В четверг Верховная Рада 253 голосами проголосовала за расширение полномочий СНБО, а вместе с тем и нового секретаря ведомства Александра Турчинова. Теперь Турчинов будет в период между заседаниями Совбеза координировать и контролировать исполнение решений СНБО центральными и местными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, воинскими формированиями. Он же будет заниматься организацией работы ставки Верховного главнокомандующего в случае ее создания.

Также он будет участвовать в рассмотрении кандидатур в органы власти, деятельность которых связана с вопросами нацбезопасности, вносить на рассмотрение президента предложения по назначению и увольнению руководителей воинских формирований и правоохранительных органов. Кроме того, у Турчинова будет право вносить на рассмотрение Совбеза предложения относительно статей бюджета, имеющих отношение к нацбезопасности.

Закон был принят практически без изменений, несмотря на критику юридического управления Верховной Рады и протесты молодых депутатов из-за того, что полномочия Турчинова не предусмотрены Конституцией.

Тактический союзник

По словам приближенных Порошенко, президент еще до начала коалиционных переговоров предлагал должность секретаря СНБО Турчинову. Но тот отказывался идти в орган без полномочий.

- Вот вы все думали, что самый больной вопрос при торгах за правительство - должность главы МВД, а на самом-то деле все торги велись вокруг Турчинова, - говорит один из политтехнологов БПП.

Как известно, Александр Валентинович очень хотел сохранить за собой должность спикера. Переговоры зашли в тупик, и решать конфликт пришлось вице-президенту США Джо Байдену, который рассудил, что должность премьера должна отойти Яценюку, а пост спикера – представителю БПП Владимиру Гройсману.

Сразу после отъезда Байдена Яценюк и Порошенко сели за стол переговоров, а заболевшему Турчинову плохую новость должен был сообщить Арсен Аваков.

Как вариант трудоустройства Турчинов видел себя вице-премьером и секретарем СНБО одновременно, но президент отказался, назвав совмещение должностей неконституционным.

Большинство депутатов из НФ и БПП были уверены, что Турчинов так и останется в этом созыве главой фракции «Народного фронта», но во время переговоров по составу правительства и комитетов он неожиданно согласился на предложение президента.

- На каком-то этапе Турчинов понял, что Яценюк не особо старается бороться за его должность. Сначала, когда Турчинов хотел быть спикером, потом вице-премьером, - говорит один из депутатов, близких Турчинову.

- Кроме того, Турчинов в свое время был огорчен позицией Яценюка, когда тот заболел, а всю миссию по разводу с Тимошенко и «Батькивщиной» свалил на Валентиновича. Так что сейчас Яценюк может небезосновательно опасаться, что Турчинов может сблизиться с Порошенко, - говорит один из депутатов «Народного фронта».

Безусловно, разбить тандем Яценюка-Турчинова было бы в интересах Порошенко. Тем более, что, как отметил Сергей Рахманин в последней статье «Зеркала недели», Порошенко пока уступает в мастерстве интриги новому секретарю СНБО.

Ели вспомнить историю отношений, то в 2005-м Петр Порошенко благодаря своему влиянию на Виктора Ющенко не дал Турчинову занять должность главы МВД, а осенью того же года получил дискредитационную кампанию против «любых друзив» от команды Тимошенко-Турчинова.

Во время Евромайдана именно силами Турчинова блокировалось попадание Порошенко на оппозиционную сцену в качестве еще одного лидера. А летом 2014-го Турчинов не допустил создания общего блока Порошенко и Яценюка.

- Президент и премьер ладили ровно до того момента, пока Турчинов не понял, что в следующем созыве должность спикера ему не светит. И тогда он начал свои интриги, - говорят в окружении Порошенко.

Кроме того, некоторые депутаты в окружении президента серьезно опасались, что силами добровольческих батальонов Турчинов и Аваков могут весной устроить бунт против президента. Так что Порошенко поступил по принципу Макиавелли: «держи друзей близко, а врагов еще ближе».

Забирая Турчинова в СНБО, президент существенно ослабляет позиции премьера, увеличивая ему площадь проблем.

- Яценюку очень тяжело приходится с нынешним Кабмином. На прошлой неделе он уже просил вернуть ему «старый коррупционный», потому что этот еще хуже в плане работоспособности. Кроме того, из-за массы встреч у него не всегда хватает времени эффективно настроить работу аппарата, а нормального вице-премьера у него для этого нет, - говорят в «Народном фронте».

Кроме того, переход Турчинова на работу в СНБО наносит существенный удар по организации работы фракции «Народного фронта». Там нет ни одного политика, который бы мог заменить Турчинова. Среди кандидатов на нового главу фракции называют Николая Мартыненко и Андрея Иванчука, но те более сильны в закулисных торгах за преференции, чем в публичных дебатах. Не против занять эту должность первый зам Турчинова по фракции Андрей Тетерук, но коллеги считают, что для этого у него слишком мало опыта и слишком большое «головокружение от успеха».

Еще среди кандидатов называют близких к Яценюку Остапа Семерака и Максима Бурбака, но «фронтовики» боятся, что им не хватит харизмы, чтобы контролировать депутатов.

Так что «сильна команда для складних часів» оказалась перед нелегкой задачей генерации нового лидера фракции. Пока же заседания ведет Турчинов.

Кроме версии об ослаблении Яценюка путем привлечения на свою сторону Турчинова, депутаты БПП также указывают на то, что назначение секретаря СНБО с такими полномочиями позволит президенту снять с себя часть груза ответственности за неудачи в военных действиях.

Более того, это поможет скрыть не всегда эффективные действия Администрации президента.

Многие депутаты офф-рекордз намекают, что работа этого ведомства давно сведена до личных заседаний по 5 часов Петра Порошенко и Бориса Ложкина, в то время как эффективная вертикаль управления не была построена.

За пару последних месяцев оттуда был уволен соратник Сергея Левочкина Олег Рафальский, занимающийся документооборотом. Ушел из ведомства Юрий Косюк, предпочетший торговлю куриным мясом построению государственных схем. Игорь Грынив решил отпраздновать 25 лет работы в парламенте, а не держать трудовую книжку в АП.

-Теперь Александр Валентинович сидит на Банковой и рассказывает тамошним чиновникам, куда надо звонить и что делать, - говорят не без удовольствия его соратники.

Что касается своих полномочий в СНБО, то Александр Валентинович провел очень скрупулезные торги. Встреча с президентом перед его назначением на должность длилась до 4 утра.

На вопрос, что обсуждали, один из депутатов, близких к Порошенко, ответил: «Президент снижал потолок требований. Поверьте, они были выше в разы, чем те, из-за которых сейчас такой скандал. Фактически вице-президент».

Среди прочего с нынешними полномочиями Турчинов опять получит доступ к вопросам торговли оружием.

Команда Турчинова сделала все от себя зависящее, чтобы его полномочия сохранились именно в том формате, как было в поданном президентом законопроекте. Все попытки депутатов внести хоть какие-то правки отбрасывались главой комитета по нацбезопасности и близким соратником Турчинова Сергеем Пашинским.

Ложка дегтя в бочке меда

Именно такая позиция стала во многом причиной того, что голосование за закон во вторник было провалено. Его отказались поддерживать «Самопомич», «Батькивщина», Радикальная партия и часть депутатов БПП. Чтобы принять закон во вторник, не хватило 3 голосов.

- Я обращаю ваше внимание: если сегодня секретарь СНБО - это господин Турчинов, и мы можем говорить, что это достойный человек, то завтра это может быть любой другой человек, который фактически получает полномочия частично министра обороны, частично министра внутренних дел и частично антикоррупционного бюро. Это очень широкий круг полномочий, фактически четвертая ветвь власти. Я прошу обратить на это внимание, на неконституционность и то, что завтра это может быть другой человек, который узурпирует власть, - заявила с трибуны представительница «Самопомочи» Елена Сотник.

А Юрий Шухевич вообще сравнил происходящее с «государственным переворотом».

- Я думаю, что если бы Пашинский не отбрасывал так бесцеремонно все поправки, то голоса бы нашлись, - сказал в кулуарах представитель »Батькивщины» Андрей Шевченко.

В то же время в «Народном фронте» считают, что решение «Батькивщины» не голосовать было «местью» Турчинову за «предательство» Тимошенко.

- Почему не голосовала «Самопомич», я вам не объясню, видимо, они сами не определились, как себя вести в некоторых моментах. А вот Ляшко и часть БПП, скорее всего, зарядил Левочкин», - сказал на условиях анонимности один из депутатов НФ.

- Кто-то кому-то отомстил лично за «политический развод», кто-то поиграл в игру «с нами надо торговаться», кто-то показал, что форму ставит выше сути. Выиграли. Проиграла страна, - прокомментировала срыв голосования представительница НФ Виктория Сюмар.

Турчинов дал понять президенту, что с урезанными полномочиями на должность не пойдет, и не стал писать заявление о сложении депутатских полномочий.

Документ с его подписью появился в Раде только после результативного голосования за закон в четверг.

- Насколько я знаю, заявление Турчинов уже написал, - сказал замглавы фракции БПП Игорь Кононенко.

Неголосование за закон о расширении полномочий СНБО привело к скандалу и в самой фракции Порошенко.

Депутаты прошлых созывов устроили на фракции взбучку бывшим журналистам, которые проголосовали против. Ведь в понедельник на фракции было решено, что депутаты голосуют за закон. И никто не возмущался.

- Поэтому после срыва голосования Ира Геращенко обвинила Светлану Залищук чуть ли не в предательстве. Причем часть УДАРа, которая тоже не голосовала, как-то потеряли из виду. Потом, после того, как Лещенко написал блог, что их чуть не выгнали из фракции, в четверг утром ему досталось от Луценко. Он попросил Лещенко больше не врать, а все свои претензии озвучивать на фракции, а не в интернете, - пересказал подробности внутренних разборок один из депутатов БПП.

Утром в четверг Лещенко был одним из немногих депутатов, кто блокировал трибуну с требованием внести поправки в законопроект.

Но исключение было сделано только для 4 поправок Оксаны Сыроид, которые учел комитет.

- Все достало, - сказал народный депутат Мустафа Найем, выходя после заседания парламента. По его словам, вчера им так и не удалось подать свои поправки, которые бы ограничили полномочия Турчинова, в комитет.

В противоположном углу кулуаров сидел его коллега и друг Сергей Лещенко и с кем-то ругался по телефону, доказывая нарушения регламента при голосовании. Депутат уверен, что это повторение 16 января.

А его старшие коллеги по БПП считают, что вторничная история на пользу. По их мнению, увидев нехватку голосов, премьер Яценюк должен стать уступчивее в вопросе бюджета.

Правда, внекоалиционные депутаты ситуацию видят иначе – если ситуация будет так развиваться и дальше, то коалицию ждет переформатирование.

Буквально за сутки до запланированного рассмотрения парламентом проекта бюджета‑2015 и изменений в Бюджетный кодекс вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко выступил с заявлением, призванным успокоить общественность. Суть его сводилась к тому, что Кабмин вовсе не планирует повышать пенсионный возраст или отменять стипендии — все это, мол, не более чем выдумки недоброжелательно настроенной прессы.

Кроме логичного вопроса о том, как и почему почти вся украинская пресса оказалась в числе недоброжелателей (возможно, вопрос не в СМИ, а в самом Кабмине?), есть еще один нюанс. Ставшие скандально известными проекты Министерства финансов по потенциальной экономии бюджетных средств попали к журналистам практически двумя неделями ранее. Предельно конкретные и жесткие, они напрямую затрагивали каждую социальную группу населения. Но Кабмин хранил сосредоточенное молчание и не спешил вносить ясность.

Давайте проверим, что будет

Только после того, как социологи начали выяснять, сколько процентов украинцев готовы выйти на улицы в случае кардинального урезания социальных стандартов, после того, как анонсировали массовые протесты студенты, и после того, как в Минобразования признали, что сокращение обязательного среднего образования до девяти лет — это, мягко говоря, нонсенс, вице-премьер принялся успокаивать.

Но данный пример — далеко не единственный в своем роде. Практически такая же история — с проектом самого бюджета, в который до последнего момента вносились правки и коррективы. Один из его вариантов, тоже случайно или нет получивший огласку, содержал не менее скандальные положения. Например, о том, что правоохранительная система получит большее финансирование, чем Вооруженные силы, прокуратура — большее, чем Нац­гвардия, а Госслужба охраны — большее, чем антитеррористический центр СБУ.

Еще одна горячая тема — грядущие изменения в Кодекс законов о труде. Руководитель Конфедерации свободных профсоюзов Украины Михаил Волынец, характеризуя новеллы КЗоТа, использовал слова «раб» и «рабовладение». Слухи о том, что фактическое бесправие наемных работников будет закреплено юридически, циркулируют, обрастая все более пугающими подробностями.

Во многом похожую ситуацию можно было наблюдать еще летом — когда зашла речь о внесении изменений в Конституцию. Но потом пик интереса к этой теме прошел, и сегодня экспертное сообщество бьет тревогу — широко разрекламированная децентрализация, если судить по замыслам реформаторов, может обернуться чем-то совсем противоположным.

Складывается впечатление, что во всех случаях задействована одна и та же схема: политики как будто тестируют украинцев, выясняя пределы допустимого. Перед какими-то важными изменениями в оборот запускается наиболее болезненный вариант «реформы», чтобы выяснить, а какой же будет обратная реакция.

Если реакция предполагается жесткая, власть всегда имеет шанс сдать назад, объявив все мрачные сценарии выдумками СМИ. Подобные «проекты экономии» помогают власти выяснить, какие именно социальные группы готовы к протесту (их и успокоят), а какие нет (на них, видимо, и отыграются).

Впрочем, нельзя исключать и вероятность того, что речь в подобных случаях идет не о технологии, а о банальной некомпетентности. Организовать грамотное пиар-сопровождение собственных инициатив, провести разъяснительную работу, наладить двусторонние коммуникации — все это требует определенных знаний и умений. Но наличествуют ли они у политиков, «выросших» в кулуарах и набивших руку на «решении вопросов»?

Часть айсберга

Но «социальным» инициативам еще относительно повезло. Вопросы пенсий, стипендий, коммунальных тарифов и удлинения рабочей недели затрагивают слишком многих украинцев, чтобы пройти незамеченными. Но есть ведь и более тонкие материи, касающиеся перераспределения полномочий, — чтобы понять, что стоит за теми или иными инициативами, одного «классового чутья» недостаточно, нужна основательная юридическая подготовка. А на деле речь идет о вещах весьма серьезных — о попытках явочным порядком переписать Конституцию.

Свежие примеры. 19 декабря первый замглавы Нацбанка Александр Писарук заявил, что Конституцию вообще следует пересмотреть — в той части, где Основным законом на НБУ возложена ответственность за стабильность национальной валюты (ст. 99). Обоснование: «чтобы не вводить украинцев в заблуждение», что НБУ на самом деле влияет на курс гривни. Кажется, это вообще первый случай в истории Украины, когда госинститут ввиду неспособности справляться со своими обязанностями предлагает изменить Основной закон.

Кстати, в тот же день министр юстиции Украины Павел Петренко заявил, что не будет больше заниматься люстрацией. Причина — выводы Венецианской комиссии о том, что закон об очищении власти (наделявший Мин­юст особыми полномочиями в этом процессе) не соответствует ни европейским нормам, ни все той же Конституции Украины.

История с люстрацией в этом свете выглядит вообще неприлично. О том, что продавленный с далеко не первой попытки закон абсолютно несовершенен и его применение с легкостью будет оспорено в ЕСПЧ, было известно изначально. Но власть легко убила двух зайцев. И общественность успокоила, и под процесс само­очищения подложила бомбу с часовым механизмом: «венецианский детонатор» сработал четко.

И в этот же день премьер-министр одним постановлением (№704) наделил себя правом проталкивать через Кабмин практически любые собственные решения (неизвестно, с кем, как и ради чего согласованные) без предварительного обсуждения и юридической экспертизы. Все, что ему для этого требуется, — заявить, что речь идет о «неотложном вопросе».

Ну и вишенка на торте — новая версия закона о Совете нацбезопасности и обороны, идущая в комплекте с назначением Турчинова на пост секретаря этой организации. Предлагаемые изменения (наделение СНБО новыми полномочиями) привели в замешательство Главное научно-экспертное управление Верховной Рады — юристы считают, что законопроект не вписывается ни в Конституцию, ни в законы о противодействии коррупции и об обороне Украины. Профильный комитет парламента по нацбезопасности выводы экспертов проигнорировал, а его председатель Сергей Пашинский не нашел ничего лучше, как просто обвинить парламентских юристов в ангажированности и некомпетентности.

Это уже было

Политические технологии из серии «не прошло, ну и ладно» и «получилось — и отлично» — вовсе не изобретение постреволюционной власти. Точно такими же подходами руководствовался и прежний заклейменный режим.

Несложно вспомнить, как проходило принятие Налогового кодекса и пенсионной реформы: шок — протест — шаг назад. Власть все равно оставалась в выигрыше: откатив наиболее скандальный проект той или иной реформы, она все равно оставляла в более мягком нужные нормы, ведь смотрелись они уже не так вызывающе. Точно таким же пробным шаром был в свое время и так называемый закон о клевете: натолкнувшись на сопротивление, его отозвали.

Подобная тактика проверки общества на бдительность и чувствительность будет использоваться политиками и впредь хотя бы потому, что власть в данном случае находится в выигрышной атакующей позиции. Количество сомнительных инициатив нарастает, граждане не успевают реагировать на каждую из них, общество съеживается под уколами законодательной и исполнительной власти — а потом наступает взрыв.

Ситуация не изменится до тех пор, пока общество не заставит политиков оправдывать возложенные на них ожидания. Достаточно ли для этого будет мирных уличных протестов — зависит уже от бдительности самих политиков.

Когда в коалиционном соглашении появился пункт об отмене электронного администрирования налога на добавленную стоимость (НДС-счета), бизнес, несмотря на скепсис экспертной среды, вздохнул с облегчением. Государственная фискальная служба, в свою очередь, всех заверила, что система все-таки заработает. В ответ группа депутатов зарегистрировала законопроект, отменяющий введение электронного администрирования НДС с 1 января 2015 г. А глава ГФС Игорь Билоус сообщил, что налоговая и сама, мол, предлагает вводить норму не с 1 января, а с 1 апреля следующего года. При этом глава фискалов продолжает настаивать на том, что система готова к запуску «уже через неделю» и даже прошла пилотную отработку. Так почему же парламентарии не хотят давать ей зеленый свет?

На первый взгляд, ответ очевиден: система, призванная бороться с «налоговыми ямами», априори невыгодна тем, у кого совесть нечиста. Но если углубиться в проблему, становится понятно, что все намного прозаичней: система куда эффективнее будет бороться не с «уклонистами», а с добросовестными налогоплательщиками. А если копнуть еще глубже, напрашивается вывод, что система в действительности служит лишь прикрытием для откровенной бездеятельность фискальной службы.

Действительно, о готовности и неготовности системы говорят очень много. По словам главы ГФС И.Билоуса, его ведомство сделало все возможное и к старту системы готово. Правда, с оговоркой: «Мы просто физически не успеваем некоторые вещи сделать, в частности, откорректировать нормативную часть вопроса. Так как при каждом изменении нам приходится переделывать и нормативную часть системы». В свою очередь, Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации, уверена, что все-таки к электронному администрированию в Украине не готовы, причем как фискалы, так и бизнес. А президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко и вовсе убежден, что идея поспешная, и для ее удачной реализации нужно все-таки подождать. «Каждый год Евросоюз теряет огромные деньги только на том, что у каждой страны-члена своя специфика налогообложения НДС. И у них тоже этот налог максимально коррумпирован и тенизирован. Пусть не быстро, но ЕС идет к выработке каких-то общих критериев системы налогообложения. И мы должны, по идее, двигаться с ними в одном направлении, а не самостоятельно продираться сквозь тернии», — говорит эксперт.

Но у Украины нет ни времени, ни возможностей ждать. Налоговые поступления сокращаются день ото дня, фискальная политика государства не меняется, никакого видимого сокращения расходной части бюджета нет. В такой ситуации возможность достать денежный ресурс из «налоговых ям» или хотя бы не допустить его оттока — это подарок судьбы. Вот только не все этому подарку рады.

Страх перемен

Изменения для бизнеса незначительные, но болезненные. Вопрос не в идее, она как раз некритична. Налоговое обязательство по-прежнему будет начисляться по первому событию, а вот для регистрации и выдачи налоговой накладной, которая давала бы право включить ее в налоговый кредит, нужно будет выполнить ряд процедур. Самой неприятной из них является пополнение специального счета по НДС, которое лишит налогоплательщиков, как минимум, части оборотных средств и права распоряжаться этими суммами по своему усмотрению. И если большинство правил игры осталось неизменным, то сама база налогообложения изменилась — это та же договорная цена, за исключением контролируемых операций, и теперь она не может быть ниже цены приобретения товаров, балансовой стоимости необоротных активов либо себестоимости.

Главный же вопрос в самой системе администрирования — она несовершенна технически. И никто на сегодняшний день не понимает, чем обернется для компании, например, банальная ошибка бухгалтера, который ведет несколько фирм (типичная для Украины практика) и ошибся в указании реквизитов на пополнение счета, фактически «бросив» деньги на счет другой «своей» фирмы. Механизма, способного предусмотреть такую простейшую ситуацию, нет. Механизма защиты прав плательщиков НДС тоже нет. Механизм возврата средств государством — это в подавляющем большинстве случаев фантастика для Украины.

«Даже при использовании механизма переноса суммы отрицательных остатков кто-то сможет их перенести, а у кого-то суммы «зависнут». Как быть таким плательщикам? Ведь процедура бюджетного возмещения хоть и стала короче на один месяц, но по сути своей не изменилась — никто ничего как не возвращал, так и не будет возвращать, — объяснила ZN.UA Юлия Дроговоз, председатель комиссии УСПП по вопросам экономической политики. — При этом не решена и схожая проблема переплат, актуальная для всего сезонного бизнеса. Многие сезонники стараются заплатить наперед, чтоб аккумулировать деньги на тот период, когда в работе у них простой. Так вот, заплатить им придется сразу, а вернуть эти деньги они уже не смогут».

По словам Леонида Рубаненко, оставляет желать лучшего и техническая сторона вопроса, которая уже не зависит от фискалов, но так или иначе будет влиять на их работу. «Нужно ставить вопрос так: коммуникационные системы Украины в принципе в состоянии обрабатывать и передавать эту информацию на необходимом уровне? А серверы налоговой в состоянии не «виснуть» при ее передаче? А предусматривает ли система возможность устранения проблем, вызванных «зависанием» сервера? И как защищен в данном случае налогоплательщик?» — интересуется он.

Безусловно, нереальной видится и 100-процентная регистрация налоговых накладных, не подкрепленная техническими возможностями, которые бы предоставляли плательщику бесплатный или, по крайней мере, дешевый сервис. Существует и риск монополизации рынка программного обеспечения для регистрации накладных. Кроме того, критерии автоматического возмещения НДС недосягаемы для значительной части экспортеров, что существенно ухудшит экспортный потенциал, а соответственно, и платежный баланс страны, только усилив давление на девальвирующую гривню.

Саму же формулу, по словам экспертов, проверить нельзя, все считается автоматически. Раскрыть и расшифровать расчеты также невозможно. А это в правовом обществе совершенно недопустимый подход, так как предприниматели фактически лишены возможности защитить свои права в суде в случае злоупотреблений либо ошибок. В итоге мы имеем непрозрачную систему с возможностью ручного управления алгоритмом расчета суммы, которая будет перечислена на НДС-счет. А возможность для плательщиков этого налога защитить свои права в случае технических сбоев или несанкционированного доступа к расчету суммы налога, на которую плательщики имеют право выдать налоговые накладные, отсутствует. И это — на фоне солидарной ответственности продавца и покупателя, которая может привести к двойной уплате НДС в госбюджет, а также возможности списания фискальными органами средств со спецсчетов без судов и подтверждения задолженности перед бюджетом.

Но даже если этого не произойдет, бизнес все равно будет ущемлен, ведь у него есть остатки на счетах, есть предоплаты, есть обычные отвлечения средств. Даже идеальная система не сможет предусмотреть все нюансы. Но если цена «страданиям» оправдана и скажется на благосостоянии всех и каждого, то оно того стоит.

Игра стоит свеч?

«Благодаря этой системе государство решает свою проблему с оптимизаторами НДС и «обналичкой». Эта система позволяет максимально защитить поступления в бюджет от полулегальных и околоуголовных схем. По факту, весь НДС в системе будет кем-то оплачен, обеспечен деньгами. Даже если через полгода после внедрения системы появятся какие-то схемы с тем или иным оптимизационным эффектом, это никак не повлияет на наполнение бюджета, — объясняет Александра Томашевская, налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса. — Допустим, экспортер не подал на возмещение — кредит, который возник у него в системе уже оплачен. Даже если он «в схеме» будет перекинут на другое предприятие и использован для уменьшения платежей, бюджет существенно не пострадает, потому что это общий денежный котел, и кто-то эту сумму уже задепонировал на своем счету».

В нынешней ситуации, когда злоупотребления с налогом вышли за все допустимые рамки, а бюджет даже по самым скромным оценкам рискует недобрать порядка 20 млрд свыше спрогнозированного дефицита, пойти на риск и попытаться что-то изменить в существующей системе жизненно необходимо.

Так кто же может быть против системы, которая останавливает теневые потоки, избавляется от «налоговых ям» и позволяет наполнить пустеющий бюджет? Невольно закрадываются мысли о нечистоплотных предпринимателях, бизнес которых собственно и держится только за счет налоговой оптимизации. От них введение электронного администрирования потребует либо кардинальных изменений в части самой бизнес-стратегии, либо закрытия по причине нерентабельности. Но есть среди противников новшества и представители честного, как правило, мелкого или среднего бизнеса, которые просто не считают внедрение данной системы целесообразным. С одной стороны, она потребует от них дополнительных трат на техническое обеспечение, обучение персонала, налоговое планирование, а с другой — не сможет выполнить свою главную функцию — «дать по рукам» коррупционерам.

Увы и ах, «налоговые ямы» возможны не только из-за недостатков существующей системы налогообложения и администрирования, но и вследствие высокого уровня коррупции и безответственности должностных лиц в органах власти. «В действительности система перекрывает только самые маргинальные схемы, в которых просто «рисуют» налоговые накладные. Все остальные схемы — и легализация черного нала, и «свертки» экспорта или импорта с внутренним рынком — остаются. В итоге все «ямы» не уйдут, коррупция в системе останется», — объясняет Юлия Дроговоз.

Не решает система и других причин уклонения от налогов: высокой нагрузки на заработную плату, несправедливой системы распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками, высокого фискального давления на бизнес, отсутствия действенных механизмов защиты прав субъектов хозяйствования в административном или судебном порядке. А главное — ни на грамм не снизится коррупционная составляющая в работе самой фискальной службы.

«С одной стороны, мы совершенно правильно приучаем к порядочности налогоплательщиков, но с другой — мы закрываем глаза на непорядочность самих налоговиков. И до сих пор, когда они приходят к бизнесу с проверкой, они требуют если не мешок, то чемодан денег. Именно это и раздражает предпринимателей: законы ужесточаются, условия работы ухудшаются, а тактика налоговой неизменна», — убеждена Александра Томашевская.

Получается, что себя система менять хочет в последнюю очередь. Спустя полгода в кресле главы ГФС Игорь Билоус обнаружил, что 70% налоговых сборов генерируют лишь 609 компаний, а обслуживают их менее полутора тысяч сотрудников службы. При этом общая численность сотрудников превышает 50 тыс. Его заявления о том, что в ведомстве грядет административная реформа, мы уже слышали, но «обіцянка — цяцянка», а… результатов нет.

В то же время, по словам г-на Билоуса, только за сентябрь фискалы отловили около 500 млн грн незаконного налогового кредита по НДС. И хотя это лишь половина от реальных объемов злоупотреблений, получается, что все-таки можно бороться с этим явлением не только электронным администрированием, но и другими методами, так зачем тогда законопослушным налогоплательщикам идти на жертвы?

«У налоговой есть базы, позволяющие выловить фиктивные налоговые накладные сразу после «вброса». При более детальном анализе они могут выявить и всех остальных транзитеров и сопутствующие схемы. А дальше нужно просто идти за финансовыми потоками. Но налоговики эффективно работать не хотят, они хотят и дальше «крышевать» схемы и жаловаться, что они ничего не могут сделать, — объясняет Юлия Дроговоз. — На самом деле могут, просто не хотят. Ведь мог же Клименко в свое время всех построить, загнать на «площадки» и заставить работать на себя. Так почему нынешнее руководство не может повлиять на собственный персонал? Налоговики продолжают работать в «схемах», а бизнесу рассказывают о том, что вот давайте затянем потуже пояса и положим еще денег в казну».

Шах и… пат

При этом несовершенство внедряемой системы электронного администрирования неминуемо приведет к вымыванию оборотных средств, по оценкам экспертов, от 8 до 15%, что чревато либо сокращением деятельности предприятий и увеличением их расходов, либо их переходом в теневую экономику. При этом нужно понимать, что на первый взгляд небольшие проценты — это средняя температура по больнице. То есть кто-то реально потеряет все, а кто-то почти ничего. А самое неприятное, что потеряет, по всей вероятности, не из-за злоупотреблений, а из-за несовершенства механизма, который довести до совершенства сложно, если не невозможно.

«Обе стороны — и налогоплательщики, и фискальная служба — отдают себе отчет в том, что безболезненно и без шока новая система электронного администрирования не заработает. Поэтому ГФСУ сейчас активно налаживает консультационную и разъяснительную работу, которая, надеемся, поможет бизнесу понять суть новшества, а фискальным органам даст время, своего рода тайм-аут для устранения системных недоработок и полировки острых для бизнеса углов», — считает Анна Деревянко.

Вот только чрезмерный учет требований бизнеса тоже несет в себе риски. Сейчас у экспертов уже меньше вопросов к формуле, на которой базируется система, и в целом как математическая модель она становится более привлекательной. Но парадокс заключается в том, что если брать математическую модель в чистом виде, она действительно предусматривает отсечение отрицательных остатков и абсолютный невозврат денег со спецсчета на расчетный счет. В идеале она должна начинаться с чистого листа и работать именно как чистая математическая модель без ручного вмешательства. Если модель менять с учетом всех переменных, она утрачивает свою основную функцию — перестает бороться с «налоговыми ямами». В итоге, когда налоговая идет на уступки бизнесу и экспертной среде, она делает только хуже, обесценивая саму суть электронного администрирования.

Бесконечная череда внесения правок, призванных обезопасить честных плательщиков, приводит к расширению возможностей для плательщиков нечестных. Последние в результате обретают новые и расширяют старые возможности для махинаций. Значит, действительно пора остановиться. И не потому, что за депутатами стоят «короли налоговых ям», не потому, что система «плохая», а потому, что она заводит в тупик. И в результате потери, понесенные добросовестными налогоплательщиками, будут напрасны.

Но судя по всему, система будет запущена если не с 1 апреля, то с 1 июля. И даже если удастся предотвратить катастрофу и найти компромиссный вариант, не получится избежать всех рисков, главный из которых — констатация фискалами того, что благодаря только внедрению электронного администрирования им удалось побороть коррупционные схемы вокруг НДС. А значит, фискальная служба сможет продолжить работу в штатном режиме «бездеятельности и мздоимства».

Помощь армии не ограничивается покупкой дорогих тепловизоров или бронежилетов. Вложить свою лепту в спасение жизни военных можно и с минимумом финансовых затрат, а то и вовсе без них. Prostobank.ua собрал самые недорогие и простые, но от этого не менее эффективные способы помощи украинским солдатам.

Маскировка своими руками

Одно из самых важных условий, помогающих выжить во время боевых действия – быть незаметным для противника. Особенно если у него нет недостатка в беспилотниках, которые во время полетов делают снимки местности. И здесь на помощь военным приходит маскировочные сетки.

Плести такую сетку не сложно, можно быстро набить руку. Самое главное – избегать в плетении прямых линий и зигзагов, которые сразу обращают на себя внимание беспилотников. Линии должны быть закругленными, как и есть в естественной природе.

Никаких затрат, кроме вашего времени и рук, как правило, такая работа не потребует. Для вплетения в сеть используют старые ненужные тряпки, простыни, мешковину и прочее. Для рамок – вручную сколоченные волонтерами брусья. А основой, как правило, служат сетки, которые закупаются централизованно и по скидкам либо на вес по доступной цене (раньше волонтеры плели и основы вручную, но это очень долго и трудозатратно, а заказов на маскировку от военных столько, что мастерицы не успевают).

 

Источник фото: http://censor.net.ua/

Маскировочные сетки плетут без преувеличения по всей Украине – в Виннице, в Житомире, в Ирпене, в Киеве по всему городу (на Троещине, Левом Берегу, Подоле, в районе Протасового Яра и так далее). Сеть мастерских тоже, как правило, очень обширна: плетут и в коридорах офисов коммерческих компаний, и в военных госпиталях, и в средних школах, которые согласились предоставить волонтерам помещения, и в зданиях старых кинотеатров и в прочих местах.

У волонтерской инициативы есть своя группа в Фейсбук, обратившись в которую вы почти наверняка найдете точку-мастерскую неподалеку от вас.

Для создателей маскировки есть дополнительное преимущество – своеобразный «карьерный рост»: если вам наскучит плетение сетей, можно попробовать себя в создании костюмов-«кикимор», которые намного сложнее и требуют большего мастерства. Пользы от них ничуть не меньше, чем от сеток: по словам военных, были реальные случаи, когда противник проходил в пяти метрах от солдата в «кикиморе» и не замечал его.

 

Источник фото: www.facebook.com

Браслеты выживания
, и много магазинов, где можно их купить за цену от 40 гривен. Однако, как и в случае с маскировочными сетками, желающих получить браслеты больше, чем средств на них.

Волонтеры, которые плетут браслеты для солдат, умудряются делать это не только из очень качественных материалов, но и с очень низкой себестоимостью. По их словам, из 150 мотков паракорда получается приблизительно 1500 браслетов. Чтобы удешевить браслеты, они также используют в качестве застежек пластиковые фастексы вместо металлических карабинов. У волонтеров, плетущих браслеты для выживания, также есть своя группа в Фейсбук.

 

Источник фото: www.facebook.com

Сухая еда

Внести свою лепту можно и в пропитание военных. Два самых популярных способа это сделать – это сушеное мясо и сушеный борщ.

Первый рецепт: берется мясо без костей, жира и прожилок, режется на куски размером 10 на 10 см и кладется на несколько часов в морозилку – чтобы было легче нарезать. После этого мясо нарезается дольками по 3 мм, пересыпается специями, немного присаливается, маринуется 3-4 часа и сушится. Результат можно сложить в застегивающиеся пакетики.

 

Источник фото: www.facebook.com

Второй рецепт: берутся овощи в пропорциях и рецептуре как на борщ, мелко режутся и так же высушиваются. Если вам нравится идея помощи армии таким способом, то можно присоединиться к какому-то из уже существующих проектов. К примеру, волонтеры, которые сначала дома сушили малыми порциями борщ, теперь запускаютцелую линию по производству в крупных масштабах и ищут помощников. А волонтер, которая занимаетсямясными "чипсами", охотно делится подробностями рецепта и принимает пожертвования.

Заниматься сушкой можно и дома, в частном порядке. Для этого даже необязательно покупать аппарат для сушки – достаточно просто дать объявление через интернет о том, что ищете такой агрегат. Зимой его, как правило, почти никто не использует, поэтому высоки шансы, что вам его просто одолжат.

 

Источник фото: http://dnepr.comments.ua/

Шапки, носки и перчатки

Главное правило вязаных вещей в зоне боевых действий – они не должны быть из 100% синтетики. Дело в том, что синтетика не горит, поэтому если боец попадет в обстрел градами, то рискует получить рану, в которую как бы вплавятся куски синтетики. Чем больше в нити шерсти – тем лучше.

Второе требование – вязка должна быть прочной, тонкой и при этом теплой. Дальше уже идут тонкости, зависящие от вида изделия:

для шапки или балаклавы лучше использовать пряжу естественных цветов, чтобы она не была заметна издалека;

носки должны быть очень высокими, выше, чем заканчиваются берцы;

лучший вариант перчаток – с тремя большими отделениями для пальцев.

По древним украинским традициям, сплетенная вручную или связанная вещь, где с любовью или даже с молитвой, завязан каждый узел, набрана каждая петелька, будет служить оберегом. Поэтому во многих волонтерских группах во время вязания рукавичек или плетения браслетов, сеток и прочих агрегатов воздерживаются от депрессивных мыслей и ругани.

 

Источник фото: www.facebook.com

Аукционы

И в заключение – еще один самый простой способ помощи. Можно пожертвовать какую-нибудь вещь на благотворительный аукцион, средства с которого пойдут на помощь военным или раненным (например, Мурашникили «Абрикос»). Здесь, правда, нужно быть очень внимательным, потому что сегодня особенно много мошенников либо непорядочных фондов, которые проводят аукцион. Поэтому обязательно проверяйте деятельность фонда на соответствие правилам и стандартам.

Простые способы помощи украинским военным не заканчиваются этим перечнем. Можно придумать все, что вам захочется – вплоть до развозки компотов/печеных яблок/вареников раненным в госпиталях. Одно остается стабильным, вне зависимости от того, какой способ вы выберете – это результат.

Какая главная особенность большинства терактов в Одессе, Харькове и Львове? Правильно, очевидно, умышленное отсутствие человеческих жертв. Например, особняк Андрея Садового уже второй раз расстреляли, когда он со всей семьей отдыхал в горах; мало того, сам лидер «Самопомощи» рассказал, что если бы выстрелили в окно, объем разрушений был бы в разы больше, но нет, стреляли прямо в стену, причем гранатомет уверенно ее проломил. Кстати, вряд ли в доме у мэра слабые стены…

Похожая картина чаще всего наблюдалась и при терактах в Мариуполе (не на блокпостах, а именно в жилых кварталах!), Одессе, Харькове – взрывались объекты, чаще всего связанные с украинскими волонтерами, армией, оборонными предприятиями, но без человеческих жертв.

Почему именно так? Предположим, что, во-первых, такие теракты легче осуществить незаметно. Но это не главное – спецам совсем не сложно безнаказанно убить того же Садового, тем более случайных людей. Потому, согласитесь, исполнители данных терактов явно имеют идеологическую задачу именно прогреметь на весь мир, но без жертв. Например: посмотрите, какой гуманный «русский мир».

Версии о том, что «бандеровцы» сами себя взрывают, не выдерживают критики с точки зрения того, что нам слишком дорого дается волонтерская помощь, чтобы ее сжигать ради сюжетов в новостях. Тем более что они только усиливают общую тревожность населения, которая и без того сейчас зашкаливает. Но, может, власть как раз заинтересована в этом, чтобы народ терпеливее перенес экономическую шоковую терапию и мобилизацию? Сложно не заметить и то, что Садовый теоретически мог быть заинтересован в первом более легком обстреле своего особняка для повышения рейтинга в преддверие парламентских выборов, а сейчас – в ожидании местных выборов в Львове…

А как же тогда последние теракты в Киеве, Одессе и сегодняшний в Херсоне?

Они явно имеют другой почерк и похожи на индивидуальное творчество отдельных не обязательно диверсантов ДНР и ЛНР. Вспомним, человек, бросавший гранату в Андрея Парубия в Киеве, предварительно подошел и посмотрел ему в лицо, действовал при большой группе свидетелей – явно экспромт (да и гранаты, если мы не ошибаемся, были не самыми страшными). В Одессе взорвался человек, несший бомбу в сумке – неправильно навел таймер? или ему уготовили роль жертвы, наняв в качестве носильщика-курьера? или он нашел подозрительную сумку и решил ее куда-то отнести?

Сегодняшняя история в Херсоне вообще пахнет психиатрией. Молодой мужчина зашел в обменник в центре города и потребовал деньги под угрозой того, что взорвет одну бомбу на себе и вторую, оставленную на улице. Кассир ему отказала, и он взорвал сам себя мощным взрывом; вторая бомба не сдетонировала, изучается органами…

Конечно, надо дождаться результатов следствия. Но наверняка можно сказать, что Украине следует готовиться к всплеску сепаратистского бытового-психиатрического терроризма: в стране слишком много оружия и взрывчатки, достаточно много недовольных властью, а количество неуравновешенных людей по мере шоковой терапии будет только расти. Как и число натуральных диверсантов из ДНР, ЛНР, РФ, прежде всего, из Крыма. С последним Украина вполне резонно уже ограничила пассажирское сообщение.

Но у террористов есть еще один хороший способ расшатать Украину: дешевый контрафактный алкоголь. Как известно, себестоимость водки весьма невелика, ее высокую цену обеспечивают налоги и акцизы. Луганский губернатор Геннадий Москаль уже давно предупреждал, что в ЛНР организовано производство левой водки известных украинских марок. Выгода двояка: во-первых, заработок, во-вторых, спаивание «укропов», в том числе и, между прочим, бойцов сил АТО.

И вот, имеем первый звоночек, что эта система работает: около Горловки наши пограничники на въезде в Украину задержали два грузовика с 16 тысячами бутылок фальсифицированной водки. Сколько же их реально проходит через «границу», можно только догадываться.

Повторимся, себестоимость и конечная цена легальной водки разнятся в разы, а значит, эта маржа легко позволит обеспечить взятки и на «границе», и по ходу транспортировки товара и в Киеве. Таким образом, между прочим, Россия уже много лет за счет украинцев спасает экономику Приднестровья.

В Минэнерго утверждают, что дисбаланс между производством и потреблением электроэнергии произошел, из-за аварийного отключения энергоблока №3 на Запорожской АЭС 28 ноября этого года. Авария произошла из-за короткого замыкания в сети.

Изношенность электросетей не является новостью, более того 13 августа 2014 г Кабмин Украины утвердил выделение государственных средств на строительство новой воздушной ЛЭП протяженностью 200 км «Запорожская АЭС— подстанция Каховская». Инвесторами проекта, общей стоимостью более 300 млн. евро выступают ЕБРР и Европейский Инвестиционный Банк. Данный проект был определен в программе Кабмина на 2015 год как стратегический и один из важнейших для достижения энергетической независимости Украины.

Стоит сказать, что еще в октябре 2010 г и сентябре 2011 г Украина подписала кредитные договоры с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) на общую сумму 350 млн евро в рамках проекта строительства воздушной ЛЭП «Запорожская АЭС— подстанция Каховская». Проект стартовал, работы выполнялись согласно утвержденному плану.

Поскольку проект стратегический, деньги государству выделены не малые, то и контроль за ними должен быть соответствующий — на уровне Кабмина. В 2013 году для финансирования государственных проектов за счет международных финансовых организаций Министерство финансов Украины по результатам «открытого» конкурса выбрало ПАО «Банк Первый» в качестве финансовой структуры, администрирующей международные деньги.

Для этих целей в выбранном банке Минфином был открыт спецсчет для поступления кредитных средств от ЕБРР и ЕИБ. Тогда банк принадлежал частично С. Курченко и доверенным лицам А. Пшонки. Заместитель Министра финансов Лисовенко Виталий Васильевич и Директор Департамента сотрудничества с международными финансовыми организациями Министерства финансов Украины Колосова Виктория Павловна изрядно потрудились, чтобы именно этот банк выиграл конкурс. Следует отметить, что спецсчета для получения кредитных средств, приравненных к государственным, и ранее открывались Минфином в этом банке с завидной регулярностью. Таким образом, основные оборотные средства на счетах «семейного» банка являлись фактически государственными. Кредитные деньги поступали от зарубежных инвесторов для финансирования работ в области энергетики, строительства дорог, других крупных инфраструктурных проектов. После поступления на спецсчет, часть денег осваивалось в рамках целевой программы, а большая часть переводилась через подставные фирмы за рубеж. Примечательно, что в составе правительственной группы на переговорах с иностранными партнерами всегда фигурировала Колосова В.П.

На манеже все те же

Отшумел Майдан, произошла революция, члены «семьи» спешно покинули страну. Сменилась власть, отобрали Крым, началась АТО… А «Банк Первый» сделал «ребрендинг» и вернул себе старое название— «БГ Банк». Но фактически ПАО «БГ Банк» продолжил осуществлять свою деятельность в интересах предыдущих владельцев — прокручивать на счетах государственные миллиарды и выводить активы в РФ.

Удивительно, но после смены власти, Минфин не сделал ничего, чтобы изменить статус банка на государственный, имея для этого все законные основания.

Начиная с августа 2014 года из-за вывода активов ликвидность ПАО «БГ Банк» и его платежеспособность находились на крайне низком уровне. В то же время, и.о. Председателя Правления ПАО «БГ Банк» Барыбин Сергей Михайлович и член Наблюдательного Совета банка Полищук Сергей Владимирович, договорившись с руководством Минфина, сделали все, чтобы завладеть государственными средствами в особо крупных размерах.

Как стало известно, в начале сентября 2014г. Европейский инвестиционный банк перечислил один из траншей финансирования строительства линии «Запорожская АЭС — ПС Каховская» в размере 5 млн. евро на счет «БГ Банк». Деньги предназначались для ГП НЭК «Укрэнерго», однако получить их госкомпании и ее подрядчикам было не суждено. По различным причинам и поводам Минфин не согласовывал перечисление денег со счетов «БГ Банка» в адрес Укрэнерго, позволяя тем самым банку улучшать состояние своих хозяев. К началу ноября выяснилось, что денежные средства, предназначавшиеся для украинской энергетики, бесследно исчезли, Барыбин и Полищук, как и другие топ-менеджеры банка, официально стали «безработными» и почему-то выехали за пределы Украины.

Чтобы скрыть финансовые преступления и уйти от ответственности, в середине ноября ПАО «БГ Банк» был приобретен российской Международной финансовой компанией ОАО «Converse Group» (Владелец Антонов Владимир Александрович, гражданин РФ). В числе прочего группа специализируется на скупке проблемных неплатёжеспособных банков и незаконном выводе остатков их активов и денег вкладчиков на подконтрольные организации. На протяжении 2014 года «Converse Group» приобрела ПОА «Активбанк» (ранее принадлежал братьям Клюевым), а также ПАО «Банк Портофранко» (Одесса, бывший владелец Мирослав Школенко) и несколько других мелких банков.

Итог: 5 млн евро государственных средств бесследно пропали, решением Нацбанка в ПАО «БГ Банк» вводится временная администрация. Лисовенко и Колосова получили солидные комиссионные за помощь в афере, более того, 29 ноября 2014 года Президент Порошенко подписывает Указ № 1266/2014-рп, согласно которому Колосова В.П. входит в состав делегации Украины для участия в новых переговорах с Европейским инвестиционным банком на предмет Договора между ЕИБ и государством Украина о кредитовании работ по реконструкции газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. А граждане Барыбин и Полищук безнаказанно тратят похищенные средства на Мальдивах и в Арабских Эмиратах. Строительство ЛЭП остановлено. Из-за перегрузки сетей происходит авария на Запорожской АЭС, в Украине вводят режим веерных отключений электроэнергии.

Деньги ваши есть, но я вам их не отдам

Несмотря на преступные действия Лисовенко В.В, Колосовой В.П., Барыбина С.М., Полищука С.В. и еще целого ряда должностных лиц, а также странное отсутствие реакции со стороны правоохранительных органов, государственные средства для завершения работ по строительству электроподстанции, которая крайне необходима для обеспечения энергетического баланса страны, в банке все же есть.

По оценкам экспертов, активы ПАО «БГ Банк», после прихода в него временного администратора Новиковой Марии Николаевны, составляют 30 млн. грн — ценные бумаги, 10 млн. гривен — денежные средства на коррсчете, 20 млн. гривен — средства для обеспечения платежной системы VISA, 20 млн. гривен — залоговые средства в НБУ по субкредитам. Таким образом, наличие перечисленных активов позволяет банку осуществить расчёты по долгу перед ГП «НЭК Укрэнерго». Но станет ли временный администратор выделять средства на обеспечение энергетической безопасности Украины, или распорядится остатками активов банка-банкрота в интересах алчных хозяев из РФ? Будут ли указанные средства просто отданы «семье» в качестве компенсации за моральный урон от Майдана или их потратят на покупку боеприпасов для российских орудий, стреляющих по украинским городам и селам? Время покажет. Ну а пока регулировать напряжение в сетях для простых украинцев будет не подстанция, а веерные отключения электроэнергии.