Статьи
Курс гривны, впервые с февраля 2015 года, подобрался вплотную к отметке 29 грн/долл. Курс евро и вовсе установил рекорд за всю историю независимой Украины – 35 грн/евро. Почему это происходит и когда это прекратится? БизнесЦензор разбирался в причинах девальвации национальной валюты.
После дрейфования в течение всей осени-2017 курса у отметки 25,50 – 26,50 грн/долл, в конце года он начал стремительно расти и под Новый год пробил отметку 28 грн/долл, а в январе 2018 года подобрался к 29 грн/долл.
Последний раз таким высоким курс был в конце февраля 2015 года. Тогда ситуация была близкой к катастрофе: на Донбассе шли ожесточенные бои за Дебальцево, курс за один месяц провалился с 16 до 30 грн/долл, Национальный банк «закрыл» межбанк на один день. Однако, затем ситуация успокоилась, и страна немного научилась жить в новых условиях плавающего обменного курса.
Несмотря на то, что сейчас курс очень близко подошел к пугающей отметке 30 грн/долл, ситуация не выглядит так безнадежно. У Национального банка есть возможность «гасить» панику на межбанке за счет своих валютных резервов, которые составляют – $18,8 млрд.
Да и причины у нынешней девальвации немного другие.
Почему гривна падает
Роль государства
О том, как огромные бюджетные расходы в декабре влияют на валютную ситуацию в Украине, не говорил только ленивый. Ниже продемонстрирована впечатляющая динамика остатка средств Еедином казначейском счете (ЕКС) в 2015-2018 годах.
Если присмотреться, то можно увидеть, что традиционно к концу года на счетах Госказначейства накапливаются огромные средства. В основном это деньги местных бюджетов, которые не были потрачены в течение года.
В декабре эти деньги начинают ускоренно расходовать, потому что их нельзя перенести автоматически в бюджет следующего года.
Такие расходы, как правило, значительные. Так, в декабре 2015 года они составили почти 40 млрд грн, в декабре 2017 – 50 млрд грн.
Однозначно утверждать, что вся сумма попадает на валютный рынок – нельзя. Но трудно не заметить, что с уменьшением остатков, у нас параллельно в декабре начинает снижаться курс. И декабрь 2017-го года не стал исключением.
«Последняя волна ослабления курса гривны вызвана двумя группами факторов. Во-первых, это крупный вброс бюджетных средств в конце 2017 года, буквально наводнивший рынок национальной валютой. Во-вторых, это традиционно неблагоприятное время года для гривны из-за особенностей внешней торговли, когда в зимний сезон наблюдается крупный дефицит в связи с повышенными объемами импорта», - комментирует главный экономист «Альфа-Банк Украина» Алексей Блинов.
Сезонность
Действительно, второй фактор - повышенный спрос на валюту в начале года со стороны импортеров топлива. С началом отопительного сезона их активность растет, тогда, как поступления валюты от экспортеров сокращается.
На днях замглавы НБУ Олег Чурий подтвердил, что ситуация на рынке осложнилась ввиду сокращения поступлений от экспортеров (агросектор) и высокого спроса от импортеров.
Также подогревает ситуацию население. Уже традиционным становится паника у людей в конце года, как только начинает расти курс. Статистики за январь пока нет, но вот в декабре 2017 года население скупило валюты на $737 млн - максимальный показатель за весь прошлый год.
Стабильность Еврозоны
Что касается роста курса евро в Украине - до 35, то он имеет дополнительные причины. Помимо того, что гривна «падает» сама по себе, на мировом рынке происходит значительное укрепление евро. В начале года пара EUR/USD обновила максимум с декабря 2014 года - 1,23.
«Европейская экономика выглядит достаточно привлекательно. Растет промышленность, потребление. Геополитические риски, которые пророчили падение евро, уже не действуют. При этом Германия достигла соглашения между партиями, и готова сформировать правительство. Успокоились рынки вокруг развала Еврозоны. Отдельно стоит также отметить действия Европейского центробанка, который собирается сворачивать программу стимулирования, и настроен более агрессивно по денежно-кредитной политике. Это все формирует спрос на евро», – отмечает старший аналитик ГК ForexClub Андрей Шевчишин.
Курс будет дальше расти?
Скорее всего, да, но недолго. Курс гривны по-прежнему зависит от мировых цен на наш сырьевой экспорт, поступлений валютной выручки, спроса импортеров и программы МВФ. Подробно мы писали о факторах, которые будут определять курсовую динамику в 2018.
В текущей ситуации разворот на валютном рынке можно ожидать в конце февраля - начале марта.
«В ближайшие недели гривна будет оставаться в нынешнем диапазоне 28,5 грн/долл, с возможным укреплением в феврале-марте до 27,5-28,0 грн/долл», - считает аналитик инвесткомпании Concorde Capital Евгения Ахтырко.
Если сравнивать с прошлым годом, то тогда курсовой максимум также приходился на середину января - 27,70 грн/долл, тогда как в апреле - мае доллар подешевел на целую гривну с 27 до 26 грн/долл.
Предположительно то же самое произойдет и в этом году. Весной увеличиваются поступления валютной выручки.
«Обычно это время совпадает с началом посевной кампании у аграриев, т.е. до весны ожидать укрепления гривны не следует. При этом, темпы девальвации могут падать в периоды оттока гривневой массы в бюджет - например, в периоды квартальных и годовых фискальных выплат (ближайший такой период ожидается до 20-х чисел февраля)», - комментирует Никита Мишаков, ведущий эксперт отдела продаж казначейских продуктов ОТП Банка.
Поддержку гривне должен оказать внешний фактор - мировое ослабление доллара, а также жесткая монетарная политика НБУ.
«Тенденция падения доллара будет наблюдаться в течение не менее следующих 6-ти месяцев. На мой взгляд, это будет трудно не заметить тем, кто имеет доллары и работает с Украиной. Более того, НБУ подает сигналы, что готов и в дальнейшем повышать ключевую ставку, которая будет усиливать привлекательность к гривне. Тем самым тенденция ослабления гривны изменится на противоположную», - комментирует Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения группы ICU.
По его мнению, общий средний курс гривны на следующие 6 месяцев составит 27 грн/долл, то есть гривна до лета должна стабилизироваться.
- Информация о материале
Законопроект «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей» (№7163) наконец-то обрел статус закона. Спустя полгода после принятия за основу и по завершении трехдневного парламентского рассмотрения почти семи сотен поправок.
Почему документ за глаза упорно именовали то «законом о реинтеграции», то «законом о деоккупации», осталось загадкой. Ни о том, ни о другом — в нем ни слова. Данный закон был призван, в первую очередь, уточнить правовой статус неконтролируемых территорий и характер военной операциина Востоке страны. Ну, а реинтегрировать можно то, что уже деоккупировано. Когда и как будет осуществлено восстановление суверенитета на отторгнутой части Донбасса, пока никто не в состоянии пояснить. Включая автора закона — Петра Порошенко.
Большинство комментаторов утверждало, что именно в №7163 впервые на уровне закона зафиксирован факт российской агрессии. Это не так. Словосочетание «вооруженная агрессия Российской Федерации» можно обнаружить в Законе «Об обеспечении прав и свобод и правовом режиме на временно оккупированной территории» принятом … еще 15 апреля 2014-го. Документ тот, кстати, никто не отменял и в тексте №7163 даже содержится ссылка на него.
В окончательном варианте Закона «Об особенностях…» сохранилось большинство проблемных положений, хотя в изначальный текст и внесли ряд разумных корректив. Еще в ходе первого чтения из текста вычеркнули все упоминания о минских договоренностях, сохранение которых в законе придавало бы этим сомнительным соглашениям дополнительную юридическую силу.
Статью 2 обогатили нормой об ответственности России за нанесенный Украине ущерб.
В ходе обсуждения Закона было отклонено предложение депутатов Сергея Пашинского и Ивана Винника о наделении дополнительными полномочиями спецслужб, получавших неограниченные возможности для организации прослушки и проведения других оперативно-технических мероприятий, по сути, в отношении любого лица в любой точке страны.
Добавлен пункт о признании Киевом выданных в ОРДЛО справок о рождении и смерти, чем список признаваемых документов и был исчерпан.
Неподконтрольные Киеву районы наконец-то безоговорочно признаны оккупированными территориями. Принятие закона «Об особенностях…» призвано содействовать более эффективному управлению военной операцией и обеспечению лучшей координации действий силовых структур, используемых на Донбассе. «Центр управления» передается от СБУ военным, что логично и в условиях войны следовало сделать давно.
Но. Хотя пресловутая АТО в тексте закона не встречается, слово «война» вы в нем так и не найдете. «Отпор», «сдерживание агрессии» и «обеспечение национальной безопасности и обороны» — пускай и более точные, но все равно эвфемизмы. Создавалось впечатление, что автор документа искал (и думает, что нашел) возможность вести войну ее не объявляя. И даже не вводя военное положение.
Хотя, к примеру, Канада в 1970-м ввела военное положение ни с кем не воюя. Только для того, чтобы навести порядок в мятежном Квебеке. И Франция в 2015-м ввела военное положение после теракта. Хотя «Градов» у террористов не было, и города они не захватывали.
А у нас все наоборот — де-факто война идет, но де-юре нет даже военного положения. Закон пестрит словами «агрессия» и «оккупация», но при этом наделяет президента правом использовать армию, вооружение и бронетехнику и для отражения агрессии (не вводя военного положения), и в мирное время. А сейчас у нас война или «мирное время»? Если война — почему в законе о том молчок? А если мирное время — почему обстрелы каждый день?
И, кстати, предусмотренные Законом процедуры использования военных (по мнению Главного юридического управления ВР) противоречат законодательству и Конституции. Игнорируя, в частности, обязательное согласие Верховной Рады на привлечение армии.
Более того, в законе точно не обозначено, что воинские формирования могут использоваться только в местах осуществления мер по обеспечению отпора агрессии и только на время проведения таких мер. Что создает условия для игнорирования законов и Конституции.
Сомнительным, с точки зрения Основного закона, выглядит и право главы государства (по представлению министерства обороны) определять границы и перечень временно оккупированных территорий. Дело в том, что полномочия президента исчерпывающе определены Конституцией. И в Основном законе подобные отсутствуют.
Закон «Об особенностях…» расширяет права главы государства, размывая его ответственность.
В условиях отражения агрессии президент, как главковерх, безусловно, должен обладать эффективными механизмами обеспечения нацбезопасности. Но поиск таких инструментов не должен приводить к созданию фактически новой вертикали власти, не предусмотренной Конституцией.
Мягко говоря, небезупречными являются не только правовой механизм, но и юридическая методология определения временно оккупированных территорий. Согласно статье 1 Закона, таковыми являются «части территории Украины, в границах которых вооруженные формирования Российской Федерации и оккупационная администрация Российской Федерации установили и осуществляют контроль». Во-первых, нет определения, что такое «контроль». Во-вторых: под оккупационными администрациями понимаются структуры т.н. днр/лнр, названия которых законодатель столь же справедливо не поминает всуе, дабы не легализовывать их хотя бы косвенно. Но отсутствие разъяснения понятия «оккупационная администрация» (как и понятия «контроль») не просто мешает юридической стройности — оно может серьезно осложнить жизнь обитателям временно оккупированных территорий в судах, в частности, международных.
Тем более что дат, определяющих сроки и, в первую очередь, начало оккупации в законе тоже нет. Есть ссылка на закон «Об обеспечении прав и свобод и правовой режим на временно оккупированной территории», где датой начала оккупации обозначено 20 февраля. Но в том законе речь идет о Крыме. А в этом (если верить названию) — о Донецкой и Луганской областях.
Есть в законе и другие слабые места. Например, он содержит юридическую лазейку для возобновления торговли с оккупированными территориями. Абстрактный термин «перемещение товаров» можно легко наполнить конкретным смыслом.
Ключевой структурой в системе функционирования прифронтовых территорий станет объединенный оперативный штаб, ключевой персоной — командующий объединенными силами, назначаемый президентом по представлению руководителя Генштаба. В его компетенции — запретить въезд на оккупированные территории и выезд из них. Условия принятия таких мер законом не расписаны.
Отдельного внимания заслуживает «российская тема». То, что Россия названа агрессором и оккупантом — верно и справедливо. Но, поскольку ни денонсации договора о дружбе и сотрудничестве, ни разрыва дипотношений, ни (тем более) объявления войны это за собой не влечет, данные определения имеют скорее пиарно-рекламные свойства, нежели политико-правовые.
- Информация о материале
Минулого року місто отримало 185 мільйонів дотацій на розвиток з держбюджету. Ці субвенції пішли на піар-проекти мерії через наближені до неї фірми.
Майже всі 185 млн грн. субвенцій Харкову принесли депутати від «Відродження», які взяли вісім з дев’яти мандатів по мажоритарним округам міста. Від цієї ж партії на останніх виборах обрався і мер Геннадій Кернес.
Майже половина згаданих субвенцій пішла на два надкоштовних проекта, які особисто лобіював мер – зоопарк та сад ім. Шевченка. Ці об’єкти розташовані в самому центрі Харкова на вул. Сумській, їх грандіозна реконструкція розпочалася в 2016 році.
Вартість реконструкції цих проектів – таємниця для публіки.
За даними «Харківського антикорупційного центру», у міській програмі розвитку зоопарку його реконструкцію оцінюють в 1,8 млрд. грн. До цієї суми включено і будівництво комерційних кафе, зоомагазинів та іншої нерухомості, яку планують звести за рахунок бюджетних коштів. Досвід реконструкції парку Горького показує, що заплановані два мільярда – це не фінальна сума.
У відповіді на інформаційний запит, Департамент бюджету та фінансів міськради повідомив, що за рахунок субвенцій на реконструкцію зоопарку та саду отримали 82,5 млн грн., з яких 57,5 млн. грн. пішли на роботи в зоні «Планета мавп».
Підрядником на реконструкцію й зоопарку, й саду ім Шевченко за результатами тендеру стало ТОВ «Київська будівельна компанія – Плюс», яка до цього на торги у Харків не приходила. Власником фірми є Євгеній Волк з села Соловіївка Житомирської області та двоє киян – Ірина Іващенко та Наталія Робак.
«КБК- Плюс» активно залучала субпідрядників, які фактично й виконали всі роботи. Під час реконструкції саду Шевченко підрядником було ТОВ «Енергосервіс ПМК». Це фірма з близького оточення першого заступника Державної аудиторської служби України, депутата Харківської міськради від «БПП» Станіслава Косінова.
В зоопарку підрядником «КБК-Плюс» було ПАТ «Трест-Житлобуд-1», яке пізніше саме почало отримувати підряди. Кінцевим бенефіціарним власником »Тресту» є член виконкому Харківської міськради Олександр Харченко.
Таким чином, роботи на об’єктах мерії за кошти субвенції провели не чужі для мерії фірми.
Поруч з зоопарком та садом є ще один коштовний об’єкт, на який Харків отримав гроші з державного бюджету. Мова йде про 15 млн грн. на будівництво системи водопостачання Харківської загальноосвітньої школи №96 по вул. Паризької Комуни. Аукціон виграла ТОВ «Фірма «Харківагроснаб». При чому організатори торгів відхилили пропозицію, яка була дешевшою на 20%.
Власником та керівником «Фірма »Харківагроснаб» є Олександр Посаженніков, який разом з директором Департаменту будівництва та шляхового господарства Харківської міськради Володимиром Чумаковим був власником ПП «Стройпласт». Саме управління очолюваного Чумаковим департаменту й було замовником згаданих робіт.
Ще депутатські субвенції були витрачені на ремонти в школах та житлових будинках. Тут більшість підрядів отримало або КП «Харківське ремонтне-будівельне підприємство», директором якого є депутат міськради (фракція «Відродження») Семен Сирота, якого зараз судять за розкрадання державних коштів. Ще частина підрядів відійшли фірмам з його оточення. Наприклад, понад мільйон отримало ТОВ «СБ Рембудсервіс». Ця фірма належить Катерині Гученко, Петру Єрмакову, Олександру Шепотько (керівник). Це підприємство є правонаступником ПАТ «СБ Рембудсервіс», серед власників якого був згаданий Семен Сирота, деякий час він був і директором підприємства.
Ще 1,78 млн грн. отримало підприємство «Орембудсервіс», яке відноситься до «Союзу організацій інвалідів України», а по факту має один й той самий телефон 38(057)754-56-71 з «СБ Рембудсервісом».
Варто відзначити, що окрім Кернеса та його першого заступника на згаданих об’єктах реконструкції рекламується нардеп від «Відродження» Віталій Хомутиннік. Більше того, саме бюджет Немишлянського району (мова фактично йде про ремонти в навчальних закладах), який входить до округу Хомутинніка, отримав в рази більше коштів ніж інші райони міста. Для порівняння: Немишлянському виділили 23,4 млн. грн., а Московському, який є найбільшим за кількістю населення районом міста – 1,4 млн. грн.
Геннадій Кернес, який в останній час дуже рідко особисто буває на відкритті різноманітних об’єктів, особисто минулого року був лише на тих, де був Хомутиннік, або його помічник депутат міськради Олексій Навроцький.
Цікаво, що є один об’єкт, на який було виділено 5 млн грн., але у міськраді вирішили, навіть, тендер не проводити. Мова йде про реконструкцію парку «Юність», який обіцяють відремонтувати останні п’ять років.
Топ-10 підрядників за кошти субвенцій в Харкові
|
№ |
Підрядник |
Сума, млн грн. |
Роботи |
Бенефіціар |
|
1 |
Пат «Трест Житлобуд-1» |
57,50 |
Реконструкція харківського зоопарку. Зона «Планета мавп» |
Олександр Харченко |
|
2 |
КП «Харківське ремонтне-будівельне підприємство» |
25,57 |
Роботи у житлових будинках, а також ремонт ДНЗ |
Директор – Семен Сирота |
|
3 |
ТОВ «Київська будівельна компанія – Плюс» |
25,00 |
Реконструкція Саду ім. Шевченка |
Засновниками ТОВ «КБК-плюс» є Євгеній Волк, Ірина Іващенко, Наталія Робак. Директором з жовтня став мешканець Сумської області Максим Страшенко. Субпідрядником є ТОВ «Енергосервіс ПМК» з оточенння Станіслава Косінова. |
|
4 |
ТОВ «Харківагроснаб» |
15,00 |
Водопостачання Харківської загальноосвітньої школи № 96 |
ТОВ «фірма «Харківагроснаб», належить Олександру Посаженнікову. Останній є бізнес-партнером директора Департаменту будівництва та шляхового господарства міськради, депутата міськради від фракції «Відродження» Володимира Чумакова по ПП «Стройпласт». |
|
5 |
ТОВ «Добробудъ» |
12,50 |
Капітальний ремонт КЗ «Харківський Палац дитячої та юнацької творчості» |
ТОВ «Добробудъ» записана на Анатолія Кнігіна, директором є Юрій Козьміних. Раніше серед засновників цієї фірми був Антон Афанасьєв, Олег Меть, Олександр Лепетило та Сергій Рудика. |
|
6 |
ТОВ «Альбус Груп» |
5,00 |
Реконструкція скверу ім. Сафарова |
Засновником цього підприємства є Олена Колеснік, а директором – Артем Краснов. Серед співробітників є Павло Коняєв, який був засновником ТОВ «Грандбудукраїна». Ця фірма була фігурантом кримінального провадження по розкраанню коштів у Парку Горького. |
|
7 |
ТОВ «Фасад-Сервіс» |
3,35 |
Утеплення фасадів у школах Новобаварського району |
ПП «Фасад-Сервіс» належить Назару Ковтуну. |
|
8 |
Підприємство «Орембудсервіс» Харківської обласної ради (регіональний осередок) Всеукраїнської Організації інвалідів »Союз організацій інвалідів України» |
2,04 |
Ремоонтні роботи у навчальних закладах |
Керівник Ольга Білозірова. Ця фірма має має один й той самий телефон 38(057)754-56-71 з ТОВ «СБ Рембудсервіс» оточення Семена Сироти. |
|
9 |
ТОВ «БК Макробуд» |
1,82 |
Ремонтні роботи навчальних закладів та житлових будинків |
Засновником та директором ТОВ «БК «Макробуд» є мешканець Луганської області Антон Короткіх. На нього записані ще декілька фірм: «Дельта-Буд», «БВКФ Еверест», «Мега-Буд». Усі вони отримують підряди без тендерів у Департаменту житлового господарства. Цікаво, що будівельне обладнання «Макробуд» орендує у ТОВ «Революція», де раніше серед засновників був заступник Директора Департаменту житлового господарства Олександр Лемента. |
|
10 |
ТОВ «СБ Рембудсервіс» |
1,46 |
Ремонтні роботи навчальних закладів та житлових будинкків |
ТОВ «СБ Рембудсервіс» є Катерина Гученко, Петро Єрмаков, Олександр Шепотько (керівник). Це підприємство є правонаступником ПАТ «СБ Рембудсервіс», власниками якого були Семен Сирота, Катерина Гученко, Петро Єрмаков. Раніше, з 2010 року посаду генерального директора «Рембудсервіс» займав сам Семен Сирота, бухгалтером в той час була Катерина Гученко. |
- Информация о материале
Петр Порошенко наконец-то определился с кандидатурой на пост главы Национального банка Украины. В четверг, 18 января, президент внес в Верховную Раду постановление об увольнении Валерии Гонтаревой и о назначении на должность главы регулятора ее первого заместителя Якова Смолия.
Процесс определения нового председателя Нацбанка занял ни много ни мало девять месяцев – как известно, Валерия Гонтарева официально заявила о своей отставке еще 10 апреля 2017 года. С тех пор в политикуме обсуждали потенциальных кандидатов на пост главы регулятора. Уже осенью основными остались председатель правления «Райффайзен Банк Аваль» Владимир Лавренчук и первый заместитель Гонтаревой, исполняющий обязанности главы НБУ на время ее отпуска Яков Смолий. В итоге Банковая остановила свой выбор на последнем.
В президентской фракции «Блок Петра Порошенко» хотели устроить голосование за нового главу НБУ еще в конце декабря, однако тогда, как писал «Апостроф», не смогли найти голосов для положительного решения. Проблемы у БПП возникли даже с партнерами по коалиции. Фракция «Народный фронт» была готова поддержать кандидатуру Смолия, но за это просила для себя должность первого заместителя главы НБУ. А на это не был готов идти президент.
Не удалось Порошенко заручиться и поддержкой ситуативных партнеров – фракции «Оппозиционного блока», которая время от времени спонсирует коалицию голосами за нужные решения. Таким образом, рассмотрение этого вопроса в парламенте пришлось перенести.
В четверг, 18 января, Порошенко внес на рассмотрение Верховной Рады кандидатуру Смолия. Можно было бы предположить, что раз президент подал постановление сейчас, значит, голоса за нового главу НБУ в парламенте уже есть. Однако другие политсилы (кроме БПП) пока еще не готовы говорить о поддержке президентского кандидата.
«Будет заседание нашей фракции, где мы будем разбираться, поддерживать Смолия или нет, - сказал «Апострофу» глава фракции «Народный фронт» Максим Бурбак. - Вообще, следующую пленарную неделю, новую сессию (которая стартует 6 февраля, - «Апостроф») мы планируем начать с рассмотрения законопроекта об антикоррупционном суде, а затем уже заполнить все кадровые позиции. Мы в «Народном фронте» считаем, что кадры – это не самое главное в стране сейчас, нас больше волнуют вопросы национальной безопасности и обороны».
Представители других политических сил ждут Смолия на заседаниях своих фракций, чтобы после этого принять решение по голосованию.
«Я надеюсь, что он придет на фракцию «Батькивщины», чтобы пообщаться, отчитаться за свою работу в качестве исполняющего обязанности главы НБУ для того, чтобы мы могли узнать, почему курс евро третий раз за неделю бьет рекорды, почему есть проблемы с курсом доллара, а уже после общения принять решение», - отметил в комментарии «Апострофу» нардеп Алексей Рябчин.
Петр Порошенко предлагает Верховной Раде назначить Якова Смолия новым главой НБУ Фото: НБУ
Пока не обсуждали кандидатуру на пост главы Нацбанка и в парламентском комитете по вопросам финансовой политики и банковской деятельности. Как сказали «Апострофу» в комитете, там вопрос назначения Смолия могут поднять 6-7 февраля.
Неофициально в политических кругах кандидатуру Смолия называют наиболее компромиссной для всех сторон и удобной для президента.
Смолий – человек из банковской среды. В Нацбанке, согласно официальной информации, он начал работать еще в 1991 году, тогда он занял пост заместителя начальника Тернопольского областного управления НБУ.
С 1994 года был главой управления автоматизации в банке «Аваль», со временем занял пост заместителя председателя правления. На конец 2003 года, по данным СМИ, владел около 3% акций этого банка, но после того как банк выкупила австрийская группа Raiffeisen Int, продал свои акции. С 2006 года стал директором по вопросам банковского бизнеса ООО «Престиж-групп». Одноименный холдинг охватывал совместный бизнес (банковский, страховой, биржевой, молочный) бывших партнеров по банку «Аваль».
С 2014 года Смолий вернулся в Нацбанк, но уже на позицию заместителя главы регулятора, в октябре 2016-го стал первым замом главы НБУ. Кроме того, Смолий – официальный миллионер. Согласно его декларации за 2016 год, он хранит миллионные сбережения на счетах в различных украинских банках.
«Кандидатура Смолия для президента является оптимальной, он из банковской системы и при этом не имеет каких-либо выразительных политических амбиций, не является раздражителем для других политических сил. Теоретически за такую кандидатуру найти голоса легче, чем если это была бы другая публичная личность, - отметил в комментарии «Апострофу» политический эксперт Ярослав Макитра. – Но нужно понимать, что, учитывая стиль правления президента, председателем НБУ де-факто будет Порошенко. От того, кто именно будет главой НБУ, может, и зависит определенная операционная деятельность, но Нацбанком не будет руководить человек, который будет на 100% свободен в своей деятельности. Он будет зависим от президента».
В то же время процесс назначения нового главы Нацбанка не будет слишком простым для АП, считает эксперт.
«Если бы голоса были уже сейчас, то президент чуть раньше внес бы кандидатуру Смолия для того, чтобы к окончанию этой сессии проголосовать, - предположил Макитра. – Тот факт, что кандидатура уже внесена, говорит о том, что переговоры ведутся. И очевидно, что есть расчет, что действительно в начале февраля будет назначен новый глава НБУ. Но перед тем будут продолжаться дискуссии. И не исключено, что Гонтарева попробует не отчитаться перед парламентом».
Как бы то ни было, экономисты не прогнозируют значительных изменений в политике Нацбанка в случае, если Смолий возглавит орган не номинально, а уже официально.
«Думаю, что изменения могут не носить фундаментальный характер, но они могут быть полезными. Будем помнить, что Яков Васильевич исполнял обязанности главы НБУ длительное время. И как у управленца со стажем у него уже могло сложиться мнение, какими изменения должны быть, чтобы усовершенствовать работу НБУ. Надеюсь, что о таких изменениях он сообщит уже в Раде. А пока я прогнозирую, что в целом курс НБУ останется прежним», - сказал «Апострофу» член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
В целом же, считают эксперты, долгожданное назначение главы НБУ положительно скажется не только на экономике Украины, но и на переговорах с Международным валютным фондом.
«2017 год для Украины был очень неплохим: низкая девальвация, терпимый уровень инфляции и факт экономического роста, так что продолжение курса на финансовую стабильность – это большой плюс для Украины. Что касается наших международных партнеров, то сам факт, что во главе НБУ появится человек с пакетом голосов от коалиции, указывает на то, что реформы должны пойти быстрее, ведь им нужно обеспечить прохождение в парламенте ряда проектов законов. Когда у главы НБУ будет подтвержденный кредит доверия от коалиции, такое прохождение законопроектов будет обеспечить легче», - считает Шапран.
«Для МВФ назначение главы [НБУ] является важным, но не ключевым вопросом. Учитывая, что это будет Смолий, который уже исполняет обязанности главы НБУ, то там никаких споров не возникнет», - отметил в комментарии «Апострофу» экономический эксперт Борис Кушнирук.
- Информация о материале
Главная тема разговора с министром социальной политики Андреем Ревой наметилась сама собой: в связи с предновогодним скандалом об отсрочке на год постановления о повышении денежного довольствия сотрудникам силовых ведомств. Почему об этом стало известно за два дня до Нового года?
Также мы спросили, почему перерасчет пенсий и дифференциация страхового стажа называют пенсионной реформой? Откуда у правительства деньги на повышение пенсий? Что об этом думает МВФ? Министр в ответ приводит эксклюзивные цифры.
Людей больше всего интересует пенсия соседа
- Сложная у вас должность…
- Я на такой должности, с которой меня могут уволить на следующий день после назначения. В советское время, если человека хотели угробить, то его направляли на сельское хозяйство. Если взять наше время, это как раз Министерство социальной политики. Трудно сказать, за что мы не отвечаем. Я недавно прочел в газете, что где-то в вузах что-то не выплатили. Написали: «Гройсман і Рева, ви дограєтесь!» Почему Гройсман – понятно, но я же вузы не финансирую.
- Вы – единственное министерство, у которого в названии остается напоминание о социализме. Поэтому все понимают, что спрашивать нужно с вас.
- Но люди преимущественно не так это понимают. Когда-то правящая партия обещала построить коммунизм. Это в понимании народа – всеобщая халява. И поскольку ее построить для всех не получалось, ее создавали для отдельных категорий граждан. Поэтому определенным категориям населения давались льготы. Страна сталкивалась с проблемой дефицита – если ты что-то хочешь купить, это надо достать, переплатить. Был замечательный фильм «Следствие ведут ЗНАТОКИ». Никто не задумывался, а чем они, собственно говоря, занимались? Они ловили людей, которые в этой страшной системе пытались хоть как-то выжить, как-то наладить нормальные экономические отношения.
И если переходить в современность, как люди воспринимают коррупцию? Это когда платит не государство, а гражданин. И вот сейчас, когда сфера платных услуг расширена, причем часто явочным порядком, люди воспринимают необходимость за что-то заплатить как коррупцию. И в связи с этим мало посадить тех, кто берет взятки. Потому что даже если мы покараем всех коррупционеров, а эта система останется, люди опять будут недовольны.
- Вы с такими взглядами и в МВД бы неплохо устроились. Смогли бы там работать?
- Нет, что вы. Моя работа заключается в том, чтобы сузить поле для коррупционных проявлений в наше сфере, устраняя возможность сидеть на потоках.
У нас кланово-кастовое общество, общество феодального типа, где каждый слой имеет какие-то свои привилегии и активно их отстаивает. Во всем цивилизованном мире людей интересует две вещи: их заработная плата и размер пенсии в будущем. Имея высокую заработную плату, гражданин имеет доступ к любым благам цивилизации. Значит, надо бороться за повышение заработка. А пенсия должна зависеть от того, сколько отчислений он сделал в Пенсионный фонд. Неважно, где ты работал, важно, сколько ты заплатил. У нас же система стимулирует людей бороться не за повышение зарплаты, а за изменение своего социального статуса. И это закреплялось во многих законах. Допустим, человек принадлежит к определенной пенсионной группе, для всех страховой стаж составляет: мужчинам - 35, женщинам 30 лет, а этой особенной группе - 20 лет. Этим за 35 дают 35% от заработка, а этим за 20 лет дают 60%. Спрашивается, зачем же работать больше? Надо бороться за изменение своего статуса, тогда все будет хорошо - так думает значительное количество наших граждан.
- Мы перешли к теме из вашей сферы, которая вызывает больше всего вопросов – перерасчет пенсий. Вы утверждаете, что многие не хотят изменения старой системы.
- Мы сталкиваемся с претензиями от многих людей разных социальных групп, почему им не повысили размер пенсии. И знаете, что самое главное человека волнует? Вы думаете, его пенсия? Нет. Его волнует пенсия соседа. Где-то около половины обращений следующего содержания: мы работали чуть ли не параллельно, так ему дали вот столько, а мне – столько. Вы мне объясните, не почему мне меньше, а почему ему больше? Тогда как каждый должен отвечать за себя.
Я попросил Пенсионный фонд дать мне примеры самых крупных пенсий в Украине. Я всегда говорил о том, что самую большую пенсию получает летчик, Герой Украины. И вот сейчас на бреющем полете его обошел представитель другой уважаемой социальной группы – прокурор. Мало того, пенсии этим уважаемым людям всё чаще, в последнее время, назначены не Пенсионным фондом, а по решению суда.
Касательно военных похожая ситуация. По действующему закону, максимальная пенсия военнослужащего не может быть больше 10 тыс. 730 грн. Но! Даже среди этих людей есть те, для кого закон содержит исключения. И эти исключения сделаны по решению суда.
И если старый закон хороший, почему такие пенсии низкие? Сегодня средняя пенсия силовиков такая же, как и у гражданских по всей Украине. Хотя, по моему глубокому убеждению, пенсии военных должны быть выше, учитывая характер их службы. Поэтому, когда кто-то говорит, что старый закон хорош, нужно задать встречный вопрос: «А какая у вас пенсия?» И тогда всё становится на свои места. Эти апологеты старого закона пенсионного обеспечения военнослужащих сразу начинают стесняться, забывать, спрашивать: «А какая разница?» А разница большая - в десять раз выше, чем у их коллег!
Наша задача заключается в том, чтобы установить общие правила для всех, а это очень сложно. Каждый должен получить то, что он заслужил, и подход ко всем должен быть одинаковым.
- И этот принцип лежит в основе пенсионной реформы? С вами поспорят те, кто проработал всю жизнь, но их пенсия после повышения лишь на несколько сотен гривен отличается от пенсии тех, кто вовсе не имеет трудового стажа.
- Если бы социально-экономическая действительность была справедливой, у всех была бы справедливая пенсия. Но справедливости в Советском Союзе не было. Человек мог работать 40 лет, но с маленьким заработком. В результате у него пенсия получалась небольшая. Нянечка в детском саду, колхозник, санитарка в больнице – у них большой стаж и маленький заработок. Таких людей оказалось свыше 3 миллионов. Кстати, по поводу равенства: из этих 3 млн дискриминированных людей 2,5 млн – это женщины.
Эта проблема, которую на втором этапе нужно будет обязательно решить. Мы сейчас отрабатываем механизм, как выровнять ситуацию и несправедливость, которая по отношению к ним возникла, не потому что мы плохие. А потому что время было такое, в какое они работали, и справедливости по большому счету не было.
Раньше людей не интересовало, в конверте зарплата или нет. сегодня – это первое, что спрашивают при поиске работы
- Какой механизм предлагает пенсионная реформа?
- Ее суть в дифференциации страхового стажа. Существует минимальный срок, в течение которого вы должны платить взносы в пенсионную систему, чтобы иметь право на выплаты. Этот срок определен 15 годами. То есть, если вы 15 лет платите взносы, вы имеете право на пенсию. А полный страховой стаж – это 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин. Раньше все шли в 60 лет на пенсию. А сейчас мы сказали: мы выходим на пенсию дифференцированно, в зависимости от степени выполнения нами условий пенсионной программы.
- МВФ требовал повысить пенсионный возраст. Как вы их переубедили в обратном?
- Мы с ними детально все обсудили. Специалисты МВФ приезжают, и говорят: у вас есть проблема с дефицитом пенсионного фонда. И дают рецепт, который, как они говорят, работает везде: увеличение пенсионного возраста. Мы не согласны. Мы предложили разобраться без популизма. Нужно понять причину дефицита. Приведу пример Германии. Почему у них не хватает средств на выплаты пенсий? Там хорошая медицина, люди живут долго, поэтому период, когда человек получает пенсии, с каждым годом увеличивается, а прирост молодого населения происходит только за счет мигрантов. Чтобы не увеличивать дефицит Пенсионного фонда, нужно либо повышать налог, либо сокращать срок в течение которого выплачиваются пенсии. И они выбирают второе, повышая пенсионный возраст. И это же предлагают сделать нам.
Но в Украине же ситуация другая, длительность жизни гораздо ниже. Зато у нас есть 26 млн трудоспособного населения, а Единый социальный взнос платит всего 12 млн. При этом у нас 11,7 млн пенсионеров. Это значит, что у нас, в отличие от Германии, есть возможность увеличить количество плательщиков ЕСВ. Мы предложили вместо повышения пенсионного возраста увеличить требование к страховому стажу.
- В чем состоит эффект от дифференциации страхового стажа?
- Предположим, вы работаете 35 лет, а я – 15. Мы одинаково идем на пенсию в 60 лет. Вопрос – нужно ли мне работать в течение 35 лет? Ясное дело, - нет. Теперь же все будет иначе. Если я полностью выполняю пенсионную программу, то ухожу на пенсию в 60 лет. А если выполнил её частично, имея 25 лет стажа, то иду на пенсию в 63 года. А если имею всего 15 лет стажа – то в 65. Это стимул, потому что люди захотят уходить на пенсию раньше. Значит, я должен увеличить свой страховой стаж, а для этого мне необходимо легализоваться и платить взносы.
Раньше работникам по большому счету было все равно, в конверте у него зарплата или нет, какая-никакая пенсия все равно будет и выйдет на пенсию также, как и все. Нынче же людей интересует, чтобы работодатель платил с его зарплаты Единый социальный взнос в Пенсионный фонд. Нам с мест докладывают, что первый вопрос, который задают соискатели работы: «Я буду работать легально?» Этот вопрос интересует людей наравне с уровнем зарплаты. Поэтому это является методом стимулирования. Теперь есть строгая система учета, и это не трудовая книжка, куда можно что хочешь вписать. Эта система – персонифицированный учет Пенсионного фонда. Подделать данные нельзя! Мы этот учет ведем с 2000 года. Все, что заплатил – твое.
- То есть, изменения были предприняты еще в 2000 году? Как поэтапно менялась советская система пенсионного обеспечения?
- У нас и после 1991 года система принципиально отличалась от советской. Советские пенсии платились из бюджета. Украинские пенсии платятся из Пенсионного фонда. А дальше уже логика движения сама привела к тому, что мы перешли к страховому принципу. Последний предусматривает зависимость пенсии от размера взноса и продолжительности его уплаты в Пенсионный фонд. Следующий шаг был сделан в 2000 году, когда ввели персонифицированный учет. Это уникальная вещь. То, что тогда сделали, недооценено. Сейчас этот опыт у нас многие страны бывшего Союза начинают перенимать. Мы с 2000 года четко знаем, сколько человек работал или не работал и сколько взносов он платил. Можем рассчитать его пенсию, исходя из его персональных взносов. Потом в 2003 году был принят закон о пенсионном страховании, и мы практически внедрили страховые принципы, которые тут же Янукович нарушил. Он шел на выборы и боролся за электорат. И они ввели преференции, фактически отменив привязку размера пенсии и взноса, потому что тогда пенсии получались небольшие. Просто всем начали выплачивать дополнительные выплаты, которые, в общем-то, нивелировали саму ту систему.
Когда мы пришли, в 2016 году у нас из 11,5 млн пенсионеров 8 получали приблизительно одинаковую пенсию, на уровне минимальной. Уравниловка была полнейшей. И убрать эту политическую составляющую было очень сложно, но мы это сделали. Хотя некоторые не считают это реформой, но я так не думаю. По моему глубокому убеждению, то, что мы сделали, проявится через несколько лет и будет иметь очень важный позитивный эффект.
В ситуации с 704-м постановлением было два решения – плохое и очень плохое. приняли плохое
- Реформа – это когда всем повышают пенсии. С одной стороны, может показать примитивно, оценивать результаты изменений исключительно в материальном плане для себя. Но с другой стороны, разумно, когда люди, особенно малоимущие, считают, что реформа – это когда государство проявляет внимание и в кошельке людей добавляется какая-то сумма для того, чтобы им было легче жить.
- Это патерналистский подход: государство должно мне дать. А на самом деле государство должно установить общий принцип справедливости и человек должен получить то, что он заработал.
- Но вы же не можете отвергнуть тех людей, которые жили в той старой неэффективной системе?
- Государство никого не оставило без помощи: те, кто не имеет права на пенсию, будут получать социальную помощь из государственного бюджета. Мы постепенно решаем все проблемы.
- Вам не кажется, что люди этого не ощущают из-за провала в коммуникации с населением? Вы говорите, что люди не понимают, много жалоб, но и активной информкампании со стороны правительства не было…
- Я так понимаю, что вы телевизор не смотрите. Все месяцы, пока мы работали над пенсионной реформой, всё, что можно было сделать с точки зрения информирования населения, мы сделали. Также мы от органов соцзащиты на местах требуем, чтобы они по максимуму давали разъяснения, в том числе, в письменном виде. Естественно, любых усилий будет недостаточно.
- Расскажите про этот коммуникационный провал с отсрочкой 704-го постановления о денежном обеспечении военнослужащих. В августе оно принято. Люди несколько месяцев жили этими обещаниями, военные пенсионеры себе все пересчитывали. И вдруг, перед Новым годом, абсолютно тихо и вероломно появляется 1052-е постановление, которое говорит, что на год переносится перерасчет. Получается, был создан эффект завышенных ожиданий самим правительством.
- Поднимите стенограмму заседания правительства - Министерство финансов категорически выступало против. Их аргументация сводилась к тому, что если мы примем это постановление, то у нас возникнет обязанность пересчитать пенсию по нормам старого закона. Но у нас просто не будет финансового ресурса для проведения подобных вещей. На что министр обороны абсолютно резонно сказал: ну это же не значит, что мы должны остановить реформу. Я тогда поддержал министра обороны и не жалею об этом. Предложил компромиссное решение: давайте мы примем постановление, которое войдет в силу с 1 января 2018 года при условии, что мы проведем полноценную реформу пенсионного обеспечения для военнослужащих. Потому что реформы надо быстро проводить. А не когда начинается вот это: «Мы не готовы». Если мы установили дедлайн, все будут работать более интенсивно. И вот, 3 октября принимается закон о пенсионной реформе. Там прописана норма, что до 1 ноября мы должны в Верховную Раду подать новый законопроект, чтобы провести перерасчет пенсий для военнослужащих.
- И почему нельзя это было сделать вовремя? Можно же было сразу сказать, что примите в следующем году. Очевидно, это было понятно еще в августе. В чем загвоздка?
- Мы законопроект подготовили и начали согласовывать с нашими силовыми ведомствами на уровне специалистов. А они посчитали: что, если введут 704-ое постановление и пенсии пересчитают по нормам старого закона, то им это будет более выгодно. Но в том и заключается проблема старого закона, что выполнить его нормы в течение 20 лет было невозможно, и сегодня ситуация ничуть не изменилась. Наше предложение базируется на тех финансовых возможностях, которые есть сегодня в бюджете Пенсионного фонда. В случае их реализации пенсии вырастут на 77%. И главный смысл перерасчета состоит в том, что каждый год пенсия будет увеличиваться по мере увеличения средней зарплаты по Украине, а не от случая к случаю.
- Но почему все сделано так тихо и в последний момент? Если таким образом строить политику правительства, то можно дискредитировать любое хорошее начинание.
- Поскольку стало ясно, что консенсуса до 1 января 2018 года достичь не удастся, у нас было только два возможных варианта действий. Первый: оставить все как есть, и тогда с 1 января 2018 года вступило бы в действие 704 постановление. К чему бы это привело? Со 2 января возникла бы новая юридическая реальность, которую мы пережили в 2005-2006 году. Тогда мы получили тысячи исков, в результате пенсии военнослужащим фактически назначал суд. Сейчас, учитывая судебную реформу, я думаю, что суды еще более скрупулезно относились бы к этим вопросам. И это привело бы к той ситуации, против которой возражал Минфин в августе, и которую понимали мы, как люди, которые отвечают за состояние Пенсионного фонда.
Второй вариант: отсрочить введение 704 постановления до принятия закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. Таким образом, в сложившейся ситуации было плохое решение и очень плохое. Приняли плохое. Но это не значит, что реформа денежного обеспечения отложена на далекие времена. Просто переговорная площадка изменилась. Теперь всем стало понятно, что без закона новые правила денежного обеспечения не могут быть введены. Сейчас мы заканчиваем экспертную работу. На следующей неделе мы направим законопроект на согласование всем силовым ведомствам. Потом будет голосование в Кабинете министров, а затем законопроект будет направлен в Верховную Раду. То есть, это займет несколько недель.
- Вы большие риски на себя взяли.
- Риски очень большие. Но за это мы и отвечаем.
- В предвыборный год…
- А какая разница - год предвыборный или нет? Скажите, если есть проблема со здоровьем человека, он должен подождать, пока предвыборный год закончится и потом лечиться или все-таки он должен это делать независимо от того, какой год на дворе?
Старый пенсионный закон был направлен на сокращение армии
- Какова цель пенсионной реформы для военнослужащих?
- У нас на сегодняшний день действует закон, который называется «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц». Этот закон был принят в 1992 году. В каких условиях? На территории Украины осталась 700-тысячная группировка советских войск и стал вопрос, что с ней делать. Ситуация была неопределенной, что, может случиться, показали события вокруг Черноморского флота. Представляете, если бы вся группировка вдруг вышла из подчинения правительства Украины и президента, какие были бы последствия? Естественно, нужно было армию сокращать. И вот одним из элементов, который способствовал быстрому сокращению количества Вооруженных сил, был Пенсионный закон для военнослужащих. Его нормы были рассчитаны на то, чтобы человек как можно быстрее ушел на пенсию и по большому счету этот закон поставленную задачу выполнил. Численность армии быстро сокращалась, потому что служить после 27 лет прохождения службы смысла не было. Берем офицера. У него есть 4-5 лет военного училища, он с 18 лет поступил в военное училище плюс 27, сколько получается? 45! 45 лет – свободен! Вот и вся система. То есть, вся эта система была направлена на сокращение армии.
И вторая вещь. Этот закон был принят в условиях инфляции. 92-й, 93-й годы, это были пиковые годы для инфляции в Украине. И возникла проблема. В связи с инфляцией денежное довольствие действующих офицеров пересматривалось практически каждый месяц. Также в этом законе была привязка – как только мы повышаем должностные оклады или денежное обеспечение действующих военнослужащих, автоматически пересчитываются пенсии военным пенсионерам. Причем по тем должностям, которые они занимали до увольнения со службу. И этот механизм работал в условиях галопирующей инфляции. Он перестал работать в 96-м году - когда ввели гривню, инфляция снизилась с 10 тысяч до 10 процентов, и с этого момента нормы закона о перерасчёте пенсий практически умерли. Для подтверждения этого спросите у военных, когда в последний раз для них проводили перерасчет пенсий? Поэтому, к чему привел этот закон? К замораживанию структуры денежного обеспечения военнослужащих, потому что каждый раз правительство понимало, что если оно повысит их денежное содержание, автоматом нужно искать деньги на повышение пенсий.
Чтобы не повышать пенсии военным пенсионерам, придумывались различные схемы. Так, должностной оклад, доплаты за звание, за выслугу лет оставались стабильными, зато дополнительные надбавки, которые не входят в денежное обеспечение для расчета пенсий, увеличивались из года в год. А периодически, когда возмущались военные пенсионеры, им добавляли по 300-500 грн к их пенсии, но полноценного перерасчета за 22 года не было. И не потому что была злая воля правительства. Норма закона, которая предусматривала автоматическое повышение пенсий в связи с увеличением денежного довольствия, была мертвой с 96-го года. Никаких финансовых ресурсов для её реализации у государства просто не было ни в 96-м, ни в 2006-м, ни в 2016-м, поверьте мне, и в 2026-м тоже не будет. Ну а сегодня у нас реформируются Вооруженные силы, другие силовые ведомства. Нельзя же с теми должностными окладами, которые у нас есть, входить в новую жизнь. И Министерство обороны абсолютно правильно разработало 704-е постановление и вынесло на обсуждение правительства. Но сказав «А», нужно говорить и «Б». Создавая новую систему денежного обеспечения военнослужащих, мы должны изменить и систему их пенсионного обеспечения. Как это сделать? Перевести на страховой принцип. Кстати, внедрение страхового принципа пенсионного обеспечения военнослужащих началось с 2007 года, когда начисление пенсий передали от силовых ведомств в Пенсионный фонд Украины. Затем, в 2011 году, государство начало платить в ПФ Единый социальный взнос за военных. А с мая 2016 года введена полная персонификация, то есть, в ПФУ производится учёт взносов по каждому военнослужащему. И по сути, нам осталось сделать последний шаг - перейти на формульный расчёт пенсий и ввести их автоматический перерасчёт, что мы и предлагаем.
Все принципы страховой пенсии уже реализованы в рамках изменения в 2007 году. Осталось главное - перейти теперь к страховому начислению пенсий военнослужащим.
- Правительство утверждает, что будет осуществляться перерасчет пенсий военнослужащим задним числом с 1 января. Каким образом?
- Для военнослужащих формульный перерасчёт является новшеством. Но наши подсчеты показывают, что пенсии, рассчитанные по новому закону, для тех, кто собирается выходить на пенсию, будут выше, чем по старому. Больше всего пенсии вырастут у тех, кто принимал участие в боевых действиях в зоне АТО. Что касается перерасчёта пенсий военным пенсионерам, то он будет проходить в три этапа. На первом этапе перерасчет будет производиться по тем материалам, которые есть в пенсионном деле, исходя из уровня средней зарплаты в Украине 3764 грн 40 коп. Затем каждый военнослужащий может взять справку о своем обеспечении за любой период его службы и представить в Пенсионный фонд. Пенсионный Фонд выберет два года с самыми высокими коэффициентами и сделает еще один перерасчет, снова с 1 января. И, наконец, с 1 декабря мы делаем третий перерасчет – уже по уровню новой средней зарплаты в Украине - это 5266 грн.
Наши расчёты показывают, что в среднем пенсия должна увеличиться на 2300 грн. Это в среднем. Общая пенсионная формула, которой мы придерживаемся, такова. 3764 грн 40 коп умножается на индивидуальный коэффициент страхового стажа. В 2018 году мы будем руководствоваться цифрой 5 266. В 2019 году – 5800. В 2020 – 6300. То есть, по мере увеличения средней зарплаты будет расти этот показатель, и при равных для всех показателях у человека увеличивается пенсия даже в зависимости от года выхода на пенсию.
- То есть, вы от статусности переходите к страховому принципу. И военная служба будет самой престижной в государстве?
- Конечно! У нас сегодня 544 тысячи пенсионеров-силовиков. Если сравнить с общим количеством пенсионеров – 11 млн 700 тысяч – их не так много. Для повышения пенсий всем пенсионерам (которое мы уже провели) на год необходимо 60 млрд. А для военных пенсионеров в 2018 году необходимо 10 млрд, в 2019 – 17 млрд грн. То есть, реально мы на военных направляем значительно больше денег, чем для гражданских. Если для гражданских повышение прошло в районе 30%, то для военных пенсионеров (тех, кто уже на пенсии) мы выходим на повышение пенсий на 77%.
Но пенсия на такую сумму может увеличиться лишь после принятия закона. Мы обсуждали средние суммы конкретно с каждым министерством и ведомством, в подчинении которых находится та или другая силовая структура.
- Люди хотели бы слышать все в конкретных цифрах. Пример можете привести?
- Вот реальный пример. Есть два майора с одинаковой выслугой лет. Один вышел на пенсию в 2012 году, а второй – в 2016-м, уже имея опыт войны. У первого пенсия 1747 грн, у второго – 3930 грн (так как у него боевые). После перерасчета предварительно у первого будет 3275 грн, у второго – больше 5 тысяч.
За 2016-2017 год фонд оплаты труда вырос на 37%. дефицит пенсионного фонда сократился на 6 млрд
- Откуда вы для этого деньги возьмете?
- Из Пенсионного фонда. Без дополнительных дотаций из Госбюджета.
-И как быть с дефицитом Пенсионного фонда? Какова динамика его дефицита за последние два года?
- Когда в апреле 2016 года было сформировано нынешнее правительство, дефицит Пенсионного фонда составлял 145 млрд грн. В этом году дефицит, предусмотренный Государственным бюджетом составляет 139 млрд. То есть, дефицит ПФ сокращается, при этом размер пенсионных выплат растёт. Их повышение происходит за счёт роста поступлений от ЕСВ. И хотя сегодня государство финансирует дефицит из бюджета, пенсионная реформа как раз направлена на то, чтобы мы в перспективе вышли на бездефицитную пенсионную систему.
- Что о ваших планах думает МВФ?
- МВФ занимает принципиальную позицию. По их правилам, если у нас появляются дополнительные деньги, мы должны уменьшать дефицит – либо государственного бюджета, либо Пенсионного фонда. Но мы им объяснили, что у нас настолько мизерные пенсии, что если мы получаем дополнительные деньги и вместо того, чтобы отдать их людям будем гасить дефицит, то нас никто не поймет. И МВФ согласился, что до 2021 года не будет задавать Украине вопрос о дефиците Пенсионного фонда. Они контролируют общий дефицит. Те есть, если мы фиксируем дефицит Пенсионного фонда в 141 млрд, который был в 2017 году, то все дополнительные поступления от ЕСВ мы можем направлять на повышение пенсионных выплат.
- По 704 постановлению и в целом увеличивается количество тех, кто платит взносы в Пенсионный фонд?
- Не меняется.
- То есть, детенизация экономики, о которой говорил премьер, результатов не дала? Откуда тогда деньги в Пенсионном фонде?
- Мы повысили минимальную зарплату 1450-1600-3200-3723, потом шло повышение зарплат в бюджетной сфере. Оно повлекло за собой повышение зарплат в целом по стране. И за 2017 год фонд оплаты труда в стране вырос на 37%.
Планировалось, что на 2017-й собственные доходы Пенсионного фонда будут 142 млрд, а дотация – 141 млрд. По факту получили 159 млрд поступлений в Пенсионный фонд. Такой рост – это отражение тех решений, которые мы приняли. Именно этот ресурс дал нам возможность повысить пенсии людям. И когда мы посчитали наши возможности, то определили сумму денег в 2018 году, в рамках которых мы можем осуществить повышение пенсий действующим военным.
Что такое детенизация? Приведу пример. По состоянию на 1 декабря 2016 года у нас было 67 тысяч руководителей частных предприятий, которые официально получали зарплату 1450 грн, и платили налог с этой суммы. Жили они достаточно комфортно, ни в чём себе не отказывая. Когда мы увеличили минимальную зарплату до 3200, то вряд ли от этого их зарплата стала больше, но новая цифра заставила их больше отчислять в бюджет и ПФ. Если учесть, что у нас в Пенсионный фонд 4,5 млн граждан платили ЕСВ с минимальной зарплаты, то двукратное увеличение минимальной зарплаты привело к тому, что их отчисления в Пенсионный фонд тоже увеличились в два раза. И, кстати, за 2017 год количество плательщиков Единого социального взноса в Украине увеличилось почти на 300 тысяч.
В 2018 году повышение денежного довольствия военнослужащим планируется
- Вы говорили, что для перечисления пенсий военнослужащим по нормам старого закона необходимо было 35 млрд гривен. По вашему плану, сколько нужно в этом году?
- В этом году нужно дополнительно 10 млрд, а в 2019-м – в районе 17 млрд грн. То есть, это не просто индексация по инфляции. Это реальное повышение. В этом и суть пенсионной реформы – чтобы процесс увеличения пенсий не зависел от злой или доброй воли людей, которые находятся у власти. И этот механизм будет работать автоматически. За военных пенсионеров голова должна болеть у правительства и Пенсионного фонда. А Министерство обороны и Генеральный штаб должны сосредоточиться на решении своих задач.
- Повышение денежного довольствия военнослужащих в 2018-м планируется по итогам года?
- Размер денежного содержания определяется не его структурой, а бюджетными назначениями. В этом году расходы на денежное содержание силовиков увеличены. Так что деньги на это предусмотрены.
- Почему в январе этого не произошло?
- Это вопрос не ко мне. У каждой из силовых структур есть свой бюджет, утверждённый Верховной Радой. Вопрос о том, как повышать содержание своих подчинённых, находится в компетенции руководства силовиков.
- Информация о материале
Андерс Аслунд — старший научный сотрудник Атлантического совета в Вашингтоне, адъюнкт-профессор Джорджтаунского университета — о причинах медленного роста украинской экономики и мировых трендах
Вопреки ожиданиям 2017-й так и не стал годом взлёта экономики Украины по двум причинам. С одной стороны, на ситуацию повлияла блокада оккупированного Донбасса, с другой — неудачная судебная реформа и, как следствие, отсутствие в Украине защиты права собственности. Это помешало Минфину и Национальному банку проводить макроэкономическую политику. Экономический рост в 2017 году был минимальным, на уровне 2%. В 2018-м он вряд ли будет намного выше, поэтому прогнозы о 3% роста ВВП звучат правдоподобно.
Украинская экономика должна достичь темпов роста в 6–8% в год. Вместо этого Украина конкурирует с Молдовой за место самой бедной страны в Европе. Если в 2007 году ВВП Украины в долларах США был на 160% больше, чем в Молдове, то сейчас разрыв сократился до 8%. А согласно статистике МВФ, экономика Молдовы растёт на 4% в год.
Украина должна иметь инвестиционный коэффициент в 25–30% ВВП. Но в 2017-м валовые инвестиции упали со здоровых 24% ВВП во II квартале до жалких 16% ВВП в III квартале. Это произошло потому, что инвесторы поняли: в стране ничего не делается для защиты имущественных прав.
Первым шагом должно стать создание независимого антикоррупционного суда. В долгосрочной перспективе судебную реформу нужно преобразовать так, чтобы минимизировать вмешательство в работу судов коррумпированных органов. Без защиты права собственности инвестиции в украинскую экономику будут по-прежнему низкими, и, как следствие, экономический рост окажется недостаточным.
Рост мировой экономики в 2017 году оказался самым высоким с 2008 года и составил 3,6%. Даже высокоразвитый Европейский союз показал лучшую динамику, чем Украина. В 2018 году ожидается несколько более высокий глобальный рост, чем в 2017-м, но вопрос в том, сможет ли Украина извлечь выгоду из широкого внешнего спроса.
У России сегодня мало влияния на экономику Украины, поскольку торговля Украины с Россией упала на три четверти. То есть Россия уже нанесла Украине ущерб, который могла нанести.
Украинские власти больше сосредоточены на президентских выборах, намеченных на май 2019 года, чем на содействии значимому экономическому развитию. Ни Международный валютный фонд, ни Европейский союз, похоже, не ожидают, что Украина до конца избирательной кампании выполнит условия, необходимые для дальнейшего финансирования.
В число важных для МВФ условий входит создание рынка сельскохозяйственных земель, принятие закона о приватизации, усовершенствование пенсионной реформы и корректировка цен на газ до уровня рыночных. Правительства западных стран настаивают на выполнении двух существенных политических требований: на введении чисто пропорциональных парламентских выборов и отмене правового иммунитета депутатов, поскольку сейчас вместе с правоохранительными органами украинский парламент является гнездом коррупции.
- Информация о материале
Страница 106 из 1561
