Период рождественских праздников в Украине ознаменовался массовым началом процесса банкротства целого ряда облгазов. Хозяйственными судами разных регионов было открыто производство по делу о банкротстве сразу одиннадцати предприятий, являющихся практически монопольными поставщиками голубого топлива для населения, бюджетных предприятий, а также малого и среднего бизнеса.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что все дела о банкротстве были открыты в промежутке между 1 и 19 января 2013 года. А производство по делу о банкротстве «Сумыгаза» удалось открыть и вовсе лишь со второй попытки, но, тем не менее, уложившись в вышеуказанные сроки – после отказа 8 января, Хозсуд Сумской области таки открыл производство 17 января.

Такая поспешность имеет определенную логику. С одной стороны, до 1 января 2013 года законодательством было запрещено банкротить предприятия, занимающиеся газоснабжением и газификацией. Раньше действие запрета, принятого еще в 2005 году, ежегодно продлевали, но вопрос о его пролонгации на 2013 год еще даже не рассматривался парламентом.

С другой стороны, с 19 января начала действовать новая редакция закона о банкротстве, которая очень значительно меняет правила излюбленной игры украинских олигархов. По мнению экспертов, собственникам было выгодно успеть начать процедуру банкротства именно до вступления в силу нового законодательства – для того, чтобы процесс банкротства проходил по старым правилам.

«Начиная процедуру по старому закону, они в некоторых вопросах освободили себя от судебного контроля. Это дает больше возможностей управления банкротством, больше контроля над процессом банкротства. В старом законодательстве многое было на усмотрение сторон и давало предприятиям большую свободу действий», – подтвердил эту догадку «Комментариям» Роман Дрожанский, партнер адвокатского объединения «Волков и партнеры».

Кроме того, старое законодательство позволяло кредиторам и собственникам самим предлагать кандидатуру арбитражного управляющего, который распоряжается имуществом предприятия в процессе банкротства.

«Естественно это дает больше свободы действий, особенно если банкротство инициируется самим предприятием, тем легче обеспечить назначение «правильного» арбитражного управляющего», – пояснил Дрожанский.

Также, согласно новой редакции закона, при определении количества голосов кредиторов с правом решающего голоса не будут учитываться суммы неустойки. Старое законодательство позволяло раздувать размер штрафных санкций с целью обеспечения контроля за собранием кредиторов.

Стоит обратить внимание, что во всех банкротящихся газоснабжающих предприятиях есть доля подконтрольной Дмитрию Фирташу компании «Газтек». Часть пакетов акций уже была в собственности компании раньше, часть была выкуплена на аукционах в 2012 году, небольшие пакеты также были куплены на бирже у ФГИ или других акционеров.

С другой стороны, инициатором процессов банкротства также выступили либо структуры, которые связывают с Дмитрием Фирташем, либо, в большинстве случаев – дочернее предприятие «Укртрансгаз» НАК «Нефтегаз Украины». Его возглавляет Сергей Винокуров, который, по информации СМИ, некогда значился в списке топ-менеджеров одного из входящих в Ostchem Holding Дмитрия Фирташа предприятий.

При чем, причиной для открытия дел о банкротстве служили порой сравнительно незначительные суммы. Например, оказалось, что «Днепрогаз» задолжал «Укртрансгазу» 1,3 млн. грн. В то же время, по информации самого «Днепрогаза», предоставленной в ходе одного из судебных разбирательств, на 1 декабря 2012 года долги НАК «Нефтегаз Украины» перед компанией по договору транспортировки газа промышленным потребителям составляли 49,6 млн. грн.

И не исключено, что ДП «Укртрансгаз» является далеко не крупнейшим кредитором банкротящихся облгазов. Судя по всему, Фирташ не пошел по пути Коломойского, и предоставил возможность банкротить облгазы другим подконтрольным компаниям. Ведь обратившись с заявлением о банкротстве напрямую, предприятиям пришлось бы назвать общие суммы долгов и стоимость активов.

Безусловно, стоит учесть мнение, что массовое банкротство облгазов должно не только показать, что цена, по которой Фирташ купил облгазы в прошлом году, не была занижена, но и может сбить цену на госпакеты акций 14 газораспределяющих компаний, которые готовятся к приватизации в 2013 году. Но в основном речь идет о небольших пакетах акций или небольших предприятиях, которые и так, скорее всего, достались «Газтеку» легко и недорого.

Но главной причиной массового банкротства облгазов все же можно считать реструктуризацию газового бизнеса.

Во-первых, банкротство может позволить очистить предприятия от долгов и переоформить активы на другие юридические лица. Таким образом, собственники смогут окончательно избавится от многомиллионных долгов облгазов, которые накапливались годами, и частично обезопасят себя от возможных неприятностей с госструктурами. Особенно актуальным это выглядит на фоне тревожных новостей о вмешательстве прокуратуры в вопросы оформления распределительных газопроводов «Запорожгаза», а также признания ФГИ созданного в августе прошлого года ООО «Грин Сервис Компании» собственником 15,3% акций «Уманьгаза», продажу которых «Газтек» в конце прошлого года оспорил в суде. Кроме того, появились и слухи о возможном интересе сына Президента – Александра Януковича – к газовому бизнесу Дмитрия Фирташа.

Во-вторых, как показывает украинская практика, процедура банкротства может быть использована для перераспределения доли собственности акционеров предприятий, путем выпуска дополнительной эмиссии акций. Существование такой возможности подтверждает и Роман Дрожанский. «Акционер предприятия имеет преимущественное право на приобретение доли в случае увеличения уставного капитала в рамках банкротства. Поэтому если будет принято такое решение, то акционеры в первую очередь смогут этим воспользоваться», – подчеркнул он «Комментариям».

Собственно, косвенное подтверждение того, что банкротства облгазов являются частью планов Фирташа по построению газовой империи, которая будет включать в себя бизнес по продаже газа конечным потребителям, можно найти и в недавних заявлениях топ-менеджеров бизнесмена.

«У нас есть пакеты акций отдельных облгазов. Мы готовы их консолидировать. Мы готовы их наращивать. И будем в этом направлении сейчас активно двигаться», – заявил в ходе прошедшего на прошлой неделе экономического форума в Давосе управляющий директор группы Group DF International Борис Краснянский.

Далеко идущие планы предприятий Фирташа в газовой сфере понятны, учитывая, что правительство отменило монопольное право Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» продавать импортный газ внутри Украины, а подконтрольная бизнесмену Ostchem Holding уже в прошлом году поставила около четверти всего газа, закупаемого Украиной. При этом, как заявил в декабре 2012 года на заседании Федерации работодателей Украины сам Дмитрий Фирташ, в 2013 году его предприятия планируют поставить уже 8 млрд. куб. м газа, при чем по более низкой цене, чем та, которая предусмотрена сегодня контрактом «Нефтегаза Украины» с «Газпромом».

Таким образом, благодаря контролю над большим количеством облгазов, структуры Дмитрия Фирташа вполне могут не только конкурировать с госкомпанией на рынке продажи газа конечным потребителям, а и вовсе вытеснить государство из этого рынка. Ведь несмотря на то, что официально газораспределительные сети остаются в госсобственности, согласно постановлению Кабмина, они все равно должны находится на балансе газоснабжающих компаний и не могут быть отделены от их основного производства. И пускай сейчас еще можно спорить о прибыльности этого сегмента торговли «голубым топливом», но сомнений в том, что цены на газ для населения и коммунальной сферы будут повышаться, нет уже, наверное, ни у кого.

Кроме того, в ближайшее время должно произойти разделение государственного монополиста, компании «Нафтогаз Укрины», на несколько предприятий, на базе которых будут созданы акционерные общества. Как недавно заявил президент Виктор Янукович, это даст толчок развитию инвестиций, поскольку «государственные инвестиции ограничены». Кто станет этим частным инвестором, еще предстоит увидеть. Но уже сегодня можно констатировать, что на смену государственной монополии по продаже газа конечным пользователям приходит монополия частная.

Министерство обороны Украины продолжает работу по реализации недвижимого военного имущества и земель и рассчитывает в течение двух-трех лет получить от этого около шести млрд грн дополнительных средств, отмечает вр.и.о. министра обороны Александр Олейник.

Как сообщает агентство "Интерфакс—Украина" со ссылкой на пресс-службу Минобороны, 31 января в ходе видеоконференции с четырьмя гарнизонами А.Олейник рассказал, что в 2013 году оборонное ведомство планирует завершить работу по урегулированию на законодательном уровне механизма реализации недвижимого военного имущества вместе с земельными участками, на которых оно расположено.

"Это позволит в течение двух-трех лет получить дополнительные поступления в государственный бюджет Украины в сумме до шести млрд. грн. Эти средства могут быть направлены на финансирование программ реформирования и развития Вооруженных сил Украины, строительство и приобретение жилья, решение других социальных проблем", — отметил Александр Олейник.

Он также сказал о том, что в целом продолжается работа по освобождению ВС от несвойственных им функций, лишней инфраструктуры, избыточного военного имущества. "Это еще один источник дополнительных финансовых поступлений для обеспечения реформирования и развития Вооруженных сил", — подытожил вр.и.о. министра.

Так называемая «реформа центральных органов власти» в Украине, похоже, преследует одну цель: сохранение безраздельной власти президентского семейства над страной и ее гражданами. За разговорами о реформах кроется кропотливая работа клана Януковича по подготовке к президентским выборам-2015.

Обеспечить победу Виктора Федоровича должны полностью подконтрольные «Семье» МВД, СБУ, ГПУ и суд. Но мало того: президентская семья намерена тотально контролировать все финансовые потоки в государстве — вплоть до «карманных расходов» украинцев. Новой «дубинкой» власти станет финансовая милиция.

Что обещают

С весны 2012 года в украинских СМИ активно ведется рекламная кампания «финансовой полиции» — нового фискального органа. Серии публикаций и телесюжетов на эту тему содержат два основных посыла. Первый: создание финансовой полиции — задумка исключительно реформаторов: теперь уже экс-вице-премьер-министра Сергея Тигипко и некоей общественной организацией «Реформаторский клуб» с безымянным «экспертным советом».

Посыл второй: появление финансовой полиции покончит с бессистемными проверками бизнеса со стороны МВД, ГПУ и СБУ, сосредоточив эти функции исключительно за финансовой полицией. Этот шаг якобы сократит число проверок и положит конец поборам с бизнесменов со стороны силовиков. И украинский бизнес откроет в себе «второе дыхание».

Вся эта обещанная бизнесу благодать должна начать функционировать с лета нынешнего года.

На самом деле

Идею, которая продвигалась под явно растущие амбиции первого-вице-премьера и министра финансов Валерия Хорошковского, в новом составе Кабмина успешно перехватил и адаптировал под себя другой младореформатор — Александр Клименко. К слову, термин «полиция», как и вся прочая «либеральщина», вокруг которой крутился предыдущий пиар, из версии Клименко была благополучно вычищена.

В СМИ просочилась информация о том, как будет выглядеть структура нового фискального монстра — Министерства доходов и сборов (МДС, создано Указом Президента № 726 от 24 декабря 2012 г.).

 

Министерство возглавил Александр Клименко — фаворит «Семьи», один из друзей президентского сына Александра Януковича. Тот самый: госчиновник и главный налоговик Клименко носит часы за 40 тысяч долларов. А еще был скандал: работников налоговой принуждают помогать Александру Януковичу материально. И еще: коррупция — банк сына Президента Украины обслужит ГНАУ, руководимую другом сына Президента. И т.д.

Еще Александр Клименко известен как организатор расправы над оппозиционными СМИ, чего в Украине не было со времен «раннего Кучмы».

Перечисленные выше «подвиги» — своеобразный портрет министра, замашки и правовой нигилизм которого будут «делать погоду» в Министерстве доходов и сборов. По крайней мере, до президентских выборов 2015 года. Никаких иллюзий быть не должно: А. Клименко — это аналог прокурора Рената Кузьмина на налоговом поприще. Никакой законности! И никакой пощады недругам «Семьи».

Так вот, судя по публикуемой выше структуре МДС, «финансовой милиции» в ней отводится далеко не последняя роль, как может показаться на первый взгляд.

Также, судя по публикуемой выше структуре МДС, налоговой полиции (в «Структуре...» фигурирует название «налоговая милиция», хотя законопроект называется «О финансовой полиции в Украине» — «А») в министерстве отведена ключевая роль. Наряду со Следственным управлением.

На базе МДС планируется сформировать полностью закрытую корпорацию с широкими специальными функциями, включая собственное следствие, внутреннюю безопасность и оперативные подразделения (то есть права «слежку», «прослушку» и негласное проникновение в жилище (офис)). Можно даже не сомневаться, что при таком размахе вопросом времени станет формирование собственого спецназа, разведки и следственного изолятора. Финансовая милиция — будет абсолютно недосягаема для внешнего контроля и абсолютно вездесуща, как Инквизиция.

Кое-какими полномочиями с новой силовой структурой должны будут поделиться Минфин, МВД, Госфинмониторинг, КРУ и еще несколько контрольных органов. Кое-какие полномочия, как например, по борьбе с недобропорядочными налогоплательщиками-физлицами, будут наращиваться в порядке совершенствования действующего законодательства. Например, на сегодняшний день МДС не может косвенно оценивать реальное благосостояние украинцев по фоткам в соцсетях, но соответствующие планы уже озвучиваются.

На фоне полностью подконтрольных персонально Виктору Януковичу ГПУ, МВД и СБУ создается монстр с неограниченными полномочиями по части эффективного «отъема денег» не только у бизнеса, но и вообще у кого-угодно в Украине. Плательщиками налогов и сборов в Украине не являются разве что покойники, бродяги и лица находящиеся в коме.

При этом МДС берет под контроль всю внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов: ведь оно контролирует и таможню. И если раньше хоть какую-то конкуренцию в продвижении через границу товаров обеспечивали таможенные «завязки» видных чинов из СБУ, прокуратуры и МВД, то теперь «монополька» у МДС. И никакой конкуренции — даже в извращенном ее виде.

Теперь пресечь экспорт (импорт) любой неугодной фирме можно одним телефонным звонком. Жаловаться — некому. Таможня даст «добро» только компаниям лояльных к «Семье» бизнесменов.

Банковская тайна, тайна вкладов?.. Теперь под большим вопросом: преступления в банковской, как и в бюджетной сферах — также компетенция финансовой милиции. Получить информацию о финансах любого гражданина в рамках ОРД не представит никакого труда. А всеобщее декларирование доходов в Украине введут с 2014 года.

По полномочиям, функционалу решаемых задач МДС — уже не сервисная, как обещалось ранее и даже не фискальная, а сугубо силовая структура. Еще одна — в дополнение к уже имеющимся. Не хватает, пожалуй, своей ведомственной медицины, отдельного пенсионного обеспечения и корпоративной кампании по управлению активами. Кстати, а почему бы и нет?..

Быть может, новое супер-ведомство будет создано с «нуля» в кадровом отношении — на службу придут отсеянные тестами, собеседованиями и спецпроверками на профпригодность спецы (как это было, например, в Грузии)?

Нет, такими тонкостями «реформаторы» не заморачивались. Налоговая полиция создается на информационной и кадровой базе налоговой милиции. Которая берет свое начало от советского еще... ОБХСС, кадры которого и стали костяком налоговой милиции (и службы БЭП) независимой Украины. С теми же самыми традициями кумовства и повальной коррупции.

Поскольку нынешних кадров налоговой милиции будет недостаточно для заполнения всего функционала ФП и выполнения возложенных на нее функций, рискнем предположить, что в новую «блатную» и создаваемую впопыхах контору, как в «колхоз-милионер во время голодухи» потянутся все те, кого в последние годы вывели в распоряжение, заставили уйти по собственному желанию или просто не успели выгнать за гламур и коррупцию из других правоохранительных структур.

Взгляните еще раз на «Структуру...» центрального аппарата МДС. Финансовая милиция, равно как и Главное следственное управление подчинены министру напрямую, в то время как «налоговые», «таможенные» и прочие департаменты подчинены заместителям министра. Такая «завязка» на первое лицо предполагает специальный, особый статус этих подразделений министерства.

Все кадры которого будут «завязаны» персонально и исключительно на министра, и только от него персонально будет зависеть судьба каждого налогового следователя и подследственного. И это при том, что Александр Клименко — уже обладатель образа человека, не выбирающего средства при достижении поставленной перед ним цели. Такими же будут и действия его подчиненных. Или они останутся без работы.

Лично у нас теперь не возникает никаких сомнений на счет того, кто станет первым-вице-премьером при премьере Арбузове (а возможно и его сменщиком), а также иллюзий на счет реального первенства в доступе к «Стоматологу».

В преддверии президентских выборов 2015 года все камлания власти о «партнерстве налоговой и налогоплательщика» — не более чем отвлекающий маневр. Никакого перехода налоговиков от фискальных функций к сервисным за два с лишним года президентства Януковича не произошло.

Зато окружение Президента Украины получило невиданную раньше возможность контролировать в режиме реального времени все товарно-денежные операции в стране и на них влиять. При этом в Украине практически уничтожены какие-либо механизмы контроля за самой властью. И нет никакой возможности свою собственность защитить (отъем футбольного клуба у А. Ярославского — последний тому пример). И только наивный может рассчитывать на защиту своих интересов в украинских судах.

В свете этого печальной памяти «орлы Кравченко» — цыплята перед «орлами Клименко». И о «подвигах» этих орлов мы точно скоро услышим.

Администрацию Президента, которая на самом деле является если не автором, то уж точно заказчиком новации с «налоговой полицией», даже не беспокоит, что создание финансовой полиции противоречит ранее утвержденному национальному плану реформ (согласно которому все функции по экономическим правонарушениям против государства должны быть переданы в один орган). И, как минимум, конфликтует с самой логикой админреформы (раздел уровней компентенции и устранение дублирования функций).

Абсолютно игнорируются требования МВФ и ВБ по снижению фискального пресса на бизнес и усилению контроля за расходованием бюджетных средств Счетной Палатой.

Никого не тревожит тот факт, что без малейшего экспертного обоснования, в одной из ключевых сфер государства и общества, создается супер-министерство, которое будет само себе создавать нормы, исполнять их, контролировать собственную работу и бороться с нарушениями внутри себя.

Ну и тем более, никого не останавливает такая мелочь, как неминуемые дополнительные бюджетные расходы на расширение штата, технический апгрейд и материальное обеспечение работы новой спецслужбы.

Вопрос о том, целесообразно ли проводить любую новую реформу с правоохранительным уклоном до подведения хотя бы предварительных итогов действия нового УПК, похоже, вообще ни у кого не возникает...

Разрешите задать странный вопрос. Зачем нужна власть? Разрешите ответить на него. Власть обеспечивает соблюдение законов государства. Разрешите еще один вопрос. Как же быть, если власть не в состоянии обеспечить законность хотя бы в одной области? Или даже на территории одного-единственного города этой области? Скажете, так не бывает? Разрешите Вам возразить.

 

В 2002 году предприниматель Сергей Корольков выкупил 55 квадратных метров земли на рынке г. Чугуева – на этом участке стоял его магазин. Выкуп был оформлен честь по чести – через договор купли-продажи с Чугуевским горсоветом, соответственно – оплату, оформление государственного акта на право собственности на землю. В акте было записано целевое назначение участка – обслуживание магазина. В следующем году Сергей Корольков произвел реконструкцию магазина, для чего также оформил все до единого необходимые документы, начиная с акта обследования строения. В 2006-м закончил реконструкцию и получил свидетельство о праве собственности на здание магазина. Можно сказать, образцово оформил все документы, уплатив при этом все причитающиеся пошлины, налоги и саму стоимость как земли, так и здания.

Рядом с его магазином находились нежилые помещения Чугуевского рынка, которые арендовал Сергей Кудря. Последний тоже затеял реконструкцию арендованных помещений в 2010 году. Но все это у него получилось неудачно – то крыша зайдет на крышу магазина Королькова, то еще каким боком причинит соседу ущерб. То вообще – стену магазина Королькова использует как несущую для своих построек, отчего она начинает разрушаться. А когда-то и крыша магазина Королькова стала мешать строительству – Кудря ее разбирать стал.

 

 

 

На все попытки договориться добром ответом был решительный отказ. В конце концов Королькову ничего не оставалось, кроме как обращаться в суд и прочие органы, дабы поставить точку в затянувшемся споре и Кудрю привлечь к ответу. Но после разговора с руководством Чугуевского рынка Сергей Корольков с удивлением узнал, что его земля ему не принадлежит. Его участок был поделен между неизвестными ему лицами, а часть магазина была обозначена как проход.

«Это не твой зуб, и не мой зуб. Это их зуб.» В кино это возможно, но в реальной жизни такие ситуации на корню пресекаются реальной властью. И Корольков отправил запрос в облуправление Госкомзема – как в учреждение, которое ведает земельными вопросами. Но ответ оказался довольно неожиданным, мягко говоря. Оказывается, участок земли площадью 0,812 га в 2009 году передали в собственность потребительскому обществу «Чугуевский рынок», в том числе и участок, принадлежащий Королькову. Ошибочка вышла – отписали чиновники – вместо того, чтобы согласовать границы участка рынка с Корольковым, как с уже существующим владельцем, их согласовали с… рынком. Ну а последний, надо понимать, рад был стараться…Далее была серия запросов-ответов – Чугуевский горсовет, горрайонное управление Госкомзема, Госинспекция сельского хозяйства, Госагентство земельных ресурсов Украины.

Практически все чиновники признавали: да, ошибочка вышла, не с теми согласовали границы. Но в то же время горсовет утвердил отчет о денежной оценке участка, выделенного рынку – того, на котором также расположен и участок Королькова.

  

Из агентства земельных ресурсов отписали – мол, давно ошибочка случилась, не имеем возможности наказать виновных согласно КЗоТ, идите-ка Вы, уважаемый… в суд.

 

  

Разве что из ГАСК пришла бумага – Кудрю, мол, за самовольное строительство оштрафовали и предписали работы прекратить. Но они почему-то не прекратились.

Органы власти отвечают, мол, ошибочка случилась. Странный ответ, если учесть, что за «ошибочкой» кроется вполне конкретный материальный ущерб вполне конкретному предпринимателю. И тут возникает вопрос – эта «ошибочка» - она единственная ли? И немного поинтересовавшись получаем ответ. В июне 2001 года в Чугуевский райотдел милиции поступило коллективное заявление жителей дома №82 по ул. Харьковской города Чугуева о том, что гражданин Кудря Сергей Владимирович угрожает всем физической расправой. А в ноябре того же года милиция получает заявление председателя ЖСК «Украина» о том, что гражданин Кудря самовольно занял помещения в доме по ул. Харьковской, 82 в г. Чугуеве. Но и теперь нельзя сказать, что он изменился. Например, в 2011 году гражданин Т. вынужден был обратиться в милицию. Он приобрел в магазине «Органза», принадлежащем частному предпринимателю Кудре С. В., шторы, которые оказались бракованными. Предприниматель Кудря возвращать деньги за некачественный товар отказывался настолько уверенно, что пришлось обращаться к правоохранителям. А в марте 2012 года частный предприниматель Кудря сам обратился в Чугуевский райотдел с заявлением, будто бы реализатор Татьяна К., работавшая у него в магазине, обокрала его. А та, в свою очередь, также подала заявление, что в то самое время, когда Кудрю обокрали, он же и присутствовал в своем магазине и выносил похищенный товар. В дальнейшем обмен заявлениями продолжился – выяснение отношений там же, возле магазина на рынке обе стороны определили скандалом. Но справедливости ради надо отметить, что мнение большинства людей, знающих и Кудрю, и его реализатора, говорит в пользу последней. А о предпринимателе рассказывают не очень приятные слуху вещи.

Поскольку горсовет и госкомзем откровенно ответили, что их собственная «ошибочка» не волнует, предпринимателю осталось разве что обращаться в суд. Но и там для любого с улицы пришедшего есть порядок, который предполагает дли-и-инное рассмотрение. И, может быть, через несколько лет он получит какое-нибудь удовлетворительное решение. Когда его магазин будет разрушен, а на том месте уж несколько лет будет красоваться какой-нибудь супермаркет, владелец которого купил участок земли после того как он несколько раз был перепродан. Есть еще надежда на общественную организацию «Антикоррупционный форум», куда предприниматель обратился, и где ему предложили помощь.

Органы власти отвечают – ошибочка случилась. Хоть этого никто дословно и не написал, но смысл «ошибочки» – один и тот же участок был продан дважды. Приблизительно так, как в 90-х «братва», набиравшая тогда силу – читай, капиталы – продавала «лохам» квартиры. Такие случаи тогда были массовыми, но с легализацией «общаков» отошли в прошлое, поскольку квартиры уже стали мелочью, появились другие схемы. Но, как известно, история повторяется и теперь «братва» и власть, словно поменялись местами. Впрочем, возможно так оно и есть?

Премьер Николай Азаров, представляя коллективу Нацбанка нового председателя Игоря Соркина, посоветовал чиновникам обнародовать имена «так называемых экспертов», предрекавших девальвацию в 2012 году. «Пусть все знают, что таким экспертам цена пять копеек в базарный день», — горячился премьер. Эта оценка могла бы вызвать недоумение у многих таких экспертов, например, у представителей крупнейшего в мире банка HSBC Holdings Plc, международного агентства Fitch.

 

Им секрет стабильности гривны давно известен — рекордное сокращение золотовалютных резервов страны. В прошлом году на удержание курса было потрачено $7,2 млрд. Даже запугивание введением сбора на продажу валюты не привело к ощутимому результату. С одной стороны, из-за дезориентации населения существенно снизился спрос на валюту: если раньше граждане покупали более миллиарда долларов ежемесячно, то в декабре разница между покупкой и продажей составила скромные $209 млн. С другой стороны, Нацбанк всё равно в последний месяц года вынужден был потратить $800 млн своих резервов.

А иначе и быть не могло. Страна, наращивающая импорт и угнетающая внутреннего производителя, вынуждена платить за ошибки своего правительства в твёрдой валюте. Но что будет, когда в закромах НБУ долларов окажется мало? Уже сегодня золотовалютные резервы меньше предельно допустимого значения (по международным стандартам резервы НБУ не должны опускаться ниже импортной выручки за три месяца). И чем дольше власти будут откладывать девальвацию гривны, поддерживая иллюзию экономической стабильности, тем болезненней может оказаться падение курса в будущем.

Есть один метод

Существует международная методика, позволяющая определить «справедливый» валютный курс развивающихся стран, экономика которых подвержена валютным колебаниям. Украина из их числа. Эту методику используют центробанки, придерживающиеся фиксированного обменного валютного курса.

Суть в следующем: справедливое значение курса доллара должно быть таким, при котором граждане могли бы моментально обменять все свои сбережения в национальной единице на твёрдую валюту. Как будто в один миг вместо гривны законным платёжным средством в стране становится доллар. То есть все деньги в обороте делятся на размер золотовалютных резервов страны. Если провести подобный расчёт в Украине, то выяснится, что курс должен находиться на уровне 12 UAH/USD.

 

Прошлый кризис подтвердил справедливость этой формулы для Украины. Например, в сентябре 2008-го значение курса по этой оценке составляло 5,72 UAH/USD. В декабре 2008-го — 7,14 UAH/USD, а в марте 2009-го — 8,37 UAH/USD. Разумеется, Нацбанк, продавая валюту из резервов, влиял на значение курса. Тем не менее расчётные показатели были близки к реальным.

Во время кризиса 2008-го эта же методика идеально описывала ситуацию на валютном рынке России. Но если попытаться определить справедливое значение курса рубля сейчас, то мы получим 23 рубля за доллар (12,4 трлн руб. в обороте разделить на $528 млрд золотовалютных резервов).

 

Тогда как на самом деле за доллар дают 30 рублей. Это несовпадение объясняется тем, что наши соседи предпочитают использовать совершенно иную тактику на финансовом рынке, чем украинские власти. Россияне осознанно ослабляют курс, стимулируя экспортёров. Ведь все экономические показатели в РФ свидетельствуют об укреплении рубля. В 2012-м положительное сальдо торгового баланса РФ составило почти $200 млрд (в Украине — минус $13,8 млрд за 11 месяцев). А золотовалютные резервы центробанка РФ только за последний год выросли на $40 млрд, что почти в 1,5 раза больше всей валюты на счетах НБУ.

Когда формула не работает

Для развитых экономик эта формула не имеет смысла. Экономически сильные государства в меньшей степени подвержены курсовым колебаниям в силу иного регулирования финансового рынка и другой экономической модели. Сложно представить, чтобы, например, в Китае экспортёры прятали ещё один бюджет страны в офшоре, как принято у нас. Или чтобы в какой-то европейской стране при незначительной девальвации евро население тут же затоваривалось долларами, опасаясь потерять последние накопления.

 

Если рассчитать справедливый курс самой быстрорастущей экономики мира — Китая (30,8 трлн юаней в обороте разделить на $3,3 трлн резервов), то получим 9 юаней за доллар.

 

Сейчас курс находится на отметке 6,25 юаня за доллар. То есть можно прийти к ложному выводу о том, что китайцам грозит 30-процентная девальвация. Но дело в том, что главная мастерская мира в последние годы делает акцент на внутреннем производстве, насыщая его финансовыми ресурсами. В результате валютные резервы в долларах растут медленнее, чем количество денег в обороте. Такая экономическая роскошь оправданна, поскольку профицит торгового баланса (позитивная разница между экспортом и импортом) государства превышает $230 млрд, а золотовалютные резервы — самые крупные в мире — $3,31 трлн. В Украине они в 100 раз меньше.

Что делать

Избежать девальвации гривны можно в двух случаях. Первый — существенно сократить объём наличных, то есть сделать украинцев беднее и обескровить экономику. Второй — нарастить золотовалютные резервы: чтобы удержать курс при нынешнем объёме денег в обороте, у Нацбанка на счетах должно храниться около $38 млрд. Столько, сколько было до кризиса.

Нельзя сказать, что эта задача невыполнима. Если правительству удастся договориться с МВФ о новой кредитной программе (а власти рассчитывают на $15,4 млрд), то вероятность девальвации гривны практически растает. Если же нет - нас ждут серьёзные испытания. Без финансовой поддержки страна в 2013-м потеряет около $9 млрд (такая сумма понадобится для расчётов с внешними кредиторами), и это в лучшем случае. Утечка валюты способна привести к снижению резервов до $15 млрд, что может стать причиной масштабного кризиса по белорусскому сценарию. Курс может прыгнуть до 21 UAH/USD, и тогда события 2008 года покажутся нам мелкими неприятностями.

Но кредиты МВФ тоже не панацея. Они позволяют лишь на время забыть о финансовых проблемах. Если не произойдёт легализации и реформирования экономики с улучшением инвестиционного климата, то девальвации всё равно не миновать. Экономически слабые страны обречены на регулярное ослабление своих валют и превращение в сырьевой придаток развитых государств.

О своем расследовании одного из самых резонансных дел, а также о том, какую роль в этом деле сыграл генерал Крикун и экс-совладелец банка Сергей Максимов, «Комментариям» рассказал автор программы «Украинские сенсации» «Павличенко. Дело Чести»» Сергей Мальнев.

- После выхода в эфир Вашего расследования«Павличенко. Дело Чести» последовала ли какая-то реакция? Может, появились новые факты? Вам никто не звонил? Может, благодарили или, наоборот, угрожали?

- Мы и не рассчитывали, что люди в погонах и мантиях выйдут на Майдан, публично раскаются и добровольно сядут за решетку вместо отца и сына Павличенко. Но все же предполагали, что у фигурантов фильма возникнет, по крайней мере, желание объясниться по поводу множества нестыковок. Но нет. С «той» стороны никакой публичной реакции не последовало. Хотя мы знаем, что в их кабинетах страсти бушуют нешуточные. Кстати, аналогичная ситуация была и после другого нашумевшего фильма департамента журналистских расследований «1+1» – «Операция «Караван» о деле Мазурка.

Что касается угроз: не вижу смысла давить на журналиста после выхода фильма. «Дело чести» увидели в эфире несколько миллионов человек, ежедневно тысячи просматривают в Интернете. Знаю даже, что фанаты собираются сделать английские титры и распространять фильм за границей, ведь там интерес к делу Павличенко тоже нарастает. Так что на всех не надавишь, всех угрозами не запугаешь. Надеюсь, там это прекрасно понимают.

Новые факты – да. Появились интересные документы. К тому же часть информации в фильм не вошла. Все вместе это позволяет довольно подробно восстановить определенный этап работы структуры, с которой конфликтовал Дмитрий Павличенко. Помните, он заявлял как-то, что люди, которые пытаются отобрать его квартиру, при странном пособничестве власти много лет не платили миллионные налоги? Кажется, вот об этом может идти речь, хотя анализ еще продолжается.

- В Вашем расследовании говорилось о причастности к делу Павличенко бывшего начальника столичной милиции генерала Алексея Крикуна. После выхода фильма он или от его имени или вообще из МВД с вами никто не связывался?

- Нет. Да и, если вспомните, фамилия Крикуна звучала и ранее в контексте этого дела. Но ни разу он почему-то не выступал с опровержениями.

- Зачем генералу Крикуну было «заказывать» Павличенко? Просто чтобы свалить на них вину или у него мог быть корыстный интерес?

- Есть много предположений и версий – и все довольно запутанные. Сам Дмитрий рассказывал, что милиция всегда была довольно близка (или «близкая, и от того довольная») к богатой голландской фирме, которая хотела прибрать к рукам его квартиру. Даже свой первый офис эти бизнесмены, еще в году 92-93, открыли, якобы… в общежитии для сотрудников одной из очень силовых структур.

Что касается корыстных интересов, опять же, Павличенко не раз говорил о коррупционных схемах, откатах – посмотрите его пресс-конференции, интервью, и станет понятно, как люди при власти могли греть руки на бизнесе голландской компании. И мне лично Дмитрий рассказывал, что еще в конце 90-х участковый милиционер признался ему: мол, за 5 тысяч долларов его попросили устроить «хоть что-нибудь», любую провокацию, чтобы «посадить Павличенко». Конечно, доказать это уже невозможно – разве что тот участковый проявит гражданскую позицию и пойдет свидетельствовать в суд (тут автор фильма саркастически улыбнулся, - Ред). Остается просто верить Дмитрию или считать его «серьезно больным», как делает это одна из героинь нашего фильма.

- О ком идет речь, напомните?

- Больным (надо предполагать, психически) его в фильме назвала Анна Грегори-Максимчук (по данным журналистов «1+1» жена экс-совладельца VAB-банка Максимова), которая в 90-х скупала квартиры для Гуйорда, потом сделала головокружительную карьеру в качестве риэлтора, а в прошлом году баллотировалась в нардепы от Королевской.

- Кстати, она же теперь, как вы сообщили, жена экс-совладельца VAB-банка Максимова. Как я понимаю, его прямую связь с Гуойрдом установить не удалось. Тем более что Максимчук сказала, что он отношения не имеет. На чем тогда основывалось допущение, что в этом деле существует след Максимова?

- Как раз «допущение» такое существовало до нашего фильма, и основывалось на слухах и домыслах. Но, согласитесь, звучит интересно. Гуйордом с самого начала действительно владели не украинцы, а известные бизнесмены из Нидерландов, в частности, миллиардер Корнелиус фон Задельхоф. И Анна Максимчук просто вкладывала в Украине их деньги: скупала квартиры, переделывала их в офисы и сдавала. И значительно позже она просто вышла замуж за Максимова (это она сообщила нам сама), и просто из-за этого пошли слухи, что сам Максимов имеет отношение к делу Павличенко. Анна Владимировна это опровергает. Впрочем, загадка все-таки остается: в 2008 году сделку по продаже Гуйорда и всего его имущества курировала именно Анна Максимчук. И кто именно, заплатив тогда, по оценкам экспертов, около 100 миллионов долларов, через оффшорные кипрские структуры выкупил Гуйорд – она не рассказывает, как мы ни уговаривали. Утверждает только, что олигарх – не украинский, и не российский.

- Удалось ли установить имена других лиц, пострадавших от Гуйорда? Что стало с жильем, выкупленным голландцами? Ведь жертв, если происходило все так, как в расследовании, должно быть очень много.

- Конечно, много фамилий нам известны: есть документы купли-продажи квартир. Представьте: в течение полугода, максимум года, в 95-96 оптом скупались подъезды и даже целые дома в центре, на улице Франка. Настоящее массовое отселение. Какими методами иногда людей уговаривали покидать свои квартиры – в фильме рассказывает соседка Павличенко. Сам Дмитрий, кстати, в оценке тех событий значительно жестче: говорит, мол, он и все его соседи столкнулись именно с «черными» риэлторами.

А в выкупленном голландцами жилье теперь офисы. Как десятки жилых квартир в исторических зданиях перевели в статус коммерческой недвижимости, что запрещено делать законом! – это отдельный очень интересный вопрос. Когда-то он был «интересным» для киевских чиновников, которые помогали оформлять это, и силовиков, которые прикрывали. Теперь, надеюсь, этот вопрос станет интересным для журналистов: по-настоящему интересным, а не в переносном смысле.

- Что бы ни говорил Павличенко в оправдание, у обвинения все равно есть сильный козырь против него - мотив.

- Я вот к какому выводу пришел: Павличенко – жуткий жалобщик. Он, как сказал его тесть, действительно слишком уверовал в демократию. Дмитрий испишет тонну бумаги, язык сотрет, клея марки на письма для омбудсмена, Премьера и Президента. Он, как мне кажется, зануда. Но он не убийца. Его мотив – это месть. Так говорил министр Могилев. В этом с ним согласился суд. Но зачем, вынашивая планы такой кровавой мести, проводить пресс-конференции, публично жаловаться на Зубкова, оспаривать его решение в других судах? Павличенко ведь был уверен, что решение Зубкова незаконно, а потому рано или поздно его отменят, что и случилось. Зачем же тогда убивать? Он же и без крови добился своего, и всегда был уверен, что добьется.

- Кому еще могла быть выгодна смерть Зубкова?

- Вот что скрывают органы! Кто угрожал ему? С кем ему было «неприятно общаться по гражданскому делу», как свидетельствовала его жена? Я, признаюсь, не верю в версии о причастности так называемой «строительной мафии». Но и эти версии мы проверяли (при подготовке фильма составил целый список версий, штук 10 – это все версии, в пользу которых были хоть малейшие факты). Так вот, я общался с бизнесменами, которых и называют этой «мафией». И они на камеру признались мне: милиция к ним с вопросами вообще не приходила! И после этого генералы и прокуроры говорят: мол, всех опросили, проверили все версии. Ничего не проверяли! Схватили Павличенко – и все тут. Зачем копать глубже, если на поверхности человек, который на судью публично жаловался и, вообще-то, давненько пил кровь все той же милиции.

- Еще один герой Вашего расследования лифтер Наумец несколько раз менял показания. По Вашему мнению, в ходе предстоящих слушаний в апелляционном суде готов ли он повторить, то, что сказал Вам, в частности, что на него давило следствие?

- Так он и на первом суде, еще в прошлом году, заявлял об этом в открытую, под присягой! Правда, если я правильно понял формулировку, суд счел его показания несущественными. Как и прокурор заявил в нашем фильме: «для нас это не важно».

- Не кажется ли Вам, что тема Павличенко слишком заполитизирована? Какое отношение Павличенко имеют к националистам, или свободовцы просто решили найти тему для пиара?

- Я приложил немало усилий, чтобы внедриться в фанатское движение (в фильм ведь об этих ребятах вошло далеко не все). И убедился: это по-настоящему народный протест, ребята «работают» за идею. Деньги на акции, плакаты, наклейки они собирали с продаж фанатских билетов на еврокубковые матчи киевского Динамо (у них там какая-то своя небольшая квота), а такжес продаж вещей и атрибутики на, опять же, фанатском сайте Динамо. Политики их не финансируют. Хотя, знаю, предложения поступали. Что касается депутатов «Свободы», которые присутствовали на заседаниях суда, тоПавличенко отношения к ним не имеет. Однако, уверен, он и его семья будут только рады, если внимание депутатов поможет добиться справедливости.