Статьи
Годовщина начала протестного движения, приведшего к краху политического режима Виктора Януковича и зарождению новой Украины, может быть воспринята многими не только с ощущением надежды, но и с чувством неизбежного разочарования. Спустя несколько месяцев после победы Майдана не видны экономические преобразования, олигархи все также влиятельны, в новом парламенте немало старых лиц. К тому же продолжается война на Донбассе и утрачен Крым. И можно задаться вопросом: если бы тот, кто выходил на Майдан, знал бы о всех последствиях своих действий, было бы движение протеста таким массовым и яростным?
Отвечу на этот вопрос просто: конечно да – сообщает ЛІГАБізнесІнформ.
Потому что Майдан был не столько движением, ратующим за перемены, сколько выступлением разгневанных людей, дающим шанс на перемены. Сейчас мало кто помнит, что начинался Майдан с требований возобновить процесс европейской интеграции, подписать соглашение с ЕС на вильнюсском саммите - но это был «Майдан без политиков», участники которого как огня боялись не только партийных флагов, но даже естественного с точки зрения европейской интеграции (хотя бы потому, что таковым было требование ЕС) прощания с «избирательным правосудием» и освобождения - хотя бы для лечения - Юлии Тимошенко. И даже «майдан с политиками», собравшийся спустя несколько дней на Европейской площади, проходил под схожими лозунгами, только об избирательном правосудии там помнили. И тем не менее это был пока лишь Евромайдан.
Настоящий Майдан начался только после избиения студентов и очевидного нежелания властей расследовать это преступление. И вот этот Майдан - пусть он и сохранил название Евромайдана - был площадью разгневанных граждан, не желающих быть холопами, избиваемыми на конюшне. Хорошо помню, как отличались между собой митинги 24 ноября и 1 декабря. 24 ноября - воодушевленные лица, радость от ощущения, как много людей хочет жить в нормальной стране. И полное непонимание того, какие политические шаги над предпринимать дальше. А 1 декабря - многотысячный народ, скандирующий только одно: «Зэка геть!». И в этом отразилась вся ненависть к криминальной власти, которая перестала уважать даже не гражданина, а просто человека. И поэтому вопрос - а вышли бы вы, если бы знали, к чему все приведет - лишен смысла. Достаточно задаться совершенно другим вопросом: готовы ли вы выходить на улицу, чтобы ваших детей не били - и все сразу же станет на свои места.
Именно поэтому Майдан был не столько политическим движением, сколько массовым протестом, открывающим возможности для демонтажа криминального режима и перемен в стране. В день начала Майдана украинцы многого не знали.
Они могли подозревать об экономических проблемах государства, но даже не представляли себе глубину выгребной ямы, в которой оказалась украинская экономика.
Они не задумывались о состоянии армии и спецслужб, но вряд ли думали, что в стране нет ничего, способного защитить от внешней агрессии.
Они знали, что их президент - бывший уголовник и клептоман, но вряд ли думали, что он самый настоящий бандит, готовый стрелять в народ.
Они могли подозревать о связях между Януковичем и Кремлем, но вряд ли думали, что глава их государства - продажная марионетка, поставившая на важнейшие должности в армии и силовых структурах российских агентов и открывшпя ворота агрессору.
Они могли понимать, что Россия не приветствует европейский выбор Украины, но не представляли себе, что Путин решится на открытую войну, чтобы противостоять этому выбору, а большинство россиян будет рукоплескать убийцам украинцев.
И самое главное, чего не понимали украинцы в день выхода на Майдан - что никакого Украинского государства на самом деле не было, а была лишь вывеска, переименованная Украинская ССР, территория, разворованная бандитами и олигархами. А настоящее государство только лишь предстоит построить.
Выход на Майдан лишь обнажил глубину проблем, мало кому понятных и очевидных. И если бы люди не вышли - проблемы никуда не делись. Они бы только обострялись, доводя людей до животного состояния и подготавливая почву для краха государственности и поглощения Украины соседней одуревшей империей. Майдан - это вскрытие гнойника, чуть было не уничтожившего весь организм. Но до настоящего выздоровления еще очень и очень далеко. Люди, вышедшие на «площадь разгневанных» просто смогли увидеть, что их мать тяжело больна и ей необходимы современные лекарства и бережный уход - это видение и есть то, что отличает детей от чужих равнодушных людей. Но любящие дети не просто жалеют мать и ставят диагноз - они делают все, чтобы она выздоровела и смогла снова улыбаться чистому небу и яркому солнцу. Это и есть то, что все мы должны сделать ради Украины и ради тех, кто отдал за нее жизни. И ради себя самих.
- Информация о материале
Когда закончится война? Сегодня этого не знает никто. Но даже если завтра неведомый deus ex machina покончит с вооруженным конфликтом, возвращение к мирной будет долгим и болезненным. Война успела освоиться на нашей земле и пустить корни в украинском обществе.
Она изменила всех – политиков, бизнесменов, солдат, интеллектуалов, заурядных обывателей. Она изменила тех, кто страстно хотел перемен, и тех, кто категорически не желал меняться.
Она переделала миллионы людей по своему вкусу. И лишь время покажет, насколько обратимы эти изменения.
Люди силы
2014 год продемонстрировал, что настоящая сила не в деньгах, не в правде и даже не в ньютонах. Сила – в автоматах и гранатометах, в танках и бронетранспортерах, в «Градах» и ПЗРК.
Мы привыкаем жить по заветам Маяковского и Мао Цзэдуна, когда «словесной не место кляузе», а винтовка рождает власть. Сколько бы громких речей не звучало в последние месяцы, решающим фактором становилось вооруженное насилие.
Бойцы революции, зеленые человечки, герои АТО – именно они творили новейшую историю Украины. В феврале, в марте, в августе, на улицах Киева и на крымских блокпостах, под Славянском и в Донецком аэропорту.
Люди силы изменили не только судьбу страны, но и собственную судьбу. Оружие оказалось самым эффективным социальным лифтом за все время украинской независимости.
Еще год назад никто бы не поверил, что футбольные ультрас станут национальными героями, а донецкий люмпен будет держать в страхе благополучных горожан. Но теперь все по-другому. И люди, почувствовавшие силу благодаря войне, уже никогда не вернутся в прежнее маргинальное состояние. Пути назад у них нет – остается лишь идти вперед. Насколько далеко?
В ДНР-ЛНР силовой путь пройден до логического конца. Человек с ружьем стал новым хозяином Донбасса, и сейчас ему можно все. В остальной Украине ситуация остается неопределенной. Хотя политический вес комбатантов возрастает, до собственных «Мхедриони» мы пока не дошли. Впрочем, это дело наживное.
Люди власти
Затянувшаяся война продолжает трепать нервы обитателям Печерских холмов. В отличие от соседней России, в Украине власть никогда не обладала сакральным ореолом, а теперь ее авторитет пал еще ниже. Парни в дорогих костюмах вынуждены бороться за реальное влияние, ускользающее из их рук и переходящее к парням в камуфляже.
Сегодня наша политическая элита напоминает Учредительное собрание, заседающее под присмотром матроса Железняка. Глупцы еще не приспособились к новой реальности, и гнут привычную линию, словно никакого матроса рядом нет. Но умники осознают серьезность положения и делают все возможное, чтобы матрос не заскучал и не разогнал собравшихся.
У людей власти, конкурирующих с людьми силы, есть лишь один выход: постоянно играть на опережение. Пока Украина не пошла за парнями с оружием, необходимо предложить народу благопристойную альтернативу.
Вместо очередного Майдана – внеочередные парламентские выборы.
Вместо настоящих радикалов – опереточные партийцы. Вместо военных переворотов – герои АТО в избирательных списках.
Вместо самосудов и расстрелов – закон о люстрации.
Вместо революционной справедливости – хоть какой-то намек на реформы.
«Жизнь по-новому» для отечественного истеблишмента – это не отказ от коррупции или кумовства, а чудеса изворотливости и выдумки. Хочешь жить – умей вертеться! Стоит немного замешкаться, и политический класс будет окончательна вытеснен со сцены. А на смену воображаемой «киевской хунте» может прийти вполне реальная хунта донецкого или луганского образца.
Люди денег
До недавнего времени Украина считалась царством золотого тельца, где деньги решают все. В 2014 году выяснилось, что деньги, за которыми нет грубой и смелой силы, не решают ничего.
Пример тому – богатейший украинец и недавний король Донбасса, не поспевший за стремительными событиями и в итоге ставший VIP-беженцем. Вместе с Ринатом Леонидовичем в бандеровский Киев подались и другие хозяева края, набитые хрустящими купюрами, но утратившие всякое влияние на ситуацию.
Если обладатели денег сбежали из воюющего Донбасса, то сами деньги покидают воюющую Украину. Как известно, они любят тишину, а наш грешный мир еще никогда не был настолько непредсказуемым и шатким. Обычно в такой атмосфере выживает лишь один вид денег – быстрые и рискованные.
Война разрешила давний украинский спор – сиюминутная прибыль или инвестиции в будущее? Теперь спорить не о чем.
В воюющей стране деньги делаются здесь и сейчас: на торговле оружием, армейских поставках, контрабанде, финансовых спекуляциях, распиле бюджетных средств. Любые долгосрочные вложения попросту теряют смысл. Такова реальность, которую не скрасишь никакими разговорами о либеральных экономических реформах.
К сожалению, испугать деньги намного легче, чем успокоить. И, когда бы ни завершилась война, деловая Украина еще долго будет жить одним днем – сегодняшним. Ведь завтрашнего дня может и не быть.
Люди мечты
На прогрессивную общественность обрушился немыслимый поток переживаний, разочарований, душевных подъемов и когнитивных диссонансов.
Много лет мы мечтали преодолеть украинскую пассивность и хатоскрайность. Мы верили, что будущее в наших руках. Мы наделись, что когда-нибудь украинцы покажут себя и приведут страну к процветанию.
И вот долгожданный миг настал. В 2014 году Украина увидела бесстрашных революционеров, благородных волонтеров, смельчаков из зоны АТО. Сколько неподдельного героизма! Сколько патриотизма и самопожертвования! Сколько самоорганизации, взаимопомощи и сплоченности!
Увы, при этом мы потеряли Крым, военная ситуация на Донбассе складывается для нас неблагоприятно, а наша экономика трещит по швам. Украинский кризис углубляется, несмотря на все сверхусилия. А тем временем какой-нибудь идиллический Бруней или Катар процветают, вообще не прилагая усилий.
Им просто посчастливилось родиться на комфортной нефтяной подушке. И они всегда будут привлекательнее Украины – как беззаботный парень из благополучной семьи привлекательнее целеустремленного неудачника, вынужденного с детства бороться с нищетой и болезнями. Несправедливо? Конечно. Но это жизнь, а не нравоучительная книжка.
Война 2014 разрушила наш самый любимый миф – будто любая мечта осуществима, и всё зависит лишь от наших стараний. К сожалению, не любая, и далеко не всё. Очень часто решающими оказываются обстоятельства, неподвластные нам.
После Евромайдана выяснилось, что приступить к мирному реформированию невозможно, поскольку этого не желает Россия. А договориться с Кремлем на приемлемых условиях невозможно, и нам приходится воевать.
А противостоять Путину в одиночку невозможно, и мы вынуждены уповать на помощь Запада. А Запад пока не оправдывает надежд и не оказывает ожидаемой поддержки. И так далее и так далее…
Но мы ведь не перестанем мечтать и стараться, правда?
- Информация о материале
Преимущественному большинству жителей двух восточных областей Украины очень сложно объяснить мотивы, побудившие миллионы украинцев выйти на открытый протест против обезумевшей государственной машины, готовой применять любые меры по устранению недовольных сограждан, вплоть до физической расправы над таковыми.
Поскольку понятия о чести и достоинстве здесь уже давно подменены понятиями несколько другого толка, а религиозная убежденность жителей Донбасса о чрезвычайном экономическом могуществе данного региона автоматически перечеркивает любые попытки доказать обратное, час расплаты, который неизбежно наступит для всех уже в скором времени, будет воспринят скорее как очередные происки террористов-бандеровцев, дорвавшихся до руля, нежели как закономерный результат работы мудрых земляков-хозяйственников, обеспечивавших нищенскую стабильность.
Беглый обзор украинской финансовой аналитики, помноженный на сползающие котировки отечественной валюты, позволяет сделать вполне однозначный вывод: Украина – банкрот, и ситуация эта похоже неизбежна. Об этом свидетельствует не только фантастически раздутый бюджет 2014 года, дефицит которого сможет покрыть только чудо, но и стремительная динамика случаев миграции калужских дедушек в более благоприятные условия австрийского климата. Ответственность за то, что будет происходить дальше, вполне закономерно не хочет брать на себя и оппозиция, поскольку если ситуацию с финансами в стране вырулить в конечном счете и удастся, то о рейтингах придется позабыть раз и навсегда, и это понимают все, кто хоть какими-то рейтингами обладает.
Так или иначе, но за любые поступки, совершенные когда-либо в прошлом непременно наступает ответственность, как в хорошем, так и в плохом понимании данного слова. Донбасс, в упор не замечавший промышленных зомби, разлагающихся на ходу, настолько поверил в их живучесть, что сам не заметил как превратился в зомби целиком. Обезумевшим глазам, привыкшим под воздействием коррупционного трупного яда видеть вместо производственных кладбищ процветающие и неимоверно доходные производственные комплексы, будет невозможно сразу объяснить, почему денежный поток вдруг иссяк и все вокруг остановилось. Революцию как катализатор неизбежной кончины они будут проклинать и ненавидеть, так и не поняв, что во всех своих бедах виноваты сами, доверив управление своими жизнями некромантам-заклинателям, сделавшим возможности упущенными благодаря имитации деятельности взамен таковой.
Осознание того, что думать нужно было раньше, со временем придет даже к тем, кто считал, что его использование в качестве подставки для пиратских стягов может и должно конвертироваться в конкретные деньги, добытые неизвестно когда и неизвестно кем. Некогда щедрые дары, полученные от наполовину сгнивших мертвецов за безыдейность и потворствующее молчание, обернутся разрушительным прахом и покроют зловонными язвами нищеты руки тех, кто эти дары принял. Трагедия лишь в том, что многие так и не поймут причин той расплаты, которая вскоре неизбежно настигнет их и имя которой Дефолт.
Данная кара больнее всего ударит именно по тем, кто преданнее всего служил сегодняшнему Левиафану. По тем, кто громче всех восхвалял своих господ за унизительно низкую оплату своего неимоверно тяжелого неэффективного труда, выполнять который скорее всего никто другой бы даже не согласился. В сущности, он станет парализующим ужасом для тех, кто так нетерпеливо требовал принятия бюджета вне зависимости от того, насколько реалистичным он может быть. «Донбасс кормит всю страну!» - вот формула бациллы, сделавшей из миллионов людей, проживающих на Востоке страны настоящих зомби, готовых доказывать всем и каждому, что уголь можно есть и что воровство однозначно лучше убийства, а потому с ним следует смириться.
Безысходность данной ситуации действует настолько угнетающе, что кажется, будто Донбасс стал неким восточным гетто в границах большой независимой Украины, а потому может и должен жить по своим законам и в соответствии с существующими реалиями. Вполне возможно, что данная точка зрения имеет право на существование, поскольку гораздо проще определить невидимые границы между добром и злом, чем попытаться что-то исправить. Но стоит ли оставлять все как есть?
То, что совсем скоро жители Донбасса на материальном уровне ощутят всю болезненность утраты жизней Сережи Нигояна, Миши Жизневского и других героев Майдана у меня не вызывает никаких сомнений. Чутье местного жителя подсказывает мне, что окажущиеся вскоре без своих столь желанных копеечных зарплат бюджетники начнут с каждым днем все больше терять веру в кукловодов-хозяйственников и проводить параллели между борьбой революционно настроенных масс за свободу и своей нищетой. Лишившись последних крох вследствие государственного банкротства эти люди, возможно, смогут пробудиться ото сна и начать предпринимать какие-либо действия, поэтому нельзя пропустить и не использовать этот исторический шанс.
Если свободная и целеустремленная часть Украины открестится от архаичных и деградирующих восточных земель – ответственность понесут все. Корень назревших в нашей стране проблем находится именно здесь, поскольку Донбасс является местом локализации совково-криминальной опухоли, пустившей метастазы во все остальные части. Удаление этих метастаз, безусловно, способно будет привести к краткосрочному эффекту, но болезнь непременно вернется, прогрессируя с новой силой, пожирая ослабленный организм. Вместе с тем, победа над болезнью достигается зачастую благодаря неимоверным усилиям и шоковой терапии, что вскоре и произойдет.
В том случае, если в скором времени неэффективная фантомная экономика нашей страны пойдет ко дну, вместе с временной катастрофой у нашего общества появится мимолетный шанс выстроить систему заново, отвергнув попытки реставрации. Этот шанс ни в коем случае нельзя упустить, поскольку другого такого шанса просто не будет. Однако, как это ни печально, наибольшее свое внимание пассионарная революционная часть общества должна будет уделить именно пассивной его части, проживающей преимущественно на Донбассе, поскольку именно здесь можно будет получить окончательную и разгромную победу над тем, что мы все сегодня называем словом Режим.
В условиях, когда затравленное и гонимое страхом зверье начинает говорить о расколе и федерализации, прошу всех сохранить необходимую долю выдержки и вспомнить о том, что вместе – мы огромная и страшная сила, а главная задача наших врагов состоит в уничтожении исторического единства, к которому так стремились наши предки, жертвуя порой своими жизнями так же, как и сегодня жертвуют ими лучшие люди нашей страны, поэтому позволить разделить нас - значит признать, что эти жертвы были напрасными.
- Информация о материале
Преступный мир открыл второй фронт. Всплеск преступности неизменно сопровождает социальные катаклизмы, и население страны ощущает это на повседневном уровне. Однако официальная статистика сообщает о снижении числа преступлений. Что, впрочем, скептически воспринимается людьми, которые либо сталкиваются с различного рода правонарушениями лично, либо постоянно слышат о них от знакомых, коллег и соседей.
Мы попытались разобраться в причинах роста преступности в Украине за последний год, а также выяснить, почему статистика противоречит реальности и как минимизировать риск оказаться жертвой преступления.
Статистику преступности в Украине с ноября 2012 года ведет Генеральная прокуратура. Данные, предоставленные ею «k:», говорят о том, что в стране наблюдается позитивная тенденция: за первое полугодие 2014 года в Едином реестре досудебных расследований зарегистрировано 583 292 преступления — почти на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года (837 361). Такая же пропорция сохраняется и по итогам девяти месяцев: 783 226 преступлений против 1 102 254 соответственно.
Однако эти обнадеживающие цифры почему-то не вызывают большого доверия и оптимизма у населения, которое в этом году намного чаще, чем раньше, постоянно и повсеместно сталкивается с различными правонарушениями.
Цифры не дружат с фактами и ощущениями
Когда статистику воспринимают как одну из разновидностей лжи, в этом есть большая доля истины. Особенно если цифрами манипулируют, выдергивая их из контекста или усложняя картину так, что понять суть вещей становится невозможно. Этим занимаются как правоохранительные органы с одной стороны, так и СМИ — с другой. К анализу украинской криминальной статистики мы вернемся ниже, а пока приведем свежий пример медийной манипуляции. В октябре советник министра внутренних дел Украины Станислав Речинский в эфире одного из телеканалов сообщил, что из-за захватов в январе-феврале 2014 года оружейных арсеналов число вооруженных преступлений (разбоев и грабежей) выросло на 40%. Тут же некоторые СМИ разразились заголовками типа «МВД признало, что после Евромайдана преступность в Украине выросла на 40 процентов».
И преступность — понятие очень широкое, и сами по себе цифры мало что значат. Лукавая статистика растворяет в одной смеси квартирный грабеж с двойным убийством по несчастью оказавшихся дома хозяев и старушку, торговавшую семечками в неположенном месте.
Поэтому, пожалуй, более объективным показателем роста преступности можно считать настроения людей, которым этот рост, так сказать, дан в ощущениях. Когда чуть ли не каждый первый либо сам сталкивался с правонарушениями, либо пострадавшими оказались его знакомые или сослуживцы: у того взломали замки и ограбили квартиру, у того в транспорте вытащили кошелек, у того угнали автомобиль, у того отняли мобилку и т.п. И в этом контексте статусы в соцсетях и на форумах нередко отражают подлинную ситуацию более точно, чем официальная статистика.
Рожденная революцией
Рост преступности в период после событий Евромайдана и АТО выглядит абсолютно естественным и объяснимым. «Было бы удивительно, если бы в таких обстоятельствах преступность не выросла, — говорит доктор юридических наук Владислав Чудновский. — Правоохранительные органы после смены власти в стране и руководства в министерстве оказались деморализованными; часть сотрудников уволилась, часть была отправлена в зону АТО; часть впала в ступор в ожидании люстрации и реформы. С улиц практически исчезли патрули. Это автоматически создает благоприятные условия для разгула преступности. В стране появилось огромное количество беженцев, перемещенных лиц, и в то же время на руках у людей оказалась невиданная ранее масса огнестрельного оружия. Все это происходит на фоне нарастающего экономического и финансового кризиса, снижения уровня жизни населения, роста безработицы — это идеальная питательная среда для правонарушений». Кроме того, во исполнение принятого Верховной Радой в апреле 2014 года Закона «Об амнистии» свыше двадцати тысяч осужденных были досрочно освобождены из заключения, что тоже поспособствовало росту преступности.
Ветеран милиции, полковник в отставке Валерий Корякин отмечает, что рост числа квартирных краж (которые в основном осуществляют воры-профессионалы) связан с тем, что люди забрали деньги из банков и держат их дома. «Во‑первых, население не доверяет банковской системе и боится хранить деньги в банках; во‑вторых, арендовать банковскую ячейку для хранения наличных и драгоценностей сейчас непросто — либо их нет, либо остались самые мелкие, либо в банках, расположенных далеко от дома; в‑третьих, на повседневные нужды требуется все больше денег, которые опять же хранятся дома», — говорит он.
Аналитик темы криминала Олег Ельцов обращает внимание на рост количества преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия. По его словам, раньше было модно ходить с пистолетом, а теперь — с »калашом». Купить огнестрельное оружие сейчас не проблема: стоимость автомата Калашникова на черном рынке составляет примерно $700, пистолета Макарова — около $350. В местах, где проводится антитеррористическая операция, легко можно разжиться «калашниковым» за $100. Некоторые жители Донецкой и Луганской областей, переселяясь в другие регионы, привозят оружие с собой. Вместе с законопослушными гражданами Донбасса в другие области Украины перебираются и люди, имевшие проблемы с законом. «Если оружие есть, оно рано или поздно начнет стрелять, — говорит Олег Ельцов. — Выгребать последствия этой ситуации нам придется не менее десяти лет».
Участились кражи автомобилей и кражи имущества из автомобилей, а также похищения велосипедов. За неполные девять месяцев года только в Киеве было угнано 1238 машин. «В стране кризис, много переселенцев, денег нет. Вот вам и результат. Будет хуже, — говорит автомобильный эксперт Геннадий Минский. — В ДНР и ЛНР машины принимают как стеклотару. Пригнал свежий Range Rover — получи от 15 до 25 тысяч долларов. Никого не волнует, есть ли документы, какое у машины прошлое. На авто ставят новые номера, выдают оригинальный техпаспорт и — на рынок. Благо бланков там осталось навалом».
А вот карманных краж стало меньше: в связи с нарастающей бедностью населения из карманов стало нечего таскать. Этим по большей части промышляют наркоманы.
Украинская преступность помолодела. В течение первого полугодия 2014 года уровень преступности среди несовершеннолетних вырос на 57,1%, больше всего — в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Кировоградской, Луганской, Николаевской и Одесской областях. Более половины из 2,3 тыс. совершенных преступлений — тяжкие и особо тяжкие. Около 700 подростков совершили преступления повторно.
Печальнее всего то, что в структуре преступлений, совершаемых в Украине, в 2014 году произошло увеличение доли особо тяжких преступлений (предполагающих меру наказания от десяти лет тюрьмы до пожизненного заключения). За девять месяцев они составили 14,2 против 7,4% за соответствующий период 2013 года. В частности, число разбойных нападений выросло до 2116 против 1904 соответственно.
Тем не менее в основном статистика ГПУ браво рапортует: за полгода у нас краж было 206 928 против 239 892 за аналогичный период прошлого года, ограблений — 12 363 (против 15 180), случаев мошенничества — 42 538 (против 64 798), и так далее в том же оптимистическом духе. В чем же дело?
Криминальная нумерология
Для того чтобы разобраться в хитросплетениях статистики преступлений, нужно принять во внимание несколько параметров. Прежде всего в статистику текущего года не включаются в полной мере показатели по Крыму и по части Донецкой и Луганской областей, являющейся зоной АТО. Это автоматически существенно снижает количество преступлений в пользу 2014 года. Кроме того, следует различать преступление фактически совершенное, преступление, зарегистрированное в милиции, и преступление, по которому прокуратурой возбуждено уголовное дело. Эти три позиции естественным образом не совпадают, а прокуратура оперирует и делает достоянием гласности именно третью группу преступлений. А нет дела — как бы не было и преступления. Хотя пострадавшие люди чувствуют совсем другое. И еще: структура отчетности прокуратуры очень сложна, преступления классифицированы по 19 параметрам (против собственности, против жизни и здоровья, в сфере хозяйственной деятельности, в сфере общественного порядка и т.п.) и представлены по 16 видам уголовного производства (возбуждено, прекращено, направлено в суд, закрыто и т.п.). Разобраться в этой массе данных сложно, зато из нее можно извлекать цифры для манипулятивного представления общественности.
Потому-то статистике и не верят. Значительное падение статистических показателей преступности объясняется не объективными процессами в обществе, которые способствовали снижению уровня преступности в стране, а лишь изменением на бумаге подходов правоохранителей к регистрации совершенных преступлений. Система Единого реестра досудебных расследований Украины была внедрена после вступления в силу 19 ноября 2012 года нового Уголовного процессуального кодекса Украины. И если в 2013 году правоохранители еще побаивались массово игнорировать заявления граждан о преступлениях, которые в обязательном порядке должны были вноситься в реестр, то в текущем году, в условиях управленческого хаоса в стране, отказ в регистрации таких сообщений стал обычным явлением. Не исключены и другие формы махинаций с Единым реестром досудебных расследований со стороны правоохранителей.
В связи с этим есть смысл рассмотреть альтернативные показатели состояния преступности в разных регионах и городах Украины, чтобы получить относительно корректное представление о состоянии дел. Например, посмотреть на коэффициент преступности, исчисляемый соотношением количества зарегистрированных преступлений на 1000 человек населения. Любопытно также взглянуть на таблицу индекса преступности, который составляет харьковская компания «Правовая защита». Он составляется по результату электронного опроса жителей того или иного города. В опрос входят 15 позиций, которые респонденты ранжируют, оценивая уровень риска различных аспектов безопасности и преступности. Это уровень преступности, тренд преступности, персональная безопасность днем, персональная безопасность ночью, незаконное проникновение в частную собственность, преступления на этнической или религиозной почве, ограбления, угон автомобилей, кражи из автомобилей, нападения, преступления против собственности, оскорбления, наркотики, насилие, коррупция и взятки. Число свыше 1000 респондентов обеспечивает уровень погрешности 5%. Ощущения людей — важный и вполне объективный показатель.
Бережет ли меня моя милиция?
Еще один фактор роста преступности — отсутствие должного ей противостояния со стороны правоохранительных органов. Согласно официальным данным МВД сотрудников милиции в Украине — 542 человека на 100 тысяч населения. Это весьма внушительная цифра, если учитывать, что общемировой средний показатель на такое же количество населения составляет 300 полицейских.
В то же время, по оценке Харьковского института социальных исследований, уровень доверия к органам внутренних дел в Украине очень низкий: лишь каждый четвертый (25,9%) указал, что доверяет милиции. Кроме этого, только четверть опрошенных (25,2%) оценивает работу милиции как эффективную, а свыше половины (51,3%) отмечают ее неэффективность. Милиция и прокуратура в Украине считаются наиболее коррумпированными структурами. Недаром сами сотрудники системы шутят, что полицейскому генералу в коррумпированной стране завидует Рокфеллер.
Определенные надежды связаны с реформой МВД, проект которой нашел отражение в коалиционном соглашении. Согласно этому проекту предполагается создать в системе МВД Национальную полицию, куда войдут полиция общественной безопасности (до 70% личного состава), криминальная полиция, подразделения специального назначения и быстрого реагирования, судебная полиция. В рамках создания Национальной полиции планируется внедрить новую систему аттестации полицейских с учетом международного опыта, провести полную переаттестацию полицейских по новым критериям и обновить личный состав полиции. Планы хороши, но ожидать их скорой реализации не приходится.
Тренды важнее цифр
Насчет того, как будет развиваться ситуация с преступностью в Украине, специалисты в один голос высказывают пессимистические прогнозы и предрекают зимойвесной 2015 года всплеск правонарушений. Ухудшение экономической ситуации в стране, рост безработицы и отсутствие реальных преобразований создадут базу для такого всплеска. К тому же объявленная реформа МВД в лучшем случае начнет давать результаты гдето через год. По мнению Олега Ельцова, в ближайший год правоохранительная система не защитит граждан от преступности. А профессор кафедры криминального процесса и криминалистики Академии адвокатуры Украины Виктор Бояров прогнозирует резкое ухудшение криминальной картины, когда из зоны АТО вернутся батальоны, которые можно назвать «мародерствующими».
Основой для противостояния преступности являются рост экономики и политическая воля руководства страны. А пока же простым гражданам эксперты дают традиционные рекомендации, актуальные для всех времен: устанавливать в квартирах сигнализацию и бронедвери; не открывать двери незнакомым людям; не ходить в одиночку в темное время суток; не привлекать внимание злоумышленников драгоценностями или дорогими гаджетами; иметь при себе средства самообороны и уметь ими пользоваться. В общем — береженого Бог бережет.
Что способствует разгулу преступности
Наглядный пример того, как революции, войны и социальные катаклизмы увеличивают преступность, — статистика уголовных преступлений за 1914–1918 годы во втором в то время по значению городе Российской империи Москве. (Отдельная статистика по Украине тех лет не велась.) В пересчете на душу населения московская преступность в целом выросла за этот период в 3,3 раза. Самые небольшие темпы роста были у краж (в 3,4 раза), случаев мошенничества (в 3,9 раза), присвоения и растраты государственного имущества (в 1,6 раза). Зато те виды преступлений, которые были связаны с применением привезенного с фронта оружия и снижением уважения к человеческой жизни, выросли многократно: убийства — в 11 раз, вооруженные грабежи — в 307 (!) раз.
За время Великой Отечественной войны количество невоенных преступлений, вопреки распространенному мнению, увеличилось по сравнению с довоенным периодом в 2,5–3 раза. Правда, 53% от числа всех осужденных составляли лица, нарушившие тогдашние законы о наказании за опоздание на работу, уклонении от принудительных работ и т.д.
Интересно, что преступность растет не только из-за неблагоприятных социальных факторов, но и вследствие прогрессивных социальных изменений. Так, в 1831–1861 годах преступность в Российской империи, включая Украину, была примерно на одном уровне. Однако после отмены крепостного права она в расчете на душу населения выросла к 1870 году в полтора раза, а к 1913 году — в три раза. Статистика умалчивает о причинах этого явления, но можно предположить, что оно было связано с миграцией освобожденных крестьян в города, где далеко не всем из них удавалось найти работу. Так, например, число жителей Санкт-Петербурга выросло за период с 1897 по 1913 год более чем в полтора раза. При этом даже по данным официальной статистики в тогдашней столице Российской империи проживали десятки тысяч человек, не имевших никаких легальных средств к существованию.
Аналогичный пример из современности — рост преступности в ЮАР после обретения страной независимости. Несмотря на освобождение от «оков колониализма», оставившего стране неплохую материально-техническую базу, социально-имущественное неравенство в ЮАР по‑прежнему остается высоким — 40% трудоспособного населения страны являются безработными, а треть работающих зарабатывают менее $2 в день. Миграция населения из патриархальной необразованной глубинки в города приводит к тому, что в стране самый высокий в мире уровень сексуального насилия на душу населения. Ведь согласно распространенному в ЮАР народному поверью секс с девственницей излечивает мужчину от СПИДа. (В стране заражены ВИЧ 6,1 млн. человек.) Отсюда и самый высокий в мире уровень изнасилований несовершеннолетних — ВИЧ заражены 28% южноафриканских школьниц.
- Информация о материале
К сожалению, скептики оказались правы по поводу внеочередных выборов — вместо ускоренной модернизации Украина стремительно погружается в политический вакуум.
Неспособность элит в условиях военного времени быстро сформировать дееспособное парламентское большинство и договориться о проведении ключевых реформ ставит сегодня под сомнение выживание страны в условиях долгой, изматывающей войны.
Иногда кажется, что доводов повременить с проведением реформ существует гораздо больше, чем аргументов в пользу их проведения. Парадокс нашей новейшей истории: каждая новая власть приходит на волне обещаний проводить радикальные реформы и каждый раз она находит себе оправдание для бездеятельности. Нынешняя «новая власть» — не исключение. За восемь месяцев работы ей не удалось избавиться от старых пороков и стать эффективной.
За это время мы потеряли многое: тысячи жизней, время, надежду на реальные изменения, часть территории и терпение. Не смогли избавиться от «смотрящих и разводящих» во всех эшелонах власти, квотных дилетантов во главе министерств и ведомств, коррупции.
У руководства страны, видимо, создается иллюзия, что общество по-прежнему ничего не видит, находится в коматозном состоянии и что сладострастные речи не вызывают горечи. Разочарование властью, падение качества жизни у всей страны запустили обратный отсчет общественного доверия и создают критическую массу протестных настроений и кризис доверия со стороны западных политиков и инвесторов.
Хорошая же новость заключается в том, что наш случай не уникальный. Нам предстоит пройти путь, который в разное время до нас прошли все европейские страны. Смогли они — сможем и мы.
Еще одна хорошая новость — обнародованные ведущими политическими силами проекты реформ имеют больше общих черт, чем отличных. На бумаге у власти, оппозиции и экспертного сообщества — полная гармония. Всем понятно, что нужно делать, хотя степень проработанности отдельных положений и отсутствие полноценного экспертного диалога под эгидой власти могут привести к тому, что реформы окажутся половинчатыми и «косметическими». Другой вопрос — как сделать реформы быстрыми и необратимыми? Как заставить политический класс отбросить корыстные интересы и обеспечить железную волю необходимым стране изменениям?
Короткий ответ на этот вопрос — просто начните делать реформы.
Полный ответ находится в логике антикризисного управления и реализации проектов. Он предполагает расстановку приоритетов, формулирование максимально конкретных целей развития, этапность исполнения взятых на себя обязательств, выбор ответственных и определение санкций за нарушение условий. На практике это означает следующую последовательность действий.
1. Сформулировать коалиционное соглашение на принципе необратимости реформ
Единственной целью коалиционного соглашения должно стать формирование в Украине современных политических и социальных институтов европейского уровня в срок до
1 июня 2015 г.
Все остальные вопросы — о формате коалиции, регламенте ее работы, условиях членства в ней и персональном составе — второстепенные.
На практике это означает, что в основу коалиционного соглашения должны лечь законы, которые сделают реализацию реформ необратимыми. Речь идет о наиболее сложных и масштабных преобразованиях, которые затронут все аспекты функционирования общества. Эти преобразования требуют конституционных изменений, а потому для их осуществления необходима железная политическая воля.
Первая реформа — финансовая. Надо признать: Украина стоит на грани коллапса экономики. У нас лежит промышленность, мы живем хронически в долг, перекладывая взятые нами обязательства на плечи наших детей и внуков. Эта ситуация не может продолжаться вечно. Бюджетный кодекс должен быть приведен к европейским нормам, а новый бюджет 2015 года — принят с учетом европейских требований открытости информации, чтобы каждый гражданин мог в режиме онлайн понимать, из каких средств финансируются интересующие его статьи, объекты и процессы.
Также необходимо изменить подход к внешним заимствованиям. Помощь западных кредиторов не должна идти на латание бюджетных дыр, а стать системным инструментом интеграции нашей страны в евроатлантическое пространство. Сегодня многие обсуждают «план Маршалла» для Украины, подразумевая под этим новые кредиты. Однако реальной основой нового «плана Маршалла» должны стать инвестиции в базовые отрасли Украины — инфраструктуру, транспорт, телеком, энергетику, металлургию, машиностроение, сельское хозяйство. Мы должны дать «зеленый свет» крупным западным инвестициям именно сейчас, не опасаясь продешевить. Потому что приход в страну европейского капитала станет импульсом, который сделает дальнейшие реформы необратимыми и, что крайне важно, обеспечит занятость.
Вторая реформа — децентрализация власти. В срок до 1.03.2015 года необходимо принять «реформу Гройсмана» в полном объеме, включая поправки в Конституцию. Реформу необходимо дополнить пунктом об обязательном введении внешнего управления в случае банкротства территориальных громад и ужесточении наказания глав местного самоуправления за злоупотребления властью. В срок до 1.06.2015 необходимо ликвидировать конфликтные моменты, связанные с имплементацией реформы.
Третья реформа — реформа силовых и правоохранительных органов. До 31.12. 2014 г. необходимо запустить следующие процессы:
— сформировать единый следственный орган и передать ему монополию на проведение следственных действий по тяжким и особо тяжким преступлениям; создать в его структуре отдел по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти с чрезвычайными полномочиями;
— в соответствии с децентрализацией власти создать муниципальную полицию и передать ей все полномочия по обеспечению общественного порядка (включая порядок на дорогах);
— оставить в структуре МВД: службу по борьбе с наркотиками, миграционную службу, службу по чрезвычайным ситуациям, службу внутренней безопасности;
— разработать пакет стимулов для сотрудников МВД, предусматривающий достойную социальную защиту и прозрачные правила карьерного роста в случае прохождения службы без взысканий;
— с 1.01.2015 и до 1.03.2015 — вывести за штат всех работников МВД и обеспечить их переквалификацию специальными комиссиями, в состав которых должны входить представители гражданского общества, отечественные и иностранные эксперты в области безопасности и правопорядка.
До 31.12.2014 г. реформировать СБУ, оставив за этим органом функции защиты национальной безопасности (включая аналитический и силовой блоки).
До 31.12.2014 г. реформировать Генеральную прокуратуру, оставив за ней функции надзора за правоохранительными органами и поддержки государственного обвинения в суде.
До 31.12.2014 законодательно обеспечить реформу Министерства обороны, в частности:
— принять новую оборонную доктрину страны с учетом фактора военной угрозы со стороны РФ;
— перевести формирование профессиональных армейских частей (авиация, артиллерия, флот, кибербезопасность и т.д.) исключительно на контрактную основу;
— принять государственную программу реформирования армии по стандартам НАТО (в части управления и перевооружения);
— законодательно определить статус и полномочия отрядов территориальной обороны и комплектовать их по добровольному принципу.
Третья реформа — это дерегуляция экономики. Она предполагает в срок до 31.12. 2014 г. законодательным путем:
— сократить количество налогов, упростить процедуру их начисления и администрирования с одновременным расширением налогооблагаемой базы;
— сделать процедуры открытия и закрытия бизнеса уведомительными и в электронной форме;
— сделать публичными все государственные реестры;
— создать Единую государственную службу регистрации и передать ей монополию на все регистрационные и учетные действия на центральном и региональном уровнях; законодательно обязать все государственные реестры быть гласными и публичными;
— принять закон о создании Единого портала государственных услуг и переводе документооборота в электронный вид на основе цифровой подписи.
До 1.03.2015 г. необходимо провести налоговую амнистию. Каждый должен получить право внести любую сумму на счет и уплатить с нее единый 15-процентный подоходный налог. С этого момента к происхождению капитала у государства не должно возникать вопросов.
Четвертая реформа — судебная. В срок до 1.03.2015 необходимо законодательно установить, что единственным органом контроля за деятельностью судей является Высший совет юстиции, в состав которого необходимо включить высшую квалификационную комиссию судей и Аттестационную комиссию.
В срок до 1.06.2015 необходимо провести переаттестацию судейского корпуса. В этот же срок необходимо законодательно утвердить процедуру импичмента судей, а также принять пакет мер, направленных на распространение практики суда присяжных в отношении тяжких и особо тяжких преступлений. Гласность и открытость — лучший стимул для профилактики злоупотреблений судей.
Также к этому времени необходимо обеспечить единство судебной системы и доступность правосудия. Граждане должны иметь возможность подать исковое заявление любого характера в любой суд. В дальнейшем сам суд должен опередить, к какой области относится иск и судьи какого профиля должны рассматривать данный иск. Судебные процедуры должны быть максимально унифицированы путем упрощения процессуального законодательства.
Пятая реформа — реформа земельных отношений. В срок до 1.03.2015 необходимо запустить рынок земли в Украине, консолидировать все кадастры, реестры, сделать их общедоступными и публичными. Земли сельхозназначения должны войти в рыночный оборот и стать полноценным активом.
Также необходимо провести так называемую «земельную амнистию» — предоставить каждому гражданину право бесплатного получения и уточнения акта собственности на принадлежащие ему земельные участки.
Законодательное обеспечение указанных выше инициатив сделает проведение реформ в Украине необратимым и навсегда изменит облик наше страны. Именно поэтому своей первоочередной задачей я ставлю внесение всех указанных выше законопроектов на рассмотрение парламента. Украина должна меняться — сейчас или никогда.
2. Обеспечить проведение экстренных секторальных реформ
Если ключевые реформы меняют скелет державы, то секторальные реформы должны помочь нарастить мышцы новому государственному организму. Эти реформы направлены на реанимацию экономики. Их осуществление — залог выживания страны в условиях постоянной военной угрозы и политической нестабильности.
Первая секторальная реформа — строительство. В условиях сокращения рабочих мест и активных миграционных процессов государство обязано поддержать строительную индустрию. Это необходимо сделать для создания достаточного количества не только новых, но и доступных рабочих мест. Не каждый может работать на заводе, но почти каждый может рассчитывать на работу на стройке.
В срок до 1.03.2015 необходимо подготовить комплекс мер по дерегуляции строительства, а именно:
— делегировать все разрешительные процедуры на уровень громад;
— привести все строительные нормы (СНИП, ДБН и т.д.) в соответствие с европейскими;
— максимально дерегулировать частное малоэтажное строительство.
В срок до 1.03.2015 г. разработать государственные программы по развитию дорожной инфраструктуры, строительству жилья для внутренне перемещенных лиц и замещению ветхого жилья.
В срок до 1.06.2015 г. громадам необходимо принять стратегии развития с указанием текущих и перспективных ремонтов и списком перспективного строительства.
Вторая секторальная реформа — реформа энергетики. Для экономического роста Украине необходимы дешевые и доступные энергоносители. Для этого в срок до 1.03.2015 необходимо:
— принять Энергетическую стратегию в соответствии с рисками энергопоставок из России;
— принять государственные программы строительства замещающих и новых генерирующих мощностей (речь идет как об атомной, так и о тепловой и альтернативной энергетике);
— принять государственную программу развития альтернативных источников энергии и новой энергетической инфраструктуры (электрических заправочных терминалов, индивидуальных систем энергообеспечения для домохозяйств и т.д.);
— законодательно обеспечить реальную конкуренцию производителей электроэнергии;
— уравнять тарифы для всех групп потребителей и заместить перекрестное субсидирование адресной компенсацией расходов на электроэнергию для социально незащищенных групп населения;
— принять программу развития электрических сетей;
— дерегулировать вопрос доступа потребителей к электрическим сетям — при избытке предложения каждый желающий должен получить желаемую мощность в один день;
— диверсифицировать поставки газа при помощи строительства терминала по приему сжиженного природного газа (при развитии у нас сланцевой газодобычи они же должны использоваться для экспорта);
— привести структуру НАК «Нафтогаза» в соответствии с третьим энергопакетом ЕС;
— создать законодательные стимулы для проектов малой и средней энергетики, позволяющие домохозяйствам и громадам выходить на уровень энергетической самодостаточности;
— создать законодательные стимулы для энергосбережения;
— принять государственную программу развития инновационной углеводородной энергетики (сланцевые технологии, пиролиз угля и т.д.).
Третья реформа — активная приватизация. Приватизация девяностых не была удачной, потому что в результате ее в стране не появился класс активных средних и мелких собственников. Ситуацию надо исправлять. Для этого необходимо в срок до 31.12.2015:
— подготовить исчерпывающий список государственных предприятий, подлежащих приватизации; продано должно быть все, кроме железных и автомобильных дорог, электросетей, атомных станций, объектов национальной безопасности и обороны, объектов культуры, образования, медицины и научных институтов;
— разработать механизм коммунализации государственного имущества — передачи в собственность громад государственной собственности в рамках децентрализации;
— разработать стимулы для передачи коммунальной и государственной собственности трудовым коллективам, группам инициативных граждан, частным лицам под инвестиционные проекты и соглашения.
Создание массового класса мелких и средних собственников также должно сопровождаться развитием инструментов фондового рынка. Граждане должны иметь возможности облегченного доступа в капитал крупных государственных компаний. Для этого все инфраструктурные государственные компании (Укрзалiзниця, НАЭК «Энергоатом», НАК «Нафтогаз» и т.д.) должны быть акционированы и выведены на национальную фондо-вую биржу.
3. Формировать коалицию на принципе личной ответственности
Наша политическая культура пока не может опираться на традиции и этику, поскольку правила голосования и набор политических игроков каждый раз менялись под очередные выборы. Неизменным оставался принцип распределения мест в органах власти по партийным квотам. Этот принцип свойственен европейской политической культуре, но в наших реалиях он приводит к тому, что посты занимаются не профессионалами, а партийными функционерами и часто — «по остаточному принципу». То есть к управлению допускаются не лучшие, а лояльные. А значит — морально готовые к коррупции. Этот подход не соответствует требованиям сегодняшнего дня.
Поэтому новый кабинет министров должен стать по своей сути не политическим, а технократическим. Партийные лидеры должны отойти в сторону и назначить на министерские должности реальных профессионалов-управленцев.
При этом каждый из назначенных министров должен взять на себя личные обязательства по достижению ключевых показателей эффективности. В нашем случае — это завершение законодательного оформления пяти ключевых реформ в срок до 1 июня 2015 г.
Иным способом приучить политиков быть ответственными и элементарно исполнять свои собственные обязательства и законы едва ли получится.
4. Обеспечить этапность реформирования
В условиях дефицита времени, процесс реформирования необходимо разбить на несколько этапов. В срок до 31 декабря текущего года необходимо внести в парламент первоочередные законопроекты. В срок до 1 марта 2015 г. необходимо завершить разработку всех подзаконных актов, уточнить график осуществления реформ и проголосовать их в парламенте. В срок до 1 июня 2015 г. необходимо завершить весь процесс реформирования путем урегулирования на законодательном уровне конфликтных ситуаций, связанных с осуществлением реформ на практике. После этого необходим одно- или двухлетний мораторий на изменение принятых законов.
Каждому этапу необходимо присваивать ключевые показатели эффективности, за нарушение которых руководители будут необратимо уволены.
На следующем этапе должны быть воплощены в жизнь те реформы, проведения которых потребует новая, изменившаяся страна. Это и реформа социальной сферы, и реформа медицины, и реформа образования. Будут необходимы новые секторальные реформы — агропромышленного комплекса, машиностроения, транспортной инфраструктуры, информационных технологий, и множество других. Все эти проекты будут стенами нового дома украинской государственности, который невозможно построить на хлипком, имитационном фундаменте. И в случае успеха базовых реформ проведение новых преобразований станет просто необратимым.
5. Украина — превыше всего
Вопрос территориальной целостности страны я специально вынес в отдельный пункт. С одной стороны, для успешной победы в войне нам нужна эффективная экономика и деньги. С другой — территориальная целостность не может быть предметом политического или экономического торга.
В условиях войны государство сталкивается с дилеммой: что является более ценным ресурсом — люди или территории? И честный разговор об этом должен стать началом общенационального диалога о будущем Украины.
Моя личная позиция однозначна. Контроль над государственной границей Украины должен быть восстановлен любой ценой и как можно скорее. А за жизнь, безопасность, достоинство и благополучие каждого гражданина Украины держава должна бороться до конца.
В законодательном плане это означает реализацию следующих мер:
— до 1.03.2015 разработать государственную программу реинтеграции Крыма и оккупированных территорий Донбасса (создание СМИ для вещания на оккупированных территориях, создание сети доступных государственных институтов для украинцев в зоне оккупации, создание жилищной инфраструктуры и трудоустройство внутренних переселенцев и т.д.);
— обеспечить социальную защиту и необходимые жилищные условия для внутренне перемещенных лиц из Донбасса и Крыма;
— для эффективной реализации этих мер в структуре Кабинета министров необходимо ввести пост вице-премьера по реинтеграции оккупированных территорий.
Сегодня Украина находится в ситуации политического противостояния между победившими сторонами на выборах. Эта история внутривидовой борьбы за власть уже была у нас во время противостояния президента Ющенко и премьер-министра Тимошенко и стоила стране потери темпов развития и прихода к власти Януковича.
Сегодня необходимо бросить все силы на то, чтобы в зародыше исключить аналогичный сценарий развития событий. И первым шагом в этом направлении должен стать не дележ портфелей, а четкий, понятный и публичный план действий, вокруг которого необходимо консолидироваться государственным управленцам.
Вторым шагом должен стать жесткий мониторинг всех обещаний и действий правительства со стороны как гражданского общества, так и международных организаций. Только так мы сможем укрепить доверие к государству со стороны граждан и международных партнеров и вернуть Украину на путь развития и реальной евроинтеграции.
- Информация о материале
Начнем с предыстории. В 2007 году две организации – Киевский центр профессиональной, медицинской, трудовой и социальной реабилитации инвалидов и Харьковский центр реабилитации инвалидов правоохранительных органов – решили объединить усилия и открыть производство, которое могло бы обеспечить их подопечным рабочие места. Проблема актуальнейшая: для большинства инвалидов устроиться на работу, мягко говоря, не просто, а существовать на положенную от государства пенсию – просто невозможно.
Чтобы найти выход из этого страшного положения, киевская и харьковская организации решили создать предприятие по производству биотоплива из рапса. Тем более что тогдашний Кабинет Министров пообещал снабжать предприятие госзаказами – а это значило, что инвалиды не только будут трудоустроены, но и будут получать нормальную, стабильную зарплату.
Однако для того, чтобы открыть предприятие, нужно иметь деньги. Харьковский центр обратился в банк за кредитом, и кредит был выдан – правда, не в гривнах, как было указано в договоре, а в евро (банк сослался на нехватку гривневых средств). Залогом выступило недвижимое имущество киевского центра – здание по адресу ул. Фрунзе, 60. И до поры до времени все шло хорошо… пока не грянул кризис 2008 года.
Обманутые дважды
Что такое «черная осень-2008», помнят многие. Гривна рухнула вниз, доллар и евро подскочили вверх, и посильные до сих пор выплаты по кредиту (выданному, напоминаем, в евро) оказались для организаций инвалидов неподъемным грузом. Мечта о рабочих местах для инвалидов рассыпалась в прах. Хуже того, банк начал угрожать отобрать залог – недвижимость Киевского центра реабилитации инвалидов.
И тогда организации обратились за помощью к харьковскому адвокату Анатолию Радзинскому, главе созданного им самим «Консультационного центра по вопросам банкротствам», который как раз в это время активно начал предлагать свои услуги жертвам кризиса. Как выяснилось позже, это сотрудничество оказалось для инвалидов фатальной ошибкой.
Как рассказал первый заместитель председателя Координационного центра городских общественных организаций г. Киева Валерий Скрипский, первоначально Киевскому центру удалось отстоять в суде свою недвижимость. Ипотечный договор был отменен, и с кредиторами – как с банком, так и с физлицами, – организация рассчиталась. Однако вскоре один из кредиторов – как выяснилось позже, в сговоре с адвокатом Радзинским, – подал поддельные документы, из которых следовало, что долг ему не вернули. В итоге здание у киевских инвалидов отняли и выставили на торги. Купила его (по бросовой цене в 30% от реальной стоимости) фирма «Цифровая типография «Гринвич», принадлежащая на тот момент некоему Вадиму Донде – по странному стечению обстоятельств, приходившемуся адвокату Радзинскому братом по матери.
Схема аферы
Борьбу за свою недвижимость киевские инвалиды ведут до сих пор, хотя трудностей немало: по данным Валерия Скрипского, здание с тех пор перепродавалось уже четыре раза. А Радзинский с того времени пошел в гору: сначала успел преобразиться в депутата Харьковского горсовета (фракция «Сильная Украина»), а затем и в чиновника Министерства юстиции, где он в 2011 году занял пост заместителя начальника управления по вопросам банкротства.
Заметим, что банкротство – один из самых лакомых кусков для желающих погреть руки на чужом разорении. Схема проста: адвокат (консультант, арбитражный управляющий) входит в сговор с одним из кредиторов, подделывает документы, добивается принятия соответствующего судебного решения и отбирает у должника имущество, которое потом покупается заинтересованными лицами по дешевке, а документы об аукционах подмахиваются задним числом. «Я знаю нескольких пострадавших от афер Родзинского, – говорит Скрипский. – В одном из случаев у должника отобрали здание в Ялте площадью в 300 кв. м. Родзинский якобы выступал как защитник интересов должников, беря с них гонорар в 6000 долларов – по тем временам, 30000 гривен. В итоге должник терял трижды: платил Родзинскому гонорар, терял имущество и продолжал оставаться в долгу. Такое не всякий способен выдержать. Например, Александр Лазуренко, директор Харьковского центра реабилитации инвалидов, после афер Родзинского покончил с собой».
Разумеется, для проворачивания подобных афер нужны были связи в судебных кругах. Связи у Родзинского были, и немалые – от бывшего главы Хозсуда Виктора Татькова до тогдашнего министра юстиции Лавриновича, с сыном которого, Максимом, Родзинский находился в приятельских отношениях. Да и сам пост в Минюсте давал Родзинскому необходимые рычаги, чтобы воздействовать на арбитражных управляющих и требовать от них совершения незаконных действий с имуществом должника.
Впрочем, долго в Минюсте Родзинский не продержался – да и сам «януковичский» Минюст вследствие Майдана окончил свое существование. Виктор Татьков сбежал из Украины вместе с любовницей – певицей Ярославой, на чьи счета он оформлял свои активы. На отца и сына Лавриновичей Генпрокуратура открыла дела по статьям «злоупотребление служебным положением» и «служебный подлог, приведший к тяжким последствиям». Самим Родзинским правоохранительные органы тоже заинтересовались: по связанным с ним аферам в сентябре этого года были открыты уголовные дела по статьям «мошенничество» (уголовное дело №12014100010007714 от 09.09.2014 г. и «причинение значительного имущественного вреда путем обмана или злоупотребления доверием по предварительному сговору группой лиц» (уголовное дело №12014100060004873 от 09.09.2014).
Путь в депутаты
Впрочем, Родзинскому это не помешало (а может быть, даже и сподвигло) баллотироваться на парламентских выборах в Харькове – причем не от кого-нибудь, а от Блока Порошенко. Выборы он, правда, проиграл (и потенциальную депутатскую неприкосновенность – тоже), зато успел создать панику среди салтовских дачников, объявив, что раздаст арендуемую ими землю жителям Московского района Харькова под застройку (по 10 соток каждому жителю). Замдиректора юридического департамента харьковского горсовета Константину Прокопьеву тогда пришлось дать официальные объяснения, что по решению Верховной Рады эта земля имеет целевое назначение «для ведение личного сельского хозяйства» и застраивать ее – это нарушение закона.
В свою очередь, узнав о желании Родзинского получить депутатскую неприкосновенность, возмутились и киевские организации инвалидов. В октябре этого года Координационный совет общественных организаций инвалидов Киева опубликовал открытое обращение к Петру Порошенко, где просил убрать из числа кандидатов от президентского блока афериста и мошенника.
Несмотря на это обращение, бывший «тигипковец» Родзинский так и остался кандидатом от БП, проиграв, однако, (ирония судьбы!) экс-регионалу Дмитрию Святашу. Впрочем, у Родзинского осталась его Украинская палата арбитражных управляющих, главой которой он является. Как написано на личном сайте Родзинского, основной задачей этой организации является ни много ни мало «общественный контроль над Министерством юстиции Украины».
Общественный контроль – это конечно, хорошо, однако возникает вопрос: что и как собирается контролировать организация, возглавляемая человеком, по аферам которого открыто сразу несколько уголовных дел? Над кем и как собирается надзирать бывший скромный харьковский юрист, долгое время работавший в коррупционной связке с Татьковым и Лавриновичем, дерибаня имущество, отжатое у банкротов? Долгое время Родзинскому удавалось уходить от ответственности – причем покрывала его фактически сама государственная система. Покрывала за счет ограбленных граждан, в том числе и инвалидов – то есть людей, которые и без того являются самым незащищенным слоем населения.
Сегодня инвалиды вместе с другими жертвами афер борются, чтобы вернуть себе отнятое Родзинским имущество, и надеются, что им это удастся. Если, конечно, отечественные правоохранители не спустят дело на тормозах и не дадут Родзинскому, как и его бывшим «шефам» Лавриновичам, тихо откупиться от тюрьмы. Напомним, что ровно год назад Украина вышла на Майдан ради простого и короткого принципа: «Вор должен сидеть в тюрьме». Так не пора ли, наконец, воплотить этот принцип в жизнь?
- Информация о материале
Страница 698 из 1561
