На отделения банков в прошлом году было совершено 204 преступных посягательства, в то время как годом ранее — всего 103. Такие данные предоставили в Госслужбе охраны при МВД Украины. Преступники нападали на банковские отделения в марлевых повязках, с пистолетами, топорами, бейсбольными битами и даже с молотками, чистили банкоматы с помощью автогена, взрывчатки… Страшно? Но если посмотреть на общую сумму награбленного в 2009 году, станет смешно — всего 2 млн. грн. Особенно если учесть, что сами сотрудники банков за прошлый год похитили у своих работодателей 450 млн. грн.

Более того, если взять статистику развитых стран, то там с банковскими грабителями проблем намного больше. По данным Европейской банковской ассоциации, налеты на банки в странах Евросоюза совершаются каждые 1,5 часа, в Украине — в 30 раз реже. Другое дело, что раскрываемость подобных преступлений у нас хромает. По словам министра внутренних дел Юрия Луценко, правоохранительные органы раскрыли менее половины всех нападений на банки в 2009 году. При этом громкое апрельское нападение на инкассаторскую машину Ощадбанка в Харькове, в результате которого были убиты три инкассатора и похищено около 300 тыс. грн., по сей день остается нераскрытым.

Чаще всего грабители нападают на небольшие отделения, которые не имеют физической охраны. «Большинство ограблений происходит в тех финучреждениях, в которых есть «слабые места» — отсутствует охрана, либо нет видео-наблюдения, или же не надлежащим образом укреплен кассовый узел», — говорит начальник управления безопасности ПУМБа Александр Козьменко.

Статья расходов банков на охрану своих отделений немаленькая. В Украинском кредитно-банковском союзе говорят, что системные банки ежегодно тратят на охрану и техоборудование одного структурного подразделения от $50 тыс. до $250 тыс. Если учесть размер филиальной сети крупнейших украинских финучреждений — ПриватБанка, Ощадбанка, «Аваля», «УкрСиба» — порядок цифр ежегодных затрат на охрану у них колеблется в пределах от $200 млн. до $600 млн. В небольших финучреждениях цифры на порядок ниже. По словам зампредправления банка «Национальный кредит» Людмилы Мищук, в 2008-2009 годах они тратили на охрану около 3 тыс. грн. в месяц (около $4,5 млн. в год).

Статья для финансистов

Пока банкиры расходуют крупные суммы на охрану своей филиальной сети от грабителей, отдельные сотрудники финучреждений присваивают сотни тысяч, а то и миллионы гривен «родного» банка. В последние несколько лет такие хищения стали намного более болезненным вопросом, нежели нападения грабителей. Ведь суммы ущерба разнятся в сотни раз. Департамент госслужбы по борьбе с экономической преступностью в 2009 году разоблачил около 1,5 тыс. преступлений в банках. К ответственности привлечено 903 сотрудника банков, из которых 52 — руководители филиалов и отделений.

В МВД говорят, что убытки от каждого шестого разоблаченного преступления превышают 100 тыс. грн., по 137 злодеяниям убытки свыше 1 млн. грн. Всего в 2009 году добычей должностных лиц финучреждений стало около 450 млн. грн. Чаще всего служащие присваивали  деньги вкладчиков путем подделки документов, а также оформляли фиктивные кредитные договоры и выдавали ссуды на подставных лиц.

Воруют из котла

Банкиры признают, что грабители уносят по сравнению с нечистыми на руку руководителями отделений и филиалов мизерные суммы.

Поэтому для банков в первую очередь сейчас не столько важно усиление охраны банковских отделений и филиалов, сколько — повышение контроля над руководством структурных подразделений. «Менеджеры финучреждений обязаны грамотно прописать все внутренние механизмы — систему контроля, верификации, реконцеляции», — утверждает член правления Проминвестбанка Владислав Кравец.

По его словам, самой большой проблемой является «котловой» (транзитный) счет, через который в течение дня приходят миллионы платежей — коммунальные, денежные переводы и так далее. Этот счет за ночь должен обнуляться, но у некоторых банков средства на этом счете «ночуют», из-за чего на нем образуется неснижаемый остаток. Именно на этот остаток могут положить глаз некоторые должностные лица. Существование остатка на транзитном счете говорит о несовершенной внутренней учетной политике. «Необходимо срочно вносить изменения, чтобы эти счета обнулялись к началу следующего операционного дня. Банки уже начинают переходить на усовершенствование этой системы», — считает Кравец.

 

В разгар летних отпусков Николай Янович Азаров пугает министров и соотечественников мировым экономическим кризисом и опасными решениями, к которым приближаются Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз.

В переводе с чиновничьего языка это означает, что именно мировыми проблемами будут объяснять Азаров и компания грядущие экономические проблемы страны. А в том, что кризис будет, я не сомневаюсь. Но не мировой. Кризис, как и в прошлый раз, будет прежде всего украинским. И обусловлен он следующими причинами:

1. Стойкая неспособность - и нежелание - действующего президента исполнять свои обязанности. Виктор Янукович сосредоточен исключительно на собственном - и семейном - обустройстве в завоеванной им стране, на всех этих Межигорьях, вертолетах и прочей лабуде. И ведет себя как типичный африканский президент 60-х-70-х годов прошлого века, просто не имеющий времени на государственные дела в хлопотах об охотничьих домиках и унитазах с бриллиантами.

2. Некомпетентность правительства и его неумение отвечать на вызовы нового времени. Правительство укомплектовано чиновниками «старого режима», такими, как Азаров - или вполне современными олигархами, занятыми лоббированием интересов собственного бизнеса. Этот симбиоз практически парализует деятельность исполнительной власти и удорожает до безумия даже разумные ее намерения и проекты - если такие имеются.

3. Тотальная коррумпированность власти. Если скромный чиновник Волга, далекий от «настоящих» олигархов и «настоящих» денег, берет по пол-лимона, то сколько берут остальные? Даже и думать не хочется, но эта коррумпированность полностью парализовала экономические возможности среднего и мелкого бизнеса и поставила под вопрос самовыживание населения.

4. Сырьевой характер бюджетообразующих отраслей экономики, делающий Украину полностью зависящей от мировой конъюнктуры - действительно ухудшающейся из-за неблагоприятных тенденций в экономике стран Запада.

5. Ухудшение отношений с Западом из-за авторитарных тенденций в политике, прежде всего из-за процесса над Тимошенко. В этой ситуации кредитование страны под большим вопросом, а денег у правительства нет.

6. Ухудшение отношений с Россией из-за нежелания Януковича сдавать собственность Путину и российским олигархам. В этой ситуации рассчитывать на договоренности по газовой цене не приходится, а после ее увеличения выживаемость бюджетообразующих отраслей экономики под вопросом.

7. Деградация силовых структур. Прокуратура и суды используются как рычаги для решения политических проблем и бизнес-разборок, СБУ превратилась в часть холдинга Валерия Хорошковского. Армия в этой стране - войско нищих.

8. Полная и сознательная незаинтересованность чиновников в исправлении ситуации. Янукович занят вертолетными площадками, его ближайшее окружение - компрометацией «папы» на Западе и в Москве с целью занять его место, средний круг - компрометацией ближайшего окружения в глазах «папы» с целью занять место ближнего круга. С усилением кризисных тенденций все эти пауки в банке начнут стрелять и сажать друг друга - собственно, с задержания Волги все и началось.

9. Отсутствие координации действий между правительством и Национальным банком и стремление каждой из сторон соблюсти прежде всего корпоративные, а не государственные интересы. Похожая ситуация наблюдалась, как известно, и при Ющенко, с той только маленькой поправкой, что Ющенко был банкир и хотя бы понимал, что происходит вокруг него.

10. Дезориентированность основной массы населения, разочаровавшейся во власти, но не видящей альтернатив происходящему и все также патерналистски настроенной - что делает невозможным проведение хоть сколь-нибудь серьезных реформ.

Это даже не кризис. Это крах.

Вооруженное до зубов лозунгами «прозрачности» и «эффективности расходования государственных средств» Министерство обороны провернуло невероятную даже по нынешним временам операцию. В начале июля армия добилась 10-процентного удорожания питания солдат. Речь идет о десятках миллионов государственных гривен, пополнивших карманы частных компаний.

Итак, парада не будет. Вместо него будут деньги. У денег же существует своя индивидуальная особенность: у них есть какой-то объем, и кому-то в конце концов они достаются.

И если с количеством денег, сэко­номленных на параде на День Независимости, понятно не все, то с теми, кто их заполучит, вопросов нет. Впрочем, об этом вскользь сказано даже в указе президента, отменившим парад: средства пойдут на «социальную защиту населения». Так что осталось только конкретизировать: кто эти люди.

Но вначале о главном. То есть о количестве. Определить его не так-то просто. Дело в том, что Минобороны относилось к чеканящим шаг солдатам, как к золотым антилопам, из-под копыт которых вылетают золотые червонцы.

Получив в бюджете на парад 56 млн. грн., армия потребовала увеличения этой суммы до 320 миллионов. Правда, после того, как столь нескромное пожелание стало достоянием общественности, умерила свою фантазию до 212.

Теперь же Минобороны утверждает, что предполагало потратить всего 36 миллионов. Удивительно только, что эта цифра появилось лишь после того, как парад уже отменили.

Потому будем исходить из документально подтвержденных данных: в бюджете на парад было заложено 56 млн. Но армия крайне хотела заполучить еще 250 миллионов. Или хотя бы 150.

Зачем армии лишних 200 миллионов?

В то время, когда верстался бюджет парада и когда армия просила увеличить его в шесть раз, разразился другой скандал. Экс-министр обороны Анатолий Гриценко подсчитал, что украинских солдат начали как-то слишком дорого кормить. И что при таких темпах использования средств «на еду» деньги на нее закончатся в сентябре. А потом либо голодные солдаты с автоматами пойдут по селам на подножный корм, либо, что более правдоподобно, бюджет подбросит недостающие деньги. Только вот во втором случае приватные «кормящие» структуры заработают дополнительные 213 млн. грн. Это за три квартала. То есть по три миллиона долларов в месяц.

Скандал получился впечатляющий. С прессой, оргвыводами, отменой тендера. Своего поста лишился целый заместитель министра экономики. Только вот незадача — в июле этого года абсолютно та же схема возродилась вновь. С теми же участниками и теми же деньгами. И поскольку в данном случае некоторые, как говорят программисты, «решения» были уникальны, думаем, их стоит внести в анналы тендерной истории Украины. Итак, над больным телом бюджета украинской армии было проведено несколько операций. Рассмотрим их по порядку.

Операция 1.
Первый квартал — для своих

В начале года Минобороны получило у Минэкономики одобрение на выбор поставщиков питания на I квартал 2011 года по неконкурентной процедуре закупки «у одного участника». То есть клерки Минобороны выбрали конкретные фирмы по ведомым только им причинам.

Поясняя свой шаг журналистам, военные чиновники скорбели о недавно принятом законе о госзакупках, который крайне отяготил им жизнь. И который требует слишком много времени для проведения честных и прозрачных торгов. О том, что закон появился в августе, а кормить надо было начинать только через полгода, то есть с января, не упоминали.

Тем более что все это время Минобороны с упоением занималось выбрасыванием из схем фирм, доставшихся ведомству Ежеля в наследство от Юрия Еханурова. Выдавили их по-армейски незатейливо: перестали платить за уже оказанные услуги. А когда поставщики отказались кормить армию до выполнения ею своих обязательств, в схему тут же ввели других поставщиков.

Так что в первый квартал 2011 года Минобороны, как говорил Милославский, «удачно зашло».

К вящему сожалению многих чиновников, квартал не длится целый год. А потому уже через три месяца пришлось придумывать что-то другое. Уж слишком странным выглядело бы непроведение тендера и во второй раз. Потому Мин­обороны, понимая, что закупка «у одного участника», когда речь заходит о таких конкурентных рынках, как поставка обычного продовольствия (чай и колбаса все же не химическое топливо для ракет, в стране много кто этим торгует), пахнет не очень хорошо, решило подстраховаться. Хотя бы видимостью провести открытые торги.

Операция 2. Псевдоторги

Итак, в феврале этого года Минобороны начало тендерную процедуру в полном соответствии с духом и буквой закона о госзакупках. Только опять не получилось.

Помогло военным загадочное ООО под названием «Метсобстар-ХК». Прописанная в одном из киевских общежитий фирма пожаловалась в Антимонопольный комитет, что условия тендера Минобо­роны очень и очень дискриминационные, а потому не позволяют жалобщику принять полноценного участия в торгах.

Ведомство Василия Цушко, согласно букве и духу закона, вняло обиженным истцам. А так как в это время Василий Цушко, по всей видимости, был особенно чутким к справедливости, то АМКУ постановило попросту отменить торги.

Люди Ежеля взяли под козырек и мгновенно бросились исполнять указание АМКУ. А поскольку в решении антимонопольщиков напрочь отсутствовали предложения на предмет «устранить нарушения и провести торги заново», то Минобороны с чувством реализованной безопасности торги отменило, решив опять провести «закупку у одного участника».

Напомним, что для подобной процедуры в то время еще требовалась виза Министерства экономики. Так как люди военные — не самые большие любители экспериментов, они, не мудрствуя лукаво, попросили дать разрешение купить «у одного» сразу до конца 2011 года. На сумму 621 млн. гривен. Минэкономики с просителями согласилось, удовлетворив их несуразную просьбу.

Несуразность состояла в следующем. АМКУ отменил торги в марте, а действующие контракты с поставщиками заканчивались 1 ап­реля. То есть провести новые открытые торги по всей процедуре Минобороны действительно не успевало. Поэтому у них не было другого варианта, кроме как закупки питания на второй квартал по процедуре «у одного участника». Но на третий и четвертый кварталы это делалось запросто. И Минобороны обязано было организовать открытые торги. Однако чиновники решили не париться со всеми этими играми в «прозрачность и конкурентность», а потому решили проблему одним махом — закупить питание «у одного участника» с апреля и до конца года. Тут и случился скандал.

Операция 3. Вывести Сухомлина сухим из воды

621 миллион за питание солдат смутил даже далеких от этой сферы граждан. Еще больше волнения усилились после вмешательства профильного комитета Рады, экс-министра обороны Анатолия Гриценко. Он, напомним, подсчитал, что на такой сделке навар част­­ных поставщиков составит 213 млн. гривен, то есть почти треть от общей суммы контракта, и сделал эту информацию публичной.

Впрочем, уже не раз было доказано, что Виктору Януковичу малоинтересны сообщения о бюджетных хищениях, каковых сотни. Другое дело, когда вскрываются факты освоения госбюджета, о которых президент не был предварительно уведомлен организаторами схемы.

Похоже, такая же ситуация сло­жилась в отношениях Ежеля с Януковичем на закупке продовольствия солдатам. Еще более ситуацию подогрело ведомство первого вице-премьера Андрея Клюева: его первый заместитель Вадим Копы­лов публично объявил, что сделка Минобороны достойна самого тщательного расследования. Таковое тут же началось в отношении замминистра экономики Александра Сухомлина. Именно он удовлетворил ту самую просьбу Минобороны о закупке «у одного участника» ценой в 621 миллион. Параллельно в военное ведомство прибыл отряд ревизоров.

Незамедлительно появились результаты. Минобороны, которое уже действительно никак не могло закупить услуги питания на второй квартал по процедуре открытых торгов, подало новую заявку, уже только на второй квартал. Правда, ее цена — 212,78 млн. гривен — все равно вызывала вопросы. Ведь если по этой цене кормить армию все три квартала, то стоимость питания до конца года составит 638,34 млн. гривен, что даже больше, чем упомянутая выше сумма в 621 миллион.

Однако общение с ревизорами не прошло бесследно. И в итоговых контрактах стояла более низкая цена питания — 193,26 млн. гривен за квартал, то есть на 10% меньше заявленной суммы. Но все равно далеко от расчетов по действующим нормам питания.

Туманом завершилось расследование в отношении замминистра экономики Сухомлина. В апреле президент таки уволил его с должности. Однако вовсе не по причине злоупотреблений с тендерами, как до сих пор думают многие журналисты. Причина намного банальнее: из-за реорганизации Минис­терства экономики в Министерство экономического развития.

Более того, в процессе заметания следов был изобретен еще один удивительный способ обхождения с законом о госзакупках. Выяснилось, что уже на следующий день после скандального сообщения Копылова о расследовании в отношении Сухомлина еще одно загадочное ООО — «Энер­готехкомплекс» — обратилось в Антимонопольный комитет с требованием отменить ту самую скандальную закупку на 621 миллион.

Мол, «були допущені порушення, які вплинули на об’єк­тивність визначення переможця процедури закупівлі», хотя никаких конкретных данных об этих ошибках жалобщик не предоставил.

Но даже этой милой абстракции хватило ведомству Цушко для отмены скандальной закупки. Один из сотрудников Мин­экономики, долгое время занимавшийся вопросами отмены торгов, в разговоре с автором выразил свое искреннее удивление подобным прецедентом: «Такого за все время работы я вообще не помню, чтобы по „левой“ жалобе отменяли уже проведенную „закупку у одного“.

Очевидно, отмена скандальной закупки и дала основания для сворачивания расследования по Сухомлину — преступления формально больше нет, значит, виноватого как бы тоже нет. И Сухомлин ушел в отставку… по сокращению штатов.

Финальная операция.
На круги своя

Ежель в это время не сидел сложа руки. В середине апреля вместе с Януковичем и Клюевым он принял участие в торжественной высадке рябины в Енакиево по случаю важного и актуального праздника — Дня космонавтики, навечно вошедшего в дом Виктора Федоровича благодаря Георгию Береговому. Именно после енакиевской рябины скандал с едой солдат и вопрос ответственности министра обороны потеряли актуальность. Добиться на тот момент удалось следующего: Минобороны несколько умерило свои аппетиты (до 193 млн. гривен за квартал) плюс объявило открытый конкурс на поставку продовольствия на второе полугодие.

И вот в начале июля первые при Ежеле открытые торги по выбору поставщиков питания для армии состоялись. Но результаты понуждают то ли смеяться, то ли плакать. Полученная на тендере цена питания за один квартал составила 230 млн. гривен! То есть почти на четверть дороже, чем стоимость питания в предыдущем квартале, полученная, напомним, по результатам закупки «у одного участника». И больше, чем стоимость одного квартала питания на том скандальном тендере ценой 621 млн. гривен.

А секрет феномена прост. Дело в том, что в открытых торгах удалось принять участие только тем фирмам, которые последние полгода избирались поставщиками по неконкурентной процедуре. То есть все они группой подались на разные тендеры по разным военным округам. Только в одном тендере давали победить одной фирме, а в другом — другой. Так все и поделили.

На всякий случай туда вписался и «жалобщик» самого первого тендера — ООО «Метсобстар-ХК». Всегда ж надо иметь кого-то, кто может тендер отменить.

Причем «Метсобстар» хоть и подал заявку, но был решительно отвергнут конкурсным комитетом.

Будете смеяться, но причина звучит так: «Відсутні забезпечення пропозиції конкурсних торгів; довідка про наявність обладнання, матеріально-технічної бази та транспортних засобів; довідка про наявність працівників; довідка про досвід виконання аналогічних договорів; довідка з податкової інспекції про відсутність заборгованості по обов’язкових платежах до бюджету та довідка про можливість забезпечення кількісного та якісного надання послуг».

То есть в этот раз Минобороны выбросило из многомиллионного тендера предприимчивых деятелей с уставным капиталом в 5000 гривен, а те смиренно приняли грустную реальность. И даже не пожаловались в АМКУ, где всего полгода назад их жалоба на притеснения со стороны ведомства Ежеля была удовлетворена по высшему разряду. Можно не сомневаться, что профессиональные истцы и в этот раз пожаловались бы на притеснения, но, судя по достигнутой на тендере цене, настоящих обиженных просто не нашлось.

Теперь, после хоть и филькиного, но формально законного и открытого тендера, жаловаться в АМКУ смысла нет. Ведь у фирм-победителей и Минобороны железное алиби. Участники торгов предлагали цену питания ровно такую, какую они считали нужным предложить для борьбы с конкурентами. Команда Ежеля тоже может разводить руками, которые ничего не брали: «Мы действовали в строгом соответствии с законом, выбирали самые дешевые предложения из тех, которые были поданы на тендер, и даже явных проходимцев выкинули»…

Остались невыясненными буквально два нюанса. Во-первых: Минобороны обратится к правительству за выделением дополнительных денег тогда, когда они уже закончатся или чуть раньше? А во-вторых: по какой бюджетной статье будут перебрасывать деньги «из парада — в социальную защиту»? Потому как один премьер уже перебрасывал с экологии в пенсии, и что-то не очень получилось.

Хотя со вторым вопросом все же более понятно. Деньги можно никуда не сбрасывать, оставив военному ведомству. Ему они теперь очень нужны. Чтобы вместо парада устроить себе «ну, просто праздник какой-то»…

Главным инструментом, помогшим регионалам окончательно возглавить суды и уверенно реализовывать там свою политику, стал Высший совет юстиции (ВСЮ). И минул ровно год с тех пор, как этот орган получил в свое распоряжение все необходимое, чтобы окончательно стать де-факто наивысшим центром влияния в судах. Какого рода политику может реализовывать ВСЮ в таком формате - вопрос весьма риторический, что и демонстрирует сегодня положение дел в судебной системе.

В июле 2010 г. команда нового президента Виктора Януковича завершила построение новой властной конфигурации в судах. Именно в этот период был принят и вступил в силу закон о судоустройстве и статусе судей, который провластные юристы называют судебной реформой. Как следствие, с судебного олимпа был свергнут Верховный суд (ВСУ), который утратил львиную долю полномочий и перестал влиять на происходящее в органах правосудия.

В то же время во главе судов образовался новый, хотя и неоднозначно очевидный лидер - ВСЮ. Именно на этот орган провластная юридическая команда замкнула все кадровые процедуры, имеющие определяющее значение для судебной системы. После этого ни одна из фактически автономных судебных вертикалей - общая, административная и хозяйственная - уже не могла не считаться с официальным и даже неофициальным мнением членов ВСЮ. При этом уже в 2010 г. было достаточно заметно, что в этом органе новая власть опирается на большинство с достаточным Важно, что регионалы не стали проводить тотальную зачистку в судах и искоренять установившиеся там противоречивые традиции. Для новой власти оказалось вполне достаточно, чтобы судьи боялись ВСЮ и считались с его мнением. Для этого большинству в ВСЮ понадобилось всего ничего - доказать свою способность быстро и неотвратимо увольнять за нарушение присяги судей любого уровня. Эта важнейшая задача также была окончательно реализована летом 2010 г.

Напомним, что с приходом нового президента Виктора Януковича регионалы быстро продемонстрировали конкретный и недвусмысленный интерес к судебной системе и перераспределению сфер влияния в ней. Важно, что минувшие выборы главы государства радикально решали будущее судебной системы. Ведь с 2007 г. работа правосудия в стране была неразрывно связана с противостоянием двух мощных команд - главы комитета Рады по правосудию, члена ВСЮ Сергея Кивалова (Партия регионов) и председателя Верховного суда (ВСУ) Василия Онопенко. Понятно, что господин Кивалов опирался на ресурсы и возможности, доступные его политической силе. В то же время регионалы настолько часто заявляли о влиянии лидера БЮТ Юлии Тимошенко на господина Онопенко, что многие, кажется, в это даже начали верить.

Победили в итоге регионалы, что ознаменовала утвержденная в кратчайшие сроки судебная реформа - кстати, первая реформа, осуществленная нынешней властной командой. Одной из ключевых составляющих данной реформы было усиление полномочий и возможностей ВСЮ, вследствие чего появились основания считать данный орган верхушкой судебной системы. Этот процесс проходил в два этапа. Сначала в рекордные сроки и с сомнительной процедурной чистотой был принят закон №2181-VI, который был направлен на точечную коррекцию деятельности ВСЮ. Ключевая идея закона - отладить процедуру привлечения судей к ответственности за нарушение присяги, которая до сих пор работает, как швейцарские часы.

Второй этап усиления ВСЮ завершился с вступлением в силу новой судебной реформы, которая именно этому органу передала функции по назначению и увольнению руководителей судов.

И уже летом 2010 г. ВСЮ сверхуспешно выполнил свою главную задачу, доказав, что в новых законодательных реалиях он способен довести до конца увольнение судьи любого уровня за нарушение присяги. Наглядными примерами этого служат реальные увольнения экс-главы Окружного админсуда Киева Олега Бачуна, экс-судьи Киевского апелляционного админсуда Игоря Бараненко, экс-судьи ВСУ Александра Волкова, а также некоторых других судей. И весьма сложно предположить, что это осталось незамеченным остальными судьями в Украине.

Сегодня ВСЮ - стараниями своего председателя Владимира Колесниченко - делает заметные попытки если не утвердить демократические принципы в своей работе, то хотя бы выглядеть демократично и по-европейски. Так, ВСЮ ныне - чуть ли не единственный орган в стране, где открыт процесс предварительной подготовки решений - речь идет о публичной работе секций ВСЮ. Помимо этого, на памяти автора этой статьи не было ни одного мероприятия в ВСЮ, к которому само руководство данного органа не пыталось бы привлечь внимание СМИ.

Правда, суть работы ВСЮ от этого не меняется. Не принимаются ли реальные решения в глубокой кулуарной тени и не имеет ли при этом решающего значения слово отдельных людей при власти - те еще вопросы. В любом случае, «европеизировать» орган такого калибра можно только точечно - если процесс зайдет слишком далеко, то нарушатся сложно выстраиваемые балансы и компромиссы внутри самой властной команды.

Ныне у ВСЮ есть все инструменты для того, чтобы реализовать в судах любые политические задумки, из-за чего действующей власти удалось консолидировать судебную систему и задать в ней единые правила игры. Другой вопрос - к какому итогу все это приводит и кто реально получает самую непосредственную выгоду из сложившегося положения дел в сфере правосудия: люди при власти или многомиллионное украинское общество. Но на этот вопрос несложно будет ответить даже человеку, несведущему в тонкостях правил игры судебного мира.

Оппозиция, власть, СМИ образовали двуполярный политический мир Украины. Партия регионов и все остальные. Одна часть оппозиции погрязла в юридическом болоте, вторая стремительно теряет сторонников, третья сидит на зарплате у власти. В общем, все хорошо и путь для осеннего триумфа 2012 года открыт. Евро нам поможет…

Но очень хочется в этом засомневаться. Не так все просто и упорядоченно. В этой кутерьме, из поля зрения исчезли очень влиятельные фигуры. Вернее не исчезли, а ушли на время в политическую тень. Беспринципность и наглость может их вернуть. И это все на фоне нынешней, угрожающей для власти, социологии.

Уже более полугода растет число избирателей, которые голосуют против всех или, перефразируя, не поддерживают ни одного кандидата в президенты. На сегодня это около 30 ужасающих для нашего политического цирка процентов. А 15-17% выбирают какую-то свою партию (пока без названия и лидера) из десятки «политических тяжеловесов». У этого кандидата и этой партии нет имени, но они уже существует. И сыграют еще свою главную роль. Финал может стать совсем неожиданным для ныне действующих статистов.

Кто же может продавить ситуацию в свою пользу? Давайте поразмышляем.

Из официальной политической и экономической жизни полностью выдавлен один могущественный клан. Назовем его условно клан Пинчука - Кучмы. Они более или менее спокойно пересидели «оранжевое лихолетье» и укрепленные авторитетом и финансами, вошли из Украины нулевых в Украину десятых. И тут что-то произошло. Или победившие доны заигрались, или решили пощекотать нервы, или просто стали играть на публику. Это уже не важно. Важно то, что был нарушен негласный договор. А то, что таковой имеется, я уверен, никому объяснять не надо.

Даже Тимошенко с Ющенко, так не унижали бывшего президента. Ежедневные визиты в Генпрокуратуру, допросы, ужасные обвинения. Эфиры пестрели отчетами. И тут бац! Все прекратилось, как по мановению палочки. Тишина…

Видимо, что-то дошло до власти, но слишком поздно. Кучма и его окружение уже почувствовали смертельную опасность, с которой придется бороться.

Это первый аккорд.

Теперь давайте пройдемся по бизнес империи Виктора Пинчука. За последний год он стал богаче на 200 миллионов, а обошедший его Ринат Ахметов прибавил к своему счету около 11 миллиардов долларов. Практически, прибавка у Пинчука отражает инфляционный уровень. Он ничего не заработал, в отличие от Ахметова и всей партии регионов.

А Виктор Пинчук не совсем простой олигарх, как его многие представляют. Он равноудаленный от всех политических сил на Украине, он пользуется непререкаемым авторитетом на Западе, он входит в число самых влиятельных людей в мире современного искусства и, пауза, он член правления и один из доноров «International Crisis Group» (для тех кто не помнит!) главная задача которой , предотвращать кризисные явления в экономике или политике любой страны.

И уж совсем чтобы вы осознали масштаб этой фигуры. По странному стечению обстоятельств очень многие фигуранты из списка участников этой антикризисной группы входят в состав еще одного, более мощного, неформального объединения влиятельных граждан мира – Бильдербергского клуба.

Кроме этого он проевропейский интеллигент, знающий английский, всегда на слуху, вхож во многие интеллектуальные центры. Выступающий за европейское будущее Украины, и всячески, за свои средства пропагандирующий нашу страну за рубежом.

Что до Леонида Кучма, то свой негласный авторитет за последние годы он значительно повысил. Все это время он пытался уйти от политики, занимаясь благотворительностью, фондом «Украина» и походами в «Пинчук Арт Центр». Но он просчитался, украинская политика не захотела его отпускать. На свою голову. Ведь на фоне нынешней вакханалии и невежества, Кучма смотрится истинным патриотом, политиком мирового уровня и человеком дела. Интересно было бы посмотреть на рейтинг теперешних «звезд» политики, если бы социологи внесли фамилию Кучмы в лист ожидания наивысшей должности в стране. Я думаю, на сегодня результат охладил бы многих.

А теперь давайте подумаем вместе, что происходит.

Пинчук очень часто пытался создать собственный политический проект из молодых, ранних, европейских. Где финансово, где советом. Первые блины оказались комом – «Озимое поколение» вылетело в трубу. Правда, оставив после себя нынешнего главу СБУ Валерия Хорошковского и народного депутата Инну Богословскую. Ну и на том спасибо.

Но вернемся на информационные поля Украины и посмотрим, что изменилось.

После резкого обрыва стали происходить странные и маленькие, на первый взгляд, подвижки.

Ахметов решил не баллотироваться в народные депутаты. Он понял, что стремительно теряет политическое влияние и так же стремительно сможет потерять влияние экономическое. Ему нужен свой проект, а то и не один, чтобы остаться на плаву. Берлускони он не станет никогда. Ахметов оказался на перепутье. Все говорит о том, что для него победа Януковича, оказалась пирровой.

Нынешнюю оппозицию уже в открытую рвут на части (ВО «Свобода», Олег Ляшко). А, например, не фамилии Коломойский и Боголюбов, открыто финансируют радикальную партию Олега Ляшко .

Но свято место пусто не бывает, и на месте вовремя оказывается Виталий Кличко и его партия «Удар». Он и до этого принимал активное участие во многих мероприятиях организованных Виктором и Еленой Пинчуками, но с весны их дружба сильно активизировалась. Хотя это может быть и обходным маневром. И скоро появится кто-то другой. Поживем, увидим.

Многие также не предают значения возвращению в большую политику Виктора Балоги. Он также прислушивается к мнению Виктора Михайловича. Это политик сохранил собственную независимость и влияние на Закарпатье. А это не совсем простой регион.

Плюс к этому происходит постепенное выдавливание кучмовских кадров и креатур Пинчука из политической жизни. Оставили только Табачника, как козла отпущения.

Теперь совсем свежая новость о возможной продаже «Приватбанка». На это Игорь Коломойский может пойти только по двум причинам:

Экономике страны в ближайшем будущем (2011-2013) будет полный капец.

Либо он продает, чтобы у него не отобрали.

Первый пункт – это тема отдельной статьи. А вот второй. Это вполне реалистичный сценарий. И противодействовать региональной машине приватовцы сейчас уже не могут. Регионалы самодостаточны, глупы и завистливы. Этого вполне хватает, чтобы захотеть подмять под себя всю страну. Пока это получается. После налогового майдана повисла удушливая тишина. Бизнес и влияние на процессы начинают по-тихому отбирать.

Очевидно, очередь может дойти и до Пинчука. У него огромный медиа-холдинг и куча еще не оприходованных активов. Пинчук это прекрасно понимает и будет защищаться. Тут ему на помощь уже приходит и сама правящая коалиция, которая публично начинает пожирать друг друга. После Василия Волги, потянутся другие. А что будет после футбольного чемпионата, когда нужно будет отдавать долги, а денег никто уже не даст? Ответ прост - начнется полный беспредел.

Очень многие это понимают и очень многие этого не хотят. Ведь понятно, что противодействовать их же методами – вещь бесполезная. Тут возникает очень маленький нюанс, который свяжет ретивых и близоруких по рукам и ногам. Иностранные банковские счета. Это возможно первый шаг на пути изменения направления украинской политики и политической «элиты».

Я не зря написал о сильном влиянии среди господ, принимающих глобальные решения, Виктора Пинчука. Ни Янукович, ни Ахметов, ни вся нынешняя власть, вместе взятая, этим похвастаться не может. Их донорские активы находятся в Украине, а основные капиталы за рубежом. Более того их собственность оформлена на оффшорные компании находящиеся вне юридического поля нашей страны. Удар можно нанести очень серьезный.

Плюс у забытого клана под рукой всегда найдутся аналитические центры, способные переиграть донецких парней. Высшее образование еще никому не навредило.

В общем, осень и зима дадут ответ на вопрос есть ли альтернатива для Украины. Или альтернативы. Внимательно следите за тыловыми сводками, очень скоро фронт переместиться туда.

Другой политической повестки пока не видно. Но безысходность обманчива. Захотят многие, мир изменится.

В 2011 г. количество ограбленных украинских банков выросло в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Но в охрану своих отделений готовы инвестировать не все банки – для крупных сетевиков проще лишиться сотни-другой тысяч, чем установить оборудования на миллионы. Нацбанк постепенно усиливает требования к безопасности банков, но в конечном итоге они сами решают, как укрепляться и сколько на это тратить.

Грабят все чаще

По данным Государственной службы охраны (ГСО), в 2010 г. в Украине было совершено 45 нападений на банковские учреждения. За 5 месяцев 2011 г. – уже 27, что примерно в 1,5 раза чаще, чем за АППГ. Также были зафиксированы случаи ограбления клиентов банков, которые выходили оттуда с крупными суммами денег, и инкассаторских машин. Кроме того, в текущем году было произведено два подкопа – в Киеве и Львовской обл., причем во втором случае сработала сигнализация, и грабитель был задержан в помещении банка. Но такие удачи случаются нечасто, обычно нападающим удается скрыться с награбленным. Раскрывают не более половины таких преступлений. Например, по данным начальника ЦОС ГУ МВД Украины в г. Киеве Владимира Полищука, в 2010 г. на банки в столице было совершено 8 разбойных нападений, раскрыть удалось половину из них. В 2011 г. было совершено 3 разбойных нападения, из которых раскрыто пока только 1.

Рост количества нападений на финучреждения заставил НБУ усилить требования к обеспечению охраны отделений. В частности, в декабре 2007 г. НБУ выпустило разработанное совместно с МВД и Генпрокуратурой постановление №493 Об утверждении Положения о требованиях касательно технического состояния и организации охраны помещений банков Украины. Документ носит характер «для служебного пользования», но в целом речь в нем идет о необходимости усилить охрану банковских учреждений – как физическую, так и техническую. Вслед на постановлением банки получили ряд писем из НБУ и ГУ Нацбанка в регионах, которые требовали исполнения полученных указаний.

Но практика показала, что финучреждения в Украине пока не спешат выполнять это постановление. Дело в том, что Нацбанком совместно с ГСО проводятся проверки технической оснащенности отделений, чтобы определить, какие мероприятия нужно произвести для усиления охраны этих объектов.

И, как рассказывает замначальника департамента ГСО Александр Крылач, за 5 месяцев 2011 г. по итогам таких проверок было выдано 210 предписаний руководителям банков, но выполнено из них всего 36%. Это означает, что многие отделения, например, по-прежнему работают без видеонаблюдения, а кассиры не защищены от посетителей высоким пуленепробиваемым стеклом. Как рассказывают сами банкиры и охранники, часто сам факт наличия камер уже отпугивает потенциальных грабителей, тогда как недостаточно высокие стекла они просто перепрыгивают – на такие нападения уходит всего 2-3 минуты.

«В Украине грабятся в основном не крупные отделения, а маленькие выплатные кассы, причем плохо оснащенные. Например, переоборудованные квартиры, куда утром завозятся деньги и вечером увозятся – там просто нет помещений для их хранения. Они оснащаются не в полном объеме, потому что это определяет руководитель кредитно-финансового учреждения», - объясняет замначальника УГСО при ГУ МВД Украины в Киеве Анатолий Дидур.

Экономия на ограблении

Причина нежелания банков укрепляться просты – экономия. Особенно это касается крупных сетевых банков, которым проще пару раз в год потерять какие-то суммы при ограблении. При наличии у банка нескольких сотен или тысяч отделений затраты на правильное оснащение измеряются десятками миллионов грн., тогда как разовый урон от ограбления составляет обычно не более нескольких сотен тысяч грн., а чаще даже меньше. Поэтому позволяют себе такую «роскошь» как выполнение предписаний банка чаще не очень крупные банки. Хотя грабят чаще как раз «сетевиков» - как раз потому, что это проще.

«Если принять за типичное отделение банка отдельное помещение, состоящее из 3-5 комнат общей площадью около 100 кв. м, то чаще всего из технических систем безопасности там применяются видеонаблюдение, охранная и пожарная сигнализация, а также система контроля и управления доступом. Полный комплект перечисленных систем с монтажом может стоить ориентировочно 30-40 тыс. грн., а ежемесячное обслуживание установленных систем – до 1 тыс. грн. В частности, система видеонаблюдения на 8 камер – обойдется примерно в 15 тыс. грн., системы охранной и пожарной сигнализации – в 8 тыс. грн. каждая, а система контроля и управления доступом в зависимости от состава и функциональности (необходимость учета рабочего времени персонала) – от 2 до 7 тыс. грн.», - приводит цифры исполнительный директор охранной компании «Дата Линк» Дмитрий Данильченко.

В свою очередь, руководитель департамента развития региональной сети банка «Национальный кредит» Наталья Рогова увеличивает цифру до 100 тыс. грн. на одно отделение, добавляя сюда бронированные кассовые кабины и сейфовую клетку. Правда, признает эксперт, искушение деньгами испытывают не только посторонние грабители, но и сотрудники банка. «Максимум 1 из 10 нападений, о которых рассказывают в новостях, может быть спонтанным, остальные – выверенные и с использованием инсайдерской информации», - говорит она, уточняя, что это никоим образом не исключает необходимости укреплять охрану банка.

Безопасная роскошь

В попытке найти компромисс между безопасностью, экономией и качеством охраны, банки комбинируют услуги государственной и частных служб охраны. Как сообщает А. Крылач, сегодня в Украине насчитывается 21 720 объектов банковской системы. Из них 10 630 охраняются ГСО, 4 628 – частниками, 2 964 – собственными службами безопасности банка, а оставшиеся около 3,5 тыс. не охраняются вообще.

Охрана банковских отделений в Украине, %

Источник: ГСО

 

При этом в ГСО уверяют, что они такие же участники рынка, как и остальные фирмы, хотя и признают, что занимают около половины объема рынка охраны и обладают эксклюзивным правом на ношение и применение огнестрельного оружия. Впрочем, как объясняет Н. Рогова, «огнестрел» - преимущество относительное, поскольку милиционеры не спешат им пользоваться, не желая затем увязнуть в рапортах и объяснениях. Из действительно весомых преимуществ ГСО, признает эксперт, нужно выделить их оперативность. Например, по Киеву постоянно ездит 45 нарядов, что позволяет при благоприятных условиях оказаться на месте происшествия за 3-5 минут.

Частники себе не могут позволить такой роскоши, зато готовы предлагать широкий ассортимент прочих услуг по более низким ценам. В ГСО утверждают, что частных компании просто экономят и некачественно выполняют работу, например, устанавливают фальшивую сигнализацию. Но Н. Рогова говорит, что конкуренция на рынке очень высока, поэтому никто не позволяет себе работать плохо. «Банк сразу откажется от услуг такой компании и найдет ей замену. Банкиры в этом отношении чувствуют себя уверенно и даже позволяют себе играть на демпинге, что особенно ощущается в Киеве и других крупных городах», - рассказывает она.

Вдобавок стоимость услуг частников, например, на физохрану ниже, чем у ГСО примерно в 1,5 раза – около 15 и 27 грн. в час соответственно. Техника у госохраны тоже обходится дороже. Так, у них одна камера видеонаблюдения с системой архивации стоит около 5 тыс. грн., что в 2,5 раза дороже, чем у частников.

«В вопросе компенсации возможных убытков, мне кажется, с частной охранной компанией эта процедура будет проходить быстрее и проще. Ведь из-за серьезной конкуренции они заинтересованы удерживать каждого клиента, пусть даже ценой возможных финансовых потерь», - приводит еще один аргумент Д. Данильченко. И добавляет, что частные компании больше склонны к инновациям и вынуждены вкладывать средства в улучшение сервиса и развитие дополнительных услуг.