Статьи
«Воздушная» тревога
Империя Игоря Коломойского близка к падению. Сразу несколько бизнесов финансово-промышленной группы «Приват» могут уйти на дно (точнее — в чужие руки). Симптомы неблагополучия явно просматриваются в подконтрольном олигарху секторе торговли нефтепродуктами. Налоговики уже начали тотальные проверки принадлежащих «Привату» сетей автозаправок, включающих свыше полутора тысяч АЗС по всей стране (работают под брендами «Авиас», «Укрнафта» и АNP). Причиной интереса проверяющих стали якобы многочисленные жалобы на неудовлетворительное качество реализуемого заправками топлива. Перед Новым годом была остановлена работа нефтебазы в Калиновке, обеспечивавшей нефтепродуктами около полусотни заправок ANP, «Авиас» и «Укрнафта».
По гораздо более жесткому сценарию ситуация развивается в принадлежащем «Привату» авиабизнесе. В конце 2012 года хозсуд Киевской области возбудил дело о банкротстве «АэроСвита» в связи со «сложным финансовым положением». Уже в первую неделю наступившего года компания отменила более 20 рейсов, а с 15 января прекратила обслуживание более 90% своих рейсов. На этой неделе рынок сотрясла новость о банкротстве еще одного авиадетища Коломойского — ООО «Авиакомпания «Донбассаэро». Ожидается, что со дня на день в этой же связке окажется и третий участник подконтрольной «Привату» Украинской авиационной группы — «Днеправиа».
Впрочем, дело о своем банкротстве «АэроСвит» инициировал самостоятельно. Причем этому событию предшествовала кампания по «самоуничтожению». Как показывает практика, руководство группы «Приват» намеренно играет на снижение стоимости активов в двух случаях: чтобы искусственно сбить цену на них перед покупкой (перепродажей самому себе) или же чтобы не отдавать «врагу».
Классический пример — покупка Игорем Коломойским телеканала «1+1». Попытки войти в этот бизнес олигарх предпринимал на протяжении пяти лет. Он утверждал, что основатели канала Александр Роднянский и Борис Фуксман якобы пообещали передать ему в собственность 70% медийного актива. Вместо этого они продали свои акции партнерам из бермудской корпорации Central European Media Enterprises (CME). Данный факт не смутил бизнесмена. В 2007 году он приобрел 3% акций СМЕ на NASDAQ за $110 млн. и вошел в совет ее директоров. Дальнейшее было лишь делом техники: рейтинги «1+1» быстро падали, а вместе с ними снижалась и стоимость канала. Так что спустя два года Коломойский смог выкупить у СМЕ 49% украинских активов всего за $100 млн. В нагрузку он согласился переуступить медиакорпорации 100% телеканала «ТЕТ».
Операция «Ликвидация»
«Приватовские» бизнесы выглядят особенно привлекательно хотя бы потому, что занимают монопольное положение на ключевых рынках. После остановки в прошлом году Лисичанского НПЗ под контролем группы оказалась едва ли не вся цепочка переработки и реализации нефтепродуктов отечественного производства, составляющих около трети объема внутреннего рынка. В орбиту «Привата» сегодня входят как нефтедобывающая компания «Укрнафта», так и крупнейший в стране Кременчугский нефтеперерабатывающий завод. Тот же «АэроСвит» довольно долго являлся монополистом на рынке авиаперевозок. А принадлежащий группе ПриватБанк уже много лет возглавляет рейтинги отечественных финучреждений. На его счетах сосредоточена практически пятая часть депозитного портфеля банковской системы (103,15 млрд. грн. по итогам девяти месяцев 2012 года) и фактически 25% от общего объема депозитов физлиц (82,5 млрд. грн.).
Вероятно, заранее оценив возможные риски, Коломойский намеренно вел бизнесы к ликвидации. «Он осуществил квалифицированное банкротство компаний, чтобы их активы перевести на другие свои же компании и избежать того, чтобы их забрали», — полагает директор Института трансформации общества экономист Олег Соскин. Чтобы не допустить захвата, бизнесмен в последнее время планомерно изымал прибыль из «АэроСвита» и наращивал долги. По данным компании, на 27 декабря признанная задолженность перед кредиторами составила 4,27 млрд. грн., тогда как общая балансовая стоимость активов авиаперевозчика на 30 сентября была равна 1,47 млрд. грн.
Следующей может оказаться «Укрнафта». Вслед за первым тревожным звонком — проверками налоговиков АЗС — скорее всего последуют другие. На повестке дня появятся вопросы о неэффективном менеджменте «Укрнафты» и ее подконтрольности частному лицу и т.д., что, в конце концов, может вылиться в изъятие актива. Однако скорее всего и в этом случае Коломойский не сдастся без боя. Благо, владельцу крупнейшего в стране ПриватБанка есть чем шантажировать власти. Он уже прозрачно намекнул (пока через третьих лиц), что готов решиться на крайние меры — посеять панику на финансовом рынке. Одномоментное закрытие отделений ПриватБанка и сбой в работе банкоматов могут создать критические проблемы для всей финансовой системы Украины. Возможность такого развития ситуации весьма реалистична. Повторение ситуации 2008 года в этом случае является практически неизбежным. Ведь и четыре года назад искрой, разжегшей кризис, стали проблемы только Проминвестбанка. Вздумай Коломойский сейчас выполнить свою угрозу (конечно, предварительно выведя активы из страны), отечественную банковскую систему ждет коллапс, а национальную валюту — безудержная девальвация. «Активы ПриватБанка составляют более 13% от общего объема банковской системы. Поэтому проблемы финучреждения будут автоматически означать проблемы для всего рынка. Вопрос его стабильности — компетенция даже не НБУ, но самого Президента», — отметил в разговоре с «k:» президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко.
Проще говоря, если власть все же решит приструнить Коломойского, ей просто необходимо будет работать более чем оперативно и быстро. И, чтобы не говорили те, кто считает, будто нейтрализовать «фактор «Привата» невозможно, если власть захочет, она на самом деле может это сделать. Правда, возникает один резонный вопрос — а есть ли у власти специалисты, которые могли бы провернуть такую операцию? Ввязавшись в эту игру, все понимают, что награда за победу в этом противостоянии — не только ценные активы. По сути, это возможность начать реальный передел олигархических групп в стране.
- Информация о материале
Игорь Коломойский любит эпатажные поступки. Хорошо, если он ограничивается приездом в спортивном костюме на пафосную вечеринку олигархов во фраках. А вот если он начинает дрессировать власть, цинично не принимая во внимание тяготы и лишения страдающих при этом пассажиров его авиакомпаний, то тут веселья мало.
Несколько недель страна наблюдала шоу "банкротство "Аэросвита". Тысячи людей, застрявших в аэропортах Украины и мира. Злость, слезы, нервы.
По информации ZN.UA, банкротство "Аэросвита", купленного в свое время Игорем Коломойским с весомыми непогашенными долгами, не должно было привлечь столько внимания. По окончании операции по покупке "Международных авиалиний Украины" вся авиаимперия Коломойского должна была аккуратно слиться в МАУ. Но, во-первых, бывшие хозяева МАУ, опять-таки согласно информации в окружении ее нового хозяина, проявили жадность великую... Какие хозяева, кроме Арона Майберга? Этого точно никто не знает. Но информацией по этому поводу могут обладать и Борис Колесников, и Ринат Ахметов, и, разумеется, Александр Янукович. Вот и была предпринята попытка экономии на возврате долгов компании.
Во-вторых, Коломойский намекнул, что может произойти, если его интересы, например, в "Укрнафте" (где он проявляет чудеса подельчивости), будут активно попираться. Многие расценили происходящее с "Аэросвитом" как последствия "наезда" власти на бизнес Коломойского. Это не так. Просто олигарх, проживающий в Швейцарии из-за аллергии на амброзию, решил напомнить, что прикрыт он не только высоким постом в мире еврейства, не только рейтинговым каналом "1+1", но и Приватбанком, в котором украинские граждане разместили более четверти своих депозитов. После произошедшего легче себе представить, что будет на улицах страны, если граждане обнаружат не просто закрытые кассы авиакомпаний, но и закрытые двери тысяч отделений банка...
Решение вопроса сброса долгов со шкурки уже ненужной "Украинской авиационной группы" проблему застрявших пассажиров вынесло даже не на второй план. Тот же штаб по эвакуации уже почти бывшая авиакомпания организовала далеко не сразу, да и то под сильным нажимом правительства. Вопросом занимался целый вице-премьер Александр Вилкул. Сам Николай Азаров сочувственно заметил, что он бы отдал под это дело свой самолет, но тот староват, и премьера на нем перевозить можно, а обычных граждан — уже небезопасно…
То, что шрапнельный эффект от гибели "Аэросвита" оказался не случайным, подчеркивает и судьба двух предприятий "Украинской авиационной группы" — "Донбассаэро" и "Днеправиа", которые, мирно сложив крылья на пузике, без толп пострадавших, исчезают с рынка.
Но все это лишь творческий подход к процессу давно задуманному и лишь сейчас реализованному: Игорь Коломойский, достаточно долго ведший переговоры о приобретении МАУ и несколько раз вплотную приближавшийся к сделке, наконец-то ее совершил.
Основной пакет авиакомпании перешел в руки нового собственника. Естественно, что в реестре акционеров всех фамилий бывших собственников не было. Прелесть украинской системы собственности заключается в том, что владельцами практически всех украинских предприятий является куча офшорок. Вот одна из них теперь увеличила свою долю с 50 до 74% акций МАУ. Примечательно, что уже в нынешнем году глава МАУ господин Майберг дал интервью Forbes, в котором проинформировал общественность о том, что новых людей среди совладельцев МАУ не появилось. Это чистая правда. Игорь Валерьевич там уже и так был, просто имел несколько меньше. Более того, когда сам господин Коломойский утверждает,что не является совладельцем МАУ, то тоже в общем-то не обманывает — напрямую его там действительно нет.
Зато все есть на Кипре, где произошли безликие перестановки в структурах офшорок. Имевшие, однако, ряд последствий, которые многие ощутили.
Еще во время переговоров стихла война между МАУ и "Аэросвитом". Последняя стала с похвальным, истинно "приватовским" дружелюбием уступать конкурентке маршруты, за которые еще недавно отчаянно дралась. А нынче начался процесс передачи МАУ, для обслуживания рейсов, самолетов "Аэросвита". После получения контроля над МАУ наличие других приватовских авиакомпаний стало явно избыточным. Да и финансовое состояние самой МАУ хоть и лучше аэросвитовского, но не блестяще. Напомним также, что приобретение контроля над компанией обошлось в сумму, сделавшую Коломойскому больно. Два года назад ФГИ расстался с 61,6-процентным пакетом МАУ за 36 млн долл. (тогда Коломойский предлагал 57 млн долл.). Сомнительно, что сейчас все обошлось дешевле. Хотя точную сумму узнаем, когда в Лондоне приключится очередной суд.
В общем, расходы были большие. Долги не намного меньше. После чего и началась реструктуризация. 27 декабря уже прошлого года "Аэросвит" и "Донбассаэро" одновременно подали сами себя на банкротство. "Днеправиа" пока не "самобанкротилась", но заявила о прекращении операционной деятельности. Заодно в конце декабря прошлого года в селе Старые Кодаки появилась новая компания ООО "Авиационная компания "Авиаднипро", что наводит на разные мысли.
Суть подобных телодвижений сводится к тому, что старые компании накопили вполне приличные долги. К примеру, у "Аэросвита" их около 530 млн долл. Правда, большую их часть новые владельцы должны дружественным структурам — это и лизинговая компания, у которой авиаперевозчики арендовали самолеты и двигатели, и поставщик топлива "Укртатнафта", да и сам Приватбанк.
Это дает хорошие шансы сформировать "правильный совет" кредиторов, а распорядитель имущества уже и так (разумеется, чисто случайно) получится один на две компании. Человек вполне опытный, ранее известный как арбитражный управляющий ДМЗ им. Петровского. Во всяком случае, у группы "Приват" претензий к нему точно не было. Тогда с долгами меткомбината очень своеобразно поработали… Надо думать, и сейчас скучно не будет.
Но вот государству в лице "АэроРуха", аэропортам и гражданам деньги вернуть придется. Это Александр Вилкул, по просьбе президента, объяснил Коломойскому недвусмысленно. А для пущей убедительности вопросом занялась Генпрокуратура.
Но если государство все-таки может еще побороться за возврат долгов себе, то перспективы других кредиторов весьма туманны. Многие получили повышенные шансы пролететь или, в лучшем случае, надолго зависнуть. Принцип — "долги возвращают только трусы" — в Украине широко известен.
Кстати, заявление "Аэросвита" о том, что происходящее является оздоровлением компании, несомненно, чистая, как слеза, правда. Так и есть — компания переводит большую часть долгов из текущих в долгосрочные и уже заявила об увольнении 88% сотрудников. Часть, безусловно, заберет МАУ. А часть, по информации ZN.UA, уже пыталась связаться с "захватчиками" "Красного партизана": так сказать, в рамках приобретения передового опыта.
Из более чем полусотни рейсов компания собирается обслуживать всего пять, включая аж два внутренних. В результате множество людей, в том числе адвокат Юлии Тимошенко Сергей Власенко, будут добираться, например, в Харьков на поезде. На оставшихся рейсах будут летать самолеты, принадлежащие "Днеправиа". А возможно, на внутриукраинских рейсах мы увидим и новую авиакомпанию родом из славного вышеупомянутого села.
Что касается "Донбассаэро", то эта компания передаст свои машины родной сестре по наследству. Впрочем, принадлежность компании Windrose "Привату" антимонопольщики в свое время так и не доказали.
Ну а сама МАУ стала практически единоличным лидером украинского рынка. "Аэросвит" обслуживал свыше трети авиапассажиров страны, львиная доля которых уйдет теперь к ней. Правда, сказать, что будущее авиакомпании совершенно безоблачно, трудно. Убытки на перевозках, особенно на дальних рейсах, вполне реальны. Более того, очень многим украинцам совершенно не улыбается летать по ценам выше европейских с "украинским качеством".
Автор в прошлом году сталкивался с ситуацией, когда четыре внутренних рейса благополучно свернули в один, в результате чего некоторые пассажиры улетели на восемь часов позже, а самые везучие опоздали всего на два. И такие истории авторства украинских авиаперевозчиков уже стали плохой традицией. Но если ты монополист, то можно и на пассажира наплевать, и концы с концами свести. Однако монополист ровно до тех пор, пока это устраивает власть, определяющую правила игры в отечественном небе. И кто сказал, что оно будет закрытым всегда?
Заход иностранных перевозчиков, да и своих в полном смысле этого слова, собственных пассажиров точно не огорчит, а владельцев таких компаний может и порадовать. Пока что правительство не пускает низкобюджетные авиакомпании, но вряд ли это будет длится вечно. Впрочем, это уже проблемы владельцев и акционеров разрастающейся МАУ. В конце концов, кто сказал, что дрессировка — это односторонний процесс?
Итак, людей в итоге худо-бедно вывезли. Компания заплатила компенсации почти двум тысячам пассажиров. Но осадок остался. Причем отнюдь не в отношении "Аэросвита" — репутация этой компании может уместиться в эпитафию.
Стране показали, на какой тоненькой жердочке она сидит. Энергичная монополизация рынков уже привела к тому, что крупные бизнес-группы могут легким движением корпуса раскачать обстановку в стране.
И если вопрос вывоза нескольких тысяч пассажиров можно решить усилиями вице-премьера, то существуют потенциальные проблемы, с которыми справиться будет куда сложнее.
Недавно правительство и Нацбанк игрой на грани фола с трудом погасили панику на валютном рынке. Во многом благодаря поддержке банков, включая Приватбанк. Что произойдет в случае, если такой поддержки не будет, предсказать нетрудно…
"Аэросвит" тянул треть авиарынка Украины, на крупнейший украинский банк завязано более четверти вкладчиков страны. Сейчас его акционеры тактично напомнили, что сценарии бывают разные. А есть еще и рынок нефтепродуктов, где группа Коломойского контролирует единственный работающий нефтеперерабатывающий завод страны — Кременчугский. И в этой сфере не все можно компенсировать схемами нового "олигарха", провозящего через дыру в границе от 170 до
300 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц. В общем, намек вышел толстый и прозрачный. Впрочем, Игорю Валериевичу не стоит обольщаться: так просто власть не сдается. Ибо у нее, как показал опыт, очень высокий болевой порог. В отличие от пострадавших пассажиров, которых, по большому счету, обменивающиеся ударами небожители имели в виду.
- Информация о материале
Давайте предположим, что в Украине существует мощное пророссийское лобби. Которое настроено на то, чтобы наше государство вернулось в состав Российской империи, СССР или какого-либо другого образования. Как бы оно ни называлось, это будет означать возврат под власть "Старшего брата".
И если есть такое лобби, то оно ведет некую целенаправленную работу, направленную на подрыв нашей государственности. Благо, что Украина – это не США и не Германия. Половина жителей нашей страны точно готова рассмотреть предложение продать свою родину, получив взамен некие личные блага. Ну, народ такой.
"Теория заговора", - скажете вы. "Домыслы". "Опять крики "Русские идут!"
И что? Даже если так.
Давайте не будем сразу отмахиваться от российской темы. А попробуем трактовать последние события в политической и экономической жизни Украины с тех позиций, будто такое лобби существует.
Для начала давайте разберемся с понятием "неоколониализм", которое очень подходит для характеристики политики России по отношению к Украине.
В современной научной и общественно-публицистической литературе оно трактуется как система неравноправных межгосударственных отношений, навязываемая более сильными странами более слабым, с целью сохранения системы экономической эксплуатации и политической зависимости последних.
Как видно из приведённого определения, феномен "неоколониализма" включает в себя две основные составляющие.
Анализ истории 17-20 столетий стран Азии, Африки и Латинской Америки показывает, что при системе колониализма определяющую роль играло открытое политическое господство страны-доминиона. Оно обеспечивало бесконтрольную эксплуатацию природных и человеческих ресурсов порабощённого народа.
Фото owni.fr
При неоколониальной же зависимости главное предназначение экономической составляющей состоит в завуалированном политическом закабалении более сильными государствами более слабых.
Предположим, что Россия испытывает желание политически поработить Украину. Тогда вероятный сценарий неоколониального порабощения Киева Москвою может выглядеть так. Путем запугивания или подкупа украинского истеблишмента превратить наше государство в послушного геополитического аутсайдера.
"Киты" российской экспансии
Итак, мы пробуем трактовать последние события в политической и экономической жизни Украины с тех позиций, будто российское лобби существует. Получаем крайне любопытные результаты.
Если российское лобби существует, то…
Россия уже имеет сильное влияние на украинские политические процессы.
В октябре 2012 года в Киеве захватили и насильно эвакуировали в Москву российского оппозиционера Леонида Развозжаева. Украинские спецслужбы сделали вид, что ничего не произошло. Хотя здравый смысл подсказывает: они либо все знали, и даже помогали; либо они попросту непрофессиональны, и россияне их "сделали".
Леонид Развожаев в российском суде. Фото "РИА Новости"
Если российское лобби существует, то…
Политическим авангардом России по реализации её планов в отношении Украины можно было бы считать коммунистов. После воссоздания их партии в 1992 году наши "красные" сразу начали выступать за реанимацию Советского Союза в новом виде. Причём, они не скрывают, что Украине в Едином экономическом пространстве и Таможенном союзе отводится роль "младшего брата".
Если верить сообщениям СМИ после парламентских выборов 2012 года российское руководство стало рассматривать украинских "красных" как свою "пятую колонну" в Украине.
Но, скорее всего, это лишь элемент агитации, в который легче всего поверить людям старшего поколения, жившим по времена СССР.
Дело даже не в том, что украинские коммунисты не хотят стать лишь подразделением российской Компартии.
Предвыборный плакат Компартии Украины, 2012. Фото forum.0629.com.ua
Марксизм-ленинизм дискредитирован недавним историческим прошлым, да и коммунисты уже далеко не те. Поэтому "красные" не могут служить основной движущей силой для создания нового союза.
Точно так же нельзя всерьез воспринимать различные мелкие течения, которые могут называться, к примеру "Украина и Россия - едины" или "Российское братство". Они скорее заполняют некие ниши в предпочтениях электората, особенно в Крыму. Но движущей силой по отстаиванию интересов России не являются. Они не делают некоего большого действия, которое толкает нашу страну в объятия "большого брата".
Поэтому…
Если российское лобби существует, то…
Есть игроки куда повесомее, чем коммунисты.
Прежде всего, речь идет о куме российского президента Владимира Путина – Викторе Медведчуке. Но по нашим данным, родственные контакты – далеко не единственное, что связывает двух маститых политиков.
Виктор Медведчук и Владимир Путин в Крыму, лето 2012. Фото aftershock.su
Медведчук является основным проводником "российской линии" в Украине. И его влияние гораздо более сильное, чем может показаться.
На поверхности, российская линия в поведении политика не афишируется. Может даже сложиться впечатление, что Медведчук занимается едва ли не гуманитарным проектом.
В 2010 году его руками был запущено политическое движение "Украинский выбор". Его цель – привлечь как можно более широкие массы населения к управлению государством.
Тезис этот глубоко соблазнителен для широких слоев населения еще со времен революционной России (вспомните "Мы и кухарку каждую выучим управлять государством!" из поэмы Маяковского про Ленина).
Но если вдуматься, он глубоко разрушителен для государственности Украины. Потому что, как ни крути, управлять страной должны профессионалы. Это также бесспорно, что управлять самолетом должны пилоты.
А тот факт, что предыдущие и новое правительство Украины плохо подходят для этой роли, не опровергает изначальную истину.
Фото aftershock.su
Отсюда мы можем сделать предположение, что истинная цель проекта – идеологически обосновать для украинцев необходимость более тесной (правильнее сказать, неоколониальной) интеграции со своим северным соседом. Например, путем постепенного подведения к референдуму на эту тему.
Фантастика? Нисколько. Один раз, примерно в 2005 году, Медведчуку почти удалось провести референдум, одним из вопросов в котором был "Поддерживаете ли вы соглашение, подписанное главами государств, об участии Украины в ЕЭП с Россией, Беларусью и Казахстаном?"
Следует отдать должное предыдущей власти, проведения подобного опроса среди населения так и не допустили. Но российское лобби не отчаялось.
"Судя по реакции противников сближения Украины с Таможенным союзом, ожидания конструктивного диалога были напрасны. Создается впечатление, будто значительная часть наших общественных и политических деятелей не то что не имеют какого-то представления о стратегии развития страны, но даже не догадываются о необходимости такую стратегию иметь…
Украинские политики давно уже превратились в тяжелые гири, сковывающие любые тенденции в стране, которые могли бы привести к позитивным преобразованиям. Это полип, паразитирующий на проблемах общества. Но на это можно посмотреть и с другой стороны: решив проблемы, мы заодно избавимся и от паразитов", - вот одна из цитат Медведчука на сайте проекта. На этом же сайте вы можете найти фотографии и статьи тех, кто участвует в "Украинском выборе".
Остается спросить, на какие деньги существует проект. Мы пока не имеем на него ответа.
Попробуем отвлечься от Медведчука, и спросить себя, кто еще может заниматься продвижением "российской линии".
Если российское лобби существует, то…
Наряду с политическим и идеологическим авангардом продвижения своих планов, российское руководство имеет и своих адептов среди высшего административно-управленческого аппарата страны. Об этом свидетельствует огромное количество пророссийских шагов, сделанных высшим руководством Украины.
Безусловно, удостоверения "Работаю на Россию" ни у кого из высокопоставленных чиновников нет. Но если судить по их действиям, можно видеть явный российский "крен".
(справа налево) Владимир Путин, Виктор Янукович и прочие официальные лица. Фото delfi.ua
К сторонникам сближения с Россией можно отнести едва ли не всю правящую верхушку страны. А именно: президента Виктора Януковича, главу правительства Николая Азарова, главу СНБО Андрея Клюева, вице-премьера (в недавнем министра топлива и угольной промышленности) Юрия Бойко, министра образования и науки Дмитрия Табачника, бывшего и нового руководителей оборонного ведомства (соответственно, Дмитрия Саламатина и Павла Лебедева).
В эту же обойму вписываются недавно назначенный новым председателем СБУ Александр Якименко и на днях утверждённый главою Национального банка Игорь Соркин.
18 декабря Виктор Янукович уже готов был ввести Украину в Таможенный союз. Пусть и не на условиях полной сдачи, но был готов. Можно назвать чудом, что россияне пренебрегли чудесной возможностью получить контроль над Украиной.
Как и президент, Азаров успел "засветиться" в качестве пророссийского политика. На самом деле, его решение двигаться в сторону Родины (как известно, политик родился в России) проявилось ещё в 2002-2004, когда Николай Янович занимал должность первого вице-премьера. В тот период он нависал над руководством профильных министерств и ведомств, специалисты которых участвовали в рабочих группах по подготовке итоговых документов "Единого экономического пространства".
После назначения Азарова главой правительства в 2010 году, он продолжил отстаивать свою позицию, хотя и с меньшим энтузиазмом.
17 декабря 2012 президент России Владимир Путин наградил премьера Николая Азарова орденом почета. За большой вклад в укрепление и развитие российско-украинских отношений.
Владимир Путин и Николай Азаров. Фото telegraf.com.ua
Пророссийскую ориентацию Юрия Бойко можно заметить по многим мелким деталям, которые сопровождают "газовые" переговоры. Отчасти, это объясняется его принадлежностью к группе Левочкина-Фирташа, которая имеет большие интересы на рынке природного газа. Тот же Дмитрий Фирташ в 2012 году напрямую ввез в Украину миллиарды кубометров газа.
Что касается государственных вопросов, за последние полтора года бывший министр топлива и угольной промышленности (а ныне вице-премьер) так и не сделал ни одного реального шага для того, чтобы оспорить завышенную цену на газ для Украины – хотя бы подав иск в Стокгольмский арбитражный суд. Несмотря на то, что и Янукович, и Азаров, и сам Бойко обещали это сделать. Несмотря на то, что ряд восточноевропейских стран добились скидки от "Газпрома".
Говорить о пророссийской ориентации Дмитрия Табачника можно легче всего. Ведь он так явно настаивал на увеличении доли российского "контента" в школьных учебниках.
А украинскому военному ведомству повезло ещё меньше, чем министерству образования и науки. До недавнего времени им вообще руководил человек, сменивший российское гражданство на украинское только в 2005 году.
Новый глава военного ведомства Павел Лебедев, вероятнее всего, будет строить свою политику на налаживании бизнес-отношений с Черноморским флотом.
Павел Лебедев (слева). Фото new-sebastopol.com
Теперь о свежих назначениях в украинской власти.
Согласно появившейся в СМИ неофициальной биографии нового главы СБУ Александра Якименко, он до 1998 года состоял на службе в Вооруженных Силах России.
В подтверждение, экс-глава СБУ Валентин Наливайченко заявил журналистам, что в нарушении закона Якименко не прошел сито парламентского комитета по обороне и национальной безопасности, и что его официальная биография не была представлена депутатам.
В украинской прессе также активно обсуждается тот факт, что Вячеслав Соркин, отец нового главы Нацбанка Игоря Соркина, является первым замначальника Департамента по инвестициям российского "Газпрома". В то же время Соркин-младший считается личным другом сына президента Украины Александра Януковича.
Место российского капитала в украинской экономике
Если российское лобби существует, то…
Важную роль в неоколониализации Украины Россия отводит своему бизнес-авангарду. Его можно разделить на четыре самостоятельные группы.
Первая – это, конечно же, РАО "Газпром" с его контрактом на поставку газа Украине. Можно ли это назвать бизнесом, большой вопрос. Учитывая, что "Газпром" – это вотчина российского президента, то да.
Фото rferl.org
Вторая группа состоит из российского мегамонстра – "Росатома". Несмотря ни на что, эта компания остается эксклюзивным поставщиком ядерного топлива для советских реакторов ВВЭР, установленных на украинских АЭС. И, скорее всего, так будет и впредь.
Нельзя сказать, что для "Росатома" свет сошелся клином на Украине. Это международная компания, которая строит и эксплуатирует атомные станции во многих странах. В Украине есть ряд производств, которые потенциально ей очень интересны. Например, "Турбоатом". И можно утверждать наверняка, что россияне получат это предприятие.
Две оставшиеся группы российского бизнеса далеко не так успешны. "Российская экспансия", которую прогнозировали сразу после прихода Виктора Януковича к власти, мягко говоря, не сложилась. Местные игроки сделали все возможное, чтобы не дать большому капиталу из соседней страны получить контроль над ключевыми секторами украинской экономики.
Поэтому сейчас можно говорить о том, что у россиян есть некий задел. И он может сработать при благоприятных обстоятельствах.
Вторая группа – это банки с государственным российским капиталом – Проминвестбанк (контролируется ВЭБ), "Сбербанк России" и "ВТБ Банк Украина". Их роль пока не очень активна, но влияние уже крайне велико. В частности, ПИБ по-прежнему обслуживает потоки многих крупнейших предприятий Украины.
Третья группа – это крупный российский бизнес, который в последние годы был представлен в Украине олигархами Вагитом Алекперовым, Виктором Вексельбергом, Александром Бабаковым и "Евраз Груп".
Этот бизнес, при необходимости, поддерживается государством. Например, "Евраз" выкупал часть Индустриального союза Донбасса у Сергея Таруты на деньги ВЭБа.
До недавних пор, также у нас была представлена "ТНК-ВР", недавно купленная "Роснефтью". Но после продажи Лисичанского НПЗ она, скорее всего, покинет украинский рынок. Хотя все еще может переиграться.
Владимир Путин и Вагит Алекперов. Фото premier.gov.ru
Как известно, возглавляемой Вагитом Алекперовым крупнейшей российской корпорации "Лукойл" принадлежит Одесский нефтеперерабатывающий завод и "Карпатнефтехим". В 2012 году она заявила о себе как о претенденте на разработку ряда нефтегазовых месторождений на украинском шельфе Чёрного моря.
Виктор Вексельберг в свое время имел влияние на пять облгазов, но потом продал их "Газпрому". Сегодня совместно с российским миллиардером Олегом Дерипаской он контролирует Запорожский алюминиевый комбинат.
Первоначальной "специализацией" Александра Бабакова и Константина Григоришина в Украине была электроэнергетика. По оценкам отечественных экспертов контролируемой Бабаковым компании "VS Energy International" принадлежат доли в "Херсоноблэнерго", "Житомироблэнерго", "Севастопольэнерго", "Кировоградоблэнерго", "Черновцыоблэнерго", "Одессаоблэнерго", "Хмельницкоблэнерго" и "Закарпатьеоблэнерго".
Бывший депутат российской Госдумы также в разное время интересовался гостиничным бизнесом – преимущественно в Киеве.
В каком-то смысле, к российскому "направлению" можно отнести бывшего российского бизнесмена Вадима Новинского. Ведь кто даст гарантию, что он только из деловых соображений стал собственником судостроительных заводов, которые займутся модернизацией кораблей Черноморского флота России?
Вместо итога
Безусловно, Россия – исторически близкое нам государство. И многие явления, которые можно трактовать как работу пророссийского лобби, являются естественным процессом, который не может не происходить. Это словно сила гравитации, которая притягивает меньшее тело к большему.
И все же, если российское лобби существует, то…
Фото пресс-службы президента России
Суммируя приведённую информацию и ещё ряд подобных фактов экспансии российского капитала в Украину, можно выделить следующие основные направления экономической неоколониализации нашей страны.
1) Снижение конкурентноспособности украинской экономики посредством сохранения высоких цен на российский газ.
2) Регулярное развязывание Россией торговых войн с целью ослабления экспортного потенциала Украины (трубная, сырная, мясная, автомобильная, куриная и т.д.).
3) Принудительное втягивание Украины в Таможенный союз, Зону свободной торговли и ЕЭП.
4) Финансовое закабаление украинских государственных и частных предприятий путём выдачи им российскими банками крупных кредитов.
5) Создание российско-украинских совместных предприятий в стратегических отраслях отечественной экономики (например, по производству ядерного топлива).
6) Прямая или опосредованная скупка российскими или пророссийскими олигархами высоколиквидных украинских предприятий.
7) Расширение позиций российского банковского капитала в Украине.
8) Остановка производственной деятельности приобретённых российским капиталом предприятий с целью выбивания налоговых и иных льгот для них.
9) Целенаправленное банкротство украинских предприятий, которые являются их российских "партнёров" конкурентами.
Хотя приведённый перечень, конечно же, является не полным, он может свидетельствовать о системном характере подхода Кремля к неоколонизации Украины.
- Информация о материале
Тем, кто хочет говорить грамотно, нужно запомнить простое правило. Кофе и виски – это он. А оно – это другое. Оно это то, о чем многие подумали сразу, еще оно – это министерство. В принципе, любое министерство – оно, но новосозданное Министерство по доходам и сборам – самое оно.
Главный украинский мытарь Александр Клименко выдал на-гора новую идею. Уже через год все украинцы должны будут отчитываться о своих доходах, и подавать декларацию. Ловить их будут даже в Фейсбуке. Зачем это нужно Александру Клименко и его ведомству понятно – с одной стороны в море бумаг можно будет поймать какие-то противоречия и схватить за горло бедного украинца, который утаил десять гривен от государства. С другой стороны – со сдачей деклараций будет традиционный бардак, большинство честных работяг не умеют их заполнять и не знают, как подавать, отключить электронную почту – дело секунды, что приведет к очередям в районных налоговых. Плавали – знаем.
А кто-то в командировке и не успеет, другой ошибется – и всех можно штрафовать! Главное, до сотрудников донести правильную пропорцию – сколько официальных штрафов должно пойти в бюджет (а то жируют украинцы в то время, как дорогой президент вынужден экономит на всем и ужимать свои расходы до двух миллионов в день), а сколько вопросов можно решить «мирным путем» не доводя дело до официального штрафа. Хотя, люди работают все опытные, принципы и пропорции сохранятся, просто увеличится объем работы. Но это украинских мытарей никогда не пугало – зарплаты не надо работу давай.
Проверять, проверять и еще раз проверять. Остальное приложится. Очень интересное начинание, кстати. Если я должен раз в год доказывать, что не скрыл от надсмотрщиков копеечку, можно по пути и в райотдел заскочить. Рассказать, что я весь год не хулиганил. В письменном виде. Потом в прокуратуру заскочить – подать декларацию, что я никого не убил. А если убил – где и когда. Насколько мы жизнь контролерам облегчим.
"Главная идея всеобщего декларирования, чтобы каждый налогоплательщик почувствовал себя равноправным партнером с государством. Это как библейская притча о лепте. Неважно, сколько человек платит — миллиард или сто гривен. Важно, чтобы он это делал сознательно", - говорит Клименко. Но в том-то вся проблема, что сознательно никто платить налоги не хочет. Потому что неприятие вызывает не сам принцип, а то, как власть потом эти деньги делит.
Кстати, зря вы считаете, что у работяг, бьющихся на грани выживания, нечего взять. Свои штрафы налоговая выбивать умеет, это не любители, промышляющие коллекторством с банковскими кредитами. У большинства есть заначки, квартиры и добраться до них – масштабная задача. А крестьяне? Это же непростительная ошибка – раздать в свое время землю тем, кто на ней работает. Пришло время вернуть все в руки государства и распорядиться по-хозяйски. Тем более – большой покупатель на украинскую землю уже найден, осталось отнять ее у владельцев.
Конечно, для государства Украина это убийственно. Умные побегут, экономика умрет, но в чем проблема? Власть совершенно не беспокоит будущее страны – им интересны только деньги. И наполнение бюджета – часть процесса наполнения карманов. Плюс – текущие расходы.
С одной стороны бюджет позволяет обеспечить роскошную жизнь здесь и сейчас. И не только дорогому президенту 2 миллиона в день – чиновники рангом пониже тоже не очень экономят. Да и перевести деньги из бюджета в частные руки тоже можно. Знаменитые вышки Бойко тому лучший пример. Все эти закупки без тендеров, национальные программы (Евро закончили – теперь будем готовиться к Олимпиаде) – можно три бюджета освоить. Строительство дорог и ремонт, альтернативная энергетика, черная дыра поддержки углепрома. Вариантов не счесть. Ну и в процессе бюджетникам нужно как-то рот закрывать, карательные органы кормить – чтобы людей в узде держали. Так что выколачивать из народа в бюджет будут очень активно.
Казалось бы – куда выгоднее обложить налогами богатых. Тот же Фирташ платит меньше, чем малый бизнес. Но есть какие-то причины, по которым оффшорные схемы остаются для власти священной коровой. А вот с народа содрать три шкуры – в порядке вещей. Самое нелепое, что с точки зрения закона все эти фокусы выглядят очень сомнительно. Даже если ты зарабатываешь две тысячи гривен в месяц и покупаешь дорогую машину, на вопрос налогового инспектора «Откуда деньги?» отвечать необязательно.
Презумпция невиновности говорит о том, что они должны найти и доказать, а не ты – оправдаться с самого начала. Но это закон, который легко поменять. Да и профессионалы по выколачиванию денег наверняка справятся с формальным препятствием. Налог на воздух из шутки может легко превратиться в реальность. Просто назовут иначе. Главное – выбить деньги из населения в пользу отдельных представителей правящего класса. Чудеса происходят уже сегодня. Даже на фоне официального падения производства в Донецке (реальное всяко выше) налоговая умудряется выколачивать все больше денег из народа. Какими методами – все представляют. Конечно, это путь в пропасть. За толстыми коровами идут тощие, а потом дохнут и они. Но людей, которые уже где-то в Австрии будут переводить деньги из оффшоров, такие «мелочи» напрягать не будут.
- Информация о материале
Эпопея с российским гражданством Жерара Депардье получила в Украине свои отзывы. К сожалению, не совсем адекватные. Одни, как нардеп от «Батькивщины» Владимир Арьев, напоминали французу, что он поддерживал «оранжевую» революцию, а теперь хвалит Владимира Путина. Другие – как «свободовцы» - призвали украинцев бойкотировать фильмы с участием Жерара Депардье. Понятно, если бы французский актер принял не гражданство не России, а, например, Папуа-Новой Гвинеи, в Украине этого бы не заметили бы. А тут – Депардье гражданин «рашки». Пропало все! Жару в огонь добавила информация о том, что россиянками решили стать еще и «старушки» Бриджит Бардо и Мирей Матье.
Однако в ситуации с Депардье и Ко следует понимать, что к Украине это имеет второстепенное отношение. Понятно, что Бриджит Бардо никогда не попросила бы украинское гражданство, поскольку ей, как защитнице животных, хорошо известны проблемы Киевского зоопарка. Но возникает вопрос, почему, за 21 год украинской независимости украинское гражданство получали только футболисты и бизнесмены. Напомним, украинскими гражданами стали сербы - нынешний игрок ФК «Шахтера» (а ранее харьковского «Металлиста») Марко Девич - он один из лучших игроков сборной Украины, а также вратарь того ж «Металлиста» Владимир Дишленкович. Кроме того, украинцем стал еще один «харьковчанин», бразилец Эдмар, женившийся на украинке. Кроме футболистов, гражданами Украины стали Валид Арфуш, Вадим Новинский и прочие предприимчивые персоны. Но никогда никто из всех иностранных «селебрети» не просил Украину о гражданстве. Впрочем, судя по ситуации с российским оппозиционером Развозжаевым, все понятно: украинские спецслужбы всегда готовы «идти на сотрудничество» со спецслужбами дружественных государств. Как можно в такой стране просить гражданство?
Понятно, что Украина, возможно, не самая привлекательная страна для звезд. Однако к нам часто приезжают люди, до сих пор популярные в нашей стране. Депардье при Викторе Ющенко с Украины не вылезал. Как оказалось, после заявления Виктора Балоги, французский актер хотел в Украине многого. Но Виктор Андреевич ему этого многого не дал. Хотя ни для кого не секрет, что у Депардье в Украине есть свой бизнес. Но нынешняя украинская власть пропустила момент, когда бизнес этого французского актера можно было бы расширить и углубить. По большому счету обиженному Депардье украинское гражданство тоже было бы вариантом. Но Россия – «адвокат дьявола». Поэтому французский киноактер решил: если мстить, то по-крупному.
Но кроме Депардье в Украину приезжали и другие звезды западного кинематографа. Пусть престарелые, но, отнюдь, не последние по популярности и заработкам. Тот же «высокий блондин» Пьер Ришар несколько раз приезжал в Киев. В последний раз он был тут в конце прошлого года. Но если возникнет вопроса, куда ехать, то Ришар, судя по всему, окажется там, куда сбежал «Обеликс».
В Украине пустила корни еще одна звезда - Жан-Клод Ван Дамм. Он даже тут женился. Но в отличие от футболиста Эдмара, гражданство актер не принял. Это совершенно ему не помешало принять участие в предвыборной кампании. Избиратели города Кагарлыка были ошарашены тем, что кандидат в народные депутаты «регионал» Онищенко привез в этот городок настоящего Ван-Дамма. Конечно, не Сталлоне и не Шварценеггер, но тоже ничего. Качек, «гопник» типа... В результате, Онищенко стал нардепом. Он уже даже успел прославиться дракой, в которой был избит ногами оппозиционер Медуница (слава жителям города Кагарлыка и окрестностей!) .
В итоге возникает вопрос: если вдруг Виктор Янукович предложит престарелой мировой звезде принять украинское гражданство, согласится ли знаменитость? Ответ простой - нет. Украина остается страной неиспользованных возможностей. Более того, проблема усугубилась: после парламентских выборов в украинской политике оказались люди, которые для мирового сообщества стали красной тряпкой. Это касается не только членов партии «Свобода», зацикленных на «жидах», но и провластного большинства, которое, похоже, устраивает, что националисты в Украине борются только против нацменьшинств…
- Информация о материале
В экономическом развитии существует такой феномен, как ловушка среднего дохода, когда страна на долгие десятилетия застревает на каком-то среднем уровне благосостояния и оказывается не в силах повысить его. Как правило, эта проблема возникает тогда, когда старая модель экономического роста, исчерпав свои возможности, уже не способна привести к достаточно высоким его темпам и, наоборот, создает дисбалансы в развитии страны. В этот момент назревает острая необходимость перехода к новой модели роста, но из-за не(до)реформированной и отсталой институциональной системы она зачастую так и не рождается.
Практически все бедные страны стремятся повысить благосостояние своего общества и стать богаче. Существуют государства, достаточно успешно реализовавшие модель догоняющего развития, приблизившись по уровню благосостояния к наиболее продвинутым экономикам своего времени. Начать можно с того, как в XIX веке Соединенные Штаты Америки смогли преодолеть отставание от Великобритании — на тот момент самой сильной экономики планеты. Немного позже это сделали Германия и Австрия, потом Бельгия, Голландия, Швеция и другие западноевропейские страны. Во второй половине XX века модель догоняющего развития успешно реализовали Япония, Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг.
Все мы оптимисты и допускаем, что нас ждет светлое будущее, в котором наша экономика тоже будет быстро расти и через какое-то время догонит развитые страны. К сожалению, реальность гораздо более сурова.
В мире значительно больше тех стран, которым не удалось не только догнать развитые экономики, но и даже сколько-нибудь ощутимо приблизиться к ним по уровню благосостояния. Так, недавнее исследование Всемирного банка (ВБ) показало, что из почти ста государств, которые в 1960 году считались странами со средним доходом, в течение 50 лет в высшую лигу удалось прорваться лишь 13. Остальные остались в так называемой ловушке среднего дохода. Согласно классификации ВБ, к этой категории относятся страны с ВНД на душу населения (2011 г.) между 1026 и 12475 долл. США (2 и 26% от показателя Соединенных Штатов, соответственно). При этом уровень 4035 долл. разделяет эту группу на страны с доходом ниже среднего и выше среднего.
Ситуация последних 20 лет в Украине вполне определенно указывает на то, что наша экономика также находится в данной ловушке. Поэтому стоит в деталях разобраться, что это за проблема и какие основные уроки можно извлечь из успешного и неудачного опыта стран, пытавшихся вырваться из нее.
Ловушка среднего дохода
Экономисты давно задаются вопросами, откуда берется экономический рост и почему одни страны растут быстро, а другие медленно. Поэтому для начала стоит разобраться, как в теории долгосрочный экономический рост формируется.
Главным источником увеличения благосостояния каждого жителя страны является рост производительности труда. Чем больше страна производит, используя одни и те же ресурсы, тем она продуктивнее и богаче. Поэтому основной задачей для бедных стран, в том числе и для Украины, является постоянное увеличение этого показателя.
Экономистами давно доказано, что в длительном периоде производительность труда зависит от двух факторов: технологического прогресса и структурных изменений , способствующих более эффективному распределению существующих ресурсов в экономике. Импорт технологий в глобализированной экономике не есть чем-то невозможным — они вполне доступны. Все мы ездим на автомобилях, а не на лошадях, пользуемся Интернетом и мобильной связью, а не отправляем письма через посыльных. То есть очевидно, что разное развитие технологий в странах не может объяснить причин их неравенства. Поэтому ограничители долгосрочного роста надо искать в другой плоскости — в несовершенной производственной структуре.
Как правило, каждому уровню развития страны соответствует своя оптимальная структура экономики. Иными словами, сложно представить США или Великобританию с такой же структурой экономики, как, к примеру, в Турции, Аргентине или Украине. Такая оптимальность определяется структурой и излишками ресурсов, которыми обладает экономика в каждый конкретный момент времени. Эти ресурсы – земля и природные ископаемые, труд и капитал (физический и человеческий) — представляют собой "бюджет" экономики, который она может разместить в разные виды деятельности и в разные сектора. Например, слаборазвитая экономика, в которой наблюдается избыток дешевого неквалифицированного труда или природных ископаемых, а капитал, наоборот, дефицитен, будет специализироваться на трудо-интенсивном или ресурсо-интенсивном производстве.
Точно так же страна, в которой в избытке физический или человеческий капитал, будет иметь преимущество в капитало- или интеллектуально-интенсивном производстве. Эту достаточно интуитивную закономерность доказал еще 200 лет назад Давид Рикардо, а в середине ХХ века усовершенствовал с акцентом на международную торговлю шведский экономист и Нобелевский лауреат Бертиль Олин.
Таким образом, для достижения уровня жизни развитой страны развивающейся экономике нужно на пути своего развития добиться, чтобы соответствующего уровня достигли относительная структура ресурсов и интенсивность производства. Это означает, что аграрная страна должна индустриализироваться, инвестируя в физический капитал (инфраструктуру, оборудование, заводы и фабрики), а индустриальная экономика — постиндустриализироваться, вкладывая в знания и технологии.
Тем не менее на практике этот простой рецепт не так легко воплотить в жизнь. Многие страны в послевоенный период пережили период быстрого роста и смогли преодолеть бедность и индустриализироваться за счет использования дешевой рабочей силы в трудо-интенсивном производстве и импорта технологий из развитых стран. Но перейти из категории среднего дохода в когорту развитых экономик удалось лишь немногим — большинство так и осталось на относительно невысоком уровне развития.
На рис. 1 схематически отображены пути, по которым пошли разные группы стран, начинавшие свой современный этап развития в 1992 году примерно с одинаковых позиций. Первая группа — Китай и Таджикистан, которые в 1992 году были на уровне 5% от ВВП на душу в США. Вторая группа — Польша, Украина и Бразилия (около 20% от уровня США). Третья группа — Южная Корея и Венесуэла (около 40% от США). Четвертая группа — Ирландия и Испания (около 60% от США). В каждом из этих случаев имеет место как успешное наверстывание разрыва к уровню США, так и неудачное скатывание в ловушку среднего дохода.
Как правило, ловушка захлопывается, когда экономическая система не способна перестроиться и перераспределить ресурсы от производства с низкой добавленной стоимостью к производству с высокой добавленной стоимостью, более эффективно используя свой "бюджет". Проблема состоит в том, что повышающееся благосостояние приводит к росту зарплат, который становится несовместим с трудо-интенсивным производством, все еще преобладающим в структуре экономики. Если этот процесс продолжается, то со временем экономика утрачивает конкурентоспособность и, как следствие, застывает на достигнутом уровне развития или даже теряет в благосостоянии.
Довольно часто страны, попавшие в ловушку среднего дохода и потерявшие конкурентоспособность, вынуждены ее восстанавливать периодическими девальвациями национальных валют, что нарушает макроэкономическую стабильность и осложняет и без того непростую ситуацию. Хуже, если государство не понимает проблемы и пытается сохранить прежние темпы роста экономики путем стимулирования инвестиций в существующие низкопроизводительные отрасли, поддержки этих отраслей через субсидии, монополизацию и т.д.
Но в этом и заключается главная ошибка. Ведь чтобы выбраться из ловушки и продолжить быстрый рост, странам нужно перестроить структуру производства так, чтобы она отвечала новому состоянию факторов производства (когда рабочая сила уже не дешевая). В этот момент ключевую роль в развитии начинают играть не столько дальнейшее накопление физического капитала, удешевление рабочей силы или истощение ресурсов, сколько институциональные преобразования, позволяющие повысить производительность в экономике за счет лучшей эффективности использования уже существующих факторов производства.
Поэтому, если политикам удается преодолеть соблазн оставить все как есть и способствовать созданию современных институтов, у страны появляются все необходимые шансы успешно преодолеть ловушку среднего дохода.
Ошибки Латинской Америки
Одним из классических примеров государств, находящихся в ловушке среднего дохода, являются страны Латинской Америки. После Второй мировой войны экономики региона оказались довольно сильно огосударствлены и замкнуты в себе. Государство же построению экспортно-ориентированной модели экономики предпочло модель импортозамещения, в которой ключевая роль отводилась госпредприятиям. Как и у многих в те времена, их главной целью (чему немало способствовала "холодная война") было достижение экономической независимости от развитых стран.
Правительства делали ставку на те отрасли, которые процветали или казались перспективными. Но из-за отсутствия сравнительных преимуществ в этих отраслях (например соответствующих технологий, квалификации рабочей силы, платежеспособного спроса) регион не мог конкурировать с развитыми визави. Поскольку работа этих отраслей была малоэффективной и зачастую убыточной, государство всячески поддерживало их через создание монополий, занижение процентных ставок, контроль цен, введение высоких тарифов на импорт, стимулируя тем самым капиталовложение в соответствующие отрасли. В результате такой "опеки" в экономике возникали перекосы и дисбалансы, а сами поддерживаемые отрасли теряли стимул к повышению производительности и эффективности. Как следствие, рост экономик был неравномерным, часто сопровождался высокой инфляцией и периодическими финансовыми кризисами.
После мощнейшего кризиса в 1980-е годы многие страны региона кардинально изменили существовавшую на тот момент стратегию развития, под эгидой МВФ начав внедрять программу Вашингтонского консенсуса. Эта модель была нацелена скорее на макроэкономическую стабилизацию и базовые рыночные реформы, нежели на структурное развитие и коренные институциональные преобразования. В начале 1990-х странам Латинской Америки даже удалось побороть высокую инфляцию, стабилизировать валютные курсы, снизить бюджетные дефициты и госдолг. Макроэкономическая стабилизация также способствовала возобновлению роста в экономике.
Впрочем, уже в конце 1990-х начали проявляться побочные эффекты модели Вашингтонского консенсуса. В 1998—2003 годах регион пережил череду финансовых кризисов, связанных с высоким долгом, что существенно затормозило рост. И хотя после 2003 года экономики снова стали расти и даже сравнительно безболезненно пережили глобальный кризис 2008—2009 годов, в большей степени все они остались замкнуты в ловушке среднего дохода. Основной причиной этого стало, как и прежде, отсутствие сколько-либо значительных институциональных улучшений и изменений в структуре производства.
Восточная Азия
Противоположный латиноамериканскому полюс представляют страны Восточной Азии — знаменитые "азиатские тигры". Они первыми из развивающихся государств сумели достичь уровня развитых стран Запада. Как им удалось то, чего не смогли добиться латиноамериканцы?
Как ни парадоксально, причиной стала отсталость азиатских стран на старте их догоняющего развития. В 1960 году Южная Корея и Тайвань (пожалуй, наиболее яркие примеры успешной реализации "азиатской модели" в XX веке) имели ВВП по ППС (паритету покупательной способности) на душу населения примерно на уровне лишь 40% от среднего по Латинской Америке уровня. Даже экономика более продвинутого сейчас Сингапура была в пересчете на душу населения почти на 30% меньше средней латиноамериканской экономики.
По сути, в начале своего впечатляющего рывка "азиатские тигры" были ничем иным, как отсталыми "банановыми республиками" примерно на одном уровне со странами Черной Африки, наиболее отсталого региона в мире. В полном соответствии с таким статусом доли инвестиций в их ВВП были крайне малы — около 10% к началу 1960-х. Это позволило азиатам применить эффект низкой базы для ускоренного роста, и они воспользовались этой возможностью.
Подобно странам Латинской Америки, правительства будущих "тигров" создали условия, всемерно стимулирующие капиталовложение. Субсидии, частно-государственное партнерство, активная промышленная политика и, в особенности, перераспределение ресурсов от потребителей к производителям (с помощью широкого спектра мер: от борьбы с профсоюзами и сдерживания роста заработных плат до искусственного занижения процентных ставок по депозитам и кредитам) — все это неотъемлемые характеристики "азиатской модели".
Впрочем, в отличие от Латинской Америки, в Корее и Тайване не сделали ошибки импортозамещения — угнетенный политикой правительства внутренний спрос просто не мог служить мотором экономического роста. Вместо этого ставку сделали на экспортно-ориентированное развитие.
Результаты не замедлили сказаться. За 20 лет, к 1980 году, ВВП по ППС на душу населения в этих странах вырос в четыре раза, в то время как в мире в целом — всего в полтора раза. Доля инвестиций в экономике к началу 1980-х превысила 30%, что было гораздо выше, чем в развитых странах. Соотношение экспорта к ВВП выросло с 10 до 30%.
Такой успех впечатляет сам по себе, однако в конце 80-х — в 90-х годах Корее и Тайваню удалось нечто большее: преодолеть ловушку среднего уровня доходов, по сути, догнав развитые страны по уровню благосостояния.
В отличие от стран Латинской Америки, азиаты развивались практически "с чистого листа", институты современного развитого общества в этих странах были рудиментарны либо вообще отсутствовали. Правившим в них "диктатурам развития" не приходилось преодолевать сопротивление общества, меняя устоявшийся десятилетиями порядок вещей. Наоборот, зачастую они его сами и создавали. Законодательство и регулирование, современная система правосудия, система образования — все эти и многие другие вещи кардинально менялись в течение жизни одного поколения лидеров.
Успешное развитие институтов создало предпосылки для уверенного роста производительности экономики. Последний, в свою очередь, обеспечил "азиатским тиграм" возможность постепенно переходить к производству продукции с все более высокой добавленной стоимостью и, таким образом, догнать развитый мир.
Восточная Европа
Другой современный пример успешного развития — восточноевропейские страны после их освобождения от коммунистических режимов. Согласно данным ВБ, пока только Чехия и Словения достигли статуса развитых стран, однако им в затылок дышат Словакия и Эстония. Уверенный же экономический рост в менее развитых восточноевропейских странах (таких, например, как Польша), даже несмотря на кризис, охвативший в последние годы Европу, говорит о том, что и они в ближайшее десятилетие смогут перешагнуть порог высокого уровня развития.
Однако восточноевропейский успех сильно отличается от восточноазиатского. Многие страны региона — это особенно касается именно успешных экономик — до введения в них коммунистических режимов вполне успешно догоняли Западную Европу. Ярким примером является Чехословакия, рост экономики которой в десятилетие до Великой депрессии в полтора раза превышал рост западноевропейских аналогов. С середины же 1950-х годов, когда закончилось послевоенное восстановление Европы, и до развала СЭВ рост в Чехословакии был уже на 20—25% медленнее. Социализм для таких стран (с уже достаточно развитыми экономиками и высоким уровнем развития институтов) был откатом назад. Неудивительно, что избавление от него привело к новому эпизоду ускоренного роста.
Так, в отличие от постсоветских стран, восточноевропейские вполне успешно провели программы шоковой терапии, сопровождавшиеся снятием ценовых ограничений, характерных для социалистических экономик. Вкупе с мерами по либерализации условий ведения бизнеса это позволило им довольно быстро перейти к уверенному росту. Чехия уже к 1995 году смогла сделать свою валюту свободно конвертируемой. Примерно к этому же времени чешские экспортеры практически полностью переключились со своих традиционных рынков сбыта в странах СЭВ на западноевропейские рынки. Сравните это с постсоветскими государствами, где несырьевой экспорт в развитые страны не возник до сих пор.
Украинский провал
Здесь возникает вопрос, почему подобного не случилось в Украине? Как любят повторять многие политики, наша страна имеет высокообразованное население, одни из лучших в мире сельскохозяйственных земель, значительный запас минеральных ресурсов и относительно неплохую (как для такого низкого ВВП на душу населения) инфраструктуру. Более того, это не только политический лозунг, но факт, признаваемый международными организациями. Казалось бы, у нас есть все предпосылки для того, чтобы стать развитой страной.
Однако наша экономика, наоборот, остается одной из немногих, до сих пор не сумевших достичь своего пика 1980-х годов. Причем все остальные такие страны — Грузия, Молдова и Сербия — пережили разрушительные гражданские войны.
Безусловно, основную роль здесь сыграло плохое качество государственного управления, являющееся бичом нашей страны. Украина ни разу фактически не имела по-настоящему реформистски настроенного правительства. Наоборот, как правило, приоритетами украинских полисимейкеров являются поддержание статус-кво, исполнение бюджетных обязательств (дабы не вызвать недовольство избирателей) и хищение бюджетных средств. Результат — институты, мутировавшие из советских (от судебной системы до налогообложения и регулирования), структурные проблемы и низкая производительность экономики.
Вместе с тем по классификации Всемирного банка Украина все еще остается государством со средним уровнем доходов (пусть и близким к нижней границе). Более того, мы являемся страной индустриализованной, хоть наш капитал (средства производства) во многом устарел морально и физически.
Пути развития Украины
Возникает резонный вопрос: а доступно ли для нынешней Украины развитие через ускоренное наращивание капитала, по сути, через новую индустриализацию, в какой бы форме она ни происходила? (Именно на этапе ускоренной индустриализации возможен сверхбыстрый экономический рост, по 10% в год и более, как продемонстрировали нынешний Китай, послевоенная Япония или "азиатские тигры".)
К сожалению, ответ — скорее нет, чем да. Ускоренная индустриализация по определению требует изначально низкого уровня запаса капитала в пересчете на одного работника. Однако этот показатель в Украине (приблизительно 41 тыс. в долларах 2000 года) является одним из самых высоких среди постсоветских стран и приблизительно равен уровню Малайзии — страны, уже прошедшей этап индустриализации (см. рис. на сайте ZN.UA).
Почти аналогичны и цифры по Китаю, где наблюдается снижение отдачи на новый капитал.
Таким образом, запас капитала в Украине является уже достаточно большим (пусть он и несравним с развитыми странами), что закрывает для нас возможность ускоренной индустриализации. Однако отдача на капитал, рассчитанная как соотношение ВВП к запасу капитала (см. рис. 2), ярко иллюстрирует проблему украинской экономики — огромную неэффективность, вызванную ужасным качеством институтов и структурными проблемами. Если ориентировочной нормой показателя, работающей и на постсоветском пространстве, является 0,5—0,6, то в Украине он равен 0,3. Отдача на капитал в нашей стране является аномально низкой.
Теоретически можно было бы списать это на технологическое отставание и неудачную структуру экономики. Однако другие постсоветские страны с похожей сырьевой ориентацией и аналогичным (а то и худшим) уровнем используемых технологий таких проблем не имеют.
Следовательно, дело именно в украинской специфике. Мы имеем более глубокие структурные проблемы, чем наши соседи по пост-СССР. Стандартные постсоветские проблемы — коррупция, плохое законодательство и регулирование, плохая защита прав собственности, в общем, все то, что мы называем низким качеством институтов, — в нашей стране сочетаются с фантастически низкой энергоэффективностью и зависимостью от импорта дорогих энергоносителей, а также с наличием целых убыточных отраслей, субсидируемых государством (в первую очередь, угольной).
Впрочем, оптимист мог бы счесть низкую отдачу на капитал признаком высокого потенциала. Если успешными реформами удастся разрешить основные структурные проблемы и повысить качество институтов, Украина имеет все шансы на быстрый экономический рост. Те же исследования МВФ, например, утверждают, что если бы Украина имела такой же уровень развития институтов, как в странах Центральной и Восточной Европы, ВВП на душу населения был бы минимум вдвое выше.
- Информация о материале
Страница 1033 из 1561
