Статьи
В Харькове за превышение власти задержаны четыре работника городского управления милиции. Об этом сообщили УНИАНв пресс-службе прокуратуры Харькова со ссылкой на прокурора города Евгения Поповича.
По его сведениям, в прокуратуру на незаконные действия милиционеров пожаловался 35-летний харьковчанин. Заявитель сообщил, что в кафе, где он отдыхал с семьей, ворвались оперативники, незаконно надели на него наручники, при задержании повредили шейные позвонки, незаконно доставили в городское управление милиции, удерживали длительное время.
Оперативники требовали передачу иномарки подставному лицу за непривлечение ее владельца к уголовной ответственности якобы за незаконный оборот наркотиков.
Заявитель вынужден был представить расписку о продаже иномарки и получении 5 тысяч долларов. В дальнейшем в отношении заявителя составили протокол об административном правонарушении и пытались нотариально переоформить авто.
«На рабочих местах были задержаны 4 капитана — работники Харьковского городского управления милиции. С начала месяца проводились негласные следственные действия в отношении нечистых на руку милиционеров. Осенью прошлого года нам труднее было бы собирать доказательства. Новый Уголовный процессуальный кодекс позволил тщательным образом задокументировать незаконность действий оперативников», - сказал Попович.
Работники милиции сейчас находятся в изоляторе временного содержания. Сведения о происшествии внесены в ЕРДР по предварительной квалификации ч. 2 ст. 365 УК Украины (превышение власти или служебных полномочий, которое сопровождалось насилием).
- Информация о материале
Украинцам, которые за последние годы ухитрились скопить приличные сбережения и, вопреки здравому смыслу, положили эти деньги в один банк, эксперты рекомендуют немедля исправлять ситуацию. Если с банком что-нибудь произойдет, то с любого, даже самого крупного вклада клиенту могут вернуть в прямом смысле слова «пшик» или сумму не больше 12 минимальных зарплат.
На сегодняшний день сумма, обещанная вкладчикам лопнувшего банка к возврату, должна быть не больше 200 тыс. грн. То есть, гарантии по депозитам хотят «урезать» почти в 15 раз.
Ни копейкой больше
Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в парламенте, его автором стала депутат от партии «Батькивщина» Татьяна Слюз. Нардеп утверждает, что нынешняя сумма гарантий слишком большая даже по мировым стандартам: «Как правило, лимит на размер возмещений по вкладам устанавливается так, чтобы мелкие депозиты страховались почти полностью, а крупные только частично. Причем в отдельных странах компенсация устанавливается по такому принципу: чем больше сумма депозита, тем меньшую часть от него возмещают вкладчику», – пишет Слюз в пояснительной записке к своему проекту закона.
В нашей стране, по мнению депутата, страхование вкладов практически не ограниченно, ведь сумма гарантий в десятки раз превышает размеры львиной доли депозитов. «По данным Нацбанка, количество вкладов физических лиц на начало года составляет 444,4 млн. При этом средний вклад не превышает 8 тыс. грн, а подавляющее большинство по размерам меньше 20 тыс. грн», – утверждается в той же записке к законопроекту. Исходя из этого, Слюз предлагает снизить планку гарантированного возмещения. Причем – ни много, ни мало – сразу в 15 раз, ограничив страхование вкладов минимальным годовым доходом украинцев.
Если проект будет принят, то вкладчики, у которых на депозитном счету в банке хранится, скажем, 15-20 тыс. грн, автоматически оказываются в группе риска. В случае банкротства банка Фонд гарантирования вкладов вернет им сумму не больше 12 минимальных зарплат (на сегодня это 13764 грн исходя из минзарплаты в 1147 грн в месяц). Остальные деньги придется самостоятельно «выбивать» через суд, причем вероятность благоприятного исхода такого процесса стремится к нулю.
Зато восстановится социальная справедливость, утверждает автор законопроекта: бедные получат назад все, а богатые – только малый «кусочек» своих сбережений. Кроме этого, можно снизить нагрузку на банки, ведь сегодня из-за больших гарантий по вкладам они обязаны перечислять в Фонд гарантирования высокие взносы. Украинцы, в свою очередь, научатся подходить к выбору банка более взвешенно, потому что сегодня основная масса людей несут свои деньги в те финансовые учреждения, где обещают самые заманчивые проценты. Вкладчики знают, что деньги им все равно вернутся, а банкиры в итоге меньше переживают из-за своих финансовых проблем.
Крышка для банков
Впечатление от законодательной инициативы складывается довольно двусмысленное. С одной стороны, пояснительная записка обещает «повышение стабильности» и «снижение рисков». Однако с другой стороны, украинских вкладчиков по факту лишают уверенности в завтрашнем дне. Что значит уменьшение максимальной суммы гарантирования вкладов для обычного работяги, который с горем пополам отложил «на черный день» пару тысяч долларов? И не просто положил под матрац, а послушал чиновников и понес сбережения в банк, потому что банковская система «надежнее».
Это значит, что если банк лопнет (как недавно лопнула «Таврика», а до нее еще несколько на первый взгляд вполне пристойных финучреждений), то в «надежной» системе зависнет часть чьих-то денег. Причем немалая часть, ведь наряду с работягами свои сбережения в банках хранит и средний класс, у которого депозиты составляют порядка 25 тыс. грн. Как прикажете таким людям, у которых нет экономического образования, «более взвешенно» подходить к выбору банка? Анализировать рейтинги (в основном, заказные), требовать финансовую отчетность (чаще всего, приукрашенную) или платить за советы экспертам и консультантам?
Скорее всего, люди выберут более очевидный вариант. Так как условия гарантирования вкладов распространяются на всех клиентов конкретного банка, вкладчики просто будут «дробить» свои депозиты – не больше 13 тыс. грн в одном финансовом учреждении. Это, конечно, довольно обременительная задача, но она, по крайней мере, обеспечит для денег максимальную сохранность. Во-первых, все банки не могут обанкротиться одним махом. Во-вторых, можно немного «поиграться» с процентами и вложить часть денег в крупный банк с низкой ставкой по депозитам, а часть – в небольшой, но с высокой. Наконец, в-третьих, таким способом будет обеспечен полный возврат сбережений. Хотя банкам от этого радости будет мало.
Эксперты прогнозируют, что на фоне принятия законопроекта начнется массовый отток депозитов. Пока клиенты будут «дробить» и перекладывать свои сбережения по разным местам, банкиры окажутся на грани нового кризиса. Придется в очередной раз вводить мораторий на досрочное снятие депозитов, что, в свою очередь, подорвет только недавно установившееся и еще очень хрупкое доверие граждан к банковской системе. Снижение гарантий станет еще худшим сигналом для украинцев забирать деньги из банков, чем возможное введение налога на депозиты. Принимать такой проект – означает, подписать банковской системе страны приговор.
- Информация о материале
Восток и Запад четко и недвусмысленно обозначили свои позиции по «усыновлению» Украины. По итогам саммита в Брюсселе принято заявление, в котором лидеры ЕС подтвердили свою решимость в отношении «политической ассоциации и экономической интеграции Украины с Европейским Союзом на основе уважения общих ценностей и их эффективного продвижения».
Восток на желание Украины получить статус наблюдателя в ТС устами российского премьера Дмитрия Медведева ответил ультимативно: «Членом Таможенного союза и будущего Евразийского экономического союза может быть лишь такое государство, которое приняло и ратифицировало все документы ТС и экономического союза. Остальное – это не членство».
Украине остается выбирать. Но это не приятный и необременительный выбор свадебного партнера. Потому что в затянувшемся одиночестве можно и не заметить, как очутиться на обочине в весьма непростые времена, ожидающими, судя по всему, мир. Поэтому при выборе партии больше и больше приходится обращать внимание на приданное.
А вот его качество и количество весьма разнятся. Если «внутренний распорядок» в ЕС давно определен и устойчив, то практика Таможенного союза и на сегодня во многом остается загадкой. Нельзя сказать, что в Европейском Союзе нет противоречий и царит полное равенство участников, однако его члены чувствуют себя в значительной мере защищенными, совсем уж неприличных скандалов себе не позволяют, принятые правила игры соблюдают четко и поэтому могут рассчитывать на помощь и понимание остальных.
В Таможенном же союзе, судя по всему, участники больше заботятся о благополучии национальных чиновничьих элит, не упуская возможность пнуть друг друга побольнее, устраивая барахтанье «нанайских мальчиков» как под ковром, так и в публичном пространстве. Собственно, бизнес-политические нравы внутри Украины сегодня ненамного лучше. Но надо ли эти издержки постсоветских времен скреплять еще и союзом или же следует от них избавиться на пути в Европу? Ответ, думается, очевиден.
По данным социологических исследований, большинство, хотя явно не подавляющее, населения России, Казахстана и Беларуси поддерживает участие своих стран в Таможенном союзе. Но элиты он уже начинает раздражать и ограничивать, так как любые единые правила игры не дают возможность получать прежнюю коррупционную ренту, ловить рыбку в мутной воде, обдирать как липку своих и, что особенно приятно, чужих бизнесменов.
Недавно казахская оппозиция пыталась инициировать проведение референдума о выходе страны из ТС и ЕЭП. Люди недовольны возросшими ценами на товары и услуги (их просто «подтянули» к уровню российских). А вице-премьер Казахстана Кайрат Келимбетов и вовсе считает, что у союзных государств, в отличие от Западной Европы, нет серьезных перспективных, действительно объединяющих экономики совместных проектов.
Далеко не все устраивает в сегодняшнем положении дел и Беларусь. По данным Департамента статистики Евразийской экономической комиссии, с начала текущего года в Таможенном союзе наблюдается устойчивое снижение объемов внутренней и внешней торговли. В центре внимания российские нефтепродукты – объемы их поставок в республику существенно снизились.
Ничего принципиально нового не происходит и в двусторонних отношениях Беларуси и Казахстана. По-прежнему казахстанские долларовые миллионеры и миллиардеры предпочитают инвестировать куда угодно, но не в Беларусь. Среди сотен резидентов белорусских свободных экономических зон компаний с участием казахстанского капитала нет совсем. Впрочем, ничего не известно и про белорусские инвестиции в Казахстан.
Российский бизнес интерес к Беларуси проявляет. Но их активы периодически экспроприируются из-за непредсказуемого характера «батьки». Как это произошло, например, с российским предпринимателем Маратом Новиковым. Созданные им предприятия по производству конфет «Спартак» и «Коммунарка» перешли в собственность государства (припомним также недавние «конфетные войны» Украины и Беларуси). Вложив лишь 15 процентов в общий капитал, государство «вдруг» национализировало и объект, построенный в республике российской фирмой «Итера». В прошлом году ушли из Беларуси почти все российские торговые сети.
В Казахстане же еще мрачнее. Могут не только «отжать» бизнес, но и посадить ни за что. Российские инвестиции подвергаются рейдерским атакам с привлечением силовиков, причем по максимально жесткой схеме. Сейчас на слуху история с Александром Сутягинским, о которой писали многие СМИ. Бизнесмен привлек в Казахстан более 100 миллионов долларов российских инвестиций, построил современные производства, а получил по надуманному обвинению длительный срок с конфискацией всего имущества. Причем если в Беларуси все решает Лукашенко, то в Казахстане рейдеры и их покровители безнаказанно себя чувствуют на гораздо более низких уровнях криминально-силовой иерархии.
По этому поводу известный российский экономист (и сторонник тесной интеграции) Михаил Делягин высказался следующим образом: «Похоже, алчность и казнокрадство чиновников используют внешние силы, недовольные реинтеграцией постсоветского пространства... Ведь российский бизнес в Казахстане во многом занят обкаткой перспективных производственных технологий».
И если уж суровая Россия с ее потенциалом давления только утирается, то как будут поступать в рамках Таможенного союза с украинскими инвесторами? Еще беззастенчивей отбирать бизнес? Как любят говорить в Одессе: а оно нам надо? Уж лучше продолжим заключать двухсторонние отношения со странами СНГ и стремиться в Европейский Союз. На капиталы даже ассоциированного участника ЕС никто в Таможенном союзе точно покушаться не рискнет – в этом случае дело придется иметь с гораздо более мощным и по-настоящему консолидированным центром глобального влияния.
И в этом случае можно ответить утвердительно: оно нам точно надо.
- Информация о материале
Намерения властей пересмотреть госбюджет-2013 настораживают экономистов и бизнес, поскольку с приближением предвыборной президентской кампании очевиден риск наращивания расходной части госказны на фоне неблагоприятной макроэкономической динамики. Тревоги добавляет отсутствие четких сигналов о возобновлении сотрудничества с МВФ, что заставляет усомниться в способности Украины выполнять свои внешние обязательства. Почему правительство "кровно" заинтересовано в утверждении нереалистичной госсметы и почему при этом Украине не стоит бояться дефолта, как минимум, в ближайшем обозримом будущем — читайте ниже.
В первом квартале с.г. промышленное производство в Украине сократилось на 5% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. По итогам текущего года МВФ прогнозирует нулевой рост нашей экономики. В госбюджете же заложен прогноз +3,4%. С учетом этого закономерно возникает вопрос: насколько реалистичен госбюджет в нынешнем виде? Не стоит ли правительству, принимая во внимание расхождение в оценках с экспертами "кредитора кредиторов", расположения которого Киев сейчас добивается, скорректировать в сторону снижения макропрогнозы и планы бюджетных доходов и расходов?
Подсказки к ответу на этот вопрос можно попробовать поискать в квартальных результатах выполнения госбюджета. Так, правительство довольно бодро отчиталось, что по сравнению с фактическими поступлениями за первый квартал 2012 г. доходы госбюджета (без трансфертов) увеличились на 8,4%. Дефицит (4,2 млрд грн) оказался меньше запланированного и составил лишь 8,3% от утвержденного парламентом годового показателя (50,5 млрд грн). Правда, в Минфине все-таки признавались, что доходы общего фонда госбюджета не были выполнены на 0,6 млрд грн (71,6 млрд при плане 72,2 млрд) из-за того, что не в полном объеме был перечислен НДС по импорту.
Такие, казалось бы, довольно неплохие бюджетные итоги управляющий инвестиционными и пенсионными фондами "КИНТО" Николай Мягкий предлагает не переоценивать. По словам эксперта, первый квартал не является таким уж показательным из-за введенной законодателями практики авансовых платежей по налогу на прибыль, которых уже в последующие кварталы не будет. При этом эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий указывает, что в первом квартале были недовыполнены бюджетные расходы. "Создается впечатление, что задекларированное перевыполнение планов доходов происходит за счет ручного пересмотра планов после окончания планового периода", — дополняет аналитик.
Директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития Артем Рудык в своих выводах менее пессимистичен. Он обращает внимание на неплохую динамику налоговых платежей. За январь-февраль поступления налога на прибыль увеличились на 23,1%, НДС — на 28,6, акцизного налога с произведенных в Украине товаров — на 15,3% и т.д. Неналоговые поступления, показывавшие в прошлом году рекордные темпы прироста, практически не увеличиваются. Таким образом, их потенциал может быть использован позже, во второй половине года, в т.ч. в части средств, перечисляемых НБУ в бюджет. "Сейчас существует определенный запас доходной прочности", — считает эксперт.
Экс-заместитель министра финансов Александр Савченко не исключает, что нынешний бюджет по итогам всего года все-таки не будет выполнен, поскольку существует риск, что экономика может оказаться в минусе (по итогам года). "И расходы, и доходы надо уменьшать", — убежден эксперт.
Маловероятным считает выполнение бюджета в текущей версии и аналитик "Эрсте Банка" Игорь Жолонковский. "Макропрогнозы еще будут пересматриваться. Скорее всего, будет рассматриваться и вопрос о секвестре", — отмечает аналитик.
Экс-вице-премьер по экономическим вопросам, старший советник "Альфа-Банка" (Украина) Роман Шпек обращает внимание, что хотя макропоказатели действительно нужно пересмотреть (взяв за основу, например, прогноз МВФ), это не обязательно должно означать сокращение объема расходов бюджета. "При подготовке бюджета Минфин немного абстрагировался от официального макроэкономического прогноза. В госбюджете был заложен рост доходов только на уровне 4,5% к фактическому показателю 2012 г. То есть в действительности бюджет построен на меньшем прогнозе роста номинального ВВП", — констатирует финансист.
На эту же своеобразную манипуляцию указывает и начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль" Дмитрий Сологуб. "Четырехпроцентное увеличение доходов бюджета по сравнению с результатом прошлого года примерно соответствует нашим оценкам темпа роста номинального ВВП. Скорее всего, плановые показатели доходов базировались на более консервативных макропоказателях", — соглашается аналитик.
В ожидании сюрприза
Определенный шанс на выполнение госбюджета в его нынешнем виде лишь усиливает опасения, что ожидаемый пересмотр выльется в увеличение его расходной и доходной частей (за счет наращивания, прежде всего, социальной составляющей). О такой возможности представители власти говорили еще в конце 2012-го. Об этом же недавно заявил и Янукович. Ключевой вопрос здесь, конечно, — в масштабах. А о конкретных параметрах пока говорить проблематично. На запрос ZN.UA в Кабмине отметили, что возможность внесения изменений в бюджет пока рассматривается.
Поскольку в этом году выборов не предвидится, возможно, правительство решило не наступать на прошлогодние грабли, когда именно из-за чрезмерного популизма в ходе апрельских изменений бюджет был раздут несоизмеримо с возможностями экономики. Как следствие, по итогам 2012 г. госказна недополучила 29,25 млрд грн доходов (по факту — 344,711 млрд грн вместо запланированных 373,96 млрд). Объем расходов составил 395,681 млрд грн, что на 17,92 млрд грн меньше запланированного (413,605 млрд). Также напомним, что дефицит госбюджета в прошлом году составил 53,445 млрд грн, или 3,8% ВВП, что на 14,638 млрд больше, чем планировалось (38,807 млрд грн).
"Пока не видно признаков даже минимального экономического роста, Минфин должен не повышать планы по доходам и тем более по расходам. В перспективе, если тенденция не изменится, нужно говорить о секвестре бюджета", — комментирует руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий. "Сегодня нельзя говорить об очевидных основаниях наращивать расходы. Бюджетная политика должна быть консервативной. Лучше в конце года думать, куда потратить избыточные доходы, чем ломать голову, где взять деньги на увеличенные расходы, и выжимать их из бизнеса", — соглашается Р.Шпек.
Недальновидным шагом называет увеличение бюджетных расходов (на фоне экономической ситуации и напряженных переговоров с МВФ по дефициту) эксперт Укрсоцбанка Тантели Ратувухери. "Теоретически возможно номинальное увеличение расходной части бюджета за счет его перерасчета на базе более низкого индекса цен и более высокого курса гривни. И все же дополнительное финансирование бюджета в условиях спада деловой активности и производства будет осуществляться либо за счет каких-то дополнительных конфискационных мер, либо за счет наращивания госдолга. На сегодняшний день проработана схема опосредованного финансирования дефицита через квазигосударственный долг", — констатирует аналитик.
Пойдет ли власть на раздувание бюджета? Ожидания экспертов расходятся. "Расширять дефицит правительству в текущем году нет смысла — следующие выборы запланированы на 2015 г., — комментирует руководитель аналитического департамента "Арт-Капитал" Игорь Путилин. — Учитывая большую долговую нагрузку на бюджет-2013, есть смысл все усилия направить на обслуживание долга. Тем более, если Кабмину не удастся убедить МВФ возобновить кредитование без повышения коммунальных тарифов для населения".
В свою очередь, директор аналитической группы Da Vinci Анатолий Баронин прогнозирует, что Кабмин все-таки пойдет "раздувательным" путем. "Пока что Украина имеет вполне адекватный уровень госдолга, находящийся на уровне порядка 30% ВВП. И я опасаюсь, что столь низкий показатель будет стимулом для активных заимствований. Однако достаточно ВВП вновь пойти на снижение, а национальной валюте девальвировать, и уровень задолженности может резко выйти в "красную зону". Это означает, что наращивать обороты после стабилизации ситуации на внешних рынках будет гораздо сложнее, поскольку национальная экономика будет работать на "отработку долгов", как это происходит сегодня в Греции", — констатирует эксперт.
При этом, по мнению А.Баронина, наращивание бюджетных расходов сегодня вряд ли имеет альтернативу гривневой эмиссии. "А такой шаг совершенно не коррелирует с желанием правительства удержать гривню и предотвратить таким образом рост цен на импортные товары и увеличение долговой нагрузки", — предупреждает аналитик.
Если абстрагироваться от заимственно-эмиссионных сценариев, очевидным вариантом финансирования дополнительных расходов является в том числе приватизация. Сейчас с ее помощью планируется получить 10,9 млрд грн. При этом А.Савченко констатирует, что государство может на 10–15 млрд грн дополнительно увеличить доходы, если честно приватизировать предприятия, которые могут быть проданы.
Ведущий экономист блока "Финансовые рынки" "Креди Агриколь Банка" Александр Печерицын не исключает, что правительство будет искать дополнительные источники увеличения доходов в повышении некоторых налоговых платежей, скажем, с помощью очередного повышения акцизов на алкоголь и табачные изделия. "Минфин также рассматривает вопрос о введении сбора в Пенсионный фонд на операции на межбанковском валютном рынке", — напоминает эксперт.
Экс-руководитель Минфина Игорь Уманский полагает, что Кабмин будет увеличивать расходную часть бюджета, поскольку в том числе может быть заинтересован в существовании нереалистичной госсметы. "Кабмин, с одной стороны, будет вынужден, а с другой — будет иметь возможность в ручном режиме управлять расходами, направляя их прежде всего на защищенные статьи, а остальные статьи, разумеется, в полном объеме профинансированы не будут. Как следствие, финансироваться будет только то, что каким-то образом или по каким-либо преимуществам определено правительством", — констатирует эксперт.
Следует также отметить, что теоретически существует сценарий увеличения социальных расходов при сохранении доходов и расходов бюджета на текущем или близком к нему уровне за счет переброски средств между различными статьями. Правда, тогда под нож могут попасть, в частности, капитальные расходы. А они, отмечает А.Бетлий, и так в Украине составляют менее 3% от ВВП, в то время как в странах Восточной Европы — около 4%.
МВФ-фактор
В 2013 г. правительство должно погасить долги на 81,068 млрд грн, из которых 35,94 млрд грн — внешние обязательства. Наибольший удельный вес составляют платежи Международному валютному фонду — около 2,6 млрд долл. (еще одна ощутимая статья — погашение евробондов на 1 млрд долл. в июне). Кроме этого, еще 3 млрд долл. фонду должен вернуть НБУ. С начала года Украина (Кабмин + Нацбанк) уже выплатили МВФ около 1,3 млрд долл. Из оставшейся суммы свыше 2,3 млрд долл. должен вернуть центробанк, а правительство — 1,9 млрд долл.
Учитывая уже осуществленные правительством размещения еврооблигаций (в феврале — на 1 млрд долл. под 7,625% годовых, в апреле — на 1,25 млрд долл. под 7,5%), благоприятность конъюнктуры международных рынков из-за проведения ключевыми эмиссионными центрами мира политики количественного смягчения, возможности привлечения валюты на внутреннем рынке с помощью продажи валютных ОВГЗ (с начала года уже привлечено таким образом 2,4 млрд долл.), текущий уровень золотовалютных резервов (пусть и достаточно невысокий — 24,726 млрд долл., что примерно равно трехмесячному объему импорта), эксперты склонны считать, что ожидать дефолта по внешним обязательствам Украины в текущем году не приходится. Даже если сотрудничество с МВФ не будет возобновлено.
"Возможностей для дефолта я не вижу в этом году", — констатирует А.Савченко. "С начала года Минфин привлек валютных ресурсов на 4,7 млрд долл. — неожиданно большая сумма, учитывая отношение инвесторов к Украине, отсутствие программы МВФ, рекордные выплаты долга и рецессии. Таким образом, Минфин за неполных четыре месяца привлек достаточно средств для рефинансирования 67% нынешних валютных выплат по долгам (4,7 из 7,0 млрд долл.). Относительно гривневых обязательств, то вряд ли с ними могут возникнуть какие-то проблемы, учитывая неограниченный доступ Минфина к печатному станку Нацбанка", — констатирует в свою очередь Н.Мягкий из "КИНТО".
Кроме того, Д.Сологуб из "Райффайзен Банка Аваль" отмечает, что в арсенале власти для форс-мажорных обстоятельств всегда есть ряд административных мер для ограничения спроса на валюту — в духе уже действующих ограничений, таких, как обязательная продажа 50% валютной выручки экспортерами, повышение таможенных тарифов на импортные авто и т.д.
В то же время было бы явным преувеличением утверждать, что Украина не имеет рисков на будущее. Ведь если кредита МВФ не будет, золотовалютные резервы в текущем году, скорее всего, сократятся. По оценкам Р.Шпека, возможно, до 18–20 млрд долл.
"При желании, протянуть этот год без каких-то серьезных потрясений правительство и НБУ смогут и без поддержки МВФ. Но это означает, что все проблемы перекочуют в следующий год. Насколько это приемлемо для президента? Здесь у меня большие сомнения, потому что это будет год как раз перед президентскими выборами, и при отсутствии какого-либо запаса идти на них рискованно. Поэтому логичнее предпринять какие-то шаги сейчас, чтобы успеть до 2015 г. получить положительный эффект", — добавляет И.Уманский.
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко обращает внимание, что если будет четкий сигнал, что сотрудничество Украины с МВФ не возобновится, стоимость внешних заимствований для суверена мгновенно возрастет минимум на 1,5%. Кроме того, обострится проблема рефинансирования внешнего долга частного сектора. "Брать валюту на внутреннем рынке — это менее рискованный подход для Кабмина, но это может повлиять на зажим ликвидности на рынке Украине и отсутствие возможности монетарного компонента стимулирования экономики. Выход на внешний рынок более целесообразен", — считает эксперт.
Будет ли сотрудничество Украины с Фондом восстановлено?
Финансисты указывают на зависимость перспектив от многих факторов, прежде всего, от доступа Украины к внешним рынкам заимствований, а также договоренностей с Россией о снижении цены на газ. "Кабмин не интересуют реальные договоренности с фондом. Мы не ожидаем договоренности с МВФ до тех пор, пока правительство не столкнется с проблемами при размещении евробондов. Последствия такой позиции пока не заметны, но они станут ощутимы в тот день, когда внешние рынки капитала закроются для Украины", — констатирует А.Паращий.
"Мы сохраняем свой предыдущий прогноз о вероятности подписания Украиной соглашения с МВФ в этом году, уровень которой составляет 55%. Потребность в кредите от МВФ обострится на фоне того, что иностранные инвесторы будут более негативно оценивать способность украинской власти проводить экономическую политику, направленную на рост, а не на рецессию", — уточняет руководитель аналитического подразделения группы "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU) Александр Вальчишен.
"В нашем базовом прогнозе Украина получит финансирование от МВФ в текущем году. Но в этом году может быть предоставлен кредит в объеме, необходимом для рефинансирования выплат по долгам фонду. В любом случае, решение вопроса снижения дефицита бюджета (включая дефицит "Нафтогаза") будет ключевым моментом в предоставлении финансирования. Мы полагаем, что вопрос повышения тарифов на газ может быть многоступенчатым — постепенное повышение тарифов, введение дифференцированных тарифов в зависимости от доходов потребителей и объемов потребления", — дополняет А.Печерицын.
По словам же Н.Мягкого, суть переговоров с МВФ пока сводится к циничному факту: власть делает вид, будто хочет договориться о кредите, а МВФ делает вид, будто хочет его выдать. "Отсутствие намерений проводить структурные реформы, менять ценовую/тарифную политику свидетельствуют о том, что программа с МВФ не рассматривается как приоритет. Украина почему-то ждет сигнала из Вашингтона, хотя судьба программы stand-by зависит от самой Украины", — подчеркивает при этом Р.Шпек.
По мнению И.Путилина, ради кредита МВФ Украине придется повышать тарифы на газ для населения, даже если после создания СП по управлению ГТС Россия пойдет на снижение стоимости газа, поскольку этого недостаточно для существенного сокращения дефицита "Нафтогаза". Вероятность того, что МВФ согласится на дифференцированное повышение тарифов (в зависимости от объемов потребления), эксперт оценивает в 50%.
Правда, А.Баронин считает, что МВФ все-таки готов к "газовым" компромиссам. "Вопрос о повышении цен на газ может не стоять настолько остро. Ключевой целью требований МВФ, вероятно, будет выравнивание макропоказателей. В первую очередь, это меры, направленные на сокращение фискального дефицита и дефицита счета текущих операций", — отмечает эксперт.
Т.Ратувухери полагает, что переговоры с МВФ осложняют, судя по всему, корпоративные интересы, которые обосновывают допустимость увеличения граничного размера бюджетного дефицита инвестиционным ростом и поддержанием соцстандартов. "В правительстве в связи с этим проработаны альтернативные варианты развития. Во всяком случае, закладывается достаточно серьезная база под развитие без финансовой помощи МВФ. В этом отношении, например, уже сначала года мы видим большую активность правительства на рынке заимствований, в т.ч. и внешних", — констатирует аналитик.
Т.Ратувухери констатирует, что взаимоприемлемым вариантом выхода из ситуации для Украины и МВФ будет выделение фондом не всей суммы кредита, а какой-то достаточно символической суммы. "Другими словами, принимается решение, которое позволяет избежать блокирования переговоров Украины с другими донорами и, в первую очередь, с ЕС. Такой исход позволит всем сохранить лицо. Для правительства, в частности, это может означать облегченный вариант финансово-экономической политики с возможностью сохранения достаточно высокого уровня бюджетного дефицита и контроля над валютным курсом, а следовательно, и растягивания выполнения требований МВФ по бюджетному дефициту, валютной политике и экономическим реформам на более длительное время", — размышляет эксперт.
И.Уманский, ссылаясь на собственные источники, констатирует, что МВФ все-таки настроен на возобновление сотрудничества с Украиной. "Однако я сомневаюсь, что фонд пойдет на какие-то уступки. Более того, они потребуют решений и их внедрения до того, как будут выносить вопрос по Украине на совет директоров. Перспективы есть, и они довольно неплохие. Но это при условии полного и безусловного выполнения положений проекта технического меморандума. Пока к этому не очень готовы на печерских холмах", — резюмирует экс-и.о. министра финансов.
- Информация о материале
Знаете, как отличить действительно крутого человека от того, кто просто притворяется? Очень просто. По-настоящему крутой человек, при возникновении проблем, звонит самому себе. Ему без надобности государство с его бюрократическими механизмами и системой представительской демократии. Он может не платить налогов и самостоятельно решать все текущие вопросы.
Кто-то считает, что наше время таких людей не существует. Ошибаетесь. В современной Украине таких людей назначают. Их выбирают из самых несговорчивых. Как правило из тех, кто упорно не желает голосовать на выборах за того кандидата, которого утвердила власть. Ах вам не нравится грубоватый и прямолинейный регионал? Вас не устраивает утвержденный на самом высоком уровне «независимый» кандидат от административной вертикали? И вы не хотите доверить власти право без вашего участия заполнить бюллетени? Ну, тогда ваша крутость неоспорима. Значит, звоните сами себе. У вас не будет своего представителя в парламенте. Правда, налоги платить все рано придется. Потому что в мире хищников всегда виновата жертва.
Пять мажоритарных округов в Украине остались без своих депутатов. ЦИК говорит – не получается установить победителя. Во всех пяти округах. То есть сперва вроде можно было установить, но результат не устраивал. Суды вычеркивали неудобные голоса десятками тысяч, но все равно каменный цветок не выходил. Пришел «Беркут», навел порядок, и теперь результат уже точно не установишь. Правда, парламентская следственная комиссия пришла к выводу, что это Центризбирком не хочет принять объективную реальность, но эти выводы пока никому не нужны. Может, потом, после смены власти, после появления в Украине независимой прокуратуры и объективных судов пригодятся. А пока – не нужны. Потому что – мир хищников. Жертва виновата по умолчанию.
С выборами в Киеве та же история. Что-то сложное с законами, Конституционный суд не торопясь разбирается, провластное большинство в Верховной Раде назначение выборов мэра и городского совета спокойно саботирует. Можно предположить, что дело не в законодательных сложностях, а в политических симпатиях большинства киевлян, которые не слишком жалуют власть. Но результата это не меняет – через полтора месяца к жителям пяти избирательных округов, лишенных своего представителя в Верховной Раде добавятся киевляне. У которых отобрали право избирать своих представителей даже в местные органы власти. Кстати, право быть избранными у этих людей тоже отняли. В качестве довеска, надо полагать. И это только начало – на киевлянах просто «тренируются». Мир хищников – такие вот «компромиссы».
Получается, что государство Украина в лице его нынешних руководителей, правоохранителей и судей вывели из сферы своего влияния пару миллионов граждан. Лишив их права и возможности принимать участие в формировании системы власти, руководство страны и бюрократический аппарат отказались уважать общественный договор в виде Конституции. Эти люди сегодня фактически вне государства. И вполне логичным будет освободить их от уплаты налогов. Потому что нет прав – нет и обязанностей.
Логично? Вполне. Но власть предпочитает другой сценарий. Прав у вас нет, но платить вы обязаны. Никакой логики и справедливости в такой постановке вопроса нет. Есть право сильного. И позвонить им сейчас некому – разве что себе. Наверное, это единственный вариант. Потому что в мире хищников всегда виновата жертва и хищников такая ситуация вполне устраивает. С другой стороны, одноглазая обезьяна больше не дразнит сторожа зоопарка. Научена горьким опытом. Так что, есть разные сценарии развития ситуации. Как показывает опыт чайных плантаций – мир хищников тоже изменчив. Вот буквально накануне ты царь и хозяин, чуть не кровь из подданных пьешь, а ночью – раз, и тебя уже едят вместе с домочадцами…
- Информация о материале
Кто у нас ведет следствие? Ну, понятное дело, следователи – им по службе положено. А раз они следователи, надо понимать, они специалисты своего дела. Небось, учились в каком-то ВУЗе чему-то следственному, потом набирались опыта на реальных делах… В результате следователи становятся знатоками – своего дела, наверное. По крайней мере, приблизительно так нам рассказывает Леонид Каневский. Когда-то даже телесериал такой показывали: «Следствие ведут знатоки». А как они ведут дела в реальной жизни, если отбросить киношный флер в сторону?
Когда-то я писало том, как Юрий Айнбиндер занял денег своей знакомой, а та уехала за границу на ПМЖ, не отдав долг. И как Юрий пытался наложить арест на квартиру, чтобы возместить неполученный долг с ее продажи. И как квартиру «приватизировала» семья директора Института монокристаллов Вячеслава Пузикова. С тех пор изменилось лишь то, что спорную квартиру удалось продать и вернуть деньги кредитору – это за 12 лет. Но в той истории было еще и уголовное дело – по заявлению Юрия Айнбиндера, который уверен в том, что директор Пузиков вместе со своими родственниками в истории с квартирой мошенничал. А судьба этого дела оказалась гораздо более извилистой. Причем, далеко не в последнюю очередь благодаря именно специалистам – следователям милиции.
Дело было возбуждено Дзержинской райпрокуратурой – после трех отказов Дзержинского райотдела. А с учетом сего обстоятельства судьбу дела несложно предугадать. Оно повисло. То есть, дознаватель Воронова качественно поработала, свидетели все были на месте, документы заявитель предоставил. Казалось бы, все есть для успешного расследования. Даже следователь Антонов на работу ходил… Ан нет, дело, говоря все тем же киношным языком, «зависло». Да настолько крепко, что пришлось обращаться в областное следствие, начальник которого постановил, что материалы надлежит передать в городское управление милиции, которое сумеет управиться вполне успешно. А следователю Антонову было указано – методом дисциплинарного взыскания.
Приняв дело к производству, следователь городского управления Андрей Булах положил его на полку. Ну, может и не на полку, может в ящик стола. И наверняка сверху на дело положил еще что-то, например, другие дела, так, что его видно не было. А раз не видно, то оно и не расследовалось. Во всяком случае, Юрий Айнбиндер несколько раз приходил, интересовался ходом расследования, но следователь ему так и не смог ничего нового рассказать. Точнее, новое было – очередные постановления о прекращении дела, которые при своевременном обжаловании признавались судом незаконными. И были ответы следователя Булаха Юрию Айнбиндеру – мол, следственные действия будут проводиться. И продолжалась эта канитель с конца июля 2011 года до начала апреля года нынешнего.
То ли следователи Дзержинского района не справляются с уголовными делами успешнее, чем следователи городские, то ли еще по какой причине, но дело было опять передано в Дзержинский райотдел. Впрочем, одно отличие в методах ведения следствия точно есть. Пока дело лежало у следователя Булаха, из него исчезли более 100 листов документов и компакт-диск с аудиозаписью. На это начальник городского следствия Кондратьев ответил, мол, пропавшие материалы – инвентаризационное дело БТИ, которое и было возвращено на место. Но там пропала и аудиозапись интервью коллеги-журналиста Натальи Шеховцовой с самим подозреваемым Вячеславом Пузиковым. Она в БТИ была бы явно не к месту… Равно как и пропавшее за компанию ходатайство потерпевшего вместе с ответом следователя.
Судя же по сумме милицейских «успехов» в деле о мошенничестве, я бы не рискнул сказать, что это следствие вели знатоки. Хотя и обвинять сотрудников органов не могу – они ж все высокоморальные, высокопрофессиональные и работящие. Наверное, это просто сиюминутная слабость. Потом все исправят. Вопрос только в том, как объяснить это потерпевшему от мошеннических действий Юрию Айнбиндеру.
Тот же Юрий Айнбиндер 10 марта ехал на своей машине по главной улице. А вылетевший со второстепенной автомобиль угодил ему в заднее крыло. Из автомобиля вышли какие-то арабы, сказали, что торопятся, но оставляют своего товарища, который и дождется вместе с Юрием сотрудников ГАИ. Оставшийся их приятель быстренько сбежал, так что гаишники оформляли протокол уже только с потерпевшим. А после этого было возбуждено дело, поскольку повреждения на машине сами не зарастают и ущерб возмещать надо. Но вот незадача – вспомнил Юрий Айнбиндер – номер машины арабов не указан в протоколе, наверное милиционерам без него будет трудно искать нарушителя. И он принес в ГАИ заявление, где точно указал номер – АХ2268СІ. Но следователь почему-то разволновался, сказал, что он уже и так знает, кого искать и заявление посоветовал выбросить. Но Юрий, не поверив ему все же занес документ начальнику ГАИ, чем оказал стражам дорожного порядка неоценимую помощь.
Через месяц Юрий поинтересовался, как у правоохранителей идут дела, удалось ли им найти нарушителя, устроившего аварию. А в ответ получил просто гениальную бумагу. Номер автомобиля виновника ДТП, как мы помним, указал сам заявитель. Адрес проживания его владельца установили сотрудники ГАИ. Они даже сориентировали на его задержание личный состав ГАИ ГУМВД Украины в Харьковской области. Но ни машина, ни владелец никак не находятся. Так что в случае задержания водитель будет привлечен к ответственности – пишет и.о. начальника ГАИ области. А пока, мол, ждите… ждите… ждите…
А теперь мне интересно, что должен подумать о милиции человек, дважды столкнувшийся с неспособностью ее сотрудников расследовать дела? Нет, я не утверждаю, что милиционеры знатоками не являются. Более того, я даже не пытаюсь утверждать, что они профессионально непригодны. Я ж не комиссия по профосмотрам. Но и игнорировать полное отсутствие всяческих результатов тоже не умею. Поэтому могу предположить, как я уже написал выше, что это такая временная слабость. Когда-то, возможно, следователи воспрянут от этой слабости и быстренько все расследую. Или это уже будет ни к чему – не мне судить. А раз так, то пока что следствие ведут… слабаки.
- Информация о материале
Страница 978 из 1561
