Статьи
Если человек хочет денег – обычно он работает и зарабатывает. Случаи, когда он хочет больше, чем может заработать прекрасно описаны в «Двенадцати стульях» и «Золотом теленке». В смысле – «Он любил и страдал…» А когда человек патологически страдает – доходчиво описаны в уголовном кодексе, который даже Остап Бендер предпочитал чтить. А где описано, что происходит, когда много денег хочет организация – гораздо больше, чем может заработать всем коллективом своих сотрудников?
Пенсионер Михаил Гаевский в июне получил странную бумагу, озаглавленную как постановление об открытии исполнительного производства от 30 мая сего года. В ней писалось, что госисполнителем Дзержинского ОГИС Николаевой открыто исполнительное производство согласно судебного приказа, по заявлению представителя КП «Харьковские тепловые сети». Оказывается, это КП уже давно хочет себе часть денег Гаевского. Если конкретнее – более 5 тысяч гривен. А если учесть то, что он все счета за коммунальные услуги аккуратно оплачивает и имеет на руках соответствующие квитанции, то вопрос о происхождении долга показался отнюдь не риторическим.
Более того, глядя на бумагу исполнительной службы, у Гаевского начали возникать вопросы о ее законности и действительности. Судите сами – напечатано это постановление вместо бланка Минюста на листе обычной офисной бумаги и печать на нем отсутствует. Иначе говоря, любое частное лицо в состоянии издать такое «постановление». И оно ничем не будет отличаться от того, что принесла Гаевскому госисполнитель Николаева.
Но и это не все – судья Дзержинского райсуда, издавший судебный приказ, согласно которого, якобы, было возбуждено исполнительное производство, никак не уведомил ответчика – Михаила Гаевского – о том, что будет рассматривать иск КП «Харьковские тепловые сети» к нему. А впоследствии не озаботился тем, чтобы хотя бы ознакомить ответчика с результатами рассмотрения. Кстати, фамилия судьи нигде не фигурирует – решение вынес аноним.
С одной стороны – квитанции об оплате коммунальных услуг за последние несколько лет, с другой – анонимный судебный приказ и странное постановление госисполнителя о том, что Михаил Гаевский должен несколько тысяч гривен тепловикам. Да не один, вместе с якобы проживающей в его квартире женщиной. Но при этом кроме него в квартире никто не живет. На сей счет есть даже судебное решение, вынесенное в 2005 году судьей Дзержинского райсуда А. Солодковым. Кстати, вынесено оно по иску все того же КП «Харьковские тепловые сети» к Михаилу Гаевскому. То есть, вынося нынешний судебный приказ, судья-аноним не удосужился даже проверить, действительно ли по указанному адресу проживают все ответчики. А тепловики, выходит, просто подтасовали факты.
Но и это еще не все. Михаил Гаевский отправил два письма – в суд и в исполнительную службу, в которых разъяснил, что представитель теплосетей преднамеренно ввела всех в заблуждение, указав несуществующего ответчика. Но оттуда в положенные сроки ответы не пришли. А раз так – Михаил подал заявление в прокуратуру Дзержинского района – уже о факте совершения уголовного преступления.
Конечно, поскольку «Харьковские тепловые сети» - коммунальное предприятие города, можно предположить, что их деятельность по извлечению «дополнительных доходов» - аналогично судебной тяжбе с Гаевским – одобрена городскими властями. Но на это можно и возразить – а вдруг тепловики вкупе с судьями и исполнителями действуют втайне ото всех остальных. Но события следующего дня все возражения начисто опровергли.
Утром следующего дня с 6.00 до 6.30 пока Михаил выгуливал собаку, у него в почтовом ящике появилось письмо из горисполкома за подписью директора Департамента коммунального хозяйства Харьковского горсовета Виктора Китанина и советника городского головы по вопросам ЖКХ Романа Нехорошкова. Почта в это время письма еще не разносит и кто в такой спешке принес ответ – остается загадкой. Да и причина спешки вообще непонятна, поскольку через несколько дней Михаилу позвонили из теплосетей на домашний телефон. После обычных фраз – мол, дорогой квартиросъемщик, напоминаем Вам… - прозвучала и угроза. Звонивший человек сказал, что своими заявлениями Михаил мешает городским властям проводить некую программу и за свои письма обязательно ответит. В каком смысле – никто не уточнял, но и сказанного вполне достаточно, чтобы сообразить – иски к пенсионерам по фиктивным долгам за коммунальные услуги носят массовый характер. И подтверждением тому – ситуации, аналогичные описанной, в когда иски на основании фальшивых данных были предъявлены и выиграны теплосетями как минимум шести пенсионерам. Шестеро – это те, которые согласились предоставить документы, рассказали, как у них забирали деньги коммунальщики гораздо больше. У нескольких и по сей день «долги» частями забирают из пенсии. А если прибавить сюда тех, кто не стал ничего оспаривать, просто молча заплатил – получится вполне массовая программа. Не о ней ли говорили коммунальщики в телефонном предупреждении Михаилу Гаевскому? И, что примечательно, все, о люди, о которых известно, что им вчиняли иски коммунальщики за липовые долги – одинокие пенсионеры. Тут же и еще вопрос возникает – об участии в этой программе ЖЭКов и отделений пенсионного фонда. Тепловики откуда-то же узнают, кто из их абонентов – одинокие пенсионеры.
Потом были еще какие-то странные звонки – приглашали повстречаться с неким депутатом, открыть спортивный праздник в каком-то поселке. В общем, Гаевский ощутил чье-то пристальное внимание к своей персоне. Осталось только уточнить – чье? А пока что заявление о факте вымогательства было отправлено в генпрокуратуру. Да еще материал об этом был опубликован на сайте ХПГ.
Михаил, кроме того, что пенсионер, еще и эксперт Харьковской правозащитной группы по вопросам ЖКХ. Этими вопросами и выявлением незаконных схем «сравнительно легкого отъема денег» у населения он занимался не один десяток лет. Поэтому он понимает, о чем говорит, и что делает. Те, кто ходит к нему на консультации – тоже понимают, благодаря этому и стали известны факты фальшивых исков коммунальщиков к одиноким пенсионерам. Но тут же возникает еще один вопрос. Сколько у наших властей еще таких же «программ» и во что они обходятся харьковчанам?
- Информация о материале
Судя по всему, корпоративное кредитование в Украине сводится к простому механизму: банки "пылесосят" депозиты населения и финансируют на эти деньги компании своих собственников - инсайдеров.
Сам себе кредитор
"Около 50% выданных банками корпоративных кредитов - это инсайдерские сделки", - такое суждение в интервью ЭП высказали риск-менеджеры двух крупных банков.
По мнению экспертов, это касается не только олигархических учреждений, но и банков с иностранным капиталом. Грешат кредитованием инсайдеров, и крупные, и мелкие банки. Пальма первенства принадлежит госбанкам, которые львиную долю активных операций направляют госкомпаниям и на покупку гособлигаций.
Если верить отчетности Нацбанка, то на бумаге выходит, что инсайдерские кредиты в банковской системе - норматив Н10 - составляют менее 3%.
Экономические нормативы в банковской системе, 2012 год
| Норматив | 01.01 | 01.02 | 01.03 | 01.04 | |
| Н10 | Норматив максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (не более 30%) | 2,51 | 2,74 | 2,80 | 2,74 |
Источник: НБУ
Однако анализ других показателей указывает, что это, мягко выражаясь, не соответствует действительности. Например, в банковских кругах многих интересует, почему самый крупный в стране Приватбанк с активами 154 млрд грн почти половину своих активов, включая кредиты, разместил в Днепропетровской области.
Это, конечно, прямо не говорит о том, что 50% кредитов Приватбанка инсайдерские, но заставляет задуматься. Либо в Днепропетровске сосредоточена половина украинской экономики, либо банк руководствуется патриотическими чувствами.
Именно в этом городе прописан "Приват" и его основные акционеры Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов.
По информации налоговой в группу "Приват" помимо банка входит еще 1 089 предприятий, большинство из которых базируется в Днепропетровском регионе.
Не менее интересный вопрос: почему второй по величине государственный Ощадбанк с активами 78 млрд грн прокредитовал физлиц всего на 2 млрд грн - 2,6% от активов? При этом банк имеет самую крупную сеть - 6 тысяч отделений.
В то же время портфель кредитов, выданных им юрлицам составляет 46 млрд грн. Что это за компании - не секрет: в основном государственные корпорации и госмонополии, а также фирмы людей, приближенных к власти и наблюдательному совету банка. Кредиты таким компаниям выдаются по указке сверху.
Кстати, один из крупнейших заемщиков банка НАК "Нафтогаз" - давно скрытый банкрот. Показательно и то, что депозитный портфель физлиц в Ощадбанке превышает 27 млрд грн. Из них только 7% выдано "физикам" в виде кредитов.
То есть банк работает по накатанной схеме: "пылесосит" депозиты населения и отправляет деньги госкомпаниям, которые, по сути, являются инсайдерами банка.
Примечательно, что для Ощадбанка установлен индивидуальный норматив кредитования инсайдеров - не более 20% портфеля, и то при условии, что объем негативно классифицированных - проблемных - активов банка составляет менее 7% по каждой группе активов. Но любое ограничение можно обойти, если очень хочется.
"Кредитному комитету банка было предоставлено право принимать решения по кредитованию юрлиц в объемах, которые превышают ограничения максимального размера кредитного портфеля юрлиц региональных управлений, в случае направления кредитов на исполнение государственных программ и финансирования реального сектора экономики", - говорится в отчете Ощадбанка за 2011 год.
Вот это и есть та самая лазейка, которая позволяет госбанку кредитовать "нужные" компании в неограниченных объемах.
В отчете также есть ремарка: данное решение было принято с учетом прироста срочной ресурсной базы. Под таковой, скорее всего, подразумеваются депозиты физлиц. То есть существует целенаправленная стратегия: собирать деньги у населения и кредитовать "реальную экономику".
Под такую формулировку можно профинансировать все что угодно, включая бизнес "реальных" чиновников. "Существует проблема коррупционной составляющей при получении "хороших" кредитов", - утверждает президент Союза арендаторов и предпринимателей Украины Виктор Хмилевский.
Не менее катастрофические перекосы наблюдаются и в третьем по величине активов финансовом учреждении - государственном Укрэксимбанке.
Здесь на 1 апреля 2012 года собрали 14 млрд грн депозитов физлиц - всего деньги клиентов составляют 32 млрд грн. "Физикам" же одолжили только 0,5 млрд грн или 0,6% всех активов банка, тогда как юрлицам - 42 млрд грн. Заемщики в основном - госкомпании, у которых с банком один и тот же акционер: государство.
По оценкам экспертов, учитывая вложения Укрэксимбанка и Ощадбанка в ОВГЗ, можно говорить, что уровень инсайдерских сделок там достигает 80%. К сожалению, ни Приватбанк, ни Ощадбанк, ни Укрэксимбанк на вопросы ЭП не ответили.
В целом картина следующая. Все банки страны привлекли у населения 331 млрд грн депозитов, а одолжили ему 138 млрд грн. То есть около 200 млрд грн, привлеченных банками у граждан, были направлены на финансирование предприятий.
В последние годы в банковском секторе наблюдается еще одна интересная тенденция. С начала кризиса финансовые учреждения все меньше ресурсов привлекают из-за рубежа и все больше собирают депозитов физлиц.
Иностранные вливания можно было считать более-менее устойчивым источником фондирования. Как правило, это кредиты материнских банковских структур, которые не изымаются у "дочек" без особой надобности.
Другое дело - депозиты "физиков". Все они могут быть изъяты из банков по первому требованию. Это делает банковскую систему еще более уязвимой к потрясениям. Таким, например, как грядущие выборы в Верховную раду.
В условиях, когда краткосрочные депозиты физлиц используются для долгосрочного кредитования инсайдеров, риски сектора становятся слишком высокими.
"Доля материнских займов уменьшается, они замещаются краткосрочными депозитами населения. Где потом брать гривну? На межбанке? Там ставки могут зашкаливать, поэтому банки не хотят рисковать и выдают в основном краткосрочные кредиты", - говорит председатель правления Правэксбанка Сергей Наумов.
Показательно, что в последние годы кредитный портфель юрлиц по системе в целом только увеличивался и на 1 апреля 2012 года составил 531 млрд грн. Это более 40% ВВП или в два раза больше, чем годовой объем производства сельхозпродукции.
Как ни парадоксально, но предприниматели при этом не перестают жаловаться, что взять кредит в банке с начала кризиса практически невозможно. Ставки, мол, сверхвысокие, требования к залогам и финансовой отчетности завышенные.
"Банки не очень хотят выдавать долгосрочные ссуды, устанавливают высокие ставки. Речь идет о картельном поведении банков", - считает Хмилевский.
Нередко банки требуют от малого и среднего бизнеса залоги, стоимость которых в два-три раза превышает размер самого кредита вместе с процентами. Кто же те счастливчики, которые получают недоступные большинству кредиты? Ответ напрашивается один: инсайдеры или связанные лица.
"Если владелец банка имеет отношение к ФПГ, то банк становится инструментом конкурентной борьбы. Предпочтение будет отдаваться заемщику, который является членом команды", - констатирует первый вице-президент УСПП Сергей Прохоров.
По его словам, банковская сфера должна наполнять деньгами экономику, и это должен быть механизм роста ВВП. "К сожалению, мы имеем процесс, который нельзя назвать стимулирующим", - говорит Прохоров.
Причина проста: банки занимают позицию чрезвычайно осторожного подхода к выдаче кредитов, что не стимулирует развитие экономики. То, что кредитовать в нынешних условиях "практически некого", подтверждают и сами банкиры.
"В 2012 году мы прогнозируем увеличение активов по системе на уровне 6-8%. Это не потому, что десять иностранных банков изменили стратегию. Главное - нет спроса на новые кредиты со стороны платежеспособных заемщиков", - сетует председатель правления "Райффайзен банка аваль" Владимир Лавренук.
Простая схема
Тем не менее, у финансовых учреждений нет проблем со спросом на кредиты со стороны связанных лиц, которые контролируются собственниками банков.
Инсайдерские фирмы в частных банках нередко регистрируют на охранников, личных водителей или дальних родственников. При этом номинальный директор такой фирмы иногда даже понятия не имеет, сколько на нем "висит" долгов.
Используются и более сложные схемы. Например, в рамках ФПГ одна компания берет кредит, вторая выступает гарантом, а пользуется кредитом третья.
"Раньше кредитование инсайдеров было всего лишь оной из функций олигархических банков. Сегодня это чуть ли не единственный смысл их существования", - считает руководитель иностранного банка.
Инсайдерское кредитование проводится и через покупку банками корпоративных облигаций фирм, которые де-факто входят с банком в одну ФПГ. Такие эмиссии легко выявить, например, если почти все облигации покупает банк-андеррайтер.
В таком случае говорить о каком-либо рыночном размещении не приходится. Все это делается для того, чтобы в процессе кредитования связанных лиц не нарушать законодательство и оставаться в рамках нормативов регулятора.
По рассказам банкиров при проверках НБУ нередко идентифицирует "схемные" сделки, поскольку есть много косвенных доказательств кредитования инсайдеров. Например, заемщик и банк зарегистрированы по одному юридическому адресу.
Кроме того, заемщик не владеет основными средствами, а сотрудников у него всего два. Тем не менее, такая компания получает от банка кредит 100 млн грн. В самом банке факт кредитования такой компании объясняют тем, что это "очень перспективный и быстрорастущий бизнес, связанный с высокими технологиями".
Иногда проверяющие заставляют банк включать выявленные инсайдерские кредиты в расчет нормативов. Однако чаще всего надзор закрывает на все глаза. Де-юре схема выглядит хорошо, поэтому претензии о нарушении нормативов могут быть успешно оспорены банком в суде. Да и регулятор не хочет портить свою статистку.
Немаловажный фактор - позиция банка в отношениях с НБУ, наличие политической "крыши" и прочие субъективные вещи, которые всегда учитываются регулятором. Однако самой большой проблемой в плане идентификации инсайдеров остается непрозрачность структуры собственности большинства учреждений.
Несмотря на многочисленные требования МВФ раскрывать бенефициаров банков, НБУ так и не смог добиться в этом направлении заметных успехов. В стране до сих пор две трети собственников банков - это или номинальные акционеры, или оффшорные компании. Иногда банки вообще не раскрывают своих владельцев.
Потенциальные банкроты
Примечательно, что почти все банкротства банков в Украине вплотную связаны с кредитованием инсайдеров. Начиная с приснопамятного банка "Украина" и заканчивая национализированными Укргазбанком, банком "Киев" и "Родоводом".
Как показывает практика, если государство национализирует проблемный банк, или вводит в него временную администрацию, то инсайдерские ссуды тут же перестают обслуживаться компаниями, связанными с прошлыми владельцами банка. Так было с "Надрами", Укрпромбанком, Укргазбанком, "Киевом", "Родоводом".
Интересная ситуация наблюдалась в "Киеве". Когда в этот банк было введено внешнее управление НБУ, резервы под выданные кредиты превышали его кредитный портфель, то есть 100% займов банка в итоге оказались проблемными.
Трудно поверить, что такие ссуды выдавались людям с улицы. То, что банки-банкроты в основном погорели на инсайдерах, косвенно подтверждает и статистика. По данным НБУ, сейчас в стадии ликвидации находятся 23 банка. Долги заемщиков перед ними составляют 17 млрд грн, из них почти 90% - это долги юридических лиц.
Таким образом, прогорали банки, которые финансировали в основном корпоративный сектор. Судя по тому, что долги юрлиц перед банками в стадии ликвидации из года в год только растут, легко сделать вывод, что кредитовали они преимущественно инсайдеров, которые и не собирались возвращать кредиты.
Любопытно, что за все время работы Фонда гарантирования вкладов физлиц вкладчикам банков-банкротов было выплачено 4,2 млрд грн.
После проведения компенсаций долги банка перед вкладчиками переходят к фонду, который становится кредитором третьей очереди. Однако фонд за все время смог взыскать с банков-банкротов всего 3,6% всех выплаченных компенсаций.
В США этот показатель составляет 85%, в Болгарии - 60%, в Румынии - 30%. Это еще раз подтверждает, что кредитный портфель банков, которые "сыграли в ящик", состоял в основном из заведомо невозвратных кредитов, выданных инсайдерам.
- Информация о материале
Основанные на четких расчетах демографов выводы о том, что украинцам в долгосрочной перспективе грозит вымирание и никакие, даже самые эффективные, мероприятия эту тенденцию не переломят, давно известны и даже успели приесться. Однако систематически бороться за сокращение темпов депопуляции — это задача, которая, по идее, должна была бы стать краеугольным камнем государственной политики в стране, где естественная убыль населения за последние десять лет в среднем составляла 301 тыс. человек в год. Но не стала. Основной документ — Стратегия демографического развития на период до 2015 года, утвержденная Кабмином в 2006-м, — является дежурным набором благих пожеланий. А план мероприятий к стратегии, принятый в июне 2007-го, предполагает общий объем финансирования из госбюджета всего 1 млн. 394 тыс. грн. — менее 200 тыс. в год. После президентских выборов ни Верховная Рада, ни правительство серьезно к этой проблеме не возвращались, новых документов не принимали.
Одноразовая выплата не сработала
Так что резкое одноразовое увеличение выплаты при рождении ребенка в 2005 году (с 684 до 8497 грн., во исполнение предвыборного обещания Виктора Ющенко) пока является единственным акцентированным пронаталистским (направленным на повышение рождаемости) решением власти. Конечно, ни у кого язык не поворачивался его серьезно критиковать: что-то — лучше, чем ничего. Однако эксперты высказывали острожные сомнения в эффективности системы одноразовых выплат и оказались правы. Демографы такой подход часто сравнивают с известным в биохимии или токсикологии принципом «доза — эффект», имея в виду, что для увеличения воздействия на некую систему необходимо увеличивать дозу соответствующего реагента-раздражителя. Но даже в этом случае трудно добиться продолжительного результата (из-за насыщения или разрушения системы). Как видно из таблицы, действительно, в 2006–2008 годах число новорожденных стало расти быстрее, но в 2009–2011-м стабилизировалось или даже стало уменьшаться. И это несмотря на то, что нынешний размер выплаты заметно отличается от первоначального. Ее уже индексировали несколько раз (привязав к размеру прожиточного минимума), а с 1 апреля нынешнего года выплата при рождении первого ребенка составляет 27,33 тыс. грн., второго — 54,66 тыс., третьего и последующих — 109,32 тыс. То, что одноразовая выплата равняется 9,11 тыс., а получение остальной суммы растянуто по времени (соответственно, на 24, 48 и 72 месяца), по мнению экспертов, даже хорошо — меньше напоминает упомянутый принцип. И более похоже на доказавшие эффективность западные модели, где финансовая поддержка семей растянута во времени, может осуществляться вплоть до совершеннолетия ребенка, что позволяет молодым парам взвешенно выбрать семейную модель, то есть количество и сроки появления детей. Так что резкое увеличение размера одноразовой выплаты больше повлияло на сокращение количества отложенных беременностей, но не на изменение самой модели.
Территории приоритетного демографического развития
Впрочем, дело не столько в одноразовости выплаты, сколько в ее оторванности от общей картины. Помимо нее, украинская семья может также рассчитывать на оплату декретного отпуска (в размере средней зарплаты для работающей женщины) и на помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (в пределах 130–1094 грн.). На этом участие государства в уходе за детьми из социально благополучных семей заканчивается. Между тем, выбирая модель семьи, украинская молодая пара прежде всего принимает во внимание размер своей зарплаты и перспективы получения жилья. А они таковы, что большинство семей по-прежнему останавливается на одном ребенке. О том, что многие украинцы не готовы жертвовать бытовым комфортом ради счастья стать родителями во второй раз (не говоря о третьем и последующих), а также о неспособности любой власти наладить молодежное жилищное кредитование, сказано немало. Но если не хватает денег и мозгов решить задачу для страны в целом, почему бы не попробовать сделать это для отдельных наиболее демографически неблагополучных территорий. Разрешить регионам проводить собственную демографическую политику, а заодно доказать, что слова «местное самоуправление» не являются пустым звуком. Чтобы облгосадминистрации и местные советы могли по своему усмотрению внедрять долговременные пронаталистские стимулы. В свое время в Украине функционировали так называемые территории приоритетного развития, на которых действовали льготные режимы налогообложения и кредитования и которые еще называли «дырами в бюджете», «каналами контрабанды» и пр. Многие состояния были сколочены по тем схемам. Эту же идею вполне возможно обратить на благое дело. Сделать, скажем, Черниговщину, Сумщину и Луганщину, показавшие наихудшую демографическую динамику по итогам 2011 года, территориями приоритетного демографического развития. И, к примеру, предоставлять налоговые льготы предприятиям названных областей в зависимости от того, сколько детей их работников ходят в детсады и учатся в школах в сельской местности. Чтобы предприятия сами с удовольствием строили садики и школы. Предложить интересные условия инвесторам, чтобы, скажем, строительство новой птицефабрики в Черниговской области обходилось на четверть дешевле, чем такого же объекта в Ровенской. Какие-то нововведения приживутся, какие-то нет, но не ошибается тот, кто ничего не делает. И управляет страной из расчета «на наш век налогоплательщиков хватит».
Налоговые регуляторы
К слову, разумными налоговыми стимулами также возможно подстегивать демографическую динамику. Например, введением очень высоких налогов на доходы бездетных и однодетных и низких — на всех остальных. При этом следует учитывать, что простой налог на бездетность неэффективен (доля бездетных в Украине находилась примерно на одном уровне на протяжении всего XX века, а наиболее высокий процент бездетных женщин наблюдался в сталинские времена; причины бездетности лежат вне материальных факторов). Вместо этого налоговые льготы лучше исчислять в виде доли от дохода человека, а не в виде фиксированных сумм (налоговых вычетов). Налоговые вычеты по своей экономической сути от пособий мало чем отличаются и показали свою неэффективность. Иными словами, вся налоговая нагрузка в разрезе физических лиц должна ложиться на бездетных и однодетных. «Не хочешь содержать своих детей — будешь кормить чужих». Такой подход имеет важное преимущество — он стимулирует деторождение лишь у тех, кто платит налоги. То есть у наиболее законопослушной и ответственной части общества, не занятой в теневой экономике и криминальной деятельности. Люди должны понимать, что отсутствие семьи с двумя детьми перекрывает им возможность получения высоких легальных доходов в будущем.
Уровни рождаемости и смертности в Украине
| Годы | Количество новорожденных, тыс. | Количество умерших, тыс. | Суммарный коэффициент рождаемости* |
| 1990 | 657,2 | 629,6 | 1,844 |
| 1991 | 630,8 | 669,9 | 1,773 |
| 1992 | 596,8 | 697,1 | 1,674 |
| 1993 | 557,5 | 741,7 | 1,563 |
| 1994 | 521,5 | 764,6 | 1,470 |
| 1995 | 492,9 | 792,6 | 1,397 |
| 1996 | 467,2 | 776,7 | 1,332 |
| 1997 | 442,6 | 754,2 | 1,270 |
| 1998 | 419,2 | 719,9 | 1,207 |
| 1999 | 389,2 | 739,2 | 1,121 |
| 2000 | 385,1 | 758,1 | 1,110 |
| 2001 | 376,4 | 745,9 | 1,085 |
| 2002 | 390,7 | 754,9 | 1,126 |
| 2003 | 408,6 | 765,4 | 1,172 |
| 2004 | 427,3 | 761,3 | 1,218 |
| 2005 | 426,1 | 782,0 | 1,213 |
| 2006 | 460,4 | 758,1 | 1,310 |
| 2007 | 472,7 | 762,9 | 1,345 |
| 2008 | 510,6 | 754,5 | 1,458 |
| 2009 | 512,5 | 706,7 | 1,460 |
| 2010 | 497,7 | 698,2 | 1,445 |
| 2011 | 502,6 | 664,6 | нет данных |
Источник: Госстат
* Суммарный коэффициент рождаемости или коэффициент фертильности — в демографической науке считается наиболее точным измерителем уровня рождаемости, характеризует среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю ее жизнь при сохранении существующих уровней рождаемости в каждом возрасте независимо от смертности и изменений возрастного состава. В условиях низкой смертности для простого замещения поколений суммарный коэффициент рождаемости должен быть не ниже 2,15
- Информация о материале
Под шум и грохот языковых баталий в середине июня был зарегистрирован интереснейший, но практически незамеченный широкой общественностью законопроект. Назывался он «О государственной службе правопорядка». Авторы, Василий Грицак и Валерий Коновалюк, 21 июня презентовали его прессе. Суть законопроекта — превращение Внутренних войск в Государственную службу правопорядка с несколько иными — и заметно расширенными — функциями и полномочиями. По словам самого Коновалюка, этот документ — лишь один из этапов грядущей реформы правоохранительных органов. Согласно пояснительной записке, он должен приблизить украинские правоохранительные органы к евростандартам, создав в Украине аналог европейских «полицейских структур в статусе военного учреждения». Проще говоря, французской жандармерии и итальянских карабинеров.
Однако даже беглый взгляд на новый законопроект показывает: фактически нардепы-регионалы готовятся подарить президенту возможность создать если не опричнину, то как минимум послушную и надежную личную гвардию, помощнее и позубастее нынешних Внутренних войск, не говоря уже об Управлении госохраны.
Сейчас во Внутренних войсках служат 33 тыс. человек. Их статус и задачи регулируются законом «О Внутренних войсках МВД Украины«. Если не принимать во внимание поправки, то ему уже двадцать лет. Что же предлагают изменить Грицак и Коновалюк?
Для начала о самом предназначении ВВ. Сравните скромное нынешнее „охрана государственных объектов, охрана гражданского порядка, борьба с преступностью" и расширенное „охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и интересов юридических лиц, интересов государства, ее конституционного порядка, суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности от преступных и иных противоправных посягательств". Это из статьи 1 обоих законов.
К охране стратегических объектов, конвоированию заключенных и прочим привычным задачам военнослужащих ВВ новый законопроект добавляет „участие в обеспечении защиты конституционного строя от попыток его изменения и свержения, защиту государственной власти от попытки ее захвата насильственным путем, а также от иных противоправных посягательств". А также, помимо прочего, „участие в осуществлении мероприятий" в рамках режима военного или чрезвычайного положения, противодействие массовым беспорядкам и пресечение деятельности незаконных военизированных формирований.
Однако это не исчерпывающий список. Ведь в новом законопроекте куда-то делась концовка второй статьи предыдущего — «Запрещается использование Внутренних войск для исполнения задач, не предусмотренных этим законом». Выходит, что уже не запрещается.
То есть видно — задачи перед новой организацией ставятся более широкие. Но и полномочия расширяются под стать им. Так, например, военнослужащие ГСП смогут оцеплять и блокировать территории и помещения во время розыска личностей, принимавших участие в массовых беспорядках или совершавших преступления. Для сравнения: в аналогичном пункте в действующем законе сотрудникам ВВ разрешаются подобные действия лишь для задержания личностей, совершивших побег из-под стражи. Разница тонкая, но ощутимая, если планирупредполагаетсяется использовать ГСП для пресечения массовых протестов. Также военнослужащим ГСП планируется дать право «в рамках своей компетентности временно ограничивать доступ граждан» на какие-либо территории с целью обеспечения общественного порядка и безопасности. К праву военнослужащих ВВ заходить на любые объекты и территории при преследовании преступников, сбежавших из-под конвоя или совершивших нападение на охраняемый объект, предлагается добавить право на аналогичный проход «в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества» (сохранена стилистика оригинала).
По новому закону, при необходимости обеспечения безопасности Украины, охраны общественного порядка, жизни, здоровья, защиты прав и законных интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц военнослужащие ГСП в праве ограничивать права и свободы граждан — в порядке, установленном законом. Также ГСП предусматривается дать право проводить мероприятия разведывательного характера — чего у ВВ на данный момент нет.
Изменяется и структура подчинения. Ранее уставы и численность ВВ устанавливал Кабмин, подчинялись войска министру внутренних дел, фактическое руководство осуществлял их собственный главнокомандующий. В 2007-2008 годах между президентом Виктором Ющенко и МВД развернулось целое сражение за право контроля над внутренними войсками и возможость отдавать приказы их главкому, завершившееся победой президента. По новому же закону численность ГСП утверждается Верховной Радой, а вот утверждение уставов и программных документов, равно как и назначение руководства, включая заместителей главкома, — уже компетенция президента Украины.
Что мы имеем на выходе? В случае принятия законопроекта в его нынешнем виде президент получает подконтрольную себе военную структуру с широчайшими полномочиями и обязанностью, помимо всего прочего, пресекать гражданские беспорядки и акции протеста в случае выхода последних за рамки законности. Насколько у нас нечетки рамки законности в отношении права на мирные собрания хорошо известно всем, кто следил за делом о повреждении плитки на Майдане.
Чтобы осознать привлекательность такой структуры для руководства страны, представим, что бы было, если бы она уже существовала на момент известного митинга афганцев? Осенью прошлого года президента не слишком удовлетворила позиция тогдашнего министра внутренних дел Анатолия Могилева. На заседании Кабмина на вопрос «Сможет ли милиция обеспечить принятие (вызвавшего протест) закона?», под которым подразумевалось «Станет ли милиция драться с афганцами, защищая депутатов?», глава МВД честно ответил что-то в духе «Сможем обеспечить порядок на 44% — так, как финансируется сама милиция». Упомянув вдобавок, что и среди самих милицейских начальников есть бывшие афганцы. Возможно, это в конечном итоге стало одним из аргументов в пользу смены Анатолием Могилевым должности и отправки его в Крым: для Виктора Федоровича, должно быть, спокойнее видеть возле себя силовиков, всегда готовых в рамках «защиты конституционного строя» пресечь новый Майдан в любом из его проявлений.
Другое дело, что доселе Внутренние войска тоже жаловались на критическое недофинансирование. Так, в январе 2012 года Счетная палата заявила, что несмотря на предоставленные ВВ в 2010 и 2011 годах финансовые средства в размере 2,2 млрд. гривен, в стране так и не было создано мобильное и оптимальное по численности воинское формирование. «Ситуация с обеспечением внутренних войск вещевым имуществом критическая. Личный состав ежедневно выходит на патрулирование, обеспечивает общественный порядок, охраняет особо важные объекты, осуществляет конвоирование подсудимых и осужденных, должного обмундирования не имеет », — сообщала тогда пресс-служба Счетной палаты.
Однако кто знает, возможно, эта проблема будет вскоре решена? Во всяком случае, Виктор Янукович уделает Внутренним войскам серьезное внимание уже сейчас. Свидетельством тому стремительная карьера экс-замглавы УГО Станислава Шуляка, 30 марта ставшего первым замом командующего ВВ, а уже 1 июня возглавившего структуру. Шуляк довольно близок к своему экс-начальнику по УГО Игорю Калинину, а тот, в свою очередь, небезосновательно считается журналистами одним из наиболее лояльных президенту силовиков. В таких условиях следует рассчитывать, что на обеспечение внутренних войск (как бы они ни назывались) всем необходимым средства найдутся. А в качестве приятного довесочка и дополнительной гарантии лояльности рядовых бойцов закон «О ГСП» предполагает длинный и развернутый список льгот и социальных гарантий для личного состава. Так что в сохранении нынешнего строя и порядка, а также в предотвращении возможных попыток его поколебать у бойцов новой структуры будет и личная заинтересованность.
- Информация о материале
Есть на свете такая организация – Международный союз электросвязи, International Telecommunication Union. Её история восходит аж к позапрошлому столетию. И у колыбели её стояли двое – Информационные технологии и Глобализация. Сообщения-то на большие расстояния люди умели передавать исстари. Долбили в тамтамы. Жгли сигнальные огни на курганах, уведомляя скифскую братию, что в их степи вломился царь Куруша. Хорошо известна роль оптического телеграфа в наполеоновских войнах. Да и в Крымскую кампанию телеграф, уже электрический, был одним из конкурентных преимуществ англичан…
Но и конные гонцы-ангары царя Кира, и греческие скороходы-эмеродромы, и латинские бегуны-курсоры (да-да, "курсор" именно от них происходит) носили вести в пределах своего государства - Персидской империи, города-государства Эллады, Римской республики. А электрический телеграф стал с 1845 года международным, провода пересекли зоны различных юрисдикций. И возникающие при этом проблемы потребовалось решать. И вот для этого двадцать государств, включая Российскую империю, приняли 17 мая 1865 года Первую международную телеграфную конвенцию и "Регламент телеграфной связи", прообраз современных ИТ-стандартов.
Ну а для их поддержания был основан "Международный телеграфный союз", Union internationale du télégraphe, как говорят французы. Его-то потомком и является нынешний Международный союз электросвязи, находящийся в системе ООН. В отличие от прочих кормушек глобальных бюрократов, организация эта весьма полезна, а её Рекомендации, хоть и не имеют никакой обязательной силы, внесли громадный вклад в прогресс ИТ-отрасли.
И вот недавно, в ходе исследования, которое инициировал Международный союз электросвязи, российскими экспертами в области кибербезопасности была выявлена очень интересная проблема. Оказывается, с марта 2010 года как минимум в некоторых странах Ближнего Востока усердно трудится небывалый вирус. Специалисты "Лаборатории Касперского" окрестили его "Пламя", Flame (Worm.Win32.Flame – классификация не по Линнею, но вполне красноречивая). Продукт этот весьма необычен. Поражает его размер – это уже не килобайты, а мегабайты. Кибероружие небывалого размера. Что же – возьмём да и сопоставим его с системой оружия индустриальной эпохи, попробовав выделить общие черты.
Специалисты Касперского назвали его "Пламя". Чудесно, выберем что-либо из зажигательного оружия. Worm.Win32.Flame имеет очень большие размеры. Ещё лучше – выберем систему оружия самого крупного калибра. И поскольку для аналогии мы говорим о делах давно минувших дней, то, не опасаясь разгласить чего недолжного, поведём речь об оружии отечественном.
Итак, возьмём для сравнения с "тяжёлым вирусом" Flame ЗАБ-500-300тш. Самый мощный зажигательный боеприпас ВВС РККА. Зажигательную авиабомбу пятисоткилограммового калибра (именно калибра, а не веса!). Снаряжённую термитными шарами весом в триста грамм каждый. Её создали инженеры А.И. Флегонтов, А.Г. Колпаков и Л.Ф. Шевелкин. Работами руководил главный конструктор завода №145 Наркомата авиационной промышленности И.И. Картуков. Принята на вооружение она была постановлением Государственного комитета обороны №193 от 18 июля 1941 года.
В чём секрет эффективности и компьютерных вирусов, и зажигательных боеприпасов? Да в том, что они используют то, что уже запасено жертвой/противником. В одном случае это компьютерные мощности, в другом – запасы горючих материалов, цепную реакцию окисления которых зажигательный боеприпас только инициирует.
Ну, вот, скажем, широко известный в кругах спецов по кибербезопасности "терморектальный криптоанализ". Он ведёт свою родословную от культовых в 90-е годы прошлого столетия утюга и паяльника. Но это всё хорошо в "спорах хозяйствующих субъектов", когда рядом в изобилии розетки. Но – "в джунглях батареек нет". В полевых условиях применяют иное.
При взятии Ташкента пленный бухарский воин показывает солдатам генерала Черняева (1900 русских против 30000 защитников города, засевших за стенами) маскированный войлоком тайный ход, позволяющий взять город с минимумом потерь и несмотря на подавляющее превосходство неприятеля. Германский "язык", забыв и про присягу Адольфу Гитлеру, и про арийскую солидарность, но и про Frontkameradschaft, радостно рассказывал, где размещены пулемёты, где – полевые орудия, а где в блиндажах спят его камерады, на которых вскоре обрушится огонь артиллерии…
Освежить память и развязать язык помогали или игольчатые штыки, или "финки", слаженные местным умельцем из рессор "шевролетов" и "студеров", с рукоятками из наборного плексигласа от сбитого мессера… Калёное железо, требующее энергии для разогрева, хорошо для садистов, которым нравится процесс. В военных же целях наиболее эффективно или то, что потребляет минимум энергии, или то, что порождает самоподдерживающийся процесс. Будь то размножение компьютерного вируса или просто горение.
Вредоносный код для того, чтобы он самовоспроизвёлся, необходимо ввести в чужой компьютер точно так же, как и зажигательный боеприпас должен добраться до горючих материалов. Вирус "Пламя" любит пользоваться USB-устройствами. Не пренебрежёт и уязвимостью диспетчера печати. Вообще, доступ к чужому компьютеру – важнейшая задача, равно как и создатели зажигательных боеприпасов прилагали немало усилий и остроумия, чтобы их детище добралось до того, что может гореть.
Ну, что представлял собой городской дом тридцатых годов прошлого века? Кирпич стен, жесть или черепица кровель, дерево чердачных и межэтажных перекрытий. Так, конструкторы ЗАБ-500 предусмотрели у неё взрыв на высоте 300 метров. При этом трёхсотграммовые термитные шарики набирали скорость, достаточную для пробития и черепицы, и кровельной жести. Дежурный ПВО со щипцами и ящиком с песком был против них бессилен – изделия, созданные в 1939 году специалистами НИИ-6 Наркомата боеприпасов, горели в течение 18-20 секунд, развивая температуру от 2000 до 2500 градусов Цельсия. Вполне достаточно, чтобы занялось всё, что могло гореть.
Ну а в случае вируса с "многофункциональными" термитными шариками, в которых работала и кинетическая энергия, набранная при падении, и химическая энергия горения, могут быть сопоставлены функциональные модули. Они собирают информацию и с клавиатуры, и с монитора, и из массовой памяти. Да и подслушивать происходящее вокруг компьютера через системный микрофон тоже умеют. (Это что – жаждущим приватности надо покупать ноутбуки без микрофона, а болтать по Skype через внешнюю USB-гарнитуру, которую вынимать после разговора? Ой!)
Характерная черта кассетных боеприпасов, к которым относилась и ЗАБ-500, - работа по площадям, неизбирательное действие. При взрыве на высоте в 300 метров 780 термитных шариков её начинки разлетались по площади в 7000 квадратных метров. Вне зависимости от того, есть ли там горючие материалы и входят ли эти горючие материалы в состав военных или гражданских объектов. Скажем, в Иране было обнаружено 189 функционирующих копий Worm.Win32.Flame, причём большинство – у частных лиц, а вовсе не у государственных организаций, подозреваемых в тайных разработках ядерного оружия.
Данные важные – функционирование вирусов такой сложности возможно лишь в достаточно развитой инфраструктуре, когда компьютер стоит и дома, и на работе, когда через него прогоняются большие объёмы мультимедии. Тогда возникнет ситуация, когда инженер или чиновник, написав дома совсем несекретную бумажку, притащит флэшку с вирусом на службу… Вообще все 382 копии вируса, о которых сообщается, гуляют по странам Ближнего Востока.
Сверхоружием бомба ЗАБ-500-300тш, несмотря на свою эффектность и эффективность, не стала. Слишком дороги были термитные шарики, так что к концу войны приоритет был отдан другим системам оружия. И Worm.Win32.Flame не изменит кардинально стратегическую ситуацию на Ближнем Востоке – иранские специалисты уже написали программу, выдирающую его с компьютеров. Хотя, как рассказывает The Independent, израильский вице-премьер и министр по стратегическим вопросам Моше Яалон в интервью Army Radio многозначительно намекнул, что "Пламя" может быть разожжено Еврейским государством, озабоченным ядерной программой Ирана.
Так что перейдём к выводам. "Горючего материала", то есть компьютерных мощностей, на планете уже накоплено достаточно, чтобы кибероружие и кибертихари могли продемонстрировать свою эффективность. Проблемы его распространения носят международный характер так же, как в позапрошлом веке – распространение телеграфа. Инфраструктура даже "стран-изгоев" достаточно интегрирована в мировую, чтобы быть уязвимой для кибератак, которые, впрочем, проблемы в целом не решают. А вот мелкие неприятности весьма возможны.
Как пишет The Guardian, специалист из Кембриджа с типично английским именем Sergei Skorobogatov вместе с коллегой из Quo Vadis Labs обнаружил уязвимость в чипах, используемых в критически важных системах аэроплана Boeing-787 Dreamliner. (Речь идёт о ProASIC3.) Вероятно, если покопать как следует, то нечто подобное найдётся и в других местах (чип-то используется и в медицинском оборудовании, и в автомобилестроении, и в бытовой технике…).
Удивляться этому не стоит – слишком уж много "топлива" накопила цивилизация, чтобы не возникло соблазна поиграть со спичками. И знать об этой "пожарной опасности" надлежит каждому, пользующемуся ИТ-технологиями, – как правила обращения с огнём важны каждому живущему в деревянном доме. Ведь в застроенной тогда деревом европейской России (Без Области Войска Донского, Остзейских и Привислянских губерний) с 1880 по 1889 гг. случилось 45006 крупных пожаров…
- Информация о материале
Моя подруга в будний день была дома.
Звонок по телефону.
- Вы такая-то?
- Нет.
Звонящая начала перечислять всех прописанных в квартире, пока не дошла до имени отчества моей подруги.
Подруга ответила : Да. Это я.
Далее последовал вопрос «в лоб»: «Вы будете голосовать за Партию регионов?»
Подруга в тихом шоке: «Я не хочу вам отвечать, это мое личное дело»
«Вы думайте. Мы еще вам перезвоним» -и повесили трубку.
Тон звонящей был такой, что подруге хотелось спросить: «А если я не буду голосовать за Партию регионов, вы мне и газ, и воду перекроете, или что-то одно?» Не успела.
Мать – пенсионерка, рассказала, что уже такой звонок был. Мать тогда ответила: «Я не знаю, я еще думаю»
Соседка – пенсионерка рассказала, что и ей звонили. После вопроса будет ли она голосовать за Партию регионов и ее невнятного ответа перепуганным голосом, спросили, хочет ли она получать ежемесячную прибавку к пенсии 10 гривен. Та ответила: «Хочу». Продиктовала им все свои паспортные данные, номер пенсионного, идентификационный код.
Наши пенсионеры - преимущественно несчастные, полуголодные, давно уставшие от своей жизни, и от борьбы за выживание на протяжении всей жизни. Они собственной шкурой прочувствовали и сталинизм, и «свободные» брежневские времена, хорошо понимают кто сейчас у власти.
А тут идут такие уговоры в приказном и пугающем тоне. Такой себе коллекторный метод? Многим, наверне, будет проще получить эти 10 гривен, чтобы им больше не звонили.
Вариант: записаться на деньги и вдругдействительно получить эту жалкую прибавку, а проголосовать по совести – это не для наших многолетнебитих и многолетнепуганых пенсионеров, если оппозиция не проведет разъяснительную работу, о том что власть не сможет определить кто как проголосовал.
Лучше это сделать в виде рекламы на телеканал (хоть на один):
«Дают гречку, дают деньги– бери,если хочешь, но голосуй по совести.
Отпечатки пальцев с бюллетеня снимать не будут. На детекторе лжи проверять не будут. Видеокамеры под столом не будет».
Но это будет эффективно при условии, если ПР, например, не придет к пенсионеру с заявлением (для подписи) о желании голосовать дома. 10 гривен получил? Подписывай.
- Информация о материале
Страница 1137 из 1561
