Согласно декларациям власти, создание государственного земельного банка (ГЗБ), получившее зеленый свет в парламенте на уходящей неделе, должно стать одним из краеугольных камней земельной реформы. На него возлагают надежды, с одной стороны, как на финансовый локомотив модернизации АПК, с другой — как на маркетмейкера, который будет способствовать формированию адекватных цен на землю. Но где ГЗБ возьмет десятки миллиардов, чтобы удовлетворить кредитный спрос? За счет чего значительно удешевит и продлит займы? Удержится ли от соблазна монополизации рынка? Не станет ли источником грандиозной коррупции и основным продавцом земли иностранцам? Пока вопросов значительно больше, чем ответов.

Процесс пошел?

21 июня с.г. Верховная Рада приняла в целом законопроект №10043 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности». Одна из норм этого документа предусматривает создание госзембанка. Утверждалось данное положение с большим скрипом, получив необходимые голоса лишь со второй попытки, а в сравнительной таблице соответствующая поправка (№76) якобы появилась едва ли не перед самым голосованием.

Этот закон оппозиционеры уже назвали антигосударственным и в случае подписания президентом пообещали обратиться в Конституционный суд. Как заявил депутат от БЮТ Сергей Соболев, отсутствие госзембанка было одним из предохранителей, который делал невозможной продажу земель сельхозназначения даже при отмене моратория (наряду с «отсутствием передачи земель и отсутствием земельного кадастра»). «В случае, если не продлевается мораторий, автоматически вступают в силу все статьи этого закона. Это значит — открываются шлюзы по продаже земель сельхозназначения», — подчеркивал парламентарий.

«Исключительно по стечению обстоятельств» в этот же день глава Госземагентства Сергей Тимченко сообщил, что в ближайшее время возглавляемое им ведомство, а также Минагропрод и НБУ передадут на рассмотрение правительства план по созданию ГЗБ как отдельной самоокупаемой институции, которая будет управлять госземлями (купля-продажа, сдача в аренду и т.п.) и осуществлять финансовые функции (кредитование аграриев под залог земель под 8—9%). Планируется, что ГЗБ будет получать средства не только из бюджета, но и от собственных операций. Его уставный капитал сформируют земли госсобственности (около 10 млн. га).

Руководитель Госземагентства сделал акцент на том, что госзембанк заработает только после создания рынка сельхозземель в стране. «Я думаю, он (законопроект „О рынке земель") будет принят новым парламентом, но в этом году. И отсюда будут понятны сроки завершения земельной реформы», — резюмировал С.Тимченко.

В декабре 2011 года Верховная Рада приняла в первом чтении закон №9001-д «О рынке земель», также предусматривающий создание госзембанка. Документ сразу же вызвал острую критику. Представители международных финансовых организаций (МФО) и иностранного бизнеса критиковали его за закрепление права получения собственности на сельхозземли только за гражданами-физлицами (не более 100 га в одни руки); государством в лице органов исполнительной власти, ГЗБ; территориальными общинами (то есть иностранцы и юрлица оказываются за бортом). Агрохолдинги к этому перечню добавляли неадекватные, по их мнению, ограничения относительно аренды (6 тыс. га в одном районе, 5% в пределах области). Банки возмущало фактическое устранение их с рынка кредитования агросектора (в частности, из-за нормы об исключительном праве ГЗБ быть залогодержателем земель).

В конце апреля нардепам вручили законопроект, подготовленный ко второму чтению комитетом по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВР. Эта редакция несколько отличается от первой. Иностранцам и отечественным юрлицам и в дальнейшем предлагается не предоставлять право собственности на угодья. Арендные лимиты немного скорректированы — не более 10% угодий на территории района и 100 тыс. га — в пределах Украины. Более существенно были изменены «околокредитные» положения.

Так, норма об исключительном праве госзембанка брать землю в залог исчезла. Если сначала отчуждение банками (кроме ГЗБ) земель предполагалось осуществлять через торги в течение шести месяцев, то в обновленном варианте документа — на протяжении года. При этом продажа должна происходить на земельных торгах, которые проводятся в виде аукциона (эта норма, правда, не распространяется на ГЗБ). «Этот текст законопроекта учитывает все предварительно высказанные замечания относительно монопольной позиции государственного земельного банка и обеспечивает равенство условий для конкуренции между ГЗБ и коммерческими банками на рынке кредитования агросектора», — отметила в комментариях для ZN.UA заместитель председателя совета НАБУ, глава правления банка «Киев» Светлана Скосырская.

В документе прописано, что учредителем госзембанка будет Кабмин, причем этот банк не будет подлежать приватизации и продаже при возбуждении дела о банкротстве.

Основной задачей учреждения определено кредитование сельхозпроизводителей. Стоимость кредитов не должна превышать учетную ставку НБУ на 5%, то есть в нынешних условиях — не более 12,5% (в первом варианте документа предлагалось предоставлять кредиты под ставку «не более 3 процентов ставки (?) НБУ» — мягко говоря, странная формулировка, на которую уже обращали внимание эксперты). Также госзембанку предлагается предоставить право покупки и продажи угодий для ведения товарного сельхозпроизводства.

По большому счету, ни законопроект №9001-д, ни законопроект №10043 не дают четкого понимания, как именно будет работать госзембанк. Первым из названных документов предусмотрено, что формирование уставного капитала ГЗБ, его капитализация могут осуществляться не только денежными взносами, но и землями (о чем, собственно, и говорил 21 июня С.Тимченко). То есть финучреждение сможет работать не только с ресурсами, которые вольет в него правительство, но и за счет продажи госземель. Кроме того, как отмечал первый заместитель аграрного министра Н.Безуглый, на первых этапах банк будет существовать за счет поступлений от размещения ипотечных облигаций под залог государственных угодий и международных кредитов, привлеченных под гарантии правительства.

Проект или прожект?

«Единственной возможностью обеспечить низкие процентные ставки при кредитовании аграриев со стороны государственного земельного банка является привлечение им ресурсов на нерыночных условиях. А поставщиком ресурсов на нерыночных условиях может быть только государство, — считает директор департамента организации, стратегии и PR Кредобанка Роман Лепак. — Каким образом планируют финансировать кредитную активность ГЗБ — путем постоянного увеличения уставного фонда (как в случае с Государственным ипотечным учреждением) или через льготное рефинансирование НБУ, или другим путем — это уже тактический вопрос».

Представители НБУ традиционно подчеркивают, что рассматривают рефинансирование прежде всего как краткосрочный инструмент поддержки ликвидности. Поэтому выдача госзембанку долгосрочных займов была бы нарушением со стороны регулятора этого принципа.

В комментариях ZN.UA экс-руководитель Минфина Игорь Уманский, ссылаясь на собственные источники в Минфине и Минагрополитики, сообщил, что на первом этапе рассматривается вариант вливания в капитал ГЗБ 1,5 млрд. грн., что сделает возможной выдачу займов на 15 млрд. грн. Однако, по мнению эксперта, вряд ли НБУ пойдет на то, чтобы покрыть вероятную ресурсную дельту в 13,5 млрд. грн. только рефинансированием. «Здесь следует принимать во внимание ограничения по соотношению собственного капитала и привлеченных средств. И даже если центробанк установит отдельные нормативы для госзембанка, он вынужден будет считаться и отвечать за вероятные инфляционные последствия», — констатирует финансист.

В эффективность выпуска «земельных» облигаций И.Уманский не верит. По его мнению, этот инструмент вряд ли заинтересует инвесторов, учитывая предусмотренные ограничения на владение землей и необходимость продажи в случае невыполнения обязательств эмитентом. Кроме того, как добавляет старший финансовый специалист представительства Всемирного банка в Украине Анжела Пригожина, в частности, западные инвесторы ориентируются не столько на само обеспечение по облигациям, сколько на его способность генерировать стабильные денежные потоки. «В случае, скажем, ипотечных облигаций западные инвесторы покупают не квартиры, а пулы кредитов с четкими условиями и доходностью. Сама по себе земля, за которой нет качественного инвестпроекта, не очень привлекательна», — отмечает эксперт.

Неопределенным выглядит и вариант продажи госземель для наполнения ГЗБ. Причина — ограничение относительно владения и пользования землей юрлицами. Хотя и в ожидаемых регламентах лазейки найдутся, скажем, путем массовых оформлений физлиц-резидентов. Вопреки этому, в печати циркулируют данные, что в Китае (как в едва ли не самом вероятном иностранном инвесторе в украинский рынок земли) уже созданы два инвестфонда на 10 и 5 млрд. долл. для приобретения сельхозугодий. Считается, что «мешки денег» наготове и в странах арабского мира, в частности в Египте.

«Египетский частный сектор проявил интерес к украинскому рынку земли, учитывая ее высокое плодородие и то, что инвестиции в такие земли должны стать выгодной бизнес-перспективой. Сейчас очень сложно оценить объем египетских инвестиций, поскольку это зависит от существующего со стороны Украины предложения и от неустойчивой среды мировой экономики, — сообщил ZN.UA Чрезвычайный и Полномочный Посол Египта в Украине Ясир Мохамед Атеф Абдель Кадер. — Заметим, что египетские инвесторы предпочитают покупку земли».

«Насколько я знаю, в Китайском инвестиционном фонде (China Investment Corporation (CIC) — национальный суверенный фонд Китая. — Авт.) не планируют потратить 10 млрд. долл. на покупку украинской земли, — заверил нас советник по торгово-экономическим вопросам посольства КНР в Украине Ло Вейдун. — Но нельзя отрицать, что предприятия обеих стран интересуются земельной реформой и следят за принятием законов. Возможность получения долгосрочного и стабильного права на использование земли окажет большое влияние на сотрудничество в этой отрасли».

Вероятным, но непростым с точки зрения реализации является «насыщение» госзембанка путем наращивания госдолга. Привлечь займы на международных рынках правительству в ближайшее время будет сложно, причем не только из-за напряженной ситуации в Европе, но и с учетом необходимости выполнять государством текущие немалые обязательства, по крайней мере в 2012—2013 годах. Нынешняя же стоимость ресурса на внутреннем рынке, мягко говоря, усложняет дешевое кредитование аграриев через ГЗБ.

Реалистичным способом наполнения госзембанка являются фискальные изменения. В интервью ZN.UA глава Госкомзема С.Тимченко (№36 от 7 октября 2011 года) сообщал: рост ставки земельного налога с 0,01% (сейчас около 12 грн. за гектар) до 1% и повышение нормативно-денежной оценки земли могли бы принести несколько миллиардов гривен. Помогло бы в этом контексте и управление (в т.ч. сдача в аренду) госземлями или землями, «положенными» на депозит (переданными в управление частными собственниками). Но тем же агрохолдингам как потенциальным арендаторам будут препятствовать лимиты на концентрацию земель в 100 тыс. га (если будут утверждены). Хотя и их можно обойти, скажем, «подробив» компании. Правда, государство должно закрыть на это глаза.

По мнению Р.Лепака, не исключено, что в работе ГЗБ будет использован действующий механизм компенсации за счет бюджета части процентной ставки по кредитам, что, в конце концов, позволит ему попробовать привлечь средства на рыночных условиях путем эмиссии облигаций, с помощью внешних займов. «Преимуществом такого механизма является хотя бы то, что в этом случае государству не нужно выделять финансирование сразу на всю величину кредитного портфеля, а только часть, необходимую для покрытия разницы в ставках, а это почти в десять раз меньшие суммы», — отмечает банкир.

Госзембанк: сколько людей, столько и мнений?

По мнению Игоря Уманского, теоретически обеспечить ГЗБ дешевым ресурсом могло бы привлечение к управлению, а то и в его капитал международных финансовых организаций — Всемирного банка, IFC, ЕБРР, которые могли бы предоставлять в перспективе дешевые займы для активных операций учреждения. Однако проблема в том, что МФО относительно госзембанка настроены очень скептически. Так, МВФ устами своего постоянного представителя в Украине Макса Альера публично призвал украинское правительство воздержаться от поспешных решений о создании новых финучреждений, в том числе таких, как государственный земельный банк. «Международный опыт свидетельствует, что результаты деятельности подобных учреждений неэффективны, при этом они дорого обходятся», — отметил г-н Альер.

Как конкретизирует А.Пригожина из Всемирного банка, госзембанки как сугубо финансовые структуры создавались в основном в 60— 70-х годах прошлого века и не очень успешно себя зарекомендовали, будучи преимущественно убыточными и требуя постоянной господдержки. Среди относительно «свежих» и близких Украине примеров — Венгрия. В 1999 году в этой стране был основан ГЗБ, но уже через два года его после продолжительных дискуссий приватизировали. Одна из причин — деформация рынка аграрного кредитования: коммерческие банки не могли конкурировать с госструктурой с точки зрения дешевизны займов. Сейчас владельцы экс-ГЗБ — это преимущественно комбанки, у государства же остался незначительный пакет. Эта структура является фактически банком второго уровня и занимается рефинансированием участников рынка, выдающих кредиты сельхозпроизводителям.

По словам представительницы Всемирного банка, земельные банки в других странах существуют главным образом в виде не финансовых структур, а фондов управления землей, причем государственной (land banks). Их ключевая цель — эффективное управление землей, что должно способствовать повышению ее качества и рыночной стоимости. Происходить это может в том числе путем сдачи земли в аренду, продажи, выкупа и т.п. В упомянутой уже Венгрии часть средств, полученных земельным фондом от управления вверенными ему земельными ресурсами, поступает в бюджет, а часть остается на развитие, что позволяет реализовывать также вместе с комбанками проекты, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса в аграрном секторе.

Примером для Украины мог бы стать опыт и других восточноевропейских стран, в частности Литвы, считает экс-министр аграрной политики Александр Баранивский. «Вот, например, у меня есть 10 га земли, и я хочу взять кредит. Я договариваюсь о займе с коммерческим банком, после этого мы вместе с ним обращаемся в госзембанк. Тот анализирует соглашение, учитывая в том числе, насколько адекватно комбанк оценил земли, при необходимости он может корректировать стоимость согласно параметрам собственной базы данных. Когда же все согласовано, тогда комбанк выдает мне кредит. Но обеспечением выступает не земля, а гарантии ГЗБ. И именно госзембанку я передаю землю в залог. В случае же, если я не возвращаю заем, вопрос с комбанком закрывает ГЗБ. Сделать это он может в том числе путем продажи земли на рынке по адекватной цене», — отмечает экс-руководитель Минагрополитики.

Преимуществом модели зембанка как прежде всего банка данных (как вариант — с возможными дополнительными функциями финпосредника) А.Баранивский считает то, что он способствует формированию на рынке адекватных цен на земельные ресурсы и может выступать гарантом прозрачности и законности операций купли-продажи. «Зембанк как банк данных о каждом участке земли нужен для того, чтобы крестьянин мог обратиться за помощью при продаже. ГЗБ выставляет землю на торги, чтобы крестьянина не обманули, и продает по реальной цене. При этом покупатель знает, что покупает землю через госгаранта. Государство ничего не теряет, а две стороны выигрывают», — говорит А.Баранивский.

У коммерческих банков отношение к перспективам ГЗБ двоякое. С одной стороны, некоторые банкиры соглашаются с тем, что рынку не помешал бы маркет-мейкер, который бы способствовал формированию адекватных цен на земельные ресурсы и обезопасил страну от перекосов, которые в конце концов могли бы привести к обезземеливанию крестьян, а в перспективе — и к социальным катаклизмам. С другой — многих финансистов пугает возможность создания монстра, который если и не монополизирует полностью рынок аграрного кредитования, то создаст значительные препятствия для нормальной работы комбанков.

Особенно банкиров настораживает вероятная необходимость согласовывать цену продажи залоговых земель в случае невыполнения заемщиками своих обязательств или даже предоставление ГЗБ права приоритетного выкупа земли. И хотя драконовские нормы из законопроекта постепенно вроде бы и выветриваются, гарантии, что в последний момент они снова не появятся (с «голоса» при рассмотрении во втором чтении), нет.

В любом случае очевидно, что у комбанков может появиться конкурент с более дешевыми кредитными предложениями. «Если ГЗБ будет кредитовать конечных заемщиков за счет ресурсов госбюджета или НБУ, то коммерческие банки, как и сейчас, будут оперировать прежде всего ресурсами, привлеченными на депозитном рынке под рыночные ставки. Вряд ли такие условия доступа к ресурсам для кредитования агросектора являются конкурентными», — констатируют в Кредобанке.

При этом И.Уманский считает, что интересной для всей системы была бы работа ГЗБ как банка второго уровня, если бы он рефинансировал участников рынка, сотрудничающих с аграриями по определенным стандартам (как в случае с ГИУ). Кстати, такую идею прорабатывали еще при предыдущем правительстве.

Симптоматично, что многие представители и властной, и оппозиционной среды прохладно относятся к предоставлению права коммерческим банкам брать землю в залог, ведь это, мол, может привести к теневой приватизации земли. По мнению, в частности, экс-министра агрополитики Ивана Кириленко, обеспечением по агрокредитам должны были бы быть не земельные ресурсы, а право пользования ими. «Соответственно через банк возможно изменение только землепользователя (арендатора), а не владельца», — уточнил в комментариях ZN.UA бывший руководитель МинАПК.

Вместе с тем А.Пригожина из Всемирного банка призывает не преувеличивать интерес западных инвесторов к украинской земле. «Чтобы банки смогли стать спекулянтами на этом рынке, нужно знать, что за рубежом есть очень высокий спрос. А эти ожидания могут и не оправдаться. В Украине проблемы с инвестиционным климатом, к тому же земля требует крупных инвестиций, развития инфраструктуры… Есть очень узкая группа инвесторов, у которых много свободной ликвидности и которые готовы купить землю на перспективу», — констатирует эксперт. Что же касается инвесторов с Востока, то здесь А.Пригожина менее категорична. По ее мнению, в переговорах относительно привлечения китайских инвестиций в Украину вопрос земли может фигурировать. «Инвестировать или нет и каким образом инвестировать в украинские земли, зависит от личного решения китайских предприятий, правительство не вмешивается и не влияет на их решение», — дипломатично парирует представитель посольства КНР Ло Вейдун.

Подводя итоги

В госбюджете на текущий год на создание ГЗБ уже предусмотрено 120 млн. грн. Если ГЗБ действительно будут создавать с нуля, вряд ли он сумеет начать полномасштабное кредитование в ближайший год, а то и два. Финансисты не исключают, что разворачивать, скажем, полноценную региональную сеть ему и не придется. Для этого могут быть использованы отделения Ощадбанка или помещения Госкомзема. «Стандартные требования к банкам (защищенный кассовый узел, хранилище и т.п.) к учреждениям ГЗБ, скорее всего, не будут применяться, потому что он не будет осуществлять кассовое обслуживание клиентов», — считает Р.Лепак из Кредобанка.

Однако все это в значительной мере технические вещи, хотя и, конечно, очень важные. Не менее техническими, в конце концов, хотя и гиперважными будут нормы, которые парламентарии выпишут в окончательной редакции закона «О рынке земель» или в отдельном нормативном акте. В украинских условиях ключевое значение имеют мотивы, которыми руководствуются инициаторы создания госзембанка. Именно от этого зависит, как этот потенциально мощнейший инструмент будет использован: для привлечения инвестиций и оживления экономики Украины либо массового дерибана главного из оставшихся у страны стратегических ресурсов.

Сейчас одной из самых широко обсуждаемых тем является проект нового Трудового кодекса. И это понятно - он будет касаться всех работающих граждан. И каждый раз в процессе обсуждения слышны такие эпитеты: "рабский кодекс", "крепостной закон", "антинародный свод". С одной стороны, Украина вынуждена жить по старому трудовому законодательству 70-х годов прошлого века - и его пора менять. Но если и принимать новый проект, то не в редакции, предложенной Партией регионов.

Работников лишают шанса

Среди основных проблем нового кодекса обычно называют превалирование интересов работодателя в отношениях с наемным работником. И действительно, в проекте существует ряд положений, позволяющих говорить о таком перекосе. Так, если ответственность работника перед работодателем устанавливается в двадцати статьях кодекса, то ответственность работодателя - лишь в пяти. Особенно заметная диспропорция существует в материальной ответственности. Кодекс в целом позволяет работодателю найти обоснованные причины для задержки заработной платы, не компенсируя задержку, в то время как материальная ответственность работника за причиненный ущерб может быть очень высокой.

Законопроект также позволяет в некоторых случаях на определенный срок увеличивать рабочую неделю до 60 часов, а рабочий день - соответственно до 12-ти. Изменяются и нормы составления коллективного договора, который теперь фактически диктуется работодателем в одностороннем порядке, игнорируя мнение профсоюзов и отдельных работников. Причем в случае невыполнения собственных обязательств по такому договору работодатель также вполне может избежать ответственности. Вызывают недовольство критиков кодекса и такие неприятные мелочи, как узаконенное видеонаблюдение и прослушивание, принудительные прививки и медосмотры.

Чьи интересы превыше всего?

Запутанной кажется и процедура реализации права на отпуск. Так, согласно проекту график предоставления отпуска хотя и согласуется с работником, но без письменного приказа руководителя не вступает силу, что, соответственно, не позволяет работнику воспользоваться своим отпуском вне зависимости от изменчивой воли начальства. Работодатель также получает право отправлять подчиненных в неоплачиваемый отпуск сроком до двух месяцев без увольнения и всякой компенсации.

Примерно так выглядят основные претензии к законопроекту. И при внимательном рассмотрении создается впечатление, что основная задача данного кодекса - всего лишь узаконить сегодняшнее фактическое положение дел. В стране, где огромный  процент работающих даже не проходит процедуру официального оформления, трудно вообще говорить о какой-либо реальной защите прав трудящихся. Не секрет, что в нашей стране масса граждан и так вынуждена работать по 10-12 часов, а согласно опросам до половины работников не используют свое право на отдых.

Низкий уровень правосознания, страх перед безработицей и отсутствие всякого внятного понимания о путях защиты своих прав отдают наемных работников в полное распоряжение работодателей. А такие явления, как тотальный контроль за действиями сотрудников, волевые распоряжения руководства относительно рабочего графика, отсутствие компенсаций за переработки, многим не представляются такой уж проблемой на фоне многочисленных невыплат заработной платы и неформальной системы увольнений. Критикуемая недооценка предлагаемым законом роли профсоюзов на самом деле отражает лишь их реальное бессилие и недоразвитость в нашем обществе.

Нужен референдум!

Таким образом, новый законопроект в реальности не приведет к изменению положения наемных работников. Он лишь законодательно закрепляет те взаимоотношения в трудовой сфере, которые уже давно сложились в нашей стране на практике. Правящая партия вместо попыток упорядочить трудовые взаимоотношения, увеличить количество привлекательных рабочих мест, обеспечить стабильность и предсказуемость экономики, повысить юридическую грамотность населения теперь просто пытается законсервировать ситуацию, перевести крайнюю зависимость работника из состояния "де факто" в состояние "де юре".

При этом у Трудового кодекса есть все шансы на то, что он будет принят большинством депутатов независимо от цвета партбилета каждого из них. Народным избранникам по своему социальному положению намного легче представить себя в роли хозяев и работодателей, коими они в большинстве случаев и являются в своей внепарламентской жизни, чем в роли наемных работников.

Опыт последних двадцати лет свидетельствует, что такой серьезный в демократических странах институт, как профсоюзы, у нас фактически не работает, а наемный работник бесправен. Поэтому логично, что общественное движение "Украинский выбор" предлагает вынести обсуждение нового Трудового кодекса за пределы парламента. Такие законопроекты должны приниматься только на всеукраинском референдуме по народной инициативе. Потому что только народ заинтересован в защите своих прав. Все остальные предложения - это лишь разнообразные варианты "крепостного права".

Глава министерства внутренних дел Виталий Захарченко выступил с предложением ограничить украинцам доступ к информации в интернете. Что именно собирается скрыть от соотечественников главный милиционер пока неизвестно, и хотя эксперты видят в этом прямое нарушение прав человека, все же считают, что реализовать инициативу МВД в Украине практически невозможно.

«Мы уже выступили с такой инициативой – отрегулировать (доступ к информации в интернете, - ред.). Я могу, как министр внутренних дел, выходить с инициативой на Кабинет министров, для того, чтобы принимать соответствующие решения через Кабинет министров. Вот такие шаги мы сейчас и делаем», - «порадовал» журналистов Виталий Захарченко.

Почему милиция именно сейчас заинтересовалась всемирной паутиной, глава украинского МВД объяснил просто: днепропетровские подрывники пользовались инструкциями из интернета.

«На мой взгляд, в интернете очень много различной информации, в которой часть населения, например подростки, вообще не должны иметь возможности доступа. Эти отношения не совсем, до конца у нас четко отрегулированы законодательством», - добавил чиновник.

Правда, эксперты в заботу МВД о моральном воспитании подростков не верят. По их мнению, таким образом, власть пытается ввести цензуру в сети. Радует только то, что в нынешних условиях в Украине попросту невозможно реализовать предложение, выдвинутое Виталием Захарченко.

«Я считаю это решение глупым. Подобные вещи не могут увенчаться успехом. Будет давления на СМИ, цензура в Интернете. И рано или поздно это приведет к тому, что власть получит очень сильного оппонента в лице всех журналистов в стране», - сказал Фокус.ua глава парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Юрий Стець.

Лидер Интернет партии Украины Дмитрий Голубов считает, что, во-первых, в Украине нет специалистов, которые могут реализовать подобную инициативу. «Во-вторых, Захарченко озвучивая свое предложение, сказал, что днепропетровские террористы пользовались инструкциями из интернета. Но они также снимали деньги с банковской карточки. Тогда Захарченко должен предложить Кабину и карточки запретить», - отметил он.

Хотя и признает, что доля рациональности в затее главы МВД есть. «В сети действительно есть много негативной информации – порнографические сайты, сайты, через которые распространяются наркотики. Конечно, их нужно запрещать к просмотру детям. Но я думаю, что все понимают, к чему клонит Захарченко. И о детях он думает в последнюю очередь. Завтра он может решить, что на сайте Фокус.ua новости, которые не нужно читать детям, и надо его закрыть», - подчеркнул Дмитрий Голубов в комментарии Фокус.ua.

Не верит в реализацию планов руководства милиции и правозащитник Владимир Чемерис. «Конечно, можно повлиять на провайдеров, но вопрос в том, что сайты можно выносить за границу. То есть контролировать интернет невозможно. Чтобы его контролировать, нужно иметь целую армию правоохранителей как, например,в Китае. Это уже не первая попытка украинского правительства ограничить информацию в Украине. Таких попыток было много - и во времена Кучмы, и при Ющенко - и все они заканчивались ничем. Думаю, что точно также ничем закончится и эта очередная попытка», - объяснил Фокус.ua эксперт.

А правозащитник Александр Шевченко, присоединяясь ко всему вышесказанному, называет инициативу Виталия Захарченко нарушением прав человека. «Дальше пойдет документирование информационных агентств и так далее. Это напрямую нарушение права человека на информацию», - заверил он Фокус.ua.

Принятие депутатами Верховной Рады очередного закона, направленного на борьбу с курением, вряд ли улучшит медицинскую статистику Украины. Ведь врагом нашего здоровья является не только табак!

Наша пропаганда

Никотин, конечно, штука вредная. И его капля действительно может убить даже лошадь. Правда, чтобы принять эту самую каплю никотина, придется за день выкурить несколько блоков сигарет. Самое смешное, что такую же дозу никотина вы получите, сожрав за один присест фуру помидор или картошки. Да, в них тоже содержится никотин, потому что эти растения – родственники. А еще в картошке, особенно зеленой, можно найти опасный яд соланин. Ну да вы это и так знаете!

Вообще, опасные вещества можно найти почти во всех растениях. Вопрос лишь в их концентрации и нашем аппетите. К счастью, наши животы не безразмерные, да и докуриться до потери пульса мы не можем. Именно поэтому еще никто никогда не закурил себя насмерть «Беломором», с чем антитабачная пропаганда и не спорит. Она всегда говорит о смертельных последствиях регулярного многолетнего курения. Курил человек, курил - и накурил за пятнадцать лет рак легких. Или проблемы с сердцем. Так утверждает пропаганда!

Большинство людей привыкли верить пропаганде. Именно поэтому они ходят на выборы и в супермаркеты, голосуют за разрекламированных кандидатов и покупают разрекламированный товар. Хотя есть и недоверчивое меньшинство - источник сомнений, претензий и смут. Это меньшинство не может понять настойчивую истерию антитабачной пропаганды. Такое впечатление, что обитатели пресловутой «мировой закулисы» просто решили отработать некий механизм, который бы демонизировал какой-то товар, объявлял его вредным, постепенно ограничивал его потребление до минимума, а затем бы и вовсе ставил вне закона. И для тренировки выбрали табачные изделия, позаимствовав все элементы антитабачной кампании у Адольфа Гитлера.

Зачем? На этот вопрос ответить так же сложно, как и изобличить невидимых кукловодов человечества. Но зачем-то им нужны такие механизмы. И не только вывода из торговой сети групп товаров. Уже отработаны и эффективно действуют механизмы вывода из строя политических деятелей и целых политических идеологий! Вы заметили, что объявление неугодной партии «фашистской» или «экстремистской» (с последующим запретом), а неугодного президента «диктатором» и «тираном» (с последующим его свержением) проходит по одним и тем же схемам? Словно некий единый центр рассылает по всем странам единые инструкции, обязательные к выполнению.

Впрочем, оставим теорию мирового заговора для другого раза. Зададимся другим вопросом: почему же, подвергнув остракизму табак, никто (ни мировая закулиса, ни собственные депутаты) в упор не замечают другие, куда более опасные для нашего здоровья вещи?

Наша еда

Что может быть опаснее никотина? Чтобы узнать это, достаточно пойти в супермаркет, походить по его рядам и внимательно почитать, из чего сделан тот или иной товар. Следует заметить, что для этого многим из вас потребуются очки, а то и лупа, потому что «по чистой случайности» состав всегда написан самым мелким шрифтом, а иногда даже на какой-то тарабарщине. И это неспроста!

Вот в отделе бытовой химии стоят разные моющие средства. Берем жидкость для очистки раковин, читаем: вода, ортофосфорная кислота, отдушка, ПАВ. А вот средство для снятия накипи с чайника. В ней тоже есть ортофосфорная кислота. Теперь выходим из отдела, идем по широкому проходу и останавливаемся перед рекламной витриной-холодильником с кока-колой. Берем холодненькую бутылочку и читаем состав: колер, сахар, кофеин, ароматизаторы и… снова ортофосфорная кислота!

Та самая, которой удаляют накипь с чайника и ржавчину с раковины. Конечно, в куда меньшей концентрации, но все же! От мысли, что этот напиток способен растворить не только накипь, но и зубную эмаль, а заодно прожечь дырки в пищеварительном тракте, вдруг делается нехорошо.

Самое «смешное» происходит тогда, когда вы заходите в кафетерий, садитесь за столик, а затем подключаетесь к Wi-Fi и набираете в поисковике «состав кока-колы», потому что среди выданных ссылок сразу бросается в глаза заголовок «Состав «кока-колы» ужаснул онкологов». Да уж…

Но не будем метать навоз в известный на весь мир бренд, ведь похожий «разъедающий» состав имеют очень многие газированные напитки. В некоторых вообще можно найти даже адипиновую кислоту! Рабочие химических предприятий знают: цеха «адипинки» - одни из самых вредных производств. Это вещество вообще является сырьем для производства полиамида. Кому только пришла в голову идея насыпать его в лимонад?!

Остается лишь с ностальгией вспоминать наше безоблачное детство, когда «ситро» делали из натурального сиропа, и единственной «химией» в нем была лимонная кислота. Увы, но вместе с Советским Союзом канули в небытие и натуральные советские пищевые ГОСТы. Теперь и отечественный производитель перешел на общемировую рецептуру, которая словно навязывается всем из того же единого центра… Черт, мы опять упираемся в теорию мирового заговора…

Мы взяли в руки только бутылку газировки. Но в супермаркете продают сотни наименований продуктов, которые отнюдь не полезны для человеческого организма. Это если очень мягко выразиться! Кислоты, ароматизаторы, усилители вкуса, красители, консерванты, стабилизаторы, загустители… Недавно в составе мороженого я с удивлением увидел химическое вещество, используемое для производства резины, а также известное как яд для тараканов. Господи, помилуй!

Гидрогенизированные жиры и канцерогены фритюрниц. Генетически модифицированные овощи и «крабовые палочки», в которых от крабов нет ничего, кроме названия. Мясо, вымоченное в тех самых химикатах, в которых маринуют покойников, – чтобы не портилось раньше времени. Псевдокопченые окорока, пропитанные неким «жидким дымом». Можно ли надеяться, что он является менее вредным, чем табачный?

Наш воздух

Каждый житель села, приезжая в город, всегда морщит нос. Нет, не от «аромата» вокзального сортира. Тонкое обоняние селянина раздражает коктейль типичных городских запахов.

Десятки тысяч автомобильных выхлопов, сконцентрированных на нескольких квадратных километрах, в том числе чадящие прямо под окнами дизельные «фуры», каждая из которых стоит целой толпы курильщиков! Дымящиеся трубы котельных и ТЭЦ, которые даже в газовом варианте выбрасывают из своих труб не только безобидные «цэ-о-два» и «аж-два-о». И смердящие, словно ворота ада, трубы металлургических и химических предприятий, дым которых способен сократить жизнь работающих на них и проживающих рядом людей настолько, что никакому никотину это не по плечу.

Горожане не замечают этих запахов. Мы родились среди них, для нас это нормальная атмосфера. Когда житель мегаполиса или индустриального центра попадает в провинцию, он с восторгом вдыхает полной грудью странный, но приятный воздух, наполненный свежестью леса, луговой росой, запахами цветов - ну и, бывает, разбросанных среди них коровьих «лепешек». Которые все равно менее вредны для здоровья, чем дымящаяся мусорка.

Но опасными могут быть даже те запахи, которые мы считаем приятными. Мы слишком увлеклись различной парфюмерией, забывая, что всё, что не стоит несколько сотен гривен, является производным химического производства. Духи, дезодоранты, освежители воздуха, ароматные масла и мыло – многие люди вдыхают эти запахи чуть ли не круглосуточно. Вы уверены, что это менее безопасно, чем «пассивное курение»?

Пропаганда регулярно вещает, какие болезни вызывают сигареты и сколько курильщиков заканчивает раком, язвами, инфарктами. Большинство ей смиренно верит, не задумываясь о том, сколько курящих людей заболело раком благодаря канцерогенным выбросам и химическим добавкам. Скольким людям прожгли язву кислоты газированных напитков и различных соусов-кетчупов. Сколько народу получило в нагрузку к трансжирам атеросклероз сосудов и, как следствие, проблемы с сердцем.

Мы не будем спорить о том, что быстрее сведет человека в могилу: ежедневное выкуривание пачки сигарет, работа на комбинате или обеды в кафетерии. В той или иной степени вредно всё. Однако если табачный дым вредит только курильщикам и их близким, то в группу риска потребителей вредных продуктов и людей, дышащих «грязным» воздухом, входит до 90% жителей Украины.

Наша медицина

Наверное, это является одной из основных причин того, что показатели смертности в Украине просто ужасают: они на уровне африканских стран. Средняя продолжительность жизни украинского мужчины – всего 63 года. Правительство знало, что делает, когда решило поднять планку пенсионного возраста до 65 лет! А число покойников в некоторых регионах достигло уровня голодоморного 1933 года.

Украинская власть всегда поясняет эту чудовищную статистику тоталитарным прошлым, экономическим кризисом, бедностью населения, отсутствием реформ и прочими отговорками. Но никогда, почему-то, не говорит, как она собирается эту ситуацию исправить. Заметьте, друзья: ни одна из сменяющих друг друга властей не могла даже просто сформулировать на словах какие-то планы по повышению продолжительности жизни и сокращению числа смертей. Ни одного!

Почему? Ну, тут можно предположить, что либо всякая украинская власть настолько глупа, что действительно не знает, как решить эту проблему, либо знает, но помалкивает, потому что заняться её решением она не может. Или просто не хочет, потому что ей это невыгодно. И не только из-за того, что придется тратить больше бюджетных средств на пенсии.

Давайте сравним некоторые показатели качества жизни «маленьких украинцев» и «маленьких европейцев». Обе группы населения питаются такой же вредной для здоровья пищей. Обе дышат далеко не целебным воздухом. И даже число курильщиков, алкоголиков и наркоманов у нас примерно одинаковое. То есть и украинцы, и европейцы примерно одинаково подвержены влиянию вредных факторов. Почему же там люди живут дольше?

Ответ очевиден: там, на Западе, существует развитая медицина, благодаря которой вовремя диагностируются и вовремя лечатся опасные болезни. А если даже вылечить их уже нельзя, то с помощью хороших врачей, современных лекарств и приборов жизнь больных людей длится в разы дольше, чем у наших несчастных соотечественников, которые могут получить в украинской больнице лишь рекомендацию выпить аспирин.

Когда-то и у нас была медицина мирового уровня. Причем бесплатная. Были бесплатные стационары и бесплатные операции. Лекарства стоили копейки. Врачи не требовали денег за анализы и не вешали объявления «на прием приходить со своими перчатками». Врачи не мечтали о платной медицине, чтобы можно было косить с каждого пациента по сотке за прием.

Сегодня всё это разрушено, медицина в Украине просто перестала существовать, она лишь числится (как и армия). Потому что власти этот геморрой не нужен. Ломать голову, организовывать, искать деньги – зачем? Проще принять несколько законов: о реформе, о запрете курения, о европейском векторе развития. Благо, придворные юристы депутатов строчат их со скоростью голливудских сценаристов. И кому дело до того, что отсутствие лечения болезней убивает нас так же, как и то, что их вызывает?

Благо, количество больных украинцев вот уже несколько лет, как перестало расти. Потому что уперлось в отметку 100%. Это данные медосмотров старшеклассников – нашего, так сказать, будущего. Хотя какое там будущее с такими данными…

Наша политика

Еще древние философы говорили, что политика – это искусство вранья. В Украине это оно достигло совершенства. Наши политики только и делают, что врут. Часто прямо в глаза, цинично, иногда неся откровенную ахинею. Но народ упрямо ползет к избирательным урнам, чтобы проголосовать за обманывающих и обкрадывающих их профессиональных лжецов.

Ажиотажная антитабачная кампания украинских политиков – не более, чем показуха, замыливающая глаза и отвлекающая людей от настоящих проблем. Да, курить вредно, однако не менее вредно кушать химию, пить химию, дышать химией и мыться химией. А разве кто-то из политиков поднял вопрос о катастрофической ситуации по качеству потребляемых населением продуктов? Никто, ни разу. Более того, в фигурах депутатов Верховной Рады можно узреть лица владельцев украинских компаний, выпускающих эти самые продукты. Напрасно надеяться, что они будут вставлять палки в колеса собственному бизнесу! Равно как и то, что депутаты-олигархи, владеющие заводами, озаботятся вопросами экологии и охраны труда.

Вряд ли стоит ожидать, что нынешняя власть, рассматривающая государственный бюджет как источник финансирования своего бизнеса, озаботится вопросом возрождения современной бесплатной медицины. Ведь «уважаемые люди» не получат с этого никаких дивидендов! Нет, их интересуют варианты финансовых схем платной (из карманов больных) и страховой (из бюджета) медицины. Подчеркнем: финансовых схем, а не лечения. Там, наверху, никому не интересно, выздоровеет ли пациент. Там интересно, сколько денег можно вынуть из его кошелька (или из страхового фонда) за услуги врача, лекарства, использование оборудования и т.д. и т.п.

А ведь украинскую нацию убивает не только качество питания, состояние экологии и вредные привычки. Её убивает корявая «забота» государства, которое строит свою социальную политику так, что психологически и финансово спонсирует и поддерживает рост числа населения с врожденными пороками и болезнями.

Школьник умер от инфаркта, отжавшись на брусьях. Старшеклассница пробежала круг вокруг стадиона – и получила кровоизлияние в мозг. У ребенка редкое генетическое заболевание в третьем поколении. Как вы объясните, почему этого не было раньше – и это становится нормой сегодня? Политики надевают маски сострадания и бормочут что-то о кризисе, экологии и вреде курения, а им угодливо поддакивают чиновники от медицины. Никто не решается сказать правду.

Правда действительно пугает. Ведь правда в том, что у нас остановился естественный отбор. Слабые и больные дети больше не умирают, как в старину, – они вырастают и дают потомство, еще более слабое и больное. С гуманистической точки зрения это замечательно. Но с прагматической это означает вырождение, которое усугубляется корявой и лицемерной государственной политикой: оказывая слабым и больным положенную им поддержку, государство совершенно забывает о поддержке здоровых. В итоге быть здоровым становится как бы невыгодно: тебе не дадут льготы, инвалидность и пособие, ты будешь всего добиваться исключительно сам – и при этом будешь постоянно обязан уступать место под солнцем увечным согражданам и оказывать им почтение.

Вы же понимаете, что политик, озвучивший вот это, тут же будет объявлен фашистом и врагом человечества. Причем на мировом уровне. У нас может сойти с рук многое: демонстрация оголтелого национализма перед детьми, почитание военных преступников, даже легкий антисемитизм. Но у нас почему-то не прощают даже намеков на евгенику. Она вообще запрещена «Хартией прав Евросоюза». Впрочем, это тоже уже другая тема…

Так как наши политики не только вруны и лицемеры, но еще и трусы, то они предпочитают избегать подобных тем, за которые им еще возьмут и закроют въезд в Европу. Зато они с радостью поддерживают самые бредовые европейские инициативы, вроде тотальной борьбы с курением. Бредовой потому, что, вырвав у человека изо рта сигарету и запихнув в этот рот бургер с транс-жирами, усилителями вкуса и консервантами, вы не сделаете его здоровее.

Словом, чем больше государство «заботится» о здоровье своих граждан, чем слабее это здоровье становится…

Власть снова заговорила о сносе хрущевок. Открывая заседание правительства в среду премьер-министр Николай Азаров заявил о срочной необходимости и чрезвычайной важности запуска процесса реконструкции устаревшего и сноса ветхого жилья. Попутно и очертил масштабы задания: «Такого жилого фонда у нас 60%».

Надо сказать, что о сносе хрущевок глава правительства говорил в комплексе назревших на рынке жилья проблем. Начиная от указания искусственно удешевить стоимость квадратного метра до 5,5 тыс. грн. и заканчивая требованием строить на своих материалах и оборудовании. Вопрос стоимости жилья, которая напрямую зависит от портфеля коррупционных затрат на многочисленные «благодарности» (на рынке говорят, что банальные взятки в себестоимости «квадрата» составляют до 30-40%) и вопрос качества, а то и просто наличия на внутреннем рынке необходимых материалов в принципе отпадают сами по себе. Однако старая-новая идея сноса хрущевок заставляет вспомнить недавнее прошлое.

Еще в декабре 2006 года министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Рыбак заявил, что 2007 год станет «годом начала сноса хрущевок». Правда, не указал, когда же начнется «год заселения в новые дома». Уже тогда были очевидны проблемы с этой инициативой. Государство просто не могло предоставить такого объема бюджетных средств, которого бы хватило на все ветхие дома в стране. Приглашали инвесторов, однако и они не хотели встревать в такого рода заигрывания с избирателем. Ведь по законодательству отселение дома должно проводиться исключительно при согласии всех до единого владельцев квартир. И если молодые семьи сразу соглашаются на смену крыши над головой, то старики, как правило, и слышать ничего не хотят о выселении из квартиры, в которой были прожиты многие годы.

Уже в 2008 году эстафетную палочку взял в свои руки министр регионального развития и строительства Василий Куйбида, заявивший, что правительство возобновляет программу по сносу и капитальной реконструкции устаревшего жилья. Тогда же были выбраны и пилотные города, в которых должны были быть запущены проекты по комплексной реконструкции устаревших кварталов: Киев, Донецк, Днепропетровск, Харьков, Николаев, Полтава, Хмельницкий и пр. Проблема застопорилась все на том же главном вопросе – как выселять людей, если хоть один из них не согласен.

В 2010 году министр регионального развития и строительства ВладимирЯцуба пообещал, что снос хрущевок обязательно начнется в 2011 году. А также заявил о планах обмена опытом с Москвой по реализации проектов реконструкции кварталов устаревшей застройки. Московский опыт заключается в том, что в стартовом многоэтажном доме заранее предусматриваются квартиры для выселенцев из ближайшей хрущевки. А на месте хрущевки впоследствии строится второй многоэтажный дом. Однако в Украине он пока не заработал все по той же причине – на законодательном уровне не определен механизм выселения жильцов.

К слову, уже упоминаемый Рыбак за месяц до своего знаменитого обещания о «годе сноса хрущевок» заявил абсолютно противоположные вещи, но уже со знакомой аргументацией. По мнению министра, если все хрущевки утеплить, заменить окна на пластиковые стеклопакеты, укрепить конструкции, то можно продлить срок их эксплуатации на 10, а то и на все 15 лет.

Впрочем, добавил он, к этому вопросу можно будет вернуться только после того, как примут механизм выселения жильцов. А прописан он должен быть в новом Жилищном кодексе, который находится на рассмотрении в раде еще с 2009 года. Ко второму чтению проект кодекса был готов еще осенью 2010-го, однако до сих пор не проголосован. По разным причинам. В минувшем году сам Рыбак (уже не министр, а глава профильного парламентского комитета) на одном из совещаний говорил о том, что специально отзывает документ из-за страха, что его детище повторит судьбу Налогового кодекса. Но даже после того, как в стране забыли о Налоговом майдане, депутаты упорно не замечают готовый ко второму чтению документ. Ведь с таким количеством спорных позиций, как в нем, принимать кодекс перед выборами – смерти подобно.

Что же касается ремонта зданий, то его традиционно оплачивают сами жильцы. «Хрущевки в Киеве утепляются постоянно. Как правило, работы по утеплению заказывают жильцы отдельных квартир. Но бывает, что хозяева квартир в доме скидываются и заказывают весь дом. На сегодня рыночная цена утепления пенопластом в 5 см и со всем комплексом работ стоит 200-250 грн. за 1 кв. м. Могу сказать только одно – это точно не государственные деньги», – рассказал «Комментариям» Алексей Янчик, инженер по охране труда компании «Альппром», занимающейся промышленным альпинизмом. Работы «по всему фасаду», конечно, заказывают и Объединения совладельцев многоквартирных домов. Но и здесь трудно говорить о превалирующей доле государственной помощи в общей смете работ. Поэтому, в лучшем случае, слова о сносе хрущевок как и прежде плавно приобретут значение «ремонт», а скорее всего и «ремонт за собственные средства».

Быстрое обесценивание евро и российского рубля нарушило весеннюю идиллию и на отечественном валютном рынке. Котировки американского доллара в обменных пунктах подскочили в среднем на 10 копеек, спровоцировав новый всплеск прогнозов о риске девальвации. В Национальном банке подчеркивают, что последнее ослабление гривни носило в основном спекулятивный и эмоциональный характер. Аргументы: поступления валюты от нерезидентов по-прежнему значительно превышают перечисления на их адрес, спрос на наличную валюту с осени прошлого года упал на порядок, да и в целом динамика платежного баланса пока значительно лучше ожиданий. Но главное — текущая ценовая стабильность, которую фиксирует Госстат, является хорошей предпосылкой для сохранения и курсовой устойчивости гривни.

Насколько серьезны угрозы курсовой и бюджетной стабильности с учетом охлаждения экономики, приближения парламентских выборов в Украине и перманентных долговых проблем в Европе? Сможет ли правительство и в дальнейшем бесперебойно финансировать собственные внутренние расходы и обслуживать внешние долговые обязательства? Насколько реальны возобновление финансирования или хотя бы рефинансирование задолженности перед МВФ? Что будет дальше с ценами в Украине? Все эти и многие другие вопросы обсуждали эксперты в ходе публичной дискуссии «Финансовая стабильность в Украине: основные вызовы второго полугодия», организованной по инициативе Лиги финансового развития при поддержке проекта USAID «Развитие финансового сектора» FINREP и «Зеркала недели. Украина».

Инфляция и ВВП: до- и поствыборные «но»

По данным Государственной службы статистики, в прошлом месяце в Украине была зафиксирована дефляция. По сравнению с апрелем текущего года потребительские цены снизились на 0,3%, против мая прошлого — на 0,5%.

Как слишком высокие темпы роста цен, так и их падение — проблемы для регулятора. «Нас беспокоит, чтобы тенденция относительно низкого уровня инфляции и дефляции не развивалась дальше, потому что как высокая инфляция, так и дефляция для экономики вредны», — отмечает директор Генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова.

По поводу дальнейших перспектив оценки расходятся. Одни аналитики считают, что инфляция по итогам года будет очень незначительной (1,5—3%), другие же предполагают ее ускорение во втором полугодии. В НБУ прогнозируют, что рост потребительских цен составит 5%, в МВФ ожидают 7%, Кабмин же пока не отказывается от определенного бюджетом текущего года маяка в 7,9%.

По мнению некоторых экспертов, текущая ценовая динамика обусловлена в том числе общим охлаждением экономики и ростом пессимизма среди потребителей (то есть уменьшением внутреннего спроса).

В марте объемы промпроизводства уменьшились на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом 2011-го (впервые с октября 2009 года); в апреле они не изменились. По оценкам НБУ, в январе—апреле экономика выросла почти на столько же, на сколько и в первом квартале (около 1,8% к аналогичному периоду 2011 года).

Учитывая подобную динамику, МВФ снизил свой годовой прогноз роста ВВП для нашей страны до 3%, агентство Fitch — вообще до 1,6%. Однако правительство пока остается непоколебимым и считает, что достичь заложенного в госбюджете показателя на уровне 3,9% возможно. «Действительно, рост реального ВВП снизился, но надеемся, что в этом году мы еще все наверстаем», — отмечает директор Департамента финансовой политики Минэкономразвития Сергей Чекашкин.

Причины замедления экономического роста хорошо известны. Одна из основных — рецессия в Европе, что обуславливает в том числе уменьшение спроса на продукцию украинского экспорта и сокращение притока в страну (а то и отток) инвестиций. Правда, значимую роль здесь играет и ряд внутренних факторов, таких, как ухудшение инвестклимата, фактическая политическая изоляция на международной арене, приближение парламентских выборов и т.п. Вместе с тем в правительстве надеются, что поддержать ВВП и укрепить платежный баланс может принятие закона о господдержке экспорта. «Мы надеемся, что вместе с Министерством финансов сможем ее быстро организовать, благодаря чему до конца уже этого года экспорт увеличится», — говорит С.Чекашкин.

Поводов для оптимизма относительно ситуации в мировой экономике (прежде всего в еврозоне) сейчас значительно меньше, чем хотелось бы. «Восстановление остается слабым, рост неопределенности бьет по доверию инвесторов», — отмечал на текущей неделе глава Европейского центробанка Марио Драги. Свидетельством же нарастания рисков в Европе стало решение ЕЦБ о пролонгации безлимитного кредитования банков до января следующего года.

Для Украины все это означает, что надежды на оживление мировой экономики во втором полугодии могут и не сработать. Однако и повода для паники тоже нет.

«Мы не можем говорить, что существуют какие-то катастрофические угрозы для экономики Украины. Это абсолютно не так», — убежден и директор аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин. По словам эксперта, удержание стабильным курса гривни в последние два года пошло на пользу реальному сектору. «Но если бы год назад или даже больше на фоне таких мер Национального банка мы увидели бы адекватные меры со стороны правительства относительно той же дерегуляции, относительно снижения административного давления на бизнес, этот эффект был бы значительно выше», — считает аналитик.

«Я не вижу никаких причин для катастрофических сценариев», — отмечает и экс-министр финансов, а ныне — председатель правления «Дочернего банка Сбербанка России» Игорь Юшко. Хотя эксперт и обращает внимание, что на экономической динамике могут отрицательно сказаться и сокращение государственных расходов из-за завершения подготовки к Евро-2012, а также текущие невысокие темпы кредитования и уменьшение оборотных средств в корпоративном секторе (свидетельством чего является также уменьшение остатков средств юрлиц на счетах в банковской системе).

«Я бы обратил самое пристальное внимание на вопрос текущих условий развития кредитования корпоративного сектора, особенно на фоне падения остатков по счетам. Это тоже серьезный фактор замедления роста ВВП и может быть серьезно опасным с учетом процессов, происходящих в крупнейших экономиках мира, прежде всего в Европе», — констатирует финансист.

Как отмечает в этом контексте Елена Щербакова, регулятора не удовлетворяет текущая динамика кредитного рынка. Вместе с тем НБУ последовательно работает над его активизацией. Снижение инфляции позволяет смягчать монетарную политику, что проявилось в снижении процентных ставок и либерализации порядка формирования обязательных резервов. В совокупности это уже позволило повысить уровень ликвидности банковской системы. Однако представитель НБУ подчеркивает, что одними усилиями центробанка скорректировать ситуацию проблематично.

«Мы находимся в мировой пирамиде. И если все страны демонстрируют падение темпов экономического роста, это данность. Соответственно, Украина не может фонтанировать экономическим ростом, серьезными достижениями в этой сфере. Конечно, уровень кредитования замедлится по мере выздоровления мировой экономики», — констатировала Е.Щербакова.

По логике вещей, подтолкнуть как экономику, так и цены должно увеличение расходов бюджета в рамках реализации социнициатив президента. Учитывая, что получать соцвыплаты будут в основном граждане с низкими доходами, в первую очередь, естественно, вырастет спрос на товары широкого потребления — преимущественно на продукты питания и лекарства.

И дело здесь не только в увеличении массы денежной наличности в обращении и соответствующем давлении на цены (по данным председателя правления Ощадбанка Сергея Подрезова, нынешнюю компенсационную тысячу снимает менее половины вкладчиков). Как представляется, более значимую роль может сыграть рост инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса.

Напомним, что, говоря, в частности, о тех же выплатах компенсаций вкладчикам Сбербанка СССР, глава Национального банка Сергей Арбузов прогнозировал, что они обусловят рост инфляции не более чем на 0,2%. Заместитель же главы президентской администрации Ирина Акимова заявляла, что возможное инфляционное давление от социнициатив составит 1,5%.

Одной из причин ускорения инфляции во второй половине года может стать сокращение урожая на фоне роста его себестоимости (в частности, из-за высоких цен на горюче-смазочные материалы). Кроме того, не исключено, что еще до конца года — сразу после выборов — могут быть повышены тарифы на газ. О такой вероятности говорили (хотя и неуверенно) даже в правительстве. Основная предпосылка для этого — настойчивые требования МВФ, без выполнения которых шансы на дальнейшее финансирование в Украине, судя по заявлениям представителей фонда, незначительны. «Мы понимаем, что малообеспеченным категориям граждан будет сложно их оплачивать (повышенные тарифы), поэтому выступаем за разработку соцпрограмм, которые целенаправленно предоставляют финансовую помощь именно беднейшим слоям населения», — отмечает постоянный представитель МВФ в Украине М.Альер.

По мнению М.Альера, правительство может не удержать дефицит бюджета в 1,8% ВВП без наращивания доходов (например, путем повышения налогов для зажиточных граждан, сокращения налоговых льгот), а также, вероятно, без пересмотра расходной части госсметы в сторону уменьшения.

Вместе с тем первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский убежден, что Кабмину удастся не выйти за запланированные рамки дефицита. Основание для этого — текущая бюджетная динамика.

По данным А.Мярковского, за пять месяцев в сводный бюджет поступило 170,9 млрд. грн., в целом же по госсектору экономики — 242,2 млрд. грн., что на 30,7 млрд. грн., или 14,5%, больше, чем за аналогичный период 2011-го. «На 1 июня дефицит сектора общегосударственного управления — 10,9 млрд. грн. Происходит достаточно рациональное управление средствами единого казначейского счета и бюджета. Есть надежда, что запланированный показатель в 25 млрд. грн. не превысим», — отмечает представитель Минфина. По его словам, по итогам года соотношение госдолга к ВВП (без гарантийной составляющей) может сократиться до 27,7% — из-за снижения дефицита бюджета и его покрытия за счет приватизации, что позволяет не увеличивать госдолг.

Бывший заместитель министра финансов и председателя НБУ Александр Савченко считает, что в текущей макроэкономической ситуации Украине не следует чрезмерно концентрироваться на сокращении дефицита госбюджета, а наоборот, в условиях сниженной кредитной активности банков делать больше вливаний в экономику. «Я на месте правительства рекомендовал бы МВФ пересмотреть такой маленький дефицит (1,8% ВВП). Это в 2— 3 раза меньше, чем в Германии, Англии и других ведущих странах. Мы не можем быть святее Папы Римского. Долговое обязательство в гривнях будет намного менее вредным для Украины, чем минусовые темпы экономического роста», — убежден эксперт.

Курсовые рефлексии

Как отмечал в интервью агентству «Интерфакс-Украина» руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий, ценовая динамика в Украине означает отсутствие предпосылок для девальвации. «Это должны понимать и на валютном рынке те, кто смотрит не на два месяца вперед, а на 22 месяца, — подчеркнул представитель украинского центробанка. — Сохранение периода низкой инфляции позволит сохранить и укрепить тенденцию девальвации реального эффективного обменного курса, который так необходим для протекции отечественного экспорта».

Эксперт также обращает внимание, что 0,3% дефляции — незначительный показатель на уровне фактически статистической погрешности. Он напоминает, что в 2010 году дефляция держалась четыре месяца, но год завершили с инфляцией на уровне около 10%. «Официальная позиция НБУ — инфляция не превысит 5%. Мое субъективное мнение, что у нас есть хорошие шансы иметь инфляцию ниже уровня 2011 года, то есть 4,6%», — резюмирует В.Литвицкий.

Говоря о текущей ситуации на валютном рынке Украины, Е.Щербакова отмечает, что население уравновешенно реагирует на финансовое напряжение в мире. «Если взять динамику евро за последние два месяца, курс изменился на 8%. И хотя ситуация на европейских рынках сложная, население не беспокоится и не бежит менять валюту», — констатирует представитель НБУ.

По словам же председателя правления Сбербанка Сергея Подрезова, спрос физлиц на валюту постепенно сокращается. «Если еще месяц назад мы продавали почти 18—20 млн. долл.  в день, то сегодня это около 12—14 млн. Мы по себе ощущаем, что ажиотаж падает», — отмечает банкир. Он ожидает, что некоторое время курс может подогреваться рядом банков, но особой проблемы в этом нет, учитывая слаженную работу регулятора с государственными и коммерческими банками.

Напомним, что, по данным Нацбанка, профицит платежного баланса в апреле составлял 508 млн. долл. По итогам января—апреля хотя и был дефицит, но только 61 млн. долл. Дефицит счета текущих операций составлял 1,8 млрд. долл. (почти столько же, как в прошлом году). «Такой показатель, — считает руководитель «Дочернего банка Сбербанка России» И.Юшко, — не является критическим, поэтому все будет зависеть от его дальнейшей динамики».

Едва ли не самым важным вопросом относительно курсовых перспектив гривни является выполнение в том числе сувереном собственных внешних обязательств. Подчеркивают весомость этого вопроса и в МВФ. «Страна столкнется с существенной потребностью внешнего финансирования, поскольку ей необходимо отдавать долги. Украине надо снова завоевать доверие инвесторов. А для того, чтобы восстановить и удержать внимание инвесторов, необходимо проводить такую экономическую политику, которая будет направлена на достижение стабильности и осуществление заявленных реформ», — замечает М.Альер.

Как известно, НБУ начал возвращать кредиты, взятые ранее у МВФ. Уже проведены два погашения. При этом, как подчеркивает Е.Щербакова, «уровень резервов особо не изменился». Кроме этого, 6 июня Кабмин вернул VTB Capital 1 млрд. долл. из 2-миллиардного кредита, полученного в 2010 году, договорившись о рефинансировании остальной суммы займа (1 млрд. долл.) путем выпуска 2-летних облигаций под 7,95% годовых.

На 26 июня приходится еще один значительный платеж Украины — погашение евробондов на 0,5 млрд. долл., выпущенных в 2007 году. Но А.Мярковский подчеркивает, что имеющийся у Кабмина ресурс позволяет выполнять бюджетные обязательства. По его данным, на 1 июня остатки правительства на едином казначейском счете в национальной валюте составляли 7,8 млрд. грн., в иностранной — 13,6 млрд. грн.

Американское троеточие

Особенность текущего момента: к сожалению или к счастью, определенную роль в дальнейших перспективах экономики Украины будут играть и политические факторы. И хотя постоянный представитель МВФ в Украине М.Альер подчеркивает, что «проявление политики — это не то, что входит в мандат МВФ: мы занимаемся вопросами, связанными только с макроэкономической политикой», еще несколько месяцев назад заместитель госсекретаря США Филип Гордон заявлял, что «даже если демократия не является формальным критерием для МВФ, я думаю, международное сообщество будет менее склонно поддерживать страну, не соблюдающую демократические принципы».

«Мы помним годы, когда МВФ принимал абсолютно беспрецедентные решения по финансированию дефицита государственного бюджета Украины. У меня простой вопрос: почему сегодня в этих непростых условиях снижения темпов роста ВВП, негативных ожиданий в крупнейших мировых экономиках Украина не может рассчитывать хотя бы на рефинансирование долгов? Мне как гражданину крайне сложно поверить, что такие решения являются политически немотивированными», — отмечает И.Юшко.

Оптимизма (по крайней мере, экономического) могут добавить сигналы, что властная  команда в условиях политического клинча с Брюсселем и Москвой якобы сумела заручиться определенной поддержкой в Вашингтоне (или Чикаго?). По крайней мере, судя хотя бы по приходу американцев на наш рынок добычи энергоресурсов с обещанными «благотворительными» взносами в бюджет на сотни миллионов долларов. Учитывая же, что именно Вашингтон играет первую скрипку в МВФ, возможно, точки соприкосновения с «кредитором кредиторов» Киев вскоре все же найдет…