Статьи
Практически в одно и то же время представители официальной украинской интеллигенции подписали два абсолютно противоположных по содержанию открытых письма, адресованных президенту. Одно восхваляет Януковича в его желании посадить коррупционеров, другое - те же действия гаранта и его команды квалифицирует как политические репрессии.
С письмом «противников режима» (Юрий Андрухович, Ирэна Карпа, Левко Лукьяненко, Васыль Шкляр и другие) все более менее понятно. Суть - в стране, мягко говоря, не все хорошо с правосудием, реформами и демократией. «Первые недели процесса над Юлией Тимошенко показали – ничего общего с правосудием он не имеет. Это фарс, в последнем акте которого должны посадить Юлию Тимошенко – и не как человека, а как оппозицию, как самую мощную фигуру, которая противостоит режиму и его планам», - говорится в письме союзников Тимошенко.
Письмо второй группы интеллигентов полностью противоположно по смыслу: «В противостоянии между гражданами и коррупционной системой, которая вот уже двадцать лет душит гражданское общество, Вы, господин Президент, твердо стоите на стороне народа… И когда мы видим реальные конкретные шаги по преодолению коррупции, которые Вы делаете, мы сознательно и уверенно поддерживаем Вас на этом пути». В этом письме удивителен даже не зубодробильный совковый стиль, а фигуры подписантов – это вчерашние революционеры, борцы за свободу и сторонники белых флагов с сердечками.
«Сознательно и уверенно», и что важно - письменно - Виктора Федоровича поддержали президент НАНУ Борис Патон (полтора года тому он произнес известное «только Юлия Владимировна вернет украинцам уверенность в завтрашнем дне»), руховец Лесь Танюк (на презентации книги Лины Костенко он подходил к Тимошенко, обнимал ее и советовал «держаться»), «политолог, поэт и философ» Владимир Цыбулько и ректор Могилянки Сергей Квит. Последний шокировал больше других, поскольку Квита принято считать идейным вдохновителем Киево-Могилянской академии, которая до недавних пор являлась оплотом свободолюбия, патриотизма и здравомыслия, чем, видимо, и вызывала раздражение у нынешнего министра образования Дмитрия Табачника.
Квит объяснил свой поступок в блоге так: «Киево-Могилянская Академия структурирует образовательное и общественное пространство в любых условиях. Но мне не хочется радоваться провалам и неуспехам власти, опять отодвигая реализацию намеченного на неопределенное будущее». Потом – оправдывался: мол, его подпись «выманили» фамилией известного врача Ольги Богомолец, которая якобы и стала инициатором письма, полного текста которого он даже не видел. «Мне позвонили и предложили такую идею, что есть концепция письма, в котором должно быть изложено несколько положительных примеров решения каких-то проблемных вопросов в гуманитарной сфере, куда лично вмешивался президент, и указано, что на гуманитарную сферу, на вопросы культуры нужно обратить внимание, потому что эти проблемы связаны с коррупцией и т.д. Эту концепцию я одобрил, сказал, что согласен с ней, и дал согласие на подписание такого письма», - пояснил он журналистам.
Позже родилась версия о том, что таким образом Квит борется за статус «национального вуза» для Могилянки и других привилегий, которые в свете возможного принятия нового закона об образовании, у нее могли отнять. Ибо воевать с Табачником – это одно, а заручиться поддержкой самого президента в этой борьбе – совсем другое.
Зато Ольга Богомолец призналась, что никакого отношения к этому письму вовсе не имеет. Она действительно в письменной форме благодарила Януковича, но совсем за другие дела. Неприятно, конечно, но если б не эта история, никто бы не узнал о том, что врач и идейный союзник экс-президента Ющенко сегодня пишет благодарственные письма Януковичу.
Интересно оправдывался перед своими друзьями в соцсетях Владимир Цыбулько: «Друзья! Не переживайте за меня, переживайте за страну!» - так он отреагировал на вопрос, не считает ли он для себя позором ставить подпись под выше упомянутым письмом. Видимо, так и надо переживать за страну.
«Письмо в поддержку Януковича 100% писалось на Банковой, а не было инициативой тех, кто под ним подписался», - уверен политолог Виктор Небоженко.
Его слова косвенно подтверждает тот факт, что никто из выше упомянутых интеллигентов не признается в том, что готовил текст письма. К тому же, как для писателей, в письме слишком много ошибок, да и стилистика примитивная.
kontrakty.ua надеялись, что хоть Анна Герман - правая рука Виктора Януковича, отвечающая за гуманитарную политику, разъяснит нам откуда взялись два письма и что это означает, но в комментарии было отказано со ссылкой на …«хорошее настроение».
Чтобы ни было причиной таких писем, итог пока очевиден – публичные оправдания и раскол официальной интеллигенции (некоторые даже из друзей друг друга в соцсетях поудаляли). Посмотрим, что ответит на это президент.
- Информация о материале
Сегодня и мир, и сами украинцы констатируют: Украина на международной арене является неопределенным и контроверсионным государством с ограниченными возможностями. Почвой для такого позиционирования стали, в частности, внутренние угрозы, связанные со слабостью политических институтов, неэффективной государственной политикой, структурными деформациями в экономике и незавершенностью процесса национального строительства. Эти факторы продолжают снижать субъектность Украины как международного политического игрока и делают ее заложницей собственной внутренней политики. У Украины немного вариантов реализации своих внешнеполитических возможностей. Пассивное следование в кильватере продуцированных извне инициатив может иметь тяжкие последствия — вполне реалистический прогноз на следующее десятилетие для Украины. Активная внешняя политика позволит Украине повысить собственную субъектность в региональном измерении — для такого оптимистического прогноза оснований пока что мало.
Внешнеполитические реалии: ограниченные возможности + собственная несостоятельность
Отсутствие продолжительной беспрерывной истории государственности, колониальное прошлое, пребывание в цивилизационно разных империях, низкое качество управленческой элиты и преобладание ее корпоративных интересов над государственными — объективные предпосылки слабости внешнеполитической позиции Украины. Понятие национальных интересов остается для Украины абстрактным и не имеет под собой реального содержания, которое бы осознавали власть и группы, объединенные общим интересом, и служило основой для внешней политики.
Необходимость придерживаться региональных балансов и недальновидная политика поиска кратковременных выигрышей в середине 90-х годов прошлого века вылились в бесперспективную политику многовекторности Украины в ее внешнеполитических ориентирах. Официально провозглашенный европейский вектор внешней политики постоянно проходит тест на прочность через ряд прямо противоположных действий власти.
Ослабляет внешнеполитическую позицию Украины ее соседство с Россией, имеющей собственное видение роли Украинского государства, которое не всегда совпадает со стремлениями Украины, и владеющей внешнеполитическими ресурсами и возможностями, существенно преобладающими над украинскими. Высокая энергоемкость украинской экономики и необходимость потреблять энергоресурсы по ценам, близким к мировым, являются факторами тотальной неконкурентоспособности отечественной экономики и ее зависимости от Российской Федерации как основного поставщика таких ресурсов.
Статус внеблокового государства несколько ослабил уровень противостояния вокруг Украины и снизил степень потенциальных угроз ее безопасности в краткосрочной перспективе. Однако он не снял разногласия и проблемы в обеспечении военной безопасности Украины, лишь отложив их решение на неопределенный срок.
Из-за высокой зависимости от внешней торговли, ее низкой диверсификации и внешне обусловленного характера экономических процессов государственная экономическая политика минимально влияет на экономическую динамику, а Украина, обреченная на естественное ограничение в возможностях постоянно развиваться, неизбежно будет сталкиваться с новыми экономическими кризисами и будет ощущать недостаток ресурсов для экономического развития.
Украина не может стать Меккой для иностранных инвесторов: высокие регуляторные риски отталкивают от отечественной экономики долгосрочные инвестиции. Главное следствие этого явления — сохранение многих болезней национальной экономики, ведь непривлекательность для инвестиций связана с дополнительными административными затратами для бизнеса, ограничением конкуренции и медленным импортом новых технологий и практик. Это толкает Украину к арьергарду экономического развития даже в условиях формально неплохих показателей экономической динамики.
Современные тренды в мире: долго идти в сторону Украине не удастся
Чтобы стать успешным игроком в глобализированном мире, страна должна видеть себя частью мировых и региональных трансформаций, прогнозировать их последствия и делать шаги к моделированию оптимальной для себя ситуации. Посмотрим на примере ключевых мировых тенденций: готова ли к ним Украина и какова ее реакция.
Прогноз на ближайшее десятилетие: со старыми проблемами без заинтересованных партнеров
Прогноз на ближайшие года неутешителен: Украина так и останется слабым международным и региональным игроком. Как и сегодня, через 10 лет Украина будет владеть ограниченным количеством эффективных инструментов внешней политики и несполна сможет использовать собственные географические и ресурсные преимущества. Основные причины неутешительного прогноза те же, которые и сегодня тормозят развитие Украины:
- высокая энергоемкость экономики;
- существование экономически и геополитически более мощных центров силы вокруг границ Украины (ЕС, Россия, Турция);
- слабый общественный и элитный консенсус относительно содержания украинской внешней политики;
- умеренные темпы роста отечественной экономики, большие риски повторения экономического кризиса;
- умеренная инвестиционная привлекательность Украины в регионе.
Попытки увеличить пространство для собственного геополитического маневра за счет налаживания стратегических отношений с другими мощными государствами мира или в рамках других региональных образований будут иметь ограниченный эффект, хотя начатый вектор тесного сотрудничества с Китаем имеет шансы превратиться в одно из основных направлений внешней политики Украины и уравновесить российский и западный векторы.
Украина—ЕС: медленный прогресс, много рисков
Хотя Украина будет оставаться одним из приоритетных соседей для Европейского Союза, внимание и возможности поддержать ее интеграционные устремления со временем все больше будут распыляться. Выстроенный за последние 10 лет консенсус вокруг приоритетности евроинтеграционного вектора внешней политики Украины в последующие 10 лет будет оставаться стойким, однако прогресс в этом векторе не будет резким. В ближайшие 10 лет Украина подпишет с ЕС соглашение об ассоциации и создаст зону свободной торговли. Кроме того, на протяжении этого времени между Украиной и ЕС будет установлен безвизовый режим. Впрочем, главным вызовом для внешней политики Украины может стать исчерпаемость повестки дня сотрудничества с ЕС .
Очевидно, что ЕС не предоставит Украине официального статуса страны-кандидата, даже если Украина и подаст соответствующее заявление (что также маловероятно). Прогресс Украины в экономических и политических преобразованиях будет недостаточным для приближения к выполнению копенгагенских критериев. Откладывание вопроса членства Украины в ЕС на неопределенный срок станет шагом, который в одинаковой мере будет удовлетворять политические элиты стран — членов ЕС, Украины и России.
Поддержкой на пути к евроинтеграции станет помощь лоббистов украинских интересов в ЕС, которыми можно считать прежде всего Польшу, Венгрию и Словакию (кстати, эта тройка является крупнейшими европейскими потребителями украинской электроэнергии). Но Украина должна приложить силы для восстановления доверия в этих странах к Украинскому государству и поиску новых друзей в ЕС. Положительные сигналы в этом контексте уже есть — например, активно формируется группа лоббистов Украины в Европарламенте, куда входят депутаты из разных партий и разных стран — членов объединения.
Россия и в дальнейшем будет иметь значительное влияние на Украину
Ключевым в сотрудничестве Украины с Россией является вопрос энергетической зависимости. Альтернативные возможности снабжения энергоресурсов из других источников для Украины ограничены. Если раньше переговорная позиция Украины обеспечивалась «торговлей» с РФ лозунгами реинтеграции и неопровержимым доминированием в газовом транзите, то теперь Россия ведет (в частности и благодаря строительству новых путей снабжения энергоресурсов в ЕС) намного более прагматичную политику. Поскольку позиции России как поставщика энергоресурсов в Украину существенным образом усилились, а позиции Украины как импортера и транзитера ослабились, в ближайшие 10 лет следует ожидать дальнейших шагов России по использованию энергетического фактора как мощного инструмента влияния на Украину не только в сугубо топливно-энергетических отношениях, но и во всем спектре взаимоотношений между странами.
Кроме того, факторами, которые будут определять украинско-российские отношения, останутся экономическое доминирование России, ее информационное влияние на Украину, российское влияние на значительную часть украинской элиты, а также базирование в Украине Черноморского флота РФ и наличие пророссийских сил в Крыму.
Учитывая это, Киев и в дальнейшем будет принимать участие в некоторых интеграционных проектах Москвы, если они не будут противоречить принципиальным интересам относительно европейской интеграции, и будет пытаться позиционировать себя как лояльный партнер в двусторонних отношениях, сопротивляясь, по мере возможности, внешнему давлению.
Вместе с тем у Украины остаются хорошие шансы осуществлять курс на европейскую интеграцию, ведя взвешенную политику с Россией, поскольку в ближайшие 10 лет Россия не сможет превратиться в аналог Советского Союза, то есть супердержаву с глобальным присутствием, а ее возможности имеют определенные ограничения. Ресурсы и внимание России будут отвлекаться на решение стратегических проблем выживания государства. Среди них: неэффективность внутренних системных преобразований, распространение исламистских движений на Кавказе, территориальные споры с Японией на Дальнем Востоке, обострение отношений с Китаем из-за его демографической экспансии и споры относительно сырьевых запасов Дальнего Востока и Сибири. Украина может использовать эти факторы для усиления своей субъектности в двусторонних отношениях.
США: заинтересованности не будет
В условиях усиления региональных центров силы в мире, опережающего роста развивающихся стран и увеличения общей нестабильности вес Украины во внешней политике США как страны, имеющей стратегическое значение в Восточной Европе, значительно уменьшается. Время, когда Соединенные Штаты Америки занимались активным промоушеном евроатлантической интеграции Украины, отошло в прошлое. В политике администрации Барака Обамы, в отличие от предыдущей, Украине отводится более скромное место. Для Украины послабление доминирования США в мире и рост новых центров силы несет определенные риски. В частности, на первый план в политике США может выйти политика сдерживания Китая (наподобие американской политики сдерживания СССР), которая может включать в себя сознательное усиление России и признание ее «зоны влияния» в регионе в противоположность китайскому влиянию на постсоветском пространстве.
Развитие отношений Киева и Вашингтона будет зависеть от разворачивания внутренних событий и в США, и в Украине. Победа на очередных выборах республиканцев, для которых характерна более активная внешняя политика относительно Украины, может активизировать диалог двух стран. В Украине победа оппозиционных сил, которые являются приверженцами евроатлантического курса Украины, тоже может интенсифицировать сотрудничество. Вместе с тем качественное улучшение отношений до 2020 года и наполнение их новым содержанием предусмотреть сложно. Значительно более мягкая политика США и возрастающая зависимость Украины от России, отказ нашей страны от интеграции в НАТО, зацикленность ее на внутренних проблемах и пристальное внимание США к более важным мировым трансформациям — все эти факторы будут определять невысокую продуктивность американских отношений.
Черноморский регион: украинские козыри до сих пор в кармане
В регионе Черного моря есть государства с довольно высоким совокупным потенциалом в политической, экономической, безпасностной сферах. И хотя реализация возможностей региона пока низкая, он может быть замечательным полем для реализации стремлений Украины повысить свою роль в нем. Среди инициатив, которые могут быть реализованы, — создание зоны свободной торговли, решение вопросов региональной безопасности (включая безопасность судоходства, транспортных путей и трубопроводов), новые проекты в отрасли энергетики и транспорта (в частности, проекты по диверсификации путей снабжения энергоносителей и маршрутов их транспортирования).
Активное участие в урегулировании «замороженных» конфликтов может значительно улучшить позиции Украины в регионе. Для усиления влияния на развитие молдовско-приднестровского конфликта Украина должна разработать и выдвинуть новые инициативы по приднестровскому урегулированию, которые могут побудить стороны к активному поиску компромисса с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Потенциальным ресурсом, который могла бы использовать Украина, является наличие украинских граждан, проживающих на территории Приднестровского региона, и значительного этнического меньшинства украинцев в регионе. Содействие объединению украинской диаспоры в Молдове и Приднестровье в культурологические общины путем предоставления консульской, культурологической, экономической и политико-идеологической поддержки, вне всякого сомнения, усилило бы вес посреднической миссии Украины и ее региональную роль.
Без внутренних преобразований внешняя политика обречена на поражение
Успешная внешняя политика может стать толчком для развития страны и реализации ее возможностей. Немало стран (в частности и новые члены ЕС), даже владея ограниченными ресурсами, смогли использовать свой внешнеполитический выбор для развития государства.
Но любая внешняя политика обречена на поражение, если внутри страны существуют социально-экономические, политические, гуманитарные и другие неполадки. Так что неудивительно, что за 20 лет мы так и не нашли свое место под солнцем в мире.
Сейчас у Украины нет времени на промедление: годы потерянных возможностей должны смениться на время конкретных и эффективных действий как внутри государства, так и на внешнеполитической арене.
Такими действиями внутри государства должны стать: укрепление демократических процессов, реализация неотложных социально-экономических реформ, жесткая борьба с коррупцией, модернизация экономики и уменьшение энергоемкости национального продукта, нахождение общественного и элитного консенсуса относительно содержания национальных интересов и подчинение им процесса национального строительства.
Во внешнеполитической плоскости Украина должна изменить политику следования в кильватере продуцированных извне инициатив на проактивную политику, а в основу отечественной внешней политики должен быть положен принцип верховенства национального интереса в противоположность концепции «дружбы братских народов», которая, как показывает практика международных отношений, не является жизнеспособной, учитывая современные мировые тренды.
Изменения в безопасностном позиционировании Украины как внеблокового государства требуют усовершенствования стратегии государства по вопросам международной и национальной безопасности. В частности, государство должно понять, способно ли оно своими силами обеспечивать национальную безопасность, или постепенно будет приближаться к определенной системе коллективной безопасности. Необходимо пересмотреть основные тенденции развития безопасности и разработать эффективные механизмы менеджмента безопастностных угроз, которые включали бы их определение, оценивание, мониторинг и реагирование на безопастностные угрозы (предотвращение, преодоление, восприятие и смягчение последствий и т.п.). Сегодня требует изучения международный опыт стратегического управления в сфере международной и национальной безопасности, в частности новых стратегий национальной безопасности России, США, Великобритании, а также исследований негосударственных аналитических центров.
Усилению внешнеполитической позиции Украины будет способствовать использование внутренних козырей. Одним из них в условиях галопирующего продовольственного кризиса в мире является украинский агросектор. Пока аграрный потенциал Украины не используется в достаточной степени, поскольку урожайность украинского сельского растениеводства очень низка и не отвечает потенциалу плодородия отечественных земель. Так, средняя урожайность зерновых культур в Украине за последние пять лет составляет 27,4 ц/га, в то же время в Венгрии и Чехии этот показатель — около 48 ц/га, в Германии — 67 ц/га, а в Нидерландах — 83 ц/га. При условии модернизации отечественного агрорынка, масштабного привлечения инвестиций и новых технологий, грамотной политики в отрасли сельского хозяйства Украина может стать крупнейшим экспортером продовольствия на планете. Важность такого статуса для усиления позиций Украины в мире трудно переоценить.
Вместе с тем Украина должна прилагать усилия для повышения собственной субъектности в региональном измерении, в частности, искать пути конвергенции интересов всех заинтересованных сторон, ведь совокупный потенциал государств региона в политической, экономической, безопастностной сферах колоссальный, а реализация возможностей — низкая, прежде всего из-за нежелания держав пожертвовать национальным эгоизмом в пользу определения общих интересов и формирования условий для их продвижения. Взаимодействие между странами региона может стимулировать преодоление общих проблем, а именно: предотвращение нелегальной миграции или стремление других государств установить контроль за ресурсами региона. И роль координатора такого взаимодействия вполне может взять на себя Украина.Собственно, именно такие мессиджи закладывает команда Украинского института публичной политики, воплощая в жизнь масштабный проект «Украина-2020: стратегии безопасности», который является попыткой не только и не столько взглянуть на наше государство в десятилетней перспективе, сколько запустить механизм широкого экспертного обсуждения проблем, вызовов и возможностей для Украины, а также шагов, которые необходимо сделать государству для того, чтобы найти свое место под солнцем в ближайшем десятилетии.
Поскольку без понимания того, что происходит в мире, адекватного реагирования на эти изменения, активного построения современного эффективного и активного в защите своих интересов и реализации своих возможностей государства украинский воз и в 2020 году будет там же.
- Информация о материале
Необходимость проведения второго этапа съезда СПУ 14 августа «нарисовалась» благодаря вмешательству бывших союзников социалистов – Партии регионов. В «ролевых играх» социалистов, в которых бренд СПУ понадобился Партии регионов, есть несколько уровней. Во-первых, Партия регионов озадачилась созданием ручной оппозицией на левом фланге, потому что нынешняя в виде КПУ порядком надоела. Особенно из-за своей жадности. Во-вторых, «регионалы» не могут решить, кто будет контролировать «новых левых».
То, что коммунисты, входящие в коалицию, все больше раздражают «регионалов» своими аппетитами, несговорчивостью и непредсказуемостью становится понятным по их действиям.Во-первых, арест главы Фонда госфинуслуг Василия Волги, который не только занял эту должность по квоте КПУ, а и тесно связан с «тендерным» Антоном Яценко. Последний, в свою очередь, близок к одному из столпов КПУ Александру Ткаченко.
Во-вторых, постоянные наезды на работу Гостаможни, которой руководит «коммунист» Игорь Калетник. В-третьих, в этот контекст укладывается недавнее увольнение из заместителей министра экономики сына депутата-коммуниста Евгения Мармазова Василия Мармазова, которого экс-министр экономики Василий Цушко – еще один «опальный» представитель квоты коммунистов, уволившийся из глав Антимонопольного комитета от греха подальше – водит за собой замом со времен своего пребывания в кресле главы МВД.
Впрочем, «регионалам» очевидно, что коммунисты путаются под ногами не только сейчас. Они будут им мешать и на грядущих парламентских выборах, всячески пытаясь сохранить свой пока еще проходной рейтинг. Поэтому пришло время подумать о появлении «новых левых», которые будут лояльны и много не попросят.
Соцпартия подходит для этого как нельзя лучше. 14 августа состоится второй этап съезда СПУ. Необходимость в нем возникла по той причине, что на первом этапе, 31 июля, социалисты так и не смогли определиться со своим лидером. И сейчас за этот пост борются два кандидата: почетный глава Соцпартии Александр Мороз и первый секретарь политсовета Николай Рудьковский.
Последний контролирует несколько реально существующих организаций СПУ. По нашим данным из источника в партии, Рудьковский также заручился руководителя АП Сергея Левочкина. В поисковых системах их имена упоминаются исключительно в связи с общим недругом – Нестором Шуфричем. Шутки шутками, но Сергей Левочкин был в составе десяти депутатов-«регионалов», которые поддерживали экс-министра транспорта Николая Рудьковского во время суда над ним. Кроме того, господин Рудьковский в компании Василия Цушко недавно был замечен входящим в администрацию Президента. Сам по себе этот факт, конечно, ничего не доказывает, однако проследить тенденцию можно.
У Александра Мороза другие козыри. По нашим данным, он рассчитывает на помощь другого влиятельного «регионала» – Рината Ахметова. Здесь связи проследить легче: Александр Александрович сохранил теплые отношения с бывшим однопартийцем, генеральным директором Мариупольского металлургического комбината имени Ильича Владимиром Бойко. Год назад ММК им. Ильича стал собственностью структур Рината Ахметова, а самого известного мариупольца Ринат Леонидович уже заангажировал в имиджевых боях с однопартийцами и взялся возрождать «мариупольский социализм».
Сам же Мороз подкинул несколько аргументов Ахметову для внутрипартийного пользования. Многолетний председатель партии обещает собрать в «один кулак» всех левых, которые в своем большинстве являются выходцами из СПУ. Речь идет о Станиславе Николаенко (последний вроде бы уже проникся идеей объединения «старых социалистов со старым председателем», и даже начал активную агитацию за Мороза в Херсоне и Николаеве), Иосифе Винском и даже Наталье Витренко.
Таким образом, сейчас в Партии регионов идет работа в двух направлениях. С одной стороны – прессуются коммунисты для того, чтобы освободить нишу для социалистов. С другой – две противоборствующие группы в Партии регионов пытаются протащить собственного ставленника на пост партийного лидера «новых левых».
- Информация о материале
Деньги любят тишину. Особенно когда их воруют. Именно поэтому «дело Волги» вовсе не такое простое, как это пытается подать Генпрокуратура. С первых же дней его вступления в должность руководителя Госфинуслуг Украины вокруг этого ведомства был постоянный шум. Шум же проистекал из довольно простой вещи – систему приоритетов новый руководитель регулятора расставил в соответствии со своими социал-демократическими убеждениями: гражданин (сиречь простой человек, потребитель этих самых финансовых услуг); государство, которое должно получать налоги; «участники рынка».
С этих самых пор выражение «участники рынка недовольны работой руководства Госфинуслуг» стало расхожим. Как можно быть довольным, если твои финансовые интересы поставили на последнее место и стали загонять в жесткие рамки? Конечно же, ломбардам, кредитным союзам и страховым компаниям это пришлось не по вкусу. Другое дело, что их финансовые интересы странным образом стали отождествляться прессой и рядом комментаторов с некой высшей правдой и первым местом в табели приоритетов. Хотя элементарная логика подсказывает, что если некие компании работают с нашими деньгами, то обязаны (подчеркнем, обязаны!) нести повышенную ответственность.
Кстати, именно вокруг этого и развернулся конфликт Волга - Бродский. Последний обвинял коллегу в попытках «зарегулировать рынок». Но если вы не понимаете важность этих попыток, значит, у вас никогда не воровали депозит и вы никогда с боем месяцами не получали страховку по ДТП. Или у вас есть ломбард.
Собственно говоря, наплевательское отношение к людям и можно было бы выдвинуть центральной проблемой «дела Волги». Оно и строится-то по схеме «один украл – другого топят». Но происходящее с экс-главой Госфинуслуг позволяет в подробностях рассмотреть еще и чисто правовую сторону, являющую собой схему «привет, девяностые!».
«Один украл – другого топят»
Перед тем, как подобраться к главному вопросу, пройдемся по недовольным участникам рынка. Первый вопрос – государственный реестр финансовых учреждений, в котором было обнаружено колоссальное количество пробелов. Волга (причем по официальному поручению премьера) стал наводить в нем порядок, поскольку если предприятия нет в реестре или есть, но не полностью, – работать ему не вольно. Кому нужен этот порядок, мол, и так все нормально. Как следствие – информационная атака и как реакция на нее – проверка Генеральной прокуратуры, КРУ и Счетной палаты. Проверка подтвердила правоту Волги.
Второе: бланки строгой отчетности по ОСАГО. Повышения цены на автогражданку требовали «участники рынка», причем требовали настойчиво. Госфинуслуг обязан был реагировать на их требования. Представители другой стороны – Совет автомобилистов и автоперевозчиков при Госкомпредпринимательства – открыто проигнорировал просьбы Волги дать альтернативное мнение и помочь обойтись без повышения цен. В результате цены были повышены, но при этом введены бланки строгой отчетности. Из Великого Ниоткуда силой заставили вывести примерно 30 % бланков. Халява закончилась.
Третье, которое само по себе может стоить головы любому: закрытие возможностей для «схемного перестрахования», через которое ежегодно уводилисьмиллиарды гривен. Это был именно тот денежный эгрегор, который годами питал избирательные кампании, суды и т. п.
Простыми словами это можно объяснить так. Корпорация страхуется на крупную сумму и списывает эти деньги на расходы. Страховая компания перестраховывает эти деньги в другой компании, поскольку «сама не справится», та – в третьей, и так далее, по цепочке. В конце цепочки стоит фиктивная компания, которую никто никогда не сможет найти. Деньги сливаются туда и потом выводятся. Если конечная компания находится в оффшорной зоне – деньги вообще разыскать невозможно. Никогда.
Волга ввел порядок регистрации всех договоров перестрахования в режиме онлайн и выступил с инициативой создания Государственной страховой компании, которая занималась бы реальной перестраховкой.
Как вы думаете, на это отреагировали «участники рынка», если сам Волга, через своего адвоката, высказал мнение, что вскрытые схемы обналичивания этих денег, которые перед своим арестом он собирался показать Главе государства, являются одной из причин этого самого ареста (возможно, и главной)? Имея миллиард в месяц, «решить вопрос» такого рода совсем не сложно.
И, наконец, кредитные союзы.
Десятки тысяч украинцев были обмануты и потеряли свои деньги, вложенные в эти финансовые учреждения. Большинство из них – пожилые люди, уже однажды лишившиеся сбережений и собравшие деньги по крохам на «черный день». Волга публично заявил, что намерен реформировать этот рынок таким образом, чтобы сделать махинации невозможными, создать Фонд гарантирования вкладов, а самим вкладчикам дать возможность так же в режиме онлайн следить за движением средств.
Как говорит представитель обманутых кредитным союзом «Первое кредитное общество» жителей Николаевской области Алла Орлова, среди 2,5 тысячи вкладчиков основная масса – «инвалиды, пенсионеры, «чернобыльцы», «афганцы», бывшие узники концлагерей».
«Такая у нас категория вкладчиков. Николаевская область – донорская. Это в Одессе или Донецке у людей в основном кредитные портфели, а у нас клали на депозит заработанное потом и кровью. И сегодня мнения людей, которые обращались в Генпрокуратуру несметное количество раз, никого не интересует. Была масса писем от нас, а реакции – ноль. В свете последних событий, когда все, кому не лень, принялись очернять Волгу, нашему возмущению нет предела», – говорит Орлова.
Введение временной администрации конкретно в «Первое кредитное общество» было реакцией Госфинуслуг на многочисленные жалобы граждан. Люди не могли получить назад свои деньги, обращались к регулятору, тот выдавал распоряжение кредитному союзу, кредитный союз игнорировал. Следующим шагом, сообразно требованиям нормативных актов, было введение администрации, задача которой – вернуть людям деньги и перестроить работу сообразно интересам вкладчиков.
Вдаваться в перипетии войны, которую развернуло против Волги отстраненное руководство, смысла нет – все уже рассказано до нас. Самое главное, бывший глава наблюдательного совета «ПКО» Андрей Азаров во всеуслышание заявил: Василий Волга будет сидеть. Кроме Волги в «структуру организованной преступной группы» неофициальный сайт кредитного союза ввел чуть ли не все оргштатное расписание Госфинуслуг, включая руководителя пресс-службы. С акцентом на Волге и его заместителях.
Учитывая, что на сегодня все, на ком сделан акцент, арестованы, причинно-следственная связь выглядит вполне однозначной.
Между тем проблемы вкладчиков все так же никого не интересуют. «Мы обращались к Президенту, когда он посещал Николаев. Я лично была на приеме у его помощника, Кокарева Константина Витальевича 17 марта 2011 г., 55 минут с ним разговаривала, объясняла наши надежды и боли, – говорит Алла Орлова. – Я объяснила, что не реагирует Генпрокуратура и МВД, бесчинства продолжаются, и мы к Президенту обращаемся как гаранту экономических свобод, дальше только Иисус Христос. На это он мне ответил, что есть еще Европейский суд и Нина Карпачева, подавайте туда. Мы были ошарашены таким ответом».
«Когда Семиноженко, лицо приближенное, ручкается с Андреем Азаровым, состоит с ним в одной партии, когда сам Азаров в Одессе благотворительной деятельностью занимается за наши деньги, когда люди из ПКО – в советниках у Костусева, а мы босиком по снегу ходим и сидим на гороховом супе, это верх цинизма. Вместо того чтобы заняться делом, убирают с дороги неудобного для них человека, как Волга. Да что говорить – руководитель милицейской следственной группы Виктор Виноградов заявил мне, что не может признать меня пострадавшей, мол, тогда и «другие потянутся», – негодует Орлова.
По ее информации, на счетах «Первого кредитного общества» в момент ухода из нее временной администрации было 1,5 млн. гривен. Судьба этих денег после возвращения в офис кредитного союза прежнего руководства представляется вкладчикам туманной.
«Привет, девяностые!»
Арест чиновника в ранге министра более недели держался в топе украинских новостей. И с первого же дня в этих же новостях констатировалась явная странность происходящего. Можно допустить, что вдруг вскрылись некие невероятные факты причастности Волги к «делу Адамовича», однако указанный Виктор Адамович (директор Департамента временного администрирования Госфинуслуг, назначенный Кабинетом министров), якобы вымогавший взятку за выведение временной администрации из «Первого кредитного общества», уже почти полгода находится в СИЗО и вина его не доказана.
Более того, как следует из постановления о возбуждении уголовного дела, никакой взятки он так и не получил, как отметил следователь Виталий Свирепов, «не по своей воле». Вмешались некие обстоятельства, и увы, нет ни взятия с поличным, ни зафиксированных переговоров о взятке, а есть только показания заинтересованного лица. И еще более того, решение о выведении временной администрации Госфинуслуг мог принять только голосованием, минимум шесть голосов из одиннадцати. Если бы даже Адамович и вел некие переговоры о взятке, решить этот вопрос было не в его силах и не в силах Волги. Чисто логически, взятку нужно было давать шести членам комиссии.
Тем не менее, пресс-служба Генпрокуратуры распространила по поводу задержания Волги новость с употреблением формулировки «за совершение преступления», и на следующий день Печерский районный суд принял решение о содержании главы Госфинуслуг под стражей – без участия адвоката. В тексте решения отсутствуют данные о сроках такого содержания, тогда как заместитель генерального прокурора Украины Ринат Кузьмин во всеуслышание объявил о двух месяцах. Случайная оговорка, но объясняющая, почему обвинение до сих пор не предъявлено и по истечении отведенных на это законом 10 дней Волгу не выпускают из ИВС СБУ, даже несмотря на резкое ухудшение здоровья. Сказано два месяца – значит, два месяца.
1 августа 2011 г. та же судья Виктория Гаркавая по представлению следователя приняла решение вообще устранить адвоката Олега Короля от дела как «злоупотребляющего своими правами» и «мешающего установлению истины». Целую папку документов, подтверждающих, что следователь всячески уклонялся от контактов с адвокатом и родственниками, судья проигнорировала. По мнению защитника, это связано с его принципиальной позицией по соблюдению норм Уголовно-процессуального кодекса. В то же время следствие навязывает Волге своего адвоката, неизвестного родственникам и самому арестованному. Задача такого человека, считает Король, – быть «китайским наблюдателем» и подписывать все документы не глядя.
Буквально через несколько дней адвокат снова выступил с заявлением: из Печерского суда пропали жалобы на постановление о возбуждении уголовного дела, написанные самим Волгой и его защитником. По такого рода документам суд обязан открыть производство в течение суток. Однако по истечении почти недели выяснилось, что жалобы либо уничтожены, либо утеряны.
При всем уважении к заявленным благородным целям, это не борьба с коррупцией, а нечто совершенно иное. Сегодня Волгу радостные «участники рынка» торопливо обвиняют в разнообразных грехах, однако не эти грехи легли в основу уголовного дела, а совершенно конкретный «червовый интерес».
А борьба с коррупцией – это когда мелким чиновникам будет дана четкая инструкция не возвращать документы без объяснений, а указать подателю на ошибки, помочь исправить и получить требуемые лицензии или разрешения. И наказывать за невыполнение таких инструкций.
Борьба с коррупцией – это когда документооборот максимально обезличен, когда необходимых документов нужно немного и они подаются в электронном виде, а не после стояния в многочасовых очередях. Наконец, борьба с коррупцией, когда госслужащих немного и они получают высокие зарплаты, а не делают вид, что им хватает тысячи гривен в месяц и работают они только во благо родной страны.
Пребывая в эти дни в Херсоне, Президент Украины Виктор Янукович заявил, что неизбежность наказания и презумпция невиновности – два столпа, на которых держится право. «Дело Волги», которого сам же Президент и уволил без решения суда, говорит о том, что в Украине у права опорный столп есть только один. Придавить этим столпом, судя по всему, может вообще любого. И любые возражения, требования соблюдать законы и процессуальные нормы, жалобы и письма не имеют никакого значения, как в бурные 90-е.
Ну а «маленькие украинцы», которые в этой истории должны были бы быть главными, вообще никому неинтересны. Как, впрочем, и всегда.
- Информация о материале
Как уже писал LB.ua, в Украине еще с прошлого года существует большой дефицит вакцин. Из-за перераспределения сфер влияния в Министерстве здравоохранения были приостановлены тендерные процедуры, и государственные медицинские учреждения получать вакцины перестали. К началу этого года ситуация стала критической: небольшие запасы вакцин с прошлого года закончились, и прививать детей стало нечем. Причем если зажиточные жители Киева могли позволить себе обратиться в частный кабинет, купить вакцину за свои деньги и все-таки защитить ребенка от полиомиелита или дифтерии, то на периферии вакцинация фактически прекратилась.
За лето истощился запас вакцин и у частников. В редакцию начали поступать жалобы – от читателей, знакомых и друзей – на то, что вакцин нет нигде: ни в частных клиниках, ни в аптеках, ни на складах у производителей. «У ребенка через неделю срок повторной вакцинации, - рассказал один из сотрудников Института Горшенина. - Мы вакцинировали его первый раз в частной клинике – это было очень недешево. Обратились туда снова, но нам сказали, что вакцин нет. Обзвонили все частные и государственные клиники – вакцин нет. Звонили даже производителям – они сказали, что вакцин не на складе. Одни обещали перезвонить, если что-то найдут, но до сих пор не перезвонили».
Главный внештатный детский иммунолог Киева, практикующий врач Федор Лапий объяснил LB.ua, что дефицит вакцин в частных клиниках связан с длительным отсутствием вакцин в государственных медучреждениях. «Это проблема логистики, - говорит Лапий. - Люди выгребли все вакцины, которые были на рынке, а новые завезти не успели. Вакцину нужно заказывать минимум за полгода, подавать заявку на завод. Ситуация должна стабилизироваться к концу августа».
По словам Лапия, государственные поликлиники уже начали получать вакцины. Министр здравоохранения Александр Анищенко ранее обещал, что полностью обеспечит вакцинами государственные учреждения к ноябрю. В июле он заявил, что уже начата закупка вакцины от полиомиелита, а к концу августа Министерство здравоохранения планирует закупить вакцину от кори, краснухи и паратита. При этом министр сообщил, что денег на вакцины не хватает – вместо нужных 422 млн. грн. у министерства есть только 237,8 млн грн.
Что можно посоветовать родителям, которые не могут вакцинировать детей из-за дефицита препаратов? Если это возможно - подождать, пока поликлиники не обеспечат вакцинами, если нет - все-таки пробовать искать вакцину самостоятельно. Если вы попали в такую ситуацию - задавайте вопросы по вакцинации в комментариях под материалом, мы ответим на них при помощи специалистов.
- Информация о материале
Контракты провели блиц-опрос бизнесменов, которые имели опыт работы в органах власти в качестве чиновников или депутатов райсоветов. Мы попросили оценить реальный доход «земельных чиновников».
Вот наиболее распространенная точка зрения: должность заместителя начальника управления районной администрации может приносить примерно столько же, сколько киевский ресторан средней ценовой категории на три зала. Одно из самых хлебных мест — управление земельных ресурсов.
«Система работала так: бывшие паевые земли приписывались населенным пунктам, а потом местный совет благополучно менял их целевое назначение, — объясняет партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Максим Копейчиков. — Сейчас все сложнее. В марте вступил в силу закон о регулировании градостроительной деятельности. Застройку придется проводить в соответствии с проектом генеральной планировки и генпланами населенных пунктов. Заработки у чиновников будут, но, вероятно, не системные, а разовые. И зависеть они будут от того, сколько сельхозземель удастся отхватить селам, поселкам и городам на этапе составления кадастра населенных пунктов».
Мы попытались выяснить, кому и сколько платят за смену целевого назначения земельных участков в Киевской области. Обратившись в землеустроительную организацию N под видом представителя стройкомпании, журналист Контрактов по телефону договорился о переводе 3 га земли сельхозназначения в категорию «под застройку» за $75 тыс.
Судя по содержанию корпоративного сайта, компания N занимается разработкой проектной документации для геологоразведывательной и геодезической деятельности, а также осуществляет любые землеустроительные работы. В графе «контакты» нет ни многоканального телефона, ни номера приемной. Потенциальным клиентам дают прямой стационарный киевский номер и два мобильных разных операторов. Создается впечатление, что N — одна из тех фирм, которые работают без офиса. Набираю прямой стационарный номер после семи вечера. Трубку берут на втором гудке.
— С кем можно поговорить о смене целевого назначения земельного участка?
— Со мной.
— А вы кто? — в ответ ожидаю услышать что-то вроде «проектант» или «специалист отдела землеустроительных работ», однако мой собеседник оказывается оригинальнее и проще.
— Ярослав.
— Мы — строительная компания, нас очень интересует один участок в Киевской области. Проблема в том, что по документам он предназначен для сельскохозяйственного производства.
— Площадь какая?— скучающим тоном спрашивает землеустроитель.
— 3 га.
Узнав о том, что речь идет о довольно большом участке, мой собеседник заметно оживляется. Спрашивает, что именно нужно строить, интересуется, находится ли интересующая меня земля в границах одного населенного пункта, уточняет расположение. Для правдоподобия называю один из самых привлекательных с точки зрения рынка земли районов Киевской области.
— Не повезло, — сочувственно вздыхает Ярослав. — Если речь идет о решении земельных вопросов, Киево-Святошинский — самый дорогой район. Такое у него расположение, так обстоятельства сложились. Он ближе всего к центру Киева, примыкает к Окружной дороге. Об этом знает руководство всех земельных структур, администрации сельсоветов и городских советов.
После короткой многозначительной паузы озвучены первые цифры. Разрешение местного совета (или районной администрации, если участок не находится в границах населенного пункта) на разработку проекта землеустройства по смене целевого назначения земельного участка оценивается в $50–200 за сотку (минимум — $15 тыс. за 3 га). Стоимость разрешения зависит от того, кто именно его выдает, то есть в чьем ведении находится земля. Проще и дешевле всего договариваться с сельсоветом, но это имеет смысл только в том случае, если интересующий участок не выходит за пределы одного села. Когда разрешение получено, составляют сам проект. Его утверждает дюжина различных служб: районное и областное управления земельных ресурсов, областной центр государственного земельного кадастра, управление архитектуры, управление археологии, управление охраны культурного наследия, станция санитарно-эпидемического надзора и т. д. В некоторых случаях требуется даже заключение Государственного лесного фонда.
— В сумме все эти согласования и утверждения обходятся в $200 за сотку ($60 тыс. за 3 га. — ред.)
— Какова стоимость составления проекта?
— Это все включено, отдельно придется заплатить только за первое разрешение.
— Как долго продлится согласование?
— Четыре месяца, — Ярослав замялся, очевидно, понимая, что заказчика такие сроки не обрадуют. — Во всех службах начальники сидят, они подписать должны.
— А никак нельзя сократить до двух?
— Можно, но это влияет на стоимость. Будет дороже на 30%. Вы поймите, техническая часть — это несложно. Сам проект мы можем сделать за 5000 грн. Все остальное, в принципе, должны подписать бесплатно. Я просто называю реальные суммы на рынке.
Бесстрашие моего собеседника, обсуждающего величину взяток с незнакомым человеком, да еще и по телефону, впечатляет. Кажется, он либо не подозревает о противозаконности неофициального материального стимулирования чиновников со стороны третьих лиц, либо готов рискнуть собственной свободой, лишь бы не упустить клиента. Вероятно, в период экономического спада рынок чиновничьих услуг по переводу сельскохозяйственных земель в категорию «под застройку» пострадал не меньше, чем собственно рынок застройщиков.
— $75 тыс. при оформлении за четыре месяца — это дороговато. Существует какой-то другой путь?
— Теоретически есть еще наши суды, самые гуманные суды в мире, — в голосе землеустроителя появились озорные нотки, — которые могут без всяких согласований вынести решение о смене целевого назначения земельного участка. Результат может быть немного быстрее, хотя не факт. Потом с этим решением суда вам ведь все равно придется прийти в управление земельных ресурсов, а там… Сумма выходит та же, может и больше. Кроме того, нужно будет получить разрешение на строительство от того же управления строительства и архитектуры, которое на этапе смены назначения земли вы обойдете через суд. Вам придется сдавать здание в эксплуатацию. Все эти службы потом все равно включатся в процесс. В общем, есть обходные пути, но самый «железный» — тот, который я описал вам вначале. Это то, как должно быть...
- Информация о материале
Страница 1304 из 1561
