Статьи
В Основной Закон предлагается внести два главных новшества. Первое: в Украине изменится административное устройство, ряд полномочий передадут новым местным общинам, которые будут состоять из одного или нескольких населённых пунктов. Они получат в своё распоряжение коммунальную собственность, землю, природные ресурсы своих территорий, а также местные и долю общегосударственных налогов. Плюс полномочия самостоятельно ими распоряжаться, но под контролем префектов, которые придут на смену нынешним главам областных и районных администраций.
Однако ключевое нововведение в Конституцию — внесение в Переходные положения Основного Закона ещё одного пункта: «Особенности реализации местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом». Такой закон существует уже без малого год, согласно ему претендовать на какой-то «особый статус» боевики смогут только после фактической капитуляции: вывода с территории Украины российских войск, разоружения местных «ополченцев» и проведения выборов по украинским законам, что выглядит пока абсолютно нереалистично. Сторонники этой нормы настаивали, что результативное голосование за «особый статус» станет очередным доказательством того, что украинская власть выполняет минские соглашения и настроена решать конфликт на востоке мирным путём, в отличие от России и подконтрольных ей боевиков. И для европейских друзей Украины это будет мощным аргументом в пользу продления антироссийских санкций, срок действия которых истекает в середине сентября. В Администрации президента утверждали, что никаких новых обязательств Украина на себя не берёт. Говорили, что всё будет зависеть от того, пойдут ли на уступки Россия и боевики. Зато наша страна таким образом обеспечит себе поддержку со стороны Запада. То есть это своего рода тактический ход в плане Петра Порошенко по мирному урегулированию конфликта в Донбассе, и без него будет трудно обыграть Путина.
У оппонентов реформы, среди которых главную роль играют Радикальная партия Олега Ляшко, Свобода, Самопомич и УКРОП Игоря Коломойского, была своя правда. Они утверждали, что страна, наоборот, скатывается в авторитаризм, поскольку президент получит право прекращать полномочия любого местного совета, если решит, что принятые им решения угрожают национальной безопасности. Оценка наличия такой угрозы — вещь субъективная, следовательно, перед Банковой откроется возможность для манипуляций. Противники реформы местного управления также сомневаются, что в условиях отсутствия реальной борьбы с коррупцией децентрализация улучшит качество работы чиновников на местах, которые теперь будут распоряжаться ещё большими ресурсами и полномочиями. Однако основная претензия оппонентов президента и его команды — к наделению особым статусом регионов, которые сейчас находятся под контролем российско-террористических группировок. Они уверены, что упоминанием об «особенностях самоуправления» Украина легитимизирует власть боевиков, которых Киев якобы будет содержать за счёт госбюджета, тем самым сдавая национальный суверенитет.
Подготовку к голосованию за поправки к Основному Закону сторонники и оппоненты конституционной реформы вели долго и основательно, с многочасовыми кулуарными переговорами и промокампаниями в СМИ и соцсетях. В ход были пущены многочисленные мифы и страшилки, например, о том, что в случае принятия реформы такие персонажи, как Гиви и Моторола, вскоре будут заседать в Верховной Раде в качестве депутатов от «отдельных районов Донбасса».
Впрочем, однозначно утверждать, что поправки к Конституции это «зрада» или «перемога» нельзя. Даже если Верховная Рада окончательно утвердит реформу, её реальные последствия зависят от того, как именно пропишут распределение полномочий и финансовых потоков между советами общин, районов, областей и префектур в отдельных нормативных актах, какие изменения будут внесены в закон об «особом статусе» Донбасса и как он будет применяться на практике. Пока предлагаемые изменения в Конституцию сугубо рамочные. По словам соавторов реформы, предстоит принять не менее полутысячи нормативных актов разного уровня, которые наполнят её реальным смыслом.
Но в день голосования к логике мало кто прислушивался, верх взяли эмоции и лозунги про «зраду». В самом парламенте принятие реформы прошло относительно гладко, о чём загодя побеспокоились в Администрации президента. Блок Порошенко заключил фактический союз с Народным фронтом, обеспечив его поддержку. Прошли переговоры с молодыми народными депутатами из разных фракций (в итоге 5 голосов дала Самопомич). Удалось договориться и с Оппозиционным блоком, и с группами «Возрождение» и «Воля народа», как результат — 265 голосов за. Противникам реформы, в первую очередь радикалам Олега Ляшко, при этом дали возможность вволю попиариться — те заняли парламентский президиум, битый час на камеры скандировали «Ганьба!», стуча пластиковыми бутылками по столам.
Однако на площади под Верховной Радой согласия не было. Уже после голосования и закрытия заседания, подогретые выступлениями своих лидеров противники реформы, в основном свободовцы, зачем-то начали штурм пустеющего парламента. В ход пошли камни и слезоточивый газ, у бойцов Нацгвардии отбирали щиты и дубинки, нескольких солдат взяли в плен и толпой избили. Трагическая кульминация — брошенная за спины нацгвардейцев боевая граната. Общее число пострадавших — около полутора сотен человек. К моменту сдачи номера в печать от ран умерли трое бойцов Нацгвардии.
Свою часть программы по мирному урегулированию конфликта в Донбассе Украина с боем и кровью выполнила, теперь мяч на поле боевиков и Кремля. Итоговое принятие конституционной реформы вряд ли состоится раньше зимы, и только при условии, что сепаратисты пойдут на деэскалацию конфликта. Во всяком случае так обещают в президентской фракции БПП. Но успешное голосование зимой пока выглядит туманно: с учётом начавшегося распада парламентского большинства (о выходе из коалиции и переходе в оппозицию заявила Радикальная партия, а Самопомич сообщила, что рассматривает такую возможность) 300 голосов за реформу собрать будет сложно.
#Зрада или #перемога?
Пойдёт ли конституционная реформа на пользу Украине — будет зависеть от политической воли руководства страны, ситуации в Донбассе и сотен нормативных актов, которые предстоит принять для её реализации.
- Информация о материале
Продажа крупных гособъектов перенесена на январь-февраль 2016 года. Планировалось, что это произойдет в 2015 году, но позиция Фонда госимущества изменилась. Произошло это относительно недавно. «В августе нам нужно было сделать выбор: или выполнить бюджет, но проводить приватизацию по старым правилам, или отложить ее, провести изменения и уже тогда организовать все прозрачно», - заявил глава ФГИ Игорь Билоус. Фонд выбрал второй вариант.
В 2015 году он намерен ограничиться продажей «Президент отеля» и других мелких объектов. Возможно, получится запустить несколько голландских аукционов - продаж нерентабельных активов по понижающей цене.
Что не будет продано в 2015 году? Одесский припортовой завод и ТЕЦ.
Итог отложенной приватизации - невыполненная статья доходов в бюджете на 17 млрд грн. Правда, к этому фонд может отнестись по-философски - не впервой.
ОПЗ не могут сложить цену
Пока поведение правительства по части приватизации вызывает множество вопросов. Сначала Кабмин взял курс на активную распродажу госимущества, а теперь делает все, чтобы ее притормозить.
В какой-то мере это логично. Запустить приватизацию по новым правилам на данный момент невозможно - их попросту нет. Новая нормативно-правовая база, позволяющая запустить продажу крупных госактивов, так и не появилась. Законопроекты, порядки, методологии оценки не приняты.
Проекты этих документов курсируют где-то в недрах министерств. Та же участь постигла списки объектов, подлежащих и неподлежащих приватизации. С каждым месяцем эти бумаги множатся. Некоторые из них появляются в парламенте. Самый свежий законопроект о продаже объектов АПК появился там недавно.
Параллельно в Фонде госимущества и Минэкономики идет некий законотворческий процесс. Правда, идет он слегка несогласованно и постоянно упирается в политические расклады. Все это приводит к не совсем понятным маневрам с госактивами и потере времени.
На примере ОПЗ это выглядит так: сначала правительство решает пойти по действующей процедуре и оценивает 5% ОПЗ 450 млн грн для продажи на бирже «Перспектива». Потом премьер отменяет это решение и поручает разработать новую методологию оценки.
Причина - заниженная стоимость объекта, полученная при оценке по старой процедуре. Говорят, она не устроила Арсения Яценюка. Фонд рассчитывает, что начальная стоимость ОПЗ составит 577 млн долл, и в процессе торгов вырастет.
Норма об обязательной продаже мелких пакетов акций через биржу вводилась для запуска фондового рынка. Ожидаемого эффекта не произошло. С точки зрения приватизации это не самый выгодный способ продажи госимущества.
Если речь идет о контрольном пакете крупного актива, стратегическому инвестору гораздо интереснее купить его целиком.
ОПЗ избавят от долгов?
Основная интрига закрутилась вокруг условий, по которым будет продаваться завод. Пока они готовятся. Тем не менее, как ранее писала ЭП, основные из них просматриваются в различных законопроектах правительства.
Законопроектов много, и какой из них будет принят, непонятно. Впрочем, Кабмин пишет одно и то же во всех своих документах. Речь идет о недопуске к конкурсу граждан России и обязательном раскрытии бенефициаров.
На днях стали известны новые подробности. Традиционно в условиях приватизации новый собственник обязывается инвестировать определенные суммы в течение определенного периода.
«В планах относительно ОПЗ - отойти от конкретных сумм и прописывать в качестве инвестобязательств объем работ, которые должен выполнить новый собственник. Это связано с валютными рисками. Откуда мы знаем, каким будет курс гривны, и сколько денег понадобиться собственнику на закупку оборудования?» - объясняет собеседник издания из Фонда госимущества.
По его словам, план модернизации завода может охватить пять-десять лет.
Возможны сдвиги и в отношении обязательств ОПЗ. Наименее проблемный кредит завода - перед Ощадбанком. На данный момент, утверждают в фонде, его почти не осталось. Заем гасится за счет возмещения предприятию НДС. Осталось выплатить 500 млн грн. Погашение долга ожидается в ближайшее время.
Из любопытного: в правительстве задумываются о том, не начать ли погашать задолженность ОПЗ перед Ostchem Дмитрия Фирташа.
«С одной стороны, пока на это нет политической воли. С другой, если кредит не вернуть, Фирташ выигрывает в этот покер! По сравнению с другими инвесторами у него фора в цене на 217 млн долл! Но Фирташу будет сложно получить разрешение АМКУ на покупку завода», - говорит источник ЭП в Кабмине.
Впрочем, в фонде утверждают, что долги - не самое главное, что беспокоит инвесторов в ОПЗ. Их больше интересует получение украинского участка аммиакопровода Тольятти-Одесса. Пока правительство вариант продажи трубопровода не рассматривает.
Инвесторов ТЭЦ отпугнут долги?
В 2015 году планировалось продать четыре ТЭЦ - Одесскую, Николаевскую, Херсонскую и Днепродзержинскую.
План-график приватизации ФГИ предполагает их продажу по действующей процедуре: сначала продаются миноритарные пакеты, а после - предполагалось, что это произойдет в сентябре, - на продажу выставляются контрольные пакеты.
«В июле должны были быть проданы 5% акций Одесской и Херсонской ТЭЦ, но этого так и не произошло. Вероятно, приватизация миноритарных пакетов состоится в сентябре. Значит, остальные будут выставлены на продажу в декабре-январе», - говорится в отчете аналитического центра DiXi Group.
По мнению аналитиков, интерес инвесторов к компаниям будет «крайне осторожным», поскольку объемы выручки ТЭЦ напрямую зависят от установленных тарифов и политики регулятора.
Инвесторов могут отпугнуть посреднические схемы, которые влияют на работу предприятий, а именно - на формирование долгов перед ТЭЦ.
Так, Одесская и Днепродзержинская ТЭЦ работают через посреднические коммунальные предприятия, которые одновременно являются конечными поставщиками энергии и должниками перед ТЭЦ. Особо опасная ситуация - с Днепродзержинской ТЭЦ: долг посредника перед ней составляет 220 млн грн.
На намерения инвесторов может повлиять еще один фактор. Все эти ТЭЦ - должники перед «Нафтогазом». «Одесская ТЭЦ задолжала монополисту 472 млн грн, Днепродзержинская - 454 млн грн. Самое хорошее финансовое состояние у Николаевской ТЭЦ», - говорится в отчете экспертов.
Таким образом, работа этих компаний зависит от поддержки государства.
Кабмин готов советоваться
О планах продавать имущество с помощью международных советников говорят давно. Теперь правительство облекло эти намерения в проект распоряжения.
Согласно документу, есть два типа активов: предприятия, к продаже которых советники могут привлекаться уже сейчас, и предприятия, к приватизации которых консультанты будут привлекаться только после изменения закона о приватизации.
К первой группе относятся Центрэнерго, ОПЗ, Харьковоблэнерго, Запорожьеоблэнерго, Николаевоблэнерго, Хмельницкийоблэнерго, Тернопольоблэнерго и «Электровозостроительство».
Во вторую группу попали угольная компания «Краснолиманская», Северодонецкая и Криворожская теплоэлектроцентрали, Одесская, Херсонская и Николаевская ТЭЦ, Днепродзержинская теплоэлектроцентраль. Как следует из пояснительной записки к проекту распоряжения, эти предприятия соответствуют трем критериям.
1. Госдоля в уставном капитале - свыше 50%.
2. Активы - свыше 100 млн грн за последний отчетный год.
3. Чистый доход - свыше 150 млн грн за последний год.
В правительстве рассчитывают, что участие советников позволит привлечь больше иностранных инвесторов. Ранее экс-глава ФГИ Александр Бондарь отмечал в разговоре с ЭП, что это еще больше затянет приватизацию.
Пока основные действия правительства в этом направлении происходят вокруг ОПЗ. По информации источников издания, ФГИ предложил стать советниками при продаже завода ведущим мировым инвестбанкам и аудиторским компаниям. К 1 сентября фонд должен определиться с консультантом по продаже ОПЗ.
«JP Morgan отказался, от остальных ждем ответа», - сказал ЭП собеседник из ФГИ.
Список потенциальных советников и критерии их избрания выглядят так.
Після обговорення головуючий поставив на голосування питання надання рекомендацій Фонду державного майна надати доручення керівництву публічного акціонерного товариства «Одеський припортовий завод» укласти угоду з міжнародним інвестиційним банком, який входить до перших 15 міжнародних інвестиційних банків з хімічної промисловості за міжнародним рейтингом ThomsonOne, а саме:
1. JP Morgan
2. Morgan Stanley
3. Goldman Sachs & Co
4. Credit Suisse
5. Bank of America Merrill Lynch
6. Lazard
7. Citi
8. Barclays
9. UBS
10. Ernst & Young LLP
11. Deutsche Bank
12. Evercore Partners
13. Moelis & Co
14. Rothschild
15. HSBC Holdings PLC
про надання послуг інвестиційного консультанта за результатами прозорого відбору з використанням бальної системи, врахуванням наступних критеріїв та за умови підписання учасниками відбору з товариством договору про нерозголошення конфіденційної інформації
| № | Критерій* |
| 1 |
Цінова пропозиція міжнародного інвестиційного банку 1.1 фіксована ціна за надання послуг інвестиційного консультанта 1.2 винагорода (у відсотках) |
| 2 | Кількість проконсультованих та успішно укладених угод у сфері хімічної промисловості на міжнародній арені повинна становити не менше 20 та їх сукупна вартість має бути не менше 20 мільярдів євро |
| 3 | Присутність на міжнародних ринках та доступ до усіх міжнародних гравців у хімічній промисловості |
| 4 | Наявність кваліфікованого персоналу (кваліфікація, досвід, навички), власного штатного профільного відділу, що спеціалізується на хімічній промисловості, та технічні можливості по консультуванню підприємств хімічної промисловості (наявність кваліфікованого персоналу у команді) |
| 5 | Наявність як глобального представництва так і можливість представництва на території України, зокрема, шляхом залучення інших консультантів (у випадку залучення локальних українських інвестиційних консультантів міжнародним інвестиційним банком, такі консультанти повинні мати досвід в супроводженні угод злиття та поглинання на території України) |
| 6 | Наявність представництв у фінансових центрах держав Європейського Союзу, Сполучених Штатах Америки, Азії |
| 7 | Наявність власно розробленої методики підготовки до продажу товариства, стратегії продажу; наявність метеріально-технічного забезпечення на території України, необхідної для супроводження приватизації пакета акцій товариства |
| 8 | *міжнародний інвестиційний банк або афільовані з ним фізичні чи юридичні особи не знаходяться під санкціями з боку держав Європейського Союзу, Сполучених Штатах Америки, України. |
та з відкладальною умовою: оплата послуг інвестиційного консультанта повинна бути здійснена товариством лише після проведення приватизації згідно з постановою Кабінету міністрів від 12 травня 2015 року №271 «Про проведення прозорої та конкурентної приватизації у 2015 році» та переходу права власності на пакет акцій до нового власника.
Оплатят услуги советников международные кредиторы. По этому поводу ведутся переговоры с ЕБРР и IFC. Услуги советников по продаже одного большого объекта оцениваются 300-500 тыс долл. Помимо ОПЗ советники будут привлекаться к приватизации Центрэнерго и «Укрспирта».
- Информация о материале
Последние полтора года главное отторжение в Украине вызывают даже не разговоры о «хохлах-фашиках», сколько о «братских народах». Поэтому российские либералы раз за разом наступают на одни и те же грабли. Но, справедливости ради, надо сказать, что это недопонимание – взаимное.
Понятно, почему в Украине не любят прокремлевских ребят – собственно, любить их украинскому гражданину не за что. Но не менее ревностно, чем в российских охранителей, Украина всматривается в российских либералов. Порой совершенно напрасно.
В российском либерале украинцу всегда чудится имперец. Который всего лишь хочет подменить танк кредитом, оккупацию – долговой обузой, а открытые разговоры о вторичности украинской культуры – кулуарными рассуждениями. И, справедливости ради, надо сказать, что в ряде случаев именно так дело и обстоит.
Потому что российский либерал – очень широкое понятие. Такой ярлык вешают на всех, кто не поет осанну Кремлю и не требует вымыть сапоги в Дунае или Рейне. А в числе этих людей попадаются абсолютно случайные ребята. В том числе и те, кто стал «либералом» вынужденно, а на самом деле – все «нулевые» занимался строительством той самой вертикали, которая сегодня стряхнула своих создателей и выпрямилась во весь свой безсучковый рост.
Но это не меняет того, что все обобщения неверны.
Страстное желание украинцев увидеть тотальную тождественность во взглядах с российскими либералами изначально обречено. Более того – оно мало чем отличается от желания российских охранителей объявить русских и украинцев одним народом. Ведь если народы разные, то и взгляды представителей этих народов – даже чрезвычайно ценностно близких – будут отличаться. Если украинцев раздражает попытка Кремля заставить их думать так же, как россиян, то почему украинцы хотят от россиян, чтобы те думали точно так же, как граждане Украины?
Оптика точек зрения всегда будет отличаться. Пусть даже в мелочах. Разные – значит разные.
Граждане Украины эмоционально могут высказываться о желаемости повторения «донбасского сценария» где-то в российской глубинке. Но значит ли это, что российский либерал должен желать точно такого же?
Граждане Украины могут хотеть, чтобы весь спектр их негативных эмоциональных переживаний последних полутора лет (страх, отчаяние, боль, неуверенность) испытали россияне. Но можно ли упрекать российского либерала в том, что он не хочет мечтать об этом?
Проблема украинского общественного мнения в том, что оно бескомпромиссно. Оно хочет увидеть в российском либерале полного и безоговорочного сторонника – который бы не только говорил «в» вместо «на», но еще бы мыслил интересами Украины, а не России. Но чем попытка сделать из россиянина украинца отличается от мечты кремлевских имперцев сделать из украинца – россиянина?
Так уж случилось, что главный вопрос сегодняшней повестки звучит довольно просто. Раз уж Кремль воюет с Украиной, то каждому предстоит определиться – чьей победы и чьего поражения он желает. Но если ваш собеседник из России не желает ставить знак равенства между Кремлем и Россией – не стоит на него давить. Вы можете не общаться с ним вовсе, но бессмысленно требовать от него невозможного.
И речь сейчас идет лишь о логике коммуникации. Никто не призывает вас ее поддерживать, если вы того не желаете: каждый волен выбирать себе собеседника. Если ваш российский собеседник совпадает с вами во взглядах на принадлежность Крыма и в вопросах о том, кому платить за судьбу разрушенного Донбасса – это хорошо. Но нельзя упрекать его в том, что он не хочет повторения украинского сценария в России.
Потому что формула «Украина – не Россия» имеет и обратную редакцию. Которая гласит, что «Россия – не Украина».
Пора уже поставить точку в этом вопросе, не находите?
- Информация о материале
Неопределенность правового статуса воинов-добровольцев свидетельствует, что мы живем в условиях не «гибридной войны», а «гибридного мира». Выступить в защиту добровольцев, в отношении прав которых творится вопиющая несправедливость, — это обязанность всех украинцев, которых они защищали. Юристы, непосредственно причастные к войне, по-разному смотрят на то, предоставлять воинам-добровольцам статус военнослужащего или прописать по поводу их статуса отдельное законодательство. И это в условиях, когда социальных гарантий «законно» лишены все участники боевых действий: не будет же правовым «откровением»... 75-процентная скидка на «коммуналку»... Получается, только реализация права на победу в войне может гарантировать добровольцам правовое и социальное признание.
Абсурд как примета времени, не признанного военным: «официальные» и «неофициальные» защитники Отчизны...
Кирилл Сергеев, председатель Общества ветеранов АТО, юрист, в течение мая—августа 2014 г. воевал в уже легализованном в составе ВСУ «Айдаре», был командиром взвода:
— Проектов много, но нет политической воли. Реальное отношение к нам, добровольцам, у чиновников очень плохое: и боятся, и ненавидят одновременно. Казалось бы: дайте социальные гарантии, и добровольцы добрее станут, но чиновники не очень логичны: с одной стороны, они злят добровольцев, с другой — сами же боятся их злости. Часто они ссылаются на то, что в Украине закон не имеет обратной силы. Но для меня как для юриста эта ссылка — не что иное, как отмазка неудачника. Предоставить статус за прошлые заслуги никто не запретит.
Добровольцев сейчас почти нет, это был тренд 2014 г., который полностью исчерпался. Причина этого — непонятность войны, в которой не наступают и не отступают, а требуют только стоять на одном месте, а также полный провал социальной защиты ветеранов. Тогда, в 2014-м, мы все были уверены, что если с нами что-нибудь случится, государство защитит наши семьи или нас, как инвалидов. Теперь уже все знают, — этого не будет — сотни семей добровольцев не получили ничего, как и инвалиды: добровольцы получают статус «инвалид общего заболевания» вместо статуса «инвалид войны».
Когда ты оказываешься на войне, должен забыть, в каких общественных организациях находился, членом каких партий был, какая у тебя была идеология и кого ты считал своим идеологическим кумиром. На войне у тебя есть только командир, побратимы и враг впереди — больше ничего. Уже давно сформировалась практика привлечения добровольцев, и эта практика складывалась кровью. Доброволец — не отдельная социальная группа и не звание в армии, доброволец — это человек, который согласился принять участие в боевых действиях ради защиты государства. Мировая практика устанавливала несколько правил. 1. Доброволец должен очень быстро оформляться в войско, буквально в течение нескольких минут. 2. Доброволец входит в обычное воинское подразделение — взвод, роту, батальон. 3. Командиров доброволец не выбирает, они назначаются из состава кадровых офицеров. 4. После формирования (по численности) добровольческого подразделения (батальон, полк, бригада) назначается номер части, и подразделение принимает участие в боевых действиях как обычное подразделение вооруженных сил государства.
В Украине же государство ничего этого не сделало, а только допустило факт существования добровольческих батальонов, дало им номера частей и назначило комбатов. Но не дало кадровых офицеров, допустило различные названия («Айдар», «Донбасс», «Азов») вместо сухого номера подразделения, не применило процедуру быстрого оформления добровольцев, а просто сказало — вот вам комбат, вот оружие, и делайте что хотите.
Последствия не заставили ждать. Без назначенных офицеров, на самой передовой ребята стали искать авторитетных военных, вокруг которых сплачивались в группы. Многие, вместо кадровых офицеров, которых никто не дал, стали сплачиваться вокруг лидеров общественных организаций. Никого не привели к присяге, а значит, к ним невозможно было применить дисциплинарные взыскания. И не оформили их вообще, так что каждый из них сам решал, когда хочет воевать, а когда — нет.
Все стало зависеть от нравственности самих руководителей групп; где-то группы были успешные, а где-то — обычные ОПГ, некоторые — слишком политически идеологизированы и так далее. Эдакая анархия.
Но вместо того чтобы признать ошибки в формировании добровольческих батальонов, ни один из политиков вины государства не признал, и во всем сделали виноватыми самих добровольцев, не разбираясь, кто воевал и ни копейки не взял чужого, а кто только мародерством и занимался. Не изменили политики структуру добробатов и не стали разбивать их корпорации, а просто отказались признавать добровольцев, чем начали всячески настраивать их против себя.
Мы боролись за принятие необходимых законодательных актов (закона № 291-VIII от 07.04.2015 г. и постановления 413) о правовом статусе добровольческих батальонов. Это была командная работа многих общественных организаций. Закон долго принимали, и если бы не наше давление, его принимали бы еще дольше. После принятия закона мы все списывались, готовили свои предложения о том, каким должен быть порядок установления факта участия в АТО в составе добровольческого формирования. Все эти предложения были обобщены в Госслужбе по делам ветеранов войны и участников АТО и поданы в Кабмин. А потом вышло это постановление, в котором никакие предложения учтены не были. Только в закрытых разговорах нам признаются, что наши предложения похоронили, когда проект постановления попал на согласование в Минобороны: именно там все вычеркнули и оставили порядок, как для военнослужащих. В МО это признают только в частных разговорах, а на публику «переводят стрелки» на Минсоцполитики — говорят, это их ведомственное постановление и МО здесь ни при чем.
Мы предлагали, что на случай, если доброволец не может пройти даже процедуру, которую мы прописали, ну, например, когда уже и батальона, где он служил, нет, — он может обратиться в суд в порядке установления факта, имеющего юридическое значение, а именно факта непосредственного участия в АТО.
Сейчас же практика разная. В отношении семей погибших как-то решается, а вот по поводу инвалидов и тех, кто вернулся целым, все сложно. Большинство ребят даже не обращаются в суды, говорят, что отдали достаточный долг Родине, чтобы сейчас по судам бегать.
От четкого и объективного определения проблемы зависит половина успеха ее решения.
Год назад погиб боец с позывным Гризли. Его семья до сих пор ничего не получила, уже год продолжаются бюрократические споры с Минобороны. Государство не оформило его на фронте, отказалось поддержать семью, зато прислало повестку о мобилизации — через год после смерти.
Виктор Шендыбыло, помощник народного депутата Украины Андрея Билецкого, юрисконсульт полка Нацгвардии «Азов»:
— Что касается статуса добровольцев, прежде всего надо различать две категории: те, которые легализировались в законные военные формирования, в частности МВД, Вооруженные силы или Национальную гвардию, и те, чей статус до сих пор не урегулирован. Первые и так являются военнослужащими или сотрудниками милиции, и поэтому наделены соответствующим правовым статусом. Что касается второй категории, к которым принадлежат, в частности, ДУК «Правый сектор» и батальон ОУН — статус их членов сейчас под вопросом. Да, велись переговоры об интеграции этих подразделений в действующие военные формирования. Также на данное время зарегистрирован законопроект №2851 от 14.05.2015 «О Добровольческом Украинском Корпусе», который, однако, до сих пор не рассмотрен.
Что же касается предоставления второй категории добровольцев статуса военнослужащих, прежде всего, сложность заключается в том, что государство не может вести надлежащий учет этих лиц и потому не хочет рисковать, создавая пространство для злоупотреблений.
По моему мнению, для таких добровольцев необходимо прописать отдельное законодательство, с помощью которого будет решаться вопрос их материального и финансового обеспечения.
В плоскости социальных гарантий необходимо рассматривать две категории добровольцев, о которых говорилось выше.
Первые (юридически оформленные сотрудниками органов МВД, ВСУ или НГУ) имеют соответствующий правовой статус, и на них распространяются все льготы, предусмотренные действующим законодательством в отношении указанной категории лиц, в частности Закон Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» и другие.
Правовой же статус вторых до сих пор не урегулирован. Да, принятый недавно Закон Украины №291-VIII от 07.04.2015 разрешает присваивать статус участника боевых действий лицам, которые в составе добровольческих формирований, образованных или самоорганизованных для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения, — но при условии, что потом эти добровольческие формирования были включены в состав Вооруженных сил Украины, Министерства внутренних дел Украины, Национальной гвардии Украины и других, образованных в соответствии с законом Украины воинских формирований и правоохранительных органов. То есть работа в этом направлении ведется, но ряд вопросов до сих пор требует правового решения.
— Как обеспечит социально-правовое признание иностранным воинам-добровольцам, которые борются за независимую Украину, принятие закона (законопроект №2389) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о прохождении воинской службы в Вооруженных силах Украины иностранцами и лицами без гражданства»?
— Законопроект №2389 устанавливает правила принятия на воинскую службу в ВСУ иностранцев и лиц без гражданства, им устанавливаются права, обязанности и порядок принятия вышеупомянутых лиц в ВСУ. В то же время отдельно указано, что льготы, предусмотренные ЗУ «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», не распространяются на эти категории военнослужащих. То есть после принятия указанных изменений в законодательстве иностранцы и лица без гражданства, которые проходят или будут проходить службу в ВСУ, не смогут рассчитывать на льготы. Такие изменения в законодательство необходимы, чтобы узаконить статус иностранцев, которые приобщаются к борьбе за территориальную целостность и неприкосновенность Украины, ведь сейчас такие лица, по законодательству считаются наемниками.
По моему мнению, со временем будут приняты новые изменения в законодательство, которые установят объем льгот для иностранцев. Скажем, можно будет говорить об упрощенном порядке получения гражданства Украины военнослужащими, отличившимися при прохождении воинской службы, в частности принимавшими участие в боевых действиях, защищая суверенитет и территориальную целостность нашей страны.
Необходимо думать об изменении механизма денежных выплат за ранение и инвалидность. Сейчас сумма единоразового денежного пособия привязана к прожиточному минимуму, который не отражает реальных жизненных потребностей, да еще и является довольно динамичной единицей (сейчас прожиточный минимум на трудоспособное лицо составляет 1218 грн, а с декабря 2015 г. он будет составлять 1378 грн). Конкретная сумма, таким образом, будет расти с течением времени.
По моему мнению, в данном случае надо изменять сам подход, то есть исчислять сумму указанной помощи с учетом коэффициента инфляции, но привязывать ее к более устойчивым и реальным величинам, например, к необлагаемому налогами минимуму доходов граждан.
На сегодня подтверждение и установление факта участия лица в АТО возлагается:
1) если лицо было оформлено — на командование воинской части или другого управления, которое командировало лицо в зону проведения АТО для выполнения боевых задач;
2) если лицо не было оформлено ни в одном из подразделений, созданном в соответствии с законодательством Украины, — на само лицо.
Согласно ч. 2 ст. 2 Кодекса административного судопроизводства, в административных судах могут быть обжалованы любые решения, действия или бездеятельность субъектов властных полномочий. То есть доброволец может обжаловать решение комиссии или межведомственной комиссии в порядке, предусмотренном КАС Украины. Но вопрос довольно противоречивый.
По моему личному мнению, необходимо вернуть систему военных судов, к чьей подсудности и отнести подобные категории дел. Инициируют создание специальных военных судов разные депутаты ВРУ с начала текущего года. Так, на данный момент уже зарегистрированы законопроекты №2557 от 06.04.2015 (О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины — об образовании военных судов и отдельных организационных вопросах) и №1896 от 30.01.2015 (О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей») — о восстановлении в системе общей юрисдикции военных судов. Эти законопроекты предлагают восстановить систему военных судов, которые будут заниматься делами, касающимися исключительно военнослужащих и прохождения воинской службы.
Создание специальных военных судов является насущной потребностью, это обусловлено бурным развитием военной системы в Украине и боевыми действиями, ведущимися в нашей стране. Нельзя пренебрегать проблемами, в том числе правового характера, для их решения надо создавать специальные органы, которые ими и будут заниматься. Так, недавно была восстановлена система военных прокуратур, на которые возлагается расследование преступлений и проступков, совершенных военнослужащими. Но, как подтвердила практика, для эффективного функционирования надо восстановить систему военных судебных органов.
Что касается решения проблемы в нынешних условиях — есть смысл рассматривать ее в комплексе, а именно с помощью судов гражданского и административного судопроизводства.
Так, согласно ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Украины, задачами гражданского судопроизводства является справедливое, непредубежденное и своевременное рассмотрение и решение гражданских дел с целью защиты нарушенных, непризнанных или оспоренных прав, свобод или интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц, интересов государства.
Прежде всего, добровольцам в судебном порядке необходимо подтвердить свое участие в боевых действиях. Это можно сделать в порядке отдельного производства, в котором рассматриваются гражданские дела о подтверждении наличия или отсутствия юридических фактов, имеющих значение для охраны прав и интересов лица, или создания условий осуществления им личных неимущественных или имущественных прав, или подтверждения наличия или отсутствия неоспоренных прав.
Участие добровольца в боевых действиях во время проведения антитеррористической операции на Востоке Украины является, бесспорно, юридическим фактом. От установления этого юридического факта зависит предоставление добровольцу статуса участника боевых действий во время проведения антитеррористической операции, что даст возможность получить права, льготы и социальные гарантии, установленные для ветеранов и членов их семей Законами Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» и «О борьбе с терроризмом».
Заявителем должно выступать лицо, которое просит суд установить факт его участия в боевых действиях при проведении антитеррористической операции. Заинтересованными лицами могут выступать: Государственная служба Украины по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции, Кабинет министров Украины, Министерство труда и социальной политики Украины, Министерство внутренних дел Украины или Министерство обороны Украины.
Согласно ст. 257 ГПК Украины, заявление физического лица об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту его проживания. С этим есть определенные трудности, поскольку многие добровольцы — жители оккупированных территорий Луганской и Донецкой областей, многие добровольцы сейчас проходят службу не по месту постоянного проживания, а по месту расположения добровольческого батальона или другой воинской части, поэтому, на мой взгляд, уместно было бы принимать к рассмотрению и рассматривать дела по месту нахождения воинского подразделения.
Доказательствами при рассмотрении дел об установлении факта участия в боевых действиях при проведении антитеррористической операции, согласно ст. 57 ГПК Украины, являются любые фактические данные, на основании которых суд устанавливает, действительно ли лицо принимало участие в боевых действиях. Эти данные устанавливаются на основании пояснений самих заявителей (которых можно допросить в качестве свидетелей), свидетельских показаний, письменных доказательств, вещественных доказательств, в частности звуко- и видеозаписей, заключений экспертов.
Суду, который будет рассматривать в порядке административного судопроизводства жалобу на решение комиссии об отказе в предоставлении статуса участника боевых действий, будет предоставлено решение местного суда, вынесенное в порядке отдельного производства, которым будет подтвержден факт участия лица в боевых действиях, и это решение суда будет иметь для административного суда преюдициальное значение.
Почти все добровольческие формирования легализовались в тех или иных государственных структурах. Это не означает, что добровольческое движение как таковое умирает, наоборот — теперь добровольцы могут идти по зову сердца не в полулегальные и невооруженные формирования, а в полноценные воинские подразделения, с надлежащим военным, материальным и правовым обеспечением. Поэтому, очевидно, можно говорить о расширении имеющихся добровольческих формирований именно в составе государственных структур.
Юрий Шухевич, Герой Украины, народный депутат Украины, заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по делам ветеранов, участников боевых действий, участников АТО и людей с инвалидностью:
— Президент наложил вето на закон об увеличении размера единовременного пособия семьям погибших и инвалидам из числа участников АТО.
В этом законе предполагалось увеличение в 1,5 раза единоразового денежного пособия в случае гибели, инвалидности или частичной потери трудоспособности участников АТО.
Например, на сегодня единовременное пособие семьям погибших участников АТО выплачивается в размере 609 тыс. грн — 500-кратного прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
В заветированном законе размер этой помощи увеличен до 913,5 тыс. грн — 750-кратного прожиточного минимума. Причем президент предлагает изменить подход в определении размера этой помощи и вместо прямой зависимости от прожиточного минимума установить эту помощь в твердом размере — 700 тыс. грн.
Такое предложение президента, по моему мнению, неприемлемо, поскольку фиксирует эту помощь в неизменном размере, несмотря на инфляционные процессы, которые частично учитываются при установлении прожиточного минимума. В частности, согласно Закону Украины «О Государственном бюджете на 2015 год», с 1 декабря 2015 г. прожиточный минимум для трудоспособных лиц должен возрасти с 1218 грн до 1378 грн. Соответственно, с декабря 2015 г. должен повыситься на 80 тыс. грн размер единовременного пособия семьям погибших участников АТО — с 609 тыс. до 689 тыс. грн. Причем это обстоятельство может содействовать тому, что правительство попытается до конца ноября 2015 г. ускорить решение вопроса с назначением одноразовой помощи, чтобы со временем не выплачивать ее в увеличенном размере.
И здесь возникнет вопрос доплаты или некоторой индексации размеров помощи, которая уже была выплачена до 1 декабря 2015 г. Над вариантами решения этого вопроса именно сейчас я работаю.
- Информация о материале
Річниця поразки під Іловайськом знову зробила актуальним одне з віковічних питань російської інтелігенції «Хто винен?», адже за рік що минув, розслідування ситуації так і не дало чіткої відповіді, чому сталося те, що сталося, і хто мусить нести за це відповідальність. При цьому за доброю українською звичкою усі причетні займаються переважно тим, що намагаються перекладати провину один на одного.
Початок гучній публічній дискусії поклав Юрій Бутусов, оприлюднивши документи, з яких випливає, що наказ на вхід до Іловайська надало керівництво АТО, а отже усю відповідальність за провал операції мають нести вищі офіцери Генштабу і, перш за все, головнокомандувач Віктор Муженко.
У останнього, натомість, була своя версія, що зачистка Іловайська відбувалася з ініціативи МВС, якому підпорядковувалися добровольчі батальйони. МВС відповіло на це через того ж таки Бутусова оприлюдненням документів про те, що всі добровольчі батальйони в зоні АТО були підпорядковані власне керівництву АТО, читай, Муженку.
Голова Генштабу парирував тим, що, мовляв, так, він не знімає з себе відповідальності за прийняті рішення, але логіку цих рішень можна зрозуміти «треба бути в той час, в тому місці, в тих обставинах і конкретно бачити ситуацію своїми очима». Простіше кажучи, генерал натякнув, що зараз усі стали розумні, а він брав на себе відповідальність тоді, коли ніхто крім нього взагалі нічого не робив, нагадавши окремо про відданий ним наказ «мочити» терористів в Донецькому аеропорту в травні минулого року.
Радник міністра внутрішніх справ Антон Геращенко не забарився з відповіддю, дошкульнувши Муженку, що той відчуває власну провину, от і звалює все на МВС.
Муженко не зміг не відповісти, але аргументи щодо Іловайська, напевно вичерпалися, тому він вжалив МВС розповіддю про те, що Широкине ніякої стратегічної цінності не має, і взагалі, від зимового наступу «Азова», під час якого українці увійшли до Широкиного, і яким до речі керував секретар РНБО Олександр Турчинов, було більше шкоди ніж користі.
Облишимо питання стратегічного значення Широкиного. Тут і без нас знайдеться багато охочих посперечатися з керівником Генштабу. Принаймні, командир «Азова» Антон Білецький неодноразово заявляв, що має діаметрально протилежну Муженку точку зору на значення Широкиного. Для нас важливіше інше - мотиви критики Муженка на адресу «Азова» вочевидь мало пов‘язані зі стратегією і тактикою АТО. Інакше він мусив би кричати про недоцільність наступу ще взимку. Крім того, якось так дивно виходить, що добровольчі батальйони здійснюють «піарні» наступи, не рахуючись з думкою керівника Генштабу, а за півроку він починає їх за це критикувати.
Отже, можна не сумніватися, що головна мета звинувачень Муженка не менш «піарна», ніж наступ «Азова». Генерал-полковник просто вирішив «опустити» добровольчий батальйон у відповідь на звинувачення на його адресу з боку МВС. Все це більше віддає підлітковими розбірками на кшталт «сам дурак», ніж співпрацею і взаємодією між силовими структурами під час війни. І можна навіть не нагадувати, що всі ці звинувачення не матимуть жодних наслідків ані для Муженка, ані для «Азова» та керівництва МВС.
Отже, підсумки річниці Іловайська виходять цілком невтішні. Поважні пани в погонах кидаються один в одного лайном, натомість жодних виразних результатів розслідування трагедії, що забрала життя щонайменше кількох сотень українських патріотів, як не було, так і немає.
- Информация о материале
5 вересня стартує передвиборна кампанія. Це перші вибори, що проходитимуть згідно з новим законом, прийнятим у липні цього року. INSIDER побував на кількох експертних заходах і намагався з'ясувати, чим конкретно ці місцеві вибори відрізнятимуться від попередніх та якими технологіями користуватимуться кандидати.
Найкоротша виборча кампанія в історії України
«Де-факто вона триватиме близько місяця. І зараз ми спостерігаємо за тим, як головні політичні гравці фактично перебувають у стані розгубленості, - каже генеральний директор Комітету виборців України Олексій Кошель.
За його словами, політики досі до кінця не можуть розібратися з виборчим законодавством і, відповідно, якось вибудовувати кампанію і розставляти акценти.
Халіфи на годину
Після місцевих виборів стартує кількарічний процес виборів у об'єднаних територіальних громадах. Відповідно до існуючого закону «Про добровільне об'єднання територіальних громад» може виникнути абсурдна ситуація, коли громадяни виберуть сільські ради та їх голів, а через кілька тижнів можна проводити вибори об'єднаних територіальних громад.
- Я навіть бачив повідомлення, що в одній із територіальних громад Хмельниччини вибори планують призначити на 1 листопада. Тобто обрана на виборах місцева влада працюватиме менше тижня, - резюмує Кошель.
Позитиви
Серед переваг нового закону експерти називають запровадження двотурових виборів мерів великих міст, відкриті списки, гендерні квоти і перспективу розвитку партій на місцевому рівні.
Негативи
На думку координатора Громадянської мережі “ОПОРА” Ольги Айвазовської, закон про вибори не реалізовує низки важливих завдань: не запроваджено виборчої системи з відкритими списками, система породжує проблему різної ваги мандата для кандидатів, що балотуватимуться в різних територіальних округах.
- Також порушено принцип рівних умов для кандидатів, які вестимуть кампанії в різний спосіб, за різних умов, на різних територіях, але їх результат порівнюватиметься між собою, - каже експерт.
Заступник голови Центральної виборчої комісії Андрій Магера також вказує на декілька негативних нюансів:
- Існує три основні негативи. Перший нюанс полягає в самій виборчій системі. Питання не тільки доцільності та природи місцевого самоврядування, а в частині наскільки реалізовані конституційні положення, наприклад, щодо статусу міських і районних рад як не представницьких органів обласних і районних громад, яких не існує в природі просто, а як представницьких органів, що представляють спільні інтереси територіальних громад сіл, селищ і міст, відповідно, області і району. Закон, на жаль, цього не враховує.
Другий момент, за його словами, це те, що місцеві організації політичних партій монополізували право на висування кандидатів у всі без винятку місцеві ради, крім сільських і селищних.
- Третій момент – різко піднятий виборчий бар'єр (від 3 до 5 %). І ніхто толком не пояснив, для чого це зробили, - додає він.
Бюлетені
- Якщо ми беремо місто Київ, на сьогодні виборець отримає 2 бюлетеня – виборів міського голови і депутатів Київради, натомість в інших місцевостях можуть отримати і чотири, і п'ять бюлетенів. Також ці бюлетені будуть суттєво відрізнятися від тих, які були раніше, але в тих, хто голосуватиме за сільські та селищні ради, нічого не зміниться. Так само, як і раніше, проходитимуть вибори сільських, селищних і міських голів, - каже Магера.
Гречка чи реклама?
На цих виборах, як показує практика останнього місяця, будуть активно використовувати дві головні технології, стверджують політологи.
Перша – це пряма політична реклама. Після 25 вересня всі головні політсили з'являться на екранах, увімкнуть потужну агітацію, і після цього виборець буде орієнтуватися не на обличчя кандидата, який представлений в окрузі, а на партійний бренд.
Друга технологія – це прямий і непрямий підкуп виборців.
Кошель переконує, що «чернігівський варіант» не будуть масово використовувати на місцевих виборах, адже політикам не вигідно прямо підкуповувати виборців, коли працюють політичні бренди. Ця виборча система значно знижує рівень конкуренції, адже тепер кандидатові потрібно не перемогти свого опонента, а набрати якомога більшу кількість голосів, щоби потрапити у прохідну частину виборчого списку.
Тому на цьому етапі вмикається технологія «докуповування голосів»: кандидат розуміє, що 10% голосів він отримає автоматично за рахунок бренда своєї політсили, тому докуповує ще кілька сотень голосів виборців, аби просунутися вище у виборчому списку.
Зниження загального рівня життя та економічна криза призвели до того, що кандидатові вигідніше і простіше просто скупити голоси виборців, аніж проводити повноцінну кампанію. Витрати на зустрічі з виборцями, агітацію та рекламу, зрештою, будуть більшими, ніж сума, видана на руки електорату.
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим Карасьов вважає, що не тільки кандидатові вигідніше купити електорат, але і виборець сьогодні краще продасть свій голос. Адже йдеться про вибори в умовах зубожілого суспільства.
- Коли є армія бідних, завжди знайдеться Маршал Гречка. Боротися з цим адміністративними чи кримінальними методами можна, але неефективно. Бо коріння підкупу в невірі людей, що політики можуть зробити їхнє життя кращим, - пояснює Карасьов.
Сподобатися до покарання
Хоч офіційно виборча кампанія ще не почалася, кандидати вже працюють на свій рейтинг.
Уже зараз потенційні кандидати надають виборцям різноманітні товари та послуги.
Наприклад, в місті Дніпропетровськ – це безкоштовне перевезення в маршрутних таксі від потенційного кандидата “Опозиційного блоку”. Масово використовується технологія роздачі продуктових пакетів від імені політичних сил чи іменних благодійних фондів, які співзвучні з назвами політсил.
- Продуктові набори також роздають у Кіровограді від імені благодійного фонду народних депутатів - батька і сина - Табалових. Від їхнього ж імені також фіксувалася роздача проднаборів в одному з районів міста Києва. Потенційний кандидат від партії “Самопоміч” у Житомирі надає послуги на кшталт безкоштовних курсів із ведення домашнього господарства, з оздоровлення, з різноманітних хобі, - розповідає генеральний директор КВУ.
Він додає, що зараз не можна говорити про порушення виборчого законодавства, оскільки ще немає виборчого процесу, але можемо сказати, що політичні партії виконують невластиві їм функції.
- Це політичне дикунство, - каже Кошель. - Особливістю цього передвиборного періоду є те, що фактично в усіх регіонах потенційні кандидати від різних політичних сил надають безкоштовні туристичні послуги у зв’язку з кризою і збільшенням внутрішнього туризму. Вони також організовують безкоштовні паломницькі та відпочинкові тури. А потенційний паломник, радше за все, буде не просто прихильником цього кандидата, а стане фактично його прихованим агітатором.
- Це такий собі модернізований варіант «чернігівських технологій», коли складається враження, що політики намагаються купити виборців до офіційного старту виборчої кампанії. І така схема має свою ефективність, - зазначає голова КВУ.
Прямий підкуп, своєю чергою, також найефективніший в останні тижні та навіть дні виборчої кампанії.
Адмінресурс і підвищення соцвиплат
Щодо адміністративного ресурсу, то Олексій Кошель заначає: його використовуватимуть на останніх етапах кампанії у вигляді залучення держслужбовців і проведення агітації. Але сумарно це не дасть більш ніж 3-5% голосів, каже експерт.
Водночас політологи скептично ставляться до нещодавнього підвищення соцвиплат на 100-150 грн, як до чинника підвищення рейтингу провладних кандидатів на майбутніх виборах. Адже голос на виборах коштує значно більше, пояснюють вони. Тим паче, для влади будь-яке коливання цін чи курсу валют може обернутися електоральними втратами.
Ольга Айвазовська також зазначає, що досі жодним чином не регламентовано поняття адміністративного ресурсу, яке стало прозою виборів в Україні. Відповідальність для державних службовців може бути доволі примарною та мало ймовірною.
Підкуп виборців регулюється і законом, і Кримінальним кодексом, але пов'язати псевдоблагодійну діяльність із виборчою кампанією доволі складно:
- Точніше, всі усвідомлюють прямий зв'язок, але доводити його в суді - справа неперспективна, - каже вона.
Чи почують голос Донбасу
Щодо виборів у Донецькій і Луганській областях, заступник голови ЦВК Андрій Магера наголосив: є серйозна проблема щодо участі у виборах вимушених переселенців, внутрішньо переміщених осіб. Є й інші категорії громадян, окрім переселенців, які не зможуть брати участь у місцевих виборах – це військовослужбовці, особи, які перебувають у місцях позбавлення волі.
- Різниця між вимушено переміщеними особами та трудовими мігрантами є суттєвою, бо перші не можуть забезпечити своє право голосу в інший спосіб, а трудові мігранти можуть, - доповнив Сергій Ткаченко, виконавчий директор Донецької обласної організації Комітету виборців України.
За його словами, за декілька днів до початку виборчої кампанії все ще ніхто не може сказати, де ж усе-таки будуть, а де не будуть відбуватися вибори:
- Це все, по-перше, дуже негативно впливає на сам виборчий процес, по-друге, це означає, що ми так і не визначили критеріїв, на базі яких ми визначаємо ці територіальні громади. Це претензія до військово-цивільної адміністрації, яка зробила подання, але не оприлюднила його, тобто фактично ми не почули, в яких територіальних громадах відбуватимуться вибори.
Скасувати, щоб не програвати
Ткаченко каже, що подібна ситуація дає можливість припустити, що для таких рішень є не тільки об’єктивні причини, а й певні політичні - коли владні політсили, які на цей момент не готові перемогти в регіоні, просто скасовують вибори.
- Якщо розуміти виборчу кампанію як еволюційний процес, то ми, сформувавши на цих виборах хоча б 15-20% ефективної меншості в міських радах, отримаємо запоруку того, що через 2-3-4 виборчі кампанії все-таки зможемо змінити якість місцевих рад на Донбасі. І що пізніше ми почнемо, то на довший період це затягнеться, каже Ткаченко.
Найстрашніше, що може статися на виборах у Донецькій і Луганській областях, на думку Ткаченка, це відновлення політичної монополії в цьому регіоні.
- Якщо демократичні сили будуть ставитися до Донбасу за залишковим принципом, то так воно і буде. Ідеї про особливий статус Донбасу народилися не вчора і не минулого року. Вони народилися, коли державна влада України дозволила сформувати спочатку бізнесову монополію, яка після того перетворилася на політичну монополію. Якщо ми знову підемо тим самим шляхом, не будемо системно проводити роботу з населенням, то до того ж і прийдемо.
Де буде гаряче
За прогнозами експертів, найзапеклішої боротьби варто очікувати в Дніпропетровській, Київській і Харківській областях та їх обласних центрах, а побоюватися загострень на Закарпатті та Одещині через нестабільність регіонів.
- Информация о материале
Страница 547 из 1561
