«...На взятке в 250 000 долларов СБУ задержала работников центрального органа исполнительной власти. «За одну бумажку, только за право подписания бумажки. У кого? У оборонных предприятий. Это не просто коррупция — это мародерство», — заявил Петр Порошенко».

В мае 2015 года во время посещения учебного центра Сухопутных войск Вооруженных сил Украины «Десна» президент Петр Порошенко поставил перед отечественным бизнесом задачу вхождения Украины в ТОП-5 мировых экспортеров вооружений.

Эта задача не так уж невыполнима, если оценить потенциальные возможности предприятий оборонки, которые при наличии нормального финансирования и эффективного менеджмента могли бы в короткие сроки наладить серийный выпуск образцов вооружений и военной техники, разработанных в Украине в минувшие годы.

За рамками этой статьи оставим два вопроса.

Первый. Президент воюющей страны, являющийся опять же верховным главнокомандующим армии, которая сегодня ведет боевые действия «луком со стрелами», в первую очередь должен быть озабочен обеспечением ее подразделений новейшими вооружениями и боевой техникой, а не нацеливать отечественный ОПК на попадание в ТОП-5 экспортеров оружия.

И второй. Знает ли Петр Алексеевич действительное положение дел в оборонно-промышленном комплексе?

Очень хочется надеяться, что для президента не станут шоком данные SIPRI (Stockholm International Peace Research Institute) о том, что в 2014 году «лидер» украинской оборонной промышленности Государственный концерн «Укроборонпром» с 58-го места, которое он занимал годом ранее, опустился на девяностое, а объем его продаж военной продукции снизился почти вдвое. Эта информация менеджерами концерна охраняется как особо важная государственная тайна.

Ни в пятерочку, ни в десяточку, ни в двадцаточку Украина уже не попадет, поскольку на пути реализации амбициозного плана президента появились мародеры.

Мародеры из экспортного контроля

Государственная служба экспортного контроля —далеко не публичный орган исполнительной власти. Многие граждане не всегда даже догадывались, чем эта организация занимается. Пока вдруг СБУ не задержала во время получения взятки одного из ее руководителей.

А вот предприятиям оборонной промышленности, особенно тем, кто занимается экспортом вооружений и продукции двойного назначения, эта контора знакома не понаслышке.

Экспорт вооружений в Украине всегда был сферой президента. Петр Алексеевич в этом плане не исключение. Во главе президентской вертикали по контролю над экспортом оружия находится Межведомственная комиссия по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля, возглавляемая первым заместителем секретаря Совбеза, близким соратником президента Олегом Гладковским (в прошлом Свинарчуком). А посему долю ответственности за задекларированное им же мародерство несет и гарант. Не могу не отметить, что членами упомянутой комиссии являются руководители спецслужб, Минобороны, МИД, Минэкономразвития. Особую роль в подготовке ее заседаний играет Госэкспортконтроль, возглавляемый на сегодня Юрием Терещенко, человеком не новым в этой сфере.

Сказать, что О.Гладковский не осведомлен о творящихся в Госэкспортконтроле безобразиях нельзя, поскольку его неоднократно информировали об этом предприятия-экспортеры.

Так, в середине января 2015 года в аппарат Совбеза обратилась Государственная фирма «Укринмаш», которая никак не могла добиться рассмотрения Ю.Терещенко заявки на реализацию внешнеэкономического контракта с Республикой Чад, информируя Совбез о том, что невыполнение обязательств может привести к срыву контрактов на сумму более шести миллионов долларов США. Нормативно-правовые акты правительства предусматривают ограничение срока рассмотрения заявки до 30 дней. В крайнем случае, при отсутствии полного комплекта документов он может быть продлен до 90 дней. Но и эти сроки чиновниками не выдерживаются.

{aridoc engine="iframe" width="800" height="570"}/images/uploads/pdf/lists-ukrinmash.pdf{/aridoc}

В своем письме на имя О.Гладковского президент АО «Мотор Січ» В.Богуслаев летом текущего года отметил, что Госэкспортконтроль содействует не умышленно захвату иностранными компаниями и авиаремонтными предприятиями рынка авиационных услуг в Перу, Непале, Хорватии, ОАЭ, Экваториальной Гвинее, Беларуси, Казахстане, Папуа-Новой-Гвинее. Понятно, что в условиях жесткой конкуренции вернуть контроль над этими рынками очень сложно, а в ряде случаев вообще невозможно. Формулировка относительно «не умышленного содействия» Госэкспортконтроля иностранным конкурентам достаточно мягкая и вполне могла бы стать предметом для изучения этой ситуации украинскими спецслужбами.

Более того, государственный концерн «Укроборонпром» информировал Совбез и Кабмин о проблемах, возникающих с получением от возглавляемой Ю.Терещенко Службы разрешений на экспорт продукции участником концерна предприятием «Спецтехноэкспорт» в рамках семи внешнеэкономических контрактов, что не только создает проблемы для репутации украинских предприятий на внешних рынках, но и наносит конкретный материальный ущерб. Естественно, в этом случае оценка действий чиновников уже переходит в плоскость Уголовного кодекса и может квалифицироваться по статьям о должностных преступлениях.

Аналогичное письмо поступило в Концерн и от предприятия ФЭД, где указано, что Госэкспортконтроль нарушает все установленные сроки рассмотрения заявки на экспорт в Китай продукции, что может привести к потере контракта стоимостью 1 млн. долл.

Эти примеры свидетельствуют о создании условий для «стимулирования» чиновниками экспортного контроля предприятий-экспортеров для ускорения решения выдачи тех самых бумажек, о которых говорил президент.

Системный характер поборов с предприятий подтвердила Служба безопасности Украины, прихватившая в ходе получения взятки высокопоставленного чиновника С.Головатого, близкого товарища Ю.Терещенко. Именно у С.Головатого на рассмотрении находились заявки предприятий на экспорт. Именно он и затягивал их рассмотрение, пока не добивался нужного результата.

По словам оперработников СБУ, операция по захвату взяточника, обыски в служебных помещениях и по местам жительства чиновников вполне достойны сюжета для голливудского блокбастера. Чего стоит только спущенная на оперативников собака, которую они вынуждены были застрелить? Или найденное в служебном кабинете, по данным нашего источника в Госэкспортконтроле, полное досье на руководителя украинской спецслужбы — Василия Грицака! На папке было написано: «Передать лично Юрию Федоровичу». Казалось бы, зачем руководителю экспортного контроля Юрию Федоровичу собирать данные о родственниках, счетах, собственности и местах жительства руководителя спецслужбы? Как эти действия квалифицировать? Подготовка покушения, компрометация, шпионаж?

Знал ли глава экспортного контроля о том, что творят его подчиненные? С уверенностью можно отметить, что знал, поскольку обращения от предприятий о затягивании сроков рассмотрения заявок поступали на его имя с завидной регулярностью. Текст подобных обращений не отличается по сути от письма в его адрес из государственной фирмы «Укринмаш» от 16.01.2015 №27/12-401.

Тот, кто хоть мало-мальски знаком с деятельностью оперативных подразделений, знает, что захватить взяточника с поличным достаточно сложно, а его преступную деятельность приходится тщательно документировать задолго до проведения операции. Можно только догадываться, какой объем оперативной информации и какие эпизоды из жизни мародеров задокументированы СБУ. Еще сложнее проводить подобные мероприятия в отношении высокопоставленного чиновника, поскольку, как правило, у каждого из них есть очень серьезная «крыша», которая и сейчас трудится не покладая рук, чтобы ниточки следователей не потянулись к ней. Ну а как иначе можно оценить тот факт, что ни Кабинет министров, ни министр экономического развития, через которого направляется деятельность указанной Службы, не приняли до сих пор решения о проведении служебного расследования? Почему не создана комиссия по функциональному обследованию органа исполнительной власти, где выявлены вопиющие факты взяточничества? В нормальном государстве подобное явление могло бы привести даже к правительственному кризису! А у нас руководитель правительства продолжает хранить гробовое «крышевание». Своеобразный обмен «любезностями» с Банковой, которой не очень хотелось бы раздувать скандал, связанный с торговлей оружием — сферой президентских интересов?

Способна ли Служба безопасности Украины установить мародеров из других министерств, ведомств, организаций, предприятий, а также правительства и администрации президента, содействовавших пышному расцвету взяточничества и коррупции в сфере торговли оружием?

В состоянии ли кто-то в стране провести анализ законодательства, постановлений и распоряжений правительства, ведомственной нормативно-правовой базы, создающих среду для взяточничества и коррупции?

В этом есть большие сомнения!

Некоторые эпизоды из жизни чиновников других ведомств свидетельствуют о том, что вирус взяточничества поразил не только Госэкспортконтроль.

Мародеры из Минобороны

В марте 2014 года правительство издало секретное распоряжение, которым обязало экспортеров согласовывать с Минобороны Украины номенклатуру товаров военного и двойного назначения, предполагаемую для реализации на внешнем рынке. В условиях необходимости первоочередного обеспечения вооруженных сил боевой техникой и вооружениями этот шаг мог бы быть оправдан. Но так уж повелось в нашей стране, что практически любая благая идея может превратиться в кормушку для чиновников. Этот случай не стал исключением.

Поначалу в Минобороны как-то засомневались, что военные чиновники смогут реализовать в полной мере поручение правительства по возложенной на него несвойственной функции в сфере торговли вооружений. В июне прошлого года Минобороны даже направило в Госэкспортконтроль письмо, где попыталось отказаться от проведения экспертной, консультационной и информационной помощи субъектам хозяйствования, планирующим экспортные поставки вооружений. Однако по прошествии некоторого периода времени, вероятно увидев количество ходоков, пытающихся получить от Минобороны положительное решение, военные чиновники вполне органично вписались в тему.

{aridoc engine="iframe" width="800" height="570"}/images/uploads/pdf/minoborony-po-expertize.pdf{/aridoc}

За достаточно короткий срок возникла весьма интересная схема, в которой ключевые роли взяли на себя Госэкспортконтроль и Минобороны, а второстепенные поделили между собой спецслужбы, МИД и Минэкономразвития. Можно было бы конечно упомянуть и комиссию О.Гладковского, но, скорее всего, она играет роль статиста, лишь придавая практикуемой чиновниками схеме «отжима» вид законности и оправдывая ее необходимостью укрепления обороноспособности страны.

Реализуется схема «отжима» следующим образом. Предприятие подает в Госэкспортконтроль заявку на проведение предварительной экспертизы товара и регистрации в качестве субъекта международных передач товаров. Далее чиновники этого ведомства направляют в Минобороны запрос, формулируя его по типу: а нужны ли нашим вооруженным силам танки, самолеты, БТРы, боеприпасы? Понятно, что представители довольствующих подразделений армии на такой вопрос никогда не ответят отрицательно. Армии нужны и танки, и самолеты, и все остальное тоже!

Случаи бывают просто анекдотичные. Госпредприятие «Укроборонсервис» в июле 2015 года обратилось в Минобороны с просьбой согласовать поставку запчастей танков в рамках контракта с Марокко. При этом «Укроборонсервис», учитывая «особенности» деятельности схемотехников из оборонного ведомства и экспортного контроля, получил от всех ремонтных предприятий концерна «Укроборонпром» ответы, что им эти запчасти не требуются. Каково же было удивление руководителей «Укроборонсервиса», когда из Минобороны поступило письмо за подписью полковника В.Шостака, сообщившего, что на сегодня «существует насущная необходимость в запчастях и комплектующих для танков Т-72, Т-64 на государственных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, входящих в состав Государственного концерна «Укроборонпром».

{aridoc engine="iframe" width="800" height="570"}/images/uploads/pdf/minoborony-list2.pdf{/aridoc}

Не могу сказать, насколько убедительны были «аргументы» «Укроборонсервиса» для заместителя министра обороны И.Павловского, но повторное обращение предприятия в Минобороны позволило все же отправить партию запчастей в Марокко. Почему позиция военных чиновников вдруг поменялась на 180 градусов? Может, сильно распереживались, что будет сорван миллионный контракт с Марокко?

Поле для изучения вопроса «аргументации» выдачи Минобороны разрешений на экспорт продукции военного и двойного назначения после неоднократных отказов очерчено. Дело за малым — тщательно исследовать улучшение материального положения чиновников, принимающих в этом процессе активное участие. Примерно по такой же схеме, которая использовалась СБУ при проведении захвата чиновника из Госэкспортконтроля.

Но не только спецэкспортеры попали под «отжим» Госэкспортконтроля, а и предприятия, экспортирующие продукцию гражданского назначения, даже не представлявшие себе изощренность действий украинского чиновничества.

Яркое свидетельство тому ситуация, случившаяся с предприятием ООО «Мотордеталь-Конотоп», не один десяток лет производившим на экспорт гильзы цилиндров для двигателей внутреннего сгорания. Я специально упоминаю об этом случае, поскольку именно с этим предприятием связывают события в Госэкспортконтроле. Практически все двигатели для грузовых и легковых автомобилей имеют такую гильзу. И тут, как гром среди ясного неба, УСБУ в Сумской области начинает досудебное расследование относительно нарушения предприятием Порядка международных передач товаров. Вдруг с какого-то момента эти гильзы стали товарами военного назначения! В Минобороны из СБУ отправляются запросы на проведение экспертизы по этим товарам для определения возможности использования их в военной сфере. И тут гора родила мышь! Минобороны считает, что эти гильзы используются как детали двигателей внутреннего сгорания, которые в свою очередь устанавливаются на военные грузовики и тягачи и относятся таким образом к товарам военного назначения.

Для общественности такое экспертное заключение может быть сформулировано примерно так: карандаш является имуществом военного назначения, поскольку он используется для нанесения стрелок на военной карте. Естественно, что в данном случае ответ Минобороны должен был быть совсем другим: контролю не подлежат и к товарам военного назначения не относятся детали, агрегаты, запасные части и комплектующие изделия, используемые для товаров военного назначения, если они имеют гражданское (общепромышленное) назначение или изготовлены для использования в продукции военного и гражданского назначения по единым требованиям. Это все изложено в том же постановлении, на которое ссылается Минобороны, выдавая свое негативное экспертное заключение.

Для чего и кому понадобилось создавать проблему вокруг этого предприятия? Понятно кому! Тому, кто изначально прекрасно знал, что этот вопрос решается без всяких проблем — получением грамотной экспертной оценки. А стимулом для предприятия добиться положительного решения, возможно, стало принуждение к даче взятке.

Подобных ситуаций наберется не один десяток, а то и сотен. Оказалось, что в списки запрещенных к экспорту Минобороны товаров попали даже 29 покрышек для грузовых автомобилей, которые одно из украинских предприятий планировало поставить в Туркменистан.

Если провести детальный анализ контрактов, сорванных по волюнтаристскому решению военных чиновников, набежит не один миллион недополученной прибыли. А может провести соответствующую экспертизу да подать на них в суд?

Мародеры-реформаторы из ГК «Укроборонпром»

Каждый год к Новому году в государственном концерне «Укроборонпром» появляются «Контракты». Нет, это не известное издание, это скорее старая традиция руководителей концерна оправдывать свою несостоятельность некими с пылу-жару подписанными внешнеэкономическими контрактами на экспортные поставки украинских вооружений на многие сотни миллионов долларов. Беда не в том, что существующие мощности отечественных предприятий не позволяют произвести все эти «горы» оружия, а в том, что все эти акции направлены на создание иллюзии на Банковой и Каменева о благополучности ситуации в украинском ОПК — рост несуществующих доходов концерна, реформы в сфере производства и реализации вооружений, наличие крупнейших, почти судьбоносных контрактов то по импорту, то по экспорту, подписанные с некими посредниками, в неких странах, на некие сотни миллионов долларов, которые в лучшем случае оказываются протоколом о намерениях. Ну и самое главное. Произносить все это надо шепотом, в единственное главное в государстве ухо, чтобы ни в коем случае не разгласить государственную тайну, и ни у кого не возникло желание проверить, что же на самом деле происходит в этой сфере.

Уж кто-кто, а Петр Алексеевич, будучи и секретарем Совбеза, и самым крупным дипломатом в стране, и министром экономического развития, и, наконец, президентом, прекрасно знает, как снять эту липкую лапшу с ушей. Почему бы просто не поставить вопрос перед дипломатами и разведчиками — а что мы там подписали? Ведь любой многомиллионный контракт, помимо политической плоскости, требует серьезного экономического обоснования, изучения научной, конструкторской, ресурсной и производственной базы. Не припоминаю, чтобы в Украине за последние годы хоть кто-нибудь сделал серьезную экспертную оценку реальной ситуации в оборонно-промышленном комплексе. И тогда слова о вхождении Украины в ТОП-5 экспортеров оружия вряд ли прозвучали из уст президента.

Неужели бывший министр экономического развития П.Порошенко, работая в правительстве беглого Азарова плечом к плечу с беглым министром обороны Саламатиным, до сих пор не понял, как работает построенная ими система «Укроборонпрома» — предприятия, нацеленного не на увеличение экспорта вооружений и завоевания новых рынков, а на создание надстройки для максимального «отсоса» средств из внешнеэкономических контрактов в пользу мародеров из высокопоставленного топ-менеджмента.

Может президент не в курсе, что такое комиссионное вознаграждение спецэкспортеров, как формируются маркетинговые затраты, кому выплачивается агентское вознаграждение? Вполне возможно, что отчеты Государственного концерна «Укроборонпром» не пестрят подобными цифрами. А надо бы! Мне кажется, что, будучи осведомленным в том, какие суммы «пролетают» в кабинетах на третьем этаже здания концерна, Петр Алексеевич не стал бы размахивать в эфире телевидения бумажкой стоимостью в 250 тысяч долларов США.

Не стану скрывать, даже у Саламатина были скромнее аппетиты, чем у младореформаторского менеджмента «Укроборонпрома». По некоторым контрактам «агентские» могут достигать 40%. Проверить эти цифры не составит труда. Просто для изучения этого вопроса надо направить в Концерн прокурора или оперработника, которые не станут рассматривать свою миссию как способ личного обогащения.

Кто, когда и как регламентировал процедуру согласования существенных условий внешнеэкономических контрактов? Насколько мне известно, даже Генеральная прокуратура не получила полного ответа на запрос (№10/1/2-33977-13 от 20.07.2015 года) относительно нормативно-правовых актов и нормативной базы, которой руководствуются спецэкспортеры в этом случае. Не получили прокуроры ответ лишь потому, что таких документов не существует в природе. Ничем не регламентируется уровень комиссионного и агентского вознаграждения, а также маркетинговых затрат, что создает брешь, в которую нескончаемо текут деньги предприятий оборонно-промышленного комплекса. Материализуются они затем через офшорные схемы в карманах дельцов оружейного бизнеса, раздаваемые в качестве взяток, откатов и незаконно полученного вознаграждения.

Так кто жирует и мародерствует на торговле оружием? Почему исполнительная власть закрывает глаза на то, что через дыру, организованную в ОПК, из страны утекают миллионные суммы? Что, тяжело решить эту проблему? Нет! Для этого достаточно разработать порядок определения существенных условий внешнеэкономических договоров в сфере экспорта вооружений! Кто это должен был сделать? А зачем в стране существует тогда Минэкономразвития? Может и там сидят мародеры? Нет, скорее не мародеры. Этих господ следует назвать старинным сталинским термином «саботажники».

Саботажники из Минэкономразвития

Оказывается, в Минэкономразвития есть целый заместитель министра Руслан Корж, который по функционалу отвечает за все, что происходит в сфере оборонно-промышленного комплекса. И уж кто как не этот деятель должен был ратовать за наведение порядка во внешнеэкономической деятельности предприятий ОПК. Именно он должен быть обеспокоен военно-промышленной политикой, реформой и развитием оборонной промышленности Украины, эффективной работой предприятий по выполнению оборонного заказа. К сожалению, кроме поездок на зарубежные выставки, отчитываться Коржу нечем. До сих пор нет Государственной программы развития оборонной промышленности. Нет и Закона о разработке и производстве вооружений, который и определяет эту самую военно-промышленную политику, уже давно прошедшего не один круг согласований в министерствах и ведомствах. До сих пор пылится в Минэкономразвития Закон о военно-техническом сотрудничестве, составной частью которого и должна быть соответствующая нормативно-правовая база для наведения порядка в сфере торговли оружием.

Справедливости ради надо отметить, что Коржу все же кое-что удалось. Благодаря своей кадровой политике ему удалось буквально за последние полгода практически уничтожить одно из самых ключевых подразделений министерства — департамент обороны и безопасности, созданный, кстати, при активном участии П.Порошенко.

Еще удалось Коржу не подготовить Программу развития авиационной промышленности Украины. Самоустранилось министерство и от участия в разработке Программы создания производства боеприпасов и пороха. Без ответа осталось поручение правительства, адресованное еще в январе текущего года министерству, о разработке соответствующих предложений.

Даже нет необходимости оценивать подобные действия или бездействие высокопоставленного чиновника.

Операция «дерегуляция»

Коррупционеры больше всего боятся потерять свои коррупционные схемы. Поэтому дерегуляция и есть то секретное оружие, которое надо применить в этом тяжелом случае.

Чем отличается торговля оружием от любой другой внешнеэкономической деятельности? Единственное отличие в том, что Украина должна неукоснительно выполнять свои международные обязательства по контролю над нераспространением оружия массового уничтожения, строго выполнять положения ратифицированного Верховной Радой международного договора о торговле оружием.

Первое, что надо сделать, это ликвидировать институт спецэкспортеров и делегирование ему правительством исключительного права на экспорт продукции военного и двойного назначения. Создавались эти посредники как раз для того, чтобы контролировать финансовые потоки в этой сфере.

Предприятия-производители должны получить право самостоятельно реализовывать свою продукцию на внешнем рынке. Например, почему частное предприятие «Укрспецтехника», разрабатывающее и производящее современные средства радиолокации, должно пользоваться услугами спецэкспортеров из «Укроборонпрома»? При этом с него дерут и комиссионные, и маркетинговые, и агентские! За что?

Предприятиям государственной формы собственности должны быть установлены четкие правила формирования существенных условий договоров.

Согласовательные процедуры должны быть минимизированы, а сроки рассмотрения документов максимально сокращены. Например, установить, что предприятие получает один раз на реализацию всей своей продукции экспортную лицензию в Минэкономразвития, которое в минимальные сроки получает через МИД соответствующее согласование от профильного комитета ООН. СБУ и всевозможные разведки продолжают заниматься выявлением угроз национальной безопасности и в случае необходимости вносят соответствующие предложения по приостановлении лицензии предприятию. И это все!

Тогда налогоплательщикам не надо будет содержать толпы чиновников-мародеров, паразитирующих на теле предприятий, а президент сможет помечтать и о вхождении в ТОП-5.

Харківська міська рада дозволила безкоштовно передати трьом обслуговуючим кооперативам під будівництво декілька земельних ділянок загальною площею 35,23 га. Відповідні рішення депутати прийняли на сесії 23 грудня, передає кореспондент «Наших грошей».

Найбільше земельних ділянок у власність отримав обслуговуючий кооператив «Житлово-будівельний кооператив «Житлобуд-1». Зокрема, кооператив отримав дві земельні ділянки площею 0,42 га та 0,18 га для по вул. Малинівській, 17а; земельну ділянку площею 7,55 га по пр. Московському між пр. Архитектора Альошина ( колишній пр. Орджонікідзе) та пр. Індустріальним ( колишній пр. Фрунзе); земельну ділянку площею 5,69 га по пр. Московському між вул. 12-го Квітня й вул. Бібліка (Другої П’ятирічки); земельну ділянку площею 6,09 га по пр. Московському між вул. Північною та вул. Северина Потоцького (вул. 17-го Партз’їзду); земельну ділянки площею площею 7.97 га по пр. Московскому та вул. 12 Квітня.

Тож, загалом фірма отримала 21,81 га. Всі земельні ділянки надані для будівництва та обслуговування житлових комплексів. Будівництво потрібно виконати до кінця 2017 року.

Засновниками ОК «ЖБК «Житлобуд1» є ПАТ «Трест Житлобуд-1» й ТОВ «Харківжитлобуд-1», ПАТ «Харківелектромонтажкомплект». Бенефіціарами кооперативу є член виконкому Харківської міськради, екс-депутат облради від Партії регіонів Олександр Харченко та Олена Олександрівна Харченко.

Нагадаємо, що прокуратура Київського району міста Харкова розслідує кримінальну справу за фактом розтрати частини з 230 млн грн., які були перераховані ПАТ «Трес-Житлобуд-1» для реконструкції парку Горького, зокрема через фірми, пов’язані з лідером ГО «Оплот» Євгеном Жиліним.

Також, депутати міськради передали ОК «ЖБК «Магнат» шість земельних ділянок загальною площею 3,98 га для будівництва багатоквартирних житлових будинків по вул. Веселій.

ОК «ЖБК «Магнат» заснували Сергій Ваштарев, Ерік Кривенко, Олександр Максименко, Олександр Повірений, Петро Слободянюк, Антон Чулков. Всі вони зареєстровані у гуртожитку по вул. Пушкінській, 106.

Крім того, ОК «ЖБК «Перемога-2005» отримало у власність під будівництво житлових будинків земельну ділянку площею 3,31 га по вул. Перемоги, 83.

Засновниками кооперативу є Лариса Вініченко, Марія Петрова, Віталій Сесенко, Микола Степанко, Дар’я Фролова. Усі вони зареєстровані у гуртожитку по вул. Цілиноградській, 42. Сам кооператив зареєстрували по вул. Артема, 43. Саме там розташований головний офіс ПАТ «Трест Житлобуд-1».

Нагадаємо, що Житловий кодекс УРСР, який до цього часу діє в Україні, дозволяє житлово-будівельним кооперативам отримувати безкоштовно землю для побудови багатоквартирного житла. Але Кодекс висуває декілька вимог до учасників ЖБК: його члени повинні постійно проживати у місті, де буде будуватися житло, потребувати поліпшення житлових умов і стояти у квартирній черзі. А ще стояти на обліку бажаючих вступити до кооперативу при підприємстві, установі, організації або виконкомі ради. Членів кооперативу має бути щонайменше п’ятеро, але загалом стільки ж, скільки і квартир у запланованому будинку. Вік членів кооперативу – до 30 років.

За даними прокуратури Харківської області, з 2008 року Харківська міськрада безкоштовно передала обслуговуючим кооперативам в Харкові біля 900 га землі на суму 4,3 млрд грн. Частину з цих земель отримали люди з оточення Геннадія Кернеса.

За тиждень КП «Харківський метрополітен» провело три довгоочікувані закупівлі. І до кожної є питання щодо її прозорості та справедливості. Так, серед іншого метрополітенівці замовили послуги з технічного обслуговування пристроїв автоматизованої системи оплати проїзду. Майже 10 млн грн отримає фірма «Турнікет-М» за догляд за фактично новими турнікетами, встановленими буквально рік-два тому.

У 2015 році ТОВ «Турнікет-М» отримав за ці ж послуги понад 4 млн грн. Ця фірма належить Івану Кравцову. Директором підприємства є Олександр Ладоненко, відомий як один з розробників програмного забезпечення для систем метро. А ось Кравцов є також засновником ТОВ «Старсен» і приватно-виробничій фірми «Ніка».

Раніше засновником ТОВ «Старсен» був Олександр Стаматін – син генерального директора КП «Харківський метрополітен» В’ячеслава Стаматіна та віце-мера Марини Стаматіної, надзвичайно наближених до мера Геннадія Кернеса людей.

При цьому В’ячеслав Стаматін до 2011 року був засновником ПВФ «Ніка», яку з часом переписав на Кравцова. Тобто гроші в будь якому разі отримає людина, яка є близькою до родини керівника метрополітену. Так що не треба дивуватися, раптом вартість проїзного квитка у підземці знову зросте.

Більше того, після проведеного минулого тижня тендеру на чесний аудит метрополітену сподіватися також не доводиться.

КП «Харківський метрополітен» замовив послуги з проведення бухгалтерського та податкового обліку, складання статистичної, податкової та фінансової звітності господарської діяльності підприємства у приватної фірми «Міжрегіональна аудиторська служба». Вартість послуг складе 12,6 млн грн. При цьому метрополітенівці відхилили дешевшу пропозицію ПАТ «Делойт енд Туш юкрейніан сервісез компані» (далі – Deloitte). У причинах відхилення говориться, що Deloitte не надав перелік трьох працівників із сертифікатами Аудиторської палати України, інформацію про досвід ведення бухгалтерського, податкового обліку, складання статистичної, податкової та фінансової звітності на підприємствах комунальної або державної форми власності тощо.

По-простому – Deloitte «забракували» начебто через некомпетентність. Хоча відомо, що це - одна з провідних організацій світу в галузі професійних послуг. Deloitte входить до «великої четвірки» аудиторських компаній, а офіси компанії є у 150-ти країнах світу.

А от переможець тендеру на аудит найбільш закритого для громадськості в Харкові КП «Харківський метрополітен», «Міжрегіональна аудиторська служба», зараз належить Людмилі Головащенко. Фірма має статутний фонд лише в 100 грн, працює на підприємстві аж вісім співробітників, хоча тендерна документація вимагала, щоб кількість співробітників була не меншою за 20. Втім, цей факт не завадив метрополітену обрати цю компанію замість всесвітньо відомого бренду.

Цікаво, що раніше засновником цієї аудиторської контори була Світлана Володимирівна Островерх – людина з таким ПІБ зараз є завідувачем апаратом Харківського апеляційного адміністративного суду.

Єдиним конкурентом переможців, якого допустили до торгів, виявилася одеська фірма «Респект», власниками якої є подружжя Швець. Але під час допуску до торгів, комітет вже знав, що пропозиція одеситів менш конкурентоспроможна, ніж у фірми Головащенко.

Третій тендер, який за тиждень провели у метрополітені, стосувався встановлення пристроїв автоматичної пожежної сигналізації. Переможцем виявилася фірма «Інекс-пульт», одним з бенефіціарів якої є віце-мер Харкова Олександр Попов. Крім нього співвласниками є Сергій Запрій, Олена Сухорада та Віктор Мєліхов. За встановлення сигналізації «Інекс пульт» отримає 2,5 млн грн.

Тендер виявився цікавим ще й тим, що критерієм оцінки була не тільки ціна. Окрім ціни до уваги бралися можливість відстрочки оплати за поставлений товар, а також швидкість реагування. При цьому організатори торгів відхилили пропозицію львівського підприємства «Центр безпека бізнесу» Андрія Мариняка, яка була майже в два рази дешевшою.

Програла і пропозиція київського ТОВ «Безпека плюс», яка була дешевшою майже в чотири рази. Засновниками ТОВ «Безпека плюс» є Олександр Кисельов та В'ячеслав Мельник. Взагалі пропозиція переможця - «Інекс-пульт» - була четвертою за ціною серед п’яти фірм, які подавалися на тендер. Втім, це не завадило компанії обійти всіх.

Ось такі закупівлі проводять в Харківському метрополітені: торги свідчать, що підряди отримують люди, пов’язані з чинною міською владою Харкова.

Слід додати, що у фаворі держзакупівель на Харківщині також є родина головного фінінспектора Харківщини, депутата міськради від «Солідарності» Станіслава Косінова. І цього тижня в нього теж є перемога на тендері. Так, «Південна залізниця» 14 грудня уклала угоду з ТОВ «Енергосинтез» на проведення державної реєстрації земельних ділянок, що перебувають у постійному користуванні ДП «Південна залізниця» в межах Харківського, Балаклейського районів та міста Балаклея Харківської області. Ціна робіт складе 2 млн грн.

Фірма «Енергосинтез» належить матері головного фінінспектора Світлані Косіновій та Ірині Шевченко. Їх конкурентами були ТОВ «Плазма» та ТОВ «Фінансово-правовий консалтинг», але останнього претендента не допустили до торгів через проблеми з документами. Цікаво, що ці дві фірми пов’язані між собою: директор «Плазми» Леонід Бродський раніше був керівником ТОВ «Фінансово-правовий консалтинг».

Минає рік. Рік 2015-ий. Не простий, але і не найскладніший!!!

Рік, котрий відкрив нам очі на безліч речей!

Пишу цей пост не тільки як ФБ-блогер, але й як громадянин. У мене на сторінці 140 000 чоловік. Їм цікава моя думка. Так ось вона:

По-перше, справою «Небесної сотні» так ніхто і не займається! І це моя особиста претензія не тільки Генпрокуратурі, але, насамперед, ВО «Свобода»! Одразу після перемоги Революції Гідності ви мали «свого» Генпрокурора! Поки Фаріон розказувала про мову, а Мірошніченко товк морду керівнику НТКУ, ви мали можливість вершити правосуддя! Довершились до того, що я виходив у пікет під Генпрокуратуру, щоб притягти депутата Мірошниченка до відповідальності за побиття на робочому місці керівника НТКУ. Я не підтримував керівника НТКУ. Але засуджував методи усунення його з посади! Перед пікетом я зустрів пана Іллєнка (ВО Свобода) і запитав, якого хєра, маючи більшість у парламенті і «своїх» міністрів треба було не просто прийти і товкти морду пану Пантелеймонову, але й викласти це у ютюб, щоб кацапи могли на весь голос кричати про те, яка ж є насправді демократія в Україні після Революції?!?! У відповідь: «бе-ме, кремлівські агенти і т.д.». Усунення керівника НТКУ з посади вирішувалось одним розчерком пера!!! Фішка в тім, що посада голови НТКУ – не виборна! Це структура, яка живе за наші податки. Можновладці захотіли – звільнили! Захотіли – призначили! Все!

Не відволікайтесь! Потім було знято з Мірошніченка обвинувачення і тиждень тому, на площі Перемоги у Києві, Мірошніченко розсипався мені в компліментах, бо я один з небагатьох україномовних ведучих у цій країні. Я намагався пояснити йому, що він глибоко помиляється і, взагалі, проблеми країни лежать у іншій площині. Але екс-депутату було не до того. Побіг. Може тому, що я не відгукнувся на його ура-патріотизм, а може того, що стояв із хлопцями з 93-ї бригади, які йому попередньо трохи підправили мейк-ап на обличчі… хто зна…

По-друге, в мене є претензія до голови Уряду. Я вчора випадково перетнувся у ресторані з чоловіком, котрий емігрував з України в часи панування Яника і Азарова. Після того, як влада помінялась, чоловік спробував повернутись в Україну. Він не є олігархом, ба більше, середній клас. Мав своє підприємство, 50 чоловік у підпорядкуванні… сказав, що побори тільки зросли і він повернеться до Ізраїлю, де все прозоро, зрозуміло і його син, який відслужив у ізраїльському спецназі 3 роки є авторитетом, коротше… не зацікавили його теперішні реалії… а могла б бути інвестиція!

А ще є питання по виводу бізнесу із «сірого» в «білий» і чому ніхто не хоче цього робити, бо ви в сосенку вдарились із нарахуванням податків на зарплату, бо коли щоб виплатити людині зп 3000грн треба нарахувати 6000, то хто вам буде показувати зп у 20 000?! І нєфіг тут кричати про відсутність патріотизму! Люди готові віддавати 25-30%, але не 100!!!! А ще є питання про мою маму, яка живе у приватному будинку в Збаражі і опалює газом свій будинок і легенько охреніває, чому оплата за газ перевищує її пенсію і т.д. Достобіса претензій до голови Уряду.

По-третє, при усій повазі до Президента, але… Петро Олексійович… Ви штучно нагнітаєте ажіотаж там, де не треба. Особисто мені похєру Ваші «фабрики в Ліпєцку». Я навіть не знаю чи вони є, чи вони працюють і т.д. Але коли стоїть питання, кого призначити керівником ССО і весь волонтерський «фронт» Вам кричить: «Кривоноса»!!!!!!!! То які можуть бути питання?! Може призначите генерала «Толіка-Мопеда», який розказував минулого року, що до 20-го жовтня усі солдати будуть забезпечені теплою зимовою формою, а я возив її і в грудні і в січні?! І я не один! І ми, на відміну від Вашого (бо він і не наш і не солдатський) генерала, не брешемо! Бо нам немає чого цим займатись!

По-четверте… я спілкуюсь із десятками, сотнями хлопців, котрі воюють і повертаються із зони АТО. Клерки нижнього рівня мають розуміти, що «люстрація» почнеться не зверху, а з них. Кожен керівник ЖЕКу, чинуш міськради і т.д., має усвідомити, що з фронту повернулось багато хлопців. Більшість з них злі… бо хтось пройшов Зеленопілля, Карачун, Пєски, Станицю, ДАП і т.д., і досі не має статусу УБД, а якийсь сбушник чи воєнком заїхав на 3 дні у Краматорськ і отримав і УБД, і ділянку, і нагороду і все інше…

Дограєтесь, муфлони! Дограєтесь! Кому ще «муха» не прилітала в хату – дочекаєтесь! І знаєте що? Попри все верховенство закону, громадська думка буде на стороні того, хто цю «муху» активував! Бо ви так виховали суспільство – щоб вас ніхто не шкодував!!!

Я дуже довго стримував себе в питаннях критики «властьимущих», але вже втомився мовчати.

Зі всіма Оппоблоками і Відродженнями все зрозуміло. Комуняків немає. Ніби-то в парламенті всі ті хто треба, але…

Але є бажання на найближчу весну зробити перевибори. А перед тим прийняти кілька законів, які чітко формулюють відповідальність депутатів за:

- Відсутність на сесії!

- Голосування чужою карткою!

- Бійки у ВР!

- Мацання прем’єра за яйця (я відокремлено від бійок цей пункт пишу, раптом АрсПету це приємно, тоді будемо розглядати по іншій статті).

Поряд з цим я б прийняв ще один закон і вважаю, що він кардинально необхідний: людину, котру спіймали на продажі свого «голосу» на виборах – позбавляти права «голосу» пожиттєво! Таким чином ми, селекційно, отримаємо ту когорту людей, яка і має обирати владу, бо дорожить власним голосом!!!

Далі буде…

В Крыму истерика. С началом энергоблокады с шельфового Одесского месторождения срочно, под конвоем утянули две уже дважды украденные «вышки Бойко». В полном соответствии с обстановкой нагнетаемого психоза самопровозглашенная власть Крыма обнаружила врагов и… спрятала вышки от них: «В связи с повышенной террористической угрозой было решено переместить буровые… к берегам Крыма».

Так как в «духовноскрепной» и ее окрестностях врагами нынче приказано считать не только украинцев, но и турок, крымские власти разразились душераздирающим описанием инцидента.

24 ноября во время транспортировки СПБУ В-312 «на пути следования каравана судов с буксируемым объектом появилось неустановленное торговое судно под турецким флагом.

Действуя в нарушение международных правил предупреждения столкновения судов в море и общепринятых норм морского судоходства, турецкое судно не уступило путь каравану, идущему перекрестным курсом, и предприняло попытку остановиться на пути его следования, чем заведомо создало аварийную ситуацию.

В радиообмен с судами сопровождения капитан турецкого судна не вступал, не отвечая на вызовы. На одной из двух буровых установок на пути движения появился турецкий танкер, он действовал в нарушение морских инструкций о том, что судно должно уступать движение каравану… Сторожевой катер Пограничной службы ФСБ России и ракетный катер Черноморского флота принудили судно под флагом Турецкой Республики изменить курс».

Справедливости ради отметим, что в отличие от симферопольских рассказчиков российские пограничники к турецкому судну претензий не имели, заявив, что инцидента не было вообще. «После выхода на связь турецкое судно по рекомендации корабля ЧФ и в целях обеспечения безопасности мореплавания изменило свой курс и безопасно разошлось с караваном. Дистанция расхождения составила более двух морских миль. Попыток остановить и каким-либо образом помешать действиям по буксировке буровой установки турецкое судно не предпринимало», — отметили в Погранслужбе.

Зато 15 декабря к буксируемой на Одесское месторождение буровой платформе «Таврида» (тоже, к слову, краденой) подошел украинский пограничный корабль, командир которого потребовал предоставить информацию о составе экипажа и целях нахождения буровой установки в данном районе. Ответов, правда, он не получил. А чуть позже в район подошел российский сторожевой корабль «Аметист» Погранслужбы ФСБ.

Украинский корабль направился на объекты «Черноморнефтегаза», находящиеся на Голицынском газоконденсатном месторождении, провел там видеосъемку.

Россияне направили туда сторожевой корабль, который обнаружил рядом с СПБУ два военных корабля ВМС Украины.

Если честно, хорошо, что в первый раз с момента оккупации Крыма наши моряки все-таки сподобились хоть на какие-то действия. Только поздновато: такие же действия в марте 2014 г., скорее всего, привели бы к тому, что и Одесское, и Безымянное месторождения вместе с вышками остались бы у нас…

Но хорошо хоть панический страх, как у волков на флажки при охоте, при виде Андреевского флага у командования Одесской базы и его киевского руководства начинает проходить.

Надо четко понимать: с прошлого года Российская Федерация для Украины уже не потенциальный, а реальный противник, ведущий против нас боевые действия. В том числе и на море (вспоминаем Азовское море с горящими патрульными катерами).

В происходящих событиях есть еще один важный аспект — судьба вышеназванных месторождений. Напомню, они находятся в 100 км от одесского побережья и в 150 км — от крымского. Что это не украинская экономическая зона, не рискуют утверждать даже россияне, невнятно говоря о «нейтральных водах с неопределенным международно-правовым статусом». И вот с этого момента — подробнее.

По оценке «Нафтогаза», он потерял в Крыму и на шельфе 15 месторождений нефти и газа, три перспективные площади залежей нефти и газа, Глебовское подземное газохранилище, более 1200 км магистральных газопроводов, 43 газораспределительные станции… а также многие другие объекты производственной инфраструктуры. Потери на море оценены в

29 единиц плавсредств, четыре плавучие буровые установки, среди которых две современные высокотехнологичные — «Петро Годованець» и «Незалежність». Упущена возможность вести разработку месторождений, запасы которых составляют около 50 млрд кубометров газа, 3,5 млн т нефти и 1 млн т газоконденсата. По данным, подтвержденным международными аудиторами, ущерб «Нафтогаза» от прекращенной деятельности в Крыму только за 2014 г. составил 13,8 млрд грн. Кроме того, подтвержденная аудиторами стоимость утраченных в Крыму активов составляет 15,7 млрд грн.

Заметим, что НАКу понадобилось почти два года, чтобы сделать такое заявление, да и оценка потерь в немногим более миллиарда долларов сильно занижена. Один только газ стоит на порядок больше.

Кроме того, выше перечислено далеко не все аннексированное имущество Украины и ее субъектов хозяйственной деятельности. Будем надеяться, что полный список в исковом требовании предоставит Минюст Украины до конца 2015 г. И учтет, что фактически не только порты в АРК оказались в распоряжении РФ, но еще и судостроительные/судоремонтные мощности предприятий Керчи и Севастополя. Какова их принадлежность?

Есть еще один нюанс. В Москве считают, что с захватом Крыма сильно изменились границы экономических зон в Черном море. Пока РФ публично не очень продвигает этот вопрос (ей и так хватает скандалов). Но при намечавшемся строительстве «Турецкого потока» на его схеме фигурировал именно такой раздел Черного моря.

В одной из российских оценок приводится расчет: «Теперь Украина разделяется на два бассейна и теряет примерно 70% того, что у нее было. РФ, после присоединения Крыма, получает не просто примерно равную с Турцией исключительную зону (до 40% Черноморского бассейна), но еще и фактический контроль над Черным морем, так как ее зона находится в географическом центре».

В Москве уже заявляли, что «разграничение морских пространств Черного и Азовского морей осуществляется на основе международных договоров РФ, норм и принципов международного права».

Как россияне такое право представляют, детализировано в интервью одного из членов Совета федерации России: «Неурегулированность границ и правовых вопросов может стать для государства причиной прямых и косвенных экономических убытков. Учитывая сложившуюся ситуацию с Украиной, в настоящее время определение границ может носить односторонний характер».

Причем эту дивную «юридическую» идею уже, было, поддержали на выездном заседании оборонного комитета Совфеда в Крыму. Но пока ждут.

Украинская позиция по действиям России достаточно четкая — грабеж. Если прямым текстом, «Министерство иностранных дел… расценивает изменение российской стороной расположения в Черном море двух самоподъемных буровых установок В-312 и В-319, а также нефтедобывающей платформы «Таврида», которые являются собственностью Украины, как очередной эпизод широкомасштабного грабежа имущества и природных ресурсов, который совершается государством-агрессором во время оккупации части суверенной территории Украины — Автономной Республики Крым и г. Севастополь».

Сказано жестко и правильно. Но одними заявлениями делу помочь трудно. Понадобится много усилий и поиск союзников для того, чтобы изменить ситуацию. Это трудно, но не безнадежно. В конце концов, не только нам не нравится «фактический контроль над Черным морем» страны, мечтающей вернуть мир в эпоху расцвета колониализма.

Депутати Харківської міськради дозволили Олені Лисенко змінити цільове призначення десяти земельних ділянок на вул. Бестужева загальною площею 0,75 га. Про це йдеться у рішенні сесії Харківської міськради від 23 грудня, копія якого є в розпорядженні «Наших грошей».

Міськрада дозволила переоформити ділянки, які раніше були безкоштовно виділені Лисенко під будівництво та обслуговування житлового будинку (присадибна ділянка). Тепер призначенням землі є будівництво та обслуговування багатоквартирного будинку.

Олена Лисенко є співзасновницею об’єднання співвласників багатоквартирного будинку «Воробйові гори». Разом з нею співзасновниками ОСББ є Сергій Лисенко та Анна Дейнеко.

У вересні депутати на сесії за подібною схемою виділили 0,82 га землі під житловий комплекс «Воробйові гори». Перший будинок тут був зданий у 2012 році по вулиці Чернівецькій, 5. На даний час здані в експлуатацію та заселені три будинки. Житловий квартал позиціонується як житло економ-класу – тут будують «гостинки». У єдиному реєстрі юридичних осіб є дані про два ОСББ, які були створені в цьому районі. В обох керівником є Сергій Шуголь.

У березні 2014 року суд прийняв рішення визнати право власності за трьома фізичними особами на житловий будинок загальною площею 3844 кв м. Будинок був побудований за адресою вул. Чернівецька 5 в на двох земельних ділянках загальною площею 0,16 га.

В тому ж році ОСББ багатоквартирного будинку «Воробйові гори 2» також через суд змогло заключити договори на обслуговування будинків АК «Харківобленерго».

У вересні 2014 року прокуратура міста Харкова повідомила, що один з будинків у цьому кварталі було побудовано без документів.

«Копії договорів купівлі-продажу земельних ділянок, на яких розташована ця будівля, що не були завірені належним чином, і взагалі, цільове призначення одного з них – садівництво. Будинок не має затвердженого проекту, він не введений в експлуатацію Державною архітектурно-будівельною інспекцією», – йшлося у повідомленні правоохоронців.

В березні 2015 року апеляційний суд скасував рішення про надання права власності фізичним особам на багатоквартирний будинок.

Крім того, у червні 2015 року було створене ТОВ «Воробйові Гори» й зареєстроване за адресою: пров. Шевченківський, 30А. Засновником та директором є Лисенко Сергій Олександрович.