В народе считают, что высшим учебным заведениям от студентов нужны лишь деньги и ничего, кроме денег. Тем не менее, руководство ВУЗов уверяет, что им более всего нужны хорошие студенты. Как оказалось, за талантливыми абитуриентами идет настоящая охота — и иногда не один год.

Киевский национальный университет им. Шевченко поиск своих будущих студентов начинает осенью. Сотрудники университета присматриваются к школам, в которых есть призеры олимпиад, члены МАН, и отправляют им пригласительные. По словам Владимира Бугрова, проректора университета по научно-педагогической деятельности, в этом году они решились на беспрецедентный шаг – на некоторых факультетах в приемных комиссиях висели таблички «Тут принимают документы абитуриентов, которым КНУ отправил приглашение». Как себя чувствовали остальные поступающие – вопрос. Можно предположить, что не очень комфортно. В самом университете идею считают хорошей. Правда, отдельная очередь – единственная привилегия от ВУЗа для тех, кого он решил пригласить на учебу. Дальше – конкурс.

Киевский Политех абитуриентов ищет не первый год. КПИ отбирает из базы данных Центра оценивания тех, у кого 200 баллов по профильным предметам: физика, математика и химия. Таких отличников ежегодно в среднем около 200 человек. Этим ученикам университет отправляет приглашения на домашний адрес. И тут уже нет деления на «киевских» и «не киевских».

Кроме того, КПИ проводит работу в школах. Учеников 8-ых классов и старше приглашают на дни открытых дверей, выставки и олимпиады. В процессе преподаватели присматривают себе будущих студентов. Заместитель первого проректора КПИ Владимир Тимофеев считает, что должна существовать государственная программа по поиску талантливых молодых людей: «Ведь есть же конкурсы лучших певцов, лучших танцоров. И в то же время считают, что конструктором и технологом может стать любой. Такого не бывает. Чтоб появлялись новые сикорские, королёвы и патоны, молодежь нужно поддерживать. И лучшими не обязательно окажутся ученики элитной школы Киева. Хорошие абитуриенты могут быть и из райцентра, и из села. Наша задача – их найти».

Далеко не все ВУЗы ударились в поиски головастой молодежи. Например в Национальном медицинском университете им. Богомольца считают, что бегать за абитуриентами – это лишнее. Ведь медицина – это призвание. Потому ВУЗ сосредоточился на специализированных учебных заведениях – таких, как медицинские колледжи, например. Специально для их студентов «богомольцы» устраивают выездные Дни открытых дверей, на которых рассказывают о своем учебном заведении. А дальше, если ученик захочет, – сам придет и поступит.. При поступлении у выпускника специализированного колледжа только одна привилегия – при равном количестве баллов будут зачислять именно его. В университете уверены, что на них работает их имидж. По словам Александра Науменка, помощника ректора НМУ, рекламировать ВУЗ не нужно: «Если у человека будет выбор – учиться у нас или на периферии, куда он пойдёт? Понятно, что по возможности – в наш университет. Как бы маленькие ВУЗы не занимались отсылкой приглашений, у них мало что получится, если делать это без материальной базы и нормального уровня знаний»

Необходимостив поиске абитуриентов не испытывает и Киевский национальный университет театра кино и телевидения. От желающих стать актерами и режиссерами отбоя нет. В то же время, в университете не в восторге от тестирования, поскольку баллы за тест не могут показать, как человек думает, как двигается и чем живет. Поэтому отбор абитуриентов происходит на конкурсах, таких как им. Елены Телиги или им. Ивана Франка. Представитель от ВУЗа следит за выступающими, и, если заметит интересную личность, может посоветовать поступать в Карпенка-Карого. Также преподаватели этого ВУЗа время от времени ходят на конкурсы школьной самодеятельности – ищут таланты. К специализированным учебным заведениям относятся довольно осторожно. Причина проста – очень велик шанс, что после такой специализированной школы ребенка придется переучивать. А это довольно сложно. Кроме того, университет отбирает себе абитуриентов через консультации: там поступающему подбирают творческую программу для конкурса, заодно и присматриваются. Петр Кравчук, проректор по учебно-воспитательной работе, рассказал, что учеников себе выбирают мастера театра и кино. И последнее слово при зачислении может оставаться именно за ними. Благо, есть из кого выбирать – конкурс в этом году, как всегда, большой – 12 человек на место.

Что можно сказать напоследок? Большинство ВУЗов подходит к решению вопроса о поиске абитуриентов творчески. И, как видно из примеров, в ход идут всякие ухищрения – будь то личные приглашения, отправленные на дом, советы маститых преподавателей либо просто самореклама. Цель остается одна – подтолкнуть потенциально сильного абитуриента вступить именно в свой ВУЗ, чтобы потом не было мучительно больно за утраченные светлые головы. Они нынче в цене. Так что будьте бдительны, отправляя ребенка на очередную олимпиаду, творческий конкурс или защиту МАНа – возможно, за ним уже наблюдает какой-нибудь национальный университет.

 

Вице-спикер российской Государственной Думы Любовь Слиска весьма нелицеприятно высказалась о суде, отказавшем в досрочном освобождении бизнесмену Платону Лебедеву — соратнику опального олигарха Михаила Ходорковского.

Сергей Миронов — бывший председатель Совета Федерации, верхней палаты российского парламента, говорит о жульнических приемах со стороны собирающейся занять его должность Валентины Матвиенко, действующего губернатора Санкт-Петербурга. Между тем еще совсем недавно и Слиска, и Миронов были отчаянными защитниками системы тотального вранья, построенной в России. И только приблизившись к очевидному финалу своей политической карьеры (Слиска не собирается баллотироваться в новый состав парламента, а Миронов потерял кресло главы верхней палаты), решились сказать хотя бы толику правды о происходящем.

Я привел эти российские примеры для подтверждения одного простого, как мне кажется, факта: не нужно думать, что постсоветская элита ничего не понимает в происходящем вокруг нее, живет в некоем заколдованном царстве, атмосфера которого значительно отличается от реальной атмосферы в стране. Нет, эти люди только играют сумасшедших, причем всегда в свою пользу. Они никогда не разбрасывают деньги по улицам Киева или Москвы — напротив, делают все возможное, чтобы сконцентрировать получаемые при помощи власти неправедные богатства в своих загребущих руках или в руках своего алчного окружения.

Поэтому это вовсе не неинформированность. Это цинизм и бессовестность. Если кто-то верит в то, что представители исполнительной власти или депутаты Верховной Рады от Партии регионов считают, что в стране все хорошо — значит, этот кто-то бесконечно далек от власть предержащих. А пессимизм информированных представителей властей даже серьезнее, чем пессимизм не принимающих решений оппозиционных деятелей. Мне приходилось обмениваться мнениями об украинских перспективах со многими, кто сегодня принимает принципиальные решения, — могу засвидетельствовать, что они в ужасе. Приходилось общаться и на тему компетентности президента страны — должен сказать, что с такой смесью презрения и цинизма я не сталкивался даже по отношению к Виктору Ющенко. Вокруг бывшего президента всегда существовала некая секта верующих, искренне считавших, что этот, явно не способный к государственной деятельности самовлюбленный человек — украинский мессия, одобряющие любые разрушительные действия или, напротив, разрушительное бездействие своего божка. Многие из этих людей остались рядом с Ющенко даже после сокрушительного краха его политической карьеры. Рядом с Януковичем, пожалуй, не останется никого, потому что новый президент окружает себя не верующими, а умелыми бизнесменами, превращающими в деньги каждый день своего пребывания рядом с главой государства, каждый свой заход в кабинет, каждое распоряжение «папы». Конечно, и ющенковские наживались на «батьке», но — уж таков секрет психологии многих представителей этой удивительной команды — отделяли «службу» от почти религиозного «служения». Янукович не требует такого истового поклонения, именно поэтому людей, считающих, что с ним все хорошо — и в стране все хорошо — не сыскать.

Я не обнародую имена тех высокопоставленных чиновников, кто в приватных беседах говорит правду о ситуации в стране и о своей собственной власти. И делаю это потому, что определяющим является не частное понимание, а то болезненное состояние, в котором находится нынешняя украинская элита. Ведь решения-то принимаются, не исходя из частных мнений, а исходя из искусно поддерживаемой иллюзии благополучия. Эти люди так и договорились между собой: будем делать вид, что все хорошо — и действовать так, будто все в порядке!

А когда придет время, когда вызреют разрушительные тенденции, когда станет ясно, что с политической карьерой Януковича покончено и нужно создавать новую структуру обеспечения заработка взамен обанкротившейся Партии регионов — они и сами вам все скажут. Уже не в частных беседах. Публично.

Триста дней до Евро-2012, мелькнувшие в пятницу, двенадцатого, лишний раз напомнили о быстротечности времени применительно к подготовке футбольного турнира. Но если беспокойство по поводу готовности объектов материальных — стадионов, аэропортов или гостиниц — объективно сходит на нет, то в отношении материй виртуальных все как раз наоборот. В первую очередь это касается такой непростой темы, как международный позитивный имидж Украины (последние политические события, связанные с арестом Юлии Тимошенко, в данном контексте не рассматриваются), который, по логике, за счет проведения в стране Евро-2012 должен был быть раскрученным по полной программе. Однако пока практика показывает, что именно на этом участке фронта у страны самые большие проблемы.

Янукович VS Азаров, или нас, тараканов, тьмы и тьмы

Киев. Шестое апреля 2011 года. Презентация «Инвестиционной реформы» с участием Виктора Януковича и Николая Азарова в изложении одного из бизнес-сайтов (цитата пространная, но крайне важная) выглядела так: «Президент Украины Виктор Янукович поручил Кабинету министров отработать имиджевую программу Украины… По его словам, программа, которую мы имеем сегодня, неэффективная. «Покажите Украину с лучшей стороны, потому что, когда мы едем за границу, то видим, как нас слушают наши партнеры — удивленно, вроде мы приехали с какой-то тьмы тараканов, и в центре Европы нет такой страны», — отметил президент.

 «Николай Янович, такое замечание... Оно уже всем известно, что мы не умеем подать то, что у нас есть. Запишите себе, пожалуйста, вопрос — отработать имиджевую программу по лучшим образцам мировых стандартов. Поработайте с инвестиционными компаниями мирового уровня и сделайте профессиональную рекламу, покажите, какая Украина», — сказал Янукович.

Премьер-министр Николай Азаров, со своей стороны, ответил, что соответствующая программа у правительства есть, на что президент резко отреагировал: «Нет такой программы! Она выглядит очень непривлекательно и очень непрофессионально. Поэтому вы ее подготовьте для презентации, чтобы у нас была возможность ее посмотреть. Если президент ее не видел, как вы можете говорить, что она есть?».

На возражение Н.Азарова о том, что программа все-таки существует, В.Янукович отреагировал еще более резко: «Я ее не видел. Не видел. Поэтому не рассказывайте мне сказки. Можете их рассказывать кому-то другому».

Помимо загадочной «тьмы тараканов», «с которой» ездит за границу глава государства со товарищи, в этой новости имеется еще несколько любопытных моментов. Ну, допустим, тараканья тьма — это образец редакторского невежества. Причем массового. Поскольку один редактор не понял, что его сотрудник, цитируя Януковича, просто не знал слова «тмутаракань», которое использовал президент, и решил, что так и надо. Остальные редакторы, продублировавшие эту новость на своих сайтах, могли попросту побояться вносить правки в «прямую речь» главы государства. Но куда интереснее президентское знание-незнание: с одной стороны, Янукович заявляет, что программы нет, а с другой — подтверждает, что о программе ему известно, но качество ее скверное. И здесь с Януковичем сложно не согласиться, ибо правительственная программа, принятая 3 июня 2009, №554, действительно слабая. Слеплена в лучших советских традициях. Вызовам XXI века не отвечает. Экономический эффект не просчитан. Цели и задачи размыты. Но, что самое странное, в имиджевой программе Украины, рассчитанной на 2009—2011 гг., отсутствует какой бы то ни было намек на главный имиджевый козырь. Т.е. на Евро-2012. Хотя логически все должно было быть заточено именно под это событие, а не под пиар Голодомора, который был выделен отдельным блоком. Ну, допустим, в 2009 году в верхах (несмотря на браваду первых лиц) опасались, что Евро-2012 Украине не удержать. (Если бы это произошло, то непонятно, о каком вообще имидже можно было бы вести речь.) Почему программу не пересмотрели в 2010-м, когда ситуация кардинально изменилась, неясно. Премьер же плоть от плоти громоздкой бюрократической системы. И поскольку документ никто не отменял, то, с точки зрения Азарова, Янукович был неправ. Ведь Азаров знал, что в 2010 году в рамках именно этой программы он лично дал добро на выделение бюджетных средств. Разве что, выделяя деньги, Азаров не вникал в нюансы. Он ведь всего лишь премьер-министр, а не эксперт в области паблик рилейшнз. Мало ли что порой подсовывают на подпись вышестоящему начальству кабминовские клерки? Да и сумма какая-то «смешная» — восемь миллионов гривен, т.е. порядка миллиона долларов. Мелочевка из серии «гонорар Дженифер Лопес за попеть полчаса в Крыму на олигархической свадьбе» … Или там, взятка-другая, вроде тех, что вменяют бывшему главе Госфинуслуг или экс-судье Зваричу…

Мастер-класс по запуску денег на ветер

Киев. 18 июля 2010 года. Кабмин принимает постановление № 617 «Про затвердження Порядку використання у 2010 році коштів, передбачених у державному бюджеті для фінансової підтримки забезпечення міжнародного позитивного іміджу України». Распорядителем восьми миллионов традиционно определяется МИД. То, что для такой страны, как Украина, это деньги позорные, можно не говорить. Скажем, Объединенные Арабские Эмираты тратят на этот самый привлекательный образ страны до пяти(!!!) процентов госбюджета. Т.е. 6 млрд. долл. в год. У ОАЭ много нефти? Хорошо. Для чистоты эксперимента возьмем куда менее богатую Болгарию. Разработка имиджевой кампании страны шла в Софии более двух лет. А ее проведение обошлось в 23 млн. долл. Или хорошо раскрученная Турция. Анкара только на привлечение украинских туристов тратит ежегодно порядка 800 тыс. долл. А в Штатах, которые в свой имидж ежегодно вливают миллиард, над продвижением имени страны постоянно работают сотни представителей различных PR-агентств. Да что там страны. Российский «Газпром» не жалеет ежегодно вбухивать в свою раскрутку около 140 млн. долл. А тут…

Так вот. В постановлении № 617 четко прописано, на что должны пойти эти бюджетные крохи. Скажем, на «обеспечение координации МИДом деятельности министерств и других центральных органов исполнительной власти», «проведение социсследований и круглых столов с участием отечественных СМИ», «обеспечение функционирования веб-сайтов МИД и украинских посольств», «обеспечение сотрудничества с ведущими зарубежными СМИ с целью размещения позитивных публикаций, радио- и телесюжетов об Украине», «издание печатной продукции на иностранных языках»… Всего 11 конкретных пунктов. Т.е. в среднем по 727272 гривни или 91022,7 тыс. долл. на каждый. С учетом того, что стоимость газетной полосы или минуты рекламного времени в «ведущих зарубежных СМИ» стоит на порядки больше, к этому альпийскому нищенству можно не возвращаться. Лучше направить взор в сторону куда более интересного документа, вывешенного на официальном сайте украинского МИД. Называется он «Основнi показники виконання паспорта бюджетної програми 1401110 «Фінансова підтримка забезпечення міжнародного позитивного іміджу України» за 2010 рік». Из которого невооруженным глазом видно, что восемь бюджетных миллионов были потрачены не совсем так, точнее, совсем не так, как того требовал Каб­мин. Во-первых, из 11 пунктов осталось лишь три. Во-вторых, за пять отчетных месяцев 985900 гривен (123,24 тыс. долл.) ушли на таинственное «обеспечение координации МИДом деятельности министерств и других центральных органов исполнительной власти в сфере формирования международного позитивного имиджа». 4366400 гривен (545,8 тыс. долл.) — на «обеспечение присутствия Украины в международном информационном пространстве». И 2388700 грн. (298,59 тыс. долл.) — на «изготовление и распространение за границей современной презентационно-имиджевой продукции». Двести тысяч, заложенные на обозначенные в постановлении Кабмина почтовые расходы, были «сэкономлены». Не менее интересен в этом документе, подписанном руководителем финансовой службы МИД И.Ярошом, и анализ. Как расходования средств, так и эффективности этого расходования, равной… 100 процентам. Хотя объяснить, что такое, допустим, пункт 2: «количество охваченной аудитории позитивными публикациями про Украину в ведущих зарубежных средствах массовой информации, в том числе электронных — 2500000 человек», весьма непросто. Как «охватывали», неясно. Много это или мало, т.е. хорошо или плохо, тоже непонятно. Потому что цифра 2,5 миллиона это даже не разовый тираж, скажем, журнала Time. Не меньше безответного любопытства вызывает и вопрос относительно стоимости охвата каждой зарубежной человеко-единицы — 1,8 гривни, т.е. 4,5 миллиона бюджетных денег. Ну, допустим, охватили. И-и-и?.. Где инвестиции?.. А социсследования, проведенные аж среди 4000 респондентов. 246 гривен на человека, т.е. 984 000 грн. в целом. Ну, опросили. И-и-и? Где потоки туристов?… А к чему привязать некий 10-тысячный тираж «печатных материалов про Украину на иностранных языках», но без указания цены? На фоне средней стоимости одной единицы презентационно-имиджевой продукции — 239 гривен, но без указания тиража…

Чисто английская закупка

Также в отчете МИД нет ни слова о единственном имиджевом продукте, который граждане Украины (и не только они) могли увидеть воочию. Т.е. о несостоявшихся «новых символах Украины» — Гарнюне и Спрытко. Эта история не менее увлекательна, нежели сравнительный анализ постановления Кабмина и финотчета МИД. Опять же оставим за кадром оценку художественной ценности анимационного продукта. Не будем вспоминать и то, что «роды» этих персонажей были оплачены без какого бы то ни было намека на тендер. Об этом уже говорено-переговорено.

Иное дело, нюансы освоения 100 тыс. долл. Не гривен, а именно долларов США. Поскольку с момента появления на свет Спрытка и Гарнюни (за разработку которых художнику (или целому творческому коллективу) заплатили целых 400 долл. за пару), МИД оценивал этот проект именно в валютном исчислении. И, как выяснилось, неспроста. Ибо, объясняя бестендерность распределения бюджетных средств, начальник информационного департамента МИД г-н Волошин на голубом глазу рассказал, что тендер не проводился, потому что у МИД (несмотря на однозначность закона) попросту не оставалось времени на его организацию. А деньги нужно было кровь из носа освоить до конца года, иначе не дали бы новых. И в законе была обнаружена шикарная дыра. В виде разрешения субъектам за границей (в нашем случае, посольствам) закупать товары и услуги за пределами территории Украины без тендеров.

Местом закупки была «почему-то» выбрана Великобритания, где украинское посольство подписало договор о разработке концепции позиционирования Ук­раины на мировой арене с некой английской финансовой компанией Investinua Capital Limited. Та в свою очередь «выбрала» в качестве субподрядчика киевскую компанию CFC Consulting. Отдав им всю креативную часть проекта.

Почему выбор украинских дипломатов пал именно на эту самую Investinua Capital Limited, вопрос особый. Во-первых, абсолютно неясно, как именно украинские дипломаты об этой фирме узнали. Поскольку, будучи зарегистрированной в 2006 году по адресу 77 EVESHAM ROAD, LONDON, E15 4AL (Сompany No. 05876948), она не имеет ни сайта, ни каких-либо озвученных в Интернете успехов и достижений. Мало того, согласно официальной информации сайта UKdata.com, где можно свободно получить данные о любой британской фирме, украинское посольство подписало договор о формировании имиджа целой страны Украина с организацией, чья деятельность относится к категории 65230. Т.е. «прочее финансовое посредничество, не отнесенное к другим категориям».

Но это не все. На этом же сайте UKdata.com все заинтересованные лица (в том числе и украинские дипломаты) могут узнать, что счет Investinua Capital Limited — dormant, т.е. неактивен. Поэтому вопрос, как именно прогонялись наши с вами, т.е. бюджетные 100 тыс.долл. по маршруту Киев—Лондон—Киев (и прогонялись ли вообще), пока также без ответа.

Хотя и это еще не финал. Поскольку директором и основателем нашей «спящей» английской фирмы по странному для украинских дипломатов стечению обстоятельств является гражданин Украины Василий Мирошников. Проживает он в городе-герое Киеве, и является партнером… правильно — биологических отца-матери Спрытка и Гарнюни — CFC Consulting. О чем и сообщает сайт этой организации. На который, кстати, с легкостью можно зайти, в том числе как с официального интернет-представительства украинского Министерства иностранных дел, так и ряда украинских посольств. Но, как уже говорилось, ни разработка стратегии, ни зачатие, ни роды Гарнюни и Спрытка, которыми, помимо всего прочего, г-н Волошин хотел наводнить Андреевский спуск (… а в свободное время мы еще и немножко торгуем сувенирами?), в отчете МИД не прослеживаются. Во всяком случае, отдельной строки по поводу расходования этих 100 тыс. долл. (или 800 тыс. гривен) там нет. Разве что есть упоминание о социсследованиях. Но и здесь сумерки и туман. Потому что CFC Consulting утверждает, что опросила через Интернет 2000 человек в пяти(!) странах (о научности и репрезентативности этого «опроса» промолчим), а, по версии МИД, речь идет о четырех тысячах. Хотя это могло быть и два опроса по 2000 человек. Не менее пикантны в непростом выборе «победителя» откровения самого Волошина. Поскольку, «оправдывая» раздачу бюджетных денег без тендера, он заявил СМИ, что CFC Consulting получила право первой брачной ночи не только потому, что является эксклюзивным представителем CNN в Украине, а еще и потому, что г-н Волошин знаком с этой фирмой лично. (По имеющейся информации, речь идет о совместном обучении Волошина с учредителями CFC Consulting в КИМО.)

Последнее на бестендерном фоне в британских интерьерах впечатляет особо. Хотя и про CNN тоже неплохо. Особенно, если учесть, что к журналистике (чем, собственно, и славен телеканал), «эксклюзивность» никакого отношения не имеет. А речь идет всего лишь о партнерстве в области размещения рек­ламы. Во всяком случае, на сайте CNN о «киевском представительстве» нет ни слова, ибо единственное бюро CNN в СНГ находится в Москве.

Дальше можно было бы еще поговорить о целесообразности траты почти 60 тыс. долл. на 583 буклета на украинском языке, выпущенных этой самой CFC Consulting. Которые предназначались исключительно для повышения образовательного уровня украинских чиновников. (Не тех ли, которых МИД координировал за миллион?) Но этим пусть лучше занимаются соответствующие органы, контролирующие расходование бюджетных средств по назначению. Речь-то, все-таки идет о продвижении позитивного имиджа страны под эгидой МИД. Что подтвердил в ходе недавнего разговора и директор местного комитета Евро-2012 Маркиян Лубкивский, который сказал, что в раскрутке имиджа Украины, как страны, принимающей Евро-2012, очень важную роль должны сыграть наши посольства.

Осетрина второй свежести на улице Гитляровского

И здесь начинается вторая часть марлезонского балета. Из которой становится понятно, почему реализацию проекта по формированию позитивного имиджа Украины за границей нужно было забрать у МИДа даже не позавчера.

Как мы помним, в правительственном постановлении № 617 было четко сказано, что часть из восьми миллионов выделяется на «забезпечення функціонування веб-сайтів МЗС та дипломатичних установ України за кордоном з розміщенням на них інформації іноземними мовами для популяризації на міжна­родному рівні української держави». Для того чтобы убедиться, как именно был «реализован» этот пункт (кстати, не требующий никаких тендеров), давайте совершим по интернет-представительству МИД небольшую прогулку. Посмот­рим, как представлена страна, принимающая третье по значимости спортивное событие планеты на всех четырех континентах.

Для полноты картинки автор этих строк исследовал все 86 сайтов украинских посольств, все мидовские ссылки на иностранные посольства в Украине, а также сайт самого министерства. Поверьте, более удручающей картины в нашем официальном информационном поле найти сложно. Как непросто дать оценку этому продукту, который является официальной интернет-визиткой страны в мире. Что это? Беспорядок? халатность? непрофессионализм? вредительство?..

Впрочем, судите сами. По логике, Интернет позволяет вносить правки и коррективы более чем оперативно. Об этом, похоже, хорошо известно всем, кроме соответствующих чиновников украинского МИД. Вот, скажем, вполне свежая новость с главной страницы мидовского сайта: «2 августа 2011 года заместитель министра иностранных дел Украины Виктор Майко принял копии верительных грамот новоназначенного посла Республики Индии в Украине Раджива Кумара Чандера». Но по мидовской ссылке «посольство Индии в Украине» мы видим, что послом этой страны по-прежнему числится Джийоти Сваруп Панде. Та же картина и с сайтом польского посольства, где послом значится Ключковски, хотя его преемник, Литвин, приступил к исполнению своих обязанностей 30 мая. То же касается и сирийского посольства в Киеве. На сайте главой диппредставительства значится временный поверенный Сулейман Абудияб, хотя посол Сирии Мохамед Саид Акиль вручил верительные грамоты Виктору Януковичу еще 6 апреля.

Или вот, сайт посольства Украины в Австралии и Новой Зеландии. Согласно президентскому указу №621/2011, посол в этих странах Валентин Адомайтис был уволен еще 30 мая. Но, по версии МИД, он все еще посол. Равно, как и Роман Безсмертный, который на сайте посольства Украины в Минске все еще пребывает в должности посла в Беларуси. Невзирая на президентский указ №640/2011 о его увольнении от 3 июня. А по-прежнему «пребывающие в должности» посол в Республике Корея Владимир Белашов и посол в Норвегии Александр Цветков, уволенные президентскими указами №619/2011 и №620/2011 от 30 мая, это как?

С отсутствием понимания, как и, главное, кто отвечает за наполнение информацией посольских сайтов, еще лучше. Например, такая загадка. Почему на 73 из 86 сайтов украинских посольств правила набора телефонного номера по старинке обозначены через восьмерку, т.е. 8-10-код страны и т.д., а на остальных, созвучно требованиям времени, — 00-код страны и т.д.? Еще больше вопросов вызывает наличие на трех посольских сайтах, представляющих Украину в Швейцарии, Лихтенштейне, Тунисе, Кении и Танзании, баннерных ссылок на фонд Екатерины Ющенко «Украина 3000». Да-да, на тот самый, который все еще строит больницу будущего. Это, простите, что — бизнес? Тогда неплохо было бы увидеть прайс-лист и уточнить, куда (или кому) идут деньги за рекламу фонда. А заодно выяснить, как можно получить допуск на мидовскую интернет-площадку для своей раскрутки.

А то получается какая-то странная избирательность. Как с негосударственными телеканалами и информагентствами, рекламирующимися на сайтах ряда посольств, или неким Институтом трансформации общества, чей баннер со слоганом «Мой выбор — НАТО» представлен на сайте посольства Украины в Тунисе. Также, увы и то, что касается Евро-2012. Вот все тот же сайт посольства Украины в Австралии. Какой-то игривый баннер в салатовых тонах — EURO-2012. Любой желающий кликает на него и попадает… нет, отнюдь не на сайт государственного информационного центра «Украина. Евро-2012», а на страницу какого-то чисто коммерческого интернет-ресурса. Еще один похожий продукт предлагается и посетителям сайта, представляющего Украину сразу в Бразилии, Боливии, Суринаме и кооперативной республике Гайана. Мало того, что сайты не вполне понятного происхождения, так они еще и грубо нарушают авторские права УЕФА. Поскольку европейский футбольный союз еще в 2007 году однозначно запретил использовать в названиях СМИ все, что связано с EURO-2012. Что, между прочим, подтверждает информация для СМИ в разделе «подготовка к Евро-2012» на сайте посольства Украины в США. И de facto получается, что украинский МИД не только игнорирует государственный пресс-центр, но еще и демонстрирует urbi et orbi свое отношение к международному авторскому праву.

Кстати, с официальным пресс-центром, который, по идее, должен быть единым информационным источником, тоже полная неразбериха. В той или иной форме ссылка на пресс-центр есть лишь на 42 сайтах посольств из 86. То, что творится на остальных, больше напоминает пазл для душевнобольных абстракционистов, нежели главный информационный ресурс МИД европейской страны. Достаточно сказать, что на шести сайтах в чистом виде выдана информация под названием «Повідомлення закордонних дипломатичних установ України про підготовку до Євро-2012» (а в сочетании с комбинированной информацией из пресс-центра еще на 17 сайтах), где и.о. министра иностранных дел по-прежнему числится Хандогий, послом Украины в Хорватии — Маркиян Лубкивский, а главой Нацагенства по Евро-2012 — Евгений Червоненко, поскольку эти «повiдомлення» обрываются на 4 декабря 2009 года. (При этом сказать, что информационное обновление посольских сайтов не ведется, нельзя. Так, заявление МИД по поводу ареста Тимошенко появилось на всех континентах весьма оперативно).

Но это к слову. Поехали дальше. На сайте посольства Украины в Малайзии и Тиморе информации о том, что Украина принимает Евро-2012, нет вообще. И на сайте посольства в Ватикане тоже. Отсутствует информация о турнире и в версии сайта посольства Украины в Осло на норвежском языке. Нет текущих новостей на сайтах посольств в Сербии, Сирии, Румынии, Перу, Эква­доре, Колумбии, Марокко, Кипре, Киргизии, Ираке, Индонезии, Гвинее, Сенегале, на Кубе, Венесуэле, Испании и Андорре. А при посольствах Украины в Анголе, Габоне, Эфиопии, Уганде, Джибути, Сейшелах и представительстве в Палестинской автономии сайты (либо ссылки на них) попросту наличествуют отсутствие от присутствия. Т.е. порядка 122 миллионов человек остаются неохваченными позитивной информацией об Украине. Сюда же, кстати, можно включить и сайт посольства Украины в Туркмении и Афганистане, исполненный на двух языках — украинском и… русском. Это, простите, как? Чтобы в Афга­нистане всегда помнили об ограниченном воинском контингенте из СССР?.. Отдельная радость — сайт посольства Украины в Италии: посетителям предлагается только ссылка на ресурс, рассказывающий о консульствах разных стран на итальянском языке...

Причем пока речь идет только о Евро-2012. А ведь на посольских сайтах есть еще столько интересного, точнее, неинтересного. В том числе и потому, что 86 посольских интернет-ресурсов фактически превращены в пиар-площадки Виктора Януковича, частично Николая Азарова, лично министра иностранных дел Константина Грищенко и немножко самих послов. В лучших традициях «дорогой Леонид Ильич». Воссоздавая для внешнего пользователя полную иллюзию back in USSR.

Мы все еще говорим о том, что рулить позитивным имиджем страны должен именно МИД? Хорошо. Тогда напоследок три риторических вопроса министру Грищенко. Известно ли вам, господин министр, где, по версии сайта вашего ведомства, находится в Москве посольство республики Мозамбик? Сообщаем. На сайте МИД Украины это ул. Гитляровского, 8, кв. 45. (Представляете, как автор «Москвы и москвичей» Владимир Гиляровский, который год уже ерзает в гробу?) Вопрос номер два: знает ли министр иностранных дел, что, по версии посольства Украины в Сирии, День независимости Украины отмечается 4 октября? Тоже нет? Тогда информируем, что в прошлом году официальный прием по случаю Дня независимости Украины прошел именно в этот день. Так что ежели поздравление из Дамаска по случаю 20-летия независимости в этом году чуток подзадержится, не расстраивайтесь. Это не месть за то, что имени посла Сирии до сих пор нет на мидовском сайте. И вопрос номер три. Нельзя ли выяснить у ваших подчиненных, ответственных за информационную политику, почему на подавляющем большинстве ссылок на иностранные посольства в Киеве отсутствуют данные о сайтах этих самых посольств? При том, что все больше стран вводит процедуру предоставления виз именно через интернет-регистрацию на посольских сайтах. Стоит дальше говорить о разделе в имиджевом постановлении Кабмина по поводу финансирования посольских сайтов и иностранных языков или впору вслед за Высоцким вопросить: «Где деньги, Зин?»…

Призрак точки невозврата, или позитив в студию

Эту экскурсию можно продолжать долго. Иное дело, что позитива сие не добавит. А выход нужно искать предельно быстро. Поскольку до начала Евро-2012 остается все меньше времени, имиджевый воз все так же буксует между Гарнюней и Спрытко, а МИД готов к освоению очередного транша. Подтвержденного очередным постановлением Кабмина в марте этого года. Правда, г-н Волошин пообещал, что в этом году будет задействован тендер, но пока о нем никто не слышал. Хотя нужен не только тендер, но и избавление МИД от непосильного груза ответственности за позитивный имидж страны. Почему? Да хотя бы потому, что за все время «работы» над имиджем страны внешнеполитическому ведомству, кроме финансовых скандалов и информационного хаоса на своем сайте, особо похвастаться нечем. А применительно к Евро-2012 главным пропагандистом Украины вот уже четвертый год является УЕФА.

Понятно, что при громоздкости нашей бюрократической машины в одночасье заменить заржавевший «Запорожец» хотя бы на бэушную «Тойоту» непросто. Но ничего нового изобретать не требуется. Достаточно пообщаться с украинскими профессионалами в области PR, которые давно, но безуспешно пытаются пробить глухоту властных ушей. Предлагая проекты, варианты, наработанные методики, опыт и международные связи. Доказывая на конференциях и круглых столах, которые традиционно игнорируются профильными чиновниками, что существующая практика ведет в никуда. Что при нынешней международной репутации Украины с ее брендом «страны тотальной коррупции» или рейтингами «инвестиционной привлекательности», где Украина топчется между Буркина-Фасо и Восточным Тимором, акцент нужно делать на конкретных, точечных направлениях. Попутно исправляя ситуацию внутри страны. В первую очередь в сфере туризма. Что имиджем Украины одно ведомство заниматься не может. Что МИД должен быть лишь одним из инструментов продвижения имиджа, а не «главным координатором за миллион». И, может быть, с учетом важности для страны Евро-2012 все же стоит быстро попытаться что-то изменить. Объявить реальный, а не фиктивный тендер. Собрать ведущие PR-агентства. Проанализировать имеющиеся наработки. Распределить участки работы и начать действовать. Без распила, откатов и под жестким контролем со стороны государства. Чтобы даже столь мизерные средства пошли по назначению.

Ведь обратил же внимание вице-премьер Борис Колесников на повышение репутационного индекса Украины в связи с Евро-2012 среди стран G8 . Который рассчитывается по методике, разработанной одним из мировых лидеров в вопросах изучения репутации — Reputation institute. А эта фирма, в отличие от доморощенных «исследователей» проводит свои опросы среди 30 000 человек. Так что здесь результат ставить под сомнение сложно. Хотя, по мнению экспертов, показатели репутационного индекса в случае изначально профессионального продвижения именно бренда Евро-2012 могли быть куда выше. Кстати, Reputation institute имеет представительство в Киеве. Но «почему-то» этот офис, как и многие другие PR-фирмы, ассоциации и объединения, в том числе и отечественные, по-прежнему остается вне сферы внимания властей. А ведь точка имиджевого невозврата видна на горизонте все четче и четче.

Скриншоты всех упоминавшихся в публикации интернет-страниц официального сайта МИД и сайта компании CFC Consulting находятся в распоряжении редакции. На момент сдачи номера в печать все ссылки на электронные адреса указанных страниц были активны и полностью отвечали всем фактам, изложенным в публикации.

Вопрос о судьбе национального достояния Украины – земель сельскохозяйственного назначения – является одним из наиболее дискуссионных. За время проведения земельной реформы (которая продолжается без малого 20 лет – с 1991 г.) прошла демонополизация государственной собственности на землю. Объектом реформирования стали земли почти 12 тыс. хозяйств, а 6,8 млн. крестьян получили права на земельную долю. Однако распределение сельскохозяйственных земель среди бывших колхозников не стало основой для устойчивого развития индивидуальных (семейных) форм ведения сельского хозяйства. И воспользоваться в полной мере своим правом собственности крестьяне не могут, поскольку в Украине временно, до 1 января 2012 г. установлен мораторий на продажу и другие способы отчуждения земельных участков сельскохозяйственного назначения.

По мнению экспертов, этот мораторий противоречит ч. 1 ст. 90 Земельного кодекса, согласно которой собственники земельных участков имеют право продавать или другим путем отчуждать их, передавать в аренду, залог, наследство, а также ст. 41 Конституции, поскольку, по сути, запрещает миллионам граждан распоряжаться своей собственностью. Впрочем, наши соотечественники уже научились этот закон умело обходить.

Классическая схема отчуждения сельхозземли базируется на заключении договора займа без обеспечения обязательств. После того, как денежные средства по договору намеренно не возвращаются, кредитор обращается в суд с требованием вернуть долг и обратить взыскание на имущество должника.

Путем заключения мирового соглашения стороны договариваются о взаимовыгодном варианте погашения долга – передаче земельного участка в собственность кредитора. Причем процесс происходит не без помощи Фемиды. К примеру, не так давно на Высшем совете юстиции рассматривался вопрос об увольнении за нарушение присяги судьи, принимавшего в период действия моратория судебные решения, в результате которых происходила передача земельных участков в счет погашения якобы существующей задолженности. Однако, как пояснил сам судья, жители не могли оформить свои участки, хотя они находятся в их собственности, поскольку в населенном пункте не установлены границы.

Все это свидетельствует о том, что такая ситуация давно находится за гранью добра и зла и требует разумного решения. Решение это – земельная реформа. По словам зампредседателя Госземагентства Украины Николая Калюжного, она позволит решить проблему неиспользования крупных площадей земель выморочного наследства и невостребованных по разным причинам паев и привлечь около 7 млн. га сельхозземель в экономический оборот. Вопрос лишь в том, чтобы вместе с предоставлением возможности гражданам реализовать свое конституционное право не допустить спекуляций с землей. Именно это является главной целью правительственного законопроекта «О рынке земель» (р. №9001-1), зарегистрированного в ВР 19 июля 2011 г., и альтернативного ему – «О рынке земель» (р. №9001) от 18 июля 2011 г. авторства народного депутата Григория Смитюха.

Ограничения против спекуляций

Согласно упомянутому выше законопроекту Кабмина, приобретаться и отчуждаться могут земельные участки государственной и коммунальной собственности соответствующего целевого назначения и способа использования в границах определенной категории земель, в т. ч. вместе с расположенными на них объектами, а также земельные участки граждан и юрлиц, права на земельные доли (паи), права аренды на установленный срок, эмфитевзис (право пользования чужой землей для сельскохозяйственных нужд) и суперфиций (право пользования чужой землей для застройки), а также доли в праве совместной собственности на землю.

Но рынок земли не будет открываться в полном понимании для всех. В законопроекте №9001-1 четко прописаны ограничения относительно того, кто сможет покупать сельхозземлю. Фактические игроки рынка – граждане и фермерские хозяйства. Приобретать в собственность для ведения товарного сельскохозяйственного производства по гражданско-правовым договорам землю смогут лишь они, а также государство и территориальные общины. Дарить земельные участки сельхозназначения, находящиеся в частной собственности, можно лишь членам семьи, государству или территориальной общине. Таким образом, юрлица других (кроме фермерских хозяйств) организационно-правовых форм, в частности, сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации, могут приобретать такие земли только на праве пользования. В ином случае они должны на протяжении года передать свое право на землю другому лицу. Прямо запрещается внесение права на земельную долю (пай) в уставный капитал хозяйственных обществ.

Отчуждение банковскими и другими кредитными учреждениями земельных участков сельскохозяйственного назначения, право собственности на которые перешло к ним в счет погашения задолженности по договорным обязательствам, проводится в течение 6 месяцев со дня приобретения земельного участка путем продажи органам госвласти или органам местного самоуправления либо через аукцион.

Одним из наибольших рисков снятия моратория на продажу земли является массовая скупка земель иностранным капиталом. Однако, согласно законопроекту, иностранцы не могут становиться собственниками сельхозземель, а в случае, если они обрели право собственности на них, должны избавиться от земли в течение 1 года.

Впрочем, как отмечают эксперты, и этот механизм имеет свои «дыры». Иностранцами в документе называются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные предприятия, предприятия, в уставном (составном) капитале которых не менее 10% составляют иностранные инвестиции, иностранные юрлица, иностранные государства, международные правительственные и неправительственные организации. Таким образом, если иностранное лицо основало изначально одно общество в Украине, которое впоследствии выступило учредителем другого общества, последнее сможет приобретать землю сельскохозяйственного назначения.

Законопроектом также установлены предельные максимальные площади земельных участков для ведения товарного сельхозпроизводства, которые могут находиться в собственности одного лица в зависимости от природно-сельскохозяйственной зоны. В Полесье это 1500 га, в лесостепи – 1750 га, в степи – 2100 га, в Карпатской и Крымской горных областях – 900 и 1100 га соответственно. В случаях унаследования земли эти нормы могут быть превышены. Предельная максимальная площадь земельных участков, находящихся в собственности одного лица, но расположенных в разных природно-сельскохозяйственных зонах, не может превышать 2100 га. Таким образом, для больших сельхозкомпаний после принятия закона ситуация особо не изменится – они так и не получат доступ к торгам и будут брать землю в аренду. В то же время фермерским хозяйствам будет разрешено (согласно изменениям, предлагаем к ст. 22 ЗУ «О фермерском хозяйстве») покупать другие фермерские хозяйства вместе с землей. Таким образом, те, кому позволяют средства, смогут создавать так называемые латифундии.

Для недопущения спекуляции земельными участками сельскохозяйственного назначения вводятся дифференцированные ставки госпошлины за удостоверение договоров купли-продажи: от 100% нормативной денежной оценки в случае перепродажи в первый год после покупки и до 60% в случае перепродажи на пятый год.

Как известно, среди наиболее распространенных способов, позволяющих заменить передачу в собственность, фигурирует предоставление права пользования землей в порядке эмфитевзиса или суперфиция, когда собственник земли только формально владеет ею, уплачивая налог, реальные же права пользования сосредотачиваются в руках другого лица. Такие договоры в последние годы заключались в массовом порядке, чем создавались условия для последующего выкупа земельного участка после отмены моратория. В связи с этим отдельное внимание следует обратить на положения законопроекта, касающиеся преимущественного права на приобретение земли. Такое право предоставляется государству, местным общинам, арендаторам или пользователям чужого земельного участка для сельскохозяйственных нужд, собственникам смежных участков, сособственникам. Однако если намерение реализовать преимущественное право высказали несколько лиц, приоритет получают государство (в отношении участков, расположенных за пределами населенных пунктов) и органы местного самоуправления (в пределах населенных пунктов). Не создаст ли это ситуацию, когда чиновники смогут торговать отказом от преимущественного права, покажет практика.

Раз! Два! Три! Продано!

Согласно законопроекту, желающий продать свой участок (пай) должен опубликовать в газете соответствующее объявление, указав желаемую цену. Субъекты преимущественного права на покупку участка письменно заявляют о своем намерении купить его в течение месяца и вносят стоимость на депозит нотариуса. В ином случае они свой приоритет теряют.

Законопроектом также урегулирована продажа земли в порядке проведения земельных торгов. Земельным и Гражданским кодексами определены основные принципы таких торгов, а ЗУ «Об ипотеке» – порядок подготовки к торгам, однако этими актами не устанавливается системная последовательность их осуществления.

Проведению земельного аукциона предшествует ряд процедур: отбор и формирование перечня земельных участков на продажу, подготовка лотов, публикация объявления, подача документов от участников и т. д. Основным объектом торгов является земля государственной и коммунальной собственности. Что касается продажи на торгах земельных участков частной собственности или права аренды на них, подготовка таких лотов включает: 1) присвоение кадастрового номера земельного участка (при его отсутствии); 2) проведение экспертной денежной оценки; 3) установление стартовой цены лота, которая в случае обращения взыскания на земельный участок, находящийся в собственности гражданина или юрлица, равна 80% от его стоимости, определенной по результатам экспертной денежной оценки по методике, утвержденной КМУ, а в остальных случаях устанавливается организатором земельных торгов; 4) государственную регистрацию имущественного права на земельный участок, подлежащий продаже. Отметим, что согласно заключительным положениям законопроекта до разграничения земель государственной и коммунальной собственности подготовка лота осуществляется без проведения госрегистрации имущественных прав.

Одной из гарантий от злоупотреблений является и то, что в случае отсутствия участников или наличия только одного участника либо когда ни один из участников не предложил цену выше стартовой, аукцион признается несостоявшимся. Кроме того, для обеспечения прозрачности при подготовке к продаже земельных участков государственной или коммунальной собственности органы власти и местного самоуправления должны информировать население через СМИ (в частности, собственный официальный веб-сайт, журналы и другие СМИ и/или официальный веб-сайт Госагентства земельных ресурсов) о продаже таких земельных участков (прав на них) и обеспечить всем желающим возможность поиска информации по дате размещения объявления, дате и месте проведения продажи, виде имущества, цене и т. д.

Альтернативный вариант

Что касается законопроекта Г. Смитюха, то он во многом сходен с правительственным. Главной его целью также является формирование правового поля, в рамках которого не будут допускаться чрезмерное дробление сельскохозяйственных угодий, их монопольная концентрация в собственности ограниченного круга лиц, скупка сельскохозяйственных земельных участков в целях их спекулятивной перепродажи, бесконтрольный перевод сельхозземель в несельскохозяйственные. В законопроекте №9001, в отличие от правительственного, прямо сказано о создании Государственного земельного банка – специализированного банковского учреждения, которому предоставляется исключительное право осуществлять банковские операции в отношении земель сельхозназначения, а также Государственного земельного фонда.

Согласно законопроекту №9001, Земельный банк будет консолидировать земли, не приватизированные в 1999 г. (около 15% всех пахотных земель), и выморочные земли (около 5% земель, права на которые никому не были переданы, т. е. их владельцы умерли) и торговать этой землей на аукционах.

Уставный фонд Земельного банка, как заявил не так давно глава Государственного агентства земельных ресурсов Сергей Тимченко, ориентировочно составит 5 млрд грн. «Законопроект о Земельном банке разрабатывается совместно нашим агентством, МинАП и Нацбанком. Но он не будет вноситься в Верховную Раду одновременно с законопроектом о земельном рынке», – сообщил он и уточнил, что банк будет сформирован из средств Госбюджета и, возможно, при помощи двух государственных банков («Сбербанк», «Укрэксимбанк»). Также С. Тимченко добавил, что Земельный банк будет кредитовать малые и средние сельхозпредприятия (максимальная ставка – 8%) и скупит для государства привлекательные сельхозугодья по приемлемым ценам.

Отметим, что принятие Закона о рынке земель является одним из условий для снятия моратория на продажу земельных участков сельскохозяйственного назначения (как сказано в п. 15 Переходных положений Земельного кодекса), а следовательно, предоставления возможности гражданам полностью реализовать свое конституционное право на землю в части свободного распоряжения земельной собственностью. Основной аргумент в пользу продления моратория – отсутствие нормативной базы – постепенно теряет актуальность, поскольку на сегодняшний день активно происходит процесс ее формирования. Не так давно (7 июля 2011 г.) был принят в целом необходимый для запуска земельного рынка Закон «О Государственном земельном кадастре», который является вторым пунктом условий. Но чтобы приступить к цивилизованной продаже земель, нужно принять еще как минимум несколько законов: об оценке земли, о сохранении плодородия, о консолидации земель. Впрочем, учитывая темп законодательных инициатив, не исключено, что до конца этого года необходимые для снятия моратория и запуска рынка нормативные акты будут приняты.

Григорий Смитюх, народный депутат Украины (ПР), автор законопроекта «О рынке земель» №9001

– Работая над законопроектом в Комитете, мы долгое время обсуждали, каким он должен быть. Я уверен, что мой законопроект и законопроект КМУ во многом похожи.

Считаю, что мораторий на отчуждение сельхозземель нужно отменить по следующим причинам. Во-первых, потому, что Украина больше не может находиться в подвешенном состоянии с собственностью на землю. Проблема есть, и ее нужно решать. Если мы говорим о конституционном праве, то гражданин, который получил право собственности на землю, имеет право ею распоряжаться: подарить, передать по наследству, продать по своему усмотрению согласно предусмотренной законодательством процедуре, поскольку земля – особый объект, который находится под контролем и охраной государства.

Во-вторых, раз у нас так получилось, что меньше трети населения получило право на землю, соответственно, государство должно исправить эту ошибку и цивилизованным способом выйти из этого положения, т. е. урегулировать вопросы относительно тех земельных участков, которые люди, по сути, не обрабатывают. Поэтому в законодательном плане привести это право в соответствие с конституционной нормой государство должно было давно.

Я своим законопроектом предлагаю создать Государственный земельный банк, поскольку такой объем собственности, как земельный фонд государства, не может не регулироваться. Если мы хотим сохранить независимость в том плане, чтобы наше государство контролировало эти процессы, мы не можем это сделать без финансового инструмента. Также предлагаю создать Государственный земельный фонд в целях обеспечения управления землями, находящимися в государственной собственности, обеспечить ведение в установленном законом порядке государственного земельного кадастра, учета всех земель независимо от формы собственности.И, конечно, ни в коем случае сельхозземли не должны продаваться иностранцам. Подчеркну также, что необходимо ввести ограничения в отношении объема продажи земли в одни руки, чтобы не стимулировать рост количества гастарбайтеров, которые будут вынуждены искать работу за границей.

Vox populi (Народ против?)

Любопытно, что более половины крестьян (56,0%) выступают против отмены моратория на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Соответствующий опрос проводился с апреля по июнь 2011 г. Центром социальных экспертиз Института социологии НАНУ совместно с Государственным агентством земельных ресурсов. Всего было опрошено 1600 крестьян, 1200 фермеров и 800 руководителей сельхозпредприятий. Аргументы против отмены моратория: «приедут иностранцы и скупят всю нашу землю» – 44,2% респондентов; «бизнесмены скупят всю нашу землю, и для местных жителей не будет работы» – 39,1%; «это наша земля, и нечего продавать ее чужим людям» – 35,4%; «торговать землей нельзя, потому что это собственность всего народа» – 28,7%; «у нас денег нет, значит, мы ее не купим» – 23,3%; «нам предлагают слишком малую цену на землю» – 19,2%; «торговать землей грех» – 13,6%. Очевидно, государственным чиновником стоит больше работать над информированием населения.

Государственной налоговой службе (ГНС) Украины не удалось достичь цели создания специализированных государственных налоговых инспекций - стопроцентного перевода на учет больших налогоплательщиков и внедрения эффективного индивидуального налогового сопровождения каждого из них.

Таким является вывод коллегии Счетной палаты по результатам аудита эффективности использования средств госбюджета на выполнение полномочий этих инспекций, передает пресс-служба Счетной палаты Украины.

В Украине специализированные государственные налоговые инспекции по работе с большими плательщиками налогов в составе органов ДПС Украины начали функционировать еще с 2001 года. Однако законодательные основания их создания урегулированы законом лишь после вступления в силу Налоговым кодексом Украины 1 апреля 2011 года.

Критерии отбора больших плательщиков постоянно изменялись, и это не способствовало повышению эффективности работы специализированных инспекций. При этом в 2009 году в них обслуживалось 797 больших налогоплательщиков (16,9%) из 4721 их общего количества, в 2010 году - 506 (33,8%) из 1497 и в I квартале 2011 года - 771 (66,9%) из 1152. Следовательно, органы ГНС не создали условия улучшения обслуживания для всех больших плательщиков налогов.

По расчетам аудиторов Счетной палаты, в случае стопроцентной концентрации больших плательщиков на учете в специализированных инспекциях объемы мобилизации доходов в 2010 году могли бы составлять около 70 % доходов госбюджета, которые контролируются органами ГНС.

В этом году аграрии расстарались – свеклы соберут на 4 млн т больше, чем в минувшем. Это позволит сварить 2, 2 млн. т сахара при объеме внутреннего потребления в 1,9 млн т. Но даже переизбыток продукта не позволяет украинцам рассчитывать на дешевые сладости. Правительство ищет способы изъять с рынка «лишний» товар и готово поддерживать высокие цены в угоду сахарным холдингам.

Время варить сахар

Отечественная сахарная отрасль переживает ренессанс. Заводы, которые в последние годы простаивали без дела и на восстановление которых уже никто не рассчитывал, в нынешнем сезоне вновь готовятся к запуску. По данным министерства агропромышленной политики, с осени переработку сахарной свеклы начнет 80 предприятий. Для сравнения: в 2009г. в стране функционировало 56 заводов, в 2010 – 73. Причем, нынешняя цифра – не окончательная. Вполне возможно, что реально работающих предприятий будет даже больше. Пока под вопросом остается участие в сезоне сахароварения еще 26 временно законсервированных комбинатов. «Если они будут обеспечены нужным количеством сырья, то могут возобновить свою деятельность», - заявил аграрный министр Николай Присяжнюк, выступая на совещании по вопросам развития сахарной отрасли в Винницкой области. В том же, что в этом году сахарозаводчики вряд ли рискуют столкнуться с сырьевыми проблемами, эксперты не сомневаются.

На пике прошлогоднего роста цен на сахар (стоимость килограмма продукта достигала 14грн), этим бизнесом начало интересоваться все больше хозяйств. В итоге, в этом году площади под свеклой увеличились на 11% и достигли 550 тыс. га. Причем, львиную долю угодий засеяли профильные сахарные холдинги, стремительно наращивающие свои земельные банки. Последние не экономили на аграрных технологиях, что позволило получить рекордный урожай свеклы. В этом году ее соберут более 16 млн т, - прогнозирует сельскохозяйственное ведомство. Для сравнения: в минувшем сезоне этот показатель едва превысил 12 млн т. Из таких запасов сырья можно сварить 2, 2 млн т сахара, что на 40% больше, чем в прошлом году. Хороший урожай свеклы позволяет сахарозаводчикам рассчитывать на доступ к дешевому сырью. Ведь высокий уровень конкуренции между хозяйствами наверняка заставит их идти на уступки потенциальным покупателям. Эксперты уже усмотрели в этой тенденции угрозу для будущего сахарной отрасли. По словам аналитика Украинской аграрной конфедерации Дениса Рубченко, рентабельность выращивания свеклы из-за резкого удорожания топлива, удобрений и семян за последний год и так снизилась вдвое. Переизбыток сырья и ожидаемое снижение цен на него могут еще больше усилить негативную динамику, что сделает свеклу менее интересной для аграриев в 2012г.

Вопрос – смогут ли заработать на рекордном урожае свеклы переработчики – пока остается открытым. 2,2 млн т сахара, которые планируют выбросить на рынок предприятия, явно превышают реальные потребности страны. В прошлом году внутреннее потребление составило 1, 9 млн т, - констатируют в профильной ассоциации «Укрсахар». И оснований утверждать, что в 2011-2012гг. этот показатель увеличится, нет. Ведь основные потребители сладкого продукта, в частности, кондитерские и пищевые предприятия, вряд ли будут стремительно наращивать объемы производства. В итоге переизбыток свекловичного сахара в Украине составит 300 тыс. т. И это без учета продукции из тростника. Напомним: согласно условиям ВТО, Украина должна ежегодно завозить и перерабатывать 260 тыс. т сырца. Избежать этой повинности, не поссорившись с Торговым клубом, не удастся, так что на рынке окажется еще и тростниковый сахар. «Лишняя» сладость, по прогнозам экспертов, будет давить на рынок, что может привести к снижению цен, как минимум, на 15-20%.

Сладко не будет

По идее, с осени цены на сахар в отечественной рознице, должны снизиться с нынешних 11 грн/кг, как минимум, до 9-10 грн/кг. Учитывая же конкуренцию среди предприятий за потенциальных покупателей, реальные скидки могут быть еще большими. Но получат ли украинцы дешевый сахар на практике – не факт. Премьер-министр страны Николай Азаров заявил, что не ожидает снижения цен на сахар в этом сезоне. По мнению главы правительства, именно нынешние цены обеспечивают хоть какую-то рентабельность переработчикам. В случае же их снижения, инвесторы потеряют всякий интерес к сахарному бизнесу. Так что Кабинет Министров намерен искусственно поддерживать высокий уровень цен на сахар.

Уже сейчас чиновники ищут способы изъять с рынка «лишнюю» продукцию. Одним из них станет закупка увеличенных объемов (порядка 400тыс. т) в Государственный резерв. Кроме того, министерство аграрной политики пытается договориться с Таможенным союзом об установлении квоты на беспошлинный экспорт в Россию, Беларусь и Казахстан 100тыс. т нашего сахара (сейчас пошлина составляет $330/т и, по сути, является запретительной). Если переговоры с соседями будут удачными, в дальнейшем эту цифру попытаются увеличить до 500 тыс. т. Таким образом, Украине удастся загрузить все имеющиеся мощности по переработке свеклы и выйти на ежегодное производство сахара в 3 млн т, - говорят в аграрном ведомстве. Но радужные планы отечественных чиновников могут так и не стать реальностью. Ведь, несмотря на то, что Россия является зависимой от импорта сахара и будет завозить сырец, как минимум, до 2020г, а в Беларуси в этом году ожидается дефицит сладкого, нашим экспортерам могут так и не открыть границы. В прошлом году украинское аграрное ведомство уже предпринимало попытку получить экспортную квоту в размере 150 тыс. т, но она так и не увенчалась успехом – соседние страны не хотят впадать в зависимость от украинского сахара, предпочитая завозить более дешевый сырец.

Минагрополитики работает и в направлении ограничения ввоза сырца. Профильный министр Николай Присяжнюк, считает, что необходимо ограничить не только поставки сырца, но и экспорт различных заменителей сахара и подсластителей, которыми в последнее время увлеклись кондитеры и производители пищевой продукции, и которые, по словам министра, замещают до 300тыс. т натурального свекловичного сахара. Но с объемом импортного сахара и его заменителей, которые стоит импортировать в Украину без пошлин, отечественные власти пока не определились. Так что, по меньшей мере, в этом сезоне, импортерам ничего не грозит. А это значит, что, несмотря на все попытки государственных мужей, отечественный сахар все-таки может остаться невостребованным, и переработчикам придется снизить цены.