Статьи
В начале марта губернатор Харьковской области Михаил Добкин дал владельцам интерактивных клубов неделю на то, чтобы свернуть свой бизнес самостоятельно. В противном случае чиновник пригрозил игровикам войной. С тех пор прошло уже почти два месяца, а количество азартных салонов не уменьшилось. Правоохранители периодически проводят показательные рейды и на время закрывают некоторые залы, но на общее число таких заведений подобные зачистки особо не влияют. Кроме того, через несколько дней потухшие вывески снова манят своими огнями азартных игроков. «Сегодня» решила проверить, легко ли в Харькове открыть бизнес, который уже несколько лет находится вне закона.
Без чего не может работать ни один интерактивный салон — это, собственно, без самих игровых автоматов. Найти в интернете объявления о продаже «одноруких бандитов» не составило труда — сразу несколько частных предпринимателей предлагали свои услуги. В некоторых случаях продавцы даже не скрывали свои имена. «Да, я продаю автоматы, цена — от $450 до $1200, — сказал нам молодой человек, представившийся Максимом. — Вы можете приехать и сами посмотреть автоматы, убедиться, что они, хоть и б/у, но рабочие. Новых автоматов вы сейчас в Харькове не найдете, их никто не завозит. У меня у самого несколько салонов, попутно занимаюсь продажей инвентаря. Если нужно — организуем доставку, а если решите брать большую партию — дадим скидку».
Следующий шаг — подбор персонала. Объявления с пометкой «администратор интерактивного клуба» можно найти практически на любом сайте по трудоустройству. Большинство соискательниц — девушки до 25 лет, которые недавно закончили вуз. Звоним одной из кандидаток и представляемся владельцем интерактивного салона. «Я бы хотела получать не меньше 200 гривен в день, на прошлой работе нам платили как раз столько, график — сутки через двое, — рассказывает девушка по имени Ирина. — Скажите, а охранник будет находиться со мной все время? Я боюсь оставаться с деньгами и клиентами наедине, особенно — в ночное время». Девушка заверила, что прекрасно знает всю «кухню» подобного бизнеса и готова к внештатным ситуациям. «До этого я работала в крупной сети игровых салонов, у нас все вопросы решались по звонку, — рассказала Ирина. — Накануне рейдов нам звонили свои люди в правоохранительных органах, и мы просто закрывали двери». Найти кандидата на должность охранника тоже оказалось несложно. 22-летний Владимир, который живет под Харьковом, согласился на сомнительную работу за 2 тысячи гривен в месяц. «Я понимаю, что работа специфическая, но меня это не смущает, — заверил нас парень. — Работать хотел бы через сутки, приступить готов уже на следующей неделе».
Последний пункт — аренда подходящего помещения. Некоторые владельцы не захотели сдавать свои квадратные метры под наш бизнес. «Интерактивный клуб — это те же игровые автоматы, не хочу иметь дела с криминалом», — отрезал владелец помещения на Коммунальном рынке. Впрочем, подобную принципиальность проявляли не все арендодатели. «Конечно, не очень бы хотелось, чтобы в моем помещении располагался интерактивный клуб, — сказал владелец нового помещения возле станции метро «Проспект Гагарина» Александр. — В любой момент может прийти милиция. Но если у вас система налажена и сюрпризов не будет, мы можем найти общий язык».
«Силовикам — $1 тыс.»
По словам губернатора Михаила Добкина, основная сложность в закрытии интерактивных клубов состоит в документировании их деятельности. «За 5 минут до прихода правоохранителей закрываются двери и вешается замок, войти в помещение не иначе как по решению суда невозможно, — говорит глава ХОГА. — А решение суда возможно, когда есть уже определенная доказательная база, чтобы вынести постановление, для того чтобы сотрудники милиции могли вскрыть дверь».
Но как рассказывают источники «Сегодня» в правоохранительных органах, за свою осведомленность владельцам клубов приходится платить. «Самые большие клубы платят $1 тыс. в месяц, маленькие — столько же, но в гривнях. Эти деньги идут силовикам, которые осуществляют надзор над клубом», — говорит наш собеседник.
- Информация о материале
Весь минувший год Украина попадала в различные рейтинги. «Сегодня» решила подытожить, чем стоит гордиться украинцам, а где нужно еще работать и работать (главные успехи и неудачи Украины — см. графику).
Интернет и подсолнухи
У нас по-прежнему плодородная земля и самая обширная территория в Европе. На ней мы выращиваем столько подсолнухов, что уже несколько лет занимаем первое место в мире по экспорту подсолнечного масла. «У нас более 50% мирового экспорта. В этом году урожай был меньше, но есть неплохие переходные запасы, так что останемся на той же позиции и в новом сезоне», — считает руководитель аналитического отдела агентства «ААА» Мария Колесник. Кроме того, наша страна лидирует по добыче угля на душу населения, экспорту чугуна и разведанным запасам марганцевой руды.
А еще у нас стремительно растет количество интернет-пользователей. «Каждый второй украинец имеет доступ к интернету по локальным сетям (выделенные линии и т.п.). Если не обложат налогами операторов или не ограничат доступ к контенту, то в следующем году дойдем и до 60%», — прогнозирует техдиректор одного из украинских интернет-операторов Андрей Нагорнюк. Кстати, Украина — в лидерах СНГ и по свободомыслию в Сети. «Хотя последние решения на уровне ООН дают государству больше возможностей контролировать контент, но вопрос — как эти инструменты будут использовать. Пока наши худшие прогнозы по свободе слова не оправдались», — констатирует исполнительный директор Института массовой информации Виктория Сюмар.
Вич и коррупция
К сожалению, по распространенности ВИЧ-СПИД, туберкулеза, по алкоголизму (особенно детскому) мы, увы, тоже на первых местах. Впрочем, есть надежда, что ситуация будет улучшаться. «Сейчас для профилактики ВИЧ делается гораздо больше, чем раньше. Мы проводим бесплатные тестирования на ВИЧ, практически во всех крупных городах есть специальные центры, в которых оказывают поддержку ВИЧ-положительным людям», — рассказали нам в запорожском благотворительном фонде, занимающемся этой проблемой. Уровень коррупции в Украине также пока оставляет желать лучшего. Но эксперты считают, что в следующем году ситуация улучшится. «Подняться в рейтингах нам удастся, власти уже поставили такую задачу. Это необходимо, поскольку привлечет инвесторов, позволит им смотреть на нашу страну как место, достойное для работы», — считает глава налогово-юридической практики Ernst&Young Владимир Котенко.
- Информация о материале
Говорят, что украинцы разъединены. Врут. Евро-2012 стало доказательством того, что украинцев объединяет сила футбола, конечно, когда на поле игра сборной Украины, а не противостояние "Динамо" Киев - "Шахтер" Донецк. Однако эта сила не постоянно действующая. То, что нас в самом деле объединяет, - это нежелание платить налоги. И, наверное, тяжело найти исключения, а то и исключение из этого правила.
Мы или всячески уклоняемся от их уплаты, и к этому процессу украинцы подходят чрезвычайно творчески, или, бормоча себе под носа или неизвестно-кому в ухо, нехотя пополняем государственный бюджет с надеждой, что нужды общества, изредка, совпадают с нуждами тех, кто удобно примостился на верхушке власти и слезать оттуда еще долго не собирается. Кстати, цифры статистики подчеркивают верную любовь украинцев к налогам.
Если верить Конфедерации работодателей Украины, то в нашей стране из 22 миллионов экономически активного населения, платят налоги лишь 14. И думаю, те 14 миллионов этим особенно не щеголяют.
Вождь украинокожих
У меня есть мечта… Украина без налогов. И все более реальной кажется эта чудо-страна с появлением движения "5/10", основой которого является идея введения только двух налогов: 5% с продаж, которые платит покупатель, и 10% социальный налог.
Автор идеи Геннадий Балашов - более известен украинцам как радиоведущий передачи "Стресс-шоу "Психология денег". "Просто представьте себе, что будет, если Украина введет систему 5/10. Это самая большая реформа в мировой экономике, которая обеспечит экономический бум на территории Украины", - убеждает Балашов. И хочется верить…
И верится. И является уже в сне и наяву многомиллионная армия украинокожих с вождем Балашовым, которые создают в Украине экономический бум, а с ним и общественное и политическое развитие. И признают величие Украины в белых домах и думах. И признают величие Украины сами украинцы. И соединяет их уже дух патриотизма, феромоны которого витают на просторах Львова и Донецка, Чернигова и Крыма. И "пусть придет царство "Украина для людей" и улучшения иже с ним". Аминь.
Лоси не платят налоги. Хочу быть лосем
Пока 14 миллионов тянут на своих плечах 43- миллионную Украину неизвестно куда, лоси в Соединенных Штатах Америки чувствуют себя весьма комфортно. Вот оно истинное искусство уклонения от налогов - не платить, но чувствовать себя защищенными.
В США создают специальные мосты для животных, которые призваны снизить их смертность на высокоскоростных трасах и содействовать естественному перемещению в пределах их обитания. За последние 30 лет построены тысячи переходов. А в Украине ни людям, ни лосям. И здесь возникает желание самой стать лосем и эмигрировать к США.
Упаси Бог быть лосем в Украине!
Признание
Я принадлежу к тем 14 миллионам, которые все же платят добросовестно налоги, и никак не стараются проконтролировать, кому в карман пойдут те треклятые несколько сот гривен. Да и вопрос "куда?" никогда не возникал. До недавнего времени.
Этим летом мне довелось несколько дней провести в Барселоне. Этот город поразил с самого начала пребывания в нем. Город мечты. Мечты для Украины такой далекой и вместе с тем близкой.
Прогуливаясь Барселоной, я все спрашивала у самой себя: что мешает так сделать в Украине? Ответы, как бусинки нанизывались друг к другу… И, к сожалению, каждый ответ - это преграда, проблема, барьер, с которыми поодиночке или вкупе мы боремся из года в год, но ситуация кардинально не меняется. Бьемся с ветряными мельницами. И так уже более 20 лет.
Прогуливаясь Барселоной, у меня возникло искреннее желание добровольно платить налоги, но результат использования которых могу ощутить не только я, а и тот мужчина на тележке, который вынужден познавать мир сквозь окно собственной квартиры или талантливый ребенок, который каждую ночь мечтает о собственной скрипке... И пусть простит мне Балашов измену, мой консерватизм в этом вопросе зашкаливает.
В 60-х годах ХХ века Барселона вернулась лицом к морю и это дало невероятный эффект. Барселона из захламленного промышленного города, стала привлекательной не только для собственных жителей, а и для миллионов туристов, которых манит своей загадочной простотой до сих пор.
Что же меня поразило в Барселоне? Это все можно описать несколькими словами, которые уже так заезжены в Украине и совсем ей не соответствуют. Однако, говоря это о Барселоне, совсем не кривишь душой. БАРСЕЛОНА - ДЛЯ ЛЮДЕЙ (лоси там не водятся, к сожалению)! Город идеальный для людей с особыми потребностями. Масса удобств для инвалидов. Тротуары возле пешеходных переходов, магазины, отели, оборудованы специальными пандусами. Метро - вообще сказка. Специальные лифты, которые везут сразу с улицы или на улицу. Весь городской транспорт приспособлен для входа пассажиров-инвалидов. Город идеален для велосипедистов. Барселона входит в десятку городов мира с лучшей велоинфрастуктурой.
Кроме ныне стандартных велосипедных дорожек, сигнальных приборов и карт, которые распространены в больших европейских городах, в Барселоне было создано зеленое кольцо - это велосипедный путь с 100 разными велостанциями, который позволяет велолюбителям арендовать велосипеды в разных точках города. А еще Барселона идеальна для экосознательных людей, футбольных фанов, бомжей, для людей творческих и бизнес-ориентированных, для просто барселонцев и, без сомнения, туристов.
А Украина идеальная для вождей, которые лихо распоряжаются нашими налогами, а мы беспомощно киваем, пожимаем плечами и ждем изменений, как манны небесной, никак не действуя.
А формула экономического бума и общественного и политического развития проста. Не нужно отменять уплату налогов, нужно их эффективно использовать. И, конечно же, Украине нужно определиться, к кому или к чему повернуться лицом.
А для начала желательно повернуться лицом друг к другу.
- Информация о материале
Все что ни делается — все к выборам 2015 года. Вот и назначенное Виктором Януковичем правительство имеет смысл рассматривать, в первую очередь, с точки зрения решения им задачи 2015-го. Кадровый состав Кабмина, в этом смысле, не стал неожиданностью. Равно как и принцип подбора людей. Фактически от формирования правительства была отлучена Партия регионов и, за редким исключением, отечественный олигархат. Окончательно канули в Лету времена, когда в ключевых министерствах, Генпрокуратуре и СБУ каждый состоявшийся олигарх имел своего заместителя. Костяк правительства сформирован Семьей — главным образом из людей, так или иначе связанных со старшим сыном президента, но, несомненно, прошедших утверждение Виктором Януковичем.
Николай Азаров, чье пребывание на посту премьера всеми рассматривается как временное, призван символизировать управленческий опыт, присутствие Партии регионов и чудеса сорбции во время кризиса. Его человек возглавил уцелевшие остатки МЧС и пока что удерживает свои посты главы Госфининспекции и Казначейства. Все.
Первый вице-премьер Сергей Арбузов — несомненный лидер «младореформаторов» — попал в кабинет первого вице против собственной воли. Однако Янукович посчитал, что «работа в поле» пойдет на пользу весьма вероятному будущему премьер-министру. Тщательно проверив перед новосельем кабинет Валерия Хорошковского, Сергей Арбузов в здании Нацбанка освободил свой. По всей видимости, для человека-инструмента.
По сути, на двух креслах умостился и министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий. Этот, несомненно, «семейный» человек давно искренне не понимал, почему Юрий Бойко так долго занимал его место. Свой старый пост — Министерство экологии и природных ресурсов Украины — Ставицкий оставил верному кадру Олегу Проскурякову.
Важнейшие, с точки зрения выстраивания работающей системы, посты остались за министром финансов Юрием Колобовым и экс-главой Налоговой, а теперь министром доходов и сборов, Александром Клименко. Стражи доходов и расходов бюджета будут следить за государственной казной, как за родной.
Удалось ключевым ставленникам Януковича отстоять и кандидатуру министра аграрной политики Николая Присяжнюка. А ведь он уже был без пяти минут житомирским губернатором.
В отличие от Присяжнюка, к министру МВД Виталию Захарченко у президента особых вопросов не было. Виталий Юрьевич сохранил за собой пост, получив к нему бонус — Погранслужбу Украины. Что, очевидно, вынудило экс-спикера Владимира Литвина, имеющего двух братьев в системе Погранвойск и Минобороны, метнуться в кресло главы парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны.
Кстати об обороне... Неожиданным для непосвященных в девелоперские проекты Александра Януковича в Крыму стало назначение на оборонное ведомство Павла Лебедева — прочно стоящего на своих двоих в строительном деле бизнесмена. Новый министр, в далеком прошлом военный начфин, уже поставил задачу к сегодняшнему дню предоставить ему планы решения всех накопившихся в армии проблем, имеющимися средствами. Марс в помощь...
На этом перечень исключительно «семейных» людей в правительстве заканчивается. И далее идет группа «двойного назначения» — министры, в чьей судьбе на разных этапах определенную роль сыграл Ринат Ахметов, однако ключевое влияние на их мировоззрение и представление об субординации имеют основные ставленники Семьи. Кстати, состав нынешнего правительства не настроен агрессивно по отношению к все еще самому богатому человеку Украины. На первый взгляд в Кабмине немало людей лояльных к Ринату Ахметову, однако, назначив именно такой состав, Виктор Янукович, по сути, приватизировал менеджмент потоков, взяв на себя игру и предоставив Ахметову возможность просто вистовать. Доминирующее влияние президент и его личное окружение имеют:
— на министра экономики Игоря Прасолова, хоть и имевшего до 2006 года статус главного менеджера СКМ, но в последнее время в качестве главы Наблюдательного совета НБУ близко сошедшегося с Сергеем Арбузовым;
— на министра инфраструктуры Владимира Козака, доставшегося Януковичам в наследство от доверенного, но отошедшего от дел, Антона Пригодского. Козак — Ахметову не враг, но, на всякий случай, за портово-вагонной ситуацией в министерстве присматривал один из замов — Дмитрий Димидович, пересевший в министерское кресло зама аккурат из метинвестовского;
— на министра иностранных дел Леонида Кожару, чей дипломатический гений очень высоко ценил и ценит Сергей Арбузов. «Умнейший человек», — сказал о Леониде Александровиче Сергей Геннадьевич. И не ответил мне на вопрос: «А с кем вы сравниваете?»;
— на министра здравоохранения Раису Богатыреву, чья конкуренция с Татьяной Бахтеевой уже давно лишена смысла, ибо представляет собой битву амбиций, почти лишенную материальной составляющей: сражение за закупки Минздрава между гинекологом и терапевтом уже давно выиграл стоматолог.
В принципе, к группе смешанного влияния можно было бы отнести и Наталью Королевскую, получившую пост министра социальной политики, ведь в ее предвыборном списке было немало людей, видевших Александра Януковича не только на фотографиях. Но в этом назначении гены смешались с иными акцентами — ахметовский считается доминатным, а «семейный» — рецессивным. Надо полагать, скульптор Натальи Королевской — Наталья Изосимова, директор Фонда «Эффективное управление» — объяснит тезке, что следует делать с внезапно сбывшейся мечтой.
Чисто ахметовскими людьми в правительстве можно считать вице-премьера Александра Вилкула, и, разумеется, производную от Вилкула — министра регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадия Темника, трудившегося заместителем Александра Юрьевича в ОГА. В этих должностях Банковая пыталась заинтересовать ряд высокорейтинговых мэров и губернаторов. Однако выбор пал на Вилкула, который явно перерос область, даже такую, как Днепропетровская, и нуждается в обкатке на общегосударственном уровне.
Дмитрий Фирташ, надо полагать стараниями Сергея Левочкина, на этом этапе сохранившего пост главы администрации президента, провел в правительство двух человек. И обоих на вице-премьерские посты. Для ослабления политического влияния этой группы президент изобрел простой способ — отрыв от реальных полномочий путем повышения в должности. Отработав методику на Валерии Хорошковском, пересаженном из минфиновского кресла в перво-вице-премьерское, Виктор Янукович успешно применил ее к Юрию Бойко и Константину Грищенко. Например, эксперты с нетерпением ожидают возможность оценить слаженную работу Бойко и Ставицкого... Впрочем, в Партии регионов обещают внести в ближайшем будущем серьезные изменения в Закон «О Кабинете министров», но превратят ли они вице-премьерскую лепнину в несущие конструкции — вопрос открытый.
В тесном взаимодействии с АП будет трудиться на новом посту и Елена Лукаш. Однако считать ее чьим бы то ни было человеком, кроме Виктора Януковича, было бы ошибкой. Елена Леонидовна не просто министр Кабинета министров — так называемый министр без портфеля — она глаза, уши и руки президента в правительстве. Уже первое заседание Кабмина и даже подготовка к нему, показали — хаотические «хотелки» закончились; никаких вопросов, внесенных с голоса, если речь не идет о стихийных бедствиях или угрозе жизни людей; никаких абзацев, добавленных в текст постановления после его утверждения; никаких постановлений без последней подписи Лукаш, выпускающей документы в свет. Таким образом, президент намерен перекрыть достаточно серьезную и, главное, несанкционированную им утечку ресурсов. В собственном правительстве Виктор Янукович выстроил систему контроля, где у каждого есть свой участок ответственности: есть кому контролировать Азарова, есть кому — Арбузова, и есть кому — всех.
И наконец, несколько в стороне от больших и малых центров влияния находятся Дмитрий Табачник и Александр Лавринович. Оба от олигархов стараются держаться подальше и работать предпочитают на семьи собственные. Вряд ли при нынешних отношениях Януковича и Путина стоит предполагать, что на сохранении за Табачником Министерства образования настоял Кремль. Скорее, Патриарх Кирилл. Что же касается Лавриновича, который так и не стал, вопреки ожиданиям, спикером (поскольку в канун 2015 года Януковичу во главе парламента второй Литвин образца 2004 года все-таки оказался не нужен), то Виктор Федорович, учитывая заслуги архитектора пирамиды президетской власти, спросил чего он хочет. И получил ответ: остаться в кресле главы Минюста. Так и порешили.
Перечень задач, стоящий перед представленным Кабмином, вобщем-то очевиден: во-первых, отцепить от бюджета всех лишних и не санкционированных едоков; во-вторых, максимально наполнить казну, главным образом, путем сбора всех возможных налогов со всех; в-третьих, сформировать предвыборный фонд, который должен быть задействован в ощутимых для избирателя масштабах в 2015 году; в-четвертых, удержать экономику от хаотичного падения в период кризиса.
Для решения этих вопросов впервые за долгое время в украинском правительстве сформирован костяк, способный оперативно принимать решения и имеющий достаточные полномочия для их реализации. Если, конечно, речь не идет о необходимости проводить эти решения через парламент. Масштабная ставка на «семейные» кадры сделана Януковичем не в последнюю очередь по причине ненадежности парламента. Президент не получил стабильного и жесткого большинства, подобного тому коим располагал в предыдущем созыве. Нынешнее большинство является ненадежным, прошенным и слишком дорогим в обслуживании. Именно поэтому Виктор Янукович пожелал иметь железобетонно свой Кабмин. Однако это не означает, что его желание не учитывать интересы почти всех остальных игроков, можно будет компенсировать монолитностью правительственных рядов.
Трения компаний Фирташа и Ахметова с Налоговой и миллиардные задолженности перед их компаниями по НДС — не секрет. А вот Курченко до недавнего времени для широких масс был секретом Семьи. Приобретя ФК «Металлист», птенец некогда гнезда Лысова, как бы перешел в статус олигарха. Должен же кто-то публично светить нажитое коллективным непосильным трудом?! И Ахметов, и, тем более Фирташ, очень хорошо знают как из Фунтов выростают крупные собственники. И про налоги все понимают. Причем не только про свои, но и про чужие налоговые ямы. Поэтому и окапываются в «войне за равноправие» где могут.
Например, понеся определенные потери в исполнительной власти, группа Фирташа ярко прибавила в парламенте. Сергей Тигипко, отказавшийся от всех постов в правительстве и Раде, возглавил внутрифракционную группу из 43 депутатов. Да, она входит в состав Партии регионов. Но назвать ее «своей», Виктор Янукович вряд ли бы решился. Эта парламентская группа — одна из основных страховок бизнес-группы, а Сергей Тигипко, надо полагать, уже в ближайшее время попытается дать понять, что демплатформа может быть создана не только в КПСС.
Группу, стоящую на страже его интересов, имеет в парламенте и Ринат Ахметов. Да и вообще Ринат Леонидович не привык быть младшим партнером, в коего его превращают последние кадровые волны во власти. Я бы не очень удивилась, получив не только информацию, но и доказательства того, что Ахметов уже сделал страховочную ставку на кандидата в президенты, при котором он никогда младшим партнером не будет.
Впрочем, такие ставки сделал не только Ахметов, но и Фирташ. Финансирование оппозиционных и полуоппозиционных проектов — это не хобби олигархата и не только страховка. Это — ответ. Без вызова, без истерики, без демонстрации и наблюдательных советов. Наоборот, президент в курсе: книга посещений Межигорья была бы способна взорвать общество. Олигархи водят подшефных на встречи, пытаясь демонстрировать Януковичу фундаментальный контроль над всеми процессами в стране. И как бы доказывая верность флагу. И, тем не менее, большинство из них убеждены: пошел обратный отсчет президентства Виктора Януковича.
Чтобы кандидату от власти выиграть выборы, необходимо сконцентрировать в руках как минимум пять ресурсов: административный, организационный, финансовый, информационный и личностный. По поводу финансового Виктор Янукович как кандидат может не волноваться. Пожертвовав просто годовым доходом самого близкого круга в размере 6—7 млрд. долларов, он сможет накануне выборов произвести серьезное впечатление на какую-то часть избирателей. Личностный фактор, чтобы кто ни говорил, у Виктора Януковича все еще присутствует. Ибо для части населения он всегда будет оставаться привлекательным и безальтернативным. Другой вопрос — какой будет эта часть. Информационный ресурс — вопрос. Каналы — у олигархов. У некоторых, как-то Хорошковский, их двенадцать (плюс треть «цифры»). О качестве информационной политики новых президентских фаворитов можно, я говорить не буду? Кельнский рейтинг эффективности банкиров, уровень «Тониса» и напавшие на столицу лайт-боксы с ликом Сергея Арбузова — неплохая демонстрация стартовых позиций. Административный и организационный ресурсы — большая проблема. Янукович отключил политические лифты партийцам и местным элитам лояльных регионов. У него чрезвычайно слабый губернаторский состав, и не меняют его не потому что ценят, а потому что не на кого. Его силовики работают на местах развращенно и разобщенно. Приведенная им к власти в Кабмине команда не имеет корней и эффективных диаспор практически ни в одной из областей, даже в Донецкой. Ибо результат, полученный на выборах Партией регионов, свидетельствует о том, что сети на местах способны эффективно работать на отдельных кандидатов, но не на партию в целом. На прошлых выборах партия власти не досчиталась от двух до пяти запланированных процентов. И это не следствие разочарования граждан в Януковиче и его партии — оно учитывалось постоянно проводимой закрытой социологией. Это следствие неспособности привести на участки своих избирателей. Кроме того, вы думаете было много желающих переписывать протоколы в пользу ПР? Куда меньше, чем возможностей это сделать. Многие уже сейчас не хотят рисковать, не понимая за что. И это при руководителе штаба Андрее Клюеве, до последнего дня не терявшего надежды стать, если не премьером, то первым вице. И это без «семейного» Кабмина, отчеркнувшего естественное желание малых партийных лидеров почувствовать перспективу, ощутить движение очереди. Сделав ставку на доверенных людей, Янукович не просто ограничил во время кризиса интеллектуальный ресурс исполнительной власти выходцами из одного региона и бизнес-клуба; он не только подтолкнул олигархов к более тесному сотрудничеству с оппозицией; он поставил назначенную им команду перед необходимостью создавать собственный политический ресурс — новую кровеносную систему обеспечения результата. Справятся ли с этой задачей Александр Янукович, Сергей Арбузов, Юрий Колобов, Александр Клименко, Виталий Захарченко, Игорь Калинин? Сомнения у меня. Но ведь все что ни делается — все к лучшему...
- Информация о материале
Если отдельно взятый гражданин попытается уточнить, за что и сколько он должен, его для начала ткнут носом в нормы потребления воды, тепла, водоотведения… И окажется, что да, гражданин должен коммунальщикам, как земля колхозу. То есть пожизненно и много. Даже если он категорически не верит в то, что потребляет 360 литров водопроводной воды в сутки. А на самом деле...
Мы постоянно слышим из уст представителей власти, что если бы не население Украины – с финансами был бы полный ажур. Это все рядовые граждане – они чуть ли не причина мирового кризиса в отдельно взятой державе. А вот если бы они погасили долги за коммунальные услуги – тогда бюджет пополнился бы громадными миллионными суммами. А если какой отдельно взятый гражданин попытается уточнить, за что и сколько он должен, его для начала ткнут носом в нормы потребления воды, тепла, водоотведения… И окажется, что да, гражданин должен коммунальщикам как земля колхозу. То есть пожизненно и много. Даже если он категорически не верит в то, что потребляет 360 литров водопроводной воды в сутки.
Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны гражданин видит, сколько он потребляет воды, тепла и всего остального. С другой стороны, с чиновниками спорить крайне трудно, поскольку они козыряют какими-то определенными ими самими нормами. И невольно задаешься вопросом – так ли нормальны эти самые нормы? А разобраться в этом помогает эксперт Харьковской правозащитной группы по вопросам ЖКХ Михаил Гаевский.- Эти нормы противозаконны. Почему противозаконны? Потому что в 1994 году был издан приказ Госкомитета Украины по ЖКХ №65, вот на который идет ссылка, и там в вот тех вот пунктах, которые там указаны, четко написано, что нормы имеет право устанавливать местные органы государственной исполнительной власти. Не органы местного самоуправления, а государственной исполнительной власти. То есть областная администрация.
Директор ОПО «Харьковкоммунпромвод» (затем – КП ПТП «Вода», а теперь – КП «Харьковводоканал») Валерий Петросов с тогдашним и. о. мэра Михаилом Пилипчуком создают комиссию, в которую включают депутатов Выровца, Кернеса – «известных» людей. И пишут письмо на имя тогдашнего губернатора Александра Масельского о том, что, дескать, раз в СНиПе 2.01-04-85 написано, что нормы могут устанавливать Советы народных депутатов (это же советский еще СНиП), просят разрешить им на сессии городского совета нормы эти поменять. Масельский им не отвечает, отвечает его первый заместитель Владимир Байбиков. Дословно цитирую: «Від 12.03.1997 р. №01-51. М. Д. Піліпчуку. ХОДА погоджує розгляд Харківським міськвиконкомом норм водоспоживання і водовідведення для населення міста. В. Байбіков» Розгляд!
Но что делает эта комиссия: подает на сессию горсовета документы и депутаты голосуют за 12,1 кубометра в месяц на человека. Хотя в приказе Госкомитета Украины по ЖКХ №65 от 01.07.1994 г. совершенно четко написана норма. Для наших домов это 9,1, из них 3 метра кубических в месяц воды на человека – горячее водоснабжение. Это скопировано из СНиПа 2.01-04-85. А подписывают это решение Харьковского горисполкома зам. мэра Михаил Пилипчук и начальник финансового управления Татьяна Таукешева. То есть, превышают свои полномочия.
Потом появляется знаменитый ДБН 360-92**, в котором норма водоснабжения чуть меньше 360 литров воды в сутки на человека. Это – включая пожарные нужды. Но там написано, что это для всех групп потребителей. И поскольку это строительные нормы, они предназначены для того, чтобы определять диаметры труб водопроводов и канализации – на случай, если в какой-то момент все будут потреблять воду в максимальном количестве – чтобы всем хватило. Тогда спустя 3 года наши городские власти берут и меняют, с 12,1 кубометра на человека в месяц на 11,1 кубометра. Но все равно это выше, чем 9,1 – для домов с холодным и горячим водоснабжением. Получается, что за все это время харьковчане переплачивали сначала за 3, а теперь за 2 кубических метра в месяц. Получается, что эту услугу им не предоставляли, а деньги водопровод получает. Соответственно, то же делается и с водоотведением. За этот период если взять и посчитать, даже очень приблизительно, получится, что население города Харькова переплатило порядка 600 с лишним миллионов гривен за водоснабжение и водоотведение. А куда делись эти деньги – неизвестно.
На обращения никто не реагирует.
Это далеко не все – только лишь водоснабжение и водоотведение.
В ноябре 2006 года было создано КП «Жилкомсервис», которое никакого юридического отношения к нашим домам не имеет. Но исправно собирает с людей деньги за коммунальные услуги. Но если оно не имеет никакого юридического отношения к нашим домам, оно не имеет никаких юридических прав собирать с людей деньги за жилищно-коммунальные услуги. Потому что эти услуги они не производят и не оказывают. Получается, что те деньги, которые люди платят, они платят за неоказанные, несуществующие услуги. Кроме всего прочего «Жилкомсервису» неоднократно выделялись деньги горсоветом в связи с его бедственным положением – по 50 миллионов, по 100 миллионов, по 150 миллионов. Эти вопросы проводились через сессию городского совета. Если посчитать все эти деньги, даже очень приблизительно, то получается, что и здесь люди переплатили за неоказанные, несуществующие услуги порядка минимум 500 миллионов. На самом деле – больше. Получается разброс 500 – 650 миллионов переплаты.
Эти 500 миллионов плюс 600 миллионов воды и водоотведения – уже один миллиард сто миллионов гривен переплаты.
Далее. Взимание денег за так называемую придомовую территорию. Придомовой территории вообще не существует в Украине, ее нет, она не определена ни одним нормативным актом. Поэтому невозможно убирать то, что не существует. Но тем не менее с людей требуют деньги и люди платят.
Да, это меньшие суммы по сравнению с нормами потребления воды и самим содержанием «Жилкомсервиса». Но люди их платят, а куда они деваются – неизвестно.
Можно вспомнить о таких «мелочах» как очистка дымовентиляционных каналов, дератизация, дезинсекция. Эти услуги не производятся, но тем не менее люди платят за них. По сравнению с теми сотнями миллионов суммы более мелкие, но они есть. Итак мы имеем – там у нас был 1 миллиард 100 миллионов, плюс уборка придомовой территории – это еще будет порядка 100 – 150 миллионов гривен, которые люди – полтора миллиона жителей платят. Мы выходим уже на цифру 1 миллиард 300 миллионов. И подходим к главному – самому дорогостоящему исполнителю услуг. Это КП «Харьковские тепловые сети». Здесь неоказанные услуги видены невооруженным глазом. Уж нагрели – так нагрели.
Тепловые сети не выполняют перерасчет. То есть, начало отопительного сезона в домах не в срок, но, тем не менее, взимаются 100 процентов. Заканчивается отопительный сезон раньше срока – перерасчет либо вообще не делается, либо делается копеечный. Не оказана услуга? Да, не оказана. Отсутствие месяцами – не днями, а месяцами (!) – горячего водоснабжения, но тем не менее, с людей плату взимают. Это неоказанные услуги? Неоказанные.
Отопление и горячее водоснабжение – это услуга дорогостоящая –– здесь получается цифра более внушительная. Если КП «Харьковские тепловые сети» в 2001-м только появились, то за период с 1 по 12 год получается здесь тоже порядка 700 миллионов. Итак мы вышли уже почти на 2 миллиарда гривен.
То есть население полуторамиллионного города Харькова заплатило – не переплатило, а заплатило – за неоказанные услуги порядка 2 миллиардов гривен. Куда делись эти деньги – неизвестно.
Теперь – то, что переплатили.
Некачественные услуги – в рекордсменах ходят тепловые сети. Температура горячей воды не соответствует нормативам, но берут 100 процентов. Отопление во многих домах практически отсутствует – берут по полной программе. И так далее, и тому подобное. Плюс жуткие потери.
Потери, например, у водоканала – 30 процентов – это официально им разрешенные, то есть утвержденные. Вдуматься в эту цифру! 30 процентов воды у нас официально, за подписью мэра уходит куда-то. Но мы же за это платим. Для сравнения – за рубежом эта цифра в 10 раз меньше – 3 процента. Но 30 процентов – это официально задекларировано, на самом же деле эта цифра в некоторых микрорайонах достигает 70-75 процентов. Но мы платим за 100 процентов.
Еще хуже дело в теплосетях. У них официально утвержденные потери теплоносителя – 16 процентов (за рубежом – 3 процента). Это потери только теплоносителя, утечки так называемые. А потери тепла через незаизолированные трубы никто не подсчитывает. У них отсутствует учет. Например, стоит теплораспределительная станция (ТРС) или центральный тепловой пункт (ЦТП) – сколько он выдает продукции, никто не знает, потому что счетчиков у них нет. Но даже если бы у них были счетчики – нет счетчиков на домах-потребителях. То есть, от теплосетей вышло, а поступила ли эта услуга – никто не знает.
Чем руководствуются тепловики, когда считают свои тарифы? Паспортными данными котлов. На котле есть паспортные данные, какой мощности этот котел – вот они этим и руководствуются.
По имеющимся у меня сведениям, 30 процентов той воды, которую отдает КП «Вода» тепловикам для горячего водоснабжения у них терялось. То есть, 30 процентов всего объема воды, протекающей от КП «Вода» к КП «ХТС» пропадало. А возмещать убытки должно КП «Вода». Вначале были конфликты у директора КП «Вода» Валерия Петросова с первым директором КП «ХТС» Сергеем Кириком. А когда пришел Сергей Андреев, конфликты продолжились. Потом городским властям удалось эти конфликты сгладить. Но тем не менее потери были.
Это я назвал только самые крупные убытки, которые мы оплачиваем. Мы подошли близко к двум миллиардам. То есть получается за период с 1997 по 2012 годы население только одного города Харькова переплатило более 2 миллиардов гривен. Где эти деньги – неизвестно.
Центральные органы исполнительной власти – Кабмин, тот же Президент – постоянно говорят, что население задолжало от 9 до 11 миллиардов за коммунальные услуги. У меня возникает ответная реакция: как может население Украины задолжать 9-11 миллиардов гривен, если только один город Харьков переплатил за неоказанные услуги 2 миллиарда. Так кто кому должен?
Теперь поговорим о методике определения тарифов. Вот термин «квартплата», которого нет ни в одном законодательном акте Украины. Поэтому чиновники, которые это составляли – неизвестно, кто они такие.
В пункте 2.3.1.2 приказа минтруда и соцполитики, минэкономики и госкомстата Украины №109/95/157 приведены нормы водоснабжения, водоотведения, отопления, горячего водоснабжения. Если внимательно посмотреть, то нормы по водоснабжению у нас – 5,8 на одного человека в месяц. Водотведения – 5,6 кубометра на одного человека в месяц. И на все это – коэффициент 0,65, именуемый удельным весом потребителей. Имеется ввиду, что не все одинаково потребляют воду – например, младенец от взрослой нормы элементарно лопнет. Это включительно с горячим водоснабжением. По отоплению – 0,2 гигакалории, по горячей воде – 0,1 гигакалория. Если я сейчас умножу на тариф харьковский, то получается, что я должен платить 60 гривен, а не те 100, которые мне почему-то присылают «Тепловые сети». То же самое – по горячему водоснабжению. У меня тогда возникает вопрос: чем руководствовались наши местные власти, когда они утверждают такие нормы – о тарифах я сейчас не говорю? Утверждают такие нормы и продолжают обкрадывать людей, когда вот совершенно официальная методика расчета, изданная Кабинетом министров, прошедшая минюст.
Каким образом сейчас должна утверждаться норма по питьевой воде? В 2004 году вышел закон о питьевом водоснабжении и питьевой воде, где в одной из статей четко указано, что нормы устанавливаются Кабинетом Министров Украины, но как – не было расшифровано. То есть, вот этот приказ Госкомитета Украины по ЖКХ №65 от 01.07.1994 г., действовал до 27.06.2008 года. Затем, в августе 2004 года вышло постановление Кабинета Министров №1107, где было четко расписано, кто этим должен заниматься. То есть, органы местного самоуправления должны были заказать в специализированном институте или специализированной организации, которая имеет лицензию на ведение подобного вида деятельности, расчет норм питьевого водоснабжения. Расчет этот должен был вестись по определенной методике. Но на момент, когда вышло постановление Кабмина, этой методики еще не было. После того как этот расчет произведен, он утверждался санитарными службами, экологическими службами, утверждался местными органами, посылался в Киев, там утверждался, и возвращался назад уже в качестве нормативно-правового акта. Но, подчеркиваю, в августе 2004 года методики не было. Методика, вернее, порядок вышел только в конце сентября 2005 года. То есть, год спустя уже появилась методика. То есть, в октябре 2005 года у органов местного самоуправления был уже готовый комплект нормативных и нормативно-правовых актов, на основании которых можно было посчитать действительно законную норму, если они не хотели пользоваться той, которая была в приказе Госкомитета Украины по ЖКХ №65 от 01.07.1994 г., и которая соответствовала СНиПу. Но с октября 2005 года и по настоящее время никто из Харьковского горисполкома – ни два прежних мэра, ни нынешний, этой задачей не озаботились.
Вся нормативная база по нормам и тарифам водопотребления здесь приведена. Сколько приходится платить за воду, канализацию и тепло – каждый знает, поскольку сам платит. Объем переплаченных за жилищно-коммунальные услуги денег может посчитать любой гражданин Украины, свободно владеющий арифметикой на уровне первого класса начальной школы. Остается лишь с удивлением констатировать, что действия, подобные действиям властей Харькова по изъятию денег из карманов населения несколько десятилетий, если не сотен лет, назад были подробно описаны в уголовном законодательстве. Что касается Добкина и Кернеса с их «Жилкомсервисом», так об этом можно прочитать в статье, описывающей мошенничество. А манипуляции с нормами водопотребления, произведенные в период правления Пилипчука и Шумилкина по форме практически полностью совпадают с обвинениями, предъявленными Юлии Тимошенко и Юрию Луценко. И если последние сидят в колониях, то непонятно, почему харьковские мэры гуляют на свободе.
На этом рассказ Михаила Гаевского заканчивается. А мне остаётся лишь выразить восхищение такими харьковскими нормами коммунального оброка. Или, если угодно, возмущение. Придерживаясь этих «норм» – запросто можно каждый день купать дома слона. А оплаты за уборку придомовой территории, утечки воды и тепла хватит, чтобы слона кормить и выгуливать. В общем, за такие деньги каждый может содержать по персональному зоопарку. И вряд ли ситуация с коммунальными поборами в остальных городах и весях сильно отличается от харьковской. А раз так – может властям пора бы уже отчитаться, кто кому и сколько должен? Для начала.
- Информация о материале
Чи лишився в країни шанс не зникнути з політичної карти? За яких умов Янукович може залишитись на другий термін? Про ці та інші актуальні питання в розмові з відомим політичним експертом Андрієм Окарою.
— Тиждень тому депутати принесли присягу і Україна отримала новий склад Верховної Ради. Як Ви оцінюєте парламентські вибори і їх результати? Які висновки зробили для себе?
— Головний результат виборів — це часткова втрата суспільством страху — принаймні, його активною частиною. До виборів домінувало уявлення, що влада — це абсолютний, всемогутній, незборений монстр, опір якому не має ніякого смислу. Але, як виявилось, влада не така вже й сильна, головна її слабкість — у невмінні вести діалог із суспільством та користуватись «м’якими» технологіями — лише жорсткий тиск. Ще важливий результат: підкуп виборців — ота сама легендарна гречка — в більшості випадків не спрацював. На виборах 2010 року працював ефективно, а тепер «зазбоїв» — люди стали трохи більш дорослими та відповідальними. Чи навпаки — безвідповідальнішими, бо раніше брали і голосували за гречкодавця, а тепер — проти.
Серед політичних результатів: у влади не буде конституційної більшості у Верховній Раді, а проста більшість буде коштувати їй аж надто дорого — і в грошовому, і в організаційному відношенні. Адже проста більшість досягається за рахунок мажоритарників, компартії та «тушок», які пройшли за списками опозиційних партій. З «тушками» після батька й сина Табалових — проблема. А в мажоритарників та комуністів немає мотивацій голосувати за рукою «політичного диригента» Чечетова інакше, аніж за дуже-дуже великі гроші. Хоча, звісно, для влади одним мільярдом більше, одним менше — все одно.
— Що нового побачили на виборах? Які цікаві тенденції проявилися?
— Я дуже уважно слідкую за появою інноваційних явищ та інноваційних особистостей в українській політиці — саме від інноваторів, кількості інновацій та здатності до інноваційного розвитку залежить перехід до нового технологічного укладу та, зрештою, життєздатність країни та народу. Хто з країн неконкурентоздатний — як то кажуть, «давайдосвіданья» — будеш енергетичною колонією чи постачальником людського матеріалу — світлих голів, працьовитих робочих рук та повій!
— Україна — «досвіданья»?
— Найгірше, що зараз відбувається в Україні, це те, що влада та увесь політичний клас розглядають її виключно як велику свинячу тушу, яку треба порізати на шматки та скоріше продати — поки ціна не впала.
Хоча в новій Верховній Раді я нарахував до півтора десятки цікавих інноваційних людей, здатних створювати нову країну і нову систему відносин в суспільстві.
— Що то за люди?
— Імен не назву. Боюся зурочити. Але назву прозорий індикатор рівня їхньої інноваційності та ефективності. Якщо ці люди не пересваряться, якщо зможуть домовитись між собою, а серед них є не лише опозиціонери та мажоритарники, але й з «Регіонів», якщо створюватимуть синергетичний ефект та «точки зростання» в Україні, значить, я в них не помилився. Якщо погрузнуть у сварках чи займуться дерибаном — значить, все, кінець.
— Чому не спрацювала гречка? І що спрацювало?
— Насправді, гречка працювала, але там, де її використовували не як підкуп виборців з боку вбогого кандидата — «шестьорки» олігарха, а як привід прийти на зустріч із змістовним та цікавим кандидатом. Крім того, вона спрацювала в тих регіонах, де населення повністю опущене та перетворене на бидломасу. А там, де люди почали цілком раціонально усвідомлювати, що влада цинічно обкрадає і «опускає» народ, скуповуючи їхні голоси по два пакети з крупою чи цукром, там не спрацювала. І це не лише Київ, але й Сумщина, Полтавщина, Житомирщина, Черкащина.
Але цікавих та непередбачуваних кампаній було мало. В багатьох симпатичних кандидатів просто тупо не було грошей на повноцінну кампанію.
Серед цікавих інноваційних кампаній я б відзначив кампанію Тані Монтян, в якій найцікавіший не результат (якби вона свідомо не позиціонувала себе як Аніку-воїна, результат був би іншим), а інноваційні технології створення та мобілізації громадянського суспільства знизу, з рівня «сусідської общини».
Особисто в мене була нагода випробувати нову технологію виборчого позиціонування мажоритарних кандидатів під умовною назвою «Нова щирість» (російською «Новая искренность»), яка базувалась на створенні резонансу основних меседжів кампанії кандидата з найінтимнішими очікуваннями електорату стосовно справедливості. Виявилось, що це ефективна стратегія проти «гречкосіїв», які повикладали по кілька мільйонів «зелених».
— Чому не було масових акцій протесту через фальсифікації на виборах? Ще до виборів Ви прогнозували, що єдина можливість нової революції — це кумулятивний ефект від маленьких «майданів» на мажоритарних округах.
— Ну як же — на проблемних округах протестні акції нагадували часом громадянську війну. Інша справа, що все це не переросло в єдину всенародну акцію.
— Але ж чи могло воно перерости?
— Гадаю, не цього разу. Народ зневірений, розчарований, перебуває в апатії, але ще не розлючений. Коли люди на піднесенні, коли їхній добробут зростає, але не так швидко, як би хотілось, коли відчувається перспектива, але здається, що влада цю перспективу забирає, — це час для безкровних революцій. Але коли народ злий та розлючений, коли не видно перспективи, коли відчай і безвихідь, коли переповнена чаша народного гніву — це передумова для бунту з вилами та бомбардуванням з повітря межигірських палаців. Зараз не бачу ані першого, ані другого.
— Чого очікувати в найближчі місяці від парламентської опозиції — «Батьківщини», УДАРу Кличка, «Свободи»?
— Опозиція отримала на виборах величезну перемогу — але приблизно таку, як персонаж оповідання «Старий і море» Хемінгуея: він спіймав найбільшу в океані рибу, але по дорозі її зжерли акули. Так і тут: опозиція отримала результат набагато кращий за сподівання, але ні на що, за великим рахунком, не зможе впливати. От Янукович в перший же день засідання нової Верховної Ради протягнув Азарова. І що тут могли зробити клички, тягнибоки та яценюки разом взяті? Хіба що яскраве файєр-шоу в залі засідань, яке докладно та крупним планом в обов’язковому порядку показують усі російські телеканали. Що зможе реально робити опозиція в Раді проти «регіоналів» та комуністів? Влаштовувати «бои в грязи» у форматі «Ірина Фаріон проти Колесніченка та Ігоря Маркова»? Опозиція програла ці вибори вже тоді, коли погодилась на змішану (паралельну) систему — з мажоритарними кандидатами. Тепер вони виправдовуються — мовляв, інших варіантів не було. Гадаю, інші варіанти та можливості були, але тепер це не має ніякого значення.
Звісно, в опозиційних депутатів є можливість ефективно працювати з депутатськими зверненнями та в комісіях Верховної Ради, блокуючи деструктивні дії влади. Але для цього треба бажання та снаги. А більшості з опозиції хочеться не тяжкої щоденної праці, а красивого життя та яскравого миттєвого телевізійного ефекту.
— Як оцінюєте перші робочі дні нової Верховної Ради? Що здивувало, обурило, вразило?
— Абсолютно нічого несподіваного: влада не лишила опозиції можливості для політичної дії — тобто для участі у законотворчій діяльності. Тож тепер опозиція змушена діяти як партизани — в асиметричний спосіб. При цьому, на жаль, це буде не результативна тиха лобістська діяльність, а гучна, яскрава та беззмістовна гра на публіку.
Красивим та справедливим видалося спилювання «свободівцями» кількох секцій паркану навколо Верховної Ради. На місці опозиції я б цей атракціон розтягнув би на максимально довгий час: уклав би графік — кожен день сесійних засідань одна з трьох опозиційних фракцій випилює по одній секції паркану.
Здивувало — що ніхто з опозиції не подав до Конституційного Суду запиту щодо тлумачення відповідних правових норм з метою з’ясувати — чи має право КПУ, яка не провела жодного мажоритарника, на власну фракцію у Верховній Раді? Очевидно, цю проблему для КПУ створила влада, змінивши регламент ВР, аби з симоненківцями можна було б домовлятись за значно менші гроші. Але ця амбівалентність ставить під загрозу легітимність всієї діяльності ВР. Хоча, звісно, вже давно все те, що відбувається в Україні, позначається словосполученням «загибель права».
— Чому саме Азарова Янукович подав кандидатом на прем’єра? Його сильні і слабкі сторони.
— Дійсно, нереально велика кількість по всій Україні і особливо у Києві сітілайтів з обличчям голови Нацбанку Арбузова говорить чи про те, що він — нова кінозірка, або що його роблять звичним для українського суспільства. Навіщо? Готують на прем’єра чи в подібних витратах може бути якась інша логіка? Враження, що молодша «фракція» «Сім’ї» зробила трохи поспішну ставку на цю людину, а старші (тобто сам президент) та «старі донецькі» були за повернення Азарова. Сильна сторона старо-нового прем’єра — відданість «донецьким» інтересам, відсутність власних президентських амбіцій чи потуг стати головою власного клану. Слабка його сторона — неадекватне уявлення про те, що насправді відбувається в Україні і чому його підлеглі (хоча він списує це на «папєрєдніков») привели країну на край прірви.
— Одним з найбільш несподіваних став результат ВО «Свобода». Звідки такий прорив?
— «Свободі» допоміг збіг багатьох обставин: відсутність опції «Проти всіх» у бюлетенях, загальна протестна вмотивованість електорату, партія переросла амплуа регіональної західноукраїнської політ сили. Крім того, публічно партія була позиціонована менш радикально та агресивно, ніж зазвичай. Та сама Ірина Фаріон балотувалась у Львові на окрузі, тож в неї не лишилось часу «світитись» по загальноукраїнських телеканалах.
Але їхній несподівано високий результат — це поки що кредит довіри. Вони можуть залишитись в межах очікування, тобто повторювати весь той набір ідеологем, які ми всі добре знаємо і за які їх називають «ультраправими» та «неофашистами». Скажу вам впевнено — і в Європі, і в Росії є чимало навколополітичних організацій, яким потрібна «Свобода» в ультрарадикальному амплуа, аби заробляти чималі грантові гроші на боротьбі з нею.
Але ця партія може і радикально змінитись — зробивши акцент на патріотизмі та «економічному націоналізмі», мобілізувавши «креативний клас» та інші соціально активні прошарки, для яких модернізація України — є справою життя або смерті. Особисто в мене є сумніви, що і «Свобода», і партія Кличка УДАР, і «Батьківщина» схочуть перетворитись на таку інноваційну партію. Але хочу помилятись.
— Які у Кличка шанси стати президентом?
— Намагання піти в мери Києва може серйозно підкосити президентську перспективу. Але в будь-якому разі під його амбіції та іміджевий капітал потрібна ще ефективна та розгалужена партія, ефективні люди навколо, ефективні стратегії громадської мобілізації прихильників. Поки що нічого такого нема й близько — на цих виборах вони діяли інтуїтивно, навмання, з низьким ККД. Про Кличка можна зараз сказати приблизно так, як колись про Ющенка: нація закохалась в боксера. Але поки що все, що пов’язане з Кличком, — якесь аморфне, невизначене, з незрозумілою перспективою. Ймовірно, зараз рейтинги його та його партії підуть трохи вниз. Можливо, я помиляюсь, але враження, що логіка політичної поведінки Кличка формується не в Україні, а в Німеччині.
— Які завдання мінімум і максимум має ставити перед собою парламентська опозиція на період до виборів президента?
— Зараз можливості опозиції надзвичайно малі — закони проводити вони не можуть, одіозні мовний закон чи закон про Земельний банк — не скасують, імпічмент Януковичу оголосити — тим більше не в змозі. Тому їм доводиться виключно грати на публіку. Тож на порядку денному така програма: красиво та ефективно блокувати трибуну та зал засідань, бити морди «донецьким», зупинити потенційних «тушок», а головне — навчитись ефективно працювати в парламентських комітетах — це найскладніше і найкорисніше.
Програма-мінімум поза парламентом: активізувати громадянське суспільство, створити «мережі довіри», мобілізувати «складні» електорати — студентів, військових, пенсіонерів. Програма-максимум: не пересваритися вщент між собою, висунути єдиного узгодженого кандидата, не дати владі повторити сценарій 1999 року.
— Як це зробити? Як Яценюку, Кличку й Тягнибоку не пересваритися до 2015 року і зійтися на єдиній кандидатурі від опозиції на виборах?
— Вони повинні утворити цілісного політичного суб’єкта. Себто стати єдиним цілим — трьохголовим (чотирьох- чи п’ятиголовим) опозиційним драконом, в якого одна голова — президент, інша — прем’єр, третя — міністр закордонних справ та ін. Якщо баланс інтересів буде збережено, така команда може витримати протистояння з «донецькими». Якщо ні, вони між собою перегризуться та пропустять вперед провладного кандидата.
— Які шанси в Тимошенко на участь у президентських виборах 2015 року?
— Якщо її не заб’ють в тюрмі, шанси бути обраною з’являються. Хтозна, що буде наступного року — на скільки впаде рейтинг влади, яким чином зміняться провідні електоральні тенденції, але станом на сьогодні Тимошенко обрати президентом з тюрми можна, хоч і вкрай складно.
Але ще складніше інше: припустимо, Тимошенко обрана президентом з тюрми, — чи буде вона ефективним та мудрим правителем? Чи стане вона творцем модернізації та системного оновлення суспільства — таким собі українським Ли Куан Ю? Бо для України зараз відсутність модернізації означатиме смерть та зникнення зі світової історії. І отут є сумніви та вагання щодо фігури Тимошенко.
— За яких умов Янукович може залишитися главою держави на другий термін?
— Або за умови узурпації влади (наприклад, на референдумі приймають нову конституцію і потім президента обирають в парламенті простою більшістю голосів). Або за умови громадянської війни та територіального розколу України. Або за умови фізичного знищення кандидатів-конкурентів. Або за умови грандіозної зради всередині опозиції — коли в другий тур виходять Янукович та одіозний й демонізований опозиційний кандидат — як в Росії у 1996 році чи в Україні в 1999 році.
— Хто з нових може з’явитися, наприклад, із владного середовища? Тігіпко, Льовочкін, хтось ще?
— Льовочкін — гросмейстер тіньової політичної гри, талановитий апаратник, який, проте, уникає публічності. Як розумію, він має дуже сильні президентські амбіції, але боїться їх виявляти — аби його не загризли друзі по партії. Не впевнений, чи була б така блискуча перемога опозиційних кандидатів по київських мажоритарних округах, якби не Льовочкін і не його конкуренція з Клюєвим.
Тигіпко — людина, якій періодично дуже сильно щастить — наприклад, з продажем Балаклейського цементного заводу французькому конкуренту або з продажем банку імені своєї доньки. Але, погодившись стати віце-прем’єром в уряді Азарова, а також зливши партію «Сильна Україна» Партії регіонів, він поставив на собі жирних хрест — як на улюбленцеві долі та рейтинговому кандидаті в президенти. Тепер він — збитий льотчик, буде плентатись під ногами в керівництва ПР. А коли влада зміниться, йому доведеться або емігрувати — в Молдову чи Францію, або стати директором Одеського кінофестивалю — на пару з молодою дружиною.
— На Вашу думку, яку мету переслідує нав’язлива рекламна кампанія Віктора Медведчука?
— Його реклама — дурна, це формат «гроші-на-вітер», хоч певною мірою вона робить свою справу: повертає Медведчука з політичного небуття — бо молоде покоління думає, що це просто чоловік телезірки Оксани Марченко. Медведчук знову має наполеонівські плани, але він завжди проколюється на своєму бажанні отримати все і зараз.
— Але за його спиною нібито маячить російський президент?
— Здається, саме так думала Юлія Тимошенко напередодні свого арешту минулого літа. Усе оточення радило їй тікати за кордон. Вона ж все чогось вичікувала — чи не сподівалась на чиїсь дуже-дуже серйозні гаранті своєї недоторканості? І це питання без відповіді: хто з кола її спілкування міг обіцяти їй такі гарантії, вказуючи на свою близькість до гаранта її ймовірної безпеки?
Проте, наскільки мені відомо, Путін вже не розглядає Медведчука в якості людини, яку можна і варто лобіювати на прем’єрство чи президентство, хоч той займається пропагандою Євразійського та митного союзів, а також федералізації України.
І справа тут не в особистих образах (наприклад, Медведчук виставив в інтернеті відео літнього візиту Путіна до нього на кримську дачу), а в його неадекватності викликам часу та в дуже специфічній харизмі — ну от чомусь не може він закохати в себе електорат, що тут не зробиш.
Насправді дивакуватий салоган з білбордів «Страной управляешь ты» — це не лише «отжиг» рекламістів, але й меседж, адресований Медведчуку з боку Путіна. Принаймні, так би хотілося самому Медведчуку.
— Ви вважаєте, що в Медведчука нема майбутнього у політиці?
— Я вважаю, що Віктор Медведчук як фундатор фонду імені Медведчука може зробити чи проспонсорувати багато маленьких корисних справ. Можливо, не з розмахом Пінчука, але зможе собі купити місце у світовій еліті. А як голова політичної партії він може викинути на вітер купу грошей, задовбати людей вщент своєю тупою рекламою і зробити дуже заможним своє політтехнологічне оточення.
— Але ж Медведчук — не єдиний в українському політбомонді публічний прихильник вступу України до Євразійського та митного союзів. Є ще й Азаров…
— Азаров — людина ментально та біографічно абсолютно чужа для України. Виходець з центральної Росії, з естонським, як кажуть, корінням, він існує ще в РСФСР — навіть не в УРСР. Публічне читання ним офіційних паперів українською мовою вже давно стало загальнонаціональним атракціоном. Емоційно, серцем він за Євразійський союз, але раціонально — через свою посаду та належність до «донецьких» — змушений бути ніби поміркованим противником ЕАС.
— Може реально претендувати на перемогу на президентських виборах кандидат і не з владного середовища і не з опозиції? За яких умов? Хто це міг би бути?
— Може! За правильного позиціонування та розкрутки такий кандидат, якщо він харизматичний, спирається на власні ресурси, не пов’язаний ані з владним костоломством, ані з опозиційним пустомельством, може стати лідером суспільних симпатій та претендувати на щось путнє.
— Знаєте таких?
— Знаю, але не назву, аби не накликати на їхні голови неприємностей. Хоча кастинг триває — особисто я продовжую пошук достойних кандидатур на українське президентство.
— Хто зараз виглядає найімовірнішим переможцем президентських виборів?
— Якби президентські вибори відбулись би сьогодні, гадаю, вони б призвели до громадянської війни та до розшматування України.
— Які основні сценарії розвитку України до 2015 року і після?
— Сучасну політичну реальність в Україні можна розглядати як боротьбу, в якій, з одного боку, беруть участь феодали, з іншого — вільні громадяни. Абсолютна більшість населення — інертна маса кріпосних, яку безжально експлуатують феодали, але, з іншого боку, вона боїться приставати до громадян.
Майбутнє України залежить від того, як розвиватиметься конфлікт між цими прошаркам. Якщо переможуть феодали, Україна в найближчі роки перестане існувати (принаймні, в нинішніх кордонах), а вільні громадяни будуть змушені або маргіналізуватись, або виїхати з України. Якщо переможуть вільні громадяни, феодали втечуть або будуть змушені стати легальними бізнесменами. В будь-якому разі, це означатиме збільшення конкурентності та життєздатності України.
Але найбільш ймовірний варіант — це ситуація, яку визначатимуть жорсткі війни між конкуруючими феодальними угрупуваннями. Якщо одні програють, а інші виграють, — переможці посиляться і стануть монополістами. І лише якщо вони будуть постійно, міцно, до безтями одне одного лупцювати по голові бітам (звісно, політичними, а не бейсбольнми), — в цій ситуації з’являється надія для майбутнього України. На структурування та суб’єктність прошарку вільних громадян в мене поки що, на жаль, надій менше.
- Информация о материале
Страница 1038 из 1561
