Пока власть укрепляет свои позиции, а оппозиция пытается хоть что-то ей противопоставить, электоральные настроения в Украине развиваются своим чередом. И чередом для политиков неутешительным. Кандидаты "Против всех" и "Не пойду на выборы" становятся все популярнее. Так что же не устраивает народ?

"Какая-то в державе датской гниль"

Спустя год после президентских выборов украинцев накрыла очередная волна разочарованности. Согласно социологическим исследованиям, знакомый по предыдущим волеизъявлениям протестно-равнодушный настрой избирателей продолжает набирать обороты. По данным опроса, проведенным компанией GfK Ukraine, если бы парламентские выборы состоялись в ближайшее время, то участие в них не стали бы принимать более половины опрошенных: 10 процентов вовсе не хотят идти на выборы, 21 процент готов проголосовать против всех, и столько же респондентов не представляют, кому бы они могли отдать свои симпатии. С гипотетическими президентскими выборами дела обстоят схожим образом, но с поправкой на перераспределение мнений между "неходильцами" и неопределившимися — 18 процентов останутся дома, 22 процента вычеркнут всех, а 14 находятся в раздумьях...
Подобные цифры специалистов впечатляют. "На сегодня избиратели, которые не определились с партией или кандидатом в президенты или вообще отказываются голосовать, составляют более половины населения Украины. Это максимум за период с прошлых президентских выборов", - поясняет старший исследователь GfK Ukraine Инна Волосевич. Частично картина поясняется растущим недоверием к действиям власти. По данным опроса GfK Ukraine, полагают, что события в стране развиваются не в том направлении, в котором стоило бы, 54 процента украинцев. Недавнее социсследование Киевского международного института социологии дает схожий результат — 57 процентов, как и чуть менее "свежий" (еще ноябрьский) опрос социологической службы Центра Разумкова — 53,9 процента. Но нужно учитывать, что одной только разочарованностью в действиях руководства страны впечатляющие цифры объяснить трудно.
"Прелесть" нынешней ситуации заключается в том, что, вопреки кажущейся логике перераспределения электоральных симпатий, у оппозиции "прибывает" совсем не теми темпами, что "убывает" у власть имущих. "… если у Януковича рейтинг падает с 50% до 20%, и "освободившиеся" 30% никто не подбирает, и они просто растворяются в воздухе – значит что-то не так. Это свидетельство того, оппозиция тоже не соответствует уровню народа. Тимошенко, в силу своей харизмы, подбирает немного больше, чем другие. Но в целом, оппозиция выглядит совершенно не так, как могла бы при нынешних обстоятельствах", - цитирует ForUm политолога Александра Палия.
Невысокий рейтинговый прирост (а то и потери) оппозиционеров первого эшелона может объясняться тем, что избиратели уже не спешат довериться и им — вернее, не видят в них полноценной альтернативы. "Оппозиция из числа бывшей власти не находится на подъеме. Более того – она растеряла кредит доверия, а это гораздо хуже, чем простое его отсутствие. Это, конечно, не означает полное вытеснение ее из политического процесса, но говорить о "былой мощи и влиянии" не приходится", - уточняет в интервью From-UA руководитель политических программ Украинского независимого центра политических исследований Светлана Конончук. Проблема малого (несмотря на благоприятствующие этому неоптимистичные обстоятельства) прироста популярности оппозиционеров со стажем объясняется тем, что большинство из них успели побывать при власти и проявили себя там не самым лучшим образом, а потому удерживать планку могут пока по большей части за счет реваншистских настроений своих преданных избирателей. Несколько более интересным представляется положение тех "молодых" игроков, которые хоть и успели засветиться в былых политреалиях, но самостоятельность обрели позже — как Арсений Яценюк или Анатолий Гриценко. Но проблему недостатка ресурсов для полноценной раскрутки решить им не так уж и просто.

"А у вас нет такого же, но без крыльев?"

Очевидно, что актуальное на сегодня предложение на политическом рынке не слишком соответствует спросу. Но четко формулировать, чего же ожидает народ от политиков, большинство экспертов не рискует — воспользоваться образовавшейся лакуной могут многие. Одни предсказывают победы на левом фронте (причем, как укрепление позиций традиционной КПУ, так и успех "новых левых"), другие — предполагают, что пространством для рывка воспользуются правые радикалы (вроде той же "Свободы", которая за последние годы обзавелась хорошо узнаваемым брендом), третьи допускают, что разочарование избирателей не проявит себя в поиске новых путей, а скорее пойдет по накатанной и выразится в дальнейшем падении явки на участки. Впрочем, при всей справедливости тезиса об усталости граждан от политики, стоит отметить, что с масштабами политизированности украинского общества, говорить о полном отсутствии интереса к этой теме рановато. Подтверждением служит недавнее исследование интернет-поведения соотечественников: как оказалось, политику в социальных сетях и на блог-платформах украинцы обсуждают куда активнее, чем, например, секс.
В нынешних условиях, можно предположить, что электоральное мнение немалого числа избирателей неплохо укладывается в формулу "Кого хотим — не знаем, кого знаем — не хотим". Набросать приблизительный портрет "Тех, кого не хотят" с "бытовой" точки зрения не так уж и сложно. Раздражение народа может объясняться разрывом между обещаниями политиков (причем практически у всех они идентичны) и реалиями, в которых власть имущие предпочитают существовать. Маловероятно, что украинцам нравится отход сильных страны всей от принципа разделения власти и бизнеса. Более того, нередко государственный режим называют олигархическим — просто у каждой власти олигархи свои и их благоденствию мало мешает укрепление президентской власти при Виктора Януковиче...
Существенный диссонанс из года в год порождает и понимание того, что об Украине определенно нельзя сказать, что в нашей стране один закон для всех. Начиная от любви власть предержащих обеспечивать себе "зеленый коридор" на городских улицах ценой пробок для простых автомобилистов... Через представление о степени погруженности всей властной системы в коррупционную "питательную среду"... Заканчивая все растущим народным возмущением, который сопровождает каждое спасение "мажора" на машине или высокопоставленного любителя пострелять по людям от правосудия... Равноправия в Украине нет, и, похоже, мало кто верит, что оное предвидится при ныне действующем политикуме.
Мало удовольствия у избирателей вызывает и очевидный разрыв не только перед правовыми, но и материальными возможностями "верхов". Причем, свою долю отрицательных имиджевых дивидендов обеспечивают и "мелочи", вроде приверженности исполнителей народной воли к часам стоимостью в десятки тысяч евро, туфлям из страусовой кожи или дорогостоящим дизайнерским сумочкам, и примеры более системного злоупотребления народным терпением за народный же (то есть бюджетный — чего только стоила трогательная история с покупкой остро необходимого главе государства вертолета) счет.
Злоупотребляющие властью, роскошествующие, мало прислушивающиеся к мнению "маленького украинца" коррупционеры — собирательный портрет народного нелюбимца от власти набросать несложно. Сложнее предположить, кто именно может прийти ему на смену. Особенно в условиях Украины, где уровень развития демократии и гражданского общества проявляется и в том, что власть у нас "портит" многих, даже более-менее многообещающих политиков, а избиратели нередко голосуют в порыве, коррелирующемся с принципом меньшего зла: старые политики уже "сытые", а новым только предстоит "наесться".
При этом можно допустить, что в основе "политических" претензий многих украинцев лежат не идеологические расхождения с активными на сегодня политиками (хотя не исключено, что какая-то часть избирателей лишена адекватного представителя своих чаяний — к примеру, в нашей стране мало интересуются либеральным флангом — не столько даже в политическом, сколько в экономическом отношении), а, скорее, понимание того, что власть имущие не способны удовлетворить их социальные запросы. Согласно уже давнему (май 2009-го) исследованию социологов из Центра Разумкова, неполных два года назад украинцы полагали, что более прочего отечественным политическим партиям не хватает: умения и желания защищать интересы простых людей (так считают 32,1% респондентов), наличия четкой позиции относительно стратегии развития страны (18,6%), умения решать конкретные проблемы, беспокоящие простых граждан (16,9%). Вероятнее всего, за минувшие годы вкусы избирателей не изменились. Подтверждением этому служит социальная подоплека недавних и намечающихся протестов, предварительная реакция на непопулярные реформы, а также результаты не слишком репрезентативных, но показательных опросов, которые говорят о том, что, например, в вопросах пенсионного обеспечения подавляющее большинство украинцев (77 процентов) предпочли бы положиться на государство.
В таких условиях трудно предположить, кто на самом деле сможет воспользоваться той 20-30 процентной "форой", которую обеспечивает разочарование электората в нынешних политиках. Теоретически в стране из года в год назревает потребность в "молодых реформаторах", которые как раз имеют четкое представление о стратегии развития государства. Но проблема заключается не только в том, откуда же их взять, но и в том, точно ли на подобные идеи среагирует избиратель. От выборов к выборам украинские политики побеждают за счет хорошо развитых популистских инстинктов. Они обещают то, что хотели бы услышать их слушатели (часть из них сами рады обманываться, другие соглашаются на это, скрипя сердцем и исходя все больше из все того же принципа меньшего зла), потом, правда, нередко не выполняют — но выборы уже были отыграны по привычным правилам. Сможет и захочет ли народ преодолеть свою зависимость от приятных обещаний (причем, речь может идти не только о близкой каждому "социалке", но и о других извечных рейтинговых прессов, вроде гуманитарных или внешнеполитических раздражителей) — сказать сложно. Выбирать "устаревшие модели" украинцы, судя по их электоральным умонастроениям, уже подустали. Но с истинными "героями нашего времени" еще только предстоит определиться. Причем, вполне возможно, не выбрать из предложенного ассортимента, а "вырастить" самим.

26 марта 2009 года Лилия Шимерлюк из Ивано-Франковска пришла за полчаса до открытия филиала «Имексбанка» и приковала себя тросом к входной двери. 20 марта ей должны были вернуть вклад в $17,5, но банк этого не сделал.

Таких случаев в 2009 году – море. Февраль, Севастополь, цепь и голодовка в «Укрпроме». Май, Харьков, наручники из секс-шопа и попытка самосожжения в «Надрах»…

Несут надолго

У наших граждан или короткая память, или недостаток адреналина в организме. LB.ua опросил банкиров о последних тенденциях в банковской системе, и выяснил, что люди снова несут деньги на «длинные» депозиты. После кризиса деньги доверяли банкам разве что на 1-3 месяца, а то и на более короткие сроки. Но в последнее время количество долгосрочных вкладов увеличивается.
«Сейчас это от 6 до 12 месяцев», - говорит руководитель отдела банка «Киев» Маргарита Синявская.
Ей вторит Людмила Радченко из банка «Финансы и кредит»: «Популярные депозиты сроком на 6 месяцев и 370 дней».
Люди снова доверяют банкам, заключает заместитель главы правления «УкрСиббанка» Франсуа Бенароя. К тому же, добавляет он, рост цен заставляет людей нести деньги на депозиты.
Еще одна причина выбора долгосрочных депозитов – падение ставок. В 2009 году банкиры заманивали вкладчиков годовыми процентами до 25% годовых в гривне и до 13% в инвалюте. А теперь предлагают в среднем 12,32% и 6,11% соответственно (по данным Prostobank.ua). И вкладчики пытаются угнаться за тающими процентами и одалживают банкирам свои деньги надолго.

Гривны все больше

Меняется и валюта вклада. «В 2009 году порядка 60% депозитов было размещено в иностранной валюте. В 2010 году тенденция изменилась - курс доллара стабилизировался, ставки по гривневыми депозитам были более высокие», - объясняет директор департамента Альфа-банка Екатерина Винницкая. Правда, в последнее время в ее банк снова несут доллары.
«[Доля гривневых депозитов в банке] …превышает 75%. Объясняется это более высокой доходностью гривневых вкладов и тем, что клиенты получают доходы преимущественно в гривне», - говорит заместитель главы правления Ощадбанка Антон Тютюн. А председатель правления «БТА Банка» Наталья Сергеева добавляет, что в конце 2010 года доля гривневых депозитов в банковской системе выросла до 51%.
Впрочем, на долгий срок вкладчики отдают пока еще в основном иностранную валюту, говорит председатель правления «Сбербанка России» в Украине Игорь Юшко.

 

График. Депозиты физлиц в гривне и валюте 2008-2011 гг.. (данные НБУ)

 

Возвращается ли доверие

Банкиры говорят, что люди снова доверяют банкам. Несмотря на ликвидацию 15 из них за время кризиса. Несмотря на проблемы в «Родовиде» и «Надрах». Несмотря на тысячи судебных тяжб между заемщиками и банкирами.
«В 2009 году прекратил действовать запрет на досрочное снятие депозитов. Банки, у которых были проблемы со своевременными выплатами депозитов, стали выполнять свои обязательства перед вкладчиками. К сожалению, это не касается банков, которые имели значительные проблемы с ликвидностью. Вкладчики, которые имели вклады в ликвидированных банках, получили свои сбережения через Фонд гарантирования вкладов», - объясняет директор департамента «Терра Банка» Светлана Мараховская.
Теперь финансисты жаждут «длинных» денег. «Для активизации долгосрочного кредитования (на 5-10 лет) банки будут вынуждены привлекать депозиты на длительные сроки», - говорит заместитель председателя правления банка «Национальный кредит» Татьяна Гейко. И добавляет, что поможет этому введение запрета на досрочное изъятие банковских вкладов. Впрочем, президент банка «Ренессанс Капитал» Себастьян Рубай думает иначе: «Возможен всплеск роста краткосрочных вкладов. Вкладчики на данный момент еще не готовы потерять право на свободное распоряжение своими деньгами».

Когда десяток депутатов "веером" голосует за всю фракцию, никого в Украине это уже не удивляет. Но перед коллегами из других стран стыдно. Не зря одно из голосований Верховной Рады Украины народные избранники польского Сейма снимали на телефоны, удивляясь украинскому "пианино" по взмаху руки одного из провластных депутатов. Однако сколько бы наши парламентарии не говорили о необходимости персонального голосования в Верховной Раде, когда дело дошло до принятия решения — его отложили в "долгий ящик".

Когда в понедельник информация о том, что депутаты обяжут сами себя голосовать индивидуально, модернизировав электронную систему "Рада" сенсорной кнопкой, воплотилась в реальное постановление, появилась надежда, что решение все же примут. Но надежда стала угасать уже в процессе обсуждения документа в парламенте. 17 марта парламентарии "убили" на "сенсорную кнопку" все утро, но так и не "увімкнули". Для положительного решения не хватило всего четырех голосов. Обсуждение проекта постановления № 8218 проходило на повышенных тонах и казалось, что вот-вот дойдет до рукоприкладства. Драки не случилось. Но и результативного голосования — тоже. Сначала парламентарии отказались принять соответствующий документ в целом — за это проголосовало 222 депутата при 226 необходимых. После этого, большинством голосов - 254, проект был отправлен на доработку.
В Партии регионов тут же пообещали вернуться к рассмотрению постановления уже на следующей пленарной неделе. "На данный момент постановление дорабатывается и, если мы сможем его доработать, то вернемся к его рассмотрению, а именно, что касается введения сенсорной кнопки, на следующей пленарной неделе", - заявил глава фракции Партии регионов Александр Ефремов.

Депутаты не против рефлексировать, как собака Павлова...

Провал голосования 17 марта он пояснил тем, что выводы экспертизы по модернизированной системе для голосования не были согласованы с "Укрспецсвязью". "А, кроме того, есть разные способы голосования, как в парламентах других стран, и мы также их рассматриваем", - сообщил он.
В качестве примера он привел США, где во время обсуждения законопроектов в зале присутствуют в основном депутаты, которые разрабатывали данный документ, а все остальные оповещаются о необходимости голосования за 20 минут до начала. "Они (конгрессмены США) должны находиться на таком расстоянии, чтобы в пределах 20 минут добраться к своему рабочему месту. В рабочих комитетах звучит сигнал, который наши депутаты уже шутя обозвали синдромом Павлова, и депутат знает, что за 20 минут он должен быть в сессионном зале. Тем самым ему предоставляется время завершить работу, которую он проводил, и прибыть в зал", - пояснил парламентарий. Также, по его словам, рассматривается и пример Германии: "когда не задается вопрос, кто "за", а задается вопрос, кто "против", поэтому никаких проблем здесь нет".

… Или выдавать доверенность

В свою очередь, его коллега по фракции, народный депутат Василий Киселев подчеркивает, что именно Партия регионов была инициатором рассмотрения вопроса об изменении системы голосования. "Меня поражает цинизм, с которым сегодня отдельные депутаты, например, Арсений Яценюк, надрываются, почему не включают систему. А я хочу спросить Яценюка: "А почему ты - автор этого ноу-хау, который ввел эту систему, смонтировал ее в Раде, почему ты не ввел ее своим распоряжением? Потому что было не выгодно. Они это понимали! И если бы не Партия регионов, то это постановление вообще бы провалили и сняли с рассмотрения. И я был поражен, когда БЮТ, который настаивает на введении этой кнопки, не голосовал", - отметил он.
По его словам, систему нужно еще совершенствовать, поскольку нет единого рецепта, что делать, когда каждый голос на счету, а депутаты на больничном или в командировке. "Может, даже в Конституцию ввести норму. Разрешить голосовать по личной доверенности депутата, когда он в командировке или на больничном, не может приехать в Раду", - считает парламентарий.
Кроме того, он добавил, что на немедленном принятии этого документа могут настаивать те люди, "которым выгодно дестабилизировать работу Верховной Рады, заставить депутатов не работать, возможно, даже с целью роспуска парламента".

Голосование по-украински: раздвоение карточек

Тем не менее, пока решение о "сенсорной кнопке" не принято, в Раде продолжается тактика "раздвоения" депутатских карточек для голосования. В частности, сие произошло с народными избранниками от Партии регионов Максимом Луцким и Ириной Бережной. Их карточки продолжали голосовать в то время, когда оба парламентария находились в Брюсселе на заседании комитета по межпарламентскому сотрудничеству. Так, в телесюжете СТБ Максим Луцкий отвечая на вопрос, как его карточка голосует, сказал: "Никак". Но тут же добавил: "Я думаю, что и депутаты Европарламента голосуют друг за друга, они могут дотянуться до трех кнопок". В свою очередь, его коллега Ирина Бережная на тот же вопрос ответила, что ее карточка находится в Киеве, но не голосует.
Примечательно, что, согласно данным сайта Верховной Рады, в день отсутствия депутатов в парламенте, 16 марта, их катрочки проголосовали шесть и четыре раза, соответственно.

Нечего на зеркало пенять...

Обидно, что наши народные избранники, оправдывая свое отсутствие на рабочем месте, пеняют на евродепутатов. Сами же европарламентарии отмечают, что им голосовать за другого депутата и в голову не приходит. "Невозможно представить себе, чтобы кто-то за кого-то голосовал. Все должны голосовать за себя. У нас была ситуация, когда кто-то проголосовал за своего друга, он, к сожалению, окончил свой срок в тюрьме", - рассказал журналистам депутат Европарламента от Польши Павел Коваль.
"Пианино" в Верховной Раде Украины возмутило и экс-президента Польши Александра Квасьневского, который назвал такое голосование неправильным. "Это неправильно, это запрещено, и это абсолютно против всех демократических стандартов", - считает он.
Как исправить ситуацию посоветовал еще один депутат Европарламента, Павел Залевский. По его мнению, украинские граждане должны "надавить на своих избранников, призвать их к ответственности".

Поговорим и забудем?

В свою очередь, на следующей пленарной неделе подтвердить свое желание голосовать "сенсорной кнопкой" намерены и депутаты от оппозиции. "Следующая неделя — это работа в комитетах. И если законопроект о новой системе голосования полностью доработают за это время, то уже на следующей пленарной неделе мы сможем проголосовать за него опять", - отметил заместитель главы БЮТ-Батькивщина Сергей Соболев.
Однако, по его словам, если на следующей пленарной неделе документ не будет рассмотрен, про него вообще можно будет забыть. "Потому что у нас в очереди ряд важных законопроектов, в том числе и некоторых непопулярных, во время которых будут вестись дискуссии, за которыми о системе "Рада" могут забыть", - пояснил он. Однако, в таких важных случаях, как голосование за пенсионную реформу, жилищный и трудовой кодексы, в оппозиции предлагают голосовать руками.
При этом Сергей Соболев забыл упомянуть, что для принятия решения по "сенсорной кнопке" не хватило как раз голосов от оппозиции. Ведь из 105 имеющихся в наличии карточек БЮТ-Батькивщина, "за" индивидуальное голосование проголосовало только 92. Где было еще тринадцать голосов?

Между спикерами "кнопка" "пробежала"

Сам же инициатор постановления по введению "сенсорной кнопки", спикер парламента Владимир Литвин подготовил соответствующий законопроект о внесении изменений в Регламент Верховной Рады для обеспечения личного голосования депутатов. "Другого пути выполнения конституционного предписания, обязывающего каждого депутата голосовать персонально, нет", - сказал он. При этом глава парламента обратил внимание, что в последнее время на пленарных заседаниях присутствовали гораздо больше народных избранников, чем это было раньше. "При этом обратите внимание на то, что сегодня заполняемость сессионного зала парламента значительно возросла. Это говорит о том, что общественная атмосфера, которая создана, в том числе и с помощью журналистов, дает свои положительные результаты", - отметил Литвин.
В свою очередь, экс-спикер парламента, народный депутат от НУ-НС Арсений Яценюк обвиняет Владимира Литвина в том, что модернизированная система "Рада" до сих пор не введена в действие. "И Рада-1, и Рада-2 вводились в действие распоряжением главы парламента. Для начала работы Рады-3 тоже необходима только воля нынешнего спикера - никакие голосования в парламенте не нужны", - пояснил он и добавил, что, если бы у Владимира Литвина было желание, то глава парламента подписал бы соответствующее распоряжение о введении системы в действие, и никакого голосования по этому вопросу не требовалось.
Теперь "сенсорная кнопка" пойдет по полной законодательной процедуре. В лучшем случае, это будет длиться до лета. В худшем — ее "заболтают" и "забудут".

Настоящая национальная идея всех граждан Украины, объединяющая и восток, и запад, и юг, и центр нашей страны – это просто обладать деньгами. Кто скажет людям: «Вы будете зарабатывать деньги. Вы будете самыми состоятельными гражданами мира»? Вдумайтесь, разве наши люди не хотят иметь достаточно средств на еду, одежду, образование, путешествия, детей, семью и на многое из того, что так хочется, но недоступно?..

Политики много говорят о национальной идее, забывая заглянуть в истинные желания подавляющего большинства украинцев – они хотят хорошо жить и быть состоятельными. Они хотят зарабатывать и они не хотят влачить жалкое существование без денег. Людям нужны деньги.
Но политик, который скажет: «Я знаю, как сделать так, чтобы вы стали богатыми» наткнется на мрачную стену непонимания большинства. Граждане Украины не пускают простую мысль о деньгах в свою повседневную жизнь. Они прячутся за словами «духовность», «соборность», прячутся за образ Шевченко, за проблемой русского языка в Украине, боясь прикоснуться к кажущейся им невозможной, но столь желанной сфере денег.
Бедные граждане Украины так долго живут в беспросветной мгле безденежья, что привыкли даже не реагировать на предоставляемые судьбой возможности зарабатывать деньги.
Есть один эксперимент с собаками, который напоминает о несчастных гражданах Украины. Психологи поместили в клетки двух собак. Одной собаке они пускали ток в пол клетки время от времени, и она научилась предугадывать удары тока и подпрыгивать. А второй в клетку дали малый ток, но он был постоянным. Вначале собака дергалась, пыталась избежать ударов, а затем перестала даже подпрыгивать и обреченно улеглась на пол. И только слезы выдавали ее боль. Как будто бы на территорию Украины уже сотню лет пускают постоянный ток беспросветного безденежья. Большинство граждан перестали даже пытаться избежать боли бедности, реагировать на новые возможности, пытаться выбраться из беспросветной нищеты своих сел, поселков и окраин городов.
В конце этого эксперимента, когда ток из обеих клеток был, наконец, отключен, а собаки освобождены, первая из них, подпрыгивая, убежала прочь, а вторая, которую истязали электричеством, так и осталась лежать на месте, как будто бы невидимая клетка окружала ее. Она не предпринимала действий, вяло ела еду, которой ей давали, и прожила после этого недолго.
Но телевидение, голливудские фильмы, масса информации про другую жизнь все-таки попадают на глаза гражданам Украины. Они знают, что где-то есть развитые Европа и США с ВВП 45-50 тыс. долл. на душу населения, что где-то снимаются фильмы за 300 млн. долл., как «Аватар». И им все больше и больше хочется жить, как ТАМ.
Спящее желание обладать деньгами не наткнулось еще на саму мысль о возможности все это получить. Национальная идея «Мы можем стать состоятельным народом мира», «Мы должны жить в красивой стране» пока не находит отклика. Но те, кто в нее уверуют, могут стать родоначальниками нового государства, самого состоятельного в мировой истории под названием «Украина».
Есть единственный способ стать процветающей страной и в сжатые сроки добиться удесятерения ВВП – сделать так, чтобы финансы мира хлынули на нашу территорию. Мы можем стать первым в мире государством, избавившимся от бюрократии в сфере экономики, так же, как когда-то Франция избавилась от власти короля. Потому что французы уверовали, что главным тормозом в их экономической деятельности являются королевские привилегии. Французы возжелали свободу, равенство, братство.
Как только граждане Украины поймут, что их врагом является бюрократическая машина государства, которая паразитирует на самих же людях, осознают, что единственный способ избавится от нее – это лишить государство полномочий в участии в экономической жизни страны. Государство должно быть только арбитром, а не игроком на экономическом поле. Это сразу выделит Украину, как страну с наилучшими инвестиционными возможностями среди всех государств мира.
Простейшее налогообложение, состоящие из одного налога – 5% с продаж и единого налога на личные доходы – 10%, свободное хождение валюты, отказ от глупых ограничений и всевозможных госпошлин сделают Украину самым привлекательным инвестиционным местом на Земле.
Национальная идея быть самыми состоятельными гражданами мира определит путь развития великолепного государства на тысячелетие вперед. Минимум государства, максимум экономической свободы. Осознание этого положит начало политической войны против всей бюрократической машины государства, войны на уничтожение ради великолепного будущего своих детей.

Верховная Рада приняла и не приняла во втором чтении законопроект об основах предотвращения и противодействия коррупции. То есть закон приняли, но без трех статей и переходных положений. Депутаты смутились по поводу того, как же контролировать финансы потенциальных коррупционеров, а заодно решили отшлифовать понятийный аппарат. Не торопятся нардепы и с разделом, где речь идет о предусмотренном наказании за коррупцию. В общем, казнить нельзя помиловать.

Как меч самурая

Стоит сказать, что история борьбы с коррупцией в Украине, а точнее, совершенствования ее методов, так же бесконечна, как и сама коррупция. А последние пять лет законодатели оттачивали эти методы, как самурай свою катану, сотрясая ими воздух, чтобы, не дай Бог, никого не зацепить. Еще в сентябре 2006 года президент Ющенко внес в парламент пакет антикоррупционных законов, подготовленных в соответствии с конвенцией ООН. Пакет пролежал под сукном без малого три года и был, наконец, принят в июне 2009 г. Правда, с введением его в силу решили повременить сначала до 1 января 2010 г., потом до 1 апреля, потом… пришел новый президент, и все началось сначала. В итоге уже президент Янукович внес в ВР Украины законопроект «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», успешно прошедший первое чтение 23 декабря минувшего года. Второе его чтение состоялось на этой неделе, но принять документ в целом нардепы так и не отважились. 
Из того, в чем парламентарии все же нашли консенсус, вырисовывается грандиозная картина вселенского похода против самого распространенного среди украинцев греха. Прежде всего закон максимально расширяет перечень тех, кто отныне потенциально подпадает под действие этого документа. Если раньше это были в основном госслужащие и чиновники местного самоуправления, то теперь трудно найти категории лиц, на кого бы новый закон не распространялся. Кроме традиционно рассматриваемых в качестве субъектов ответственности за коррупционные правонарушения, теперь под действие закона будут подпадать судьи всех уровней, от Конституционного до третейского. Существующая доныне в Украине законодательная база по борьбе с коррупцией на них не распространялась, поскольку у них был собственный закон, а там ответственность за подобные деяния не была четко прописана. Подпадут под действие закона нардепы и их помощники, включая работающих на общественных началах. К слову, по данным Генпрокуратуры, за весь прошлый год лишь один нардеп был уличен в коррупции, но его имя ведомство скромно умолчало.
Отдельным подпунктом включены в закон нотариусы, аудиторы, эксперты, оценщики, арбитражные управляющие, а также независимые посредники. Найдут себя в этом разделе и руководители общественных организаций, частично финансируемых из бюджета. Закон распространится на членов участковых, окружных и территориальных избиркомов (хорошо бы они об этом помнили при подсчете голосов). Подпадают под действие нового нормативного акта и некоторые категории иностранцев, а именно: должностные лица зарубежных государств и международных организаций. Словом, вопрос: кто без греха, похоже, становится риторическим. Лидер фракции Партии регионов в ВР Украины Александр Ефремов уже пояснил, что пауза в окончательном принятии закона нужна, «для того чтобы на следующий день после его опубликования вся страна не стала коррупционерами».
Интересно, что, согласно новому закону, должностные лица в случае выявления коррупционных правонарушений обязаны будут «немедленно письменно уведомить об этом специальный уполномоченный субъект в сфере противодействия коррупции». Тем же, кто содействует борьбе с этим злом, страна гарантирует охрану по программе защиты свидетелей. В общем, если вам за 50, особенно если вы женщина, стоит пристальнее присмотреться на работе к начальнику: напиши о своих наблюдениях, и пластическая операция за государственный счет тебе обеспечена.
Потенциальным подозреваемым полезно знать, что статья 8 закона, устанавливающая ограничения на получение подарков, гласит: можно принимать презенты, «соответствующие общепринятым представлениям о гостеприимстве», если их стоимость не превышает 50% минимальной зарплаты, установленной на день получения, за раз. А совокупная стоимость таких подарков от одного источника за год не может превышать размер минимальной зарплаты, установленный на 1 января. Так что принимая презент на работе, требуйте чек.
Или вот ст. 17 закона содержит прямой запрет органам власти и местного самоуправления получать от физических и юрлиц бесплатные услуги или имущество. Теперь если в суде, например, вам предложат принести конверты с марками или бумагу для принтера, это может быть расценено как коррупция. Да что там конверты, здание главка крымской милиции отремонтировано бескорыстными спонсорами-благотворителями. И искать их не надо, все тут же перечислены на милицейской доске почета. Бери тепленькими, жаль закон обратной силы не имеет.

Прозрачнее слезы

Особое место отводится в законе прозрачности всех мер противодействия коррупции. Широкие полномочия получат общественные организации в плане проведения всевозможных слушаний, опросов, экспертиз законодательных актов на стадии подготовки их принятия. Ст. 16 запрещает всем чиновникам, включая президента и премьера, отказывать юридическим и физическим лицам в предоставлении информации, предусмотренной этим законом. Сразу приходит на память, что спикер крымского парламента Владимир Константинов так и не обнародовал свою декларацию о доходах, хотя уже год обещает это сделать. Тем, кто уличен в коррупции, закон грозит, как минимум, быть занесенным в единый реестр лиц, совершивших коррупционные действия, вести который поручено Минюсту. Кроме того, в будущем, не позднее 15 апреля, всю страну ждет ежегодный доклад о борьбе с коррупцией, а до 10 февраля специальный уполномоченный орган обязан обнародовать информацию о принятых мерах противодействия этому злу и лицах, привлеченных к ответственности за данное преступление. Страна должна знать своих героев.

В товарищах согласья нет

Теперь о том, в чем нардепы так и не нашли взаимопонимание, решив взять тайм-аут. Отложена для доработки ст. 1, определяющая основные понятия, а что же такое коррупция или кто такие близкие лица. В последней редакции закона к таковым, например, отнесены муж, жена, дети, родители, дедушка, бабушка, внуки, усыновляющие и усыновляемые, а также другие лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом и имеют взаимные права и обязанности с потенциальным субъектом коррупции. То есть фактически к этой категории можно отнести лиц, состоящих в гражданском браке, а не только законных супругов. 
Потребовала доработки также ст. 11, предусматривающая спецпроверку соискателей должностей чиновников, а также ст. 12, регламентирующая финансовый контроль над потенциальными коррупционерами. Тот самый пресловутый вопрос, декларировать ли расходы или только доходы, а если да, то в каком объеме.
 Отправлены на новый круг и переходные положения, предусматривающие ответственность за коррупционные деяния, и изменения в уже действующие законы. И неудивительно, поскольку наказание за нарушение свежеиспеченного закона в большинстве случаев ограничивается штрафом, что вызвало бурю негодования в рядах оппозиции. «Если посмотреть, какие санкции предусматриваются автором закона за злоупотребление властью и служебным положением, то мы увидим, что появляются штрафы, арест до трех месяцев. Если бы это преступление было совершено сегодня, то преступнику грозило бы до трех лет, а при тяжких последствиях — до шести», — возмутился с трибуны ВР нардеп-«бютовец» Сергей Мищенко. Лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк настаивал на ужесточении наказания за коррупцию для высших должностных лиц страны до 8 — 15 лет, однако ни одна из поправок оппозиции в итоге так и не была принята. Глава парламентской фракции «регионалов» Александр Ефремов прогнозирует окончательное принятие документа максимум на следующей пленарной неделе, и тогда государство наконец-то замахнется на гидру коррупции со всей беспощадностью закона. Если, конечно, коррупция раньше не доведет эту страну до харакири.

Страна, в которой три миллиардера (по данным Forbes) заработали свое состояние в аграрном секторе, два - в горно-металлургическом и еще два – в финансовом, просто не может быть бедной! Однако более 95% украинцев считают себя бедными и, действительно, еле-еле сводят концы с концами. Это признает и мировая общественность – большая, но бедная Украина уже который год не нужна Евросоюзу. Имея огромнейший потенциал и широчайшие возможности для развития, наша страна до сих пор не может использовать свои ресурсы в полной мере. Почему?

Многие скажут, все дело в коррупции, мол, воруют! Как говаривал Чехов: «Не воруй! Правительство не терпит конкуренции!». Однако воруют везде! Даже экономически развитая Япония пару лет назад оскандалилась коррупционными скандалами в правительстве. Значит, дело все же не в этом. Тогда в чем? Мы решили сравнить цены Украины с благополучными странами Европы, дабы понять, что же такое европейская зарплата, европейская пенсия и какой должна быть зарплата в Украине, чтобы наши граждане чувствовали себя не бедными, а уважаемыми и обеспеченными европейцами.

Правительство - всему головная боль!

Вопреки официальному курсу на евроинтеграцию, действия украинских властей все больше критикуются в ЕС. Гюнтер Ферхойген, экс-заместитель главы Европейской комиссии, открыто признался, что Украина - сама по себе, и ее проблемы никогда особо не волновали европейцев, считающих, что она, мол, «слишком большая и слишком бедная».
Но, несмотря на все преграды, избранный курс остается неизменной целью внешней политики Украины и заветной мечтой многих наших сограждан. Свидетельство тому - опрос, проведенный Институтом им. Горшенина, который показал, что 72,5% украинцев положительно относится к обретению страной статуса члена Европейского Союза. И хотя в ближайшие годы членство в ЕС нам не светит, каждый житель нашей благословенной Родины может потешить собственное самолюбие и почувствовать себя в некотором роде европейцем, зайдя, к примеру, в супермаркет или даже на обычный рынок – цены у нас вполне европейские! Но на этом сходство с Европой заканчивается.
Отметим, что в последнее время у наших богатых соседей также наблюдается резкое повышение цен на продукты питания (причем, в некоторых государствах Восточной Европы стоимость продуктов возросла более чем на 20%). Однако даже при таком скачке цен в ЕС некоторые продукты намного выгоднее купить в столицах Западной Европы, чем в Киеве. Побывав в Балтийском регионе, а несколькими месяцами ранее – в Польше и Германии, автор материала убедилась этому воочию.

В Польше жить можно

Польша, например, считается достаточно недорогой страной. Среди 27 стран Евросоюза, согласно данным Евростата, там - самая дешевая продуктовая корзина. Правда, сегодня стоимость жизни в Польше неуклонно растет, хотя цены не на много отличаются от наших: стоимость килограммового батона – 1,1 евро. Бекон можно приобрести за 2,75 евро, куриное филе – за 4 евро, стоимость мяса – около 6 евро. Гречка и рис стоят около 2,3 евро, макароны – 1,75, 10 яиц – 0,8 евро, молоко продается по 60 евроцентов за литр, 1 кг сахара – 1,8 евро, литр подсолнечного масла – 1,3 евро. Редис стоит – 40 евроцента, морковь – 0,5 евро, чеснок – 0,6, лук - 75 евроцентов, свежие грибы, помидоры, огурцы – около1,75. Что же касается необязательных, но вполне привычных для потребления продуктов, то, к примеру, 1 литр Coca Cola обходится в 1 евро, 0,5 пива – от 60 евроцентов, пачка «Мальборо» – 2,8 евро.
Таким образом, в Польше граждане тратят на питание около 25-30% семейного бюджета. Цены на некоторые продукты кажутся выше наших, но при этом важно заметить, что реальная средняя заработная плата в стране в прошлом году составила 800 евро, сообщает Главное управление статистики Польши.
Самая дорогая недвижимость - в Варшаве. Средняя стоимость 1 кв. м составляет 500 евро, а квартира площадью 100 кв. м - от 90 тыс. евро. Аренда однокомнатной квартиры в столице - от 300 евро без коммунальных услуг. Сама же «коммуналка»: без счетов за электроэнергию обходится недешево — в среднем 2-2,5 евро за квадратный метр жилплощади в месяц. В итоге на коммунальные платежи польская семья выделяет 16-20% своего бюджета. Зато поляки могут гордиться практически безаварийной работой этого сектора экономики.

Немцы дорого обходятся друг другу

Небольшую однокомнатную квартиру в Берлине можно купить, начиная с 30 тыс. евро. Украинцы всё чаще едут в столицу Германии не только зарабатывать или учиться, но и за относительно дешёвыми квадратными метрами. Съемное жилье обойдется в 8-10 евро за квадратный метр, Как правило, арендатор кроме основной платы оплачивает коммунальные услуги плюс электричество и телефон. Стоимость коммунальных услуг в Германии отличается в зависимости от компаний, предоставляющих эти услуги, и составляет около 30% бюджета каждой семьи.
Хотя Германия считается страной достаточно дорогой, она занимает первое место в Европе по доступности продуктов питания. Только 12% всех потребительских расходов составляют расходы на питание. Цены на большую часть продуктов в стране немногим уступают киевским. Килограмм говядины стоит около €4, свинины – €2,5, литр молока – €1, десяток яиц – €1, бутылка вина – от €0,7 до €5, бутылка пива – от €0,3. Хлеб и рыба дороже, чем у нас – килограммовая буханка хлеба стоит €1,5, 250-граммовая упаковка лососевого филе – €3. Сигареты здесь дорогие – от €4 и выше, поскольку Германия, как и весь Евросоюз, борется с курением.
На питание в Германии каждый немец тратит, в среднем, 20 евро в сутки. Полноценный рацион в ресторанах, не отказывая себе в кулинарных изысках, обходится порядка 50 евро. 10% зарплаты немцев уходят на рестораны и кафе. Хотя молодежь в этих краях - крайне экономная. Чтобы, скажем, жилье, выходило дешевле, живут компаниями. Даже путешествуют на машине вместе, чтобы меньше за бензин платить. И это при том, что средняя зарплата здесь составляет около 3 тыс. евро.

«Батька» ориентируется на Балтию

Если говорить о странах Балтии, то по мере удаления от белорусской границы, уровень жизни неизменно повышается, а вот цены остаются почти одинаковыми. Более того, по официальным сообщениям пресс-службы Минэкономики Беларуси, розничные цены на основные продукты питания в этой стране традиционно ниже, чем в сопредельных регионах и даже в отдельных европейских странах (хотя за январь нынешнего года они и поднялись на 2,1%).
Минимальную зарплату в Белоруссии планируется довести до уровня одной трети от средней зарплаты по стране. С 1 февраля 2011 года минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек в расчете на месяц составляет около $157.
Литва, по оценке европейского агентства "Евростат", занимает и одно из последних мест в Евросоюзе по размеру минимальной зарплаты и не достигает 400 евро.Страна - лидер в ЕС по расходам на питание, но при этом цены вполне сопоставимы с нашими.
Меньше, чем литовцы, тратят на питание эстонцы и латыши. В Латвии живется хуже, чем в Старой Европе, считают ее жители: минимальная зарплата – 285 евро, в то время как средняя составляет 450 евро, треть из которой надо отдать за коммунальные услуги. В Эстонии средняя зарплата 770 евро, тогда как цены почти те же (за коммунальные услуги платят 150 евро в месяц, аренда квартиры — 400 евро).
Швеция – одна из самых развитых стран мира. По объему выпускаемой промышленной продукции она лишь немного уступает Норвегии, Финляндии и Дании вместе взятым. Впрочем, цены на питание в шведской столице достаточно высоки: пшонка, манка, ячневая крупа – 1,7 евро, поллитра ряженки – 1,5 евро, сливочное масло – 2,8, 500 гамм ржаного хлеба обойдутся почти в 2 евро. Однако, если сравнивать эти показатели с доходами населения, то они кажутся вполне приемлемыми.
Швецию не зря рассматривают как образцовое государство всеобщего благосостояния. Образование в Швеции бесплатно. В возрасте 65 лет каждому шведу предоставляется государственная пенсия по старости, которые индексируются в зависимости от изменения стоимости жизни. В итоге суммарная пенсия составляет не менее 2/3 средней заработной платы за 15-летний период получения максимальных окладов. Пенсии предоставляются также вдовам и инвалидам. Минимальная зарплата в стране начинается с 1300 евро, а средняя составляет порядка 30 тыс. евро в год (2500 в месяц). Стоимость жилой недвижимости – в районе 120 тыс. евро. Так что семья может вполне позволить себе купить квартиру уже через 4 года.

Родина зовет

А теперь вернемся на Родину. Говорить о доступности жилья и других параметрах в наших реалиях не приходится. Не добавляют оптимизма постоянно растущие цены на все и вся. В Украине за последнее время рост потребительских цен составил – 9,1%. По странам ЕС средняя инфляция - 2,6%. Согласно данным социологической компании Gfk Purchasing Power Europe, по показателю покупательской способности мы оказались на предпоследнем месте в Европе.
Первый год президентства Виктора Януковича войдет в историю, как год массового подорожания. Гречка выросла более чем на 300%, молочная продукция – до 150%, овощи и фрукты – на 40%, более 30% подсолнечное масло и даже хлеб. А ведь расходы на питание, как правило, отражают уровень жизни в стране: чем он выше, тем меньше этот показатель. По данным же Госкомстата, украинцы тратят на еду 46% своего заработка.
Так что, сравнивая эти данные с показателями двухлетней давности, можно констатировать: благосостояние наших сограждан ухудшилось. И дело даже не в том, что на питание «уходит» половина заработка, хуже другое - множество обыденных продуктов переходят для украинцев в разряд деликатесов. Во многих семьях сегодня включились режимы продуктовой экономии. Способствует этому и повышение тарифов на ЖКТ: с нового года практически во всех городах страны выросли тарифы на отопление на 30%, горячее водоснабжение - на 25%.
По последним данным Госкомстата, около 95% украинцев считают себя бедным. Из них к категории совсем "бедных" себя отнесли 56% украинцев, "не нищие, но еще не средний класс" - 40%. В декабре прошлого года меньше минимальной на тот момент заработной платы (922 грн.) получало более 7% населения. До 1 тыс. грн. - у 16% наших соотечественников. Меньше 2 тыс. грн. получает половина украинских граждан. Даже у киевлян средняя заработная плата существенно уступает доходам столичных жителей Москвы, Минска, Астаны. Не дойдя до рубежа 300 долларов, средняя зарплата в Украине оказалась самой маленькой в Восточной Европе.
Социальный эксперимент НФПУ, в ходе которого пять добровольцев из разных регионов Украины месяц выживали на прожиточный минимум, установленный государством, доказал, что суммы средств в 907 грн., 1124 грн. и более 1200 грн, как это заложено в планах на текущий год, недостаточно, чтобы обеспечить просто питание. Об одежде, оплате коммунальных услуг, лекарствах и доступе к современным коммуникациям, таким как сотовая связь и Интернет, даже речи не идет.
По минимальным подсчетам, прожиточный минимум должен составлять не менее 2356 гривен (эта цифра совпадает с нынешней средней зарплатой, на которую далеко не каждый может рассчитывать). Хотя и так понятно, что в обозримом будущем этого быть не может. И всё это на фоне сокращения рабочих мест (15% реальная безработица) и постоянно снижающихся доходов государственного бюджета.

Страна
Средняя ЗП
Коммуналка
Продукты питания
Остаток
Германия
3000 евро
30%
12%
1700 евро
Швеция
2500 евро
25-30%
12-15%
1375 евро
Польша
800 евро
16-20%
30%
400-460 евро
Эстония
770 евро
25%
25%
385 евро
Латвия
450 евро
20%
22-25%
250 евро
Литва
400 евро
30%
25-30%
около140 евро
Украина
210 евро
15-20%
46%
Меньше 100 евро….

Вот и получается, что жизнь на самых богатых ресурсах Европы, как оказалось, самая бедная. К европейским ценам мы уже пришли, но не к уровню жизни и заработка. Поэтому пока единственным способом обычному человеку почувствовать себя европейцем остаётся иммиграция, так уже поступило около 6 млн. человек.
Как выяснилось, главным последствием вступления в ЕС для стран «новой Европы» стала массовая миграция трудоспособного населения в «старую Европу» (теперь они как граждане Евросоюза могут устраиваться на работу по всей территории ЕС без квот и ограничений). Можно предположить, что при вступлении нашей страны в ЕС, таких желающих станет миллионов на 40 больше.