Статьи
Виктор Самохвалов - известный психиатр, доктор медицинских наук, основоположник Крымской ассоциации психиатров, психотерапевтов и психологов, автор «Психического мира будущего», «Социобиологии в психиатрии», учебников по психиатрии . В последние годы живет в Чехии. Занимается частной практикой и пишет книги.
В Крым Виктор Самохвалов приезжает только на отдых. Но встретиться и побеседовать о политике согласился.
«Для нормальных людей политика стала чем-то неинтересным»
Виктор Павлович, объясните, пожалуйста, почему у нас на постсоветском пространстве, и на Украине особенно, в политике происходит то, что называется негативной селекцией – у власти оказываются взяточники, коррупционеры, воры. В общем, деструктивные личности?
На самом деле, весь мир трансформировался по законам постмодернизма и стал другим: ложь и правда оказались соединенными. Ведь в идеологии постмодернизма то, что считается злом, одновременно является и добром, и в своих размышлениях можно перейти от одного пункта к другому даже без предварительных условий знания того, как это происходит. Эта идеология хорошо видна по такому термину, как «гуманитарная бомбардировка» – т.е. соединение двух противоположных слов в одном. Трудно представить, что с помощью системы насилия можно внедрить добро.
Принуждение к миру?..
Совершенно верно. Это и есть примеры постмодернистского текста. Их можно найти во всем: в культуре, искусстве, литературе и в политике. И на самом деле он является глубоко деструктивным: в таком тексте отсутствует канон и он существует только для привлечения внимания к писателю, а не для того, чтобы сказать правду. А политики – это часть общества. Просто так эволюционировал человек, к сожалению. И негативная селекция – это следствие постмодернизма, а постмодернизм – следствие эволюции человека вообще. И потом, обратим внимание на то, что позитивные люди вообще перестали стремиться в политику, как таковую. Политика стала чем-то совсем неинтересным для нормальных людей, которые хотят что-либо сделать. К примеру,Джулиан Ассанж – захотел и сделал, но он же не политик. А те люди, которые занимаются политикой, это уже отбросы общества. Они думают, что являются вершителями судеб, а на самом деле они являются самой негативной частью социума.
Что же делать, когда не за кого голосовать?
Никогда не голосовать. И отвечать только за ту ячейку, которую сам можешь создать: собственную семью, малую группу, работу и так далее. То есть, по сути, стать автономным. И чем больше будет людей, которые понимают, что не нужно участвовать во всеобщем зле, которое называется политика, тем лучше будет в целом для человечества.
Но Виктор Павлович, жить в автономной системе способны немногие – полагаю, 5% людей.
Тогда все остальные тоже будут подвергаться негативному отбору - то есть, будут уничтожены: станут толпой, которой управляют эти люди.
А возможна ли ротация элит?
То, что вы называете элитой, на самом деле является рангами. Человеческое общество построено по такому же принципу, как и все биологические сообщества - у них существуют ранги: альфа-ранги, бета-ранги, гамма-ранги и так далее. А также есть те, которые пытаются имитировать ранги: являясь представителем гамма-ранга, человек хочет имитировать альфа-ранг. И в итоге люди, которые связаны с ним, также подвергаются уничтожению, как и он сам.
То есть, исходя из вашей концепции, человек, который стремится в политику, должен соответствовать конкретному биологическому рангу?
Верно. А сейчас получается, что те люди, которые находятся в политике, не соответствуют своему рангу, т.е. являются обманщиками. С другой стороны, это и хорошо – получается такая своеобразная мимикрия - система получения большего количества ценностей, но не ради подтверждения собственного статуса, а ради его имитации.
Тогда давайте подробнее поговорим об этих рангах.
Ранги устанавливает биология. Альфа-ранг проявляется во множестве знаков: поведение, морфология, символы, рост, низкая тональность голоса.
Но голос можно поставить.
Не всегда. И у одной особи должно быть сочетание всех этих качеств. Плюс агрессивно-предупредительные жесты, жесты, демонстрирующие силу. Например, потирание предплечья. Существуют престижные символы ранга – часы, деньги, машины. В поведении это - попытка символического или прямого территориального захвата чего-либо. Например, человек, будучи представителем альфа-ранга, начинает чаще посещать другие территории, разговаривать с другими людьми, перемещать людей, которые, по его мнению, относятся к его клану, в другие места в качестве посланника. Это было в Риме, и во все имперские времена, это есть и сейчас.
А реальный территориальный захват - это когда один у другого отбирает собственность или бизнес?
Да, конечно. Вот вам пример ранга – президент, у которого рост меньше 1 м 60 см: это означает, что он уже не является представителем альфа-ранга, он его имитирует. И если он не будет демонстрировать политику силы, то его будут дискриминировать.
А вот президент Украины – высокий.
Это замечательно, что он высокий. Значит, он может ничего не говорить, а просто ходить, и все будут убеждены, что он принадлежит к альфа-рангу.
Но было время, когда его не воспринимали в этом статусе.
- Кто его не воспринимал? Интеллигенция? Завистники? А обыкновенный человек на уровне бессознательного вынужден считать более крупную особь представителем более высокого ранга. Но мы должны представлять себе, что есть разные типы элит. К примеру, по Толкиену: есть орки, есть гоблины, есть эльфы. Так и у нас – кроме политической существует суперинтеллектуальная элита. А политическая элита, к сожалению, - это не эльфы, это орки. Из-за этого у них и признаки ранга соответствующие. Но вполне вероятно, что чем хуже они будут себя вести, тем лучше будут следующие, которые идут им на смену.
То есть ротация все-таки возможна?
Она не только возможна, она обязательно будет: один тип властителя сменяется другим типом. Это обычный эволюционный процесс. Нынешняя политическая элита себя обязательно дискредитирует.
А какой тип придет ей на смену?
Думаю, что космополитический, для которого не существует границ, национальных знаков, представления о реальном богатстве. Он скорее ближе к эльфам, если брать классификацию Толкиена. Это люди неба в отличие от людей подземелья, к которым, как известно, и относится современная политическая элита. И чем более жестким будет поведение людей подземелья, тем более харизматичной и оторванной от жизни будет новая элита.
Получается, что своим поведением они ускоряют приход новой элиты?
Конечно. И поэтому их функция позитивная. В обычной биологии не существует представления о добре и зле. И поэтому их система насилия вызовет противоположную систему.
Опишите, пожалуйста, портрет современного политика с позиции психиатрии.
Смотря кого понимать под современным политиком. Глава МВФ Стросс-Кан был современным политиком? Его поведение было типичным для политика. А сколько всего говорят о Сильвио Берлускони или о Путине? Это характерно для общества - приписывать отрицательные качества верховному правителю для того, чтобы снизить свой страх перед ним. Современный политик, как и современный человек вообще, имеет множество Я. У него нет одного Я, и, соответственно, нет гармонии и цельности: он должен быть одним в одной ситуации, другим – в другой. Он не может позволить себе быть цельным.
По идее, нормальный человек стремится к интеграции всех своих Я.
Понятие нормы у всех культур разное. Сегодняшняя норма – это как раз многоличностность. И она будет все больше и больше нарастать в связи с тем, что часть личности человеком передана виртуальному пространству. Мы отдаем часть себя этой среде, и иногда в ней мы можем быть более значимыми, чем в реальности. Так вот, если я занимаюсь политикой и у меня есть множество Я, то моя политика никогда не будет цельной. И она не должна быть цельной.
То есть, если я сегодня говорю одно, а завтра другое – это нормально?
Это и есть норма. А вот цельность не является нормой. И в современном мире подобный человек проигрывает. Он должен скрывать свою цельность, потому что его обязательно кто-нибудь скомпрометирует.
А сложно в современном мире оставаться цельной и гармоничной личностью?
Разумеется, это значительно сложнее, чем быть многополярным. Для цельного человека оптимальный вариант - существовать в ячейке типа семьи или в небольшой замкнутой группе. Конечно, если системы ценностей этих маленьких миров станут критическими, то тогда несколько человек легко разрушат весь мир, как это происходило во всех революциях. Но для этого они должны быть инкапсулированы и понимать весь ужас общества, в котором они живут.
То есть, это такие люди из будущего?
Да, конечно. Но потом, к сожалению, они теряют свои позиции… Если самые нижние ранги становятся альфа-рангами, то это трагедия: вся система рушится, наступает хаос и требуется смена нескольких поколений, чтобы система восстановилась - чтобы действительно умный человек занимал свою позицию, а дурак - свою. Китайцы вообще считают, что должно пройти одно тысячелетие лишь для восстановления утраченных ценностей в эпоху перемен.
«Суть Украины - анархизм»
Вы согласны с тезисом, что на Украине мы живем в условиях неофеодализма и кланового общества?
Существует менталитет конкретных наций и внутренний менталитет Украины – это, конечно, же анархизм. Это реальная и настоящая суть Украины, как нации. Безусловно, это подразумевает кланы, борьбу между ними, множество центров и лидеров, недоверие одного центра другому, одновременное стремление к объединению и сепаратизму. Это очень хорошо и продуктивно. Украина должна просто осознать свою национальную идентичность как анархизм. Потому что национальная идентичность Украины – это не разделение русских и украинцев, это осознание признания и тяги к свободе малых социальных групп, которое и есть высший национальный символ свободы. При этом анархизм это совсем не беспорядок, но в классическом понимании Бакунина , Кропоткина и Махно- свободное проявление идентичности малых групп, которые соединены общей целью выживания и уважения к таким же целям других групп. По сути это-антиглобализм. Нет ни одной нации в мире, которая бы столь отчетливо, хотя и не осознанно была анархистична, как украинская нация.
По-вашему, российская и украинская политическая культура отличны друг от друга?
Как бы там ни было, суть России является имперской, и серьезный внутренний конфликт этой страны состоит в том, что внутри РФ не существует Русской республики. Поэтому понятия российский и русский часто в своих проявлениях противоположны и даже вступают в конфликт, который пытаются завуалировать. Украинская политическая культура воспринимается как неопределенность целей при желании свободы от всех вероятных «поработителей». Для Украины это плохо, поскольку она не может пристать ни к одному из берегов, но это же противоречие и является двигателем этой территории. И если мы осознаем подобную неопределенность как национальную идентичность, то вновь обнаружим, что она свойственна именно для анархизма и его системы выборности власти.
Какая же это система?
Феодальная. Не неофеодальная, а реально феодальная, когда люди выходят на площадь и поднимают руку за или против. Когда люди принимают решение малой группой.
Как вы думаете, на постсоветском пространстве кризис идентичности – это проблема номер один?
Да. Потому что нет никакой идентичности. Она еще не сформировалась - ни на Украине, ни в России, ни во многих странах Балтии. Идентичность формируют вековые традиции. Другой вопрос, каким образом за такой короткий период была сформирована идентичность в Америке. Посмотрите, каким удивительным образом сформировалась идентичность в Латинской Америке: перуанцы могут сказать, чем они отличаются от мексиканцев. А мы во многих случаях не можем сказать, чем отличаемся от русских.
А что будет с русскими на Украине? Потеряют ли они свою идентичность?
Думаю, что будет взаимное растворение: все украинцы знают русский язык. Все почему-то боятся сказать правду – должно быть два языка.
Почему в обществе такая низкая гражданская активность?
А в чем она должна выражаться? Желательно, чтобы она вообще была минимальна или чтобы ее вообще не было. Кроме борьбы за свою зарплату. Потому что нет моральных ценностей, за которые сегодня стоило бы бороться. Или же надо практиковать теорию ненасильственного сопротивления – ситуацию можно переломить с помощью обычной медитации. Нужно искать новые формы ненасильственности – к прежним уже привыкли. К примеру, есть замечательная группа «Фемен», она разрушает эту ментальность. И благодаря их акциям должна возникнуть другая ментальность, связанная с тем, что в украинском парламенте почти нет женщин, почти нет их и на местах.
Может это и хорошо?
Наоборот. Чем больше будет женщин во власти, тем ниже будет уровень ее агрессивности. Власть будет восприниматься, как мать и сестра. Тогда может что-то и изменится.
Пока что я не вижу точки, с которой что-то может измениться.
Новых людей пока нет. Ведь власть на самом деле не нужна - правительств в широком смысле этого слова уже не существует: человек переместился в другое пространство. Скажем, существует виртуальное правительство – и какого-нибудь Навального больше ценят, чем президента России. На Украине существуют также аналоги Навального. Просто мы этого не видим, потому что здесь ситуация рассеяна, а в России обострена до предела. Форма выхода на баррикады сегодня бессмысленна, но реальна ситуация, когда 2-3 чел создают вирусы и, скажем, разрушают систему безопасности страны, ее экономическую и политическую структуру. В сетях есть все: параллельная литература, музыка и параллельная политика и правительства. Но сами реальные правительства становятся лишь просто театрами теней.
«Славянская культура - ксенофобичная»
Виктор Павлович, а вы чувствуете, что время ускорилось?
Есть разное время: внутреннее, социальное, биологическое. Биологическое (эволюционное) время и его часы мы можем рассчитать лишь с помощью археологических и естественно научных данных. Внутреннее (личное) время и его восприятие меняется от детства к старости: и в одном возрасте годы воспринимаются как мгновения, в другом тянутся бесконечной лентой в зависимости от обстоятельств. Социальное (историческое) время это скорость смены политических режимов, экономических систем и технологий.
Вероятно, социальным и внутренним временем можно управлять с помощью символических систем и ритуалов. В китайских императорских оркестрах было 10 тысяч музыкантов, и каждый исполнял свою ноту из поколения в поколение. Оркестр собирался раз в году и исполнял музыку в императорском саду - она способствовала гармонизации империи на целый год. Это был тысячелетний ритуал. Вдруг один из музыкантов заболел - и произошло падение императорского двора. Или же - почему вдруг Россия меняет форму кремлевских курсантов – делает им головные уборы 19 века, при этом используя флаг Временного правительства? Это же странная символическая конструкция – соединение временного с чем-то древним. Это два несовместимых символических образа, подобных двуглавым орлам без короны.
Другой пример - Ющенко выбирает в качестве символа «Нашей Украины» подкову, опущенную вниз, что по славянской символике означает «меня нет дома». Когда хозяин уходил, он переворачивал подкову на двери. Я еще в 2003 году об этом писал, а их специалист в области славянских символов мне ответил: «Знаете, нас больше волнуют наши идеи, чем ваши символы»… А ведь подкову надо было перевернуть, что означало бы – «я дома» и полную чашу. А эти символы тоже имеют отношение к времени. Каждый из деталей социального и политического процесса имеет отношение к времени. И если ты понимаешь, что являешься каплей в гигантском потоке, но эта капля может так изменить свою конфигурацию, что весь поток станет совсем другим, то можно управлять и социальным временем.
Еще примеры есть?
Существуют целые культуры, которые регрессируют – то есть, они должны вернуться назад, чтобы выжить. Например, вдруг в результате войны группа людей становятся почти зверями – как в Сомали. Это возврат назад. Точно такой же возврат назад возможен в результате исключения ресурсов у бедуинов – у них есть нефть, а если мы говорим о водородном топливе, нефть не понадобится и они регрессируют. Другой пример культур – консервативные. Они стремятся сохранить свои системы ценностей . Это ксенофобические культуры. К примеру, европейская.
А славянская культура?
Она тоже ксенофобическая. И есть культуры традиционные. Они ценят даже минимальное движение вперед. К примеру, китайцы. И им, конечно, принадлежит будущее. Но это ничего не значит, потому что важны все три типа. Существую также патологические культуры, например американская: в ней присутствуют все четыре типа, в результате чего образуются ассиметричные решения. Вполне вероятно, нам нужны все эти варранты, и если мы насильственным образом исключим один из них, рухнут и все остальные.
Скажите, как социальные сети изменяют личность человека?
Они и есть – часть личности.
Это нормально, что люди проводят там очень много времени?
Не то, что нормально, а иначе и быть не может. Иначе мы остановим движение технологии.
Но можно же общаться только в реальной реальности?
Нет, нельзя. Так как мы становимся многоличностными, нам нужно проявлять часть своей личности в социальную сеть. Это не плохо и не хорошо. Это есть.
А многие недолюбливают социальные сети. Почему?
Наверно, это простая усталость от железок, от другого и искусственного мира и жажда гармонии. На самом деле, исходно, человек – это животное, и самое лучшее, что в нем есть – это животное начало и любовь. А самое плохое – это то, что дает нам культура и социум.
- Информация о материале
Полная остановка государственных закупок всех лекарственных препаратов, в том числе критически важных для спасения жизни при онкологии, туберкулезе, ВИЧ и других опасных болезнях, привела к громкому скандалу в руководстве правительства.
«Если это правда, поотрывайте головы у тех, кто это допустил, Александр Владимирович, иначе своей головой заплатите. Я вам даю месяц на это, если это правда», — заявил премьер-министр Николай Азаров министру здравоохранения Александру Анищенко на заседании Кабмина, прочитав газетную публикацию об отсутствии лекарств для больных гемофилией в Украине. ZN.UA, конечно, предполагало, что отсутствие лекарств в 45-миллионной стране должно вызвать резкую публичную реакцию властей. Но, откровенно говоря, поведение и слова премьер-министра и руководства Минздрава вызывают сомнения в том, что правительство сумеет оперативно разрешить лекарственный кризис.
Прежде всего коснемся вопроса, кому и что надо отрывать. Премьер подтвердил, что деньги на закупку лекарств выделены. Во-первых, как это возможно, чтобы 3,5 миллиарда гривен лежали на счетах казначейства, а целевые бюджетные программы не выполнялись? Что отрывать, Николай Янович, за такое вопиющее отсутствие финансово-бюджетной дисциплины?
Во-вторых, статьи и сюжеты об отсутствии лекарств уже не один месяц появляются в СМИ. О критическом положении больных гемофилией, чья история так тронула сердце Николая Яновича, председатель «Всеукраинского общества гемофилии» Александр Шмило рассказал на пресс-конференции 15 апреля — три месяца назад! И больные гемофилией, и представители других общественных организаций неоднократно обращались и в Минздрав, и в администрацию президента, и во все другие службы.
В-третьих, от главы исполнительной власти хотелось бы услышать не эмоции и наигранное удивление, а конкретный план действий по исправлению ситуации и немедленной поставке лекарств!
Вместо этого премьер потребовал разобраться с ситуацией то же министерство, которое своими же системными действиями и спровоцировало лекарственный кризис — Минздрав. Глава Минздрава А.Анищенко признал, что: «если говорить о препаратах для лечения гемофилии — прав премьер-министр, их действительно недостаточно». Согласно цитате информагентств, по словам Анищенко, Минздрав проводил два тендера для закупки необходимых лекарств, но некоторые препараты были дороже, чем в прошлом году, и их не закупили. По его словам, будет проведен еще один тендер, препараты закупят даже по завышенной цене, эта процедура займет 25—30 дней. Причину отсутствия лекарств министр видит в желании провести закупки как можно дешевле, а сэкономленные средства направить на закупку еще большего объема препаратов. «Даже если бы торги были проведены в январе, то к этому времени у нас бы закончились препараты».
Данные заявления министра здравоохранения весьма красноречиво показывают, что в министерстве, увы, отсутствует как системное понимание самой проблемы, методики ее решения, так и элементарная осведомленность о реальном состоянии дел. Александр Владимирович пытается прикрыть существующие политико-коммерческие мотивы срыва госзакупок, о которых мы писали в прошлом номере, заявлениями, которые очень легко опровергнуть.
Как писало ZN.UA, среди 240 тендеров, которые провел, но так и не реализовал Минздрав в 2011 году, 25 тендеров все-таки состоялись и были раскрыты тендерные предложения. Действительно, следует отметить, что на этих торгах чиновники Минздрава проявили принципиальность — им удалось добиться существенного снижения стоимости закупаемых лекарств. И это был бы прекрасный пример профессиональной государственной работы, но только в том случае, если бы по настоянию Минздрава заключенные и акцептованные договоры на поставку лекарств не были бы разорваны!
«По некоторым позициям есть сговор основных поставщиков лекарственных средств. Они или вообще не являются на торги, или предоставляют явно завышенные цены», — заявила заместитель министра здравоохранения Галина Калишенко.
Коснемся ситуации с лекарствами для гемофиликов, чтобы уважаемый господин министр и его заместитель, вновь выступая в телеэфире, были избавлены от использования непроверенной либо неточной информации о работе Минздрава и избавили бы от недостоверных сведений общественность и больных. Ведь стоит посмотреть «Вестник государственных закупок», и становится очевидной некоторая нестыковка в фактах, которыми оперируют руководители Минздрава.
На самом деле Минздрав в 2011 году провел не два, а шесть тендеров на закупку лекарств для гемофиликов, которые состоялись, но от поставок лекарств по ним министерство отказалось. Несмотря на достигнутую экономию бюджетных средств, причем существенную. Во всех тендерах по лекарствам от гемофилии принимали участие все поставщики.
Самое важное — ни в одном случае цена не превысила расценки 2010 года. Обратимся к фактам: 7 июня состоялся тендер на закупку опотерапевтических продуктов (фактор свертываемости 9) — номер объявления 52631. На нем победило Киевское региональное фармпредприятие, которое дало цену на 39,72% ниже, чем цена закупок 2010 года. Источники, близкие к руководству предприятия, сообщили ZN.UA, что фактическая поставка была заблокирована Минздравом, договор разорван.
Также 7 июня состоялось раскрытие тендерных предложений по другому тендеру на закупку препаратов фактора свертывания 9, номер объявления 60554 — здесь победила фирма «Линк-Медитал», цена оказалась ниже на 39,93%. Источники, близкие к руководству предприятия, сообщили ZN.UA, что фактическая поставка была заблокирована Минздравом, договор разорван.
«Нам говорят, что вскоре будет проведен тендер на 7-й и 9-й фактор свертываемости крови, а что касается 8-го (он требуется 90% больных), пока неясно, когда состоится, — сообщила на минувшей неделе секретарь «Всеукраинского общества гемофилии» Елена Сафронова. — На черном рынке стоимость 1 тысячи единиц 8-го фактора — 1000 долл. К примеру, моему сыну, чтобы вырвать зуб, требуется 10—15 тысяч единиц фактора».
7 июня уже прошел тендер на закупку фактора свертываемости 8, с номером объявления 52620. Компания «Центрофарм» дала цену на 30,82% меньше, чем на торгах 2010 года. Источники, близкие к руководству предприятия, сообщили ZN.UA, что фактическая поставка была заблокирована Минздравом, договор разорван.
Три других тендера действительно показали либо незначительное, либо вообще нулевое снижение цены. Но цены не выросли нигде. Учитывая, что, по данным Общества гемофилии, их потребности покрываются госзакупками на 17%, по данным Минздрава — на 22—25%, министерству для того, чтобы закрыть на 100% потребности гемофиликов, как заявил г-н Анищенко, необходимо добиться снижения цены не на 30—40%, а в четыре-пять раз! Можно ли реализовать эти красивые и правильные слова на практике?
Верится с трудом. Да, госзакупки не покрывают 100% потребностей, но благодаря им в государственных больницах есть средства для спасения больных в экстренных случаях! Как же можно лишать людей этой помощи? Кроме того, когда госзакупки не проводятся вообще, продавцы на черном рынке получают неограниченные возможности для взвинчивания цен. Больным нужны лекарства, и, если государство не дает ничего, лекарства все равно у кого-то закупаются, и все равно на этом зарабатывают вполне конкретные люди, которым отсутствие госзакупок очень выгодно. Последнее можно рассматривать с чисто коммерческой точки зрения как стимулирование продаж. В случае чрезвычайной ситуации попавший в беду человек уже никак не сможет рассчитывать на помощь государства и безропотно платит ту цену, которую ему заявляет черный рынок!
И вот получается: пока Минздрав ищет поставщиков, которые сделают цену на лекарства в пять раз меньше, рынок препаратов для гемофилии захватывают поставщики нелегально ввезенной и несертифицированной продукции. Как отметил в комментарии для ZN.UA А.Шмило, на черном рынке предлагаются в основном дешевые препараты российского производства, которые значительно уступают по качеству европейским лекарствам. Выгодно ли это для государства? Полезно ли это для здоровья граждан?
А.Анищенко заявил, что препараты для гемофилии будут закуплены в течение 25—30 дней, однако Всеукраинское общество гемофилии считает такой прогноз необоснованно оптимистичным. «Если тендер проведут сейчас, вряд ли мы получим лекарство ранее чем через два с половиной месяца», — считает А.Шмило. Дело в том, что цикл производства факторов свертываемости крови составляет не менее двух месяцев. Поставить большую партию этого лекарства через процедуру тендера в течение месяца невозможно. Потому что в таком случае как минимум две фармацевтические компании должны иметь у себя в наличии на складе уже изготовленные препараты. А кто пойдет на такой риск, зная, что тендер могут либо снова отменить, либо ценовое предложение конкурентов окажется более выгодным? Лекарства имеют срок годности, и долго хранить их нельзя.
Какой алгоритм действий следовало бы применить правительству, если бы оно действительно хотело быстро навести порядок с закупками лекарств госпрограммам?
Во-первых, следует признать допущенные ошибки, а не пытаться недостоверными оправданиями снять с себя ответственность.
Во-вторых, следует немедленно принять план действий по экстренному решению лекарственной проблемы. 18 июня А.Анищенко заявил, что Минздрав располагает планом проведения госзакупок — где он? Раз этот хаос происходит по плану — не стоит ли поменять этот провальный план? Не стоит ли этот документ сделать публичным, чтобы с ним могли ознакомиться профессионалы, а не только чиновники, поставленные для направления финансовых потоков в нужное русло? Министр должен провести встречу с представителями профильных общественных организаций больных, рассказать о принимаемых мерах и назвать всем конкретные сроки реального поступления лекарств, а не сроки проведения тендеров. Тендер к капельнице не подвесить.
В-третьих, заявляя о необоснованных ценах на лекарства, Минздрав обязан говорить с цифрами в руках — профилактика туберкулеза в начальных стадиях обходится стране в десятки раз дешевле, чем лечение в случае перерыва в приеме необходимых препаратов! Нельзя же все мерить только деньгами — при срыве тендеров надо же было еще и с какими-нибудь медиками посоветоваться! И еще — за сколько производятся закупки аналогичных препаратов за рубежом? Государство не имеет права в таком критическом вопросе огульно говорить, что надо снижать цены. Вначале назовите, какой уровень цен Минздрав принимает за приемлемый. В противном случае действия чиновников выглядят, мягко говоря, некомпетентно, а грубо говоря — спекулятивно.
В-четвертых, правительство обязано не ставить ультиматумы местным поставщикам-посредникам, а непосредственно работать с производителями. Убеждать, гарантировать, подписывать прямые обязательства и меморандумы. Иначе это выглядит как попытка переделить украинский рынок и заставить производителей переписать контракты на других людей, что крайне далеко от заявленных целей борьбы с коррупцией и снижения цен и никак не ускорит поставку лекарств.
В-пятых, определенное число поставок следует произвести немедленно. Нельзя ждать еще два месяца, пока жизненно важные лекарства «доползут» до нуждающихся.
В-шестых, раз Минздрав заявляет о «сговоре поставщиков», Антимонопольный комитет должен немедленно провести расследование, назвать виновных и оштрафовать на крупную сумму. В противном случае отвечать должны чиновники.
В-седьмых, несмотря на признание министром справедливости претензий Азарова, почему-то ни один чиновник за этот страшный лекарственный кризис не получил даже взыскания.
В-восьмых, свою оценку лекарственному кризису и реальной угрозе, которая создана здоровью людей, должны дать Генеральная прокуратура и Служба безопасности. Действия и бездействие должностных лиц должны получить свою оценку. За что получали зарплату руководители Минздрава и чиновники, которые безрезультатно провели 240 тендеров? Это вопиющее нарушение служебных обязанностей, повлекшее тяжкие последствия! Не приведет ли некомпетентность руководства Минздрава к росту заболеваемости мультирезистентным туберкулезом или росту смертности от этого заболевания?
В-девятых, прежде чем жаловаться на недостаточное финансирование, Минздрав обязан предоставить четкую и прозрачную статистику числа больных и количества необходимых лекарств — для публичного обсуждения. Поскольку уже в сентябре в новом бюджете должны быть заложены точно обоснованные цифры, что является единственной гарантией недопущения лекарственного кризиса в 2012 году.
Пока эти меры не приняты, есть веские основания полагать, что красочный спектакль, разыгранный в Кабмине, сделан просто для очередного отвлечения внимания и имитации бурной деятельности.
Лекарств по-прежнему нет, потому что ничего конструктивней, чем пообещать кому-то оторвать голову, правительство не предлагает.
Вместо послесловия публикуем фрагмент из обращения в ZN.UA председателя гражданского движения «Украинцы против туберкулеза» В.Руденко и главы Международной журналистской ассоциации «Здоровье без границ» И.Горбасенко, направленное также во все органы власти, в том числе президенту и премьер-министру:
«Сегодня на учете в противотуберкулезных учреждениях находится более 457 тысяч граждан Украины. Все эти люди требуют непрерывного лечения, то есть ежедневного приема противотуберкулезных лекарств. Если имеет место перерыв в поставке этих лекарств и соответственно появляется перерыв в приеме более чем на 10 суток, у больных возникает мультирезистентный туберкулез, лечение которого весьма дорогостоящим (от 20 до 100 тыс. долл. на человека), а в значительной части случаев неизлечимо и приводит к смерти больного. О тяжелых гуманитарных и финансовых последствиях перебоев в поставках противотуберкулезных лекарств знают все причастные властные структуры, включая Кабинет министров, Минздрав и другие, но как можно пояснить катастрофическую ситуацию, которая сложилась с обеспечением лечебных учреждений противотуберкулезными препаратами? Сегодня Украина занимает второе место по темпам распространения мультирезистентного туберкулеза. Просим не допустить, чтобы Украина заняла первое место по этому показателю накануне Евро-2012».
- Информация о материале
Мало кому в Украине известно французское стихотворение "Le Fer et l'Оr", повествующее о споре железа и золота.
Жертвы русификации вынуждены довольствоваться вольным переводом некоего Пушкина:
"Все мое",– сказало злато;
"Все мое",– сказал булат.
"Все куплю",– сказало злато;
"Все возьму",– сказал булат.
Может показаться, что перед нами два равноценных деспота. Но в мире, где все покупается и продается, есть стимулы к развитию: люди создают новые блага, чтобы получить желанное злато. Там, где властвует булат, подобных стимулов нет. Зачем что-то создавать, если можно вооружиться мечом и отнять необходимое? Какой смысл что-то создавать, если завтра придет храбрый воин с булатом и все отнимет?
Верховенство злата подарило человечеству промышленную революцию, технологический прогресс, высокие потребительские стандарты. Эпоха булата не дала миру ничего, кроме нищеты, голода и кровопролития, сдобренного истовыми молитвами…
Но довольно лирических отступлений – вернемся на нашу грешную землю. Современную Украину принято считать типичной олигархической страной, где безраздельно правит злато. Народные трибуны усердно клеймят мамону. Утверждается, что реальная власть у нас принадлежит крупному капиталу, а государственные мужи – его послушные марионетки. Так ли это?
Логика капитала проста: чем больше у человека денег, тем больше у него власти. Но какими бы миллиардами ни ворочал украинский гражданин, он не застрахован от ультиматумов Банковой, наездов СБУ и принудительного отторжения собственности.
Пришествие новой политической команды нервирует крупный бизнес, и богачи устремляются под крыло правящей партии, словно испуганные зайцы. Боязнь потерять свои деньги делает их податливыми и сговорчивыми. Бизнес-активы становятся инструментами шантажа и политического давления – вспомним недавние обыски в офисах Константина Жеваго.
Показательна судьба покойной "Газеты по-киевски". Казалось бы, любой олигарх стремится к обладанию медийными ресурсами, подчеркивающими его влияние. Мы же наблюдаем зеркальную ситуацию: не желая ссориться с властью, украинский миллиардер угодливо душит собственное издание.
Богатство в Украине не гарантирует защиты от государственного прессинга, зато государственная служба гарантирует быстрое обогащение.
Какая роль уготована Януковичу и Ко в рамках классической олигархической модели? Роль скромных прислужников капитала, отрабатывающих свое содержание. Но на практике высшие чиновники и их родные сами становятся бизнес-элитой, и прорыв Януковича-младшего в сотню богатейших украинцев никого не удивляет.
Почему действующая власть благоволит Юрию Иванющенко? Потому что олигарх Иванющенко богаче и, соответственно, влиятельнее других? Нет, потому что Юра "свой", а для "своих" правящей команде ничего не жалко.
Вывод очевиден: Украина – не золотая, а булатная страна. Бойцовский принцип "Все возьму!" для нас гораздо актуальнее, чем буржуйское "Все куплю". Нынешние хозяева Украины не обрели силу благодаря деньгам: они обогатились благодаря силе.
Нашу страну трудно сравнивать с олигархической Америкой начала ХХ века, где звериные гримасы капитализма сочетались с динамичным развитием. У нас нет Рокфеллеров, Морганов и Фордов, создавших собственные промышленные империи и ставших влиятельными фигурами. У нас есть люди, использовавшие свое влияние, чтобы поделить активы Советской империи.
За двадцать лет отечественный булат принимал различные формы – от раскаленного утюга до чиновничьего пера – но его разрушительная сила остается неизменной. Он подрывает имущественные права, стимулирует коррупцию, провоцирует отток капиталов, отпугивает инвесторов, плодит неэффективных собственников и загоняет Украину в пятерку худших экономик мира по версии журнала Forbes.
Тем не менее в общественном сознании укоренилась другая картина: золотой телец – главный враг, а державный витязь с булатным мечом – лучший друг. Миллионы украинцев мечтают о сильном лидере, который начнет войну с капиталом и раскулачит ненавистных олигархов, отобрав у них народное добро.
Что ж, эти грезы вполне могут стать явью. Нетрудно смоделировать два антиолигархических сценария:
I. Точечные расправы над неугодными олигархами. Подобный сценарий возможен и при Януковиче, и при его преемниках. Суть проста: власть намечает украинского Ходорковского и образцово-показательно с ним расправляется. Его активы достаются другим олигархам, приближенным к государеву телу. Получается зрелищное шоу, но качественных перемен не происходит.
II. Массированная атака на олигархию. Этот сценарий возможен в случае насильственной смены режима и прихода новой элиты. В теории он выглядит привлекательно: справедливая власть атакует всех олигархов подряд, отбирает "прихватизированные" активы, а затем прозрачно и честно продает их белым и пушистым инвесторам.
Во что это выльется на практике? Очевидно, борьба с олигархией не ограничится раскулачиванием Ахметова, Коломойского и Пинчука. Пересмотр имущественных прав быстро наберет обороты, в него будут вовлечены тысячи заинтересованных лиц, а критерии принадлежности к олигархам постепенно размоются.
Восстановление справедливости перекинется с национального уровня на областной, а с областного – на районный и городской, дойдя до мелких магазинов и парикмахерских.
Начнется паническое бегство капиталов, причем с украинской спецификой: ведь наши толстосумы и так не питают иллюзий по поводу защищенности своих денег, предпочитая надежные оффшоры. Поток кипрских инвестиций, худо-бедно питающий отечественную экономику, полностью прекратится. Благообразные заграничные инвесторы в Украину тоже не придут: никто не сможет гарантировать им, что текущий передел собственности – последний и окончательный.
Экспроприированные активы окажутся в цепких отечественных руках. Сформируется новый класс неэффективных собственников, связанных с новой украинской бюрократией. Эти люди твердо усвоят, что булат сильнее злата. Пороки, присущие отечественной экономике, предельно обострятся, и наши потери окажутся колоссальными.
А что же народ? Вначале обыватель будет радостно хлопать в ладоши, поскольку его чаяния совпадут с интересами новых хозяев страны. Но потом ему придется несладко…
Представим солдата, раненного в живот. Он страдает от нестерпимой жажды и требует воды, но выполнить его пожелание – значит убить беднягу. Методы борьбы с олигархией, востребованные нашим обществом, – это холодная водичка, о которой мечтает боец с простреленным животом.
Пора осознать, что в коррупционной связке власти и бизнеса главную роль играет украинская власть. Нынешнюю ситуацию спровоцировали непомерные дискреционные полномочия, предоставленные функционерам. Атака на капитал наделяет государственную бюрократию еще большими полномочиями и, соответственно, усугубляет положение. Чем сильнее карающая длань, тем щедрее длань дающая.
Лучшее, что можно сделать в украинских условиях – это обезвредить административный аппарат, устранив мощные рычаги влияния на бизнес. Ограничить регуляторные функции бюрократии, убрать дамоклов меч реприватизации, сократить объем преференций, которые государство может предоставить хозяйствующему субъекту.
При таком раскладе крупному чиновнику будет нелегко давить "чужих" и покровительствовать "своим".
Конечно, для рьяных борцов за справедливость подобный подход неприемлем. Если государство умоет руки, то гадкие олигархи, обогатившиеся нечестным путем, останутся при своих деньгах, заводах и фабриках! Как с этим смириться?!
Ну, во-первых, можно вспомнить слова товарища Прудона о том, что любая собственность есть кража. С этой точки зрения принципиальной разницы между Биллом Гейтсом и Юрой Енакиевским нет.
А, во-вторых, можно уяснить простую истину: если капитал не заработан, а захвачен, он легко исчезает.
Лишившись доступа к государственному булату, часть украинских миллиардеров быстро сойдет со сцены и потеряет завоеванные ранее активы. Остальным придется играть по новым правилам – по правилам злата.
И в этой игре заурядный передел не заменит развития.
- Информация о материале
По словам ответственного за проведение футбольного чемпионата Европы вице-премьера Бориса Колесникова, прямые затраты бюджета на проведение долгожданного мероприятия составят $750 млн. И эта цифра имеет все основания возрасти до миллиарда, так как стоимость спортивных арен постоянно повышается. Напомню, что речь идет о деньгах налогоплательщиков нищей страны, постоянно обращающейся за международными кредитами и не знающей, как свести концы с концами в бюджете. Страны, пытающейся обобрать собственный средний и мелкий бизнес и фактически уничтожающей саму возможность честного предпринимательства. Страны, в которой за проведение футбольного чемпионата отвечают олигархи, сделавшие свои состояния на доступе к власти и бюджетных деньгах. Проведение любого спортивного состязания в такой стране — это не столько инвестиция в ее будущее, сколько насилие над ее гражданами. И все мы — жертвы этого насилия.
Нам говорили и продолжают утверждать, что футбольный чемпионат является двигателем для развития страны, что он поможет развитию ее инфраструктуры и занятости населения. Но это в том случае, когда в стране поощряется инициатива. Когда же этого не происходит, речь может идти исключительно об откатах — именно они и становятся главной мотивацией участия бизнеса в подготовке к зрелищу. Об инфраструктуре можно уже и не рассказывать. Где наши дороги? И если действительно заасфальтируют несколько шоссе по маршруту Львов–Киев–Донецк, то будет ли это означать, что других дорог в стране нет и что отремонтированные трассы быстро не придут в негодность просто оттого, что альтернатив им нет и не предвидится. Где гостиницы? А, впрочем, действительно ли они нам так нужны? С тем уровнем сервиса, который наблюдается в туристической сфере, притока гостей в страну тоже не предвидится, а после чемпионата он в еще большей степени обмелеет, так как «футбольные» гости Украины убедятся в ее туристической непригодности.
На днях я проехался по маршруту Киев–Львов, приблизительно совпадающему с возможным маршрутом передвижения болельщиков. И вот представьте себе, что болельщик окажется любознательным и захочет свернуть просто потому, что путеводитель подскажет ему, что в нескольких километрах старинный замок или красивый вид. Не мне рассказывать, в какие колдобины он въедет, с каким уровнем обслуживания столкнется, как будет добывать информацию не по-украински или по-русски! Так что какие гостиницы? И какие аэропорты? Вот будут у нас аэропорты в Харькове, Львове, Донецке — огромные. А так ли уж много людей пользуются внутренней авиацией? Риторический вопрос. Цены внутри страны у нас — как до Берлина и Парижа, а пассажиров не наблюдается. Или, может быть, у нас есть рейсы не в Киев? Ведь мы живем в стране, из столицы которой можно улететь в Оренбург по цене чуть ли не меньшей, чем в Ивано-Франковск, а авиационное сообщение между областными центрами вообще не предусмотрено. Как это все объяснить? Зачем огромный аэропорт без пассажиропотока? Мне скажут: зато будут скоростные железные дороги. Но на самом деле мы же не строим новых трасс, а просто закупаем составы. И потом: вот Португалия остановила строительство скоростной железнодорожной магистрали в Испанию. Потому что кризис. А у нас точно ситуация намного лучше, чем в Португалии?
В нищей стране нужно тратить деньги на поддержание экономики, на стимулирование инициативы, а не на пышные бессмысленные мероприятия, разоряющие бюджет и обогащающие власть имущих. Разумеется, это в том случае, когда страна не возглавляется клептократами. Клептократы строят стадионы, обеспечивая зрелища подданным. Так происходит во многих странах Африки и Латинской Америки, бразильцы сходят с ума и забывают о жизни в лачугах. Я бы мог напомнить еще одну печальную спортивную истину: у нас — не бразильский футбол. Но лучше напомню географическую: у нас — не Латинская Америка. И потому есть надежда, что рано или поздно мы поймем, какую цену заплатили за ложно истолкованное понятие престижа.
- Информация о материале
Истории особых отношений Украины и России приходит конец. С каждым новым торговым ограничением Киев-батюшка становится все дальше от Москвы-матушки.
На минувшей неделе комиссия Таможенного союза, где первую скрипку играет Россия, ввела пошлины на украинский металл, трубы, синтетические нейлоновые нити и даже на болты с гайками. Еще раньше Россия оградила себя от украинской карамели и повысила пошлины на сахар, картофель и капусту. К тому же Таможенный союз забраковал украинские молоко и мясо.
На Таможенный союз жалуются и украинские нефтепереработчики. "Создание Таможенного союза… представляет реальную экономическую угрозу для нефтеперерабатывающей отрасли", - говорится в открытом письме Делового совета "Украина - ЕС". Нефтеперерабатывающие заводы России, Беларуси и Казахстана покупают российскую сырую нефть со скидками без экспортной пошлины.
От первых ограничений пострадали интересы таких украинских олигархов как Виктор Пинчук, Игорь Коломойский и Александр Ярославский. Досталось и крупным бизнесменам - Анатолию Гиршфельду и семье Атанасовых. Но Таможенный союз вредит и российским интересам.
От чего страдает Россия
Россия силится воссоздать «экономический СССР», где Москва будет иметь большое влияние. Ведь последние 10 лет это влияние она только теряла. По подсчетам «Ведомостей», доля России в экспорте четырех из восьми стран СНГ за это время заметно сократилась. Беларусь в 2000-м году поставляла в Россию половину всего экспорта, теперь только треть. Молдавия отправляла 45%, теперь 20%. Казахстан ввозил 20%, теперь – 9%. Объединение рынков России, Беларуси и Казахстана оживит торговлю между этими странами.
Другая функция Таможенного союза (ТС) – это защита производителей от иностранных конкурентов, то есть протекционизм.
«Торговые ограничения являются неблагоприятными для экономического роста в долгосрочной перспективе», - говорит экономист украинской инвесткомпании Phoenix Capital Александр Лозовой. По его словам, выигрывают от Таможенного союза российские машиностроение, металлургия и добывающая промышленность. Но только в краткосрочной перспективе. Экономика в целом сбавляет темпы роста.
При этом рядовые россияне выгоды не получат. «Их благосостояние вряд ли изменится от образования Союза даже в краткосрочной перспективе», - говорит Лозовой.
Таможенный союз полон внутренних противоречий, добавляет директор экономических программ украинского Центра им. Разумкова Василий Юрчишин. «Страны Южной Америки также объединялись в экономический союз MERCOSUR. Там были и Бразилия, и Венесуэла, и Уругвай, и Парагвай, и Аргентина. Но из-за внутренних противоречий этот союз так и не заработал на должном уровне. Похоже, это ожидает и Таможенный союз. Там нет равноправия, все решает Россия», - говорит Юрчишин.
В ВТО, например, каждая страна - даже самая бедная - имеет один голос, а решения принимаются консенсусом (в исключительных случаях - путем голосования). Тогда как в комиссии ТС у России 57% голосов, у Беларуси и Казахстана – по 21,5% голоса. А решения принимаются 2/3 голосов.
Об отраве протекционизма говорят не только украинские экономисты. Возьмем, например, книгу «Мифы экономики» ректора Российской экономической школы (ведущий экономический университет России по количеству научных публикаций) доктора экономических наук Сергея Гуриева. Одним из мифов он называет веру в пользу протекционизма.
«В долгосрочной перспективе протекционизм вредит национальным интересам, а либерализация торговли полезна даже в одностороннем порядке», - пишет ученый. Он добавляет, что «длительная защита неэффективных отраслей… сдерживает развитие более конкурентоспособных секторов». На цифрах экономист доказывает, что выгоды отдельных предприятий от протекционизма всегда меньше, чем потери потребителей.
Лучше всего вред от ограничений демонстрирует российский (а равно и украинский) атопром. В обеих странах автомобильная промышленность защищена от конкуренции со стороны западных автогигантов пошлинами, стоимостью оформления автомобиля с пробегом (подержанные иномарки составляют хорошую конкуренцию даже новым отечетвенным авто) и другими ограничениями. В Украине после вступления в ВТО действовала 13%-я «антикризисная» пошлина на автомобили. Надо ли говорить, что защищенные от конкуренции заводы так и не выдали на-гора ничего путного?
Почему Украина против
На первый взгляд Украина несет одни убытки от невступления в ТС. В прошлом году на долю России приходилось 26,1% украинского экспорта и 36,5% импорта (треть – энергоносители). Теперь экспортировать будет сложнее.
«Пока что меры, которые были приняты Таможенным союзом, не сильно влияют на Украину. Часть ограничений (например, по металлу) действовали и раньше. Теперь они распространились на Казахстан и Беларусь, которые не занимают заметной доли в нашем экспорте. Но в будущем запреты могут сильно повлиять на украинскую экономику», - говорит Александр Лозовой.
Мы могли бы подмахнуть соглашение, и уже получали бы дешевые нефть и газ, что сразу сказалось бы на конкурентоспособности украинских товаров. Россияне оценивали нашу выгоду от снижения цен на газ в $8-11 млрд (!) в год.
Но экономист Александр Лозовой предупреждает, что выгода была бы временной: «Внутренние цены на газ в России будут расти до рыночных с учетом транспортных затрат».
К тому же Союз поставил бы крест на европейской перспективе Украины. В Европе прямо сказали, что невозможно быть и в Таможенном союзе, и в Зоне свободной торговли с ЕС одновременно. А такая Зона – первый шаг к безвизовому режиму между Украиной и ЕС, а значит, и к возможному вступлению Украины в Евросоюз в будущем.
Плюс Украине пришлось бы снова договариваться со странами, которые входят в ВТО. Ведь сейчас средний импортный тариф в Украине составляет 4,5%, тогда как в Таможенном союзе в два с лишним раза больше - 10,25%.
Вот почему президент Украины Виктор Янукович предложил ТС сотрудничество в формате «3+1». По логике гаранта, это уравнение никак не равно четырем. Украина согласна сотрудничать с Союзом только в тех частях, которые не помешают ее европейской интеграции. По сути это вежливая форма отказа.
Как скажется на Украине
Любые ограничения больно бьют по украинским производителям. Переориентироваться на новые рынки очень сложно. Но лекарство бывает горьким.
На днях стало известно, что холдинг «Вертолеты России» не дал согласия на поставки двигателей украинского «Мотор-Сич» для легких российских вертолетов «Ансат» на Казанском вертолетном заводе. Украинские инженеры зря трудились? Вовсе нет - «Мотор-Сич» будет продавать вертолетные моторы на внутреннем рынке, и на рынках Юго-Восточной Азии.
В книге российского экономиста Ларисы Бураковой «Почему у Грузии получилось» есть и другие примеры.
В 2004-5 годах Россия четырежды повышала цены на газ для Грузии. В ответ Грузия провела реформу электроэнергетики и диверсифицировала поставки газа. Сейчас у Грузии четыре поставщика «голубого» топлива. А цена на газ даже ниже, чем в 2007 году. Россия также ввела запрет на ввоз грузинского вина. В ответ Грузия повысила качество вина и начала поставлять его в Украину и в ЕС.
То же самое придется делать и украинским прозиводителям.
СПРАВКА
Ограничения для Украины, о которых уже известно:
До 18 ноября 2015 года будут действовать антидемпинговые пошлины на обсадные трубы в размере 18,9% в странах Таможенного союза, насосно-компрессорные трубы - 19,9%, нефтепроводные и газопроводные трубы диаметром до 820 мм - 19,4-37%.
До 13 мая 2012 года в странах Таможенного союза введена антидемпинговая пошлина в размере 21,8% на машиностроительный крепеж (болты и гайки) отдельных видов, кроме продукции "Дружковского метизного завода".
До 24 сентября 2013 года в странах Таможенного союза будут действовать антидемпинговые пошлины в размере 11,6% по отдельным видам синтетических нейлоновых нитей.
Таможенный союз повысил пошлину на импорт сахара-сырца до $85 за тонну в июле с $50 в июне. В августе, когда начнется переработка свеклы, пошлина может снова вырасти.
Правительство России с 8 июля взимает с импортной карамели пошлину в размере почти $294,1/т, и предлагает ввести пошлину в остальных странах Таможенного союза.
Таможенный союз установил антидемпинговые пошлины на кованые валки для прокатных станов. Пошлины составят 26% от таможенной стоимости и будут действовать три года.
- Информация о материале
22 июля заканчивается срок подачи заявок на конкурс по распределению частот для цифрового телевидения. Украинские политики, как и граждане, до сих пор не обращают серьезного внимания на этот процесс, хотя его завершение в ближайшее время перенесет нас в совершенно иную информационную реальность. Некоторые медиагруппы имеют все шансы уже до следующих выборов стать абсолютными монополистами в украинском медиапространстве, а некоторые — полностью из него исчезнуть. Попытаемся объяснить, почему это произойдет и какие реальные опасности для украинского общества и государства представляет этот процесс.
Уже нынешним летом так называемая группа «РосУкрЭнерго» может не только завершить процессы над оппозиционерами, но и получить полный контроль над телевизионным пространством. В августе Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, контролируемый, по мнению прессы, Хорошковским, подведет итоги цифрового конкурса.
И если в большинстве европейских стран переход на цифру жестко регулируется специальными законами либо дополнениями к действующим законам, то у нас процесс этот проходит абсолютно бесконтрольно и ничем не регламентируется. Раньше в стране существовало 15 общенациональных наземных каналов. Большинство из них принадлежат к холдингам Пинчука, Коломойского и группе «Интер», которую связывают с Валерием Хорошковским. Всего два телеканала из числа общенациональных были независимыми от этих групп — «5 канал» Петра Порошенко и «Тонис» Владимира Костерина. Последний, похоже, уже потерял контроль над каналом. Пинчук, Коломойский и группа «Интер» делили рынок вещания практически поровну — от 25% до 35% у каждого. Все эти группы, с точки зрения украинского законодательства, являются монополистами, потому что любые две из них контролируют более 50% рынка. Теперь же в новых цифровых мультиплексах количество каналов возрастет до 28. Но это совершенно не означает, что монополизация уменьшится. Скорее, наоборот. Та же группа «Интер» наверняка увеличит собственную долю на рынке за счет как значительного увеличения покрытия каждого из существующих собственных каналов, так и вновь созданных.
Если в европейских странах уже существующие эфирные каналы могут без конкурса попасть в цифровые сети, то у нас происходить это будет на конкурсных основах, если каналы одновременно не откажутся от своих аналоговых передатчиков, которые все равно придется выключить в 2015 году.
И, наконец, самая большая тайна, покрытая мраком, — почему собственником всех мультиплексов является одна монопольная компания, кто ее владелец и связан ли он с группой «РосУкрЭнерго», «СКМ», семьей президента, как об этом пишет пресса?
Европейская практика требует прозрачности в процессе перехода на цифровое телевидение и недопущение монополизации как провайдеров, так и вещателей. Даже в Италии, на которую так любят ссылаться наши политики как на наименее демократичную страну в Европе, существует несколько мультиплексов у разных владельцев, и каждый из них по закону обязан не менее 20% своих мощностей отдавать независимым вещателям, не связанным ни с Берлускони, ни с общественным телевидением, ни с другими крупными медиамагнатами, которые владеют компаниями-провайдерами.
Украинцы принимают телевизионные каналы из эфира, кабеля и через спутник. Международный союз электросвязи установил, что отключение наземного аналогового телевещания в Европе и Центральной Азии должно произойти не позднее 2015 года.
Большинство европейских стран уже отказались от аналогового наземного вещания. Это предоставило возможность увеличить количество эфирных каналов, улучшить качество их приема и освободить дополнительные частоты для других видов связи. Процесс проходил максимально открыто и публично под контролем общества, политиков и международных организаций.
Представитель ОБСЕ Дунья Миятович опубликовала специальный «Путеводитель по вопросам перехода на цифровое телерадиовещание». Его авторы — уважаемые эксперты в этой области — доктор Катрин Найман-Меткалф и доктор Андрей Рихтер анализируют важные вызовы, которые предстали перед европейцами при переходе на цифровое вещание. Как избежать монополизации инфраструктуры и доступа к передающим сетям? Как избежать монополизации в вещании и добиться плюрализма в содержании? Как сделать цифровое вещание рентабельным и для телекомпаний, и для зрителей? На все эти вопросы европейцы дают четкие ответы.
В Украине же переход на цифру непрозрачен и непонятен. Неизвестно кому принадлежащая монополия уже в этом году получит все возможности почти полностью контролировать телевидение в нашей стране. Объясним, как. В приведенной таблице — процент зрителей, принимающих телесигнал из разных источников в разных странах.
Мы видим, что процесс проникновения эфирного телевидения в разных странах неравномерен. И Украина — один из лидеров в эфирном покрытии. Украинский закон обязывает кабельные сети транслировать все присутствующие в эфире каналы. Таким образом, конкурс, который завершится этим летом решит, что именно будут смотреть 84% украинских граждан.
Решение это будет принимать Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания и компания «Зеонбуд», которой тем же советом было предоставлено монопольное право в распространении цифрового сигнала.
Процитируем упомянутый уже путеводитель ОБСЕ: «Процесс перехода на цифровое вещание должен быть основан на таких правовых и политических принципах, которые защищают и укрепляют свободу выражения мнении, свободу СМИ и доступа к информации. Если национальные органы государственной власти и управления не примут во внимание определенные принципы и правила, существует серьезная опасность негативных последствий цифровизации. К этим последствиям относятся: дальнейшая монополизация рынка СМИ государством или бизнесом, сужение плюрализма средств массовой информации, возведение новых барьеров на пути культурного и языкового разнообразия, а также свободного потока информации, независимого от государственных границ».
«Если в стране уже существуют проблемы монополизации и доминирования на рынке вещания, они лишь умножатся с цифровизацией — те, кто «имел» много, получат еще больше. Это означает, что в процессе цифровизации следует заниматься и этими вопросами. Предназначенные ограничить концентрацию СМИ, вопросы регулирования и транспарентности собственности становятся здесь еще более значимыми», — подчеркивают авторы издания.
Непрозрачность украинского процесса перехода на цифру уже неоднократно обсуждалась в СМИ, в том числе и в ZN.UA. Фактически «рубильник» от всех украинских каналов будет находиться в руках компании-монополиста. Никто до сих пор не знает, кому компания принадлежит, что в любом нормальном обществе является просто недопустимым. Если правы те, кто утверждает, что эта компания может принадлежать группе Фирташа—Хорошковского, «СКМ» и членам семьи гаранта Конституции, то именно эти люди будут определять, с кем и по какой цене заключать договора на трансляцию и заключать ли вообще. С компаниями, которые не лояльны к власти, такие договоры могут быть разорваны в любой момент. Либо может быть изменена цена за трансляцию. Уже сейчас эти цены значительно выше, чем цены концерна РРТ, особенно для небольших каналов. Тем более, что на прежнем аналоговом канале можно будет транслировать восемь цифровых каналов. Сравним, сколько платили ежемесячно телеканалы концерну РРТ ранее за трансляцию сигнала и сколько стоила бы такая трансляция на 1/8 этого канала у «Зеонбуда». Так, НТКУ и «Интер» ежемесячно платили концерну РРТ по 5 млн. грн., в то время как, к примеру, «СТБ» и «Новый канал» — по 667 тыс. грн. В 2013 году, к примеру, стоимость трансляции на 1/8 канала у «Зеонбуда» будет составлять приблизительно 4 млн. грн. для любой телекомпании. Таким образом, «Зеонбуд» получит в месяц около 32 млн. грн., стоимость же для небольших компаний вырастет в несколько раз.
Если и вправду «Зеонбуд» связан с некоторыми украинскими вещателями, то другие вещатели сразу же будут поставлены монополистом в неравные экономические условия.
Это еще больше проявится на рекламном рынке. Ожидается, что при 15-процентном росте телевизионного рекламного рынка в 2013 году он должен составить 4,4 млрд. грн. Каждый из общенациональных телеканалов в 2013 году должен будет заплатить «Зеонбуду» около 40 млн. грн. Это приблизительно 23% рынка от всей общенациональной рекламы. Если собственником «Зеонбуда» является кто-то из участников рынка, то эти 23% для него будут доходом. Для остальных 28 каналов остается 3,3 миллиарда гривен — приблизительно 120 млн. грн. на один телеканал. Таким образом, один общенациональный канал сможет заработать около 20 млн. долл. Сегодня бюджет общенационального канала не менее 100 млн. долл. Получается, что непонятно кому принадлежащий провайдер «Зеонбуд», используя стоимость распространения, сможет влиять на доходы большинства украинских телеканалов.
Группа «Интер» уже подала 12 заявок на участие в конкурсе по цифровому вещанию. Три заявки подала группа «1+1» и четыре — группа «Старлайт Медиа». Можно не сомневаться, кто укрепит свое монопольное положение.
Нерешенной остается судьба местного вещания. Большинство региональных телекомпаний вынуждены будут закрыться. С крупнейшими из них уже идут переговоры об их покупке от имени «главного» семейства страны. Естественно, скупка будет проводиться до предстоящих выборов.
Если учесть, что за средства государственного бюджета предполагается покупка приемных устройств для цифрового телевидения, то мы (как обычно) сами же заплатим за собственное оболванивание и обогащение монополистов. Более того, люди, которые в курсе происходящих событий утверждают, что решение о выделении 300 миллионов грн. из бюджета на приобретение адаптеров уже принято. Так что отступать власти теперь некуда, позади — «Зеонбуд».
Не будем останавливаться на огромном количестве процедурных нарушений в организации цифрового вещания. Основные опасности — в непрозрачности этого рынка. Мы до сих пор можем только догадываться, кому на самом принадлежит провайдер-монополист «Зеонбуд», самая большая медиагруппа в стране группа «Интер». Но мы можем не сомневаться — «переход на цифровое вещание», похоже станет главной угрозой не только для нашего европейского выбора, но и для демократии в Украине. Юлии Тимошенко сейчас не до этого, но не только ее, но и Арсения Яценюка, Сергея Тигипко, Анатолия Гриценко, Олега Тягнибока, любого другого кандидата в президенты украинские зрители перед выборами могут просто не увидеть, или увидеть только тех, кого захотят новые абсолютные телевизионные монополисты.
- Информация о материале
Страница 1317 из 1561
