Статьи
СМИ уже начали говорить о сдаче газотранспортной системы Украины в аренду как о почти свершившемся факте. Высокопоставленные чиновники неофициально говорят, что вероятность такого развития событий высока как никогда.
Сегодня уже совершенно очевидно, что консорциум с Россией будет создан, и "Газпром" получит в аренду украинскую "трубу". Этот момент можно будет зафиксировать в истории как "тот день, когда Украина лишилась своей ГТС".
Это плохо? Если быть логичным до конца, то важность газотранспортной системы сильно преувеличена. Ее можно было бы смело продать, если бы государство Украина могла не допускать злоупотреблений со стороны "Газпрома" (ну кому она еще нужна?).
Но некие политики сумели заставить население поверить, что "труба равно независимость". Из-за этой странной мысли, России пришлось придумывать обходные пути, как получить желаемое.
Со всей очевидностью, именно так появилась идея консорциума, который якобы позволить Украине сохранить "трубу" в своей собственности, а России – якобы гарантировать безопасность поставок.
Можно назвать ее одной из русских сказок нового тысячелетия.
С другой стороны, "труба" была и остается для Украины если не инструментом давления, то аргументом. Хотя бы просто потому, что это одна из существенных "хотелок" Москвы, на которой можно спекулировать и которую не обязательно дарить откровенному хищнику.
Но гораздо интереснее понять, почему "новую русскую сказку" рассказывают и будут рассказывать украинские начальники – президент Виктор Янукович и профильный вице-премьер Юрий Бойко.
Как продать Родину?
В начале марта Янукович полетел в Москву на встречу с президентом России Владимиром Путиным. Судя по отсутствию достоверной информации о содержании многочасового разговора этих людей, беседа была напряженной.
Как теперь очевидно, одной из ключевых тем была "сдача" газотранспортной системы. Но не только это.
"Программой максимум" является вступление Украины в Таможенный союз. Что, в понимании Кремля, является ступенькой к созданию подобия новой Российской империи или нового СССР с самодержавной властью Владимира Путина.
Как в силу объективных факторов (продвижение границы до "латинского мира", порты, та же "газовая труба"), так и в силу субъективных факторов (персональные комплексы России), новая империя без Украины не получится. В нее не будет веры у самих "императоров".
Украина нужна. Если не вся сразу, то частями. Одной такой частью является ГТС, на которую Россия облизывается уже который год. В случае получения контроля над трубой, диктовать условия станет еще проще.
Но, как мы отметили выше, просто так "трубу" отдавать нельзя. Капитуляция Украины должна выглядеть как решение вынужденное.
Это только в медицине резкое различие между тем, что говорится и делается, считается заболеванием. В политике это в порядке вещей, и Украина не исключение.
Так вот, последние три года мы слышим о титанических усилиях по расторжению убийственного газового соглашения с Россией. Но реальные действия напоминают системную работу по сдаче интересов Украины.
Факт первый. Все знают, что Россия хочет нашу "трубу". Это правильно с точки зрения бизнеса и с точки зрения геополитики.
Факт второй. Мало кто поспорит, что аренда газотранспортной системы – это ее завуалированная продажа. Потому что в нашем мире важно не то, кто владеет, а то, кто пользуется.
Вот, например, концессия на добычу нефти сроком 50 лет. Что это? Ни что иное, как право собственности на полвека. А через полвека то ли нефть исчерпается, то ли мир изменится.
То же самое касается различных схем с созданием консорциума по модернизации ГТС – двухстороннего ли с Россией, или же трехстороннего с некими европейскими структурами. Решающим в этом объединении всегда будет голос Кремля.
При необходимости, "Газпром" даже организует трехсторонний консорциум. Он предоставит сколько угодно 100-процентных европейцев – немецких или итальянских компаний. Только не скажет, что эти структуры контролируются Москвой. И что голосовать они будут в интересах того, кто платит.
Поэтому факт третий. Рассуждения о необходимости аренды, которые звучат на телевидении, предполагают, что Украина отдаст контроль над "трубой".
Другое дело, под каким соусом это будет подано. Ведь если просто отдать – скажут, что продал Родину. Поэтому нужна системная пиар-подготовка, чтобы это назвали не "предательством", а скажем "вынужденным шагом".
А еще лучше – "достижением выгодной для Украины сделки".
Официальная позиция властей и мнения немногих провластных экспертов в этом отношении более чем лояльна. Дескать, Украина попала в трудную ситуацию, и должна чем-то пожертвовать, чтобы получить меньшую цену на газ.
Но давайте не будем отмахиваться от предположения, что Украину целенаправленно подводят к потере "трубы". Что существуют и другие варианты развития ситуации, но выбран именно такой.
На нашей стороне – здравый смысл.
Судите сами. Из года в год первые лица государства обещают, что избавятся от кабальных газовых контрактов.
Но! На практике Украина продолжает спокойно платить за дорогой газ, подставляется под штрафы за недобор газа и собирается отдать внутренний рынок частным газотрейдерам. А самое главное, упорно не пробует разорвать соглашение.
Пока у нас "не получается", скидку от россиян получили сначала итальянцы, потом – поляки. Польша аргументировала свой судебный иск тем, что они получают газ более чем по $500, тогда как немцы (которые находятся дальше от России) – по $394. В спор с "Газпромом" втянулись также Эстония, Латвия, Болгария, Германия, Франция, Словакия, Турция и Австрия. Все они добились уступок от "Газпрома".
Возникает резонный вопрос – господа Янукович и Бойко точно собирались что-то делать?
Почему Бойко?
Конкретно в этом вопрос не стоит делать крайним премьера Николая Азарова. Совершенно очевидно, что он никогда не имел веского слова в газовых делах.
Его "фронт работы" был совершенно иным – бюджетная политика. Как утверждают разные информированные источники, с бюджетом сейчас ситуация аховая. Денег нет. И в этом многие склонны видеть руку Азарова.
Поговаривают, что в конце прошлого года Янукович был готов назначить новым премьером Сергея Арбузова, но это не совпадало с позицией Кремля, который видел в этом кресле Николая Яновича. Есть мнение, что именно в Кремле надо искать корни бюджетной "подставы", которая является дополнительным аргументом в пользу капитуляции Украины.
Но это совершенно другая история. А последние три года в Москву на переговоры по "газовой теме" летает другой уважаемый член Партии регионов Юрий Бойко. Это его монополия. Не исключено, что для этого Юрию Анатолиевичу и дали пост вице-премьера.
Янукович же сидит в Киеве, и летает лишь на важные встречи. Похоже, в Москве его действительно не уважают, и предпочитают общаться с Бойко. Действующего же министра энергетики Эдуарда Ставицкого на полшага не подпускают к "Газпрому". Дескать, еще не достиг того уровня экспертности, чтобы говорить с Россией.
Но что дает такая монополия на переговорах? Помимо секретности, она создает почву для возможных злоупотреблений.
Вот вы знаете, о чем идет речь на переговорах Бойко и главы "Газпрома" Алексея Миллера? Мы – нет. Бойко встречался с Миллером уже десятки раз. Что они обсуждают?
Очевидно, не "разрыв кабальных газовых соглашений". Хотя бы потому, что все визиты Бойко не меняют установившееся статус-кво. Украина продолжает покупать дорогой газ, планомерно истощает свои валютные резервы и движется к тому, чтобы упасть на колени перед Россией.
Помимо этого появляются всякие малоприятные вещи. Например, штраф на 7 миллиардов за недобор газа. Как утверждают знающие люди, этот штраф был инспирирован, в частности, группой "РосУкрЭнерго", которой руководят Бойко и давний партнер "Газпрома" Дмитрий Фирташ.
Вторая проблема – суд с итальянской компанией IUGAS, который грозит обернуться серьезными сложностями для "Нафтогаза". Роль Бойко и его давнего соратника Игоря Воронина в этой истории очевидна.
Юрий Бойко и Дмитрий Фирташ. Фото "Подробности"
Интерес "газовщиков" очень простой – не потерять свою монополию на разговоры с Россией ("Семья" давно хочет взять эту часть работы на себя), а, в идеальном варианте, сочинить какую-нибудь посредническую схему со своим участием.
Включаем память
Давайте включим две вещи: память и логику. Нас ждут великие открытия.
Включение памяти помогает вспомнить, что по нескольку раз в месяц в СМИ запускаются информационные сообщения. Они создают эффект напряженного переговорного процесса, и явно демонстрируют, что Украина пытается решить "газовый вопрос".
На самом деле, реальные события несколько отличаются. Украина перечисляет примерно миллиард долларов за поставки газа в каждом месяце. Украина наполняет хранилища, деньги перечисляются. "Нафтогаз" продает ОВГЗ банкам, получает от них гривну, с которой идет в Нацбанк. А в последнее время стала чаще звучать тема реформирования "Нафтогаза", и допуска на внутренний рынок частных газотрейдеров.
Не исключено, что всевозможные рассказы об активных переговорах в Москве запускаются, чтобы отвлечь внимание от грубой правды. Которая заключается в том, что руководители Украины делают крайне много для того, чтобы наша страна лишилась "трубы". Волей или неволей - другой вопрос. Но почему-то не зря в СМИ фигурировали слухи о том, что украинский президент имеет некую заинтересованность в том, чтобы держать высокие цены на газ.
Давайте отследим основные сюжетные линии, которые продвигаются в этих сообщениях.
Сюжетная линия 1. Суд
В октябре 2011 Юрий Бойко заявил, что Украина больше не планирует оспаривать в международных судах газовые соглашения с Россией. Отказ от обращения в суд объясняется "стратегическим характером отношений с Россией".
Ноябрь 2012 - новый виток той же истории. Бойко заявляет, что Украина готова судиться с Россией из-за газа. "Мы абсолютно правы и мы будем действовать так, что это соответствует нашим национальным интересам. Будем это отстаивать в Стокгольме, или в Лондоне, или в Париже", - сказал Бойко.
Браво, Юрий Анатольевич! Ждем нового высказывания о "стратегическом характере отношений".
А все-таки, почему Украина не идет в суд?
Сюжетная линия 2. Дешевый газ.
Чтобы отвлечь внимание населения и бизнеса от дорого газа по $430, ему рассказывают сказки о том, что Украина нашла более дешевый газ.
Сказок таких много: газ из Туркмении и Германии, сжиженный газ через LNG-терминал, сланцевый газ от Shell и Chevron (вместе с "прокладками" Януковича), шельфовый газ от ахметовского Vanco. И даже газ из Турции по некоему секретному маршруту.
Что на практике? От сказок газа больше не становится. Дешевле он тоже не становится, больше разговоров. Наоборот, наблюдается падение внутренней добычи. И по-прежнему дорогой российский газ.
Зато под шумок в Украину закуплена знаменитая "вышка Бойко". Проплаченная через прибалтийских бомжей, она стала на $150 млн дороже, чем должна была быть.
История с туркменским газом тянется уже неприлично долго. В июне 2011, как пишет "Коммерсант", Бойко потребовал от России снизить цену газа либо разрешить транспортировку среднеазиатского газа по своей территории. Речь шла о 25-30 млрд кубометров газа из Средней Азии, по $200-220 за тысячу кубометров.
И что? С тех пор – ничего. Значит, не так сильно Украина настаивает.
"Оправдалка" тоже есть, еще с 2011 года. "Если Украина хочет пересмотреть цену, ей придется вступить в Таможенный союз или объединить "Нафтогаз" с "Газпромом". Иначе цена останется той же".
В таком случае, зачем муссировать эту тему? Признать, что не получается, - и все тут.
А вот удачный пиар-ход, который рассказывает о том, что Украину будет снабжать газом немецкая RWE. По цене "существенно меньшей, чем из России".
Юрий Бойко часто выступает в прямом эфире с мессиджами о необходимости дружить с Россией. Фото "Подробности"
И вот, в январе 2013 года стало известно, что в Украину поставлено всего 56 млн кубометров газа. По цене – всего на $40-70 дешевле, чем российские $425-430. Зато очень много информационного шума в духе "Германия поможет Украине слезть с российской газовой иглы".
Скажите, а зачем покупать у этой структуры 8 миллиардов кубометров газа? При таких ценах с иглы не слезешь.
Сюжетная линия 3. Консорциум, аренда.
Уже много лет одно и то же. Украина хочет модернизировать ГТС, и для этого ей якобы нужны деньги со стороны. И якобы, самая удачная тема – отдать "трубу" в аренду объединению компаний из нескольких стран. При двустороннем консорциуме речь идет о "Газпроме" и "Нафтогазе". При трехстороннем нужно будет брать в партнеры европейцев.
Эти обсуждения начались еще году в 2008-м, при Юлии Тимошенко. С тех пор ровным счетом никаких подвижек.
Январь 2012. Все то же самое. Россия требует отдать ей 50% в консорциуме, который будет эксплуатировать украинскую ГТС.
Украина якобы настаивает на другом варианте. "Наше предложение — консорциум, в котором доля Украины будет составлять 34%, России и европейских партнеров — 33%. Россия же настаивает как минимум на 50-процентной доле "Газпрома", - писал "Коммерсант" со ссылкой на свои источники.
При этом, до сих пор так и не известно, сколько же стоит "труба".
Мало того, что обещания оценить ГТС звучат из года в год. Вот последние события. 13 сентября 2012 года тогда еще министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил, что оценка будет завершена в течение двух-трех недель. То есть, в октябре.
В октябре он заявил, что оценка украинской ГТС будет готова в ноябре. А в начале ноября тогда еще первый вице-премьер Валерий Хорошковский сказал, что оценка будет обнародована 1 декабря.
Все близится к логическому концу
Конец февраля 2013. По словам Бойко, Украина с восточными и западными партнерами отрабатывает модель совместной эксплуатации ГТС с условием сохранения ее в госсобственности.
Сам вице-премьер до этого уже больше месяца активно ходит по телеканалам, и рассказывает, что Украина должна отдать "трубу" в аренду.
И еще. Вице-премьер уже подтянул под тему консорциума вопрос реформирования НАК "Нафтогаз Украины". Тот самый, в результате которого на рынок Украины зайдут частные газотрейдеры, и прежде всего принадлежащие бизнес-партнеру Бойко - Дмитрию Фирташу. "ЭП" писала об этом в материале "В чьих интересах расчленят "Нафтогаз".
А что же Виктор Федорович? Вот, наконец, выступление Януковича 22 февраля.
Президент говорит, что Украина склоняется к тому, чтобы отдать ГТС в аренду. "А не продавать". И добавил, что уже ведутся переговоры по созданию трехстороннего консорциума. "Украина заинтересована в трехстороннем формате сотрудничества: с участием Европы как потребителя и России как поставщика", - сказал Янукович.
Более того, президент обозначил сроки. В первом полугодии 2013 Украина наконец решит вопрос по консорциуму, и сдаст "трубу" в аренду.
А спустя несколько дней заявляет, что "мы рассматриваем сейчас вопрос демонополизации газового рынка Украины". Речь идет о все том же "расчленении "Нафтогаза" в интересах Фирташа.
Оказывается, это уже звенья одной цепи?
"Дела у Януковича – дрянь"
Давайте объединим все выше сказанное, и зададим главные вопросы. Почему с 2010 года Украина вчистую проиграла все газовые сражения? Почему все это время, пока ведутся многочисленные сюжетные линии, никакие конкретные действия в сторону разрыва договора с Россией не предпринимаются?
Почему в ближайшее время таки будет сделано то, к чему упорно вели россияне? А именно, создание консорциума, который получит в аренду украинскую ГТС?
А еще, почему "Нафтогаз" таки лишится внутреннего рынка газа? А вместо него на рынок зайдет Фирташ и, не исключено, структуры "Газпрома"?
Складывается впечатление, что Януковича умышленно "загоняют". С одной стороны по бюджетной линии, с другой стороны – по газовой линии. "Загоняют" в интересах Кремля. В нашумевшем сюжете канала "Россия" пропагандист Дмитрий Киселев бросил одну правдивую фразу: "Дела у Януковича – дрянь".
И эту "дрянь", надо понимать, ему организовали его же многолетние соратники. По крайней мере, так выглядит со стороны.
Но не следует представлять Виктора Федоровича в качестве "агнца". Если бы гарант так не увлекался развитием корпорации "Семья", строительством "Межигорий" и валянием системы сдержек и противовесов, такая ситуация бы не возникла.
Логика подсказывает, что эти самые соратники не могли действовать так долго без ведома Папы.Если так, то возникает следующий вопрос - почему Папа не заинтересован менять условия действующих договоров? Нет ли парадоксальной ситуации, когда россияне специально играют на алчности нынешнего президента, чтобы решать более стратегические вопросы?
О чем идет речь? Опять же, о многолетних слухах про то, что украинские президенты имели свои доходы от каждой тысячи кубометров газа, проданного в Украину. Условно, 50-100 долларов. Безусловно, это похоже на политические спекуляции. Но как же хорошо они объясняют, почему Украина так долго не оспаривает в суде условия договора!
Мировая история дает безжалостные примеры. Дарите вождю местного племени по девственнице каждый месяц, и он будет до последнего защищать поставку наркотиков собственным соплеменникам. И даже будет вести полномасштабную борьбу с наркоманией.
А, при существующем раскладе, для отдельных внутренних группировок "подстава" Януковича под Россию была не только "плевым", но и "правым" делом. В чем и преуспели. И вина тут, в первую очередь, самого "Папы", который подставился сам и, заодно, подставил всю Украину.
Можно предположить, что последний визит к Путину отрезвил Януковича. Более того, существуют косвенные признаки того, что для группы "газовщиков" их инициативность даром не пройдет. Но теперь пить "Боржоми" поздно, и "трубу" таки сдадут.
Но что будет потом? Даже если российский газ станет дешевле на 100-150 долларов, насколько это поможет украинской экономике? Пройдена ли точка невозврата?
Совершенно очевидно, что одной "трубой" не отбиться. Русские будут "дожимать". Чего же хочет сам Янукович? Ответ очевиден – сохранить власть после 2015 года и, возможно, после 2020.
Хочет ли он соответствующий "ярлык" от Путина? Возможно.
Вот только говорят, что у Тимошенко такой "ярлык" уже был. И чем закончилось? Именно. Но это проблемы "Папы".
Чем грозит сложившаяся ситуация всей Украине? А вот это уже давно не имеет значения.
- Информация о материале
Партия регионов во всеуслышание кричит о том, что в Украине поднимает голову фашизм. Но при этом почему-то стыдливо умалчивает, что именно она помогает ему вставать на ноги, подкармливая, оберегая и уже используя в своих политических целях. Мировые державы обеспокоены призывами «Бей жидов!», которые неизвестные провокаторы нанесли на свои футболки во время митинга в Черкассах. Вина в содеянном полностью лежит на губернаторе Тулубе.
С незапамятных времен известно, кто громче всех кричит «Держи вора!». Поэтому, все чаще слыша подобные крики со стороны ПР, неплохо было бы присмотреться в первую очередь именно к ним. «Необходимо, чтобы они (депутаты Европарламента) осознали то, что в Украине не просто растет фашистская угроза, у нас фашизм уже фактически гордо поднимает голову, подтверждение чему - откровенно ксенофобские законопроекты представителей оппозиции», - заявлял в середине января «регионал» Вадим Колесниченко. События, произошедшие в Черкассах 6 апреля, действительно могут заставить задуматься ЕС, США и Израиль. И о фашизме, и о Партии регионов. Дело в том, что «регионалы» решили сыграть на таких опасных темах, как межнациональная рознь и антисемитизм.
Во время оппозиционного митинга в Черкассах провокаторы избили правозащитника Виктора Смалия, адвоката оппозиционного политика Максима Полякова. Во время избиения пострадавшему передали «привет» от губернатора Черкасской области Сергея Тулуба.
Недалеко от митинга в палатке Партии регионов молодые люди надевали майки с надписью «Бий жидів!» и «Свобода». Позднее, эти же люди в количестве 40 человек появились на митинге, разбившись на группы по 10 человек. Причем эти группы провокаторов охраняли «группы прикрытия». Именно они и участвовали в избиении оппозиционера. Когда адвокат Виктор Смалий обратился к сотрудникам милиции с заявлением о разжигании межнациональной розни, его начали преследовать люди, которые охраняли провокаторов. При этом милиция на просьбу адвоката отреагировать заявила, что получила команду от руководства - «не вмешиваться». После этого один из «группы прикрытия» начал бить адвоката, нанеся ему удар в печень. По словам Смалия, в избиении участвовал также профессиональный боец по прозвищу «Вовчик Тайсон», который принимал участие в боях микс-файт. По информации организаторов митинга в Черкассах, те, кто устроил провокацию с футболками и напал на правозащитника, «увлекаются свастикой» и состоят в запрещенной секте «Белый лотос». Члены этой секты регулярно нанимаются губернатором Тулубом для участия в подобных акциях или для охраны митингов Партии регионов. И пусть вас не смущает невинное название секты; ячейки Гитлерюгенд прикрывались и куда более миролюбивыми названиями вроде "Друзей природы" или "Юных народных филателистов".
По словам народного депутата от ВО «Свободы» Юрия Сиротюка на офисы оппозиции в Черкасской области часто происходят нападения. «Члены «Белого лотоса» уже избивали наших активистов при полном бездействии милиции и СБУ. За моей машиной постоянно ездит «наружка», мне постоянно отказывают в предоставлении залов для встреч с избирателями. Это все делает «Тулубюгенд» - мы уверены, что их действия координирует глава госадминистрации Тулуб», - сообщил Сиротюк.
Организатор оппозиционного митинга Максим Поляков на днях разговаривал с депутатом израильского кнессета. «Сегодня попытаюсь связаться с сенатором США. Мировые державы обеспокоены призывами «Бей жидов!», которые неизвестные провокаторы нанесли на свои футболки во время митинга в Черкассах. Вина в содеянном полностью лежит на губернаторе Тулубе. Насколько мне известно, подобные провокационные футболки предлагали надеть на многих митингах в Украине. Все губернаторы отказались, а лишь Тулуб согласился», - заявил Поляков.
В конце концов, вынуждена была хоть как-то отреагировать и милиция. Так были допрошены 36 человек, подозреваемых в разжигании межнациональной розни. «Сейчас с помощью видео проводится сравнение и конкретизируется группа лиц, которые надели футболки с надписью «Бей жидов», - заявил начальник Сосновского РО УМВД города Руслан Высоцкий. - По факту преступления начато уголовное производство. На завершение следственных действий закону отводится два месяца. Затем дело будет передано в суд, который определит вину каждого». Задержанный самими участниками митинга Сергей Ткаченко выпущен на свободу под поручительство. В милиции парень заявил, что надел футболку с антисемитскими призывами, потому что таковы его убеждения. Хорошее, а главное «убедительное» объяснение. Адвокат Андрей Коротенко в комментарии Цензор.НЕТ заявил, что скорее всего, если откроют дело по событиям в Черкассах, то по статье 296 - хулиганство. "Открыть уголовное производство возможно, но привлечь лицо к ответственности именно за разжигание межнациональной розни практически нереально. Это подтверждают данные судебной статистики: только 1-2 дела в год по этой статье доводятся до логического конца - обвинительного приговора. Эту статью можно применить к событиям в Черкассах, и ответственность для лица, согласно ей, составляет срок заключения от 5 до 8 лет без права условного вынесения приговора", - отметил он.
Налицо откровенная, тщательно спланированная провокация со стороны ПР и руководства области. Однако это не только попытка дискредитировать акции оппозиции, но, вероятно, и попытка создать искусственный образ внутреннего «врага», на борьбу с которым можно будет мобилизовать электорат на ближайших выборах. Как бы там ни было, именно Партия регионов в своих целях постепенно прибегает к услугам мелких групп и организаций профашистского толка. О том, как к каким последствиям может привести подобная деятельность, «регионалы» не думают. Видимо для них важнее и целесообразней иметь под рукой всегда готовых на любые провокации молодчиков. Похоже, что на данном этапе Черкасская область для ПР - это своеобразный полигон по отработке новых технологий и методов борьбы с оппозицией.
Кстати, не стоит забывать, что не так давно именно «регионалы» и коммунисты провалили голосование за законопроект о запрете фашизма. «Через некоторое время эти фашисты будут считать ваши паспорта и появятся виселицы. Будут уничтожаться памятники Великой Отечественной войны», - заявил сразу после этого голосования Вадим Колесниченко. Похоже, что у Партии регионов есть большие планы на тему фашизма в Украине.
- Информация о материале
16 апреля 2013 в Киеве состоялся организованный ассоциацией «Арма-Украина» круглый стол под многообещающим названием «Как побороть правовой нигилизм и коммерческое пиратство на аудиовизуальном рынке Украины. Почему против кабельных операторов открывают уголовные дела?». Основной целью мероприятия декларировалось освещение проблематики, которая существует в сфере использования интеллектуальной собственности между правообладателями, дистрибьюторами, провайдерами программной услуги, телерадиокомпаниями и организациями коллективного управления авторскими и смежными правами. Организаторы ставили в пример европейские стандарты использования интеллектуальной собственности, и пытались объяснить немногочисленным представителям кабельных операторов, за что они должны платить деньги таким организациям, как «Арма-Украина».
По словам Романа Семешко, исполнительного директора «Арма-Украина», необходимость проведения круглого стола была вызвана «шквалом атак на правообладателей, организации коллективного управления правами, в частности, «Арма-Украина». «Атаки были вызваны тем, что мы начали работу по привлечению к ответственности правонарушителей в сфере использования интеллектуальной собственности», - утверждает Роман Семешко.
Объясняя, на чем основываются претензии ассоциации к кабельным операторам, Роман Семешко, подробно остановился на нескольких профильных нормативно-правовых актах. Особое внимание было уделено постановлению Кабинета Министров №72 от 18.01.2003 «Об утверждении минимальных ставок вознаграждения (роялти) за использование объектов авторского права и смежных прав». Акцент был сделан на закрепленном в документе условии, что «за публичное вещание или ретрансляцию (повторное публичное вещание) произведений» необходимо платить авторское вознаграждение в размере 5% доходов, полученных от того вида деятельности, в процессе которой происходит публичное вещание.
Фактически тезис о том, что кабельные операторы должны платить за ретрансляцию телеканалов, стал тем камнем преткновения, который заставил присутствующих на круглом столе в течение часа вдаваться в юридические тонкости и давать свое толкование действующих на рынке законодательных актов.
Гельмут Кошушек, директор по юридическим и бизнес вопросам международной Ассоциации AGICOA, которая является основателем «Арма-Украина», утверждает, что Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, к которой Украина присоединилась в 1995, «недвусмысленно говорит о том, что перед ретрансляцией оператор кабельного или спутникового телевидения должен получить на это разрешение от Организации коллективного управления правами (ОКУП)».
«Думаю, мы все должны согласиться с тем, что когда оператор ретрансляции распространяет телевизионную программу, например, среди своих подписчиков, он должен решить вопрос с правами на произведения, которые находятся в этой телевизионной программе. Оператор ретрансляции должен получить разрешение от правообладателей. И этот факт достаточно четко указан в украинском законодательстве», - подчеркнул Гельмут Кошушек.
Такое утверждение вызвало категорическое несогласие со стороны кабельных операторов. Татьяна Попова, глава Интернет-ассоциации Украины, привела такой пример: «Представьте себе провайдера, у которого, например, 1 тыс. абонентов и никто из них не смотрит телеканал, за который вы требуете выплату роялти. Никто не смотрел произведения, на которые у вас есть авторские права. Почему мы в таком случае должны платить вам за это деньги?». Она добавила еще и такой вопрос: «Как мы можем узнать, сколько аудиовизуальных произведений, правами на которые вы обладаете, были показаны за сутки и просмотрены зрителями, чтобы вычислить размер причитающихся роялти?». В ответ Роман Семешко заявил, что «Арма-Украина» располагает специальным ПО, которое стоит «миллионы долларов» и позволяет отслеживать показ таких произведений. Однако на просьбу передать это ПО, он ответил отказом.
В то же время, Александр Швец, генеральный директор Союза кабельного телевидения Украины, апеллировал к тому, что в соответствии с украинским законодательством, оператор телекоммуникаций и провайдер программной услуги — разные правовые субъекты. Это значит, что к кабельным операторам неприменимы те нормы, в нарушении которых их обвиняет «Арма-Украина». «Если смотреть с точки зрения законодательства, то я скорее сказал бы не как побороть правовой нигилизм, а как побороть нигилизм между теорией интеллектуальной собственности и тем законодательством, которое принимается в Украине. Необходимо гармонизировать законодательство, назвать вещи своими именами, тогда все будет понятно. К сожалению, на данный момент разные законодательные акты нам говорят довольно разные вещи», - заявил Александр Швец.
В свою очередь, Дмитрий Швыдченко, представитель отдела мониторинга Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, подошел к конфликту кабельных операторов и «Арма-Украина» с другой стороны: «Если есть нормативная база, подтверждающая правомерность требований «Арма-Украина», тогда где решения судов в пользу ОКУП?»
На это Роман Семешко возразил: «Выполнение судебных решений не действует для Украины. Можно ждать достаточно долго. У нас есть другой механизм — подать заявление на открытие уголовного дела. В рамках уголовного производства и досудебного следствия следователи установят, у кого какие права. Когда дело будет доведено до конца, мы обратимся в Нацсовет, чтобы регулятор на основании п. 16 Положения о лицензировании провайдера лишил лицензии кабельного оператора за нарушение законодательства об авторском праве».
Все участники круглого стола признали, что сегодня законодательство в этой сфере находится в состоянии противоречия, поэтому глава ИнАУ предложила наложить мораторий на «нападки со стороны ОКУП на кабельных операторов» до тех пор, пока не будет принят в новой редакции закон о телевидении и радиовещании, который сейчас совместно готовится многими участниками рынка. На что Роман Смешко сделал контрпредложение: «Мы готовые ввести мораторий на сбор средств ОКУП, если будет внесен мораторий на получение абонентской платы провайдерам программной услуги до того момента, пока не будет четкого закона. Пусть год-два провайдер существует за счет собственных средств дохода и не берет у абонента абонплату».
Естественно, что предложенные варианты никого не устроили, поэтому с формальной точки зрения круглый стол закончился фактически безрезультатно. «Основной камень преткновения заключается в том, кому, за что и сколько платить? Все упирается в деньги», - подвел итог Александр Швец. Дмитрий Швыдченко оценил эффективность круглого стола более скептично: «Все на уровне общих разговоров и на уровне рекламы, угроз или уговоров. Реального процесса очень мало. И я боюсь, что его может и не быть. Чтобы было понятней, все это похоже на процесс, когда коммерческая компания проводит свою рекламную акцию и продвигает свой товар и свое имя. Если компания не имеет за спиной серьезной доказательной базы, и не имеет четкой цели, кроме как просто получить деньги, то добиться результата ей будет очень сложно».
В отличие от остальных участников круглого стола, Роман Семешко считает, что результат был достигнут: «Мы хотели собрать всех, кто работает и использует интеллектуальную собственность во время предоставления услуг ретрансляции. Это дистрибьютеры каналов, непосредственно телеканалы, провайдеры программной услуги, представители ОКУП. Те, кто пришли, проявили желание хотя бы прислушаться друг к другу и отстоять свою позицию. Теперь у нас в дальнейшем есть возможность планировать нашу деятельность и обращаться к соответствующим госорганам с предложениями об изменении в законодательстве. Т.е. мы получили результат, к которому стремились».
- Информация о материале
Парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики рекомендовал Верховной Раде принять в первом чтении законопроект о трансфертном ценообразовании, разработанный Министерством доходов и сборов. После комитетского сита документ фактически не претерпел изменений (возможно, сказалось личное присутствие на заседании комитета министра доходов и сборов А.Клименко), хотя у нардепов к нему и хватало замечаний.
Депутаты планируют вносить коррективы в законопроект уже перед вторым чтением. Но будет ли оно вообще? Старт парламентских дискуссий показал: теоретически шансы на принятие трансфертного закона есть. Вопрос только в масштабах его выхолащивания.
Между гибкостью и деформациями
Пока никто из парламентариев публично не решается заявить, что номинально антиолигархический и антиофшорный закон не нужен. Представители Партии регионов, КПУ, оппозиционных фракций и "независимые" мажоритарщики не исключают, что проголосуют за документ. Правда, если будет учтен ряд их позиций. Тут как раз и зарыта собака, потому что озвученные варианты корректировок могут ощутимо снизить потенциальную эффективность нововведений (в случае, конечно, их адекватного применения).
Одним из основных камней преткновения является предложение налоговиков распространить действие закона не только на внешнеэкономические операции, но и на операции между резидентами внутри страны. Критики такого подхода указывают, что это не совсем отвечает международным стандартам (в частности, ОЭСР). Но фискалы категорически опровергают это, отмечая, что среди европейских стран трансфертное законодательство ориентировано только на внешние операции лишь в Эстонии, Румынии, Словакии.
Почему вообще этот вопрос так важен? Дело в том, что из-за существования, в частности, множества налоговых льгот для различных отраслей Украина де-факто имеет дюжину внутренних офшоров, используя которые, бизнес минимизирует налоговые платежи. Именно из-за них на практике не срабатывает принцип — если у одного предприятия расходы уменьшаются, значит, у другого они должны увеличиться, а налогов в итоге будет заплачено столько, сколько и полагается. Такими манипуляциями активно грешат в том числе и вертикально интегрированные холдинги, в которые уже превратили свои бизнесы многие богатейшие украинцы. Поэтому и наблюдается парадокс, когда принадлежащие им предприятия одного этапа производства — хронически убыточны, а другого — прибыльные.
Каким образом в этой ситуации найти компромисс? Один из возможных вариантов озвучивали представители профильного комитета ВР: распространять трансфертные правила на внутренние операции, если одно из связанных лиц является субъектом внешнеэкономической деятельности, пользуется льготами или имело убытки в прошлые два-три года.
Не хватает сейчас взаимопонимания между Миндоходов и депутатским корпусом относительно того, на какие иностранные юрисдикции распространять закон. Нардепы предлагают ограничиться странами, которые официально признаны офшорами. Но фискалы настаивают на более широком круге юрисдикций, чтобы под действие документа подпадали и те из них, где ставка корпоративного налога на пять и более процентных пунктов ниже, чем в Украине. Как следствие, под удар попадают популярные у бизнеса Кипр, кантон Цуг, Лихтенштейн, Нидерланды, Ирландия и т.д. При этом фискалы убеждены, что сужение поля действия трансфертного закона существенно уменьшит его потенциальную эффективность.
Еще одним предметом для дискуссий являются параметры контролируемых операций. В текущем варианте законопроекта определен годовой лимит операций с одним контрагентом на уровне 50 млн грн. Нардепы собираются проталкивать норму о его повышении до 200 млн грн (по крайней мере, на переходный период
в несколько лет). Правда, А.Клименко отмечал, что 50-миллионная отметка — это и так шаг навстречу бизнесу, учитывая, что сразу планировалось установить 10 млн грн (в России, например, соответствующая сумма составляет 2 млн долл.).
Напомним. Как рассказывал в интервью ZN.UA экс-глава Гостаможслужбы и нынешний первый вице-спикер Игорь Калетник, в 2012 г. был зафиксирован лишь 131 случай поставок товаров за границу от одного украинского предприятия к нерезиденту на сумму 50 млн грн и более.
В то же время в ряде вопросов компромиссы между депутатами и правительством намечаются. Так, в Миндоходов не против, чтобы нардепы предусмотрели регламенты, при которых налогоплательщики будут предоставлять налоговикам копии первичных документов по проведенным операциям вместе с другой трансфертной отчетностью только по запросу этого министерства, а не в обязательном порядке (как предусмотрено сейчас). Кроме того, фискалы вроде бы не собираются противиться поиску более гибких решений в вопросе штрафных санкций (сейчас определено, что они могут составлять 5% от суммы сделки), проверок (скажем, чтобы они были только невыездными и, возможно, проводились только на центральном уровне), перечня источников информации для анализа рыночности цен (с точки зрения их конкретизации).
Но достаточно ли этого? В идеале, в трансфертном законе, кроме кнутов для бизнеса, не помешало бы предусмотреть и пряники. Что это могло бы быть?
Вячеслав Власов, партнер PwC (консультанта Миндоходов при разработке законопроекта), утверждает, что документ повысит уровень защиты бизнеса при взаимодействии с налоговыми органами, поскольку сделает нормативную базу более четкой по сравнению с действующими регламентами статьи 39 Налогового кодекса об обычных ценах.
На первый взгляд, довольно странное утверждение, учитывая, что судебные споры по статье 39 НКУ сегодня выигрывают преимущественно налогоплательщики. Не в последнюю очередь это происходит благодаря размытости действующей нормативной базы. Вместе с тем такой статус-кво, который сейчас на руку бизнесу, при определенных обстоятельствах (ухудшении макроэкономической ситуации) может сыграть против налогоплательщиков. Например, в результате "правильной" корректировки интерпретаций законодательства от руководства судебной власти, которое часто солидаризируется с правительством (относясь с пониманием к бюджетным потребностям). В таком случае нормативная четкость предпринимателям точно не помешает.
Кроме того, чтобы ослабить потенциальное сопротивление бизнеса, вероятно, в законе уместно прописать регламенты, которые в стратегическом плане учитывали бы специфику, по крайней мере, ведущих отраслей экономики. В этом контексте, в частности, аграрии неоднократно обращали внимание на то, что значительная часть отечественной сельхозпродукции реализуется по форвардным контрактам. Соответственно, цена, зафиксированная в соглашении (актуальная на момент его заключения), может отличаться от цены, которая сложится на дату выполнения операции. По мнению гендиректора Украинского клуба аграрного бизнеса Владимира Лапы, вариант решения — это предусмотреть регистрацию сделок уполномоченным органом.
В деофшоризационном тренде
Необходимо отметить, что в своем стремлении хоть как-то активизировать борьбу с офшорами Украина не выглядит белой вороной в мире. Подобные процессы происходят и за рубежом. Правда, если многие западные страны (прежде всего, США и Германия) в войне с налоговыми гаванями постепенно выходят за национальные границы (свидетельство тому — "порка" Кипра; массированный слив информации о пользователях услугами Британских Виргинских Островов, который попахивает целенаправленной работой спецслужб), то отечественная власть лишь намеревается выполнить домашнее задание, уже давно сделанное цивилизованными странами. Номинальный стимул дать бой офшорам у всех примерно одинаковый — это хронические дефициты на фоне низкой активности экономики.
Но, к сожалению, назвать мировую борьбу с офшорами системной вряд ли можно. Создается впечатление, что западные государства работают больше для устрашения — по сценарию "бей чужих, чтобы свой бизнес начал бояться". Показательна здесь история с Кипром, льготную систему которого для минимизации налогообложения использовал, прежде всего, российский и украинский капитал. За это, казалось бы, официальный Киев должен быть благодарен Вашингтону и Берлину. Однако выборочный характер антиофшорных акций приводит лишь к тому, что бизнес переводит операции в другие налоговые гавани, которые великие мира сего, похоже, трогать по разным причинам не собираются. По крайней мере, пока.
Как обращает внимание директор аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин, из-за турбулентности на Кипре отечественные экспортеры начали переориентировать товарные потоки на другие юрисдикции, которые принято считать офшорными. Так, в январе текущего года объем экспорта в Белиз составил 69095% (!) к январю-2012 (90,4 млн долл.),
на Сейшельские Острова — 2124,1% (171,3 тыс. долл.), на Маршалловы Острова — 1448% (564,4 тыс. долл.). И это на фоне общего снижения экспорта на 3,7%. Безусловно, в абсолютном измерении суммы не слишком большие. Однако здесь очень симптоматичен тренд.
Стоит ли Украине рассчитывать на то, что эти юрисдикции почувствуют давление со стороны ведущих западных стран? А как насчет респектабельных Люксембурга или Швейцарии?..
На глобальные изменения (выравнивание налоговой нагрузки в разных странах?) понадобятся минимум годы, если не десятилетия. А когда экономический рост в мире станет более устойчивым и динамичным, появится риск снижения остроты вопроса. Что делать Украине в таких условиях? Ковать железо, пока горячо.
Но чтобы затормозить этот процесс, сорвать голосование за трансфертный законопроект, парламентариям, к сожалению, немного и надо. Как это уже частенько бывало по важным экономическим вопросам, в преддверии их рассмотрения "вдруг" обостряется какая-то из вечных раздражающих общество проблем (языковая, религиозная и т.д.), блокируется трибуна — и пошло-поехало. Мотивов для этого хватает у всех политических сил. Без исключения. И особенно — у Партии регионов.
Главный пункт, от которого будет зависеть непопулярность трансфертного законопроекта, — это, конечно, реальная цена вопроса. Оценок по этому поводу приводится много. По подсчетам старшего аналитика ИК "Арт-Капитал" Дмитрия Ленды, за 2011–2012 гг. благодаря применению трансфертных схем только металлурги зафиксировали убытки на уровне 10–20 млрд грн, а значит, в бюджет они недоплатили около 4–6 млрд грн. В свою очередь, в фискальном министерстве прогнозировали, что трансфертный закон позволит налоговикам обеспечить поступления в бюджет дополнительных 20 млрд грн в ближайшие три года (хотя в некоторых документах фигурировали и значительно более скромные суммы — всего 500 млн грн в первый год с дальнейшим приростом поступлений на 1 млрд грн ежегодно).
Вместе с тем глава аналитического департамента ИК Eavex Capital Дмитрий Чурин предупреждает, что бизнес непременно будет искать новые схемы уклонения от налогообложения, если закон о трансфертном ценообразовании будет принят. Как уточняет экономист отдела инвестиционного консалтинга ИК "Альтана Капитал" Александр Кушнарев, если сейчас офшорные компании используются, прежде всего, как покупатели готовой продукции, то впоследствии, не исключено, они будут предоставлять разнообразные услуги по различным договорам с украинскими компаниями.
При рассмотрении и принятии трансфертного законопроекта в парламенте важно, с одной стороны, чтобы он не превратился в "водяной пистолет" — оружие, от наличия которого госказне будет ни холодно ни жарко. С другой стороны, чтобы его нельзя было использовать и как снайперскую винтовку/дубинку, которой можно подстреливать/отбивать неугодный бизнес.
- Информация о материале
Три года правления Виктора Януковича не принесли его спонсорам ожидаемых дивидендов и стали, по большому счету, одним разочарованием. И если первое время он устраивал представителей олигархии, дав им возможность сосредоточиться на приватизации оставшейся государственной собственности, то вскоре они столкнулись с неприятными сюрпризами.
От президента Украины требовалась работа наемного менеджера, который бы выполнял две задачи. Первая – обеспечил нужным группам комфортные условия для работы внутри Украины, в том числе налоговый комфорт и неприкосновенность активов. Вторая – лоббирование (успешное) их интересов на внешних рынках. Крупный бизнес прекрасно понимал, что у нового президента есть свои планы и хороший аппетит, но это уже проходит по категории неизбежного зла. Виктор Федорович успешно провалил обе задачи, а размеры его аппетита всех неприятно удивили.
Отношения с Таможенным союзом вообще и с Россией в частности быстро зашли в тупик. Мало того, что украинские корпорации получили массу проблем со сбытом своей продукции – от сыров и кондитерских изделий до труд и колесных пар к вагонам. Это очень неприятно, но реальность оказалась хуже – мощные российские структуры, которые раньше не могли войти в Украину, вдруг зашли с очень серьезными деньгами и планами. Если бы это была битва, то она проиграна подчистую и в результате дала приличные территориальные и стратегические потери.
Интеграция в Европу, которая также отвечала интересам украинских ФПГ, оказалась не просто под угрозой. Вместо зеленого света на европейских рынках влиятельные представители украинской власти теперь нервничают из-за возможных санкций. И речь может идти не только о визовых ограничениях – под угрозой оказались счета и серьезные интересы бизнеса. Олигархи понимают личную ненависть Януковича к Тимошенко, но платить за это из своего кармана категорически не готовы.
По факту наемный менеджер не просто провалил всю работу, он еще и посчитал себя настоящим хозяином положения. После чего нарушил все правила игры в сложившейся системе ценностей. Наезды силовиков на «чужих» воспринимались с пониманием, но «чужие» быстро кончились. За несколько лет выросшая над страной громадная «Тень Семьи» стало вопиющим нарушением правил и традиций, установленных по общему согласию после большого раздела в девяностых.
Договариваться с Януковичем его вчерашние спонсоры и соратники не хотят и не станут. Просто потому что такие договора ничего не стоят – все перешли на ковбойские отношения, то есть прав тот у кого револьвер. Уйти добром Янукович олигархам не даст. Значит, они постараются сделать так, чтобы ушел он. Виктор Федорович к такому роскладу не просто готов, похоже, он именно к этому и шел все три года. Подготовка большого «Молота Семьи» направлена именно на уничтожение мощных ФПГ в Украине. Янукович считает, что олигарх в стране должен, как горец, остаться только один.
Крупный бизнес может противопоставить административной машине альтернативные политические проекты и дать им свою финансовую и ресурсную поддержку. Именно поэтому от ближайших действий оппозиционных лидеров и их умения договариваться зависит – на кого сделают ставку. Для кого война, а для кого и кастинг. Возможно, крупный бизнес не будет ждать 2015 года, просто потому что может до него не дожить, погибнув под обломками зашатавшейся экономической системы Украины. Времени мало. У всех.
- Информация о материале
Как отличить хороший, мощный фильм ужасов от дешевой подделки? По силе воздействия. Вопли, хрипы и фонтаны крови не пробирают до костей. Слабо. Настоящий фильм ужасов, когда в полной тишине в поле зрения камеры медленно входит ежик, а у зрителя от ужаса волосы встают дыбом. С нашей властью аналогия полная. Похоже, из сегодняшних вождей вышли бы отличные режиссеры «ужастиков». Жаль, что гримаса судьбы забросила их на руководящие должности, связанные с экономикой.
Когда Николай Азаров призывает нас «не скиглити», а брать лопату, когда Виктор Янукович говорит о тяжелых испытаниях, которые ждут нас в 2013 году, я не боюсь. Вообще никакого страха – только отвращение. Потому что нам будет нелегко, мы и так об этом знали, а сами они, как и раньше, будут жить в роскоши, ни в чем себе не отказывая. Только отвращение – никакой паники. Страшно становится, когда они вдруг начинают нас успокаивать. Вот тогда и появляется на экране жуткий ежик.
Мы уже привыкли, что власть нам постоянно врет. Это не фишка Януковича – все украинские премьеры и президенты врали собственному народу. Все коммунистические вожди врали постоянно, это у них называлось «умением работать с людями». И мы уже рефлекторно отличаем ложь от правды. Верим только фактам, а словесной шелухе ни на грош. А факты говорят о том, что украинская экономика скоро рухнет с большим шумом. Наверное, она погребет под собой не только правительство Азарова, но и Виктора Федоровича с его шустрой командой, но ведь не их одних.
Если говорить о фактах, то дефицит государственного бюджета Украины достиг 4,2 миллиарда гривен. За первые три месяца 2013 года. Дальше будет только больше. При этом даже представители власти признают, что по этому проекту зарплаты бюджетников и ряд других социальных расходов на четвертый квартал вообще не предусмотрены. То есть – зарплат не будет? А чего не будет еще – пенсий, пособий, детских выплат? Похоже, именно тогда и наступит большой обвал. Предложенный Николаем Яновичем рецепт спасает далеко не всех.
На днях Янукович поручил правительству подготовить изменения в Государственный бюджет на 2013 год. И начал нас успокаивать. "Мы всегда это делали, и этот год не исключение. Сегодня есть такие планы и есть уже поручение правительству для того, чтобы подготовить изменения в бюджет по результатам первого квартала, а затем и первого полугодия", - заявил он журналистам. Вот именно успокаивающие интонации настораживают сильнее фактов. Знакомые песни. Слышали уже. Главное, остальные даже на этом критическом фоне просто продолжают «пилить». Знают, что времени осталось мало?
Дыра в бюджете действительно страшная. Ее предполагали закрыть с помощью двух традиционных методов. Занять денег у МВФ и ободрать работающих еще большими налогами. Оба направления провалились. Денег в казне нет. Миссия МВФ сказала «было конструктивно» и убыла восвояси. В ответ на усиление фискального давления украинцы все чаще из категории «малый бизнес» переходят на биржу труда в очередь за пособием. Если и были у олигархов планы раньше загнать слишком самостоятельных в свои цеха – все изменилось. Лишних рабочих мест больше нет. А значит меньше налогов и больше расходов на пособия. Цепная реакция.
Украинская власть со своим бюджетом переходит в то состояние, которое врачи мягко называют агонией. У местных органов власти выцарапали сколько могли, попытки выжать лишнюю копейку из населения с помощью новых налогов дают отрицательный эффект, большие наднациональные финансовые структуры сидят на берегу и ждут. Правительство занимает где и сколько сможет – дают все неохотнее.
Последняя соломинка ломает спину верблюду. Об этом знаем и мы, и верблюд. На днях Министерство финансов Украины привлекло в государственный бюджет 3,27 млрд.грн. на аукционе по продаже облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). То есть опять заняли под высокие проценты. Скоро придет время отдавать – первую часть в сентябре. Но отдавать будет нечем – потому что к тому моменту нужно будет занимать еще на покрытие дыры в бюджете.
Как только банки откажутся или не смогут покупать ОВГЗ – все рухнет. Вся подточенная коррупцией и неумелым хозяйствованием финансовая система Украины посыплется. Вот тогда и наступит давно предсказанный хаос. И не то чтобы выхода совсем нет. Выход есть практически всегда. Но те руки, которые мертвой хваткой вцепились в штурвал, не способны его найти. Да и не хотят…
- Информация о материале
Страница 983 из 1561
