Статьи
Хозяев, которые используется свою жилплощадь как офисы, гостиницы и другие места временного проживания, предлагают штрафовать. Это будет касаться квартир, которые находятся в многоквартирных жилищных домах.
Так, 30 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5473 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования квартир в многоквартирных жилых домах».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Артур Герасимов, Дмитрий Андриевский и Александр Кодола.
Неправомерная практика использования квартир
Сегодня в Украине распространяется практика использования не по назначению квартир в многоквартирных жилых домах, в частности, как офисов, гостиниц и других заведений временного проживания.
Прежде всего, это связано с тем, что в Украине до сих пор действует Жилищный кодекс Украинской ССР от 30 июня 1983 года, который изменялся в частях, не касающихся указанного вопроса. Кроме этого, поднятая проблема не нашла должного правового регулирования и в других законодательных актах, принятых за годы независимости Украины.
Так, согласно ст. 6 Жилищного кодекса, жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также использования в установленном порядке как служебных жилых помещений и общежитий.
Согласно ст. 383 Гражданского кодекса Украины, собственник жилого дома, квартиры имеет право использовать помещение для собственного проживания, проживания членов своей семьи, других лиц и не имеет права использовать его для промышленного производства.
Как говорится в пояснительной записке, следует обратить внимание на то, что указанное ограничение распространяется лишь на промышленное производство, которое по своей сути является процессом переработки, который используют для изготовления новой продукции, разделки товаров, которые были в использовании, предоставление промышленных услуг и который классифицируют в секциях B «Добывающая промышленность и разработка карьеров», C «Перерабатывающая промышленность», D «Поставка электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха», E «Водоснабжение; канализация, обращение с отходами» и F «Строительство» (Приказ Госпотребстандарта Украины от 11 октября 2010 года №457 Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010).
Госудаственные нормы «Что можно и что нужно в жилых домах»
Согласно Государственных строительных норм (ДБН В2.2.2-15-2005 «Дома и сооружения. Жилые дома. Основные положения», утвержденных приказом Госстроя Украины от 18 мая 2005 года №80), допускается размещение нежилых помещений, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности, в первом, втором и цокольном этажах жилых домов.
Кроме этого, на верхнем жилом этаже (в т.ч. мансардном) допускается размещение творческих мастерских художников и архитекторов.
«Отсутствие четкого законодательного определения ограничений относительно использования жилого помещения для осуществления хозяйственной деятельности привела к появлению значительного количества писем и разъяснений государственных органов в отношении указанного вопроса с противоречивыми выводами», — отмечают народные депутаты.
В частности, Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в своих письмах от 6 апреля 2004 №2200 и от 8 июня 2004 года №3841 отмечал о необходимости предварительного перевода помещения из жилого фонда в нежилой для размещения в нем офиса. Однако, в письме указанного органа от 31 июля 2007 года №5620 отражена другая позиция, согласно которой граждане, которые используют жилое помещение в соответствии с его назначением (проживают в нем), соблюдают правила пользования жилыми помещениями (не используют жилые помещения для осуществления хозяйственной деятельности промышленного характера), не наносят вреда окружающей среде, не нарушают права и охраняемые интересы граждан, юридических лиц и государства, могут использовать жилое помещение для осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Необходимо отметить, что ст. 8 Жилищного кодекса предусмотрено, что в исключительных случаях может осуществляться перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые по решению исполнительных органов городских и областных советов.
Если по этому поводу обратиться к судебной практике рассмотрения споров относительно изменения целевого назначения помещения, то следует отметить, что судебные органы, как правило, отказывают в удовлетворении требований о переводе жилых помещений в нежилые (см., например, Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 17 марта 2005 года по делу №41/244; Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 17 марта 2005 года по делу №41/242).
Наказание за пренебрежение правилами и нормами
Таким образом, в большинстве случаев переоборудование помещений осуществляется без соблюдения установленных правил и норм, в частности, правил пожарной безопасности. В то же время ежедневное посещение офисов и заведений временного проживания граждан большим количеством лиц приводит к повышенной нагрузке на коммуникации и установленное оборудование (в частности, лифты). Пренебрежение владельцами и/или пользователями помещений в многоэтажных жилых домах правилами пожарной безопасности затрудняет быструю эвакуацию жильцов и других лиц, находящихся в доме, и, следовательно, создает угрозу их жизни и здоровью.
Ответственность за нарушение правил пользования жилыми домами и жилыми помещениями предусмотрена ст. 150 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
В то же время предусмотренное законодательством регулирование не способствует обеспечению прав жителей жилых домов, их безопасности, соблюдению установленных правил и норм использования помещений.
Что ждет хозяев жилища в случае несоблюдения норм и правил
Использование квартир в многоквартирных жилых домах не по назначению будет тянуть за собой наложение штрафа от 2 тыс. до 3 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (от 34 тыс. грн до 51 тыс. грн).
Действия, предусмотренные ч. 1 этой статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такое же правонарушение, смогут тянуть за собой наложение штрафа от 3 тыс. до 5 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (от 51 тыс. грн до 85 тыс. грн).
Усиление жилищных обязанностей и ответственности за нарушения
Законопроект разработан с целью определения на законодательном уровне ограничений по использованию квартир в многоквартирных жилых домах не по назначению, в т.ч. как офисов, гостиниц и других заведений временного проживания и усиления ответственности за нарушение законодательства в указанной сфере.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Жилищный кодекс относительно усиления жилых обязанностей граждан и Гражданского кодекса Украины относительно ограничения возможности использования квартир в многоквартирных жилых домах не по назначению и уточнения возможности их использования для осуществления хозяйственной деятельности только лицами, которые являются их собственниками или место проживания которых зарегистрировано в данной квартире.
Также путем внесения соответствующих изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях усиливается административная ответственность за нецелевое использование квартир в многоквартирных жилых домах и определяется подведомственность рассмотрения указанных дел с органами Национальной полиции.
Соблюдение норм и правил для неуплаты штрафа
Принятие указанного проекта закона будет способствовать обеспечению прав жителей жилых домов, их безопасности, соблюдению установленных правил и норм использования помещений.
- Информация о материале
Моє життя не просто пов'язане з Донбасом. Я корінний донеччанин. Я завжди жив в Донецьку і у нас так прийнято, що Донецьк тісно пов'язаний з вугільною промисловістю. Я народився в сім'ї робітників. Батько у мене був шахтарем. Моє майбутнє він бачив так: це повинна бути шахта і тільки гарна посада. Після школи я вступив до Донецького національного університету на гірничо-геологічний факультет. Ще під час навчання в інституті мене стали цікавити духовні речі - чи, може, пов'язати своє життя не з вугільною промисловістю, зі священицькою діяльністю.
Несколькими годами ранее
Я начал посещать церковь, я уже в церкви проявил себя как лидер, был молодежным руководителем в церкви. После окончания института я пошел работать на шахту, параллельно был пастором церкви. После гибели моего отца - у меня отец погиб на шахте, я его собственноручно вынес из-под завала.
Я решил, что нужно оставлять эту деятельность, решил, что нужно выбирать другое направление. К тому же это было ближе к сердцу.
Церковь была в Калининском районе и меня очень хорошо знали местные жители, достаточно уважением и авторитетом пользовался, потому что мы как церковь делали очень много разных благотворительных проектов. Мы работали на оздоровление общества. Есть Бог, который объединяет - чтобы общество, страна, семья были едины. И был сатана, у которого цель все развалить то, что есть хорошее.
И самый первый сепаратист, который был когда-либо во вселенной - дьявол или люцифер, который жил нормально с Богом, но потом в определенный момент он провел референдум там на небе, в котором участвовали треть ангелов. И каким образом он их убедил отказаться от власти всемогущего Бога и создал свою такую импровизированную структуру, похожую на ДНР.
2014
Если ты включал телевидение, ты видел, что это перевернутая ложь. Это перевернутая правда или изощренная ложь, я бы так назвал. Я смотрю, что она воспаляет умы людей, люди мотивируются не любовью, они готовы убивать, рвать тебя, они не могут объяснить причину, почему они готовы это сделать. Конфликт сам по себе - он не был в Донецке, он был искусственно создан.
Определенные вбросы о том, что есть бандеровцы, западная Украина, что насилуют русский язык… он был всегда. В тот момент, когда в Киеве происходил Майдан и Донецк также подхватил и был в Донецке был свой Евромайдан, который был достаточно, я считаю, на местном уровне сильным. В тот момент при поддержке местных олигархических структур, властью, начали происходить так называемые митинги, но они были как борьба с ветрянными мельницами.
Кто-то сознательно вбрасывал в информационное поле то, что вам нужно защищаться. На вас идут… Майдан, который был в Киеве, он сейчас придет к вам. И тогда большая часть людей была испугана: кто-то за деньги, правда, другая часть начали себя защищать от колдунов, которых не существовало. У меня до последнего теплилась надежда, что конфликт не перерастет в такую грубую военную фазу.
Мы пытались максимально донести до общества мирный посыл, что Бог призывает нас к единству. Так, у нас 25 февраля 2014 года организовался ежедневный молитвенный марафон в центре Донецка. Получается, на площади Ленина стоял лагерь сепаратистов со своими палатками, а ниже где-то метров около 400 возле Кальмиуса стояла наша молитвенная палатка, в жовто-блакитном исполнении, с украинским флагом и с баннерами с надписью “Здесь молятся за мир, любовь и целостность Украины”.
Молитвенный марафон еще продлился до того, как Стрелков вошел в город. Это был июнь 2014 года.
Я лично пережил 3 смены власти сепаратистов, находясь в Донецке. Я думаю, что в большей степени они даже сами не понимали, к чему это приведет. Своего рода игра - показывать, у кого мышцы сильнее.
Но вот когда стрелковцы вошли, когда уже явно вошли российские спецслужбы, откуда я это знаю, потому что из моей команды 14 человек побывало в плену и я в том числе. И некоторых допрашивали именно сотрудники ФСБ, которые этого не скрывали.
Даже включается Тихона, вопрос его будущего решался из Москвы в Москве, то есть приезжал человек из Москвы, который представился офицером ФСБ. Я попал в плен, когда сепаратистов представляла еще украинская часть общества, потому что там были из Днепра и Киева ребята, тогда еще была служба НКВД, которую возглавлял из Первомайска. парень где-то лет 35. То есть как бы были местные, сепаратисты.
Естественно, руководили всем этим не они, и наемники - чеченец, кавказец был, который вообще ничего не понимал, что происходит в Украине и вообще не знал, что есть такая страна не во всех тонкостях.
Потому что во время допроса мне задали вопрос. Одно из обвинений, которое было мне выдвинуто, что я стоял на одной сцене с Ляшко, он приезжал в Донецк на митинг, который у нас анонсировался как молитва за Украину. Я был на этом митинге, потому что там была молитва. И я тогда призвал всех, помню, как сейчас, на сцене, давайте станем на колени, помолимся молитвой Отче наш.
Оказывается, Ляшко в это время находился на сцене. У меня цель была как у священника помолиться перед Богом, чтобы все мы стали перед ним на колени. И когда они выдвинули это обвинение, что я стоял на сцене с Ляшко, то этот кавказец так в меня автоматом ткнул: “Ты стоял на одной сцене с Ляшко?”.
А потом оборачивается “А кто такой Ляшко?”. Когда нас там будут убивать или не убивать, что вы там решаете. Но не долго решали, что делать с нашим молитвенным марафоном.
Уже все проукраинские митинги и движения были разогнаны в Донецке. Мы были самыми последними, с кого сняли флаг Украины. И поэтому для них мы были странным форматом.
С одной стороны мы проявляем свою позицию, с другой - мы ничего плохого не делаем - стоим на коленях и молимся. Поэтому нас долго еще терпели и в определенный момент, когда в очередной раз снесли нашу молитвенную палатку, люди приехали где-то человек 5-6 вооруженных, с автоматами, все, что у нас там было, выбросили в Кальмиус.
Сказали, еще раз соберетесь - расстреляем. Мы все равно будем молиться, мы ничего плохого не делаем. И пошел в ОДА поговорить, говорю, встретиться хочу с начальником вашего ОДА. Мы выполняем роль госпиталя, даже не важно, вражеские мы, не вражеские - мы лечим всех. Меня там увидел мой друг.
Он пошел в службу НКВД и настучал, что пришел враг сюда, собирает людей, надо отсюда живым его не выпускать. Тогда меня взяли в оборот. У этих людей было все, чтобы добывать от человека информацию - плети, биты, молотки. Начали “колоть” тебя во всем: по социальным сетям проверять, кто ты, при этом они очень сильно избивали.
Повязали мне на шею плотную желто-блакитную стричку, подтянули меня на ней за шею. На запястья тоже две жовто-блакытни стричкы, которые нашли у меня в кармане. Там было написано “Молюсь за Украину”. По милости божией я целый день я там пробыл и все это время это было избиение. Били все. Пять-шесть человек, даже девчонки приходили и били просто для развлечения. Меня бы живым оттуда не выпустили - это однозначно. Когда меня били, я громко молился.
Я для себя в сердце решил, что не буду я вымаливать прощение, а молчать, когда тебя лупасят очень сложно.
А когда они не били, я им проповедовал. Говорю, Бог любит вас, он же создал вас по образу и подобию божьему, смотрите, в кого вы превратились? Вы же испоганили не во мне, а в себе образ божий. А когда девчонки били, я им тоже говорил: “Вы же будущая мать, что вы расскажете своим детям, когда вы их родите?”. В общем я показался для них каким-то таким сумасшедшим немножко пленником.
А когда они не били, я им проповедовал
Бьют - не выпрашиваєт, не орет - молится. Не бьют - проповедую за Бога. Вызвали этого начальника службы НКВД. Этот парень пришел, посмотрел на меня, он меня узнал, знал меня еще до этого, оказывается. Отвел меня в сторону, говорит, прости меня. И он выбежал в коридор, начал на всех кричать, ругаться.
Он заставил всех прощение у меня просить. Мне деньги вернули, автомобиль, с которого уже поснимали номера. Страх. Страшный страх был. Я остался в Донецке, продолжал молитвенный марафон. К тому времени мы уже занимались благотворительностью, мы эвакуировали людей из зоны боевых действий, принимали переселенцев или беженцев, точнее из Славянска. У меня много разных случаев...
Когда девушка беременная во время бомбежки выпрыгнула со второго этажа. У нее ребенок в утробе от прыжка сломал ножку. Она приехала в Донецк, он раньше времени родился, мы помогали ухаживать. Бомбили сильно очень больницу в Шахтерске. Те, кто мог идти или к кому могли приехать родственники, забрали. Там остались лежачие инвалиды, которые не могут ни подняться и родственники не могут приехать.
И нас вызванивали, мы приезжали, забирали людей. У меня была там очень мощная координация волонтерской сети по эвакуации людей. Я дончанин. И это мой город, это моя земля и я не понимал, почему я должен уходить из своего дома. Я скажу, что волонтерское движение - оно сыграло решающую роль в этом всем.
Без волонтеров позагибались бы и гражданские, и военные. Сейчас должны все эти волонтерские движения превратиться в общественные движения, в развитие территориальных общин. Сейчас волонтеров не нужно забыть.
Когда действительно сформируется у нас внутри Украины активное гражданское общество не терпил, которых можно нагнуть.
Когда гражданское общество будет проявлять не только в виде манифестов, лозунгов и противостояний разных, а свою гражданскую позицию будет проявлять, при этом брать ответственность за ту сферу жизнедеятельности, в которой ты живешь. Это белить свои подъезды, красить свои дома, помогать бабушкам переходить через дорогу.
То есть активное гражданское общество - это не общество протестующих и ругающих власть. Активное гражданское общество - это те, которые берут ответственность за свою жизнь, за свой город, за свою страну. Масса небезразличных людей, которые дорожат будущим своей страны. Я в это верю, я этим живу. Не верю, что страну изменит политик, президент.
Я верю, что страна изменится благодаря вот таким вот мелким группам людей, которые знаете, как в фильме “Война миров”, когда атаковали землю инопланетяне и их никак не могли победить - ни оружием, ни еще кем-то. И потом в конце концов они все начали умирать.
Фильм заканчивается тем, что автор дает понимание, что они, когда попробовали нашей пищи земной, когда вдохнули наш воздух... микроорганизмы, которые содержались в кислороде и во всем оказались губительными для их организма.
То, что убьет коррупцию и все остальное - это будет ни президент, ни премьер-министр, это будут какие-то гражданские общественные движения. Их будет много.
И в конце концов вот эта война на износ между олигархами, чиновниками и активно гражданским сообществом, она придет в фазу, когда гражданское сообщество начнет побеждать.
Новый герой Донбасса - этот тот, кто остался верить в этот Донбасс и делать для него все возможное, чтобы Донбасс возродился, чтобы он остался Украиной. Люди, которые в трудную минуту не сложили руки, не сдались, не стали отсиживаться где-то в стороне тогда, когда пришла действительно беда и эти люди были первые среди тех, кто пытался ее решить.
Для меня победа, когда идеи Майдана, провозглашенные и заявленные действительно станут ощутимыми и видимыми. Я вижу новый Донбасс - я не могу отделить Донбасс от Украины.
- Информация о материале
Россия ограничила денежные переводы в Украину. Государственная дума РФ приняла в третьем чтении законопроект, разрешающий денежные переводы в Украину только через подконтрольные Москве платежные системы и инфраструктуру. Согласно документу, в случае введения иностранным государством запретов в отношении российских платежных систем трансграничные переводы денег без открытия банковского счета в рамках платежных систем, в том числе иностранных, будут возможны из России в такое государство лишь при условии, что оператор платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры прямо или косвенно контролируются РФ. Что стоит за ограничением, и какие будет иметь последствия, «Апострофу» рассказывает советник президента ассоциации украинских банков Алексей Кущ.
Россия предвидела санкции в отношении российских банков, которые Украина применила. Уже давно в Государственной думе находился законопроект о том, чтобы запретить переводы в те государства, которые применяют санкции против российских платежных систем. И у Москвы давно имелся повод для этих действий, ведь Украина еще в прошлом году запретила работу украинских платежных систем. Уже тогда в России поговаривали о том, что неплохо бы применить ответные санкции, и был разработан соответствующий законопроект. Но он лежал очень долго в Государственной думе, что было не характерно для российского парламента. Почему? Потому что в России обычно законопроекты долго разрабатываются, но быстро голосуются. Там совершенно другая система парламентаризма. И все эксперты прекрасно понимали, что это такое «оружие», которое в любой момент будет приведено в боевую готовность.
Принятием этого законопроекта Москва продемонстрировала, что в случае каких-то действий против российских банков, которые работают в Украине, она может применить санкции в виде запрета денежных переводов. Поэтому, естественно, после того, как Украина применила санкции против группы российских банков, которые работают в Украине, Государственная Дума России очень быстро рассмотрела этот законопроект, и приняла в его в окончательном чтении. Уже в соответствии с этим законом, нельзя использовать международные платежные системы для проведения платежей в те страны, которые применили санкции против российских платежных систем.
В этом законе четко прописано, что можно осуществлять переводы через такие платежные системы, которые контролируются Российской Федерацией. То есть фактически, это – такой намек между строк, который прописан в законе: отмените санкции против российских платежных систем и будете пользоваться переводами.
Если сейчас эти переводы будут заблокированы, то они перейдут в какую-то серую зону. Это может сказаться на стоимости переводов, поскольку станет очень не выгодно переводить деньги из-за высоких комиссий. А также приведет к тому, что часть денег, которые приходят в Украину из России от заробитчан, могут в нашу страну и не попасть. Поэтому такие действия России напоминают не совсем шантаж, а скорее серию взаимных «уколов».
- Информация о материале
Одной из самых острых проблем современной экономики Украины, в том числе и рынка труда, является теневая заработная плата. Практика «конвертов» расцвела в конце 1990-х годов и обрела небывалую популярность среди работодателей. Наличие теневых зарплат обусловливает структурные деформации и диспропорции социально-экономического развития, служит мощным дестабилизирующим фактором, наносит значительный ущерб государственным интересам.
Причины тенизации зарплат следует искать в слаборазвитости экономики, неумении управлять государством, высокой степени коррумпированности и сложившейся системе ценностей, включая менталитет. Систему ценностей я бы поставил на первое место. Дело в том, что само население весьма лояльно относится к теневой зарплате, взяточничеству и коррупции. Ни Конституция Украины, ни КЗоТ, ни законы в должной мере не соблюдаются. Правовой нигилизм в государстве приобрел такой тотальный масштаб, что закон не уважают ни те, кто работает, ни те, кто проверяет, ни те, кто в судах рассматривает дела.
Теневая заработная плата в некоторой степени обусловливается нехваткой легальной занятости. У работника нет большого выбора мест работы, и работодатель зачастую злоупотребляет этим. К тому же чем ниже заработная плата, тем больше желание людей трудиться в секторе неформальной занятости и уводить свои зарплаты в «тень». Низкая заработная плата — одна из коренных причин тенизации зарплат. Причин тенизации зарплат много, но самые главные — неуверенность в завтрашнем дне и недоверие к государству.
Что же необходимо сделать для того, чтобы исчезли зарплатные «тени»? Основные направления детенизации зарплат можно объединить в три блока: экономический, правовой и организационный. Действие экономических мер основано на том, что, принимая решение о входе или выходе из «тени», предприниматели сопоставляют выгоду от выплаты теневых зарплат и риски от нахождения в «тени». Здесь следует согласиться с Василием Башко, что даже при низких ставках налогообложения зарплат работодатели и работники по инерции продолжат теневые отношения, когда риск наказания и штрафов низкий.
Одним из экономических путей детенизации зарплат является повышение минимальной заработной платы (МЗП), учитывая то, что на многих предприятиях заработную плату платят на уровне минимальной. Даже многие директора предприятий устанавливают себе такую зарплату. Согласно данным Госстата, в 2016 г. примерно 40% населения, или 4 млн человек, получали официально заработную плату меньше 3200 грн. И на успешных предприятиях у многих работников по ведомостям зарплаты на уровне минимальных. Ну не может такого быть, когда обороты у предприятия большие, а зарплаты маленькие!
Но как бы мы ни повысили минималку, она погоды не сделает. А навредить может, и сильно! Ведь это тонкий инструмент, и пользоваться им надо очень осторожно. Дело в том, что повышение минимальной заработной платы имеет множество как позитивных, так и негативных последствий. Однако резкий, скачкообразный ее рост провоцирует в основном негатив: рост безработицы, цен, инфляции, теневых зарплат. Это обусловлено тем, что нужен источник финансирования увеличенной минималки. Такими источниками может быть наличие денежных ресурсов или рост производительности труда. Но для роста производительности труда требуется длительное время, структурная перестройка экономики, модернизация производства, техническое обновление. Ведь себестоимость продукции имеет жесткую структуру. Ее основными элементами являются заработная плата, материальные затраты, амортизационные отчисления. Для того чтобы повысить зарплату, нужно снизить другие элементы, скажем, материальные затраты, что за короткий период времени сделать весьма проблематично.
То есть такое решение правительства несет в себе риски роста безработицы, ухода бизнеса в «тень», дальнейшего повышения цен. Цены на товары и услуги уже выросли во всех городах Украины. Поэтому неубедительными и нелогичными выглядят утверждения некоторых правительственных чиновников, что никаких негативных последствий повышения минималки нет.
Тем не менее бизнес со временем адаптируется к новым условиям. Иначе что это за бизнес, который не в состоянии выплачивать мизерные суммы на уровне МЗП?! Надо учесть, что, по данным Федерации профсоюзов Украины, работникам ежегодно недоплачивается 200 млрд грн из-за урезания фонда оплаты труда.
В 2016 г., благодаря снижению ставки ЕСВ вдвое, работодатели смогли сэкономить еще больше. Однако бюджетные поступления по ЕСВ сократились вместо ожидаемой детенизации. Видимо, правительство предполагает, что у бизнеса есть определенные финансовые ресурсы, позволяющие провести повышение МЗП, по сути, вынуждая его повысить зарплаты сотрудникам.
Конечно, было бы правильно повышать заработную плату людям, не регулируя минималку, а проводя экономические реформы, структурную перестройку экономики, увеличивая национальные производственные мощности, что позволило бы повысить производительность труда, капитала и других видов ресурсов, на основе чего увеличится размер средней заработной платы, которая подтянет и минимальную. Движение должно идти по так называемому кругу экономического роста (подробнее см. мою публикацию в ZN.UA №13 от 9 апреля 2016 г. — Г.К.). Это надежный и эффективный путь.
Известный норвежский экономист Эрик С.Райнерт в своей книге «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными» утверждает, что порочный круг бедности и неразвитости можно разорвать, только если качественно изменить производственную структуру бедной страны. По его мнению, успешная стратегия включает диверсификацию производства, переход от секторов с убывающей отдачей (традиционного производства сырьевых материалов и сельского хозяйства) к секторам с возрастающей отдачей (технологиям, интенсивной обрабатывающей промышленности и услугам).
Но капиталистические реформы устроены по-разному в зависимости от политической системы. Следует различать капитализм для народа — экономический рост для всех и капитализм для узкого круга лиц, когда определенные лица «прихватизировали собственность», имеют свою ренту и не заинтересованы в дальнейшем расширении распределения, в результате чего в Украине уже давно началось торможение реформ. Однако просвещенный предприниматель понимает, что нанятые им работники нужны ему в качестве покупателей, так что в его интересах повысить им зарплату. Ведь общий уровень зарплат увеличивает спрос на продукты предпринимателя, а следовательно, его потенциальную прибыль.
Самое слабое звено экономического роста — инвестиции и инновации. В инвестициях нуждаются многие товаропроизводители. Украина непривлекательна для иностранных инвесторов из-за коррупции и незащищенности прав собственности. Мировой опыт показывает, что повышению заработных плат способствуют не сбережения и капитал сам по себе, а инновации. Новые знания и инновации распространились в экономике в виде растущих зарплат и прибылей. Поддерживать высокий уровень зарплат можно только постоянными инновациями, которые считаются центральной движущей силой. Приходится констатировать, что инновационная деятельность в Украине ослабла. Так, объем реализованной инновационной продукции в общем объеме реализации промышленной продукции снизился с 6,5% в 2010 г. до 1,4% в 2015-м.
Для исчезновения зарплатной «тени» необходимо осуществить ряд правовых мер. Среди них следует выделить установление уголовной ответственности за сокрытие зарплат. А зачем сегодня работодателям выходить из «тени»? Им и так комфортно, выгодно в ней. Суды в этом плане не работают, прокуратура тоже. Безнаказанность порождает криминал, потому что все сходит с рук.
Зарубежный опыт борьбы с работодателями, ведущими «теневую» деятельность, предполагает значительный экономический ущерб в случае выявления и подтверждения фактов тенизации и усиление уголовной ответственности за экономические преступления и грубые нарушения трудового законодательства.
В соответствии с Законом №1774-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 6 декабря 2016 г. за выплату зарплат в «конвертах» предусмотрен штраф в 100 минимальных зарплат (320 тыс. грн). Ответственность работодателей ужесточена, но будет ли эффективной эта мера? Не думаю. Не хватит принципиально честных проверяющих.
В Украине гарантированным последствием ужесточения ответственности за выплату заработной платы в «конверте» может стать рост безработицы. Поэтому с выплатой зарплат в «конвертах» следует бороться не столько проверками, штрафами и введением уголовной ответственности, сколько экономическими стимулами.
Эффективной мерой могло бы стать установление солидарной административной ответственности работодателя и наемного работника. На мой взгляд, наемные работники также должны нести ответственность за получение зарплат в «конвертах», но не уголовную, а административную. Так что выход здесь один — штраф. В связи с этим необходимо законодательно установить солидарную административную ответственность работодателя и наемного работника за выявленные нарушения трудового законодательства в части выплаты заработных плат. Необходима неотвратимость наказания за налоговые правонарушения. Она повысит цену тенизации зарплат, тем самым подталкивая экономического агента к ведению деятельности в легальном секторе экономики.
Экономические меры по детенизации зарплат дадут должный эффект только при условии возврата государством доверия людей к себе и переходу от чрезмерной дифференциации заработных плат, сегодня просто зашкаливающей, к умеренной. Снижение налоговых ставок не обязательно уменьшит «тень». Это возможно только при доверии к органам власти и налогового контроля.
Для исчезновения зарплатных «теней» важны и организационные меры. К ним можно отнести совершенствование форм и методов налогового контроля. При этом следует предусмотреть более значительную вероятность проверки и усиленные санкции за сокрытие трудовых доходов. Предприятия, на которых заработная плата начисляется ниже уровня средней по отрасли, должны находиться на постоянном контроле и ежеквартально включаться в план-график выездных проверок Государственной фискальной службы.
Было бы целесообразно ввести в практику работы служб занятости ведение реестра «нечестных» работодателей, скрывающих заработную плату, нарушающих трудовое законодательство.
Для исчезновения зарплатных «теней» важным является усиление социального диалога, принципы которого задекларированы в конвенциях Международной организации труда и ратифицированы Украиной. В последние годы роль социального диалога заметно ослабла. Экономический рост требует баланса уравновешивающих друг друга сил бизнеса и профсоюзов.
Размер теневых зарплат определяется уровнем экономического развития страны. При этом зависимость обратно пропорциональная: чем более развита страна, тем меньше в ней теневой заработной платы. Теневая зарплата в основном является производной от экономики, хотя и сама в некоторой степени влияет на ее производительность. В связи с этим следует укреплять экономику на всех уровнях хозяйствования.
Предпосылки для выхода зарплат из «тени» в Украине еще не созданы. Создание этих предпосылок — длительный процесс, связанный с осуществлением экономических и правовых реформ. В частности, бизнес выйдет из «тени», когда будут созданы комфортные условия для его ведения. Необходимыми условиями для детенизации зарплат являются преодоление коррупции и теневой экономики в целом.
Целесообразно повышать уровень оплаты труда во всех видах экономической деятельности, считая приоритетной задачей постепенный переход от дешевого труда к достойно оплачиваемому. Это станет мотивацией для возвращения работающих в официальный сектор экономики и приведет к увеличению их доходов, поступлений в бюджет и социальные фонды.
Следует вести статистический учет теневой заработной платы и показатель скрытой оплаты труда отражать в системе национальных счетов Украины. Госстат может определять масштаб теневых зарплат путем определения величины превышения расходов населения над доходами.
Необходимо обеспечить комплексный системный подход к решению вопроса детенизации заработной платы с использованием совокупности административных, экономических, правовых методов и принципов социального диалога. Нужна политическая воля первых лиц государства. Весьма важно усилить социальный диалог на всех его уровнях, повысить эффективность и результативность деятельности Национального трехстороннего социально-экономического совета.
- Информация о материале
Пісочинська селищна рада уклала угоду з ТОВ «Фірма «Віктор» щодо поточного ремонту дороги вартістю 119,31 тис. грн.
Звіт про проведення закупівлі опублікований на веб-порталі Уповноваженого органу з питань закупівель «Прозорро».
Підрядник має виконати поточний ремонт автодороги по вул. Надії в сел.Пісочин Харківського району Харківської області.
Цікаво, що у грудні 2016 року була підписана угода між селищною радою та ТОВ «Дортехстрой». 12 грудня угоду підписали, 13 грудня закрили акт виконаних робіт, 16 грудня перерахували кошти.
Підрядник отримав 287,2 тис. грн. Гарантійний термін мав скласти рік.
Й вже зараз селищна рада знову замовляє ремонт дороги по тій самій вулиці.
ТОВ «Фірма «Віктор» записана на Віктора Божко та Андрія Подшиваленко. Останній є сином директора КП «Пісочинкомунсервіс» Олександра Подшиваленко. В 2015 році засновником цієї фірми був сам комунальник, але після публікації «Наших Грошей» про перерахування коштів «рідній» фірмі на ремонтні роботи, він переписав фірму на сина.
- Информация о материале
Почему представители власти не обращают внимания на существенный кадровый голод в судебной системе, который приводит к тому, что судьи вынуждены работать с чрезмерной нагрузкой?
Надлежащее функционирование судебной власти является одной из основ правовой стабильности в государстве, а сама судебная власть является инструментом защиты суверенитета страны, прав, свобод и интересов человека — независимо от желания отдельных сил ослабить ее и подорвать тем самым основы государственности Украины. Между тем, судебная власть, при поддержке государства, должна продолжать свое качественное развитие и оставаться независимой, сильной и самодостаточной ветвью власти, способной защищать интересы граждан.
Однако, на сегодняшний день в силу различных причин защищать права граждан в суде становится все тяжелее. Одной из таковых является кадровый голод в судебной системе.
По состоянию на конец 2016 года, статистика по количеству работающих судей в судах была, мягко говоря, не наилучшая. Еще на то время восемь судов были без судей, в 71 суде правосудие осуществлялось одним судьей, а в 124 судах — двумя судьями.
Также в прошлом году на сайте Высшей квалификационной комиссии судей был опубликован список судов, в которых количество судей, которые не осуществляют правосудие (в связи с окончанием пятилетнего срока полномочий, достижением судьей 65-летнего возраста и в связи с несоставлением присяги судьи) составляет 50% и более процентов, по состоянию на 12.10.2016 года.
Хотя информация еще с 2016 года, ясно, что количество таких судей с каждым днем только увеличивается, а в каждом суде работающих судей становится все меньше.
Кроме этого, на сайте ВККС опубликована свежая информация о наличии готовых к замещению вакантных должностей судей в местных судах (по состоянию на 20.03.2017 года).
Понятно, что такое состояние вещей не позволяет полноценно осуществлять правосудие и указывает на существенный кадровый голод в судебной системе.
Между тем, судьи, у которых имеются полномочия, вынуждены работать с чрезмерной нагрузкой, что в свою очередь влияет на сроки рассмотрения дел и может повлиять на качество принятых судебных решений. А ведь государство должно обеспечить каждому лицу, находящемуся под его юрисдикцией, непрерывный доступ к оперативному и профессиональному правосудию.
Складывается впечатление, что представители власти в попытках изменить систему правосудия к лучшему, путем бесконечного реформирования судебной ветви власти, делают только хуже. Об этом говорит также и кадровый голод, который возник на сегодняшний день в судах.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: судебная реформа действительно направлена на построение независимой ветви власти, которая будет защищать права человека, в частности, от произвола государства?
Кадровый голод и реакция судей
Недавно наше издание опубликовало новость о том, что на сегодняшний день в Бердичевском горрайонном суде Житомирской области осуществляют правосудие только трое из семи работающих судей, а в мае 2017 года еще у двух судей с полномочиями истекает пятилетний срок судейских полномочий. Таким образом, в скором времени все дела будут распределяться фактически на одного судью.
Эта публикация стала толчком для многочисленных комментариев представителей судебной власти или лиц, столкнувшихся с этой проблемой, в которых они указывали на критическую ситуацию с кадрами, которая сложилась на сегодняшний день.
Наше издание решило проанализировать ситуацию, деперсонализировав авторов, указывающих на возникшие проблемы в их регионах. Так, вышеуказанные лица говорят о следующей обстановке:
- «В Савранском районном суде Одесской области уже такое есть, один судья. И гражданские дела, административные и уголовные»;
- «В Макаровском суде Киевской области — один судья с полномочиями»;
- «В Ровенском окружном административном суде на сегодняшний день из 15 судей с полномочиями только одна судья — Жуковская Л. Она и заместитель этого суда, она и и.о. председателя суда ... вот как можно нормально работать в таких условиях ... одна работает за 15-х .. это просто ужас!»;
- «Мне интересно, с января судьи-«пятилетки» выслушаны ВСП — а Указа нет. Кому это нужно??»;
- «Таким образом, судьи с полномочиями брошены на выживание, права на отставку нет, следовательно, пусть работает, не может — пусть увольняется. Никто его за это не похвалит и не даст награды, а вот за сроки спросят еще как. Вот и реформой, таким образом, очистят систему, заставив увольняться тех, кто остался… А о тех, кто будет увольняться, опять скажут, что это во избежание декларирования своего «огромного» состояния»;
- «Я не могу понять, почему рядовые судьи понимают, что в судебной системе наступил коллапс, а высшие чины об этом не задумываются? Как можно «достучаться» до тех, кто может и обязан это объяснить выше»;
- «Эффективная судебная реформа, активная и продуктивная! Проходит третий год реформы, нужно делать очередной шаг — придумали хорошее европейское слово — «коллапс». Последующие решительные шаги? ВККСУ имеет первоочередную задачу — заполнение вакансий в очередном суде кассационной инстанции. Тяжелый, важный и длительный период, по истечении которого судьи ВС просто останутся без дел для пересмотра, т.к. в первой инстанции будет некому те дела решать. Наконец увидели кадровую проблему в Бердичевском суде? Обратите еще и свое внимание на интересную статистическую информацию:
- Население Бердичевского района — 29 174 человек, площадь района — 865 кв. км. Штатная численность судей Бердичевского суда — 12 судей. Фактически работают семь судей.
И для сравнения: население Чудновского района — 36 574 человек, площадь района — 1037 кв. км. Штатная численность судей Чудновского суда — три судьи. Фактически работают два судьи.
В Чудновском суде с ноября 2015 года по декабрь 2016 года (всего 13 месяцев) я работал единственным судьей на 36 тыс. населения. В суде не было других судей даже без полномочий, которые могли бы мне просто помогать. Никто не делал из этого проблему.
Представление ВСЮ на назначение судьи Чудновского суда Савчук И.А. от февраля 2014 года до сих пор (более трех лет) остается не подписанным президентом. Но эта должность в статистике ВККСУ считается занятой и никакой другой кандидат или судья из неподконтрольной зоны не может быть на этот пост ни предназначен, ни переведен. Тоже не проблема?
Возможно, проблема появится через два месяца, когда для меня прекратится автораспределение дел, а, возможно, чуть позже, когда у меня закончатся полномочия и в Чудновском суде снова останется один судья на неопределенный срок. А произойдет это 23 августа этого года. И я не один такой. В тот же день заканчиваются полномочия у всех судей, которые были назначены на должности Указом Президента от 23 августа 2012 года. Хороший подарок для страны ко Дню Независимости! Граждане Украины, проживающие в девяти районах в настоящее время уже совершенно независимы от судебной власти. Интересно, они уже начали подыскивать альтернативные пути решения своих споров и конфликтов ... риторический вопрос. На этом, пожалуй, прерву свой крик души, пока еще в состоянии сдерживать эмоции»;
- «Население города Бердичева и Бердичевского района — более 90 тыс. граждан. Кроме этого, на территории города и района — три уголовно-исполнительных учреждения. На сегодня все дела, поступающие в суд, передаются на рассмотрение одному судье. Это проблема, которую пытаемся решить в правовом поле, сообщив о ситуации, сложившейся в ВККСУ, ВРУ, ГСА»;.
- «Нужно создавать в каждом суде отдельный резерв кандидатов на должность судьи, а также закрепить в Законе норму, согласно которой при увольнении судьи с должности, ВСП тем же решением назначает на эту же должность, которая освободилась, кандидата из резерва суда. Вполне действенный вариант решения проблемы в правовом поле. А что происходит в настоящее время? ВККСУ работает, проводит отборы, дает рекомендации, ВСП (ВСЮ) тоже работает — проверяет их и вносит представление, а ВРУ и президент их у себя накапливают годами, а затем в очередной редакции закона называют их «материалы, которые остались не рассмотренными на время смены власти в стране».
Такое вот политическое влияние на формирование судейского корпуса. Подождем еще немного и увидим, как быстро будут рассмотрены последние представления, внесенные ВСП в феврале и марте».
Такой вот «крик души» судей относительно ситуации, которая сложилась на сегодняшний день в судах.
- Информация о материале
Страница 257 из 1561
