В отличие от мировой авиационной индустрии, в которой уже полгода наблюдается рост показателей работы, у нас все выглядит иначе. Один из двух крупнейших перевозчиков – «АэроСвит» - похоже, окончательно проиграл борьбу за выживание. Если ничего не изменится в позиции государства, то и «МАУ» в лучшем случае будет обречен на борьбу за право на жизнь.

Мировая авиационная индустрия, по мнению Тони Тайлера, генерального директора Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), уже пережила самые тяжелые времена. Показатели работы глобальной авиаиндустрии, достигнув нижней точки в третьем квартале 2012 года, вот уже шесть месяцев пусть медленно, но растут. Это касается и объемов перевозок зарубежных авиаперевозчиков, и доверия к ним.

Благоприятные прогнозы для заграничных компаний, сделанные IATA на 2013 год, стали результатом того, что в других странах в период кризиса власти оказывали отрасли авиаперевозок эффективную поддержку: снижали налоги, участвовали в страховании рисков, предоставляли государственные гарантии и т. п.

Украинским авиакомпаниям о таком отношении к себе государства остается лишь мечтать - те из них, что еще остаются «на плаву», выживают не благодаря, а вопреки действиям чиновников.

Почему дорогие билеты

В первую очередь украинские авиакомпании имеют серьезные проблемы из-за тарифов на услуги двух госпредприятий-монополистов - аэропорта «Борисполь» и Государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины («Украэрорух»). Именно по этой причине, утверждают отечественные авиаперевозчики, у них дорожают билеты.

Так, согласно приказу Минтранссвязи № 337 от 26 марта 2008 года, максимальная ставка сбора за обслуживание пассажиров в аэропорту «Борисполь», следующих в международном сообщении, повысилась с 13 до 17 долларов за каждого отправленного.  И это произошло в то время, когда кризис уже почти наступил.

А в 2010-м, согласно еще одному приказу Минтранссвязи - № 504 от 21 июля 2010 года - о внесении изменений в вышеуказанный приказ, отменили дифференциацию ставок сбора за обслуживание пассажиров в аэровокзале аэропорта «Борисполь».

В результате, с учетом дифференциации ставок, в период с 2007 года и до сегодня ставка сбора для пассажира, следующего международным рейсом любой из двух крупнейших на то время базовых авиакомпаний аэропорта «Борисполь» - «Международные авиалинии Украины» (МАУ) и «АэроСвит» - возросла с 9,1 до 17 долларов, то есть почти вдвое.

К тому же, что показательно, инициировал данное повышение ставок именно аэропорт, который предлагал соответствующие проекты приказов и их обоснование (по информации источников в Мининфраструктуры).

Скачок цен спровоцировали приказы министерства

В продолжение темы - якобы о закладывании авиакомпаниями в стоимость перевозки (несмотря на аэропортовую скидку) полной суммы пассажирского сбора, - авиаперевозчики, пользовавшиеся этой скидкой, объясняют, что отражение в бронировании и билете максимальной ставки сбора также предусмотрено приказами Минтранссвязи (точнее, двух приказов - от 2006-го и 2008 годов). Они-то и предписывают публиковать в системах бронирования именно максимальные ставки, которые затем отображаются в билете отдельной строкой. И авиакомпании в данной ситуации ничего не могут изменить.

В то же время разница в оплаченной пассажирами и реально применяемой (с учетом скидки) сумме сборов позволяла авиаперевозчикам снизить цену на билет за счет уменьшения тарифа компании.

В том же «АэроСвите» добавляют, что благодаря дифференцированным ставкам сборов компания кроме адекватного снижения тарифов могла увеличить долю билетов по «социальным» ценам на некоторых внутренних направлениях. Но, к сожалению, после принятия 504-го приказа Минтранссвязи 2010 года авиаперевозчики были вынуждены пересмотреть эту практику.

Расценки растут, а качество услуг отстает

Существенная динамика расходов украинских авиакомпаний объясняется неоднократным ростом размера аэропортовых сборов, а также повышением расценок на услуги аэропорта «Борисполь».

Так, удельные затраты, к примеру, «АэроСвита» на аэропортовое обслуживание (при стандартных для авиаотрасли расчетах в соотношении с пассажиропотоком) в 2012 году возросли в 3,2 раза (!) по сравнению с «докризисным» 2008-м, когда цены на все услуги также возрастали достаточно динамично. А все потому, что аэропорт «Борисполь» пересмотрел структуру базового договора по наземному обслуживанию, исключив из него ряд услуг (за что авиакомпании пришлось платить отдельно), а одновременно еще и повысил стоимость оставшихся услуг в этом договоре.

Дополнительные расходы понесли отечественные авиаперевозчики и в результате роста цен на услуги «Украэроруха», в частности, на аэронавигационное обслуживание (в зоне аэропорта и по маршруту следования самолета).

Кроме того, с 1 сентября 2009 года «Украэрорух» уравнял свои расценки с международными (установив их для украинских авиакомпаний в евро), в результате чего те увеличились в 10 раз. Как отмечают эксперты, обоснования для введения расценок в евро сомнительны, особенно в отношении перелетов по Украине. К тому же теперь цены «Украэроруха» оказались в прямой зависимости от колебаний (и порой весьма значительных!) курса евро.

А в 2010-м услуги «Украэроруха» подорожали еще раз. Для украинских авиакомпаний это вылилось в ежемесячные дополнительные потери миллионов гривен.

При этом, как заявляют национальные авиаперевозчики, несмотря на значительный рост расценок, качество услуг не повысилось.

К примеру, если для западных аэропортов считается нормальным время обслуживания самолетов 25-30 минут, то в «Борисполе», в лучшем случае, 50 минут, а в среднем - более одного часа.

Еще пример: если стыковку между рейсами в аэропорту Вены проводят за 20-30 минут, то в «Борисполе» на стыковку между двумя международными рейсами уходит не менее 50 минут, а между международным и внутренним рейсом - не менее 1 часа 15 минут.

Как видим, поддерживаемый авиационными властями монополизм в «Борисполе» никак не стимулирует менеджмент аэропорта, скорее наоборот.

Для того же, чтобы украинская отрасль авиаперевозок развивалась, а не находилась в постоянной борьбе за выживание, нужно кардинально изменить государственную политику в этой сфере.

Кредитор уехал — долги остались. И стали дороже. Так можно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся с отъездом очередной миссии Международного валютного фонда из Украины.

Реляции о "продолжении переговоров по возобновлению программы stan-by" и "продуктивном диалоге с украинской стороной" переходят из одного пресс-релиза МВФ в другой, а реальных признаков прогресса, который бы подкреплял уверенность в грядущем подписании нового соглашения и выделении траншей, не ощущается.

Результаты действий правительства по сокращению дефицита бюджета, оптимизации энергетических тарифов пока равняются нулю. Политика, которая по итогам минувшего года привела к формированию скрытого дефицита бюджета на уровне около 80 млрд грн, не претерпела никаких изменений, поэтому и говорить о каких-то подвижках в переговорах с Фондом сложно.

Если что-то и было сделано, так это улучшение качества регулирования банковского сектора. Однако правительству так и не удалось предпринять хоть какие-то внятные шаги в экономическом поле, чтобы у банкиров появились новые клиенты, и финансовый сектор смог возобновить кредитование экономики. Так что и здесь — пока минус.

Тогда чем же объяснить сохраняющиеся позитивные нотки в заявлениях МВФ относительно Украины? Разве что только политическим фактором, который тоже, конечно, нельзя сбрасывать со счетов. Фактически у МВФ есть два пути в отношении Украины. Первый — не давать без выполнения ключевых условий новых траншей, но использовать для влияния на Украину права кредитора — чтобы не потерять контроль над геополитическими решениями украинской власти. Второй путь — выделить новое финансирование, активизировав сценарий проевропейской (а не пророссийской) интеграции Украины.

И судя по дежавю, которое возникает каждый раз после прочтения дежурных релизов фонда по итогам работы очередной миссии и заявлений украинского правительства, пока избран первый вариант.

Экономический запой...

О рецессии в украинской экономике сейчас, пожалуй, не говорит только ленивый. Падение объемов промышленного производства, вялый рынок металлов и высокие девальвационные ожидания населения не способствуют оживлению экономики. В свою очередь, правительство пока так и не предприняло каких-либо действенных мер по стабилизации ситуации.

Падение промышленного производства в феврале превысило самые пессимистические ожидания и составило 6% год к году, против 3,2% в январе 2013 г. Таким образом, сокращение промышленности за первые два месяца года составило 4,8%. Основные причины ускорения падения — продолжающаяся стагнация экспортно-ориентированных секторов в связи с нестабильным внешним спросом.

Учитывая данные по основным секторам экономики Украины за первые два месяца года, можно предположить, что в первом квартале 2013-го Украина снова продемонстрирует негативную динамику экономического роста в пределах -1%. А надеяться на выполнение позитивных прогнозов по экономическому росту можно только в случае сохранения высоких темпов роста в розничном товарообороте и возобновления спроса на продукцию металлургической промышленности во второй половине года.

Такая ситуация ставит знак вопроса в раздел "валютные поступления в страну от экспортеров", которые должны балансировать валютный рынок. И увеличивает риск суверена как заемщика, что означает повышение ставок заимствований при дальнейшем ухудшении экономической ситуации.

"Бюджетные показатели, заложенные на 2013 г., необходимо срочно пересматривать. Ситуация на внешних рынках продолжает тянуть отечественную экономику за собой вниз, и я убежден, что переломить тренд и выйти из зависимости внешней конъюнктуры в среднесрочной перспективе не удастся. Ориентиры ВВП и промпроизводства слишком завышены и должны быть как можно скорее снижены. На самом деле ситуация оказывается значительно хуже того, как это представлялось в 2010–2011 гг., и Кабмину крайне не хватает адекватных оценок и прогнозов того, как происходящее на внешних рынках отражается на Украине", — утверждает генеральный директор инвестиционной группы DaVinci Анатолий Баронин.

Впрочем, подобные пессимистические прогнозы не мешают Минфину сигнализировать рынкам о стабильной ситуации с государственным долгом — загнанные в угол запретом на валютное кредитование, нормативами валютной позиции и общей стагнацией экономики, банки охотно разбирают валютные ОВГЗ правительства. По итогам первого квартала Минфину удалось продать валютных и индексированных бумаг почти на 2,5 млрд долл. Это удалось сделать благодаря активному приросту банковских вкладов в валюте в прошлом году на 4,9 млрд долл., которые банки не смогли использовать для кредитования (кредитный портфель в инвалюте сократился на 2,9 млрд долл.). Что, собственно, и определило спрос на валютные ОВГЗ.

Успехи на рынке гособлигаций, а также возрастающая политическая турбулентность и предопределили желание (а точнее, нежелание) правительства выполнять взятые на себя перед МВФ обязательства. И необходимость искать замену кредитам МВФ на открытых рынках капитала.

Фактически выглядит это так: взятые на себя перед Международным валютным фондом обязательства по разным причинам — электоральным, коррупционным и просто из-за дефицита менеджерских способностей — правительство выполнять не хочет. Поэтому активно занимает деньги на внешних рынках по ставкам существенно выше, чем предлагает МВФ. Судите сами: при стоимости кредитов фонда на уровне 3% годовых Минфин выходит на внешние рынки с бондами под 7,25% годовых.

На сегодняшний день объем свежих бондовых займов правительства составляет уже 4,7 млрд. долл. — это почти 2/3 нужд Минфина в валюте (но без учета в этом показателе долгов Нацбанка перед МВФ). Общий же объем внешних долгов, которые нужно погасить правительству в этом году, составляет примерно 11 млрд долл. Одалживать которые также придется у внешних инвесторов, продолжающих охотиться за высокими процентными ставками.

Таким образом, только процентная цена нежелания проводить реформы составляет 4,25%, что при сумме долгов в 11 млрд эквивалентно выплатам в 460 млн долл. в год.

Почему правительство готово платить эти деньги вместо того, чтобы договариваться с МВФ и выполнять условия меморандума с фондом, — вопрос политический.

Сегодня в стране уже начал разворачиваться проект "Янукович-2015", и связанная с ним политическая турбулентность не позволяет правительству сокращать бюджетный дефицит, повышать тарифы и соглашаться на плавающий обменный курс.

При вероятном роспуске парламента и попытке перевести его в двухпалатную форму с последующими выборами непопулярные реформы заберут очки у партии власти. Потому-то и приходится правительству Азарова—Арбузова держать штурвал экономики, давно уже планирующей, скорее, на честном слове и на одном крыле с явным креном вниз.

В английском языке есть классное определение такой экономической модели: muddle through — выкарабкиваться из болота. Однако кабминовским менеджерам, использующим такой сценарий, не стоит забывать, что выкарабкиваться из топи надо, хватаясь за что-нибудь твердое и устойчивое: внутреннее производство, экспорт, высокие технологии.

А такой опоры у правительства нет. И она вряд ли будет создана в ближайшее время — нет ни оснований, ни идей, ни денег.

Единственные островки стабильности в государстве на сегодняшний день — это диктатура и коррупция. Однако исходя из последних трендов в реформе госаппарата, связанных с созданием финансовой полиции, на этих островках президент Янукович хочет оставаться единоличным плантатором. Ну, может быть, прихватит с собой верного "Пятницу" из администрации для работы надзирателем.

...и рецепты МВФ, как из него  выйти

В то же время эксперты продолжают утверждать, что соглашение с МВФ остается краеугольным камнем экономической безопасности Украины. При этом сегодня эксперты фонда готовы быть гибче, устанавливая более приемлемые условия для правительства.

"Я думаю, мы не увидим в требованиях МВФ чего-то особенного, это будет акцент на традиционной сегодня политике мер бюджетной экономии и снижения госрасходов. Но такой подход для Украины, на мой взгляд, является достаточно гибким и дает ей возможность маневра и выбора "наименьшего зла" при сокращении бюджетных затрат", — говорит Анатолий Баронин. По мнению директора ИК "Тройка Диалог Украина" Артемия Ершова, в качестве мер, повышающих фискальную устойчивость, в рекомендациях специалистов МВФ давно фигурировали отмена налоговых льгот и расширение налоговой базы, поэтому стоит ожидать поддержки этих реформ со стороны фонда.

Договоренности с Международным валютным фондом всегда имеют два аспекта — экономический и политический. Политический аспект заключается в возможности стран, входящих в совет директоров Международного валютного фонда, влиять на страну — получателя кредита.

Влиять — означает возможность подталкивать лидеров страны-заемщика к тому или иному политическому решению или действиям. Хороший пример такого влияния — это переговоры о подписании соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом.

Со стороны ЕС, очевидно, существует решение продолжать переговорный процесс с Украиной о подписании подобного соглашения, так как эта возможность подталкивает украинских лидеров к демократизации процессов принятия решений.

"Похожими категориями могут руководствоваться и страны, входящие в совет директоров МВФ. Для которого вопрос кредита Украине превращается в решение либо не выдавать средства, но использовать инструменты влияния кредитор—заемщик на страну, либо выдать кредит и проводить более активную политику подталкивания Украины к каким-либо экономическим и геополитическим решениям", — говорит президент Центра экономического развития Александр Пасхавер.

При этом надо отметить, что в текущей ситуации невыделение очередного транша кредитных средств Международным валютным фондом Украине может означать толчок в объятия России. Не из-за желания с РФ сблизиться, но из-за необходимости найти источник средств для погашения текущих долгов и увеличить объемы сбыта собственной продукции.

Поэтому очевидно, что политический аспект принятия решения о продолжении сотрудничества МВФ с Украиной будет намного сильнее экономического. Однако трудно предположить, что фонд позволит украинскому правительству и дальше проводить нынешнюю экономическую политику.

"МВФ по-прежнему является крупнейшим индивидуальным кредитором Украины, и его эксперты обязаны объективно оценивать риски по выполнению Украиной своих долговых обязательств в долгосрочной перспективе. При нынешнем крайне высоком уровне реальных процентных ставок и отсутствии роста номинального ВВП страны размер расширенного дефицита в более 6% ВВП угрожает привести к быстрому увеличению уровня задолженности, что будет неприемлемо для кредиторов", — комментирует ситуацию Сергей Волобоев, главный экономист швейцарского банка Credit Suisse по странам СНГ.

По его мнению, существенно сократить общий дефицит только за счет центрального правительства быстро не получится, так что необходимость реформ в газовой сфере будет в очередной раз подтверждена. Стандартные требования либерализации механизма курсообразования и реформ в банковском секторе также никуда не исчезнут.

"Главной темой переговоров МВФ с Украиной по новой программе stand-by станет дефицит государственных финансов. Дело даже не в самой цифре дефицита государственного бюджета (50,5 млрд грн согласно закону), а в реалистичности ее достижения. Ведь и в начале прошлого года Украина заявляла сравнительно небольшой дефицит, однако по итогу года этот ориентир был превышен вдвое. Госбюджет 2013 г. также вызывает большие сомнения в сбалансированности, поэтому Международный валютный фонд посвятит значительную часть проекта программы stand-by теме ограничения дефицита государственных финансов", — соглашается старший советник "Альфа-банка" и председатель комитета по защите прав кредиторов Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек.

По словам Шпека, этой генеральной теме будут подчинены многие ключевые вопросы новой программы: сокращение дефицита НАК "Нафтогаз Украины" и требуемое для этого повышение цен на газ для населения, ограничения на выдачу государственных гарантий по кредитам, меры по снижению дефицита Пенсионного фонда. "В этом отношении также предстоит большая дискуссия по макроэкономическому прогнозу. Ведь если принять за основу официальный правительственный прогноз номинального ВВП-2013 в 1576 млрд грн, то заложенный в законе дефицит госбюджета составляет 3,2% ВВП, а при более реалистичной оценке ВВП — уже 3,4%. Скорее всего, МВФ будет настаивать на сужении дефицита до пределов 2% ВВП и при этом предложит Украине существенно меньшую сумму кредита, чем изначально рассчитывали власти Украины (15 млрд долл.)", — говорит экс-вице-премьер.

Впрочем, существует и другой взгляд на эту ситуацию. Так, начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль" Дмитрий Сологуб считает, что требования фонда к уровням бюджетного дефицита могут быть мягче. "МВФ в целом в последнее время переосмысливает вопрос фискальных мультипликаторов, ведь очевидно, что чрезмерное фискальное сжатие слишком негативно повлияло на экономическую ситуацию в странах на периферии еврозоны, — говорит Сологуб. — В то же время вряд ли фонд пойдет на уступки Украине в вопросе дефицита "Нафтогаза". МВФ рассчитывает общий фискальный дефицит, включая счета этой компании. Скорее всего, для МВФ ориентиром будет показатель фискального дефицита на уровне 3–3,5% ВВП. Учитывая, что правительство планирует дефицит консолидированного бюджета на уровне 3,2% ВВП в 2013 г., для выполнения условия фонда придется или полностью устранить дефицит "Нафтогаза" (что маловероятно), или снизить размер дефицита госбюджета".

При этом, по его мнению, помимо установления ориентира фискального дефицита на уровне 3–3,5% ВВП, МВФ, скорее всего, значительно ограничит размер выдаваемых госгарантий — не более 10–15 млрд грн в 2013 г. (против 50 млрд, предусмотренных в бюджете).

Сокращать дефицит госбюджета в этом случае правительству придется за счет фискальной оптимизации и детенизации экономики. Закон о госбюджете на текущий год предполагает достаточно консервативный рост доходов — 5% по сравнению с фактическим показателем прошлого года. "Недовыполнение, конечно, возможно. Например, по результатам двух месяцев наблюдается снижение поступлений от НДС, хотя по результатам года в законе заложен 16-процентный рост. Но в целом, в отличие от прошлого года, вероятность недовыполнения доходной части гораздо ниже", — считает главный экономист Dragon Capital Елена Белан.

Особенно если будут полноценно реализованы налоговые реформы, предложенные правительством. При этом эксперты утверждают, что "отмена налоговых льгот обсуждалась при подготовке предыдущих кредитных программ. Поэтому не исключено, что такие меры будут поддержаны МВФ", — говорит госпожа Белан.

При этом эксперты сомневаются, что фонд поддержит идею создания финансовой полиции для сокращения "утечки" бюджетных поступлений. "Миссию и МВФ в целом мало интересует тактика правительства по формированию репрессивного аппарата с целью увеличения собираемости налогов и сборов. МВФ интересуют, прежде всего, макропоказатели и стабильность рынка. Именно поэтому фонд традиционно отталкивается от целевых ориентиров. Сама по себе финполиция не является прямым инструментом экономической стабильности. Более того, в условиях высокого уровня коррупции, очевидно, ожидаемого эффекта она не принесет", — говорит Анатолий Баронин.

Вместо этого в меморандум с фондом по укреплению финансовой стабильности Украины могут быть включены требования по проведению стресс-тестирования одной или нескольких групп местных банков. "Во-первых, в повестке дня все еще стоит вопрос открытой валютной позиции. Во-вторых, учитывая резкое замедление экономики и высокие валютные риски, вопрос стресс-тестирования системных банков на предмет этих рисков выглядит отнюдь не праздным. Плюс озабоченность МВФ ситуацией в украинском банковском секторе может быть также вызвана регулярными случаями банкротства банков в последние годы", — говорит Дмитрий Сологуб.

В свою очередь, Роман Шпек считает, что в стресс-тестировании сегодня нуждается не банковская система, а государственные финансы. Ведь в случае девальвации гривни (ключевой параметр стресс-тестов) больше всего пострадают государственные финансы: значительная часть государственного долга номинирована в иностранной валюте, могут существенно сократиться налоговые поступления от импорта. Поэтому власти и фонд могут разработать поправочные коэффициенты к числовым критериям программы stand-by относительно государственных финансов, срабатывающие в зависимости от динамики обменного курса. Кроме того, вполне вероятно, что МВФ постарается настоять на установлении достаточно высоких маяков по чистым резервам НБУ, чтобы ограничить возможности последнего сдерживать девальвацию посредством расходования резервов.

Между тем вопрос плавающего курсообразования для украинского правительства тесно связан с вопросом сохранения низкого уровня инфляции. "По нашим оценкам, нынешняя политика Украины в валютной сфере очень схожа с аналогичной текущей политикой таких стран, как Египет, Иордания, Тунис, Марокко, Гондурас. Максимально продолжительное удержание валютного курса будет приоритетом политики, которое позволит предотвратить социальные взрывы на фоне просадки экономики под давлением неблагоприятной внешней конъюнктуры рынка", — объясняет позицию властей Анатолий Баронин.

В сухом остатке

Можно сколько угодно рассчитывать на прорыв в экономике или резкое улучшение ситуации на внешних рынках, но для большинства экспертов сегодня уже очевидно — чуда не будет.

Украина сможет существовать без кредитных ресурсов МВФ ровно столько, сколько будут открыты внешние рынки капитала, залитые ликвидностью со стороны Федеральной резервной системы, Европейского центробанка и Банка Японии. Но как только инвесторов что-то напугает, привлекать деньги для рефинансирования старых долгов правительству станет очень сложно.

На этот случай Кабмин и должен постоянно держать руку на пульсе переговоров с МВФ, разрабатывая план "Б" и сохраняя готовность принять условия фонда в оперативном режиме. А условия эти не будут принципиально отличаться от предыдущих вариантов подобных соглашений, поскольку существенных улучшений в факторах кредитоспособности Украины за посткризисный период было немного (пенсионная реформа, рекордно низкая инфляция, восстановление доступа правительства и корпоративных заемщиков на внешние рынки капитала и снижение доли валютных обязательств в потребительском кредитовании).

Сокращение величины дефицита расширенного правительства (включая дефицит госбюджета и "Нафтогаза", а также задолженность бюджета по возмещению НДС) было и остается ключевым требованием МВФ. Но решиться на выполнение этих условий украинская власть может только в том случае, если все пути отступления будут окончательно отрезаны. И придется выбирать: реформы и снижение коррупции, объятия России или дефолт.

Губернаторы получили «отмашку» с Банковой – готовить проведение референдума. Не беда, что пока нет вопросов, нет решения Цетризбиркома и прочих формальностей, установленных законом. Потом все в срочном порядке легализуют, правильные вопросы пропишут – это не должно беспокоить провинцию. Все будет, как говорил мастер-тушкодел, «чики-пики», дело губернаторов и их команд – подготовить что-то важное на местах.

И тут есть интересный вопрос – что именно должны подготовить губернаторы на местах? Напечатать бюллетени? Нет, это в центре сделают. Подготовить вопросы? Тоже не их дело. Выбрать помещения для работы избирательных комиссий? Этот процесс отработан. А если референдум будет в августе или в ноябре, то чего сейчас суетиться? Видимо, в этих письмах есть что-то еще. Интересное и напрочь незаконное. Процесс «зачистки поляны» от оппозиции и слишком возомнивших о себе однопартийцев начался не вчера и, похоже, выходит на финишную прямую.

Чем губернаторы (не избранные мэры или депутаты советов, а никак не зависящие от воли жителей ставленники Януковича) могут быть полезны командиру в это непростое время? Не зря же они поставлены на должности. Да и смотрящих к ним приставили для пущего контроля и энтузиазма – не только для сбора дани, но и для серьезных процессов. Что же они могут сделать в процессе «подготовки» референдума?

Провести агитацию? Да, этот момент важен. Значит все коммунальные и подконтрольные власти СМИ в ближайшее время начнут щедро подкармливать избирателя новостями о том, что парламент плохой, депутаты зажрались и не хотят работать, один президент все время о стране думает, такая лапочка. Мораль – нужно бы нам сократить количество бесполезных депутатов и разделить на две палаты, как в Америке. А все полномочия отдать президенту и его назначенцам.

До избирателя постараются мягко донести идею, что он глуповат в сравнении с Януковичем, а значит не в состоянии выбрать умных людей для управления городом, областью и страной. Все должен делать тот, кто лучше знает. Конечно это только Он – «молчаливый и беспокойный». Еще губернаторы должны будут спектакль для Евросоюза устроить. Провести круглые столы на тему референдума, устроить активное обсуждение в цехах и общественных советах, в общем, имитировать оргазм всенародного обсуждения.

Правда, есть вероятность, что народ и после такого промывания мозгов не захочет всю власть дорогому Виктору Федоровичу отдавать. Конечно, депутатов у нас не шибко любят, но непомерные аппетиты Семьи, отсутствие в стране закона любовь кое-кого к золотым унитазам тоже не проходит бесследно. Главного вождя ненавидят сильнее, чем любых парламентариев. И за усиление единоличной власти Папы голосовать никто в здравом уме не будет.

Вот тут и наступает время губернаторов. Людям они ничего не должны, никто их не выбирал, так что «должны сработать». Потому что понимают, какие неприятности ждут их в случае отставки Януковича. Есть вообще преступления, на которые не пойдет эта команда ради сохранения власти? Я тут подумал и оценил – нет ограничений.

Правда, губернаторы тоже не дураки и историю учили. Они понимают, в каком процессе им предлагают стать соучастниками. Вечный Янукович в Украине – это не приговор стране, но погружение в болото на долгие годы. Это, чего вокруг ходить – преступление. И пойти на это смогут люди совершенно лишенные совести и любви к своей стране, к своему народу. С другой стороны – их же Янукович выбирал и назначал. Именно для решения таких задач. Так что – смогут. Нарисуют нужный результат. И ОПГ «избирательные комиссии» уже готовы. А тех, кто будет рыпаться – накажут. Для того на руководящие посты в милицию самых отмороженных и ставят. Другой вопрос – мы им это сделать позволим? Или есть у оппозиции хороший ответный рецепт?

Несмотря на неоднократные предостережения, предупреждения и напоминания украинцы постоянно попадают на удочку мошенников, которые воруют у них последнее. С каждым днем ​​махинаторы выдумывают все новые и новые способы и методы мошенничества.

Наиболее актуальны сегодня мошенничества в отношении пожилых граждан. Так, неожиданные «господа» часто выдают себя за:

1. работников банковских учреждений, которые рассказывают о какой-то неизвестный «обмен денег» и предлагают помочь старикам обменять имеющиеся купюры на «новые». В результате такого «обмена» деньги просто исчезают или превращаются в сувенирные «банкноты». Милиция убедительно заверяет, что ни один обмен денег пока не идет и не планируется. Если же такой процесс когда-то начнется, этому будет предшествовать длительная информационно-разъяснительная кампания в общегосударственных и местных средствах массовой информации;

2. работников социальной службы, которые приносят пенсионеру так называемую «гуманитарную помощь» в виде продуктовых наборов или даже и денежной суммы и в процессе общения выведывающих места хранения сбережений и похищают их;

3. сотрудников военкомата, которые предлагают помочь в подготовке документов для оформления прибавки к пенсии, или рассказывают о якобы начатую перерегистрацию кавалеров боевых наград времен СССР. В дальнейшем ордена и медали похищаются вместе с сопроводительными документами;

4. псевдо-журналистов, которые под видом записи интервью, выведывающих место сохранения боевых наград или других «семейных ценностей», похищая их;

5. неизвестные лица под разными предлогами просят одолжить им определенные суммы денег под залог «ценностей», которые в дальнейшем оказываются дешевой бижутерией;

6. неизвестные под предлогом переоформления пенсии на большую завладевают паспортом, оформляют справку о смерти и получают «пособие на погребение»;

7. псевдотаможенники и фальшивые предприниматели-оптовики, которые предлагают товар по оптовым ценам, но с предоплатой. Получив средства, неизвестный «господин» бесследно исчезает.

Поэтому для общей безопасности от этих мошенников правоохранители предлагают несколько правил общения с потенциальными мошенниками:

- Если к вам подошли на улице с предложением погадать или снять порчу, старайтесь как можно быстрее оторваться от навязчивых господ и уйти. Чем меньше вы будете с ними общаться, тем меньше шансов у вас быть загипнотизированными;

- Если отцепиться не удается — позовите кого-нибудь на помощь. Появление постороннего человека отвлечет внимание мошенниц от вас и это поможет вам от них избавиться;

- Ни в коем случае не давайте им свои вещи, денег, драгоценностей, так как при первой вещью пойдет вторая и т.д.;

- Ни в коем случае не позволяйте подозрительным лицам заходить в свой дом, а если уж зашли самовольно — обратитесь к соседям, чтобы спровадить непрошеных гостей из квартиры.

Соблюдая эти правила, Вы сможете обезопасить себя и свое жилище от мошенничества и краж.

"Если я владею пентхаусом общей площадью 350 квадратных метров, где жилая составляет 119 квадратов, на улице Крещатик, стоимостью несколько миллионов долларов, я налог на недвижимость не плачу. А вот моя мама - пенсионерка и вдова, владеющая трехкомнатной квартирой в районном центре - еще советской сталинкой, с жилой площадью 50 метров, и домиком в селе с жилой площадью 40 кв. м, будет платить налог на недвижимость даже со своей мизерной пенсии".

«Цидулки» из налоговой инспекции, содержащие приглашение на беседу с инспектором для определения размера налога на вашу недвижимость, уже ходят по квартирам. Эксперты утверждают, что законодатель опять позаботился о «налоговом иммунитете» для элитных пентхаусов, а налоговая начала «путать» общую жилплощадь с жилой, пытаясь стянуть вступивший в этом году налог на недвижимость со своих граждан…

Когда большинство Верховной Рады сбежало от заблокированной трибуны в парламенте и ушло голосовать на Банковую, депутаты клялись, что принимают законы исключительно в интересах народа. В интересах того же народа был принят в первом чтении и правительственный законопроект № 2405, который освобождает от уплаты введенного в этом году налога на недвижимость наиболее незащищенные слои населения. По мнению экспертов, принятый документ - чистейшей воды профанация, чтобы просто отвлечь население от того, что «натворил» законодатель с самим налогом на недвижимость. Ведь наиболее незащищенные слои населения итак не отягощены лишними квартирами. А вот владельцев крупных особняков и элитных квартир законодатель «ловким движением руки» вывел из зоны налогообложения.

Так, к примеру, юрист Светлана Бовсуновская, президент Лиги экспертов Украины, считает, что данный документ (законопроект № 2405) - это не «заслуга» правительства, как пытается его преподнести Кабмин и парламентское большинство, а попытка исправить грубейшую ошибку законодателя, допущенную при принятии Налогового кодекса в части введения налога на недвижимость.

- Конечно, гуманный закон, который нужно было принять, - говорит эксперт. - Но у нас принимаются законы без консультаций с экспертами и специалистами, без учета мнения оппонентов, оппозиции. Кабинет министров преподносит это как заботу о своих гражданах, а на самом деле - это ошибка авторов Налогового кодекса. Кроме того, данный закон не может считаться легитимным, так как был принят при «сомнительных обстоятельствах» - на Банковой, а не в стенах парламента. Да, такой закон необходим. Но, что получат наши граждане? Я к этому закону отношусь как к авантюре, даже если он такой гуманный. Потому что ВР в другом составе сможет легко его отменить, как неконституционно принятый…

Ну, а о подводных камнях введенного налога на недвижимое имущество граждан нам поведал вице-президент Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Анатолий Топал. Он глубоко убежден, что законодатель одним только принятием Налогового кодекса в части налогообложения недвижимости допустил грубейшее нарушение базовой нормы социальной справедливости.

- Нам налог на недвижимость обещали в рамках налога на богатство, налога на роскошь, а в результате мы получили налог на бедность, - говорит эксперт. - Сама система администрирования этого налога нарушает базовые принципы социальной справедливости. Дело в том, что если я владею пентхаусом общей площадью 350 квадратных метров, где жилая составляет 119 квадратов, на улице Крещатик, стоимостью несколько миллионов долларов, я налог на недвижимость не плачу. А вот моя мама - пенсионерка и вдова, владеющая трехкомнатной квартирой в районном центре - еще советской сталинкой, с жилой площадью 50 метров, и домиком в селе с жилой площадью 40 кв. м, будет платить налог на недвижимость даже со своей мизерной пенсии. Ей как бы государство предоставляет право выбрать, за что она хочет платить: за дом или за квартиру? Для этого ей придется ехать в налоговую службу, потратить кучу денег, времени и сил. Возможно, после общения с нашими клерками, ей и удастся изменить объект налогообложения (выбрать тот, за который платить надо будет меньше). Но, платить-то ей все равно придется...

- Я считаю, что законопроект № 2405, принятый ВР на Банковой, не снимает социальную напряженность с самой процедуры налогообложения недвижимости, - уверен Анатолий Топал и напоминает о другом документе: законопроекте № 2292, ранее зарегистрированном в ВР. Этот вариант, по мнению эксперта, как раз снял бы напряженность в обществе, уравнял бы в правах всех украинцев. Однако, к сожалению, депутаты его не приняли даже к рассмотрению.

- На сегодняшний день налогооблагаться будут согласно норме закона, исходя из наличия жилой площади, - пытается объяснить нововведение эксперт. - И в этом - уже нарушение прав человека! Разово освобождается от уплаты налога одна квартира с жилой площадью до 120 метров, жилой дом - до 250 кв. м. Если же свыше этой нормы хоть на сантиметр - платится один процент от всей базы налогообложения. Даже если жилая площадь всего лишь на 1 метр превышает норму, платите 1% от минимальной заработной платы, назначенной на год налогообложения (на сегодняшний день это 11,7 гривен) за каждый квадратный метр жилой площади.

- Если же так получилось, что у вас есть квартирка в городе (опять же - законодатель не учитывает стоимость этой квартирки - это может быть квартира в районном центре, в старом доме, а может - на Крещатике, стоимостью в пару миллионов долларов), с жилой площадью не более 120 кв. м, то такая недвижимость освобождается от уплаты налога. Вот такая у нас социальная справедливость. Получается, что самые обеспеченные опять оказались самыми освобожденными, на этот раз - от уплаты налога на недвижимость, - говорит эксперт.

Естественно, при желании владелец нескольких объектов недвижимости может с легкостью, если захочет, избежать уплаты налога на недвижимость, считает Анатолий Топал. Например, один объект недвижимости можно будет оформить на мужа, второй - на жену, третий, скажем, на ребенка или родственника.

- Да нашим богатеям, если они захотят, ничего не стоит и «сиротой» стать, лишь бы не платить этот налог, - считает эксперт. - Таким образом, замки с бассейнами и конюшнями общей площадью более 800 кв. метров, но имеющие жилую площадь на уровне 249 метров, от налогообложения уйдут.

- Социально справедливым налог на недвижимость будет тогда, когда он будет сориентирован на стоимость объекта налогообложения, - уверена Светлана Бовсуновская. - А так - это очередной налог для бедствующего населения, а якобы освобождение от налога самых незащищенных - не что иное, как пиар-акция Кабмина.

Именно Светлане Бовсуновской пришлось на днях консультировать предпринимателя по вопросам налогообложения его недвижимости. Ему уже пришло уведомление из налоговой инспекции. Предприниматель решил без юриста в налоговую не соваться.

- У моего клиента квартира уже более двух лет, как переведенная из жилого фонда в нежилой, - объясняет ситуацию юрист. - Далее, даже если бы эта квартира оставалась в жилом фонде, ее жилая площадь составляет 90 квадратных метров. Но, что интересно - в корешке, который присылает налоговая, значится не жилая площадь, а общая! То есть - нарушения уже пошли. Естественно, в налоговой извинились, объяснив «ошибку» тем, что информация удалилась из компьютера. А это значит, что налоговая пользуется недостоверной информацией. Нет единой базы. Далее: не продумана процедура, кому же подчинен собственник недвижимости, и его начинают вызывать в разные районные отделения налоговой. Налогоплательщику приходится обежать все районы города, чтобы доказать, что он будет регистрировать свой налог на выбранной им территории.

Ну и в завершение: несколько советов для счастливых, но не богатых, обладателей недвижимости в Украине. Излишнего беспокойства эксперты рекомендуют не проявлять. Не стоит самим бежать в налоговую со своей недвижимостью, даже если вы очень законопослушный гражданин и очень хотите уплатить новый налог.

- О необходимости уплатить этот налог вас должны уведомить письменно, - объясняет юрист. - Получив такое уведомление, внимательно изучите документ, присланный инспектором, сверьте его данные с оригиналами сертификатов собственности на вашу недвижимость. И если вы по закону не обязаны платить за свою недвижимость, смело несите оригиналы для предъявления в налоговую. И требуйте, чтобы вас удалили из базы плательщиков налога на недвижимость.

- Если же вы владелец нескольких объектов недвижимости, поступайте аналогично, - продолжает Светлана Бовсуновская. - Если вас пригласили, указав всю вашу недвижимость, находящуюся в собственности, помните, что вам может принадлежать не вся, а только часть недвижимости. Выбирайте для уплаты налога ту недвижимость, которая вам больше подходит для налогообложения.

Вместо P.S. Да, налог на недвижимость - это не украинское ноу-хау. Он существует в большинстве европейских стран и является одним из основных бюджетонаполняющих налогов. Безусловно, и налоги нужно платить. Но, этот налог должен быть социально справедливым, и цена его должна быть соответственной. Немаловажно также, куда пойдут и собранные от этого налога деньги. А в Украине Президент страны во всеуслышание заявляет, что треть бюджетных денег разворовывается.

Финансы, собранные от этого налога, должны оставаться в распоряжении местной власти, считают эксперты, и идти исключительно на ремонты жилищного сектора - лифтов, крыш, подъездов. Граждане по четкой схеме использования средств должны понимать, куда идут деньги с налога на недвижимость и видеть, как улучшается качество их жизни. Пока же все эти признаки «цивилизованности» и рядом не стоят с методикой внедрения отечественного налога на недвижимость…

Подготовка к избранию Виктора Януковича на второй срок зашла в тупик из-за того, что Виктор Федорович пока так и не решил - какому сценарию отдать предпочтение. Пока же Президент пребывает в раздумьях, каждый из центров влияния в ПР ведет свою игру, уподобляясь «лебедю, раку и щуке», которым, как известно, не под силу оказалось тащить воз. А в нашем случае - самого Януковича, которого как раз и надо тащить на второй срок.

Вечный торговец «тушками»

Партия регионов не контролирует парламент, и корни этого «зла» уходят в неудачные парламентские выборы-2012. Судя по всему, ответственность за «провал» возложили на главного штабиста ПР Андрея Клюева, которому предложили забрать документы из парламента и вернуться в «ссыльные» секретари СНБО. При этом те, кто «мстил» Клюеву, перестарались и, не подумав, злорадно предложили Президенту, чтоб, мол, Андрей Петрович сам и расхлебывал полученную после выборов парламентскую «кашу». И многоопытнейший Андрей Петрович ухватился за эту оплошность внутрипартийных конкурентов и пытается остаться на плаву.

Работать с новым парламентом Клюев стал по проверенным с 2006 года лекалам – то есть плодить «тушки». Правда, в 2007 году Андрей Петрович доигрался с «тушками» до перевыборов. Похоже, и на сей раз секретарь СНБО рискует сесть в большую лужу. То, что за выездным заседанием ВР на Банковой стоит именно Клюев, стало понятно, когда к «большевикам» присоединились свежие «тушки». Задумка Клюева проста – он кровно заинтересован, чтобы этот парламент, к которому он имеет хоть какой-то подход, работал и дальше, потому что еще одни выборы ему вряд ли доверят. Переезд «большевиков» должен был показать Президенту, что у Клюева все под контролем. При этом сам Клюев пытался испугать оппозицию. А она взяла и не испугалась. И парламентский кризис углубился. Теперь секретарь СНБО решил разруливать ситуацию с другого конца – планомерно, с одной стороны, колоть оппозицию, а с другой - постараться с ней договориться о воссоединении парламента на приемлемых условиях.   

Что касается расколов, то все новоиспеченные Клюевым «тушки» в один голос начали требовать «крови» Яценюка. Более того, «тушки» уже начали формировать свою парламентскую группу, которая в отличие от «тушечной» группы Рыбакова  «Реформы ради будущего» в прежнем парламенте, будет не провластной, а радикально оппозиционной. Правда, прежде всего, к оппозиции. «Контрафактным» знаменем этой группы будет Юлия Тимошенко, которую «предали» Яценюк и Турчинов.  В этой группе применения своим талантам могут найти многочисленные потенциальные «ляшки» с особым мнением, которых сейчас пруд пруди в «Батькивщине» и вне ее. Таким образом, общество в очередной раз получит засаленный посыл – оппозиция не может быть единой по определению, а Клюев – поле для маневра.

Однако раскол не мешает Клюеву прощупывать оппозицию на предмет компромисса и воссоединения парламента. В этом Андрею Петровичу весьма пригодилось бы решение КСУ, который бы разрешил проводить выборы только мэра Киева. Такое решение было бы хорошей площадкой для переговоров, поскольку оппозиция просто не имеет права отказаться от каких-либо выборов в Киеве. Кстати, если оппозиция получит только кресло мэра столицы при разумном использовании, и из этого можно выжать многое. Так или иначе, но, разрешив парламентский кризис, Клюев докажет Президенту, что он ценный игрок и не нужны какие-либо перевыборы и референдумы, на которых не известно еще на какой результат нарвешься. А к президентским выборам Андрей Петрович будет гарантировать окончательный раскол оппозиции и «легкую прогулку для Януковича».

И последний штрих – сейчас делаются информационные вбросы, что, мол, именно Клюев больше всех приложил руку к освобождению Луценко. А использовать имидж единственного «либерала» во власти Клюев может по разному: то ли попробовать задействовать Луценко в своих раскольничьих играх, то ли просто для того, чтобы стать ближе к оппозиции для легкости переговоров. 

Первый вице-«ястреб»

Все сложные конструкции и медленный темп Клюева становится просто поперек горла самому ближайшему окружению Президента, олицетворением которого является первый вице-премьер Сергей Арбузов. Арбузов во что бы то ни стало хочет заслужить статус главного по продвижению Януковича на второй срок и, наконец, стать премьером.  По этой причине Арбузов, по сути, предлагает не панькаться ни с парламентом, ни с народом, а запускать сценарий «референдум».

Предложения первого вице-премьера сводятся к тому, чтобы распустить этот парламент, провести Всеукраинский референдум, урезать полномочия и сам парламент, посадить ему на голову Сенат и выбрать новых законодателей, которые будут послушными Президенту и премьеру. То есть ему, Арбузову. А там можно и в парламенте Президента избирать. Однако фантазии Арбузова сколь смелы, столь же и рискованны на практике. 

Совершенно неизвестно, удастся ли провести референдум «правильно». А если удастся, не повлечет ли такое «волеизъявление» резкой реакции Запада со всеми вытекающими последствиями. Так что пока Арбузова просят посидеть смирно с его радикализмом и дать возможность Клюеву поработать с этим парламентом.

Продавец удобных спарринг-партнеров

Пока лучшие умы Партии регионов бьются над парламентской дилеммой, имеющей последствия для решения главного вопроса 2015 года, глава АП Сергей Левочкин формально остается над «схваткой». В обоих сценариях – Клюева и Арбузова – его многое не устраивает. Так, Левочкину, имеющему в активе главу КГГА Александра Попова, совершенно не нужны какие-либо столичные выборы, которые укладываются в концепцию Клюева. А избрание Президента в парламенте, на который Левочкин не имеет и вряд ли будет иметь влияние, множит на ноль его нынешнее положение. Главный козырь главы АП в том, что он всячески убеждает Президента: неважно какой есть или какой будет парламент, но решить проблему 2015 года может только он. И, мол, над этим он сейчас денно и нощно работает, а парламент не его дело.

Однако при этом Левочкин является важной фигурой в реализации сценариев и Клюева, и Арбузова, чем он также кичится перед Президентом. Глава АП говорит Виктору Федоровичу, что, если Гарант Конституции решит поменять эту самую Конституцию  через референдум, то он все для этого сделает, благо у него под рукой такой специалист по Всеукраинскому референдуму, как Юрий Левенец. Но решение должно быть Президента, а за последствия пусть несет ответственность Арбузов. Если же Янукович выберет сценарий Клюева, то и тут Левочкин готов помочь с расколом оппозиции, благо, у него есть определенные рычаги влияния на парочку оппозиционных фракций.  Только вот поможет ли это избранию на второй срок? На этот вопрос Левочкин отвечает Януковичу утвердительно, но с одной оговоркой. Если процессом будет руководить сам Левочкин, а все остальные будут у него на подтанцовках. Тогда он – Сергей Левочкин – обязательно рассорит оппозиционных лидеров на президентских выборах, выведет Януковичу удобного спарринг-партнера во второй тур (правда, есть идея облегчить задачу и проводить президентские выборы в один тур, но это опять-таки сложные игры с Конституцией) и снова сделает его Президентом.  А кому верить – сейчас об этом и болит голова у Президента.