Статьи
Правительство планирует вытеснить с внутреннего рынка международные системы денежных переводов и запретить указывать цены с привязкой к иностранной валюте. Соответствующий законопроект «О валютном регулировании и валютном контроле» Минэкономики обнародовало на минувшей неделе.
По задумке законодателя, документ должен защитить экономическую безопасность страны. Среди прочего, он обяжет фиксировать в гривне цены на товары при продаже в Украине и непосредственно запретит использование любых эквивалентов в иностранных валютах. В то же время в министерстве предлагают защитить права банков, выдающих валютные кредиты – при наличии генеральной лицензии НБУ получение индивидуальной лицензии для этого не потребуется, хотя ранее судебная практика и признавала выдачу валютных займов при таких условиях незаконной.
Эксперты призывают прописать четкие критерии введения обязательной продажи валюты, так как полномочия Нацбанка с принятием законопроекта расширятся. В частности, в случае возникновения проблем платежного баланса НБУ обяжет всех резидентов продать до 50% валютных средств, получаемых от нерезидентов. Если осенью законопроект примут, НБУ сможет воспользоваться этой нормой в ближайшем будущем, с учетом того, что платежный баланс Украины по итогам года обещает устремиться к нулю, а получение нового транша МВФ по-прежнему под вопросом.
- Информация о материале
Прогнозы о богатом урожае зерновых в этом году могут оказаться излишне оптимистичными – погода и недостаток денег на завершение страды вносят свои коррективы в ход уборочной кампании. Но, как ни парадоксально это звучит, потери обещают оказаться для аграриев более выгодными, чем рекорды. Ведь, как показывает практика, массовое поступление на рынок первых партий зерна нового урожая позволило трейдерам обвалить цены.
Не то зерно, что в поле…
Неблагоприятные погодные условия, установившиеся в Украине, рискуют сорвать уборочную кампанию. Затяжные дожди в основных аграрных регионах страны уже существенно ухудшили качество урожая. Если в начале лета аналитики предполагали, что порядка 70% пшеницы в этом году будет продовольственной, то сейчас констатируют – как минимум половина собранного – это фураж. У многих хозяйств, заключивших весной сделки с «Хлебинвестбудом» по форвардной продаже зерна, и продав его наперед именно как продовольственное, теперь не хватает запасов, чтобы рассчитаться с кредитором.
Но снижения качества урожая может оказаться далеко не последней проблемой аграриев. Все больше фермеров признают, что не смогут выйти на ожидаемые объемы сбора зерновых. Причины разные. В ряде регионов потери списывают на погодные факторы. Так, недавний ураган в Тернопольской области уничтожил целые поля (2,8 тыс. га), нанеся аграриям ущерб на сумму 27 млн грн. Местная обладминистрация сообщает, что намерена просить компенсировать потери из государственного бюджета, так как застрахованными оказалось всего 5% площадей. Частично пострадали посевы также в Крыму, Николаевской, Кировоградской областях.
Существенно тормозит ход страды и дефицит сельскохозяйственной техники. По оценкам экспертов, ее на 50% меньше, чем требуется. Причем, если в прошлые годы сроки уборочной кампании в разных регионах страны отличались, селяне имели возможность «одалживать» технику друг у друга, за счет чего и перекрывалась общая потребность. Но в этом году погода уровняла всех – сбор урожая начался практически одновременно как на юге, так и на севере, так что увеличивает риски оставить часть зерна в поле.
Эксперты, которые в начале сезона прогнозировали рекордный урожай, сейчас расходятся во мнении, сколько же зерна реально окажется в засеках родины. Министерство аграрной политики и продовольствия Украины 20 июля даже увеличило прежний прогноз урожая зерновых с 45млн до 47 млн. т. В ведомстве пояснили, что подобный оптимизм связан с первыми результатами уборочной кампании. Исходя из этих показателей, экспорт зерна, согласно ожиданиям министерства, составит в 2011-2012гг порядка 23 млн т., тогда как ранее планировалось к вывозу всего 20 млн т (для сравнения – в 2010-2011гг экспортировано всего 12 млн.т). Консалтинговое агентство ААА пока не меняло предварительные прогнозы по урожаю. По его подсчетам, в этом году аграрии соберут 20,2 – 20,4 млн т пшеницы, 16,7 млн т кукурузы и 8,5 – 8,7 млн т ячменя. Общий урожай зерновых составит 47,5 – 47,7 млн т, а экспортный потенциал страны- около 24 млн тонн.
В то же время аналитики ожидают снижения урожая гороха и гречихи. Первого соберут порядка 380 тыс. т, второй – 239 тыс. т. Это позволит покрыть внутренние потребности, но об рекордных урожаях, которые прогнозировались ранее, речь уже не идет, - отмечают в ААА. Между тем, зарубежная сельскохозяйственная служба (FAS) Министерства сельского хозяйства США (USDA) снизила прогноз по сбору зерновых в Украине на 1,6 млн т - до 42,5 млн т (18 млн т пшеницы, 24,4 млн т кукурузы, ячменя, ржи, сорго, овса, проса и др.). Чьи подсчеты окажутся правильными – покажет время. Но неизвестно, что окажется выгоднее для селян – собрать меньше зерна и продать его дорого или же получить рекордный урожай и реализовать его за бесценок.
Цены дозревают
Предпосылки для обвала цен на зерно в Украине вполне реальны. Едва на рынок поступили первые партии нового урожая, его стоимость начала резко снижаться. Хотя сезонное удешевление зерновых в разгар страды наблюдается ежегодно, в этом сезоне оно оказалось больше обычного – цены в считанные дни упали на 400-700 грн/т.
К примеру, ячмень подешевел с 1, 6 тыс. грн до 1, 2 тыс. грн, а пшеница с 2 тыс. грн/т до 1, 3 тыс. грн/т. Причем, все чаще трейдеры пытаются выторговать урожай еще дешевле – от 1 тыс. грн т. Экспортеры поясняют новые принципы ценообразования увеличившимися расходами на уплату пошлин на зерновые, введенных правительством с 1 июля этого года (до 9-12% от стоимости товара). Профильное же министерство такие эксперименты трейдеров обеспокоили. Чиновники опасаются, что аграрии ничего не заработают, ведь, если учесть, что посевная в этом году из-за удорожания топлива, семян и удобрений выросла в цене на треть, рентабельность производства зерновых и так рискует заметно снизиться. В качестве защиты от демпинга аграрное ведомство порекомендовало селянам не спешить распродавать зерно и формировать складские запасы. Кроме того, впервые в этом году сформирован пул экспертов, которые подсчитывают «реальную» цену, исходя из рыночных реалий. Так, по данным бюллетеня Независимого общественного совета по ценообразованию на аграрном рынкe, опубликованного 21 июля, цены на ячмень должны в ближайшее время вырасти, что поясняется дефицитом этой культуры на мировом рынке.
Схожая тенденция будет наблюдаться и по продовольственной пшенице. По мнению аналитиков, цена на нее должна составлять не менее 1, 8 – 1, 85 тыс. грн за тонну. Рапс также будет расти в цене и его селянам рекомендуют реализовать не дешевле, чем по 4,8-4,9 тыс. т. В бюллетене селян еще раз предостерегают воздержаться от «массовых продаж для сохранения тенденции роста цен». Впрочем, прислушаться к советам экспертов и заложить зерно на хранение имеют возможность далеко не все хозяйства. Ведь многим и так не хватает денег на уборочную кампанию. Кроме того, далеко не все фермеры располагают собственными хранилищами, а погода не позволяет хранить собранный урожай под открытым небом, что практиковалось в прошлые годы. Так что сейчас между селянами и трейдерами началась игра на выжимание: больше заработает тот, у кого хватит выдержки и денег продержать зерно на складах как можно дольше.
- Информация о материале
Громкие обещания и декларации власти часто оборачиваются информационным пшиком. Чем серьезнее инициатива и чем громче о ней говорят, тем меньше шансов, что она будет реализована. Впрочем, этим грешит не только нынешняя власть. Настоящим мастером по надуванию информационных мыльных пузырей была экс-премьер Юлия Тимошенко. Чего стоили презентации ее глобальных программ – «Украинский прорыв» и проект «Украина третьего тысячелетия», в котором простым людям предлагалось самим писать Конституцию и законы, а самых активных Тимошенко обещала взять в свой список на следующих выборах. Не отставал от экс-соратницы и бывший президент Виктор Ющенко. В частности, так и не был реализован грандиозный благотворительный проект «Больница будущего», средства на которую собирали всем миром.
Нынешняя власть тоже часто спускает на тормозах собственные же инициативы. Вот – десять самых крупных информационных пузырей.
1. Конституционная ассамблея. Несколько месяцев назад Виктор Янукович торжественно объявил о создании этого органа, с помощью которого, наконец, будет окончательно легализирован Основной закон. В идеале – с помощью последующего вынесения проекта Конституции на референдум. Главным идеологом процесса назначили первого президента Леонида Кравчука. При этом эксперты сильно сомневаются в перспективности такой ассамблеи. Например, не скрывает скептицизма Министр юстиции Александр Лавринович. Да и сам Кравчук не слишком верит, что до конца нынешнего года Конституционная ассамблея заработает так, как о том говорилось.
2. Дело Кучмы. Внимание всей страны ныне приковано к событиям в Печерском суде, поэтому как-то позабыли о еще одном высокопоставленном чиновнике – Леониде Кучме. Как известно, экс-президента, опираясь на пресловутые пленки Мельниченко, обвиняют в причастности к убийству журналиста Георгия Гонгадзе. Еще несколько месяцев назад «дело Кучмы» было у всех на устах. Экс-президент исправно ходил на допросы в Генпрокуратуру, эксперты усиленно комментировали и делали прогнозы – посадят или не посадят. Однако этот информационный пузырь тоже сдулся. То ли доказательная база слабая, то ли Кучма больше никому неинтересен.
3. Административная реформа. Громко объявленное сокращение количества чиновников обернулось большим обманом. Многие из «уволенных» остались работать, только под другой вывеской и, судя по всему, с сохранением тех же должностных окладов. Кроме того, выяснилось, что в бюджете на 2011 год расходы на содержание госаппарата сопоставимы с докризисными годами. Например, на деятельность Президента, Верховной Рады и Кабмина в 2011 году выделено 2,44 млрд. грн. (больше было только в 2007 году – 2,52 млрд. грн.). Поистине «золотым» оказалось Госуправление делами, обслуживающее деятельность главы государства. На его содержание в бюджете предусмотрена рекордная сумма – 1,34 млрд. грн., что на 400 млн. грн. больше, нежели в прошлом году. И это притом, что накануне принятия бюджета в правительстве громко заявляли, что как раз сократят расходы на содержание чиновников на целый миллиард гривен.
Не успел лопнуть первый информационный пузырь в виде админреформы, как уже надувается второй. Грядет второй этап этой реформы, в рамках которой обещали укрупнить маленькие или депрессивные районы. Об этом тоже было заявлено громко и с пафосом, однако когда, собственно, будет вторая волна оптимизации, пока неизвестно. Как и то, насколько она затронет административно-территориальную систему страны.
4. «3+1» в рамках Таможенного союза. Несколько месяцев назад Президент, выступая с парламентской трибуны, озвучил очередное украинское ноу-хау. Мол, есть Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. И Украина готова к нему присоединиться, только не на общих основаниях, а на особых. Мол, вроде и в союзе, но как бы и нет. Сколько шума было из-за этой никому непонятной формулы! Даже Путин внепланово приезжал разбираться. И всем стало понятно, что никакого «3+1» нет и быть не может. Что либо Россия все-таки настоит на полном и безоговорочном участии Украины в Таможенном союзе, либо же перевесит европейский вектор, и мы воздержимся от этого шага.
5. Пересмотр газовых контрактов и снижение цены на российский газ. Кто об этом только не заявлял. Причем все чиновники с украинской стороны говорили о пересмотре контрактов и снижении стоимости газа чуть ли не как о свершившемся факте. Тем не менее, в «Газпроме» им быстро дали понять: будете выступать, до конца года будете платить $500 за тысячу кубов. И тема сама по себе сползла на нет. Правда, иногда ее поднимают в контексте газового дела Юлии Тимошенко. Так, недавно обличительница Юлии Владимировны Инна Богословская вновь напомнила, что газовое соглашение 2009 года может быть пересмотрено, если суд признает Тимошенко виновной. Однако большинство экспертов считают подобное развитие событий нереальным. Не объявлять же войну Кремлю…
6. Зона свободной торговли с Европой уже осенью. Рапортуя о визитах в Европу, украинские руководители неустанно подчеркивали, как далеко они продвинулись в переговорах с ЕС по сравнению со своими предшественниками. Так, и Президент, и премьер-министр уверяли, что сотрудничество с европейскими партнерами идет так успешно, что уже осенью будет подписано соглашение о создании зоны свободной торговли с ЕС. Однако этот информационный пузырь лопнул после заявления главы представительства Европейской комиссии в Украине Жозе Мануэля Пинту Тейшейры. «В сентябре соглашение о создании комплексной зоны свободной торговли подписано не будет, поскольку до сентября остается очень мало времени, и остается несколько моментов, которые еще не были окончательно решены», - отметил он.
7. Красный флаг. Принятый парламентом закон о том, что во время празднования Дня Победы на всех государственных зданиях необходимо вывешивать не только национальный, но и красный флаг, вызвал возмущение в обществе. Его апогеем стали известные события во Львове 9 мая. Несмотря ни на что, Президент этот закон подписал. Однако позже Конституционный суд признал его неконституционным. Виктор Янукович, к чьему мнению, как известно, КС прислушивается, пальцем не пошевелил, чтобы этого не допустить. Несмотря на данное Президентом ветеранам обещание узаконить дорогое их сердцу алое знамя.
8. Контрактная армия. Одним из пунктов предвыборной программы Виктора Януковича было создание контрактной армии в 2011 году. Учитывая, что прошло уже больше половины года, очевидно, что и эта тема тоже лопнула. Ведь, по мнению экспертов, оставшихся пяти месяцев никак не хватит для комплексной подготовки к переходу на профессиональную армию. Впрочем, в этом вопросе Янукович не одинок: во время прошлых парламентских выборов Юлия Тимошенко сделала ставку именно на обещание о контрактной армии – и выиграла выборы с оглушительным успехом. Ее обещание, как и следовало ожидать, тоже оказалось «пузырем».
9. Обещание пустить журналистов в Межигорье. Журналисты неоднократно просили Виктора Януковича показать им свою резиденцию, чтобы, наконец, положить конец сплетням и слухам по поводу роскоши «Межигорья». В конце концов Янукович сдался, и журналистов пригласил. Правда, только тщательно отобранных, из которых, кстати, двое – граждане других стран. Судя по всему, корреспондентов провластных СМИ не пускали в туалет. Потому что через месяц после интервью выяснилось, что санузел Януковича в Межигорье выложен полудрагоценным камнем и стоит 350 тысяч евро.
10. Обещания наказать нерадивых чиновников. Это – любимый информационный пузырь Президента Виктора Януковича. Он никогда не лопается, только сдувается и, когда нужно, снова надувается. На каждом заседании Кабмина, Общественного гуманитарного совета, Комитета по экономическим реформам и прочих важных мероприятиях Янукович грозится поотрывать взяточникам (неучам, плохо работающим, плохо соображающим чиновникам) ноги, руки или головы. При этом получившие нагоняй ходят целые и невредимые. Рекордсмен в этом деле – Дмитрий Табачник. Изредка кого-то из зарвавшихся госслужащих все-таки увольняют, но тогда это становится информационной бомбой, а не пузырем. А значит, в нынешнем рейтинге таким случаям не место…
- Информация о материале
Рекомендация не говорить «гоп» пока не перепрыгнешь вовсе не праздна. И Юлии Тимошенко, и ее оппонентов она касается в равной степени. Первой не стоит заранее праздновать победу, вторым – слишком хорохориться. И хотя на минувшей неделе в деле экс-премьера наметился принципиальный слом, это еще не гарантирует ей оправдательного приговора. Парадокс, но полностью отбелить ЮВТ Банковая сегодня уже не может. Осудить на длительный срок – аналогично. Как выходить из собственноручно созданной идиотской ситуации, не знает…
Вариантов выхода, собственно, немного.
1. Полностью оправдать.
2. Применить условное наказание, предусматривающее невозможность избирать и быть избранной
3. Ограничиться «скромным» - от двух до пяти.
4. «Впаять» по максимуму. То есть – от семи до десяти.
Рассмотрим по порядку.
***
Первый вариант крайне маловероятен. Даже в случае безоговорочного обоснования невиновности подсудимой, о чем хором сообщат прокурорский квартет, следователь Нечвоглод, глава ГПУ Пшонка, ну и, разумеется, Киреев.
Не может, поскольку власть таким образом:
А) распишется в собственной беспросветной глупости.
Ну, зачем, спрашивается, было заваривать кашу, если ненавистная Тимошенко выйдет сухой из воды? Дело даже не в том, что Инну Богословскую и Ко хватит инфаркт. И не в том, что придется наказать инициаторов дела (таковы негласные порядки в органах).
В том, что политически Тимошенко «до» и «после» - две большие разницы. Покамест не с точки зрения рейтинга (что поправимо) – шансов консолидации под свои знамена всех недовольных. Подчеркиваю: не всей оппозиции, а всех недовольных. Оных много, очень много. Но им требуется точка приложения собственных усилий. Даже тем, кто идеологию «Батькивщины» не приемлет и персонально к Юлии Владимировне глубочайшей симпатии не испытывает.
Это как купить билет на поезд. Если вы точно знаете, что вам нужно из точки А в точку B (власть), разделяет которые минное поле (под условным названием «власть действующая») и только один эшелон способен пройти маршрут, успешно миновав опасный участок (подтверждение чему – оправдание ЮВТ), за билет «на борт» вы отдадите последний миллион. Просто потому, что не будет иной возможности добраться, куда надобно. В такой ситуации цвет знамени, реющего над паровозом не столь принципиально. Как не принципиально было белогвардейцам, покидающим Крым в 1920-м, под натиском красных, на какой корабль\\шлюпку\\плот садиться. Лишь бы спастись.
Б) продемонстрирует слабость электорату.
Как рассуждает избиратель бело-голубых (в массе своей)? Власть должна быть сильная, а что это за сильная власть, если она даже с какой-то там Тимошенко не сумела справиться?
Вот-вот. Словом, еще минус процентов пять от и так невеликого рейтинга Лидера. Особенно – в «базовых» регионах.
В) продемонстрирует слабость элитам.
Оправдание Тимошенко поколеблет интеллигентские стереотипы вроде «власть сильна, как никогда», «они пришли надолго» и «кругом одни донецкие».
На что опирается Виктор Федорович? На «трех китов»: губернаторов, парламент и силовиков.
Кабмин с СНБО выполняют больше декоративные функции. КМУ работает под непосредственным началом главы государства (что тот же Азаров беззастенчиво признает), мелкие стычки АП и КМУ не в счет (бизнес, ничего личного). Ну, а в состав СНБО входят, преимущественно, министры и те же силовики.
Итак, какая главная задача губернаторов в 2012-м? «Правильные» результаты мажоритарки на вверенных им территориях, разумеется. Иначе, о продолжении собственной политкарьеры можно забыть.
Но, что есть мажоритарка? Шанс проскочить во власть для тех, кто с нею – властью – не согласен. Да, в условиях, подобных нынешним, это непросто. Очень непросто. Но возможно. Ибо махровые оппозиционеры умудрялись просачиваться в парламент даже при Кучме. А тот админресурс нынешнему – не ровня. Значит, в 2012-м не так уж все безнадежно. Тем более, если бронепоезд по имени Тимошенко беспроблемно проскочит чистилище Печерского суда. Проскочит, вдохновляя призывным гулом отчаявшихся.
Вдохновляя настолько, что губернаторы ситуацию не удержат. Сработает эффект «самонаведения элит». Следовательно, о ручном парламенте, голосующем все, на что укажет Чечетов, останется лишь мечтать. Да ностальгировать по шестому (нынешнему) созыву ВР.
Значит, две китовые туши списываем.
Силовики ликвидируются сами. Принцип домино это называется.
С чего силовикам слушаться слабого? С чего беспредельничать, если защитить их – от праведного народного гнева – он не сможет? Тут бы до Борисполя успеть добежать.
Вот и вся математика.
Г) разрушит систему «ручного управления» власти судами.
Это уже следующий этап.
Каков главный элемент данной системы? Верно, дорогой читатель, Высший совет юстиции. Заложником злой воли которого становится абсолютно каждый служитель Фемиды, едва примеряет мантию. А что есть инструмент реализации злой воли? Всего-навсего профильный закон! Изменяется который всего-навсего в 226 голосов. Насобирать коие в новом парламенте – вопрос плевый.
***
Второй вариант казался наиболее очевидным еще пару месяцев тому. Главный бонус – политическая нейтрализация Тимошенко.
Но «нейтрализация» - не синоним «ликвидации». Значит, «план Б» отпадает.
Зачем «ликвидация»? Затем, что «лояльный» вердикт протестной активности леди Ю на нет не сведет. Напротив – дополнительно ее раззадорит. Единственное – физическое пребывание в местах не столь отдаленных. Откуда ни список формировать, ни агитировать она точно не сможет. С Туровской - сможет. Даже если ей – в разгар кампании – «подарят» новое дело, мерой пресечения по которому изберут подписку о невыезде.
А «половинчатые» меры бело-голубых не устраивают.
Почему? Тут необходимо узреть корень. Именно – первопричины истории.
Прежде, чем вступить в реку, следует поискать брод. Прежде, чем затевать что-либо, стоит призадуматься о возможных последствиях. Хотя б попытаться их просчитать. Логично? Вполне. Вероятно, окунаясь в омут любовных утех без всяких предосторожностей, вы осознаете, что закончиться это может продолжением рода человеческого и\\или размножением венерических заболеваний. «Пронесет», если только очень повезет.
Какие задачи перед собой ставила нынешняя украинская власть, инициируя уголовное преследование Юлии Тимошенко? Что планировала получить «на выходе»?
Подобным вопросом задаются все. От непосредственных участников процесса (стороны защиты и обвинения) до нерядовых наблюдателей в политикуме. Задаются, ибо события развиваются безо всякого сценария – наобум.
Впрочем, односложным ответ быть не может.
Моральная сатисфакция? Да!
Стремление возвыситься, принижая оппонента? Да!
Желание побольнее уколоть, побольше помучать, поизмываться? Да!
Потребность - глубочайшими внутренними комплексами продиктованная – чем-то походить на самого Владимира Владимировича? Троектратное да!! !Уж если «косить» под секс-символ нации в глубоко предпенсионном возрасте (как ВВП) объективно не выходит, хоть своим «политическим сидельцем номер один» обзавестись. Тимошенко, конечно, не Ходорковский, но тоже не хухры-мухры.
Намерением приумножить политические аргументы для возможного расторжения газовых контрактов? Тоже да! Тем более, это понравится Европе…
Но главное все-таки, и тут, простите, повторюсь – политическая нейтрализация основного оппонента. Ибо только исчезновение Юлии Владимировны позволит ПР полностью замкнуть на себе все политическое пространство. Полностью приручить всю оппозицию.
Вы спросите: а как же «Батькищина»? Она-то останется, даже если ЮВТ на Колыму отправят. Плюс, репрессии наверняка благотворно скажутся на партийном рейтинге.
Вот этого-то регионалам и надобно! Да-да, не удивляйтесь.
Задумайтесь, кому достанутся дела партийные после ЮВТ. Турчинову? В том-то и дело, что нет. Александр Валентинович устал и активного участия в политической жизни уже давно не принимает. Разве не заметили? Даже в отдельный от ЮВТ офис переехал. В соседнем здании, но все-таки…
Безусловно, номинально никуда он не денется. Даже, может, список возглавит. Но вот по сути…
Королевской? Нет, ее время еще не пришло. Как бы того не хотелось некоторым продонецким СМИ.
Правильный ответ – Кожемякину.
Не падайте со стула. Речь именно о закулисном, но крайне ответственном «суфлерстве» - не о публичном дирижировании.
А знаете, кто лучший в мире подсказчик «суфлера»? Тот же, кого гордо именую т собирателем парламентского большинства. Андрей Петрович Клюев. Который на будущий список БЮТ имеет вполне конкретные планы (при условии отсутствия в нем Тимошенко, разумеется).
Выгодная, между прочим, сделка. Уцелевшим оппозиционерам старой закалки – еще пять лет неприкосновенности. «Своим людям», прежде всего – «тушкам» - места в их списке и протекции на «их» мажоритарных участках.
Справедливо? Вполне! И не вздумайте осуждать меньшевиков – они тоже люди, которые хотят сытно кушать, посещать сессии и эфиры, а не допросы… Вы б, на их месте, гимн «Батькивщины» под «Межигорьем» распевали? То-то.
Каким же тогда получится следующий парламент?
- ПР;
- лояльные бело-голубым мажоритарщики;
- компромиссный Яценюк (с которым у вышеупомянутого «суфлера», как он сам любит говаривать, «контракт на критику»). Кстати, решающую схватку за акции (и, соответственно, список) «фронтовиков» нам еще предстоит наблюдать. По состоянию на сегодня, прогнозируемые ее участники – Фирташ и Мартыненко. Через месяцев шесть-восемь к ним, возможно, добавиться кто-то еще;
- маленькая горстка шебутных, непонятно как в Раду прорвавшихся, мажоритарщиков-хронических оппозиционеров;
- красивая снаружи, но абсолютно трухлявая внутри (читайте «Портрет Дориана Грея», господа!) «Батькивщина»;
- и – в качестве вишенки на торт – немногочисленный, легко управляемый отряд оголтелых «Свободовцев».
Литвиновцы, коммунисты, излишне алчные тушки (а-ля «группа Жвании», «ЕЦ», «группа Рыбакова») – на свалку истории.
Чистая работа!
Как говаривал мультяшный герой: «чистота – залог здоровья!»
Нравится вам такая картинка? «Регионалам» очень даже нравится.
Отсюда – вывод: Юлю надо «закрывать». Не так, как этак. Не мытьем, так катаньем. Получается третий вариант.
***
Иначе о консервации власти можно забыть. Тем более, о «естественной» (когда физически некому сопротивляться), если можно так выразиться, консервации. Дружно шагаем навстречу празднику демократии, дорогие товарищи! Ура!
Если бегом побежим – будет нам счастье, то бишь – четвертый вариант. Самый жестокий, но не слишком вероятный. Почему? Потому, что жадность губит не только фраеров. Но и тех, кто ими когда-то был, а сегодня типа «исправился».
В понимании «донов» существует всего один аргумент против срока для Тимошенко». Один, но весомый. Тяжкие экономические последствия ввиду неминуемого, в таком случае, охлаждения отношений с Европой и всем цивилизованным миром. Непозволительная, как для нынешнего положения дел в отечественной экономике, «роскошь». Устраивать гонки на джипах-кубиках вокруг Бесарабки забавно, когда багажник набит купюрами. Тарахтеть вверх по Шелковичной на «копейке» - не самое приятное занятие.
Пострадают-то не только бюджетники, да рядовые граждане. Обладатели солидных активов, владельцы системного, экспортно ориентированного бизнеса – тоже. В том числе – действующие высшие чины.
Которые во всем, что б они не делали, руководствуются не государственнической, не политической, как мы однажды уже выяснили, логикой – исключительно бизнесовой. Уж так у них мозги устроены.
Посему, если калькуляция потенциальных прибылей в столбике «посадить» окажется привлекательнее, чем в столбике «отпустить», Юлия Владимировна пойдет на свободу. Может даже с чистой совестью. Вендетту организовать не замедлит: см. пункт первый.
***
Кульминация сего драматического «политреалити» не за горами. Учитывая темп, заданный господином Киреевым, с оставшимися свидетелями (обвинением заявлены 38, плюс - несколько десятков «душ», анонсированных защитой), разделаются к концу грядущей недели.
Ключевые (Виктор Ющенко к их числу не относится) уже выступили. Да, прозвучавшие показания можно трактовать по-разному. Чем, собственно, стороны и занимаются – перепевая сказанное в зале в свою пользу. Однако, наблюдателю непредвзятому очевидно: Тимошенко это баллов лишь добавило. Не иначе.
Добавлять начал Продан. Основательно порывшись в залежах домашней макулатуры (что проделать на этапе досудебного следствия не удосужился), обнаружил документ, напрочь разбивающий логику гособвинителей. Конкретно – поручение, которое ЮВТ выдала ему под покровом темной московской ночи. Которое он, в свою очередь, завизировал и передал дальше – Дубине. Следовательно, служебных полномочий никто из них не нарушал. Премьер письменно обратилась к профильному министру топлива и энергетики, тот – к руководителю национальной компании «Нефтегаз». Все чинно и вполне законно.
И хотя бумагу эту судья Киреев к делу не приобщил (сославшись на сомнительное происхождение фотокопии), помог Продану «добить» квартет прокуроров. Да, так, что сам, кажется, этого не заметил. Помог, настоятельно выпытывая: «а вы точно-точно сами Дубине документ передали? Точно-точно? Из рук в руки?».
Будь на его месте тот же судья Вовк – более опытный и искушенный – тему бы просто «замылил».
Надо было видеть лица горемычных прокуроров в этот момент …
Тимошенко торжествовала. Еще десять минут тому она сидела за столом с закрытыми глазами, вдавливая подбородок в сцепленные замком руки. С такой силой, что костяшки пальцев побелели. По всему было видно – молилась. Киреев тихо насвистывал (чтением это порционное выплевывание слипшихся воедино чужеродных звуков назвать невозможно) вердикт о целесообразности смены ей меры пресечения. Пронесло. Второй раз подряд. Хотя само по себе решение - относительно возможности «присоседить» Юлию Владимировну к Юрию Луценко - приняли еще весной. Правда, без конкретики: как, когда, при каких обстоятельствах, кто берет на себя ответственность (последнее – ключевое). Так что удар может последовать в любую минуту.
- Свидетель, я вас еще раз спрашиваю: куда вы девали оригинал? - Киреев все не унимался.
- Еще раз говорю: не помню! Два с половиной года прошло, - отмахивался Продан.
- Вы должны были зарегистрировать этот документ надлежащим образом.
- Мы в Москве находились.
- Обратитесь в аппарат Кабмина, в отдел документации, - задорно вставила Тимошенко.
- Подсудимая!
Подсудимая издевательски хихикнула.
- Свидетель, вы обязаны были сохранить оригинал. Что это такое: положил в какую-то папку, вынул, опять положил. Вы же были чиновником такого уровня!
- Я уже полтора года как не чиновник.
Тимошенко опять хихикнула. Киреев побагровел. Почему-то одним только лбом – никогда прежде ничего подобного не наблюдала.
- Вы были министром Кабинета министров!
- Министром топлива и…
- Подсудимая! Не перебивайте! – председательствующий буквально взвизгнул, не сдержался.
- Министром топлива и энергетики. Я не перебиваю, я подсказываю, - проронила ЮВТ сквозь смех.
- Не перебивайте! – еще на два тона выше.
- Свидетель, я и говорю: вы были министром Кабин… министром топлива и энергетики, да.
Зал давился от хохота.
...Олег Дубина не был столь комплементарен. Его бенефис состоялся в пятницу. Осунувшийся, выцветший – повторял уже сказанное на очной ставке (все новости по теме – здесь). Оказался, мол, заложником обстоятельств, ситуация была патовая…
Почти никто из тех, кто возмущался этим его речам – тихо, в зале; куда громче – по ту сторону компьютерных мониторов, не знал: как особо важный свидетель, вот уже несколько месяцев Дубина живет под круглосуточным надзором спецохраны. Не по Олега Викторовича воле к нему приставленной. Такова, в определенной мере, цена его свободы.
Посему, истинного его психологического состояния возмущавшимся не представить. Как не оценить мужества – последний гвоздь в дело Тимошенко Дубина не забил. Увернулся – списал все на «личное восприятие» происходивших событий.
Действительный заложник - Игорь Диденко, поступил так же. Уже более года он томится в Лукьяновском СИЗО. Ключик к пониманию его мытарств – фраза, приписываемая кулуарами Дмитрию Фирташу (сам он авторства ее, естественно, не подтверждает): «чтоб все знали, со мной, Фирташем, так поступать нельзя» (газ, в смысле, изымать).
Практически одновременно с Диденко «приняли» Шепитько и Макаренко. Первого – за то, что спорный газ растаможил. Второго – как сопричастного (весьма, кстати, условно) вышестоявшего начальника. Ну, и как человека, которого нынешний глава СБУ будто бы считает (о чем, опять таки, сплетничают кулуары и чему лично мы верить категорически отказываемся) повинным в неприятнейшем личном обыске, постигшем его по прилете в «Борисполь» два с лишком года тому назад.
Как известно, Макаренко с Шепитько уже на свободе. Они, в отличие от Диденко, в «газовом деле» Тимошенко интереса не представляют. Следовательно, нужды их удерживать взаперти – никакой. А вот с Диденко глаз лучше не спускать. Мало ли… И хотя за год в Лукьяновке он вполне обжился – и спортом занимается, и в футбол на специальном пятачке тюремной крыши, с создателем «Элиты-центр» Александром Волконским играть умудряется, все это – в СИЗО, а не на свободе. Тогда как на свободе в футбол он играл с Валерием Хорошковским. За неделю до ареста. Через две недели после – сидел у него в кабинете. Благо, без наручников. Их учтиво сняли в приемной. Только после того, как истек срок ожидания назначенной встречи.
В пятницу в Печерский суд Диденко конвоировали по всем соответствующим правилам. Заводили-уводили с черного входа. Но даже когда дверь зала заседаний захлопнулась за спинами конвоиров, ему вслед еще долго неслись аплодисменты. То немногое, чем «сердечные» депутаты могли выразить признательность.
Неслись, покуда судья Киреев не просипел свое коронное:
- Тиша в залі!
По состоянию на 29-е июля ни он, ни кто-либо другой еще не знал, в какую часть «конструкции имени Юлии Тимошенко» - «Казнить нельзя помиловать» - инициаторы ее дела решат водрузить запятую.
И он, и все остальные, узнают очень скоро. После завершения опроса свидетелей, судья обязан будет зачитать материалы дела (наивно предполагать, будто Киреев возьмется оглашать все 16 томов. Его право - выборочное цитирование), далее – дебаты сторон и, наконец, последнее слово обвиняемой. Ну, и приговор.
Если обвинительный, со сменой – почти наверняка – меры пресечения на арест. Чтоб не разгуливать по улицам в ожидании апелляции. По улицам знойного Киева, досчитывающего дни второй половины последнего месяца лета. Дни, в которые город пуст, журналисты, дипломаты и депутаты догуливают отпуска на морях, а рядовые граждане – на дачах. Догуливая – стараются не думать о плохом. Даже если оно уже случилось.
- Информация о материале
В результате социально-экономического кризиса в стране, Украина продолжает укреплять позицию поставщика квалифицированной и дешевой рабочей силы на международном рынке труда. Социологические опросы свидетельствуют о разочаровании в действиях власти и высоком уровне пессимизма, отмечает директор Национального института стратегических исследований Андрей Ермолаев. Но стоит ли необдуманно пополнять ряды трудовых мигрантов? Возможно, прежде чем надевать большие розовые очки и укладывать чемоданы для счастливой жизни в Европе, стоит почитать, поспрашивать, послушать и проанализировать ситуацию?
Государство позаботилось о трудоустройстве молодых специалистов, приняв Закон Украины «Об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю». Согласно ст. 3 упомянутого закона, работодатель получает дотацию в случае приема на работу молодежи, для которой это является первым рабочим местом по специальности. Обязательным условием является направление от государственной службы занятости. Вопрос эффективности упомянутого нормативного правового акта — тема для отдельного исследования.
На практике молодежь в последнюю очередь думает о помощи от государства — таковы уж реалии современного общества. Наоборот, с верой в собственный потенциал и профессиональную самореализацию выпускники вузов отправляют свои резюме в украинские и иностранные компании. В ответ получают стандартные письма HR-специалистов с пожеланиями успехов в дальнейших поисках и обещанием внести резюме в базу данных, а при наличии соответствующей вакансии обязательно позвонить. Таким образом, собрав многочисленные «спасибо за интерес» и «желаем успехов», молодежь начинает думать о работе за рубежом. И вот в этой сфере первыми на пути к трудоустройству в иностранной компании становятся мошеннические агентства, которые предоставляют посреднические услуги на территории Украины.
Рассмотрим наиболее распространенные мошеннические схемы.
Обещанные информационно-консульские услуги. Подписывая соглашение с фирмой-посредником, лицо не обращает внимания, что к обязательствам последней входит лишь предоставление информационно-консульских услуг. Когда посольство отказывает в открытии визы в связи с тем, что компании работодателя не существует, фирма-посредник заявляет о выполнении своих обязательств, оговоренных в соглашении. Предоставление информационно-консульских услуг предусматривает помощь в оформлении визы, заполнении анкеты для собеседования в посольстве и т.д.
Мифическое оформление виз. Для оформления рабочей визы необходимо лично подать документы и пройти собеседование. Мошенники предлагают оформить указанную визу самостоятельно, а возвращают паспорт с фальшивой визой или с отказом в открытии визы. Поэтому следует предварительно уточнить в консульском отделе соответствующей страны, может ли посредник на основании предоставленной доверенности открыть лицу рабочую визу. Иногда мошенники предлагают открыть сначала туристическую шенгенскую визу, а рабочую визу обещают сделать в стране назначения. Эта схема не сработает, поскольку цель поездки должна соответствовать типу визы.
Фиктивный чек. Бывают случаи, когда лицо платит деньги фирме-посреднику за предоставление услуг при трудоустройстве, а получает чек несуществующей фирмы. В таком случае оснований для возврата средств за ненадлежащее исполнение обязательств при оказании посреднических услуг нет.
Что такое мошенничество в трудовой миграции, знает и Александра Гришина. Выпускница экономического факультета не смогла найти желаемую работу в своем городе и через объявление в газете нашла фирму-посредника по трудоустройству за границей. Через полгода, получив отказ в открытии туристической визы в Чехию (хотя все время речь шла о рабочей визе), Александра выяснила, что ее трудоустройством занимается региональный представитель фирмы-посредника с центральным офисом в Киеве. Обратившись непосредсвенно в этот офис, девушка таки получила рабочую визу, но не годовую, а только на семь месяцев. Обрадовавшись и такому результату, Александра уехала в г. Кладно, расположенный в 20 км от Праги, работать оператором на завод. По приезде выяснилось, что вместо восьмичасового рабочего дня (суббота и воскресенье — выходные), нужно работать 12 часов в день без выходных за ту же зарплату. Поляки, словаки, чехи получали 150 крон в час, а Александра — 60 крон, потому что ей выдавали зарплату украинские посредники, о которых никто не предупреждал. Об этом посредничестве девушка выяснила уже через несколько дней по приезде в Кладно. Поскольку это была первая работа за границей и Александра не знала особенностей трудового законодательства Чехии, девушка приняла такие условия и проработала на заводе шесть месяцев. Жилье предоставили, как и было заявлено, вот только платить за него пришлось Александре самостоятельно.
Став жертвой мошенничества со стороны множества посредников во время трудоустройства и непосредственно работы, Александра не откажется от возможности поработать за границей в будущем. Теперь она знает, как следует искать работодателя и на что стоит обратить внимание. Вот только получать такой опыт совсем не обязательно, если заранее получить информационно-правовую консультацию.
Историю Александры прокомментировали эксперты представительства Международной организации по миграции в Украине. Прежде всего, девушке следовало попросить фирму-посредника предоставить их лицензию и проверить ее подлинность, позвонив в Министерство социальной политики (+38 044 289 50 97) или проверить информацию на их сайте. После этого Александра должна была подписать один контракт с фирмой-посредником и второй — с работодателем, в них четко должны быть оговорены условия и оплата труда, отпуска, больничных и т.д. Подписывать документы стоит лишь в том случае, если человек уверен, что полностью понимает язык контракта. Девушка также должна была знать, что легальное трудоустройство иностранцев в большинстве стран невозможно без разрешения на работу и надлежащей визы. Работодатель оформляет разрешение на работу и направляет информацию о разрешении непосредственно в консульство в Украине или же будущему работнику. Как правило, разрешение является главным основанием для выдачи рабочей визы. Необходимо также знать, что рабочая виза — это всегда вид долгосрочной национальной визы, даже если лицо подает заявление на визу в одну из стран шенгенской зоны, и шенгенская виза не имеет ничего общего с этим.
Международные миграционные процессы должны регулироваться государством, которое несет ответственность за надлежащее обеспечение прав и интересов украинских трудовых мигрантов. Для оптимизации государственного управления в сфере миграции в апреле 2011 года была создана Государственная миграционная служба Украины — специальный орган, уполномоченный решать весь комплекс вопросов по миграционным процессам. Однако на сегодня остается актуальным вопрос принятия Закона Украины о принципах государственной миграционной политики Украины.
Чтобы избежать мошенничества при трудоустройстве за границей, необходимо адекватно оценивать предложение, проанализировать средний уровень оплаты труда, не платить работодателю за какие-либо услуги, желательно заключить письменное соглашение с последним. Если лицо планирует находиться в другой стране более трех месяцев, то желательно зарегистрироваться в украинском консульстве за рубежом. Для того чтобы стать на консульский учет, следует лично обратиться в учреждение.
Необходимую информацию о правах тех, кто работает за рубежом, а также о возможности законной миграции, включая трудовую, о временных трудовых соглашениях можно получить в Центрах консультирования мигрантов. Специалисты ЦКМ помогут в толковании условий соглашения, предложенного иностранным работодателем и фирмой-посредником. Все услуги организации — бесплатны.
Говоря о том, как избежать мошенничества, сложно вывести единую формулу. Порой именно трудовые мигранты, получившие собственный опыт, могут рассказать гораздо больше, чем теоретически подготовленные специалисты соответствующих организаций. И если, несмотря на все недостатки неквалифицированной работы и уровень правовой незащищенности, лицо окончательно решило стать трудовым мигрантом, то это нужно делать только после серьезной информационной подготовки. Спрашивать, слушать, анализировать, сопоставлять и не верить на слово.
- Информация о материале
В январе 2012 г. вступит в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по регулированию рынков финансовых услуг», расширяющий контрольные полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование рынков финансовых услуг. В результате цепной реакции, запущенной в связи с этим обстоятельством, многие законы – в т. ч. «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг» и »О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» – ждут изменения.
Участники рынка
Итак, списку участников рынка финансовых услуг исчерпывающим не бывать. Согласно новой редакции ЗУ «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» (далее – Закон о финуслугах), к лицам, имеющим право предоставлять соответствующие услуги на территории Украины, помимо посредников на рынках финансовых услуг и объединений финансовых учреждений, включенных в реестр саморегулируемых организаций, а также потребителей, могут быть причислены любые другие лица. Для этого нужно, ни много ни мало, лишь предварительно оговорить их участие законодательно. Кроме того, государство будет вести реестр не только финансовых учреждений, но и лиц, которые, не являясь таковыми, имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги.
Существенное участие
Новая редакция Закона о финуслугах предлагает рассматривать существенное участие как прямое и опосредованное, самостоятельное или совместно с другими лицами владение 10 и более процентами уставного (сложенного) капитала или право голоса приобретенных акций (паев) юридического лица, или независимую от формального владения возможность существенного влияния на руководство или деятельность юридического лица.
Если вы хотите «существенно поучаствовать» в финансовом учреждении, будьте готовы испросить письменное согласие органа, осуществляющего государственное регулирование рынков финансовых услуг, если только иное не предусмотрено Законом по вопросам регулирования соответствующего рынка. Для получения означенного выше согласия юридическое или физическое лицо-заявитель подает в орган, осуществляющий государственное регулирование рынков финансовых услуг, информацию о собственном финансовом положении и деловой репутации. Причем под финансовым состоянием заявителя подразумевается совокупность показателей, отражающих его реальные и потенциальные финансовые возможности (уровень ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости, обеспеченности собственным капиталом) и их эффективное использование, а также оценка способности заявителя в будущем предоставлять в случае необходимости дополнительную финансовую поддержку финансовому учреждению. А под деловой репутацией следует понимать совокупность документально подтвержденной информации о личности, о соответствии ее хозяйственной или профессиональной деятельности требованиям законодательства. В случае же физического лица речь идет не только о надлежащем уровне профессиональных способностей и управленческого опыта, но и об отсутствии судимости за корыстные преступления и преступления в сфере хозяйственной деятельности, не снятой или не погашенной в установленном законом порядке. Примечательно, что если заявитель является юридическим лицом, это требование распространяется на членов его исполнительного органа и наблюдательного совета, а также на «существенных участников» финансового учреждения, являющихся физлицами, так что соответствующую судимость им придется погасить.
Антимонопольный подтекст
В случаях, когда деловая репутация или финансовое состояние заявителя не отвечают требованиям регулирующего органа, он имеет право отказать участнику в разрешении на увеличение или приобретение доли. Кстати, источники происхождения средств, вносимых в уставной капитал с целью существенного участия, желательно подтвердить, потому что, если они не будут хоть сколько-нибудь прозрачными, компетентные органы однозначно дадут от ворот поворот.
Очевидно, что прежде всего Закон блюдет антимонопольный интерес – есть шанс, что наконец-то с законодательством в этой отрасли начнут считаться. В частности, речь идет о случаях, когда органами Антимонопольного комитета Украины запрещена концентрация активов во избежание монополизации или существенного ограничения конкуренции на всем рынке или в значительной его части. Получается, что государство может, конечно, выступать гарантом, предоставлять свободу действий и грозить пальцем в случае чего, но намного эффективнее, пожалуй, сделать так, чтобы без разрешительного документа смутьяны не могли и пальцем пошевелить.
Отделив, так сказать, зерна от плевел, можно смело создавать зернам все условия для роста, заранее уверившись, что они могут принести плоды. В случае, если Закон заработает как должно, органы надзора перестанут узнавать о конфликте интересов вкладчиков постфактум и смогут оперативно реагировать на угрозы развитию конкурентной среды.
Внутренний аудит
К перечню процедур, представляющих собой внутренний аудит, новая редакция Закона о финуслугах относит:
– надзор за текущей деятельностью финансового учреждения,
– проверку ее результатов,
– контроль соблюдения предписаний государственных регуляторных органов и решений органов управления финансового учреждения,
– анализ деятельности финансового учреждения, профессиональной деятельности сотрудников,
– учет случаев превышения полномочий должностными лицами финансового учреждения.
Для проведения внутреннего аудита в финансовом учреждении должно существовать ответственное должностное лицо или структурное подразделение, состав которого специально для этих целей формирует высший орган управления или наблюдательный совет финансового учреждения. Такое подразделение (лицо) организационно не зависит от других подразделений финансового учреждения и подчиняется напрямую наблюдательному совету, а в случае его отсутствия – высшему органу управления финансового учреждения.
Нормативы для банков: ликвидность, доходность, качество активов
Перечень нормативов и требований, предъявляемых государством к финансовым учреждениям, теперь расширен законодательно: помимо пресловутой достаточности капитала, в него вошли платежеспособность, ликвидность, прибыльность (доходность), качество активов и рискованность операций, а также соблюдение правил предоставления финансовых услуг и качество систем управления персоналом. Предполагается, что именно такие нормативы нужно сдать финансовому учреждению, чтобы пройти великий и ужасный пруденционный надзор, который базируется на регулярном проведении оценки общего финансового состояния финансового учреждения, результатов деятельности системы и качества управления ею.
Конечная цель всех этих проверок – ограничить риски по операциям с финансовыми активами. И вот тут главное, чтобы рамки, заданные Законом для отношений, ими ограниченных, не сузились донельзя при реализации нормы на практике, потому что умение действовать на собственный страх и риск есть ни что иное, как предприимчивость, и если исключить из фабулы элемент риска, о предпринимательской деятельности как таковой можно просто забыть. Тревожит и то обстоятельство, что необходимость и целесообразность осуществления пруденционного надзора определяются компетентными органами (п. 4 ст. 29 ЗУ «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг»), т. е. проведение проверки заочно сложно оспорить, так как каких-то однозначных показаний к такого рода мероприятиям нет.
Выдача лицензий и штрафные санкции
Новая редакция Закона о финуслугах четко регламентирует, что размер платы за регистрацию документов, выдачу лицензий и их дубликатов, а также за регистрацию лиц, имеющих право предоставлять отдельные финансовые услуги, не являясь финансовыми учреждениями, должен быть согласован с Кабинетом министров.
В случае, когда послан запрос о подтверждении достоверности представленных для получения лицензии документов, или возникла потребность в проведении проверки таких документов другим способом, законодательно оговоренный срок в 30 календарных дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии и документов, прилагаемых к заявлению, может быть продлен председателем уполномоченного органа еще на 30 рабочих дней. В то же время, уполномоченный орган уже не может ставить вопрос о ликвидации финансового учреждения согласно п. 7 ч. 1 ст. 40 Закона о финуслугах – вместо этого новая редакция статьи предлагает исключать проштрафившихся участников рынка из Государственного реестра. Но если допущенное нарушение и его последствия устранены нарушителем самостоятельно до применения мер воздействия, уполномоченный орган и вовсе не применяет к нему меры воздействия за это нарушение (абз. 9 ст. 40 новой редакции).
Впрочем, не все финучреждения смогут получить такие поблажки. Так, например, меры воздействия в обязательном порядке будут применены к тем, кто: 1) вел деятельность на рынках финансовых услуг без лицензии; 2) не предоставил, несвоевременно предоставил или предоставил заведомо недостоверную информацию уполномоченному органу; 3) уклонился от исполнения распоряжений уполномоченного органа. Штрафы за перечисленные правонарушения остались практически прежними – соответственно от 1000 до 10 000 НМДГ (1), от 100 до 2000 НМДГ (2), от 100 до 1000 НМДГ (3). Штрафы накладываются председателем уполномоченного органа, его заместителями, директорами департаментов или председателем соответствующего территориального управления после рассмотрения материалов, удостоверяющих факт правонарушения. О совершении правонарушения обнаружившим его уполномоченным лицом составляется акт, который вместе с пояснениями руководителя или другого ответственного лица и документами, касающимися дела, в течение трех дней направляется должностному лицу, имеющему право налагать штраф. Если документы, подтверждающие факт нарушения, предварительно изъяты, к акту о правонарушении прилагаются их копии и копия протокола об их изъятии, где указана дата его составления, ФИО и должность уполномоченного лица, изъявшего документы, полный их перечень и день возврата (не позднее третьего рабочего дня со дня изъятия). Решение о наложении штрафа принимается в течение 30 дней после поступления документов и оформляется постановлением, которое направляется участнику рынка финансовых услуг.
Отчет о корпоративном управлении
Ст. 12-2, дополняющая ЗУ «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», регламентирует объем информации, которую должен содержать отчет о корпоративном управлении. В частности, в нем обязательно следует указывать цель осуществления деятельности финансового учреждения и соблюдение/несоблюдение принципов кодекса корпоративного управления со ссылкой на источник размещения текста. Необходимы и данные о владельцах существенного участия, в т. ч. лицах, осуществляющих контроль за финансовым учреждением, их соответствии установленным законодательством требованиям. Что до составов наблюдательного совета и исполнительного органа финансового учреждения, то их изменения за год должны фиксироваться. Кроме того, в отчете должно говориться об имевших место фактах нарушения членами наблюдательного совета и исполнительного органа внутренних правил и о мерах воздействия, примененных к нарушителям (если это причинило вред финансовому учреждению или потребителям финансовых услуг), о размере вознаграждения членов наблюдательного совета и исполнительного органа финансового учреждения за год, о значительных факторах риска, влияющих на деятельность финансового учреждения в течение года, о системе управления рисками и ее ключевых характеристиках, а также о принципах функционирования системы рассмотрения жалоб. К этому нужно присовокупить данные внутреннего контроля, факты отчуждения в течение года активов и результаты их оценки при покупке-продаже в объеме, превышающем установленный уставом размер, операции со связанными лицами, проведенные в течение года.
Отдельное внимание следует уделить деятельности внешнего аудитора, вопросам реализации рекомендаций уполномоченного органа и защите финансовым учреждением прав потребителей финансовых услуг.
Информация к размышлению
В ответ на информационный запрос об отнесении финансовой операции к тому или иному виду финансовых услуг компетентный орган будет предоставлять официальную бумагу под названием «заключение». Казалось бы, мелочь, но как же приятно открыть Закон и получить четкое представление о том, какой документ тебе необходим, вместо того, чтобы додумывать за законодателя, в каком виде тебе должны предоставить запрашиваемую информацию, удовлетворит ли она в таком виде цели, которыми был продиктован запрос.
Согласно ст. 12-1, которая отныне будет дополнять положения ЗУ «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», финансовые учреждения должны будут раскрывать консолидированную финансовую отчетность. В частности, учреждения в форме акционерных обществ будут подавать отчет о корпоративном управлении не только органам надзора вместе с годовой отчетностью, но и своим акционерам. Кроме того, раскрытию по-прежнему подлежат и другие отчетные данные – перечень руководителей финансового учреждения и его обособленных подразделений, сведения о показателях финансовой деятельности учреждения и его экономическом положении, перечень предоставляемых услуг и их цены (тарифы), а также количество акций финансового учреждения, находящихся в собственности членов его исполнительного органа, и перечень лиц, доли которых в уставном капитале превышают 5%. Т. е. речь идет об информации, подлежащей обязательному обнародованию и предоставляемой клиентам согласно старой доброй ст. 12.
Честно говоря, желание законодателя укомплектовать Закон дополнительной статьей, которая, среди прочего, акцентирует внимание на необходимости исполнения статьи основной, вызывает некоторое недоумение. Да и ст. 28 дублирует некоторые положения в отношении пруденционного надзора, которому отведена следующая ст. 29. Прослеживается тенденция…
С одной стороны, кашу маслом не испортишь, с другой – не так давно Президент Виктор Янукович, открывая заседание антикоррупционного комитета, говорил, что в Украине принято много хороших законов, которые не работают, и нужно сделать так, чтобы они заработали, вместо того, чтобы их переписывать. Впрочем, не заработать этот Закон не может, потому что он в некотором роде подводит основу под неоднозначную пенсионную реформу. Т. е. есть усиление государственного контроля за финансовой сферой есть ни что иное, как желание дать гражданам социальные гарантии, которых они так отчаянно жаждут. Ведь высвобожденная из пенсионного фонда часть накоплений должна будет осесть в каком-нибудь негосударственном фонде, и если фонд этот лопнет, государство ждут новые никому не нужные неприятности. И выход здесь только один – контролировать процесс, держать руку на пульсе для подстраховки.
В той же Европе (для сравнения) об усилении контроля на рынках финуслуг заговорили еще в 2009 г. Тогда же лидеры стран Европы, собравшиеся в Берлине, призвали к санкциям против «налоговых гаваней». И никто не говорил, что реформ слишком много. Украинцы привыкли восхищаться тем, что за рубежом достаточно хлопнуть по рукам, чтобы сделка состоялась. Нас приводит в восторг, когда люди настолько дорожат своей деловой репутацией, что не идут на обман ни под каким видом. И никто не задумывается, что развитые государства просто диктуют свои правила игры, которые не позволят участнику финансовых рынков «сбиться с пути». В основе любой слаженной системы стоит механизм контроля качества, и если саморегуляции до такого уровня организации далеко, то почему бы государству не помочь ей на первых порах?
- Информация о материале
Страница 1313 из 1561
