Борьба с коррупцией приобрела анекдотический характер. Власть занесет всех взяточников в черный список. Но гражданам его не покажет. Будет ли действительно так плохо чиновникам-взяточникам, как об этом говорил президент?

«Я скажу так: каленым железом будем выжигать. Все, кто трогает руками собственность украинского народа, будут за это страдать и будут наказаны», —пригрозил в прошлом году президент Виктор Янукович. Слова «гаранта» не остались без внимания: уже с начала февраля нечистых на руку чиновников действительно будут клеймить. Правда, не средневековым, а вполне современным способом — внесением их имен в специальный электронный реестр.
Над созданием позорного списка власти трудятся с июля 2011 года, когда вступил в силу закон о противодействии коррупции (кстати, тоже авторства президента). На днях министр юстиции Александр Лавринович сообщил, что его ведомство подготовило специальное положение, в котором прописаны все нюансы новой системы учета «кабинетных воров».
Главная идея новшества состоит в том, чтобы погоревший на злоупотреблениях чиновник не мог продолжать преступную деятельность. Ведь сегодня многие взяточники, попавшись на нарушениях закона в одной госструктуре, тут же устраиваются на работу в другой казенный орган. И там, естественно, продолжают стричь купоны.
Как только реестр заработает, данные на каждого коррупционера (а это более 15 тыс. человек в год) на основании судебного приговора по уголовному делу, протокола об административном нарушении или приказа о дисциплинарной ответственности будут вносить в единую базу. И когда потом этот правонарушитель захочет снова устроиться на работу, его начальник сможет проверить благонадежность соискателя.
«В реестре фамилия чиновника будет находиться до тех пор, пока не пройдет срок погашения судимости (в случае уголовной ответственности) или пока не пройдет один год (при административной или дисциплинарной ответственности)», — пояснил замначальника Главного управления надзора за соблюдением законов спецподразделениями и другими органами, ведущими борьбу с организованной преступностью и коррупцией, Генпрокуратуры Николай Вознюк.

Своих все-таки не сдали

Будет ли действительно так плохо чиновникам-взяточникам, как об этом говорил президент? Журналисты издания Weekly.ua выяснили, что при подготовке реестра было изменено одно из самых принципиальных его положений. В конце 2011 года в президентской канцелярии обещали, что каждый гражданин сможет зайти на специальный сайт и проверить начальника своего ЖЭКа или сельского голову на предмет чистоплотности в смысле поборов. Но сейчас положение о реестре этого уже не предусматривает. «Судя по документу, получать информацию о том или ином человеке из реестра смогут только представители государственных органов по официальному запросу», — подчеркнул Вознюк.
В Минюсте на долгие объяснения время не тратили, там сослались на Конституцию и гарантированные права человека. «Не зря ведь милиция, раскрывая дело по коррупционным статьям, не называет имен и фамилий, — уточнил источник в министерстве. — К тому же недавно был принят Закон «О защите персональных данных», он еще более ограничивает наши возможности».
Однако эксперты по вопросам борьбы с коррупцией иного мнения. Они говорят: чиновники хронически не переносят подобные инициативы. Каждый боится, что когда-то и ему придется предстать перед судом. Вот поэтому стать публичным реестр коррупционеров практически не имел шансов.
«В процессе обсуждения мое мнение было однозначным: реестр должен быть открытым, — рассказывает замглавы парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительных органов Владимир Стретович. — Чтобы каждый чиновник понимал: в случае совершения преступления ему это не сойдет с рук. И, кстати, во многих странах имена коррупционеров не скрывают: например, в Гонконге еще с 60-х каждый может ознакомиться с таким списком».

 

850 грн. штрафа за кумовство

Так же могут сойти на нет или же стать простой формальностью и другие пункты закона о противодействии коррупции, которые еще недавно назывались революционными. Например, документ впервые запретил кумовство во власти, то есть когда, заняв руководящую должность, чиновник начинает пристраивать возле себя детей, жен-мужей и других родственников. Теперь за такие действия ему грозит если не биржа труда, то штраф — уж точно.
Но с момента действия закона к ответственности были привлечены всего с десяток чиновников по всей стране. В начале января эсбэушники в Ровенской области составили протокол в отношении городского головы Березно, у которого в подчинении работала бывшая супруга. В итоге суд обязал мэра заплатить штраф в размере 850 грн. Пострадали и военный комиссар, трудоустроивший жену, и начальница одного из подразделений семенной инспекции, позаботившаяся о будущем дочери.
Но дойдет ли дело до Кабмина, Администрации президента и Верховной Рады? Вряд ли. И не только потому, что большие полномочия позволяют решить практически любой вопрос полюбовно даже без денег. Сам закон имеет существенный недостаток: он предполагает ответственность лишь за непосредственное подчинение одного члена семьи другому.
Понятно, что для высоких чинов такое ограничение не проблема. Скажем, у спикера Верховной Рады Владимира Литвина во власти работают оба брата: один — глава погранслужбы, второй — командующий войсками Южного оперативного командования. У экс-министра Кабмина Анатолия Толстоухова и сын оказался при деле, возглавив Киевский зоопарк, и жена раньше была на хорошей должности — заместителя «молодежного» министра. Что уж говорить, если и у зама генерального прокурора есть родной брат в Антимонопольном комитете, а у генпрокурора брат — один из руководителей Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел.
«С правовой точки зрения здесь ни к чему не подкопаешься, ведь нельзя же запрещать работать во власти только по признаку родства, — говорит руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко. — Здесь должны быть задействованы другие рычаги, такие как ответственная кадровая политика и контроль со стороны общественности. Чиновник должен понимать и бояться того, что его могут заподозрить в лоббировании чьей-то кандидатуры».

Дорогие подарки не в почете

Борьба с коррупцией на нынешнем этапе далее громких заявлений пока не продвинулась, о чем свидетельствует тот факт, что лишь мелкие сошки страдают от запрета на получение чиновниками дорогих подарков. Согласно принятому в прошлом году закону власть имущие не имеют право принимать презенты, стоимость которых превышает половину минимальной зарплаты (сейчас — 537 грн.). А от подчиненных и лиц, которым госслужащий оказал содействие в решении какого-то вопроса, и вовсе ничего получать нельзя.
Из 14 дел, рассмотренных судами с момента вступления закона в силу, около десяти были незначительны. Их фабула примерно похожа: мелкий начальник помог кому-то в получении справки или разрешения и взял за это конфеты и коньяк. Лишь в нескольких случаях чиновникам дарили более-менее стоящие подарки — ноутбуки, стиральные машины и т.д.
Но, опять-таки, правоохранители пока не пришли в гости ни к одному обитателю Банковой или Грушевского. А там, если поискать, уж точно можно найти презенты покруче. Вспомнить хотя бы, как замглавы президентского секретариата Анна Герман красовалась на публике в подаренных кем-то часах с бриллиантами за $58 тыс. Или же заявление тогда еще министра МВД, а ныне премьера Крыма Анатолия Могилева о том, что дорогущий Cadillac Escalade ему подарил некий благотворитель.
«К сожалению, проконтролировать всех очень сложно. Кроме как повышением культуры во власти тут ничего не сделаешь, — считает Владимир Стретович. — Наши правители должны были бы брать пример с западных коллег, которые даже малейший подарок передают государству или платят его полную стоимость. Но наши этого не хотят делать».
Вот и выходит, что законы власть имущие пишут вполне европейские, а соблюдают их, как водится, по-украински. Поэтому бояться клейма коррупционера стоит разве что или мелким управленцам, не имеющим доступа в высокие киевские кабинеты, или функционерам, попавшим в опалу. У всех остальных руки по-прежнему развязаны.

Доходы чиновников сделали тайной

В конце января Конституционный суд Украины существенно ограничил доступ к информации о благосостоянии чиновников. Своим решением он разъяснил, что«сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия является вмешательством в его личную и семейную жизнь и допускается исключительно в случаях, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека». В разряд конфиденциальной в том числе попала информация о материальном положении должностного лица и его семьи.

Центр политической жизни страны медленно, но верно перемещается в Харьков. Начало 2012 года разрушило привычное течение жизни почти двухмиллионного провинциального мегаполиса.

Город-сказка, город-мечта…

Это когда-то в Харькове все было просто и понятно. Был Евгений Кушнарев – в доску «свой» человек, «державший» после загадочной смерти в 1996 году своего главного и единственного, пожалуй, конкурента, «народного» губернатора Александра Масельского все нити происходящего в городе. «Под» ним выросли практически все чего-то добившиеся за последние годы в бизнесе и политике харьковчане. Родной для города «смотрящий» мешал многим, имевшим виды на управление ресурсами области и ее центра как извне, так и из самого Харькова. Однако именно Кушнарев обеспечивал то, что нынче возведено в ранг важнейшей из ценностей – стабильность. А точнее, баланс сил и постепенное, а не революционное развитие.

Выступления Кушнарева в дни «оранжевой революции» на стороне «бело-синих» были яркими, запоминающимися, как и последующие походы в милицию, освобождение из СИЗО, вступление в Партию регионов… Однако пришел и его черед неожиданно покинуть грешный мир. 17 января Харьков тихонько отметил пятую годовщину смерти бывшего губернатора. Кушнарев уже – лицо из прошлого. Настоящее города определяют другие люди.

Миша и Гена

Если ввести в самом популярном интернет-поисковике Google фамилию «Добкин», то первыми отзывами Сети на нее будут известнейшие видеоролики – нарезки из подготовки в 2006 году предвыборной рекламы кандидата в мэры регионала Михаила Добкина. Суфлировал за кадром Геннадий Кернес. Ролики разобраны на цитаты и ушли жить «в народ», а оба главных героя, несмотря на очевидную скандальность ситуации, продолжают радовать горожан своим присутствием на важнейших должностях. Теперь уже «Гена» – городской голова, а «Миша» – смотрящий за областью. Правда, есть ряд нюансов…

Если верить неофициальным источникам, оба чувствуют себя нынче не совсем уверенно. Дело не только в том, что в Харькове существуют и альтернативные финансово обеспеченные центры влияния, такие, например, как президент концерна АВЭК и держатель крупнейшего рынка «Барабашово» Александр Фельдман (умудряется всегда быть около власти), владелец гостиницы «Харьков» и депутат облсовета Александр Давтян (ныне первый представитель «Фронта перемен» в регионе), крупный инвестор и президент футбольного клуба «Металлист» Александр Ярославский (статус настоящего олигарха позволяет ему не декларировать политических симпатий, а пребывать вроде как «над схваткой» даже во всеукраинском масштабе) и другие. Далеко не со всеми видными харьковчанами у нынешних рулевых края, особенно учитывая сложный характер Кернеса, сложились адекватные отношения.

Но это даже не полбеды для них. Молва разносит информацию о периодических наездах на бизнес самих официальных представителей ПР со стороны неких гостей из соседнего угольно-промышленного региона. Поговаривают, «донецкие» отобрали «по взаимному согласию» уже не один завод, в том числе и из принадлежавших самому Кернесу. А Добкина слухи регулярно отправляют послом то в Казахстан, то в Польшу, то еще куда – мол, вот-вот, вопрос уже решенный. И будет уже новый губернатор, как и положено нынче, с «правильной» пропиской.

Где это – Качановская колония?

Под Новый год многие горожане узнали, что если ехать в сторону аэропорта по проспекту Гагарина, взять влево неподалеку от района Основа – того самого, бывшего некогда поселком, давшим псевдоним известному украинскому писателю Григорию Квитке-Основьяненко, – можно увидеть образцовую женскую колонию, где шьют спецодежду. Теперь там усиленно, неделями ремонтируют канализацию, дороги, зато очень быстро сворачивают палатки определенных политических сил. Благо, самих этих сил набирается даже при высадке «киевского десанта» в самом лучшем случае трехзначное число.

Зато теперь в Харьков частят депутаты и даже международные гости. Можно увидеть, на чем ездят видные бютовцы, дочь Юлии Тимошенко, послы из ЕС, врачи, следователи СБУ и прочий честной люд. Можно не сомневаться, что когда-нибудь на стенах пенитенциарного учреждения попробуют повесить мемориальную доску. Приживется ли – другое дело. Зависит, все же, от того, какая власть в Киеве, но сам факт. А ведь еще говорят, что именно здесь теперь будут второй раз судить Тимошенко – теперь уже по делу «Единых энергетических систем Украины». Недаром же харьковчане считают свой город юридической столицей страны и даже как-то хотели переселить сюда Конституционный или хотя бы Верховный суд.

Who is Mr. Avakov?

Последние новости из Харькова – необязательно о Тимошенко. Здесь теперь разворачивается новая уголовная эпопея с человеком, который умудрился «от звонка до звонка» отсидеть президентскую каденцию Виктора Ющенко в кресле губернатора. Один из немногих, кстати, что заслуживает внимания.

Армянин по национальности, уроженец азербайджанской столицы Баку, Арсен Аваков попал в Харьков в возрасте 2 лет и с тех пор его судьба связана с этим городом. Тут он окончил политехнический институт, тут же основал свою ФПГ «Инвестор» и банк «Базис». С его именем горожане связывают хлебзавод «Салтовский», чайную фабрику «Ахмад», Дублянский спиртовой завод, Агентство телевидения «Новости», радио «Новая волна», ТЭЦ-3, универмаг «Украина» и т. д. Поговаривают даже о четырех газоконденсатных месторождениях в области, разрабатываемых фирмами ФПГ «Инвестор». Немудрено, что сам Аваков с состоянием более 300 млн. долларов упоминается украинскими СМИ в числе 100 самых богатых граждан страны.

Аваков под финал выборов-2010 сделал ставку на Тимошенко, но прогорел вместе с ней. «На орехи» ему досталось еще от Ющенко. Впрочем, экс-губернатору хватило ресурсов выдавить из БЮТ другую харьковскую «шишку», бизнесмена Фельдмана, заняв его место в руководстве областной парторганизации и, надо понимать, обеспечив оппозиционной политсиле возмещение финансовых потерь, вызванных уходом далеко не последнего ее спонсора. Впрочем, сейчас Аваков увлеченно работает за границей, ведь на условной родине его очень ждут. Так сильно, что аж Интерпол просят помочь побыстрее дождаться…

Фабрика новшеств

Харьков за последние годы стал неким полигоном по отработке технологий управления в различных сферах жизни. Полученные результаты могут затем успешно внедряться по всей Украине. Например, нынешние руководители региона горды тем, что стали пионерами в ликвидации советских ЖЭКов и создании на их базе единого коммунального предприятия «Жилкомсервис». Сторонники муниципальной власти уверены, что это привело к повышению ответственности работников системы и, соответственно, услуг ЖКХ. Противники не видят изменений и подозревают, что вся соль идеи – концентрация денежных потоков за оплату жилищно-коммунальных услуг в руках городской власти, а точнее создание возможностей для распила нового источника поступлений нужными людьми.

Другой пример – обращение с оппозиционными телеканалами. Киеву такое пока может только сниться (чиновникам в сладком, а журналистам – в кошмарном сне), а в Харькове неугодные телеканалы запретила санстанция. Ну, и еще какие-то органы под вызывающе абсурдными предлогами. Неугодные властям выпуски новостей столь любимых чиновниками бабушек больше не будоражат – как реально оппозиционное, так и просто честное телевидение ушло в Интернет. А как надобно себя вести с молодежью, активной аудиторией сети, городские чиновники показали пару лет назад при прорубке дороги через лесопарковую зону. Избиения протестующих непонятной охранной фирмой, прикованные к веткам люди и падающие деревья – дикие кадры облетели даже мировые выпуски новостей. И что? Да ничего. Все «схавали». Такая покорность и инфантильность не может не возбуждать любую власть на все новые подвиги. Такие, как очередное повышение тарифов на квартплату, выделение статьи «вывоз мусора» в отдельную коммунальную услугу и создание для этого еще одного муниципального монополиста, выступления чиновников в прессе с резонансными заявлениями о государственных праздниках и прочее.

Первостоличность

Быть может, именно поэтому Тимошенко отправили в этот город. Здесь все просто и понятно, и все возможно. Тут у Тимошенко много сторонников – город немаленький, всякого народу хватает. Любой партии будет чем поживиться. Но при всем видимом разнообразии единого стержня нет. Нынешний Харьков, сколько бы не ностальгировала часть его жителей о советском статусе первой столицы УССР, на уровень столицы – эталон первенства – тянет разве что в воспаленных авантюрной мыслью восстановления авторитаризма умах чиновников. Незавидное реноме.

Город «харьковских соглашений», руководимый звездами YouTube, безлик и пассивен в своей массе. Его жителям мало что на самом деле интересно, кроме насущных вопросов зарабатывания денег и их спускания в модных клубах, пивных ресторанах, боулингах и бутиках мегамаркетов. Харьков готов с восторгом показывать гостям Евро-2012 тюрьму, где сидит Тимошенко, точно так же, как и место массового захоронения польских военнопленных 1940 г., даже не понимая при этом позорности такой ситуации, точнее, собственного места в ней.

Хотя, впрочем, чем действующая столица краше? Как минимум, в Харькове дело на экс-начальника за незаконное отчуждение земли все-таки завели, тогда как в Киеве за аналогичные обвинения Леонид Черновецкий все еще расхаживает в должности мэра и радует избравшую его территориальную общину появлением на работе раз в полгода. И ведь тоже терпят. Быть может, дело тогда и не в названиях городов?

В ексклюзивному інтерв’ю Роман Забзалюк розповів про те, від чого він лікувався та хто особисто передав йому хабар.

- Пане Романе, у фракції «Реформи заради майбутнього» підтверджують, що давали вам гроші, але не 450 тисяч доларів, а близько 100 тисяч, і не у якості хабара, а на лікування…

Роман Забзалюк: Відразу кажу: це брехня. Інформація про якісь складнощі з моїм здоров’ям, по-перше, серйозно перебільшена. А, по-друге, якщо ви відслідковували хронологію моїх появ в новинах, то могли помітити, що ці ускладнення зі здоров’ям виникли пізніше, ніж у мене відбулася розмова з паном Рибаковим.

- Що насправді було з вашим здоров’ям? Чому ви так довго були на лікарняному?

Роман Забзалюк: Далися в знаки старі травми, виникли ускладнення. У свій час, коли я виконував військовий обов’язок в Афганістані, у мене були поранення в живіт, тож вони нагадали про себе.

- Говорять про 100 тисяч, які ви витратили на лікування у Ізраїлі. Це правда?

Роман Забзалюк: Ну, ви знаєте, зараз почнуть казати всяку нісенітницю. За 100 тисяч, по-моєму, можна поміняти все тіло. А щодо Ізраїлю – я там не був, це можна дуже легко перевірити по прикордонній службі, по митниці, і переконатися, що я не перетинав кордон з цією країною.

- Після проведення вами викривальної прес-конференції не посипалися дзвінки з погрозами? Взагалі, якої реакції від колишніх колег ви очікуєте?

Роман Забзалюк: Гадаю, що буде спроба фізичної розправи наді мною. Тому найкращим захистом для себе на даний час, я вважаю, журналістів. І про будь-які свої подальші кроки я буду вам повідомляти.

- Чому на роль «засланого козачка» вибрали саме вас? Чи це була ваша власна ініціатива?

Роман Забзалюк: Я в партії 12 років, тобто вже ветеран, можна сказати. До того ж, очолюю Центральну контрольно-ревізійну комісію у партії, яка зобов’язана перейматися питаннями недопущення розколів.

- Що вам пообіцяло керівництво партії за цей відчайдушний крок? Можливо, місце у першій десятці виборчого списку?

Роман Забзалюк: А ось зверніть увагу: наскільки небезпечна ця антимораль, яка виходить з цього режиму. Коли людина говорить щиро: «я зробив це заради України», це сприймається ніби як майданна патетика. Але я дійсно робив це від серця і від розуму. Я це робив заради України.

- Хто передав вам хабар у 450 тисяч доларів, про який ви говорите?

Роман Забзалюк: Безпосередньо Рибаков.

Разогревшийся в рунете скандал со взломом электронной почты пресс-секретаря прокремлевского движения «Наши» Кристины Потупчик и главы Росмолодежи Василия Якеменко стал ярким символом отношения политиков к гражданской журналистике. Примерить его можно не только к российским, но и к украинским реалиям. На прошлой неделе сподвижники хакерского движения Anonymous выложили в общий доступ электронные письма, авторы которых обговаривают стоимость содержания пропутинских блогеров и комментаторов. Волна разоблачений докатилась и до Украины: пользователь Alexey Novikov  разместил на своей стене Facebook скриншот переписки с пользователем, предлагавшим украинскому блогеру на телекамеру рассказать, что он, как «ветеран оранжевой революции»,  занимается антипутинской агитацией в соцсетях за деньги.

Для людей, знакомых с блогосферой не понаслышке, никогда не было тайной, что близкие к Кремлю силы финансируют как самих авторов блогов, так и т.н. «троллей» – пользователей, которые массово публикуют под их записями (а также материалами интернет изданий) свои комментарии с выраженными провластными или антиоппозиционными взглядами. Однако общественность оказалась огорошена не только называемыми в письмах суммами, но и упомянутыми в них получателями этих денег, среди которых числились весьма популярные в блогосфере авторы. Получившее огласку взаимовыгодное сотрудничество блогеров и прокремлевских «нашистов», впрочем, вряд ли приведет к кардинальному пересмотру стратегии виртуальных войн в самой России. Разве что пострадает репутация «засвеченных» блогеров, но они знали, на что шли. Сам же Путин ни коим образом к скандалу непричастен, а люди, чьи письма хакеры выложили на всеобщее обозрение, как-то уже сумеют отчитаться, на что потратили миллионы рублей.

Кстати, любопытно, что упоминаемый в скандале украинский блогер получал довольно невысокие по сравнению с остальными гонорары. Можно быть уверенным, что в Украине в этой сфере действительно фигурируют меньшие суммы. Однако украинские политики, так же как и их российские коллеги, свято верят: создавая в интернете купленный мираж общественного мнения, они способны на это мнение повлиять. Но при этомони слепо копируют российские методы формирования своего присутствия в интернете, не учитывая, что пользователи соседней страны изначально находились в совершенно других условиях.

«Живой журнал» – главная площадка российской блогосферы – стал довольно серьезным явлением в общественной жизни РФ. Согласно статистике, Россия занимает второе место после США по числу зарегистрированных в нем пользователей. После того как власть крепко закрутила гайки инакомыслия в традиционных медиа, протестные настроения граждан, желающих получать и делиться правдивой информацией, переместились в интернет. В конце концов, власть поняла, что интернет нельзя ни игнорировать, ни контролировать, но можно заполнить мусором наиболее массовые протестные площадки, и люди уйдут сами. А если и эти меры не дают долгосрочного эффекта, то можно «обезвредить» сервис с помощью масштабных хакерских  атак, что также заставит пользователей искать альтернативу.

В Украине ситуация со свободой слова была совершенно иной. Украинские интернет-пользователи просто не имели такой же острой необходимости в поиске информации, противоречащей официальной позиции властей, и обнародования собственных данных о том, что в Багдаде все не так спокойно, как уверяют с телеэкранов.

Другим фактором, благодаря которому оказался возможен скандал с вышеупомянутыми письмами, стало появление уважаемых в своей среде блогеров – их читали тысячи, их активно комментировали, не удивительно, что некоторые из них использовали возможность зарабатывать на рекламе. И некоторые не считали нужным информировать читателя о происхождении постов.

Блогосфера стала благоприятной средой для формирования лидеров общественных симпатий в России. Например, Алексей Навальный – один из живых символов антипутинского движения – приобрел известность благодаря ведению блога, в котором публиковал результаты собственного расследования коррупционных схем российской власти. В украинской блогосфере звезды такого масштаба пока что попросту не появились, а самые известные блогеры – журналисты. Несмотря на эти факторы, украинские политики продолжают выделять деньги на освоение этой нивы, а политтехнологи не прекращают работать по российским лекалам.

Вторая излюбленная фишка – массовые комментарии под новостями или статьями в электронных медиа. Специально обученные команды под вымышленными именами пишут комментарии на заданную тему под материалом, который имеет отношение к финансирующему их политику либо его оппоненту. Они призваны либо усилить эффект от статьи, либо ослабить ее критический характер. В основном «тролли» действуют по трем сценариям: либо ругают/хвалят главного героя материала, либо пытаются обвинить автора в заказном характере текста, либо пытаются увести дискуссию в совершенно постороннюю область (например, развязать конфликт на тему украино-российских отношений). Главное, что с помощью таких комментариев создается некая видимость общественной дискуссии. Встречаются и случаи полюбопытнее: к примеру, в июне 2009 года «тролли» активно агитировали за создание широкой коалиции между ПР и БЮТ, подготавливая читателей к подобному развитию сценария.

На самом деле практическая польза такой работы с интернет-аудиторией близка к нулю. «Тролли» не заинтересованы в том, чтобы по-настоящему убеждать читателей – работа у них сдельная, и количество для них важнее качества. Учитывая, что к услугам платных комментаторов прибегают едва ли не все крупнейшие политические силы Украины, а количество топовых ресурсов априори ограничено, «тролли» попросту воюют между собой, живя в своем иллюзорном мире, так же, как и их наниматели. Более того, перестать финансировать эту отрасль до выборов политики уже не могут: во-первых, в этом случае искусственно созданный баланс псевдомнений будет нарушен, во-вторых, оставшиеся без работы «тролли» могут в отместку заняться распространением комментариев против вчерашних заказчиков. Политиков просто убедили, что именно так и нужно работать с пользователями интернета, тогда как методы работы с печатными и телевизионными СМИ они уже успели уяснить. А фактически бесполезный «троллинг» превратился в хорошо отлаженную систему осваивания финансовых потоков, которые с приближением выборов становятся все шире.

Однако украинские политики, так же как и их российские коллеги, свято верят: создавая в интернете купленный мираж общественного мнения (у пойманных на горячем российских медиа-деятелей это называется «создавать контролируемую видимость общественного резонанса»), они способны на это мнение повлиять.

Украинская власть наконец-то начала решать проблему импортозамещения. Правда, не в промышленности, а в сфере духовной. Потому следующий Майдан избежит любых обвинений в том, что его финансируют зарубежные фонды или местные крупные олигархи. Правительство сделало все от него зависящее, чтобы на следующий народный бунт скинулось максимальное количество бизнесменов средней руки. И чтобы каждый из них, перефразируя классика, мог сказать: «Когда я слышу слово „Укрзалізниця“, моя рука сама тянется к бумажнику».

Катится, катится голубой вагон

Новая финансовая схема «Укрзалізниці» — мечта журналиста. Писать о ней легко и приятно. Легкость заключается в том, что Интернет буквально завален документами, описывающими дележ государственных денег, приятность же в том, что украинские журналисты, в большинстве своем, тему проигнорировали.

Тема же, если в двух словах, выглядит так: «Укрзалізниця» решила поделиться деньгами с группой приватных фирм. Отдав им в управление практически весь свой парк грузовых вагонов. И так спешила это сделать, что невзначай парализовала рынок перевозок, поссорилась с соседними странами, грохнула бюджетные поступления, отправила на биржу труда тысячи человек и поставила на уши весь рынок. Масштабная такая схема получилась.

Для того чтобы она заработала, вначале была придумана красивая обертка. В ноябре «УЗ» при полной поддержке мининфраструктуры сообщила, что передает свои вагоны на баланс своих же предприятий, как то: Дарницкий вагоноремонтный завод, «Укрспецвагон» и т.д. Смысл операции в «государственном подходе» и борьбе с коварной Россией. Давние межгосударственные договоры Украины и России позволяли последней пользовать задешево на своей территории заехавшие украинские вагоны, в результате чего они по месяцу не возвращались на родину. После обретения номинальных собственников в лице госпредприятий вагоны получали новый статус, защищающий от соседской жадности.

Вот на этом факте хорошие новости для державы и закончились. Как, впрочем, и для бизнеса. Уже через несколько недель без всяких анонсов участники рынка узнали, что а) плату за проезд отныне будет собирать не государство, а шесть ООО — по одной на каждую железную дорогу; б) цены поднимаются на 30%; в) вагонов нет.

Каким образом государственное имущество попало без всяких тендеров в управление к частному капиталу? Подобные вопросы должны ставить не журналисты, а Генпрокуратура. Особенно в свете новейшей истории, которая показывает, сколькими годами нынче оценивается превышение полномочий. Первый зампред «УЗ» Петр Науменко уверял участников рынка, что монополист к этому не причастен, и «партнеров» себе выбрали сами госпредприятия. Видимо, выбирали по названиям, чтобы они не слишком отличались: «Юниверсал карго транс», «Рейл карго транс», «Юнион ком транс», «Юнион транс сервис», «Карготранс» и «Транс систем лоджистик». Хотя всякое бывает: есть же классы, в которых половина девочек — Насти, а вторая — Софии.

Цену за свои эксклюзивные услуги неофиты поставили, на первый взгляд, божескую — 0,3% от суммы заказа. Но это только на первый взгляд.

Как мы уже упоминали, при передаче вагонов «УЗ» подняла цены на 30%. Логику повышения объяснили чудным образом: теперь в цене перевозок появятся новые составляющие — возврат пустых вагонов, их ремонт и т.д. «А что, раньше их в цене не было? Что вообще в ней заложено?» — возопили клиенты. «Нечто заложено. Там тоже есть свои составляющие, мы их обязательно посчитаем и вам сообщим. Потом», — ответили у монополиста.

По-другому ответить «УЗ», понятно, и не могла: ведь для классического поднятия цен нужно решение АМКУ, все круги ада в Кабмине и на общественных слушаниях. А так, что ж — «новая составляющая». Со стороны это выглядит так, как будто приехавший таксист сообщил, что проезд теперь дороже, но это не цены поднялись, а появилась оплата за наличие в машине водителя.

Подобное словоблудие, понятно, имеет не только филологический подтекст. Экономический эффект выглядит намного весомее. Цены поднимаются на 30%, а вот по подсчетам газеты «Комментарии», которая сравнила финпланы «УЗ», заработать в этом году монополист намерен лишь на 15% больше. Годовой объем рынка грузоперевозок — 30 млрд. Куда деваются еще 15%, то есть 4,5 млрд. грн.? Если бы заказчики платили напрямую в государственную кассу, вопросов бы не возникало. Но ведь отныне весь этот многомиллиардный поток хлынет через несколько частных «прокладок» с уставными капиталами в 5—11 тыс. грн. и учредителями — никому не известными физлицами. Удовлетворятся ли они заявленной маржой в 0,3%? Гложут смутные сомнения. 

Тем более что останавливаться на достигнутом новые транспортные олигархи точно не намерены. С первых дней работы они настойчиво начали предлагать рынку еще и экспедиторские услуги (дополнительные 0,5%). Отказаться, понятно, можно — вокруг сотни мелких экспедиторов. Вопрос только: получишь ли вагоны? И апеллировать уже не к кому: частная фирма, just business.

Но вопли экспедиторов, в одночасье осознавших, что пора увольнять людей и сворачивать бизнес, померкли на фоне шока всех предприятий Украины, пользующихся железной дорогой. Вдруг оказалось, что вагонов нет. Вообще. Даже за взятку.

Катастрофа случилась, в общем-то, незапланировано. Дело в том, что, поскольку время — деньги, то схему решили внедрить побыстрее. Стартовали 9 ноября, а с 1 января уже все должно было работать. Так что за два месяца нужно было не только создать надзирающее за потоками госпредприятие «Украинский логистический транспортный центр» и создать новую структуру управления, но и по списку: дать каждому вагону новый инвентарный номер, сообщить сопредельным странам об изменениях, постараться вернуть максимальное количество вагонов из-за рубежа, параллельно никого из страны не выпуская, аннулировать старые договоры и прочая, прочая… 

А еще ж у нас народ по телевизору прямые репортажи из СИЗО наблюдает, потому никто ничего не подписывает. Все указания только по телефону, причем по всей вертикали…Короче, уже в декабре стандартные диалоги в офисах «УЗ» выглядели так: 

 — Вагонов нет. 

 — Так вот же — под забором стоят! 

 — За рубеж пока не выпускаем.

 — По Украине дайте!

 — Нельзя. Инвентарные номера перебиваем.

Железная дорога остановилась. Контракты срываются, экспорт — в ноль, налоги от железной дороги рухнули. Предприятия начали заваливать письмами всех, кого это даже не касается. Мы насчитали около 30 одних только ассоциаций, которые воззвали к Азарову, Колесникову, Цушко и т.д. Включая таких монстров, как УСПП и ФРУ. Число же предприятий исчислялось сотнями. Выживали, кто как мог.

Зернотрейдеров спас Кинах. После того как в декабре оказалось, что вывезти зерно невозможно даже в пределах Украины, УСПП провел серию встреч на самом высоком уровне, что закончилось Меморандумом между «УЗ» и зернотрейдерами о дружбе и согласии. В беседе с ZN.UA Анатолий Кириллович отметил, что коррупционную составляющую в подаче вагонов можно искоренить лишь одним кардинальным способом: увеличить их количество. И что УСПП вплотную занялось созданием цепочки «государство-банк-бизнес» для того, чтобы нарастить парк украинских вагонов. Но это в стратегической перспективе. Что же касается нынешнего дня, то будем надеяться, что зерновозы не перейдут под омофор частных партнеров «УЗ», и хоть часть валютной выручки страны будет спасена. 

Те же, кому не повезло родиться зернотрейдером, выкручивались по-другому. В беседе с ZN.UA президент ассоциации «Европейский союз транспортников Украины» Иван Хромчак сообщил, что члены их объединения обречены были использовать для работы… российские вагоны. Да, дорого. А что делать? Государство вагонов не дает, владельцы частных вагонов обслуживают себя. Кстати, Украина сделала приятно соседям еще в одном аспекте: тромб на наших дорогах переместил заказы из украинских узловых терминалов на хабы сопредельных стран. В том числе автомобильные.

Процитируем фрагмент аналитического обзора, предоставленного в распоряжение ZN.UA руководителем информационно-аналитического центра «Транспресс&С» Григорием Спектором: «Волюнтаристские полусекретные распоряжения руководства „УЗ“ о том, что грузы для транзитных перевозок через Украину будут приниматься только при условии погрузки в собственные или арендованные вагоны, уже вынуждают европейских грузоотправителей переходить на автомобильные перевозки. Это лишает наших железнодорожников работы, удорожает транспортную составляющую стоимости продукции. Непрогнозируемые для партнеров действия „УЗ“ нанесли серьезный ущерб международному престижу украинских железных дорог». 

Те же украинские «счастливчики», которым удалось получить подвижной состав, поняли, что цены отныне, так сказать, плавающие. 

«С тарифами на перевозку… «УЗ» ситуация невразумительная. Фактически тарифы на железнодорожные грузоперевозки выросли в среднем по экспорту-импорту на 33%, по транзиту — до 50%, по отдельным видам грузов — до 250%. Перевозки щебня, лесных грузов практически сошли на нет», — пишет Спектор.

Понятно, что такое потрясение практически для всего рынка не могло пройти без какой-либо реакции высшего руководства страны. Только вот оказалась она, мягко говоря, странной. По данным ZN.UA, премьер-министр УкраиныНиколай Азаров провел совещание, на котором распорядился изгнать новоявленных посредников и стабилизировать ситуацию. Президента Украины во время пребывания его в Давосе тоже ознакомили с катастрофой на родине. На этом наши новости о реакции первых лиц государства заканчиваются. Исходя из того, что схема продолжает работать, можем допустить, что Николай Азаров сначала чего-то не понял, но ему объяснили.

Нестыковка заявлений о борьбе с коррупцией и реальной жизнью обрекла нас на то, чтобы хоть немного узнать об истории тайных обществ с ограниченной ответственностью, которые положили весь рынок.

И упирается прямо в небосвод

Организаторы схемы и впрямь думали о надежности этого бизнеса. В открытых источниках нам удалось найти данные о трех директорах «прокладок». Харьковский «Юнион транс сервис» возглавил Андрей Литвинов, известный как заместитель начальника службы по контролю и учету прибыльных поступлений от перевозок Южной железной дороги. Киевское «Рейл карго транс» возглавил Владимир Железняк, известный как первый заместитель начальника службы коммерческой работы и маркетинга Юго-Западной железной дороги. Львовское «Юниверсал карго транс» возглавила Мария Валигура, известная как начальник коммерческого отдела «Львовской дирекции железнодорожных перевозок».

Назначение профессиональных железнодорожников директорами коммерческих фирм свидетельствует, с одной стороны, о том, что организаторы схемы признают профессионализм коммерческих отделов государственных железных дорог (значит, могли бы справиться и с новыми задачами), с другой — о централизованной разнарядке на создание «прокладочной» сети за счет кадровых ресурсов государственной «железки». Об этом же говорит и то, что практически все фирмы были созданы в последние три месяца перед запуском. Впрочем, одна фирма существует уже более десяти лет, что дает возможность проследить связи организаторов с высшим руководством. Извините за обилие букв.

Основным собственником днепропетровского ООО «Карготранс» с момента его зачатия в 2001 году было ООО «Лемтранс» (к этой фирме вернемся чуть позже). В 2005 году учредителями «Карготранса» стали ООО «ПСК „Эмброл-инжиниринг“ и ООО „Сервис-охрана-транспорт“ („СОТ“), которая долгое время являлась соучредителем „Эмброл-инжиниринга“. 

В нулевых двухтысячных учредителем «Сервис-охраны-транспорта» был непосредственно народный депутат от Партии регионов Антон Пригодский, более известный как старинный товарищ по охоте и гольфу Виктора Януковича и «серый кардинал» ПР. Однако несколько лет назад, катаясь на лыжах, он получил травму, и с той поры исчез с публичного небосклона. Свою же бизнес-империю он переоформил на австрийскую компанию «T.S.L. — Trading and Shipping Logistics GmbH», в которой, согласно австрийскому реестру предприятий, является собственником 100% уставного капитала.

Возможно, проблемы со здоровьем привели к потере политического веса Антона Викентьевича. Но все-таки его «Карготранс» вошел в число шести «прокладок», через которые отныне и проходят миллиарды за аренду вагонов. Правда, с того времени фирма Пригодского тоже прошла очищение от исторических корней. То ли от Пригодского подальше, то ли к олимпу поближе. 

Новым учредителем «Карготранса» недавно стал Юрий Кияшко. Известен он также тем, что с 2009 года руководит донецким ООО «Аврора лтд». 

Основными собственниками «Авроры» с момента создания были ООО «СПС-груп» и ООО «Укрпроминвестактив». Первооснователем последней фирмы былАлександр Юрченко, более известный как учредитель благотворительного фонда «Возрождение Украины», ООО «Дом лесника» и ООО «Дом охотника», через которые оформлялась собственность земли для «Межигорья», а также ООО «Киноцентр „Зоряный“ (штаб Партии регионов). 

«СПС-груп» контролируется другой фирмой — «Укркиевресурс». Здесь собственниками являются лондонская фирма Ricomfin limited и Виктор Ризанов, проживающий непосредственно в селе Новые Петровцы под Киевом, где и находится «Межигорье». «Укркиевресурс» — та самая фирма, что была задействована в цепочках учредителей фирм, которым принадлежат знаменитый вертолет Януковича «Аугуста» и огромная база отдыха «Мыс Айя» неподалеку от Севастополя (та, где обнаружились украденные с севастопольской набережной старинные мортиры). Также «СПС-груп» долгое время был учредителем ассоциации «Донбасский расчетно-финансовый центр», в которой сконцентрирован угольный бизнес Януковичей.

В этой теме также важен такой момент. И «СПС-груп», и «Укрпроминвестактив», и «СОТ» Пригодского являются совладельцами известной компании «Лемтранс». Совместно с СКМ Рината Ахметова и «АРС» Игоря Гуменюка. Еще год назад у Ахметова хотели на базе этой компании создать некое железнодорожное подразделение. Представитель СКМ Николай Нестеренко говорил о планах выкупить доли остальных акционеров. Но с той поры об этом никто больше не упоминал, видимо, «остальные акционеры» решили строить свою империю, чью важность в железнодорожной отрасли Украины сложно переоценить.

«Лемтранс» является основным учредителем «Межрегионального промышленного союза» («МПС»), директором которого был Владимир Козакдо назначения гендиректором «Укрзалізниці». Также «Лемтранс» является основным акционером ОАО «Укртранслизинг», которое минувшей осенью, по подсчетам проекта «Наші гроші», «нализинговало» на государственных железных дорогах 0,6 млрд. грн. (вагоны-дефектоскопы). Наверное, вовсе не потому, что одним из акционеров «Укртранслизинга» является первый зампред «УЗ» Петр Науменко. Кстати, именно в «Укртранслизинге» и «МПС» работала Наталья Рожкова, которая с недавних пор является учредителем еще одного деньгоемкого любимца железных дорог — «Торгового дома „Укртранс“. Эта фирма когда-то была создана компаниями из группы Пригодского, но одновременно с назначением Козака в „УЗ“ была перерегистрирована на гражданку Рожкову и начала выигрывать баснословные подряды железной дороги. Не прошло еще и года с назначения Козака, как „Укртранс“ натендерил подрядов на общую сумму более 2,5 млрд. грн.

Безусловно, можно предположить, что все эти люди и фирмы начали появляться в денежных схемах исключительно по велению судьбы. Тем более что главное в этой истории не „кто виноват?“, а все-таки „что делать?“. Имеем в виду тех предпринимателей, которые несут сегодня кто тысячные, а кто миллионные убытки. Воззвания к руководству страны не помогают, на правоохранительные органы надежды нет, Европа, понятно, тоже не поможет. А ведь предприятий, которые попали под раздачу, более 10 000. Можно молча страдать, отдавая заработанное, а можно сброситься по 100 баксов. На структурные реформы в стране. Никакой политики. Just business.

Киевлянка Анна Остренко уже год изучает объявления о покупке-продаже жилья. 27-летняя программистка хочет приобрести двухкомнатную квартиру в столице или пригороде Киева. Но в последнее время риелторы уговаривают девушку поторопиться с выбором: скоро налоговые органы начнут проверять легальность средств покупателя при оформлении договора купли-продажи квартиры. Анна и сама обеспокоена, поскольку официально получает только часть зарплаты и не сможет предъявить соответствующие документы.

В декабре глава Государственной налоговой службы Александр Клименко заявил, что его ведомство анализирует данные о покупках украинцами автомобилей и недвижимости, чтобы выявить тех, кто скрывает доходы. В Министерстве финансов готовят законопроект, обязывающий предоставлять декларацию о доходах при приобретении жилья. Также налоговики могут получить право контролировать деятельность оценщиков, чтобы те не занижали стоимость выставленных на продажу объектов недвижимости. Эксперты считают, что эти нововведения хоть и увеличат поступления в бюджет, но могут подорвать и без того хилый украинский рынок недвижимости.

Налоговая гнёт

Средняя по Украине сумма, указанная в договоре купли-продажи квартиры, составляет около 100 тыс. грн. Это, конечно, не рыночная цена, а результат налоговой оптимизации. По закону, если продавец владеет жильём менее трёх лет, он должен заплатить с его продажи налог в 5%. Плюс 1% стоимости проданного жилья — в Пенсионный фонд и ещё 1% госпошлины — за нотариальное оформление сделки. Вот и вписывают в договор заниженную цену, объясняет аналитик компании «Планета «Оболонь» Владимир Коломейко.

«Сегодня при осуществлении сделок купли-продажи стоимость объектов занижается вдвое», — возмущается депутат-регионал Андрей Пинчук, член Комитета ВР по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики. Потери бюджета из-за этой практики достигают 2 млрд грн. в год. Пинчук внёс на рассмотрение Верховной Рады законопроект №9574, предусматривающий, что деятельность оценщиков будет контролировать не Фонд государственного имущества и Госагентство земельных ресурсов, а Государственная налоговая служба.

Пинчук предлагает передать Налоговой службе право создавать реестр оценщиков. Только компании, внесённые в этот список, будут иметь право проводить оценку недвижимости для сделок. Чтобы попасть в реестр, оценщикам нужно будет пройти налоговую поверку и аудит, а также сдать экзамен на подтверждение квалификации.

В Украинском обществе оценщиков опасаются, что при помощи этого законопроекта их фактически подчинят налоговикам. «Эта инициатива больше похожа на попытку использовать институт независимого оценивания как средство для выполнения планов по сбору налогов и закрытия бюджетных дыр», — считает глава совета общества Алексей Амфитеатров. Он не верит, что у самих налоговиков хватит квалификации для проведения экспертизы оценок.

Владимир Коломейко из «Планеты «Оболонь»» прогнозирует, что законопроект приведёт к монополизации рынка несколькими «правильными» фирмами. В такой ситуации наверняка возрастут тарифы на оценку — эти услуги станут более дефицитными. «Учитывая реформу Бюро технической документации (БТИ), без независимой оценки сделка по купле-продаже не может состояться, — сказал Фокусу на условии анонимности один из киевских оценщиков. – Заказчики будут вынуждены платить, сколько потребуют». Сейчас оценочной деятельностью в Украине имеют право заниматься более 3000 компаний, которые берут за оценку квартиры в среднем 500–600 грн.

Помимо стоимости оценки вырастут и сами налоговые выплаты. «Учитывая этот фактор, цена однокомнатной квартиры увеличится на 500–1000 долларов», — отмечает Коломейко. Это значит, что сделок станет меньше. Правда, сократится и число мошенничеств. Сейчас бывают случаи, когда сделки, заключённые по заниженной цене, расторгаются через суд и покупателю возвращают сумму, указанную в договоре, а не реально выплаченную.

Андрей Пинчук не сомневается, что его законопроект будет принят. «В законе о Фонде госимущества, который подписал Виктор Янукович, есть на него ссылки», — подчеркнул он. А с Украинским обществом оценщиков, по словам депутата, сейчас ведутся переговоры.

Деньги – из тумбочки


Жёсткий контроль за уплатой полной суммы налогов при продаже недвижимости и автомобилей — это лишь первый шаг к тотальному контролю Налоговой за расходами украинцев. Информация обо всех крупных сделках с недвижимым имуществом поступает в ГНС от нотариусов каждый квартал. Однако сейчас, даже установив несоответствие между официальными доходами и расходами гражданина, налоговая, как правило, ограничивается просьбой добровольно задекларировать неучтённые доходы. Чтобы привлечь нарушителя к административной ответственности и заставить его заплатить штраф, налоговикам нужно проводить специальное расследование.

Налоговой службе работалось бы гораздо проще, если бы покупателей при покупке недвижимости или любой другой дорогой собственности обязали подтверждать источник получения средств. Такую инициативу уже несколько лет лоббируют и налоговики, и Минфин. Пока её удалось реализовать только в законопроекте о рынке земли, который Верховная Рада приняла в первом чтении, — в документе есть норма о том, что покупатель земельных участков обязывается предоставить декларацию о доходах. По словам Сергея Терёхина, первого заместителя главы Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, сейчас в Минфине разрабатывают законопроект, распространяющий эту норму на автомобили, дома и квартиры.

Кроме справки о доходах с работы подтверждением легальности средств может служить договор продажи другой собственности или кредитное соглашение с банком. Если уровень доходов, обозначенный в документах, не будет соответствовать стоимости дорогой покупки, покупателю придётся заплатить налог — от 15 до 17% стоимости жилья.

По словам Владимира Коломейко, принятие такого закона хоть и будет шагом в правильном направлении, но ещё сильнее ударит по рынку, чем борьба за полную уплату налогов продавцами. «Наша экономика находилась в тени 20 лет, — говорит он. — Естественно, многие будут бояться «светиться» перед налоговой».

Но даже после принятия законопроекта можно будет избежать уплаты налога. Например, с помощью фальшивой ипотеки: взятый в банке кредит предъявляется в налоговой, а затем полностью погашается через несколько дней после покупки квартиры. Правда, за использование такой схемы придётся заплатить банковские комиссии.

Хотя о нововведении, призванном изрядно пополнить госбюджет, уже вовсю судачат риелторы и их клиенты, представители власти пока не хотят говорить о сроках воплощения своей идеи в жизнь. В Налоговой службе отмалчиваются под тем предлогом, что комментируют лишь принятые парламентом законодательные инициативы. А экс-замминистра финансов Татьяна Ефименко, которая ранее поддерживала обязательное декларирование доходов при крупных сделках, не нашла времени ответить на вопросы Фокуса. Очевидно, революционные меры по наполнению бюджета будут отложены до осенних парламентских выборов, чтобы не раздражать и без того критично настроенных к власти избирателей.

 «Теоретически, если облагать граждан налогом исходя из их расходов, первым за его неуплату будет наказан президент, — рассуждает депутат Сергей Терёхин. — У Януковича в собственности или в использовании, что по гражданскому кодексу приблизительно одно и то же, находится большое имение. И декларация о доходах, которую обнародовал глава государства, не соответствует стилю его жизни».