Статьи
Прошло полгода с момента проведения последних парламентских выборов, а в пленарном зале Верховной Рады до сих пор остаются пустыми пять депутатских посадочных мест. 5 ноября 2012 года Центризбирком признал невозможным установление результатов голосования в пяти округах — №94, №132, №194, №197 и №223. По мнению экспертов, данное решение ЦИК, мягко говоря, небесспорно, поскольку согласно законодательству этот орган просто не имел права не признавать результаты выборов. Теперь же все свелось к тому, что без внесения изменений в законодательство становится совершенно не ясно, кто должен назначать перевыборы — ЦИК или ВР. Парламент на сегодняшний день активно отфутболивает решение этого вопроса. Между прочим, технология «заморозки выборов» уже использовалась в Черновцах, где жители города более двух лет ждут назначения выборов мэра, а также в Киеве, где, вероятнее всего, киевлянам дадут избрать градоначальника с урезанными полномочиями, а подконтрольный «регионалам» Киевсовет продолжит трудиться до 2015 года.
Для власти в случае перевыборов в пяти проблемных округах существует серьезная опасность увеличить кадровый состав оппозиции. Однако этот факт вовсе не мешает ей активно использовать на местах целый ряд схем. Одной из таких технологий стало выбивание из этих округов потенциальных победителей от оппозиции. Поэтому не исключено, что выборы в пяти округах все-таки состоятся. Но только в определенный момент и под конкретного кандидата. Возможно, в некоторых округах даже будет использована технология «засланных казачков», когда после того, как силовыми методами основные кандидаты от оппозиции будут отстранены, побеждать останется оппозиционный претендент, лояльный к Партии регионов. Кстати, провластному кандидату могут мешать «гречкосеи», по тем или иным причинам не попавшие в ВР, но обладающие достаточными средствами. Они попросту распылят собранные по крупицам голоса. Поэтому в случае проведения подобных выборов админресурс будет направлен не только на оппозиционных кандидатов, но и на «денежные мешки», которые будут баллотироваться на свой страх и риск.
Возьмем, к примеру, скандальный округ №132 с центром в Первомайске. Именно в этом городе во время последних выборов правоохранители устроили побоище с несколькими тысячами жителей, вышедших на улицы, чтобы вывезти протоколы из здания местной ОИК. В результате засветившийся кандидат от власти — заместитель губернатора Николаевской области Виталий Травянко был показательно отправлен в отставку, однако ему скоро нашли должность начальника главного управления агропромышленного развития в ОГА. В то же время сильнейшее давление государственной машины на оппозиционного кандидата Аркадия Корнацкого показало: вопрос продвижения провластного кандидата является второстепенным, главное — избавиться от реального противника, который может изрядно подпортить ситуацию в округе.
В этом контексте обращает на себя внимание тот факт, что пост главы областной ячейки «Батькивщины» после многолетнего руководства ею Романом Забзалюком достался днепропетровскому варягу Михаилу Соколову. Такой неожиданный ход (говорят, по просьбе Юлии Тимошенко) может сыграть на руку власти. Тем более что сам Соколов особо не скрывает своих намерений баллотироваться в парламент по Первомайскому округу в случае назначения выборов. А Корнацкому, судя по всему, придется посторониться. Если же говорить о других кандидатурах, намеревающихся попытать депутатского счастья в этом округе, то коммунистов с высокой долей вероятности будет представлять экс-нардеп Евгений Царьков. А в отношении кандидата от власти есть относительная свобода для маневров. Не исключено, что Травянко второй раз отправят покорять непослушный округ. Возможно, баллотироваться по округу могут пустить кого-то еще из людей губернатора Николая Круглова.
К слову, схема с выбиванием из игры оппозиционного кандидата опробована и в округе №94 с центром в Обухове. Власть заставила соперника «регионалки» Татьяны Засухи — кандидата от «Батькивщины» Виктора Романюка — бежать из страны после того, как с его фармацевтического предприятия во Львове начали изымать оборудование. Шевченковский суд заочно избрал Романюку меру пресечения в виде содержания под стражей, когда тот уже находился в Италии. Но после выпуска оппозиционера из итальянской тюрьмы (точно такой путь и именно в Италии ранее прошел теперь уже нардеп Арсен Аваков) для него дорога к мандату все еще открыта. Впрочем, проблема для власти кроется даже не в фигуре самого Романюка. Как показали последние парламентские выборы, на Киевщине оппозиция может выдвинуть практически любую единую кандидатуру и победить. Не стоит забывать и о том, что после скандалов в родном округе самой Засухе будет крайне сложно на что-то претендовать. Хотя, по некоторой информации, вялотекущая работа людьми Засухи в округе все-таки ведется: проводятся встречи с местными бизнесменами, руководителями местных органов власти как на уровне райадминистраций, так и гор- и сельсоветов. Однако в конечном итоге еще все может быть переиграно. Говорят, в случае чего тут даже может баллотироваться губернатор Киевщины Анатолий Присяжнюк.
Несколько сложнее ситуация с двумя черкасскими округами — №194 и №197. Здесь пока соблюдается статус-кво между двумя противоборствующими кандидатами, так что эскалация конфликта в случае назначения перевыборов практически неизбежна. В большей мере это касается округа №194 с центром в Черкассах. У Валентины Жуковской, близкой к Дмитрию Фирташу, агитационные штабы даже не сворачивали. Почетный президент черкасского «Азота» проводит различные пиар-акции вроде издания «Кобзаря», иллюстрированного детьми. Однако соперник Жуковской — кандидат от «Батькивщины» Николай Булатецкий — также активно работает в округе. При этом недавно он заявил о готовности отказаться баллотироваться, но только в случае добровольной отставки губернатора Черкасчины Сергея Тулуба. Поскольку это вряд ли представляется вероятным, можно предположить, что в случае объявления перевыборов означенная пара вновь сойдется на дуэли.
Активно работает в соседнем округе №197 с центром в Каневе кандидат от «Батькивщины» Леонид Даценко, который на прошлых выборах сыграл в скандальную ничью с одиозным олигархом и «тушкой» Богданом Губским. Тем не менее, если сравнивать уже упомянутого Булатецкого с Даценко, последний явно уступает в наличии ресурсов и узнаваемости. Поэтому не исключено, что в округе устроят настоящую мясорубку. Тем более что ходят слухи о том, будто против Даценко вряд ли выставят опростоволосившегося Губского, а найдут другую кандидатуру, более уважаемую и влиятельную. В столичном округе №223 также могут вновь сойтись старые соперники — «свободовец» Юрий Левченко и самовыдвиженец Виктор Пилипишин. Однако не исключено, что в последний момент на Банковой все-таки решат не поддерживать Виктора Петровича, которому, по его же утверждениям, политика и госслужба изрядно опостылели.
- Информация о материале
Сейчас практически ни у кого уже не вызывает сомнения, что монументальный труд под названием Налоговый кодекс верстался отнюдь не для того, чтобы "систематизировать и упорядочить налоговые нормы". Он принимался, чтобы одним махом и переламыванием через колено внести множество существенных правок для наведения порядка в государстве. При этом на публику было заявлено совсем другое — "нормализация" налоговых норм для блага налогоплательщика. Иными словами — сведение всего и вся в единый документ, единственно которым и должны руководствоваться в повседневной деятельности сам налогоплательщик и надзирающая за ним налоговая сторона.
И если раньше налоговые законы болтались где-то между Гражданским и Хозяйственным кодексами в качестве дополняющих актов, то теперь получите — единый и завершенный труд. Самостоятельно описывающий все возможные варианты развития событий и кару за прегрешения.
Как оказалось, это был не только "прорыв", но и в определенной степени — правовая ловушка. Потому что сегодня, как и ранее, существенную часть хозяйственных событий на предприятии налоговая служба не может трактовать, опираясь исключительно на Налоговый кодекс. Особенно, если привлекать к ответственности нужно быстро и невзирая на полноту правовой картины содеянного. В то же время, правовая ситуация изменилась. Вернее, она таковой была и ранее, но после пропаганды "единого и эпохального" документа стала более явной: в области хозяйственного и гражданского права налоговая служба не должна и не может выносить самостоятельные суждения как царь и бог. Пожалуйте в суд.
А вот эта самостоятельная судебная вертикаль не всегда оказывается приверженцем желаемых бюрократических порядков. Или, по крайней мере, не слишком быстро и педантично выполняет свои обязанности. Все это "тормозит налоговый процесс". Но бюджет требует, и налоговая служба продолжает самостоятельно создавать акты и налоговые решения, опираясь на смежные области права. Самое время разобраться, на каком основании?
Помнится, во время обсуждения Налогового кодекса предлагалось воспользоваться зарубежной практикой и для полноты самостоятельных действий внести в правовую оценку хозяйственных операций понятие "доктрины деловой цели", на основании которой последствия хозяйственной операции могут трактоваться по-разному для хозяйственного и налогового учета. В этом случае действительно появляется возможность признавать недействительными хозяйственные операции для целей налогового учета без оспаривания хозяйственной операции по сути. Но ввиду тотального недоверия к праведности отечественной налоговой службы такая процедура формализована так и не была. Следует признать это честно и откровенно, а не пытаться найти аналогичную процедуру "между строк". То есть "налоговые последствия хозяйственной операции" не могут на данный момент трактоваться отдельно от ее сути и формы.
Таким образом, в налоговом оспаривании сделки остается старый испытанный метод — признание сделок "ничтожными" и "недействительными" по правилам Гражданского кодекса (ГК).
Естественно, что у надзирающей стороны наблюдается постоянное искушение признать сделку "ничтожной", поскольку это не требует дополнительного судебного доказательства. Однако законодательство предусматривает, что сделка признается "ничтожной" при нарушении строго установленных требований действующего законодательства (гл. 16 "Сделки" ГК): "дееспособность сторон", "необходимое нотариальное удостоверение", "нарушение публичного порядка". Расширительное толкование этих случаев проблематично. Даже вариант "нарушение публичного порядка" достаточно четко оговорен в ст. 228 ГК:
"… сделка не может быть направлена против конституционных прав и свобод человека и гражданина, уничтожение имущества физического и юридического лица, государства или территориальной общины…". Налоговые прегрешения, как и такие повседневные варианты — "предприятие не находится по месту своей регистрации", "не сдает отчетность", "не предоставило сведений по запросу контролирующих органов" — здесь однозначно не просматриваются.
Признание сделки "недействительной" является на порядок более сложным юридическим процессом, поскольку предполагает установление ее обстоятельств в суде в состязательной процедуре сторон. Еще и в большинстве случаев — доказательство преступного умысла хотя бы одной из сторон. То есть никоим образом не может быть самостоятельным умозаключением проверяющей стороны.
Подозревая, что прав на самостоятельное вынесение вердикта остается, в общем-то, немного, налоговая служба то и дело вводит в оборот новые устрашающие понятия: "фиктивное предприятие", "бестоварная операция", "выгодоприобретатель", "транзитер", которые с точки зрения права являются на сегодня не более чем оценочными суждениями. Они могут присутствовать в пояснительной части документов как некий "профессиональный слэнг", позволяющий коротко и ясно описать ситуацию, но никак не могут применяться в резолютивной части, где требуются четкие правовые формулировки. А с точки зрения права всем этим формулировкам может быть поставлено в соответствие единственное понятие — "фиктивная сделка", относительно которой в ст. 234 ГК сказано: "Фиктивная сделка признается судом недействительной". То есть да, конечно признается, но только судом. А в суде возвращаемся к прежней состязательной процедуре сторон и доказательству преступного умысла. Формальной подменой понятий обойти эту процедуру никак не возможно.
Таким образом, какие-либо налоговые решения можно считать хоть в какой-то мере юридически обоснованными, если в цепочке правовых рассуждений присутствует хотя бы одно звено, хозяйственные решения которого признаны в установленном законом порядке "ничтожными" или "недействительными". С этого может начинаться в какой-либо мере действительно обоснованная цепочка дальнейших правовых рассуждений.
К сожалению, в последнее время правовые предписания налоговой службы даже в отношении откровенно фиктивных субъектов предпринимательской деятельности пестрят оценочными суждениями вместо конечных правовых решений. То есть во всей цепочке предъявления налоговых претензий отсутствует хотя бы одно звено, хозяйственные операции которого признаны "ничтожными" или "недействительными" в установленном законом порядке. И в этом случае вероятность положительного исхода в судебном оспаривании решения достаточно высока.
Если же выводы о "ничтожности" и "недействительности" в отношении какого-либо звена товарной цепочки достоверно закреплены, праведному налогоплательщику остается настаивать на заключении сделки в обстоятельствах преступного "введения в заблуждение" своим контрагентом (ст. 230 ГК). А в качестве обстоятельства последней надежды уповать на то, что даже при "сознательном преступном сговоре сторон" (ст. 232 ГК) такие сделки признаются недействительными исключительно в судебном порядке.
- Информация о материале
Дефицит денег в бюджете и желание подгрести под себя все в Украине толкает «молодую семейную команду» на все более жесткие шаги. Малый и средний бизнес в Украине переживает не самые лучшие времена. Даже не переживает, а доживает.
Хватает проблем и у крупных предприятий, не входящих в сферу влияния «Семьи». Налоги на прибыль заплати авансом, про НДС забудь. Впрочем, теперь станет еще веселее – вместо НДС, депозитов и прочих выплат деньгами государство будет щедро снабжать подданных сомнительными бумажками. Так что с промышленностью все понятно – олигарх останется только один. Но нашлась сфера, до этого ускользавшая от цепких лап кровосись. Это крестьяне. Это крестьяне. Люди, которых по определению ненавидит любой коммунист или советский человек с коммунистическими рефлексами. Собственники. Единоличники. В общем, враги государства.
До поры до времени крестьян просто терпели. Доходы у них смешные, трудозатраты огромные – много с них не возьмешь. Появились, конечно, крупные агрохолдинги и с ними уже другой разговор идет, а мелких не трогали. Выращиваешь ты у себя на земле птичек, разводишь поросят или телят – живи. От налогов этот бизнес был освобожден – так, раз в год за землю собирали, но там немного. К несчастью для крестьян, в стране наступил кризис. Отчасти виновата ситуация в мире, добавили проблем хреновые хозяйственники, но в результате аналитики просчитали – Украину таки ждет экономический коллапс. И даже срок обозначили – сентябрь-октябрь 2013 года.
Мягких вариантов выкрутиться нет – так что даже деньги на четвертый квартал в бюджете прописывать не стали. Даст кредит МВФ или кто-то еще – проскочим. Нет – будет обвал и катастрофа. Вот тут-то и вспомнила власть о крестьянах. Денег с них много не возьмешь, это понятно. Но у них есть земля. В собственности. А на украинскую землю уже есть покупатели – серьезные и с большими деньгами. Единственная проблема – не хотят украинские крестьяне землю добром за бесценок отдавать. Они и при красных сопротивлялись, а теперь тем более. Но что значит – «не хотят» для нашей власти. Не хотят, значит нужно заставить. Долго ли умеючи?
Миндоходов рассматривает возможность введения НДС при поставке продукции собственного производства по ставке 7%. Это вполне официальное заявление. Кроме того, Миндоходов предлагает реформировать фиксированный сельхозналог, расчет которого ведется на основании нормативной денежной оценки земель, зафиксированной в 1995 году. "Миндоходов считает оправданным внедрить нормативную денежную оценку земель сельхозназначения с учетом коэффициентов индексации и дифференциации для различных видов сельхозпроизводства", - заявляют в министерстве.
В общем, обложат украинских кормильцев налогами по самое горло. И дело не в размере платы за землю или 7% за выращенный в огороде и проданный на рынке помидор. Суммы могут варьироваться, но душить будут с помощью привычных запутанных административных механизмов. Селян заставят ездить в райцентры с отчетами и декларациями, собирать справки и подтверждающие документы. И башлять, башлять, башлять… Наша бюрократия на этом поле непобедима. А сельские жители – совершенно беспомощны.
Пойдут штрафы, пеня, наказания за несвоевременную подачу документов, придирки – налоговой даже ничего нового придумывать не надо. Главная цель – чтобы владельцы земельных участков махнули рукой, и со словами «крутись оно конем» отдали землю. Например, земельному банку, который так кстати создали.
Власть в этой ситуации можно понять. Налогов и сборов бюджету катастрофически не хватает. Неумелое управление товарища Азарова дало предсказуемый результат – экономика в непростой ситуации с хреновыми перспективами. Не будет денег – будет социальный взрыв. А тут как раз серьезные люди с деньгами, которым мы много должны, тихо и аккуратно взяли Януковича за… ну, ну пусть за горло. Продать землю и часть оставить себе – самый простой вариант. Так что понять можно. А вот простить – вряд ли…
- Информация о материале
В 60-е годы кубинцы вывесили портрет Хрущева
в рубище и с нищенской котомкой, вопрошавшего:
"Чем еще помочь?"
Из рассказа очевидца
Украинские народные депутаты имеют самую низкую зарплату среди своих европейских коллег. На такую информацию случайно «нагуглился», гуляя по Сети.
Не живи я в Украине, порадовался бы за украинский народ: порядочных «слуг» он себе подобрал – зная о тяжелом материальном положении большей части населения, те и сами особо не жируют. Но так как Господь сподобил меня родиться и жить все-таки в Украине, и я иногда включаю телевизор, и немного изучил ментальность и бывших, и настоящих нардепов, то сразу возникло сомнение: или кто-то что-то напутал, или что-то тут не то… Которое почти сразу же и подтвердилось: оказалось, второе – которое «что-то тут не то».
***
Одна из самых низких среди европейских депутатских зарплат, у депутатов польского Сейма – 2,75 тыс. евро. «Округлим» до гривен, имеем около 27, 5 тыс. грн. Зарплата нашего среднего депутата на сегодняшний день составляет 17,6 тыс. грн. Действительно, поменьше… Любой депутат, тот же г-н Чечетов, например, может упрекнуть народ, как платите, мол, так мы и работаем.
Возможно, пришлось бы и согласиться с главным дирижером Верховной Рады, если бы не всем известный Альберт, навязавший человеку навязчивую идею, что все в этом мире относительно, и все надо рассматривать в сравнении. А всякие числа – тем более…
Можно было бы сравнить зарплату депутатов со средней по стране. Но средняя по стране, извиняюсь, это среднеарефметическое от зарплат жирных котов и худых мышей – понятие довольно абстрактное. А возьмем-ка мы конкретно, и сравним зарплату депутата с зарплатой, допустим, врача. Их деятельность где-то в чем-то даже немного похожа. Врач лечит человека, а депутат должен лечить страну; врач несет ответственность за жизнь человека, а депутат несет ответственность за… Мда…
Совсем недавно Николай Янович очень порадовался зарплате терапевта с десятилетним стажем, которая сегодня якобы составляет 2, 5 тыс. грн. В Польше никто не радуется, но зарплата среднего врача составляет, что удивительно, тоже 2, 5 тыс. Но только евриков.
Как видим, депутат Сейма, с его зарплатой в 2,75 тыс. евро обходится польскому налогоплательщику практически так же, как и врач. Наш же нардеп, минуточку (17,6 тыс. делим на 2.5 тыс.), «стоит» семь врачей. Некрасиво конечно, но с учетом ментальности нашей элиты, скажем так, не вопиюще.
Было бы не вопиюще, если бы зарплата народного депутата не была только вершиной того айсберга благ, который сваливается на нашего «слугу народа» и которые мы, налогоплательщики, его наниматели, вынуждены оплачивать.
***
Украинские депутаты – общепризнанные чемпионы мира по количеству оплачиваемых привилегий и льгот. Которые в прошлом году, в преддверии шухера (выборов), они как бы немножко урезали. Но, естественно, временно. И сегодня заложена смета Верховной Рады на 2013 год, которая предусматривает обеспечение всех старых и новых льгот, и привилегий. Сами знаете: если нельзя, но очень хочется, то можно.
В смете ВР плюс к зарплате депутату «положено»:
- - всевозможные надбавки и премии;
- - компенсация расходов, связанных с исполнением депутатских полномочий;
- - оплата всех проездов, перелетов и используемых средств связи;
- - компенсация за «прохождение через зал официальных делегаций при командировке»;
- - средства на закупку салфеточек, скрепочек, цветочков и т.д.
Короче, содержание одного своего «слуги» нам обойдется около 58 тыс. грн. в месяц. Как сказал уже упоминавшийся Миша Чечетов (куда ж без него): «Никаких излишеств в смете нет, все то же, что и было – максимально скромно, в духе времени».
И сколько врачей, оказывается, «стоит» наш нардеп? А 23 (58 делим на 2.5) – не хотите? И кто теперь по сравнению с ним польский депутат с его «ценой» в один-два врача? Нищета!
(К сожалению, мне не удалось найти материалов о компенсациях командировочных и других расходов депутатам Сейма, но из разговоров с рядовыми поляками знаю, что «купание в масле», как нашим, их депутатам и не снилось. Другие же европейские депутаты, «побогаче» польских, как правило, все расходы на свое содержание оплачивают сами).
***
И, думаете, это все?
А в сумму в 58 тыс. грн. еще не вошли:
- затраты на содержание каждым депутатом корпуса своих помощников – 20 тыс. грн. в месяц;
- материальная помощь на оздоровления депутата – 3 тыс. грн. в месяц.
А теперь, думаете, это уже окончательные наши расходы на содержание «слуг народа»? Это еще только на тех, которые сегодня «в штате». А есть же еще вчерашние, о которых мы, их бывшие «хозяева», согласно Закона, обязаны позаботиться.
С начала года в Верховную Раду поступило 151 заявление от «бывших» с просьбой выплатить пособия по безработице. В течение полугода им «положено» по 14 тыс. грн. ежемесячно. Тем же вчерашним, кто «нашел работу» - половина этой суммы. И, конечно же, по достижению возраста пенсию, «немножко» отличающуюся от обычной.
***
А еще среди наших «слуг» очень популярен депутатский запрос на "квартирный вопрос"…
Но надоела скрупулезная работа с «цифирьками в столбик». Хотя это и нужная работа. Ведь это не чужие денежки, а наши, которые только по какому-то непонятному недоразумению назначаются самим себе нашими же наемными работниками. Только на минуточку представьте, что работаете бухгалтером у владельца магазина и сами себе назначаете зарплату плюс компенсацию расходов на все свое жизнеобеспечение. Не слабо, правда же? Только куда вас пошлет (и не только словами) хозяин, заглянув в дебеты-кредиты и обнаружив, что вы ведете себя так же "совестливо", как наши "слуги"?
***
Вообще-то имхо задумывалось как разговор о жлобстве и ненасытности, почему-то посильнее какого-нибудь свиного гриппа подкосившего большую часть нашего депутатского корпуса. Ведь депутаты не забитые хуторяне, получившие неограниченный доступ к благам и соблазнам столицы и ошалевшие от открывшихся возможностей и перспектив. Спроси, так все расскажут о своем большом объёме образования и высоком уровне культуры. А главное, о чем, скорее всего не расскажут: подавляющее большинство их - это люди очень небедные, прямо скажем, люди очень богатые. Которые давно уже очень много чего поимели в ходе глобальной украинской операции «отобрать у всех и поделить между собой».
Как любил рассказывать когда-то, пока еще не стал членом фракции «регионалов», депутат Олег Зарубинский, «нормальному» украинскому нардепу его зарплаты хватает разве что на один ужин в ресторане. Для них зарплата и все привилегии – это так, даже не на карманные расходы. Так зачем за этими «даже некарманными расходами» залазить в наш дырявый карман? Ведь того, что они оттуда вытаскивают, хватило б на тонны необходимейших лекарств для всех украинских тяжелобольных детей и для других полезных и праведных дел.
***
А тем временем… Президент Греции отказался от заплаты до тех пор, пока не выведет страну из кризиса.
***
Пока писал, как-то сам собой придумался анекдот.
15 мая 2013 года, в ходе обсуждения бюджета Верховной Рады, по инициативе известного киевского домовладельца и галстучного короля Владислава Лукьянова и по отмашке Михаила Чечетова, фракция Партии регионов проголосовала за отмену всех депутатских привилегий и льгот и за привязку зарплаты депутата к средней зарплате врача в соотношении 1:1. После чего президент, в результате многочасовых мучительных раздумий, решил отказаться от владения поместьем в Межигорье и передать его детям-сиротам. Кроме того, им был издан Указ о запрете пользования золотыми унитазами вплоть до полной стабилизации экономической ситуации в стране.
Анекдотец, вынужден признать, так себе. Но придумать что-нибудь посмешнее на тему жлобства и ненасытности как-то не получается. Тема уж больно не смешная…
- Информация о материале
Несмотря на рекордный урожай яблок в минувшем году, цены на эти плоды на внутреннем рынке так и не снизились. По словам руководителя проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты» Татьяны Гетьман, этому воспрепятствовало резкое повышение справочных цен на таможне и увеличение затрат на таможенную очистку импортных фруктов. В итоге, с одной стороны, польские яблоки оказались очень дорогими, что позволило украинским садоводам распродать свою продукцию на внутреннем рынке, с другой -- этот же фактор удержал закупочные цены от падения. И рядовые потребители так и не почувствовали преимуществ рекордного урожая.
«В этом году начнут плодоносить новые сады, заложенные три-четыре года назад, поэтому давление на рынок будет только усиливаться», -- обнадеживает эксперт. Действительно, по данным Госстата, с 2000 по 2012 год в Украине было заложено около 46,2 тыс. га новых насаждений плодовых культур, причем в их структуре около 67% приходилось на семечковые культуры.
Но отразится ли усиливающаяся конкуренция на цене фруктов уже в этом году, спрогнозировать сложно. Все зависит от урожая. А каким он будет, никто не ведает: самый опасный период -- первая декада мая, когда случаются заморозки, способные повредить плодам, -- еще впереди.
Тенденция расширения площадей под фруктовыми садами позволяет надеяться на снижение цен в долгосрочной перспективе. Тем более что, по оценкам эксперта плодоовощного рынка Игоря Стрелюка, именно плодоовощная отрасль в последние годы стала очень привлекательной для инвестиций со стороны украинских и иностранных компаний. «С одного гектара качественной плодово-ягодной продукции можно получить в десять раз больше прибыли, чем с гектара зерновых», -- объясняет эксперт. В итоге крупные структурированные компании уже готовы направлять миллионы гривен на закладку новых садов, преимущественно яблоневых. Об увеличении площадей многолетних насаждений яблонь до 400 га в 2013 году сообщил, в частности, заместитель директора компании «Буковинский сад» Ярослав Федоришин. Кроме того, эта компания расширит плантации под земляникой и малиной.
Именно ягодный сектор Игорь Стрелюк считает наиболее привлекательным. «В отечественном садоводстве начался этап поиска новых ниш», -- говорит он. С тем, что направления по выращиванию других разновидностей фруктов и ягод (кроме яблок) остаются не освоенными, согласен и владелец группы компаний T.B.Fruit Тарас Барщовский. «Из необходимых нам для переработки в концентрат 150 тыс. т вишни в Украине сегодня можно приобрести максимум 10 тыс. т. Поэтому мы решили заняться выращиванием собственных вишневых садов -- в этом году планируем заложить 300 га», -- говорит он. Правда, эксперты считают, что до того, как сады и плантации начнут приносить прибыль, пройдет не один год. И дело не только в плодоносности -- на то, чтобы выявить и обойти все подводные камни, отработать технологии и выстроить правильную инфраструктуру, потребуется от трех до пяти лет.
Между тем украинские потребители могут и не ощутить выгоды от закладки новых садов и плантаций. Ведь, по наблюдениям экспертов, ряд крупных торговых сетей предпочитают работать с импортными фруктами, особенно в межсезонье. Во-первых, иностранцы поставляют товар крупными партиями, удобно и современно упакованным. Во-вторых, зарубежные фрукты благодаря обработке антибактериальными и противогрибковыми препаратами имеют привлекательный товарный вид и хранятся месяцами.
Украинские же садоводы делают ставку на промышленный сектор. Тем более что за последнее время сразу несколько отечественных сельхозпроизводителей заявили о намерении выйти на рынок сока прямого отжима. У этого бизнеса есть перспективы: средний показатель потребления сока на душу населения в Украине составляет 11,2 литра в год, что вчетверо меньше чем в Германии, втрое меньше, чем во Франции, и в вдвое меньше, чем в России, Польше и Словении
С одной стороны, такие планы не могут не радовать потребителей, которые желали бы приобретать максимально натуральную продукцию. С другой -- большинство украинцев редко покупают продукты премиального ценового сегмента, это им не по карману. Между тем отечественный товар прямого отжима стоит в 2-2,5 раза дороже сока из концентрата. Посему велика вероятность, что отечественный рынок соков и нектаров продолжит падать: по информации Госстата, за прошлый год он сократился на 6,3% -- до 309 тыс. т. А украинским садоводам, развивающим собственную сырьевую и производственную базы, придется подыскивать рынки сбыта для премиальных соков за рубежом.
- Информация о материале
Ситуация, сложившаяся сегодня в сфере государственного регулирования выпуска и проведения государственных лотерей, действительно заслуживает внимания. Нет, не только специалистов, которых позиция органа лицензирования лотерейной отрасли — Министерства финансов — давно уже перестала удивлять, а скорее писателей и сценаристов, алчущих замысловатых интриг, парадоксальных поворотов и захватывающих хитросплетений сюжетов для своих будущих литературных шедевров.
Ведь интрига, закрученная правительством вокруг регулирования лотерейной отрасли, напоминает собой напряженный триллер, завораживающий детектив, где-то даже шпионский роман, в общем, все что угодно, кроме последовательной, понятной и взвешенной, или, проще говоря, нормальной реализации государственной политики в сфере, приносящей этому самому государству более трети миллиарда чистого дохода ежегодно.
А ведь начиналось все так многообещающе. После ярких, но непродолжительных дискуссий законопроект "О государственных лотереях в Украине" был принят в целом, подписан президентом и вступил в силу в ноябре прошлого года. Лотерейный рынок зажил по новым правилам, хоть и не полностью соответствовавшим интересам операторов лотерей, однако, по общему мнению, подтягивавшим отрасль к высоким европейским стандартам. Отметим, что законопроект был согласован в процессе его обсуждения Кабинетом министров и не вызвал каких-либо принципиальных возражений со стороны Минфина как органа непосредственно регулирующего отрасль.
Однако самое интересное началось потом. Минфин во исполнение норм закона должен был на протяжении трех месяцев со дня вступления его в силу (до 06.01.2013 г.) привести лицензионные условия по выпуску и проведению лотерей, а также разработать проект постановления КМУ о перечне документов для получения лицензии по выпуску и проведению лотерей. Т.е. осуществить действия, на которые при самом неблагоприятном стечении обстоятельств (отпуска и болезни заинтересованных лиц, отставки министров и т.д.) даже в нашем государстве уходит не более месяца. Однако на сегодня такие нормативные документы не только не приняты Кабмином, но даже не поданы на его рассмотрение.
Вместо этого в феврале 2013 г. Минфин разражается инициативой, поддержанной, в непонятном по своим истокам порыве, Кабинетом министров об отмене закона о государственных лотереях как такового. При этом без какой-либо разумной альтернативы. Одновременно в законе о государственном бюджете правительство предусматривает на 2013 г. отчисления в бюджет от проведения лотерей в размере 864,4 тыс. грн, что более чем в 30 (!) раз меньше отчислений, полученных бюджетом в 2012 г. Все это можно было бы списать на нерадивость конкретного чиновника, отвечающего за отрасль, либо злой рок, ставший на пути цивилизованной модели азартного бизнеса в нашем государстве, если бы не еще одно обстоятельство. Дело в том, что в феврале-марте у всех трех действующих операторов лотерей закончились сроки действия лицензий, а из-за отсутствия необходимых нормативных документов действующим операторам государственных лотерей лицензии Минфином не выдаются.
Таким образом, вследствие, мягко говоря, непоследовательных действий исполнительной власти операторы лотерей осуществляют сегодня свою деятельность без лицензий — просто на основании заключительных положений вышеуказанного лотерейного закона. И хотя деятельность операторов лотерей осуществляется в рамках закона и на его основании, они не имеют статуса лицензиатов лотерейной деятельности, вследствие чего ни Минфин Украины, ни Госкомпредпринимательства не имеют права осуществлять контроль (проводить проверки) соблюдения операторами лицензионных условий и норм действующего законодательства. Т.е. сегодня лотерейный рынок фактически является бесконтрольным относительно специфических (специальных) вопросов по проведению лотерей и предоставлен сам себе, что может привести к злоупотреблениям как со стороны операторов, так и третьих лиц. Вопросы полноты, правильности и прозрачности разыгрывания и формирования призовых фондов, своевременности выплаты выигрышей, информирования игроков, распространения лотерейных билетов вот уже как два месяца отданы Министерством финансов на откуп самих операторов. Последних от соблазна злоупотреблений может удержать лишь забота о собственной, сформированной годами репутации, что, согласитесь, во многих случаях может стать весомым, но не решающим аргументом. Более того, за допущенные в период такого искусственного "безвременья" нарушения государство уже никогда впредь не сможет привлечь оператора к ответственности!
Следствием такой "политики" государства является также отсутствие у Минфина каких-либо рычагов влияния на операторов лотерей, и никаких санкций к операторам—нарушителям Минфин, даже при всем желании, применить сегодня не может, в том числе, не может и аннулировать лицензию, которой нет.
Государство своими действиями фактически создало вокруг операторов, работающих на рынке (годовой оборот которого по самым скромным расчетам в 2013 г. должен превысить 4 млрд грн, а объем отчислений в госбюджет 400 млн грн), правовой вакуум, лишив себя неотъемлемого полномочия по контролю за рынком.
На самом деле, мы крайне далеки от предположений о сознательном вредительстве со стороны отдельных должностных лиц Минфина, чьи действия и создали правовой коллапс на лотерейном рынке. Однако чем же еще можно объяснить то обстоятельство, что Министерство финансов в здравом уме и трезвой памяти сначала согласовывает закон, а через три месяца борется за его полную отмену? Или в целях лучшего законодательного регулирования лотерейной отрасли просто саботирует принятие нормативных актов, разработка которых прямо предписана ему нормами закона, создавая вокруг операторов правовой вакуум, не позволяющий даже осуществить элементарную проверку по жалобе игрока, защитив его права?
Франц Кафка, Эжен Ионеско, Даниил Хармс — не этот ли список пытается пополнить своим именем действующий министр финансов, воплощая в жизнь постановку, явно претендующую на лучший образчик произведений в стиле абсурда? Возможно, это новый экспериментальный метод государственного управления "от обратного" — усиливаем государственное регулирование путем лишения государства полномочий? Вероятно, мы откроем что-то новое для чиновников, ответственных за государственное регулирование лотерейного рынка, сообщив, что рынок лотерей — не место для экспериментов. Это тонкая и крайне сложная система отношений, являющаяся плодом работы сотен людей на протяжении не годов — десятилетий, разрушить которую можно в одночасье, а воссоздать — нет. Тому в мире было сотни примеров.
Возможно также, что мы просто оцениваем действия Минфина не под тем углом?
Ведь бессистемными, хаотичными и где-то даже истеричными последние действия государства в сфере управления лотерейной отраслью можно расценивать, если предположить, что его целью является все-таки регулирование рынка. Если же государственные чиновники преследуют иную цель — разрушить с таким трудом создаваемое десятилетиями правовое поле лотерейного рынка, его структуру, подорвать доверие население к операторам — все сразу становится на свои места. Здесь логичным становится и отмена закона и 864,4 тыс. грн отчислений от лотерей в 2013 г. и фактическое подталкивание операторов лотерей к нарушениям закона в условиях полного отсутствия контроля со стороны Минфина. Конечно, для общества остается нерешенным вопрос — зачем? Зачем делать плохо в том не многом, где пока все хорошо? Но в этом-то и кроется интрига, такая привлекательная для искателей закрученного литературного сюжета, с которых мы и начали этот материал…
- Информация о материале
Страница 980 из 1561
