Статьи

В результате социально-экономического кризиса Украина продолжает укреплять позицию поставщика квалифицированной и дешевой рабочей силы на международном рынке труда. Социологические опросы свидетельствуют о разочаровании в действиях власти и высоком уровне пессимизма, отмечает директор Национального института стратегических исследований Андрей Ермолаев. Но стоит ли необдуманно пополнять ряды трудовых мигрантов? Возможно, прежде чем надевать большие розовые очки и укладывать чемоданы для счастливой жизни в Европе, стоит почитать, поспрашивать, послушать и проанализировать ситуацию?
Государство позаботилось о трудоустройстве молодых специалистов, приняв Закон Украины «Об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю». Согласно ст. 3 упомянутого закона, работодатель получает дотацию в случае приема на работу молодежи, для которой это является первым рабочим местом по специальности. Обязательным условием является направление от государственной службы занятости. Вопрос эффективности упомянутого нормативного правового акта — тема для отдельного исследования.
На практике молодежь в последнюю очередь думает о помощи от государства — таковы уж реалии современного общества. Наоборот, с верой в собственный потенциал и профессиональную самореализацию выпускники вузов отправляют свои резюме в украинские и иностранные компании. В ответ получают стандартные письма HR-специалистов с пожеланиями успехов в дальнейших поисках и обещанием внести резюме в базу данных, а при наличии соответствующей вакансии обязательно позвонить. Таким образом, собрав многочисленные «спасибо за интерес» и «желаем успехов», молодежь начинает думать о работе за рубежом. И вот в этой сфере первыми на пути к трудоустройству в иностранной компании становятся мошеннические агентства, которые предоставляют посреднические услуги на территории Украины.
Рассмотрим наиболее распространенные мошеннические схемы.
Обещанные информационно-консульские услуги. Подписывая соглашение с фирмой-посредником, лицо не обращает внимания, что к обязательствам последней входит лишь предоставление информационно-консульских услуг. Когда посольство отказывает в открытии визы в связи с тем, что компании работодателя не существует, фирма-посредник заявляет о выполнении своих обязательств, оговоренных в соглашении. Предоставление информационно-консульских услуг предусматривает помощь в оформлении визы, заполнении анкеты для собеседования в посольстве и т.д.
Мифическое оформление виз. Для оформления рабочей визы необходимо лично подать документы и пройти собеседование. Мошенники предлагают оформить указанную визу самостоятельно, а возвращают паспорт с фальшивой визой или с отказом в открытии визы. Поэтому следует предварительно уточнить в консульском отделе соответствующей страны, может ли посредник на основании предоставленной доверенности открыть лицу рабочую визу. Иногда мошенники предлагают открыть сначала туристическую шенгенскую визу, а рабочую визу обещают сделать в стране назначения. Эта схема не сработает, поскольку цель поездки должна соответствовать типу визы.
Фиктивный чек. Бывают случаи, когда лицо платит деньги фирме-посреднику за предоставление услуг при трудоустройстве, а получает чек несуществующей фирмы. В таком случае оснований для возврата средств за ненадлежащее исполнение обязательств при оказании посреднических услуг нет.
Что такое мошенничество в трудовой миграции, знает и Александра Гришина. Выпускница экономического факультета не смогла найти желаемую работу в своем городе и через объявление в газете нашла фирму-посредника по трудоустройству за границей. Через полгода, получив отказ в открытии туристической визы в Чехию (хотя все время речь шла о рабочей визе), Александра выяснила, что ее трудоустройством занимается региональный представитель фирмы-посредника с центральным офисом в Киеве. Обратившись непосредсвенно в этот офис, девушка таки получила рабочую визу, но не годовую, а только на семь месяцев. Обрадовавшись и такому результату, Александра уехала в г. Кладно, расположенный в 20 км от Праги, работать оператором на завод. По приезде выяснилось, что вместо восьмичасового рабочего дня (суббота и воскресенье — выходные), нужно работать 12 часов в день без выходных за ту же зарплату. Поляки, словаки, чехи получали 150 крон в час, а Александра — 60 крон, потому что ей выдавали зарплату украинские посредники, о которых никто не предупреждал. Об этом посредничестве девушка выяснила уже через несколько дней по приезде в Кладно. Поскольку это была первая работа за границей и Александра не знала особенностей трудового законодательства Чехии, девушка приняла такие условия и проработала на заводе шесть месяцев. Жилье предоставили, как и было заявлено, вот только платить за него пришлось Александре самостоятельно.
Став жертвой мошенничества со стороны множества посредников во время трудоустройства и непосредственно работы, Александра не откажется от возможности поработать за границей в будущем. Теперь она знает, как следует искать работодателя и на что стоит обратить внимание. Вот только получать такой опыт совсем не обязательно, если заранее получить информационно-правовую консультацию.
Историю Александры прокомментировали эксперты представительства Международной организации по миграции в Украине. Прежде всего, девушке следовало попросить фирму-посредника предоставить их лицензию и проверить ее подлинность, позвонив в Министерство социальной политики (+38 044 289 50 97) или проверить информацию на их сайте. После этого Александра должна была подписать один контракт с фирмой-посредником и второй — с работодателем, в них четко должны быть оговорены условия и оплата труда, отпуска, больничных и т.д. Подписывать документы стоит лишь в том случае, если человек уверен, что полностью понимает язык контракта. Девушка также должна была знать, что легальное трудоустройство иностранцев в большинстве стран невозможно без разрешения на работу и надлежащей визы. Работодатель оформляет разрешение на работу и направляет информацию о разрешении непосредственно в консульство в Украине или же будущему работнику. Как правило, разрешение является главным основанием для выдачи рабочей визы. Необходимо также знать, что рабочая виза — это всегда вид долгосрочной национальной визы, даже если лицо подает заявление на визу в одну из стран шенгенской зоны, и шенгенская виза не имеет ничего общего с этим.
Международные миграционные процессы должны регулироваться государством, которое несет ответственность за надлежащее обеспечение прав и интересов украинских трудовых мигрантов. Для оптимизации государственного управления в сфере миграции в апреле 2011 года была создана Государственная миграционная служба Украины — специальный орган, уполномоченный решать весь комплекс вопросов по миграционным процессам. Однако на сегодня остается актуальным вопрос принятия Закона Украины о принципах государственной миграционной политики Украины.
Чтобы избежать мошенничества при трудоустройстве за границей, необходимо адекватно оценивать предложение, проанализировать средний уровень оплаты труда, не платить работодателю за какие-либо услуги, желательно заключить письменное соглашение с последним. Если лицо планирует находиться в другой стране более трех месяцев, то желательно зарегистрироваться в украинском консульстве за рубежом. Для того чтобы стать на консульский учет, следует лично обратиться в учреждение.
Необходимую информацию о правах тех, кто работает за рубежом, а также о возможности законной миграции, включая трудовую, о временных трудовых соглашениях можно получить в Центрах консультирования мигрантов. Специалисты ЦКМ помогут в толковании условий соглашения, предложенного иностранным работодателем и фирмой-посредником. Все услуги организации — бесплатны.
Говоря о том, как избежать мошенничества, сложно вывести единую формулу. Порой именно трудовые мигранты, получившие собственный опыт, могут рассказать гораздо больше, чем теоретически подготовленные специалисты соответствующих организаций. И если несмотря на все недостатки неквалифицированной работы и уровень правовой незащищенности, лицо окончательно решило стать трудовым мигрантом, то это нужно делать только после серьезной информационной подготовки. Спрашивать, слушать, анализировать, сопоставлять и не верить на слово.
- Информация о материале
Президент Украины Виктор Янукович подписал принятый парламентом Закон «О государственном земельном кадастре». Предполагается, что кадастр заработает 1 января 2012 года. Хотя в Госагентстве по земельным ресурсам отмечают, что на его полную комплектацию понадобится несколько лет.
Полноценное же функционирование рынка черноземов должно стартовать после принятия закона «О рынке земли». Правительство уже подало соответствующий законопроект в Верховную Раду. В предварительной редакции документа было предусмотрено, что его раздел, касающийся обращения земли сельхозназначения, должен вступить в силу с 1 января 2013 года. В последующей редакции данная норма отсутствовала. По словам спикера ВР Владимира Литвина, документ будет включен в повестку дня ближайшего заседания парламента после каникул. Очевидно, дату снятия моратория на продажу земель сельхозназначения депутаты будут определять исходя из настроений электората.
На границе тучи ходят хмуро
Согласно принятому закону, кадастр должен содержать полную информацию обо всех земельных участках в Украине. Он представляет собой электронную автоматизированную систему, в которой будут храниться данные о кадастровом номере участка, месте его размещения, описание границ, данные о площади, качественном состоянии земель, целевом назначении, информация об ограничениях в использовании земель и пр. По словам главы Госагентства земельных ресурсов Сергея Тимченко, запуск системы запланирован на конец осени 2011 года. Однако на этой стадии она будет содержать данные лишь о собственниках земли и границах всех участков. Для наполнения базы, по мнению чиновника, понадобится два-три года. Отметим, что Госагентству предстоит титанический труд. Чтобы провести полную инвентаризацию земельных наделов, установить их реальные границы и определить законных собственников, за короткое время необходимо приложить немало усилий.
Тотальная коррупция в земельной сфере привела к тому, что сегодня в отдельных случаях уже практически невозможно установить, кому и в каком объеме принадлежит участок, какой из нескольких актов на одну и ту же землю настоящий и т. д. Кроме того, сегодняшняя база Госагентства, по некоторым данным, содержит информацию лишь о 70% земельных участков. Поэтому можно прогнозировать, что на первом этапе функционирования электронной системы к ней будет немало претензий. Зато, согласно закону, с 1 января 2013 года электронная система кадастра должна появиться в интернете. И, как обещают чиновники, каждый гражданин сможет с обычного компьютера увидеть собственный участок или получить другую информацию о земле на официальном сайте Госземагентства.
Вместе с тем с 2013 года будут отменены госакты на землю. Их заменит выписка из кадастра. Но права на земельный участок должны быть подтверждены свидетельством органов юстиции. То есть право собственности на конкретный участок теперь будет гарантировать Минюст, а уже фактические его границы определит Госземагентство. В таком случае рейдеры не смогут через земельных чиновников завладеть чужим участком. Но смогут, скажем, расширить границы собственного и уменьшить надел соседа.
Такая система требует особых подходов к работе государственных кадастровых регистраторов. Ведь кроме них никто не имеет права вмешиваться в кадастр. Чтобы предотвратить влияние сторонних лиц на регистраторов, закон запрещает «вмешательство каких-либо органов, должностных и служебных лиц, граждан или их объединений в деятельность государственного кадастрового регистратора, связанную с осуществлением государственной регистрации земельных участков». Но в коалиции «Прозрачная земля» считают такие ограничения не совсем уместными, поскольку закон ограничивает влияние на госрегистраторов даже судебной системы, что является потенциальным источником для коррупции. Правда, в законе установили ответственность чиновников за нарушение сроков регистрации земли (согласно закону — 14 дней) и предоставления информации, а также за требование не предусмотренных законом документов. Такие нарушения влекут за собой штраф в 20–50 необлагаемых минимумов доходов граждан (340–850 грн).
Законные приоритеты
Если бы не пенсионная реформа, скорее всего, парламент уже до конца прошлой сессии проголосовал бы в первом чтении правительственный законопроект «О рынке земли». Нет сомнений в том, что он будет принят уже текущей осенью. Вопрос отмены моратория на продажу сельскохозяйственной земли сегодня вызывает резонанс и протесты как населения, так и бизнеса. Поэтому ИД «Галицкие контракты» выступил соорганизатором круглого стола на данную тему, который прошел 7 июля. По его итогам можно сделать вывод: отменять мораторий нужно. Но только после того, как для этого будут созданы все необходимые экономические и правовые условия.
Опрошенные Контрактами эксперты в целом признали, что законопроект более качественный, нежели ранее отклоненные парламентом. Однако он содержит немало спорных позиций. Следует отметить, что практически половина документа посвящена процедуре проведения земельных торгов (аукционов). Причем это касается не столько сельхозземель, сколько земельных участков вообще. По мнению партнера АО «АФ «Актио» Виктории Тисногуз, это позитивные нормы. Ведь еще три года назад в Земельный кодекс были внесены изменения, согласно которым свободные городские земли могли продаваться только на аукционах. Но порядка проведения таких аукционов до сих пор нет. «Местные администрации и органы самоуправления своими внутренними нормативно-правовыми документами устанавливают правила проведения земельных торгов», — говорит юрист. Собственно же глава об обороте земель сельхозназначения занимает лишь семь страниц из 50. «Очень много внимания в законе уделено порядку проведения земельных аукционов, — говорит партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Максим Копейчиков. — Несколько меньше, и, по моему убеждению, это не совсем правильно, освещен непосредственно вопрос оборота земель сельскохозяйственного назначения».
Кто скупит землю
Прежде всего стоит отметить, что в упомянутой главе устанавливается несколько ограничений на владение землями сельскохозяйственного назначения. Предусмотрено, что такое право имеют лишь граждане Украины, фермерские хозяйства, государство и органы местного самоуправления. Причем фермеры появились в этом перечне только в последний момент. Иные же субъекты, если они по какимто причинам стали собственниками черноземов, обязаны продать их на протяжении года. При этом они не имеют права сдавать такие участки в аренду. «Остается лишь констатировать, что сельхозпредприятия и иные юридические лица, то есть реальные товаропроизводители не смогут стать собственниками земель, которые они обрабатывают, даже после отмены моратория», — отмечает партнер ЮК «КПД Консалтинг» Владислав Кисиль.
Ограничена и максимальная площадь земельных наделов, которая может находиться в одних руках. В зависимости от региона она составляет: в Полесье — 1500 га, лесостепи — 1750 га, степи — 2100 га, в Карпатах — 900 га, Крыму — 1100 га. Впрочем, эксперты считают, что это не повлияет на аппетиты латифундистов. «Ограничение в площади не будет преградой для владения земельной собственностью, ведь по закону учитывается лишь прямое владение, а опосредованное, через третьих лиц, нет. Так что достаточно большое количество земли может оказаться в одних руках, но зато наших, украинских», — считает Виктория Тисногуз. В эффективности и целесообразности таких ограничений сомневается и Максим Копейчиков. По его словам, строгость данных норм нивелируется тем, что подконтрольными, связанными лицами могут приобретаться права на значительные объемы земельных участков. В свою очередь, Владислав Кисиль отмечает, что доступ к консолидации земель получат лишь структуры, готовые работать либо с использованием «подконтрольных» физических лиц, либо опираясь на содействие государственных структур.
Как будут продавать
Законопроектом предусмотрено, что продажа сельхозземель государственной или коммунальной собственности осуществляется исключительно на аукционах. Они не могут быть проданы по цене ниже установленной экспертной оценки. Также предлагается закрепить возможность приобретения земли с рассрочкой платежа на пять лет. Однако в таком случае покупатель обязан сразу заплатить 50% цены.
Установлено и преимущественное право на приобретение черноземов. Но почему-то авторы документа первоочередное право отдали государству и органам местного самоуправления. И только если они откажутся от выкупа земли по предложенной цене, следующие в очереди — арендаторы. Если же и им предложенная земля не нужна, тогда купить участок могут собственники соседних земель. По словам директора ИРЦ «Реформирование земельных отношений в Украине» Максима Федорченко, предоставление преимущественного права на приобретение сельхозземель государству является почвой для коррупции. К примеру, в регионах, где нет спроса на землю, пайщик будет платить чиновнику, чтобы государство выкупило его участок. Там, где спрос есть, заинтересованные лица будут платить чиновнику, чтобы он отказался от преимущественного права и т. д. «Некоторые части закона можно назвать не «О рынке земли», а «О способствовании развитию коррупции в земельных отношениях», — отмечает эксперт.
Авторы законопроекта уверяют, что после его принятия спекуляций землей не будет, потому как перепродавать ее станет просто невыгодно. Для этого предлагается установить 100%-ную пошлину в случае отчуждения земли в первый год ее приобретения, 90%-ную — во второй и т. д. Однако и сегодня существуют механизмы отчуждения сельхозземель, даже невзирая на мораторий на их продажу. Также в документе содержится и запрет на изменение целевого назначения земельных участков, приобретенных из земель государственной и коммунальной собственности на протяжении 10 лет. Впрочем, вряд ли заинтересованные лица не придумают схемы теневой смены назначения земель. Сегодня они применяются сплошь и рядом.
Реформа — пишем, передел — в уме
Авторы реформы декларируют благородные цели. Мол, она поможет сформировать прозрачный рынок земли, устранит коррупцию в данной сфере, позволит привлечь инвестиции в село, откроет путь фермерам к дешевым кредитам, повысит уровень жизни на селе и пр. Но большинство селян, сельхозпроизводителей, экспертов таким декларациям не верят. Согласно данным Всемирного банка, 51,5% населения Украины против формирования рынка земли, а еще 17,7% за его формирование, но лишь когда для этого будут созданы необходимые правовые и экономические условия. В результате исследования Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), на вопрос: «Когда в Украине необходимо сформировать рынок земли сельскохозяйственного назначения?» 50% из 500 опрошенных сельхозпредприятий ответили, что никогда. А на вопрос: «По какой цене вы готовы покупать землю?» 60% ответили, что не будут покупать. Потому что сельхозпредприятиям сегодня просто не за что ее покупать. Что уже говорить о физлицах. По словам президента УКАБ Владимира Лапы, это означает, что стоимость земли будет значительно занижена и предложенный законопроект сработает далеко не в пользу собственников земельных паев. Тем временем государство продолжает политику ручного регулирования аграрного сектора путем установления всевозможных квот. Нацбанк ужесточает кредитную политику. Это бьет по сельхозпроизводителям, делая их еще беднее.
По словам Максима Федорченко, предложенный законопроект не учитывает отечественные реалии. «Создается впечатление, что он написан для страны, в которой существуют мощные фермерские традиции, но к сожалению, это не так», — говорит эксперт. Президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Николай Миркевич замечает, что каким бы ни был новый закон, «то, что у нас происходит в государстве, не позволит создать прозрачный рынок земли». Об этом говорит и Владислав Кисиль. «Изменение правил игры отчасти приведет к консервации существующего положения дел «с элементами правового поля», комфортного для узкого круга заранее определенных лиц», — считает он.
- Информация о материале
За 20 лет независимости в стране появились десятки бизнес-империй, многие из которых исчезли с предпринимательской карты так же быстро, как и появились. Их основатели, как правило, до сих пор активно развивают бизнес в различных отраслях, но мы углубились лишь в историю их самых масштабных проектов.
Хозяева банка «Инко» могли стать законодателями ФПГ
Изначально «Инко» зарождался в виде киевского филиала московского Инкомбанка, принадлежащего местному бизнесмену Владимиру Виноградову. Один из его родоначальников Петр Мирошников описывал события тех дней примерно в таком ракурсе: «В 1989 году на заседании Верховного Совета СССР слушался вопрос о ликвидации Госбанка СССР. В тот день я был в Москве, сидел в приемной зампредседателя Госбанка СССР с уставом нашего будущего банка, на котором зампред должен был расписаться. И когда он вышел из кабинета, я сказал: «Если вы сейчас это не подпишете, то потом уже неизвестно когда». И он поставил свою подпись, буквально на коленях, и поехал на заседание парламента. И в тот же день Госбанк СССР фактически прекратил свое существование».
Этап бурного развития банка «Инко» пришелся на период первого Президента Украины Леонида Кравчука, когда еще были сильны комсомольские связи и отсутствовала конкурентная среда. Наиболее наглядным подтверждением тому является тот факт, что уже в начале 90-х это финучреждение активно обслуживало мощные государственные структуры, а также получало от Национального банка Украины льготные кредиты. Параллельно «Инко», у истоков создания которого стоял Петр Мирошников, ускоренными темпами развивал свою филиальную сеть: если в 1992 году банк имел 17 филиалов, то в 1994-м – уже под 60. За счет наращивания численности своих представительств финансово-кредитное учреждение рассчитывало привлечь максимальное количество клиентов. Но самое главное, что столь стремительное развитие подталкивало Мирошникова к идее основания собственной финансово-промышленной группы. Юристы банка «Инко» даже разработали проект декрета Кабинета Министров, регламентирующий создание ФПГ. Н она так и не получила должной поддержки во власти.
Считать динамичное развитие «Инко» заслугой одного только Петра Мирошникова несправедливо. Помимо него росту этого финансового учреждения всячески содействовал один из основателей банка «Аваль» Федор Шпиг, который, будучи знакомым с Мирошниковым еще с комсомольских времен, в те годы руководил депозитным отделом банка «Инко». Помимо Мирошникова и Шпига, одну из наиболее значимых ролей в судьбе «Инко» сыграл бывший секретарь Херсонского обкома КПСС Николай Рожко. В одном из своих немногочисленных интервью он рассказывал, что до развала Союза имел не только партийный, а и банковский опыт работы. «Я не первый десяток лет работаю в банке, и в свое время прошел через «кадровое сито». Для утверждения на должность начальника областного управления Госбанка СССР в 1986 году мне пришлось проходить собеседование даже в ЦК КПСС», – говорил Рожко. После развала Союза он сел в кресло замглавы херсонского управления Нацбанка Украины, откуда через пару лет перешел на должность руководителя одного из филиалов «Инко».
Под управлением Мирошникова-Рожко процесс развития «Инко» был очень похож на нынешнюю предкризисную стратегию отечественных банков. Особенно это касалось его кредитной политики: банк щедро не задумываясь выдавал деньги, но уже через пару лет после такой активной деятельности его резервы опустели и он начал «угасать». Упрекать в этом тогдашний менеджмент этого финучреждения было сложно, ведь его управленцы проходили процесс профессионального становления во времена плановой экономики, когда кредиты в стране возвращались своевременно. А значит, жесткая проверка заемщиков перед предоставлением займа и контроль за возвратом этих денег была в те времена необязательной. С другой стороны, в тот период на банковском рынке Украины уже активно циркулировали слухи, что к проблемам «Инко» с ликвидностью и возвратом ранее выданных кредитов его хозяева были заранее готовы. Судя по всему, истинные причины банкротства «Инко», свернувшего банковские операции к 1996 году, так и останутся загадкой.
Игорь Бакай – отец национального бартера по крупному
Игорь Бакай вошел в новейшую историю Украины в роли идеолога схемы бартерных расчетов страны за газ. На этих операциях корпорация «Республика» заработала не одну сотню миллионов долларов. Но сейчас эти деньги Бакай может тратить только за рубежом, так как быстрые заработки наложили на его бизнес в Украине гриф «нон грата»
Бакай относится к категории украинских предпринимателей, заработавших свое состояние на операциях обмена разнородными товарами. Перед тем, как получить доступ к этим схемам, Игорю Михайловичу пришлось пройти через тернистый путь мелкого предпринимателя. Так, в конце 80-х годов, вернувшись в Украину с лесоразработок Якутии, он открыл во Львове кооператив «Казацкие кушанья». Чуть позже в Киеве Бакай создал компанию «Велес», которая со временем стала лишь одной из составляющих корпорации «Республика», специализирующихся на торговле продуктами питания.
К середине 90-х стало понятно, что именно пищепром сыграет роль в становлении Игоря Бакая в роли крупного бизнесмена. Речь идет о том, что именно тогда он смог стать народным депутатом Украины, и, максимально приблизившись к провластным чиновникам, добился в 1994 году поручения Кабмина «Республике» рассчитаться за туркменский газ на сумму $664 млн. Это поручение сделало Игоря Михайловича первым бизнесменом в стране, которому удалось наладить расчеты Украины за газ бартером. В свое время это даже признал известный газовый магнат Дмитрий Фирташ. «Игорь Бакай первый придумал эту схему. По сути, он стал первым крупным газовым трейдером. До этого никто по-настоящему не понимал этот бизнес. «Газпрому» украинский рынок был тогда совсем не интересен. Украина ведь не хотела и не могла платить за газ деньги. А вариант «газ в обмен на продовольствие» всем был выгоден и всех устраивал», – сказал Фирташ в интервью российским «Ведомостям». По его же словам, у Бакая была квота на поставку газа в Украину, которую ему выдал непосредственно Леонид Кравчук. Но уже через несколько месяцев после начала работы схемы Бакая Кравчук проиграл президентские выборы своему бывшему премьер-министру Леониду Кучме. И у «Республики» начались проблемы. Была создана правительственная комиссия, которая пришла к выводу, что Бакай так и не выплатил государственный газовый долг Украины. На этой почве «Республикой» заинтересовались налоговики, но так как в центральном офисе корпорации произошел пожар, детальное расследование фискалов стало невозможным.
Стремительный рывок по карьерной лестнице Игорь Бакай предпринял в 1997 году, умудрившись стать внештатным советником Леонида Кучмы. Близость к тогдашнему Президенту он тут же конвертировал в должность заместителя министра нефтяной и газовой промышленности Украины, а еще через год он удостоился чести возглавить новоиспеченный НАК «Нафтогаз Украины». К тому времени на газовом рынке уже вовсю занималась газотрейдерскими операциями близкая к Бакаю компания ЗАО «Интергаз». Судя по всему, работать на этом рынке она могла как раз за счет теплых отношений Бакая с Кучмой. В подтверждение этому можно привести отзывы тогдашнего народного депутата Степана Хмары о влиятельности этого бизнесмена. «Бакай спросил, быть может я желаю встретиться с президентом Кучмой. На следующий день он лично забрал меня, и на его роскошном лимузине мы отправились на Банковую. На входе в Администрацию не было никаких проволочек, сразу было видно, что Бакай тут частый гость. Правда, эта встреча с Кучмой не была чем-то примечательна. Речь шла о назначениях в правоохранительных ведомствах. Я передал бумаги, высказал свое мнение по некоторым вопросам, мы раскланялись», – вспоминал Хмара.
К началу 2000-х годов бизнес-империя Игоря Бакая состояла из десятков компаний, среди которых фигурировали «Укрнефтегазокомплект», «Укргазсервис», «Энергия», «Евразия Трейдинг Лтд», «Нефтегазснабэнерго», «Укргазконтракт» и т.д. Но все эти фирмы остались без работы буквально в один момент – когда в начале 2005 года премьер-министром стала Юлия Тимошенко. Для того, чтобы нейтрализовать Игоря Бакая не требовалось никаких сверхусилий: уже весной 2005-го Главное контрольно-ревизионное управление обнаружило, что Госуправление делами, которое ранее возглавлял Игорь Михайлович, незаконно потратило 828,5 млн. грн. Но ответить за нецелевое расходование средств Игорю Бакаю так и не пришлось, поскольку в том же 2005-м он выехал в Россию, став ее гражданином.
Жвания-Мартыненко – первый атомный тандем
В 90-е годы на украинском бизнес-олимпе больше других выделялась группа «Бринкфорд» Давида Жвании и Николая Мартыненко. Наибольший вклад в ее развитие внесла атомная энергетика: на поставках ядерного топлива эти бизнесмены смогли заработать сотни миллионов гривен. Но инвестировать эти средства в совместные проекты дубль Жвания-Мартыненко так и не сумел, что и стало основанием для распада этого тандема
Жвания переехал в Украину из Грузии сразу же после развала СССР предпринимателем, за плечами которого уже был небольшой стартовый капитал. Но стать крупным бизнесменом Давиду Важаевичу удалось после того, как в 1993 году он познакомился с Николаем Мартыненко, с которым они начали создавать группу «Бринкфорд». Первых серьезных успехов этот тандем добился в 1997-м. Тогда президент ООО «Компания «Торговый дом» Николай Мартыненко обратился к премьер-министру Украины Валерию Пустовойтенко с просьбой поддержать инициативу его компании по обеспечению украинских АЭС ядерным топливом. Эта идея нашла поддержку в правительстве, поскольку в те времена «Энергоатом» из-за дефицита денег испытывал серьезные трудности в своевременных расчетах со своими контрагентами. Схема, по которой начал работать «Торговый дом», была довольно проста: эта компания-посредник рассчитывалась с российским производителем тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) бартером (металлопродукцией, ферросплавами и т.д.). А взамен за это получала от госкомпании «Энергоатом» электроэнергию по сниженному тарифу.
Впоследствии к числу поставщиков топлива по такой схеме приобщилась не чуждая группе «Бринкфорд» компания «Энергоресурс». При этом она зарабатывала не только на операциях с ТВЭЛ, но и на вывозе отработанного ядерного топлива. В принципе, эти операции были абсолютно законными. В «Брикфорде» особо не скрывали, что их финансовый успех был связан с дружескими отношениями с тогдашней властью. «Я был достаточно близок к очень большому количеству людей из администрации Кучмы. Я ездил к Кучме на каждый день рождения. Он принимал группами. У нас была группа: я, Коля Мартыненко, Разумков, Баграев, Игорь Франчук и Саша Мартыненко», – рассказал в одном из своих интервью Жвания. Но, несмотря на близкие отношения со вторым президентом Украины, со временем конкуренты начали отстранять фирмы группы «Бринкфорда» от высокодоходного атомного бизнеса. В числе основных энергетических оппонентов этой ФПГ была группа «Славутич» братьев Суркисов и Виктора Медведчука, сумевших войти в узкий круг доверенных лиц Кучмы. Поэтому тандем Жвания-Мартыненко решил, что лучший способ сохранить свои позиции – это внедрение в политическую сферу. Те времена Жвания описывал с особой трепетностью. По его словам, решение баллотироваться в Верховную Раду по спискам «Нашей Украины» в 2002-м далось ему трудно по причине того, что «уйти из бизнеса в политику пришлось в самое хлебное время». Общеизвестно, что именно тогда (в процессе формирования списков на парламентских выборах) Давид Жвания познакомился с Ющенко. «Наша первая встреча прошла в ресторанчике в 2002 году. А решение идти в политику уже обсуждалось в нашем кругу – Мартыненко, Морозов и я», – рассказал Жвания о своем знакомстве с третьим президентом страны в интервью «Украинской правде».
Можно не сомневаться, что тогда «Наша Украина» охотно приняла в свои ряды и Николая Мартыненко, и Давида Жванию, ведь в те времена в сферу их интересов входили Запорожский абразивный комбинат, «Ковельсельмаш», Керченский судостроительный завод «Залив», Диамантбанк, Бахчисарайский комбинат «Будиндустрия», нефтегазодобывающая компания «Пласт» и т.д. По признанию Жвании, за несколько лет его вклад в «Нашу Украину» составил несколько миллионов долларов. Но эти инвестиции наверняка быстро окупились после того как в 2005 году новоиспеченный президент Виктор Ющенко сделал Давида Важаевича главой МинЧС. Любопытно, что в период активной политической деятельности Жвании и Мартыненко в Украине появилась компания «Финансовые инвестиции», на которую, по признанию самого Жвании, было зарегистрировано имущество штабов «Нашей Украины». Но в сентябре 2005 года основатели «Бринкфорд» рассорились с Ющенко. Следствием чего стала потеря позиций этой финансово-промышленной группы. «Многие инвестиционные проекты, которые были мной запущены, по сути, были уничтожены», – заявил несколько лет назад Жвания. В таких условиях у Мартыненко уже не было смысла вести с ним совместные бизнес-проекты. Поэтому сейчас Давид Важаевич и Николай Владимирович развивают собственные отдельные проекты.
- Информация о материале
Коллекторы все чаще интересуются долгами украинцев за интернет, мобильную связь и телевидение. Несмотря на небольшой размер среднего долга они готовы браться за каждое дело всерьез и доводить его до суда. Правда, правилам работы с клиентами они только начинают учиться.
Как заработать на интернете
Рост рынков мобильной связи, интернета и телевидения привел к росту абонентских долгов в этой сфере и одновременно – к увеличению интереса коллекторов к таким долгам. Пока они только осваивают этот сегмент, в процессе чего страдают и должники, и репутация телекоммуникационных компаний.
Кроме того, работа с мелкими долгами, каковыми как раз и являются телекоммуникационные, в принципе выглядит сомнительной с точки зрения экономической эффективности. «Это дорого. Именно поэтому и мы, и другие компании отказались от сопровождения долгов неабонентов (т.е. безнадежные долги), и передают их компаниям, которые на этом специализируются и сами рассчитывают рентабельность своих затрат на обслуживание долга», - подтверждает руководитель отдела PR компании «ВОЛЯ» Алина Сигда.
По словам исполнительного директора Ассоциации участников коллекторского бизнеса Украины (АКБУ) Артема Кучина, стоимость покупки долгов в телекоммуникационной сфере не отличается от банковской и составляет примерно 5-10% от размера долга, а комиссионные 15-25%. По данным же руководителя департамента продаж и анализа коллекторской компании «УкрФинансы» Андрея Нижника, такие долги продаются по 10-20%.
Рентабельность же в этом бизнесе, как объясняет А. Кучин, определяется исходя из всего пула, а не из каждого конкретного долга. «Если купили за 5%, то коллектор рассчитывает вернуть хотя бы 10%», - говорит он. И добавляет, что небольшие телекоммуникационные долги – как раз достаточно выгодное приобретение, поскольку их проще вернуть, ведь часто клиенты просто забывают их погасить. Но при этом, по его словам, ниже суммы в 100-300 грн. за один долг коллекторы работать не готовы. «Случается, что коллекторы покупают и более мелкие долги, но лишь как составляющую пула, и с ними не работают, поскольку это экономически не оправданно», - объясняет эксперт.
В то же время, судя по всему, не все коллекторы умеют отделять зерна от плевел – некоторые готовы возиться и с долгами менее 100 грн. Хотя простой подсчет затрат компании на его возвращение показывает, что такие действия экономически неоправданны, и даже решение суда в пользу коллектора не покроет всех издержек.
Так, покупка долга обходится в 10-20 грн., плюс более 10 звонков со стационарного на мобильный телефон (длительностью от 2 до 7 минут) – в 5-15 грн., вдобавок к этому пересылка письма стоит не менее 1,5 грн. Итого уже минимум треть от размера долга. И к этому необходимо еще добавить зарплату сотрудникам, начиная от непосредственно операторов колл-центра и заканчивая уборщиками.
Если же взыскание вступает в стадию личных встреч коллекторов с должниками, затраты на поездки на автомобиле возрастают в разы. Безусловно, общественный транспорт обойдется чуть дешевле, но и это не гарантирует ни возвращения долга, ни положительного экономического эффекта.
Договорные отношения
Кроме того, взыскание долгов через коллекторов сопряжено с рисками для положительной репутации телекоммуникационных компаний. Чаще всего возникают две проблемы – общение в «неприличное» время и предоставление коллекторами неправдивой или неточной информации, в т. ч. запугивание клиентов. Тем самым коллекторы нарушают утвержденный ими самими и АКБУ Кодекс этики и Манифест «ответственного» коллектора.
Согласно указанному манифесту, звонить должникам можно в рабочие дни с 8 утра до 10 вечера и лишь в случае невозможности установить контакт с должником разрешается звонить ему в выходные в аналогичное время. Но сегодня, когда у каждого есть мобильный телефон, по которому коллекторы легко связываются с должниками, звонки по выходным выглядит более чем лишними. К тому же, у клиентов телекоммуникационных компаний именно мобильный телефон и е-мейл являются основными средствами связи, что практически исключает необходимость «вылова» должника на стационарных телефонах.
Кроме того, считается недопустимым сообщение клиенту неправдивой информации о последствиях неуплаты долга. Но бывает, что коллекторы – умышленно или случайно – вводят должников в заблуждение. Например, операторы, которые звонят по долгам компании «ВОЛЯ» сообщают о том, что за неуплату на должника накладываются пени и штрафы, а за подробностями нужно позвонить в саму компанию. Тогда как в вышеуказанных правилах «ВОЛИ» ничего не сказано о каких-либо финансовых санкциях, которые применяются к клиентам.
Случается, что операторы колл-центров позволяют себе и двусмысленные высказывания. «Приїде наша виїзна група і «гарно з вами поговорить», після чого вам доведеться заплатити», - как-то пригрозили должнику «ВОЛИ» сотрудница «УкрФинансов». Правда, на вопрос, является ли это обещание угрозой физического воздействия, вразумительного ответа не последовало. На сайте компании указано, что среди сотрудников, выезжающих для личной беседы с должником, многие в прошлом работали в силовых органах, в т.ч. милиции. Остается только напомнить, что согласно обнародованным недавно результатам совместного исследования Харьковского института социологических исследований и Харьковской правозащитной группы, каждый 40 секунд в Украине происходит акт незаконного насилия в милиции.
Остается надеяться, что в телекоммуникационных компаниях просто не знают об «изобретениях», которые применяют их контрагенты. Поскольку, по словам А. Сигды, в случае с работой с долгом за комиссионные работа коллекторов жестко контролируется компанией, а каждое слово – строго регламентируется. «При продаже долга мы не имеем возможности влиять на последующие действия и методы работы коллекторов, поскольку они являются владельцами долга», - объясняет она.
Долгов все больше
Пока, по данным экспертов, сегмент телекоммуникационных долгов составляет в среднем 2-5% от всего объема коллекторского рынка и продолжает расти. Хотя, по словам А. Нижника, в портфеле компании доля телекоммуникационных долгов составляет более 20%. При этом он подтвердил, что компания в некотором роде специализируется на таких долгах.
«В частности, «ВОЛЯ» заключила договор и по нему достаточно активно работают. «МТС» работает за комиссионные, но скоро будут продавать долги. Еще несколько операторов планируют отдавать свои долги на аутсорсинг, причем это все достаточно известные компании», - сообщил А. Кучин.
Это означает, что иметь долги за интернет или телевидение украинцам будет все сложнее. В то же время сами коллекторы только осваивают эту сферу. Если с банковскими долгами они уже отработали схемы и методы работы, то особенности телекоммуникационных только изучают. Основная проблема для коллекторов заключается в том, что такие долги небольшие – от нескольких десятков гривень до 200-300 максимум (в среднем 100-150 грн.), а информации по должнику меньше, чем по банковским заемщикам.
Неопределенность вносит и вступивший в силу с 1 января 2011 г. закон о защите персональных данных. В общих чертах, согласно закону, персональные данные о лице (в данном случае – должнике) должны передаваться третьему лицу только с согласия этого лица. Но многими формулировками закона сегодня оказались недовольны и взыскатели долгов, и правозащитники, но именно эта неопределенность позволяет искать сторонам «свою правду».
- Информация о материале
Народный депутат, член комитета по вопросам борьбы с оргпреступностью и коррупцией Роман Забзалюк рассказал о том, как милиция дублирует функции армии и СБУ.
- Роман Емельянович, мы сейчас наблюдаем за действиями спецподразделения «Грифон», который охраняет Печерский суд. Раньше об этом подразделении рядовые граждане даже и не слышали…
- Разве только об «Грифон»? В Украине в системе МВД действует 13 спецподразделений! Вообще, МВД перетянуло на себя многие из тех функций, которые в соответствии с Конституцией, должны выполнять Вооруженные силы Украины, СБУ, ГСО и другие формирования силовых структур. Украинцы, как налогоплательщики, должны задаться вопросам: зачем милиции тяжелая бронетанковая техника, спецподразделения, укомплектованные исключительно офицерским составом, среди которых много старших офицеров? А это - десятки тысяч человек.
- 13 спецподразделений?! А чем они занимаются?
- О подразделении быстрого реагирования «Беркут» знают все. Чтобы вы понимали – это настоящая армия. Насчитывает один полк, 7 батальонов и 19 рот. Кстати, кроме стрелкового оружия «Беркут» укомплектован бронетехникой. Не хватает только самолетов.
В системе УБОП существует спецподразделение «Сокол». Спектр его работы тоже весьма широк. Занимается и ликвидацией вооруженных преступных группировок, и борьбой с терроризмом, и освобождением заложников. Подразделения дислоцируются в столице и каждом областном центре. Следует напомнить, что спецподразделение СБУ «Альфа» имеет аналогичные с «Соколом» функции.
В этом контексте не совсем поняло, зачем существует отряд специального назначения и борьбы с терроризмом «Омега», который также выполняет задачи, связанные с противодействием террористическим группировкам. Вообще «Омега» - довольно оригинальное подразделение. В его составе действуют подразделения десантников, боевых пловцов и специалистов по горной подготовке. Укомплектован он исключительно офицерским составом, причем к отбору допускаются офицеры с должностей не ниже командиров рот. Возникает логический вопрос: может у руководства государства существует недоверие к бойцам «Альфа»?
- Довольно странная ситуация с дублированием функций…
- На самом деле, создается впечатление, что милиция решила принять на себя не только функции спецслужб, но и армии. Например, отряд боевых пловцов «Скат», который входит в состав батальона специального назначения Крымского территориального командования внутренних войск МВД, занимается проведением спецопераций на водных акваториях. Хотя на Черном море существует армейские подразделения боевых пловцов. Наверное «Скат» - гаишники на воде.
В Крыму вообще довольно много разных малоизвестных формирований МВД. Этот и горнострелковая рота «Лаванда», и рота разведки специального назначения «Тень», которые действуют в составе батальона специального назначения части 3009 Крымского территориального командования ВВ МВД. Причем функции данных подразделов довольно размыты. Согласно документам, они обеспечивают наивысший уровень контроля и безопасности. Правда, не совсем понятно, чьей именно безопасности.
Мы уже упоминали и о спецбатальоне судебной милиции «Грифон». Было интересно наблюдать за эволюцией этого подразделения. Сначала создали отдельный взвод, позднее - роту. Постепенно подразделение модернизировалось, охватывая каждый раз все шире круг задач. В настоящее время подразделение составляет батальон.
Также действует спецподразделение охраны «Титан», который входит в структуры ГСО МВД. В сущности, это истинная коммерческая фирма. «Титан» занимается защитой физических лиц, государственной и частной собственности, обеспечением безопасности банковских перевозок. Также осуществляет на договорных началах охрану грузов и обеспечивает защиту физических лиц.
Пару слов можно сказать и о спецподразделении «Скорпион». Это - мобильная часть, которая охраняет АЭС и предназначенная для проведения антитеррористических операций на АЭС и других ядерных объектах, а также для сопровождения опасных грузов. Хотя кроме «Скорпиона» на АЭС действует собственная охрана.
А если к этому списку добавить еще «Барс», «Гепард», «Ягуар», «Тигр», то картина вырисовывается даже для гражданского человека довольно тревожная – а в каком государству мы живем? Кстати, насколько мне известно, Кабмин вынашивает планы относительно создания еще одного военного подразделения для МВД, теперь в виде охраны космической области. Может будут воевать против космических пиратов, ведь с сомалийскими пока не выходит…
- Как Вы считаете, зачем существует такое количество разных спецподразделений?
- Вообще довольно удивительно, что сейчас на фоне тотальной экономии власти на пенсиях и заработных платах гражданам, образования и медицины, науки и культуры, в этом году свыше 14 млрд. гривен пошло на удержание трехсотсорокатысячной системы МВД Украины вместе с ее вспомогательными инфраструктурами. И это, когда наблюдается недостаток финансирования Вооруженных сил. И разве борьба с терроризмом и безопасность стратегических объектов это не функции СБУ? Мне кажется, что такое количество «птичьих» и «кошачих» формирований необходимо власти для того, чтобы осуществлять карательные функции и, в случае чего, превратить таких спецправоохранителей в эффективную репрессивную машину.
- Информация о материале
Фонд "Демократические инициативы" в результате социсследования установил мнение украинцев относительно того, кто сейчас играет важную роль в жизни страны. Оказалось, что сейчас "в почете" воры, мошенники, мафия, бизнесмены и политиканы.
Нынешнее время большинство граждан "определяют как время воров, мошенников" (48%), политиканов (44%) и нищих (40%). Об этом сказала на пресс-конференции директор Фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина, представляя результаты многолетнего проекта Института социологии НАН Украины "Мониторинг социальных изменений", который был начат в 1992-1994 годы.
Она отметила, что в апреле 2011 года были опрошены 1200 человек по репрезентативной выборке.
По ее словам, с этими оценками солидарны жители всех регионов Украины. Она добавила, что лишь незначительная часть опрошенных определила наше время как время моральных авторитетов (11%), талантов (7,5%) и профессионалов (7%).
Результаты опроса показывают, что ведущую роль в жизни украинского общества играют мафия, преступный мир - 40% опрошенных, предприниматели, бизнесмены - 37%, лидеры политических партий - 31%, чиновники - 30%. По сравнению с 1994 годом уменьшилось признание населением роли рабочих (с 23 до 15%), крестьян (с 21 до 10%), интеллигенции (с 16 до 10%), руководителей государственных предприятий (с 16 до 11%) и сельхозпредприятий (с 11 до 5%).
В то же время роль предпринимателей, бизнесменов в сознании людей возросла с 24 до 37%, лидеров политических партий - с 24 до 31%, мафии, преступного мира - с 34 до 40%.
- Информация о материале
Страница 1309 из 1561
