Если верить Госкомстату, в 2010 году валовой объем сельскохозяйственного производства в Украине составил почти 160 млрд грн, или около $20 млрд. Но эта цифра выглядит впечатляющей только на первый взгляд: если из нее исключить выручку малых предприятий (точной информацией об их производстве Госкомстат не располагает, их реализация рассчитывается по косвенным данным), логистику, складирование, переработку и дотации, итог уменьшится до $9,1 млрд. Чуть более $2,4 млрд из этой суммы приходится на убыточное животноводство (в 2010 году с положительной рентабельностью сработали только производители молока и яиц: +17,7% и +13,1% соответственно). В итоге получится, что основные деньги — $6,7 млрд — аграрии заработали на зерновых.

Но и здесь все не так гладко: если разделить $6,7 млрд на 32 млн га пашни, удельная выручка в среднем составит 200 $/га. Для сравнения: по данным Евростата, польские аграрии зарабатывают на одном гектаре вшестеро больше ($1,2 тыс.), выручка фермерских хозяйств Великобритании ($2 тыс.) превышает украинский показатель десятикратно, французские аграрии выручают в 13 раз больше ($2,6 тыс.).

На этом фоне нормативная оценка стоимости гектара пашни от Госагентства земельных ресурсов Украины — $1,4 тыс. — выглядит изрядно завышенной. Поскольку при валовом доходе 200 $/га и рентабельности растениеводства в 20% до налогообложения, покупка земли в Украине будет окупаться бесконечно. Но на самом деле это не так.

«Землю оценили по урожаю 1984 года, — объясняет Михаил Стадник, глава правления ООО «Стиоми-Холдинг» (Хмельницкая обл.). — Когда проводилось распаевание, за основу брали урожай на каждом конкретном поле и оценивали его по ценам того времени». С тех пор полученная стоимость лишь индексировалась на величину инфляции, если ее годовое значение превышало 10%.

Даже без учета несовершенной методики индексации стоимость земли оказалась изначально заниженной. Дело в том, что, по официальным данным, средняя урожайность зерновых в середине 1980-х годов. составляла немногим более 30 ц/га, то есть была заниженной.

«В прошлом году мы собрали около 68 центнеров пшеницы с гектара», — с гордостью рассказывает фермер Григорий Ткаченко. Правда, по словам агрария, этот урожай стал для него абсолютным рекордом за 10 лет — в среднем урожайность пшеницы на его полях составляет 2–3 тонны с гектара. Но фермерское хозяйство Григория Ткаченко расположено под Черниговом, на бедных землях Надднепрянского Полесья. Когда там собирают 30 центнеров зерна с гектара пашни, урожай — к примеру, на севере Черкасской или на юге Киевской областей — доходит до 60 и даже до 80 ц/га.

По данным Владимира Моргуна, директора Института физиологии растений и генетики НАН Украины, отдельные отечественные агрохозяйства стабильно собирают по 80–100 ц/га. Конечно, такими урожаями могут похвастаться лишь те, кто тщательно следит за севооборотом, вкладывается в селекционные семена и тратится на удобрения. Так в Украине ведут хозяйство лишь полтора десятка крупных агрохолдингов и около 50 тыс. фермерских хозяйств, но на общую статистику их показатели практически не влияют, поскольку суммарно на их долю приходится менее 8 млн га сельхозземель из 40 млн гектаров.

Кстати, по оценке Украинского клуба аграрного бизнеса, инвестиции в «правильное» выращивание зерновых составляют около $1 тыс. в расчете на гектар и окупаются примерно за три-четыре года. Другими словами, чистая прибыль при таком ведении хозяйства превышает 250–300 $/га. Это более чем в десять раз больше официальных цифр Госкомстата и вполне сопоставимо с прибыльностью аграриев из стран Евросоюза.

Исходя из этих показателей, стоимость украинского чернозема должна быть хотя бы на уровне Польши, где за гектар пашни, по данным Евростата, предлагают от $6–9 тыс. Однако для Украины такая цена — во всяком случае сразу после отмены моратория — совершенно нереальна.

По словам Григорий Ткаченко, в его Лукашовке в первые годы после отмены моратория продадут паи от трети до половины бывших колхозников. «Думаю, за гектар пая будут просить $400–500, не больше, — говорит он. — Да больше и не дадут». 10–12 тыс. грн примерно за три гектара пая плюс еще 15–20 тыс. грн за сельскую хату будет достаточно, чтобы перебраться поближе к Чернигову — для многих пожилых сельчан это предел мечтаний.

«Сейчас есть 40 млн га земли, которая будет продаваться. Если сегодня эти 40 млн начать продавать на внутреннем рынке — какой будет цена этой земли? Она будет низкой. Рыночной цены не будет, — уверен Михаил Стадник. — Максимум земля сельхозназначения после отмены моратория будет стоить 500–600 $/га. А возможно, будет еще меньше».

О «внутреннем рынке» глава Стиоми-Холдинг упоминает неслучайно. Одним из главных условий отмены моратория в правительственном законопроекте прописана продажа земли исключительно гражданам Украины. Хотя логика такого запрета выглядит сомнительной — иностранным агрохолдингам, заинтересованным в украинских черноземах, обойти это ограничение будет достаточно просто. Правда, на это уйдет время, за которое крупные отечественные сельхозпредприятия смогут с минимальными затратами увеличить и без того крупные земельные банки.

Еще весной этого года одним из крупнейших украинских земле­владельцев был Ринат Ахметов: его сельскохозяйственные предприятия («Ильич-Агро», агрокомбинат «Слобожанщина») в сумме контролировали более 225 тыс. га. Приват­АгроХолдинг Игоря Коломойского располагал сельхозземлями площадью 150 тыс. га. Свыше 80 тыс. га обрабатывали сельхозпредприятия Петра Порошенко. После отмены моратория площадь подконтрольных им сельхозземель только увеличится, а созданные на пока еще арендуемых землях агропредприятия выкупят у крестьян паи, что автоматически увеличит их прибыльность.

«Сейчас земельный банк сам по себе, как это было в 2007–2008 годах, иностранцам малоинтересен, — рассказывал Контрактам в феврале аналитик BG Capital Дмитрий Ушенко. — Они ориентируются на работающий бизнес и его способность генерировать стабильный денежный поток».

Даже при нынешних урожайности и доходности крупные украинские агропредприятия зарабатывают не намного меньше европейских коллег. Продажа такого бизнеса сразу после отмены моратория — с учетом низкой стоимости земли на начальном этапе становления рынка — способна принести несколько тысяч процентов прибыли. В ближайшие годы эта цифра будет только увеличиваться — до тех пор, пока стоимость украинских сельхозземель не вырастет до среднеевропейских $6–10 тыс. за гектар.

 

У руководства едва созданной комиссии по коммунальным тарифам сегодня нет ни малейшего желания раскрывать карты. Но между фразами чувствуется – повышать будут. Без шума.

Первая пресс-конференция руководства Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг, – именно той, которая должна привести тарифы на «коммуналку» к «экономически обоснованному» уровню, – началась и закончилась ожидаемо. Словами главы новосозданного регулятора Валерия Саратова главный месседж встречи с журналистами звучал следующим образом: «Мы уже выходим на круг: вы задаете вопрос, а мы все равно не даем конкретики». Это Валерий Владимирович ответил на один из вопросов журналистов, которые безрезультатно пытались понять ненужную в таком деле, как тарифообразование, конкретику: когда, где, в какую сторону, на сколько.

К слову, проблемы с этой комиссией начались практически с момента принятия соответствующего закона летом 2010-го. И как уже видно сегодня – имеют те же шансы на благополучное разрешение, что и нынешнее состояние коммунальных сетей в Украине. И речь даже не о том, что регулятор должен был начать работу с 1 января текущего года. В качестве мало кому понятной «многоходовки» Президент сначала уволил Саратова с должности главы Севастопольской городской государственной администрации в наказание за завышенные тарифы по «коммуналке» – это было в первый день лета. А в середине лета назначил главой Нацкомиссии регулирования рынка коммунальных услуг. Причем с предыдущей должности Валерий Владимирович полетел благодаря «лестной» характеристике со стороны премьер-министра Николая Азарова.

«В Севастополе «Севтеплоэнерго» повысило тариф на услуги теплоснабжения в три раза! При этом тариф по-прежнему не покрывает себестоимость теплоэнергии, которая намного превышает среднюю по Украине. И это в южном компактном городе! Одновременно задолженность севастопольских теплоэнергетиков за газ достигла 117 млн. грн., за электроэнергию — 7 млн.! Такое возможно только в условиях полной бесхозяйственности и безответственности! Глава администрации Саратов самовольно согласовал такое решение, пошел на поводу у руководства коммунального предприятия — явно во вред людям».

После этих слов премьера первое, что сделал Янукович – подписал указ об увольнении Саратова. Правда, потом ему ничего не помешало назначить то же лицо на должность, отвечающую за тарифы по всей стране, а не в «южном компактном городе».

Зная эту предысторию, становиться легче понять, позицию и ответы Саратова на вопросы журналистов касательно будущего повышения тарифов на «коммуналку».

«Наша задача сегодня – тарифы посчитать. Какие будут действия правительства и Президента – я не могу сейчас сказать. Вы поймите главное, где будет компенсация, повышение каких-то цен – я не знаю. Я еще раз говорю – это не вопрос комиссии. Мы – экономисты. Мы посчитали и сделали. Но эту проблему великолепно понимает Президент. Просто великолепно. Я когда его слушал, – он с нами час беседовал, – он эту проблему великолепно понимает», – продолжает руководитель органа, который по закону обязан еще и устанавливать тарифы для подчиненных ему предприятий-лицензиатов. Глава комиссии, призванной решить раз и навсегда все разночтения в тарифном вопросе. В масштабах страны.

Примерно в таком вот духе, – без конкретики («то, что мы сегодня делаем – вот это конкретно» – слова главы комиссии), – Саратов покинул журналистов. Однако остался его заместитель – Юрий Хиврич. В прошлом – министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (после Админреформы превратился в первого зама Виктора Тихонова, а 1 июня был уволен вместе с Саратовым. Если верить премьер-министру: также не справился с «тарифным вопросом»).

Юрий Егорович честно признался, – правда, уже в лифте (его срочно вызвал к себе Саратов), – тарифы повышаться будут. Звучало это с надеждой на понимание ситуации: «Одно хочу сказать – правильно председатель (Саратов – Ред.) сказал, что тарифы в последний раз поднимались в 2008 году. А за это время практически на 35-40% поднялась электроэнергия. Она только в этом году на 20% поднялась. И за это время, вы видите сами, – на 50% поднялся газ. И мы пока не урегулировали этот вопрос. Вы меня поняли… Да?», – закончил он.

И действительно все стало понятно. И то, как первый вице-премьер Андрей Клюев (сразу же после увольнения Саратова и Хиврича в июне) говорил о том, что к отопительному сезону должны быть введены единые «деревянные» тарифы на «коммуналку» по всей стране. И то, как Президент всю весну на телекамеры отчитывал премьера по поводу несправедливых тарифов. И то, как сам Виктор Федорович еще в минувшем году говорил о наболевшем «тарифном вопросе». И даже аналогичные разговоры представителей ушедшей власти. Видимо, роковая для любых чиновников и политиков ноша с аббревиатурой «ЖКХ» в нынешних украинских реалиях и в правду остается ни для кого не подъемной. Поэтому и остается: говорить о понимании проблемы Президентом, уходить от любой конкретики, а после отмашки сверху желательно без лишнего шума повышать тарифы и заходить на начало очередного круга.

 

Хотя мало кто верит в то, что в Украине идет реальная борьба с коррупцией, количество уголовных дел против бывших и нынешних вип-чиновников впечатляет. Правда, пропорции неравнозначны: хотя власть говорит о сотнях дел против ныне действующих чиновников, в основном, они касаются не высшего эшелона. Это, конечно, можно объяснить тем, что нынешние випы у руля всего полтора года, да и ведут себя осторожнее, но факт остается фактом: из 20 человек от зама министра и выше, информацию о которых собрала «Сегодня», лишь трое представляют нынешнюю власть. Хотя и трое - уже немало, учитывая, что за время независимости действующие чиновники такого уровня за решетку не попадали вообще.

Что касается дел против бывшей власти, то силовые органы утверждают, что идет борьба с коррупцией. Оппозиция говорит о том, что это политические репрессии и элемент запугивания, а также избирательное правосудие. Мол, может быть, бывшая власть и коррумпированная, но точно так же, как и нынешняя - но против нынешней дел мало. Впрочем, даже в таком случае у всех этих дел есть одно неоспоримое преимущество - за коррупцию в стране начали судить крупную рыбу. И это должны помнить и нынешние правители: если власть поменяется, новые правители с большой долей вероятности попытаются их также привлечь на скамью подсудимых. А значит надо иногда и честь знать.

К слову, в среде чиновников есть некоторое беспокойство в связи со вступлением в силу нового закона о коррупции. Мол, пока ничего особо не поменялось, но через какое-то время, когда в верхах потребуют «статистику» по коррупции, «органы» обрушат на бюрократию свой карающий меч и полетит много голов. Но это в будущем. Пока же разберемся, что происходит сейчас.

Мелкие поводы

Первое, что бросается в глаза при анализе ряда дел против оппозиции, - это довольно мелкие поводы. Например, Юрия Луценко обвиняют в незаконном продвижении по службе своего водителя (при этом в отношении Юрия Витальевича ходили слухи о намного более серьезных преступлениях). Макаренко и Диденко просто попали под раздачу за то, что выполняли указания премьера Юлии Тимошенко по изъятию газа у «РосУкрЭнерго». Хотя, например, господин Макаренко возглавлял таможню - одно из самых коррумпированных ведомств в государстве. Довольно странно, что ничего более серьезного на него так и не накопали.

Исключение составляют экс-министр экономики Данилишин и бывшие руководители Госкомрезерва и ряд других министров. Против них обвинения как раз серьезные и профильно-коррупционные (Данилишина обвиняют в нарушениях во время проведения тендеров с одним участником, а «резервников» - в разворовывании «закромов Родины»).

Как пояснил нам один из видных представителей действующей власти, за мелочи «хватают» потому, что именно по этим моментам собрана доказательная база. А более серьезное - недоказуемо. «Тем более, что за последние лет пять правоохранительные органы основательно деградировали и с трудом поднимают какие-то серьезные задачи», - говорит политик. Кроме того, как говорят злые языки, наша элита (как провластная, так и оппозиционная) настолько взаимосвязана в плане коррупции, что раскрытие по-настоящему серьезных схем прежней власти автоматически ударит и по некоторым представителям нынешней.

Кому что?

Пример экс-замглавы Госкомрезерва Синьковского, который получил 10 лет, показывает: большинству обвиняемых светят реальные сроки, причем немаленькие. Что касается «жертв обстоятельств» вроде Макаренко и Диденко, то здесь - ввиду отсутствия личной заинтересованности - возможны варианты: либо реальный срок, либо с отсрочкой исполнения. Тюремный срок вполне может быть «выписан» и для Юрия Луценко. А вот что касается «подсудимой №1» Юлии Тимошенко, то в последнее время все чаще стали говорить о том, что ее тоже посадят, но политолог Михаил Погребинский с этим не согласен: «Допускаю, что реальный, но мягкий срок получит Луценко, но в отношении Тимошенко - не верю. Да, она провоцирует власть на арест, но не думаю, что власть пойдет на это. В полномочиях судьи - вынести приговор ниже минимальной планки, и для власти выгоднее, чтобы Тимошенко получила условный срок».

«Нужно разобраться и с нынешними»

Политические мотивы порой видят и в делах, которые заводят против представителей нынешней власти. Кроме того, оппозиция говорит, что некоторых нынешних чиновников (из числа наименее политически влиятельных) берут специально, чтобы показать борьбу с коррупцией - мол, не только бывших сажают.

Впрочем, четкие политические моменты можно усмотреть лишь в случае с бывшим хозяином Крыма Гриценко: как магнит для всех недовольных нынешней крымской властью он, естественно, не может устраивать нынешнюю команду. Но даже в этом случае никто не берется говорить о чисто политических репрессиях - уж слишком много сказано о махинациях с крымской землей.

Что касается председателя Союза левых сил Василия Волги, то здесь хоть ситуация и спорная, но далекая от политики: Волгу обвиняют во взятках (причем даже неофициально говорят, что «Вася слишком много хапал»), а сторонники Волги говорят, что стали жертвой козней со стороны мошенников из кредитных союзов, с которыми вел войну, а его место в Госфинуслуг освобождают под кого-то другого.

С другой стороны, ощущение тотальной борьбы с коррупцией пока действительно отсутствует. В то время как одних чиновников сажают за сомнительные тендеры, появляется информация о новых сомнительных тендерах - и никаких последствий она за собой не несет.

«Тот же Данилишин вообще не воспринимался как политик, да и с бывшими руководителями Госрезерва, уверен, не все в порядке. Однако власти, чтобы не было ореола политических репрессий, нужно разобраться и с сегодняшними тендерами, и с тем, что творилось в госрезерве до и после Поживанова», - советует политолог Владимир Фесенко.

Уголовные дела против власти: ТОП-20

Бывшая власть

Юлия Тимошенко, премьер-министр в 2007-2010

Обвинение: превысила полномочия, единолично дав директивы на подписание газового контракта, который привел к ущербу для государства на 1,5 млрд гривен. Грозит лишение свободы от 7 до 10 лет.

Сейчас: под подпиской о невыезде, идет суд. После этого еще должны состояться суды по нецелевому использованию денег Киотского протокола и закупке некондиционных машин скорой помощи.

Юрий Луценко, глава МВД в 2007-2010

Обвинение: нанесение ущерба государству в размере 978 тысяч грн. (незаконное предоставление квартиры сотруднику, выделение средств на празднование Дня милиции). Грозит лишение свободы от 7 до 10 лет.

Сейчас: находится в СИЗО, идет суд.

Богдан Данилишин, глава Минэкономики в 2007-2010

Обвинение: одобрил процедуру закупок у одного участника, которая привела к ущербу для государства в размере 4,5 млн грн. Грозит от 5 до 10 лет.

Сейчас: находится в Чехии, где получил политическое убежище, идет следствие.

Виктор Бондарь, министр транспорта в 2005-2006

Обвинение: дал разрешение на строительство на гостерритории, которое привело к убыткам государства на 5,5 млн грн. Грозит от 5 до 10 лет.

Сейчас: находится на подписке о невыезде

Георгий Филипчук, глава Минэкологии в 2007-2010

Обвинение: нецелевое использование денег Киотского протокола, грозит от 3 до 6 лет.

Сейчас: находится в СИЗО, следствие закончено, дело передано в суд.

Валерий Иващенко, и. о. министра обороны в 2009-2010

Обвинение: дал разрешение на незаконную приватизацию госпредприятия, грозит от 3 до 6 лет.

Сейчас: находится в СИЗО, дело передано в суд.

Евгений Корнейчук, первый замминистра юстиции в 2007-2010

Обвинение: дал разрешение на проведение сомнительного тендера по юридическому обслуживанию «Нефтегаза», что привело к ущербу в 1,5 млн грн.

Сейчас: отпущен на подписку о невыезде, идет следствие, дело может быть закрыто.

Александр Давыдов, замминистра транспорта в 2008-2010

Обвинение: лоббирование интересов одной из авиакомпаний, грозит от 3 до 6 лет.

Сейчас: находится на подписке о невыезде, дело передано в суд.

Владимир Работнев, замминистра транспорта в 2009

Обвинение: разглашение гостайны в коммерческих целях, грозит от 5 до 8 лет.

Сейчас: находится на подписке о невыезде, дело передано в суд.

Михаил Поживанов, глава Госкомрезерва в 2008-2010

Обвинение: закупка нефтепродуктов в госрезерв по завышенным ценам, ущерб государству - 35 млн грн., грозит от 5 до 10 лет.

Сейчас: находится в Австрии, где попросил политического убежища, идет следствие.

Татьяна Слюз, глава Госказначейства в 2007-2010

Обвинение: нецелевое использование денег Киотского протокола, грозит от 3 до 6 лет.

Сейчас: находится в розыске, идет следствие.

Анатолий Макаренко, глава таможни в 2009-2010

Обвинение: дал команду растаможить принадлежащие «РосУкрЭнерго» 11 млрд «кубов» газа. Грозит от 7 до 10 лет.

Сейчас: находится в СИЗО, идет следствие.

Игорь Диденко, первый зампредседателя «Нефтегаза» в 2008-2010

Обвинение: подписал договор о продаже принадлежащих «РосУкрЭнерго» 11 млрд «кубов» газа. Грозит от 5 до 10 лет.

Сейчас: находится в СИЗО, дело передано в суд.

Николай Синьковский, замглавы Госкомрезерва в 2007-2010

Обвинение: хищение госсредств на сумму 500 млн грн.

Сейчас: по приговору суда получил 10 лет.

Валерий Никитин, замглавы Госкомрезерва в 2008-2010

Обвинение: хищение госсредств на сумму 243 млн грн. при закупке сахара в госрезерв.

Сейчас: находится в СИЗО, идет следствие.

Николай Петренко, директор «Укрмедпостач»

Обвинение: закупка некондиционных машин скорой помощи, ущерб на 500 тысяч грн.

Сейчас: находится в СИЗО, идет следствие.

Виктор Колбун, зампредседателя главы правления Пенсионного фонда в 2008-2010

Обвинение: заключил договор с фиктивной компанией, ущерб 6 млн грн., грозит от 5 до 10 лет.

Сейчас: находится в СИЗО, следствие закончено, дело передано в суд.

Нынешняя власть

Василий Волга, председатель госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины в 2010-2011

Обвинение: вымогательство и получение взятки в $500 тысяч, грозит от 8 до 12 лет.

Сейчас: находится в СИЗО СБУ, ведется следствие.

Анатолий Гриценко, председатель Верховного Совета Крыма в 2006-2010

Обвинение: противоправное прекращение совхозу «Азовский» права пользования участком площадью 4,8 тысяч га, превышение власти при выделении земель коммерческому предприятию и нарушение порядка выплаты матпомощи. Ущерб около 25 млн грн. Грозит от 7 до 10 лет.

Сейчас: находится в СИЗО, следствие закончено, дело передали в суд.

Богдан Преснер, замминистра экологии в 2010

Обвинение: получение взятки за содействие в назначении на должность руководителя областного уровня, составляла $200 тысяч, грозит от 8 до 12 лет.

Сейчас: находится в СИЗО, дело передано в суд.

Министерство внутренних дел и Государственная миграционная служба разрабатывают законопроект, согласно которому лицам, имеющим двойное гражданство, запрещается работать на государственной службе.

Об этом в ходе круглого стола "Двойное гражданство в Украине - жизненная необходимость или угроза национальной безопасности" сообщила начальник отдела гражданства Госдепартамента по вопросам гражданства и миграции и регистрации физлиц Министерства внутренних дел Ирина Фадеева.

По ее словам, соответствующий законопроект уже подавался на рассмотрение Верховной Рады, но был ею отклонен.

Чиновники с иностранным гражданством имеют доступ к украинской гостайне

"Сейчас опять этот вопрос рассматривается, и мы вместе с Государственной миграционной службой и другими органами центральной власти готовим законопроект, который в дальнейшем будет внесен на рассмотрение", - сказала чиновница.

По мнению Фадеевой, пребывание лиц с двойным гражданством на государственных должностях, которые предусматривают доступ к гостайне, может представлять опасность для государства.

"Поэтому периодически возникает вопрос, что не могут на госслужбе (работать) и какие-то высокие посты занимать люди, которые, кроме украинского гражданства, имеют еще и гражданство другого государства", - добавила она.

Слова Фадеевой подтвердила первый заместитель директора департамента паспортной работы и гражданства Госмиграции Татьяна Никитина.

"На сегодняшний день мы этой проблемой занимаемся и готовим новый проект закона, которым предлагаем внести изменения в законодательство о государственной службе, милиции и о других органах, которые имеют властные полномочия. Двойного гражданства в связи с исполнением соответствующих функций этими представителями власти не должно быть и быть не может", - подчеркнула она.

Фадеева отметила, что государство не может ограничить право на выбор человеком гражданства, но намерена обязать его предоставлять информацию о наличии другого гражданства, кроме украинского.

Напомним, 4 августа заместитель председателя Рады Николай Томенко заявил о намерении предложить парламенту закрепить в законодательстве императивную норму о запрете пребывания на государственной службе лиц, имеющих двойное гражданство.

В сентябре 2010 года Рада отказалась усовершенствовать механизм предотвращения двойного гражданства в Украине.

По данным Земельного союза Украины, около 48% отечественных земель находится в госсобственности, оставшимися 52% владеют частные лица.

Кто собственник

Общая площадь Украины — свыше 60 млн гектаров. То есть государство позволило частным субъектам приватизировать чуть более половины из них, а 29 млн га остались в его собственности.

В Украине общее количество приватизированных участков составляет около 25 млн единиц. Из них 6,9 млн — паевые земли для ведения товарного сельхозпроизводства, попадающие под действие моратория. Остальные (земли для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных построек) — около 10 млн единиц, под гаражное строительство — приблизительно 1 млн, для ведения садоводства — 770 тыс., под дачное строительство — 25 тыс. Общее количество участков, которые могут находиться во вторичном обороте, — примерно 17 млн. «Земли вблизи крупных городов практически все выкуплены, а в отдаленных районах свободные участки остались», — говорит Сергей Костецкий, аналитик компании SV Development.

По оценке Андрея Кошиля, президента ассоциации «Земельный союз Украины», за время действия моратория количество транзакций по смене собственников паевых земель составило всего 88 тыс. из 6,9 млн (исключая наследование и легальные операции в тот период, когда мораторий прерывался). Схемы отчуждения сельхозземель применялись разные, например, участок передавался за долги или изменялось целевое назначение с последующим отчуждением земли. Причем спросом пользовались участки, расположенные вблизи крупных городов и пригодные для строительства различных объектов. В целом земель, попадающих под действие моратория, у спекулянтов немного. Эти участки в основном находятся у граждан, которые получили их в процессе паевания.

Из­за законодательного запрета легальный рынок сельхозземель до сих пор не функционирует, поэтому рыночной цены на эти земли нет. «Я не думаю, что есть люди или организации, которые захотят покупать участки по любой предложенной им цене. Аграрии говорят о ценовой планке в $600–900 за гектар, хотя это очень усредненный показатель. Участок на болоте, на котором сеять ничего нельзя, стоит очень дешево. А первоклассный чернозем с удобным подъездом и ирригацией будет, конечно, стоить совсем других денег», — рассказывает Андрей Кошиль. «Агробизнес рентабелен, когда сотка земли стоит не более $50», — добавляет Ярослав Цуканов, независимый эксперт по недвижимости. Он прогнозирует, что с отменой моратория стоимость земли снизится из-за большого количества легальных участков.

Тем не менее снятие запрета на продажу сельхозземель не повлияет на уже существующий рынок земель. «В Украине земли под застройку активно скупались возле крупных городов. При этом общая площадь застройки составляет всего лишь 4,2% от всей территории. Кроме того, все интересные участки сельхозназначения были выкуплены во время докризисного ажиотажа и уже изменили целевое назначение. Сейчас земель под сельхозпроизводство рядом с крупными городами практически нет», — констатирует Андрей Кошиль. «Основная масса проектов уже построена на землях личного сельского хозяйствования с изменением целевого назначения, поэтому с отменой моратория бума строительства не будет. Процедура продажи сельхозземель не только не упростится, но может усложниться», — прогнозирует Сергей Костецкий.

Кадастрофа

В начале августа президент Украины Виктор Янукович подписал принятый 7 июля 2011 года Верховной Радой закон о земельном кадастре. Документ наведет порядок на рынке земель, поскольку предполагает создание единой информационной базы об участках, определение их границ, целевого назначения, оценку земли, учет владельцев. «Сегодня учет участков ведется хаотично. Даже начальники управления земельных ресурсов районов не могут рассказать о том, что творится в подконтрольных им земельных ведомствах, провести оценку состояния украинской земли», — говорит Ярослав Цуканов. Он вспоминает, что в начале процесса приватизации земельным участкам не присваивались кадастровые номера, а запись о собственниках велась в специальных учетных книгах, в которые вносились данные по мере поступления госактов на землю, причем никакой упорядоченности не было.

В 2003 году Всемирный банк выделил Украине кредит в $195 млн на создание земельного кадастра. Однако наличие денег не решило накопившихся проблем. «Отсутствие нормально функционирующего кадастра было выгодно в первую очередь тем, кто занимался теневыми операциями с землей. Кроме того, долгие годы велась борьба за сам реестр — органы местного самоуправления, Минюст и Гос-комзем конкурировали за право вести его», — говорит Андрей Кошиль.

Точкой кипения стала скандальная сессия Киевсовета 1 октября 2007 года, когда столичные депутаты от Блока Леонида Черновецкого и «Нашей Украины» тайно раздали 300 участков общей площадью около 2 тыс. га, или 3% площади столицы.

Создание единого реестра упорядочит рынок, но проблем не избежать. «Для проведения инвентаризации приватизированной земли необходимо, чтобы все владельцы участков получили кадастровые номера. Но тот, кто в этом не заинтересован, не будет идти на контакт с земельным агентством. Поэтому на создание системы кадастра может уйти немало лет», — подытоживает Ярослав Цуканов.

Тимошенко арестовали. Мало кто сомневается, что в ближайшее время ее посадят. И надолго. Теперь интереснее другое: когда автозаки приедут за остальными. Мнения по поводу необходимости ареста Тимошенко до приговора суда разошлись. Некоторые эксперты предрекали, что экс-премьера за неуважение к суду лишат свободы в ближайшие дни, поскольку представители прокуратуры уже раз пытались это сделать. А она сама регулярно на это нарывалась. Другие все же думали, что делать из Тимошенко «узника совести» было бы глупо, и власть на это не пойдет. А если и решится, то защита добьется ее освобождения из СИЗО своими аппеляциями.

Непонятно, что сподвигло судью Родиона Киреева в этот раз удовлетворить просьбу прокурорских – то ли выступление премьера Николая Азарова в суде, с которым его предшественница вела ярую перепалку, то ли заглянувший в суд на «огонек» министр топлива Юрий Бойко, которого Тимошенко неоднократно называла причастным к компании «РУЭ», то ли звонок судье сверху, то ли нелады правой руки с левой – сказать с полной уверенностью не представляется возможным. Однако взятие Тимошенко под стражу точно не могло произойти без молчаливого согласия Запада. И, в первую очередь, США. Говорят, что именно голос из-за океана помешал арестовать экс-премьера еще перед Новым годом. За восемь месяцев этого года, видимо, все поменялось. Или к голосам просто перестали прислушиваться. Вон Россию и Китай критикуют за ситуацию с правами человека, и ничего...

После пятничного события начали рассуждать, что будет теперь. Ведь то, что Тимошенко окончательно посадят уже в ближайших три-четыре недели, уже вряд ли у кого-то вызывает вопросы. Будут ли для власти последствия посадки экс-премьера? Попробуем предположить, что серьезных негативных последствий для нее не будет. Пока. Опять же, Западу сегодня не до Тимошенко и ее проблем. Несомненно, что в рейтингах прав и свобод человека Украина слетит к уровню банановых стран. Но, судя по реакции нынешней власти на подобные рейтинги, лично ей они не страшны - и впускать украинских чиновников на Запад будут, и выпускать. А для того чтобы с Януковичем там поступали так, как с Кучмой на Пражском саммите НАТО в 2002 году, одной посадки Тимошенко явно мало.

Что будет с партией ЮВТ? Пока ее окончательно не посадят, она будет в состоянии мобилизации. А потом… Не секрет, что в «Батькивщине» на сегодняшний день не готовы к партизанской борьбе. Партийное знамя перейдет, скорее всего, к Александру Турчинову. Но как долго он сможет консолидировать партию, если серьезного финансирования ей никто из страха не предоставит? Судя по всему, уже с сентября, когда Верховная Рада возобновит свою работу, фракция БЮТ-Б начнет активно терять штыки. Тем более, в отношении обезглавленной «Батькивщины» точно применят всяческие методы раскола (например, в СМИ уже появился некий якобы утвержденный «предвыборный список» «Батькивщины», в котором многим нынешним соратникам Тимошенко места не нашлось). Желающие выбить руководящее кресло из-под Турчинова или оторвать ломтик партии точно найдутся. Стоит вспомнить хотя бы, как раскалывали некогда монолитный Народный Рух. С чем придет к выборам «Батькивщина», если ее к осени будущего года не уничтожат вообще? Только с Тимошенко в тюрьме. Хватит ли этого, чтобы попасть в Раду при условии, что власть обязательно натравит на партию ЮВТ подготовленных ею «конструктивных» оппозиционеров?

И, последнее. Главный итог пятницы 5 августа 2011 года – никто из имеющих в этой стране власть или деньги теперь не будет спокойно спать. Им четко дали понять: сегодня отправили в СИЗО Тимошенко, а завтра - в автозак запроторят их. Не помогут ни деньги, ни армии охранников, ни презумпция невиновности. Автозаков и камер точно хватит на всех.