вы можете уплатить пенсионные взносы (восстановить пенсионный стаж) за период любой продолжительности, начиная с 2004 г. (начало действия новой редакции закона) до настоящего времени. Почему именно так? Понятно, что закон вроде бы обратной силы не имеет. Но подобный подход обычно используется относительно усиления санкций и ответственности. А если речь идет о добровольном искуплении прошлых финансовых грехов, то вроде было по-другому. Возможно, суровый законодатель изначально не мог предположить действенность подобной меры и потому ограничил временные рамки? Тогда не пора ли пересмотреть подобное ограничение? Потому что множество социальных взносов не было уплачено именно в 90-х годах, а теперь эти люди подходят к своему пенсионному возрасту и готовы на компромиссное решение за счет своих собственных средств.

Лица, желающие заключить договор добровольного пенсионного страхования, "подают в отделение Пенсионного фонда соответствующее заявление и документы в соответствии с перечнем, утвержденным Правлением пенсионного фонда": документ, удостоверяющий личность, копию справки о присвоении идентификационного кода, трудовую книжку. В течение тридцати дней фонд будет рассматривать эти документы, проверять указанные в них сведения, а при необходимости затребует дополнительные пояснения. Вот интересно, а сразу после удостоверения личности просителя Пенсионный фонд не может самостоятельно установить его статус по своей персонифицированной базе пенсионных взносов, которую он, настойчиво насилуя бухгалтеров и граждан, собирает с 2000 года?

Если же гражданину не удалось договориться с работодателем и тот официально уплачивает за него лишь минимальный взнос, работник считается уже участвующим в общегосударственной системе пенсионного страхования на общих основаниях. Если вдруг он решит из собственных средств доплатить свои взносы, то окажется нарушителем установленных правил и чуть ли не преступником, покушающимся на целостность страховой системы. Потому что должен был пойти и "настучать" на работодателя, а не пытаться решить свою проблему самостоятельно.

Наконец, принципиальный подход: готова ли страховая пенсионная система принимать взносы в счет будущих выплат на основе разумного расчета страховых рисков (то есть сведения доходов и расходов)? Если да, то нет принципиальной разницы, в какой момент внесены эти страховые средства. Важно, чтобы они были достаточными.

Итак, в массовой реализации процедуры добровольного пенсионного страхования видятся две принципиальные проблемы. Первая. Если разрешить разово замаливать прошлые грехи (восстанавливать пенсионный стаж за деньги), то может увеличиться количество финансовых грешников в текущем периоде, рассчитывающих на будущее искупление. Вторая. Сам солидарный Пенсионный фонд настолько глубоко и надолго застрял в государственных дотациях, специальных и льготных пенсиях, что здравый финансовый страховой расчет в его балансе практически невозможен. Соответственно, положения пенсионного законодательства формулируются на уровне логического мышления: "логично—нелогично", "полезно—бесполезно", "вроде бы имеет смысл", "срочно нужно для электората". Доказательная база для серьезных финансовых расчетов в этом случае попросту отсутствует. Но, как оказалось, в сегодняшних условиях разговоры на эту тему вести не с кем.

В процессе интеграции Украины в европейское сообщество камнями преткновения становятся проблемы в разнообразных социальных, политических и экономических сферах, в т. ч. и в части недискриминации. Правоотношения, возникающие в этой плоскости, регулируются Конституцией Украины, Законом Украины №5207-17 «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине», а также иными нормативно-правовыми актами.

Так, согласно Закону №5207-17, под дискриминацией следует понимать любое ущемление прав человека и гражданина по этническим, языковым, гендерным, политическим и иным признакам. Более того, сам этот термин разделен на непрямую дискриминацию, т. е. непроизвольные ограничения при применении одинаковых правовых норм к разным категориям лиц, и прямую, т. е. умышленное ущемление прав. Существенным напоминанием о недискриминации являются также ст. 2-1 КЗоТ, регламентирующая равенство всех категорий лиц при реализации права на труд, и ст. 161 УК, согласно которой попирание расового, национального или религиозного достоинства может грозить штрафом или лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.

Кто понесет бремя доказывания?

Однако, исходя из рекомендаций ЕС относительно мер по недискриминации, парламентарии пришли к выводу о необходимости усовершенствовать отдельные положения законодательства. На данный момент постановлением ВР №2342/П принят за основу законопроект №2342 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия дискриминации в Украине». в законопроекте предлагается защищать право на труд лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, о чем будет указано в КЗоТе, усилить уголовную ответственность, а также декриминализировать отдельные категории дискриминации, которые не содержат состава уголовного правонарушения.

Кроме этого, груз ответственности по доказыванию фактов, позволяющих предположить, что имела место дискриминация, будет возложен на ответчика (ст. 60 ГК), значительно расширяется сфера применения закона об Уполномоченном ВР по правам человека, вносятся редакционные изменения в некоторые терминологические определения. Например, дискриминацию предлагается трактовать не как деяния, а как ситуацию, в которой лицо может быть подвержено ущемлению прав. Добавляются термины объявленное намерение о дискриминации – публичные действия, направленные на разглашение желания обращаться с лицом и/или группой лиц, имеющих определенные признаки, менее благосклонно, чем с другим лицом и/или группой лиц, и пособничество в дискриминации – любая сознательная помощь в решениях, действиях, бездеятельности, в результате которых возникла ситуация, когда лицо и/или группа лиц, имеющих определенные признаки, подвергаются или могут подвергнуться ограничениям в любой форме.

В Украине нет украинофобии?

Следует отметить, что наряду с законопроектом №2342, был подан альтернативный проект №2342-1, отклоненный парламентариями как утративший актуальность. Основным его отличием стало введение термина украинофобия – форма дискриминации, которая заключается в решениях, действиях или бездействии, направленных на унижение Украины как государства, украинской нации, культуры, языка, истории и традиций. Однако парламентарии обратили внимание на то, что определение в проекте украинофобии как одной из форм дискриминации и установление за нее уголовной ответственности будет противоречить конституционным предписаниям относительно запрета всех форм дискриминации, а именно ст. 24 Конституции Украины, которой, в частности, установлено, что не может быть привилегий или ограничений по признакам этнического происхождения.

«Граждане Украины, имеющие инвалидность»

А вот вопрос о том, кто может стать объектом дискриминации, а также о правовых аспектах защиты от нее, стал основанием для проведения международной конференции «Равенство и недискриминация: прогресс в реализации законодательства и политики» при участии Уполномоченного ВР по правам человека Валерии Лутковской, руководителя антидискриминационной секции офиса верховного комиссара ООН по правам человека Юрия Бойченко, первого заместителя председателя Конституционного Суда Украины Сергея Винокурова, представителей законодательной власти, Министерства юстиции, общественных организаций.

В ходе обсуждения выяснилось, что дискриминация может быть легитимной в рамках конкретно взятой общественной системы. Например, такая ситуация сложилась для граждан Украины, имеющих инвалидность. К слову, именно такое определение было предложено председателем Комитета Верховной Рады Украины по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Валерием Сушкевичем, посчитавшим, что общеупотребляемый термин люди с ограниченными возможностями не отвечает сегодняшним реалиям. Оказывается, лишаясь тех или иных физиологических функций, украинец автоматически лишается ряда прав, данных ему Конституцией Украины (например, права на доступ к правосудию ввиду отсутствия пандусов в зданиях судов), что абсолютно органично воспринимается как им самим, так и обществом в целом.

Попытка изменить ситуацию была предпринята в 2009 г., когда Украина ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеи от 13 декабря 2006 г. Однако, реально воплотить в жизнь постулаты Конвенции не удается и по сегодняшний день. Так, в 2012 г. на нужды, обусловленные Конвенцией, было заложено не более 12% от необходимой суммы, а в 2013 г. – еще на 2% меньше.

Гендер имеет значение?

Кроме проблем граждан, имеющих инвалидность, особое внимание было обращено на дискриминацию по признаку гендера. Не секрет, что в некоторых сферах трудовых отношений принадлежность к женскому полу ставит соискателя должности в заведомо невыгодное положение. Например, женщин не только неохотно берут на работу в структуры ОВД, но и при трудоустройстве в гражданской сфере им предлагают подписывать документ, подтверждающий согласие на добровольное увольнение в случае беременности. На сегодня права женщин защищаются со ссылкой на Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой резолюцией 34/180 Генеральной ассамблеи от 18 декабря 1979 г., а также Факультативный протокол к этой Конвенции, принятый резолюцией 54/4 от 10 декабря 1999 г.

Более подробная информация о том, как понимаются отдельные права, защищенные Конвенцией, находится в таких общих рекомендациях:

• насилие в отношении женщин – общая рекомендация №19, 1992 г.;

• равенство в браке и семейных отношениях – общая рекомендация №21, 1994 г.;

• женщины в политической и общественной жизни – общая рекомендация №23, 1997 г.;

• женщины и здоровье – общая рекомендация №24, 1999 г.

А общая рекомендация №25 предоставляет важную информацию о «временных специальных мерах», которые должны принимать государства-участники для активизации достижения фактического равенства между мужчинами и женщинами. Данная конвенция пока не ратифицирована Украиной, невзирая на ее ратификацию такими странами, как Азербайджан (1995 г.), Алжир (1996 г.), Бахрейн (2002 г.), Ботсвана (1996 г.), Габон (1983 г.), Йемен (1984 г.), Катар (2009 г.), Кувейт (1994 г.), Ливан (1997 г.), Оман (2006 г.) и др. а вот Факультативный протокол к ней действует у нас с 2003 г. Согласно этому протоколу, государство-участник признает компетенцию Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, в функции которого входит рассмотрение сообщений от лиц, пострадавших от дискриминации.

Иные формы дискриминации

Исходя из результатов выборочного исследования, проведенного Госкомстатом, можно говорить о том, что большинство респондентов считает, что не должно существовать преимуществ, а также дискриминации в оплате труда и при приеме на работу отдельных категорий работников: женщин по сравнению с мужчинами – 85,9 и 75,3%; работников, которым более 50 лет, по сравнению с теми, кому 30–49 лет – 80,7 и 67,2%; работников, которым 30–49 лет, по сравнению с теми, кому меньше 30 – 80,3 и 75,0%; женщин с детьми по сравнению с женщинами без детей – 65,1 и 58,3%; мигрантов в пределах Украины по сравнению с постоянными жителями данной территории – 81,0 и 67,6%; иммигрантов в Украину по сравнению с лицами, которые родились в Украине – 75,9 и 62,5% (по данным http://www.ukrstat.gov.ua).

Для устранения указанных негативных социальных проявлений парламентарии вынесли на рассмотрение законопроект №2427 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях» относительно усиления ответственности работодателей за проявление дискриминации в сфере труда. Этим документом предлагается ввести административную ответственность за любую дискриминацию в сфере труда, в т. ч. при приеме на работу, в части нарушения принципа равенства прав и возможностей, прямого или непрямого ограничения прав работников в зависимости от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического, социального и иностранного происхождения, возраста, состояния здоровья, инвалидности, подозрения или наличия заболевания ВИЧ/СПИД, семейного и имущественного положения, семейных обязанностей, места жительства, членства в профессиональном союзе или другом объединении граждан, участия в забастовках, обращения или намерения обратиться в суд или другие органы за защитой своих прав или оказания поддержки другим работникам в защите их прав, по языковым или другим признакам, не связанным с характером работы или условиями ее выполнения, если это прямо не предусмотрено законом. Пока законопроект не нашел должной оценки.

Комментарии

Юрий Бойченко, руководитель антидискриминационной секции Офиса Верховного комиссара ООН по правам человека

– Вопрос расизма достаточно злободневный. Он обсуждается на международном уровне, особенно в части степени ответственности. Поскольку ответственность зависит от того, является ли подобное проявление проступком или уголовным правонарушением, она может быть как административной, так и уголовной. Скажем, вопросы, связанные с возбуждением национальной ненависти, которые могут приводить к серьезным беспорядкам в обществе и государстве, безусловно, должны решаться в области уголовного правосудия. Например, в России около 7–8 лет назад не было серьезного уголовного преследования деяний, имеющих признаки расизма. Подобные правонарушения относились к сфере хулиганства и прочих бытовых отношений. Однако благодаря помощи многочисленных правовых организаций Министерство внутренних дел РФ выработало четкую позицию по вопросам характера таких правонарушений. Расовый аспект учитывается и судами при вынесении решений.

Валерия Лутковская, Уполномоченный ВР по правам человека

– Не так давно в Украине был принят базовый закон, касающийся внедрения антидискриминационной политики, а сейчас на рассмотрении в Верховной Раде находится проект закона о внесении изменений в него для того, чтобы усовершенствовать защиту лица от дискриминации в реализации его конституционных прав. Мы достаточно часто не знаем, когда нарушаются наши права и, соответственно, не имеем возможности обезопасить себя от подобного нарушения. Что такое дискриминация, мы уже определили в базовом законе. Не могу сказать, что это определение является совершенным, однако оно вполне достаточно для понимания того, когда нарушаются права человека путем его дискриминации. Основания для дискриминации могут быть как традиционными, когда, например, согласно украинским традициям, определенную работу могут выполнять только представители того или иного пола, так и финансово-экономическими, когда действительно нет средств на то, чтобы оборудовать здания, в которых размещены государственные органы, надлежащим образом. Поэтому и вопрос о дискриминации на территории Украины должен рассматриваться комплексно.

Сергей Винокуров, первый заместитель председателя Конституционного Суда Украины

– Конституционный Суд Украины является специфическим институтом, который, невзирая на участие в разнообразных конференциях, в т. ч. и научных, не сотрудничает ни с одним органом власти. Приоритеты в деятельности Конституционного Суда определяются исключительно Конституцией Украины и иными законами. в то же время, при рассмотрении споров судьи Конституционного Суда всегда принимают во внимание позицию Уполномоченного Верховной Рады по правам человека. Поскольку он является субъектом обращения, все его обращения рассматриваются принципиально. И если говорить о сотрудничестве, то именно при рассмотрении обращений имеет место сотрудничество КСУ и Уполномоченного по правам человека. Более того, при исследовании каждого рассматриваемого нами вопроса мы обязательно учитываем позицию украинских и международных экспертов по правам человека.

Алина Панченко, директор Департамента конституционного, административного и социального законодательства Министерства юстиции Украины

– Европейский выбор Украины определяет концептуальные подходы к обеспечению европейских стандартов в сфере защиты прав и свобод человека, и гражданина. Определяющую роль в их обеспечении в каждой стране играет Основной закон. Именно в Конституции фиксируются исходные положения взаимоотношений человека и государства. в Конституции Украины воплощены достижения международного опыта в сфере защиты прав человека, и почти треть ее статей непосредственно посвящена данному вопросу. Текс большинства этих статей отвечает международным стандартам по правам человека.

Аксана Филипишина, представитель Уполномоченного по вопросам соблюдения прав ребенка, недискриминации и гендерного равенства

– Принцип равенства прав и возможностей является одним из основных для обеспечения прав человека. Свобода от дискриминации гарантируется, прежде всего, Конституцией Украины, а также международными нормативно-правовыми актами, к которым Украина присоединилась. в тоже время, практическая сторона предотвращения дискриминации на территории Украины является одной из проблемных сфер. Об этом говорят не только мониторинг ситуации, проведенный Уполномоченным по правам человека, но и полученные данные в рамках второго цикла Универсального периодического обзора*, около 30% которых касаются проблем дискриминации. Сегодня, к сожалению, не отработан эффективный механизм доступа пострадавших от дискриминации к правосудию, возобновления их прав и компенсации материального и морального вреда. в законе о противодействии дискриминации требует пересмотра ряд основных понятий – собственно дискриминации, а также ее отдельных форм – прямой и непрямой дискриминации.

*Универсальный периодический обзор (УПО) (англ. The Universal Periodic Review, UPR) – крупнейший мировой механизм мониторинга соблюдения прав человека, в рамках которого каждая страна-член ООН должна отчитываться, как она соблюдает права и свободы человека, и получать критическую оценку своего отчета.

Валерий Сушкевич, председатель Комитета Верховной Рады по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов

– Для начала стоит остановиться на терминологической сентенции «люди с ограниченными возможностями». Сегодня мы можем говорить о том, что человек с инвалидностью имеет неограниченные возможности, поэтому сам термин является неудачным. Вместо него я предлагаю использовать термин «гражданин Украины, имеющий инвалидность», который не противоречит действующему законодательству и является понятным для носителей языка. Проблема реализации своих прав людьми, имеющими инвалидность, в украинском обществе состоит в том, что ограничение определенных физиологических функций совершенно естественно воспринимается социумом как ограничение определенных прав.

Как выяснилось, Президент Украины приезжает на работу поздно, а оставляет рабочее место - очень рано. Не перерабатывает...

К какому времени вы спешите на работу? К восьми утра? К девяти? К десяти?

Тогда вы точно не Президент Украины. Виктор Янукович на работу не спешит. Это мы установили, проведя небольшое расследование.

Но это стало для нас неожиданным открытием. Потому что сначала мы поставили себе несколько иную цель: выяснить, сколько людей задействовано в ежедневных перекрытиях дорог Киева во время движения кортежа Президента на работу и с работы и в какую копеечку это обходится налогоплательщикам.

Вы же знаете, что Виктор Янукович еще не готов перенять в этом вопросе европейские манеры -- передвигаться так, чтобы не доставлять хлопот другим.

В украинских реалиях - все по-другому. Дважды в день многокилометровые "пробки" на дорогах, которые ведут в резиденцию "Межигорье", где поселился Янукович, становятся для киевлян и гостей столицы настоящим стихийным бедствием. Стоя в них, почти физически ощущаешь, как бесцельно проходит жизнь, в то время как вип- житель села Новые Петровцы Виктор Янукович наслаждается ею.

Эту транспортную кому создают искусственно. Ее цель - обеспечить беспрепятственный проезд Президента, не скованного определенными ограничениями морали.

Черные ворота

От Межгорья, где живет Виктор Федорович, до Банковой, где он работает, -- 26 километров.

По большей части путь из Новых Петровцов идет прямо чуть ли не к самому центру столицы, однако на нем мы все же насчитали 26 перекрестков: 11 - на окраинах города и 15 - в самой столице. На каждом из них проезд Януковича обслуживают экипаж ГАИ в составе двух мужчин и два "беркутовца". И одни, и другие -- в служебных автомобилях.

...В село прибываем в шесть часов утра. На одном из домов замечаем табличку "вул. Межигірська". Очевидно, нам сюда. Горбатая дорога впечатления не производит. По бокам -- скромные крестьянские домики. Закрадывается сомнение: неужели этим "убитым" путем ездит сам Президент? Впрочем, через сотню метров из низины выныривает высоченный зеленый забор, обнесенный колючей проволокой и с видеокамерами. Посредине - массивные ворота. С левой стороны -- автостоянка, с правой -- небольшая пристройка. Из нее нам навстречу сразу выбегают вооруженные "беркутовцы" и знаками дают понять, чтобы мы немедленно убирались прочь. Значит, все-таки попали по адресу. Поскольку время раннее, мы, чтобы не нарушить сон гаранта неожиданным визитом, разворачиваемся.

Местная женщина, которая случилась на обратном пути, помогает понять местную специфику:

"Там действительно живет Янукович, но вы заехали к черным воротам. Он тудою не ездит, это для обслуживающего персонала. Белые ворота - это чуть дальше, параллельная улица, надо проехать через царское село. Только зря вы туда едете", - предостерегла нас крестьянка и потом еще долго смотрела вслед.

Начиная от Новых Петровцов и до Минского проспекта, дорожная разметка указывает на то, что здесь -- не простая дорога.

Середина трассы, отделенная двумя сплошными полосами, и специальные дорожные знаки предупреждают, что собственно этим коридором Президент в сопровождении кортежа мчится навстречу своим нелегким трудовым будням.

"Незачем здесь болтаться!"

...Улицу Спасскую, что ведет к белым воротам резиденции Януковича, местные недаром окрестили "царским городком". В отличие от Межигорской, здесь вы не увидите колдобин и покосившихся крестьянских лачуг: идеально асфальтированное шоссе обрамляют фешенебельные трехэтажные виллы, нашпигованные устройствами внешнего наблюдения.

Еще не успели мы приблизиться к этому раю на земле и на сто метров, как позади звучит рев милицейской сирены. Авто с включенными "мигалками" перекрывает нам путь. С машины выходят коренастые "беркутовцы" и, держа руки на кобурах, грозно спрашивают: "Кто вы такие и что вы здесь делаете?".

Объясняем, что мы, журналисты, приехали пофотографировать местные пейзажи, ведь закон этого не запрещает. Суровые "беркутовцы" тщательно записывают данные наших журналистских удостоверений, записывают домашние адреса. Пока наши данные, по их словам, "пробиваются через компьютер", люди в камуфляже обыскивают редакционное авто.

Говорят, что у них приказ останавливать и проверять всех подозрительных.

Минует полчаса, и рядом останавливается еще один автомобиль с наглухо затемненными окнами. Мужчина, который из него вышел, демонстрирует "ксиву" работника СБУ. Снова те же вопросы и та же процедура.

По окончании эсбист раздраженно проговаривает: "Сюда нельзя приезжать без предупреждения, это охраняемый объект". На наши замечания, которые здесь нет знаков, которые запрещали бы въезд, он не реагирует.

Через мгновение появляется автомобиль ГАИ. Нам предлагают немедленно покинуть территорию. Понятно, предлагают без никаких на то законных оснований. Здесь свои законы, законы Януковича.

"Витя любит поспать"

Не спорим. Просто меняем автомобиль и начинаем все сначала.

Ждать приходится долго.

На часах уже десять утра, а на стратегической дороге - никаких признаков начала трудового дня главы государства. Неужели в канцелярии Администрации Президента гаранту сегодня поставят "прогул"?

И нет, нам все-таки повезло. В десять двадцать (!) на перекрестке появляются несколько постов ГАИ, а над трассой неустанно начинают летать три черных "Ленд Ровера" и милицейские патрули. Пока нам не заблокировали выезд с заправки, начинаем "спецоперацию".

Наша задача непростая -- попробовать, образно говоря, промчаться перед кортежем за несколько минут до перекрытия улиц, чтобы сосчитать персонал и технику, которые обслуживают ежедневные визиты украинского вождя в столицу и назад.

Таксист, автомобиль которого стоит рядом с нашим, подтверждает: "О, щас Витя поедет. Витя любит поспать. Может выехать в девять часов, может в двенадцать, а может и вообще на работу не поехать. Счастливый человек. Если ГАИ расставляет посты, значит, через полчаса пойдет кортеж", - рассказал мужчина.

На скорости 200

Время давить на газ. Несмотря на незаконные запреты, начинаем наш маршрут прямо от белых ворот.

Мчимся "царским селом", в каждом переулке замечаем вооруженных бойцов "Беркута". Для них, очевидно, наше появление -- истинная неожиданность, потому что смотрят они на нас с искренним удивлением: что делают здесь эти варяги?

Дорогую вот-вот перекроют, а потому стараемся по возможности быстрее и дальше промчаться трассой, по которой вскоре поедет кортеж первого лица государства. Считаем милицейские посты. Один, второй, третий... Посты ГАИ размещены друг от друга через несколько сот метров. И так почти по всему пути.

Перед улицей Богатырской работник ГАИ активно машет жезлом, требует от нас съехать на обочину. Подчиняемся. За несколько минут пролетает президентский кортеж. Скорость -- 190-200 километров за час. Не дай Бог, на дороге неожиданно окажется ребенок или инвалид. А это возможно, ведь перекрывают лишь перекрестки от движения авто.

Специалисты по вопросам безопасности говорят, что двигаться с такой скоростью Януковича заставляет страх -- на такой скорости, дескать, практически невозможно осуществить точный выстрел из любого оружия.

Пока посты еще не сняты, доезжаем до Банковой.

Кстати, в тот день Янукович оставил Банковую около трех. Красиво жить не запретишь.

Президентская математика

Итак, только на перекрестках передвижения Януковича вообще контролировали 104 правоохранителя в 52 автомобилях.

Кроме того, в ходе наших "гонок" мы заметили еще и 11 промежуточных постов, размещенных на обочинах лесных полос. Большей частью это были экипажи ГАИ по два человека. То есть, еще 22 милиционера. Прибавляем сюда шесть патрульных милиционеров, что стояли на входах трех, подмеченных нами подземных переходов, над которыми должен был промчаться президентский кортеж, а также шесть патрульных нарядов или групп в среднем в составе трех человек. Общая цифра -- 150 человек и 63 автомобиля.

Проезд кортежа Президента обеспечивали 98 милиционеров и 52 "беркутовца". И неужели все ради передвижения одного человека?

...Средняя зарплата младшего милицейского состава, в том числе и работников ГАИ, -- 2000 гривен. У работников "Беркута", которые служат в пятой роте, которая дислоцируется в Межигорье, по свидетельству наших источников, жалованье вдвое большее и составляет около 4000 тысяч гривен. Нетрудно посчитать, что один трудодень рядового милиционера исчисляется приблизительно 83 гривнами, "беркутовца" -- 166 гривнами. Один час, который в среднем тратят правоохранители на обеспечение проезда Президента, у патрульных милиционеров и "беркутовцев" стоит, соответственно, 10 и 20 гривен.

Множим их количество на стоимость часы их службы и получаем общую сумму 2020 гривен. С дорогой назад -- 4040 гривен. Следует заметить, что около 90 процентов из этих 98 патрульных милиционеров несут службу в столице, а следовательно, выезжая за ее границы, должны получать так называемые суточные в размере не менее 50 гривен. Это еще 4500 гривен. Всего -- 8540 гривен на один президентский "трудодень". Множим эту сумму на 288 рабочих дней в годе, на протяжении которых Президент должен бы ездить на работу, и получаем 2 миллиона 459 тысяч гривен.

Но это еще не все. Как мы уже отмечали, нам удалось насчитать свыше 60 автомобилей, которыми ездит эта мини-армия. В среднем каждая из этих автомобилей сжигает восемь литров горючего на сотню километров. Из Киева в Новые Петровцев и назад -- 52 километра. То есть, бак милицейской машины пустеет на четыре литра. Если это бензин марки 95, то в денежном эквиваленте имеем сумму приблизительно 45 гривен. Для 60 автомобилей -- это 2700 гривен на день и почти 778 тысяч на год.

Добавив затраты на "живую силу" и технику, получаем 3 миллиона 237 тысяч гривен в год. Значит, за свою пятилетнюю каденцию Виктор Янукович израсходует из государственного бюджета 16 миллионов 185 тысяч гривен -- только на доставку с Межигорья на Банковую.

Заметим, что эти расчеты базируются на тех фактах, которые нам удалось зафиксировать. Если сюда добавить "невидимую" службу работников СБУ, черные джипы которых каждый день бороздят пространство между столицей и резиденцией Президента, разведки и других структур, амортизацию автомобильной техники, формы и снаряжения правоохранителей и т.п., то эта сумма возрастет по меньшей мере в несколько раз.

Это в бедной Германии, с победой над которой в последней войне поздравлял украинский народ Виктор Янукович, подъезд канцлера Ангелы Меркель стерегут всего лишь два полицейских. В Украине, где каждый день власть работает над улучшениями в жизни народа, Президенту можно жить масштабно и с размахом.

Юрий Грицик

P.S. На следующий день Президент снова на работу не спешил -- кортеж появился на дороге только в 10.20. Правильно сказано: Президентом работать нетрудно, тяжело им стать.

Взяв курс на Восток, власти надеются решить несколько проблем, главная из которых — снижение цены на российский газ. Впрочем, далеко не факт, что создание единого таможенного пространства с Беларусью, Казахстаном и Россией обеспечит Киеву новую цену на голубое топливо. Опыт Минска, получившего только временные газовые льготы, и то лишь после сдачи «Газпрому» 100% «Белтрансгаза» — прямое тому доказательство. Очевидно, что и Украине за газовые скидки придется пойти на новые «харьковские соглашения». Впрочем, «Комментарии» решили оставить за кадром глобальные последствия вхождения Украины в ТС и разобраться, чем хороши российские стандарты жизни, которые станут внедряться у нас вслед за этим.

Переходим на российское

Таможенный союз — это прежде всего унификация таможенных ставок. И, по мнению экспертов, как раз это принесет Украине в случае вступления в ТС несколько неприятных сюрпризов. Сейчас уровень таможенных ставок в Украине существенно ниже, чем в ТС. Несмотря на тот факт, что в прошлом году Россия вступила в ВТО и обязалась привести средневзвешенный таможенный тариф в соответствие с нормами, приемлемыми для мирового торгового клуба, в 2013 году этот показатель для РФ (а значит и для всего ТС) составит 7,4%. Для сравнения: в Украине он равен примерно 5,8%. Причем таким высоким (по европейским меркам) его делает сельхозпродукция со своей средневзвешенной ставкой в более чем 10%. Если же брать только промышленные товары, то средневзвешенный тариф у нас составляет 4,7%. ТС к этой цифре по плану должен прийти не ранее 2016 года.

Сейчас в стоимости непродовольственных товаров доля таможенных платежей, по экспертными оценкам, составляет около 7–10%. То есть если в ТС ставка в полтора раза выше, то в случае вступления Украины в этот тройственный союз товары для украинцев автоматически станут дороже на 3–5%. Если в два раза выше, то на 8–10%.

К примеру, в Украине ставка на бытовые холодильники колеблется от пяти до 10%, в России — 15–20%. Значит, привычный домашний прибор в рознице подорожает, скажем, с 6 тыс. до 6,4 тыс. грн. Правда, есть и приятный момент. Огромное количество техники сегодня собирается в РФ. И при покупке холодильника или стиральной машины российской сборки цена останется неизменной. Аналогичная ситуация с автомобилями. Российские пошлины на легковые транспортные средства в этом году снизились с 30–35 до 25%. Однако до украинских 10% им еще далеко. Значит, в случае вступления в ТС рядовые украинцы станут перед выбором — платить за авто на 15% дороже или покупать собираемые у соседей форды и рено.

Что примечательно, опыт Казахстана показывает, что дороже станут не только импортные товары, но и отечественные. Один из экспертов, председатель совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков, приводит наглядный пример: «Пошлины на оборудование увеличились на 10–20%, на сырье и компоненты — на 20%. И теперь, например, ламинат, произведенный в Казахстане на бельгийском оборудовании, будет в любом случае дороже, чем привезенный напрямую из Бельгии. В итоге вся высокотехнологичная продукция, которая у нас производится, стала значительно дороже».

Пищепром уйдет на экспорт

Сегодня Украина имеет положительное сальдо внешней торговли продукцией АПК со странами Таможенного союза. По итогам 2012 года этот показатель почти в полтора раза больше по сравнению со странами ЕС ($2,5 млрд.). Причем, несмотря на «сырную войну» с Россией, украинский экспорт в страны Таможенного союза вырос на 28%. Эта тенденция, безусловно, положительная для пищепрома, таит опасность для отечественных потребителей. В случае вступления в ТС предприятия, скорее всего, воспользуются возможностью нарастить экспортные поставки, переориентировавшись на более платежеспособный российский и казахский рынок. Учитывая, что основу экспортных поставок в страны ТС составляет отечественная кондитерская продукция и сыры, с открытием ворот экспортного рынка они автоматически подорожают внутри страны. Что касается некоторых других отраслей, они тоже имеют хорошие шансы для выхода на рынки стран союза с аналогичными для украинцев последствиями. В то же время «производителям из стран ТС активная экспансия в Украину на фоне отсутствия прозрачных стандартов качества и большой конкуренции со стороны отечественных предприятий малоинтересна», считает руководитель аналитического департамента «Консалтинговой компании «ААА» Мария Колесник.

Однако на сегодняшний день требования к качеству пищевых продуктов, например тех же молочных, в России и Беларуси намного выше, чем те, которые действуют в Украине. Согласно Техническому регламенту на молокопродукты в РФ четко разделяют молочные и молокосодержащие продукты (с растительными жирами). В Украине подобной градации нет. Поэтому действующие стандарты придется подвергнуть существенной корректировке, обозначив более жесткие рамки для украинских производителей. Аналогичная ситуация и с мясопереработчиками — отечественные стандарты на колбасу уступают российским. Это может повлечь за собой определенный рост цен, однако потребителям больше не придется детально рассматривать этикетки с мелким шрифтом, пытаясь понять, присутствует ли в составе продукта пальмовое масло или другие добавки.

Бензиновый рай

Россия — страна богатая не только газом, но и нефтью. С одной стороны, это позволяет украинцам надеяться на более низкую цену бензина и дизельного топлива в случае вступления нашего государства в Таможенный союз. Ведь по итогам 2012 года средняя стоимость бензина марки АИ-95 в соседней Беларуси составила 0,71 евро, в России — 0,76 евро, тогда как в Украине она составляла 1,01 евро. Однако тут есть несколько но. Во-первых, рост стоимости топлива в РФ определенный период искусственно сдерживался, но со второго полугодия 2012 года цены неуклонно ползут вверх. Прогноз на этого год — плюс 17 евроцентов. Во-вторых, Россия, по прогнозам аналитиков, сама в этом году может столкнуться с дефицитом бензина, соответственно, на соседей топлива точно не хватит.

Конечно, в этом вопросе и ей, и себе могли бы помочь украинские НПЗ. Особенно те, которые находятся в руках российских инвесторов. Однако в планы России наращивание нефтепереработки в Украине не входит. О чем свидетельствует исследование Евразийского банка развития. Так, по этому прогнозу, у нас производство нефтепродуктов (доля в ВПП) в случае интеграции в ЕЭП (в частности в ТС) через пять лет должно снизиться в 1,6 раза, через десятилетие — в шесть раз. Так что бензин нам придется покупать импортный.

Что касается краткосрочной перспективы, то в случае вступления в ТС Украина имеет все шансы стать бензиновой свалкой для России. С этого года там уже не действует стандарт Евро-2, а многие нефтяники не готовы перейти полностью на топливо класса Евро-3 и выше. Это притом, что через год уже и Евро-3 будет вне закона. Украина же на неопределенный срок отложила введение новых стандартов, и весь поток устаревшего бензина беспошлинно устремится в Украину.

С другой стороны, ТС может сыграть на руку автолюбителям. Россия, озабоченная тем, чтобы дешевый бензин не вывозился с ее территории, не устанавливала в рамках ТС никаких импортных пошлин. Наоборот, говорит о свопах для удешевления импорта. А значит вечные украинские инициативы ввести заградительные пошлины на импортные бензины в рамках Таможенного союза обречены на провал.

Безработных меньше не станет

Поборники идеи вступления Украины в Таможенный союз обещают украинцам золотые горы. Одним из бонусов ожидаемого увеличения товарооборота и оживления в промышленности должно стать сокращение безработицы. «По самым скромным подсчетам, только на первых порах интеграция в Таможенный союз обеспечит нашей стране 166 тыс. новых рабочих мест. А в будущем их количество будет неуклонно расти», — подсчитал коммунист Владимир Матвеев. Такие выводы были сделаны на основании последних данных по безработице в РФ — в минувшем году она снизилась до отметки 5,2% (в Украине — около 8%).

Впрочем, скептики настаивают, что экономическое оживление в России отнюдь не означает автоматического снижения безработицы для ее партнеров. Прогнозируемый рост занятости может оказаться призрачным, как и само увеличение объемов торговых потоков. Не стоит забывать, что зона свободной торговли между странами СНГ уже существует. Поэтому объем товарооборота стран Таможенного союза и Украины близок к своему максимуму. По предварительным данным за январь-октябрь 2012 года он составил $52,9 млрд., из них экспорт — $26,1 млрд., импорт — $30 млрд. «Вступление в Таможенный союз, возможно, увеличит спрос на продукцию украинской промышленности — пищевой отрасли, металлургии, машиностроения и т.д. — но этот рост будет совсем незначительным. Большинство наших товаров сейчас и без того активно экспортируются в страны ТС благодаря как давно налаженным связям, так и выгодной ценовой политике. Поэтому не стоит ожидать ни расширения производства, ни увеличения занятости», — убежден экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Снижение уровня безработицы в РФ может лишь активизировать потоки наших соотечественников, отправляющихся на заработки к северным соседям и работающих на российскую экономику. По данным Федеральной миграционной службы, количество трудовых мигрантов из Украины и без того сейчас составляет в РФ около 1 млн.

Зарплаты расти не будут

Отсутствие роста в промышленности после вступления в Таможенный союз будет означать стагнацию заработных плат, а в некоторых случаях даже их снижение. Членство в альянсе затруднит отношения Украины с ЕС, усложнит доступ и удорожит импорт западных технологий, которые необходимы для развития бизнеса. Например, в Казахстане этот фактор привел к снижению уровня заработных плат на 0,5%.

К тому же нашим соотечественникам придется надолго распрощаться с мечтами о западных стандартах жизни. «Уход от вектора евроинтеграции вернет Украину на советские рельсы. Будет процветать принцип найма дешевой рабочей силы, когда люди работают за копейки. Это только усугубит сложившуюся в стране плачевную ситуацию: явление, когда работающие украинцы находятся за чертой бедности, становится для нас нормой. Сейчас в таком положении находится 25% семей, в которых работают оба супруга», — констатирует депутат фракции УДАР Павел Розенко.

Процесс обнищания украинцев усугубится растущей инфляцией, которая неизбежна ввиду грядущего подорожания импорта. Сейчас средневзвешенный импортный тариф в Украине — 4,45%, в Таможенном союзе — 9,43%. Если Украина войдет в альянс, ей придется подтягивать тарифы до этого уровня, что автоматически приведет к сокращению и удорожанию импорта из европейских стран либо замещению его менее качественными российскими товарами.

Финансисты сменят гражданство

Присоединение к Таможенному союзу станет сигналом к бегству нерезидентов, пока еще остающихся на нашем рынке. «В этом случае из страны на протяжении одного-двух лет уйдет часть западного капитала. Причем в первую очередь эта тенденция будет характерна для финансового сектора. В итоге уровень интеграции страны в цивилизованный мир вернется к показателям 90-х годов», — утверждает старший аналитик ИК «Тройка Диалог Украина» Евгений Гребенюк.

Западные финучреждения, столкнувшиеся со сложностями у себя на родине и вынужденные мириться с неказистыми украинскими реалиями — «непрозрачными» правилами игры и регулирования финансовых рынков, — постараются выйти из страны любой ценой. На данный момент на продажу уже выставлено около десятка «дочек» западных банков и примерно столько же страховщиков. Ссора Украины с Западом только ускорит процесс их бегства. «Зато присоединение к ТС облегчит дальнейшую неограниченную экспансию российского капитала в Украину. Никто из остальных членов альянса не сможет конкурировать с россиянами», — прогнозирует Евгений Гребенюк. Интерес к покупке западных активов могут проявить Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-Банк, а также украинские «СКМ» и «Смарт». В итоге уже к 2015 году среди топ-20 банков останутся исключительно российские и украинские государственные финучреждения, локальные банки нескольких финансовых групп и ни одного западного банка. Так что вскоре граждане почувствуют на своей шкуре результаты отсутствия конкуренции и особенности местных стандартов обслуживания.

Коммунальные услуги подешевеют ненадолго

Наиболее ощутимым эффектом от вступления в Таможенный союз для украинцев может стать отсрочка повышения коммунальных тарифов, на которой уже несколько лет настаивает МВФ. Москва не раз намекала на возможность возобновления конструктивных газовых переговоров после вступления Украины в ТС. По некоторым оценкам, если Киев проявит уступчивость, цена на газ может быть снижена на $100–200 за 1000 кубометров и даже более (в прошлом году входящая в ТС Беларусь покупала российский газ по $185 за тысячу кубометров, Украина — по $432). Правда, для этого Киеву, очевидно, придется в виде дополнительного бонуса удовлетворить отдельные пожелания Москвы (в последний раз скидку Украина получила за продление пребывания на своей территории Черноморского флота РФ). Зато эти договоренности избавят правительство Азарова от проведения непопулярных реформ, в том числе по либерализации газового рынка и повышению тарифов для населения.

Пока же слухи о грядущем подорожании становятся все упорней. В Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, настаивают на необходимости повышения тарифов на тепло- и водоснабжение до экономически обоснованного уровня до 1 января 2015 года. Согласно подсчетам регулятора, тарифы на тепло должны вырасти на 30%, на водоснабжение — на 40%. «Возможно, в случае вступления в ТС этого удастся избежать, тарифы будут даже чуть-чуть снижены, но ненадолго. У нас уже есть история получения льгот от РФ. Можно вспомнить ситуацию с Харьковскими соглашениями, которые якобы дали нам скидку при закупках российского газа на $100 за тыс. кубометров в обмен на продление пребывания Черноморского флота РФ в Крыму. Но не прошло и полгода, как правительство было вынуждено поднимать цены на газ для населения на 30–50%», — говорит Павел Розенко.

Скорее всего, нынешняя ситуация будет развиваться по уже накатанному сценарию. «На данный момент проблема стоимости услуг ЖКХ настолько запущена, накопилось столько долгов, что даже снижение цен на газ не поможет. Стоимость услуг ЖКХ будет расти независимо от того, войдет Украина в Таможенный союз или нет», — уверен президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Просто поразительно, насколько легкомысленно наши сограждане относятся к разного рода государственным (читай — силовым, поскольку других преимуществ у государства нет) вмешательствам в нашу с вами жизнь. Насилие над естественным порядком вещей, то есть на самом деле над самим собой, поддерживают не только "люди с улицы", но и государственные деятели, предприниматели и даже коллеги по экспертному сообществу. А ведь общество и, в частности, экономика — это живые организмы, точнее, экосистемы, где все может быть и не столь гармонично, как хотелось бы кому-то, но взаимосвязано и переплетено так, что сам черт ногу сломит. Конечно, время от времени в них приходится вторгаться. Но часто те же люди, которые трепетно относятся к непредвиденным последствиям такого вторжения в окружающую природу, с удалью, достойной 1930-х годов, бросаются "улучшать" человеческое общество, особенно его экономическую жизнь, не задумываясь о непредвиденных последствиях, которые не преминут проявиться.

В наше время доказывать, что вмешательство в природу имеет свою цену, — значит, ломиться в открытую дверь. После историй с завозом кроликов в Австралию, уничтожением воробьев в Китае, засолением почв в Средней Азии, вырубкой лесов в Карпатах и тысяч им подобных никто уже не отваживается "осваивать" природу без экологической экспертизы, а предложения ее "улучшить" звучат, как ересь. Тем временем правительства многих стран объявили негласное социалистическое соревнование "кто больше запретит, поддержит или отрегулирует". При этом очень часто сторонники вмешательства государства во все и вся не задумываются над последствиями или просто замалчивают их. А лоббисты на службе тех, кто выигрывает от такого вмешательства, нещадно эксплуатируют распространенные предрассудки, да и просто элементарное невежество в своих интересах. Из чего же складывается реальная цена практически любого регулирования?

Во-первых, искажаются стимулы, что, как правило, снижает эффективность экономики. Допустим, государство ввело минимальную зарплату, и тот, кто на нее не нарабатывает, остался за бортом. Человек мог бы работать, приносить пользу и ощущать себя достойным членом общества, а оказался бездельником на пособии. Причем, что характерно, не по своей воле, а благодаря медвежьей услуге тех, кто хотел за него порадеть. Исследования подтверждают, что повышение минимальной зарплаты, не основанное на росте экономики, увеличивает бедность. В итоге многие страны вообще отказались от такого инструмента.

Более того, очень часто сторонники вмешательства недоучитывают воздействие стимулов, которые оно создает, — ведь они обычные люди, не всеведущие, не всемогущие и не ясновидящие. Даже если они себя справедливо считают умными и образованными, их интеллектуальный потенциал несопоставим с суммарным интеллектом миллионов, которые, к тому же, активно обмениваются изобретенными уловками. И в итоге нередко начинают себя вести вовсе не так, как было задумано.

Нарицательной стала история с попыткой английской колониальной администрации истребить индийских кобр руками местного населения. Колонизаторы нашли, казалось бы, простой и остроумный способ: назначить вознаграждение за голову каждой змеи. Народ бедный, деньги всем нужны, так что поначалу дело пошло. Но по мере успеха заработки на этом "промысле" стали падать, и тогда хитрые индусы начали… выращивать змей на убой! Осознав, что затея провалилась, англичане отменили вознаграждение. А поскольку убивать животных для местных жителей — грех (или, может быть, в надежде заставить колонизаторов возобновить выплату вознаграждений), змей просто выпустили на волю. В итоге их стало еще больше, чем было, не говоря уже о напрасно потраченных деньгах.

Примерно так же сработали, например, пособия одиноким матерям в США. Наверное, они помогли многим детям, волею судеб оказавшимся без отцов. Но в еще большей степени они породили таких детей: малоимущие (особенно афроамериканцы) превратили пособия в источник дохода. В результате Америка получила поколения неблагополучных подростков, которые не имеют ни нормальной семьи, ни других условий для жизненного старта и пополняют ряды преступников.

Во-вторых, в любой ситуации, где государство выделяет средства или, наоборот, заставляет их тратить, возникает риск коррупции. Причем она, как и любая гниль, имеет свойство распространяться по всей структуре государства. Поэтому чем дальше оно пытается простирать свои руки, тем хуже. Конечно, многое зависит от традиций: что возможно отрегулировать в Скандинавии без фатального роста коррупции, невозможно в Италии или Украине. Но при прочих равных: чем меньше уязвимостей, тем меньше и коррупции. Поэтому при нашем ее уровне актуально не то что расширение регулирования, а наоборот, просто отсечение прогнивших "ветвей" государства. Даже если они теоретически могли бы приносить какую-то пользу, коррупция сводит ее на нет. Именно такой подход в свое время сработал в Грузии.

В-третьих, каждый вид государственной помощи, каждая регуляция, каждый запрет требуют управления и контроля. А его возможности не безграничны (см. "Судьба вертикалей", ZN.UA №25 от 27 июля 2012 г.) и в Украине давно уже многократно превышены. Поэтому не стоит удивляться, что попытки "навести порядок" в тех или иных секторах на самом деле порождают только больше бардака и коррупции.

Наконец, в-четвертых. Откуда уверенность в том, что намеченные меры вообще будут приняты именно в том виде, в котором задумывались? Ведь стоит государству объявить о намерении куда-либо вмешаться, это само по себе открывает ящик Пандоры. Поскольку от любого вмешательства кто-то может выиграть, а кто-то — и проиграть, лоббисты всех затронутых сторон сразу мобилизуются. В результате процесс разработки превращается в состязание их организованности, связей и капиталов. Обычно в таких случаях в проигрыше оказываются потребители как самые многочисленные и потому хуже других организованные. А в выигрыше — отдельные предприятия и хорошо организованные отрасли, часто уже даже не просто старые, а отмирающие ("Последнее прибежище лузеров", ZN.UA № 34 от 28 сентября 2012 г.).

Даже когда государство вроде бы защищает интересы потребителей, не стоит обольщаться: это происходит за их же собственный счет. Например, многие ратуют за установление более строгих стандартов безопасности и качества — чтобы в молоке ни при каких условиях не было пальмового масла, дети не травились краской на игрушках и т.д. На первый взгляд, дело, безусловно, хорошее: надо приструнить зарвавшихся производителей и импортеров, нечего зарабатывать на нашем здоровье! Но все имеет свою цену. Если речь идет просто об обязанности честно указывать на упаковке все ингредиенты читабельным шрифтом, то производителю это не стоит ничего, а государственные расходы минимальны: даже если соответствующие ведомства не особо потратятся на контроль, то конкуренты, СМИ и гражданские организации вряд ли будут сидеть сложа руки — были бы суды, чтобы взыскать с нарушителей ущерб и штраф! А осведомленные потребители сами будут искать на упаковках заветные сертификаты. Конечно, не все из них, а только те, у кого есть финансовая возможность выбирать более безопасный продукт. Остальные же, которые этого себе позволить не могут, вынуждены, увы, выбирать между не очень натуральным продуктом и голодом.

Так и хочется их защитить… Но каким образом? Если сделать стандарт обязательным, запретить не особо полезные продукты, то они даже такого выбора лишатся! Кто-нибудь считал, скольких украинских детей из малообеспеченных семей в свое время спасли от белкового голодания якобы вредные "ножки Буша"? И скольким повезло меньше, когда их запретили завозить? "Зато у нас теперь есть собственное производство курятины!" — скажут некоторые и будут глубоко неправы.

Потому что, с одной стороны, вряд ли благополучие владельцев и даже работников этой уважаемой отрасли стоит лишений и подпорченного здоровья миллионов соотечественников. Как же это, скажут некоторые, наоборот, американские окорочка вредны, вот и ЕС их запрещает? Да, возможно, и не полезны, если сравнивать потребление дешевого "плохого" продукта с таким же количеством дорогого, но "хорошего". Однако такое сравнение актуально только для достаточно богатых — их-то и нужно убедить не гоняться за дешевизной в ущерб здоровью. А у среднего украинца середины 90-х проблема была в другом: как на доллар в день обеспечить хотя бы физиологическую норму питания. Поэтому применительно к той ситуации сравнивать надо было результаты потребления "нехороших" и "хороших" продуктов на одну ту же сумму, которая едва позволяла выжить. Хотя… Вы уверены, что реальной заменой тогда и для этих людей стал действительно более качественный продукт?

С другой стороны, отрасль все равно поднялась бы, только чуть позже, когда кризис отступил и появился спрос на вкусные свежие продукты. В "сухом остатке" эффект "заботы" государства о потребителях таков: бедным стало еще хуже, а богатые стали богаче. Что, впрочем, неудивительно.

Но, возможно, навязывание стандартов может заставить производителей и импортеров заботиться о потребителе за свой счет? Там, где нет конкуренции, — в плановой экономике или естественных монополиях, например, — действительно другого выхода нет. В остальных случаях о качестве заботится рынок. Однако даже в случае со стандартами безопасности, которые большинство боится отдать на волю продавцов, не стоит думать, будто бы государство заставляет раскошеливаться именно бизнес. На самом деле оно заставляет потребителя платить за собственную безопасность, хочет он того или нет. Ведь расходы растут у всех производителей отрасли. И даже если жесткая конкуренция не дает им возможности сразу же переложить их на потребителя, это происходит со временем: снижается прибыльность, а с ней — инвестиции, кто-то вообще выходит из этого бизнеса, конкуренция ослабевает… — и потребитель платит за все. А то и вообще попавший в затруднительное положение производитель сам начинает лоббировать "поддержку" себя любимого, и тогда потребитель платит дважды. Другой вопрос: насколько оправданно заставлять его это делать? Но в такой постановке общество будет решать проблему совсем по-другому, чем когда политики обманывают его обещаниями "защитить и гарантировать", не называя при этом, кто за это заплатит.

Именно с таких позиций нужно подходить к различным запретительно-регуляторным инициативам последнего времени. Нужно ли регулировать цены на автомобильные перевозки, особенно такси? Нет, если мы не хотим, чтобы такси снова стало недоступной роскошью, а люди потеряли возможность добраться до сел! Нужно ли вмешиваться в отношения торговли с поставщиками и вообще регулировать эту отрасль, в частности ограничивая размеры магазинов и их расположение? Нет! Если уж заботиться о конкуренции, то для начала отменить незаконные требования "разрешений на торговлю", прекратить борьбу с МАФами и уличными торговцами и отменить или ослабить все остальные ограничения на торговлю: мы не настолько богаты, чтобы позволить себе монополизацию ради внешнего вида городов. И уж крайне сомнительно выглядит очередная попытка запретить секонд-хэнд, чтобы в который раз дать богатым заработать на бедных. Бороться со злоупотреблениями (контрабандой, неуплатой налогов, антисанитарией и пр.) путем запрета самой деятельности — все равно, что лечить зубную боль гильотиной. Или, например, запрещать такси и маршрутки на том основании, что их водители часто нарушают правила движения.

Легкость, с которой можно прописать в законодательстве ту или иную норму, очень обманчива. На самом деле нет, наверное, ничего более сложного, чем сделать это таким образом, чтобы в конечном счете принести людям больше пользы, чем вреда. Поэтому настоящий государственный деятель, в отличие от лоббиста-популиста, должен быть не просто умным, а мудрым, чтобы осознавать степень ограниченности своих возможностей что-либо "подправить" и использовать их только на самое важное. Ведь есть же дела, в которых государство действительно нечем заменить, по крайней мере, в обозримом будущем…