Статьи
Политическому ландшафту страны грозят тектонические сдвиги. Внезапное изменение правил игры – отказ от смешанной избирательной системы в пользу чистой пропорционалки - чреват непредсказуемыми последствиями. Которые для нынешней власти станут, скорее всего, фатальными.
Еще год тому политикум пребывал в плену стереотипа: «мажоритарка» – неоспоримый козырь авторитарной власти и админресурса.
Использование которого позволяет провести в парламент кого угодно – что было вполне успешно доказано осенью 2010-го. На местных выборах кандидаты от власти лидировали в округах и тех регионов, где ПР традиционно недолюбливают.
Впрочем, даже попадание в Раду некоторого количества «независимых» (не получивших благословения Банковой) особых проблем не создает: методы «приручения» слишком самостоятельных и строптивых не изменились со времен Виктора Медведчука. Как и арсенал подручных средств – ГПУ, налоговая, СБУ...
Добавьте к согнанным в провластную коалицию «мажоритарщикам» 150-200 «правильных» списочников из ПР, примкнувших к ним «тушек» из БЮТ и «Фронта Змін» и получите абсолютно ручную Раду в целом и конституционное большинство в частности. Что гарантирует Януковичу политическую стабильность и отсутствие осложнений при реализации масштабных бизнес-проектов, в частности – проведения земельной реформы и приватизации недоприватизированного.
В действительности, мажоритарные округа – шанс для многих бизнесменов, решивших не связывать свою судьбу с ПР или БЮТ, для которых мандат – защита, единственное средство спасения от силовиков, рейдеров и т. д. Также – для региональных «элит», лидеров мнений, просто активных граждан, несогласных с установившимися порядками. За полтора года правления Януковича система власти сформировалась так, что иного способа выжить многие попросту лишены.
Да, «альтернативному» кандидату победить на округе сложно. Но возможно. Опыт всех парламентских кампаний, по «мажоритарной» и «смешанной» системам – убедительное тому подтверждение. Эксперты Института Горшенина – единственные, кто напомнил об этом, едва президент Янукович анонсировал намерение вновь внедрить смешанную.
Которая, на самом деле, дает отличные возможности для возобновления политической конкуренции, уничтожение монополии вертикалей и ресурсов одной политгруппой. Немало потенциальных кандидатов это поняли и вовсю развернули «боевые действия» на избранной территории. Частенько, на одном и том же округе (границы их, кстати, до сих пор четко не определены и определять их ЦИК начнет не скоро) уже тренируется по три-четыре претендента якобы от власти (каждый бравирует наличием мифического «высшего разрешения») и столько же – «вольных стрелков».
Но не факт, что всем им предстоит сойтись в решающей схватке. По состоянию на конец августа, Банковая крепко призадумалась относительно целесообразности введения смешанной системы.
Причины:
– «тренировки» «вольных стрелков» выявили слишком уж много активных, небедных граждан, готовых потягаться за депутатскую корочку. Все они – потенциальные конкуренты кандидатов от власти (которых и так набирается слишком много);
– приблизительно столько же активных граждан выявили выступления оппозиции, обусловленные уголовным прессингом ее лидеров;
– да, в 2002-м самостоятельные мажоритарщики охотно присоединились к провластному большинству. Но, чем ближе к 2004-му, тем чаще они демонстрировали принципиальность, твердости и независимости. От создания маленьких «групп по интересам» до провала политреформы (апрель 2004-го). Виктору Федоровичу подобные сюрпризы в 2015-м не нужны;
– неизменность избирательного законодательства можно выгодно презентовать Европе как последовательность и системность лидеров Украины в деле построения цивилизованного политического пространства.
Впрочем, нет, кое-какие изменения в действующие правила внести все же необходимо. Поднять проходной барьер, например. Если не с 3% до 7%, то до 5% – точно.
Тогда в Раду зайдут:
– надежные «регионалы»;
– «проверенные» регионалами формальные члены «Батькивщины». Первая десятка – старые закаленные (но покорившиеся бело-голубым обстоятельствам) бойцы (без Тимошенко, разумеется), остальные – «тушки» (надо ж их куда-то девать!) и те, кто не поместился в ПР;
– условно оппозиционный «Фронт перемен», лидеру которого сейчас близки Мартыненко и Фирташ. Приблизительно в равной степени. Кто из них получит приоритет при формировании списка, пока неясно. Но ясно то, что посланцам от власти здесь места тоже найдутся;
– возможно «Свобода» (для присутствия в Раде радикалов-националистов, которых власть станет регулярно героически побеждать).
Кроме того, по мнению Банковой чистая «пропорционалка» позволит власти получить желаемое даже в условиях катастрофического падения рейтингов ПР. Рейтингов – что важно – не только самой политичсилы, ее лидеров – президента, премьера, многочисленных министров, но и тех, кого она – под своими знаменами – делегирует на округа. Подобные замеры (с пометкой «для внутреннего пользования») на Липской недавно проводили – мониторили популярность «своих» кандидатов на разных территориях. Результаты получились неутешительные – обнародованию не подлежат.
Хотя, с другой стороны, не понятно, как при таком катастрофическом падении рейтинга ПР и ее Лидера добиться победы партии на выборах. Одним парадом присоединений, а, фактически, поглощением сателитов тенденцию не переломить.
В любом случае, времени на размышления – возвращать «смешанную систему», модернизировать «пропорционалку» или оставлять ее в нынешнем виде – у Банковой крайне мало. Избирательное законодательство, как известно, запрещено корректировать менее, чем за 12 месяцев до кампании, состояться которая должна следующей осенью (дату ВР еще не назначила). То есть, на подготовку, обсуждение, принятие всех документов – максимум четыре пленарные недели. Значит, политическое решение откладывать нельзя.
Какой будет его окончательная версия, станет понятно в ближайшее время. Это, собственно, определит вектор развития Украины, всей нашей общественно-политической системы на годы вперед.
Либо – застой, консервация и «пропорционалка» (А ведь помните – ее-то вводили как более прогрессивную систему, стимулирующую развитие и структурирование партий).
Либо – конкуренция, развитие и «смешанная система».
Последняя выгодна крупному бизнесу, бизнесменам-политикам в среде ПР (как и их пока еще многочисленным конкурентам из других лагерей). Первая – кадровым чиновникам, чей бизнес – торговля доступом к власти. И те, и другие занимают, в окружении президента, довольно серьезные позиции. «Бизнесмены» контролируют Кабмин, «чиновники» – АП.
Чью сторону, в итоге, примет гарант? Покамест аргументы АП перевешивают.
Если перевесят окончательно, это породит, кроме прочего, системную проблему. Именно – куда, в какое русло направят потенциал, куда приложат свои усилия те, для кого мажоритарка была последней надеждой? Какие способы спасения изобретут? За жизнь выживание всегда борются до конца. Даже если это потребует стереть противника с лица земли.
- Информация о материале
Проблема становления национальной системы поддержки и защиты прав человека является объектом внимания со стороны европейского сообщества, страны которого заинтересованы в постоянном развитии Украины как правового государства и предоставлении необходимых ресурсов для решения проблем в этой сфере. По оценке национальных экспертов, среди стран Восточной Европы Украина получает одну из наибольших долей международной помощи.
В связи с этим привлекают к себе внимание неоднократные в течение 2010–2011 гг. обвинения со стороны представителей правительства и депутатского корпуса в адрес гражданских учреждений в так называемом грантоедстве, то есть неэффективном использовании донорской помощи. При этом последняя рассматривается как часто имеющая сомнительные цели и не отвечающая внутренней государственной политике. Вместе с тем гражданское общество и международное сообщество стали свидетелями разработки парламентом законопроекта, который призван обеспечить контроль за финансированием общественных организаций в Украине таким образом, чтобы обеспечить их финансирование исключительно за счет средств граждан Украины, то есть без привлечения зарубежных фондов.
Так какие же средства поступают в Украину от международных доноров на обеспечение прав человека и на что они тратятся? Действительно ли в Украине существует класс «грантоедов», которые тратят международную помощь на пустое?
Если мы проанализируем ситуацию в этой сфере за последние годы, то увидим, что только Европейская комиссия и Совет Европы в 2009–2010 годах реализовывали шесть проектов в сфере верховенства права и защиты прав человека. Другие доноры осуществляют помощь по меньшей мере по трем приоритетным направлениям в области защиты прав человека: развитие судебной системы (USAID), поддержка системы криминальной юстиции (ОБСЕ, CIDA, SIDA, Департамент юстиции США) и доступ к правосудию (датская программа MATRA, Институт открытого общества). В круг постоянных доноров входят правительства США, Великобритании, Нидерландов, Германии, Канады, Швейцарии и Швеции, а также Программа развития ООН. Даже Япония оказывает определенную поддержку Украине в области демократических инициатив и мониторинга избирательного процесса. Ведущая роль при этом принадлежит Европейскому Союзу и правительству США, если брать за индикатор сумму ассигнований, выделенных под реализацию проектов и общих программ. Среди частных доноров самую заметную роль играют такие благотворительные учреждения, как Фонд Джорджа Сороса и Фонд Чарльза Стюарта Мотта.
Общее же количество международных доноров, способствующих развитию демократии и улучшению состояния дел в сфере соблюдения прав человека, по оценкам европейских аналитиков, насчитывает свыше тридцати агентств.
Правительство США на сегодняшний день является крупнейшим донором в сфере поддержки прав человека и развития демократии в Украине. Начиная с 1992 г., система поддержки правительственных и местных инициатив установилась таким образом, что основная нагрузка ложится на программу USAID (United States Agency for International Development), неправительственную организацию NED (National Endowment for Democracy) и само Посольство США в Украине.
Бюджет USAID, например, в 2010 году для Украины составлял 96 млн. 47 тыс. долл. США, в том числе на Программу поддержки верховенства права и прав человека — 5 млн. 719 тыс. долл. США, Программу развития гражданского общества — 15 млн. 324 тыс. долл. США.
К видам деятельности, которые поддерживает USAID в сфере правовой реформы и верховенства права, правительство США традиционно причисляет проекты, направленные на развитие большей прозрачности и подотчетности судебной власти, роста уровня доверия к ней в обществе, лучшего доступа граждан к правосудию благодаря созданию системы бесплатных юридических консультаций; формирование согласия по вопросам судебной реформы, автоматизации и большей эффективности работы судов. Широко поощряются также мероприятия по усовершенствованию мониторинга деятельности судов со стороны гражданского общества и развитие сотрудничества между судами и СМИ.
По результатам 2010 года, свыше 2500 работников судебных органов получили методическую и техническую помощь, а USAID предоставил дополнительную помощь в разработке проекта нового УПК, который поступил в парламент для дальнейшего рассмотрения.
Ресурсы еще одного источника помощи, американской организации NED, со средним ежегодным размером бюджета для Украины примерно 2 млн. 200 тыс. долл., направляются на более широкую сеть неправительственных организаций, работающих в сфере защиты прав человека. В 2009 года такую поддержку получили 49 украинских организаций с общим годовым бюджетом 2 млн. 888 тыс. долл. Среди направлений поддержки следует отметить содействие реализации гражданами Украины своих политических прав; обеспечение мониторинга и анализа соблюдения прав человека в Украине; поддержку свободы слова и доступа к информации; мероприятия, направленные на защиту прав женщин, свободу убеждений, права на приватность.
Непосредственная поддержка инициатив гражданского общества осуществляется также Программой демократических грантов, которая работает при Посольстве США в Украине. Поскольку с 1996 года программа поддержала более 600 проектов с бюджетом от 5 до 15 тыс. долл., ежегодный бюджет программы представляет в среднем 420 тыс. долл.
Европейский Союз в течение 2010–2011 гг. поддерживает Украину, реализуя около 250 проектов, однако защиты прав человека непосредственно касались лишь четыре из них: «Создание национальной системы предупреждения пыток и плохого обращения в Украине» (бюджет 696 тыс. 680 евро, совместно с Советом Европы), «Правовая и социальная защита детей — искателей приюта и беженцев в Украине» (бюджет 960 тыс. евро), «Укрепление национальных механизмов и ресурсов относительно ликвидации торговли детьми в Украине» (бюджет 596 тыс. 559 евро), «Права женщин и детей в Украине» (бюджет 1 млн. 80 тыс. евро, совместно с Советом Европы). Другие программы ЕС в сфере верховенства права направлены на повышение эффективности судебной системы (бюджет 10 млн. 321 тыс. 800 евро), обучение государственных служащих (бюджет 1 млн. 75 тыс. евро) и повышение квалификации судей (бюджет 1 млн. 100 тыс. евро).
Анализ проектов, включенных в 2009–2011 гг. в программу поддержки прав человека в Украине, позволяет вычленить как основные проекты, результатом которых является:
— повышение профессиональности представителей органов власти, непосредственно ответственных за соблюдение международных стандартов в реализации внутренней политики;
— обеспечение свободы слова;
— формирование учреждений гражданского общества как независимого механизма контроля за соблюдением прав человека в деятельности органов власти (проект «Формирование активной сети независимых внесудебных правозащитных структур»), январь 2008 г. — декабрь 2009 г.;
— создание необходимых условий социальной защиты для граждан Украины и отдельных уязвимых групп;
— защита прав национальных меньшинств и мигрантов.
Программа развития ООН (ПРООН) в Украине представляет международное агентство, которое обеспечивает эффективное использование средств, предоставленных странами — членами ООН, для поддержки демократических инноваций.
Офис Координатора проектов ОБСЕ в Украине поддерживает инициативы, направленные на укрепление защиты прав человека и улучшение прозрачности и открытости отношений между гражданами и государством.
Бюджет Координатора проектов ОБСЕ в Украине в 2009 году, согласно решению №888 Постоянного совета от 2 апреля 2009 года, составляет приблизительно 2 млн. 758 тыс. 500 евро. Без учета внебюджетного финансирования, когда этого требуют масштабные долгосрочные проекты.
Посольство Великобритании в 2008–2010 годах, кроме партнерского участия в общих программах и мероприятиях, поддержало проект «Каждый имеет право работать: Партнерство ради создания возможностей трудоустройства молодежи с инвалидностью» с общим бюджетом
140 тыс. фунтов. За два года проект охватил консультациями по вопросам трудоустройства свыше тысячи молодых людей и 132 из них помог найти работу.
Посольство Канады оказывает поддержку как силами собственных проектов, так и с помощью Канадского международного агентства развития (CIDA). В 2010 году правительство Канады выделило свыше 36 млн. канадских долларов на поддержку шести проектов, отвечавшим приоритетам развития правительства Украины.
Канадское международное агентство развития (CIDA) было одним из первых международных доноров, которые предоставили помощь Украине в первые годы независимости. Пока в фокусе программ CIDA в Украине находятся вопросы поддержки принципов демократического управления, верховенства права, гендерного равенства, соблюдение прав и свобод. Общий бюджет донорской помощи на сумму 200 тыс. долл. США в 2010–2011 гг. преимущественно предназначался для защиты прав детей, инвалидов, лиц преклонного возраста, развития равенства женщин и противодействия ксенофобии.
Посольство Германии в 2010 году поддержало в Украине четыре правозащитных проекта на сумму в эквиваленте 104 тыс. евро.
Посольство Нидерландов, как и посольства США и Канады, предоставляет донорскую помощь в сфере защиты прав человека через специальную программу MATRA. Программа направлена на содействие странам Южной и Восточной Европы в развитии демократического общества, управляемого по принципам верховенства права.
Посольство Швеции на протяжении 1995–2006 гг. выделило 71 млн. долл. США с целью поддержать реформы, которые должны были обеспечить интеграцию Украины в европейские структуры. Поддержка правительства Швеции традиционно осуществляется в двух стратегических направлениях — демократическое управление и права человека; природные ресурсы и окружающая естественная среда.
Посольство Швейцарии направляет донорскую помощь через отдельное учреждение — Дирекцию по вопросам развития и сотрудничества (DEZA), являющуюся агентством в составе Федерального департамента иностранных дел Швейцарии. Общий объем помощи, предоставленной Украине на протяжении 2002–2006 гг. швейцарской стороной, составлял 29,7 млн. швейцарских франков (CHF). Бюджет DEZA для Украины по программе верховенства права и демократии в 2008 г. равнялся 2,2 млн. CHF и 2,7 млн. CHF — в 2009—2010 гг. Основные направления донорской помощи — поддержка реформы криминальной юстиции и пенитенциарной системы, профилактика детской преступности.
Международный фонд «Відродження» (МФВ) как часть сети Института открытого общества, основанного Дж.Соросом, работает в Украине с 1990 года. МФВ остается одним из крупнейших благотворительных фондов в Украине с ежегодным бюджетом до 7 млн. долл. США для содействия неправительственным организациям в сфере становления открытого, демократического общества.
В 2009 году Фонд поддержал свыше 550 проектов для осуществления общественно важных общественных инициатив, выделив для этого 6,5 млн. долл. Среди основных приоритетов программа рассмотрела доступ к правосудию, судебную защиту прав человека, доступ к информации, мониторинг прав человека, просвещение в сфере прав человека, усиление правовых возможностей бедных слоев населения, реформирование криминальной юстиции, содействие реформированию уголовно-исполнительной системы.
Фонд Чарльза Стюарта Мотта оказывает поддержку украинским неправительственным организациям в сфере развития гражданского общества, юридической помощи и защиты прав населения.
Общий вклад мирового сообщества в развитие механизмов защиты прав человека в Украине довольно сложно подвергнуть дифференцированному расчету, поскольку влияние донорской помощи тем или иным образом всегда улучшает состояние дел в этой области. Мы можем лишь констатировать, что программы, направленные на поддержку принципов верховенства права, прав человека и демократического управления, на протяжении 2010 года имели бюджет свыше 60,4 млн. долларов США.
Одной из причин сложности измерения как общей суммы ассигнований, так и оценки эффективности использования предоставленной помощи является отсутствие соответствующих координационных механизмов на государственном уровне. Позиция государства в вопросах привлечения донорских средств довольно противоречива из-за политической составляющей, в частности из-занесогласования внешней и внутренней доктрины развития Украины.
В 2007 г., например, в рамках присоединения к Парижской декларации Украина высказала пожелания странам-донорам относительно предоставления государству международной технической помощи и начала ряда проектов в сфере прав человека и гендерного равенства. В соответствии с Парижской декларацией в Украине была создана специальная правительственно-донорская группа, которая должна была разработать общую стратегию и концепцию получения технической помощи украинскими органами власти. Ожидалось, что в сфере прав человека и гендерного равенства будут реализованы по меньшей мере семь международных проектов. Результаты деятельности правительственно-донорской группы пока неизвестны, как нельзя найти на правительственном портале какие-либо ссылки на донорскую или международную помощь.
Однако, подытоживая изложенную выше информацию, мы можем констатировать, что из предоставленной донорами в 2010 году помощи на сумму свыше 60,4 млн. долларов США на нужды государственного сектора была направлена приведенная ниже часть.
Так, по программам ЕС, предусматривавшим повышение эффективности судебной системы, обучение государственных служащих и повышение квалификации судей, в 2010 году было израсходовано 12 млн. 496 тыс. 800 евро. Посольство Канады на проведение тренингов для судей в рамках реформирования системы ювенальной юстиции выделило
6 млн. 200 тыс. канадских долларов. Посольство Швейцарии на поддержку реформы уголовной юстиции и пенитенциарной системы, профилактики детской преступности также выделило
1 млн. 300 тыс. швейцарских франков. Ежегодное распределение бюджетов шведских программ, направленных на разработку системы пробации и реинтеграции осужденных, а также на реформирование системы охраны детства, указывает на получение Украиной в 2010 году 3 млн.
489 тыс. 300 евро.
Общая сумма международной благотворительной помощи, полученной государственными учреждениями Украины в 2010 г., составляет около 30 млн. 832 тыс. 900 долларов США, то есть 51% от годового объема помощи. Однако этот процент значительно больше, если учитывать проекты Совета Европы и программу USAID, которые на протяжении последнего года предоставили методическую и техническую помощь более чем 2500 работникам судебных органов, а также повысили профессиональный потенциал работников 484 судов.
Так кто же они — «грантоеды», если большую часть международной помощи в нашей стране получают не общественные организации, а правительственный сектор? При этом для членов правительства и депутатов не секрет, что в течение последних четырех лет доноры отдают приоритет именно государственному сектору, существенно уменьшив финансирование учреждений гражданского общества до одной трети своих бюджетов.
Стратегия и эффективность распределения донорской помощи остается дискуссионной темой, поскольку правительство ни после 2005-го, ни после 2010 года не проявило надлежащей политической воли к реформированию государственных структур в сторону улучшения их работы в области обеспечения прав и свобод человека. Несмотря на значительную донорскую помощь, в Украине с 2004 года остаются практически в неизменном виде коррумпированная судебная ветвь власти, бесконтрольные и крайне непрозрачные органы прокуратуры, бездействующий институт омбудсмена, устаревшее уголовно-процессуальное законодательство.
Вместе с тем именно инициативы неправительственного сектора, поддержанные донорскими фондами, продолжают играть ключевую роль в защите прав человека и выполнять роль катализатора в реформировании внутренней государственной политики. Этот факт наглядно подтверждает позицию ученых относительно того, что в современном демократическом мире гражданское общество не только выполняет функции защиты прав и интересов граждан, но и осуществляет контроль над государством таким образом, чтобы государство не превышало своей компетенции и строго придерживалось конституционного принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов заявил, что «внешний инвестор» выделил средства на подготовку людей для реализации в Украине проектов «по варианту Северной Африки», сообщил «Луганськ. Коментарі».
«Сегодня мир информационно сильно обеспечен, и можно только с помощью Интернета „разогнать“ любую информацию. У меня даже есть данные, что и Сорос выделил определенные средства для того, чтобы подготовить у нас в Украине определенную группу молодых людей, которые могли бы по варианту Северной Африки запускать любые имеющиеся проекты. Это есть и это готовится», — заявил Ефремов.
Министр внутренних дел А.Могилев — по поводу событий во Львове 9 мая: «У нас отдельные господа, отрабатывая гранты, которые нам поступают, устраивают вот такие колебания. Потому что мощная Украина никому не нужна. Они именно заинтересованы были в том, чтобы отчитаться о вложенных в них финансовых ресурсах, об осуществленной работе и устройстве там массового побоища».
Министр образования и науки, молодежи и спорта Д.Табачник — по поводу майских студенческих протестов, в частности тех, кто, по его мнению, подстрекает молодежь: «Провоцирует тот, кто платит деньги, — иностранные фонды».
Депутат В.Колесниченко предлагает перестраховаться и разрешить финансирование отечественных ОО только украинским донорам: «Если политическую жизнь Украины пытаются изменять за счет иностранных средств, — возмущается народный избранник, — это называется реальным вмешательством во внутренние дела, это экспансия».
По материалам «Украинской правды»
Народный депутат от Партии регионов Елена Бондаренко считает, что власть проигрывает информационную войну из-за журналистов, подготовленных на средства западных грантов. Об этом она заявила в интервью газете «Киевский телеграф». «Если наши факультеты журналистики, курсы и журналистские программы обучения будут финансироваться соросоподобными, то мы и дальше будет проигрывать информационные войны», — сказала Бондаренко. По ее словам, «обучать журналистов за чужие деньги равносильно взращиванию иностранной армии в собственном государстве». Депутат скептически отозвалась о западных фондах, которые действуют в Украине. «Очевидно следующее: когда какое-то государство открывает в Украине фонды, организации, движения, начинает раздачу грантов, то оно, прежде всего, преследует свои цели. (…) Все эти душещипательные декларации о якобы бескорыстной помощи в развитии украинской демократии со стороны многочисленных грантоедов и их покровителей — лишь маскировка истинного желания контролировать Украину», — отметила Бондаренко. По ее мнению, в мире не существуют «по-настоящему удачных примеров насильственной „демократизации“. Бондаренко подчеркнула, что СБУ должна пресекать такую деятельность западных фондов.
- Информация о материале
Схемы, позволяющие безопасно выуживать из кармана рядового гражданина денежные средства, в Украине работают на всех уровнях. Украинский человек, несмотря на свою нищету, не станет возвращать в магазин просроченный йогурт, к примеру. Тот же норвежец придет, и устроит скандал, хотя зарабатывает в сто раз больше. Итальянец через суд пустит по миру лавку, где ему всучили гнилую колбасу. Украинец покривится, выбросит некондиционный товар в мусорное ведро, и забудет о десяти гривнах. Как будто так и надо. Как будто так и должно быть – отдаешь свои кровные ни за что и не жалуешься, не добиваешься справедливости.
В схемах присвоения чужих средств преуспели кредитные товарищества, бюджетные организации, банки. О выдумке одного финансового учреждения пойдет речь в этой статье.
Интернет-сообществом оживленно обговаривается тема появления мифических долгов у клиентов (в том числе бывших) «Укрсоцбанка». Расскажем одну историю для наглядности.
Максим Волков, житель города Севастополь, 9 августа сего года получил письмо от коллекторского агентства «УкрФинанс». В письме была указана сумма, которую Максим обязан выплатить коллекторам – 251,27 грн. Новоявленный должник бежать в банк не стал, а связался с «УкрФинанс», и поинтересовался природой возникновения задолженности.
Как оказалось, долговые обязательства мастерам получения чужих денег были переданы банком «Укрсоцбанк». Не удовлетворившись пояснениями коллекторов, Максим Волков позвонил в отделения банка, где в 2004-м году получил дебетовую карточку для начисления стипендии. В банке объяснили – Максим карту якобы не закрыл, потому образовался долг. И тут началось самое интересное – в банке, как утверждает наш герой, достаточно долгое время не давали выписки с детализацией долга. Когда же документ был получен, выяснилось, что сумма составляет не 251,27, а… 2 грн. 56 коп.
В отделении банка по ул. Ленина,15 пояснили данную метаморфозу «ошибкой программы». Программа ошиблась, и умножила долг на 100. Казалось бы – проблема решена. Остается выплатить две с половиной гривни, и телефонные звонки (а звонившие, как утверждает Максим, откровенно хамили и угрожали с самого начала «общения») прекратятся. Не тут-то было.
Коллекторы объяснили мужчине, что проблемы с банком их не волнуют ни капли. И «ошибок» программа не допускала. Долг на самом деле составляет 2 грн. 56 коп., но он переуступлен компании «УкрФинанс», потому и вырос до 251 грн. 27 коп. Все, что свыше 2 грн. 56 коп. - это плата за работу самих коллекторов. Таким образом, если бы им был передан долг в 1 копейку, человек, «зависший» столь весомую сумму, получил бы платежку на 248 гривен 72 копейки.
Теперь, собственно, о том, как долги появляются. Практически у всех пострадавших (а их по Украине, если судить по сообщениям на форумах, не одна сотня) проблемы возникают из-за закрытых несколько лет назад дебетных зарплатных карточек. Пример - в 2006 году женщина закрывает карту, выданную ей для социальных выплат по рождению ребенка. Карта была закрыта, и вдруг спустя пять лет выясняется, что на ней имелся ДОЛГ в 11 гривен. Естественно, дело передано компании «УкрФинанс», и теперь женщина должна оплатить около 259 гривен.
Второй способ получить долг в пару гривен – создать его с помощью системы СМС-банкинг, рекламируемой на сайте «Укрсоцбанка». По заявлениям людей, на сегодняшний день подвергаемых психологическому прессингу и угрозам со стороны коллекторов компании «УкрФинанс», у них неожиданно появлялась задолженность за пользование данной услугой, целью которой является упрощение контроля за денежными средствами на счетах. Выяснилось о долге, по словам обманутых людей, спустя год-пять после того, как услуга была отключена.
Дабы удостовериться в том, что долги людей перед «Укрсоцбанком» на самом деле имеют свойство незаметно трансформироваться, и умножаться в сто раз, я позвонил в главный офис «УкрФинанс». Представился Максимом Волковым, и начал выяснять, как превратить две с половиной гривни в двести пятьдесят.
Отмотайте начало ролика (я намеренно его не резал, дабы сохранить в первозданном виде) с музыкой, и послушайте, что рассказывает представитель коллекторской конторы, тесно работающей с «Укрсоцбанком». Удивительные вещи рассказывает.
Меня особо поразили угрозы обнародования информации о долге, и заявление о том, что «банк не обязан извещать вас о долге». Хороший банк, надежный, что и говорить. Так и хочется деньги отнести, а потом через пару лет от ночных звонков за сердце хвататься:
Основная идея коллекторов – «деньги небольшие, и не стоят проблем». Это типичный рэкетирский подход. Отдай неизвестно откуда взявшийся долг в 250 гривен, и живи спокойно. Люди отдают…
Мы позвонили по горячей линии "Укрсоцбанка", чтобы узнать - на каком основании долги в 2 гривни выростают в сто раз. Девушка-оператор пояснила мне, что "вам надо было написать письмо, и спросить остаток на карте". После вопроса "это нормальная практика - сразу передавать долги коллекторам без извещения клиентов?" барышня превратилась в робота и начала требовать номер карты...
- Информация о материале
Вместо советского неликвида украинцы построили небольшую и очень живучую экономику. Но недовольны малым и хотят большего. «20 лет назад Украина была самой развитой республикой СССР. У нас было сосредоточено современное машиностроение, производство космической техники и высокотехнологического вооружения, Украина владела третьим в мире арсеналом ядерного оружия», - считает бывший глава Комитета избирателей Украины, а ныне сопредседатель партии «Единый центр» Игорь Попов.
Насчет самой развитой эксперт, мягко говоря, загнул. По части «современного» машиностроения УССР уже тогда тяжело было тягаться и с Белоруссией, и с Россией. Что касается вооружений, то их действительно производили много. Только дело в том, что, во-первых, оно было не украинским, а советским. Во-вторых, как показала война против Ирака в 1990 году, не особо «высокотехнологичным». А в-третьих, его и продать-то толком не могли, все больше раздавали в долг братьям по классу в Африке, на Ближнем Востоке и Латинской Америке. Причем долги явно никто отдавать не собирался, разве что после победы мирового коммунизма.
С «владением» третьим ядерным потенциалом вообще нехорошо получается - рычаги управления, пресловутый ядерный чемоданчик находился либо у руководства союзного центра либо, после распада Союза, - у президента Росси. Лежало это все добро действительно на территории Украины, только вот наш ли это потенциал? Наш ядерный потенциал это Чернобыльская АЭС, так она с нами и осталась.
Фактически, накануне провозглашения независимости украинская экономика представляла собой конгломерат огромных заводов с уже тогда устаревшим оборудованием, на которых по плану из центра производили кучу материалоемких товаров: тяжелых тракторов и грузовых автомобилей, комбайнов для уборки зерна, свеклы и т.д.
При этом никто из производителей особо не заморачивался, куда девается то, что он напроизводил. Главное было выполнить план, построить, а там хоть трава не расти. Как образно говорил российский экономист, академик РАН Юрий Яременко «наше общество походило не на Европу или Америку, а скорее на древний Египет, где строительство пирамид являлось стержневым элементом самой египетской цивилизации. Так и наша экономика в своем развитии не имела какого-то внутреннего смысла».
Можно со всей уверенностью сказать, что после распада СССР украинская экономика стала меньше, но зато у нее появился нормальный экономический смысл. Уж если что-то производят, то так, чтобы продать.
Сейчас производство техники действительно сократилось во много раз. Так, в конце 1980-х годов в УССР ежегодно выпускалось почти 100 тыс. тракторов. В 2008 году перед кризисом произвели всего 6,3 тыс. тракторов.
Но при этом, самое странное, сельское хозяйство не особо страдает. Продуктивность сельского хозяйства выше той, которая наблюдалась 18 лет назад. Так, если в 1990 г. для обработки 14,5 тыс. га посевов зерновых в Украине содержали парк из почти 500 тыс. тракторов, то к 2011 г. для обработки почти 16 тыс.га достаточно чуть более 150 тыс. тракторов.
И ничего, дефицита продуктов питания как-то не наблюдается.
Хотя нет - в прошлом году возникла проблема: гречки стало не хватать, но и в «благословенные» советские времена она всегда была в дефиците. Получали ее, в основном, диабетики по талонам, да партноменклатура, а сейчас она конечно дороговата, но зато ее всегда можно купить. В крайнем случае, премьер Николай Азаров позаботится о пенсионерах и распорядится завезти китайскую гречневую крупу. Хотя пенсионеры жалуются, мол, не такая наваристая. Понятное дело - наша вкуснее!
Конечно, сказать, что в сельском хозяйстве современной Украины нет проблем, будет неправдой (даже, можно сказать, враньем). Проблемы есть. После того, как в 1994 году был ликвидирован государственный заказ на сахар, очень тяжело себя чувствуют сахарозаводчики.
С другой стороны, страна регулярно входит в число ведущих мировых экспортеров зерна, по производству и экспорту подсолнечного масла - мировой лидер. Думается, что не один канадский или американский фермер вспоминает те благословенные времена, когда СССР закупал зерно за валюту, чтобы кормить изголодавшихся советских граждан.
Есть пока проблемы в животноводстве, по части поголовья крупного скота и свиней нам до УССР далеко, но менеджеры-профессионалы уже взялись за решение этой непростой проблемы. В частности, большой интерес к инвестициям в хрюшек проявляет вице-премьер министр инфраструктуры Борис Колесников, и можно не сомневаться, что он свое дело сделает.
В общем и целом, эксперты склоняются к тому, что ретроспективный взгляд на состояние дел в украинской экономике дает основания для оптимизма. «Украинцы зачастую чрезмерно критично относятся к собственной стране», - считаетАлександр Пасхавер, президент Центра экономического развития.
Доктор экономических наук, экс-директор Научно-исследовательского института Минэкономики Александр Розенфельд полагает, что ситуация в экономике Украины довольно нетипична для мировой практики, поскольку Украина - осколок великой державы, и ее экономика сохранила все признаки экономики сверхдержавы, каковой не является и никогда не будет.
Взять хотя бы ту же металлургию. Накануне развала СССР металлургические предприятия УССР, работая ударными темпами, выплавляли более 52 млн. т стали ежегодно, а к 1995 году выплавили всего 22 млн. т. В советские времена продукция шла, в основном, в военно-промышленный комплекс, где образно говоря, клепали танки и крепили оборонную мощь страны. К 1990 году у СССР было 64 тыс. танков, это не считая союзников по Варшавскому договору, а во всех странах агрессивного блока НАТО - 24 тыс., в общем, паритет соблюдался.
Понятное дело, что такую прорву металла, которая уходила на укрепление обороноспособности страны победившего пролетариата, было непросто пристроить на мировом рынке, но ничего, отечественные олигархи справились. Теперь это ведущая экспортная отрасль страны. Отметим, что постсоветский рекорд по производству стали поставлен в 2007 году, когда металлурги выплавили 43,7 млн. т стали (в прошлом году 33,6 млн. т.).
При этом опять-таки есть проблема - чрезмерная зависимость от внешних рынков, но тут уж ничего не поделаешь. Потребить большую часть произведенной в стране продукции страна не сможет никогда. «По площади Украина и Франция примерно одинаковы, но металлургические мощности Украины в 2,5 раза превышают мощности Франции. И для нас внутренний украинский рынок никогда не будет достаточно большим для потребления нашей продукции. Если бы в Украине в 2008 г. было такое потребление стали на душу населения, как в Китае, то в целом оно составило бы 12 млн т. А украинская отечественная металлургия легко может произвести 50 млн т.», - говорит Кристоф Корнье, член совета директоров компании ArcelorMittal.
По официальным показателям ВВП независимая Украина пока так и не смогла обойти УССР времен 1990 г. Одни это объясняют нежизнеспособностью капитализма на украинских землях, другие говорят об особенностях советской статистики. Огромный теневой сектор и попытка занизить официальные показатели производства это настоящий бич украинской экономики. Эксперты оценивают размер теневого сектора в 30%, а то и 50% от валового внутреннего продукта. В советские времена была другая проблема, и называлась она приписки. Чтобы выполнить план, отчитаться перед руководством, получить премию и сохранить должность, хитрые советские руководители завышали показатели производства, в результате на бумаге ВВП получался больше, чем на самом деле. Например, по советской статистике считалось, что в 1990 году гражданин СССР съедал 68 кг мяса, а в 2010 году, уже в независимой Украине, всего 52 кг. Дело лишь в том, что в 2010 году украинец это мясо действительно съел, а в 1990-м мог только прочитать о том, как он кушал, в статистическом сборнике «СССР в цифрах». Благо, статистические сборники, в отличие от другой литературы, тогда не были дефицитом.
Наряду с теневым сектором не стоит забывать и о еще одном аспекте - ни один нормальный украинец в здравом уме никогда не расскажет о своих доходах. Никогда. Это старая добрая традиция, еще со времен крепостного права - прибедняться.
«Мы часто сталкиваемся с проблемой, когда респонденты с одно стороны оценивают ситуацию негативно, с другой, готовы рассказать о планах на дорогостоящие покупки», - говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Эксперт Института демографии Лидия Таран отмечает вообще парадоксальную ситуацию - в 2005-2007 года доходы населения росли беспрецедентными темпами, и при этом большинство людей в социологических опросах утверждали, что жить стало хуже, денег не хватает. Что тут скажешь - издержки демократии.
Впрочем, не только сравнение с советскими валовыми показателями травмирует наших сограждан. Это еще полбеды. Злую шутку с маленькими украинцами играет стремление сравнивать свою экономику с самыми передовыми странами мира.
Понятное дело, получается хреново. Только вот оснований для таких сравнений нет абсолютно никаких. Зато совсем другое дело, если выбрать адекватный объект для сравнения, хотя бы Колумбию, Мексику или, например Южноафриканскую республику. И сразу на душе просветлеет. Реалистичнее надо быть, и будет всем счастье.
- Информация о материале
Через большинство нынешних украинских мифов красной нитью проходит мысль: «Выхода нет. Проверено». Сами по себе мифы не вредны и не полезны. Практическое значение они обретают тогда, когда становятся руководством к действию. В этом плане два мифа, получившие по результатам экспертных оценок наибольшее количество баллов, являются и самыми опасными. Убеждение в том, что «все политики заботятся только о себе» и что «от рядовых граждан ничего не зависит», не только глубоко укоренилось в украинском обществе, но и диктует его политическое поведение.
То, что именно эти два мифа оказались во главе рейтинга, — факт отнюдь не тривиальный. Распространение и усиление этих мифов было мало похоже на постепенный процесс. Наоборот, не раз получали хождение противоположные по смыслу мифы — о возможности быстро добиться перемен и о том, что для этого достаточно поменять «плохих» правителей на «хороших». Вряд ли считали, что от рядовых граждан ничего не зависит, шахтеры, бастовавшие горячим летом 1993-го, или сторонники Леонида Кучмы, благодаря которым в 1994-м в Украине впервые во всем СНГ произошла мирная передача власти от первого президента ко второму, или участники акций «Украина без Кучмы» в 2000–2001 годах, или участники «оранжевой революции» в конце 2004-го. И уж точно не считала тогда, что от рядовых граждан ничего не зависит, власть.
Конечно, за последние шесть лет у украинцев было чересчур много поводов разочароваться и в политике как таковой, и в политиках в целом, и в результатах своего собственного участия в политической жизни — в частности, в выборах. Но в том-то и суть мифа, что он лишь в какой-то мере отображает действительность, а в еще большей мере — искажает ее. Нынешней власти выгодна политическая апатия общества, и одним из способов усилить эту апатию как раз и является распространение мифов о том, что люди не верят ни политикам, ни в свою способность что-либо изменить.
Какую-то надежду оставляет разве что сравнительно низкое место, которое занял в рейтинге миф о том, что «все СМИ одинаково врут, все журналисты продажны». Огульное недоверие к политикам еще не вылилось в столь же огульное недоверие к массмедиа. Однако нужно помнить, что СМИ бывают разные и что массмедиа умеют не только разоблачать мифы, но и создавать их.
Впрочем, мифы могут быть сильными и без чьих-либо специальных усилий по их распространению и поддержанию. Об этом свидетельствуют третье-четвертое места, которые получили расхожие мнения о том, что «в городе жить лучше, чем в селе; в Киеве — лучше, чем в других городах» и что «после школы лучше получать профессию финансово-экономического направления». Нельзя недооценивать роль, которую играют эти мифы в поведении многих тысяч украинских граждан. В частности, тех, кто бежит из села в город, не принимая в расчет, что, прежде чем «жить лучше», нужно сначала заработать на квартиру в городе, а на это потребуются многие годы, в Киеве — десятилетия. Также и причастность к деньгам в названии профессии еще не гарантирует высокую зарплату (и даже вообще наличия работы) у ее обладателя.
В то же время эти мифы — едва ли не единственные, имеющие положительный смысл, то есть предлагающие хоть какой-то выход, пусть даже иллюзорный. Возможно, в этом и заключается секрет их силы и устойчивости. Действительно, следом за ними в рейтинге следуют три мифа сугубо негативного содержания: «Украина не способна достичь уровня развитых стран», «промышленность и наука развивались в Украине только во времена СССР», «в России жизнь лучше, чем в Украине». И чуть ниже — еще три мифа на тему украинской неполноценности: «Украине не повезло, потому что у нее не появился такой лидер, как Путин в России», «Импортные товары лучше украинских», «Украину не ждут в ЕС, ибо она бедная».
Вряд ли нужно доказывать роль политиков (в частности, из числа «регионалов» и коммунистов) в распространении и нагнетании подобных настроений. Причем политикам необязательно употреблять именно эти формулировки: например, можно вещать об ущербе отечественным товаропроизводителям от вступления Украины в ВТО из-за наплыва импортных товаров — и телезритель в очередной раз убеждается в неконкурентоспособности украинских товаров по сравнению с иностранными. Однако стоит отметить, что все эти мифы не только уничижают независимую Украину, но и несут дополнительную смысловую нагрузку, задающую определенную идеологию и диктующую определенное поведение. А именно: стремиться к союзу с Россией как единственному способу «достичь уровня развитых стран», вместо того чтобы стремиться в ЕС. Причем в мифе «Украину не ждут в ЕС, ибо она бедная» даже не два, а три смысла: уничижительный («Украина бедная»), нацеливающий на союз с Россией (поскольку «Украину не ждут в ЕС») и нивелирующий европейские ценности (ведь критерием для вступления в ЕС является отнюдь не богатство, а общая со странами ЕС система ценностей: демократия, права человека, свобода СМИ и т.д.).
Вместе с первыми двумя мифами, отвращающими украинцев от политики, мифы об украинской неполноценности навязывают жителям страны мысль о неустранимости и неисправимости всего того, что им хотелось бы устранить и исправить. Тем самым эти мифы оправдывают, переводят в разряд объективной данности социальные, экономические, экологические, демографические и прочие проблемы, с которыми не может справиться власть. Возможно, эта совокупность мифов поможет обеспечить стабильность и устойчивость власти. Но проблема в том, что депрессивное состояние мозгов не способствует высокой производительности труда и вообще реализации человеческого потенциала. Так что эти мифы наносят стране вполне реальный экономический ущерб.
Конечно, обращает на себя внимание последняя строка рейтинга: «Украинский язык бессмертен». Опасность этого мифа в том, что он внушает отсутствие необходимости волноваться и чувствовать личную ответственность за судьбу украинского языка: «Если я в повседневном общении использую русский язык там, где мог бы использовать украинский, от этого украинскому языку никакого ущерба не будет, ведь он бессмертен». Последнее место этого мифа в рейтинге вроде бы говорит о не слишком большой его распространенности. И это действительно так, если считать фактом, что половине Украины вообще безразлично, бессмертен украинский язык или же он может вымереть. Но вряд ли это обстоятельство делает миф о бессмертии украинского языка менее опасным — скорее наоборот.
Место | Миф | Сумма баллов |
| 1 | Все политики заботятся только о себе | 164 |
| 2 | От рядовых граждан ничего не зависит | 147 |
| 3 | В городе жить лучше, чем в селе; в Киеве — лучше, чем в других городах | 138 |
| 4–5 | После школы лучше получать профессию финансово-экономического направления | 133 |
| 4–5 | Украина не способна достичь уровня развитых стран | 133 |
| 6 | Промышленность и наука развивались в Украине только во времена СССР | 131 |
| 7-8 | В России жизнь лучше, чем в Украине | 126 |
| 7-8 | Пенсии платит государство из своих средств | 126 |
| 9 | Галичан и донетчан мало что объединяет и значительно больше — разъединяет | 123 |
| 10 | Украине не повезло в том, что у нее не появился такой лидер, как Путин в России | 120 |
| 11 | Импортные товары лучше украинских | 119 |
| 12 | Украину не ждут в ЕС, так как она бедная | 116 |
| 13–14 | НАТО стремится затянуть в себя Украину | 113 |
| 13–14 | Взяткодатели не виноваты, так как они — жертвы взяточников | 113 |
| 15–16 | Сила Президента — в его полномочиях | 105 |
| 15–16 | Все СМИ одинаково врут, все журналисты продажные | 105 |
| 17 | Русский язык необходимо знать, чтобы понимать научно-техническую литературу | 104 |
| 18 | Украина не настолько богата, чтобы ей угрожала иммиграция | 102 |
| 19 | Свободная торговля с другими странами вредит Украине | 90 |
| 20 | Украинский язык бессмертен | 86 |
- Информация о материале
Кризис с поставками лекарств в Украину и полная остановка государством обеспечения всеми видами лекарств миллионов больных, всех противоэпидемиологических мероприятий вызвал скандал в правительстве. Премьер-министр Николай Азаров по сути выразил недоверие к работе министра здравоохранения Александра Анищенко. Хотя очевидно, что прежде всего за полную утрату управляемости в снабжении лекарств премьер обязан выразить недоверие самому себе. Министр пока сохраняет свое кресло, но Кабмин пошел на беспрецедентный шаг — для ускорения поставок лекарств функции закупок переданы от Минздрава министру чрезвычайных ситуаций Виктору Балоге! Таким образом, Азаров фактически перевел всю организацию закупок лекарств лично под свой контроль, а «смотрящих» от Анищенко заменили «смотрящие» от Балоги — известного специалиста по освоению бюджетных денег. Это решение в свою очередь вызвало конфликт в верхушке Партии регионов — в бой вступила глава комитета ВР по здравоохранению Татьяна Бахтеева. Последняя поддерживает Анищенко, поскольку лоббирует интересы российских фармацевтических компаний «Фармстандарт» и «Никомед» и способствует продвижению их продукции на украинский рынок, а Минздрав подписал с «Фармстандартом» меморандум о сотрудничестве. Татьяна Дмитриевна открыто раскритиковала Азарова, предложив через Минздрав «закупать газ и квас». Абсурд заключается в том, что Анищенко уже разблокировал поставки, и лекарства начали поступать. Есть ли смысл закупать лекарства через Балогу? Все-таки фармацевтика сильно отличается от торговли контрабандной водкой и машинами…
Это столкновение в Кабмине еще раз подчеркивает, что проблема закупок лекарств в Украине решается не с государственных и медицинских позиций, а в бизнесово-политическом разрезе. Тем временем по-прежнему остаются без лекарств люди с тяжелыми заболеваниями — вопреки обещаниям, больные гемофилией получат положенные им в 2011 году лекарства в полном объеме не ранее конца ноября—начала декабря! Тендер по закупке лекарств для больных СПИДом состоится только 30 августа. Тяжелая ситуация у больных рассеянным склерозом, серьезные проблемы и у пятисоттысячной армии туберкулезников. В результате таких операций главным итогом хаоса и войны за контроль над госзакупками в правительстве и последующей «чрезвычайщины» станет значительный перерасход государственных средств. Потерь не избежать, поскольку организовать выгодную схему закупок в конце года при том, что слишком многие люди хотят иметь свою долю от этой операции, невозможно. То, что требует долгой и системной работы с производителями и поставщиками, согласования планов, нельзя решить за несколько недель. Деньги есть. Но разруха в головах у тех, кто жаждет сосредоточить в своих руках бюджетные потоки, заставляет усомниться в способности Кабмина навести порядок. Разъяснить ситуацию и ее перспективы для ZN.UA согласился министр здравоохранения Александр Анищенко.
— Александр Владимирович, хотелось бы понять логику работы Минздрава по организации закупок лекарств. Две недели назад на заседании Антимонопольного комитета выступала ваш заместитель Галина Калишенко, которая в ответ на вопросы представителей аптечных сетей рассказала, что Минздрав отказался от закупок датской вакцины и закупил российскую вакцину БЦЖ, поскольку российская дешевле в 17 раз, и за те же деньги можно обеспечить 98-процентную вакцинацию. Галина Николаевна честно призналась, что она финансист и впервые занялась закупками лекарств два месяца назад. Но хотелось бы услышать от вас, опытного медработника, в чем смысл отказа от датской вакцины, которая используется всеми странами Европы, отвечает стандартам GMP, и перехода на российскую, которая в розницу стоит одну гривню, поскольку там нет контроля качества GMP? Понятно, что хочется сэкономить, но не в ущерб же здоровью. Какой родитель будет экономить на вакцинации своего ребенка? Явно не 98%, а гораздо меньше — только самые бедные люди. Сколько будет использовано этой дешевой вакцины, закупленной Минздравом?
— Может быть, в ваших словах и есть истина, но давайте посмотрим на картину в целом. Во-первых, мы с вами привиты российской вакциной…
— Советской, Александр Владимирович, произведенной по советским ГОСТам и под советским контролем.
— Система контроля осталась. Мы с вами привиты этой вакциной, и налицо положительный эффект. Во-вторых, до 2000 года вся вакцинация также выполнялась российской вакциной БЦЖ. Насколько эффективно делать ревакцинацию датской вакциной? В-третьих, на закупки вакцин мы получили, 237,8 млн. грн. Мы обратились в Кабмин, и с вашей помощью нам выделили еще 35 миллионов.
— Полезными быть рады.
— Итого, мы получили 272,8 миллиона. Однако для обеспечения всех потребностей в закупках импортными вакцинами нам требуется 422 миллиона. Хочу заметить, что в прошлые годы мы могли обеспечить вакцинацией не более 54—60% потребности. А в этом году благодаря дополнительно выделенным и сэкономленным средствам сможем обеспечить вакциной почти 100%.И ведь никто не сказал, что российская вакцина хуже.
— Но ведь существует ряд исследований, доказывающих, что российская вакцина значительно уступает датской.
— Я с вами спорить не буду, но она ничем не хуже датской. А исследования бывают разные — и в разных интересах. Мне дали статистику: за последние годы в четыре раза увеличилось число поствакцинальных реакций после датской вакцины. Это не осложнения, но последствия неприятные. Российская вакцина менее реагентна и дает меньшие показатели поствакцинальных реакций. Тем более что решение о закупке российской вакцины принято нашими специалистами-практиками, врачами. Нам надо держать под контролем эпидемиологическую ситуацию. Для этого мы максимально эффективно использовали наличные средства.
Я отвечаю за полное обеспечение вакцинального комплекса.
— Я так понимаю, надо с вашей помощью написать еще пару статей, чтобы премьер-министр увеличил финансирование…
— Спасибо, уже достаточно! Мы сейчас должны научиться жить по средствам. В прошлом году закупали хорошую пятивалентную импортную вакцину «Пентаксим» — по 215 гривен за упаковку. В этом году отечественные производители дали нам генерик нашего производства по 165 гривен за упаковку. При схожем фармакологическом воздействии мы получили огромную экономию бюджетных средств. В настоящее время мы закупили лекарств на 217 млн. грн., при этом экономия по сравнению с ценами закупки 2010 года составила порядка 60 млн. грн. Теперь эти высвобожденные средства будут использованы для дополнительных закупок лекарств государством.
— Сегодня сотрудник нашей редакции возила ребенка на вакцинацию АДС. Как известно, эта вакцина прививается по определенному циклу, есть сроки вакцинирования, которые не рекомендуется нарушать. Но даже в одной из лучших частных поликлиник Киева этой вакцины не оказалось. Кто несет ответственность за сложившуюся критическую ситуацию с вакцинами?
— Сочувствую вашей коллеге, но к обеспечению лекарствами частных клиник мы не имеем отношения.
— Хорошо, а в государственных поликлиниках вакцина есть?
— Сейчас очень малый запас. Но буквально через два-три дня мы закупаем вакцину АДС. В сентябре поставки пойдут в большом объеме. В августе мы получим три вакцины. В сентябре — еще три. А в октябре обеспечим полный комплект вакцин. Да, есть проблемы с поставками. Но почему не было такого шума раньше, когда поставлялось всего 54% от необходимого количества вакцин?
— А почему нельзя было провести тендеры гораздо раньше? Почему не были акцептованы июньские 240 тендеров на закупку лекарств даже в тех случаях, когда цена на 30—40% была ниже закупочных цен 2010 года?
— Когда наша команда пришла в Минздрав, нам говорили о коррупции и огромных злоупотреблениях при тендерных закупках. Мы должны были разобраться в ситуации, провести инвентаризацию, изучить положение дел. Согласно инвентаризаци, на 1 июня из закупленных в 2010 году лекарств на сумму в 1,5 млрд. грн. мы располагали остатками лекарств в регионах на сумму 564 млн. грн. — это третья часть. Но по ряду программ, в том числе по иммунопрофилактике, по гемофилии, у нас были очень малые запасы. Мы изменили график проведения торгов, чтобы в первую очередь закупить препараты с критическими остатками. 10 августа первая партия лекарств для больных гемофилией — седьмой фактор свертываемости крови на сумму 5 миллионов — уже пошла в «Охматдет» и в регионы.
— Но ведь этот тендер состоялся еще 7 июня! Вы просто только сейчас акцептовали договор! Мы писали о том, что 7 июня прошли три тендера Минздрава на закупку факторов свертываемости крови, где было достигнуто снижение цены на 30—40% по сравнению с прошлым годом, но договоры с победителями Минздрав без всяких пояснений разорвал. За это время цена не изменилась ни на копейку, и вы просто спустя два месяца, уже после громкого скандала, одобрили те же самые условия поставки. Как это объяснить?
— Все эти договоры выполняются без каких-либо проблем. Ваша информация о том, что договоры, заключенные ранее, были разорваны, не соответствует действительности! Я могу привести все необходимые доказательства.
— Но почему же фирмы, которые выиграли тогда тендеры и от которых мы получили сведения о невыполнении договоров, не дали официальных опровержений, что могли бы подтвердить ваши слова?
— Мы предоставим вам опровержения от этих фирм. Те договоры, где все было в соответствии с законодательством, мы реализовали быстро. Но были объективные трудности с теми договорами, где цена оказалась выше прошлогодней. В частности, по фактору свертываемости 8, цена объективно выросла на 30%. И мы не смогли провести торги согласно закону о госзакупках, поскольку в нашем техническом задании на тендер зафиксирована более низкая расчетная цена. Провели повторный тендер — цена не снизилась. И вот сейчас мы добились принятия постановления Кабмина о регистрируемой цене. Это позволит нам корректировать цены согласно нашему оперативно обновляемому регистру. Мы провели торги, фактор свертываемости 8 для больных детей закуплен и скоро поступит по своему назначению. Мы сэкономили 4 млн. грн. на закупках 7-го и 9-го факторов, и направили эти средства на более дорогой 8-й фактор для детей. Победители торгов уже поставляют вакцину, и детский 8-й фактор мы получим максимум в середине сентября. Со взрослым 8-м фактором вопрос будет закрыт чуть позже. Мы проверили информацию у производителей и оказалось, что в Украину 8-йфактор поставляется по цене 25 евроцентов за единицу, что в два раза ниже цены поставок во Францию и значительно ниже поставок в Россию. Так что в данном случае повышение цены закупок является обоснованной.
Кроме того, закупка лекарств для больных гемофилией относится и к компетенции местных органов власти. Сейчас есть поручение президента и распоряжение премьер-министра ускорить закупку факторов свертываемости крови и через местные бюджеты.
— Ваша стратегия выглядит вполне логично. Но почему-то ваша логика настолько не убедила премьер-министра Николая Азарова, что он назвал ситуацию с поставками лекарств критической, пригрозил вам отставкой и поручил проводить закупки министру чрезвычайных ситуаций Балоге. Минздрав спасает Балога? Беспрецедентный случай, и очень яркая оценка состояния госзакупок лекарств…
— Минздрав не мог реализовать схему, какую предложил мой коллега Виктор Балога. 7—8 августа мы обратились напрямую к производителям, подключили посольства. Сейчас используются такие схемы поставок, чтобы лекарства начали поступать в течение двух недель. Подключение МЧС позволяет ускорить процесс. В любом случаемы работаем в полном контакте. Дай Бог, если у МЧС получится закупить лекарства быстрее.
— Но вы же понимаете, что, закупая в конце финансового года лекарства в чрезвычайном режиме, когда этих поставок нет в плане производства, ни о каких скидках и низких ценах говорить нельзя. Сейчас половину бюджета на лекарства для гемофиликов — 30 миллионов гривен потратят в рамках этой чрезвычайной закупочной программы. Зачем же было два месяца изучать рынок и переносить акцепт договоров на длительный срок якобы в целях экономии, если срываются сроки и технология изготовления лекарств, что приводит к переплате?
— В вашем вопросе есть рациональное зерно. Но, во-первых, потребности больных гемофилией Минздрав может обеспечить при существующем финансировании только на 13%. Мы вынуждены думать о том, как «латать дыры», потому что знаем: даже если бы эти лекарства были поставлены в январе, мы все равно не смогли бы обеспечить все потребности пациентов. Я докладывал премьер-министру, что для обеспечения 100% потребностей больных гемофилией требуется 500 миллионов гривен. Во-вторых, до июня этого года я был заместителем министра, но непосредственно закупками не занимался. Проблема закупок мне досталась, когда полгода уже было позади. Времени разобраться не хватило, и мы не смогли решить все проблемы задолго до их обострения. Однако в этом году, параллельно с проведением текущих закупок, мы начали подготовку к организации закупок 2012 года, и здесь никаких проволочек и сбоев уже не произойдет.
— Почему напрямую к производителям обратились только в августе, а не сразу после вашего назначения в июне? Неужели этот простой вопрос надо было изучать целых два месяца, пока мы не написали о проблеме, разгорелся скандал и Азаров устроил вам разнос?
— Я не говорю, что мы молодцы и все сделали правильно в данной ситуации. Считаю, что мы с принятием необходимых решений опоздали на месяц.
— Скажите, а почему нельзя было сразу обратиться за советами к тем, кто уже давно работает на рынке госзакупок? Зачем надо проводить такие эксперименты, за которыми стоят огромные затраты государственных денег и человеческие жизни?
— То есть вы меня обвиняете, почему я не оставил на рынке тех, кто создал все эти коррупционные схемы, действовавшие много лет?
— Нет, у меня вопрос о тех, кто старые схемы меняет на новые. Почему организация госзакупок в Минздраве поручена вашему заму Галине Калишенко и вашему помощнику Андрею Игнатову? Вполне допускаю, что эти люди — профессионалы в бизнесе, но согласитесь, странно выглядит, что в такой критической ситуации вы ставите на организацию госзакупок лекарств людей, которые ранее не работали в системе здравоохранения и ничего не понимали в фармацевтике. Ну, разумеется, им потребуется много времени, чтобы разобраться в сути проблемы, которую они курируют, разумеется, они будут ошибаться, вызывать своей деятельностью подозрения и обвинения, а вы, несмотря на благие намерения, будете подвергаться, возможно, и не во всем справедливой критике со стороны премьер-министра.
— Во-первых, критика премьер-министра абсолютно справедливая и обоснованная. Во-вторых, среднее звено управления Минздрава не поменялось. Да, специфика в работе железной дороги и фармацевтики — разная. Но здесь необходим качественный менеджмент. И если специалисты-медики подготовили рекомендации, какие лекарства надо закупать, то принцип проведения торгов везде одинаковый. Мы потеряли время, потому что, повторюсь, должны были разобраться в ситуации, подготовить свои предложения по номенклатуре, закупить качественные, действительно необходимые пациентам препараты за возможно меньшую стоимость, чтобы обеспечить как можно больше людей лекарствами. И наша работа дала конкретный результат в виде экономии бюджетных средств.
— И все-таки, как объяснить тот факт, что закупка факторов свертываемости крови состоялась 7 июня, а договоры не заключались до августа? Ведь вы все равно по этим лекарствам сейчас платите ту же цену, только придут они на два месяца позже срока?
— Мы можем работать только в рамках действующего законодательства. Сейчас девять наших коллег из тендерного комитета Минздрава в предыдущем правительстве находятся под следствием, некоторые арестованы! А все потому, что повысился курс доллара и стоимость лекарств на момент проведения закупок выросла по сравнению с условиями тендера! Сотрудники Минздрава не должны нарушать предварительные условия тендера, потому что это судьба каждого! Я не экономист, не все я знаю. Вот как раз Калишенко подготовила схему и постановление о регистрации цены, благодаря которому мы смогли разблокировать госзакупки по ряду направлений!
— Тендерный комитет времен Тимошенко арестован за повышение курса доллара. Но после обвинений руководства Минздрава на Кабмине в создании кризиса с поставками лекарств вы тоже можете попасть под следствие — просто по другой статье…
— Спасибо, я так и понял. Вы правы, может быть любая перспектива. Но кто не работает, тот не делает ошибок. И я понимаю, почему вы, скажем так, «специалист по остроте», во всем ищете коррупционный интерес. Но нельзя смотреть на проблему только в этой плоскости и не видеть результаты и стратегию. Большинство руководителей в Кабмине, которых я знаю, это вполне достойные государственные мужи.
— Александр Владимирович, у меня нет оснований не доверять вашим личностным оценкам, но позвольте — как же не видеть коррупционный интерес в действиях некоторых руководителей Кабмина, если, например, постановление №785 об отмене льгот по НДС на импорт медицинских товаров вначале принимается Кабмином, а спустя неделю отменяется? Как же не предполагать коррупцию, если договоры на закупку лекарств по уже состоявшимся тендерам не были реализованы в течение двух месяцев — пока не грянул скандал?
— Если бы в основе нашей работы был коррупционный интерес, то зачем мы бы строили понятную и прозрачную систему работы? Во-первых, торги пройдут в начале года. Во-вторых, принята система регистрации цены, то есть теперь мы будем определять цены на торгах на основе анализа цен непосредственно производителей лекарств. В-третьих, мы подали предложение, чтобы закупки лекарств проходили по специальной процедуре, чтобы контракты можно было заключать не годичные, а долгосрочные. Только долгосрочные контракты позволят нам значительно оптимизировать цены и избежать перебоев с закупкой и поставкой препаратов. В-четвертых, мы привлекли к решению проблемы госзакупок широкий круг экспертов, представителей общественных организаций, что резко повышает прозрачность работы и ее качество. В-пятых, мы составили научно обоснованный план всех необходимых пациентам видов лекарств. Кроме того, мы проводим политику импортозамещения, ищем отечественные аналоги, более широко можем маневрировать при закупках на рынке. Таким образом, система госзакупок радикально изменена, и это, несомненно, даст результаты.
— 27 июля состоялся тендер по закупке препарата «Такролимус», на котором победила компания «Людмила-фарм». Однако предложение фирмы «Ганза» проиграло, несмотря на то, что было вдвое ниже по стоимости — на 890 тысяч гривен. «Ганза» подала жалобу в Антимонопольный комитет. Как возможен такой парадокс? Нет ли здесь чьих-то личных коммерческих интересов?
— Я владею полной информацией по данному вопросу и объяснял ее Петру Багрию, вы его знаете, он задавал мне такой же вопрос. По этому препарату еще идут судебные процедуры, и мы его не можем купить, так как поставку могут заблокировать по суду. Петр Иванович частично согласился с моими аргументами. Частично — потому что ему нужно этот препарат продать.
— А почему бы не сделать официальное заявление Минздрава и не держать такую громкую историю под сукном? Минздрав по каким-то причинам закупил препарат в два раза дороже, чем его аналог, допущенный к тендеру. Сняли бы все инсинуации, отвели бы коррупционные подозрения…
— Вы обратились, и вам дали пояснение. А вообще я не хотел бы создавать плохой имидж участникам фармрынка, в частности Петру Ивановичу, у него прекрасные идеи как у президента Ассоциации производителей лекарств. Но в этом вопросе его подвели менеджеры. Сейчас нас проверяет КРУ, мы готовы предоставить все документы, в том числе и по этому вопросу.
- Информация о материале
Страница 1299 из 1561
