Статьи
Недавно главное управление Национального банка Украины заявило о росте количества нарушений валютного законодательства со стороны банков. Как заявил регулятор, речь идет о несоблюдении порядка формирования и предоставления в Нацбанк статистической отчетности по валютным операциям, а также достоверности представляемой ему информации.
Более того, в НБУ наблюдают тенденцию к увеличению числа таких нарушений. «На протяжении первого полугодия 2011 г. главным управлением составлено 170 протоколов нарушения валютного законодательства и принято 152 постановления о привлечении к ответственности за нарушение валютного законодательства. Это более чем в два раза превышает показатели за аналогичный период прошлого года»,— говорится в сообщении Национального банка.
В качестве ответной меры регулятор «рекомендовал» топ-менеджменту финучреждений усилить контроль над сроками и качеством статистической отчетности, которая подается в главное управление.
Впрочем, сами банкиры свою вину в данной ситуации не признают, но и не отрицают, что такие нарушения были. По словам председателя правления банка «Хрещатик» Дмитрия Гриджука, исходя из анализа деятельности участников банковской системы, данные нарушения являются исключительно субъективным фактором, и умышленно искажать такую отчетность банки не станут. «Это всего лишь технические неурядицы, возникшие вследствие непонимания и недоработки данных определенными работниками. Впрочем, конечно же, не последнюю роль здесь играет и организационно-управленческая политика правления банка, что подразумевает в данном конкретном случае отсутствие четкого контроля над составлением отчетности и последующего контроля»,— поясняет он.
Придерживается подобного мнения еще один банкир. «Не думаю, что банки преднамеренно подают недостоверную информацию в НБУ. Речь идет о банальных ошибках, обусловленных человеческим фактором»,— рассуждает о сложившейся ситуации казначей «Банка Национальный кредит» Василий Невмержицкий. По его словам, объем информации, представляемой коммерческими банками по валютным операциям в НБУ, достаточно велик. Статистическая отчетность, относительно которой обеспокоен Нацбанк, составляет около трети от всей отчетности, которую предоставляют финучреждения. Что, соответственно, существенно повышает риски ошибок.
Что же касается зафиксированного НБУ увеличения числа фактов представления недостоверной информации, то это может быть вызвано, по мнению экспертов, усилением внимания регулятора к мелким нарушениям. То есть, по сути, нарушения имели место в прошлом году, а в текущем равным счетом ничего не изменилось. К тому же вполне вероятно, что рост числа просроченной отчетности напрямую связан с фиксируемым увеличением объемов недостоверной информации. То есть, исправляя ошибки в поданной вовремя отчетности, банки уже не успевают отправить документы в срок.
Впрочем, экономист инвестиционной группы «Арт-Капитал» Олег Иванец, как человек «со стороны», считает, что банки «мудрят» с отчетностью, когда есть угроза нарушения ключевых нормативов НБУ. «Но сейчас появился еще один повод — НБУ принял ряд мер (в целях удержания инфляции и снижения давления на гривню), вылившихся в уменьшение ликвидности рынка и каждого банка в частности. В целом выполнение этих новых норм НБУ невыгодно банкам, поскольку снижает их доходность, поэтому вполне вероятно, что банки ищут пути уклонения от новых норм»,— размышляет аналитик. В то же время, по его словам, для НБУ новые нормы крайне важны, поскольку призваны стабилизировать ситуацию на валютном рынке и сдержать инфляцию, а следовательно, НБУ будет достаточно жестко контролировать их выполнение.
Нарушение этих нормативов может привести к неплановой проверке НБУ и, возможно, даже вводу временной администрации, что, соответственно, негативно скажется на репутации такого банка.
Впрочем, у Национального банка достаточно мер влияния, при помощи которых он может бороться с недобросовестным выполнением валютного законодательства. Могут пострадать банки и финансово. Так, согласно данным банкиров, штрафы за нарушение валютного законодательства очень существенны и могут составлять от 100 не облагаемых налогом минимумов до 100% от объемов проводимых сделок и даже лишения лицензии.
К тому же подобная халатность со стороны банков может иметь последствия не только для самих банкиров, но и для экономики страны в целом. Ведь даже мелкие нарушения, в особенности в части достоверности представляемой отчетности, в определенных ситуациях могут иметь вполне ощутимые последствия. Так, некоторая отчетность используется для формирования макроэкономических показателей, как, например, платежный баланс. И представление ошибочной информации приведет к искажению глобальных данных.
Впрочем, по мнению Василия Невмержицкого, поводов для паники пока нет. «Полагаю, что своим отчетом регулятор прежде всего намеревался обратить внимание коммерческих банков на проблему, стимулируя их более внимательно относиться к подаваемой отчетности»,— заключает он.
- Информация о материале
Благодаря недореформе пенсионной системы, автором которой и был вице-премьер, Родина своим трудоспособным гражданам может предложить еще меньше, чем раньше: дорогое и некачественное образование, дорогое и слабое медицинское обслуживание, дорогое и безкредитное жилье, теневые зарплаты, долгий (теперь 30-ть лет) трудовой стаж и, в итоге, смешная пенсия. И все это ради того, чтобы десяток тысяч привилегированных пенсионеров продолжали не в чем себе не отказывать. А МВФ дал очередной транш. Такого политического самоуничтожения Украина еще не видела. За одну ночь голосования в ВР пенсионной реформы Сергей Леонидович, когда-то мечтавший стать президентом, одномоментно лишил себя всей женской части электората и существенной части мужского. Ради чего?
Что приняли
Текст принятой реформы фактически оставил неизменным вариант документа, одобренный в первом чтении. Его основные положения суммируются в нескольких пунктах: повышение пенсионного возраста у женщин, увеличение трудового стажа, в том числе для инвалидов, увеличение выслуги лет для военнослужащих, формальное ограничение вип-пенсий, изменение механизма начисления пенсий. О втором уровне пенсионного обеспечения - накопительном страховании – новая реформа ничего не говорит. Этот уровень, напомним, собираются запускать только после достижения бездефицитности пенсионного фонда. То есть - после дождичка в четверг. Пока что принятый парламентом вариант напоминает вынужденное полурешение, закрепляющее совсем уж необходимые для срочного спасения пенсионного фонда меры. Вкупе с необходимостью получить кредит МВФ эти две мотивации более всего и двигали той группой нардепов, которая нажимала кнопки «пенсионной ночью». На реформе, таким образом, лежит родовая отметина конъюнктурности и временности.
Базовые элементы нового пенсионного законодательства сводятся к следующему.
Повышение пенсионного возраста для женщин. В течение трех лет, после вступления закона в силу, женщины смогут выйти на пенсию по выбору - либо в 55 лет, либо в 60. В последнем случае им положена пенсия побольше. При этом закон «намекает», что лучше выходить на заслуженный отдых попозже: если женщина выбирает 55 лет, то она потеряет 0,5% пенсии за каждый месяц досрочного выхода на пенсию. В год это составит 6%, следовательно, за пять лет - 30%. Повышение пенсионного возраста для женщин будет происходить в течение 10 лет – по полгода каждый год. За каждые полгода дополнительного стажа предусмотрена компенсация в размере 2,5%.
Соотношение пенсии и трудовой деятельности. Работник, достигший пенсионного возраста, в случае продолжения трудовой деятельности за каждый проработанный год получит надбавки: с первого по пятый год - на 6% (что выше нынешней надбавки в 1%), а за период более 5 лет - по 9% к пенсии ежегодно.
Трудовой стаж. Увеличен и мужчинам и женщинам на 10 лет, и составляет, соответственно, 35 и 30 лет. Социальная пенсия – жалкие 50% от минимальной – полагается также не всем, а только тем, у кого есть минимальный стаж. Этот стаж увеличивается с 5 до 15 лет. Те, кто не имеет и 15 лет стажа, остаются без пенсий!
Возраст выхода на пенсию для госслужащих установлен в 57 лет для женщин и 62 года для мужчин. Аналогично – в 62 – должны теперь выходить на пенсию ученые и педагоги-мужчины, но лишь при наличии стажа не меньше 20 лет. Правда, при выходе на пенсию работники бюджетной сферы могут получить единоразовую помощь в размере 10 минимальных пенсий.
Выслуга военным увеличивается с 20 до 25 лет.
Изменение формулы начисления пенсий. Здесь таится большая «загогулина». Сверхнормативный стаж превращен в нормативный, и потому эти 10 лет «отбирают» из пенсии каждого украинца, в среднем, по 80 гривен. Изменение формулы расчета пенсии заберет у новых пенсионеров еще больше. По словам бывшего первого замминистра труда и соцполитики Павла Розенко, это будет сделано за счет того, что база расчета пенсий будет браться не за последний год, а в среднем за три последних. Если подсчитывать среднюю зарплату с 2008 года, то получится сумма в 1750 гривен. «Таким образом, база начисления каждой пенсии уменьшится на 250 гривен - и это приблизительно минус 130 гривен на каждой пенсии», - считает эксперт.
Ограничение спецпенсий. Установлено в 10 минимальных зарплат. Таким образом, цифра самой высокой пенсии будет равняться примерно тысяче долларов – 7640 грн. Ограничение спецпенсий стало одним из самых спорных моментов нынешней реформы. По словам Тигипко, сегодня в Украине 14 тысяч привилегированных пенсионеров. Более всего – по 16 тысяч гривен – получают бывшие министры и Генпрокурор, по 13 тысяч – депутаты. Урезать эти пенсии мешает Конституция, статья 22 которой запрещает сужать имеющиеся социальные права. Похоже, что данная норма введена для впечатлительного электората, поскольку носитель большой пенсии, якобы пострадающий от данной нормы, запросто вернет себе свою пенсию через суд.
Пенсионную реформу накрывает «тень»
Предложенные изменения являются лишь переформатированием существующей пенсионной системы в сторону ужесточения, но никак не радикальной, подлинной, реформой. С одной стороны, это не плохо, ибо любые радикальные варианты окончательно загнали бы людей в нищету, с другой – предлагаемый набор мер может решить проблемы пенсионного фонда лишь в краткосрочной перспективе. Благодаря агитационной работе Тигипко и Госкомстата, мы уже выучили, что каждый работающий в Украине содержит одного пенсионера: последних уже 13,766 млн, а плательщиков в ПФ на постоянной основе – 14 млн. То есть, в данном случае, самым актуальным вопросом, который пенсионная реформа решить не может, хотя напрямую с ней связана, остается детенизация зарплат и легализация неофициальной занятости. 4 млн человек в Украине работают в тени. 2,5 млн оформлены на минимальную зарплату - 960 гривен. Средняя зарплата в Украине составляет 2533 гривни. При этом перераспределения социального взноса между работником и работодателем не происходит. То есть, источников поступления в пенсионный фонд больше не становится, огромная социальная нагрузка на пенсионную систему сохраняется, а, следовательно, нынешняя реформа – всего лишь ситуативное латание дыр и формальные игры перед получением кредита МВФ.
Конечно, власть расписывает перспективы детенизации зарплат и повышения сознательности работников, которые, дескать, начнут теперь судиться с работодателями, требуя платить «по-белому» (что весьма и весьма сомнительно). Доверия к негосударственным накопительным фондам, которые должны стать основой второго уровня пенсионной системы, у людей нет – они ассоциируются с финансовыми пирамидами и банкирами, наживающимися на пенсиях трудящихся. К тому же, сроки введения этого второго уровня неизвестны.
Запад нам не пример
Власть также ссылается на европейский опыт повышения пенсионного возраста. Мол, и у них тоже возраст повысили. При этом в Европе не только иная продолжительность жизни, но и иной порядок пенсионных цифр. Давайте посмотрим, насколько новая реформа приблизила нас к социальным стандартам Европы, с учетом того, что эти стандарты там еще и ухудшились в связи с антикризисными мерами.
В Германии пенсионный возраст у мужчин и женщин увеличен с 65 до 67 лет (кроме работников силовых структур, шахтеров и судей). При этом немец живет, в среднем, 79-80 лет. Средняя пенсия составляет 1200 долларов. Теперь внимание - даже если немец не проработал ни одного дня, его все равно обеспечивает государство, выдавая ежемесячно по 350 евро и оплачивая жилье вкупе с коммунальными услугами. Может последнее и спорно с точки зрения социальной справедливости, но это положение не уничтожил даже кризис. А родное украинское государство, тем временем, откровенно лишает права на самую жалкую пенсию людей, проработавших, по каким-либо причинам, менее 15 лет!
Практически аналогична ситуация в Испании. Там пенсионный возраст повышен до 67 лет (правда, это еще не утверждено парламентом), средняя пенсия составляет 1300 долларов, продолжительность жизни – 80 лет.
Во Франции пенсионный возраст повысили с 60 до 62 лет. Французы живут 80-81 год. Средняя пенсия составляет примерно 800 долларов.
В Великобритании планка пенсионного возраста увеличена до 68 лет. Англичане живут 79-81 год. Пенсия - примерно 700 долларов. По сравнению с остальными странами Западной Европы, пенсионная система в Британии довольно жесткая – размер пенсии составляет примерно 50% зарплаты, и при этом государство гарантирует лишь минимальную пенсию.
В Италии «нехороший» консерватор и коррупционер Берлускони тоже начал повышение пенсионного возраста – к 2050 году итальянцы будут выходить на пенсию в 64,5 (женщины) и 68 лет (мужчины). Для тех, чей трудовой стаж составил 35 лет, есть возможность выйти на заслуженный отдых в 65. Продолжительность жизни в Италии – среднеевропейская – примерно 80,5 лет. Пенсия сейчас составляет 900 долларов.
Вернемся в родные края. В Украине средняя продолжительность жизни у мужчин - 62 года, у женщин – 74. Средняя пенсия по стране составляет 149 долларов (1178 гривен). Подчеркнем – это «средняя цифра» - средняя между вип-пенсиями по 16 тысяч гривен и убожеством в 764 гривни, на которые живет значительная часть пенсионеров. Теперь для получения даже этой суммы работать нужно будет больше. А с учетом инфляции, постоянного повышения цен, возможных спекуляций с курсом валюты и прочих радостей от государства, ценность этой пенсии будет продолжать падать.
МВФ не виноват
Стоит развеять еще одну иллюзию – о «злобном» МВФ, приставившим нож к горлу украинской власти с требованием отобрать у здешних стариков жалкие гроши. МВФ вовсе не требовал от Украины принимать такую реформу. Его интересовал лишь дефицит пенсионного фонда сам по себе, и механизмы, за счет которых будет покрываться этот дефицит. Да, 17% - этого много. Но существующая система солидарного обеспечения вполне еще могла продержаться за счет правильного распределения бюджетных средств нынешней властью. Стоит лишь вспомнить, что Верховная Рада увеличила расходы на свое содержание на 100 миллионов гривен только в этом году. Вспомним о том, как месяц назад бюджетные затраты на силовые ведомства возросли на миллионы гривен. СБУ получило на 107 миллионов больше, прокуратура – 70 миллионов, МВД – 287 миллионов. Вряд ли эти миллионы пойдут рядовым сотрудникам и младшему офицерскому составу – силовикам нынешняя реформа жизнь тоже усложнила. Но миллионы уже явно кем-то «осваиваются».
И молчу об оффшорах и миллионных тендерах у одного заказчика, о постоянном выделении новых средств на строительство футбольных объектов, и даже о внешнем долге Украины. 11 миллиардов долларов страна должна отдать только в этом году. Мы снова садимся на финансовую иглу МВФ, хотя могли обойтись и без нее, о чем недавно говорил даже премьер Николай Азаров. Похоже, однако, что дни Азарова, как премьера, сочтены, и группа Тигипко-Арбузова, выступающая за дальнейшие кредиты мировых банкиров, победила. В том числе и за счет украинских стариков.
Впрочем, Янукович еще может ветировать эту реформу. До 6 сентября, когда начнется следующая сессия парламента, у него есть время. Хотя в таком случае кредит нам точно не светит, так как больше предъявить МВФ в качестве урегулирования проблемы пенсионного фонда нечего. Потому, думается, будет не президентское вето, а весенние поправок в закон уже задним числом, после получения транша. Все-таки падение рейтинга власти слишком заметно. И почему бы снова не сыграть спектакль «мудрый глава державы исправляет ошибки нерадивых слуг народа»? Шаг Януковича по внесению поправок в пенсионную реформу запомнится избирателям, даже если поправки от президента будут косметическими.
- Информация о материале
Происходящий в Печерском суде процесс над лидером «Батькивщины» Юлией Тимошенко затмевает любые новости, связанные с ее однопартийцами. Правда, за последние полтора года наметилось всего два рода известий о «бютовцах» — или кто-то стал перебежчиком, или кого-то «прессует» власть. Долгое время держался в стороне от подобных новостных лент самый богатый нардеп от БЮТ Константин Жеваго. Но, как оказалось, это было временное явление.
В минувший понедельник сообщения о «маски-шоу» на предприятиях Жеваго посыпались как из ведра. Первой жертвой обысков СБУ стал белоцерковский производитель шин завод «Росава». Действия спецслужбы парализовали предприятие на целый день. Второй удар был нанесен в самое сердце — выемки документов стали происходить в центральном офисе банка «Финансы и Кредит». Завершили эсбэушники свой рейд в понедельник обысками в офисе футбольного клуба «Ворскла». Перед этим, между прочим, силовики уже посетили целый ряд предприятий, входящих в группу «ФиК» Жеваго — Стахановский вагоностроительный завод, фармацевтическую корпорацию «Артериум», Потавский ГОК.
Пока посещения силовиков избежали жемчужины машиностроения бизнес-империи Жеваго — кременчугский «АвтоКрАЗ» и керченский судостроительный завод «Залив». Но это пока. В остальных случаях все происходило по тому же сценарию, что и на «Росаве», — вооруженные автоматами люди в масках, представляющиеся сотрудниками СБУ, проводят масштабные обыски, выемки документов и конфискацию системных блоков, ссылаясь на открытое уголовное дело без каких-либо подробностей. Лишь к вечеру «черного» для Жеваго понедельника из СБУ стали распространяться слухи о том, что следственные действия на предприятиях группы «Финансы и Кредит» проходят в рамках расследования уголовных дел о фиктивном предпринимательстве и должностной фальсификации.
В связи с этим к спецслужбе напрашивается единственный вопрос. Почему потребовалось вмешательство СБУ, неужели «фиктивное предпринимательство» группой «ФиК» достигло таких масштабов, что уже есть угрозы национальной безопасности страны? Но спецслужба молчит и даже официально не подтверждает причину случившегося на предприятиях Жеваго. Тем самым, создавая благодатную почву для размышлений о политической мотивации действий СБУ или содействию чьему-либо рейдерству в отношении группы «ФиК».
В пользу версии о политическом заказе свидетельствуют произошедшие изменения в Измаильском морском порту. 24 года им бессменно руководил Валентин Котельный, в прошлом году он достиг пенсионного возраста, но работу оставлять не спешил. Когда осенью 2010-го руководство Минтранса пыталось снять его с должности, портовики вышли на улицу с акциями протеста и защитили своего начальника, в ситуацию на стороне Котельного вмешалась даже мэрия Измаила. Но в начале июля таки произошла смена руководства порта. Кроме пенсионного возраста есть у Котельного еще один «минус» — он лоялен к Жеваго. Между прочим, половину грузопотока Измаильского порта обеспечивает жеваговский Полтавский ГОК.
А ведь такого неуважительного отношения власти к одному из самых богатых украинцев Константину Валентиновичу можно было и избежать. Ровно год назад Жеваго был приглашен на юбилейный, 60-й, день рождения Виктора Януковича, но столь прозрачного намека понимать не хотел, с Юлией Тимошенко не порвал и, судя по всему, финансировать «Батькивщину» не прекратил. Серьезное предупреждение от власти Жеваго получил на местных выборах-2010, когда его правая рука нардеп Олег Бабаев был снят с регистрации в качестве кандидата в мэры Кременчуга. Бабаеву все же удалось восстановиться и, что закономерно, победить с большим перевесом. Полгода назад группа «ФиК», правда, сделала полшага в сторону власти — став мэром, Бабаев приостановил членство в «Батькивщине» (а он был главой кременчугской партийной ячейки) и помирился с «регионалами», что позволяет ему пока управлять городом без серьезных подножек от Партии регионов. Но все эти жесты «фиников», как оказалось, лишь отсрочили на полгода их проблемные отношения с властью.
Сейчас у Жеваго есть несколько примеров из опыта его соратников-«бютовцев» для выбора собственного поведения. Пример первый: крымчанин Андрей Сенченко и харьковчанин Арсен Аваков. Оба не сдались на милость ПР, но и их бизнес-интересы изрядно урезали. Пример второй: земляк Авакова Александр Фельдман и выходец из Донбасса Александр Шепелев. Оба пополнили парламентскую фракцию ПР и теперь пребывают в орбите влиятельного «регионала» Юрия Иванющенко. Однако Шепелев из самостоятельного банкира уже превратился, по сути, в наемного советника Юрия Владимировича в банковских делах, Фельдману грозит та же участь, разве что советовать Иванющенко он будет в том, в чем лучше всего разбирается, — в базарных делах. Пример третий: Тариэл Васадзе. Переход в правящую коалицию не уберег его от пристального внимания Генпрокуратуры и, что самое интересное, в качестве соучастника якобы злоупотреблений Тимошенко. В деле о «скорых» для сельской местности ГПУ установила, что машины хранились на складах подконтрольной Васадзе корпорации «УкрАВТО», здесь же осуществлялась растаможка автомобилей, и даже предоставлялись дополнительные услуги по оклеиванию кузовов «скорых» рекламной продукцией кандидата на пост президента Тимошенко.
И, наконец, пример четвертый: нардепы-приятели Богдан Губский и Сергей Осыка. Губский фактически полностью отлучен от своего любимого дела — земельного бизнеса. И это несмотря ни на его «посильную помощь» власти на местных выборах, когда участию «Батькивщины» в избирательном процессе на Киевщине помешал клон партячейки, сплошь состоящий из людей Губского, ни на то, что его соратники не просто ушли из БЮТ, а влились непосредственно в парламентскую фракцию ПР (так поступили близкие к Губскому Владимир Иваненко, Петр Кузьменко и Игорь Савченко). Ну а Осыка, покинув оппозицию, не смог сохранить доминирование в излюбленной им тендерной сфере. Обоих, несмотря на их прошлое влияние, власть использует в качестве обычных «тушек».
Впрочем, какому бы примеру ни последовал Жеваго, рейтинги Тимошенко и «Батькивщины» его действия не подорвут, а, вероятно, даже увеличат. Но отход Жеваго от оппозиции чреват двумя не менее важными проблемами. Во-первых, «фиников» во фракции БЮТ — целый десяток, и почти всем им на парламентских выборах-2012 Жеваго смог бы обеспечить победу на мажоритарке. Для Тимошенко потерять Жеваго — это не досчитаться десяти нардепов в своей фракции как сейчас, так и осенью 2012-го. А во-вторых,«Батькивщина» окончательно лишится системного спонсорства со стороны крупного бизнеса, а других кандидатов среди толстосумов на жертвование собой ради идеи нет и в ближайшее время не предвидится.
Теперь перед Тимошенко стоит один из самых сложных вопросов — финансирование партии. Дело в том, что централизовано денег не дает никто уже более чем полгода.Региональные отделения переведены на самофинансирование, что в переводе на человеческий язык означает, что центр больше не влияет на то, что творится в регионах. Теперь же, после того как Тимошенко может потерять последнего системного спонсора, ей просто необходимо что-то решать. На носу парламентские выборы и у нее, по самым оптимистичным прогнозам, есть не более 30 кандидатов, которые готовы подставить свой бизнес и самостоятельно профинансировать свои избирательные кампании. Остальным нужно помогать из центра. Не говоря уже о том, что по самым скромным подсчетам надо потратить не менее 200 млн. на выборы по «пропорционалке». Таким образом, перед Тимошенко стоит дилемма: достать что-то из тумбочки (официально тумбочки не существует) и профинансировать выборы за свои. Но, проведя несколько десятков людей в парламент, не факт, что половина из них не сбежит. А во-вторых, судя по всему, сама Юлия Владимировна не имеет шансов возглавить список, так как будет осуждена самым справедливым украинским судом. Есть другая проблема — не профинансировав избирательную кампанию, Тимошенко теряет шансы на реванш в будущем. Правда, в «бютовских» реалиях есть третий вариант, которым последний год пользуются однопартийцы Юлии Владимировны. Они живут по принципу «как-то рассосется». Надеясь на то, что как-то оно да будет, народ своего лидера не забудет, где-то проголосует, и кто-то да и пройдет.
- Информация о материале
Киев и Минск обменялись высылкой военных дипломатов. Этот факт, ставший известным ZN.UA и получивший широкий резонанс в отечественных и зарубежных СМИ, белорусские и украинские власти стремятся всячески заретушировать, избегая разговоров об инциденте. В ответ на просьбу нашего издания прокомментировать неординарное событие в украинско-белорусских отношениях, в МИД Украины и в СБУ не подтверждали и не опровергали эту информацию, однообразно отвечая: «Без комментариев». Более того, как заявили «Известиям в Украине» в украинском посольстве в Беларуси, военных атташе не высылали, «у них просто закончился срок пребывания». В свою очередь и МИД Беларуси опроверг сообщение о высылке военного атташе из Украины. Как информировало российское агентство «Новости», начальник отдела Украины, Молдавии и Закавказья белорусского внешнеполитического ведомства Сергей Линг сказал, что военный атташе Беларуси в Украине Андрей Каюк не высылался из страны пребывания и продолжает работать в Киеве.
Но наши источники в правительстве и компетентных органах, утверждают: взаимная высылка белорусских и украинских военных дипломатов все же имела место. По первоначальной версии, услышанной ZN.UA, Минск объявил персонами нон-грата двух сотрудников украинского посольства, а Киев, в свою очередь, принял ответное решение в отношении военного атташе Беларуси. Причиной подобных действий белорусских властей, якобы, стала реакция Александра Лукашенко на ответ Виктора Януковича, которого ранее белорусский президент обвинил во «вшивости». Суть ответа, переданного через Николая Азарова, не известна. Но он, по словам наших собеседников, вызвал негативную реакцию Лукашенко и привел к высылке украинских дипломатов.
Позже оказалось, что причина выдворения дипломатов более прозаична. Но не менее скандальна. По сведениям ZN.UA, на протяжении последних четырех месяцев из Украины за шпионаж были высланы два военных атташе Республики Беларусь. Примечательно, что между спецслужбами стран СНГ существует договоренность не вести разведывательную деятельность друг против друга. Но Минск (впрочем, как и Москва) не придерживается этого соглашения. Например, пользуясь тем, что отдельные несознательные украинские граждане часто провозили через украинско-белорусскую границу незадекларированные блоки сигарет, белорусы активно вербовали украинцев. По этому поводу украинский МИД не раз безрезультатно передавал ноты белорусской стороне.
После решения Киева последовала ответная реакция белорусских властей: из Минска были высланы два украинских военных дипломата — атташе по вопросам обороны и военного атташе. Что ж, в мире дипломатии действует принцип взаимности. Но белорусы вышли за рамки правил, принятых в цивилизованном мире. Минску показалось мало объявить нежелательными персонами украинских военных дипломатов. Белорусской контрразведкой был разыгран «спектакль», который должен был дискредитировать украинских офицеров. И в конце мая последний сотрудник военного атташата посольства Украины был вынужден в течение 24 часов покинуть территорию Республики Беларусь.
Те, кто по роду службы знает о методах работы белорусской контрразведки, не удивляются мстительности комитета госбезопасности Республики Беларусь, сделавшего все, чтобы карьера украинских офицеров оказалась под угрозой. Белорусская спецслужба — это дубль советского КГБ, для которого характерны жесткие и жестокие методы работы. Чтобы понять, что из себя представляет местная спецслужба, достаточно посмотреть, как в Минске чекисты хватают людей за участие в молчаливых акциях протеста только за их аплодисменты. Провокации же против сотрудников иностранных посольств — обычная практика, жертвой которой стал не один зарубежный дипломат, аккредитованный в Беларуси. К сказанному добавим, что хотя комитет госбезопасности РБ — не филиал российского ФСБ, между ними все же существует тесное взаимодействие. И еще вопрос, на какую спецслужбу, в конечном счете, работали военные атташе Беларуси в Украине: на родную или на российскую?
Судя по поведению Минска и Киева, несмотря на действия белорусской контрразведки, шпионская история не будет иметь серьезных последствий. Да, отношения Украины и Беларуси не идеальны. В том числе и из-за личностного конфликта между двумя президентами — Александром Лукашенко и Виктором Януковичем. Оба политика — люди мстительные и мнительные, обвинения во «вшивости» не забываются и не прощаются. Существуют и серьезные проблемы в межгосударственных отношениях. В частности, в вопросе юридического оформления украинско-белорусской границы: Минск до сих пор не готов к обмену ратификационными грамотами договора о госгранице между Украиной и Беларусью, пытаясь в условиях экономического кризиса выторговать для себя новые финансовые уступки со стороны нашей страны.
И все же Киев и Минск всячески избегают огласки. А это означает, что стороны, несмотря на существующие проблемы, не хотят усугублять конфликт. Ведь публичные шпионские скандалы не проходят бесследно для двусторонних отношений, поскольку предание гласности факта шпионажа сотрудниками посольства, как правило, свидетельствует о сознательной эскалации напряженности, дискредитации своего партнера в системе международных отношений. Подобное, например, произошло два месяца назад, когда наша спецслужба и внешнеполитическое ведомство охотно комментировали выдворение двух сотрудников военного атташата посольства Чехии в Украине за «деятельность, несовместимую со статусом дипломата». Так, сознательно обострив украинско-чешские отношения, Киев мстил Праге за предоставление политического убежища экс-министру экономики Богдану Данилишину…
Очевидно, что Киев и Минск хотят сохранить возможность диалога. Для сторон он представляется тем более важным, если учесть сложную ситуацию, в которой оказалась Беларусь и то, что от нового украинско-белорусского конфликта выиграет только Кремль.
После событий 19 декабря 2010 года и репрессий, последовавших в отношении политических оппонентов, режим Лукашенко находится в жесткой конфронтации с Западом, а финансово-экономический кризис поставил Беларусь на грань краха. Белорусские власти попали в сложное положение: страна нуждается в кредитах. Но сегодня политика лавирования между Западом и Россией не работает. Конфронтация с Западом не дает официальному Минску возможности получить кредиты от МВФ, Лукашенко, вынужденный обращаться за помощью к Москве, находится под жестким прессингом россиян, требующих свою часть «фамильного серебра Беларуси». И вот уже белорусский премьер Михаил Мясникович заявляет, что Минск ведет переговоры о приватизации российскими компаниями госпакетов корпораций — «Белтрансгаза», «Гродноазота», «Настана», Мозырского НПЗ, МТС, МАЗа, «Интеграла».
Происходящее не нравится Александру Лукашенко, который привык быть безграничным властителем своей страны. Усиление же позиций российского капитала не просто закрепляет Минск в евразийском пространстве, на котором доминирует Россия, а дает Кремлю дополнительные рычаги давления на режим. Происходящее в соседней стране в силу объективных причин не может не тревожить и Киев: в украинской столице заинтересованы в существовании независимой Беларуси, а не государства, которое послушно идет в кильватере политики Кремля. Но этот взаимный интерес вовсе не означает, что между двумя странами произойдет сближение, а Киев станет посредником в диалоге Беларуси и Запада. Авторитарный режим Лукашенко уже не раз действовал непредсказуемо и алогично. Киев многократно упускал возможность создания украинско-белорусского альянса. А Москва, успешно используя возникающие противоречия в отношениях между Украиной и Беларусью, усиливала свои позиции в регионе.
- Информация о материале
Виктор Янукович-младший среди бела дня опозорился на глазах журналистки. Будучи пьяным, народный депутат не мог найти дорогу домой. Это знаменательное событие произошло 12 июля на улице Кропивницкого, что в самом центре Киева, возле Бессарабки.
Шатаясь и едва передвигая ноги, домой идет Виктор Янукович-младший – народный депутат и сын президента Украины:
Все поведение народного избранника показывает, что Янукович-младший находится в сильно нетрезвом состоянии.
Это видео было снято журналисткой Анной Грабарской из общественного партнерства «Новый Гражданин», которая была поражена поведением президентского отпрыска.
На видео заметно, что Янукович пытается найти дверь своего дома. Он живет на улице Кропивницкого, 10. Но обычно сын гаранта заезжает прямо на подземный паркинг, откуда в лифте поднимается в квартиру.
Поэтому неудивительно, что «под градусом» Янукович-младший не смог идентифицировать свой дом.
Как зафиксировано на видео, сын президента поочередно заходит в двери разных домов по улице Кропивницкого, пока не находит своих.
Януковича сопровождает его друг (в черной футболке с золотыми часами) и помощник (в белой футболке). Мужчина в пиджаке – это, очевидно, охранник Януковича-младшего.
Все они по очереди пытаются помочь Януковичу, когда он падает на стену дома. Охранник поддерживает сына президента, чтобы он не свалился на землю. При этом Виктор Янукович еще и грубо ругается: «Я е…, б…!».
Откуда возвращался Янукович в таком виде – непонятно. По расписанию Верховной Рады, во вторник депутаты, включая и президентского сына, должны были работать «в комитетах и фракциях».
Сам президент Янукович недавно похвастался воспитанием своих отпрысков.
«Я вас уверяю, что мне не стыдно за моих детей и внуков. Я хочу, чтобы ваши дети были не хуже, чем мои», – сказал глава государства, обращаясь к журналистам на пресс-конференции четыре дня назад.
- Информация о материале
Только наивные люди полагают, что Закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине» способен если не искоренить взяточничество и злоупотребление служебным положением, то хотя бы свести до минимума эти явления. Ведь согласно отчетам международных организаций, Украина занимает первые строчки в сомнительных рейтингах самых коррупционных держав. Правда, с точки зрения европейцев, в нашей коррупции виноваты исключительно чиновники.
Им, очевидно, невдомек, что украинские реалии немного иные, чем в большинстве стран. Мы просто не можем жить без коррупции. Она сопутствует нам на каждом шагу: начиная от устройства ребенка в детский сад (в школу, институт) и заканчивая взяткой инспектору ГАИ или судье. В больнице мы охотно рассовываем купюры в карманы медперсоналу: от санитарки до хирурга. Потому что так принято. Потому что так делают все. Потому что если так не делать, то можно и помереть, к тебе никто не подойдет. Но главное – нам приятно знать, что у нас есть выбор: либо идти трудным, но честным путем, либо же заплатить кому надо и сколько, и решить любой вопрос. Украинцы хорошо усвоили, что взятка – это самый легкий и эффективный (а иногда и единственно возможный) вариант решить любую проблему.
При всем этом спросите любого гражданина страны: осуждает ли он коррупцию? Будьте уверены: последует реакция – конечно! И с негодованием вспомнит бессовестных вороватых чиновников, которые наживаются не бедном народе. Но при этом стоит хотя бы намекнуть украинцу, что он сам является составляющей коррупционной системы, более того, сам провоцирует коррупцию, он возмутится. Хотя его пыл охладить можно, предложив ему представить, что отныне он вынужден будет «по-честному» проходить все инстанции – от врача или гаишника до налогового инспектора или БТИ. Часами стоять в очередях, сорвать голос в бесплодных попытках отстоять свои права, собирать кучу справок, причем, не имея никакой гарантии положительного результата. И, главное, не иметь возможности заплатить, чтобы решить любой вопрос быстро и легко! Да любого украинца от одной мысли об этом бросит в холодный пот.
Год назад Институт имени Горшенина провел опрос. Выяснилось, что, формально осуждая коррупцию, более 70% украинцев не раз сталкивались с ней, то есть, давали чиновникам деньги или подарки. Вот и получается, что мы негативно относимся к политической коррупции, злоупотреблением властью на высшем уровне, но при этом не имеем ничего против коррупции бытовой.
Самое печальное, что исправить эту ситуацию (по крайней мере, быстро) не так просто. Традиции у нас не те. Ведь началась коррупция по-украински не с независимой Украины, а намного раньше, с советских времен. Жестко вертикальная модель власти, укладывающаяся в парадигму «ты начальник, я – дурак», привела к тому, что большинство граждан уверовало во всесильность руководителей любого ранга, и пыталось любыми способами их задобрить. Те, в свою очередь, быстро приспособились к модели: ты мне, я – тебе. Разница в том, что в советское время взятки давались тихо, и их размеры не поражали воображение. А вот с приходом независимости и демократии это явление расцвело буйным цветом. Политическая и чиновничья элита пересела с «Волг» на «Мерседесы», соответственно, к суммам взяток прибавились нули.
В большинстве цивилизованных стран модель власти – горизонтальная, и чиновники там являются не недосягаемыми «небожителями», а по возможности честно выполняют то, что им нужно делать. Там никому не нужно рассказывать, что чиновник нанят обществом, а не общество должно работать на чиновника, - это и так понятно. И именно на такую модель общества рассчитаны все антикоррупционные инициативы, в том числе, и те, которые прописаны в украинском законе, который недавно вступил в силу.
Но в наших реалиях они, увы, не работают. Как бы парадоксально это не звучало, серьезная борьба с коррупцией, задекларированная властью, может привести к неожиданному побочному эффекту. Противоборствующие стороны – чиновники и простые граждане – могут стать сообщниками, чтобы сохранить привычную, удобную и отработанную годами модель: дал взятку – считай вопрос решенным.
- Информация о материале
Страница 1322 из 1561
