Намерение Министерства доходов и сборов заставить всех аграриев платить налог на добавленную стоимость у меня ассоциируется с поголовной стрижкой "под Котовского". Какова цель правительственных "парикмахеров"? Наполнить скудный бюджет страны за счет выжимания из аграрного комплекса или благодаря модернизованной системе налогообложения вдохнуть в последнего животворящую струю?

Учитывая многогранность форм хозяйствования в АПК (физические лица, личные крестьянские хозяйства, фермерские, кооперативы, крупные сельхозпредприятия, агрохолдинги) и отраслевые отличия (растениеводство, животноводство, пищевая и перерабатывающая промышленность), взаимосвязи и зависимость между всеми, налоговые стилисты должны были бы подойти к каждому индивидуально. Кого-то дешево обкорнать ножницами "под макитру", часть — "под бобрик", а кому-то предложить и более дорогой стиляжий тренд — популярную сейчас прическу 50-х годов ХХ столетия с блеском бриолина. Этого, к сожалению, не учитывает стрижка "дай семь процентов" (как один из десяти вариантов-схем Миндоходов введения НДС для аграриев).

Заклинило и МинАП, которое должно было стать если не защитником, то хотя бы буфером между фискалами и аграриями. Поскольку кто же, если не оно, доподлинно знает тонкости мультипликации аграрного производства. И должно было бы, по логике, на десять набросков Миндоходов предложить для дискуссии около двадцати собственных — с цифровыми выкладками и аналитическим обоснованием. Так, например, ведомство отстаивало коллегиальную позицию 2004 г. перед принятием Закона "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины".

Кроме ожидаемого налогового "арапника", аграриев подстерегают и другие финансовые ловушки — отмена бюджетных дотаций, повышение размера арендной платы за землю, обязательное изготовление проектов землеустройства... Возможные сценарии функционирования налоговой системы в архиважной отрасли обсуждаем с Олегом ЮХНОВСКИМ, председателем комитета предпринимателей АПК Торгово-промышленной палаты Украины, депутатом Верховной Рады III–IV созывов, одним из авторов Закона Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", налоговых новаций для аграриев.

— Олег Иванович, налоговые льготы в АПК действуют в течение 15 лет. Не считая незначительных изменений, ни одна из реформ их не затронула, не модернизировала. Хотя, по правде говоря, жизнь требовала внести в функционирование этой системы существенные коррективы, поскольку рождались новые формы хозяйствования, менялось соотношение сугубо сельскохозяйственного производства и "других видов деятельности"... Впрочем, любые намерения наталкивались на серьезное сопротивление аграрного лобби, приправленного заезженным лозунгом "Село погибает!".

Возможно, льготная система налогообложения аграрного сектора оставалась бы нетронутой и в дальнейшем, если бы не заявление Миндоходов о ее кардинальном пересмотре. Общая мотивация будущей пертурбации: предоставленные преференции не подняли отрасль на качественно более высокий уровень. Более того, к льготному источнику присосались те, кто должен был бы наполнять бюджет сполна, а не уклоняться от уплаты налогов, прикрываясь щитом "сельхозпроизводитель". Так какими налогами отягощено сегодня аграрное производство и насколько они оправданы?

— До 1999 г. сельскохозяйственное производство находилось на общей системе налогообложения. Результат? Фактически все предприятия были убыточными. И именно полнейшая разруха в этом секторе экономики заставила прибегнуть к радикальным мерам. Поэтапно мы списали свыше 14 млрд грн — задолженность сельхозпроизводителей перед государственным бюджетом, фондами социального страхования, финансово оздоровив этим аграрный сектор.

Способствовало подъему и принятие Верховной Радой 17 декабря 1998 г. Закона "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" (ФСН). Тогдашний особый режим налогообложения объединил 12 видов платежей. Согласно указу президента №1328 от 2 декабря 1998 г. "О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей" ввели специальный режим налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС), который освободил сельскохозяйственных товаропроизводителей от уплаты НДС в бюджет. Вместе с тем эти суммы оставались в распоряжении аграриев и использовались на приобретение материально-технических ресурсов производственного назначения.

Но время шло. Экономика АПК чувствовала себя иногда лучше, иногда хуже. Постепенно совершенствовалась система налогообложения, в том числе и взимание НДС. В растениеводстве его вообще не платили, а в животноводстве действовала нулевая ставка. Что это означает?

Сельхозпредприятия реализовывали продукцию собственного производства по нулевой ставке, получая при этом 100% возмещения НДС из бюджета. Кроме того, перерабатывающие предприятия молочной и мясной промышленности, продавая готовую продукцию, уже из своего НДС платили поставщикам сырья дотации. Сначала непосредственно производителям, со временем — через казначейские счета.

— Уточним: не вся сумма НДС достается аграриям, а только часть.

— В соответствии с последними изменениями в Налоговый кодекс, 60% сумм НДС перерабатывающие предприятия платят производителям, а 40 — в бюджет. Кстати, и фиксированный сельскохозяйственный налог, и специальный режим налогообложения НДС стали составляющими Налогового кодекса, принятого в 2011 г.

Следовательно, если говорить об особенностях льготного налогообложения сельского хозяйства в целом, то надо четко понимать: можно предлагать варианты, причем обоснованные, его улучшения. Чтобы избежать аналогичной ситуации 1998 г.: вымывания оборотных средств, убыточности, банкротства... Кто-то заинтересован в подобном финале? Уверен, никто!

На сегодняшний день в сельскохозяйственном производстве действуют два вида специальных режимов налогообложения: налог на добавленную стоимость и фиксированный сельскохозяйственный налог. Базовым я бы назвал ФСН, аккумулировавший четыре вида платежей, основными из которых являются освобождение от уплаты налога на прибыль и плата за землю.

— Какой процент сельхозпроизводителей охватывает ФСН?

— Подавляющее большинство рыночных агроформирований.

— Судя по заявлениям Миндоходов, ФСН трогать не будут, а только "застолбят" НДС на 7-процентной отметке. Или, возможно, отменят ФСН и введут единый налог — "золотую семерку" — для всех без исключения?

— Это должно быть не просто механическое изменение или замена. Чего ждет аграрный сектор? Экономически обоснованной системы налогообложения, которая на фоне действующей наглядно продемонстрирует свои неопровержимые преимущества, вселит веру в то, что будет лучше, а не хуже. Не будем забывать, что какие-либо манипуляции с НДС непременно экстраполируются на стоимость конечной продукции — продовольствия. И чувствительным барометром этих пассажей выступит кошелек потребителя.

Во-первых, акцентируя внимание на необходимости реформировать систему налогообложения в АПК, изменения следует рассматривать с точки зрения интересов государства, производителя и потребителя, у которого есть гарантированное право получить доступные и качественные пищевые продукты.

Во-вторых, нужно учитывать реальное положение дел в агропромышленном комплексе и происходящие в нем процессы. Если, по высказываниям некоторых, в отрасли создали налоговый рай, то, резонно, она должна захлебываться от притока инвестиций. А их нет! Почувствовать вкус райских яблок мешают административное давление, многочисленные поборы-сборы, коррупция... Не проще ли инвесторам и отечественным сельхозпроизводителям платить приемлемый легальный налог, чем быть втянутыми во внезаконные финансовые махинации?

В подавляющем большинстве стран с развитым аграрным сектором налоговая нагрузка в разы больше, чем у нас. Но бизнес там не вымирает, поскольку проводится сбалансированная государственная политика поддержки АПК.

В-третьих, если Украина интегрируется в европейское пространство, намерена подписать соглашение о зоне свободной торговли, то надо учитывать законодательство, действующее в странах Евросоюза. Сегодня внимание акцентируется в основном на возможности доступа нашей сельскохозяйственной продукции на рынки ЕС. Но переходной период, предусмотренный соглашением о ЗСТ, быстро закончится, и европейские производители беспрепятственно завладеют нашим рынком.

Поскольку прямая бюджетная поддержка аграрного сектора в Украине по сравнению с ЕС находится на крайне низком уровне, то способны ли завтра наши аграрии конкурировать с евросоюзовскими коллегами? Из более 20 тыс. предприятий пищевой промышленности только 500 прошли сертификацию по разным системам контроля качества и безопасности и немного, 160, — по HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points, "Анализ рисков и критические точки контроля" — это система управления безопасностью пищевых продуктов).

В-четвертых, есть ли смысл реформировать специальный режим по НДС исключительно для сельского хозяйства, если завтра, например, изменится общегосударственная система налогообложения? Предположим, правительство признает НДС неким анахронизмом и введет налог с оборота. Ведь один из предыдущих вариантов предусматривал взимание НДС в размере 5% плюс временно налог с оборота — 2%. Следовательно, снова придется "терзать" сельхозпредприятия и повторно вносить изменения в систему, еще не успевшую пустить корни.

И, наконец, в-пятых, удастся ли Миндоходов провести свои предложения через Верховную Раду? Вряд ли...

Вспомним, как принимали решения, изменяющие систему налогообложения в АПК. В 1998 г. был зарегистрирован проект закона "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", который дважды снимали с рассмотрения. Верховная Рада приняла его только в 2004-м. Этим я хочу подчеркнуть, настолько сильным было противодействие аграрного лобби, которое тормозило развитие законодательства и не воспринимало каких-либо новаций.

Противились и пенсионной реформе в АПК. Обезличенные отчисления в Пенсионный и другие социальные фонды в составе ФСН автоматически обрекали всех крестьян на получение минимальной социальной пенсии независимо от стажа и размера заработной платы. Но ведь крестьяне — не крепостные. На них также должна распространяться общегосударственная система пенсионного и социального страхования.

Над нашей инициативой вывести из состава фиксированного сельскохозяйственного налога платежи в социальный и Пенсионный фонды, сделать их адресными, глумился кто? То же аграрное лобби! Правительство в лице Пенсионного фонда согласилось с нашим компромиссным вариантом. Учитывая слабую экономику хозяйств, переходной период продолжался пять лет.

Сначала сельхозпредприятия перечисляли в Пенсионный фонд 20% платежей, в следующем году — 40... И только на шестой год вышли на стопроцентную уплату отчислений. А на протяжении этих пяти лет бюджет возмещал Пенсионному фонду разницу неуплаченных сумм сельхозпредприятиями.

— Итак, на блицкриг Миндоходов в Верховной Раде рассчитывать не приходится. Фискалы хотят обойтись малой кровью, подстригая всех под одну гребенку. Но почему размер НДС должен составлять 7%, а не 9 или 5%? Это что, средняя температура по больнице?

— Когда вводили специальный режим налогообложения, то предлагали варианты расчетов по разным ставкам — 7,

9 или 13%. В конце концов, после многочисленных дискуссий остановились на 17% НДС. Выходили из того, чтобы, по-простому, крестьяне не были должны государству, а последнее — им. Возникает задолженность перед бюджетом — ее не платят. А если бюджет должен — государство тоже не платит.

В животноводстве же НДС довольно разнообразный и многогранный. Сельские дворы — физические лица, которые производят и поставляют 70% молока и 50% мяса, не являются плательщиками НДС. При этом за сданную продукцию они получают дотации за счет НДС.

Сельскохозяйственные предприятия за реализацию продукции животноводства не платят НДС в бюджет, а оставляют эти средства в собственном распоряжении. К тому же эта категория хозяйств получает еще и дотацию от государства — от перерабатывающих предприятий. Сумма их НДС в этом году распределяется в следующей пропорции: 60% — на дотации, 40% — в спецфонд бюджета. В 2014 г. половина средств НДС будет поступать в казну, а половина — на дотации. Этот режим временный и будет действовать только до 1 января 2015 г. То есть сельхозпредприятия по сравнению с физическими лицами имеют двойную выгоду от НДС.

А средства из спецфонда бюджета распределяют в ручном режиме. Как думаете, кому перепадает больше? Аграрии отшучиваются: хватит пальцев одной руки!

Что касается предложенной Миндоходов ставки НДС в 7% исключительно для сельхозпроизводителей, а не по всей цепочке сырье—готовый продукт, то она не решает застарелых проблем. Более того, приведет к увеличению налоговой нагрузки на пищевую и перерабатывающую промышленность, а в результате — к росту розничных цен на продовольствие.

В мире, в том числе и в странах ЕС, довольно распространена практика применения дифференцированных ставок НДС: завышенные — на предметы роскоши, заниженные — на продовольствие. Например, у северного соседа — России в цепи зерно—мука—хлеб — 10% при общей ставке 17%.

Дифференцированные ставки НДС, по моему мнению, это наиболее приемлемый вариант. Он позволит уменьшить налоговую нагрузку прежде всего на потребителей, сделает невозможными спекуляции с НДС и будет способствовать улучшению конкурентной среды.

Относительно размера ставок, то они должны стать предметом скрупулезных расчетов, прогнозирования влияния на финансово-экономическое состояние как сельского хозяйства, так и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, на цену пищевых продуктов. Тут в Миндоходов правы: это именно тот случай, когда надо как минимум семь раз отмерить, прежде чем отрезать.

— Животноводческая дотация на исходе, фиксированный налог себя исчерпал, специальный режим аннулируется... С чем тогда остаются аграрии?

— Собственно, и ФСН, и специальный режим по НДС на определенном этапе стабилизировали ситуацию в АПК.

— …и они же позже стали лазейкой для создания так называемых вертикально интегрированных компаний — агрохолдингов для консолидации немалых земельных массивов.

— Вы правы! Освобождение от базовых налогов, возможность легализовать "теневой" капитал и породили эти мегаструктуры. За определенную сумму в портфеле (не подлежащую налогообложению) покупаете так называемую субаренду — 100–300 тыс. га, получаете реальное предприятие, нанимаете менеджера, создаете инвестиционный фонд, легальную часть средств аккумулируете если не в собственном банке, то в доверенном. И действуете!

Учитывая активность сырьевых рынков, приоритет отдаете культурам, имеющим спрос за рубежом, — пшенице, ячменю, кукурузе, рапсу, сое. За счет коротких севооборотов гарантированная прибыль в вашем кармане. А дальше — капитализация, дешевое внешнее кредитное заимствование, IPO...

— А если такая мегаструктура с земельным банком в 300 тыс. га завтра лопнет? Или же выступит против грабительских налоговых новшеств и покинет этот бизнес? Что тогда?

— Тогда мы получим "гремучую смесь" из производственных и социальных проблем, около 100 тыс. владельцев земельных паев, брошенных на произвол судьбы арендаторами. Это еще одно предостережение, что в системе налогообложения погрешностей быть не должно.

— Миндоходов плачется, что, дескать, бизнес, используя существующие льготы, рисует схемы и уклоняется от уплаты налогов в бюджет, минимизирует их. Значит, аграрии — преступники?

— О какой финансовой дисциплине, добросовестности в уплате налогов можно говорить, если производители видят, как за средства налогоплательщиков создаются преференции отдельному бизнесу? Вырастает то оптовый рынок, то теплица, то овощехранилище, владельцами которых часто выступают компании с офшорными корнями.

Я разделяю мнение Миндоходов о необходимости устранить искажающие конкуренцию на рынке пробелы в функционировании ФСН, и оставить эти преференции тем, кому они позарез нужны, а именно — сельскохозяйственным производителям. Использование давальческих схем, которые "благословляет" ФСН, приводит к разрушению целых отраслей. Именно "давалка" стала одной из причин стагнации в сахарной промышленности.

Кроме того, ФСН позволяет не облагать налогом на прибыль 25% дохода, полученного от несельскохозяйственной деятельности. Нет проблем! В разделе Налогового кодекса о налогообложении прибыли предприятий предусмотрите освобождение от уплаты этого налога производство продукции, работ, услуг, в том числе и сопутствующих, которые относятся к сфере сельскохозяйственной деятельности. А доход от несельскохозяйственной облагайте налогами!

Таким образом, если нормировать вопрос об уплате налога на прибыль и земельного налога, который должен стать базовым для наполнения местных бюджетов, то фиксированный налог в таком виде теряет смысл и становится лишним.

Наглядный пример — публикация в ZN.UA "Хлеб под ценовым арестом". Два однопрофильных предприятия, но в разных системах налоговых координат. Могут ли они конкурировать на равных?

Столичный "Киевхлеб" находится на общей системе налогообложения: платит 17% НДС и налог на прибыль — 20%. К тому же его постоянно "дергают" за цену на массовые сорта хлеба. А фермерское хозяйство "Кегичевское" с Харьковщины пользуется фиксированным сельскохозяйственным налогом и не платит НДС. Этот "льготник" построил в Васильковском районе на Киевщине современный хлебокомбинат. "Расщедрился" бы фермер перед чужим губернатором, если бы находился на общей системе налогообложения?

В 2010 г. свыше 2 тыс. предприятий официально отчитались о производстве хлеба и хлебобулочных изделий, а в начале нынешнего — всего 860. Куда делись пекарни? А ведь это рабочие места, наполнение бюджета... Ушли в "тень". Это — результат бездумного администрирования, непродуманной регуляторной политики.

Поэтому надо не только видеть и прочитывать схемы, но, прежде всего, устранить все административные препятствия, выровнять налоговое законодательство для того, чтобы обезопасить себя от подобных перекосов. Избавиться от давальческих схем, декларирования изменения оптово-отпускных цен на продовольствие, архаического ограничения уровня рентабельности...

— Аграрии стали громоотводом не только для фискалов. Количество производственно-правовых проблем не уменьшается, а увеличивается. Некоторых руководителей агроформирований они так достали, что те стараются как можно быстрее "сбросить" лишние плодородные гектары. Отчасти это связывают с возможным повышением размера арендной платы за землю до 5%, на орошении — до 7%.

— Да агрария погоняют все, кому не лень! Какие на сегодняшний день самые популярные проекты законодательных актов? Это — внедрение минимальных закупочных цен на сырье, повышение размера арендной платы... При этом забывают об эффективности использования бюджетных средств, интервенциях, дотациях...

Среди "стимулов", отбивающих охоту заниматься аграрным бизнесом, есть и обязательное наличие проекта землеустройства относительно севооборотов. Он должен быть у всех агроформирований, ведущих хозяйство на площади свыше 100 га. А с 1 января 2015 г. даже фермер, обрабатывающий 10 га, обязан использовать проект землеустройства.

Что для этого нужно? Решение уполномоченного органа о проведении работ по землеустройству, договор с разработчиком проекта, согласование проекта с соответствующим советом или местной администрацией, экспертиза землеустроительной документации, проекта, утверждение, внесение в ГЗК данных об утверждении проекта землеустройства, копии документов, заверяющие права на земельный участок, копия агрохимического паспорта поля, материалы истории полей за последние три-пять лет...

Представьте себе фермера, который арендует 150 га. Сколько он убьет времени, чтобы собрать указанный перечень документов для изготовления проекта землеустройства? Да еще и за каждый учитываемый гектар должен заплатить землеустроителям 20–40 грн... Если осенью три-пять владельцев паев перейдут к другому хозяину, то что, снова переделывать проект землеустройства? Или погода внесет коррективы, и лысые участки придется пересеять другой культурой? Ведь это также можно трактовать как нарушение севооборота.

Конечно, фермер может махнуть рукой на землеустроительные новшества. Тогда за отклонение от утвержденных в установленном порядке проектов землеустройства его оштрафуют на 255–510 грн. А наказание за использование земельных участков без проекта просто убийственное — от 5100 до 8500 грн.

Знаю крупную компанию, которая ради этого создала собственный земельный отдел. Но даже специализированное подразделение не может со всем справиться. Предыдущие арендаторы не вели ни агрохимических паспортов, ни истории полей...

Словом, изготовление проекта землеустройства стало дополнительной административной проблемой в деятельности сельскохозяйственных производителей. Процедура весьма сложная, продолжительная во времени и требующая значительных финансовых и организационных затрат.

— Некоторые буйные головы пугают общество тем, что введение 7% НДС остановит развитие сельского хозяйства. Убытки сельхозпроизводителей измеряют десятками миллиардов гривен. Как аргумент, приводят пример, что при существующих льготах объемы уплаты налогов и сборов аграрным сектором составляют свыше 42 млрд грн, что существенно превышает бюджетную поддержку отрасли.

— Цифра достоверная! Вот только не надо путать грешное с праведным. Поскольку свыше 90% этой суммы поступило в бюджет не от крестьян, не от аграриев, а от предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Поэтому приведенный аргумент в пользу сохранения действующей системы налогообложения в АПК не очень убедительный.

Надеюсь, что обсуждение налоговых инициатив не станет очередной акцией под лозунгом "Село погибает!" В ходе дискуссии высветится неэффективность, ошибочность государственной и бюджетной политики в сфере АПК, корявость ручного управления... Наработанные изменения в действующее законодательство должны способствовать повышению конкурентоспособности национального сельскохозяйственного производства.

Автолюбителей в который раз ждут изменения. Водительские права им отныне будут предоставляться не пожизненно. Срок действия документа будет зависеть от категории.

1 апреля вступило в силу постановление Кабмина от 13 марта №185, которым установлены сроки действия удостоверений водителя. Что же предусмотрено этим документом и не заставят ли водителей уже завтра менять права, выданные 3-5 лет назад, на новые? Чем будут отличаться права нового и старого образцов?

Мы попросили детально проанализировать новое постановление Кабмина и прокомментировать ее известных автоюристов -- Богдана Глядика и Константина Воловика, руководителя организации "Право движения".

- До вступления в силу постановления водительские права выдавали на неограниченный период. Какие изменения сделаны теперь?

Б. Глядик: - Предусмотрено, что документы на право управления транспортными средствами категорий А, А1, В и В1, которые были оформлены и выданы после обретения действия этого постановления, действительны на протяжении двадцати лет от даты их выдачи. Проще говоря, двадцать лет будут действительными удостоверение на право управления мопедами и мотороллерами (А1), мотоциклами (А), квадроциклами, мотоциклами с боковым прицепом и мотоколясками (В1), легковыми автомобилями (В).

- Сколько будут действительными права на другие категории?

Б. Глядик: - Десять лет. Под десятилетнее ограничение подпадают такие категории: С1 (грузовики полной массой от 3500 до 7500 кг), С (грузовики с разрешенной полной массой свыше 7500 кг), D1 (автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, не превышает 16), D (автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, превышает 16), Т (трамвае).

Постановление вступило в силу 1 апреля. Поэтому это нововведение касается водителей, которые будут получать права после этой даты.

- То есть если водитель имеет удостоверение, выданное, например, в 2004 году, то ему не нужно менять его на документ нового образца?

К. Воловик: - В постановлении четко прописано, что документы, выданные до вступления в силу этого постановления, являются действительными на протяжении срока, на который они выданы. Конечно, если водитель захочет сам их со временем поменять, то сможет это сделать, но процесс обмена не будет бесплатным.

Для замены водительских удостоверений старого образца их владельцам надо будет представить в регистрационно-экзаменационное подразделение ГАИ следующие документы: паспорт или документ, который его заменяет; две цветных фотографии размером 3,5 х 4,5 см; экзаменационную карточку водителя; медицинскую справку установленного образца о пригодности к управлению транспортным средством соответствующей категории; квитанцию об уплате средств за бланковую продукцию и услуги Госавтоинспекции.

Б. Глядик: - Пока что менять права не нужно. До конца в этом году нужно только заменить водительские удостоверения, выданные во времена СССР. Но вполне возможно, что со временем может появиться дополнительный документ, который будет предусматривать поэтапную обязательную замену водительских прав старых образцов на новые. Например, будет определено, что права на управление легковым автомобилем, выданные в 1998 году, надо поменять до 2018 года.

Ведь на сегодня на территории Украины действуют водительские удостоверения семи видов, в том числе и образца СССР.

- Если срок действия новых прав закончится через 10 или 20 лет, то водителям снова нужно будет сдавать экзамен?

Б. Глядик: - В постановлении указано, что замена удостоверений по окончании срока их действия не предусматривает повторной сдачи экзаменов по Правилам дорожного движения в ГАИ. Но я прогнозирую, что со временем отдельным документом могут все-таки быть внедрены такие теоретические экзамены, а возможно, и практические. Такие слухи ходят в министерских кабинетах.

- Какие изменения в бланке водительских удостоверений нового образца?

Б. Глядик: - Приложение к этому постановлению имеет более полутысячи страниц. В техническом описании бланка нового удостоверения сказано, что оно будет пластиковым. Кроме даты выдачи документа, в нем будет отмечаться и окончание срока действия. Будет оцифровано лицо, подпись. Кроме того, будут вносить определенную биометрическую информацию: отпечатки пальцев, сетчатку глазу, группу крови.

- Ого. Зачем это все?

Б. Глядик: - Согласно принятому закону "О едином демографическом реестре", удостоверение водителя является документом, который идентифицирует личность. Под этот закон и разработаны новые образцы водительских удостоверений.

К. Воловик: -  В Украине до сих пор есть такой "феномен", как международное удостоверение водителя, которое позволяет передвигаться своим авто разными странами. То, что в национальных правах нового образца вписан срок их действия (10 и 20 лет), -- это очень хорошо. Такие ограничения действуют во всех европейских странах. Есть государства, где права выдают только на 5 лет, в других -- на 15 -- 50.

Но я немного разочарован этим постановлением.

- Почему?

- Потому что если бы, кроме срока действия прав, их бы еще перевели английским или французским языком, то такие документы давали бы право передвигаться автомобилем в Европе. То есть не нужно было бы изготовлять международное водительское удостоверение. Но, к сожалению, в удостоверении нового образца латиницей написано лишь имя и фамилия водителя. То есть сейчас эти права не отвечают международным требованиям. И в дальнейшем нужно будет получаать водительское международное удостоверение, чтобы путешествовать странами Европы.

- С международными водительскими правами тоже есть определенная путаница. В одних правах указан срок их действия, в других - нет. Какие действительны?

К. Воловик: - С 29 марта 2011 года вступило в силу приложение 6 Международной конвенции о дорожном движении, согласно которому в удостоверении водителя должна быть указана дата окончания срока его действия. Поэтому, чтобы не возникало проблем за границей, прежде всего в европейских странах, все-таки следует поменять старые международные удостоверения на новые, где указан срок их действия. Но никто не заставляет их менять. Потому что и старые образцы действительные. Но с ними можно передвигаться разве что в странах постсоветского пространства.

- Если новые права будут такие "крутые", то, наверное, они и дороже будут стоить?

Б. Глядик: - В самой процедуре получения прав нового образца изменений нет. То есть стоимость таких документов сейчас не меняется. Но опять же таки могут быть приняты изменения в постановление, которыми это будет предусмотрено. Такое часто практикуется в нашей стране.

- Готовы ли МРЭО к выдаче водительских прав нового образца?

Б. Глядик: - Этим постановлением утвержден и бланк нового биометрического паспорта, который должен бы действовать уже с 1 января этого года. Но его еще никто не выдает. Очевидно, то же самое будет и с новыми водительскими удостоверениями. Как я понял, у структур, которые занимаются выдачей водительских удостоверений, еще нет соответствующей техники. Это же надо взять отпечатки пальцев, отсканировать сетчатку глаза, ввести все данные. А чем?!

Или еще один пример "готовности". До конца в этом году нужно осуществить замену водительских удостоверений, выданных во времена СССР, потому что они перестают действовать с 1 января 2014 года. Сейчас водители старшего возраста начали массово менять удостоверения. Поезжайте в МРЭО, гляньте, что там ныне творится. Заменить старое удостоверение на новое не так просто. Кроме того, что пенсионеру нужно выложить близко 400 гривен, надо еще и в очереди выстоять.

Как показывает опыт, к нововведениям наша ГАИ редко когда готова. Поэтому вполне возможно, что со временем просто появятся дополнительные разъяснения от руководителей ГАИ на манер: пока что будут выдаваться водительские удостоверения старого образца, потому что система к нововведениям не готова.

Министерство здравоохранения переплатило за новые кареты скорой помощи Peugeot Boxer более третb выделенных на них денег. Согласно имеющимся в распоряжении Тендер News выводам экономического и товароведческого исследования, которые провел Киевский научно-исследовательский институт судебной экспертизы, при закупке машин скорой помощи в 2012 году бюджету нанесен ущерб на 56 миллионов 619 тысяч 614 гривен.

Всего на 216 новых медавтомобилей Peugeot Boxer, согласно информации официального Вестника государственных закупок, было выделено 140 миллионов гривен. Деньги получила частная фирма ООО "КРАС".

Так, за каждый автомобиль МОЗ во главе с Раисой Богатыревой отдало ООО "КРАС" 649 тысяч гривен, однако эксперты оценили машину со всем имеющимся в ней оборудованием в 465 тысяч. То есть на 185 тысяч гривен дешевле.

Один из ее учредителей Федор Саворовский в интервью ТВі не смог объяснить, почему реальная стоимость автомобиля на почти 200 тысяч гривен меньше, чем цена, по которой он продал машины МОЗ.

Как нам удалось выяснить в Министерстве внутренних дел, по делу о закупке карет скорой помощи Министерством здравоохранения во главе с Раисой Богатыревой открыто уголовное производство. После длительных поисков на милицейских полках правоохранители все-таки отыскали это уголовное дело.

Пресс-служба МВД сообщила ТВі, что "по факту закупки "скорых" 12 декабря 2012 года возбуждено уголовное дело по статье 191 часть 5 - это присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, которое предусматривает от 7 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества". И добавили, что сейчас производятся необходимые экспертизы, исследования, допросы свидетелей и подозреваемых по этому делу.

Напомним, четвертое уголовное дело против Юлии Тимошенко также касается закупки автомобилей скорой помощи. Бывшему премьер-министру инкриминируют нецелевое использование средств, выделенных в рамках Киотского протокола, которые она якобы перенаправила на другие нужды – а именно на закупку под гарантии правительства медицинских автомобилей Opel Combo. Речь идет об одной тысяче карет скорой для сельской местности. Генпрокуратура обещает завершить расследование этого дела к ноябрю.

 
 

НКРСИ на очередном заседании 11 апреля 2013 одобрила и отправила на рассмотрение Кабинета Министров проект Правил доступа операторов, провайдеров телекоммуникаций к жилищному фонду. Документ впервые устанавливает на украинском рынке единые для всех субъектов порядок и условия доступа к жилищному фонду всех форм собственности с целью модернизации и эксплуатации домовых распределительных сетей.

В пресс-службе НКРСИ корреспонденту proIT сообщили, что необходимость разработки и внедрения Правил обусловлена многочисленными обращениями операторов, провайдеров телекоммуникаций и ассоциаций операторов. Они жалуются на владельцев зданий и органы местного самоуправления за несправедливое, на их взгляд, ценообразование, сложный доступ к объектам жилищного фонда и безосновательный, без решение суда, демонтаж телекоммуникационных сетей, находящихся в собственности операторов телекоммуникаций.

Поэтому Нацкомиссия считает, что принятие документа Кабмином создаст правовой механизм для координации действий государственного и частного секторов в области эффективного использования имеющихся телекоммуникационных сетей и обеспечит равноправным доступом всех телекомоператоров к зданиям для строительства, реконструкции и эксплуатации домовых распределительных сетей.

Впрочем, главное нововведение Правил состоит в том, что операторы будут заключать договора напрямую с владельцами жилой недвижимости, и платить за доступ к объектам жилого фонда они будут только один раз. До этого момента операторы вынуждены работать через посредников в виде коммунальных предприятий, специально созданных городскими администрациями. На такие предприятия возложены задачи по контролю и координации работы операторов с владельцами жилищного фонда, а также по сбору с операторов платы за доступ к жилищному фонду.

Например, в Киеве в этой роли выступает ГП «Киевжилтспецэксплуатация» (КСЖЭ). По данным участников рынка, данное коммунальное предприятие ежемесячно взимает с операторов по 0,6 грн. за каждую квартиру, причем независимо от того, подключена ли квартира к проложенной в доме телекоммуникационной сети или нет. «Если, например, в распределительном щите дома присутствуют десять операторов, которые предоставляют услугу 10-20 абонентам в доме, то КСЖЭ ежемесячно взимают плату с каждого оператора и за все квартиры, которые есть в доме. При этом КСЖЭ на свое усмотрение устанавливает тарифы, с чем операторы категорически не согласны», - рассказывает Леонид Ошеров, председатель совета Украинской ассоциации операторов связи «Телас».

Иван Петухов, член правления Интернет ассоциации Украины, вообще считает незаконной деятельность коммунальных предприятий вроде КСЖЭ: «Мало того, что они незаконно берут на себя полномочия городских администраций, работают от их имени, самовольно выносят какие-то предписания, так они еще незаконно собирают с операторов деньги, потому что дома им не принадлежат и у них на балансе не стоят». В самой КСЖЭ отказались прокомментировать, какие полномочия останутся у организации, если проект Правил будет принят в текущей редакции.

Между тем, Иван Петухов считает, что, если Правила будут приняты, у КСЖЭ останутся лишь полномочия по контролю состояния домов и телекоммуникационных сетей в жилищном фонде. «Мы не возражаем, если КСЖЭ будет заниматься такими вещами. Но, если после принятия Кабмином Правил предприятие будет ликвидировано, это станет красноречивым свидетельством того, что предприятие изначально создавалось для сбора денег с операторов», - высказывает предположение Иван Петухов.

В свою очередь Леонид Ошеров подчеркивает, что одобренные НКРСИ Правила как раз говорят о том, что организаций, подобных КСЖЭ не должно быть: «Антимонопольный комитет Украины по этому поводу неоднократно давал КГГА соответствующие предписания».

По его словам, если Правила будут приняты Кабмином в текущей редакции, операторы будут платить лишь один раз, при подключении дома к своей сети. Во многом благодаря данной норме Правила получили единодушную поддержку со стороны телекоммуникационных операторов. Однако методику расчета размера единоразовой платы еще предстоит разработать. Этим будет заниматься Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ.

Сейчас телеком-операторы акцентируют внимание на том, что Правила должны приниматься Кабмином в неотложном порядке, поскольку документ был разработан на выполнение поручения Президента Украины, выданного более года назад. Чтобы ускорить процесс рассмотрения документа правительством, УСПП, ИнАУ и Телекомплата Украины готовят совместное письмо в Кабинет Министров.

Виктор Янукович — большой писатель. Много больший, чем все остальные писатели Украины вместе взятые — во всяком случае, если судить по гонорарам, выплаченным ему донецкой типографией "Новый мир". За пять написанных книг, а также за книги, которые он напишет в дальнейшем, Виктор Федорович в 2011 г. получил 16,4 млн грн, а в 2012-м — 15,55 млн. К сожалению, в типографии отказываются комментировать, получит ли он что-либо в последующие годы. Но как бы то ни было, за последние два года Виктор Федорович, согласно его же собственной декларации, получил 32 млн грн.

Заранее предвидим реплики читателей — мол, что, вам и так не понятно, что на самом деле... Мы, однако, не будем ударяться в домыслы, а просто рассмотрим этот гонорар так, как рассматривали бы гонорар обычного писателя, и зафиксируем все странности, которые обнаружим. Хотя бы для истории.

Официальная версия...

В период с 2005-го по 2010 г. Виктор Федорович Янукович издал четыре свои книги. А именно: "Рік в опозиції. У політиці не буває остаточних перемог і поразок", "…І рік при владі. Від кризи — до економічного зростання", "Здолати шлях" и "Як Україні далі жити". Также в его библиографии значится англоязычный "путеводитель по Украине для инвесторов" Opportunity Ukraine, но его мы не рассматриваем — он был написан и издан в 2011 г. Все вышеперечисленные книги выходили в разных издательствах, как то "Фолио", "Валрус-Дизайн" и "Издательский Дом Дмитрия Бураго".

Однако в официальных декларациях о доходах президента Украины за 2011-й и 2012 г. значится "авторское вознаграждение" на суммы в 16,4 и 15,55 млн грн соответственно. Согласно пояснениям пресс-службы главы государства, это средства от передачи им имущественных прав на свои произведения (включая еще ненаписанные) донецкому предприятию — ООО Типография "Новый мир". Президент обещает передать часть гонораров на благотворительность. Это более чем благородно с его стороны, но не убавляет интереса к вопросу, откуда же взялись такие астрономические суммы. Для сравнения: на финансирование госпрограммы "Украинская книга" в этом году планируется выделить 37,5 млн грн, из которых около 12 млн уйдут на погашение кредиторской задолженности.

...и ее нестыковки

Сразу же бросается в глаза одна деталь: "Новый мир" не издательство, а типография. Разница между этими понятиями, как правило, сводится к тому, что типография не покупает имущественные права на интеллектуальные произведения и не распоряжается ими — она просто издает заказанную продукцию. Проще говоря, если издательство — инвестор и менеджер, то типография — "рабочая лошадка".

Дальше — больше. Мы зашли на сайт типографии и ознакомились с перечнем услуг, но не нашли там книгоиздания. Вообще. Рекламная печать, издание газет и журналов, картонная упаковка, флексоупаковка и производство пленки — это пожалуйста. А вот книги нигде не упоминаются. Отметим, далеко не каждая типография способна издавать книги: для этого нужно специфическое оборудование. В теории, конечно, можно заказать часть работы у других типографий, но это хлопотно и относительно затратно.

К сожалению, ZN.UA не удалось связаться с компетентными сотрудниками типографии. Общение с прессой по поводу президентских книг было поручено заместителю директора Эдуарду Вакуленко, но его телефон все время оказывался отключенным. Больше всего нас интересовало, была ли ими издана хотя бы одна книга из вышеозначенного списка. Потому что ни в реестрах библиотек, ни на прилавках книжных магазинов их нет. Вернее, есть, конечно, но в предыдущих изданиях.

Но сколько же книг нужно издать, чтобы окупить выплаченный гонорар?

Немного о расценках

В Украине нет строгих правил, регламентирующих оплату писательского труда, и каждый договор между автором и издателем может иметь свои нюансы. Но как правило, автор получает определенный аванс за стартовый тираж и проценты от дополнительных изданий, если таковые будут (налоги при этом платит издатель, выступающий в данном случае налоговым агентом). В разговорах с корреспондентом ZN.UA несколько украинских писателей и издателей упомянули, что стандартным авторским вознаграждением, как по украинским, так и по мировым меркам, является 5—10% от продаж книги. Может быть и больше, если автор раскручен, а издатель щедр. Так, автор класса Дэна Брауна или Джоан Роулинг может рассчитывать и на 15%.

На практике в Украине авторские гонорары за полноразмерные книги колеблются от 20 до 300 тыс. грн (опять-таки, у именитых авторов бывает и больше). Как заметила ZN.UA директор одного из крупнейших издательств Украины "Клуб семейного досуга" Светлана Скляр, в Украине очень мало писателей, которые могут себе позволить жить на доходы от творчества. Большинство из них параллельно зарабатывает деньги на стезе журналистики, переводов и написания сценариев. Вместе с тем практика вознаграждения за передачу прав на еще ненаписанные произведения для Украины — экзотика. Она и в мире-то не так часто практикуется и в основном касается авторов многосерийных бестселлеров.

И все же попробуем посчитать. Допустим, книги Виктора Федоровича Януковича будут продаваться в Украине по 50 грн — в принципе, это средняя цена книг такого объема и жанра. Поскольку Виктор Федорович — персона значимая, но все же не Джоан Роулинг, не Стивен Кинг и даже не Дарья Донцова, то предположим, что его авансовый гонорар составит 10% от планируемых продаж. Следовательно, заплатив ему, типография рассчитывает на продажи как минимум на сумму в 320 млн. Делим сумму на стоимость и получаем планируемый тираж: 6,4 млн экземпляров. В таких количествах в Украине не издавалась ни одна книга. Для сравнения: самый популярный автор страны Симона Вилар недавно поставила рекорд в 209 тыс. книг в год (и это около 15 произведений). Еще один пример. Книга "…І рік при владі" выпущена Издательским Домом Дмитрия Бураго тиражом в 2600 экземпляров. А тираж произведения Леонида Кучмы "Украина не Россия" — 10 тыс.

Маленький штришок: по данным некоторых наших собеседников, оборудование, позволяющее выдать на-гора тираж более 100 тыс. экземпляров, в Украине есть только у вышеупомянутого харьковского "Клуба семейного досуга". Ожидать таких тиражей от типографии, которая ранее не занималась книгоизданием, — все равно что ожидать от школьного учителя труда организации пилотируемого полета на Луну и обратно.

Мировая практика

Нет, если сравнить с мировыми грандами, то Виктор Федорович не так уж популярен. 4 млн долл. за четыре произведения — это вовсе не рекорд. Бывало и круче. Вряд ли имеет смысл рассматривать художественную литературу, а вот в жанре политической мемуаристики рекорд принадлежит Биллу Клинтону с его автобиографической книгой "Моя жизнь" (My Life) и гонораром в 15 млн долл., который экс-президент США получил авансом. Второе место у автобиографии Иоанна Павла Второго — 8,5 млн долл., третье — у супруги Билла Клинтона Хилари:

8 млн долл. Джордж Буш-младший за свою автобиографию смог выручить лишь 4 млн долл.

Но тут есть два уточнения. Во-первых, в США книги стоят несколько дороже, чем в Украине. К примеру, за экземпляр клинтоновской My Life в американском магазине пришлось бы выложить 25 долл. Во-вторых, это настоящие бестселлеры — та же My Life разошлась тиражом в 2,25 млн экземпляров.

"Зарабатывать на гонорарах — мировая мода, — поясняет автор и издатель Дмитрий Капранов. — Ранее среди политиков было модно обогащаться на публичных лекциях. Михаил Горбачев мог прочитать публичную лекцию и получить 1 млн долл. И ни у кого не возникало вопросов. Ну как ты придерешься к лекции, да еще если такой человек читает? Перелом наступил, когда Моника Левински издала свои мемуары. Вот тут-то политики и смекнули: с книгами проще. Лекцию еще надо суметь прочесть, что не каждому дано, а тут — такой простор…"

Добавим: особенно если учесть, что никто не в силах проверить авторство и возможное использование "литературных негров". Если, конечно, не возникнет обвинений в прямом плагиате, как произошло с последней книгой Виктора Януковича Opportunity Ukraine. Когда политики только осваивали "книжную нишу", еще были скандалы. В 1997 г. министр финансов РФ Анатолий Чубайс поплатился должностью за скромный гонорар в 90 тыс. долл. за еще ненаписанную книгу "История российской приватизации". А сегодня к такой форме политической подработки привыкли даже в мировом масштабе.

В конце нашего разговора Дмитрий Капранов полушутя подсказал политикам хорошую идею: зарабатывать на передаче прав на публикацию электронных версий своих произведений. Благо с ними меньше мороки — нет жесткой привязки к фактическому носителю. С нетерпением ожидая реализации этой идеи, передаем ее возможным сторонникам просьбу отчислять нашему собеседнику по 10% от сумм гонораров — на развитие настоящего книгоиздательства в Украине.

В старое доброе, но голодное студенческое время у нас в ходу была фраза – «Не знаю, как ваша фамилия, ну вы и жрете». Произносилась с осуждающей интонацией. Времена изменились, а фраза и осуждение остались. Правда, фамилии мы теперь тоже знаем. И они знают, что мы знаем. Правда, жрут с той же скоростью.

Денег у нашей власти либо мало, либо нету совсем. Потому с «покращенням» ничего и не выходит. На днях Кабинет министров Украины предложил Верховной Раде утвердить отчет о выполнении Государственного бюджета Украины на 2012 год с рекордным дефицитом в 53,4 млрд. грн. Дела идут в украинской экономике, мягко говоря хреново. Любая украинская семья с таким умением планировать вести бюджет давно оказалась бы на улице. Но Виктор Федорович и Николай Янович пока не жалуются – крепкие хозяйственники. Их не проймешь дырками в госбюджете.

Главное, это еще не все. Другие финансовые результаты выглядят еще печальнее. Так размер невыплаченных зарплат, согласно данным Госкомстата, в Украине на 1 марта 2013 вырос до 1,1 млрд. гривен. Естественно, перспективы у страны с такими хозяйственниками мрачные. В госбюджете на 4-й квартал 2013 года, как выяснилось, вообще отсутствуют средства для выплат зарплат бюджетникам.

Резюме – зарабатываем мы мало, а тратим, то есть жрем, простите за грубость, много. И это неправильно. Но перед тем, как умерить аппетиты, давайте на секунду разберемся с этим странным «Мы», которое столько тратит. Народные депутаты, о вреде которых нам так много сегодня рассказывает товарищ Михаил Чечетов и его соратники по партии, на аппетит не жаловались никогда. И один нардеп обходится украинскому налогоплательщику чуть более, чем в две тысячи гривен. Каждый день. Даже в Новый год, восьмое марта и в день взятия Бастилии. Но расходы на Верховную Раду меркнут в сравнении с тем, в какую копеечку «влетает нам» тот, у кого фраза «взятие Бастилии» вызывает неприятные ассоциации.

Один единственный президент в день обходится украинцам, как тысяча народных депутатов. Со всеми своими резиденциями, вертолетами-самолетами, охраной и челядью. Заведомо дороже обходится казне только его российский коллега (так и масштабы стран не сравнить) и американский президент. Но тот со своей единственной резиденцией не тянет на достойного конкурента. Вот она – черная дыра украинской экономики. И дело даже не в масштабах (хотя сколько участковых врачей можно содержать месяц, если президент возьмет на недельку бесплатный отпуск – более трех тысяч). Дело в принципе. Грех жить на широкую ногу за счет бюджета, когда из-за недофинансирования закрывают школы, в больницах нет лекарств, а сироты видят мясо только по большим праздникам. Как и дети из необеспеченных семей, кстати.

Это несправедливо и местами даже хочется использовать совсем другую формулировку. Ау, дорогие вожди. Как говорят в Донецке, дерибан должен быть честным. Слишком силен контраст между вашими потребностями и меню тех, кто вас на работу нанял и кормит. И еще и вынужден слушать от Николая Яновича нравоучительное – «не скиглити». Одна древняя тетка, кстати, в подобной ситуации высказалась – «если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». У нее потом большие неприятности были с недовольными парижанами.

В общем, давайте честно посмотрим на наши неадекватные расходы и признаем – так жить нельзя. Для власти было бы очень разумно признать это раньше, чем услышать под окнами. А то голодный народ подумает – почему это у французов день взятия Бастилии есть, а у нас нету. Бастилия есть, а праздника нет. Непорядок…