За день на украинских дорогах в них гибнет примерно 11 человек. По данным Госавтоинспекции, за первое полугодие 2012 года разбились 12,5 тысяч автомобилей. Винить в этом есть кого, говорят представители ГАИ: пьяных водителей, невнимательных пешеходов, наглых таксистов. На последних стоит обратить особое внимание. По мнению большинства участников дорожного движения, водители-таксисты зачастую работают в тесном взаимодействии с милицией, что дает им преференции вести себя на дорогах по-хамски.

Если в большинстве случаев таксисты безнаказанны, то виновными, как правило, остаются или другие водители, или же пешеходы. Но почему-то никто не задумывается над тем, есть ли вообще у таксистов какая-либо подготовка. Ведь их профессионализм, в первую очередь, зависит от умения водить и знаний ПДД.

Права получил, а водить не научился

В Украине, нет профессионального обучения специально для тех, кто занимается перевозкой пассажиров. Поэтому у нас любой человек, достигнув 18 лет и получив права после трехмесячного обучения в автошколе, может идти в таксисты. В этом вся соль проблемы, утверждают эксперты.

 «В автошколах мы готовим не только водителей определенных категорий, а и будущих преподавателей и инструкторов, – рассказал преподаватель автошколы «ЮАР» Сергей Сиротенко. – Ведь они должны иметь соответствующее удостоверение, которое дает право обучать в дальнейшем. Но жизнь сейчас выдвигает новые требования, и в связи с этим нужно сказать, что в автошколах пора выпускать и профессиональных таксистов. Тогда нужно предусмотреть для них, кроме обычной программы, курс психологии, этики, культуры. Отдельная проблема в этом вопросе – качество самой подготовки и приема экзаменов, которая в наши дни не соответствует действительности». Среди начинающих водителей, которые недавно получили права, бытует мнение, что на сегодняшний день их можно приобрести за 400 долларов.

В советские времена, в отличие от сегодняшних дней, вспоминает водитель с 30-летним стажем Петр Паславский, были крупные предприятия, где работали не только таксисты, а и специалисты по технике безопасности, которые проводили с водителями соответствующие занятия. Кроме этого, в те времена, рассказал таксист-ветеран, была централизованная система обслуживания автомобилей, которая вынуждала водителей следить за техническим состоянием своих машин. Единственным минусом, отмечает он, был дефицит таксомоторных услуг: такси или вообще могло не приехать, или опаздывало настолько, что люди попросту его не дожидались.

Сейчас мы видим совершенно иную ситуацию: частных служб такси и диспетчеров огромное количество – один звонок, и такси подадут в указанное место вовремя. Но в наши дни в этом бизнесе работают случайные люди, а техническое состояние автомобилей оставляет желать лучшего.

По словам Петра Дмитриевича, сейчас за рулем люди, слабо знающие правила дорожного движения, механику автомобиля, люди, которые совершенно не знают города, где они работают. Кроме этого, акцентирует внимание он, работа таксистов предполагает знания психологии людей, а ними далеко не каждый водитель обладает: «Поэтому многие таксисты погибают из-за того, что не умеют определить, кого можно сажать в салон авто, а кого – нет». Ну и самый большой минус, резюмирует Петр Паславский, – это неофициальный статус службы такси, где водители работают нелегально.

А Сергей Сиротенко считает, что кроме навыков, приобретенных в автошколе, у любого таксиста должно быть еще и призвание: «Это глубоко профессиональный водитель, потому что, как космонавтом не может быть каждый, так и водитель – это или дано от природы, или нет». По его словам, у него должна быть хорошая реакция, чтобы суметь спрогнозировать ситуацию на дороге, он должен обладать определенными знаниями культуры и располагать пассажира, чтоб тот чувствовал себя максимально комфортно во время поездки, должен знать технику, с которой он работает, в совершенстве знать ПДД.

Сергей Сиротенко акцентирует внимание на том, что таксисту, помимо подготовки, нужно учитывать непростой режим работы: днем и ночью он вынужден выезжать по вызовам – а это, хочешь ты того или нет, сказывается на его здоровье. Ведь работодатель не спрашивает таксиста, отдохнувший он или нет, поэтому в этой ситуации водитель должен сам принять решение, стоит ли садиться ему за руль в плохой физической форме.

О том, что одного обучения в автошколе, недостаточно, рассказал правозащитник, автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев. Он уверен, что если даже учесть то, что за рулем хорошего автомобиля квалифицированный водитель, перевозкой пассажиров он все равно не может заниматься: «Во многих европейских странах таксист дожнет пройти дополнительную профессиональную подготовку, потому что трехмесячные курсы в автошколе предусматривают уровень для начинающих водителей, а таксист-профессионал должен обладать большими знаниями и умениями, чем обыкновенный водитель. К примеру, навыками экстремальной езды».

В этой связи стоит сказать и про возрастной ценз водителя-таксиста, который занимается перевозкой пассажиров и который несет ответственность за их жизни. По убеждению господина Караваева, это должен быть человек, который достиг 21 года – это что касается нижней черты возраста. Что касается верхней – то здесь нужно руководствоваться исключительно состоянием здоровья водителя: если оно позволяет работать за рулем в 80 лет, – пожалуйста. Но нам, к сожалению, нечем похвастаться: имеем огромное количество людей, у которых в 40 лет здоровье нет, но они работают в такси – и это уже вопрос ответственности медиков: разрешать такому человеку водить или отказать.

В профессиональном бизнесе такси, считает большинство пассажиров, эти вещи должны отслеживаться, причем соответствующими службами: это регулярные проверки медработников и инспекторов ГАИ. Ну а сейчас, как мы сами можем убедиться, происходит бесконтрольный естественный отбор таксистов.

Что же касается решения этой проблемы, то здесь изобретать велосипед не стоит, отметил преподаватель автошколы «ЮАР» Сергей Сиротенко. Он убежден, что сейчас у нас есть все возможности изменить ситуацию с таксистами в корне.

 «За основу подготовки таксистов можно взять те положительные моменты, которые были при Советском Союзе. Автоперевозчик должен оставаться автоперевозчиком, который подчиняется Министерству транспорта. Контролирующих органов у ГАИ сейчас – достаточно – эта структура себя оправдывает, и без нее никуда не денешься. Медицинские учреждения, которые должны контролировать состояние водителей – у нас есть. Единственное требование – принять на законодательном уровне порядок подготовки таксистов и создать программы по линии Министерства образования, расширив курс дисциплин для их обучения. И это совершенно реально», – резюмировал преподаватель автошколы «ЮАР».

Легальное такси – визитная карточка любого города

Если такой закон будет принят в Украине, очевидно, что бизнес такси выйдет из тени. Появится специализированное обучение таксистов, и такой водитель приобретет статус профессионала, что нормально в Европе и во всем цивилизованном мире. И в дальнейшем любой уважающий себя легальный автоперевозчик не позволит взять к себе на работу человека с улицы.

Кроме этого, за границей на законодательном уровне важным моментом работы легального такси является обязательное страхование, что практически полностью отсутствует у нас.

На данный момент в Украине лишь 5% легальных служб такси. Они имеют лицензию на перевозку пассажиров, и соответственно – право на страхование, как представитель автоперевозок. И даже если такое право закреплено за службой такси, стоит сказать о ценах на страховки, которые обходятся в два раза дороже, чем обыкновенному водителю.

Мы обратились в одну из киевских страховых компаний для того, чтобы понять, как у нас обстоят дела со страхованием таксистов, их автомобилей и пассажиров.

«Тарифы на обязательное гражданское страхование от третьих лиц для таксиста, – рассказала директор Центра продаж № 7 СК «Здорово» Наталья Гончаренко, – так называемую автогражданку (что, несомненно, предусматривает страховку жизни пассажиров), гораздо выше, чем для обыкновенного водителя. К примеру, у нас страховка по минимальным тарифам для таксиста, если он представляет конкретную службу, стоит 1 500 грн., если он сам имеет личную лицензию и работает на себя, – 2 100 грн. Но для того, чтобы получить выплату в случае ДТП, официальный таксист обязан постоянно ездить с шашкой и со всеми опознавательными знаками». Для сравнения, средняя цена на «автогражданку» для обыкновенного водителя колеблется в районе от 700 до 900 грн.

И на этом моменте стоит остановиться подробнее. Получается, что для таксиста, желающего заработать, прежде чем идти в такси, нужно: а) получить недешевое профессиональное образование; б) купить или иметь автомобиль; в) получить лицензию на работу в такси и г) застраховаться по наивысшему тарифу. Это, если брать по минимуму, выльется для будущего таксиста в немалую сумму. Поэтому, объясняют страховики, водители-таксисты в большинстве случаев не заморачивают над тем, на чем они ездят и есть ли у них специальная для их деятельности страховка.

Это плохая практика, и от нее страдают только пассажиры, уверена Наталья Гончаренко. В случае ДТП, объяснила она, таксистам с обыкновенной страховкой отказывают в выплате. Соответственно, если есть потерпевшие, они остаются при своих интересах. И даже если они захотят подать в суд, то нужно будет учитывать дружеские отношения таксистов и работников ГАИ. Есть подозрения, что удовлетворения иска можно попросту не дождаться.

Профессионал-любитель – удел украинского рынка труда

Учитывая низкий уровень подготовки в большинстве случаев и отсутствие любых гарантий безопасности, может, стоит задуматься, садиться в такое такси или нет.

И, к сожалению, таксисты – это не единственная профессия в Украине, которая не соответствует положенным нормам и стандартам. В своей массе мы имеем таких же врачей, учителей, банкиров, продавцов, работников правоохранительных органов. Этот список, увы, можно продолжать до бесконечности.

Нынешняя система образования готовит любителей, которые относятся к своей работе, мягко говоря, халатно. И как только мы начинаем предъявлять претензии к их низкой квалификации, в большинстве своем у них срабатывает синдром обделенных жизнью. Везде, где бы мы не оказались, в кабинете у доктора или в приемной у начальника ЖЕКа, мы нехотя выслушиваем про их тяжелую жизнь. Муж – неудачник, дети – неуки, зарплата – нищенская, отпуск последний раз был пять лет назад – и все эти горести мы должны переваривать, а потом еще и пожалеть бедолаг. Но вот парадокс: почему-то никто не жалеет нас. Ведь не они – жертвы, а мы!

«В таксисты от хорошей жизни не идут», – сказал мне как-то один киевский водитель из частной фирмы «Абсолют», приехав на вызов в нетрезвом состоянии. Если бы не ночь и не опоздание на рейс самолета, речи о том, чтобы сесть в это авто, не было бы. Но в этом случае пришлось подчиниться ситуации и полагаться, скорее на судьбу, чем на опыт вождения таксиста и наличие у него хоть какой-то страховки.

 «Нужно кормить семью, а кругом – безработица. Идти на стройку – нет здоровья – вот и таксую. Я уже как третьи сутки без отдыха», – сетует мужчина.

«Образование-то у вас есть?», – почему-то вырвалось у меня.

«Конечно, – хвалится таксист. – Экономическое».

И ведь учился же человек пять лет в высшем учебном заведении, ходил, очевидно, на лекции, изучал макро и микроэкономические показатели, а на выходе мы получили дядю таксиста. В лучшем случае он по-честному отходил на занятия в автошколе, а не купил их, а в худшем – пополнил ряды украинских водителей-самоучек.

И вот здесь уже проблема не в отсутствии желания у человека учиться, а в системе образования, которая позволяет получать экономическое образование, а потом идти работать в такси.

Вот уже вторую неделю подряд главная топ-тема в стране — происходящее с украинским экс-премьером. Более того, дело Юлии Тимошенко останется в центре внимания Украины и на следующей неделе — на 30 января по поводу ситуации с лидером оппозиции запланирована внеочередная сессия Верховной Рады, в ходе которой инициировавшие ее фракции «Батькивщины» и УДАРа будут требовать отставки генпрокурора Виктора Пшонки. И это притом что в скором времени по делу Тимошенко должен быть обнародован вердикт Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который вряд ли добавит позитивных эмоций украинской власти, зато прогремит на весь мир. Вместо какого-либо вразумительного ответа на вызовы, связанные с Тимошенко, официальный Киев избрал тактику подливания масла в огонь. И это лишь усугубляет и без того сложную международную конъюнктуру для Украины, что не может не отразиться на внутреннем положении в стране.

Угроза железного занавеса

Когда 8 января Тимошенко объявила акцию гражданского неповиновения, многие ее недоброжелатели трактовали это как попытку в очередной раз напомнить о себе. Впрочем, проблему можно было решить в считанные минуты, ведь протестующая не требовала ничего экстраординарного — просто демонтировать в палате камеры видеонаблюдения, вывести караул, который дежурит у ее кровати круглосуточно, а также заменить мужчин-надзирателей женщинами. Но все превратилось в вялотекущий процесс, пока в прошлую пятницу не случился срыв: ранним утром троих женщин-нардепов, которые присоединились к акции Тимошенко в Харьковской железнодорожной больнице, правоохранители буквально выволокли из помещения (хотя по Конституции народные депутаты неприкосновенны), а ближе к вечеру на авансцену вышел генпрокурор. Объявив о завершении следствия по делу об организаторах убийства Евгения Щербаня в 1996 году, Виктор Пшонка обвинил в этом Юлию Тимошенко. И, уточнив, конечно, что точку в деле должен поставить суд, генпрокурор допустил для подозреваемой пожизненный срок заключения.

ГПУ связывала дело Щербаня с фамилией Тимошенко и раньше, но последние два с половиной года подобные обвинения вкладывались в уста первого зама генпрокурора Рената Кузьмина, который уже стал невъездным в США. Теперь, когда в лице президентского кума Пшонки подключилась «тяжелая артиллерия», стало понятно, что украинская власть на самом высшем уровне либо недопоняла угрозы мультипликации судьбы Кузьмина на энное количество VIP-персон, либо ради окончательной расправы над своим главным политическим конкурентом сознательно идет на это. Или, может, кто-то считает, что для Запада более убедительны слова Пшонки, чем, скажем, его первого зама? Так это вряд ли, о чем свидетельствует письмо госсекретаря США Хиллари Клинтон, которое американский посол в Украине Джон Теффт передал Тимошенко 22 января, спустя четыре дня после эпохальной пресс-конференции Пшонки. «Я с большим беспокойством слежу за Вашей ситуацией и хочу еще раз заверить, что Соединенные Штаты выступают за Ваше немедленное освобождение», — цитирует пресс-служба «Батькивщины» письмо Клинтон к Тимошенко, и этим, в принципе, все сказано. Сама Юлия Владимировна дала конкретный ответ на обвинение в ее причастности к убийству Щербаня 16-летней давности: «Такую откровенную неправду будет несложно опровергнуть в международных судах. Именно в международных, потому что цену судам, прокурорам, следователям в Украине все хорошо знают».

С происходящим очень сложно вяжутся слова Виктора Януковича о том, что «наше движение как соборной нации невозможно без политического примирения». Причем Президент, заявив это на торжественном собрании по случаю Дня соборности, на следующий день отбыл с важным международным визитом в швейцарский Давос на ежегодный Всемирный экономический форум. Подобное радикальное расхождение слов с делами очень напомнило тот разнос с обвинениями в саботаже реформ, который неделю назад Янукович устроил назначенному перед Новым годом Кабмину. Да только действуют такие месседжи на очень узкую целевую аудиторию, ежедневно сокращающуюся, как шагреневая кожа.

Зато недвусмысленные слова Пшонки в прошлую пятницу хорошо поняли в Брюсселе, который за день до того через послов Германии и Франции Кристофа Вайля и Алена Реми отправил Киеву четкий сигнал: крупнейшие страны Евросоюза выступают за скорейшее подписание соглашения об ассоциации с Украиной. Но после 18 января европейскими кулуарами стала гулять информация о том, что запланированный на 25 февраля саммит Украина — ЕС может быть опять перенесен на неопределенное время. А в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) появился проект резолюции, в котором Украине рекомендуется рассмотреть вопрос о создании национального органа, ответственного исключительно за исполнение решений ЕСПЧ, и напоминается, что государства – участники ПАСЕ несут основную ответственность за эффективное применение на национальном уровне Европейской конвенции по правам человека. Так что очередную резолюцию можно считать арт-подготовкой перед обнародованием вердикта Евросуда по делу Тимошенко, сужающей для официального Киева возможности витиеватых ответов до лаконичных «да» или «нет».

В поисках денег

Как тут не вспомнить, что очередной откровенный наезд ГПУ на Тимошенко и ее адвоката Сергея Власенко (против него открыто несколько уголовных дел, касающихся его неудачной прошлой семейной жизни и кражи автомобиля у самого себя) состоялся в преддверии визита 24 января в Киев миссии МВФ с целью возможного возобновления программы кредитования. И совпал во времени с неофициальным визитом первого вице-премьера Сергея Арбузова и главы Минфина Юрия Колобова в США, целью которого была плодотворная встреча украинских правительственных чиновников с руководством крупной инвестиционной компании Franklin Templeton Investments. Как отразится недавнее громогласное заявление Пшонки на характере данных экономических контактов, можно считать риторическим вопросом. И это на фоне громадных дыр в госбюджете, рекордных выплат по внешним долговым обязательствам и углубляющейся рецессии украинской экономики (на днях Госстат сообщил, что в декабре 2012 года объем промышленного производства сократился к декабрю 2011 года на 7,6%, тогда как в ноябре-2012 промпроизводство упало на 3,7%).

Экспертное сообщество почти единогласно считает, что сложившаяся в Украине ситуация крайне выгодна России, в распростертые объятия которой наша страна движется семимильными шагами. Однако эксперты забывают о двух но. Во-первых, в РФ сейчас складывается не самая благоприятная экономическая ситуация, так что в условиях кризиса Москва способна выделить Киеву незначительные финансовые ресурсы (при максимуме ответных экономических преференций), что может помочь, как мертвому припарки. А во-вторых, Кремль пока не готов гарантировать переизбрание Януковича через два года на второй президентский срок. А для украинского Президента это главнейший вопрос.

В одном из предыдущих номеров ZN.UA уже сообщало о форсированной разработке в правительственных кабинетах Государственной программы активизации развития экономики на 2013–2014 гг. Во вторник, 22 января, состоялось правительственное совещание, в ходе которого рассматривалась ее первая рабочая версия. Согласно заявлению премьер-министра Николая Азарова, процитированному пресс-службой Кабмина, проект, разработанный рабочей группой во главе с первым вице-премьером Сергеем Арбузовым, "требует доработки". По словам главы правительства, госпрограмма уже прошла рассмотрение во всех министерствах и ведомствах, однако "к ней много замечаний, и по-другому не может быть, потому что это первый за много лет такой масштабный документ". Также премьер сообщил, что поставил задачу представить доработанный проект госпрограммы на рассмотрение Кабмина уже в первой декаде февраля.

О содержании документа общественность может судить еще только со слов представлявшего его министра экономразвития и торговли Игоря Прасолова. Несмотря на обилие патетики, конкретики пока маловато — шесть перечисленных министром приоритетных направлений имеют традиционно всеохватывающий характер: повышение конкурентоспособности экономики, улучшение инвестклимата, поддержка национального производителя и реализация политики импортозамещения, развитие перспективных высокотехнологичных секторов, структурные реформы в стратегических отраслях, активизация международного сотрудничества и развитие экспортного потенциала.

Нужно сказать, что перечень налоговых инициатив, о которых уже рассказывало ZN.UA, относится к первому (и, видимо, основному) разделу программы. Формулировкам его основных задач тоже, как обычно, сложно возразить — обеспечение соответствия налоговой нагрузки на бизнес реальным возможностям экономики, удешевление доступа к долгосрочным кредитным ресурсам, снижение административных барьеров для развития предпринимательства, а также развитие малого и среднего бизнеса.

Насколько заявленные декларации соответствуют реальному содержанию, ZN.UA попыталось разобраться на основании той конкретики по основным планируемым фискальным новшествам, которая уже обнародовалась ранее, объединив их в сводную таблицу. Тем более что значительная и наиболее значимая их часть уже становилась предметом достаточно детального анализа на наших страницах.

 Снижение единого социального взноса

Сейчас в Украине размер единого социального взноса (ЕСВ), который платят работодатели, в зависимости от вида деятельности и класса профриска составляет от 36,76 до 49,7% от зарплаты сотрудника и считается одним из главных виновников зарплат в "конвертах". Масштабы этого явления оцениваются фискальными органами в 350 млрд грн в год.

Правительственные поиски бюджетных резервов: пиар, прожект, надежда?

Большая часть соцвзноса направляется в Пенсионный фонд, остальное — в соцфонды (по временной потере трудоспособности, от несчастных случаев, на случай безработицы). Еще летом прошлого года ГНСУ озвучивала предложение о снижении размера ЕСВ до 15%. В результате этого шага и комплекса сопряженных мер фискалы рассчитывали вывести из тени минимум 100 млрд грн зарплат. Но это — в перспективе, а с момента внедрения возникает угроза сокращения поступлений и так хронически дефицитного Пенсионного фонда. Потенциальную дыру налоговики оценивали в

 30,8 млрд грн (в ПФ, правда, прогнозы были в три раза пессимистичнее). Однако согласно их расчетам, образовавшийся дефицит ПФ можно было сократить в пять раз (т.е. до чуть более 6 млрд грн) за счет условного профицита. Последний должен сформироваться в результате реформирования НДС — снижения ставки до 7–12% и введения налога с оборота (впрочем, многие наблюдатели относились ко второй из названных инициатив с изрядной долей скепсиса, и именно она вызвала наибольшую полемику среди экспертов).

Пока неизвестно, вернутся ли налоговики к своей идее именно в таком ее виде, но в пунктах программы предусмотрен ряд мер по ЕСВ: "Внесение на рассмотрение ВР Украины проекта закона Украины относительно снижения ставок начислений на фонд оплаты труда (ЕСВ), переход к начислению ЕСВ без дифференциации его ставок по классам профриска, пересмотр пропорций распределения средств между фондами социального страхования и расширение шкалы прогрессивного налогообложения доходов физлиц".

Как отмечала исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко, снижение единого соцвзноса действительно должно способствовать выводу зарплат из тени. Но для успешности этого шага необходимо гарантировать бизнесу неизменность и стабильность ставок единого социального взноса, отсутствие ретроспективных санкций и штрафов.

При этом эксперты обращали внимание, что к сокращению соцставки нужно подходить взвешенно. "Опыт других стран показывает, что слишком поспешные и радикальные шаги могут привести к тому, что впоследствии ставки соцвзноса снова придется увеличивать", — предупреждала директор экономического департамента УСПП Юлия Дроговоз.

Расширение прогрессивной сетки налогообложения доходов физлиц

В настоящий момент доходы физлиц объемом до 10 минимальных зарплат (около 10 тыс. грн.) облагаются по ставке 15%, свыше этой планки — 17%. Опять же, в презентованных летом прошлого года предложениях по реформированию налоговой системы речь шла о снижении до 10% ставки налога на доходы физлиц (НДФЛ) для малоимущих граждан и ее повышении до 20% — для состоятельных людей. Для физлиц со средними доходами предлагалось оставить нынешние 15%.

"Богатые люди зарплату преимущественно не получают, поэтому не платят с нее НДФЛ, не осуществляют отчислений в фонды соцстрахования. Их основные доходы либо не облагаются, либо облагаются по ставке минимум втрое ниже, чем зарплата (в частности, дивиденды)", — считает заместитель председателя Федерации профсоюзов Сергей Кондрюк.

В свою очередь, руководитель налогово-юридического департамента, партнер компании Deloitte Виктория Черновол обращает внимание на то, что во многих развитых странах доходы состоятельных граждан облагаются по общим или даже более высоким ставкам. "Пассивные виды доходов, как дивиденды и роялти, доступны только 1–2% населения, однако такие выплаты составляют немалую сумму в абсолютных показателях. Например, в 2011 г. украинские предприятия уплатили 1,5 млрд долл.", — сообщает эксперт.

Главный риск от реформы НДФЛ — сокращение доходов местных бюджетов. С одной стороны, повышение ставки для высоких зарплат может привести к их тенизации. С другой — снижение ставки для малоимущих граждан может уменьшить их отчисления в бюджеты.

Эксперт по вопросам бюджетной политики Ассоциации городов Украины Александр Слобожан высказывал мнение, что повышение НДФЛ для состоятельных граждан не компенсирует потери от его снижения для других категорий населения. Правда, первый заместитель директора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило с такой позицией не соглашался: "В случае введения не "запретительных" ставок прогрессивной шкалы эффект не будет слишком мощным. Совершенствование систем учета, контроля, платежей повышает цену тенизации зарплаты, делая ее невыгодной".

Ревизия системы налоговых льгот

По подсчетам специалистов КМУ, на которые ссылался заведующий сектором денежно-финансовой стратегии Алексей Молдован, в 2012 г. объем потерянных бюджетом доходов из-за льгот мог составить около 59,4 млрд грн.

О необходимости оптимизации системы не говорил только ленивый. Правда, пока никому не удавалось предложить (тем более внедрить) стройную систему изменений, в рамках которой четко были бы отделены неэффективные налоговые преференции, откровенно лоббистские льготы, когда ими пользуются те, кто вполне мог бы без них обойтись. При этом надо учитывать, что отмена льгот для ряда отраслей экономики сопряжена с риском вызвать существенные негативные социальные последствия (в т.ч. с точки зрения роста цен). Как найти баланс, распутать этот клубок интересов — пока что бравшиеся за решение этой проблемы рабочие группы ответа найти не смогли. В любом случае понятно, что к этому вопросу с топором лучше не подходить. Здесь нужна тонкая работа скальпелем.

В правительстве планируют сконцентрироваться, прежде всего, на льготах по НДС и налогу на прибыль. По подсчетам инициаторов изменений, это может принести в бюджет 15–20 млрд грн. Сумма, безусловно, впечатляющая. Но специалисты призывают к сдержанности в ожиданиях. "Например, для легкой промышленности у нас нулевая ставка по налогу на прибыль. Но увеличатся ли доходы бюджета от возврата к общей системе? Практически нет, видимо, потому что большинство предприятий легкой промышленности показывают или очень незначительную прибыль, или убыток", — рассуждает А.Жолудь.

Как отмечал еще в прошлом году А.Клименко, будучи главой ГНСУ, согласно результатам опроса, проведенного Research&Branding Group, 46% бизнесменов выступают за отмену налоговых льгот. "Из года в год количество льгот сокращается. Только за этот год (2012-й. — В.П.) их объем уменьшился на 10 млрд грн. Сейчас мы рассматриваем различные варианты. Один из них — правительство централизованно дотирует конкретные предприятия, нуждающиеся в поддержке. Другой вариант — частично сохранить льготы", — отметил А.Клименко.

Трансфертное ценообразование

Достаточно подробный анализ этой инициативы ZN.UA уже предложило своим читателям в предыдущем номере (от 18 января с.г.) в материале "Великая трансфертная битва: раунд первый", а также в материале "Большое олигархотрясение: show must go on?" (от 21 декабря 2012 г.).

Налогообложение операций с ценными бумагами

Пересмотр устоявшихся в этой сфере правил (причем поначалу — в достаточно волюнтаристской форме) фискалы затеяли еще прошлым летом. По их данным, общий объем договоров торговцев ценными бумагами в 2011 г. составил 2,2 трлн грн, из которых на десять украинских бирж пришлась приблизительно лишь десятая часть (235 млрд грн). При этом, несмотря на гигантские обороты внебиржевого рынка, отчисления в бюджет от его участников составили лишь 152 млн грн налога на прибыль. Как неоднократно подчеркивали налоговики, сопоставимые с размером номинального ВВП объемы заключенных договоров (при мизерности биржевых оборотов) как раз и являются следствием широко распространенных схем по накачиванию фиктивного капитала, обналичиванию средств, оптимизации налогов.

Публичная полемика с протестовавшими против этой инициативы представителями рынка длилась почти полгода и была достаточно ожесточенной. Однако под самый занавес каденции прошлого созыва Верховной Рады законопроекты №11284 и 11285 об изменении системы налогообложения на рынке ЦБ таки были приняты.

В документе, среди прочего, предусмотрено введение 1,5-процентного налога с продажи вне фондовой биржи ЦБ, которые не находятся в биржевом реестре, а также установление на уровне 10% ставки налога на прибыль от операций с ЦБ. Таким образом, фискалы надеются не только закрыть одну из самых масштабных (наряду с уклонением через офшорные операции) схем по минимизации налогообложения в Украине, но и при этом стимулировать развитие организованной части фондового рынка (биржевых торгов). Ожидается, что уже в первый год благодаря новациям бюджет может дополнительно получить 0,8–1 млрд грн.

Как отмечал экс-секретарь Кабмина Виктор Лисицкий, введение 1,5-процентного налога с операций с ЦБ для нормально работающего бизнеса после определенной адаптации не должно стать критичным. "По крайней мере, большинство "рутинных" операций сможет и дальше производиться во внебиржевом сегменте, если в этом существует потребность. А что касается "специфических" операций, то не следует исключать, что для них найдутся удобные форматы работы и на биржах, ведь там немало ЦБ, которые вежливо называют "техническими". Хотя, конечно, цена вопроса для последних должна повыситься", — дополнял руководитель налогово-юридической практики Ernst&Young и глава налогового комитета Европейской бизнес-ассоциации Владимир Котенко.

Повышение ввозных пошлин

Разработчики программы инициируют поднятие ставок ввозных пошлин до уровня, определенного в протоколе о вступлении Украины в ВТО и повышение в два раза полных ставок таможенного тарифа на все группы товаров. За счет этого предполагается пополнять казну на 2–2,5 млрд грн ежегодно.

Напомним, что обращение Украины к ВТО по увеличению пошлин на более чем 350 товарных позиций до уровня, определенного в Протоколе о вступлении Украины в ВТО, вызвало резко негативную реакцию в ЕС, США и, собственно, офисе ВТО (столь масштабного пересмотра в истории организации еще не было). Невзирая на это, в правительстве предполагается и дальше гнуть эту линию.

Как отмечал бывший исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский, такой курс Украины можно рассматривать не только как способ пополнения госбюджета, но и как инструмент исправления диспропорций в торговом балансе страны. Тем более что это вполне вписывается в контекст глобальных торговых войн. "Сейчас в условиях рецессии мы вошли в период агрессивных, где-то мягких, где-то не совсем законных торговых войн, которые начинаются с войн валютных для создания преимуществ для своих производителей, но постепенно переходят в плоскость тарифных и нетарифных режимов", — констатировал эксперт. Анализируя сценарии реагирования других стран мира на обращение Украины в ВТО, г-н Уманский не исключил, что против отечественных экспортеров могут быть инициированы антидемпинговые расследования. "Нам не надо никого ни о чем просить (о повышении таможенных ставок). Мы не выходим за договоренности с ВТО, которые есть", — резюмировал эксперт.

Всеобщее декларирование доходов

Как уже сообщалось, подготовка соответствующего законопроекта уже начата. Принять его реально, пожалуй, не раньше второго квартала, исходя из хотя бы необходимости его обсуждения (обойтись только имитацией процесса, учитывая деликатность вопроса, вряд ли удастся). При таком сценарии вступить в силу он может с 1 января 2014 г. То есть непосредственное декларирование, по логике вещей, должно было бы состояться уже в 2015-м.

Понятно, что это — едва ли не самая сложная с точки зрения выполнения идея. И дело не только в том, что вряд ли граждане с удовольствием бросятся декларировать реальные доходы и платить больше налогов. Усложнять этот процесс будут несколько факторов.

С одной стороны, неэффективное использование и разворовывание бюджетных средств. С другой — широкие слои населения необходимо будет убедить в соблюдении принципа социальной справедливости. А именно: показать и доказать, что все без исключения крупные и крупнейшие бизнесмены, политики и чиновники тоже честно платят налоги, декларируя намного более реальные, чем нынешние, доходы и имущество. Если (ох уж это если!) подходы к системе управления госфинансами реально изменятся, а борьба с уклонением от налогообложения через, скажем, трансфертное ценообразование или косвенные методы оценки расходов таки заработает, принеся ощутимый результат, то почему бы и нет? В любом случае, к всеобщему декларированию Украине целесообразно двигаться, ведь в таком формате живет большинство стран, которые принято считать цивилизованными. Вопрос лишь в том, как именно к этому прийти.

Один из наиболее серьезных и важных доводов в пользу введения всеобщего декларирования высказал исполнительный директор "CASE Украина" Дмитрий Боярчук. Он считает, что всеобщее декларирование доходов, а также собственноручная уплата налогов позволят гражданам четче представлять, сколько средств они отдают государству. А это породит более острое неприятие фактов неэффективного использования госсредств. "Предприниматели собственноручно платят налоги в бюджет. Поэтому очень часто оказывают серьезное сопротивление, когда госслужащие требуют взятки или просто неэффективно расходуют средства бюджета", — констатирует эксперт. При этом обязательным условием введения всеобщего декларирования доходов населением он назвал максимальное упрощение соответствующих процедур, желательно — в электронном виде, без личного общения с налоговиками.

Другие новшества

Как уже сообщало ZN.UA, среди рассматриваемых Кабмином мер и такие, которые носят сугубо фискальный характер, — введение акцизного налога на импорт грузопассажирских автомобилей и увеличение ставок акциза на кузова для легковых автомобилей (предположительное увеличение доходов бюджета — около 1 млрд грн в год). Внедрение усиленного контроля за реализацией на внутреннем рынке отдельных высоколиквидных товаров должно принести в казну дополнительно еще около 1–1,5 млрд грн.

В перечне инициатив, результативность которых для бюджета оценить пока достаточно сложно (по этой причине мы не включали их в сводную таблицу), — расширение группы подакцизных товаров за счет нефтепродуктов, являющихся компонентами бензина, дизельного топлива (биодизеля и его смесей), серых нефтепродуктов, полученных из битумных пород (минералов), жидкого топлива (мазута), газойлей для химических преобразований и специфических процессов переработки.

Предполагается внедрение единого госреестра товарно-транспортных накладных на спирт (вместо нарядов) и алкогольные напитки.

Последние меры предполагается подкрепить внедрением счетчиков на спирт, а также скважины газа и нефти. Намечается также "расширение круга налоговых агентов, уплачивающих экологический налог".

Расширение налоговой базы фискалы обещают компенсировать путем упрощения налогового учета не только за счет повсеместного внедрения электронных сервисов (упрощение порядка регистрации плательщиком НДС и подача заявлений в электронной форме, проведение электронных проверок, внедрение электронной отчетности для СПД-шников), но и гармонизации налогового и бухгалтерского учетов.

Все эти меры (как и другие, которые еще могут появиться), хотя и с разной скоростью, как представляется, могут оказать бюджету поддержку, главное, чтобы для этого хватило политической воли. А для обеспечения поддержки общественной — и умения в "турбулентных" условиях находить взаимоприемлемые варианты с бизнесом. Последняя составляющая очень важна. В первую очередь, со стратегической точки зрения. В том числе для государства.

Когда государство хочет забраться ко мне в карман, оно называет себя Родиной. Привыкли, знаем. И не верим. Я не хочу кормить орду чиновников в центре и дотировать бедных сограждан. Я хочу кормить себя, свою семью и нанимать некоторый минимум служивых людей, без которых не обойтись. Что сверх того – грабеж.

Кто сказал, что государство – это мы? Ничего подобного! Государство – это нас. Во всех смыслах. Да, когда-то жизнь заставила людей отказаться от естественного закона «каждый сам за себя» и принять определенный общественный договор. Мол, мы живем в обществе, а потому ежемесячно уплачиваем определенную сумму в общий котел на общие нужды. За общую безопасность и на прокорм человеку, который присматривает за всеми детьми. Плюс на командира, который от нашего имени принимает решения и, что делать, на комиссара. Который объяснит нам – зачем мы живем.

Это в целом было разумным и прогрессивным решением. И не важно, что командира звали вождем, президентом, великим кормчим, а комиссара – первосвященником или шаманом. Жизнеспособная система работала. Увы, в наши дни она не просто дала сбой, а фактически превратилась в пародию на первоначальный вариант. Сегодня государство это уже не верный слуга работающих членов племени. Это бессмысленный и вредный механизм по выкачиванию денег из населения. Иногда выкачивание заменяют на выколачивание – ну не хотят люди по доброй воле расставаться с заработанным. Другими словами – сегодняшнее государство это бандит. Он многолик – носит деловой костюм чиновника, форму сотрудника милиции, налоговой службы, пожарной, санитарной и строительной инспекции. Бандита в нем выдает характерный взгляд, ухоженные руки и главное – манера воровать и отнимать у окружающих материальные ценности.

Ситуация дошла до парадокса. Мы честно платим дань нашему бандиту (в виде налогов) и были бы счастливы даже не получать от него услуги, а не видеть вообще. Но ему мало. Получив налоги, он собирает дань по второму и третьему кругу – в виде взяток, поборов, штрафов и взносов. Наш бандит очень жаден и прожорлив. Иногда кажется, что мы его не сможем прокормить. Но он уверен в обратном – сможем. Не факт, что сможем прокормить себя и детей после уплаты дани, но он точно свое возьмет. А мы слабы, запуганы и разрознены, чтобы организовать сопротивление. И развращены советским прошлым и подачками от хозяина. Может, стоит хотя бы себе честно на вопрос ответить – зачем нам этот бандит? Вернее – банда, которая сидит везде – от местного совета до Администрации президента. Банда прожорливая и совершенно для нас бесполезная.

Пример из жизни. Знакомого у подъезда побили. Какие-то случайные местные гопы. Не сильно, так, средней тяжести. Бумажник и телефон стали призом победившей стороны. В милицию родного города Донецка он обращаться не стал. Говорит – не вижу смысла. Сам он программы какие-то пишет в статусе фрилансера, все больше за компом живет. Такой себе далекий от суровых будней программист, но в ситуации разбирается – говорит, «Не найдут. Даже искать толком не станут. А смысл?»

Но как для программиста, он проявил себя в качестве человека разумного и решительного. На следующий день пошел в сомнительную забегаловку, недалеко от дома. Лет пять назад он влез в ипотеку и купил квартиру в этом не самом благополучном районе Донецка, а в ближайшей забегаловке появился впервые. Ну, не любитель он таких заведений. Выпил свой коньяк (говорит – редкая паленая гадость), оставил приличные чаевые и в лоб спросил бармена – «так и так, столкнулся с гоп-стопом, возможно местные, как разобраться с этой проблемой».  Уже вечером излагал детали местному «авторитету» и обсуждал сумму. Сошлись на 200 долларов.

Не прошло и двух дней (через сутки на утро), как знакомый расстался с двумя сотнями, зато стал счастливым обладателем своего старого телефона, бумажника (пустого) и честного пацанского слова, что виновные свое получили и впредь не появятся. Обычная история не только для Донецка. Вопрос закрыт. Не появляются. Но жизнь продолжается.

Сейчас у него другая проблема – работает он с иностранными заказчиками, те ему перебрасывают денежку за труды под формулировкой «материальная помощь», а налоговую это очень злит. Уговаривают его оформить хотя бы частное предпринимательство и честно вносить ежемесячный платеж в казну авансом. А он сопротивляется. Не из жадности – не понимает зачем. Из принципа упирается. Он не понимает, зачем содержать милицию, если за две сотни он решил свою проблему с криминалом. Он готов полтинник долларами ежемесячно вносить, если кто угодно гарантирует порядок и тишину в его дворе. Милиция с этой задачей пока не справляется.

Он не понимает, зачем финансировать медицину, если ему проще заплатить врачу (больничный фрилансеру совершенно не нужен) и получить внимательное отношение и скорую помощь. Он не может понять, почему должен вкладывать деньги в финансирование системы образования. Потому что сам бросил институт на втором курсе и благополучно с помощью самообразования стал классным специалистом. А учить детей в Украине (и вообще – растить их здесь) он согласен только при условии, что «все будет по-другому».

С теорией, историей вообще и историей из жизни закончим. Напоследок – кусочек прикладной арифметики. Я живу в девятиэтажном доме на четыре подъезда и 144 квартиры. Какие общие интересы у нас с соседями по дому? В первую очередь – безопасность и медицина. Участковый у нас есть, но видели его не все. И безопасность конкретного дома он никак не гарантирует. Можем мы скинуться в виде налога по 50 гривен с квартиры (даже не с человека!) и нанять достойного мордатого шерифа для нашего дома и двора за 7200 гривен в месяц? Думаю – легко. И в доме и во дворе будет порядок. А куда он денет тела непонятливых хулиганов – мне даже не интересно.

В поликлинике вечные очереди и затурканные врачи с нищенской зарплатой. Можем мы скинуться еще по полтиннику и иметь своего участкового (только для нашего дома!) на зарплате в 7200? Уверен, участковые терапевты и участковые инспектора милиции были бы рады такому фронту работ и такой зарплате. Медпомощь на более высоком уровне можно решить с помощью медицинской кассы или страховых компаний.

Что нам нужно еще? Дворник? Электрик и слесарь? Мы их наймем по тому же принципу, и работать они будут лучше, чем сотрудники наших коммунальных предприятий. Со школой и детским садиком труднее, но только потому что одному дому они не нужны. Но мы можем на договорной основе решить этот вопрос с жителями нескольких соседних домов. Это по школе, а частные садики эту проблему вообще решают даже без нашего самоуправления. Заработал – заплатил. И никто в ройисполкоме, горисполкоме, облсовете и Кабмине не крадет денежку с помощью сомнительных тендеров. Все. Мы сами решаем свои проблемы и итоговая сумма расходов, в сравнении с нынешними налогами с физлиц, просто смешная. С предприятий налоги можно вообще не брать – им государственные услуги не нужны. А потребуются – купят в индивидуальном порядке.

Теперь резонные вопросы. Зачем нам в этой ситуации президент, кабинет министров и прочие чиновники? Зачем мне Верховная Рада со своим содержанием? Зачем мне смотрящий от центра в области? Зачем областной совет со своими депутатами и комиссиями? Зачем мне мэр со своим исполкомом и горсоветом? Зачем мне депутаты, которые пришли в ВР чтобы плодить идиотские запреты и раздражать нас - своих кормильцев?!

Зачем нам городское и областное управления внутренних дел? Мордатый шериф на 7200 грн в моем дворе вопросы безопасности решает лучше, чем все министерство. На фоне общей суммы сегодняшних налогов мы с соседями можем и двух шерифов нанять. Зачем мне прокуратура и СБУ? Районные, городские, областные и киевские. Зачем? Я не нуждаюсь в их услугах – пусть сами себя кормят. Не хотят работать – пусть воруют сами по себе, без государственной крыши. Пока в моем дворе не найдут смерть скорую и лютую от честного и обеспеченного шерифа.

Ладно, еще по сотне скинемся на нужды непонятного Центра, пусть там Юстас с Алексом что-то важное делают, и все – хватит. Вот такой бюджетный федерализм. Даже федерастизм, если хотите. А расходов в месяц – максимум по триста гривен с человека. Пусть пятьсот – у меня сегодня больше выходит по налогам выходит, а пользы от государства ноль. И ни проверок, ни жирных прокурорских и судейских сынков на джипах, ни контролеров, ни дармоедов-чиновников. Красота, правда?

Конечно, останется ряд вопросов, которые нужно решать в масштабах города. Ну, ладно – пусть будет градоначальник. И еще по сто гривен в месяц – на нужды города. Но без центрального бюджета с его присосками мы точно обойдемся. Не можешь себя прокормить, нет работы в твоем городе – приезжай. У нас крепостного права нет. Кому не нравится – ходи голодный. Конечно, у нас могут появиться планы и вопросы в масштабах области, трех областей или страны. Прикинем, обсудим во дворах. Если всем интересно – скинемся и решим. В рабочем порядке. А если правительство недовольно своим народом, пусть распустит нас, и поищет себе новый. Ветер, как говорят, в спину…

Как и предполагалось, Украина с треском проиграла в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) по 211 делам. Наиболее резонансным является решение по жалобе заключенных тюрьмы города Изяслав, которые обвиняли украинские власти в пытках и различных нарушениях прав человека в период их содержания под стражей. По данному иску ЕСПЧ обязал украинскую сторону выплатить каждому из заключенных в качестве компенсации по 25 тысяч евро, а также 10 тысяч евро одному из них в качестве компенсации судебных издержек.

Что ж, в очередной раз Украина предстала в обличье страны, в которой не соблюдаются права человека. Но на этот раз это не только доклады и сообщения отечественных и иностранных правозащитных организаций, а решения уважаемой и авторитетной судебной инстанции. Кстати, согласно украинскому законодательству, ее решения являются обязательными к исполнению. А то, что государство Украина, как заявил в эфире телеканала ТВi судья Европейского суда Станислав Шевчук, не выполнило 95% решений этого суда, вызывает соответствующее отношение и следующие судебные решения. «Если посмотреть статистику Комитета министров Совета Европы... Это орган, который наблюдает и контролирует за выполнением решений Европейского суда, — речь идет о решениях, по сути, judgments принятых, — Комитет министров следит за их выполнением Украиной. И пока это не будет снято с контроля, решение считают невыполненным. Так вот, статистика: 900 решений по существу продолжают находиться на контроле. Из них 736 решений — «усиленный контроль».

В общей сложности по удовлетворенным искам из государственного бюджета должно быть выплачено более 1 млн евро только по упомянутым 211 делам. С учетом ранее принятых решений ЕСПЧ и не выполненных государством сумма фактически удваивается и это по самым скромным подсчетам. Более точную не знает даже министр юстиции Александр Лавринович, так как по его словам, она постоянно меняется. Судя по происходящему, только в сторону увеличения.

Такая волна удовлетворенных исков вызвала весьма своеобразные комментарии чиновников самого высокого ранга. Хотя в комментарии газете «Известия в Украине» председатель Верховной Рады Владимир Рыбак коснулся дела Тимошенко, но оно тоже рассматривается в ЕСПЧ и, возможно, его Украине тоже придется выполнять. «К тому же в самой Европе уже посадили в тюрьму семь или восемь премьер-министров, почему же вы, европейцы, не считаете, что они осуждены за политику? Почему в Грузии каждый день садят чиновника, но о них Европа ни слова не говорит. Украина представила европейцам все документы по делу Тимошенко. Пожалуйста, примите решение! Или, к примеру, в США осудили нашего соотечественника, недавно только его тюремный срок закончился. Дайте нам его сюда, мы его в Трускавце лечить будем».

Надо полагать, что спикер имел в виду Павла Лазаренко. Передергивание фактов — давно известная черта политиков-регионалов. Павел Лазаренко снова не осужден американским судом, а обвиняется соответствующими службами в незаконном въезде в США и сейчас находится под стражей в ожидании решения Министерства юстиции.

Но особенное недоумение вызывает заявление министра Лавриновича. По его словам, украинцы так часто обращаются в Европейский суд по правам человека, потому что «Мы хорошо работаем в том плане, что в Украине очень хорошо поставлено правовое образование в части деятельности Европейского суда по правам человека».

И это при том, что все кому не лень жалуются на правовую безграмотность подавляющего большинства наших граждан. Логику министра понять невозможно. Ведь европейцы гораздо более подготовлены в юридическом отношении. Такая там жизнь, где все приходится делать по закону, а, значит, часто обращаться в суды. По Лавриновичу как раз из стран Старого Света должно было бы быть наибольшее число обращений в ЕСПЧ. Наблюдается же прямо противоположное. Какие-то обращения есть и в целом по европейским странам их наберется достаточно, но чтобы так много из одной страны, то этого и близко нет.

Наши граждане обращаются в ЕСПЧ по связанным между собой причинам. Во-первых, они не могут добиться защиты своих прав в украинских судах, так как судебная система насквозь коррумпирована и подлежит не реформированию, а тотальной замене. И это касается в том числе и прокуратуры. И, во-вторых, даже получив положительное решение суда, часто невозможно добиться его выполнения. И не только из-за злой воли соответствующих чиновников, а из-за общей политики государства. Типичный пример. В соответствии с законом «Про соціальний захист дітей війни» должны осуществляться льготные выплаты гражданам, на которых распространяется его действие. Есть решения судов, в том числе апелляционных по обязательной выплате. И что же? А ничего. В Пенсионном фонде один ответ: денег нет, так как их выделение не предусмотрено бюджетом. Это какую нужно иметь юридическую подготовку, чтобы додуматься до простой истины: государство не собирается выполнять свои обязательства и единственный выход заставить его сделать это — обращение с иском в ЕСПЧ.

В-третьих. И это самое главное, нарушение прав человека в Украине носит тотальный характер. Правовая система в принципе не направлена на защиту прав и свобод человека, а наоборот, на его подавление и угнетение. Вот в чем главная проблема. И решения ее власть не видит, более того, делать в этом направлении ничего не хочет, так как в этом состоит для нее главная опасность.

При этом она сама себе создает трудности, и нельзя сказать, что успешно их преодолевает. Первый вице-премьер-министр Сергей Арбузов и министр финансов Юрий Колобов поехали в США в поисках инвестиций. Скорее всего, ничего существенного привезти не удалось. В противном случае была бы поднята информационная волна минимум в 9 баллов. И это не случайно, а закономерно. Кто же в здравом уме и твердой памяти будет вкладывать свои кровные в государстве, где даже решения ЕСПЧ не спешат, подозреваем, и не собираются выполнять в полном объеме. Таких любителей острых ощущений среди деловых людей на Западе нет и быть не может. Да и как можно доверять словам этих высокопоставленных чиновников, если каждый день приходят сообщения о рейдерских захватах. И не только киосков или маленьких заводиков, а о наездах на олигархов. Если нет независимых от власти судов, и тем более, если игнорируются решения ЕСПЧ, то и инвестиций ждать не приходится.

И еще одно. Почему за вопиющие нарушения прав человека, подтвержденные решениями ЕСПЧ, никто не несет ответственности. В первую очередь, за растрату бюджетных средств и прямой финансовый ущерб государству. Причем в особо крупном размере. Почему этот факт выпадает из поля зрения прокуратуры и соответствующих органов. Или им некогда такими «мелочами» заниматься.

Но это все последствия экономические, финансовые и юридические. Гораздо важнее в наших условиях и для власти в первую очередь, результаты решений ЕСПЧ в политической плоскости.

Европейский суд по правам человека 9 января обязал Украину восстановить Александра Волкова в должности судьи Верховного Суда Украины. В этом решении ЕСПЧ установил, в частности, нарушение статьи 6 Конвенции по правам человека (право на честное (судебное. — Авт.) производство) в связи с тем, что часть депутатов парламента Украины голосовала за других, отсутствующих на момент голосования в зале парламента.

Это даже не мина замедленного действия, а бомба огромной бризантной силы. Мы же прекрасно знаем, что подавляющая часть законов и решений парламентом принимается с нарушением этой нормы. Поэтому их легитимность может быть поставлена под сомнение. А это грозит самыми непредсказуемыми политическими последствиями для власти. Оппозиционеры уже начали подавать соответствующие иски в суды, пока национальные. Но до Страсбурга не так уже и далеко во времени.

Конечно, господа регионалы тут же заявили о необходимости изменения конституционной нормы, которая позволит по примеру американских конгрессменов голосовать прямо из своего офиса. В наших условиях — это легализация кнопкодавства. Сравнение с американским конгрессом некорректное. Любой конгрессмен или сенатор, уличенный даже прессой, в голосовании за «того парня» просто на улицу выйти не сможет. У нас же депутат-регионал Владимир Олийнык перед телекамерой канала «1+1» признается в нарушении закона и не сильно стесняется этого.

Член правления Украинского Хельсинского союза по правам человека Владимир Яворский считает, что ситуация с невыполнением решений ЕСПЧ формируется сознательно. «Это финансовая пирамида, организованная государством. К примеру, принимается закон о льготах матерям, но им платят меньше. Только небольшая часть из них пойдет в суд. Из тех, кто выигрывает суд, но не получает денег, только часть подает в ЕСПЧ... Вот государство и думает, что легче заплатить немногим и потом, чем всем и сразу».

Как показывает практика, финансовые пирамиды — вещь очень неустойчивая. В конце концов, они имеют свойство обрушаться и чаще всего могут погрести под обломками своих создателей.

 «День» имеет собственный опыт поиска справедливости в европейском правосудии. В 2005 году Европейский суд по правам человека принял решение по заявлению издателя газеты «День», АОЗТ «Украинская пресс-группа», которым признал государство Украина виноватым в нарушении права на свободу слова. А речь тогда шла об обжаловании решений украинских судов, которые признали нашу газету виноватой в причинении вреда чести и достоинству Наталии Витренко и Петра Симоненко — кандидатов в президенты на выборах 1999 года. Своим решением Европейский суд по сути еще раз подтвердил общеевропейскую практику: оценочные суждения нельзя квалифицировать как факты, а любой политик должен быть готов к усиленной критике в свой адрес. Но то, что было аксиомой для европейских судов, стало открытием для политиков. Как видим, до сих пор отечественная судебная система фактически заставляет наших граждан искать справедливости в Европейском суде. Проигрыш государства Украина, хотя, наверное, правильнее будет сказать, нынешних руководителей, по рекордным 211-ти делам свидетельствует, что выводы не сделаны. Кстати, мы обратились за комментарием к уполномоченному Верховной Рады по правам человека Валерии Лутковской. Руководитель пресс-службы омбудсмана Татьяна Лупова нам ответила: «Валерия Владимировна занимается правами человека на территории Украины. Но по этому поводу у нас всегда комментарий один — все решения Европейского суда должны обязательно выполняться».

В связи со вступлением в силу нового порядка регистрации местожительства, в Украине возникли осложнения при оформлении социальной помощи: отсутствует орган, который должен выдавать справки о составе семьи. Как сообщили «Комментариям» в пресс-службе Минсоцполитики, об этом заявил директор Департамента государственной социальной помощи Виталий Мущинин.

По его словам, в связи с изменениями в законодательстве, вступившими в силу с 4 января, есть необходимость определить орган, который будет выдавать справки о составе семьи.

«Справка о составе семьи является одним из документов, который подается при назначении многих социальных выплат. Это предусмотрено рядом законодательных актов и постановлений правительства. Раньше ее выдавали паспортисты при ЖЭКах. Однако с 4 января регистрацией граждан занимаются территориальные органы Государственной миграционной службы, которая на сегодня не предоставляет такую справку, что затрудняет оформление социальных выплат и льгот», — отметил чиновник.

В связи с такой ситуацией Минсоцполитики обратилось к Госмиграции и МинЖКХ с предложением провести совещание, чтобы решить вопрос выдачи справки о составе семьи, необходимой для назначения социальных выплат и льгот.

Мущинин сообщил, что проблема с получением справки о составе семьи для назначения определенных выплат и льгот касается более 4,5 млн. семей, которыми занимается Минсоцполитики.

Министерство предложило своим территориальным управлениям механизм временного урегулирования вопроса выплат, требующих срочного рассмотрения.

«Мы обратились к главным управлениям труда и социальной защиты населения по возможности назначения, в частности, пособия при рождении ребенка на основании акта исследования условий проживания семьи с указанием в нем информации, что новорожденный ребенок является вторым или третьим в данной семье», — отметил Мущинин. Вместе с тем он подчеркнул, что такой вариант является временным.

Как сообщали «Комментарии», 4 января вступил в силу закон «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» и приказ Министерства внутренних дел «Об утверждении порядка регистрации места жительства и места пребывания физических лиц в Украине и образцов необходимых для этого документов», согласно которым функции паспортистов, которые работали при ЖЭКах и выдавали справки о составе семьи, перешли Госмиграции.